Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Теория и история искусства Специальность ВАК РФ: 17.00.09

Когнитивная модель теории интерпретации в музыкальном искусстве

Хохлова, Анжела Леонидовна — Саратов, 2013

Расширение возможностей познания музыкального искусства сопровождается процессом углубления знаний о природе самого музыкального познания. В итоге выстраивание смысла художественного текста на заре третьего тысячелетия детерминируется личностью познающего субъекта, что свидетельствует о значительном усилении роли человека интерпретирующего...

Концепция интерпретации сочинения в системе фортепианной культуры

Вартанов, Сергей Яковлевич — Саратов, 2013

Между тем, решающая роль исполнителя в судьбе сочинения общепризнана: «сегодня исполнение выступает в качестве главной формы существования музыки, благодаря которой живет в культуре авторское произведение. Функции исполнительства в современной музыкальной культуре универсальны. Можно сказать, что в исполнительском творчестве представлены в...

Концерт для баяна с оркестром в отечественном музыкальном искусстве

Лебедев, Александр Евгеньевич — Саратов, 2013

Баян в развитии отечественной музыкальной культуры стал одним из наиболее универсальных инструментов, способных в равной степени представлять как академическую традицию, так и сферу народного музицирования. В процессе своего развития инструмент воспринял то лучшее, что было накоплено в творчестве отечественных композиторов, и при этом сохранил...

Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре

Данько, Леонид Игоревич — Санкт-Петербург, 2013

В рамках подобного синтеза и существует музыкальное направление classical crossover. Указанный феномен принадлежит к области музыкального творчества, называемой серединной культурой (middle culture), произведения которой до последнего времени не были подвергнуты строгой жанрово-стилевой классификации. В частности, к данной сфере могут быть...

Музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармонических организаций

Савельева, Надежда Леонидовна — Саратов, 2013

Московской, Ленинградской, Белорусской, Свердловской, Челябинской, Пермской, Курганской, Оренбургской филармонических организаций, а также рядом брошюр, содержащих краткие сведения о деятельности филармоний, расположенных на территории бывшего Советского Союза. Проблемы социального функционирования филармонических организаций и их управления...

"Новое" в музыкальном искусстве

Орлов, Владимир Валерьевич — Саратов, 2013

А. Шенберг определяет «новую» музыку, как музыку «небывалую» и отмечает, что в высоком искусстве художественное творение не может не быть новым. В своих размышлениях о «новой» музыке он противопоставляет ее «устаревшей» музыке. Согласно его определению, «новой» является та музыка, которая во всём самом существенном отлична от предшествующих...

Образ Гамлета в спектаклях Макса Рейнхардта и театре его времени

Быкова, Татьяна Юрьевна — Санкт-Петербург, 2013

В первой четверти XX века Германию буквально захлестнула волна интереса к творчеству Шекспира, а Немецкий театр под руководством Рейнхардта стал центром театральной жизни, театральных реформ, духовных исканий нации. Именно тогда возникли особенно интересные интерпретации "Гамлета", который для Рейнхардта явился неким «магическим кругом». Режиссер...

Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде

Козлов, Николай Иванович — Санкт-Петербург, 2013

Морфология эстрадного искусства разнообразна, включает множество эстрадных жанров и поджанров. По классификации, выдвинутой профессором С.С. Клитиным, группировать их следует по родам: вокальному, речевому, цирковому и т.д. и внутри каждого «рода» по «поджанрам...

Портрет в пространстве семиотики

Невская, Полина Вячеславовна — Саратов, 2013

Еще один момент, свидетельствующий об актуальности заявленной проблематики, связан с тем, что, как правило, процесс осмысления жанра портрета, отмеченного постмодернистскими плюральностью и антидогматизмом, требует от субъекта восприятия максимальной концентрации ментальных сил. На фоне неизбежной «вариативности экзистенции человека», которая в...

Проблематика английского миниатюрного портрета в эпоху елизаветинского ренессанса

Троицкая, Анна Алексеевна — Санкт-Петербург, 2013

Портретная миниатюра в общем понимании часто рассматривается как нечто искусно сотворенное в малом размере, и вместе с тем - как отжившее, ставшее страницей истории явление культуры. Вернуть миниатюрный портрет в контекст изучения истории изобразительного искусства, на наш взгляд, возможно, акцентировав внимание на основных его проблемных...

