автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблемы взаимосвязи культуры и политики в философии Х. Арендт

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Золотов, Алексей Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Проблемы взаимосвязи культуры и политики в философии Х. Арендт'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы взаимосвязи культуры и политики в философии Х. Арендт"

На правах рукописи

РГ5 ОД

ЗОЛОТОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ КУЛЬТУРЫ И ПОЛИТИКИ В ФИЛОСОФИИ X. АРЕНДТ

Специальность 09.00.03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 2000

Диссертация выполнена на кафедре теории и истории культуры Тверского государственного университета

Научный руководитель доктор философских наук, профессор

Губман Борис Львович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Ильин Виктор Васильевич

кандидат философских наук, доцент Славко Вадим Дмитриевич

Ведущая организация - Московский государственный педагогический университет

на заседании диссертационного совета по философским наукам (Д. 113.11.03) в Московском педагогическом университете по адресу: 107005, Москва, ул. Радио, д. 10а

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского педагогического университета по адресу: 107005, Москва, ул. Радио, д. 10а

Автореферат разослан « 12. » 2000 г.

Защита состоится « •2.1 » 2000 г. в 15 часов

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор

И.И. Семаева

\Л\(7 Г1(1Л1

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

С именем Ханны Арендт (1906-1975) связана одна из наиболее ярких страниц в истории экзистенциальной философии США. Восприняв основные идеи немецкого экзистенциализма, она предложила собственную версию философии существования, направленную на осмысление культурно-исторического развития человечества, политических реалий XX столетия. Оригинальность ее творчества определяется синтезом европейской и американской философских традиций, созданием категориального аппарата, реализующего единство философии и политической науки. Одной из его центральных проблем является взаимосвязь культуры и политики.

Актуальность темы исследования. Во-первых, подход X. Арендт к анализу проблемы взаимосвязи культуры и политики базируется на теоретико-методологической основе, позволяющей дать ее позитивное решение. Он предполагает рассмотрение в экзистенциальном ключе различных типов культурно-исторической активности человека, среди которых политическое действие является своеобразной кульминацией его творческих потенций. Теоретико-методологическая стратегия X. Арендт позволяет рассмотреть историю, ее политические коллизии в гуманистическом измерении.

Во-вторых, X. Арендт предложила вариант интерпретации феномена власти, позволивший выявить социокультурную обусловленность политических реалий нашего столетия. Одновременно американский автор продемонстрировала влияние политики на формирование культурных реалий эпохи. Ею разработаны видение империализма, взаимосвязи массового общества и тоталитаризма, концепция кризиса современной западной демократии и его преодоления путем возрождения гражданской активности и т.д. Теоретические воззрения X. Арендт оказали большое влияние на современную западную философию и политическую науку, породив волну постоянно идущих дискуссий. В России они пока мало изучены и требуют пристального внимания исследователей.

В-третьих, теоретические взгляды X. Арендт важны для понимания многих реалий российской политической истории XX столетия, их культурной обусловленности. Они побуждают к осмыслению в глобальной исторической перспективе итогов Октябрьской революции, драмы народа в период тоталитаризма, причин его упадка и трагических коллизий посткоммунистической эпохи.

В-четвертых, подробное изучение воззрений X. Арендт на проблему взаимосвязи культуры и политики должно найти отражение в процессе преподавания в высших учебных заведениях. Рассмотрение ее воззрений может существенным образом обогатить ряд вузовских курсов, расширяя представления студентов о панораме западной мысли нашего века.

Степень разработанности проблемы. Философское наследие X. Арендт постоянно находится в фокусе внимания западных исследователей, подчеркивающих важность предложенного ею решения проблемы взаимосвязи культуры и политики. Российские авторы лишь совсем недавно обратились к изучению творчества этой крупнейшей представительницы американского экзистенциализма, сделали предметом своего рассмотрения ее интерпретацию вопроса о взаимосвязи культуры и политики. В последние годы опубликованы в русском переводе некоторые произведения X. Арендт, хотя этого отнюдь не достаточно для формирования у российского чита-

теля целостного представления о ее философском и политико-теоретическом наследии, в границах которого центральной была проблема, ставшая предметом анализа в данной диссертационной работе.

Впервые в отечественной литературе философские идеи X. Арендт были рассмотрены в трудах A.C. Богомолова, который еще в доперестроечную эпоху обратил внимание на то обстоятельство, что американская мыслительница увидела именно в политическом действии осуществление подлинных культуросозидающих возможностей человека1. Предлагая критическое рассмотрение воззрений X. Арендт, A.C. Богомолов уделил особое внимание отношению ее экзистенциальной концепции к марксизму.

В посткоммунистический период эволюции российского общества наметился оживленный интерес к теоретическому наследию американского философа. В появляющихся в последние годы работах определенное внимание уделяется интерпретации X. Арендт вопроса о взаимосвязи культуры и политики.

Так, Ю. Н. Давыдов показал, что учение X. Арендт об истоках тоталитаризма неразрывно сопряжено с ее концепцией массового общества и культуры2. Е.Г. Трубина, продемонстрировав значимость учения X. Арендт о политическом действии как вершине творческой самореализации человека, обратилась к анализу созданной ею концепции кризиса культуры Нового времени, подготовившего появление тоталитаризма3. A.B. Магун предложил интерпретацию понимания X. Арендт роли способности суждения в конструировании мира политики4. Б.Л. Губман определил взаимосвязь культуры и политики как центральную проблему философии американского автора, в свете которой рождается ее видение соотношения практической и созерцательной жизни, трактовка значимых реалий панорамы истории нашего века5.

