автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Средства и способы ориентирования читателя в содержании периодических изданий

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Васильев, Сергей Леонидович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Средства и способы ориентирования читателя в содержании периодических изданий'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Васильев, Сергей Леонидович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ШРИФТОВЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЯ '

О СОДЕРЖАНИИ ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА.

§ I. Функциональная'оценка различных шрифтовых ориентиров

§ 2. Комбинирование шрифтовых средств ориентации

ГЛАВА П. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И УСЛОВНЫЕ СРЕДСТВА ИНФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЯ О СОДЕРЖАНИИ ТЕКСТА В ГАЗЕТЕ

§ I. Особенности'действия изобразительных средств ориентации

§ 2. Характер действия условных средств ориентации, специфика их применения.

§ 3. Комбинирование и синтез шрифтовых, изобразительных и условных средств ориентации

ГЛАВА Ш. АППАРАТ ОРИЕНТИРОВАНИЯ' ЧИТАТЕЛЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ

ИЗДАНИЙ

§ I. Ориетация читателя в содержании журнала.

§ 2. Общая конструкция аппарата ориентирования

§ 3. Действие аппарата ориентирования в зависимости от некоторых аспектов оформления периодики

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Васильев, Сергей Леонидович

Советская действительность ставит перед средствами массовой информации и пропаганды сложные задачи, связанные с совершенствованием общества развитого социализма. На это указывают материалы партийных, съездов и пленумов ЦК КПСС, выступления руководителей нашей страны. Генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета К.УЛерненко нацеливает идеологических работников, литераторов, в том числе и журналистов, на "настойчивую работу по повышению сознательности масс, по определенной, если хотите, переориентации общественного сознания, чтобы оно быстрее усваивало ноше идеи, выдвигаемые партией, решительнее избавлялось от устаревших, отсталых взглядов""^. В материалах июньского (1383г.) Пленума ЦК КПСС подчеркивается: "Средства массовой информации и пропаганды - действенный инструмент коммунистического воспитания и организации трудящихся, идеологического обеспечения внешней и внутренней р политики партии, подлинно всенародная трибуна ,

Рациональное использование этого инструмента невозможно вне соответствия уровня культурного развития читателя, зрителя, слушателя тем формам и методам воздействия, которые практикуют

Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь К.У.Черненко на юбилейном пленуме Правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 года - Правда, 1984г., 26 сентября, с. 1-2. р

Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г. Стенографический отчет. -М., 1983, с. 43« печать, радио и телевидение. "Иным стал советский человек. Обогатились его знания, повысилась эрудиция, значительно выросли духовные запросы"^. В связи с этим и другими обстоятельствами, вызванными социальным прогрессом общества, ставится задача в полной мере использовать огромные возможности нашей 2 пропаганды ,

Эффективность действия периодических изданий, о которых пойдет речь в данном исследовании, зависит и от того, насколько легко читательская аудитория ориентируется в их содержании. Информирование о содержании и значимости публикаций, составляющих отдельный номер газеты, еженедельника или журнала, необходимо по той причине, что без этого читатель может пропустить те материалы, которые входят в круг его интересов и те, которые считает наиболее актуальными редакция. Периодика выполняет свое социальное предназначение лишь тогда, когда данная информация и данный пропагандистский заряд находят своего читателя. Это совершается благодаря действию средств ориентации или сигнального информирования читателя о содержании очередного номера газеты, журнала, еженедельника. Следовательно, действенность средств массовой информации и пропаганды зависит и от эффективности аппарата, информирующего аудиторию о содержании и степени общественной значимости передаваемой информации, аппарата, позволяющего читателю, зрителю, слушателю воспринимать колоссальный поток информации избирательно. Поэтому изучение,

1 Материалы ХОТ съезда КПСС. - М., 1982, с. 75.

2 Там же, с. 75. в данном случае, аппарата ориентирования читателя периодических изданий, поиск путей совершенствования этого аппарата представляются небесполезными как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Б центре внимания исследователя постоянно находится содержание периодического издания. Это объясняется тем, что аппарат ориентирования читателя образует существенную часть внешней формы периодического издания, которую А.П.Киселев определил как особую физическую конструкцию, обусловленную содержанием издания, его назначением в обществе"*".

Важность всестороннего изучения процесса ориентирования читателей периодических изданий подтверждается журналистским и редакторским опытом Б.И.Ленина."В.К.Ленин с высокой требовательностью относился не только к заголовкам своих произведений но и к заглавиям работ других авторов. Разбирая заголовки статей товарищей по партии, он по-дружески разъяснял им, в чем недостаток заголовка, иногда менял его сам"^. Основными в аппарате ориентирования являются шрифтовые средства сигнального информирования читателя о содержании текста, а заголовку среди них принадлежит ведущая роль. Многие ленинские заголовки объединяют в себе такие качества как лаконичность, точность, информативность и выразительность.

Процесс ориентирования включает направление читательского

Киселев А.П. От содержания к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. - М., 1974, с. 6. Кулаков А.Н. Заголовок и его оформление в газете. - Л., 1982, с. 9. внимания на публикации, несуще наибольшую идейно-политическую нагрузку. Формальная дифференциация текстов периодического издания по степени их общественной значимости, графическое акцентирование важнейших материалов и сообщений является своего рода политикой редакции. Осуществляемая различными оформительскими приемами, эта политика помогает читателю выделить главное на газетных и журнальных страницах. Приведем выдержку из письма В.И.Ленина в редакцию газеты "Правда" от 24 ноября 1912 года: "Непременно поместите этот наказ петербургскому депутату на видном месте крупным шрифтом""1".

Существенным моментом ориентирования читателя периодических изданий является членение текста публикации, выделение в нем важнейших абзацев, создание оптимальных условий для восприятия и понимания напечатанного. Работая над своими и чужими произведениями Б.И.Ленин использовал всевозможные ремарки, саше различные способы текстовых выделений, умело руководя вниманием читателя.

Мы будем говорить о средствах сигнального информирования, действующих в газете, еженедельнике, журнале. Подобные средства использует радио, телевидение, книга, кинематограф. Радиожурналисты информируют своих слушателей о содержании передач на каждый последующий день. Большинство передач имеют свои позывные. Скажем, краткого шумового или музыкального фрагмента достаточно, чтобы радиослушатель понял, какая передача выходит в эфир. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 48, с. ИЗ.

Телевидение обладает не менее богатым арсеналом средств информирования своей аудитории о содержании программ. Все передачи имеют свои заставки, причем нередко - сложные, динамичные. Программы телевидения печатаются в газетах, выходят специальными изданиями (например, "Говорит и показывает Москва"), читаются диктором с экрана ежедневно в один и тот же час. Подобно тому, как постоянные разделы в журнале или газете имеют свое, определенное место в номере, так и регулярные телепрограммы выходят в эфир всегда в одно и то же время, будь то развлекательная "Утренняя почта", актуальная аналитическая "Международная панорама" или информационная программа "Время". Программы передач телевидения и радио соответствуют по своей ориентапронной сущности перечню статей ("Содержанию") журнала. Телевизионная заставка, включающая название передачи и какой-либо изобразительный компонент, соответствует заголовочному комплексу в газете и журнале. Сопоставления можно было бы продолжить, аналогий предостаточно.

