автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Культовое зодчество Белоруссии XIV-XVI вв. историческое и архитектурно-археологическое исследование

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кушнеревич, Александр Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Культовое зодчество Белоруссии XIV-XVI вв. историческое и архитектурно-археологическое исследование'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культовое зодчество Белоруссии XIV-XVI вв. историческое и архитектурно-археологическое исследование"

•Я 0 ■■! 8

^ -Аклдамя нли ссср ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

На правах рукописи! УДК 904 (176)+ 72 (476) (091)'

КУЙНЕРЕЗ'ЛЧ Александр Николаевич

КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО БЕЛОРУССИИ Х1У--ХУ1 вв. ИСТОРИЧЕСКОЕ И АРХИТЕКТУРНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Специальность 07.00.06 — Археология

Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Донинград-1990

Раоога выполнена в Институте историк Академии наук БССР, в отделе археологических исследований зон новостроек.

Научный руководитель — доктор исторических наук,

профессор Ытыхов Г.В.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Ткачев М.А.

кандидат искусствоведения Булкин Вал. А. ■

Ведущее учреядение — Государственный Эрмитаж.

Зацита'состоится 1_1991 г. в часов на

заседании специализированного совета & Л 002. 18.02 по за-ците докторских диссертаций при Леничградском отделении Института археологии АН СССР.

Адрес: 192041, г. Ленинград, Дворцовая каоерекная, 18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского отделения Института археологии АН СССР.

Автореферат разослан *Ч)" Оау&сгчЛ 1991 г.

Ученый секретарь спбкиаяЕзитовеняохо совета

• кандидат исторических'чаук В.И

■Синицина Г

• ■ , I. ОЬЦЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЪОТЫ

.: Актуалы: ос ть и с следования. В период корзиной перестройки на-аего ооцоотза партией к правительством осооее зкигианпе придается развитию национальных культур народов С ССР, раскрыт:;:-) их творческих зозмогносюй, выявления исторических традици:: и достижении.

3 ретеки:: этих задач важное место принадлежит изучен::::; архитектурного наследил. Свооооразие зодчества Белоруссии гжсно проследить наиОолее отчетливо п тлько з культовой архитектуре, являющая з период средневековья оорозним, наиОолее полно во-ялогввгам достижения искусства к строительной техники той эг,о>:::, видом строительной деятельности,

По сравнению с затжамн и гражданским: постройками культовое сооружения луч^е сохранились, поэтому в основном только ка их примера можно изучить достаточно детально происходившие а Х1У— ХУ1 зз. в Белорусски архитектурно-художественные процессе.'»

Вхождение белорусских зс:.:ель з состав Великого княкества Литовского , оорчзозззвео затеи в::естз с Королевство:; Польски:' государство — Речь Посзол«гу:>, а rajei-i их географическое xior.o~ некие являются причина:: того, '/то изучение культовой архнте::-rjvu Белор,'ес;:и згс:-о периода пр-.-*с;.".г- интерес из чог.- • > т/л оолоруео::, но и рут.;-, о г-о, улге, г..'.то:: с: ого 'л по: i-

С:,ого каро/еч, п.: о v:;: ; г::-- :r.:ij yi ч;;г-:--

nei.?;;о;::и'е принцип:-;., котор:.'-; в этот :: свое-

рдз,1.'.гг.к п.: зодчеств.'.

Актуальное- в н г, i.с тт. даччого VJS"i!lM с со топ 7 ее.о :< в то:', что как/ал вновь гшглошш постройка ц-мст исключительно вакное значение для суждения о строительных катеркалах, строп- _

I

тельной вехкико и типах храмов, характерных белорусскому зодчеству Х1У--ХУ1 вв.

При очень бедном фонде памятников Х1У в. непонятным является с научной точки зрения нежелание белорусских историков архитектуры и искусствоведов вводить в оощий контекст зодчества ьолорус-сик результаты археологических исследований храмов Х1У в. Ново-грудского и Гродненского замков. Это не позволило учены;: достаточно полно характеризовать источники творческих импульсов в архитектуре ХУ1 в., а такие более рельефно показать об^ую картину эволюции храмового зодчества Белоруссии Х1У--ХУ1 вв. Действительное же состояние науки позволяет перейти к постановке к решению рада слойкых проблем развития культовой архитектуры Белоруссии данного периода.

Хронологические рамки исследования ограничены Х1У—ХУ1 вв. и соответствуют периоду формирования белорусской народности, ее языка, культура.

Объектом исследования являются каменные культовые постройки Белоруссии, а такяе православные храш, находящиеся на тех территориях Литвы (Вильно, Д"роки, Ковно) и Польши (Белоетоцкое воеводство), где в Х1У—ХУ1 вв. преобладало белорусское население или отмечалась его очень большая концентрация.

Архитектура Лкгаы и Белоруссии, находясь в одном государстве, испытывала постоянное взаимовлияние. Поэтому, чтобы правильно определить специфичность культового зодчества Белоруссии ва::но его сравнить с храмами Литвы. Рассматривать ез архитектуру этих народов как нечто единое целое оудет неправильно, иоо они оола-дали различно!; архитектурно:1! предысторией, отличались (¿акторами зконсукчэскс:; оостанойкп, конфессионально;: ситуации, а та:::;;о ¡'•зодннелОз1;;,! влиянием язычества.