Религиозная проблематика в философско-эстетической эволюции Ф. Листа

Горбунова, Ольга Павловна — Саратов, 2013

В данной работе фигура Ф.Листа рассматривается на фоне одного из компонентов романтической культуры - ее религиозных воззрений. Речь идет, прежде всего, о христианских воззрениях, а также о влияние образов христианской культуры на творчество великого представителя эпохи романтизма, Ф.Листа. Романтическая религиозность в её многообразии и...

Русско-франко-бельгийские музыкальные связи на примере взаимодействия скрипичных школ

Майтесян, Тигран Дереникович — Москва, 2013

История скрипичного искусства каждой национальной школы хранит имена скрипачей, в деятельности которых живая исполнительская традиция соединилась с практическими результатами в сферах исполнительства и педагогики. Нередко здесь имело место и создание прогрессивных методик...

Сказочные сферы русского модерна

Маркелова, Елена Евгеньевна — Саратов, 2013

Стиль модерн - притягательное для исследователя явление в истории культуры последних десятилетий XIX - начала XX века. Он стал своеобразной художественной проекцией противоречивого духа времени рубежа Х1Х-ХХ веков и воспринял его философско-эстетические установки. Образцы искусства этого времени демонстрируют роскошь и истончение художественной...

Становление и развитие Башкирского национального балетного театра

Вильданова, Олия Галеевна — Санкт-Петербург, 2013

Рассмотрение этого явления российской культуры на примере Башкирского балетного театра позволит дать ответы на многие вопросы, относящиеся к широкому кругу проблем возникающих в сфере балетного искусства. Это, в первую очередь, влияние на национальный балет русской школы классического танца, выявление закономерностей его развития, становление...

Структурные особенности звукового решения фильмов в жанре кинокомедии

Гитис, Мария Ильинична — Санкт-Петербург, 2013

Дополнить сложившуюся картину призван подход к рассматриваемому вопросу с позиций психологии. Психологический аспект в исследовании комизма дает возможность сосредоточиться на восприятии комического...

Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского художника Цюань Шаньши

Пань Икуй — Санкт-Петербург, 2013

Состояние и степень изученности проблемы. Творческая и художественно-педагогическая деятельность Цюань Шаньши до последнего времени не являлась предметом комплексного научного исследования. Между тем в Китае существует немало заслуживающих внимания публикаций, освещающих личность художника и его творческую деятельность. Помимо статей по вопросам...

Творческий метод Карла Зейдельмана ( 1793-1843) в контексте актерских и режиссерских исканий XIX-XX веков

Филиппова, Сусанна Андреевна — Санкт-Петербург, 2013

Выявленные в тетрадях актера приемы взаимодействия с героем позволяют говорить об актуальности изучения творческого метода Зейдельмана как с точки зрения восполнения определенного пробела в истории сценического искусства, так и с позиции теории театра...

Творчество балетмейстера Б.А. Фенстера в контексте развития советского балетного театра

Балинская, Ольга Валерьевна — Санкт-Петербург, 2013

Становление Фенстера как хореографа пришлось па годы, когда в балетном искусстве господствовало направление, известное под названием хореодрама. Он являлся сторонником этого течения, что и обусловило впоследствии несправедливое к нему отношение, так как в 1960-е годы в печати была развернута кампания против драмбалета. Так случилось, что в...

Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада

Андреева, Елена Сергеевна — Саратов, 2013

Понятие музыкального времени как сложное и многоуровневое явление обрело свою конкретику в современном музыкознании в феноменологическом аспекте, рассмотренном М. Аркадьевым («Временные структуры новоевропейской музыки», «Музыкальное время, "археписьмо" и опыт Ничто»). Музыкальное время он определяет как специфическую временную форму, синоним...

Трансгрессия в авангардном искусстве XX - начала XXI веков

Шлыкова, Светлана Петровна — Саратов, 2013

Трансгрессивные явления наиболее наглядно проявили себя в авангардном искусстве, своеобразие которого заключалось не только в чертах необычности и непривычности, скандальности и эпатажности, но и в том, что эта новая фаза художественного творчества подвергла ревизии все предшествующие представления о возможностях и предназначении искусства. Более...