автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Интернационализация как социальный феномен

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Попков, Юрий Владимирович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Интернационализация как социальный феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Попков, Юрий Владимирович

Введение.

Глава 1. Социально-философские основы исследования процесса интернационализации

1. Интернационализация как теоретико-методологическая проблема.

2. Национальная общность как субъект процесса интернационализации.

3. Интернационализация в системе взаимодействия национальных общностей.

Глава 2. Интернационализация во всемирно-историческом процессе

1. Интернационализация как фактор процессуальное™ всемирной истории.

2. Соотношение локальной и всемирной форм интернационализации.

Глава 3. Общее и особенное в интернационализации общественной жизни народов Севера

Интернационализация и развитие народов Севера в условиях традиционного общества.

2. Интернационализация и развитие народов Севера в условиях современного общества.

Глава 4. Политико-правовое регулирование интернационализации общественной жизни народов Севера

1. Народы Севера в системе международно-правовых отношений.

2. Состояние и перспективы политико-правового регулирования интернационализации общественной жизни народов Севера.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Попков, Юрий Владимирович

Впоследствии проблема потеряла свою актуальность, поскольку, согласно официальной точке зрения, национальный вопрос в стране был успешно решен. Такая оценка являлась в определенном смысле логичной, поскольку успешное решение этого вопроса связывалось с "подтягиванием отсталых народов" до современного уровня. После реализации данной задачи национальный вопрос был снят с повестки дня практической политики и научных разработок. Одновременно возросла значимость проблемы интернационализации, которая получила большой импульс для исследования, но, при этом, без какой бы то ни было увязки с национальным вопросом.

В настоящее время, как уже отмечалось, ситуация сменилась на прямо противоположную - проблема интернационализации ушла из поля зрения политиков и ученых, а национальный вопрос превратился в один из наиболее актуальных.

Пик обострения национального вопроса и связанных с ним проявлений национализма и роста активности национальных движений приходится на рубеж 8090-х гг. Исследователями это связывается с началом "капитализации" страны и действием соответствующих исторических закономерностей в национальных от

1 См.: Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 24. - С. 124,125, 131; Ленин В.И. Тезисы ко II Конгрессу коммунистического интернационала // Там же. - Т. 41. - С. 164; и др. ношениях. В.И.Козлов по этому поводу пишет: "Но как только реформы времен перестройки создали условия для формирования "рыночной" (капиталистической) экономики и национальной буржуазии, исторические закономерности развития национализма, отмеченные еще Лениным, стали проявляться все более четко"1. Роль национальной буржуазии, отмечает он, в значительной мере выполняла национальная "номенклатура", проявлявшая стремление к независимой этнократии. Руководство страны не пошло на специальные меры по сохранению страны. В конечном итоге "централизм фактически капитулировал перед сепаратизмом, исторически, казалось бы, закономерная интеграция - перед дезинтеграцией" . Общая \ тенденция, характеризующая процесс образования самостоятельных национальных государств в условиях первоначального накопления капитала, нашла подтверждение и в нашей стране. ^ В трактовке сущности национального вопроса есть две противоположные позиции. Согласно первой, национальный вопрос ограничен рамками внутринациональных отношений, и крайней формой ее выражения является принцип национализма, предполагающий государственное самоопределение народов. Данная позиция преобладала в прошлом веке и, войдя в программные документы многих национальных движений, стала, в частности, одной из идейных предпосылок как образования, так и последующего распада СССР; продолжает активно использоваться в современной практической политике. Например, в новой программе Ассамблеи тюркских народов, принятой ее Третьим Конгрессом, национальный вопрос определяется следующим образом: "Решить национальный вопрос - значит предоставить всем народам возможность развивать свою экономику и политику, культуру в тех формах и теми средствами, которые избирает сам народ, принцип самоопределения наций не предполагает априорных форм государственного уст

1 Козлов В. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. - М., 1996,-№6.-С. 107.

2 Там же. ройства"1. Вторая позиция имплицитно фокусирует рассмотрение национального вопроса в русле интернационализма, связанного с устранением национального гнета и неравенства и установления благоприятных экономических, политико-правовых и культурных отношений между национальными общностями2. Иначе говоря, здесь акцент делается на межнациональных взаимодействиях и, строго говоря, речь идет об интернациональном вопросе, в то время как приведенные выше положения документов национального движения фиксируют проблемы исключительно внутринационального характера.

Каждая из приведенных точек зрения относительно содержания национального вопроса абсолютизирует лишь одну из исторически взаимообусловленных закономерных тенденций. Одна из них фиксирует внимание на моментах национального развития и национализма, другая - на моментах межнациональных отношений, по сути дела, на интернационализации в общепринятом ее понимании. Представляется, что действительно актуальным является в настоящее время рассмотрение данных тенденций как взаимосвязанных и взаимообусловленных, образующих некоторую целостность национального бытия. В этой связи можно говорить о злободневности положения В.И.Ленина о двух тенденциях в национальном вопросе для современных исследований, а сам национальный вопрос следует трактовать как проблему не только ликвидации национального неравенства, самоопределения, экономического или политического устройства той или иной национальной общности, но и более широко - как вопрос о всей системе ее внутренних и внешних взаимодействий, поскольку в рамках системы, каковой выступает целостность национальных отношений, ее элементы могут воспроизводить свое существование лишь через воспроизводство других элементов. Интернационализация должна быть рассмотрена в данном случае как составляющая практического решения на

1 Тафаев Г. И. Политические партии и национальные движения республик Поволжья и Приуралья. (Методологическая основа исследования). - Чебоксары, 1993.-С. 53.

Социологический энциклопедический словарь. - М., 1998. - С. 197. ционального вопроса. Для этого требуется переосмыслить как содержание национального вопроса и механизмов осуществления национального развития, так и существующее понимание интернационализации.

В действительности интернационализация, несмотря на разного рода политические и идеологические обстоятельства, развивается как некоторый закономерный процесс. Например, сам факт существования Ассамблеи тюркских народов, выступающей жестко за националистический вариант решения национального вопроса, является отражением определенного единства, интернационализма многих тюркских народов. Выделившиеся из состава СССР самостоятельные государства в настоящее время под влиянием объективных условий вынуждены прилагать большие усилия для налаживания взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах жизни. В самой России, наряду с проявлениями национализма и сепаратизма, идут консолидационные и интеграционные процессы.

Чрезвычайно интенсивно процесс интернационализации развивается на уровне мирового сообщества. В Программе развития ООН (в докладе о развития человека, 1992 г.) отмечается, что современный мир близок к созданию единой, объединенной глобальной системы. В основе - процесс интернационализации, нарастающая взаимозависимость различных стран и народов и растущая интеграция мировой экономики. Проблеме интернационализации посвящен большой массив зарубежной литературы; она остается весьма актуальной научной темой1. Эти

1 См., например: Berberoglu, В. The internationalization of capital and its impact on labor on a world scale // Intern, rev. of mod. sociology. - Dekald (III), 1990. - Vol. 20. - l2; Derr, C.B. Oddou, G. Internationalizing managers: Speeding up the process // Europ. management j. - Oxford, 1993. - Vol. 11. - 4; Wilke, J. Internationalisierung der Massenmedien: Auswirkungen auf die internationale Politik // Intern. Politik. - Bonn, 1996. -J. 51, 41; Hassner, P. Beyond nationalism and internationalism // Survival. - L., 1993. -Vol. 35. - l2; Reiferer, A.F. Die unvermiedbare Nation: Ethnizitat, Nationalitat u. nachnationale Ges. - Frankfurt a. M.; New York: Campus, 1988; Nash, M. The cauldron of ethnicity in the modern world. - Chicago; L.: Univ. of Chicago press, 1989. - VIII; Rosow,

Продолжение сноски на след. странице) факты свидетельствуют о том, что интернационализация вовсе не является теоретической фикцией или исключительно идеологической проблемой. Она выражает закономерность всемирно-исторического развития и тесно связана со столь актуальным ныне национальным вопросом.

Почему же в отечественной литературе проблема интернационализации практически перестала обсуждаться? О ней не говорят даже тогда, когда она имплицитно присутствует в содержательных разработках.

Как уже подчеркивалось, в советский период большинством исследователей интернационализация трактовалась как тенденция к сближению и к слиянию национальных общностей. Данная теоретическая установка опиралась на положение

B.И.Ленина: "Целью социализма является не только уничтожение раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, но и слияние их"1. С этим согласуется его положение о необходимости поддержки всего того, что ведет к "стиранию национальных различий", к "слиянию наций" . Как отмечает

C. Т.Калтахчян, "в ленинских работах везде, где говорится о сближении, непременно говорится и о слиянии"3.

Многие исследователи именно под этим углом зрения рассматривали содержание и перспективу процесса интернационализации. Типично следующее определение: "Интернационализация - это объективная тенденция общественного развития, выражающая процесс растущего единения всех наций на материально-технической основе крупного машинного (механизированного и автоматизирован

S.J. The forms of internationalization: representation of Western culture on a global scale // Alternatives. - Delhi; N. Y„ 1990. - Vol. 15, 1 3.

