Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре

Лысенко, Светлана Юрьевна — Новосибирск, 2014

Обозначенная ситуация актуализирует рассмотрение музыкально-театральных жанров1 в аспекте художественной интерпретации. Их смысловая подвижность, принципиальная открытость позволяет им взаимодействовать с художественным сознанием интерпретаторов, с совокупностью текстов культуры. Поэтому герменевтическая направленность предпринятого исследования...

Сонорика в современной органной композиции

Готсдинер, Екатерина Михайловна — Москва, 2014

Огромный скачок в органном мышлении стал возможным благодаря новациям в области музыкального языка, органной композиции и исполнительства, открытий в органостроении. Привнесение ярких сонорных и тембровых красок в композиции, написанные для этого инструмента, стало естественным продолжением всеобщего развития музыкального искусства в XX веке...

Творчество Кайи Саариахо 1980-х - 1990-х годов

Сидорова, Галина Андреевна — Москва, 2014

Кайя Саариахо (род. 14.10.1952 г., Хельсинки) — выдающаяся фигура академической музыки последних десятилетий. Ее сочинения постоянно исполняются по всему миру крупнейшими оркестрами и именитыми музыкантами. Среди них - Гидон Кремер, Дон Апшоу, Ансси Карттунен, Камилла Хоитенга, Эса-Пекка Салонен и многие другие. Международное признание Саариахо...

Темброакустическая модель как инструмент исследования фольклора и композиторского творчества

Мнацаканян, Людмила Александровна — Краснодар, 2014

Материалом исследования послужили образцы обрядового песенного фольклора Брянщины, собранные автором в фольклорно-этнографических экспедициях в г. Брянск и Брянскую область (сакральные действа «похороны стрелы», «похороны кукушки», «проводы русалок»), материалы раритетных сборников песен, хранящихся в нотном фонде Брянской областной научной...

Токкатно-ударная трактовка рояля в фортепианных концертах отечественных композиторов второй половины XX - начала XXI столетий

Симонянц, Елена Михайловна — Москва, 2014

Чрезвычайно важно ответить на вопрос: был ли этот эпатирующий вызов Серебряного века лишь временным явлением, отступом от некоей генеральной линии или нечто большим? Брутальное восприятие рояля - вопреки ожиданиям его противников — не только оставило в истории фортепианной музыки последнего столетия несмываемый след, но и дало ярчайший всплеск в...

Традиционная музыкальная культура пермских татар

Галимова, Эльмира Мунировна — Казань, 2014

Довольно сложную внутреннюю структуру имеет и татарская этническая общность. Из-за обширности ареала расселения татар комплексное исследование всех этнографических групп, позволяющее судить об их этнокультурной дифференциации, до сих пор ещё не завершено. В исследованиях, проводимых в разных направлениях, главной проблемой является ареальное...

Формирование академических традиций в музыкальной культуре Красноярска XVII - начала XX веков

Царёва, Евгения Сергеевна — Новосибирск, 2014

Академические традиции в музыкальной культуре Красноярска, как и других городов, зиждутся (в силу своего генезиса) на системе норм и образцов музыкального языка и мышления, сложившейся в европейском профессиональном письменном искусстве Нового времени, которая в XX веке приобрела мировое распространение, глобальность и признание в качестве...

Формирование органной культуры в Сибири

Пронина, Анна Николаевна — Новосибирск, 2014

Расширяя географические границы, органная культура постепенно проникала за пределы центральных городов страны. Одним из крупнейших региональных очагов органного исполнительства и образования стала Сибирь. При этом закрепилась точка зрения о том, что формирование в регионе органной культуры берёт начало в 1968 г., когда в Новосибирской...

Фортепианное творчество Эдисона Денисова

Гатауллина, Нелли Ахметовна — Москва, 2014

Творчество Эдисона Васильевича Денисова (1929-1996), выдающегося композитора второй половины XX столетия, являет нам глубокие музыкальные смыслы и ярчайшие символы ушедшей эпохи. Отражая знаменательные, новаторские художественные идеи своего времени, оно перекидывает прочные мосты в далекое будущее, передается как бы незримо, связывает, по...

Фортепианные пьесы Арнольда Шёнберга: эволюция стиля и проблемы интерпретации

Казанцева, Юлия Александровна — Москва, 2014

Творчество Арнольда Шёнберга на протяжении уже ста лет является объектом пристального внимания исследователей, в основном немецкоязычных стран и США. С начала 1990х гг. и в нашей стране наблюдается неуклонный рост публикаций, связанных с исследованием его музыки. Мы составили по возможности полный библиографический указатель публикаций на русском...