Кинематограф располагает такими средствами информирования потенциального зрителя в содержании готового к прокату нового фильма, как типографская афиша, содержащая название фильма, фамилии режиссера, сценариста, оператора, перечень главных ролей и их исполнителей, краткую аннотацию, название студии и т.д., афиша у кинотеатра, рекламный ролик, наконец, титры фильма перед его демонстрацией.

О содержании книги читатель узнает иа заглавия, эпиграфа, подзаголовка, аннотации, оглавления, вступительной статьи, отзыва, авторского предисловия и т.д.

Таким образом, система предварительного информирования характерна для самых различных носителей информации. Успешно передавать последнюю позволяет эффективное действие первой. Показательно взаимодействие различных средств массовой информации в процессе ориентации аудитории в содержании общего информационного потока. Мы уже сказали, что газеты публикуют программы радио и телевидения. С другой стороны, радио проводит обзоры последних выпусков газет. К радио, и телевидение» и пресса сообщают о содержании новых книг, фильмов, спектаклей. То есть действует особая система информирования аудитории страны о содержании общего информационного потока.

Научная новизна работы. Первые периодические издания уже располагали средствами ориентации читателя в своем содержании. Эти средства были малочисленны и примитивны. Они прошли долгий путь эволюции. В данной .работе описывается их современное состояние, Такая попытка предпринята Еперше,

Графическую конструкцию периодического издания можно рассматривать как взаимодействие двух систем. Одна из них представляет собой совокупность текстовых частей всех публикаций, текстовое поле издания, физической сутью которого является набор мелкокегельным шрифтом.

Вторая система образована средствами сигнального, первичного, предварительного информирования или ориентации читателя, роль которых состоит в том, чтобы привлечь зрительное внимание и кратко, но как можно точнее указать читателю на содержание и характер информации, заключенной в том или ином участке текстового поля.

Если бы номер газеты или журнала состоял лишь из текстового поля, линеек и пробелов, то публикации на интересующие теш пришлось бы искать методом исключения, то есть читать один текст за другим. Однако, подобно тому, как на карте различные надписи и знаки помогают нам найти нужный район или конкретный объект, так и необходимые материалы в периодическом издании мы находим благодаря системе средств, способных нести сигнальную информацию о содержании текстов.

Взаимодействие средств ориентации и текстового поля является давно утвердившимся способом последовательной передачи информации в книгах и периодических изданиях. Читатель газеты проходит два этапа восприятия информации. Вначале он рассматривает фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты, читает анонсы, рубрики, заголовки, подзаголовки, вводки. Это этап, на котором должен произойти выбор текстов с целью получить более подробную информацию о чем-либо. На втором этапе читается и осмысливается текст. Происходит расшифровка, уточнение, детализация сообщения, переданного средствами ориентации". Классификация средств сигнального информирования читателя о содержании одного номера периодического издания, предлагаемая ниже, достаточно проста. Все эти средства можно разделить на три группы по двум признакам. Первым из них является способ передачи ориентирующего сообщения читателю, вторым - способ приема ориентирующего сообщения читателем.

Основную группу составляют шрифтовые средства ориентации читателя. Шрифтовые ориентиры являются читаемыми сообщениями, которые передаются посредством печатного шрифта. К ним прежде всего следует отнести анонсы, суперрубрики (названия постоянных разделов), рубрики, суперзаголовки ("шапки"), заголовки, подзаголовки, эпиграфы и авторские подписи.

Вторую группу образуют изобразительные средства ориентации. Изобразительные ориентиры являются зримыми сообщениями, которые передаются посредством изображения. Сюда включаем фотографии, все виды рисунков, произведения фотографики (фотомонтажи, фотограммы и др.), фоновые изображения, коллажи, плакаты, диаграммы, карты, схемы, чертежи - любые изображения, применяемые в периодике, если они не абстрактны и связаны с текстом.

Б третью группу входят условные средства ориентации. Они имеют знаковую природу. Условные ориентиры являются зримыми сообщениями, которые передаются посредством устойчивой связи определенных оформительских элементов с определенным содержанием, тематикой. Речь идет о тех элементах оформления или их комплексах, которые включены в композиционно-графическую модель издания. Условными ориентирами могут быть место публикации в номере, линейка, рамка, дополнительный фон, цвет, конфигурация и объем текста, набор особым шрифтом, нестандартная ширина колонки, пространственная организация заголовочного комплекса, его состав и т.д. Например, на передовую статью в газете "Правда" указывают несколько условных ориентиров: постоянное место передовой, занимающей две начальные колонки первой полосы, стабильные конфигурация и объем текста, набор дополнительным шрифтом и форматом, шрифтовое оформление заголовка.

Условные средства ориентации рассчитаны на постоянного читателя.

В качестве синонима слову "ориентация" мы употребляем словосочетание "сигнальное информирование". Средства ориентации всех трех групп выполняют одновременно две функции: сигнальную и информативную. Сигнальнооть заголовка, пиктограммы, анонса, фонового изображения заключается в том, что они привлекают зрительное внимание в силу своей цветовой интенсивности и характерности формы. Если зрительное внимание читателя привлечено, скажем к пиктографической рубрике, то есть сработал так называемый "стоп-эффект", значит сигнальная функция реализована. Далее следует "прочтение" пиктограммы, ее осмысление. Реализуется информативная функция.

Сигнальная и информативная функция разделены здесь умозрительно. В реальном процессе ориентации они спаяны воедино. Поэтому мы и говорим о сигнальном информировании и сигнальной информации, предлагаемой читателю на первой ступени восприятия газеты. Эта информация, заложенная в мгновенно улавливаемых глазом элементах оформления, дает некоторое представление о содержании публикаций, "расшифровывает" тот или иной участок текстового поля в определенной степени, которая характеризуется такой величиной, как информативность средства ориентации или комбинации таких средств.

Современные условия чтения газет предопределяют увеличение информативности читаемых и зримых ориентиров. Одновременно эти условия требуют от системы ориентации в содержании более эффективной реализации сигнальной функции, то есть повышенной способности ориентирующих средств привлекать зрительное внимание читателей газет. Это возможно лишь цри учете закономерностей зрительного восприятия, использовании новейших достижений полиграфии и полной реализации творческих возможностей оформите-фото ля, корреспондента и художника.

В каждом виде периодичеокого издания - журнале, еженедельнике, газете - организация средств ориентации имеет свои особенности. Внутри вида эта организация изменяется в зависимости от типа издания. Она имеет индивидуальные черты в каждом издании, в значительной мере определяя его лицо.

Особенно заметно на организацию системы ориентиров влияет размер периодического издания. По причине разного соотношения формата и количества страниц система ориентации в газете действует иначе:, чем в журнале. "Соединение больших материалов с относительно малым форматом полос в журналах и гораздо меньших по размеру публикаций с большим форматом полос в газетах изменяет не только систему читательской ориентации в издании, но и подход, отношение к этой системе со стороны оформите ля ""Ч

Внутри каждого периодического издания по-своему решается вопрос о выборе того или иного средства ориентации в зависимости от теш и жанра публикации, хотя здесь, вероятно, могут быть выработаны и общие рекомендации с учетом вида и типа издания, которые бы не разрушали без необходимости установившихся т Галкин С.И. Общее и особенное в оформлении газет и журналов. - В кн.: Художественно-техническое оформление периодических изданий. - М., 1980, с. 9. традиций. Например, максимальная ограниченность шрифтовых и изобразительных ориентиров для жанра передовой статьи во многих советских газетах обусловлена не только традицией, но и тем, что в данном случае весьма существенную роль играют такие условные ориентиры» как постоянное место в номере и нередко набор особым шрифтом и форматом.

