автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Основные особенности раннего ислама

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Вахтангадзе, Майя Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Основные особенности раннего ислама'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Основные особенности раннего ислама"

ТБИЛИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ' им. И. А. ддалхшшшш:

На правах рукописи ШТА11ГАДЗЕ Майя Константиновна

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ИСЛАМ Специальность 07.00.03 - Всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук'

Тбилиси 1931

Диссертация выполнена в Отделе средневековой истории Ближнего Востока Института востоковедения им.акад.Г.В.Церетели АН Грузии.

Научный руководатель: доктор исторических наук Л.И.НАДИРАДЗЕ.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

О.Ш.КШАЯ;

кандидат исторических шук Е.А.РЕЗВ/Ш.

Ведущая организация - Институт рукописей им.К.С.Кекелидзе

Академии наук Грузик.

Защита диссертации состоится "сМр" 1991 г.

в ^^ часов на заседании специализированного совета Д 057.03.П по заците диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности "Всеобщая история" при Тбилисском гс сударственном Университете км.И.А.Детвахишвилк по адресу: 380028, Тбилиси, пр.И.Чавчавадзе.1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Т1У.

Автореферат разослан 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета л^^

кандидат исторических наук, ЬИ^т "-В.КАЧАРАВА.

доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Зародившаяся в УП в. на Аравийском полуострове последняя по времени возникновения монотеистическая религия ислам широко распространилась не только в самой Аравии, но и во всем мире. На современном этапе страны, в которых ислам - государственная религия, играют важную роль в мировой политике. Дет того чтобы вникнуть в суть активизирующегося исламского дЕКкения необходимо знать корни ислама, его особенности в период формирования, так как в последующем многовековом существовании ислама в качестве мировой официальной для ряда крупнейших государственных образований средневековой религии многое как в его теории, так и практике было или изменено или дополнено.'

Формирование ислама связано с именем пророка Мухаммада. Его личность, особенности его в качестве политического и религиозного деятеля во многом определили дальнейшую судьбу мусульманской идеологии и политики, повлияли на становление мусульманской государственности, созданной уже при жизни и под главенством самого Мухаммеда.

Интерес к истории раннего ислама велик среди ориенталистов мира. Существует много интересных работ, касающихся деятельности Мухаммада пророка и государственного деятеля, становлений :лусульман-ской религии. Однако многие проблемы требуют дополнительного анализа, особенно когда речь идет о внутригосударственных отношениях членов возглавляемой Мухаммедом политической и религиозной организации - мусульманской общины. Кроме того, особую актуальность приобретают вопросы, рассматриваемые с точки зрения их связи с доисламскими событиями. На выросшего в арабской языческой среде Мухаммада, основателя ислама, официальной идеологии созданного им же государства, не мог не повлиять образ жизни доисламской Аравии, социаль-

ные институты и господстловавшие там законы. Безусловно, все это отразилось и иа деятельности 'Мухами®да, как проповедника новой идеологии Единого Бога.

Таким образом, изучение истоков ислама и его отношения с устоями языческой Аравии представляется весьма актуальным на современном этапе развития исламоведения.

Цель и основные задачи диссертационной работы состоят в последовательном анализе основных особенностей раннего ислама. Однако охватить все вопросы в одной работе невозможно. Поэтому в проведенном нами исследовании ограничен не только круг изучаемых проблем, но и хронологические рамки, доходящие до 632 г. - года кончины Мухаммада. Особое внимание уделяется Мухаммаду-политику, что, по всей видимости, играло решающую роль на начальном этапе формирования мусульманского общества. Главной задачей исследования является показать, как Мухаммад постепенно, шаг за шагом объединял в своем лице все функции власти, стал единоличным правителем, создавая при этом базу для дальнейшего существования мусульманской государственности.

Источники и литература. Одним из важнейших источников следует назвать Коран. Он является основным источником по истории раннего ислама. Коран содержит предписания относительно многих моментов как религиозной, так и социально-экономической жизни мусульман. Однако относиться к Корану без критического анализа нельзя. Обойтись без дополнительного материала к Корану также невозможно. В первую очередь это относится к тафсирам, комментариям к Корану. Толкования Корана представляют- собой отдельную научную дисциплину, требующую со своей стороны серьезного изучения. Существуют как общие работы, так и подробные толкования Корана, в которых текст священной книги мусульман анализируется дословно. К тафсирам тако-

го типа относятся комментарии к Корану ат-Табари, аз-Замахшэри и ал-Байдави, а также некоторых других авторов.