2

[[ель саб о та — показать наиболее полнуя эволюции культового зодчества Белоруссия Х1У—ХУ1 вв., обратив при этом, на оояоз'е сравнения с архитектурой соседних народов, внимание на формирование черт его самобытности.

3 процессе раооты над диссертацией необходимо было реп-.ть следующие основные задачи:

— изучить процесс накопления и развития исторических к архитектурно-археологических знаний о белорусском культозсм зодчестве рассматриваемого периода;

— на основании кошлеясних исследований дать всестороннюю характеристику памятникам;

— пополнить путем архивных к архитектурно-археологических исследований фонд изучаемых построек;

— установить хронологические рамки бытования, изучить процесс развития и показать своеобразие готики в архитектуре Белоруссии;

— выделить основные композиционные типы храмов;

. — дать общую характеристику белорусского культового зодчества Х1У--ХУ1 зв.

Метод и ?.татодика исследования / В работе использован сравнительно-исторический метод. Б основу написания диссертации положен комплексный подход к исследованию памятников архитектуры.

Автором в течение пяти лет (1985—1989 гг.) были проведены архитектурно-археологические исследования К храмов ХУ—ХУ1 вв. В процессе этих работ выявлены два памятника ХУ з. Среди них новый композиционный тип храма для архитектуры Белоруссии, которым является одностолпный храм первой четверти ХУ в. во Бсе-люО'в. Пополнен также фонд памятников ХУ1 в. ранее неизвестным храмом в Гольианах (Гродненская осл.).

3

Не изучались только постройки последней четверти ХУ1 в. (костел иезуизеоз и крал: бенедиктинок в Кесвкке), выполненные в стиле барокко. Они были летально рассмотрены в диссертации Т.В.Габ-русь. Поэтому км дается только лаконичная архитектурная характеристика. Одновременно о архитектурно-археологическим изучением памятников автором выявлено и проанализировано большое количество рукописных материалов, фотографий, чертеней, хранящихся в ар-хизах, рукописных отделах оиСлиотек Минска, Вильнюса, Ленинграда. .............

Научная новизна. В исследовании впервые:

— осзецены вопросы исторического и архитектурно-археологического изучения белорусского культового зодчества Х1У—ХУ1 вв.

— развитие культовой архитектуры Белоруссии рассмотрено с храмов XI7 в., а не с оборонных церквей первой полозины ХУ1 в., описанием которых до последнего времени начинались работы белорусских исследователей по зодчеству данного периода;

— введены в научный оборо? два ранее неизвестных костела ХЗ в. и ода храм сере дики ХУ1 в., выявленные нами в процессе ар» тзктурно-археологических исследований;

— проведено комплексное изучение культовой архитектуры Белоруссии Х1У—ХУ1 вв. во взаимосвязи с развитием зодчества соседних народов; _

— выделены типологические группы храмов ХУ1 в.; наиболее полно очерчен крт исследуемых памятников, дати

роз:-::; и плана некоторых из. них уточнены;

— установлены хронологические рамки оытования готики и öoi детально по сравнению с преддествую'чими последователями (A.C. НЕКявичене) показан процесс ее развития в культовой архитектуре Белоруссия.

Практическое значение. Материалы исследования ухе используются и з дальнейпем могут применяться Институтом "Велслецпроект-реставрация". К щ-м могут ооращаться историка архитектура, искусствоведы, архитекторы, реставраторы при проведении исследования отдельных памятников, а также при написании оОоОваваих раоот по истории оелорусского зодчества. Результаты исследования позволяют расширить список памятников архитектуры, подлекацих охране и реставрации.

А г; гооацмя ~косе птаинп. lio теме диссертации сделаны доклады па заседании отдела славяно-финской археологии ЛОИА АН СССР, конференции региональной группы ИШ'ОС респуолик Прибалтики и LCC? по охране и реставрации памятников истории и архитектуры (Рига, 1965 г.). г

Структура и объем паоота. Диссертация состоит из текстовой части и приложения о&цим объемом 291 страница. В текстовой части объемов 166 страниц содержится введение, четыре главы, заключение. Приложения включай? раздел о культовом зодчестве Белоруссии (приложение I) Х13 з., список источников и литературы (приложение 2), альОом иллюстраций (приложение 3).

П. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ

Бо введении показана актуальность исследования, определены цель, задачи, методика, научное 'и практическое значение работы.

В первой главе "Источники и история изучения вопроса" отмечается, что первые одиночные сведения о памятниках культовой архитектуры Белоруссии рассматриваемого периода встречаются на страницах оелорусско-литозских летописей ХУ—ХУ1 вв. Наряду с летописями ряд сообщений имеется в хронике М.Стрыйковского; Интересные данные приводятся также в '"Актах, издаваемых ?:*?он-

5

скоЗ археографической комиссией" и "Археографическом сборнике документов";

Значительный объем информации содержат древние карты, гравюры и риоунки белорусских городов; Из произведений искусств XIX в. такке можно извлечь много сведений. Больную ценность представляют и архивные документы (копии фундушей, описи и метрики храмов).

