автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Историко-культурное прошлое кыргызского народа по материала эпоса "Семетей"

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Айдаркулов, Кадыркул
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Бишкек
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Историко-культурное прошлое кыргызского народа по материала эпоса "Семетей"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Историко-культурное прошлое кыргызского народа по материала эпоса "Семетей""

Министерство народного образования Республики Кыргызстан

кыргызский государственный университет

На правах рукописи УДК 9(57$.2):894.341—1(043.3)

АЙДАРКУЛОВ Кадыркул

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОШЛОЕ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА ПО МАТЕРИАЛАМ ЭПОСА „СЕМЕТЕЙ"

Специальность — 07.00.02 — Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Бишкек 1(92

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНА РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

КЫРГЫЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи УДК 9/575.2/:В94.341-1/043.3/

АйДАРКУЛОВ НАДЁРНУЛ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОШЛОЕ КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА ПО МАТЕРИАЛАМ ЭПОСА "СЕМЕТЕй"

Специальность - 07.00.02 - Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Бишкек - 1992

Работа выполнена в Институте истории Кыргызстана АН Республики Кыргызстан.

Научный руководитель - Заслуженный деятель науки Республики Кыргызстан, доктор исторических наук, профессор К.У.Усенбаев

Официальные оппоненты- доктор исторических наук

О.К.Караев

кандидат исторических наук,доцент А.М.Мокеев

Ведущее научное учреждение - Ошский Государственный -

педагогический институт

Защита состоится О ô 1992 года в " /^час.

на заседании специализированного Совета К 059.01.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени.кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 - Отечественная история в Кыргызском государственном университете имени Жусупа Баласагнна.

Адрес: 720024, г.Бишкек, ух. Белинского, 101

(^диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кыргызско-^то государственного университета им.Жусупа Баяасагына.

л я4"-?'"' ' - ' '< ; " Ai-%

jmocsaH " JsJ " ÛS~~ 1992 г.

Tz y... ' . ' •• • \ -. г | e'"' , . Ученый секретарь

;Дециализировг1НногЬ Совета

*

'^ВТЪр- ИСТОРИЧЕСКИХ наук, 4 - - профессор (^¿¿¿УьСМ"у 'З.Э.Эралиев

¿у. ô-f.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Древняя и средневековая история Кыргызстана изучена мало вообще и менее в сравнении с другими республиками Средней Азии. Прежде всего это связано в недостаточной разработанностью ее источниковой базы. В связи с этим разработка письменных источников по истории средневекового Кыргызстана была и продолжает оставаться исследовательской задачей.

Изучение письменных памятников народов Востока имеет не только научное, но и важное общественно-политическое значение. Но лишь ка основании данных только письменных источников нельзя объектив-•но и всесторонне раскрыть общность судеб народов Средней Азии.Казахстана и Восточного Туркестана в древности и в эпоху средневековья. А также тесное переплетение их социально-экономической и духовной жизни, их совместную борьбу против гнета классовых эксплуататоров и иноземных захватчиков. А конкретно-историческое исследование сущности этих проблем, бесспорно, способствует воспитании у наших народов чувства патриотизма, дружбы ж интернационального единства.

Следует отметить, что круг источников цо историй !{ыргызстана по древнему ■ средневековому периодам весьма узок. Русские, монгольские и китайские источники отражает более поздний период истории хыргызов, а твркоязычные письменные памятники немногочисленны, сведения их незначительны и фрагментарны. Что касается арабо-пер-соязычных источников, то они еще глубоко не изучены, тем более,что специалистов в этой области единицы. Бесспорно, что важнейшими источниками для изучения истории ж культуры кыргызского народа в древности ■ в средневековье остается его богатое многовековое фольклорное наследие. Из этого охеаноподобного эпического богатства нами исследуется только эпос "Семетей", т.е. вторая часть героической трилогии эпоса "Мамае" так сак исследовать все час» эпо-

са "Манас" и их варианты в одной работе - невообразимо трудная, да и непосильная задача.

Как уже неоднократно отмечалось исследователями, в эпической трилогии "Манас" бережно сохранены и запечатлены все наиболее значительные события истории кыргызского народа исследуемого времени. Эта эпопея является его монументальным творением. 3 ней посредством живых художественных образов энциклопедично отражена вся духовная и материальная жизнь кыргызов с глубокой древности и до новейшего времени. Воссоздание истории народов, не имевших значительных письменных памятников, возможно путем привлечения так называемых "косвенных" источников, в том числе из различного рода преданий, памятников героического эпоса и языковых данных. Поэтому выявление и привлечение историко-этнографической информации из эпоса "Семетей" для воссоздания историко-культурного прошлого кыргызского народа остается актуальной задачей в наше время и в будущем.

