автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Контраст как принцип организации поэтического текста

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Станиславская, Сусанна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Контраст как принцип организации поэтического текста'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Контраст как принцип организации поэтического текста"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Контраст в словесном искусстве XX века становится универсальной категорией поэтического текста. Активное развитие контраста в художественной речи связано с эпохой, с обострением социальных конфликтов, с трагическим восприятием писателями действительности. Синтез несоединимого, равноправие и противостояние контрастных начал нашли отражение в творчестве В. Брюсова, К. Бальмонта, Вяч. Иванова, А. Блока. В основе мировидения поэтов-символистов - признание полярности мироустройства; дуалистическую природу всего сущего передают контрастные бытийные и природные понятия (жизнь и смерть, вечность и мгновение, день и ночь, свет и тьма).

Контраст, функционирующий как один из видов семантико-стилистической организации поэтического текста, находит свое выражение в системе разноуровневых оппозиций и поэтому предполагает многоаспектное исследование. В поэтическом тексте представлены два основных типа контраста: лексико-семантический контраст, сущность которого заключается в антонимировании лексико-фразеологических, грамматических единиц, и стилистический контраст, представляющий собой соединение в одном контексте стилистически разноплановых единиц. Доминирующую роль в организации художественного текста играют контрастная семантика, смысловые оппозиции, отражающие осмысление жизни писателем, его языковую картину мира. Лексико-семантический контраст получает разнообразные формы реализации в поэзии и не ограничивается традиционными антитезой и оксюмороном. Многофункциональность и многоаспектность проявления контраста в поэтическом тексте акмеизма Противоречие и ] функцию! различных грамматиче своеобра; противопоставленности с контрасте контрастирующих слов бьи мировое^ Речевая контрастн( поэтичес! создаваться не только в

Вед j эмоционально-стилистичес

Анны А достижения эмоциональноразновидг так называемые стилисте оттенки ч различными сочетаниями жизни ли] просторечной и книжной, ] особое al контраст в поэтическом те!

Ахматово] i только с помощью полярнь актуализа! благодаря использованию

Противоре (архаизмов, разговорной j только на стилистически «нейтралы слов, nj драматургии стилистичес] несоотнос] создания сатирического эф| оксюморо! реалистический колорит, индивидуа психологической характер]

Свое тексте смена стилистически степени ак придает тексту особую i поэзии ст чувств героев, становится с

Гумилева ] ситуации. сущего Контраст как прини концептоо! проявляет универсальные противопос отражает специфику стил< бытия, счш контраста в идиостилях

Антитезы ; принадлежащих к литера связаны с особой динамикой поэтического слова, со сложностью ассоциативных связей, разветвленной системой смысловых приращений. В результате системного изучения контраста в поэтической системе А. Ахматовой и Н. Гумилева выявлены следующие типологические виды и формы его поэтической реализации: противопоставление (наиболее типичная форма -антитеза) и противоречие (противоречие качества (оксюморон), сущности, внутреннего содержания, тождества).

Антитеза, представляющая собой объективное соотношение контрастных понятийных категорий, выполняет в поэтическом тексте, как правило, изобразительно-экспрессивную функцию, способствует созданию лирического тона и выражает доминантные для автора семантические оппозиции. Как основные средства усиления выразительности антитезы выступают синтаксический параллелизм, повтор одного из оппозитов, их контактное расположение, интонация. Специфика поэтической антитезы заключается в ее структурных особенностях. Если антитеза в прозаическом тексте представлена предложением (простым распространенным, сложносочиненным, сложноподчиненным, бессоюзным сложным), то в поэтическом тексте антитеза оформляется в пределах поэтической строки, строфы и выступает как принцип организации целостного контекста. Классификация разновидностей антитезы строится нами по функциональному признаку на основании их концептуальной приуроченности и роли в структуре поэтического текста.

Наиболее значимой и активной разновидностью лексико-семантического контраста в поэтическом тексте является оксюморон. Нагнетение оксюморонных сочетаний в поэтическом произведении способствует усилению эстетического эффекта текста. художественных формах. В поэзии Гумилева прослеживается тенденция к многокомпонентности противопоставления, эксплицирующего предельное различие двух объектов изображения.

Стилистический контраст подобно лексико-семантическому проявляет черты индивидуально-художественных систем авторов.

Стилистический контраст, выступающий в поэтическом языке Ахматовой как одно из проявлений пушкинских традиций синтеза книжных и разговорных средств, связан с определенными концептуально значимыми темами (с библейской темой, с темой поэта и поэзии, со стихотворениями исторического колорита) и выполняет функцию характеристики парадоксального образа героини, передает противоречивую сущность любви, пронизанной земной страстью и религиозным чувством.