Хотя зарубежным авторам принадлежат многочисленные книги и статьи о творчестве X. Арендт, специально проблеме взаимосвязи культуры и политики посвящена лишь одна обстоятельная статья, написанная М. Кэнован6. Одновременно следует отметить, что некоторые существенные грани этого вопроса все же освещаются в публикациях зарубежных исследователей. Так, в работах Р. Байнера, Р. Достала, Б. Флинна и Д. Инграма рассматривается влияние учения И. Канта на форми-

1 Богомолов А.С. Современный экзистенциализм: «поворот» или кризис? // Филосо-

фия марксизма и экзистенциализм. М., 1971. С. 217-235.

3 Давыдов Ю.Н. Ханна Арендт и проблема тоталитаризма // Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1997. С. 623-638.

J Трубина Е. Г. Идентичность в мире множественности: прозрения Ханны Арендт // Вопросы философии. 1998. № 11. С. 116-130.

4 Магун А.В. Понятие суждения в философии Ханны Арендт // Вопросы философии. 1998. № 11. С. 102-115.

5 Губман Б.Л. Наследие И. Канта и политическая философия X. Арендт // Материалы восьмых Международных Кантовских чтений. Калининград, 1999. С. 37-39.

6 Canovan М. Politics as Culture: Hannah Arendt and the Public Realm 11 History of Political Thought. 1985. Vol. 6. N 3. P. 617-642.

рование концепции взаимосвязи культуры и политики X. Арендт7. Д. Вилла, Л. Хинчман и С. Хиичман показали роль в ее генезисе теоретических представлений, унаследованных ею от М. Хайдеггера8. В трудах Л. Хинчман и С. Хинчман выявлена также связь разработанного ею видения этой проблемы с философскими идеями К. Ясперса9.

Внимание западных исследователей привлекает видение X. Арендт экзистенциально-антропологических оснований взаимосвязи культурно-исторической деятельности человека и его способности к политическому творчеству. В данной связи обсуждается прежде всего выдвинутое ею понимание практической и созерцательной жизни, политического как связующего звена между ними. Так, в работах Р. Бернстина, X. Ионаса, Д. Катеба, Д. Кнауэра, П. Рикера, Ж. Терминьо анализируются истолкование X. Арендт основных уровней практической деятельности индивида, показана роль политического действия как кульминации таковой, подчеркивается его сопряженность с жизнью духа10. Особый интерес исследователей вызывает концепция политики как рождающейся в согласованном действии людей, межчеловеческой коммуникации. Близость собственного видения коммуникативного действия к воззрениям американской мыслительницы декларирует такой крупнейший представитель западной философии как Ю. Хабермас". Несмотря на недооценку X. Арендт институционального аспекта проблемы власти, ее видение власти как таковой весьма положительно принимается другим крупным современным мыслителем - П. Рике-ром12.

7 Beiner, R. Interpretive Essay: Hannah Arendt on Judging // Arendt H. Lectures on Kant's Political Philosophy, ed. by R. Beiner. Chicago,1982. P. 89-156; Dostal R. Judging Human Action: Arendt's Appropriation of Kant // Review of Metaphysics. 1984. Vol. 37. P. 725-755; Flynn B. Arendt's Appropriation of Kant's Theory of Judgement // Journal of the British Society for Phemenology .1988, Vol. 19. P. 128-139; Ingram D. The Postmodern Kantianism of Arendt and Lyotard // Review of Metaphysics. 1988, Vol. 42. P. 51-77.

8 Villa D. R. Arendt and Heidegger. The Fate of the Political. Princeton, 1996. P. 111209; Hinchman L., Hinchman S. In Heidegger's Shadow: Hannah Arendt's Political Humanism//Polity. 1984. Vol. 17, N 2. P. 183-211.

9 Hinchman L., Hinchman S. Existentialism Politicized: Arendt's Debt to Jaspers // Review of Politics. 1991. Vol. 53. N 3. P. 435-468.

10 Bernstein R. Rethinking the Social and the Political // Philosophical-Political Profiles: Essays in a Pragmatic Mode. Cambridge: Polity Press,1986. P. 238-259; Jonas H. Acting, Knowing, Thinking: Cleaning from Hannah Arendt's Philosophical Work // Social Research. 1977. N 44. P. 25-43; Kateb G. Hannah Arendt: Politics, Conscience, Evil. Oxford, 1984. P. 10-83; Knauer J. Hannah Arendt on Judgment, Philosophy and Praxis // International Studies in Philosophy. 1989. Vol. 21. N 3. P. 71-83; Ricoeur P. Action, Story and History - on Re-reading The Human Condition У/ Salmagundi. 1983. Vol. 60. P. 60-72; Taminiaux J. Phenomenology and the Problem of Action // Philosophy and Social Criticism. 1986. Vol. 11, N 3. P. 207-219.

11 Habermas J. Hannah Arendt's Communications Concept of Power // Social Research. 1977. Vol.44. N 1. P. 170-195.

2 Рикер П. Герменевтика-. Этика. Политика. М., 1995. С. 47.

Ряд западных авторов особо акцентирует тот момент, что в свете политического опыта эпохи X. Арендт полагала необходимым понять феномен банальности зла как рождающийся из нежелания человека использовать присущую ему способность суждения. С точки зрения Ш. Бенхабиб, Э. Волрат, А. Хеллер, именно руководствуясь этим побудительным мотивом, X. Арендт предприняла глобальное исследование жизни духа13. Последнее этим авторам представляется необходимым моментом понимания взаимосвязи культуры и политики.