Объектом исследования является эпос "Семетей". Сегодня известно около 10 полных вариантов (состоящих из 30-270 тысяч стихотворных строк каждый) и более 18 неполных или эпизодических (состоящих из 3-30 тысяч строк) вариантов эпоса "Семетей". Таким образом всего зафиксировано более 35 вариантов эпоса "Семетей" обпрш объемом 38584 страницы или 9317256 стихотворных строк. Такой огромный массив текстов и многочисленные повторы в них, а также технические трудности,по необработанным рукописна не дают возможность исследовать все варианты эпоса в полном объеме. Поэтому в диссертационном исследовании в основном уделяется внимание ранним, е<пе неисследованным и малоизученным рукописным записям, которые в большинстве своем не введены в научный оборот, особенно рукописи, написанные арабской графикой. Учитывая подобного рода пробел в изучении эпоса, уы обратились именно к этим рукописям и к ранним записям эпоса,

осуществленных русскими исследователями и просветителями во второй " половине XIX в. Это объясняется рядом существенных причин. Зо-пер-вых, в этих рукописях без искажений передавались объективно героическое миропонимание киргизов и их жизненные циклы, сложившиеся в течении многих веков.. Во-вторых, в этих рукописях больше сохранено в первоначальном виде названия общественных явлений, отдельных предметов и местностей, а также ряда этносов. Также более точно переданы средневековые лексико-фонетические говоры самих кыр-'гызов. В третьих, в этих рукописях мало подвергались изменению

многовековые, традиционно сложившиеся сюжеты героического сказав

ния, т.е. здесь почти не заметны наслоения и добавления поздних 'времен. Словом, эти рукописи отличаются от других вариантов эпоса своей оригинальностью.

Поэтому мы старались, по силе возможности, 0??%аще обращаться к текстам именно этих рукописей, чтобы выявить наиболее достоверные историко-этнографические сведения по истории кыргызского народа, отраженные в сюжетах героического эпоаа.

Пель и задачи диссертации. Главной целью настоящего исследования является выявление и изучение сведений по истории и культуре кыргызского народа из эпоса "Семетей". 3 первую очередь из

ранее неизвестных и малоизученных редких рукописей этого эпоса*

1

для более полного введения их в науный оборот. Для достижения указанной цели ставились следующие основные задачи

I. Таковыми являются рукописи эпоса "Кысса Семетей бу турур" и "Сеиетейдин дастаны", а также рукописные материалы эпоса из ЦГА Республики Казахстан (Алма-Ата) и UTA Республики Кыргызстан. Все эти рукописи написаны арабской графикой в середине XIX в. К такого же рода памятникам можно отнести фонозапись отрывков из эпоса "Семетей", записанных художником Б.В.Смирновым в 1903 г.

- Критический проанализировать основной текст эпоса по всей имеющимся его вариантам и выяснить степень его изученности в историографии;

- Определить особенности и различия каждого варианта эпоса;

- Выявить и перевести на русский язык сведения по истории и культуре кыргызов, содержащиеся в исследуемом эпосе;

- Изучить и сопоставить вводимые в научный оборот сведения с ранее известными данными из истории, этнографии и археологии;

- Определить место и значение данного эпоса как источника по изучению истории кыргызского народа.

В соответствии с целью работы основное внимание уделялось разностороннему анализу историко-этнографичеекой информации, выявленной в эпосе "Семетей". При этом мы ограничивались рассмотрением только тех аспектов, которые вытекали из поставленных выше задач.

Методологической основой исследования являются общие принципы диалектико-материалистического метода исследований, способствующих раскрытию основных тенденций развития человеческого общества и исторических процессов. При написании диссертационной работы соискатель руководствовался общеметодологическими принципами исторического исследования: научность, объективность, историзм и творческий подход. Важным теоретическим подспорьем в написании данной работы нам посулжили труды обществоведов по проблемам научного поз-

о

нания теории этноса и фольклористики. Объективное изучение как каждого отдельного источника, так.и части его информации может быть достигнуто при целостном и всестороннем их рассмотрении в их объективной связи и взаимозависимости. Руководствуясь этими принципами и придерживаясь исторической закономерности возникновения, развития и упадка феодальной социально-экономической формации, мы стремились раскрыть сущность взаимоотношений между оседлыми и кочевы-мы народами, причины феодальных войн, миграций и другие проблемы, нашедшие отражение в эпосе "Семетей".

Основные источники. Для изучения поставленной проблемы главнейшими источниками послужили для нас многочисленные варианты эпоса "Семетей", хранящиеся в Рукописном фонде отделения общественных наук АН PK. В их числе: "Семетей"вариант Байымбета Абдырахманова* (Тоголок Молдо), Рукописный фонд АН PK. йнв.» 838-641; инв.» 10741078. (в дальнейшем указаны только инвентарные номера). Записан арабской графикой в 1923 г.в объеме ИЗО е., или 45200 стих.строк; "Семетей", вариант Ибрая Абдрахманова, инв.* 991-997, записан на 'латинском алфавите в 1946-47 гг., объем 1300 с. ила 39000 стих, строк; "Семетей", вариант Мамбетаасы Ашымбаева, инв.» 5165, записан в 1967 г., объем'393 с.или 18678 стих.строк; "Семетей",вариант

Токтосуна Байбуураева, инв.» 5172, записан в 1966 г., объем 95 с.