Стилистический контраст в поэтических контекстах Гумилева создается в результате сближения стилистически «нейтральных» единиц с разговорными, церковно-библейскими, подчеркнуто книжными словами. Стилистическая неоднородность характерна для гражданской лирики поэта, произведений военного цикла.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что языковая картина мира поэта и особенности его языковой личности проявляются в системности семантико-стилистической организации поэтического текста, в принципах его смыслового структурирования, среди которых особенно существенную роль играет контраст.

 

Список научной литературыСтаниславская, Сусанна Александровна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Ахматова А.А. Сочинения: В 2 Т. М., 1986. Белый А. Стихотворения и поэмы. М., 1966. Гумилев Н.С. Сочинения: В 3 Т. М., 1991. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. Соловьев Вл. Стихотворения и шуточные пьесы. Л.Д974.

2. Л.Аврасин В.М. Контраст в тексте: сущность и основы типологии //Структура языкового сознания: Сб. статей. М.,1990. /2.Адрианова -Перетц В.П.Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.- Л., 1947.

3. З.Азнаурова Э.С. Очерки по стилистики слова. Ташкент, 1973. " 4.Азнаурова Э.С. Слово как объект лингвистической стилистики (На материале английского языка): Автореф. дисс.д-ра филол. наук. М.,1974.

4. Альтшулер А. Ненавидящая любовь // Вопр. литературы. 1972.№ 2. С.52-62.

5. Андреева Г.В. Актуализация категории противоположности в художественном тексте // Актуальные проблемы стилистики декодирования, теория интертекстуальности, в семантике слова и высказывания. С-Пб., 1998.

6. Античные теории языка и стиля. М.-Л. 1936.

7. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: синонимические средства языка. М., 1974.

8. Аристотель. Метафизика. М., 1934.

9. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. Л., 1981.

10. Артюховская Н.И. О драматизме ранней лирики Ахматовой // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Филология, 1974.№ 4.С.6-18.

11. Архангельский А.Н. Гений, парадоксов друг // Русская речь. 1988.№ З.С.50-65.

12. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

13. Бабаханова Л.Т. Структурно-семантические особенности антитезы как стилистического приема: Автореф. дис. кан-та филол. наук. Ташкент, 1967.

14. Балахонская Л.В. Языковые антонимы и контекстно противопоставляемые слова как средства создания контраста в произведениях А. Вознесенского: Автореф. дис. кан-та филол. наук. Л., 1987.

15. Банников И.А. Контекстуальные характеристики семантически осложненных слов в современном английском языке: Автореф. дис. кан-та филол. наук. Л., 1974.

16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

17. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992.

18. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1969.

19. Борисова М.Б. Особенности стиля романов К. Федина // Творчество К. Федина. М., 1960.

20. Борисова М.Б. Слово в драматургии М. Горького. Саратов, 1970. v/ 25. Булаховский JI.A. Словесные средства комического у русскихписателей перв. пол. XIX в. // Русск. яз. в школе. 1939. № 5-6. С.2227.

21. Васильева А.Н. Художественная речь: Курс лекций постилистике для филологов. М., 1983. чУ 27. Введенская JI.A. О взаимодействии антонимии и синонимии // Вопросы лексики и фразеологии СРЯ. Ростов, 1968.

22. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. JL, 1940.

23. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. М., 1963.

24. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941. v 31. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (стилистические наброски). Л., 1925.

25. Виноградов В.В. Язык Гоголя и его значение в истории русского литературного языка. Материалы и исследования по истории русского литературного языка. Т. 3. А Н СССР, 1953.С.5-30.

26. Винокур. Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.

27. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.

28. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

29. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1970.

30. Гельблу Я.И. Антонимия и антитеза // Уч. зап. Башкирского гос. ун-та. Вып. XV. Сер. филол. наук. № 6 (10). Уфа, 1964.С.156-159. 38. Гиро П. Разделы и направления стилистики и их проблематики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. IX. М., 1980.С.40-88.

31. Гомон Н.М. Словесные средства комического русской литературы XVIII в. в произведениях Гоголя. Уч. зап. Нежинского пед. инст-та.Т.Т.4-5,1954.С. 138-142.

32. Гофман В.Н. Поэтический язык Вяч. Иванова. М.,1937.

33. Грамматика современного русского литературного языка. М.,1970.

34. Григорьев В.П. Поэтика слова. На материале русской советской поэзии. М.,1979.

35. Гринцер П.А. Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987.

36. Гудзий Н.К. Тютчев в поэтической культуре русского символизма // Изв. по рус. яз. и словесности АНСССР, 1930, Т.З, Кн.2. С. 45-60.

37. Гуковский Г.А. К вопросу о творческом методе Блока // Лит. Наследство. А.Блок. Новые материалы и исследования. Т., 1992. Кн. 1.С.79-85.

