автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Историческая правда и образы исторических личностей в трилогии "Дастан о каракалпаках" Т. Каипбергенова

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Утемуратова, Хурлиман Кулмуратовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нукус
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Историческая правда и образы исторических личностей в трилогии "Дастан о каракалпаках" Т. Каипбергенова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Историческая правда и образы исторических личностей в трилогии "Дастан о каракалпаках" Т. Каипбергенова"

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

На правах рукописи УТЕМУРАТОВА Хурлпман Кулмуратовна

УДК-894- 3

Историческая правда и образы исторических личностей в трилогии «Дастан о каракалпаках» Т. Каипбергенова

0.01.02—ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СССР (советского периода) (каракалпакская литература)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

НУКУС—1992

Работа выполнена в Институте языка и литературы имени

H. Давкараева Каракалпакского отделения АН Республики Узбекистан

Научный руководитель-доктор филологических наук,

профессор К. МАМБЕТОВ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

I. Доктор филологических наук, профессор К. КАМАЛОВ 2. Кандидат филологических наук А. КОЖЫКБАЕВ Ведущая организация—Ургенчски'й государственный

университет;

Защита состоится в 15 часов на заседании специализированного совета К. 067. 01.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Каракалпакском государственном университете им. Е>ердаха (7420'2. г. Нукус, ул. Университетская, 1, Каракалпакский государственный университет им. Бердаха).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Каракалпакского государственного университета им. Бердаха (г. Нукус, ул. Университетская, 1).

Автореферат разослан

» МОиЗЬу 1995? г.

Ученый секретарь

специализированного совета, О^^Ф^^^^фС-^л

У /

кандидат филологических наук БЕКБЕРГЕНОВ А.

Актуальность теми исследования.В каракалпакском литературоведении эяе итого неисследованных и малоисследованных проблем.Так,ждут своего разрешения проблега исторической правда п создания образов исторических личностей,хотя они находятся в центре знзанакия современного литературоведения.

Современная каракалпакская проза т:еет ряд нроизведе-нкЬ.аапясунных на исторические те»«,гак трилогия",1^стан о каракалпаках" Т.Каипбвргеноза," Айинкяз ", Л.Султаясва,"Ра: орэк-ны! народ" К.;.!аубетоЕа," Соловой в неволе " А.Садыг.сва 2 др. Такав оорасом,хстя каракалпакский исторический рокан гчзвл -вается,однако его теоретические проблемы,в том числе вопрос!; исторической правду ц создания образов исторических личностей, не ехали сте объектом специального исследования.

Особенно больпее значение имеет из.»чен:!<"> этой проблею тогда,когда открываются ранее неизвестные нам стржпы истории, появляются новые факты.новые точки зрения па истсрнв на роль исторических деятелей.

"Ластан о каракалпаках" народного писателя Каракалпак -стана,лауреата Государственной премии СССР Т.Каидбергеыева считается одним из тех произведений,которое занимает достойное кэсто яе толъко в каракалпакской прозе,но л в литература народов бывшего СССР.В этом произведении отражена история каракалпаксхото народа ХУ111-Х1Х вакоз.На материале этого произведения изучение преобразования истории в художэстпеннта правду, анализ создания образов реально живших людей,особенно необходим/и для каракалпакского лдоера^уро^едения.Изучение исторической действительности и образов исторических личностей этой трилогии поможет получить тсснрретнпэ вызоду,которые могут быть полезными

Еб только для каракаяпакского литературоведения,во к для литературы других тюпкоязнчыых.народов.

Изучение проблемы создания' художественного образа на основе истопэте^кой праЕды на примере творчества отдельного писателя поиске? нам дополнить.детализировать наше понятие о соотнолении жизненной к художественной правды,что подтверх -дает актуальность н необходимость специального исследовалия б этом аспекте.•

К току же е в настоящее время по поводу этохю цроиз ведения Т.КаипбергеноЕа в каракалпакской критике продолжаются дискуссии,что свидетельствует о необходимости всестороннего научного осмысления данного дроиззедсяяя.Падеетея.ч^о нале исследование будет способствовать выяснению места я роли даяяо произведения в каракалпакской л^г.-эратуре и в исторической прозе в дедом.

Степень научной разработки проблемы.В мировом литера туроведешш исторический роман уже , авнс стал предметом всестороннего исследования .Широко изучается исторический роман и в нашей стране,2 том числе в свете проблемы исторической . правд!1 и создания образов исторических личностей,хотя теоретических трудов непосредственно посвященных этйм проблемам, пока мало.

Исследователь исторического романа Л.Б.Александрова в своих работах дача.определение тершшу"исторячесхая правда", изучала вопроси создания образа исторической личности,установила роль фантазии писателя в создания образов главных героев произведения,пи сала о литературно» типе,прототипе. Она поддерживает введение понггия"исторкческая достоверность".