о

или 2850 стих.строк; "Семетей",вариант Тыныбека Каляева ,инв.» 1289, записан в 1902 г.,объем 182 с. или 5460 стиу.строк; "Семетей",вариант Иса Жумабаева, инв.» 433, 459, 4065, 5168, записан в 1959 г., объем 1205 с.или 32870 стих.строк; "Семетей",вариант Саяк-бая Каралаева^, инв.» 928-983; инв.» 544-561, записан в 1936,1939, 1946 гг. в объеме 9000 с.или 234000 стих.строк; "Семетей",вариант Сапарбека Касманбетова, инв.» 2032, 1037, 4012, записан в 1958 г. в объеме 90 с. ил* 2610 стих.строк; "Семетей", вариант Жаныбая Кожекова, инв.» 842-851; инв.» III6rIII7, записан в 1936-1937 гг. 1941 гг. в объеме 4000 с. или 126000 стих.строк; "Семетей".вариант Дункана Кочукеева, инв.» 4059, 2064, 5064, 5167, записан в 1959, 1965, 1967 гг. в объеме 300 с. или 8700 стих.строк; "Кысса Семетей" бу турур"(старинная рукописи),записана арабской графикой ,ина.»

1. Сооронов 0. Эпические мотивы в трилогии "Ианас" (По варианту Тоголока Молдо J. "Илим", Фрунзе, 1981, 120 с.

2. Жапиев Т. Семетейден бир болум. М.,1925, 182 с.

3. Керимканова Б. Семетей и Сейтек,- Фрунзе.-1961.-58с. ; йамыров "Семетей" эпосу - "йанас" трилогиясынын экинчв болугу.-Фрунзе: Илим.-1963.-165с. : Жайнакова А. "Семетей эпосунун тарыхый-гннеа-логиялык негизи.-Фрунзе:Илим.-1982.-17Ьс. : Кыдырбаева Р.,Кырба-|вв К..¿¿айнакова А. Варианты эпоса "Манас .-Фрунзе:Илим.-1Уо0,-

5188, в объеме 117 с. или 10079 стих.строк; "Семетей",вариант Сей^ дене Молдокеевой, инв.№ 5079, 5176, 5186, 5196, записан в 1961, 1970-73 гг. в объеме 750 с. или 242000 стих.строк; "Семетей", вариант Молдобасана Мусулманкулова, инв.№ 898-910, 1065-1068, 1П4-1П5, записан в 1935, 1986 гг. в объеме 1300 с. или 49580 стих.строк; "Семетей".вариант Акмата Рысмендиева, инв.№ 970-973, 1003,1004, записан в 1939,1945,1946 гг. в объеме 1700 с.или 51000 стих.строк; "Семетей", вариант Шапака Рысмендиева, инв.1* 865-873, 1086-1089, Ш8-Ш9, записан в 1936 г. в объеме 3570с. или 65780 стих.строк; "Семетей".вариант Алмабека То&чубекова, нив.» 994, 995, 5152, 5155, 5166, 5170, 5171, записан в 1960-е годы, в объеме 1000 с. или 30000 стих.строк; "Семетей",вариант Актана Тыныбекова, инв.№ 987-990, записан в 1939 г.арабской графикой, в объеме 1131 с.или 33930 стих.строк; "Семетей".вариант Ыам-бета Чокморова^инв.» 5179-6185, 5189,5190, записан в 1970-1971 гг в объеме 2200 с. или 66000 стих.строк; "Семетей"(старинная рукопись, записана арабской графикой), объем 417 с. или 12504 стих, строк; "Семетей", вариант Багыша Сазанова, инв.» 979- 985,10051083, записан в 1940-е годы, в 4500 с. или 157500 стих.строк; "Семетей", вариант Жакшьшыка Сарыкова, инв.№ 874-882, записан в 1925, 1926, 1938 гг. в объеме 4500 с. или 135000 стих.строк.

Научная новизна диссертационной работы прежде всего определяется постановкой темы. Это специальное исследование, посвященное изучению эпоса, как источника по истории и культуре кыргызского народа. Впервые в полном объеме и комплексе вводятся в научный обо. рот все имеющиеся варианты и редкие рукописи эпоса "Семетей", а также показывается их место и'значение в исследовании различных аспектов исторического прошлого кыргызского народа. Такие рукописи, как "Кысса Семетей бу турур","Семетейдин дастаны",стихотворные

I. Кырбашев К. М.Чокморовдун айтусундагы "Семетей" эпосунун озго-чолуту.//Варианты эпоса"Манас". "Илим",$рунзе,1988,С.35-82.

тексты из фонозаписи 1903 г. эпоса впервые привлекаются для исследования задачи, поставленной в диссертации. Введение в научный оборот и проведение историко-сопоставительного анализа нововоди-мых сведений с уже известными в науке данными позволили: существенно пополнить и расширить источниковуга базу истории и этнографии кыргызов рассматриваемого периода; критически проанализировать и оценить эпические данные в аспекте истории, этнографии и археолог гии; проследить по исследованным источникам ряд вопросов и перес-о мотреть отдельные устоявшиеся положения об эпосе как дополнительном источнике по проблемам истории и культуры Кыргызстана, а так-«

же поставить новые вопросы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при разработке источников по истории и этнографии кыргызов и Кыргызстана и соседних с ними народов и регионов. Приведенные материалы в диссертации окажутся полезными при написании обобщающих работ по истории и фольклористике кыргызского народа, при подготовке обобщающих тематических сборников и трудов по фольклористике, а... также при разработке учебно-методических пособий и лекционных курсов по истории и культуре кыргызов и других яародов Средней и Центральной Азии.

