Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

История фортепианных вариаций классико-романтической эпохи

Максимов, Евгений Иванович — Москва, 2014

Варьирование — один из основных принципов композиции в музыке, главная особенность которого заключается в сочетании повторности и изменчивости, узнаваемости и привнесения нового, стабильности и движения от простого к сложному. Вариации являются обширной сферой, в которой проблемы теории и истории музыки пересекаются с традициями исполнительского...

Каноническое напевное чтение как феномен музыкального искусства

Ануфриева, Ольга Вильевна — Магнитогорск, 2014

До XVIII века традиция напевного чтения была повсеместно распространена и не нуждалась в фиксации и теоретическом осмыслении. В синодальный период псалмодия оказалась на периферии внимания русского общества и под воздействием светских искусств значительно изменила стилистику. Идеологические установки XX века не оставляли возможности записывать и...

"Ключ разумения" монаха Тихона Макарьевского - музыкально-теоретический трактат

Мосягина, Наталья Викторовна — Санкт-Петербург, 2014

Единственным же знаменно-нотолинейным теоретическим руководством остается памятник конца XVII века «Ключ разумения»1 монаха Тихона Макарьевского, который оказывается действительно «ключом» к пониманию церковного пения. Памятник имеет, с одной стороны, глубинные связи с традиционной теорией музыки, с другой стороны, обнаруживает принципиально новый...

Коммуникативная функция вступительных разделов симфоний Й. Гайдна

Дрынкина, Елена Сергеевна — Саратов, 2014

Симфонии композитора, как ни один другой жанр, представляются наиболее значимыми в выбранном аспекте работы. Эти сочинения, написанные Гайдном почти на протяжении всей жизни, смогли аккумулировать то многое, что было найдено композитором в других инструментальных жанрах: квартетах, камерных ансамблях, дивертисментах и др. Особенно это касается...

Концертные арии В.А. Моцарта для колоратурного сопрано: эволюция вокального стиля

Жаркова, Василиса Алексеевна — Москва, 2014

Перу Вольфганга Амадея Моцарта принадлежит более сорока сочинений такого рода (по некоторым подсчётам 65). За всю трёхсотлетнюю историю существования жанра концертной арии ни один другой композитор не внёс в него столь весомый вклад. Не подлежит никакому сомнению и то, что моцартовские концертные арии - подлинные шедевры, обладающие неизмеримой...

Межтекстовые взаимодействия в инструментальной музыке XIX - XX веков

Хатыпова, Раушания Рашидовна — Магнитогорск, 2014

Уникальную возможность проследить за механизмами текстового смыслопорождения дают переложения, обработки и транскрипции, а также сочинения на «чужую» тему. Их смысловая мобильность, принципиальная открытость и поливариантность обусловливают межтекстовые взаимодействия с заимствованным материалом. Возникшие в ситуации концертного исполнения, такие...

Мемориальный квартет в русской музыке

Сокольвяк, Наталья Леонидовна — Магнитогорск, 2014

Материалом работы послужили квартетные тексты двух видов — главным образом композиторские, а также исполнительские, находящиеся в комплементарной взаимосвязи. Из обширного массива струнных ансамблей 1п тетопат, созданных отечественными композиторами более чем за сто лет (с 1876-го по 2000-й годы), выбраны и проанализированы пятнадцать наиболее...

Музыкально-теоретические взгляды молодого Пьера Булеза

Ренёва, Наталия Сергеевна — Москва, 2014

Музыкально-теоретическое наследие Булеза составляет на сегодняшний день значительное число публикаций, изданных за шестидесятипятилетний период. Будучи преимущественно самостоятельными малообъемными текстами, они издавались независимо...

Музыкальный театр Г.И. Банщикова: жанрово-драматические особенности произведений на сюжеты русской классической литературы

Холодова, Мария Владимировна — Красноярск, 2014

В настоящее время Г. Банщиков - зрелый мастер, путь которого продолжается. В то же время, необходимость в осмыслении музыки композитора уже назрела. Несмотря на то, что его сочинения пользуются признанием исполнителей, слушателей и с конца 1960-х гг. привлекают к себе интерес музыкальной общественности, до сих пор творчество Г. Банщи-кова не...

Музыкальный феномен в социокультурном пространстве полиэтнического региона

Михайлова, Алевтина Анатольевна — Саратов, 2014

Особое художественное своеобразие представляют региональные традиции, позволяющие богатейшую русскую инструментальную культуру дифференцировать не только по их функциональной роли в социуме, но и применительно к различным локально-этническим образованиям, каждая из которых в рамках общенациональной культурной сферы обладает художественным...