Л.Александрова выявляла роль исторяческид фактов а документов, 1 звала та; определения,анализировала прсцзсс использования гсгд елями эти документов,затрагивала прсблемы художоствешпй зардн.роль художественной фаетаэик.Всв это ска изучает на основ-:нкреткых материалов,что придает ео тезисам и положениям эучную ценность.

Тзбекскяй уic-HUä А.Т.Каттабексв спе-дигльно

зарабатывал лро&лз.ху личности в историческом романа,широко яализерозал процесс создания образа творческой'личности, «скрывал роль авторской кояцэпхдаг в создании образа исторической .пчностд.дазая определение этому понятию,изучал процессы :оздзяйя образов Улугбока а Еабура в романах"Сокровище Улугбэка" U-Яхубош г "Звоздчке hovа" П.Кадыроза? .Его выводы ценны свое?: фигиналыюстьз.

А.В.Аяьпагов в своей мояогра&га''А,тексей Толстой -.lacTsp исторического рсмана"анагатзировал созданный писателем образ даря Петра 1 , показ ал „что художник в создания образа стремился к новому мотленик .одинаково видел светлые ег темные стороны характера царя.показал своего героя з развития.Ученый показал и творческую лабораторгаэ писателя,осветил процесс работа ейд документами петровской эпохе и псторэтссчп.т! источниками.

1.Александрова Л.П. Русский советский исторический роман / жанровое своеобразие и лоэглка /.-Автореф.дз'с.до.к'.,.'.

филол.наук.-Киев,1387

2.Каттабеков А.Т.-Художественное воплощение личности и исторической' эпоти в современной узбекской прозе. Ачторе^.дис.докт.^ита/.наутс. -Ташкент, 1235

3.Альпатов А.Е.Алексей Толстой.- мастер исторического романа. Советский писатель,1955

- 4 -

А.Белинков в своей №Нографии''Юри.й Тшянов" вел разговор о созданных писателем образах Кюхельбекера,Грибе -. едова и Пушкина.Мнения ученого ъ анализе у. оценке образов содержат много ленного.

Е.А.Андреев в своей рабо?е"Русскл]5 ооъ^тснай исторически

роман/ 20 - 30 годи /"создал историка - литературный, очерк

русского рс .¡ана 20 - 30 годов,аьагиЕкруя образы,созданные

0.Форш ,Ю.Ткняноеък,А.Чаптшка»,А. Телсткм. А.Новиковым -Прибоем,

В.Шпнковкм.Учений считает,что в романе Ю.ТкняноБа"1Сюхтя"кл.ючом

успешного создания образа Кюхельбекера является то,что худолзшк

в качестве основного критерия берет тот факт,что Кюхельбекер

был декабристом .В образе Грибоедова в произведении''Сь,ерть.

Вазир ~ Мухтара"писатель основное внимание обращает на

отрицательные факты в жизю* героя, что часто критикой ставилось ■

автору в вину .Но уче*"ый утв'рждает право писателя брать любые

факты из жизни исторического деятеля.В аначг.зе романа"Цусима" •

АЛовикова-Прибоя отмечается та исследовательская работа, 2

которую вел писатель. Такжл образом Ю.А.Андреев в своем монографическом исследования всесторонне подходит к проблема создания образов исторических личностей.

С.М.Петров в своих. трудах"Советский .исторически! роман" и "Русский советский исторический роман"внсказал своз

ЦЗелинков А. ,Юрий Тынянов. -К.: Советский писатель 1980

2.Андреев Ю.А.Русский советский исторический ро;/ак / 20 - 30 годы /.-М.-Л.Издательство АН СССР,!362

Miiehiio об исторической правде и создался образов нсторическгл

ДЕЧПостеЛ.Он отмечает ...что в роглъяе АЛапыг;'ла"Сте1ДШ Рази:'''

з обрэзо Разина отрзг.эни противоречия эпохи.i/астер

художественного слова А.Толстой через образ царя Ветра 1

раскрывает истерическую необходимость появления такого героя •

на истор;пеской. сцене.Ученый отмечает ,что Тынянов в своих

романах использовал документы.в сглыхо ейрайоталне : вело.

Л.Новга'.ов-Прибой caw йкк очзвядпем Цустеской трагедаи.

Б.Яшшл в созтатга тхйлзна "Емельяк Пугачев" даже использовал

детали анег.дот;пес::ого харяк?ера.7аяям образом,учехшй гсвсс:»?

о многообразие; путей z методов создания образа исторического

г

деятеля,ой исследовательском характере творчества писателя.'