1 См.: Ленин В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение (Тезисы) // Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т.27. - С. 256

2 Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 24. - С. 133. о

Интернационализация общественной жизни в условиях развитого социалистического общества (Круглый стол "Вопросов философии") // Вопр. философии. -1974.-№Ю.-С. 23. ного) производства, которая в конечном итоге должна привести к слиянию всех наций в едином безнациональном коммунистическом человечестве"1.

Общей концептуальной основой указанной позиции выступал так называемый прогрессистский (или универсалистский) подход, предполагавший признание ослабления значимости национального фактора в процессе общественного развития. В соответствии с этим определялись теоретические ориентиры в разработке данной темы, а вместе с ними и соответствующие идейные и методологические ограничения. В определенном смысле сфера национальных отношений была закрытой темой: "Возникающие здесь конкретные трудности, проблемы, противоречия, нездоровые тенденции, оставшиеся нерешенные вопросы, имевшие место ошибки в большинстве случаев оставались вне поля зрения, они для теории как бы не существовали"2. Постепенно утратилась целостность теоретического осмысления национальных отношений, сформировались стереотипы централизации и унификации, обедняющие теоретические представления о реальной интернационализации как противоречивом явлении.

К концу 1980-х гг. идеологические и методологические ограничения в исследовании проблематики национальных отношений были сняты. Рассчитывая на новые идеи и подходы в данной, области ведущие научные журналы по общест

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Интернационализация как социальный феномен"

Заключение.

Представленные в социальной философии концепции всемирно-исторического процесса либо игнорируют, либо не придают особого значения этническому и национальному факторам детерминации развития человечества. Там, где эта проблематика затрагивается, она не влияет существенным образом на понимание основных источников и движущих сил социальной эволюции. Даже в концепциях, традиционно относимых к культурологическим, например, в концепциях цивили-зационного развития, этнические и национальные составляющие, явно относимые к кругу культурных явлений, оказываются на периферии основного исследовательского интереса.

Вместе с тем анализ историко-культурного материала, обращение к "следам" истории, зафиксированным в археологических находках и различных письменных источниках, показывают недостаточность и неполноту объяснения механизма становления всемирности исторического процесса без учета влияния на него отмеченных факторов. Слабость таких подходов стала практически ясной в условиях невиданного до сих пор всплеска этничности и национализма на фоне прогрессирующих процессов интернационализации и глобализации. В этом плане попытки вновь и вновь объяснить общественное развитие и фундаментальные социальные изменения, а тем более строить футурологические прогнозы без опоры на теоретические интерпретации такого глубинного пласта действительности, как национальные взаимодействия, обречены на получение не вполне адекватных исследовательских результатов. Не только тенденции развития современной науки, но и сама общественная практика делают необходимым и неизбежным переосмысление старых и разработку новых подходов к анализу и теоретическому объяснению источников и движущих сил всемирно-исторического процесса. Именно эта проблемная ситуация определила содержание и основную направленность предпринятого исследования.

Полученные результаты позволяют сделать следующие обобщающие выводы.

Интернационализация, понимаемая как единство объективной и субъективной рефлексии национальных общностей, является социальным феноменом, имманентно присущим всей человеческой истории, составляя не только ее важный момент и характеристику процессуальности, но и существенную детерминанту становления локальных цивилизаций, формирования и развертывания всемирно-исторического процесса как единства многообразного, как противоречивой и развивающейся системы, каждый элемент которой является условием существования всех других ее элементов. Таким образом, интернационализация выступает одним из системообразующих факторов всемирной истории и является инвариантом общества, характерным не только для современного, но и для всех предшествующих этапов его развития, и законом развития всех исторических форм национальных общностей.

Введение понятия «национальная общность» в предметное поле социальной философии достигается путем интерпретации ее как общности людей, в структуре которой этнический компонент выступает лишь одним из ее системообразующих факторов. Племя, народность, нация понимаются как генетически различные национальные общности, характеризующиеся общими, инвариантными признаками. В результате удается избежать абстрактно-неопределенной квалификации племени, народности и нации лишь как исторических или как этнических общностей людей. Поскольку многие общности людей могли бы быть названы историческими в широком смысле слова, то использование понятия национальной общности позволяет конкретный класс общностей - племя, народность, нация - выделить именно как национальные.

Классический философский тезис, согласно которому общее проявляется через особенное, вполне подтвердился при конкретном анализе процесса интернационализации у народов Севера. Более того, в силу исторической разнесенности по уровню развития традиционного и индустриального обществ, представленных соответственно народами Севера и доминирующим обществом в процессе их взаимодействия, основные теоретические положения, характеризующие процесс интернационализации вообще, здесь обнаружились с особой очевидностью. Полученные результаты дают основание говорить об адекватности принципов, положенных в основу теоретического анализа, задачам эмпирического исследования.

Применительно к народам Севера можно сделать обобщающий вывод о том, что их выживание и развитие в прошлом и настоящем необходимо связано с процессом интернационализации, который обеспечил формирование достаточных предпосылок стабильного функционирования традиционного образа жизни и способствовал его адаптации к условиям современного общества. Стихийный процесс вовлечения народов Севера в мировое сообщество разрушает основы их традиционных ценностей, угрожает деструкцией их как целостных социальных субъектов. Выживание и дальнейшее развитие народов Севера возможно при условии их сознательной интеграции в мировое сообщество на основе использования международно-правовых и национально-государственных механизмов регулирования процесса интернационализации, при соблюдении принципа коллективности их прав на землю, природные ресурсы, традиционный образ жизни и самоуправление.

Разработка социально-философской концепции интернационализации и ее эмпирическая апробация позволяют объяснить так называемый этнический парадокс. Внешне противоположные тенденции усиления этнической идентификации и национальной фрагментации на фоне развертывания процессов глобализации, углубления экономической интеграции и взаимозависимости стран и народов оказываются взаимообусловленными тенденциями. Масштабы и степень выделения и фрагментации национальных общностей определяются интенсивностью процессов интернационализации. И наоборот, богатство и сложность межнациональных взаимодействий непосредственно зависят от развивающегося многообразия национальных общностей. Использование уникальных достижения национальных культур и цивилизаций расширяет адаптивные возможности мирового сообщества и позволяет ему адекватно реагировать на вызовы современности.

Ценность основных результатов исследования состоит в определении следующих ориентиров развития социальной философии.

Во-первых, в диссертации нашла продолжение сложившаяся в отечественном обществознании традиция фундаментальных исследований феномена интернационализации. Реализуя принцип преемственности, мы исходим из того, что хотя многие поставленные ранее проблемы - в том числе и проблема интернационализации - не были адекватно разрешены, накопленный теоретико-методологический потенциал и эмпирические данные социально-гуманитарных наук составляют исторически сформировавшееся основание для поступательного развития социальной философии.

Во-вторых, разработка концепции интернационализации и введение понятия национальной общности в соотнесении с понятием этнической общности позволяют сформировать основу теоретического аппарата этносоциальной философии как самостоятельной области социально-философских исследований.

В-третьих, в качестве основного вопроса этносоциальной философии можно рассматривать национальный вопрос. Наряду с интерпретацией его как проблемы социальной практики представляется необходимым его концептуализация в качестве одного из вопросов социально-философской теории. Таким образом, вопрос о самоопределении национальных общностей превращается в теоретический вопрос об определении национальной общности в контексте процесса интернационализации. Этот вывод имеет общее значение и для социальной философии в целом. Постановка и решение основных вопросов социальной философии должны осуществляться во взаимосвязи с практически значимыми социальными вопросами.

В-четвертых, изучение процесса интернационализации, протекающего в формах субъективной рефлексии, то есть регулируемых и направляемых с помощью государственных и правовых институтов, показало, что интернационализация осуществляется не только в сферах материального производства и экономической жизни общества, но и в сфере политико-правовой надстройки. Таким образом, при исследовании феномена интернационализации необходимо обращать внимание как на его экономические и политические, так и правовые формы. Интернационализация правовой жизни институционализирована в системе международного права, которая развивается в виде международно-правовых отношений, закрепляемых в соответствующих нормах права. Понимая международно-правовые отношения как отдельную сферу международных отношений, представляется возможным рассматривать последние как предпосылку и результат процесса интернационализации.

В-пятых, представленный в диссертации материал позволяет выдвинуть гипотезу о формировании в кругу мировых цивилизаций арктической цивилизации. В ее основе лежат устойчивые взаимодействия нескольких региональных систем национальных общностей народов Севера, образующих единый циркумполярный социокультурный комплекс. Хозяйственной основой арктической цивилизации является кочевой (и полукочевой) образ жизни в экстремальных природно-географи-ческих условиях Крайнего Севера.