Культовое зодчеот Белоруссии Х1У--ХУ1 вв. привлекало внимание многих исследователей. Работам дореволюционных историков и этнографов (П.Н.Батюшкова, А.Киркора, Ю.А.Крачковского, Ф.Н.Доб-рянского и др.) присуща только описательноеть ряда памятников ХУГв. и полное отсутствие анализа их архитектуры. Впервые достаточно квалифицированная характеристика некоторых храмов ХУ1 в« была сделана П.Покрышкиным и И.Иодковоким«

Среда представителей польской буржуазной ийюричаОКой ййуМИ XIX—начала XX в.в. также проявился интерес к культовой архй(гай-туре Белоруссии ХУ1 в, В этих работах (А.Шишко-Богуша, Е.Ремера и др.) памятники, не связанные с православием, считались пйль<Ша ми.

Нозым этапом в изучении белорусской архитектуры являются ды советских ученых Н.Н.Щекотихина, ЮЛ.Егорова, М.С.Кацера, Е.Д.Кзитницкой, В.А.Чантурия, Т.В.Раорусь. В их работах показаны основные периоды и важнейшие тенденции ее развития. Среди этих работ наибольший интерес для рассматриваемой нами темы представляют исследования. Н.Н.Щекотихина и Е.Д.Квитницкой, содержащие глубокий анализ ряда памятников ХУ1 в. Значительно расширили представление о культовом зодчестве Белоруссии данного периода публикации литовского исследователя А.С.Янкявичене. Большое значение для понимания архитектурных процессов, происходивши в

б

Х1У—ХУ1 вв. в белорусских землях, имеют результаты археологических раскопок Н.Н.Зорокина, ¡Л.В.Малевской, ¡Л.А.Ткачева, O.A. Трусова.

3 1965—1989 гг. автором были проведены архитектурно-археологические иссг. •. эвания таких памятников ХУ—ХУ1 вв., как Все-лвоский, Кикольдский костелы, Мурованковская и Сынкозичская церкви, Борисоглебский храм в Новогрудка и другие.

История изучения культового зодчества Белоруссия Х1У—ХУ1 вв. свидетельствует о том, что уг:е проведена болылая работа по выявлению новых и исследованию сохранившихся памятников, хотя ему и не было посвящено специального исследования. Во всех обобдаютих работах по истории архитектур; и искусства Белоруссии раздйл о культовом зодчестве данного периода подается не только" очень .¡онспектиэно, но и достаточно односторонне, ибо памятникам дается только лаконичная архитекгурно-худокественная характеристика,

почти ничего яо говорится об истории их эволюции и строитель-¡адьтехвическом аспекте. Эти работы такие отразили-недостаточную .дзученность исследователями храмового зодчества Х1У—ХУ вв., памятники которого в основном не сохранились или сейчас являются основательно перестроенными.

Во второй глазе "Культовая архитектура Белоруссии Х1У—ХУ вз." рассматриваются памятники Х1У в., представленные православный! храмами Гродно, Новогрудка, Витебска, Вильно, Трок. 3 этот период было построено около 10 церквей. Сооружение на начальном .этапе становления культового зодчествз Белоруссии только православных храмоз обусловлено спецификой распространения христианства в пределах рассматриваемого региона. Православие в белорусских землях распространилось еще в конце X в. во время введения христианства на Руси. После заключения Кревской унии I3S5 г.,

7

о$о?:газ:ей союз Великого княжества Литозского с Польшей, в Ьс-лорусск.: в оельшо:.: количестве возводились католические храга.

В 1357 г. Яга-; л о озковал костел в Га/.;;о (Минская обл.), Оооль-цах (БигеОскад обл.), Хрево, Лиде, Одаяках, Ьксгрпцз (Гродненская обл.). Около 1350 г. оылк построек' костелы з "ккекз к Ьрссте. Эти памятники не сохранились. Отсутствует к их описания.

Прздсгазленло о культово.'; архитектуре Х1У в. фэр:.:яруется ьз основе результатов архитектурно-археологических кзелэдован;:?. Верхней церкви Гродненского замка к хра:.:а Ковогрудсксго дотикпа. Она езядагельегзуюг о то;,:, что в этот период архитектура Белорусски следовала традициям древнерусского зодчества хп—хк аз., которые ярослсллвазтся в сгукенчаю-повыгаюцейся композиции церкви в Нозогрудке, особенностях плана (скоезккыс углы) к дзкэ-ратпвного решения £асадоз (вставки камней преимуцестзенно с шлифованной поверхностью наругу) Верхней церкви в Гродно. Наряду с эти:.; ело дальнейшее Сближение с западноевропейской архитектуре;:, черты которой рельефно просматриваются в применении козей оттой-сзльноЯ техники (брусковый кирпич, известковый раствор, вендская и гэткчзозд системы перевязки птоз), употреблении элементов европейской гот;.:-л (своды на нервюрах, сочетание кирпичной кладки :о2дго:.:; камня на углах, профилированный кирпич).

. 3 :ЛУ з. оц.-э лрэдолдоно начавшееся го зторой лоловино - • ос. ргсироагран^дао в белорусской архитектур; коне ?г

геикпх ,1 ^удехгевзе'чшх особенностей гстичоокого зед-

чеотг1.'.