З.Н.Поляк я своем труде.ттосвявднном исторической прозе Ю-Тынкнона,изучает художественную интерпрет^гло (раг.та, доказывает характер работа тесятакя над исторически.;:! источк исает, здасс^фют'.'рует и анализирует исторические еотсчрлю: его продз -ведегаиЦдаот определение понятив"факт",разделив его на "обьектний |рачт","гстарэтесклч факт", "научный факт ".худо -явственно - интерпретированной факт" и другие.3 творчестве ¡О.Ткняноза она уделяла особое внимание художественной тер -преташш фаь-тоБ в изображении опохи к co6urvdt,включенных

1.Петров С.М. русский советский ясторетаскгй роман.- Ч : Советский птс.ятеяь , 1980

- О -

е сокет произведзьий,показала, роль художественно пнтерпре -тированного факта,анализировала метода иепо газования писателем документов.1' Кстати,этот труд занимает достойное место в ряду ■ талантлаякх исследований'го проблеме исторической правда,и котором учэнкй решает эту проблему на примере л:;тор.ггческо£ прозы Бодающегося мастера худоязеизениого слога Ю. Тынянова,хотя,кок и в каждой и следовательской работе,в эток труде имеются - спорнке места.

Ученые Л.Бать и Ш.Коячзнов в своем исследовании,

посвященном творчеству Айбека,ведут речь о том сложном труде, з

резуль-тате которого писатель находил историческую правду,показали,

какими историческими фахтамч пользовался писатель,как он их

о

собирая v как интерпретировал." •

З.Ахметов анализирует поэтику романа"Пу?ь Абая"

в связи с 'историей err создагчя.изучает исследовательскую работу 3

писателя.

Данной проблеме было псвященэ нечало и других работ,В указанных работах затрагиваются вопросы мастерства в создании художественных образог,взаимосвязи фольклора и художественной прозы .характера и тиаа.еккета и композвдни и

1Лояяе з.е.Художественная интерпретация факта в истори- . ческой прозе Ю.Й»Тшянова.-канд.дис.-/лдга-Ага,1935

2.Бать Л.,КошчаноЕ М.Айбек,-М.:СоЕетск:1Й писатель, 1966 с.100-135

3.Агметов 3.А.Поэтика эпопзи "Путь Абаяг в свете истории ее создания -Апка-Ата,1934,с.8-9,18-22.

А

гада других..' Как видно из этого обзора,специального монограф?-1.Давыдова Т.Путь к элопзе.-- Дружба народов !: ЮДЭВЬ: Кодртаа З.Ро .пороге Октября.■-Советская Каракалпакия,29 ¡шля, 1977 : Изга.'ский Д.. Отечественная история в литературном зазеркалье. Вснроск дитерагурк 1» 9 1?ЗЭ -.Суровцев В.Взгляд б простое.--Амударья й 5, 1284Л'ерйухашдов ПЛ'ир писателя:его книги.ого народ. -Нукус .Каракалиаьстан, ГЭ52: Нуум.уха.гедэв М.Кагакалгакскяя созетская проза.-Ташкент,'5АЕ1,19СЗ:0н же.Некоторые актуальнее проблеск современной каракалпакской; прозн.-Амудэрья 10,1970. Ахметов С.Краткий словарь 'ятерат/роводческкх терминов,Еукуо, Каракатиакстан ,1972: Он не. Из истории каракал лакской литературной критики и литвратл;о2едения.П^п:ус,Каракалпакстан,1Э80:Гйь:с'птов К. Слове о Каипбергенове.-Амударья '« 8,1Э79,с.101-1(13:Ка1лалов К. Флагкэк каравана,-Нукус Даракатпакстан ,1933,о.33:Он жэ.Степной 6 нряут- .-Нукус, Каракмтпэкстэн ,1990 с. 11": Бахадкро г С. Исторический роман в каракалпакской еттэратурэ-Аг-ударья * 11,1977. с.212-118:Она яе.Зшьклор и каражачпакская советская проза.-Нукус, Каракзлпакстая Д984:Сул?гкоа К.Пути развитая прозы.Нукус, Каракаллак.стан, 1377: Он же. Проза Т.Каяпбергепева-Нукус .Каракалпак-стан , 1979:Наршбетов Я.10?ракалпаксккй релтая.Тачпсент ,ФАН, 19^4: Пасуряаева 3.Проблема типа и характера в современной каракалпакской прозе.-Нукус.Каракалпакстак,1334:Котакбаев А.КаракяллакскпЗ ромап, -Кукус Даракалпакстан .1Э36:Курбачбаева Т.Проблема сти,;ета г композиции в современной каракалпакской прозе.-Ташкент,ФАН,1ЭЭ1: Аллаяров С.Яркая стряшша летописи.Советская Каракалпакия, 3 апреля 1Э76:Худайбвргенов К.-поха и мн.-Вукус.Каракалпакстан, '937:Куртазаев А.Когда пашешь о прошедшей эпохэ,-Лмударья..ТЯ Д97Т История каракалпакской советской литературы.-Тгткект.Флн, 1931

веского исследования по проблемам соотношения зкезнонвой и художественной, правда,исторической личности,и художественной правда .пока не создано.