38. Гумилев Н.: Исследования и материалы. С-Пб., 1994. Дмитриев А.Л. Антонимы в поэзии Ахматовой // Русск. яз вшколе. 1981.№ 5. С.73-82.

39. Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой // Сюжет и действительность. Л., 1976. С.5-179.

40. Донецких Л.И. Реализация эстетических возможностей имен прилагательных в тексте художественных произведений. Кишинев, 1980.

41. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.). СПб., 1999.

42. V 51. Ельцова Е.Н. Антитеза и оксюморон как средства выражения контрастного мироощущения Ахматовой // Международнаяассоциация преподавателей русского языка и литературы. М., 1999. С.126-141.

43. Ефимов А.И. О фразеологических связях слов в языке Салтыкова-Щедрина. Доклады и сообщения инст-та русского языка АНСССР, 1948. Вып.2.С.30-35.

44. Ефимов А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина. М.,1953.

45. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л.Д973.л/55. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

46. Зобнин Ю.В. Странник духа Н. Гумилев // Pro et contra. М.,1997. \j51. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. Л., 1989.

47. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского: Автореф. дис. д-ра филол. наук М., 1980.

48. Ильенко С.С. Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц. Л., 1988.

49. Карпенко С.М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Гумилева): Автореф. дис. кан-та филол. наук Томск, 2000.

50. Качаева Л. А. Семантико-стилистические функции имен прилагательных в повести Куприна «Поединок»: Автореф. дисс. .кан-та филолГНаук.М.,1965.

51. Клюева В.Н. Проблемы антонимии // Уч. Зап. МГПИИЯ, Т. 1Х,1956.С.75-85.

52. Ковалевская Е.Г. «Реквием» Ахматовой. Его сходство и отличие от др. произведений поэта // Текст. Узоры ковра. Вып.4.С-Пб.- j Ставрополь, 1999. /б4 .Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М.,1986.

53. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала

54. XX в. М.,1986. fJ66. Колшанский Г.В. Контекстная семантика. М.,1980.

55. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

56. Ларин Б. А. «Чайка» Чехова. Межвуз. конференция по исторической лексикологии, лексикографии и языку писателя. Л.Д961.С.68-75.

57. Лее-Иуех Л. Стилистика контраста в автобиографической прозе М. Горького и И. Бунина: Автореф. дисс.кан-та филол. наук. С-Пб.,1999.v 77. Лекомцев Ю.К. Антонимический текст // Текст. Семантика и структура. М., 1983.

58. Лихачев Д.С. Заметки об истоках искусства // Контекст 1985. М.,1986.

59. Леонова Н.А. К постановке научных основ курса «Лингвистический анализ текста» // Русск яз. в школе. 1980.№1.С.99-104.

60. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.,1970.

61. Лотман Ю.М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Спецкурс., Изд. ТГУ.1975.

62. Лосева Л.М. Текст как единое целое высшего порядка и его составляющие (сложные синтаксические целые) //Русск. яз. в школе. 1973 .№ 1.С. 61-67.

63. Львов М.Р. К вопросу о типах лексических синонимов // Русск яз. в школе.1970, №3,С.10-16.

64. Марченко К.Н. Контраст у Горького // Словоупотребление и стиль писателя. С-Пб.,1995.

65. Машбиц-Веров И. Русский символизм и путь А. Блока. Куйбышев, 1969.

66. Минц З.Г. Владимир Соловьев поэт. // Соловьев В л. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974.

67. Муза Е.В. Славяно-книжная лексика, ее стилистические функции и приемы использования в языке комических поэм Майкова и Чулкова // Уч. зап. Орехово-Зуевского пед. инст-та. Т.2. Вып.1, 1955.

68. J 91. Мусатов В.В. К проблеме анализа лирической системы Ахматовой // Царственное слово. М.,1955.

69. Некрасова Е.А. Как сделаны стихи Блока // Родная речь. 1981.№ 2.С. 15-22.v93. Николаева М.А. Оценка и антонимические отношения лексики // Сб. науч. трудов Моск. пед. инст-та ин. яз. 1986.С.29-40.

70. Никитина Е.Ф. Шувалов С.В. Поэтическое искусство Блока. М.,1926.

71. Новиков JI.A. Антонимия в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике). М.,1973.

72. Новиков Л.А. Логическая противоположность и лексическая антонимия // Русс. яз. в шк. 1966. № 4.С.71-73.

73. Новиков Л.А. Семантика русского языка. М.,1992.

74. Новиков Л.А. Противопоставление как прием // Филологический сборник. М.,1995.

75. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.,1980. ^ 100. Очерки истории языка русской поэзии нач. XX века. М.,1990. \/101. Очерки истории языка русской поэзии нач. XX века. М.,1994.102. Общая риторика. М., 1987.

76. Павлович Н.В. Семантика оксюморона // Лингвистика и поэтика. М.,1979.

