Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Фольклористика Специальность ВАК РФ: 10.01.09

Якутский алгыс: специфика жанра, поэтика

Ефимова, Людмила Степановна — Якутск, 2013

Саха (якуты) - тюркоязычный народ, проживающий на обширной территории северо-востока Российской Федерации, сумевший в течение многих веков сохранить свои устно-поэтические традиции, имеющие общие истоки с фольклором тюрко-монгольских народов. При этом народ саха донес до нынешних потомков специфические жанры самобытного и богатого фольклора. Одним...

Алтайские пословицы и поговорки

Ойноткинова, Надежда Романовна — Новосибирск, 2012

Предмет исследования - структурно-поэтическое, функционально-прагматическое и концептуальное своеобразие алтайских пословиц и поговорок на фоне пословиц и поговорок сибирских тюркских этносов...

Исторические песни в татарском фольклоре

Хакимов, Радис Фаритович — Казань, 2012

Тема исторических песен постоянно присутствовала в трудах (учебниках, сборниках песен, монографиях, статьях) русских дореволюционных и советских исследователей, а в постсоветский период даже заметно активизировалась. В них были даны определения жанру, его идейно-тематическим, художественно-эстетическим функциям, указаны общие и отличительные...

Любовная баллада в русской и англо-шотландской народных традициях

Бадьина, Ксения Юрьевна — Йошкар-Ола, 2012

В истории мировой культуры и литературы балладу можно отнести к одному из наиболее жизнеспособных жанров. Зародившись в эпоху Средневековья, став едва ли не единственным жанром, имевшим одновременно глубокие корни в фольклоре и литературе, баллада проходит через всю историю нового времени и переживает своеобразный расцвет в музыкальной и...

Магия слова в народной медицине удмуртов

Панина, Татьяна Игоревна — Ижевск, 2012

В § 1.1. «Номинация болезни в удмуртском языке» исследуются удмуртские лексемы с общим понятием «болезнь» — висён, кыпь, нер, пор, кыж, мыж. В настоящее время наиболее распространенным словом, обозначающим болезнь вообще, является висён «болезнь, заболевание». Слова чер, кыль по преимуществу обозначают тяжелые заразные заболевания, чаще...

Медвежий культ и отражение его в устной народной прозе русских старожилов Восточной Сибири: семантика, сюжетно-мотивный фонд нарративов, номинации

Медведева, Галина Витальевна — Иркутск, 2012

Из всего многообразия первобытных культов медвежий культ — наиболее важная веха в культурной истории человечества, свидетельствующая «об интеллектуальном выделении человека из природы и становлении в его сознании картины мира» (Столяр, 1971, 145...

Несказочная проза теленгитов

Яданова, Кузелеш Владимировна — Москва, 2012

Теленгиты - этническая группа южных алтайцев. Большинство проживает на юго-востоке Республики Алтай, в Улаганском и Кош-Агачском районах. Улаганские теленгиты расселены по долинам рек Чолушмана, Башкауса, Улагана. Кош-Агачские теленгиты живут по долинам рек Чуй, Аргута и, кроме общего названия теленит (теленгит), именуют себя по месту проживания...

Освящённая верба в фольклоре русских, украинцев и белорусов

Парфило, Татьяна Ивановна — Москва, 2012

Настоящее исследование посвящено рассмотрению образа вербы в православной народной культуре восточных славян, её словесно-поэтическом и обрядово-бытовом проявлениях. Верба (название многих видов деревьев и кустарников семейства ивовых) предстаёт в восточнославянской традиционной культуре как поэтический образ с богатой символикой: пасхальной...

Поэтика конкретности историзма в русском историко-песенном фольклоре

Игумнов, Андрей Георгиевич — Улан-Удэ, 2012

Существует область фольклорных явлений, определяющей для которой является категория художественного историзма. Это прежде всего былины, исторические песни и исторические баллады...

Поэтика обрядовых песен медвежьего праздника казымских хантов

Гриневич, Анна Александровна — Новосибирск, 2012

Исследование посвящено медвежьему празднику казымских хантов, который является важной составляющей культа медведя. Медвежьи игрища, которые в настоящее время переживают возрождение, -центральный хантыйский обряд, который является средоточием всех видов искусств и связан со всеми мифологическими и религиозными представлениями этого народа...