Ыезду тек,данная проозема нуадается 'ъ сьецкальном научно« рассмотрении на материале каракалпакской литературы,в той числе исторически? романов Каипбергенова.ЭтоЕ объект явкой необходимость з и был обусловлен нами выбор объекта исследования —соотношение исторической правда и художественных образов исторических личностей.& рассчитываем,что изучение данного вопроса восполеит тот пробел .который существует в каракалпакском литературоведении.

Основная цель п задачи исс т.вдевания.

Основная дель состоит в том,чтобы на примере трилогии"Дастан о карака>хпаках"регчигь проблемы исторической правды и создания образов исторических личностей.

Исходя из пели исследования,автор ставит перед собой еледшше задачи:

-выявить историческую основу трилогии,то есть изучить исторические источники произведения:.

-показать перерастание исторической правды в художественную:

-решить проблему использования факта в художественном произведении;

-отметить ро~ь художественного вымысла писателя в создан;

образа:

-установить связь истории и литературы и выявил л: своеобразнее особенности:

НаУЗЗЗЗ-ЗЭМЗПЗ-^Е-Л'^ЗЭ^гЩгЯ^-'^ диссертация - ото юрпа? работа,посзя"1вяпля проблемам исторической правды и создания образов рсторических личностей з каракалпакском литературоведении. 1ля релекпя этих вопросов здесь впервые целиком изучается трилогия 'Дастэн о каракалпаках".

Оскозкое вп.т.-гжие диссертант кондеирярует на сопоставительно?/ анализе реальных фактов истории и их художестве ином гслслъзовакии.Диссеттзлня имеет теоретический и проблемный характер, в нрй на первый пчак ведепгается ^оногрефическое ясслеловг-ние. :'атериан1 диссертации'и рвзут^таты исследования могут быть испэ 'ьзоЕаьк в вуза:: при чтении курса лекций по совтег/епясй питврат}хе,а такяе при проведении спецсе?/икаров но проблема*, современной каракалпакской прозы.

методологической основой исследования служат труды ученых-тагературоведоз.Автор в своих яаучнях поисках использовав богагкй на;,чкь.'й оттрт А.Алъпатова^Ю.Андразва.А.Багжкова.С.Петрова, Г.^енобля^./нзувсБоЁ ,З.Ахг»атова,.,Т.П./и1ексаидровсй,4Л.Каттабекона, М.Кстичанова. 3. По л як. С. ГЛлрвялпева.Я. Султана. К. Максатовн,К. Качалова. С.БзхадкровоС,К.&кбетоза,К.Султанова,А.Гахратдляовр ч других.

Апробация диссертации.Работа обсузцгалзсь на заседании отдела каракалпакской совзтстсой литературы йютитута истории, языка и литературы ККОАН Республики Узоек^тан и была рекомендована к' за.1хкте.0снпвю»е-лсакжэнпя к вывода диссертации доложены на республиканской конференции молодых учгных и специалистов / Нукус 19*31 /,научно-теоретической, конференции Каракалпакского филиала .41 Узбекистана / Нукус ,1990 /.

Структура диссегтаппп.Диссертация состоит из введения, двух глав, эаглотеьия г списка ес^сг ьзозакпсй литературы.

Ео ьведании обосновывается актуальность теги»новизна исследования,охарактеризованы его осколяке цели ;; ;>адачи, практическая зкачиуость .определены котодавсготбс-ше и теоретические основы.

Б первгн главе"Историческая правда" рзшается проблема, еь'кесеяная в заголовок.

Б разделе!.. "Исторические источника трзлогин"Даста11 о каракал-пакахнТ.КаипбсргеноБа"вгучепа проблему исторической правды. Это объективная истина,которая ггроизогапа в определенный промежуток времени,и которая больше не повторяется.Она-часть жизненной истина то есть терл«Ф"исторэтесг.ая прахда"в теории литературы означает истохкс.Исто'рлческая правда состой из фактов.Правда истории сохраняется в историчес"пх ист'чк'кат-в архивные документах,в научно-исследовательских работах.в ойщпкапьнкх и личрнх ттаоьиах, «ймта-оах.Дневяжаг.Е устшдс народных г зданиях .художественных проиь^едеЕЕКх и других.Она монет доходить до последних времен в абсолютном лс.опоетаи!?тяп|,но»1,а гак*« т) противоположном и неполном характерах .Пш изучении истотаческоЕ .пъавдн особое внимание уцчячда шчы понятиям.состояние нз степеней сохранения и исследования историческое правды.Степень сохранения исторической прквды показывает,в каком виде она доходила до последующих времен м в каких источниках сохранилась,а степень исследовання-это ее изучение исторической наукой.