В представленной работе использованы следующие тафсиры: I. "Ядами* ал-байан фй та^сйр ал-кур'ан" Абу Джа'фара Мухаммада ибн Джарйра ат-Табари (839-923), выдающегося арабского историка, ученого, автора работ по истории, фикху - мусульманскому законодательству. 2."Анвар ал-танзйл ва асрар ал-та'вил" 'Абдаллаха . мбн'Умара ал-Байдавй (ум. 1282), основывающаяся на многих авторитетов л почитаемая суннитами, как священная книга. 3."Тафсйр ал-Джалалайн", составленный двумя учеными Джалал ад-Дйном Мухаммадом ибн Ахмадом ал-Махалл! (1389-1459) и его учеником Джалал ад-Дйном 'Абд ар-Рах-маном ибн Абу Бакром ас-Суйутй (1445-1505).

В представленной работе использовано также несколько сборников хадисов, т.е. преданий относительно жизни и деятельности Мухаммада. Это ал-Бухарй (ум.870), Муслим (ум.875) и ат-Тирмизй (ум. 892).

Важными представляются данные источников, повествующих о жизни и деятельности Мухаммада, его сподвижников, о разных политических событиях. Главным среди них является "Йизнеописание пророка", сочинение'Абу'Абдаллаха Мухаммеда ибн Исхака (704-767). Полностью труд Ибн Исхака сохранился лишь в редакции, составленной его учеником, арабским ученым филологом IX в. Ибн'Хишамом (ум.834). В его переработке сочинение получило название "Китай сйрат расул Аллах". Дм представленной работы "Сира" имеет важное значение именно в аспекте-' изучения социальной организации мусульманской общины. Множество интересных сведений содержится в этом труде и для периода арабского язычества, особенно в связи о межплеменными, культовыми отношениями.

Среди других важных источников надо отметить труд Абу'УбаЯда

ал-Касима ибн Саллама (770-838) "Китаб ал-амвал". Абу Убайд был авторитетным знатоком грамматики арабского языка, Корана и фикха. Работы Абу Убайда использовались и часто цитировались поздними авторами. В "Китаб ал-амвал" собраны тексты договоров и соглашений 1Духаммада с арабскими племенами, его послания к разным правителям внутри Аравии и за ее пределами.

Среди использованных в работе источников следует назвать так;;-труд'Абу'Абдаллаха Мухаммада ибн Са'да ибн Мани ал-Бакри ал-Зухрй (784-845). Его большая работа "Китаб ат-табакат ал-кубра" является важным сочинением и содержит жизнеописание Мухаммада, деятельность его сподвижников и последующего поколения мусулшан, даются важные биографические сведения.

"Китаб ал-магазй" Мухаммада ибн 'Умара ал-Вакидй (747-823) одна из важнейших работ в жанре "сира", жизнеописании пророка. Характерно, что особое внимание автор уделяет хронологической точности фактов.

В диссертационной работе используются также сведения из сочинений Ахмада ибн Йэхиа ибн Джабира ибн Дэуда ал-Балазурй (ум.892) "Ансаб ал-'ашраф" и "Футух ал-булдан".

Следует также назвать работу известного арабского филолога Джа фара ОДухаммада ибн Хабйба (ум.860) "Китаб ал-мухаббар".

Кроме названного "Тагасира" ат-Табари в работе использован и его труд по истории "Та'рйх русул ва л-мулук". Авторская манера изложения событий по годам мусульманского летосчисления, начиная с переселения 14ухаммада из Мекки в Медину, была перенята впоследствии такими историками, как Ибн Мискавайх (980-1030), Иб; ал-Асир (1149-1210), Абу л-Фида' (1273-1331), аз-Захаби (1274-134?' Для многих содержание труда ат-Табари было одним из основных и сто' ников.

В представленном исследовании диссертант ссылается также на данные Хусайна ибн Муха млада ибн ал-Хасана ад-Дийарбакрй, автора ХУ1 в. (ум. около 1550 г.). Хотя его труд ''Та'рйх ал-хамйс фй ах-вал анфас ан-нафйс" сочинение позднего периода, тем не менее оно не утратило своего значения. Более того, в некоторых случаях автор называет даты, не содержащиеся ни в одном из других ранних источников.

В работе использованы также материалы трудов справочного характера, такие как "Лисан ал-'араб", "Тадж ал-'арус", "Конкорданс", составленный А.Венсинком.