Актуальность предлагаемого исследования обусловлена тем, что современные условия чтения газет и журналов обостряют проблему ориентации читателя в содержании периодических изданий. Во-первых, количество информации, ежедневно предлагаемое массовой аудитории по разным каналам, постоянно увеличивается. Это усиливает необходимость отбора нужной информации и затрудняет его. Во-вторых, современное общество требует от человека быть специалистом в достаточно ограниченной сфере. Отсюда можно сделать заключение, что каждый человек, имеющий определенный род занятий плюс одно или несколько каких-то увлечений, старается отыскать в периодике информацию определенного содержания. В-третьих, у большинства людей времени на чтение газет и журналов, просмотр телепрограмм и прослушивание радиопередач остается все меньше, так как слишком широк круг забот, занятий и увлечений современного человека. Еще одна причина возросшей вы-борочности чтения газет и журналов заключается в частичной повторяемости тематики отдельного издания. Кроме того, одни и те же материалы могут публиковаться в разных периодических изданиях, передаваться радио и телевидением.

Суть праблемы заключается в том, что многие газеты, еженедельники и журналы не располагают такими системами сигнального информирования, которые гарантировали бы, что читатель, обладающий повышенным интересом к определенной информации, не упустит из внимания содержащие ее тексты. Поэтому есть смысл выявить в полном объеме, систематизировать и изучить используемые в периодике средства ориентации читателя, рассмотреть организацию этих средств в зависимости от вида и типа издания, от теш и жанра публикаций, чтобы прийти к заключениям, полезным для практической журналистики.

Цель настоящего исследования состоит в изучении общей конструкции аппарата ориентирования читателей периодических изданий, выявлении возможностей совершенствования этого аппарата. Осуществление указанной цели предполагает решение следующих задач:

- предложить классификацию средств сигнального информирования читателя о содержании текстов в периодическом издании;

- рассмотреть действие этих средств в газете и в журнале;

- выявить звенья аппарата ориентации читателя периодических изданий и воспроизвести его общую конструкцию;

- рассмотреть действие этой конструкции в зависимости от некоторых аспектов оформления периодики, изучить взаимозависимость таких понятий, как ориентация и акцентирование;

- разработать схему моделирования аппарата ориентации читателя периодических изданий.

Б данной работе материалом для исследования служит не только советская, но и зарубежная печать. С одной стороны, в разработке новой темы безосновательным было бы намеренное ограничение круга периодических изданий, содержащих интересные примеры тех или иных ориентирующих комбинаций. Разработка теш находится в начальной стадии, поэтому автор счел целесообразным следовать принципу случайного выбора примеров. Однако хронологическое ограничение есть: в диссертации рассматриваются номера газет, еженедельников и журналов за 80 годы.

С другой стороны, буржуазная пресса, стремящаяся любыми средствами привлечь к себе внимание аудитории, выработала достаточно эффективный аппарат ориентации читателя в содержании публикуемого материала. Выработка такого аппарата неизбежна в условиях жесткой конкуренции, борьбы за читателя, которую непрестанно ведут между собой газеты, еженедельники и журналы на Западе. Сигнальное информирование осуществляется в броских, гипертрофированных, выпуклых формах с использованием новейшей полиграфической техники. Однако за этой пестротой, претенциозностью, сенсационностью нередко скрыты интересные и весьма действенные приемы ориентации читателя в содержании газетного и журнального текста. Их использование в советской прессе в тех формах, которые соответствуют нашей школе оформления, то есть в более умеренных, принесет практическую пользу, позволит нашей печати успешнее решать поставленные перед ней задачи, В основном же, данное исследование проводится на материале советских периодических изданий.

Методологической основой диссертации является философия диалектического и исторического материализма, марксистско-ленинское учение о печати, решения съездов партии и ЦК КПСС, партийные и правительственные постановления. Автором использованы статьи и монографии советских исследователей оформления периодических изданий, прежде всего, А.П.Киселева, С.И.Галкина, Е.В.Фастовца, А.Н.Кулакова. Тесно связана с проблемами ориентирования читателя теория композиционно-графического моделирования, в разработке которой приняли участие А.П.Киселев, С.И.Галкин» И.Н.Табашников, В.В.Бакшин, Е.В.Фастовец, В.В.Тулитература по психологии зрительного восприятия, семиотике, графическому дизайну, эстетике, полиграфии.

Метод логического анализа является доминирующим в работе.

Диссертация начинается с выявления и систематизации средств сигнального информирования о содержании текстов, составляющих отдельный номер периодического издания. Представление об аппарате ориентации поначалу ограничивается этой системой. Причем, примеры берутся только из газет с целью показать действие отдельных средств ориентации и их системы пока лишь в газете. Одновременное обращение к газете и журналу осложнило бы восприятие работы. Поэтому о журнале речь идет отдельно. Далее к системе средств сигнального информирования читателя о содержании текста присоединяются остальные звенья конструкции аппарата ориентации читателя периодического издания. На практике необходимо моделирование такого аппарата в зависимости от вида и типа периодического издания. Наконец, делается попытка взглянуть на процесс ориентирования читателя во взаимосвязи с некоторыми аспектами оформления периодики, чтобы определить пути совершенствования аппарата ориентирования. Нами рассматривается взаимосвязь ориентации читателя в содержании текста и акцентирования избранных публикаций, ориентации и особенностей психологии зрительного восприятия, ориентации и прогресса полигра

См. список литературы.

Автором данного исследования изучена и использована фии, выявляются факторы, снижающие эффективность ориентации или тормозящие ее.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на Всесоюзной научной конференции "Проблемы оформления периодических изданий" (Москва, 1982 год) и научной конференции молодых ученых МГУ (1983 год). По теме диссертации опубликована статья "О средствах ориентации читателя в содержании газеты" в журнале "Вестник Московского университета" (серия 10. %рналистика, № 2, 1984). Некоторые положения диссертации нашли практическое отражение в 16-полосном экспериментальном номере "Журналиста" (1984, 19 декабря) - учебной газеты факультета журналистики МГУ, - подготовленном автором диссертации совместно с преподавателем кафедры техники газетного дела и средств информации Б.Н.Головко. В экспериментальном номере по теме диссертации опубликована статья "От фотоизображения - к тексту. Ориентация читателя в содержании газеты средствами фотографии и фотографики". На страницах "Уфимской недели" - еженедельного информационно-рекламного приложения к газете "Вечерняя Уфа" дважды публиковалась анкета, включающая вопросы по теме предлагаемого исследования. Результаты анализа ответов на анкету учтены в ходе работы над диссертацией.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Средства и способы ориентирования читателя в содержании периодических изданий"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационная структура отдельного номера периодического издания состоит из двух систем. Одной из них является текстовое поле издания, совокупность текстовых частей всех публикаций. Вторую систему составляют средства сигнального информирования читателей о содержании текстового поля. Эти средства делятся на шрифтовые, изобразительные и условные.