- 11 -

7 каждого кяг^ття -р гря-дте о. иегерз^всгЕмч обстоятельствпга ггз стопени мог\ут быть рая тачным«,,е аччеиъ сохранснля 2 исследовакшг праъды «сторпи караналг.аасгсгс народа б вокал отмечается как очень шзв.ая.

№>.ствр худохестьендого огова.ваяшись за геро с намерение»/! нак;;сахг, гсто^члсг-са лродзьедон^в.з первую очередь ¡ютоигчсск^» правду .то есть вчдет исследст.атольск,,а работу.. Мастера иотор.^еухого ъо*Э1;а Лев ?одотс2,А-:вкс.ей Толстой..ЮриЛ Тынянов,Сергей Бородш,;,Мвк,;.:>хтар Ауэ.зов явта-чтся замечательными исследователя!.-.!.Известно,что этот этап ь оозланта аг.торлческого романа является с-?1.км захкыг ж труглш*,таг. кап он носзт ясслздоьаталъекяй у.эрактер.Данный итак был пробен а Т.КазтОергпн— овшл,авторо« трпчогиг"Даст;чк с каракалпаках1' .Он ссбг^лж устные наропнне предания.задшсгваз ят./тмчсто с вар-лантамг/, изучал, сразнивгл с лруггата ксторлчесют/у истсчшжаюг.г^лжсети.грхактами доЕукент&мя,путбвьата заласкана путйоественникоэ.Б орагалпакском литуратуронедоших этот ьоптос.то есть исследовательская работа, которою вел Т,Каотббргенов,оетсьглоя £не потя зрмгия пгепедоьатчзий. Б' дассогтащтл этот этап торчвстоа и^сагетн чаходлуся о центре Ениманття алго'са. Ллсс^етанг,ы'яру:ля нсторячоскуа обстановку тр&шгсд "Дгстам о ¡саракшшаках " издала историческую правду ж стедугттам ойразом клгссифптщрэгала астсрпчесЕш дсточьтпа, аспо.1Ь зеванные в данной тушюгик:

- архивные материалы :

- хивинские летописи :

- ваучно-гсслвдояатьлъскпе работы :

- устные народа е предания :

- художественные произведения.

В диссертации обращено шикание и на то,как сохранилась правда истории в эти« источила* .Есп; сравнить.как ширено использовали ъ сбоях произведениях дневники.личине письма,мемуары и другое Алексей Толстой и ¡ирнй Тынянов,то в трилсгпи"Днстан о каъакедпакзэ Т.Калюнргеноза источников такого характера локально нглс.

В ходе исследования ^ьисшлось .что сред.: зшеуказашшх источников устные ьарог^че предания были кспользовани в качества основного материала,то есть кожно сказать,что роман имеет легенднув оснсву.По испоиьзеваниго у~тншс нареднга преданий трилогия Г.?.£ипбергенс1 1 ириб. той тс я к эпопее"Путь Абая" «ухтара Ауэзова.Однако к процессе сраьиита.чьного изучения выяснилось и особенности исш. ьзовнии*. усткгх рассказов:Гухтаг

Ауэзов в своих романах использовал воспет/икания современников Абая,ин$ормадию лвде£,ви-евыих Абал.и аксакалов даче старие его, а у Т.К&ипбергенова такой возможности не бшо.пэяъ писатель освещает глубинные пласты истории,отделенные от нас векгм:. Поэтому он вынужден бкл ограничиться сведениями, ло-яученкам: от представителей последнего почтения, то есть исгсльзовал^ке им разговоры носят чисто тегенднкй характер.А у 1/ухтара Ауазова основным источников служили ке устные народные предания,а творчество Абая Куяанбаева,Тэкпг; образом,трилогия"дастаЕ о каракалпаках" Т.Каипбергенова - художественное произведение,

- 13 -

пмвюаее легенднуто основу.

