автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Историко-этнографические аспекты изучения эпоса "Манас" (историография проблемы)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Чыны Баев, Билал Садыкбекович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Историко-этнографические аспекты изучения эпоса "Манас" (историография проблемы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Историко-этнографические аспекты изучения эпоса "Манас" (историография проблемы)"

КАЗАНСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. УЛЬЯ НОВА-ЛЕНИНА

ЧЫНЫ^БАЕВ Билал Садыкбекович

ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭПОСА "МАНАС" (историография проблемы)

Специальность - 07. 00. 09 - Историография,

источниковедение и методы исторического исследования

На правах рукописи

Автореферат

диссертации на соискание учеши степени кандидата исторических наук

КАЗАНЬ - 1991

Работа выполнена на кафедре истории СССР досоветского периода Казанского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им.В.И.Ульянова-Ленина.

Научный руководитель: Заслуженный деятель науки ТССР,

доктор исторических наук, профессор М.А.Усманов

Официальные оппоненты доктор исторических наук,

профессор В.А.Муравьев ( г.Москва)

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник И.Б.Моддобаев ( г.Бишкек )

. Ведущее научное учреждение - Институт языка, литературы

и истории Башкирского научного центра Уральского отделения АН СССР

Защита состоится "20" июня 1991 г. в_'часов на

заседании специализированного Совета К 053.29.09 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук Казанского ордена Ленина ж ордена Трудового Красного : Знамени государственного университета имени В.И.Ульянова-Ленина.

Адрес: 420008, г.Казань, ул,Ленина, 18, корп.2.

С. диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им.Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета,

Автореферат разослан 15 мая 1991 г.

Ученый секретарь специализированного Совета кандидат исторических наук,

доцент —у? Р.Г.Кашафутдинов

РЕШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш. Творческое осмысление исторического опыта - одна из важных задач исторической науки. Осуществление этой задачи предполагает глубокое и всестороннее изучение всех доступных источников, в том числе памятников устного народного творчества.

Ни одна гуманитарная дисциплина - ни история, ни этнография, ни лингвистика и т.п. не могут обходиться при изучении прошлого так называемых "бесписьменных" народов 'без привлечения фольклорных материалов.

Киргизский народ, пройдя своеобразный исторический путь, сумел сохранить самобытное и культурное наследие, которое находит свое воплощение главным образом в устной поэзия, уходящей своими корнями в глубь веков. Исключительное место в устном творчестве народа занимает эпос "Манас".

Эпос "Манас" - это своего рода поэтическая историография киргизского народа на определенном этапе его развития. Как и в устной поэзии греков, где в реалистических образах отражены "древняя родовая организация" и начало ее распада, в "Манасе" нашел свое отражение тот исторический путь, который проходили киргизы в прошлом.

Выбор теш "Историко-этнографические аспекты изучения эпоса "Манас" (историография проблемы)" для диссертационного исследования не случаен. "Манас" к настоящему времени в той или иной мере изучался представителями различных научных дисциплин и накопилось огромное количество историографических источников, которые еще не, подвергались анализу. Чтобы в дальнейшем рационально использовать достигнутый опыт, необходимо проанализировать имеющееся наследие.

Теоретической основой работы являются достижения марксистско-ленинского учения в области духовной культуры,фольклорного наследия, историографии. Автор стремился опираться на опыт ведущих советских ученых в сфере исторической фольклористики и источниковедения.

Источниковой базой работы являются опубликованные и доступные нам публикации научного и научно-популярного характера. Основным источником является текст и самого эпоса

"Манао", ибо оценка высказываний по нему невозможна без сопоставления их о данными первоисточника. При этом автором преимущественно использованы варианты Сагымбая Орозбакова и Саякбая Каралаева, поскольку эти два варианта отличаются полнотой и высокой художественностью. Кроме того, наш использованы данные как дореволюционных, так и советских публикаций текстов "Манас" на киргизском и. русском языках.

Степень изученности проблемы. Первые сведения об эпосе "Манас" в нарративных источниках встречаются в таджикском сочинении 1503 г. "Мадавду ат-таварих" ("Собрание историй").

Первое упоминание о "Манасе" в русской литературе относится к 1849 году.

Первые научные зашей эпоса "Манас" осуществил в 1856 году ЧЛ.Валиханов. Все три части эпоса "Манас", хотя и в очень сжатом виде, были записаны в 1862 и 1869 гг. и опубликованы на русском и немецком языках В.В.Радлоным. К данному времени относятся интересные сувдения Хусаива Фаизханова об этнической принадлежности памятника.

