Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Теория и история искусства Специальность ВАК РФ: 17.00.09

Синтез искусств и инвариантность в исполнительстве в сфере взаимодействия музыки и танца

Плохов, Александр Васильевич — Москва, 2002

Казалось бы, освобождение музыкантов-исполнителей от «побочных» функций не должно было оказать влияние на художественные результаты их творческой деятельности, однако именно к концу XX века наметились кризисные тенденции в музыкальном исполнительстве, на что указывает ряд авторов1, причем наиболее ярко они выявились именно в сфере «академической...

Синтез содержания и формы в творческом процессе

Сорокин, Вячеслав Николаевич — Москва, 2002

То есть, сколько бы мастера сцены не обращались к одному и тому же произведению и не изучали теорию, на практике они каждый раз начинают творить заново, сталкиваясь постоянно с проблемой поиска гармонии содержания и формы. Эту проблему К. С. Станиславский определил как единство «жизни человеческого духа» и «жизни человеческого тела». И в этом...

Творческое взаимодействие российских и литовских музыкально-театральных культур как фактор взаимообогащения двух народов

Мажинтас, Эгидиюс Феликсович — Москва, 2002

В этот исторический период, по идеологическим соображениям, имена эмигрировавших перестали упоминаться в советском театроведении и музыковедении, в прессе и научных трудах; замалчивались даже такие достижения в области оперного искусства, которые принесли неоценимую пользу для развития отечественного искусства в целом...

Фольклор как феномен эстетической культуры общества

Новиков, Валерий Сергеевич — Барнаул, 2002

Проблема национального самосознания всегда существовала у каждого народа как один из импульсов «народного духа» и его созидательно-творческой роли. Главным источником в этом процессе всегда становился фольклор и другие компоненты народной культуры. Зачастую на первый выходят идеи «национального Возрождения», осмысления самобытного национального...

Шелкография как явление искусства ХХ в.

Парыгин, Алексей Борисович — Санкт-Петербург, 2002

Вопрос о том, чем объяснить растущую популярность современной шелкографии, практически моментальное распространение ее по всему миру, быстрый и значительный успех у художников, интерес коллекционеров и критиков, представляет собой, на наш взгляд, вполне достойный предмет научного исследования, заслуживающий внимания, как теоретиков и историков...

Зрелищно-игровая традиционная культура кабардинцев как основа становления национального театра

Гаева, Лейла Альбертовна — Санкт-Петербург, 2001

По преданию (подтверждаемому историками, археологами, этнографами), кабардинцы появились в местах современного проживания не ранее ХШ в., мигрировав с восточных берегов Черного моря...

Музыкально-синтетическая концепция театра конца XIX - начала XX веков и театр М. И. Цветаевой

Кумукова, Джамиля Дмитриевна — Санкт-Петербург, 2001

Интерес к вопросам взаимодействия искусств существовал всегда, у разных народов и в разные времена, начиная с эпохи античности. Проблема синтеза искусств впервые была поставлена немецкими романтиками. В книге Е.Б.Муриной "Проблемы синтеза...

Новый ЛЕФ

Светликова, Илона Юрьевна — Санкт-Петербург, 2001

Рассматривая теоретические элементы, входившие в лефовские работы (мы сознательно говорим здесь не о теориях, а теоретических элементах, поскольку, по нашим наблюдениям, о которых мы будем говорить ниже, теорий, если понимать под ними системы, обладающие хотя бы приблизительной целостностью, у ЛЕФа не было; были отдельные суждения теоретического...

Образ скифов в античной литературе и искусстве

Козулин, Вячеслав Николаевич — Барнаул, 2001

Естественно, существует необходимость конкретных исследований на тему «этнических образов». Только тогда, с появлением значительного числа частных исследований, могут возникнуть какие-то типологические наблюдения и выводы, т. е. наметится определенная методика исследований. Желательно, чтобы и в этих частных исследованиях предпринимались первичные...

Образы античных персонажей в аспекте героической темы в испанском искусстве XVI века

Морозова, Анна Валентиновна — Санкт-Петербург, 2001

Такое положение дел сохранялось и в XX столетии. Авторы общих трудов по архитектуре и скульптуре Испании XVI века порой не только не замечали античных образов, но даже подвергали сомнению саму возможность их появления в декоре испанских памятников6...