Раздал 2.называэтсягПротстьпи и юс четсричсские характеристики".паству художественного сиога,котори2 собиреется создать исторический роадн.в первую очередь исследует историческую правду того врокен^.историческая правда станет основным критерием в создании образь.Худокник д я созцания образа определенного деятеля изучает историческую действительность, в которой ялл этот деятель,и характеристику.дсее/я этому деятзл» историей его времени.Такиу сбразом.метл-кчэскле характеристики служат одн!ги зз основных факторов в создании художественных образов.В диссертации проанализированы то харахтеристгки.которие служили для создания образов глашшх героев трилогии ГЛ\а"'Шбергенова: Маман бкя,0разан улы,А£досбабы.Суд?анг-елдл у .та, Ерназар алакоза й«"рашс ули.Наряду с этим но остались вне поде зрения характеристики и других исторических £игур.В результате .. анализа устэясв^-ыо.чго выораннш в качестзо главк их гэроев историческим личностям даян характеристики в нескольких ясторэтесхня. источппках.Налрпмер: главке?,у герои второй зши-н трилогии, романа"Несчастные "¿Бахктсызлар"/ ,Д?досу данн характеристики в следую1л?х источниках:

- в хивинских летописях:

- в устных народных преданиях.:

- в научно-исследовательских работах: . -в художественной литература

- 14 -2 рта характеристики сопоотавявкы.а ыо дав? вошукног-п. ое-ьотшйо оценить е*раз АЯдоса.

Тевгк первый глава проблема сстэричвскс!.

правда подвергнута всбстсрокнему аначнзу.Диссертантом показали значений к характер по г.л одогэтельской работа Т.Канпбергекова, установлена историческая основа трйлогин"Ластан о каракалпаках". Во второй ¿,лавб-"ХудодестЕбнная правда и образы стеи" рассматриваете.'! проблема превращения иою!«чвскол правды в худолветвашг№ создания образов на основе гсторгввеиоС г.равды.3 этой главо ден») сиа-едплеЕ* асствышая правда".установлены его е&о№Орнзные особенности.доказана рель худозсствоыкого тл'иепч при переграег-аняи лстег;гческай яранге; з худотаствзнпуо и при создазаа образов,обстоятзльпс* проанализирована проблема создания образа исторической личности,рассмотрен вопрос нспо .ьаоэакия исторического $ахта в создании образа.

¿аздел 1."ЗСу.ткжРстванная правда" госвязая проблеме создания образа исторической личности и перерастания правды истории в художественную правду .В геторотзеком ироизвэдеает художественная иравда-это сь^таз исторической граздн к художественной фантазия пвсятазя.Еалримаргв рокяыэ"ЕОТр ПвивыЕ"Адвксвя Толстого художественная правда. - зто сантяз исторической правды эпохи,в которой «ил Петр 1,и художественного выкыеда писателя Холстогс.Так к в ' трщогии"*Дйстш о карахалпалах"

- 15 -

Т.Канпэе}гелоБа. худо<геетБеяз-;ая правда-эго синтез истори;

ве^оз и .¿антазнп писателя.лудопестхужая пр^ла по сравнения с ксюу.лескеа гравдой характер/зустся гк><!2 полноте!, цзлъксстыс.Она роглощае* в ооразах л^ та;«:-» «•сгорвчсскпв сгаггк «мспгасяого периода,но к рдаая» а воззрения пнсатсля.Эют отмечен в дгссерттн на основе авалем коякгэтяят гагорлалос.

3 иерзрасгаст цсторглзсрэЗ правда в художественную и соадакла образов художественный вымнеал гшсатсля ^авакает особое :лесто..~1.П..Александрова отмечала. бользуп роль фантазии писателя в создания исторического произволения,все сторонне анализировала это явление.Мастора 'исторического романа на основании своего спита также зсследсзалк природу зтего .чЕлеппл.

В диссертации лри анашзе этого явления бил изучен ж она? исторического романа.

ТСогда речь адвт о создали« образа исторической личности, в иерзуз очередь приходится решать вопрос о той.кто станет героев исторического романа.По поводу этого вопроса учэзко,дйслбдугяяв ссторгаеский рокан.впепаадаззтт различи?.'? мгения.На нет взгляд,у исторического романа очень итого исзжш?осте£ а художник сам выбирает глазного гзроя»который мокеть бкть главнкм или второстепенна?.« героем. Это то^а зависят от зк.шелох, писателя. Вместе с тем роль прстотота з реальной историк тоже имеет ванное значение.

_ 1.Й _

Глазвдо гярои каракалпакского исторического романа-пскагз о с н о шо\;, р я а - ъ к о существовав^ е лица.Например,Е трилогии "Дгстан о квракс'лаачах" Т.Каяпбергенова в качества главятос героев выбрани ГЛмгн.Айдол.Ерназар.А' в романе ■,А*шнияз''К.Султакова главный герей-ггоэт Аетнляз.у А.Садыкова-Бэрдах.у К.Маыбетога-Исшшл Султан и другие.ТЗрназар улакоэ у Т.Каипбергенова дейстзует в качестве главного героя,а у Садыкова и Султанова он занимает место второстепенного персонажа.