I лзоло.иги'^-сьам.о'лшаешт культовая архитектура Белорусе.:.: XI/ з. на:.:л на два периода. Первая подэ^/лл 111 в,

относится :? роуако-готическо;.;у периоду. В середине—второй пс-Л02ИНЗ Х1У в. в зодчестве Белоруссии утвердились принципы го-

8

тического строительства. Б это время оалтийскую сменила готическая система кладки стек, которая позволяла более прочно их увязывать. 3 основном применялся бороздчатый кирпич (29—30 х 14—15 х см). Внутреннее пространство сооружений этого периода (сезеро-зосточная башня второй половины Х1У—начала ХУ з. Лидского замка, гражданская постройка второй половины Х1У з. Ло-вогрудского детинца), а также возведенных ранее (Верхняя церковь з Гродно, храм Нозогрудского самка), но подвергшихся з этот период крупным перестройкам, оыло перекрыто готическими сводами.-В кровле применялась полуциркульная черепица.

Исследование сооружений Х1У з. позволяет нам полностью разделить мнение ленинградского исследователя Ы.З.МалззскоЙ, что начало формирования белорусской архитектуры происходило на основе сочетания дрезнерусских традиций (особенно композиционных реиений конца ХП—качала Х2! зз. полоцкой и гродненской скол зодчества) с архитектурно-строительными приемами европейской готики и во взаимосвязи с зодчеством Великого князестза Литовского,

3 архитектуре Белоруссии ХУ з. еще более развился готически:"? стиль. Во всех изданиях по истории архитектуры и искусства обзор памягаикоз данного периода прозодился только на примере Ип-кольдского костела 1472 г., что с больной долей условности отражало проходившие в белорусских землях архитектурно-худокест-зенкые процессы.

Проведенные нами исследования позволили ввести з научны!! оОорот два новых памятника (Зселюб'ский костел перзой четверти ХУ з., КзьезскпИ костел конца ХУ в.), значительно расапрпвкх круг исследуемых построек. Они вместе с сохранившимся костолом в Иакольди :: памятниками (Сар ни й костзл конца Х1У в. з Нсзогруд-ке, приходской костзл конца ХУ я. з Гродно), пззестчмп по

9

письменным источникам и иконографическим изображениям ХУ1—ХУП вв« достаточно удачно образовали хронологически непрерывный ряд;

3 это? период г. связи с экономическим подъемом белорусских земель раса-.рплся социальный состав заказчика, поэтому камекш/п ХрВШ С5РЮ'ЛЯ КО »Ой»:» >у крупных городах, как это шло в Ш > . • г?с- У- »<.ои:ч>.и>:, чьо закош» раэноойяазило типологию яшйятю'-к«ч оозхогг.»,. »/•.••рз'/олшкз (ВоелкО) ц троукоп::^;: кикчесп:;.!;

>']Х искшл»;« МО»«.'., «ШИНЧИВаОДКЙОК О восточной стороны коро'л" нии преооиго^и; л гра>шной апсидой, имеет план почти квадратной оор:.'^г К ссворнмд отеке прзоО'исерия примыкает сакристия» Сгокы оик\ увришш двуступенчаашш контрфороакк. Интерьеры пз-^ рокрь'валкой цкгхадрйчсскюла, кресжовымя и эвездчатыш сводаш» Использовался ц деровянный потолок (костел в Цвьз). Внутреннее пространство освежалось через окна, которые заканчивались перекачкой полуциркульной и стрельчатой форм. Западный и восточный фасада заэерсалиоь фронтонами треугольной форьш, иногда, очевидно, и со ступенчатым абрисом» Для уменьшения инертной массы фронтони делали тольас стен основного объема. Отчасти, с этой ко цельа с фасадной стороны во фронтонах устраивались ниши, которые штукатурились и, выделяясь "на красном фоне кирпичной кладки, придавали фасадам определенную декоративность»

Болыиьстио хрьмов ХУ з. соорукено в техника готической кладка V. только у, 15екольд(!Ком костела применена балтийская сисгегд перевязки пзоуц, являющаяся рудиментом архитектуры оолее раннего пору.одг, 1.зы раотвеша загланивались. Использовался как бороздчата.''-. так » с гладко!; поверхностью кирпич (23—29 х 13--14 х о—9 см; 26—2? X 12,5—13 х 6,5—7 см; 30—31 х 16—16,5 х Б—3,5 с:.;). Стены возводились.на фундаментах с глуоиной залогов

до 2 м из ьалуков оольаих и средних размероз на известково-

10

песчаном растворе. Для покрытия кровли использовался гонт, полуциркульная и плоская черепица.

Оо архитектуре православных церквей ХУ в. нам мало известно. Памятники Х1У—ХУ1 вв. позволяют утверггдать, что при их сооружении происходило дальнейшее освоение и развитие готической архитектуры.

Тпетья глава "Храмовое зодчество Белорусски ХУ1 в." посвящена периоду самой оольпой творческой активности в белорусской архитектуре.

По сравнению с предпествувдими столетиями культовая архктекту-. ра Белоруссии ХУ1 з. представлена гораздо более значительным количеством сохранившихся построек, которые нами разделены на основании их планировочной структуры я объемной композиции на пять типологических групп, позволяющих более усдеино проследить особенности этих памятников. Их рассмотрение проводится в хронологической последовательности.

