Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Эстетика Специальность ВАК РФ: 09.00.04

Философско-эстетический анализ феномена "молчание"

Певницкая, Елена Львовна — Москва, 2002

Изменения в обществе и сознании не могут не отражаться также и на системе коммуникации, что приводит к поиску альтернативных форм общения. С одной стороны, давление общества на субъект, навязывание ему жестких правил существования в социуме ведет к стремлению разрушить общепринятые нормы и рамки в попытке повысить индивидуальную степень свободы...

Формирование эстетической концепции Владимира Сергеевича Соловьева в контексте теории всеединства

Ляховская, Татьяна Вадимовна — Москва, 2002

Однако Е.Н.Трубецкой, признавая восприимчивость Вл.Соловьева к тем или иным элементам теорий Канта, Гегеля, Фейербаха, Шопенгауэра, подчеркивал самобытность своего друга, его интеллектуальную свободу и оригинальность: «.он вполне ясно отдает себе отчет, чем он обязан всем этим мыслителям. По тому самому его отношение к ним - вполне свободное...

"Эстетика жизни" в философии Ницше

Радеев, Артем Евгеньевич — Санкт-Петербург, 2002

Эстетика Ницше привлекла к себе внимание не позднее того момента, как стало известно о всей философской концепции Ницше, при этом в историко-философской литературе можно выделить три этапа ницшеведения, в которых рассматривается как философия Ницше вообще, так и его эстетика в частности. Первый этап, границы которого можно определить 90-ми годами...

Эстетика музыкально-исполнительского искусства

Накагава Мики — Москва, 2002

Один из крупнейших философов, оказавших влияние на эстетические ориентации современников, явился А. Шопенгауэр (1788-1860). Несмотря на то, что он начал пропагандировать свою теорию еще при жизни Гегеля, его учение завоевывало популярность достаточно медленно - сказывалось большое влияние на современников немецкой классической философии. От...

Эстетические проявления фобий в культуре общества

Сапожникова, Ирина Владимировна — Москва, 2002

Современное общество в нашей стране находится в стадии становления, а потому для ереструктурирования уже сложившихся отношений необходимо опираться на измене-[ие модели наличного бытия. В советское время социальная сфера была ориентирована [а тотальную ответственность государства за социальную защищённость своих граждан. I, поскольку альтернативы...

Язык и выразительные средства рекламы моды в России конца XIX - начала ХХ в.

Мышляева, Ольга Борисовна — Москва, 2002

Неудивительно, что очень многими в современной России (от обывателя до интеллектуала-интеллигента) реклама рассматривается как явление неорганичное и чуждое национальной жизни, в лучшем случае она предстает как сопутствующее рыночной экономике неизбежное зло. В культурном плане ее часто квалифицируют как результат непродуманного заимствования...

Язык искусства и картина мира

Петров, Максим Анатольевич — Москва, 2002

В свою очередь, тщательный анализ подпонятия "художественная картина мира" позволяет нам сделать вывод, что оно также является составным. Его составляющие части - это "авторская" картина мира и "зрительская" картина мира, в совокупности определяющие сложную систему взаимоотношений художников и литераторов-авангардистов начала XX века с окружавшей...

Две традиции символа в древнерусской эстетике

Мишина, Алина Николаевна — Липецк, 2001

Генезис древнерусской культуры связан со многими историческими, географическими, политическими факторами, но наиболее значимые из них - язычество древних славян, христианско-православная духовность, западноевропейский стиль светской жизни. Первый из этих факторов играл роль исходной, базовой матрицы; второй - возвышающего, духовно преобразующего...

Духовно-эстетические основания музыкального искусства Средневековой Руси

Мещерина, Елена Григорьевна — Москва, 2001

Изучение музыкальной теории и практики эпохи Средневековья может дать ключ к раскрытию природы музыки, одной из важных проблем музыкальной эстетики. Представляя собой «концепцию душевной жизни» человека (А.Ф. Лосев), музыка наиболее тесно и непосредственно связана с его эмоциональным миром. Поэтому расширение представлений о музыкальной сфере...