Апробапия работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела общих проблем Института истории СССР АН СССР (М.,1988) и на объединенном заседании отделов истории Кыргызстана нового времени и этнографии Института истории Кыргызстана АН РК (1992). Основные положения и выводы работы были изложены в докладах и выступлениях на межреспубликанских научно-теоретических конференциях по археологии, этнографии, ономастике, тюркологии и истории в гг.Москва, Ленинград, Кемерово,Улан-Удэ, Бишкек, а

ш

также на трех международных научных конференциях ЭНЕСКО в гг.Алма-Ата (1985), Хива (1991), Алма-Ата (1991). По исследуемой проблеме диссертантом опубликовано более 70 научных статей и монографии

"Кылымдар жанырыгы"(Эхо из глубины веков)."Илим",Фрунзе,1989,187с., "Кысса Семетей бу турур"(в печати).

Структура диссертации соответствует ее цели и задачам,состоит из введения, трех глав и заключения. Приложение - списка цитированной литературы и источников.

основное содержание диссертации.

Во введении обосновываются актуальность исследуемой проблемы, теоретические и методологические основы исследования, степень изученности темы, определены цель и задачи диссертации, раскрыта ее научная новизна, дан анализ нсточниковой базы. Здесь же прослеживается история изучения эпоса "Семетей". Далее излагаются результаты изучения и обобщения эпоса, проводившихся в литературоведческих работах. Вместе с тем затрагиваются и некоторые спорные проблемы, связанные с возникновением и многовековым развитием эпоса -"Семетей".

В первой главе, учитывая подобного рода многослойность эпоса, излагается общая характеристика вариантов эпоса "Семетей" и анализируются основные этапы сложения эпоса, а также рассматриваются географические термины в эпосе. Здесь же сделана попытка кратко охарактеризовать историю записей различных вариантов "Семетея". Такой подход по всем вариантам эпоса "Семетей" при комплексном ис-

о

пользовании разного рода и вида источников представляет нам, как и любому другому исследователю, широкие возможности выявления богатейших материалов по истории и культуре кыргызского народа. До сегодняшнего дня эпос "Семетей" изучался в основном в филологическом аспекте, а в историко-этнографическом отношении данный эпос не исследовался. Йоэтому одним из наиболее актуальных вопросов изучения эпоса является вопрос об этапах его сложения, с чем связаны также вопросы этногенеза и этнической истории кыргызскогр народа. Вслед за такими видными исследователями манасоведами, как

А.Н.Бернштам, М.О.Ауэзов, А.Х.Маргулан, О.К.Караев, Р.З.Кыдырба-ева и др., мы склонны считать, что трилогия эпоса "Манас"еложилась в эпоху раннего средневековья в условиях появления зачатков раннефеодального строя и по этому он отражает современную ему действительность и идеологию, присущую данной исторической формации. При этом мы опирались на различные по характеру источники: исторические, этнографические, лингвистические, археологические и сопоставляли их с данными из орхоно-енисейских рунических памятников.

о

'Основываясь на них мы прияли к выводу, что в основустихотворных сюжетов эпоса легли события происходившие в жизни кыргызского этноса в У1-Х вв., т.е. уходящие ко времени "кыргызского великодер-жавия". А исторические события, происходившие во времена династий Кара-китаев, Караханидов, Ойрото-Дяунгарских ханств и в последующие времена в эпосе отражены как наслоения. Следовательно ряд первоначальных сюжетов эпоса базировался на подлинно исторических событиях с мифологическими выражениями мыслей, чувств, проблем и образов. Подобные тексты своеобразно отражены в рунических надписях, которые испытывали определенное влияние стиля и поэтики народного эпоса. Это проявляется, в частности, в оплакивании усопшего, напоминая кошоки, арыаны и песни-жадобы - жанры и формы, характерные для эпического повествования. К тому же в эпосе очень четко прослеживается, что старте элементы сохраняли свои позиции в виде черт военной демократии общественных институтов социальной структуры кыргызов.

Таким образом, многослойность эпоса доказывается наравне с хронологическими данными и реалиями эпиграфики и материалами этнографического характера.

Анализ географических названий эпоса "Семетей"- позволяет уста!» новить примерные примерные места обитания кыргызоц в раннем и в позднем средневековье. Так, ареал их расселения включает обширную территорию от Алтая ■ Тибета до Урумчи к Лобнора, а также Памире-

Тянь-Шаньские горы. В эти рамки вписываются и нынешнее местонахождение отдельных частей кыргызского этноса и вся территория Рес-. публики Кыргызстан, являющаяся одной из частей историко-культурного Центральноазиатского региона. Как было определено исследовательским проектом ЩЕСКО и участниками международной конференции "Культурно-исторические процессы в Центральной Азии в средние века" (Алма-Ата, 16-21 сентября 1985 г.)) последний включает в себя Восточный Иран, Афганистан, Пакистан, Северную Индию, западные районы КНР, Монголию и республики Средней Азии, Казахстана, Тувинскую и Бурятскую автономные республики РС5СР. Без знания характера историко-культурных процессов,происходивших на этой обширной территории в средние века, невозможно изучение новейшей истории и культуры кыргызов и других народов, населявших этот обширный регион сегодня.