Что касается специальной литературы, надо отметить, что особого внимания в изучении истории ислама заслуживают работы таких зарубежных ученых, как И.Вельхаузен, И.Гольдциер, II. Ка за нова, А.Вен-синк, У.М.Уотт, М.Родинсон, Р.Робертс, Р.Б.Сэрдаент, Ф.Денни, Д.Па-уэрс, М.Кистер, И.Шелход, М.Бравман и др. Особого внимания заслуживают работы У.М.Уотта, который последовательно исследуя причины и условия постепенного роста власти и авторитета Мухаммада, называет переломный момент в его деятельности. В ходе анализа структуры мусульманской общины представляется весьма интересным сравнение этого нового организма с арабским племенем. Главное различие племени с уммой автор видит в основе объединения - кровное родство в племени и религия в умг/ге.

Особо следует отметить работы,дающие сравнительный анализ доисламских и мусульманских структур, как в социальном, так и религиозном аспектах. Это работы М.Кистера и М.Бравмана. Детально изученные авторами арабские источники дают им возможность представить анализ многих событий, имевших место непосредственно перед началом деятельности Мухаммада, а также в период зарождения ислама.

В советской историографии проблемам возникновения ислама поо-вящены работы многих востоковедов. Нами использованы труда В.В.Бар

тольда, Е.А.Беляева, Н.В.Пигуледской. На современном этапе развития советскох'о востоковедения выделяются исследования О.Г.Большакова, И.А.Грязневича, Л.И.Надирадзе, Л.В.Негри, М.Б.Пиотровского, С.ы.Прозорова, Е.А.Резвана.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том,чтобы осветить некоторые проблемы, связанные с возникновением ислама, с учетом их политической значимости, проанализировать деятельность Мухашада не столько религиозного, сколько дальновидного и способного политического деятеля, положившего начало мусульманской государственности .

Практическое значение диссертации обусловлено актуальностью темы, а также содержащимися в работе новыми материалами и вывода— ми. Они могут быть использованы в области исламоведения, истории Аравии, а также при чтении в вузах курса истории ислама.

Апробация работы. Основные положения и выводы представленной работы изложены в опубликованных статьях и в докладах диссертанта на научных сессиях молодых ученых Института востоковедения им.акад. Г.Церетели АН Грузии (1384, 1986 гг. - Тбилиси), на Ш Всесоюзном координационном совещании по актуальным проблемам комплексного изучения ислама и его роли в современной идейно-политической борьбе (1986 г. - Тбилиси), на заседаниях четвертой всесоюзной школы молодых востоковедов (1986 г. - Москва), на Республиканской научной конференции аспирантов и молодых научных сотрудников "Актуальные проблемы филологии и истории стран Ближнего и Среднего Востока" (1987 г. - Тбилиси), на всесоюзной научной конференции молодых ученых по общественным наукам (1988 - Ташкент), на первой научной конференции молодых востоковедов Закавказья (1989 - Баку;.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании Отдела истории средних веков стран Ближнего Востока Института востоковедения им.акад.Г.Церетели АН Грузии.

Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы на арабском, русском, английском, французском языках.

ОСНОШОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются -лучная актуальность темы, цели и задачи работы, ее научная новизна, приводится краткий обзор источников и специальной литературы, использованной в диссертации.

Глава первая - "Доисламские межплеменные отношения и мусульманская умма".

Для того, чтобы разобраться в сущности деятельности Муха шлада и основанной им идеологии необходимо знать то окружение, в котором Мухаммад сформировался как политический деятель и которое имело большое влияние на его учение.

Мухаммад был родом из Мекки, крупного торгового и культового центра языческой Аравии. Мекка имела обширные экономические связи за пределами своей территории. В Мекке сходились пути паломников, прибывавших с разных концов Аравии поклониться древнему храму Каабе, главному святилищу арабов-язычников.

В условиях родо-племенного строя как на всем Аравийском полуострове,- так и в Мекке важную роль играли кровно-родственные связи, а следовательно и социальные институты, характерные для этого общества. Наиболее интересным для нас представляется вопрос об управлении городом и структурой власти. Эти же вопросы занимают, главное место в процессе становления Мухаммада единоличным правителем. После анализа 'соответствующего материала становится очевидным, что в доисламском обществе Аравии в общем,-и в Мекке в частности, мы имеем

дело больше с принципом так называемого коллективного правления. Функции власти внутри племени и рода были распространены между сайидом, главой маджлиса, раисом или каидом, военачальником и ха-камом - судьей. Но в таком случае,.каким образом управлялось общество в Аравии, в частности в Мекке, где пересекались пути многих разнородных групп ладей?