77. Павлович Н.В. Сила и сложность семантического противоречия в оксюмороне // Проблемы структурной лингвистики. М.,1981.

78. Павловский А.Н. Анна Ахматова: Очерк творчества. Л.,1966.

79. Павловский А.Н. О творчестве Н. Гумилева и проблемах его изучения // Н. Гумилев. Исследования. Материалы. Биография. С-Пб.,1994.

80. Панкеев И. Посредине странствия земного // Н. Гумилев. Избранное. М.,1990.

81. Панкратова О.В. Эволюция образов-символов в поэтическом наследии Гумилева. Автореф. дисс.кан-та филол. наук. М.,1997.

82. Панов М.В. Стилистика // Русский язык и современное общество. Алма-Ата, 1962. ^110. Петрова Г.В. Речевые средства контраста в романе Федина «Костер» // Стилистика художественной литературы. М.,1982.

83. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков., 1905.

84. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1914.

85. Поцепня Д.М. Проза Блока. Л.,1976.

86. Поцепня Д.М. О единстве эстетических свойств слова в поэзии и прозе Блока // Вопросы стилистики. Саратов, 1972.

87. Семенова О.Н. О межцикловом композиционном единстве у М. Горького // Вопросы стилистики. Вып.15.Саратов, 1980.

88. Семенова О.Н. Новелла «Страсти-Мордасти» в цикле «По Руси» (о замкнутости и непрерывности экспрессивных средств семантической композиции) // Вопросы стилистики. Саратов, 1985.

89. Сильман Т.И. Лирический текст и вопросы актуального членения // Вопросы языкознания. 1974.№ 6.С.91-95.

90. Синюк В.Б. К вопросу о фразеологизмах-оксюморонах // Русск. яз. в шк.1976.№ 4.С.51-54.

91. Сиротина В.А. Речевые средства сатиры в сказках Горького // Науч. зап. Киевск. ун-та, Т. 14, Вып.2. Сб.филол. ф-та.1955.№ 8.С.34-38.

92. Скатов Н. О Гумилеве и его поэзии // Гумилев. Н.С. Стихотворения и поэмы. М.,1989.

93. J 129. Слободнюк С.Л. Н. Гумилев: модель мира (К вопросу о поэтике образа) // Н. Гумилев. Исследования. Материалы. Библиография. С-Пб.,1994.

94. Смирнова Л.А. Н.С. Гумилев // Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX-начала XX в. М.,1993.

95. Соколова Н.К. Слово в русской лирике нач. XX века Воронеж, 1980.

96. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). М.,1973.

97. Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова. Воронеж, 1979.4/1 134. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985.

98. Тарасова И.А. Структура семантического поля в поэтическом идиостиле (на материале поэзии И Анненского). Автореф. дисс. .кан-та филол. наук. Саратов, 1994.

99. Тименчик Р.Д. Текст в тексте у акмеистов // Труды по знаковым системам. Уч. зап. Тартуского ун-та,1981.Т.Х1У.Вып.567. J137. Тимофеев Л.П. Поэтика контраста в поэзии Блока // Русская литература. 1961.№ 2.С.25-32.

100. Токарева Е.А. Анализ лирических произведений в пропедевтическом курсе в национальных группах пединститутов // Анализ художественного произведения. Алма-Ата, 1979.С.93-100.

101. Томашевский Б.В. Пушкин. Работы разных лет. М.,1990.

102. Тураева З.Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика). М., 1986.

103. Тынянов Ю.Ю. Проблемы стихотворного языка. Статьи. М.,1965.

104. Тынянов Ю.Ю Поэтика. История литературы. Кино. М.,1977.

105. Ульман С. Стилистика и семантика // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.1Х, 1980.С.246-250.

106. Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста. М.,1961.

107. Фридлендер Г.М. Н.С. Гумилев критик и теоретик поэзии // Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М.,1990.

108. Черняховская Л.А. Смысловая структура текста и ее единицы // Вопросы языкознания.1983.№ 6.С. 117-126.

109. Чупринин С.И. Из твердого камня // Гумилев Н.С. Огненный столп, 1989.С.15-18.

110. Rhetorique Generale par le groupe J. Dubots, F. Edeline. Paris, 1986.

111. Ruffaterre M. Criteria for style analisis // Essays on language of literature. Boston. New-York, Atlante, 1967.

112. Ullmann M. Stylistics and Semantics // Literature style: A Symposium. New-York, 1971, p.133-152.1. Справочные издания

113. Краткая литературная энциклопедия. М., 1975.

114. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. М.,1978.

115. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. М.,1998.

116. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. М.1974.

117. Словарь современного русского литературного языка: В 17 Т.М.-Л.Д961.

118. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. М.,1996.

119. Эстетика. Словарь / Под ред. А.К. Беляева. М.,1989.