В-шестых, исторической закономерностью арктической цивилизации является следование по некапиталистическому пути развития в его различных вариантах. Модернизация общественной жизни коренных народов Севера как в развитых капиталистических странах (Север Канады, Аляска, Гренландия, Лапландия), так и в СССР (и в современной России) внесла определенные изменения в материально-технические и бытовые условия жизни при сохранении и доминировании ценностей традиционной культуры и социальных отношений некапиталистического типа. Попытки механического втягивания народов Севера в современные рыночные отношения делают сомнительными и даже отчасти невозможными использование механизмов рыночной регуляции и саморегуляции их общественного развития. В этих условиях представленная концепция, наряду с другими аналогичными разработками, может служить действительной основой для принятия адекватных управленческих решений, ориентирующихся на сохранение и дальнейшее развитие данной группы национальных общностей.

 

Список научной литературыПопков, Юрий Владимирович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аблажей A.M. Методологический анализ проблемы взаимодействия культур: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Новосибирск, 1994. - 22 с.

2. Аборигены Сибири: проблемы сохранения исчезающих языков и культур: Тез. междунар. науч. конф. Новосибирск (Академгородок), 26-30 июня 1995 г. Новосибирск, 1995. - Т. 1. - 396 с.

3. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.: Наука, 1979. - 288 с.

4. Агранат Г.А. Коренное население Аляски и Канадского Севера: современные социально-экономические и политические проблемы // Сов. этнография. -1982,-№6.-С. 66-80.

5. Агранат Г.А., Котляков В.М. Север зеркало мировых и российских проблем // США: экономика, политика, идеология. - 1996. -№12. - С. 6-19.

6. Аимбетов A.A. Интернационализация социалистического образа жизни. -Алма-Ата: Наука, 1987. 239 с.

7. Алексеев В.В. Род, племя, народность, нация (исторические формы общности людей). — М.: Госполитиздат, 1962. 52 с.

8. Америка после Колумба: взаимодействие двух миров: проблемы индеани-стики. М.: Наука, 1992. - 271 с.

9. Андерсон Д.Дж. Тундровики: Экология и самосознание таймырских эвенков и долган. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. - 272 с.

10. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Правовое положение коренных малочисленных народов Российской Федерации // Федеративное устройство России: история и современность. -М., 1995. С. 137-152.

11. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-247 с.

12. Арутюнов С.А. Семенов Ю.И. И.М. Дьяконов. Пути истории. От древнейшего человека до настоящих дней // Этногр. обозр. 1996. - № 2. - С. 167-173.

13. Арутюнов С.А. Этничность объективная реальность // Этногр. обозр. -1995.-№ 5. -С. 7-10.

14. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социол. исслед. 1990. - № 7. - С. 42-49.

15. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Су соколов A.A. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. — 271 с.

16. Арханичев И. С. Материалы для характеристики социальных отношений чукчей в связи с социалистической реконструкцией хозяйства // Сибирский этногр. сб. M.-JL: Труды Института им.Миклухо-Маклая, 1957. - С. 43-98.

17. Бажутина Т.О. Происхождение человека: Концепция переходных состояний развития. Новосибирск: Наука, 1993. - 156 с.

18. Балицкий В.Г. От патриархально-родового строя к социализму. М.: Мысль, 1969.-221 с.

19. Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. М.: Изд-воМГУ, 1987.- 186 с.

20. Бахлыков П.С. Юганские ханты: история, быт и культура. Тюмень: СофтДизайн, 1996. - 208 с.

21. Бахрушин C.B. Остяцкие и вогульские княжества в XVI-XVII веках. М,-Л., 1935.-91 с.

22. Бахрушин C.B. Сибирские туземцы под русской властью до революции 1917 года: Исторический очерк // Советский Север. Первый сборник статей. Л.: Изд-во Главсевморпуть при СНК СССР, 1929. - С. 66-82.

23. Белоусова Е.В. Правовое положение коренного населения Канады // Известия вузов. Правоведение. Изд-во ЛГУ, 1989. - № 3.

24. Беляков Г.Ф. Интернационализация общественной жизни в современную эпоху. Киев: Вища шк., 1985. - 185 с.

25. Беляков Г.Ф. Марксистско-ленинская концепция интернационализации общественной жизни человечества // Вопросы научного коммунизма. Киев, 1982. -Вып. 52.-С. 3-11.

26. Белянкина Н.Г. О парадоксе элементаристского подхода // Филос. науки. 1988,-№5.-С. 95-97.

27. Бенедиктов H.A. Единство и многообразие истории как философская проблема // Филос. науки. 1988. - № 6. - С. 95-98.

28. Беркович Н.А. Социально-философские предпосылки изучения малочисленных народов // Этнос и его подразделения. М., 1992. - 4.1. - С.44-49.

29. Билибин Н. Обмен у коряков. Л.: Науч.-исслед. ассоц. Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1934. - 40 с.

30. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986.254 с.

31. Богораз В. Г. Новые задачи российской этнографии в полярных областях // Труды Северной научно-промысловой экспедиции. Петроград, 1920. - Вып. 9. -С. 19-23.

32. Богораз В.Г. О первобытных племенах. (Наброски к проекту организации управления туземными племенами) // Жизнь национальностей. 1922. - № 1.

33. Богораз В.Г. Очерки материального быта оленных чукчей. СПб., 1901.67 с.

34. Бойко В.И. Социальное развитие народов Нижнего Амура. Новосибирск: Наука, 1977. - 278 с.

35. Бойко В.И. Социально-экономическое развитие народностей Севера: Программа координации исследований. Новосибирск: Наука, 1988. - 320 с.

36. Бойко В.И., Окладников А.П. Проблемы периодизации миграций // Методологические проблемы современной науки. М., 1979. - С. 166-167.

37. Бойко В.И., Попков Ю.В. Развитие отношения к труду у народностей Севера при социализме. Новосибирск: Наука, 1987. - 174 с.

38. Бойко В.И., Попков Ю.В., Попкова Т.В. Интернационализация общественной жизни народностей Севера (к разработке концепции): Препринт. Новосибирск: ИИФиФ СО АН СССР, 1988. - 66 с.

39. Бородай Ю.М. Эротика смерть - табу: трагедия человеческого сознания. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. - 416 с.

40. Броделъ Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII в.в. В 3-х т. / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1986. Т.1-621 е., Т.2 - 631 е., Т.З - 679 с.

41. Бромлей Ю.В. К вопросу о неоднозначности исторических традиций этнографической науки // Сов. этнография. 1988. -№ 4.

42. Бромлей Ю.В. О предмете этнографии в свете логико-системного анализа // Сов. этногр. 1988. -№ 1.

43. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.

44. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981.390 с.

45. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.

46. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 334 с.

47. Бромлей Ю.В., Козлов В.И. X Международный конгресс антропологических и этнологических наук // Сов. этнография. М., 1979. - № 3. - С. 3-17.

48. Бромлей Ю.В., Крюков М.В. Этнография: Место в системе наук, школы, методы // Сов. этнография. 1987. - № 3. - С. 46-47.

49. Броунли Я. Международное право / Пер. с англ. Кн. 1-2. М,: Прогресс, 1997,- Кн.1 - 535 е.; Кн.2 - 507 с.

50. Бударин М.Е. Путь малых народов Крайнего Севера к коммунизму. -Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1968. 474 с.

51. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. / Пер. с франц. М.: Аспект Пресс, 1998. - 284 с.

52. Бутинов Н.А. Разделение труда в первобытном обществе // Проблемы истории первобытного общества. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. - С. 109-150.

53. В поисках парадигмы нации: (нациологические очерки). М.; Нальчик, 1997.-260 с.

54. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? // Социол. исслед. 1997. - № 1. - С. 8-21.

55. Василенко И.А. Классическая концепция прогресса и ее альтернативы // Вестник Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политика. М., 1997. - № 4. - С.43-53.

56. Васильев В.И. Возникновение элементов частнособственнического уклада у самодийских народов обско-енисейского Севера // Становление классов и государства. -М., 1976.

57. Васильев В.И. Теоретические и источниковедческие проблемы изучения этнической истории (на материалах народов Севера СССР) // Сов. этнография. -1990. № 6. - С.33-41.

58. Васильев JI.C. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. М.: Наука, 1976. - 368 с.

59. Васильевский P.C. Древние культуры Тихоокеанского Севера. Новосибирск: Наука, 1973. - 267 с.

60. Вдовин И.С. Из истории отношений чукчей и эскимосов Аляски. М.: Наука, 1964. - 9 с.

61. Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. M.-JI., Наука, 1965.- 403 с.

62. Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. Л., Наука. Ленингр. отд., 1978.-303 с.

63. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Л.: Художественная литература, 1940. - 614 с.

64. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3-х т. М.: Мысль, 1972. - Т.З. - Учение о понятии. - 374 с.

65. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Сочинения. Т. 8. - М - Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935.-С. 1-470.

66. Гегель Г.В. Ф. Философия права. Т. 7. - М.: Госиздат, 1934. - 380 с.

67. Геккманн Ф. Народ, нация, этническая группа и этнические меньшинства: к некоторым основным категориям этничности // Зарубежн. мир: соц.-полит. и экон. пробл. Киев, 1990. - Вып. 19. - С. 3-39.

68. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. - 320 с.

69. Гиниятов Ф.М. О законе интернационализации общественной жизни // Теоретико-методологические исследования развитого социалистического общества.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. Ч. 2. - С.34-39.

70. Гиренко Н.М. Социология племени: становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики. Л.: Наука, 1991. - 303 с.

71. Головнев A.B. Историческая типология хозяйства народов СевероЗападной Сибири. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993. - 203 с.

72. Головнев A.B. Русское влияние на культуру народов Северо-Западной Сибири в XYII-XIX вв. // Культурный потенциал Сибири в досоветский период. -Новосибирск, 1992. С. 3-18.

73. Гончарова В.И. Интернационализация общественной жизни как диалектический процесс. Киев: Наук, думка, 1978. - 151 с.

74. Гордиенко A.A., Попков Ю.В., Еремин С.Н. Коренные малочисленные народы и структурная перестройка на Севере (к концепции развития). Новосибирск: ИфиПр СО РАН, 1994. - 44 с.

75. Груздева В.В. Проблемы развития человечества в контексте взаимодействия цивилизации и культуры: Методологические аспекты. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1996. - 172 с.

76. Грушин Б.А. Очерки логики исторического исследования. М. Высшая школа, 1961.-214 с.

77. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд. - JL: Гидрометеоиз-дат, 1990.-358 с.

78. Гурвич И. С. Древние этнокультурные контакты на северо-востоке Сибири по этнографическим данным // Этнические культуры Сибири: Проблемы эволюции и контактов. Новосибирск: АН СССР. Ин-т истории, филологии и философии, 1986.-С. 60-68.

79. Давидович В.Е., Аболина Р.Я. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. М.: Молодая гвардия, 1975. - 174 с.

80. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к Германско-Романскому. 6-е изд. - СПб: Глаголъ; Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1995. - 513 с.

81. Дашдамиров А.Ф. Методологические аспекты исследования процессов интернационализации общественной жизни // Вопр. философии. М., 1974. - № 10. -С. 7-12.

82. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: ЭЛМ, 1976. - 226 с.

83. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. - 282 с.

84. Деревянко А.П. Каменный век Северной, Восточной, Центральной Азии. Новосибирск: Мин-во высшего и сред. спец. образов. РСФСР. Новосибирский гос. ун-т, 1975.-232 с.

85. Джононов С. Общее и особенное в формировании и развитии социалистических национальных отношений. Душанбе: ДОНИШ, 1987. - 214 с.

86. Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность // Вопр. истории. 1966. - № 4. - С. 16-30.

87. Джунусов М.С. Общественный прогресс и национальные отношения. -Алма-Ата, Казахстан, 1976.

88. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., Академия наук СССР. Труды ин-та этнографии им.Миклухо-Маклая, 1960. - Новая серия. Т.55. - 622 с.

89. Долгих Б.О., Левин М.Г. Переход от родоплеменных связей к территориальным в истории Северной Сибири // Родовое общество. М.: Изд-во АН СССР, 1951.-С. 95-108.

90. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Наука, 1981.-261 с.

91. Ерасов Б.С. Цивилизация: слово термин - смысл // Цивилизации и культуры. - М., 1995. - Вып.2. - С.3-30.

92. Еремей Г.И. Интернационализация духовной жизни в условиях развитого социализма (на материалах МССР). М.: Мысль, 1981. - 160 с.

93. Ермолаева Н.В. Об иноэтнических элементах в традиционной материальной культуре приамурских эвенков // Этно-культурная динамика в центре и на периферии этнического ареала. М., 1986. - С. 56-65.

94. Закономерности интернационализации общественной жизни. Алма-Ата: Наука, 1981.-366 с.

95. Зарубина H.H. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. M.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. - 360 с.

96. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1996. - 286 с.

97. Зибарев В.А. Большая судьба малых народов. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1972. - 117 с.

98. Зибарев В.А. Советское строительство у малых народностей Севера . -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1968. 334 с.

99. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России // Социол. исслед.- 1994. № 6. - С.32-40.

100. Игнатьев В.И. Всемирная история как целостность (Проблемы методологии). Новосибирск: Новосиб. гос. технич. ун-т, 1993. - 155 с.

101. Иезуитов А.Н. Философия взаимодействия. Объяснение необъяснимого.- СПб.: ИПТ, 1995.- 109 с.

102. Интернационализация общественной жизни в условиях развитого социалистического общества (Круглый стол "Вопросов философии") // Вопр. философии. 1974.-№10.-С. 3-27; № 11.-С. 15-35;№ 12.-С. 14-37.

103. Интернационализация общественной жизни и проблемы развития социалистических наций. Иркутск: Иркутский гос. пед. ин-т, 1979. - 151 с.

104. Интернационализация производства и капитала: Тенденции развития. -Киев: Наук, думка, 1983. 270 с.

105. Интернационализация: сущность, тенденции, перспективы. Минск: Беларусь, 1977. - 174 с.

106. Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация / Пер. с англ. СПб.: Наука, 1997. - 238 с.

107. Исакова Н.В., Казначеев C.B., Наливайко Н.В., Юрков С.А. К вопросу о стратегии некризисного развития Севера // Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях. Новосибирск, 1998. - Ч. 2. - С. 263-270

108. Историческая традиция: Межвуз. сб. научн. статей. Бийск: НИЦ БиГ-ПИ, 1997.- 132 с.

109. История и культура эвенков. Историко-этнографические очерки. -СПб.: Наука, 1997,- 180 с.

110. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. - 255 с.

111. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М.: Наука, 1988.-550 с.

112. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М.: Наука, 1986. - 573 с.

113. История Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. - 472 с.

114. История Сибири: В 5-ти т. Л., 1965. - Т.1 - 391 е.; Т.2 - 424 е.; Т.З280 с.

115. Итс РФ. Введение в этнографию. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.408 с.

116. Калтахчян С. Т. К вопросу о понятии "нация" // Вопр. истории. 1966. -№6. -С. 24-43.

117. Калтахчян С. Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М.Политиздат, 1983. - 367 с.

118. Категории исторического материализма. М.: Мысль, 1980. - 351 с.

119. Ким Г.Ф., Ашрафян КЗ. Государство в традиционных обществах Востока: Некоторые дискуссионные проблемы // Государство в докапиталистических обществах Азии. М.: Наука, 1987. - С. 3-16.

120. Киселев A.A., Киселева Т.А. Советские саамы: история, экономика, культура. Мурманск: Кн. изд-во, 1987. - 208 с.

121. Клещенок И.П. Исторический опыт КПСС по осуществлению ленинской национальной политики среди малых народностей Севера. (1917-1935). М.: Высш. школа, 1972. -239 с.

122. Клоков В.Ф., Корюхина A.B. Основные проблемы социально-демографического развития и занятости народов Севера // Этногр. обозр. 1994. - № 5. - С. 64-71.

123. Козаев А.И. Диалектика интернациональных связей и общественного прогресса. Цхинвали, Ирыстон, 1987. - 302 с.

124. Козлов В.И. Национализм и этнический нигилизм // Свобод, мысль. -М„ 1996. -№ 6. С.98-108.

125. Козлов В.И. Между этнографией, этнологией и жизнью // Этногр. обозр. 1992. -№ 3. - С.3-14.

126. Коммунизм и нации. М.: Наука, 1985. - 350 с.

127. Конструкция национальной идентичности в сравнительной перспективе (Сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки: РЖ. Серия 11. Социология. М., 1995,-№4.-С. 16-26.

128. Концепция и основные направления российской программы развития районов Севера на 15-20 лет. М.: Известия, 1992. - 176 с.

129. Концепция социального и экономического развития народностей Севера на период до 2010 г. Новосибирск, 1989. - 127 с.

130. Концепция экономического и социального развития народностей Севера Якутской АССР на период 1991-2005 гг.: Препринт. Якутск: Якут. науч. центр СО АН СССР, - 1990.-43 с.

131. Корель Л.В. Социология адаптаций: этюды апологии. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. - 160 с.

132. Коренное население Северной Америки в современном мире. М.: Наука, 1990.-400 с.

133. Коренные народы. Нефть. Закон: Сб. тез. докл. междун. конф.(23-25 марта 1998 г., г. Ханты-Мансийск). Ханты-Мансийск, 1998. - 153 с.

134. Королев С.И. Проблемы законодательства о коренных малочисленных народах Севера // Государство и право. 1996. -№ 7. - С. 19-23.