Становление балкарского национального театра

Рахаева, Танзиля Анатольевна — Санкт-Петербург, 2001

Понятно, что справиться с этими наиважнейшими, насущнейшими проблемами в масштабах всей Земли или конкретно взятого народа невозможно без знания истории, национального склада характера, особенностей национальной души, духовного наследия, накопленного и хранимого народом в течение столетий...

Субкультура киберпанка и американский кинематограф

Артюх, Анжелика Александровна — Санкт-Петербург, 2001

...

Эволюция балета в диалоге со временем

Ильичева, Марина Александровна — Санкт-Петербург, 2001

В полемике сломано немало копий, однако ясность в этом вопросе так и не достигнута. А между тем роль балетов классического балета лишь возрастает. В конце XX века новые постановки отечественных хореографов появлялись чрезвычайно редко и оценивались, как правило, скептически. Потому репертуар, в основном, составляют произведения, имеющие...

Армянские средневековые "Толкования на гласы"

Аревшатян, Анна Сеновна — Ереван, 2000

Ведущая организация - Инспг^уг философии и права HAH РА Защита состоится "5" октября 2000г. в 14 ч. в Инсттуге искусств HAH РА (адрес - проспект' Маршала Баграмяна 24г, 5-ый этаж, в Специализированном совете 016...

Образ мира в изобразительном искусстве Бурятии ХХ века

Николаева, Лариса Юрьевна — Улан-Удэ, 2000

Выбранная нами область изобразительного искусства предоставляет наиболее наглядные примеры такой работы.3 Сужение вещественной предметной базы традиционной бурятской культуры в первой трети XX века еще не разрушило ее основной доминанты - целостности. Взамен утраченных предметных моделей мира (юрты, костюма) на эту роль были призваны искусства...

Обрядово-мифологическая семантика оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила" и ее сценические трансформации

Дербенева, Александра Анатольевна — Санкт-Петербург, 2000

Людмилы»» . По всей видимости статьи Одоевского и Сенковского являются отражением тех художественных идей, которые для самого Глинки являлись важными: прежде всего связь художественных смыслов оперы с мифологической традицией (как пишет Одоевский, «гиберборейскими истоками»), оригинальная драматургия, далекая от западноевропейского склада оперы и...

"Рифмованная псалтирь" Симеона Полоцкого и Василия Титова: музыкально-поэтический стилистический и текстологический аспекты

Сидорович, Людмила Николаевна — Минск, 2000

Кроме того «Рифмотворная псалтирь» С. Полоцкого и В. Титова -это воплощение народной мудрости. Ведь, как указывал Сперанский М„ «Псалтирь во всем Христианстве является самою популярною книгой, не исключая даже Евангелие <...> в псалтири совмещалось для простого хри-стьянина почти все, что было ему нужно: здесь находил он нравственный кодекс...

Художественное образование в Беларуси:социокультурный аспект

Прокопцова, Вера Павловна — Минск, 2000

Працэс фарм1рапания цэласнай астэмы мастацкай адукацьп у Беларуа дагэтуль застасцпа не вывучаным. Прычыи таму шмат. Адна з ¡х -уваходжаннс беларусых зямель на працягу пегорьп у склад розных дзяржау: Полацкага 1 Тураускага княствау (X XIII стст.), Вя.'пкага княства Л1тоускага (ХШ-ХУШ стст., Рэчы Паспалггай (1569 - 1772-1793-1795 гг.), Расшскай...

Абсурдизм как художественная идеология

Савицкий, Станислав Анатольевич — Санкт-Петербург, 1999

Хеленукты — авангардистский коллектив, действовавший в Ленинграде с 1965-го по 1970-71 г.г. В него входили: один из инициаторов движения Владимир Ибрагимович Эрль (псевдоним Владимира Ивановича Горбунова, созданный из аллитерированных букв его имени; р.1947)1...

Витраж в русской культуре

Волобаева, Татьяна Владимировна — Санкт-Петербург, 1999

Небольшой, так называемый «кабинетный», витраж может быть классифицирован как станковое произведение, предназначенное для восприятия с близкого расстояния. В этом случае от масляной живописи на холсте его отличает единственное непременное условие - демонстрация на просвет. Станковая природа кабинетных витражей подтверждается тщательной живописной...