Сопоставление различных ориентирующих комбинаций к отдельным текстам и анализ содержания этих текстов позволяет выявить несложную закономерность рационального использования средств сигнального информирования, состоящую в том, что выбор тех или иных ориентиров определяется темой, жанром, объемом и публицистической значимостью текста. Отсюда следует, что применение средств ориентации читателя в содержании текстов находится в зависимости от вида и типа периодического издания.

Любое из средств ориентации, взятое отдельно, обладает меньшей информативностью, чем во взаимодействии с другими средствами сигнального информирования. Поэтому в современной практике газетного дела целесообразны комбинации различных средств ориентации, действующие в рамках одного материала. Различные ориентиры дублируют друг друга, и это необходимо еще по той. причине, что их эффективность неодинакова для разных читателей.

Осуществляя комбинирование ориентиров, следует избегать оснащения текста средствами сигнального информирования, информационные заряды которых повторяют друг друга, поскольку это ведет к информационной избыточности ориентирующих средств. Недопустима также графическая перегрузка полосы, которая затрудняет работу зрительной системы читателя, осложняет акцентирование важнейших публикаций, ведет к общей сигнальной избыточности, снижающей сигнальность отдельного ориентира.

В системе средств сигнального информирования читателя о содержании текстов главную роль играют шрифтовые ориентиры. Разработку комбинации шрифтовых ориентиров к тому или иному тексту начинает его автор. А заканчивать, если в этом есть необходимость, должен, по нашему мнению, работник секретариата, ответственный за действие аппарата ориентации.

Эффективная комбинация шрифтовых ориентиров характеризуется равновесием таких качеств, как информативность, точность и выразительность. Это равновесие может сознательно нарушаться журналистами по определенным причинам, одной из которых является, например, своеобразие характера аудитории, на которую направлен текст. В вопросе об информативности комбинации шрифтовых ориентиров предпочтительнее руководствоваться соображением, что не величина кегля заголовочного шрифта, а объем заголовочного, ориентирующего пространства прямопропорционален объему текста.

Рациональное использование шрифтошх ориентиров предполагает преодоление так называемой "рубрикомании". На наш взгляд, для этого необходимо, во-первых, исключить из газеты все ненужные, малоэффективные рубрики. Освободившееся место использовать для увеличения информативности заголовков, подзаголовков, вво-док. Во-вторых, заменить часть рубрик шрифтовых рубриками пиктографическими. В шрифтовой ориентации значительную нагрузку несут подзаголовки. Например, использование частных подзаголовков не только целесообразно, но и необходимо в крупных публикациях свыше 200 строк). Причем применение частных подзаголовков не исключает оснащения текста общим подзаголовком или вводной-.

Максимально действенная ориентация читателя изобразительными средствами осуществима лишь в условиях творческого взаимодействия фотожурналиста, художника и оформителя, знания ими возможностей современной полиграфической техники. Эффективному изобразительному ориентиру свойственны такие качества, как сиг-нальность (способность привлекать зрительное внимание), информативность, сущностность, выразительность. Символические изображения позволяют объединить изобразительный и условный способы ориентации. Пиктографическая рубрика, например, несет сигнальную информацию о теме публикации и в содержании изображения и в его форме, служащей условным знаком зрительно-интеллектуальной системе читателя.

В отличие от шрифтовых и изобразительных условные средства ориентации применяются без жанровых и тематических ограничений за малыми исключениями, касающимися использования в качестве условных ориентиров, например, хроматических цветов или редких для данного издания изобразительных ориентиров. Обновление комбинаций условных ориентиров лучше осуществлять постепенно. Сложные комбинации условных средств сигнального информирования значительно осложняют процесс макетирования и типографской верстки газеты.

Информационная диспропорция между комбинацией ориентиров и текстом (информационный потенциал первой не уступает информационному заряду второго или превышает его), которая может возникнуть в результате массированного применения различных средств ориентации в рамках сравнительно небольшого по объему материала, способна послужить стимулом отказа от чтения текста. Однако с точки зрения конечных целей массовой информации и пропаганды этот результат хотя и нежелателен, но более приемлем, чем тот, к которому ведет неинформативная и невыразительная ориентирующая комбинация, освобождающая читателя от понимания того, о чем повествует текст.

Весьма актуальной остается проблема качественного соответствия средств ориентации, представляющих содержание текста, самому содержанию текста.

Механизм ориентации читателя в 4-8-страничном издании несколько иной, чем в многостраничном, где возрастает роль аванпостовых и условных ориентиров.

Следует различать комбинирование и синтез средств сигнального информирования. В первом случае ориентиры разных групп действуют в рамках одной публикации согласованно, но самостоятельно. Во втором случае средства ориентации всех групп образуют единые синтетические формы, сращения, могущие состоять из нескольких изобразительных, нескольких шрифтовых и нескольких условных ориентиров.

Своеобразие ориентации читателя в содержании журнала обусловлено конструктивными особенностями последнего. Система состоит из средств, базирующихся на страницах обложки, образующих "Содержание" и располагающихся рядом с текстами на внутренних страницах. По характеру пространственного отношения ориентиров обложки и "Содержания" к представляемым шли текстам ориентацию, осуществляемую с использованием обложки и "Содержания", мы называем аванпостовой также, как и анонсирование избранных текстов в.газете. Аванпостовые ориентиры взаимодействуют с околотекстовыми.

Рациональная конструкция обложки современного массового журнала включает в себя элементы, являющиеся одновременно средствами сигнального информирования читателей о содержании избранных текстов и средствами акцентирования этих текстов. По нашему мнению, в дальнейшем конструктивном развитии обложки иллюстрированного журнала допустимо большее разнообразие изобразительных и условных средств ориентации, использование которых, безусловно, как и раньше, будет зависеть от типологических особенностей издания. Например, компактность пиктограммы позволяет подключить ее к целому ряду шрифтовых ориентиров на первой странице обложки. Читателю сообщается и тема публикации, и раздел, в котором текст напечатан.

На страницах обложки допустимо использование фотомонтажа, коллажа, диаграммы, карты, плаката, фонового изображения, фотограммы и других изображений. Даже, если говорить об отдельном издании, максимальное разнообразие изобразительных средств ориентации, смена типа изображения на первой странице обложки в каждом последующем номере не окажет нивелирующего воздействия на ее модель, в основе которой лежит стабильная форма титула и устойчивая пространственная организация всех элементов. Рациональное использование первой страницы обложки цредшолатает сокращение пространства, занимаемого заглавием, поскольку большинство читателей узнает интересующее их издание не по названию, а по формальным признакам обложки. Думается, возможно аннотирование на первой странице обложки важнейшие текстов номера.

Срединным звеном в системе ориентации читателя о содержании журнала является его "Содержание". Важным с точки зрения ориентации критерием оценки конструкции "Содержания" нами названа степень лексической и синтаксической тождественности составляющих "Содержание" шрифтовых ориентирующих комбинаций околотекстовым шрифтовым ориентирующим комбинациям. Выделены и проанализированы три возможных варианта: Г) полной адекватности, 2) частичной адекватности, 3) полной неадекватности. Ориентирующая комбинация, выступающая основным элементом "Содержания" современного журнала и еженедельника журнального типа, строится по принципам достаточной информативности и компактности.