Писатбдх- для своэго произвегеиич вноираот героев.Он не коготь включить в качестхе перссчогл. глох исторических лиц,а только отбираот тех .которое необходим! <мс/ самому.В истории , которая стала основой д.чя романа"Сказзнав о Мамал бия" Т.Каилбергенова.сохранены. жена кюга: деятеле! У.У1А1 ьека-султансхнСояа СултанД7ере2 Султан,Алтай Султан,Уаля Султан л т.д.1 Но только Убайдулла Султан участвует в ромме в качества гвроя прокз£здеезд«Дарлцу с этим едясзилосъ.что выбор писателем героя ко иигев абсолютно свободного тарактара.Оя не может игнорировать те ввдииаэся фггурп.чомроз занимали достойное касте ¡ш исторической арене.НапрЕкер.в третьей книге"Иепонягнне" тршюгЕи"Дасган о каракалпаках" поэт Еердах введен как персона-, так как историческая правда о нам дает много сведений; и писатель ве ксг остаЕЗггь его без внимания.

Без включения дехггядей.окгравля зш/ш одауя роль т» истории,сСразк могут Суть кеполпоц.знш/мз.Например,в исторг.: солоанскк га, сна Турум Оля и Арзк батара„*отс>1.ь-<з бма ссвр?яеяязк8к7 Айдос бия,мате того.ози угог/пнаюгея ка.- глаьиис ¡с;агеш трагедии Ьеглса л ^л^ьтса.срагьев Айдоса.Олчако в рожи* они отсутствуют,а это отрааат&д^мю сказывается на оо^вл Аёдоеь и его братьев.

Таким образом,писатель для сьоего ;м'си:и-.одсиия забирает гсрэсЕ,изучает ксторчтчесхяо правду о н>а:.харахтврис:ти!^ героев ¥ на их основе соьдает авторскую концепцию гороя. Узбекский учакк£ А.К&ттзбеков дал хорокеа определение яснягип авторской концепции:'"Работа над образои исторического персонала аачиьаэтед с дсстроелид авторской кошгенцгл героя.которая предаю :огаэт оценку гзроя и его деятельности,собственную тс-1ху зрения худоягака на ро«ь избранного ем гороя в саврамоявом ему эиществе.Кякиепцзя личности героя - это обнаруженная а объясненная аьтс^-ох совокупность связей гороя с шром.итепеш» реалззадан его духовной потенции,его ваияале на аеть обяоотЕа". Авторская концепция героя создается на основе дсторичосксЗ лравды.. Каздкй писатель в своем ароазэедеям создает образы асторачестас лиц ка основе сьоеЗ хонцешда.

1.Художественное вопловзкие личности а исторической гпоха в современной узбекской ьрозе.-Автореф.лкс.дохт.фялая.вазгаи -Ташкент,1Э85,с.14-15

_ 1а - -

Следовательно ,воз;лил;но создание нескольких ксацепщш оораза одного лсторачоского деятеля .Наиршв] в русской литературе создано несколько- ксжпвшвй образа Степана Разила: в романах; "Разин Степан"¿.Чапыгина,"Степан Раздн" С.Злобина,*£ вриаел Ьаи дать ваею'Ъ.Шухдака.Б каракалпакской литература таких примеров тохе немало.Кроме кадпбаргеновской хонцемдал образа Ернь.зар алакоза известии концэшуш этого образа К.Султааива5. А.Саыкова.кэучан творческую лабораторию писателя,мовдо установить авторскую концсшшо и путям анализа сб;аза.

Творческая ласорото^лт; ка;.а:-^и:а:х."'ого плсатвля Т.Кааьбергьнова хсроао известна его чглате^як.' ЕХнрдкер.в создана: образа ¡.'¿кап <$га авторская ковдепаии героя оиш такова: (¿аман хотел г.овестд к&ракаллакев к Eporpsccy.Ee вива его,а йеда в том, что он сам двоился быстрее останън^х.Сн оказглея как бы еддыстьйанш всадникси в толпе цеишх.Да еще дсгояяе своего скакуна. Лады ьоршш ему »стремились за аил,но не успевали,не могли догнать: СЛШ1КС1; у& далеко си оторвал сл.Однако народ заломит храброго £сша,зраведЕвго судьи »радетельного рравл;елд, задогжйл дорогу, со которой он умчался вперед. . .

....Машн бгй стал предводителей народа потому,что " ранкае Других срозрсл его будуяве,которое виделосг» в братслсы совзе в Россией.

¿•КаыхбергчноБ Т. КаракадЕйк-в^мв.-вукус.Каршклиакстан, 1977,Сн гсс.Зо^аца ода.-Еукус,Кар&^алда~:.станД37С

Си лераь^ при/гожил все сила ,чтойн осуществить ат-о ведение истории".1

Значит ,по этой концепции Т,Каши5ергс:го2 рчада-г оСраз Уа«ана.Сопоставляя авторскую т.е.худо~.оства:кую кокцешда с исторической кондепциб^истор.'лесу'иги характеристиками грузов, г.'окно установить,что авторская концепция образа »акана осьсвича на исторической правде.Концепция,личности Мамана у Казтбергепозя, в основном,совпадает с прандой исто:::';:.