В отдельную группу можно объединить сочинения западных авторов, обращающихся к рассмотрению видения X. Арендт процесса культурно-исторического развития от античности до наших дней, ее понимания тех политических изменений, которые ему сопутствуют. Подчеркивая близость критико-рефлексивного подхода к культурной обусловленности политических феноменов X. Арендт и А. Камю, Д. Исаак замечает, что их генеалогический анализ Нового времени вполне созвучен современным постмодернистским подходам к этому вопросу14. В работах Э. Арато, Д. Коэн, Д. Макгована, М. Пассерин д'Ангрева предлагается интерпретация воззрений X. Арендт по поводу кризиса гуманистической культуры Нового времени и формирования массового общества, генезиса тоталитаризма15. Видела X. Арендт и пороки современной западной демократии, предлагая пути изменения жизни мирового сообщества через возрождение гражданской активности. Эта сторона ее теоретических воззрений, прямо связанных с выдвижением идеала будущего, рассматривается в публикациях М. Кэнован, Д. Миллера и Ф. Хансена16.

Таким образом, в трудах отечественных и зарубежных исследователей рассмотрены некоторые важные моменты понимания X. Арендт вопроса о взаимосвязи культуры и политики. Однако до сих в научной литературе, посвященной творчеству американского философа, отсутствует исследование, посвященное целостному анализу понимания ею проблемы взаимосвязи культуры и политики. Теоретическая неразработанность и практическая значимость этой стержневой для работ американского философа проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которо-

13 Benhabib S. Judgment and the Moral Foundations of Politics in Arendt's Thought // Political Theory. 1988. Vol. 16. P. 29-51; Heller A. Hannah Arendt on Vita Contemplativa // Philosophy and Social Criticism. 1987. Vol. 12. N 4. P. 281-296; VoIIlrath E. Hannah Arendt and the Method of Political Thinking // Social Research. 1977. Vol. 44. N 1. P. 160-182.

14 Isaak J. Arendt, Camus, and Modern Rebellion. New Haven, 1992. P. 92.

15 Cohen J. L., Arato A. Civil Society and Political Theory. Cambridge, 1992. P. 177-200 ; McGowan J. Hannah Arendt: An Introduction. L., 1998. P. 34-94; Passerin d'Entreves M. The Political Philosophy of Hannah Arendt. L, 1994. P.22-63.

16 Canovan M. Hannah Arendt. A Reinterpretation of her Political Thought. Cambridge, 1992. P. 280-310; Miller J. The Pathos of Novelty: Hannnah Arendt's Image of Freedom, in the Modern World // Hannah Arendt: the Recovery of Public World. Ed. by M. Hill. N.Y., 1979. P. 177-208; Hansen P. Hannah Arendt. Politics, History and Citizenship. Standford, 1993. P. 270-340.

го явилась философское творчество X. Арендт, а предметом - взаимосвязь культуры и политики в ее теоретической интерпретации.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации составляет историко-философский анализ проблемы взаимосвязи культуры и политики в философии X. Арендт. Поставленная цель и недостаточная разработанность темы определяют совокупность задач исследования:

- выявить сущность, этапы формирования и развития концепции взаимосвязи культуры и политики X. Арендт, показать их специфику;

- рассмотреть интерпретацию американским философом культурного творчества в основных видах практической активности, находящих свою кульминацию в политическом действии;

- проанализировать понимание X. Арендт основных видов духовной активности субъекта в сфере культуры в их связи с политической деятельностью;

- раскрыть содержание воззрений американского автора на процесс культурно-исторического развития человечества от античности до Нового времени и его политическое измерение;

- показать теоретическое содержание и направленность концепции взаимосвязи культуры и тоталитаризма, предложенной X. Арендт;

- продемонстрировать содержание воззрений американского философа на кризис современной культуры и политики, перспективы его преодоления.

Источниками исследования являются теоретические произведения X. Арендт, переписка, а также ее публицистические работы и интервью. К их числу можно также отнести мемуарную литературу, содержащую воспоминания об американском философе ее современников и коллег. В корпус источников входят также произведения классиков философии прошлого и мыслителей нашего столетия, необходимые для понимания идейного наследия X. Арендт.

Методологическая основа исследования. В диссертационном исследова-1ии принципиальный акцент сделан на проблемно-тематическом изложении материала. В процессе анализа материала нашли применение структурный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-исторический и другие методы. В тстности, сравнительно-исторический метод позволил обнаружить существенной шияние на формирование концепции взаимосвязи культуры и политики X. Арендт юззрений И. Канта, К. Маркса, М. Хайдеггера, К. Ясперса, М. Вебера.

В контексте работы большое внимание было уделено рассмотрению специфики категориального аппарата, которым оперирует X. Арендт в процессе создания :оицепции взаимосвязи культуры и политики. Показано, что ею создан категориаль-1ый арсенал экзистенциального теоретизирования, позволяющий обосновать необ-:одимость единства философии и политической науки. В данной связи большое нимание уделяется таким категориям ее философии как «активная жизнь», «созер-¡ательная жизнь», «культура», «власть», «политическое действие».

Структура диссертация и ее основное содержание. Работа состоит из ведения, двух глав, каждая из которых включает три параграфа, и библиографии. >бщий объем диссертации - 175 страниц.