Для оценки конструктивных особенностей "Содержания" журнала может быть также использован критерий соответствия или несоответствия последовательности шрифтовых ориентиров в "Содержании" последовательности представляемых ими материалов в номере. Перспективным следует считать применение в современных журналах и еженедельниках журнального типа комплексного "Содержания", состоящего из нескольких отделений, в которых тексты номера представлены с различной степенью информативности и разнообразия средств ориентации и акцентирования. Комплексное "Содержание" позволяет дифференцировать тексты номера по общественной значимости, нацеливать читателя на главное.

Последней ступенью в процессе ориентации читателя в содержании журнальной публикации является околотекстовый заголовочный комплекс. Он может включать в себя группу слов, ряд изображений и занимать значительное пространство, скажем, разворот. В советской журнальной периодике существует тенденция к увеличению ориентационного пространства, особенно в иллюстрированных журналах и еженедельниках журнального типа, детских и молодежных изданиях, но это не ведет к заметному сокращению текстового пространства. Текст сохраняет свою ведущую роль. Этого нельзя сказать о буржуазной прессе. Она выработала достаточно эффективный аппарат сигнального информирования читателей, который в массовых изданиях потеснил текст. В результате суть освещаемых событий не доходит до многих читателей.

Анализ систем ориентация в содержании публикаций показал, что и в советских, и в зарубежных журналах ориентирующие комбинации, составляющие "Содержание" номера, менее информативны, чем околотекстовые ориентирующие комбинации.

В связи с :тем, что малоинформативность "Содержания" порою делает его ненужным, так как не устраивает читателя, предпочитающего перелистать номер, заслуживает практического применения конструкция журнала, суть которой состоит в том, что на нескольких начальных страницах, включая первую и вторую страницы обложки, печатается максимально информативное комплексное "Содержание", составленное из ориентирующих комбинаций с каки-ми-угодно шрифтовыми, изобразительными и условными ориентирами. На последующих страницах печатаются тексты, сопровождаемые лишь заголовками или какими-либо простыми знаками, хотя и без тоге и без другого тексты можно легко найти по указанным страницам.

Вся ориентирующая информация перемещается на передовые позиции - в "Содержание". В этом варианте читатель сэкономит время, так как просмотрев несколько страниц "Содержания", он ознакомится с номером быстрее, чем в том случае, когда просмотрим весь номер, не доверяя малоинформативному указателю публикаций. Кроме того, упрощается сам ориентационный процесс, число ориентационных действий сокращается до минимума, практически до одного, поскольку даже в ровном по информативности "Содержании" возможны градации, позволяющие осуществлять акцентирование избранных текстов, близкое по эффективности анонсированию на первой странице обложки. Кстати последняя в указанной схеме естественным образом примкнет к "Содержанию", станет его первой акцентной частью, в которой, скажем, представлен центральный материал номера.

В журнальной практике реальна следующая альтернатива. Максимально информативное, комплексное "Содержание" снимает обязательность околотекстовых ориентирующих комбинаций. Напротив, журнал, для которого характерны стабильная и четкая тематическая структура, ограниченный объем, устойчивая связь графики с содержанием, информативные околотекстовые ориентирующие комбинации, повышенный процент изобразительного материала и акцентирование избранных текстов посредством анонсов на первой странице обложки, может с полным правом выходить, имея наиболее лаконичный указатель публикаций.

Значительная часть диссертации посвящена изучению системы ориентации читателя в содержании отдельного номера периодического издания. Эта система является основным, центральным звеном аппарата ориентирования читателя периодики. В общую конструкцию этого аппарата входят также система опознавательной ориентации, благодаря которой читатель выявляет нужное издание в ряду ему подобных, система ориентации в структуре текстового поля, устанавливающая оптимальный режим процесса чтения, система акцентирования избранных текстов и система средств, информирующих читателя о содержании определенного цикла номеров периодического издания, включая те, что еще не вышли в свет.

Итак, эффективность периодического издания как средства массовой информации и пропаганды находится в прямой зависимости от степени совершенства аппарата ориентирования читателя. Действенность этого аппарата зависит от целого ряда факторов, связанных с оформлением периодического издания, в первую очередь от возможностей полиграфического оборудования, закономерностей зрительного восприятия, творческого потенциала оформителя.

Возможности полиграфического оборудования в некоторой степени могут обусловливать конструктивные особенности аппарата ориентирования,его графическую форму. Специалистам, конструирующим новое издание определенного типа, следует учитывать, что конструкция аппарата ориентирования является весьма существенным типоформирующим фактором.

В работе показана разница между системой средств сигнального информирования читателя в содержании газетных или журнальных текстов и системой акцентирования избранных текстов. Однако мы включили систему акцентирования в общую конструкцию аппарата ориентирования, так как акценты информируют читателя о степени социальной, нравственной или культурной значимости того или иного текста, ориентируют читателя на публикации, оцениваемые редакцией издания как наиболее актуальные.

Существует путь к эффективной и сбалансированной конструкции периодического издания через моделирование аппарата ориентирования. Модель формируется из согласованных друг с другом моделей перечисленных выше систем - звеньев общей конструкции аппарата ориентирования. В процессе моделирования необходимо осуществлять нейтрализацию, устранение факторов, способных снизить эффективность ориентации, негативно повлиять на прием информации читателем. Некоторые из этих факторов указаны в работе-.

Комбинирование и синтез средств сигнального информирования к отдельному тексту являются эффективными, а следовательно и перспективными способами организации действия первых двух звеньев аппарата ориентирования.

Большую часть диссертационной работы, как уже было замечено, заняло рассмотрение центрального звена аппарата ориентации - системы средств сигнального информирования читателя о содержании текстов, из которых составлен отдельный номер периодического издания. Именно эта система играет ведущую роль с точки зрения наиболее полной передачи информации читателю периодическим изданием.

Основные понятия были определены во введении и первой главе в ходе рассмотрения действия указанной системы в газете. Каждое средство сигнального информирования описано отдельно с указанием его функциональных возможностей. Поскольку в журнале и еженедельнике применяются те же средства сигнального информирования, что и в газете, разговор об ориентации читателя в содержании журнала стало возможным ограничить анализом особенностей журнальной конструкции системы сигнального информирования и характера ее действия.

Система ориентации читателя в содержании текстов номера является лишь ядром аппарата ориентирования читателя периодического издания; Поэтому во второй главе общая конструкция этого аппарата воспроизводится целиком. Предлагается ее схема. Устанавливается зависимость действенности аппарата ориентирования от некоторых аспектов оформления периодических изданий и факторов, способных снижать эффективность процесса передачи информации читателю периодики.

Поскольку аппарат ориентирования читателя периодических изданий и его главное звено - система информирования читателя о содержании текстов - не подвергались ранее целостному рассмотрению в теоретической литературе по журналистике, автор данной работы счел нецелесообразным ограничивать круг используемых для примеров периодических изданий географическими и типологическими рамками. Единственное ограничение - временное. Автором диссертации взяты примеры лишь из советской и зарубежной периодики 80-х годов.