Исследоьашшй круг трехнебных храмов (Николаевская церковь в Вильно, ЬорисоглеОскяй храм в Новогрудкз, Святодухозская церковь з Кодне) позволяет утверждать, что они были достаточно распространены и з основном возводились в первой половине ХУ1 в., когда в зодчестве Ьелоруссия наряду с ярко выраженными элементами лоздне-готической архитектура (многоступенчатые контрфорсы, ззездчатые, соуозые, сетчатке своды) проступают мотивы ренессанса (прямоугольные нкеи, многочисленные карнизы, зертикалыше тяги). Этим храмам, как и следующей группе памятников, характерны одинаковые с костелами приемы оформления ¡фасадов, завершения объемной композиции, а такг.е конструкции сводов и их опор. Поэтому православные церкви этого периода представляют с костелами один и тот же тип зального сооружения, что является следствием активной творческой

II

переработки кростовокуполыюго типа храма в ХУ в. В то ке время трехапскдная алтарная часть Николаевской церкви з Бкльно и почти квадратной форма план зтого и остальных памятников указывают на 'их генетическую связь с древнерусским зодчеством XÎI—ХИ вв. При сравнении грехнедкых храг,:ов Белоруссии ХУ1 в. с костелами Литвы (храм Св.Юрия 1504- г. в Козно, костел 1557 г. в Рикантае) мегсду нкта отмечается ряд обвдх и отличительных черт.

Следу1дую группу памятников составляют оборонные церкви четы-рехоалепнсго типа. В отношении вопроса о их проасхокдении раз деляем гипотезу польского историка Ст.Александрозича и белорусского археолога'К.Ткачева, что Полоцкая София, перестроенная в 1424—I5C6 гг.' в храм-крепость, была прототипом других аналогичных сооружений — Сьшковичской, 1,!уроваш;овской (Маломалсйковской Супраскьской церквей, а такг^е, как нами установлено, Пречистенского к х'роацкого храмов в Билыю. Четырохбашонный храм был возведен и в Бресте, о чем свидетельствует ого гравюра ХУЛ века.

Lj;:s перечисленные памятники яьляатся трехно^ныта постройкам! котораз с востока закапчи: зягся одной пли гремя апсидами. Па углах гозъыз&взок четыре сашн. Внутреннее пространство оило перо-лрьто KpecxcsaiBi, звездчатыми и сотоз:>:.:;1 сводами. В озвнпх, оа-з&резкка озон, a î&kkc Ç.poascaax оилп сделана бо'Лццца.

3 процессе архвсектурнс-архдокогкчьсжх исследоз&нцй Сыпкош' с кого и ^.урэзанкоъекого храмов нами установлено, что пни возве-з тзхгшхз готической кладки г.з бороздчажого кирпича (27—3 х ,г.З—К х 7—8 см), который положен на -лзьестково-песчаиом рас ;орз. '-воз 2—3,5 см. Она аккуратно подрезали к имеют в

:ро!нг.е трехграпнуя форму, '.':3 1;еро:.:;-:.енного кирпича зыкладаваяво ;(Супрасдьская церковь) ц в шахматном порядке узоры (ïyposa:::-:or.'j:-:::H храм).. Стены стоят па фундаментах о глубиной зг

12

лощения до 3 !-?« Сооружены в каменной, а также смешанной технике кладом. В интерьерах (Мурованковокая церковь) для мощения пола использовался кирпич квадратной формы (24 х 24,5 х 8—9 см). Крипа покрывалась гонтом (храм з Сынковичах) к плоской черепицей (38,5 х 16 х 2 см,).

Сравнение оооронных храмов Белоруссии с аналогичными по функциональному назначению постройками Литвы (Ьсрнардине кий костел 1516 г. т> Вильно) л Украины (Богоявленская церковь ХУ в. э Острого, храм 1476 г, з с.Сутковцы на Подолии, Успенская церковь ХУ1 в. з с .Зимно Золпиской оол. и др.) показало, что в конце ХУ—начале ХУ1 в. з архитектуре Белоруссии оыл создан редкий и самобытный тип оборонной культовой постройки.

Все мдзеупо'ляяутце оборонные храни Белоруссии ооору.чени о конце £7—перзоЯ половине ХУ1 в., язляптсп правое яавишт хдечзии и спъатичажг ччат.цельный регион. Только в чачо.ле Х7П Суп по-п?ровя кое тел о чотрв.'я башнями на углах п К'о'"пях (Еитооснад Сол.), Влдпо, что иикачтелировашше кулмоззче постройки на про-

7ЯЛ8ШГЛ ПрОДОЛ-'-КТСЛТ-ИОГО ХрОИОЛОГИЧеСКОГО периода ДГ.-ГСрйСЯО 3005-•.лсуяо.ч!,.лй у:1О.01гг) пконсг ичеокого и лолитнчзскогп гез^йтгт ' :орусских гемзлъ.

1Ьсмого:г :м ддвгогочяо гас о куп знтечеззйое?*- с?ронг-'-~г-:?2>» /.•ороицнх •'етнррхозезчноп типа, :*••: в :?;>ух-

:уло •.спс-с?ь архягекгурного ооряг5 г-и"-г:■ ■ ^I1лул'л-

л-г.ишгз :.г,и 'г: •¡ооруле.чця материала, ггмягчдк* -лллло-

¡с,::;..! г-тпрц з:",! но присуце згм: гу/\с:и: ■ - "члл .р:ллг;;.. У; :.'.! ¡"..ад'м^.атнн лп :;он .:;г;'ч~мл:., - с лрллл:.-

ч-'.'М нлп:-.а, -'с;.:'.. 1 -о интерьера, ло:.'~о: лдл: уи-.дез.