Во «Введении» обосновывается актуальность темы диссертации, охаракте-изована степень ее разработанности, сформулированы цель и задачи исследования,

раскрыты его новизна и практическая значимость, изложены положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Феномен власти и культура в философии X. Арендт» посвящена анализу концепции власти и ее обусловленности культурным творчеством человека, предложенной в экзистенциальной концепции X. Арендт. Рассмотрены основные этапы формирования ее стратегии видения этой проблемы, взаимосвязь решения таковой в границах анализа практической деятельности и жизни духа.

В первом параграфе «Эволюция культурфилософского мировоззрения X. Арендт и политика» показано, что проблема взаимосвязи культуры и политики всегда была средоточием мировоззрения американского автора, выявлены основные этапы ее рассмотрения на протяжении ее творческой карьеры, раскрываются социальная обусловленность и историко-философский генезис формирования ее взглядов.

Во втором параграфе «Философская концепция деятельной жизни (vita activa) X. Арендт: культурная самореализация человека и политическое действие» раскрывается понимание X. Арендт специфики творческой практической активности человека, основные виды таковой и предложенное ею понимание политики как наивысшего проявления свободного самосозидания человека.

В третьем параграфе «Созерцательная жизнь (vita contemplativa) в философии X. Арендт: политическое мышление в становлении мира культуры» выявлена взаимосвязь политического действия как феномена практики и духовной активности человека в концепции X. Арендт. Анализируется выдвинутое ею толкование роли способности суждения в конституировании мира культуры и политической реальности, значимости моральных ориентиров политики.

Вторая глава «Культурное измерение социально-политического развития в философии X. Арендт» связана с рассмотрением концепции культурной детерминации политической истории, разработанной американской исследовательницей. Демонстрируются особенности предлагаемого ею видения истории, его связь с интерпретацией реалий нашего столетия и идеалом грядущего.

В первом параграфе «Культурно-историческая традиция и политические реалии Нового времени» раскрывается подход американского автора к динамике культурного развития человечества в периоды античности, средневековья и Нового времени, ее влиянию на взаимосвязь частной, публичной и социальной сфер. Показана специфика воззрений X. Арендт на формирование массового общества и культуры.

Во втором параграфе «Тоталитаризм и культура» выясняется подход X. Арендт к пониманию заложенных в «атомарном» существовании человека массового общества экзистенциальных предпосылок его склонности к восприятию тоталитарной идеологии, показаны основные особенности властной стратегии тоталитаризма по превращению пространства деятельности человека в сферу антикультуры, исключающей свободу и творчество.

В третьем параграфе «Кризис современной культуры и горизонты гражданского действия» демонстрируется специфика либерально-коммунитаристской установки, реализующейся в понимании X. Арендт специфики кризиса современной культуры и политики. Выявляется ее понимание Еыхода из сложившегося положения

путем возрождения гражданской активности личности как наивысшего проявления способности к созиданию мира культуры.

В «Заключении» подводятся итоги исследования, формулируются выводы историко-философского характера.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ II ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна исследования заключается в следующем.

- впервые в отечественной литературе проведен анализ экзистенциальной концепции взаимосвязи культуры и политики X. Арендт, выявлены основные этапы ее формирования и развития;

- рассмотрена интерпретация X. Арендт реализации культурного творчества в основных видах практической активности субъекта, наивысшим из которых выступает политическое действие;

- демонстрируется значение политического действия как звена, обеспечивающего в философии X. Арендт единство практической и духовной сторон куль-гурного творчества - активной и созерцательной жизни;

- изучены воззрения X. Арендт на процесс культурно-исторического развития человечества от античности до Нового времени и его политическое измерение;

- проанализировано понимание социокультурных предпосылок и опреде-1яющих характеристик тоталитаризма, разработанное X. Арендт;

- выявлены теоретическое содержание и направленность интерпретации X. \рендт кризиса современной культуры и политики, сущность ее идеала преобразо-!ания жизни мирового сообщества через гражданское действие.

Опираясь на научную новизну исследования и содержание работы, на защи-у выносятся следующие положения.

Положения, выносимые на защиту. ■Экзистенциальная концепция X. Арендт базируется на видении политической ак-нвности человека как высшего выражения его способности к культурному творче-тву. В становлении и развитии воззрений американского философа на проблему заимосвязи культуры и политики можно выделить четыре основные этапы: 1924941 гг. - период формирования X. Арендт как философа и политической мысли-ельницы; 1941-1952 гг. - период теоретического осмысления феномена тоталита-изма; 1953 - 1963 гг. - период создания концепции практической жизни, антрополо-ического и культурфилософского обоснования политики: 1963-1975 гг. - период азработки теории единства практической и созерцательной жизни субъекта куль-урного и политического творчества. Каждый из них отмечен специфическим ракур-эм видения этого вопроса, особенностями взаимосвязи философско-теоретической гфлексии и политической детерминации его постановки.

Проблема взаимосвязи культуры и политики занимает центральное место в илософии X. Арендт. Характерно, что ее обращение к теоретическому анализу это> вопроса во многом обусловлено динамикой политического развития в XX столе-ш, драматическими коллизиями и трагическими событиями его истории, ход кото-з1х затронул и ее личную судьбу. Политическое действие всегда рисовалось X. рендт как вершина способности человека к созиданию культуры. Именно в про-

странстве политического, в свободной публичной активности она видела наивысшее воплощение человеческой свободы и творческих возможностей.