Многие суждения в данной работе носят гипотетический характер. Автору не удалось проверить их верность экспериментально, В некоторых случаях для этого нужны годы, база крупной газеты, полиграфическое оборудование значительных возможностей. Поэтому у автора нет и не может быть претензий на обязательность ряда положений, высказанных в диссертации. Но даже если малая часть их практикой будет принята и принесет пользу делу массового информирования, цель работы можно считать достигнутой.

Изучение аппарата ориентации, всех его звеньев, совершенствование его на практике должно быть продолжено, поскольку наиболее удобные читателю периодики условия приема информации, обеспечиваемые аппаратом ориентирования, существенно повышают эффективность действия такого средства информации и пропаганды как периодическая печать. Представляется весьма интересным проследить развитие аппарата ориентирования с момента появления первых периодических изданий. Это позволило бы точнее наметить развитие конструкции этого аппарата в будущем.

Аппарат ориентирования действует в книге. Им располагают, как уже говорилось во введении, радио и телевидение. Все это требует целостного теоретического осмысления, установления закономерностей и связей на основании того, что качество передачи массовой информации обществу завтрашнего дня должно быть приближено к наилучшему.

 

Список научной литературыВасильев, Сергей Леонидович, диссертация по теме "Журналистика"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. Запрещение "Leipziger Allgemeine Zeitung". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.165-186.

3. Маркс К. И.Веидемейеру. I января 1852 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.28, с.396-398.

4. Маркс К. И.Вейдемейеру. 25 марта 1852 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.28, с.42в.

5. Маркс К. Ч.Д.Коллету. 23 октября 1856 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,. т.29, с.441.

6. Энгельс Ф. И.Вейдемейеру. II июня 1852 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.28, с.445.

7. Энгельс Ф. К.Марксу. 16 июня 1867 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.31, с.257-258.

8. Энгельс Ф. К.Марксу. 23 августа 1867 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.31, с.275-276.

9. Энгельс Ф. Г.Шлютеру. II ноября 1885 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.36, с.322-323.

10. Энгельс Ф. В.Н.Засулич. 3 апреля 1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.316.

11. Энгельс Ф. КЛСаутсжщу. 4 декабря 1892 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.38, с.460.

12. II'. Ленин В.И. Проект заявления "Искры" и "Зари" Полн. собр.соч., т.4, с.322-333.

13. I2. Ленин В.И. С чего начать? Полн.собр.соч., т.5, с.1-13.- isn

14. Ленин В.И. О характере наших газет. Полн.собр.соч., т.37, с.89-91.

15. Ленин В.И. Великий почин / 0 героизме рабочих в тылу. По поводу "коммунистических субботников"/ Полн.собр.соч., т.39, с.1-29.

16. Ленин В.И. М.Т.Елизарову. 18 февраля 1898 г. Полн. собр.соч., т.55, с.78-79.

17. Ленин В.И. А.М.Ульяновой-Елизаровой. Между 7 и II ноября 1898 г. Полн.собр.соч., т.55, с.105-107.

18. Г7. Ленин В.И. М.А.Ульяновой, А.И.Ульяновой^Елизаровой. 22 ноября 1898 г. Полн.собр.соч., т.55, c.IIO-ПЗ.

19. Ленин В.И. М.А.Ульяновой, А.И.Ульяновой-Елизаровой, М.Т.Елизарову. 6 декабря 1898 г. Полн.собр.соч., т.55, с.115-118.

20. Ленин В.И. А.И.Ульяновой-Елизаровой. 24 декабря 1908 г. Полн.собр.соч., т.55, с.265-266.

21. Ленин В.И. А.И.Ульяновой-Елизаровой. 17 или 18 февраля 1909 г. Полн.собр.соч., т.55, с.268-273.

22. Ленин В.И. В редакцию газеты "Правда". 24 ноября 1912 г. Полн.собр.соч., т.48, с.ПЗ-114.

23. Ленин В.И. В.А.Карпинскому. 17 октября 1914 г. Полн. собр.соч., т.49, C.II-I2.

24. Ленин В.И. В.А.Карпинскому. 18 октября 1914 г. Полн. собр.соч., т.49, с.Г7-18.

25. Ленин В.И. В.В.Воровскому. 24 октября 1919 г. Полн. собр.соч., т.51, с.70-71.

26. Официально-документальные материалы21. 0 программе местной газеты. Циркуляр ЦК РКП(б) губкомам и укомам РКП(б) от 4 апреля 1921 г. 0 партийной и советской печати, радиовещании и телевидении: Сборник документов и материалов.1. М., 1972, с.67-71.

27. О плане местных газет. Письмо ЦК РКП(б) от 7 июня 1922 г. Там же, с.84-87.-2.3. Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет. Решение ЦК ВКП(б). Там же, с.242-243.

28. О мерах по з^лучшению журнала "Огонек". Постановление ЦК ЕКП(б). Там же, с.272-273.

29. О мерах по улучшению районных газет. Постановление ЦК ВКП(б). Там же, с.282-285.

30. О мерах по улучшению городских газет. Постановление ЦК ВКП(б). Там же, с.287-289.

31. О неправильной практике чрезмерного иллюстрирования некоторых газет. Постановление ЦК(КПСС от II февраля 1958 г. Там же, с.303-304.

32. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 29 апреля 1979 г. М., 1979.

33. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976. 256 с.

34. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981. 228 с.

35. О дальнейшем улучшении деятельности районных и городских газет. Постановление ЦК КПСС от 20 июня 1984 года. Правда, 1984, 21 июня, с.1.

36. Произведения, доклады, статьи и речи руководителей КПСС и Советского правительства

37. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь К.У.Черненко на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 года. Правда, 1984, 26 сентября, с.1-2.

38. Монографии, сборники научных статей, книги, брошюры

39. Антонов A.B. Восприятие внетекстовых форм информации в издании. М.: Книга, 1972. - 104 с.

40. Антонов А.П., Стрельченко В.П. Аппаратурное исследование понимания Пиктограмм. Киев: Общество "Знание" УССР, 1979. - 39 с.

41. Антонов A.B., Трофимов Ю.Л. Восприятие различных форм внетекстовой информации. Киев: Общество "Знание" УССР, 1975.- 51 с.

42. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.

43. Бакшин В.В. Оформление газет разного типа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 70 с.

44. Балаш А.В.-Техника оформления газетной полосы. Шнек: Изд-во Белорус.ун-та, 2-е изд., 1977. - 223 с.

45. Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. М.: Изд-во Моек.ун-та, 1981. - 64 с.

46. Бессонов А. Газетный заголовок. Л.: Лениздат, 1958.- 62 с.

47. Блисковский З.Д. Муки заголовка. М.: Книга, 1972. -112 с,

48. Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971. - 227 с.

49. Бочаров М.К. Основы теории проектирования систем картографических знаков.-М.: Недра, 1966. 135 с.

50. Валентайн К. Психология красоты. Результаты экспериментальных исследований. Л.- М.: Пучина,.1926. - 136 с.

51. Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. - 191 с.4,14. Волчек Г. Фотоиллюстрация в советской периодике, М.: Изд-во Моек.ун-та, 1962. - 191 с.

52. Ветров A.A. Семиотика и ее основные проблемы. М.: Политиздат, 1968. - 263 с.