Фортепиано в джазе на рубеже XX-XXI веков

Лубяная, Елена Владимировна — Ростов-на-Дону, 2014

Музыкальная жизнь джазовых пианистов сегодня во многом связана с форматом сольного творчества - сольные концерты, сольные номинации в фестивалях по всему миру, записи сольных дисков, саунд-треков для киноиндустрии, участие в новых по облику концертных шоу. В связи с резонансом у публики, воспринимающей пианистов не только как лидеров ансамблей, но...

Хоровая музыка Валерия Калистратова: к проблеме "фольклор и композитор сегодня"

Тихонова, Юлия Валериевна — Москва, 2014

Яркой страницей в истории отечественной музыки второй половины XX -первой трети XXI столетий стало творчество композитора и хорового дирижера Валерия Юрьевича Калистратова (р. 1942), в котором фольклор как основа художнической позиции органично претворяется средствами современной композиторской техники, отражая духовный мир русского человека...

Человеческий голос фагота

Попов, Валерий Сергеевич — Москва, 2014

Пятисотлетняя история развития фагота в Европе сопровождалась многочисленными публикациями, отражавшими практические насущные требования к инструменту со стороны исполнителей, композиторов, производителей и слушателей. Печатались трактаты о конструкции инструмента, его музыкальных достоинствах, его месте в жизни европейского общества, приводились...

Эдуард Францевич Направник и Мариинский театр его времени

Айдаров, Надим Жавдетович — Санкт-Петербург, 2014

Исследование вклада Э. Ф. Направника в отечественную культуру позволяет гораздо полнее представить развитие русской музыки в обозначенный период, расширить представления об уже известных фактах ее истории и обнаружить ранее неизвестные детали. В то же время очевидна перспективность данных материалов с точки зрения разработки исторических дисциплин...

"Klavierübung" Ферруччо Бузони

Мельников, Максим Валентинович — Вологда, 2013

Яркий пианистический путь Бузони не был простым. Пройдя от неприятия инструмента и неудачи на пианистическом конкурсе, Бузони, на пороге тридцатилетия, поразил всех удивительной метаморфозой исполнительского облика, в краткий срок превратившись из высокоталантливого пианиста-самоучки в интерпретатора, сочетавшего титанический дар пианиста-виртуоза...

SON HABANERO и аспекты его изучения в кубинском музыкознании

Котов, Владимир Анатольевич — Москва, 2013

Изучению инструментального состава, особенностей интерпретации, характеристикам городского сона и жанров-предшсствешшков (чангуи, кириба, суку-суку, сон монтуно), посвящено значительное число работ. Среди них выделяются труды исследовательского центра CIDMUC (Центр по Исследованию и Развитию Кубинской Музыки). Под руководством О.Алена был создан...

Stylus phantasticus в органном творчестве Дитриха Букстехуде

Кийовски, Ольга Юрьевна — Саратов, 2013

В настоящий момент из всего объёма исследовательских трудов, посвященных именно органно-клавирному творчеству композитора, лишь сравнительно небольшая часть связана с вопросами интерпретации и, в частности, с проявлением фантазийного стиля, как яркого, красочного, целостного музыкального явления. Большинство из них освящают только особенности...

Визуализация художественного пространства в произведениях О. Мессиана

Виноградова, Вера Сергеевна — Саратов, 2013

По своей специфике визуализация у Мессиана примыкает к области психологии - прежде всего, аналитической, в которой она исследуется и успешно применяется на практике. В ракурсе психологии визуализация предстаёт как присущее сознанию свойство воспроизводить (или переводить) воспринимаемое или мыслимое в зрительный ряд. При этом важно, что...

Всероссийское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры второй половины XX столетия

Щапова, Елена Владимировна — Москва, 2013

Уникальность ВХО как явления культуры советской эпохи выражалась в охвате многообразия форм деятельности, благодаря которым российское музыкальное искусство обогатилось выдающимися профессиональными, любительскими, детскими хоровыми коллективами, а хоровое движение приобрело массовый характер. ВХО содействовало обновлению хорового репертуара и...

Г.Я. Ломакин и отечественная хоровая культура

Рогачёва, Юлия Михайловна — Москва, 2013

Наиболее творчески продуктивный период деятельности мастера пришёлся на 1830-1872 годы: таким образом, почти полвека Ломакин определял пути развития отечественного хорового искусства. Вместе с тем, имя его в наши дни известно, преимущественно, узкому кругу профессионалов, причём зачастую Ломакина считают помощником Балакирева в деле организации...