Фольклористы, исследуя сюжеты эпоса "Семетей",считали,что он . -возник сравнительно поздно - в ХУ1-ХУШ вв. Они полагали, что в основу эпаса детям собтггия. связанные с нашествием джунгарских завоевателей. Иными словами, они исходили из поздних наслоений € структуре эпических событий. Если считать, что часто встречаемый в эпосе термин "калмак",есть собирательный синоним слов "враг.неприятель",то эпос подтверждает, что на протяжении многих веков кыргы-

зы не раз боролись с различными иноземными завоевателями за свою

в

независимость. Патриотические мотивы, идея защиты родных земель, своего народа прослеживаются в "Семетее" издавна и довольно явственно. По крайней мере в этом эпосе отражены события, не менее чем тысячелетней давности из жизни различных этносов, которые впоследствии влились в состав кыргызского народа.

Как показывают обширнейшие исторические материалы, кыргызская народность формировалась вовсе не из кровнородственных племен путем постепенного слияния их в единое этническое целое, а сформировалась гораздо позже - в ХУ1 в. из различных по своему этни-

ческому происхоаздению и языку административно- территориальных групп. А каждая из них, естественно, вносила свои народные предания в общую сюжетику эпоса.

При всей сложности и разнообразию этнических процессов в каждом определенном регионе шел процесс консолидации местного населения в отношении языка, быта и культуры. Этот общий процесс консолидации протекал под сильным влиянием самих же кыргызов, которые являлись потомками древнего населения Саяно-Алтайского нагорья.Сведения о них зафиксированы в китайских летописях под наименованием "хягас" и названных настоящим этническим именем - кыргыз"в рунических текстах древнетюркских памятников.

Так основываясь на всей совокупности археологических данных и письменных источников, полученных в результате исследований дореволюционных и современных ученых, мы попытались в диссертации выяснить реальное расселение самих кыргызов и определить границы обитания других тюркоязычных племен.

В эпосе "Семетей" широко отражена физическая выносливость его героев, их мастерство в охотничьих и военных делах, строгая дисциплина, выборность предводителей совета старейшин,родовые союзы, централизованное военно-административное управление, а также разделы военной добычи поровну мелзду соплеменниками и т.д. Время создания эпоса можно рассматривать на примерах трансформации в его сюжетах таких компонентов, как обычаи и традиции жизненного цикла древних кочевников (сакских и гунно-тюркских племенных союзов), особенно обряды, связанные со "звериным стилем" и'различными верованиями - огнепоклонничества, манихейства, зороастризма, язычес* ких ритуальных церемоний, связанных с погребениями^и сожжением костей умерших, очищением костей от мышечной ткани, родовые и скальные склепы, погребения с конями. Определенными признаками также служат архитектурный стиль надмогильных сооружений (сферические по форме) и их украшения с изобразительными рисунками и письменами, кроме того' завещательные письма на камнях и особые виды стихо-

творной заплачки и многие другие элементы из человеческой жизни тех далеких времен.

Сопоставительный анализ перечисленных выше компонентов с данными из рунических текстов древнетюркских памятников и с археологическими материалами дает нам возможность утверждать, что основным этапом времени сложения эпоса являются IX-X вв. Имено после этого времени исчерпала себя и централизованная влсть и самих кыргызов. Именно после X в., т.е. с нашествием караханидов, активно распространяются (особенно в среде кочевых народов) различные запреты исламской религии, являющейся перваначальной причиной в уничтожении предыдущих обрядов, традиций и культуры многих народов.

В целом анализируя историко-фольклорный материал, мы приходим к выводу, что время сложения эпоса тесно связано со следующими историческими периодами в истории кыргызского народа:

1. Периодом древних тюрков, с созданием кыргызского каганата с его военно-административным правлением.

2. Периодом усиления караханидских правителей, приведшим к территориальной разобщенности кыргызского этноса (На Алтае, на Тянь-Шане, на Тибете, в районах Ближнего Востока).

3. Временем монгольского нашествия и массовыми передвижениями племен и народностей, а также с усилением разобщенности кыргызского этноса и с ассимиляцией его частей с различными народами по месту их жительства.

4. С образованием кыргызской народности на Тянь-Шане и борьбой кыргызов с Джунгарскими ханствами.

Таким образок, материалы текстов трилогии "Манаса" в какой-то «мере способствуют реконструкции и возможному пересмотру отдельных моментов истории и культуры кыргызского народа.

- 13 -

Вторая глава посвящена вопросам социально-экономических от~ ношения и этнополитичес¡сим связям кыргыэов по исследуемому эпосу. И до сих пор они остаются сравнительно малоизученными в историографии средневекового Кыргызстана, что обусловлено.прежде всего,трудностью информации, содержащейся в письменных источниках. Учитывая застойный характер производительных сил и соответствующих им производственным отношениям в Кыргызстане в рассматриваемый период для изучения этих стержневых вопросов темы следует привлечь вместе с материалами эпоса также этнографические материалы и произведения устного народного творчества, где содержатся подробные сведения о хозяйстве и общественных отношениях у киргизов Солее ранней-поры.

Специфической особенностью господствовавших в кыргызском обществе производственных отношений в течение многих веков явилось то, что эти в своей основе феодальные отношения продолжали развиваться под оболочкой патриархальных форм общности (род и племя).