Предания эвенков бассейна реки Олёкма

Габышева, Туйара Прокопьевна — Якутск, 2012

Методы исследования: системный, сравнительно-типологический и истори-ко-типологический. Системный метод оказался необходим для анализа фольклорных произведений с точки зрения отражения в них единства народных представлений. Сравнительно-типологический метод был использован при рассмотрении разных вариантов преданий и выявления сходства и различия...

Русская народная поэзия в Дагестане

Атаева, Людмила Николаевна — Махачкала, 2012

Настоящее исследование является первой попыткой восполнить пробел в изучении русской лирической песни и частушек в Дагестане. Исследование тематически обращено к жизни и судьбе русского народа и терского казачества в Дагестане, их песенной культуре. У каждого народа, в том числе и русского, в Дагестане имеются как общие, так и локальные...

Русские сказки о животных

Мариничева, Юлия Юрьевна — Санкт-Петербург, 2012

На фоне хорошо изученного жанра волшебной сказки другие сказочные жанры в отечественной фольклористике исследованы значительно меньше, особенно не повезло в этом отношении сказке о животных. Исследование Е.А. Костюхина «Типы и формы животного эпоса»1, в котором животная сказка рассматривается наряду с иными формами животного эпоса, — одна из очень...

Свадебно-обрядовый фольклор кумыков и его сценическое воплощение

Моллаев, Абдул-Меджид Напаевич — Махачкала, 2012

Однако специальных монографических работ, посвященных изучению свадебно-обрядовой поэзии кумыков в контексте отражения общекумыкского и узколокального, нет. Отсутствуют исследования современного бытования и сценического воплощения свадебно-обрядовой поэзии кумыков, тем более с выделением микролокальных и одноаульных особенностей...

Татарская фольклористика 20-60-х гг. XX века

Ямалтдинов, Ильмир Ильдарович — Казань, 2012

Предмет исследования - научно-теоретические и научно-популярные труды по татарской фольклористике, созданные в 20-60-е гг. XX века, а также сборники устного народного творчества различных типов и материалы фольклорных экспедиций...

Удмуртская свадьба как текст

Окунева, Татьяна Васильевна — Ижевск, 2012

Актуальпость темы исследования обусловлена несколькими факторами: возрастающим интересом различных областей гуманитарного знания к явлениям духовной культуры; расширением междисциплинарного подхода к изучению обрядов и обрядового фольклора; актуальными для современной фольклористики исследованиями региональных и локальных традиций; недостаточным...

Фольклор и народная христианская культура в цикле повестей А.М. Ремизова "Лимонарь, сиречь: Луг Духовный"

Привалов, Иван Владимирович — Москва, 2012

Вопрос о христианских мотивах в творчестве Ремизова и в частности вопрос о фольклоре и народной христианской культуре в цикле повестей «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» до сих пор освещен недостаточно, хотя данное произведение занимает важное место в творчестве писателя. Именно с выходом в свет этого цикла Ремизов приобретает известность, о нем...

Фольклор семейно-бытовой обрядности татар

Брусько, Залия Мансуровна — Казань, 2012

Одним из могучих национальных механизмов обеспечения устойчивости общества во времени являются семейно-бытовые обряды, которые зарождаются и функционируют прежде всего в семье. Именно в семье закрепляются морально-этические нормы поведения человека в обществе, даются духовные, нравственные ориентиры, осмысляются идеи создания семьи, продолжения...

Языческие и христианские представления о земле в фольклоре и древнерусской литературе

Киселева, Мария Сергеевна — Владивосток, 2012

Обращение к языческим и христианским представлениям о земле в фольклоре и древнерусской литературе позволяет решить проблему взаимодействия двух мировоззрений, двух разных художественных методов. Взаимовлияние языческих и христианских представлений, взаимодействие фольклора и древнерусской литературы — сложные, до конца не изученные процессы. В...

Якутские загадки: семантика и структура

Филиппова, Варвара Васильевна — Улан-Удэ, 2012

Загадка, состоящая из двух взаимосвязанных частей, является, по признанию современных фольклористов, идеальным образцом семиотической структуры и еще в прошлом веке стала объектом изучения семиотики фольклора. Однако на современном этапе в фольклористике до сих пор отсутствуют работы, рассматривающие якутские загадки в семиотическом аспекте...