135. Коростовцев М.А. Некоторые теоретические аспекты становления классового общества (Историческая преемственность в эпоху Древнего мира) // Народы Азии и Африки. 1971,-№4.-С. 59-69.

136. Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме?//Pro ef Contra. 1997. - Т. 2. - № 3. - С. 185-203.

137. Коротеева В.В. "Воображенные", "изобретенные" и "сконструированные" нации: метафора в науке // Этногр. обозр. 1993. - № 3. - С.154- 165.

138. Корчагин Ю.В. Народы Севера России в XX столетии: процесс преобразований в западно-европейской и северо-американской историографии. Спб., Петропавловск-Камчатский, 1994. -285 с.

139. Корчагин Ю.В. Теории и концепции одной проблемы: подходы западной историографии 50-80-х гг. к изучению процесса преобразований XX в. у народов Севера России // Россия и АТР. 1996. -№ 1. - С. 101-112.

140. Котляков В.М., Агранат Г.А. Российский Север край больших возможностей//Вестник РАН. - 1999. - т. 69.-№ 1. - С. 3-8.

141. Кочетков Н.В. Следопыты верхом на оленях: стереотипы культуры в кочевых обществах на материале тунгусов-оленеводов // Россия и АТР. 1996. - № 2. - С.88-102.

142. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки, сочиненное Степаном Крашенинниковым. М.; Д.: Акад. наук профессорам, 1949. - Т.1. СПб. Акад. наук, 1786.-438с.-Т.2.-319 с.

143. Крейнович Е.А. Нивхгу: Загадочные обитатели Сахалина и Амура. — М.: Наука, 1973.-495 с.

144. Кривоногое В.П. Этнические процессы у малочисленных народов Средней Сибири. Красноярск: Изд. КГПУ, 1998. - 322 с.

145. Кряжков В.А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России (Севера) // Государство и право. 1994. - № 6. - С.3-12.

146. Кузаков КГ. Социализм и судьбы малых народностей северо-востока СССР Магадан: Кн. изд-во, 1981. - 112 с.

147. Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. М.: Мысль, 1972. - 564 с.

148. Куличенко М.И. Нация и социальный прогресс. М.: Наука, 1983.317с.

149. Культура народностей Севера: Традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986. -271 с.

150. Ларченко С. Г., Еремин С. И. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе.— Новосибирск: Наука, 1991.— 174 с.

151. Ларченко С.Г. Межкультурные взаимодействия отдельных социальных организмов (Теоретико-методологический аспект): Автореф. дис. . канд. филос. наук. Новосибирск, 1986. - 16 с.

152. Лашов Б.В., Литовка О.П. Социально-экономические проблемы развития народностей Крайнего Севера. Л.: Наука, 1982. - 145 с.

153. Леви-Строс К Структурная антропология. М.: Наука, 1983. - 536 с.

154. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу Полн. собр. соч., Т. 24.-С. 113-150.

155. Ленин В.И. О продовольственном налоге // Ленин В.И. Полн. собр. соч. -Т.43.-С. 205-245.

156. Ленин В.И. Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу побед над Деникиным // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.40. - С. 41-47.

157. Ленин В.И. Положение Бунда в партии // Ленин В.И. Полн. собр. соч. -Т.8. С.65-76.

158. Ленин В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение (Тезисы) // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.27. - С. 252-266.

159. Ленин В.И. Тезисы ко II Конгрессу коммунистического Интернационала // Ленин В.И. Полн. собр. соч.- Т. 41. С. 159-212.

160. Ленин В.И. Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской Республики // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.43. - С. 198-200.

161. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1974. - 598 с.

162. Леске М., Редлов Г., Штшер Г. Почему имеет смысл спорить о понятиях: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1987. - 287 с.

163. Лукащук ИИ. Международное право. Общая часть: Учебн. для юридич. фак. и вузов. М.: Изд-во БЕК, 1997. - 371 с.

164. Луковцев B.C. Минуя тысячилетия: О социалистическом развитии народностей Севера. М.: Мысль, 1982. - 176 с.

165. Лурье C.B. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

166. Львова Э.С. Культура народов Тропической Африки: взаимодействие и тенденции развития: Науч. доклад по опубликов. работам, представлен, на соиск. ученой степ, д-ра историч. наук. М., 1997. - 60 с.

167. Малочисленные народы Севера Якутии: состояние, проблемы: Сб. науч. тр.-Якутск, 1993.- 100 с.

168. Маркс К. Капитал. Т.1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.23.

169. Маркс К. Капитал. Т.З // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.25, ч. 1.

170. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. (Первоначальный вариант "Капитала") // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.46, ч.1

171. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.4. - С. 419-459.

172. Мархинин В.В. Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса (философско-социологический аспект). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. - 148 с.

173. Мархинин В.В. Основные закономерности процесса интернационализации общественной жизни: Социально-философский анализ. Новосибирск: Наука, 1989.-242 с.

174. Мархинин В.В. Современные тенденции развития национальных отношений в стране: значение теории в поиске решений: Препринт. Новосибирск: ИИФиФ СО РАН, 1990. - 49 с.

175. Мархинин В.В. Социально-философские основания теории этноса: Дис. в форме науч. докл. на соиск. уч. степ, д-ра филос. наук. Новосибирск, 1994. - 63 с.

176. Мархинин В.В., Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур. Новосибирск: Наука, 1996. 191 с.

177. Мархинин В.В., Удалова И.В. Этнос в ситуации выбора будущего. Новосибирск: Наука, 1993. - 208 с.

178. Мастюгина Т., Стельмах В. Малые народы Севера и Дальнего Востока: основы правового статуса в свете принципов междунар. права и зарубеж. опыта // Рос. бюл. по правам человека. 1994. - Вып.4. - С. 156-171.

179. Мастюгина Т.М., Перепелкин U.C. Этнология. Народы России: история и современное положение: Учеб. пособие. М.: ЦИНО общества "Знание России", 1997.-320 с.

180. Материалы по юридической этнографии малых народов Севера. -Томск: ТГУ, 1993,- 161 с.

181. Межнациональные связи и взаимодействие культур народов СССР. -Таллин: ЭЭСТИраамат, 1978. 131 с.

182. Межэтнические контакты и развитие национальных культур. М.; АН СССР, Ин-т истории СССР; Ин-т этнографии им. Н.И.Миклухо-Маклая, 1985. -195 с.

183. Мировое сообщество на заре XXI в. (Сводный реферат) // Социальные и гуманит. науки. Реферативный журнал "Экономика" (Отечественная и зарубежная литература). 1996. - № 4. - С. 192-197.

184. Мир-системный анализ: интерпретация послевоенного периода (19451991): Научно-аналит. обозр. М., 1997. - 52 с.

185. Модернизация и национальная культура: Матер, теоретич. семинара. -М.: Апрель-85, 1995. 128 с.

186. Момджян К.Х. Категории исторического материализма: Системность, развитие (начальные этапы восхождения от абстрактного к конкретному). М.: Изд-воМГУ, 1986.-286 с.

187. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. JL: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1935. - 352 с.

188. Напсо М.Д. Интернационализация национальной жизни: сущность, тенденции развития. Ставрополь: Кн. изд-во, 1991. - 176 с.

189. Народов малых не бывает. М. - Молодая гвардия, 1991. - 206 с.

190. Народы Америки. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. - Т. 1 - 672 е.; Т. 2-670 с.

191. Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований: Сб. статей. М., 1994. - 440 с.

192. Народы Сибири на современном этапе: Национальные и региональные особенности развития. Новосибирск: Наука, 1989. - 190 с.

193. Народы Сибири. (Очерки). М. - Л.: АН СССР, 1956. -1084 с.

194. Нарочицкая Е.А. Интеграция и национализм: две стороны одной реальности // Актуальные проблемы Европы. Развитие интеграционных процессов в Европе и Россия. М., 1997. -№3.- С. 143-173.

195. Нассен А. Чужой как ближний. Социологические исследования конструкции идентичности и различия // Соч. и гум. науки: РЖ. Серия 11. Социология -1996.-№3.-С. 104-111.

196. Национализм и формирование наций: Теории модели - концепции. -М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1994. - 197 с.

197. Национальная политика России: история и современность. М.: Русский мир, 1997. - 680 с.

198. Национальные отношения в СССР: опыт истории и современность (Беседа за "круглым столом") // Вопр. истории КПСС. М., 1989. - № 4. - С. 39-61.

199. Национальные отношения и этнические конфликты. М., 1993. - 112 с.

200. Национальные процессы в СССР в условиях перестройки: вопросы теории и практики. М., 1990. - 155 с.

201. Национальный вопрос за рубежом: Правовые формы и практика регулирования межнациональных отношений. М.: АН СССР, Ин-т гос-ва и права, ИНИОН, 1989.-343 с.