Исследование самых различных данных, в ¡сличая эпос, о хозяйстве киргизов показывает, что основным их занятием оставалось до позднего времени экстенсивное кочевое хозяйство. Они были знакомы также с земледелием и ремесленным делом. Об этом, в частности, свидетельствуют термины об обработке земли "жатаками" для посевов хлебов на зимовьях. А о домашнем производстве в рамках промыслов и ремесел в эпосе достаточно полно приведены названия ювелирных и кузнечных предметов и описаны процессы их изготовления искусными мастерами: "уста" и "зергер". Судя по эпocy¿ йыргызы в рассматриваемое время были активно вовлечены в сферу меновой торговли с соседними народами. Например, упоминаются названия шелковых и хлопчатобумажных тканей, различные виды украшений, сладости и т.п., которые либо покупались у иноземных торговцев, либо выменивались на другие товары.

Одной из основных причин устойчивости и самобытности хозяйственно-бытового уклада этнических компонентов, относящихся к

кыргызам, был своеобразный хозяйственный процесс, сложившийся на протяжении веков: традиционное направление хозяйства одного из компонентов как бы дополняли другие отрасли хозяйства. Эта их взаимодополняемость являлась своеобразным результатом взаимовлияния культур и этнических смешений. Что касается относительного консер- ' ватизма и застойности хозяйственных занятий у кыргызов, то эта видимо, надо объяснить непрерывными междоусобицами и феодальными войнами, нередко приводивших их хозяйство к полному упадку.

Анализ социальных терминов в эпосе "Семетей" еде раз подтверждает положение о господстве патриархально-феодальных отношений у кыргызов на протяжении всего средневековья. В эпосе фигурируют массы рядовых общинников (кара калк, жарды и др.), противостоящих феодально-родовой эксплуататорской верхушке - "жакшылар" (кан, бек, бий и др.). Судя по эпосу, в "кыргызском обществе наряду с различными социальными прослойками, существовали также отдельные лица, занимавшие видное общественное положение: батыры, кашка, чечены, сынчи, ырчы и т.д.. Исходя из сведений эпоса о социальных терминах и о занимаемом в обществе отдельными социальными категориями, группами и лицами, нами была сделана попытка составить целостную картину обоественной структуры у кыргызов в отдаленном прошлом,поскольку в этом вопросе и до последнего времени было немало спорных, да и ошибочных толкований.

Как известно, основными классами у киргизов на протяжении всего средневековья были крупные скотоводы - баи и.трудовая масса середняков и бедняков. В связи с этим в эпосе каждый класс раздел ляется на более мелкие социальные прослойки и группы. Рядовые общинники эксплуатировались под прекрытием патриархально-феодальных форм (саан, куч), "надела" скотом бедных родственников, под видом "родовой помощи". Наемные работники вознаграждались за труд частично скотом и частично его продуктами. Трудовой люд, особенно бедняки, работали за потребление молок&, версти и использование рабочей силы некоторого количества байского скота.

Материалы эпоса о военно-политической жизни кыргызов привлекались в отдельных исследованиях историков, археологов и фольклористов: В.В.Радловым, А.Н.Бернштамом, С.М.Абрамзоном, К.Р&хма-туллиным, Ю.С.Худяковым и др. Вопросы социальной структуры при "военной демократии"и ее отражение в военно-политических сижетах эпоса затрагивались и в наших работах. Эпос "Семетей" содержит также немало реалий, связанных с военным делом, например, вооружением, структурой военной организации и особенностями военного искусства кыргызов и их противников. Как и у некоторых других тпр-кско-монгольских племен, у кыргызов существовала система формирования войска по десятичной система. Это доказывается как данными эпоса, так и другими историческими свидетельствами. Основу кыргызского войска соотовляла легкая конница. Из археологических материалов ранних кочевников видно, что с появлением в военном деле металлических лат и других защитных средств изображается сложносос-тавной лук и стрелы с наконечниками, способные пробивать эти латы. Это видно из эпоса на примере "Аленгир джаа" или "Ал энгире джаа" (со свистящими стрелами). Древняя организационная структура конного войска (центр, левое и правое крыло} практически без изменений дожила вплоть до Х1Хв. Как известно, этнический состав кыргызского народа является довольно сложным. Это отразилось и на их военных формированиях. Во время военных действий каждое родо-племен-ное подразделение выставляло свое вооруженное ополчение в отдельности. И ими командовали свои предводители или отдельные военно-начальники - баатыры. В мирное же время полнота власти принадлежала совету трудовых старейшин, которые устанавливали порядок перекочевок, судили и наказывали провинившихся. Баатыр выделялся своими личными качествами: храбростью и воинской доблестью. Но власть его была ограниченной. Неограниченной властью и правом единолично решать важные дела пользуется только военный предводитель - хан.

Материалы эпоса проливают свет и на этнокультурные связи кыргызов с ближними и дальними соседями, с братскими тюркоязычны-

ми и фарсоязычными народами уже с незапамятных времен. О тесных политических, хозяйственных и культурных взаимосвязях и этнических контактах кыргызов с ними свидетельствует почти все произведения кыргызского народа. Достоверность этих сведений подтверждается многими этнографическими материалами и письменными источниками других народов. Очень важно, что эпос "Семетей" отразил взаимосвязи кыргызов с названными народами в более ранний период их истории, что, в частности,подтверждается и руническими текстами 'древнетвркеккх памятников.