Авторские концепции героев Аидоса а Еряязара тссо не противоречат исторической правде.Деятельности этах личностей естэ недостаточно изучена са¥ОЙ исторической наукой,а это дает простор художественному выкгс-у писателя.,

Таким образом,писатель изучает .историческую правду к характеристики личностей,создает свою концепцию к развивает образр.

В образе исторического деятеля берутся не все стороны характера лъототипа.а только те качества.которое необходима писателю дчя своей кснцгпша.Сднахо.если опустить присуще прототипу основное признаки,это скажет отрицательное влиянье на нудозгэственвкй образ.Это кожно заыехзть в образах Бегкса,Мршжа и Тдомурад суфи,некоторое основккз характернее черты которых

Х.КанпбергскоЕ "2,'Лг артк-в ор.-йук/с .Каракалпакетан. 1Г;37,с.1В-13-,30.

- 20 -

Т.Капп£ерггдср остаьп виз доля зраная.

В ооуазо ¡героя ¡отет отразиться в определимой «завяи z n&nhov. писателя.

Б 2."Просека художествеяжЛ интерпретации в

создали:: образа" изучается пспользоваагб писахелец фнктсъ для создаа-п о<5рйзсв.Худо2ник в создай«!«: образа исторической личности аалдашг cJa¡«F истоr-дл с.:.оэй концепции и художественно иатср-протнруст ах.Зсзм'маю и то.чта эти факты евд и рапьзе якто^ягретлро -Ь2я*,исгс 'ьзовгль' и еохргн&ьы в других исторических источника^ г ь таксы случае ¿та источники и *гл. лу^тва*" е.чгзвшшг b'iíira-Jd но концепцию писателя.

;'tíj«;e уаый Ка-Ейвугвяохь»: ьсдсдз-аог.сшк»« создаядаооразс сшашк героой трда-сгиь-йаиаглДйдаеа ¿ршзьраЮгвЯОД*,что эти дакти оохрагькы и г. других всточнаках ,>изикер,во второй книге

историческая правда сохранила ь качестве факта yüKÉcsEo Лаосом двух братйэь .Этот факт сохранился в хивинских хро:ш'.ах,наушо~гсслгдоаательскшх трудак,художественных произведениях и устных сказаняли.5 кш зтат факт иатардретярозаи ш-раавсцу: в одном источнике утмрздавгся/гто сам А2дос собса-авкно-ручш уйал своих братьев „а a якуток обвиншсся другие .А пладавль иЕтерирехугру а х- этот $вхх по-своему .¿го интерпретаций подчинена tísTopcKoi концепции ссраэа Аидосз.

В диссертации иодробао рассматривается Еопрос п/догл>ствеь'ной интерпретации <};акта.Ьлряду с этим изуфгясь а те ;икти.которые не ок.>я исло-'.ьзоЕаны шюателекЛакпе ..¡акты доголиысг соаканнвс писателем образы .помогают ьосетакоь.еьло р-ь&лтсх'о облика прототипа.

Таким образок,в тр»-логш1"1йстЕН о каракалпаках* реализована хайпбзргекозекая хонцегашя образов камана.Авдоса, 'б^назьра и цругдх героев,а так*в отмечены -творческая особенность Т.качшоергоноьа и национальное своеобразие каракалпакского исторического ъокана,

Б заключении ьодоедвин основные кгогн ясследоЕгшм.На основе изучения исторической действительности,* которых «яла каракалпаки аУ111-л1Х вь,к киассифицикшии источников трллогий Т.Калвиергенова определен уровень худо^зсгвеньо!! правды в худолестьчнны:х обрасов и вкдалнуть концепции надисна^ыгьх особенностей каракалпакского исторического рс:.;аня.

Основное ссАер«аыле д^соертаиш излокено б следуюгда публикациях автора:

1.Образ и историческая правда.-Амударья. 1030,й 2

с.99-103.

г.легенла п о^раз. гдяечкнн путь . -Нукус,13-ЗЭ.с 101-20С З.йсторлческая правда ч художественен»! ви/ сел писателя Тезиси докл.1Х.на^ч.теор.кону.«алодых ученкх и сзеЕмалнстоъ,Куу/о,24 апреля 1333. г,-1;укуе,1ЭЭ0 ,с.4-5 4создания образов ¿»сторлчесхнх личностей.-Теэ.зхк" ,1 респуо.ноуч-теор.ксн^.голодкх учвнкх и спеплагастов.Еукус,мая 1 ?91.-Нукур .1231 ,с.1£5-15С-.