202. Нация и национализм в свете исторической социологии (сводный реферат) // Соц. и гуманит. науки: РЖ. Серия 11. Социология. 1995. - № 2. - С.45-58.

203. Нация. Личность. Литература. М.: Наследие, 1996. - Вып. 1. - 256 с.

204. Неотрадиционализм на Российском Севере (этническое возрождение малочисленных народов Севера и государственная региональная политика). М.: Наука, 1994.

205. Нивхи Сахалина: Современное социально-экономическое развитие. -Новосибирск: Наука, 1988. -223 с.

206. Николаев М.Е. Нужен ли России Север? Арктика: государство и люди. -Якутск, 1993. 40 с.

207. Никулъшин Н.П. Первобытные производственные объединения и социалистическое строительство у эвенков. Л.: Изд-во Главсетьморпути, 1939. - 144 с.

208. Новикова Н. О правовом статусе малочисленных народов // Этнополи-тич. вестник. 1995. - № 2. - С. 266-268.

209. Новикова H.H. О гражданских принципах национальной политики на Севере (20-90-е гг. XX века) // Народы Сибири и сопредельных территорий. -Томск, 1995. С. 89-94.

210. Новицкий И.Б. Римское право. Изд. 6-е, стериотипное. М. ТЕИС, 1997.-245 с.

211. Нормурадов Б.Н. Характерные особенности и основные тенденции интернационализации общественной жизни (на примере республик Средней Азии). -Ташкент: ФАН, 1979. 198 с.

212. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации, 15 июня 1996 г. № 909 // Рос. Газ. 1996. - 10 июля.

213. Обновление: межнациональные отношения и перестройка: Материалы научно-практической конференции. Л.: Лениздат, 1989. - 189 с.

214. Общественный строй у народов Северной Сибири (XVII начало XX в.). - М.: Наука, 1970. - 454 с.

215. Обычное право народов Сибири. М.: Старый сад, 1997. - 396 с.

216. Огрызко H.H. Очерки истории сближения коренного и русского населения Камчатки. (Конец XVIII-начало XX в.) Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. -192 с.

217. Окладников А.П. Далекое прошлое Приморья. (Очерки по древней и средневековой истории Примор. края) Владивосток: Приморское кн. изд-во, 1959. - 292 с.

218. Окладников А.П., Василевский P.C. Северная Азия на заре истории. -Новосибирск: Наука, 1980. 160 с.

219. Олех Л.Г. Цивилизация и революция. Новосибирск: Наука, 1989.191 с.

220. Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция и социальный склероз / Пер. с англ. Новосибирск: Экор, 1998. - 432 с.

221. Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера. М.: Наука, 1971. - 344 с.

222. От Хельсинки до Будапешта: История ОБСЕ / ОБСЕ в документах 19731994. В 3-х т. — Том 3. — М.: Наука, 1997. 512 с.

223. Павлов A.B. Соотношение феноменологического и сущностного подходов в процессе исследования национальных отношений: Автореф. дис. . канд. фи-лос. наук. СПб., 1995. - 16 с.

224. Пан В.В. Социалистическая интернационализация национальной жизни народов Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1976. - 192 с.

225. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1997.-270 с.

226. Паутов В.Н. Развитой социализм: вопросы интернационализации. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1981.- 85 с.

227. Пахомов В., Логинов В. Хозяйственное освоение Тюменского Севера и проблемы коренных народностей // Вопр. экономики. 1994. - № 5. - С. 125-132.

228. Пика А.И. Неотрадиционализм на Российском Севере : идти в будущее, не забывая прошлого // Социол. исслед. 1996. - № 11. - С. 47-53.

229. Плюснин Ю.М. Личность на перекрестке культур: модели социализации в условиях межкультурного взаимодействия: Препринт. Новосибирск: ИФиПр СО РАН, 1994.-26 с.

230. Плюснин Ю.М. Политика деколлективизации села и ее первые итоги. Социальные проблемы сельского населения северных районов Республики Алтай: Препринт. Новосибирск: ИФиПр СО РАН, 1995. - 32 с.

231. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальный интерес. М.: АО Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1994. - 128 с.

232. Попков Ю.В. Аборигены Канады: современное положение в основных сферах жизни: Препринт. Новосибирск, ИФиПр СО РАН, 1994. - 26 с.

233. Попков Ю.В. Процесс интернационализации у народностей Севера: Теоретико-методологический анализ. Новосибирск: Наука, 1990. - 200 с.

234. Попкова Т.В. Интернационализация общественной жизни народностей Севера в процессе перехода к социализму: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Новосибирск, 1986. - 16 с.

235. Попов A.A. Кочевая жизнь и типы жилищ у долган // Сибирский этногр. сб. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - С. 137-154.

236. Поршнев Б.Ф. Мыслима ли история одной страны // Историческая наука и некоторые проблемы современности. М.: Наука, 1969. - С. 301-316.

237. Потестарность: генезис и эволюция. СПб: МАЭ РАН, 1997. - 214 с.

238. Права и свободы народов в современных источниках международного права (сборник документов). Казань: Книжный дом, 1995. - 231 с.

239. Права народов Севера (Извлечения из Конституции РФ и федеральных законов) // Слово народов Севера. 1998. - № 1. - С. 6-7.

240. Право народов на самоопределение: идеология и практика: матер, к семинару. Москва, 22-23 марта 1997 г. М.: Звенья, 1997. - 48 с.

241. Правовой статус коренных народов приполярных государств: мировой опыт и положение в России (Материалы международной конференции) // Государство и право. 1997. - № 8. - С. 25-38; № 9. - С. 36-49

242. Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики: Сб. науч. тр. -М„ 1990.-420 с.

243. Проблемы современного социального развития народностей Севера. -Новосибирск: Наука, 1987. 254 с.

244. Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока: Тез. докл. всесоюзн. конф. Новосибирск, 1973. - 223 с.

245. Программа возрождения и развития малочисленных народов России // Россия 2010. - 1994. - № 3. - С.177-184.

246. Профессиональный состав населения коренных и наиболее многочисленных национальностей Российской Федерации: По данным переписи населения 1989 г.-М„ 1992.-628 с.

247. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

248. Пугачев Б.М. Интернационализация производства и социалистическая интеграция. Некоторые вопросы методологии. М.: Наука, 1975. - 134 с.

249. Разумовский О. С. Бинарное отношение причины и следствия // Детерминизм и современная наука. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. - С. 6275.

250. Разумовский О.С. Концепция оптимологии. Новосибирск: ЦСА, 1998.-64 с.

251. Рековская И.Ф. Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов. Реферат // Формирование гражданского общества в современной России (Социологические исследования 1994-1995 гг.): Сб. обзоров. М., 1996.-С. 102-124.

252. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Нация народ - человечество. - М.: Политиздат, 1967. - 191 с.

253. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. -Новосибирск: НГУ, 1992. 216 с.

254. Российская Федерация: нации и межнациональные отношения. Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 1993. - 149 с.

255. Российский Север: стратегия некризисного развития // Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях. Новосибирск, 1998.-Ч. 2.-С. 271-318.

256. Румянцев A.M. Первобытный способ производства: Политико-экономические очерки. М.: Наука, 1987. - 328 с.

257. Саликов P.A., Копылов И.Я., Юсупов Э.Ю. Национальные процессы в СССР. М.: Наука, 1987. - 351 с.

258. Самар Ю.А. Коренные народы Дальнего Востока как экосоциокультур-ная общность (социально-философский анализ): Автореф. дис. . д-ра филос. наук. -СПб, 1996.-30 с.

259. Сатыбалов A.A. Диалектико-материалистическое понимание исторических типов национальных общностей: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. JL: Ле-нинг. гос. ун-т им. А.А.Жданова, 1972. - 30 с.

260. Сатыбалов A.A. Методологические вопросы изучения исторических (этнических) типов общности людей. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 80 с.

261. Свешников H.A. Общественный строй народов Нижнего Приобья в конце XIX-начале XX века // Вопросы истории Сибири. Л., 1961. - С. 67-100.

262. Север Российской Федерации: Сб. законодательных актов. М.: Изд-во "Весь мир", 1996.-310 с.

263. Семенов B.C. Интернационализм и общественный прогресс: Опыт ист.-социол. исслед. М.: Мысль, 1978. - 428 с.

264. Семенов Ю.И. Всемирная история в самом сжатом изложении // Восток. 1997. - № 2. - С.5-34.

265. Семенов Ю.И. Категория "социальный организм" и ее значение для исторической науки // Вопр. истории. 1966. - № 8. - С. 88-106.

266. Семенов Ю.И. Кочевничество м некоторые общие проблемы теории хозяйства и общества // Сов. этнография. 1982. -№ 2. - С. 54-59.

267. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989.319с.

268. Семенов Ю.И. Первобытная коммуна и соседская крестьянская община // Становление классов и государства. М., 1976. - С. 7-86.

269. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.: Мысль, 1974.309 с.

270. Семенов Ю.И. Теория общественно-экономических формаций и всемирная история // Общественно-экономические формации: Проблемы теории. М., 1978.-С. 55-89.

271. Сергеев М.А. Некапиталистический путь развития малых народов Севера. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - 569 с.

272. Сибирь. Древние этносы и их культуры. СПб., 1996. - 197 с.

273. Сибоут Я. Мир без границ. М.: Наука, 1997. - 189 с.

274. Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. Этнографическая реконструкция М.: Наука, 1976. - 311 с.

275. Сирина A.A. Возвращая аборигенам землю (Северная территория Австралии) // Этногр. обозр. 1998. -№ 3. - С. 107-119.

276. Скачко А. Десять лет работы Комитета Севера // Сов. Север. 1934. - № 2.-С. 9-21.

277. Скачко А. Народы Крайнего Севера и реконструкция северного хозяйства. Л.: Изд-во института народов Севера, 1934. - 75 с.

278. Скачко А. Национальный вопрос и реконструкция хозяйства народов Севера // Сов. Север. 1932. -№ 3. - С. 28-40.

279. Скачко А. Очередные задачи советской работы среди малых народностей Севера. М., 1931.

280. Скачко А. Теория и практика в работе среди народов Севера // Сов. Север. 1934.-№ 6. - С. 5-15.

281. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. 184 с.

282. Современные социологические теории общества. М.: ИНИОН РАН, 1996.- 186 с.

283. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. - С. 463-489.

284. Социальные проблемы труда у народностей Севера. Новосибирск: Наука, 1986.-214 с.

285. Социология и реальность // Социол. исслед. 1996. - № 11. - С. 18-30.

286. Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М., ИНТЕЛЛЕКТ, 1998. - 272 с.

287. Статус малочисленных народов России (правовые акты и документы). М.: Юридич. лит., 1994. - 487 с.

288. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке: Критический обзор основных этносоциологических концепций. М.: Наука, 1985,- 152 с.

289. Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или реальность? // Социол. исслед. -1998,-№6.-С. 61-68.

290. Тайлор А.Р. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

291. Таксами Ч.М. Народы Сибири в XX веке: соц.-эконом. и культурное развитие // Экология этнических культур Сибири накануне XXI века. СПб.: Наука, 1995.-C.3-23.

292. Таксами Ч.М. От таежных троп до Невы. Д.: Лениздат, 1976. - 159 с.

293. Таксами Ч.М. Переустройство культуры и быта народов Нижнего Амура и Сахалина. М.: Наука, 1964. - 11 с.

294. Теоретические проблемы перехода к социализму стран с неразвитой экономикой. М.: Наука, 1983. - 176 с.

295. Терлецкий Г.Е. К вопросу о пармах в Ненецком округе // Сов. Север. -1934. № 5. - С. 35-44.

296. Тихун C.B. О содержании понятия "интернационализация общественной жизни" // Науч. коммунизм. 1983. - № 3. - С. 3-11.

297. Тишков В.А. Забыть о нации (Пост-националистическое понимание национализма) // Вопр. философии. 1998. - № 9. - С. 3-26.

298. Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений // Сов. этногр. 1989. - № 5. - С. 3-14.

299. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности. М.: Русский мир, 1997.-532 с.

300. Тодаро МП. Экономическое развитие / Пер. с англ. М.: Эк. ф-т МГУ, ЮНИТИ, 1997.-671 с.

301. ТойнбиА. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. - 731 с.

302. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. - 464 с.

303. Традиции в современном обществе: Исследование этнокультурных процессов М.: Наука, 1990. - 346 с.

304. Традиционная культура Северной Сибири и Северной Америки. М.: Наука, 1981.-286 с.

305. Традиционные промыслы жителей Аляски и возможное влияние на них поисково-разведочных и эксплуатационных работ на нефть и газ на шельфе Чукотского моря. Магадан, 1996. - 50 с.

306. Троицкий Е. На пути к целостной концепции межнациональных отношений // Роль средств массовой информации в совершенствовании межнациональных отношений М., 1989,-4.1.-С.78-89.

307. Туен Т. Культурная и этническая непрерывность коренных народов Севера: некоторые антропологические подходы // Сов. этнография. 1990, № 5. -С.56-64.

308. Тюрго А. Избранные философские произведения. М.: Соцэкгиз, 1937. - 189 с.

309. Увачан В.Н. Годы, равные векам. М.: Мысль, 1984. - 357 с.

310. Увачан В.Н. Путь народов Севера к социализму. М.Мысль, 1971.391 с.

311. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. СПб.: Тип. гвардейского штаба, 1818. - Ч. 1-2. -238 с.

312. Фофанов В.П. Всемирная история как рефлексия цивилизаций // Туманит. науки в Сибири. 1999. - № 1 - С. 44-47.

313. Фофанов В.П. Категория "отдельное" и статус гуманитарных наук // Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск: Наука, 1986. - С. 318-332.

314. Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. -Новосибирск: Наука, 1986. 109 с.

315. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981.-304 с.

316. Фрейдзон В.И. Нация до национального государства. Историко-социологический очерк Центральной Европы XVIII в.-начала XX в. Дубна: Изд. центр "Феникс", 1999. - 95 с.

317. Хазанов A.M. Первобытная периферия докапиталистических обществ // Первобытное общество. М.: Наука, 1975. - С. 140-204.

318. Хазанов A.M. Разложение первобытно-общинного строя и возникновение классового общества // Первобытное общество. М.: Наука, 1975. - С. 88-139.

319. Хайруллина Н.Г. Современные проблемы оптимизации традиционного хозяйства коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа // Социол. исслед. 1994. - № 7. с. 150-152.

320. Халлик К. Некоторые вопросы интернационализации национальной жизни // Нация и культура. Таллин, 1985. - С.64-78.

321. Херцфелъд М. Антропология: практическое применение теории // Меж-дунар. журнал социальных наук. 1998. - № 20. - С. 7-28.

322. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года / Пер. с англ. -СПб.: Изд-во "Алетейя", 1998. 307 с.

323. Ходаков А.Г. О некоторых международно-правовых проблемах // Московский журнал международного права. 1997. - № 2. - С.21-27.

324. Хозяйство, культура и быт эвенков Бурятии. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988.- 150 с.

325. Холмогоров А.И. Интернациональные черты советских наций. (На материалах конкретно-социологических исследований в Прибалтике). М.: Мысль, 1970.-222 с.

326. Хомич Л.В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л.: Наука, 1976.- 189 с.

327. Цамерян И.П. Племя, народность, нация как исторические формы общности людей. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1963. - 56 с.

328. Цыбулъский В. Народы между цивилизаций // Pro et Contra. 1997. -Т.2. -№ 3. - С.154-184.

329. Чайлд Г. Прогресс и археология / Пер. с англ. М.: Изд. и тип. Гос. изд. иностр. литерат., 1949. - 195 с.

330. Чебоксаров H.H., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука, 1985.-272 с.

331. Чеканцева З.А. Порядок и хаос. Протестующая толпа во Франции между Фрондой и Революцией. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996. - 240 с.

332. Черкасов А.И. Нунавут // США: экономика, политика, идеология. М., 1993. - № 2. - С.84-88.

333. Черненко А.К. Концептуальные основы правовой технологии // Гума-нит. науки в Сибири. 1997. -№ 1. - С. 66-71.

334. Черненко А.К. Причинность в истории. М.: Мысль, 1983. - 204 с.

335. Черненко А.К. Проблемы метода конструирования права как регулятора устойчивости и рациональности социальных институтов // Гуманит. науки в Сибири. 1996,-№ 1.-С. 56-61.

336. Черненко А.К. Современные проблемы модернизации права в России // Гуманит. науки в Сибири. 1995. - № 2. - С.41-45.

337. Черненко А.К. Философия права. Новосибирск: Наука, 1998. - 153 с.

338. Чернышевский Н.Г. Критика философских предубеждений против общинного владения // Избранные философские сочинения: В 3-х т. М., 1950. - Т. 2. -С. 488-489.

339. Чешко С. Философия и мистика национального вопроса // Обществ, науки. 1990. -№3.- С. 103-114.

340. Чешко C.B. Национальный вопрос в СССР: состояние и перспективы изучения // Совет, этнография. М., 1988. - № 4. - С. 62-72.

341. Чилингаров А.Н., Кокорев Е.М. Размышления о российском Севере. -М.: Янус-К, 1997.-480 с.

342. Чусовитин А.Г. Диалектика взаимодействия и отражения. Новосибирск, 1985.

343. Чусовитин А.Г. Российская цивилизация: Учеб. пособие. Новосибирск: НГ АС, 1997.-92 с.

344. Шахназаров Г. Интернационализация истоки, содержание, ступени развития // Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО). - 1986. -№5.-с. 21-33.