Но имеющимся сведениям, в Мекке существовал некий орган правления - дар ан-надва шш мала'. Факт его существования послужил для ученых главным аргументом как "за", так и "против" при обсуждении проблемы наличия государственных структур в Мекке. Часть авторов, придерживающихся мнения о развитых государственных структурах в Ыекке, ссылается на факт существования "ахабиш", приписывая им полицейские функции. По нашему мнению, не только "ахабиш" не были полицейскими (ахабиш это союз нескольких племен из группы кинана и хуза'а, с которыми курайшиты заключили договор о взаимной помощи, по всей вероятности, в начале У1 в.), но полицейская система вовсе отсутствовала в Мекке. Одним из важных аргументов в поддержку отсутствия государственных структур в Мекке является именно то, что преступление рассматривалось только в рампах кровных уз, что означало кровную месть. Общественная безопасность кавдого жителя город® обеспечивалась не гражданским законом, а кровно-родственными связями. Отвергая версию о наличии в Мекке государственных структур, отметим, что факт существования самого дар ан-надва., органа без реальной политической власти, уже свидетельствует об этом К тому же в самой Мекке господствовали экономические законы. Мекке была предназначена функция духовного и экономического центра. Она оставалась в рамках постепенно отмиравшего родо-племеиного строя. Кроме того, наряду с такими институтами социальных отношений, как хилф, дживар, вала не можот существовать централизованная власть, когда действия индивидов подчинены племенным обычаям.

Таким образом, тге имея примера государственного управления, "■Духаммад тем не менее стал единоличным правителем государственной организации нового типа, объединившего своих членов верой в единого бога, Аллаха. Все действия Мухаммеда являлись освященными от Аллаха; Аллах предписывал мусульманам нормы социального и морального поведения устами своего посланника. Однако прежде чем добиться единоличной власти Мухашаду пришлось пройти сложный путь, сол-роволдавшийся борьбой и компромиссами с противостоящими силами. Особенно это относится к мединскому периоду деятельности Мухаглмада.

Посланник Аллаха переселился в г.Йасриб (Медину) в 622 г., после неудачной проповеди в Мекке. Переселению %хаммада в Медину, хиджре, предшествовали два соглашения п Акабо с представителями арабских племен Йасриба, принявших ислам. Если первый договор носил чисто религиозный, мирный характер, то второе соглашение выглядит политическим союзом с двусторонними обязательствами. Здесь важно отметить то, что 1'Духаммзд пришел в Йасриб в качестве покровительствуемого, однако вскоре он сам становится единоличным главой общны, выявляя при этом качества дальновидного и умного политика. Именно в такой роли предстает он в так называемом "Мединском соглашении", первом документе, регулирующем социальную, политическую и экономическую жизнь членов мединской общины, возглавляемой Мухаммедом.

С переселением Мухаммеда в Медину связан и процесс становления мусульманской государственности. Для достижения политической цели, обЛ£*енной в йюрле религиозных предписаний, идущих от Аллаха, ЭДухаммад опирается на военную силу мусульман, ограниченную на начальном этапе мухаднгрзш (меккансними сподвижниками ЭДухашада, переселившимися о ним в Йасриб) и ансарами (его мединскими последователями). Следует обратить внимание на то, что военная сила была нужна Мухашаду для достижения не столько религиозного, сколько

политического подчинения. Сама фермула шахады - нет бога кроме Аллаха п Мухаммзд посланник Аллаха - означает не только религиозный акт признания единственного бога - Аллаха мусульманами и его власти, но и акт признания политической власти его посланника теми же мусульманами, что, собственно говоря, и было основной причиной отрицательной реакции на акт принятая ислама со стороны тех, кто оспаривал у ¡Лухаммада политическую власть, а не идею единобожия.

До окончательной победа ислама Мухаммеду пришлось преодолеть как языческую, так и иудейскую оппозиции йзериба. Первоначально действия Мухамшда были направлены против мекканских курайшитов. Однако первые похода отрядов мусульмане основном мухаджиров, с целью грабежа караванов мекканцев результатов не принесли. Эти события относятся к 623 г. Но в 624 г. Мухаммад сделал шаг, который можно расценить, как вызов всему языческому обществу. В священном для язычников месяце раджабе, когда по обычая« языческой Аравии запрещались всякие военные действия, Ыухашад не только послал отряд против мекканцев, но и оправдал убийство одного из сопровождавших караван язычника. Это событие имело большой отрицательный резонанс и среди последователей Г^ухаимада, но "откровением" Аллаха все было улажено. Важную роль сыграла и богатая добыча, доставшаяся мусульманам.