Философия культуры и политико-теоретические построения американского автора находятся в нерасторжимом единстве и не могут быть поняты в отрыве друг от друга. В силу этого обстоятельства X. Арендт является признанным на Западе классиком как американской философии, так и политической науки. Рефлексивно-теоретическое осмысление политики всегда питало разработку X. Арендт антропологических и культурфилософских идей. Одновременно, в отличие от многих своих американских коллег-политологов, она никогда не довольствовалась простым обобщением эмпирически фиксируемых политических реалий, которое бы не было оплодотворено философским видением. X. Арендт удалось создать вариант философии существования, запечатлевающий единство практической активности и жизни духа человека, разработать собственную интерпретацию кризиса гуманистической культуры Нового времени, феноменов массового общества и тоталитаризма. В свете созданного ею понимания Нового времени X. Арендт предложила стратегию гражданского действия, ориентированного, по мнению исследователей ее творчества, на утверждение либерально-демократических ценностей, преобразования на их основе политической жизни мирового сообщества.

В становлении философии культуры и политико-теоретических воззрений X. Арендт диссертант выделяет четыре основных периода. Первый из них, отмеченный становлением ее как философа-профессионала и политической мыслительницы, датируется 1924-1941 гг. Непосредственное влияние на X. Арендт этого периода оказало осмысление реалий политической практики нацизма и желание противостоять им. На протяжении второго периода творчества X. Арендт, охватывающего ее деятельность с 1941 по 1952 гг., была осуществлена попытка теоретического осмысления феномена тоталитаризма, опираясь на анализ сочинений историков, архивных материалов, мемуарной литературы, публицистики и личный опыт. Третий период мировоззренческой эволюции X. Арендт (1953 - 1963 гг.) специфичен обращением американского философа к антропологическому и культурфилоеофскому обоснованию собственных политических построений, разработкой концепции практической жизни - vita activa. Философские размышления X. Арендт получили новый импульс развития в связи с ее журналистской деятельностью, освещением процесса над Эйх-маном. Анализ целостности культурно-исторической деятельности субъекта, взятой в единстве активной и созерцательной жизни (vita contemplativa) позволил X. Арендт более полно раскрыть содержание феномена власти в последний, четвертый, период ее творчества (1963-1975 гг.). В это время происходит завершение философской системы X. Арендт со стороны антропологического и культурфилософского обоснования видения ею политики.

2. Осуществив синтез антропологических идей И, Канта, концепции практики К. Маркса, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, трактовки единства разума и экзистенции К. Лсперса. теории действия М. Вебера. X. Арендт предложила экзистенциально-антропологическую концепцию практической реализации способности человека к культурному творчеству в труде, работе и действии. Рассмотрение ею политического действия как высшего типа свободной самореализации субъекта является центральным звеном разработанного американским философом понимания

имосвязи культуры и власти. Выдвигаемая X. Арендт интерпретация власти как собносги согласованного действия содержит определенное противоречие, ибо струментальная сторона таковой, ее воплощение в институтах находятся вне поля имания американского философа.

В философии X. Арендт предложена концепция практической деятельно-1 экзистенциального субъекта, находящей свою кульминацию в его политической гивности. Утверждая тезис о примате активной жизни по отношению к созерца-тьной, она видит именно в политической деятельности человека квинтэссенцию ) способности созидать культуру. Хотя американский философ и солидарна с ари-этелевским пониманием политического действия как несравненно более высшего па человеческой активности, нежели труд и работа, она полагает необходимым инять расширительное толкование активной жизни и проследить их преемствен-сть и взаимосвязь. Принимая экзистенциальный тезис о невещности человече-ого существования, примате свободы, X. Арендт последовательно раскрывает спе-фику труда, сопряженного с биологическим воспроизводством жизни индивида, боты как инструментальной деятельности, созидающей культурно-исторический Ф, и политического действия, в котором люди коммуницируют и совместно дейст-ют как свободные существа. Обретение автономии по отношению к природному ружению, условиям собственного существования делает человека подлинным бъектом культурного творчества. Поэтому политическое действие и коммуникация растеризуются X. Арендт как возвышающиеся над такими способами человече-ой жизнедеятельности как труд и работа. На основе синтеза учений Канта, Маркса, :бера, Хайдеггера и Ясперса X. Арендт предложила концепцию преемственности :новных способов практической деятельности, формирования значимого мира че->века и политической сферы. X. Арендт удалось создать вариант экзистенциально-понимания культурного творчества, способствующего рассмотрению обществен-)й жизни сквозь призму созидаемого человеком видения мира, в котором главную >ль играет именно политическое измерение.

X. Арендт отвергает версии конструкции политического пространства, рас-1атривающие его как закономерное порождение исторической необходимости. 13исной посылкой ее экзистенциально-герменевтического истолкования консти-'ирования политического пространства служит присутствие в нем множества дей-вующих и интерпретирующих свои деяния субъектов. Они одновременно оказы-[ют влияние на ход событий и испытывают воздействие, ибо на арене политиче-;ой жизни действует множество субъектов, но нет единого автора исторического 1енария. Происходящее вершится во времени и уходит в небытие, и поэтому X. рендт именует политику «пространством явления». Опираясь на практику полис-эй жизни, теории общественного договора и опыт революций Нового времени, X. рендт объясняет происхождение политической организации стремлением людей эидать постоянство «пространству явления» путем совместного действия и коммутации, полагающих возможность определенного единого взгляда на задачи сооб-.ества - здравого смысла, на базе которого только и возможно появление власти, акой взгляд на власть и политическое действие откровенно направлен у X. Арендт ротив различных инструментальных подходов к их пониманию. Коммуникативные :новы подхода X. Арендт к феномену политического действия оказались весьма