Музыка скорбных и траурных ритуалов России

Музыченко, Маргарита Михайловна — Ростов-на-Дону, 2014

Глубоким исследовательским подходом в освящении вопросов, связанных с церковным Уставом, отличается двухтомный труд С. Булгакова «Настольная книга священно-церковно-служителя» (1993), где специальный раздел посвящен заупокойным чинопоследованиям, причем главная роль отводится автором наиболее востребованному «Чину погребения мирских человек...

Музыка слова и слово в музыке: поэзия А. Блока в произведениях отечественных композиторов

Опарина, Юлия Михайловна — Москва, 2014

Многочисленные высказывания художников о подобии творчества «подключению» к некоему звуко-ритмическому потоку, о таинственной «музыке», предшествующей рождению словесного произведения, зазвучали особенно убедительно. В этой связи психологией кардинально пересматриваются традиционные представления о сущности и природе произведения искусства, о...

Образы куклы в детской фортепианной музыке XIX - XX веков

Базилевич, Мария Владимировна — Магнитогорск, 2014

Многообразием ликов куклы, ее полифункциональностью, символическим характером, способностью наполняться новыми смыслами, отражающими социальные и культурные процессы определенной эпохи, обусловлен неослабевающий интерес к этому артефакту со стороны представителей разных областей научного знания - этнографов, психологов, педагогов, искусствоведов...

Органное творчество Мориса Дюруфле в контексте французской органной культуры его времени

Глазкова, Юлия Витальевна — Санкт-Петербург, 2014

Процесс развития французской органной школы в первой половине XX века, укрепление ее статуса в качестве одной из ведущих мировых школ проходили непосредственно при участии М. Дюруфле. Свой вклад он внес, прежде всего, как композитор и педагог, наряду с этим обогатив концертный и учебный репертуар органистов многочисленными обработками и...

Позднее творчество Мортона Фелдмана: между идеей и реализацией

Ляхова, Арина Александровна — Москва, 2014

Только сейчас начинает становиться понятным, каким глубоким оказалось воздействие Фелдмана на современное музыкальное творчество. Даже Пьер Булез, признанный лидер послевоенного авангарда, признавался в том, что музыка Фелдмана имела на него огромное влияние. Отвечая на вопрос, существует ли произведение, которое больше всего подействовало на его...

Политический заказ в советской музыке 1920 - х - 1950 - х годов как социокультурный феномен

Аплечеева, Мария Владимировна — Саратов, 2014

Сходное определение социального заказа приводится в исследовании А. Ф. Еремеева: «Роль общества в образовании предмета искусства наиболее рельефно проявляется в формировании так называемого "социального заказа" <...> развитие социальной жизни и вызревание общественных интересов вызывает возникновение так называемого "социального заказа", прямо...

Расширенные исполнительские техники в творчестве Зигфрида Пальма

Бойкова, Василиса Петровна — Москва, 2014

В результате освоения музыкантами современного репертуара значительно расширился круг игровых приемов на музыкальных инструментах, изменилось само представление исполнителя о том, что он держит в руках: где пролегает граница между игровыми и неигровыми частями инструмента, какие фактурные формы и звучания следует считать естественными для данного...

Русская тема в Западноевропейском музыкальном театре

Шигаева, Евгения Юрьевна — Казань, 2014

Обращение зарубежных композиторов к русской теме, начиная с последних десятилетий XVIII и вплоть до начала XX века носило отнюдь не случайный или эпизодический характер. Количество музыкальных и музыкально-драматических произведений, посвященных событиям русской истории, исчисляется не единицами, а десятками. Это позволяет говорить о существовании...

Свадебная музыкально-этнографическая традиция северных районов саратовского Поволжья

Хохлачева, Мария Вячеславовна — Саратов, 2014

На сегодняшний день имеется ряд работ по освещению стилистики свадебного фольклора различных регионов России. Однако малоизученной остаётся музыкальная культура саратовского Поволжья, являющегося обширной частью по-граничья нижне- и средневолжского регионов. Исторические сведения указывают на полиэтничность заселения саратовской территории...

Свадебная причеть Поморья как система локальных традиций

Резниченко, Евгения Борисовна — Москва, 2014

Хотя первые записи беломорских голошений были сделаны не позднее 1870-хх годов, а впоследствии был собран значительный по объему материал, степень изученности плачевой традиции региона следует признать слабой. На протяжении долгого времени голошения были периферией интересов исследователей Поморья: открытие здесь развитой эпической традиции на...