345. Шевченко В.Н. Социально-философский анализ развития общества. -М.: Высш. шк, 1984.- 128 с.

346. Ширматова Г. Духовное формирование личности в условиях взаимодействия национальных культур: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. Ташкент, 1988.-40 с.

347. Шнирелъман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М.: Наука, 1989.-444 с.

348. Шпилюк В.А. Интернационализация социалистического образа жизни. -Львов: Изд-во при Львов, гос. ун-те "Вища школа", 1979. 219 с.

349. Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края: В 3-х т. Т.2. СПб., 1899.314 с.

350. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск: Дальгиз, 1933. — 740 с.

351. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.20. -С. 5-338.

352. Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд-Т.20 - С. 343-626.

353. Энгельс Ф. Конспект первого тома "Капитала" К.Маркса // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 16.- С. 249-298.

354. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.21С. 23-178.

355. Эргис Г. Народы Севера и Арктическая цивилизация // Турух (мониторинг). 1994. -№ 3. - С. 17-26.

356. Этническая история народов Севера. М.: Наука, 1982. - 269 с.

357. Этническая экология: Теория и практика. М.: Наука, 1991. - 374 с.

358. Этнические и этносоциальные категории. М.: Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. М.Н.Миклухо-Маклая, 1995. 163 с.

359. Этническое развитие народностей Севера в советский период. М.: Наука, 1987. - 220 с.

360. Этничность. Национальные отношения. Социальная практика: Сб. статей. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995. 336 с.

361. Этногенез народов Северной Азии: Мат. конф. Новосибирск, 1969. -Вып. 1.-247 с.

362. Этно-культурная динамика в центре и на периферии этнического ареала. М.: Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. М.Н.Миклухо-Маклая, 1986,- 188 с.

363. Этнокультурные процессы в современных и традиционных обществах. -М.: Институт этнографии им.Миклухо-Маклая, 1979. 184 с.

364. Этнология в США и Канаде. М.: Наука, 1989. - 328 с.

365. Этносоциальные и правовые процессы в Эвенкии: Препринт. Ново-сибсрк: ИфиПр СО РАН, 1994. 56 с.

366. Этносоциальные процессы в Сибири. Новосибирск: ЦЭРИС, 1997. -Вып. 1.-232 е.; Новосибирск: ИФиПр СО РАН, 1998. Вып. 2. - 309 с.

367. Языки, культура и будущее народов Арктики: Мат. междунар. конф. Якутск, 17-21 июня 1993 г. Якутск, 1994. - 132 с.

368. Anderson В. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L., 1983. - 160 p.

369. Armstrong T. Soviet Northern Development, with some Alaskan parallels and contrasts. Fairbanks, 1970.

370. Berberoglu, B. The internationalization of capital and its impact on labor on a world scale // Intern, rev. of mod. sociology. Dekald, 1990. - Vol. 20. - N 2. - P. 179192.

371. Bragyova A. Are there any minority rights?: Egnality and minority // Arch fur Rechts-u. Sozialphilosophie. Wiesbaden 1994. - Bd.80. - № 4. - P.489-507.

372. Brown L. World without Borders. New York: Randon House, 1972.

373. Cohen A. Introduction: The Lesson of Ethnicity // Urban Ethnicity. London, 1990.-P. IX-XXII.

374. Derr, C.B.; Oddou, G. Internationalizing managers: Speeding up the process // Europ. management j. Oxford, 1993. - Vol. 11. - № 4. - P.435-442.

375. Eisenstadt S.N. Modernization: Protest and Change. Engiewood Cliffs,1966.

376. Esehbach K. Changing identification among American Indians and Alaska hatives // Demography. Wash., 1993. - Vol. 30. - № 4. - P.635-652.

377. Forster N.; Whipp, R. Future of European human resource management: A contingent approach // Europ. Management j. Oxford, 1995. - Vol. 13, N 4. - P.434-441.

378. Gellner E. Nations and Nationalism. Oxford, 1983. - 150 p.

379. George St. George. Siberia. The New Frontier. N.-J.,1969.

380. Hassner P. Beyond nationalism and internationalism // Survival. L., 1993. -Vol. 35.-' 2. -P. 49-65

381. Heisler M. Ethnicity and Ethnic Relations in the Modern West // Conflict and Peacemaking in Multiethnic Societies. Massachusetts / Toronto: Lexington Books, 1990.-P. 21-52.

382. Highlights of Aboriginal Conditions 1981-2001, Part III: Economic Conditions. Ottawa, 1990. - 86 p.

383. HopfT. Managing Soviet disintegration: A demand for behavioral regimes // Intern. Security. Cambridge (Mass), 1992.-Vol. 17.-N 1.-P.44-75.

384. Kebede M. Development, ethics and the ethics of nationalist // Arch, fun Rechts-u. Sozialphilosophie. Wiesbaden, 1992. - Bd 78. -N 2. - P. 194-210.

385. Lind M. In defense of liberal nationalism // Foreign affairs. N.Y., 1994. -Vol. 73. - 1 3. -P. 87-99.

386. Nash M. The cauldron of ethnicity in the modern world. Chicago; L.: Univ. of Chicago press, 1989. - VIII, - 142 p.

387. Nickel J. W. What's Wrong with ethic cleansing? // J. of social philosophy. -Villanova, 1995. Vol. 26.-N 1.-P.5-15.

388. Nordic Arctic Research on Contemporary Arctic Problems. Proceedings from Nordic Arctic Research Forum Symposium 1992. Copenhagen, 1992. - 277 p.

389. NWT Labor Force Survey. Profile of Persons Not Employed & Alternative Definions of Unemployment. Yellowknife: Bureau of Statistics Government of Northwest Territories, Winter, 1989. - 82 p.

390. Quest for Models of Coexistence: National and Ethnic Dimensions of Changes in the Slavic Eurasian World. Sapporo, Japan: Slavic Research Center, Hokkaido University, 1998. - 406 p.

391. Reiterer A.F. Die unvermiedbare Nation: Ethnizitat, Nationalitat u. nachnationale Ges. Frankfurt a. M.; New York: Campus, 1988. - 346 p.

392. Rosow S.J. The forms of internationalization: representation of Western culture on a global scale // Alternatives. Delhi; N. Y., 1990. - Vol. 15, № 3. - P. 287-301.

393. Sassen S. The mobility of labor and capital: A stady in intern, investment a. labor flow. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1988. - XI, - 224 p.

394. Sharma C.I. Minorities and national integration // Y. of East a West studies. -Seoul, 1993. V.22. -№ 2. - P. 23-43.

395. Shaw P., Wong Y. Nationalism and patriotism in the evolution of human warfare // Canadian rev. of studies in nationalism. Charlottentown, 1992. - Vol. 19. - 1 1/2. -P. 139-149.

396. Smith A.D. Chosen peoples: why ethnic groups survive // Ethnic a. Racial studies.-L., 1992.-Vol. 15. 1 3. - P.436-456.

397. Stavenhagen R. Ethnic conflicts and their impact on international society // Intern, social science j.: ISSJ. Paris; N. Y., 1991. - Vol. 43, № 127. - P. 117-131/

398. Stoicin G. Canada et Quebec multiculturalesme et unite federale // Hommes et mifrations. P., 1994. -№ 1174. -P. 14-17.

399. Technical change and world economy: Convergence a. Divergence in technology strategies / Aldershot; Brookfield: Elgar, 1995. XV, - 237 p.

400. The Invention of Tradition. Cambridge, 1983. - 320 p.

401. Thomson D.J. Comparative policy towards cultural isolationists in Canada and Norway // Intern, polit. science rev. Rev. intern, de science polit.: IPSR/RISP. -Gnildford, 1992. - Vol. 13. - 1 4. - P. 433-449.

402. Toffler A. The third wave. Toronto et al., 1981.

403. Wallerstein I. The Modern World-System I. New York: Academic Press, 1974; The Modern World-System II. - New York: Academic Press, 1980; The Modern World-System III. - San Diego: Academic Press, 1989.

404. Waters, M. Globalization. L.; N.Y.: Routledge, 1995. - XIV. - 185 p.

405. Ways of Political Development of Indigeneous Peoples of the North. The papers of second Scientific Colloquium "Russia Quebec". - Novosibirsk, 1991. - 385 p.

406. Widmann P. Die nationale Leidenschaft: Benidict Anderson u. Eric Hobsbawm über die Nation. 33 // Leviathan. Wiesbaden, 1994. - Jg.22, H.2. - S.171-178.

407. Wilke, J. Internationalisierung der Massenmedien: Auswirkungen auf die internationale Politik // Intern. Politik. Bonn, 1996. - J. 51, N 11. - S.3-10.

408. Zurn, M. Jenseits der Sttaatlichkeit: Uder die Folgen der ungleichzeitigen Denationalisierung // Leviathan. Opladen, 1992. - Jg. 20, H. 4. - S. 490-513.