близки неомарксистским и герменевтическим теориям, представители которых от мечают это как позитивную черту ее воззрений. Вместе с тем, нельзя не заметил что трактовка политики как самодостаточной и изолированной от инструментально го действия не дает возможность понять ее роль в целостности общественной жизш и, следовательно, предложить интерпретацию ряда современных реалий. 3. Учение X. Арендт о политическом действии находится в органическом единстве I созданной американским философом трактовкой созерцательной жизни, предпола гающей содержательное рассмотрение ее основных составляющих - мысли, воли 1 способности суждения. Разработанная ею интерпретация способности суждения ори ентироваиа на анализ процесса конституировании мира культуры, политической реаль ности. Сопряженная с мыслью и направляющая волевое решение, способность сужде ния оказывается важнейшим средством постижения зла и противостояния ему в сфер< политики. Предложив экзистенциальное осмысление кантовской проблематики, X Арендт выдвинула понимание единства мышления и действия в производстве политического пространства, которое созвучно исканиям сторонников герменевтического истолкования этой проблемы.

Разработанная X. Арендт теоретическая концепция созерцательной жизни служит закономерным продолжением ее размышлений о практической активности субъекта. Уже в процессе рассмотрения специфики политического действия как вершины проявления культурного творчества субъекта в созидаемом им неповторимом мире она задумалась над теми мыслительными процессами, без которых оно оказывается невозможным. Теоретический поиск и задача осмысления политических реалий привели ее к замыслу создания панорамы жизни духа, феноменологического описания основных его сфер - мысли, воли и способности суждения. В финальной инстанции этот замысел предусматривал выяснение механизма конституирования интерсубъективно значимой политической реальности, разделяемой субъектами действия. Синтезируя воззрения Канта, Хайдеггера, Ясперса, Мерло-Понти и ряда других авторов, X. Арендт рассмотрела мысль, волю и способность суждения как взаимосвязанные и взаимозависимые экзистенциальные измерения жизни человеческого духа. Способность суждения, созидающая представления о политической реальности, предстала, с одной стороны, как опирающаяся на смыслосозидающую активность мысли, а, с другой - как направляющая волю к свободному выбору и ориентирующая на высшие моральные ценности.

Уделив особое внимание способности суждения, X. Арендт очертила ее рефлексивные возможности, сопряженные с проблемой созидания интерсубъективно значимой политической реальности. Ее интерпретация способности суждения опирается на кантовское учение о продуктивном воображении и роли здравого смысла в «создании» картины мира. Коммуникативная активность, здравый смысл и воображение предстали реальной опорой способности суждения в построении культурной реальнрсти, интерпретации ее политического измерения, исторической традиции. Способность суждения выступает в философии X. Арендт важнейшим инструментом изучения зла, ставшего «банальной», ие вызывающей удивления реальностью тоталитарных режимов нашего столетия. Эта ее концепция во многом созвучна исканиям Беньямина, Коллингвуда, Гадамера, Рикера и других видных современных авторов, задумывавшихся о специфике практического знания и его роли в формировании ми-

1еловека. Она выдержана в экзистенциально-герменевтическом ключе и предпо-ет плюрализм видения политических реалий в различных коммуникативных ►странствах. Одновременно способность суждения, ориентирующая волю, не (жна, по мысли X. Арендт, игнорировать и абсолютное моральное долженствова-: - требование категорического императива. В стремлении примирить идею необ-(имости постоянства поиска смыслового содержания реальности в коммуникатив-I пространстве с ориентацией на мотивы кантовской морали можно увидеть чер-родства концепций X. Арендт и Ю. Хабермаса, не отрицавшего восприятия ее :й. Словом, обстоятельный анализ жизни духа позволил американскому автору [йти к утверждению единства мысли и политического действия, созерцательной и ивной жизни.

3 концепции X. Арендт предложена интерпретация обусловленности политиче-й жизни Запада теми глобальными культурно-историческими сдвигами, которые шюдаются начиная с эпохи античности вплоть до Нового времени и современной 1хи. Во многом ориентируясь на генеалогическое видение истории европейской ьтуры М. Хайдеггера. X. Арендт выдвигает объяснение причин ее кризиса в эпо-Нового времени и рождения массового общества, ставшего прологом к появле-о тоталитаризма. Однако в ее построениях очевидно противоречие между романеской идеализацией античности и созвучным неомарксизму радикальным демонизмом. с позиций которого ею и оцениваются политические реалии Нового врет и современности.

Эволюция политической жизни Запада предстает, согласно X. Арендт, обугленной глобальными культурно-историческим сдвигами, происходившими от >хи античности вплоть до XX столетия. В конечном итоге реалии массового об-ства XX века предстают как следствие разложения специфической иерархии ви-! деятельности и взаимосвязи сфер общественной жизни, сложившихся еще в эпо-античности. Генеалогический анализ ею европейской истории призван обосновать герпретацию истоков тоталитаризма и радикальный демократизм ее собственных штических воззрений.