За этим событием последовала крупная победа мусульман при Вадре в том же 624 г., которая имела не только большое политическое, но и экономическое значение. К этому периоду относят учреждение доли Мухам.ладо в добыче - хумса. Это еще одно важное новшество, придавшее шухаммаду статус глаш обицши. дело в том, что вовдь племени долсламской Аравии получал одну четвертую добычи.

Введением хумса - одной пятой, Мухаммад как бы отмежевался от языческой среды,вместе с тем укрепляя свои позиции. Хо-±-я дело не столько в количестве, сколько в назначении этой части, которой Мухаммад распоряжался по своему усмотрении.

С возрастающим влиянием Мухаммада осложнялись отношения с иудеями Медины, которые не признали его ни в качестве религиозного, ни в качестве политического главы общины. За их неповиновением последовала и реакция Мухаммада. Два племени - бану надир и баку кайнука были выселены из Мединского оазиса (624 , 625 гг.), мужчин бану курайза казнили, женщин и детой взяли в плен (627 г.). Таким образом Мухаммад последовательно расчищал путь н Мекке -окончательной цели всей своей деятельности. Вступлению в город предшествовала важная встреча с представителями курайшитов, в ходе которой было заключено Худайбийское соглашение (628 г.). Хотя курай-шиты и не разрешили подписаться "посланником Аллаха", но подписавшись своим именем - Мухаммад ибн Абдаллах, Мухаммад фактически был признан равным и, главное, лидером новой политико-религиозной общности - мусульманской общины.

За этим важным событием последовало вступление в Мекку.Здесь еще раз проявилась способность Мухаммада -политика,его дальновидность. Он сохранил городу статус культового центра и,обратив в ислам Мекку, обеспечил исламизацию и всей языческой Аравии.

Глава вторая - "Организация мусульманской общины и взаимоотношения между ее членами".

При анализе, проблем раннего ислама особое значение приооре-тает изучение отношении между членами общины, созданной Мухашадогл по прибытии в Ыедану. ¡¡а раннем этапе в кие входили по только муслимы - мухадаиры и аисары, по -.1 иудеи йэерпбэ. Осношшм источником

для изучения этого вопроса служит "¡Леданское соглашение", судя по которому иудеи однозначно "составляют единую умму" вместо с мусульманами. Однако кто эти иуде:;?

Как известно, в ¿Ьсрибе проживало три иудейских племени -бану надир,- бану курайза и бану ка^шука, а также ряд малочисленных племен, находившихся в тол или иной форме союза с арабскими племенами и родами Три больших иудейских племени тоже являлись союзниками арабских племен - аус и хазрадк, Однако названия этих иудейских племен в "Соглашении" отсутствуют. В специальной литературе выдвигалось много версий объяснений этому факту. Некоторые считают, что часть "Соглашения" с договором между Мухаммадом и тремя больший иудейскими племенами Йэсриба утеряна, другие придерживаются мнения, что эта часть аннулирована. Однако логичнее предположить, что такого договора с бану надир, баку кайнука и бану курайза не бнло вообще. Но кто же тогда упомянутые'в "Мединской соглашении" иудеи?

Ответ на этот вопрос дает само "Соглашение": это малочислен-нио, т.е. зависшие от арабских иудейские племена, находившиеся под покровительством арабских родов. Они так и перечисляются по названиям этих родов: иудеи бану'ауф, бану ан-наджджар, бану ал-харис, са'йда, джушам и т.д. Из этого следует, что ГДухаымад создает общину кз .двух монотеистических религий, имея в виду иудеев, входящих в качестве мавали в состав арабских родов,подчинившихся Нухаммаду. Через них,очевидно,он надеялся на подчинение и трех больших иудейских племен.Однако эта надежда Мухашада не оправдалась. Как отмечалось в первой главе,за неповиновением последовал конфликт После принятых мер Мухашад отказался от непосредственного включения исповедующих монотеистическую религию иудеев в состав религиозной общину подключая их к мусульманской государственности через дкизью,вьшв-

читаемую первоначально "людьми писания", иудеями и христианами,а потом всеми немусульмашми, которые сохраняли веру своих предков и после покорения мусульманами.