тзглс различаются сксгомо;! оргал лоо^. ,

13

которая оыла заимствована из замкового зодчества. Ке всегда при их сооружении, как нами установлено, разграничивались культоьые и оооронные функции. Почти все эти постройки повторяют структуру плана древнерусских храмов ХП в. Интересной осооенностью многих из них является то, что в их архитектуре, наряду с готикой, лрослениваются черты ренессанса.

Однонефные храмы составляют саму» оолылую типологическую группу. Всего нами рассмотрено II памятников. Среди них костелы в Гкезио, Героненнах (Гродненская ойл.), Клецке, Новом Сзержзне (Минская оол.), Чернавчицах (Брестская оол.), а также кальвин-ские сОоры в Заславле, Деревноо (Минская оол.), Оставило (Грод-, ненская оол.) и другие памятники.

Почти все зти храмы, как показали архитектурно-археологические исследования, первоначально не имели в центре западного фасада оашни, которая оыла построена вскоре после возведения основного ооъема. В данном случае зодчие, очевидно, не хотели-соору-кать с перевязкой неодинаковые по конструктивной нагрузке ооземы и поэтому сооружение рашен является первоначально запланирован-этапом их строительства.

Однонефные храмы преимущественно возводились во второй половине ХУ1 в. Это позволяет утверждать, что для этого хронологического отрезка они являются специфическим типом культового сооружения. В этот период храмы строились в технике готической и ренессанс ной кладок из бороздчатого кирпича (26,5—29 х 12,5 —13 х 6,5—7,5 см) на известково-песчаном раотзоре.

Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что пол избирался из орускового кирпича, неполивных к зеленых поливных плиток квадратной и фигурных форм. Крьнла покрывалась неполивной

14

и черепицей с зеленой поливой (38,5—39 X И—16 х 2—2,5 см). Фундамента глуоиной заложения 3—5 м сооружены в технике сметанной кладки, а заике ОутовоЯ в опалубке.

В количественном отношении одноиефниэ храни Белоруссии превосходили аналогичное постройки ХУ1 а» Литвы (костел в Запинки-со, костел Сз„ Анна в Вильяо). Интерьеры и фасады памятников Литвы оолее значительно насыщена декоративными элементам;,

Почти всем одноиефным храмам Белоруссии ХУ1 в, характерна го~ тико-ренессансная выразительность. Готика в основном проявилась в технике кладки стен, высоких двускатных ципцовых крысах, граненых апсидах, употреблении к.птрфорсов, цм-вуких незначительный вынос от наружной плоскости стены. Поэтому они на несут почти никакой конструктивной нагрузки. В то кз время,покрытые штукатуркой фасада, цилиндрические свода, прямоугольной и кругло!! форы ниши, вертикальные тяги являются элементами ренэссансной архитектуры. Среди однонефных храмов имеются и ранессансныз постромки (костел в Новом Своркенв, храм в Заславлв). Однако вез ко большинству памятников характерна стилистическая раздвоенность.

По сравнению с храмами вынерассмотренных типологических групп, число трехнефных однокуполышх (костел в Гольшанах) и центрических Оесстолпных сооружений (храм в Кукцичах), являкетхея резуль- . татом влияния итальянской и нидерландской архитектур, резко ограничено«,

Основными композиционными типами памятников ХУ1 в, являлись трохнефные и однокефныэ храмы. Зо второй половино ХУ1 в. л о чти не строились трехнефныз залыше храгл; и поэтому в культовом зодчестзе Ьелоруссии рассматриваемого периода имеется две хронологически не совпадающе груши

Некоторым ку.:ьгоБЫЧ сооружениям последне-! ч-твертл £ УI .:.

15

характерно усложнение планов в устройстве трансептов» В это ке время появляются первые барочные постройки, однако их строительство оыло еце очень симптоматичным и не характерным для архитектуры Белоруссии.

В основном з ХУ1 в. сооружались готико-ренессансные памятники. Отсутствие стилистического единства в культовом зодчестве ХУ1 в. объясняется отставанием экономического развития белорусских земель от западноевропейских стран, что вместе с господством феодальной общественной собственности привело к запозд; лому к неполному проявлению ренессансного мировоззрения.

Первые мотива ренессанса, связанные о проникновением в белорусские земли идей реформационного движения, проявились в постройках первой половины ХУ1 в. Преимущественно они отразились в декоре фасадов, который не играет ренаюцуи роль в определении стиля.-Поэтому вторая половина Х1У—первая половина ХУ1 в. является готическим йериодом в архитектуре Белоруссии.

Рассмотренные нами памятники Х1У—ХУ1 вв. свидетельствуют об активном творческом участии белорусской архитектуры в общеевропейском процессе развития готики.

В главе четвертой "Обцая характеристика культовой архитектура Белоруссии Х1У--ХУ1 вв." отмечается, что несмотря на интерна-, циоаальный характер, готический стиль заключает в себе определенную специфичность в кандом национальном варианте. В архитектуру Белоруссии готика оыла заимствована, очевидно, о Волыни, гдо романо-готические элементы уже использовались во второй половине XII в., но ото мог быть результат непосредственных связей с архитектурой Польши, Северной Германии, Прибалтики. О характере птах связей судить достаточно трудно.