Подход X. Арендт к описанию ситуации в политической жизни Нового вре-ш и современности во многом обусловлен принятием ею в качестве идеального

0 типа взаимосвязи частной и публичной сфер, который сложился в период ан-шости. Он становится идеальным мерилом для понимания всех последующих зцессов, которые предстают как своеобразное негативное отклонение от заданно-образца, обеспечивающего гармонию человеческого существования в контексте цестЕенной жизни. Такая исследовательская стратегия вызывает закономерную тису многочисленных аналитиков творчества X. Арендт. В этой связи возникает ;ждс всего вопрос, насколько обоснованным может быть принятие в качестве ме-:зыка описания сфер общественной жизни в различные эпохи категорий древне-веской политической мысли? Подобная операция приводит к тому, что соотно-ние экономической, социальной и политической сфер общественной жизни в ис-шческой динамике их взаимосвязи истолковывается в свете идеальной полярно-

1 частной и публичной сфер, наиболее рельефно сформулированной Аристотелем, оме того, вряд ли возможно аргументировать противостояние частной и публич-л сфер сквозь призму категорий свободы и необходимости даже при описании

реалий греческого полиса, ибо политика во все эпохи предполагает наличие не тол ко пространства свободного волеизъявления, но и властно-институциональный ср существенно отраженный и в греческой мысли.

Принимаемый подход ведет X. Арендт к толкованию реалий Нового врем* ни и современности как отмеченных трагическими симптомами деградации. Подъе социальной сферы, предполагающий рассмотрение частной и публичной сфер в к; тегориях экономической необходимости, изначально и подлинно принадлежаще лишь области приватных интересов, порождает, по X. Арендт, деградацию полип ки. Классовая и национально-государственная идентификация, а затем и их разлож< ние, ведущее к массовому обществу - различные фазы этого процесса. Подмечг различные грани человеческого отчуждения в сфере политики Нового времени, > Арендт запечатлела некоторые важные реалии формирующегося «дисциплинарног общества», сущность которого была позднее раскрыта М. Фуко. Однако она н предложила детальной проработки этого проблемного поля, позволяющей выявит основания функционирования властного механизма и одновременно возможност свободной самореализации личности в Новое время и в нашем столетии. И все ж< видение европейского социально-политического развития в экзистенциальном измс рении, предложенное X. Арендт, позволяет понять его гуманистическое смыслово содержание и значимость с точки зрения перспектив самосозидания личности. 5. Тоталитаризм предстает в теоретических построениях X. Арендт торжеством а) тикультуры, ибо сама сущность сообществ этого типа предполагает устранение во; можности свободного политического волеизъявления человека. Увидев в становлс нии массового общества и культуры периода империализма предпосылку торжеств тоталитаризма. X. Арендт не ограничилась этой констатацией, а попыталась выявит экзистенциальные характеристики человека массы. В ее концепции тоталитаризм раскрываются процесс уничтожения самой возможности публичной активности пр! условии господства партии-государства, пользующейся средствами террора и идео логического подавления. Созданный X. Арендт концептуальный аппарат позволяе вывить те стереотипы поведения и ценностные ориентиры, которые культивируютс в тоталитарных обществах различного типа.

Разработанная X. Арендт концепция взаимосвязи тоталитарной власти ] культуры опирается на синтез экзистенциального и неомарксистского подходов ] изучению этой проблемы. Ею раскрываются экзистенциальные характеристики лич ности, живущей в тоталитарных сообществах, и с этих позиций дается критика пре валирующих в них институциональных форм. Социально-философский анализ тота литаризма, его критика опираются на экзистенциальную интерпретацию трагедш индивида, обреченного на попрание творческого начала, подавление свободы. Опи раясь на обширный фактический материал, американская исследовательница проде монстрировала, что стремясь к уничтожению любых проявлений творческой актив ности субъекта, тоталитаризм создает поле антикультуры. Политическая культур! тоталитаризма в ее идеальных проявлениях предстает как триумф антикультуры заменившей творческие проявления человеческой личности стандартами, диктуемы ми запросами партии-государства.

Проведенный X. Арендт анализ позволил выявить многие сущностные чер ты генезиса тоталитаризма, показать переплетение культурных и политических фак

ов в процессе его возникновения. Она убедительно демонстрирует, что кризис ционального государства и рождение империализма сопровождались ростом полярности идеологических программ, базирующихся на расизме и антисемитизме, (повременно эти тенденции, подготовившие почву для появления тоталитарных ртий и движений, реализуются на фоне глобального общекультурного сдвига, свя-гного с трансформацией толпы как феномена классового общества эпохи нацио-яьных государств в массу. Триумф человека массы в период империализма выгля-т в концепции X. Арендт логическим итогом подъема сферы общественного и раты значимости публичной активности личности. Остро переживая закат нетота-тарной культуры Нового времени, она рисует портрет изолированного и одиноко-человека массы. Ею реконструируются общие условия, в которых не только масса, и элита оказываются соблазненными тоталитарными движениями. Вообще следу-подчеркнуть, что анализ процесса становления тоталитаризма, проведенный X. >ендт, не только создает теоретические основания, но и оставляет поле вопросов я дальнейшего исследования проблемы.