В исследуемом эпосе приводятся многие названия этнических групп и ранних племен, стойко сохранивших свое этническое самосознание и самоназвание, как например, торк, окчу, аз, кыргыз и др., - а также самобытность своей культуры. К тому же каждая иа них в "Семетее" рассматривается как самостоятельная этническая единица.

Такой сложный и смешанный характер родо-племенного состава был присущ не тотлько киргизам, сохранившим кочевнические традиции, но и другим кочевым тюркоязычным народам. Естественно, что процесс дробления отдельных племен, происходивши непрерывно на протяжении всей эпохи средневековья, особенно усилился в период монгольских завоеваний в Х1в. в связи с массовыми перемещениями кочевников. К тому же длительное совместное пребывание на одной и той же территории разрозненных этнических групп различного происхождения нередко приводило к их слияние, в результате чего прежние кровнородственные связи уже утрачивались, уступая место свя?-зям хозяйственно-политического характера. Образовавшиеся таким образом новые объединения принимали обычно наименования того племени. которое в данном случае играла наиболее значимую рои.

В третьей главе анализируется материальная культура и изобразительное искусство кыргызов. Материалы эпоса дали возможность выявить новые сведения о жилищ« ранних кочевников - "Ак-ордо' т.е. дословно "белая ставка". Исходя из сведений эпоса и письмен -

них источников, а также графических и наскальных изображений, такая врта представляется нам жилищем с необычной конструкцией. Ее деревянный остов делался с двухярусными соединениями, украшавшихся межрешетчатыми стойками и рядом боковых опорных специальных подпорок, закреплявшихся на полу внутри врты. Подобные крепления делались для того, чтобы повысить высоту решеток (в два раза) и удлинить унины (жерди купола врты) тоже в два раза. Между соединениями двух унин для опоры осязательно ставили дополнительный обод, в своб очередь, подкрепленный снизу, подпиравшими его стойками. После тшательной установки деревянного каркаса, его накрывали белыми, специально выделанными кошмами и богато украшенными. Диаметр таких врт примерно равнялся 16,8м, а размер обычных врт был равен 8,8м. Как свидетельствувт этнические и письменные источники в таких огромных вртах обычнопомещалось несколько сот человек -вся дружина Манаса - "кырк чрро" и сам Манас со своими приближенными, а через порог свободно заезжал всадник на боевом коне. Изобретение подобных врт предопределяло долговременность пребывания центральной ставки кочевых держав на одном месте неподвижно, а при дальнем кочевании в поисках новых пастбищ или при военных походах, использовались уменьшенные врты "кичи ордо" или "джелум уй".

В эпосе встречаются новые вида одежды: "ак олпок" (защитное воинское одеяние), накери отук (парадные сапоги), суусар борк (шапка с куньей опушкой), а также "белдемчи", "карыпчи" и др.", которые украшались аппликациями из железа и золота, со вста.вками в центре орнамента драгоценных камней.

Наряду с этими в "Семетее" упоминавтся изображения хищных зверей и змей на поверхности одежд эпических героев, причем объясняется это как символ мужества и бесстрашия и для устрашения противника. На женском одеянии изображение птицы нашивалось как символ красоты. Ранее такие детали одеяния почти не освещались т этнографической литературе. Анализируя подобные изображения на одежде и на различных предметах, мы полагаем, что в древние вре-

мена они символизировали тотема или покровителя, но позхе, видимо,' стали символизировать патриарха, военных предводителей и вождей отдельных родов или племен. Будучи официально посланы через кого-то, эти предметы обозначали "визитную карточку" отдельных влиятельных лиц определенных племен или народов. Иными словами, богато украшенные одежды и головные уборы, изображенные в эпосе "Семетей" в каком-то аспекте напоминают одежду"Золотого человека" из кургана Иссык в Казахстане и из других памятников, относящихся к сакс-ким и гунно-тюркским временам в Кыргызстане.

И, наконец, изучение религиозных воззрений, отраженных в эпосе, позволяет судить о том, что кыргызы были менее привержены исламу, чем друпие народы Средней Азии, что в их среде бытовали в значительной мере и доисламские верования.

В заключительной части диссертации охарактеризованы основные этапы сложения эпоса "Семетей" и этногвнетической и геополитической истории кыргызского народа, для генезиса которого характерно было широкое участие тех или иных этнических компонентов. Проанализированы эпические сведения о социально-экономической жизни кыргызов и сделана попытка воссоздания целостной картины их социальной структуры, обобщены сведения о внешнеполитических и торговых связях кыргызов с другими народами. Показано, что часть сведений из эпоса носит историко-этнографический характер и позволяет судить' о структуре и составе родоплеменных объединений кыргызов, их расселении и передвижениях, а также об их обычаях и религиозных верованиях.