Как отмечалось выше иудеи входили в общину наряду с мусульманами - мухадаирами и ансарами. Но проблемы у Мухаммада были не только с иудеями,но и мусульманами. В представленной работе уделяется внимание одному из важных вопросов взаимоотношений мухадаиров и ансаров. Эго вопрос об их побратимстве - му'ахха.

Надо оговориться, что в ходе исследования диссертант пришел к выводу, что следует различить две стороны братства вообще: теоретическое братство по вере, религии, выражаясь языком Корана жеван фй д-дйни, и практическое братство, т.е. побратимство конкретно мухадаиров и ансаров на определенней этапе развития мусульманской общины. В представленной работе уделяется внимание практическому институту, определившему дальнейшее развитие одной из областей мусульманского права.

Прибывшие в Йасриб мухаджнры стали пользоваться покровительством ансаров. Они оказались в весьма сложном положении - без какого-либо занятия, без средств к существованию. Ансары разделили с ними кров и пищу. Во избежание недоразумений и с целью создания некоей правовой основы для оправдания такого "иждивения" Цухаммад побратил мухадаиров и ансаров. Побратимство подразумевало ввод мухаджиров в имущественные отношения мединских сподвижников. Дело в том, что с провозглашением мусульман мухадаиров и мусульман ансаров братьями, они становились наследниками. С одной стороны, это было новшеством, так как все остальные кровные родственники лишались права наследовать имущество. Но с другой стороны, йухаммад использовал известный в доисламской Аравии обычай. Источники сви-

детельствуют, что халифы, т.е. союзники в период джахилий, наследовали друг другу, а мухаджиры и ансары являлись именно союзниками, ода сторона покровительствовала другой. По мнению диссертанта , доисламский хилф и мединское побратимство во многом схожи.Более того, можно сказать, что провозглашенное Мухаммадом побратимство ото доисламский институт союзнических отношений (вала, хилф) с одной значительной поправкой - кровные родственники - первоочередные наследники в силу побратимства между чужеродцами, мухаджи-рами и ансарами, но единоверцами, лишаются права наследования, т.е. доисламский институт делал побратима сонаследником умершего, а мусульманский - наследником.

Институт побратимства просуществовал недолго. Он берет начало в 622 г. по прибытии ОДухаммада в Медину. Здесь же следует добавить, что некоторые.исследователи,пользуясь сведениями отдельных источников,приходят « выводу, что побратимство имело место и в Мекке, до ?идафы, между мухадаирами. Однако диссертант в пред-ставлонной-работе склоняется к противоположному мнению, обосновывая вывод следующим образом: ни с экономической, ни с социальной точки зрения до хиджры в побратимстве мухаджиров в Мекке в том виде, в каком оно существовало в Медине, нужды не было. В Мекке сподвижники Мухаммеда не оставались без покровительства. Кроме того, они распоряжались своим имуществом,не встречая препятствия со стороны язычников - курайшитов. Так что экономической, материальной причины брататься в Мекке у них нь было. Но другое дело то побратимство, которое мы условно назвали теоретическим - ихван фй д-дйни. Таковыми мухадниры наверняка должны были быть, так как признавали Аллаха, как единого бога и Цухаммада, как его посланника.

Что касается времени упразднения института побратимства.источники в этом единодушны - 624 г., "день Бадра".

Причиной упразднения института надо считать соцтаяьцо-"ко-номический фактор. После рзда побед и захвата добычи. 4/5 которой делились непосредственно мевду .участвовавшими в данн^; поенном предприятии мусульманами - мухгдашрами и ансарами, причина материальной поддержки мухаджиров постепенно стала отпадатв. Упразднение вновь повлекло за собой изменения в наследстветюм праве. Скова стали преобладать кровные узп. Было положено начало »чсулъкпнскшу праву наследования. В связи с этими вопросами диссертант отдельно рассматривает обычай наследования в доисламской Аравии, сравнивал его с мусульманским. Анализ собственно мусульманского права наследования дается по Корану,учитывая, что в дальнейшем, после кончины Чухаммада, оно развивалось и дополнялось. Это вполне закономерны;! процесс, ибо под знамя ислама встали не только порваззиие с язычсст-вом арабы, но и развитые народы, в основном миновавшие институты родового строя задолго до возникновения ислама и мусульманской государственности. Однако этот период не входит в хронологические рамки представленного исследования.