.'.'молю выходцы из белорусских земель учились процессу и пра-

16

зилам строительства готических сооружений в городах вышеупомянутых стран, куда они попадали с торговой миссией. Кроме зтсго з Х1У в. достаточно часто приглашались оелорусские худэ}.:нп:;н з Польшу, украсившие таг.: фресками ряд кульгозых готических сооружен::::. Не исключено, что среди лих сили :: талантливые зодчие, которые по возвращении руководили строительством монументальных сооружений. 5 первой полозике Х1У в. Гедкмин пригласил так;..о из ганзейских городов з Великое кннкество Литовское ремесленников, з том числе к к&менжкоз. Кроме этого слезет учитывать свободно странствующих строителей из ПрИиылтнкп, которые предлагали свои услуги га хороаую плату. 3 основном з результате утих связей пополнялся арсенал конструктивных и художественных приемов пультового зодчества Белоруссии, а та:о;е происходила его стилистическая периориентацкя.

На своеобразие рассматриваемого регионального ответвления готики повлияла социально-экономическая эволюция белорусских земель, их богатая архитектурная предыстория, па протяжен:::: которой оалх вираоотаны свои специфические типы и форма культовых построен.

При сооружении готических храмов ХГУ—ХУ1 зз. зодчп:.::: Белорус сии оыл использован ряд градош.1 древнерусской архитектура XII—ХЗ вз., опроделивЕих, з основном, самобытность оелср: :с::о.: готики. Креме тоге, здесь этот стиль оыл вссприкдт з :о зр-.-м.:, когда з западноевропейском зодчестве наступила г.зздкг.я с те, ил его развития. На самобытность готической архитектур-; оказало злилние ко только сосздзтьэ со страпами, гдг сы.'.а распространена готика, ¡¡о и с Московским государством, в ьо/ч-.стьо которого господствовал иней, зигалтпйзкпй стиль, получи-.дп:' здесь глубоко езое образ ьу:э трактовку.

IV

3 постройках Х1У в. применен достаточно простые элементы готической архитектуры. Этой особенностью конструктивного мыыле-ния местных мастеров, сохранением закнейшкх типологических черт древнерусского зодчества ХП в. и недостаточно соверсенным владением арсеналом инаснерно-технических средств нового стиля определяется самостоятельность архитектура Белоруссии уке на начальном этапе ее становления.

Эти недостатки правильнее объяснить не как признаки отсталости, а как следствие стилистической переориентации местной архитектуры, в связи с чем новые художественные и конструктивно-технические идеи оказались в противоречии с приемами архитектуры предшествующего периода.

Готика не была механически перенесена в зодчество Белоруссии, а творчески усвоена местными мастерами, как необходимое, весьма целесообразное и нз противоречащее религиозным убеждениям за=-казчика правило возведения культовых построек.

В становлении нового художественного мышления местных 30$» чих, важную роль сыграли такие факторы, как объединения б едя руд =• ских земель в составе Великого княаестве Литовского, рорт тетродов, развитие ремесел, близость стран, в архитектуре которая распространился готический стиль.

При всем этом усвоение готики было бы невозможным без ,извас ной веротерпимости православного населения белорусских земелг> и его готовности к восприятию новых архитектурных достиЕенцй, которые проявились прекде всего при сооружении католических храмов стран Западной Европы, Скандинавия, Прибалтики»

Готика распространилась только на западные, центральные й частично северо-восточные земли Белоруссии, где в Х1У—ХУ1 езя в болтом объеме велось каменное строительство. В остальных

13

белорусских землях в основном возводили деревянные храмыí ЭЮ позволяет утверждать о существовании в этот период в Белоруссии двух худокестзенных центров со своими приемами строи£ельства.

Б ХУ1 в. наступил расцвет в развитии культовой архитектуры ¡Белоруссии, подтверждением чему является не только большое количество самобытных и оригинальных памятнике?, но и их богатая типология.

В конце ХУ~начале ХУ1 вв. был создан оригинальный и неповторимый тип четырехбашенного оборонного храма,-родоначальницей которого была Полоцкая София. Это свидетельствует о том, что архитектурно-художественные импульсы исходили кв только из Вильно,

столицы Великого княкества Литовского, но и традиционных, не. ут-

г

ративших своего значения в Х1У—ХУ1 вв. центров монументального зодчества Белоруссии.

В ХУ1 в. значительно расширился социальный состав фундаторов в овязи'с экономическим подъемом белорусских земель* Поэтому Строительство храмов велось в городах, крупных Монастырях« ме-Йтечках> замках феодалов. Возводились православные* католичео-к'ие храмыf Мальвинские сборы. Многие из памятников этого периода по сравнении & храмами Х1У—ХУ вв. имеют усложненную планировку й Связи & яелйнйеМ заказчика придать им полифункциойал"ьность, ЧЧО требовало oí ЗОДЧИХ очень развитого архй!ектурного мышления. HsiíOíüptíe йаМй¥Ий«й ХУ1 в» возведены йиоземными архитекторами, однако большинство храмов построено местными Мастерами.

• К этому времени значительно возросло знание зодчих Белоруссии о конструктивных и художественных возможностях строительного материала. УпоЕергенствозалась техника кладка стен. Б памятниках ncprjo'l i. свила ХУ1. з. достаточно широко применился для укпацешд фасадов перстне ншй "кирпич, 'расафалссь такне

использование профилированного кирпича. Пол в храмах 7Л в. был выстлан в оснозном из брускового, квадратного кирпича и золеных поливных литок квадратной и фигуркой форм. В покрытии крозли преимущественно употреолялась плоская неполивная и черепица с зеленой поливой.