53. Газетное оформление. Теория и практика моделирования./ Под ред. С.И.Галкина. М.: Изд-во Моек.ун-та, 1981. - 86 с.

54. Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984. 152 с.

55. Георгиев Д. Режиссура газеты. М.: Мысль, 1979. -261 с.

56. Гессен Л.И. Архитектура книги. М.; Л.: Гос.науч.-техн. изд-во, 1931. - 439 с.

57. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М.: Всес.акад.архитектуры, 1936.308 с.

58. Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.: Искусство, 1970. - 192 с.

59. Готт B.C. Симметрия и асимметрия. М.: Знание, 1965.32 с.

60. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970. - 271 с.

61. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. - 209 с.

62. Гуревич С.М. Оформление и выпуск районной газеты. М.: Книга, 1969. - 142 с.

63. Демидов В.Е. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1979. - 207 с.

64. Журавлев А.И. Критика теории "символов" (иероглифов). -Саратов: Изд-во Саратовск. пед.ин-та, 1980. 20 с.

65. Ивашина Г.Г. Восприятие предмета и его изображения. -Л.; Ленингр. высш.худож. пром.училище, 1974. 148 с.

66. Иофис Е. Техника фотографии. М.: Искусство, 1975. -350 с.

67. Керженцев П.М. Газета. Организация и техника газетного дела. М.; Л.: Госиздат, 1925. - 178 с.

68. Киселев А.П. От содержания к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. Лекции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 48 с.

69. Кисин Б.М. Графическое оформление книги. М.: Гизлегпром 1946. - 407 с.

70. Константинов Д.В. Полиграфическое оформление советской книги. Вопросы теории. М.; Л.: Гизлегпром, 1935. - 82 с.

71. Кулаков А.Н. Заголовок и его оформление в газете. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. - 88 с.

72. Левитин К. Геометрическая рапсодия. М.: Знание, 1976.- 142 с.

73. Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги. -М.: Книга, 1975. 91 с.

74. Ляхов В.Н. Искусство книги, М.: Книга, 1978. - 248 с. '/4.38. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие.- М.: Мир, 1966. 351 с.

75. Нельсон Д. Проблемы дизайна. М.: Искусство, 1971.- 207 с.

76. Оформление газет'и журналов за рубежом / Под ред. А.П. Киселева. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978. - 148 с.

77. Педько С.С. Смысловая структура графических знаков. -Киев: Общество "Знание" УССР, 1982. 20 с.

78. Пельт В.Д. Информация в газете. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 63 с.

79. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты- М.: Книга, 1977. 246 с.

80. Психологические проблемы переработки знаковой информации. ГЛ.: Наука, 1978. - 198 с.

81. Рок И. Введение в зрительное восприятие . М.: Педагогика, 1980, т.1. - 311 е.; т.2. - 279 с.

82. Рубахин В.Ф. Психологические основы обработки первичной информации, М.: Наука, 1974. - 296 с. .

83. Рудер Э. Типографика. М.: Книга, 1982. - 288 с.

84. Свирко В.А. Психологические особенности переработки фотоинформации. Киев: Общество "Знание" УССР, 1978. - 28 с.

85. Семиотика и искусствометрия / Под ред. Ю.М.Лотмана и В.М.Петрова. М.: Мир, 1972. - 364 с.

86. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 2-е изд., 1977. - 269 с.

87. Старобогатов И.И. Техника оформления газеты. М. : Изд-во Моск.ун-та, 1959. - 188 с.

88. Срединский С.Н. Основы газетного дела. Петроград, 1918.- 75 с.

89. Стрельченко В.И., Педько С.С. Ассоциативные связи при восприятии графических изображений. Киев: Общество "Знание" УССР, 1980. - 20 с.

90. Стрельченко В.Н. Особенности восприятия пиктограмм. -Киев: Общество "Знание" УССР, 1978. 42 с.

91. Струженцов Д.И. Иллюстрация в газете. Л.: Лениздат, 1964. - 46 с.

92. Тимердинг Г.Э. Золотое сечение. Петроград: Науч. кн-во, 1924. - 86 с.

93. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. - 233 с.

94. Файнстейн А. Основы теории информации. М.: Изд. иностр.лит., i960. - 140 с.

95. Филипьев Ю.А. Сигналы эстетической информации. М.: Наука, 1971. - III с.

96. Фильчикова Н.Б. Реклама в прессе. М.: Высшая школа, 1977. - 164 с.

97. Художественно-техническое оформление периодических изданий / Под ред. А.П.Киселева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.- 106 с.

98. Хэссет Д. Введение в психофизиологию. М.: Мир, IS8I.- 248 с.

99. Цыганов О.В. Режиссура газетного номера. М.: Мысль, 1968. - 190 с.

100. Черневич Е.В. Язык графического дизайна. М.: ВНИИТЭ, 1975. - 137 с.

101. Шицгал А.Г. Шрифтовое оформление советских газет и журналов. Обзор отечественных и зарубежных изданий. М.: ВНИИ полиграф. пром-сти, 1967. - 27 с.

102. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт. Вопросы теории и практики применения. М.: Книга, 1974. - 208 с.

103. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. - 166 с.

104. Произведения, изданные на правах рукописи, научные статьи

105. Андреева Е.А. Экспериментальное исследование функций и механизмов глазодвигательной системы: Автореф.дис. . канд.психол. наук. Л., 1972. - 28 с.

106. Аллик Ю.К. Исследование зрительного восприятия в процессе анализа распределения яркости в пространстве: Автореф.дис. . канд. психол.наук. М., 1976. - 25 с^

107. Бакшин Б.Во Тип газеты и ее оформление: Автореф.дис. канд.филол. наук. ГЛ., 1976. - 15 с.

108. Бахарев Н.Е. Структурно-функциональное развитие заголовков (на материале заголовков из газет и журналов за 1903-1907, 1935-1939, 1965-1970 годы): Автореф.дис. . канд.филол.наук. -Алма-Ата, 1971. 26 с.

109. Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов. Вестн.Моек.ун-та. Сер.10. Журналистика, 1973, № 3, с.25-36.

110. Васильев С.Л. О средствах ориентации читателя в содержании газеты. Вестн.Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1984, № 2, с.21-28.

111. Ворон Н.И. Становление жанров советской фотожурналистики: Автореф.дис. . канд.филол.наук. М., 1978.- 18 с.

112. Галкин С.И., Привалов В.З. Заголовок должен "работать". Рабоче-крестьянский корреспондент, 1972, № 7, с.69-75.

113. Галкин С.И. Проблемы планирования и НОТ в редакции газеты: Автореф. дис. . канд.филол.наук. М., 1973. - 19 с.

114. Галкин С.К. Выделены по теме. (Зстетика газетной страницы). Рабоче-крестьянский корреспондент, 1974, № 8, с.90-95.

115. Галкин С.И. Проблемы моделирования газетного номера. -В кн.: Проблемы научной организации журналистского труда. Очерки теории и практики. М., 1974, с.139-154.

116. Галкин С.И. Не шрифтом единым. Журналист. Учеб. газ. фак.журналистики Моск.ун-та, 1975, 30 октября, с.7.