Глава третья - "О налоговой политике раннего арабо-мусульыан-ского государства (закат и садока)".

Важнейшей предпосылкой социально-экономического развития к образования государства является наличие регулярного прибавочного продукта. Одной из форм отчуждения прибавочного щгсцукта являются налоги.

В представленной главе работы ¡»осматриваются два термина, обозначающих, налоги - закат и садака. Оба этих термина неоднократно упоминаются в Коране. Кореш предъявляет мусулып^шшу два требования одновремешю - молитвы л заката. Корень глагола, от которого чроисходит Теркин закат, означает очицение, рост, т.е. выплатой

заката очищается верующий, накопивший богатство. Поделиться с бедняками богоугодное дело.

Исходя из материала Корана, закат безусловно обязательный на юг для всех мусульман. Предписание заката должно- было произойти около 623 г. Именно с этого времени упоминается оц и в мединских сурах Корана. Однако термин встречается и в мекканйких сурах. Предположительно, что^Мухаш.ед теоретически представляв смысл и назначенце своего требования. Но в мекканский период, когда у. ОДухаммада были хотя и верже, но немногочисленные последователи, говорить о регулярном налоге невозможно". Процесс окончательного формирования заката как действующего фискального института должен был завершиться к 623 г. Обоснованием для этого служат данные источников.

Учитывая тот факт, что Мухаммад часто пользовался практикой доисламской Аравии, мы попытались найти аналог с закатом, милостыней, возможно в инои терминологической оболочке, в период джахшши. Яэскалько возможно судить по источникам, идея милостыни не бшш чужда языческим арабам. Упоминается термин рифа дат - сумма;, выплачиваемая курзйшитами с целью обеспечения едой и всем необходимым прибывавших в Мекку паломников, нуждавшихся в этом. Рифада выплачивалась ежегодно (как впоследствии закат). Таким образом, по содержанию рифада и закат близки, однако термин был заимствован из еврейского или арамейского закут.

Что касается садака, корень сдк означает справедливость, истину и должен происходить от еврейского "дака" или "сдака".

Большинство айатов Корана, касающихся садака, дает возможность заключить, что это добровольный налог, необъязательная милостыня. "Если даешь садака" - обращается Коран к верующим, т.е. обращение условно - можно и не давать, Аллах за это не наказывает, тогда как в случае неуплаты, заката Аллах угрожает адом.

Хотя садака -добровольная милостыня, в ее распределении Корзн строг и.предназначает ее восьми категориям людей, исключая из этого списка самбго пророка: "Милостыни - только для бедных, нпдих, раоотаицшс над этим, - теы, у лог О сердца привлечены, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам - по постановлению Аллаха". Этот корбткий айат содержит много интересного. Б работе диссертант останавливается на некоторых из этих категорий: "работающих над этим" - сборщиков или амилов, "у кого сердца привлечены" - зл-му'аллафэту кулубухум. Последняя особенно интересна, так как это были представители курайшитов-язычников, которым Мухзммэд раздал подарки с целью привлечь нх, а через них и народ, стоящий за тага, на сторону ислама. В связи с этим термином даются некоторые разъяснения.

В представленной главе работы рассматривается еще один термин, означающий выплату, расходование имущества. Это найзка. встречающийся и в "Мединском соглашении" в связи с "несением расходов" иудеями и мусульманами. По Корану сразу стало ясно, что нафака подразумевает и закат и садака. После изучения материала тафсиров предположение диссертанта подтвердилось: кап свидетельствует ат-Табари в своем "Тафсире", нафака практиковалась до предписания заката, после чего этот термин явно технический, обозначающий вообще налог.

В связи с нафака диссертант обращает внимание и па употребление этого термина в "Мединском соглашении". Анализ лишний раз доказал, что нафака технический термин, подразумевающий налоги, связанные с выполнением предписаний религии.

В ходе изучения материала источников по закату и садака диссертант обратил внимание на то, что в раде случаев они употребляются как синонимы. После тщательного анализа данных Корана п других источников стала вырисовываться следующая гсттина: до 630 г. ислам

выдвигает требование заката, а садака имеет ту функцию, о которой речь идет в Коране, т.е. это добровольная милостыня. С конца 630— начала 631 г. садака тоже становится обязательным налогом для мусульманина. Смысловое сближение заката и садака отразилось и в Когане (1Х:КЙ/103}. Этот процесс завершился полным их слиянием еще при жизни Ыухаммада. Остались только термины. Например, в источниках часто дстречаются такие (¿¡разы: "Что-касается садака, это закат (который аледует взимать с золота, верблвдов..." Интересно, что в поздних источниках определяется точная норма обложения закатом с разных видов имущества. В Коране, к сожалению, об этой ничего не сказано.