X. Арендт не претендовала на создание типологии, полно воспроизводящей алии существовавших в XX веке тоталитарных режимов. Однако американская следовательница сумела выявить существенные характеристики идеологии и прак-ки тоталитарного государства, при помощи которых нивелируются проявления ловеческой субъективности и создается пространство политической антикультуры. Арендт убедительно показывает, что террор и идеология на службе тотальной асти рождают пространство страха и человеческого бессилия, в котором вместе со ободой уходит в небытие и сама возможность продуктивного изменения общества, »талитаризм в глобальной исторической перспективе, конечно, обречен, но его свержение, как показывает американский автор, требует активного отпора его кителям, активизации демократических инициатив, способных противостоять ему современном мире. Концепция тоталитаризма X. Арендт, по мысли диссертанта, сьма актуальна для анализа культуры и общества в современной России, ибо ны-шняя ситуация в стране, характеризующаяся обнищанием широких кругов населе-[Я, обстановкой политической нестабильности, ростом уровня преступности и призами к власти «сильной руки», заставляет задуматься о возможных средствах про-[востояния тоталитарным умонастроениям, которые могут материализоваться в альную действительность.

В философии X. Арендт присутствует содержательный анализ кризиса культурной политической жизни современного мира, развитых индустриальных стран Запада, на выявила логику взаимозависимости культурного кризиса общества потребления распространения политической пассивности граждан на фоне бюрократизации сударственных институтов и неэффективности деятельности политических партий. оэтому. создавая вариант теоретического синтеза программ либерализма, предпо-[гаюшего примат ценности личности и ее прав, и коммунитаризма. исходящего из 'рвенства интересов общества, X. Арендт обосновывает необходимость активиза-щ гражданской активности как радикального средства решения политических про-¡ем современности.

X. Арендт в равной мере критически откосилась к сложившейся ситуации в ранах Запада и в державах социалистического сообщества. Понимала она и всю

сложность положения в «третьем мире». Массовая культура общества потребленн по ее справедливому выводу, обусловливает отказ большинства людей от полити'к ского творчества - наивысшей культурной способности личности. Это происходит н фоне бюрократизации государственных институтов и неэффективности деятельност политических партий. Специфический тип массовой культуры, развивавшийся странах социализма, являлся, по X. Арендт, предпосылкой стагнации политическо жизни и в этих государствах. Словом, единение судеб современного капитализма социализма рисуется X. Арендт как итог их одинаковой вовлеченности в процес модернизации, начавшийся в западном мире в Новое время и имевший своим побоч ным следствием лишение личности ее автономии и возможности творческой само реализации. Итак, ставя весьма важную теоретическую проблему, американский фи лософ попыталась обосновать стратегию активизации гражданской активности лич ности, утверждения ее прав и свобод.

В заключении заметим, что воззрения X. Арендт в значительной степеш созвучны теоретическим построениям Ю. Хабермаса с точки зрения герменевтиче ского поиска воспроизведения конституирования политического пространства i коммуникации и действиях индивидов. X. Арендт попыталась обнаружить возмож ные перспективы гражданского обновления общества и культуры современного За пада и мирового сообщества в целом путем обращения к традиции революций в Ев pone и Америке в период Нового времени. Вслед за А. де Токвилем она особенж высоко оценивала опыт Американской революции, создавшей, по ее оценке, дейст венные политические институты и законодательство, обеспечивающее федерально! устройство государства, систему разделения властей и возможность эффективного местного самоуправления. На этой основе оказалась достижимой и реализация кон кретных прав и свобод личности. X. Арендт предложила проект демократизацш политической жизни мирового сообщества и отдельных государств. Политически! идеал X. Арендт утверждает значимость федерализма и самоуправления, осуществ ляемого советами граждан, для демократизации жизни мирового сообщества, возро ждения политического действия как высшего проявления культурной активносп личности, человека.

III. ИСТОРИКО-НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И АПРОБАЦИЯ ЕГО ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Работа представляет собою исследование проблемы истории современно!' западной философии, которая до сих пор не была целостно проанализирована в историко-философской литературе. В силу этого обстоятельства ее выводы обладают научно-практической значимостью, важны как для преподавания в высшей школе, tí и для углубленного анализа культурной детерминации политических процессов. Выводы диссертации могут найти применение в преподавании курсов истории философии, истории политологии, а также при разработке ряда специальных курсов. Они позволяют рассмотреть в интересной методологической перспективе социокультурную обусловленность глобальных тенденций панорамы политической жизни рубежа XX-XXI вв., приблизиться к пониманию ряда явлений посткоммунистического периода российской истории, выработать рецепты решения некоторых современных политических проблем.

Основные выводы диссертационной работы докладывались на межвузовском семинаре «Человек в мире культуры», проходящем в Тверском госуниверситете, а также на двух межрегиональных научных конференциях. Они нашли отражение в шести научных публикациях автора:

1. Культура и власть в философии X. Арендт // Культура и власть. Тверь: ТвГУ, 1999 (с.61-66).

2. Человеческая деятельность и культура в философии X. Арендт // Язык, культура и социум в гуманитарной парадигме. Тверь: ТвГУ, 1999 (с. 153155).

3. Кризис культуры Нового времени и феномен тоталитаризма в социальной философии X. Арендт // Материалы первой научно-практической конференции студентов и аспирантов высших учебных заведений г. Твери. Тверь: Буковица, 1999 (с.31-34).

4. Концепции Нового времени в социальной философии X. Арендт // Система регионального управления в России в XX в. Тверь: ТвГУ, 1999 (с.26-28).

5. Античность, средневековье и культура Нового времени в философии X. Арендт // Культура и история. Тверь: ТвГУ, 2000 (В соавторстве с Б.Л. Губманом - с.100-121).

6. Концепция политической культуры современности в философии X. Арендт // Ученые записки ТвГУ. Т. 7. Тверь: ТвГУ, 2000 (с. 90-94).