Единство творчества и восприятия художественного произведения

Виноградова, Айя Геннадьевна — Москва, 2001

Творческий акт и процессы художественного восприятия чаще всего интерпретируются как психическая деятельность. Иногда даже высказывается требование рассмотрения психофизиологии этого процесса. Но психология и психофизиология оставляют без ответа вопрос о том, почему и как психические процессы художественного созидания и восприятия выстраиваются по...

Исследование искусства в западной эстетике

Волобуев, Виктор Алексеевич — Москва, 2001

Однако философская методология и психологические методы исследования не обладают необходимой полнотой целостного и всестороннего анализа искусства, которая может быть достигнута только при учете всех аспектов общественных и личностных детерминаций художественного творчества и функций искусства в ту или иную конкретно-историческую эпоху. И этот...

Комическое в русской песенной поэзии 18 века

Сорокин, Владимир Борисович — Москва, 2001

Категория комического - одна из основных и чрезвычайно сложных для изучений категорий эстетики. Исключительная многогранность, подвижность, изменчивость признаков и форм комического в зависимости от культурно-исторических, этносоциальных и индивидуально-личностных качеств субъекта и объекта комического определяют необычайную трудность...

Кутюрье как эстетический феномен

Полях, Екатерина Юрьевна — Москва, 2001

Анализ эстетического содержания моды традиционно концентрировался на разнообразных предметах и объектах моды, - ее «ценностях», а также на «потребителях» моды, наряду с интерпретацией происхождения и развития того или иного явления или процесса в моде. Но оставалась без внимания проблема исследования эстетической деятельности творцов моды, т.е...

Проблема условности в искусстве

Ликинская, Ирина Симоновна — Москва, 2001

Одним из таких механизмов является условность кинематографического текста, потому проблема условности в кино как один из аспектов общей проблемы условности в искусстве становится особенно актуальной...

Феномен искусства в философско-эстетических воззрениях И. А. Ильина

Соколова, Алла Викторовна — Кострома, 2001

Трагической мировой и русской действительности, наконец, к искусству и культуре. Ильин соединил в своем творчестве традиции русской и западноевропейской философской мысли, опираясь на классический немецкий идеализм (Фихте, Канта, Шеллинга, Гегеля...

Философия творчества Иосифа Бродского

Келебай, Евгений Богуславович — Москва, 2001

Своим творчеством Бродский укреплял представления о поэте как об орудии языка, делающего существо с таким богатством приспособительных возможностей собственно человеком. Он выдвинул и защищал тезис, что библиотека важнее парламента. Его идея о наипервейшей необходимости сохранения того, что уже материализовано человечеством в языке и накоплено в...

Философско-эстетические аспекты творчества

Сафаров, Ильдар Шамилевич — Петрозаводск, 2001

Существуют отличия в понимании творчества в контексте отличий западной и восточной культур (И.А.Бескова). На западе ценится состояние творческого вдохновения как выдающееся. Порывам творчества приписывается ранг высшего проявления человеческого духа, их природа считается непознаваемой в принципе. Творческие личности вызывают амбивалентные чувства...

Фотографическое мышление как эстетическая проблема живописи

Клопова, Ирина Владимировна — Москва, 2001

Будет справедливым заметить, что проблема функционирования фотографического мышления и его эволюции в ходе исторического развития живописи, возникла в конце XIX века и существовала автономно от вопросов, поднимавшихся в области фотографии и живописи. Специфика этого вопроса стала заметной благодаря времени, оно подтвердило необходимость...

Эстетика игрушки как феномена массовой культуры

Гусева, Анна Юрьевна — Санкт-Петербург, 2001

Однако «средний человек», получая «неукоснительные представления обо всем» (X. Ортега-и-Гассет), приобретает и привычку не сомневаться в собственном совершенстве. Примитивно-механистическое объяснение явлений, которыми довольствуется сознание «массового человека», порождает инфантилизм, механицизм и ортофрению1. Структуры повседневности, в...

Эстетика Московского концептуализма

Апресян, Армен Рубенович — Москва, 2001

Именно концептуализм смог предложить систему представлений, составивших альтернативу официальному советскому искусству и способных вернуть русское искусство в орбиту интернационального арт-мира. По мнению одного из ярких представителей концептуального движения в России И.Бакштейна концептуализм «.стал своего рода «русским постмодернизмом...