Выше упоминалась категория подданных ЭДухаммада, называемая ' амил Суммал), т.е. сборщики налогов. Их выбирал сам Мухаммад. В этом можно 1аблюдать процесс развивающегося государственного устро! ства, которое, естественно, продолжало совершенствование и после кончины. ИухамМада. Его преемникам пришлось завершить этот процесс. Касаясь периода после 632 г., отметим, что он был значителен б отношении начавшегося раскола в мусульманском обществе. Восставшие племена выдвигали требование: оудем молиться, но не будем платить закат. При ЭДухаммаде вопрос так не ставился. Безусловно, важную роль играл его авторитет.

Заклюнете диссертационной работы содержит основные выводы проведенного исследования:

Начав проповедовать новую монотеистическую религию в Мекке, Мухаммад выступил как религиозный деятель, не ставя на этом этапе проповедуеиую им религию - ислам выше других монотеистических религий.

ОднакЬ потерпев поражение, не найдя поддержки среда своих языческих соплеменников, Мухаммад вынувден искать силу извне.

Таковой явились' паломники из Шсриба ОЛедщвд, взявшие его иод свое покровительство.

Вскоре из покровительствуемого в $амках родоплемешшх институтов проповедника мухаммад становится во главе оощества, объединенного по качественно новому принципу - общностью веры в единого оога - Аллаха.

Через религию, подчинение воле Аллаха арабов-мусульман Мухаммад преследует политическую цель подчинения их собственной воле и, тем самым политической власти единбго духовного к светского правителя. В свою политическую игру Мухаммад втягивает и мединских мусульман, которые, однако, сначала не орали на себя обязательства участвовать в организованных Мухаммедом военных походах.

Переселившись в Йасриб, Мухаммад предпринимает ряд вакных шагов: включает иудеев - союзников арабских родов в единую общину с мусульманами, стараясь, тем самым,обеспечить поддержку и признание трех влиятельных иудейских племен. Однако этого не происходит. Тогда %хаммад принимает против них меры, обЕиняя их в нарушении договора, которого в сущности не было. Позднее он опять идет на компромисс, но с иных принципиальных позиций - через выплату джи-зьи - в политико-правовом значении этого тершга - признания немусульманами политического суверенитета мусульманской государственности.

Мухаммад в процессе формирования государства часто пользовался практикой доисламской Аравии, что вполне естественно. Одним из заимствований надо назвать институт побратимства. В сущности он представляет собой одну из суорм покровительства и взаимопомощи, известную в языческой Аравии -хил<|).

Одним из важных атрибутов государственности являются налоги. В эпоху РЛухашада практиковалось два налога, взишемых с мусульман -закат и садака. На определенном этапе один - строго обязательный., другой - добровольный. Однако еще при жизни Мухамиада, по его же инициативе, происходит их смысловые сближение, а затем и полное отождествление.

Цухаммад положил начало мусульманской государственности начиная уже с мединского периода своей деятельности. Все приведенные вше факты и вытекающие из них выводы саядетельсзвуют об этом.

По теме диссертации автором'опубликованы следующие работы:

1.Мусульманская община эпохи Мухаммеда и ее социальная организация. --Четвертая Всесоюзная школа молодых востоковедов. Тезисы.Т.I, Москва, 1986, сс.31-32.

2.Термин "ахл ал-китаб" в Коране.-Республиканская конференция аспирантов и молодых научных сотрудников йа тему: "Актуальные проблемы филологии и истории стран Ближнего и Среднего Востока", Тезисы докладов, Тбилиси, 1987, о,12.

3.Доисламская племенная организация и мусульманская уыма.-Пя-тая Всесоюзная школа молодых востоковедов,Гезисы.ТД,Москва, 1989, сс.14-16.

4.Из истории налоговой политики раннего арабо-мусульманского государства.-Ддеванмарди 1У.Тбилиси, 1990 сс.77-87 (на груз.яз.).

5.Институт побратимства (му'ахха) в раннем исламе.Препринт.Тбилиси,1991. 9 с. (на рус. яз.).

6.ВДу!хаммад как политический деятель и процесс формирования мусульманской государственности.-"Ближний Восток и Грузия",т.Я, Тйилиси (14 с. - в печати).

JUL.