Б ХУТ в. заметно увеличились размеры храмов, однако крупномасштабные постройки возводились достаточно редко. Среди памятнике данного периода имеются к весьма скромные (Николаевский костел в Геронеках, Успенская церковь в Новом Сзсргеке). Остальным :ра-мам характерен высокий архитектурно-художественный уровень исполнения, строго индивидуальный облик, дах:е если они и составляют единую типологическую группу.

Эти памятники оыли рассчитаны как оы не на провинциальный уровень восприятия, поэтому они значительно дополняит и позволяют с учетом храмов Х1У—ХУ вв. более полно представить общую картину развития архитектуры Вильно.

Бее это свидетельствует о завершении в ХУ1 в. сложного и во многом противоречивого процесса становления и развития культового зодчества Белоруссии, которое существенно дополнило к обогатило европейскую архитектуру.

Ь'. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3 культовой архитектуре Белоруссии Х1У—ХУ1 вв. прекрасно отразилась зпоха большого экономического и архитектурно-худо-кестаеннох'-о подъема белорусских земель. Примечателен тот £акт, что в нем нашло своеобразное продолжение древнерусское зодчество ХП—ХМ вв., которое в синтеза с готической архитектурой народов Прибалтики, Центральной и Северной Европы образовало одно По оригинальных ответвлений готики в Восточной Езропе.

20

На закиту выносятся следующие положения:

1. Принципы готического строительного искусства утвердились в оелорусском зодчестве во второй половине Х1У в. под влиянием архитектуры Волыни, а также Польши, Северной Германии, Приоалтики. Оки оыли заимствованы и творчески усвоены белорусскими зодчими в качестве правил строительства монументальных сооружений.

2. Период вторая половина Х1У—первая половина ХУ1 вв. по праву является готическим в архитектуре Белоруссии, памятники которой свидетельствую? об активном творческом участии белорусских земель в общеевропейском процессе развития готики.

3. Характерные черты белорусской готики проявились в использовании зодчими традиций, сложившихся еще в древнерусской архитектуре ХП--ХШ вв.

А. Формирование культового зодчества Белоруссии Х1У—ХУ1 вв. происходило на основе сочетания древнерусских традиций ХЛ--ХЙ вв. и архитектурно-строительных приемов готики стран Центральной, Северной Европы и Прибалтики.

5. ХУ1 в. — время расцвета культовой архитектуры Белоруссии, подтверждением чему являются не только разнообразие ее типологии, но и больное количество самобытных и оригинальных памятников.'

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕЛЕ ДИССЕРТАЦИИ:

I. 3 культавага дойл!дотва Х1У—ХУГ ст.сг // ПоглнIкI г!сто-ры! I культуры Беларуо!. — 1986. — ¡8 2. — С. 20—22. О,Си п.л.

• 2. Церковь в д.М.урованка: архитектурно-археологическое исследование // Строительство и архитектура Белоруссии. — 19',7. — й I. — С. 30—31. 0,25 п.л. . "

3. Шхайлауск! касцёл у Гнезна // "астацтва Ь'еларус 1. — 1957. — й 4.'~ С. 0,20 п.л.

21 ' *

4. Методика натурных исследования монастырского комплекса францисканцев в д. Гольшаны (соавторы В.(¡.Москалев, О.Г.Кукуня // Охрана и реставрация комплексных памятников. Рига, 1987. — С. 10—12.

5. Исследование в Гродненской оол. и Гомельской сол. — Археологические открытия 1985 года. — M., 1987. — С. 458—460.

0,12 а.л.

6. Зноу пра помн1к готык1 // IIomhIkI riciopui i культуры Беларуси — 1983. — 11! I. — С. 19—21. 0,25 п.л.

7. Ъарысаглебская царква у Навагрудку // Мастацтва Беларус!. — 1983. —№ 7. — С. 43—44. 0,25 п.л.

8. Раооти ойьеданешя "Белреставрация" (соавторы А.В.Квяткоз-ская, И.М.Чернявский // Археологические открытия 1986 года. —

M., 1988. — С. З'бЗ—Збб. 0,20 п.л.

9. Троицкий костел в Клецке // Строительство и архитектура Белоруссии. — 1989. -- № I. — С. 39. 0,10 п.л.

10. Гнезнауок! касцёл // IIomhIkI г!сторы! I культуры Бела-pycl. (Соавторы В.Первышин, Л.Баркун.)— 1989. — ft 2. — С. 25—27. 0,25 П.л.

IX. Фара Витовта в Гродно. (Соавтор В.Глинник) // Строительство и архитектура Белоруссии. — 1989. — N.1 5. — С. 38—39. 0,12 п.л.

12. Неизвестная акварель "Мурованки" // Строительство и архитектура Белоруссии. — 1990. — й 2. — С. 35—36. 0,10 п.л.

13. Пеграпаулауск! касцёл у Новым Сверни! //Мастацтва Беларусь — 1990. — te б. — С. 44—45 . 0,25 п.л.

14. Потория вывучэння оеларуокага культавага дойл1дотва Х1У—ХУ1 от.ст. // BeciU АН БССР. Серия грамадск!х навук. — 1990. — » 2. — С.- 73— 80 . 0,6 п.л.