Подытоживая всю проделанную в диссертации работу, следует настоятельно подчеркнуть, что дальнейшее изучение как достоверного источника по самым различным вопросам истории, быта и культуры кыргызского народа - неотлагательная задача будущих исследователей. Потому что приемы и методы комплексного изучения исторической канвы эпоса пока очень мало разработаны. Естественно, что при разработке вышеупомянутых и других вопросов это обстоятельство

создает свои немалые трудности. Однако, чтобы воссоздать малоизученные и полузабытые страницы исторического прошлого культурного наследия кыргызов и других этносов, мы полагаем, что необходимы комплексные исследования обществоведов, в первую очередь историками, археологами и фольклористами отдельных сюжетов археологии и фольклора, которые должны показать истоки самобытной культуры кочевых народов.

Список опубликованных работ По теме диссертации опубликовано более 70 научных работ. Основные из них:

1. Кылымдао жанырыгы.-$рунзе:йлим.-1989.-107с.Сна кырг.яз) (монография,).

2. Кысса Семетей бу туру.-Бишкек:Илим.-1992.-10 п.л. (в печати,) (монография).

3. К вопросу об изображениях "звериного стиля" на одежде и украшениях в эпосе "Семетей"// Тезисы докладов всесоюзной археологической конференции.-Кемерово:1979.- С.150-155.

4. Кенже кара ырЯы (1903-жылкы "Семетей" эпосунун фоно-тас-масы женундеС // Кыргызстан маданияты.-1980, 5 январь.-14-15-6.

5. Ордо овнунн сырлары ("Семетей". эпосунун материалдары бо-юнча) // Кыргызстан маданияты.-1980, 20 февраль.-14-Ъ-о.

6. "Семетей" эпосунун жаны кол жазмасы // Кыргызстан изданиям.-1980, 7 августа.- 8-0. (в соавторстве с А.Б.Джаманкараевым).

7.0 некоторых аспектах "звериного стиля" в эпосе "Семетей" // Скифо-сибирскиа культурно-историческое единство.-Кемерово,1980,-С.263-278.

8. Географические названия в эпосе "Семетей" // История и современность.-Фрунзе:Илим.-1982.-С.195-202.

9. Этнические связи кыргызоз с народами Центральной Азии (По материалам эпоса "Семетей" // йсторико-культуоные связи народов Центральной Азии.-Улан-Уде.-1983.-С.84-90.

Ю. Некоторые вида вооружения киргизов в эпосе "Семетей" // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции "Культура и искусство Киргизии.-Ленинград.-1963.-С.55-57.

11. Архаичные пласты сюжетов в трилогии эпоса "Канас" // 2-е научные чтения, посвяяенныв памяти академиков М.А.Батманова, К.л.вдахина, Б.М.йнусалиева.-Фрунзе:Йлим.-1983.-С.б0-61.

12. К вопросу о погребальном обряде кыргызов.(По эпосу "Семетей") // Свеояя по Марксу и Ленину иаг.-Фрунзе:"лим.-1983.-С.63-65.

13. Ранние формы брака у кыогызов по материалам трилогии эпоса "Манас" // Молодые обществоведы - 6С-летнему юбилею Советского Киргизстана.-Фрунзе:Илим.-198'+.-С,92-99,

- 2.0 —

14. Элдик азем кийимдер // Ленинчил жаш.-1884.-30-октябрь,-

2-0.

15. Ос этимологии топонима "Талас" Сна основе сюжетов трилогии эпоса "Манас") // Материалы УП межреспубликанской научной конференции молодых ученых, посвященной 60-летию образования Киргизской ССР и Компартии Киргизии.-Фрунзе:Илим.-1985.-С.291-293.

16. Эпический гумбез Манаса в эпосе "Семетей" // Страницы из истории дореволюционной Киргизии.-Фрунзе:йлим.-1985.-С.208-217,

17. "Тогуз коргоол" Оайыркы коМмондордун коонорбос эстели-ги (."Семетей" эпосунун материалдары бовнча) // Кыргызстан мадани-яты.-1986.-18-ноябрь.- 14-15-0.

18. Арабские рукописи эпоса "Семетей". СКысса Семетей бу турур) // Ала-Тоо.-1968.-#4.-133-140-6. СВ соавторстве с А.М.Ко-кеевшО.

19. Город Баласагун и Чуйскне города Спо материалам эпоса "Семетей".) // Красная речка и Бурана.-Фрунзе:Илии. -1989. -С. 178-18;

20.К вопросу об общности этнических терминов в эпосе "Манас и древнетюркских рунических памятников // Тезисы У Всесоюзной тюркологической конференции,- Фрунзе:Илим.-1986.-С.613-615,

21. Еоокердик кийим "Ак олпок" // Научные чтения, посвяшен-ные^памяти академика АН Кирг.ССР С.И.Ильясова.-$рунзе:йлим.-1^69..

22. "Семетей" эпосунундагы жана байыркы турктоюдун руника-лык эстеликтериндегж каада-салттардын оквоютуктары /7 Научные чтения,..поовяшенные памяти академика АН Кирг.ССР С.И.Ильясова.-Фрунзе:^лим,-1989.-С.46-49,

23. Социальная структура военной демократии у кыргызов по эпосу "йанас" // Исторические чтения: Тез. докл. и сооЬщ. научной конференции.-Фрунзе:Илнм.-1989.-С.49-50.

24. Сведения о торговых взаимоотношениях кыргызов нз эпоса "Семетей" // Взаимодействие кочевых и оседлых культур на Великом ■елкрвом пут^ Тез. международного семинара ЮНЕСКО.-Алма-