117. Галкин С.И. Моделирование и проблемы теории-газетного оформления. Вестн.Моск.ун-та. Серия 10. Журналистика, 1977, Jé 7, с.29-36.

118. Галкин С.И. Эстетика и оформление периодических изданий (к постановке вопроса). Вестн.Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1983, В 6, с.II-20.

119. Гауе П. Современный шрифт. Интерпрессграфик, 1975, № 4, с.7-8 вкладыша после с.64.

120. Георгиев Д.-Графическая архитектура болгарской газеты. Интерпрессграфик, 1975, i 4, с.5-7 вкладыша после с.64.

121. Головко Б.Н. Фотожурналистика в системе средств массовой информации и пропаганды в период между ХХ1У и ХХУ съездами КПСС: Автореф. дис. . канд.ист.наук. М., 1979. - 23 с,

122. Гонзалес П.П. Возвращение знака. Интерпрессграфик, 1980, № 4, с.60-61.

123. Гуревич С.М. Как иллюстрируется ваша газета? Полиграфия, 1968, № 12, с.28-30.

124. Гуревич С.М. Критерии успеха (о цветном оформлении газет). Полиграфия, 1973, №11, с.40-42.

125. Жуков М. Книга: и днесь и присно. Интерпрессграфик, 1982, гё 4, с.15.

126. Киселёв А.П. 0 некоторых тенденциях в современном оформлении газет. Вестн.Моск.ун-та. Сер.10. Журналистика, 1968, №1, с.31-37.

127. Киселёв А.П. Из опыта оформления газет за рубежом. -Вестн.Моск.ун-та. Сер.10. Журналистика, 1969, №6, с.76-86.

128. Киселёв А.П. Вёрстка и типы вёрстки. Журналист. Учеб. газ.фак.журналистики Моск.ун-та, 1972, I апреля.

129. Киселёв А.П. Новая техника новые требования.- Журналист. Учеб.газ.фак.журналистики Моск.ун-та, 1972, 25 ноября.

130. Киселёв А.П. Техника производства и оформления газети журналов.- Вестн.Моск.ун-та.Сер.10.Журналистика,1975,ЖЕ,с.51-52.

131. Киселёв А.П. Журнал: тш и внешность. О некоторых особенностях художественно-технического оформления научно-популярных журналов.- Журналист .Учеб .газ .фак .журналистики Моск.ун-та, 1975, 30 октября.

132. Киселёв А.П. О советской шкале газетного оформления.- Вестн.Моск.ун-та. Сер.10. Журналистика, 1978, М, с.28-34.

133. Колосов Г.В. Становление, развитие и современное состояние теории журналистики; Автореф. дис. . д-ра филол. наук.- М., 1972, 34с.

134. Кудрявцева Л.Н. Некоторые вопросы научно-технического прогресса в газетном производстве. Вестн. Моск. Ун-та. Сер.10. Журналистика, 1971, Ш, с.30-39.

135. Кудрявцева Л.Н. Офсетная газета. Журналист. Учеб. газ. фак. журналистики Моск. ун-та, 1972, 25 ноября.

136. Кудрявцева Л.Н. Контраст или гармония? (Некоторые вопросы шрифтового оформления заголовков газеты). Журналист. Учеб.газ.фак.журналистики Моск.ун-та, 1971, I апреля.

137. Кудрявцева Л.Н. Советская газета. Основные направления и тенденции развития материально-технической базы в условиях на-згчно-техннческой революции: Автореф. дис. . канд. ист.наук. -М., 1974. 14 с.

138. Кудрявцева Л.Н. Плюс высокое качество. Журналист. Учеб.газ.фак.журналистики Моск.ун-та, 1975, 30 октября.

139. Лазаревич Э.А. Научно-техническая революция в журналистике. Вестн.Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1971, № 2,с.12-25.

140. Лазаревич Э.А. Научно-популярный журнал как тип издания. Вестн.Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1979, J£ I,с.11-20.

141. Лазаревич Э.А. Кое-что о заголовках. Природа, 1980, В 2, с.126-128.

142. Лукшин И. Рекламная графика как знаковая система. -Техническая эстетика, 1969, № 8, с.13-16.

143. Маисе. В. Фотонабор и типография ежедневных газет. -Интерпрессграфик, 1976, Jf 2, с.6 вкладыша после с.88.

144. Межов А. Офсетная печать и оформление газеты. Полиграфия, 1972, Л 2, с.42-43.

145. Погребенков В.И. Заголовочный комплекс в американской военной газете: структура и функции: Автореф. дис. . канд.филол. наук. М., 1977. - 24 с. 88.

146. Немеш Д. Гарамонд, Бодоин, где вы? Интерпрессграфик, 1976, №2, с.7 вкладыша после с. 88.

147. Сафонов A.A. Актуализация газетного текста (К проблеме газетных заголовков): Автореф. дис. . канд.филол.наук. -М., 1974. 18 с.

148. Сираков В. Применение техники офсетной печати в газете. Интерпрессграфик, 1976, № I, с.6-7 вкладыша после с. 64.

149. Табашников й.Н. Журнал начинается с обложки, Журналист. Учеб.газ.фак.журналистики Моек,ун-та, 1975, 30 октября.

150. Табашников И.Н. Композиция и графика областной газеты. Проблемы и опыт моделирования: Автореф.дис. . канд. филол. наук. М., 1976. - 16 с.

151. Тулупов В.В. Оформление молодежной газеты. Теория и практика. На материале областных газет РСФСР: Автореф. дис. . канд. филол.наук. М., 1982. - 18 с.

152. Фастовец Е.Ф. Функции газетной графики. Вестн.Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика, 1973, № 2, с.31-42.

153. Фастовец Е.В. Газетная графика: структура, функции и принципы моделирования: Автореф.дис. . канд.филол.наук. -М., 1973. 24 с.

154. Цыганов О.В. Графика советской газеты. Основные тенденции верстки и оформления: Автореф. дис. . канд.филол.наук. -М., 1972. 18 с.-5.53. Черневич Е.В. Фотографика. Техническая эстетика, 1968, № 2, с.26-31.

155. Черневич Е. Графический.дизайн за. рубежом (Краткий обзор). Техническая эстетика, 1968, Л 4, с.12-15.

156. Черневич Е. Гипотеза Эудженио Карми. Декоративное искусство СССР, 1970, № 8, с.26-29.

157. Чувашев Ю.И. Проблемы художественного конструирования и оформления советских журналов: Автореф. дис. . канд.филол.наук. М., 1973. - 20 с.

158. Шицгал А.Г. Шрифтовое оформление современных журналов.- Полиграфия, 1967, № 10, с.37-38.

159. Периодическая печать /1981 1985 гг./

160. Франкфутер альгемайне /ФРГ/654. Франс суар /Франция/655. Чикаго трибш /США/

161. Юный техник Юный натуралист683. Англия /Англия/684. Гутен таг /ФРГ/

162. Ньюсуик /США/ Нэшнл джиогрэфик /США/ Обсервер /Англия/

163. Пари матч /Франция/ Тайм /США/ 90. Форчун /США/ 6.91. Франс суар магазин /Франция/ 92. Шпигель /ФРГ/ Штерн /ФРГ/ Экспресс /Франция/ 95. Эсквайр /США/ 6.96. Эуропео /Италия/