Как видно из этих данных, эпос "Манас" уже более ота лет известен науке и стал объектом многочисленных исследований. Однако, несмотря на то, что до наших дней опубликовано несколько десятков книг, моно^афий и сотен статей о нем,1 если не считать двух-трех публикаций (статьи М.Мамырова, 3. Мамытбекова), нет ещэ специальных историографических работ, посвященных истории изучения памятника. Тематические обзоры конкретной литературы представлены в работах С.Мусаева, P.S. Кыдырбаевой, Э.Абдыддаава, И.Б.Молдобаева, Р. Саршбекова и др., у которых были иные цели и задачи. Словом, изучение литературы вопроса показало, что избранная тема еще не была

I. По библиографии Беркова П.Н. и Сагидовой Э.К. (Библиографический указатель литературы о "Манаое" //Киргизский героический эпос "Манас",- М., 1961.- С.298-368) между 18491960 годами опубликовано 695 работ (издания текстов памятника и статьи о нем). После 1960 года до наших дней осуществлено еще несколько сот публикаций.

предметом специального исследования.

Цель и задачи исследования. Целью работы определено частичное восполнение пробела по историографическому обзору ис-торико-этнографических изысканий отечественных и зарубежных манасоведов, что предполагает такие конкретные задачи:

- выявить основные этапы изучения эпоса "Манас";

- определить круг историографического материала по проблеме генезиса эпоса;

- попутно показать на основе историографического опыта значение эпоса "Манас" как источника по этнической и этнокультурной истории народа;

- проанализировать исследования и материалы по военно-политической жизни киргизского общества;

- рассмотреть историографический материал по вопросам исторической ономастики и антропонимии эпоса "Манас".

Следует отметить, что по отдельным проблемам диссертационного исследования, в частности по некоторым вопросам генезиса, военно-политической структуры киргизского общества и исторической ономастики эпоса, соискателем попутно предложены собственные варианты интерпретации, которые, естественно, не претендуют быть окончательными.

Научная новизна работы определяется не только тем, что исследование является первой диссертационной работой по историографии эпоса "Манас", но и тем, что подобная работа завершается в новых условиях, когда стало возможным освещать проблему всесторонне и шире, вводя в научный оборот новые сведения.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщащих исследований по истории и историографии фольклористики дореволюционного Кыргызстана, по этнической и этнокультурной истории киргизского народа; они могут быть полезными при сборе материалов для энциклопедии "Манас", при чтении лекций по манасоведческим спецкурсам на соответствующих факультетах, а также при подготовке манасоведческих экспозиций в музеях.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуздена и рекомендована к защите на совместном'заседании

- 5 -

кафедр истории СССР досоветского периода и истории татарского народа Казанского госуниверсигета. Основные положения и выводы работы изложены в докладах и выступлениях на итоговых конференциях Казанского университета в 1985,1986,1987,1988 гг.; на Всесоюзной конференции: "Бартольдовские чтения" в -1987 г. (г.Москва); на У Всесоюзной тюркологической конференции (г. Фрунзе, 1968 г.); на межреспубликанской конференции молодых ученых и историков АН Киргизской ССР (г.Фрунзе, 1987 г.); на конференции молодых ученых исторического факультета (г.Казань, 1987 г.); на научных чтениях, посвященных 75-летию со дня рождения член-корр. АН КиргССР, профессора А.Х.Хасанова (г.Фрунзе, 1989 г.); на республиканских научно-практических конференциях 1990, 1991 гг. (г.Фрунзе). По теме диссертации опубликовано 7 работ.

Структура диооерташи обусловлена проблематикой и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определяется актуальность теш, показана ее научная и практическая значимость, формулируются конкретные задачи исследования.

Первая глава "Историография проблем генезиса эпоса "Ма-нас" состоит" из двух параграфов.

Первый параграф. "Вопросы генезиса и эпохи сложения эпоса "Манас" в филологических исследованиях", посвящен анализу позиций ученых-филологов, в том числе и фольклористов по проблемам генезиса эпического сказания.

"Следует отметить, что использование фольклористических и литературоведческих исследований при рассмотрении истори-ко-этнографичесюгх аспектов изучения эпоса "Манас" объясняется тем, что, во-первых, до сегодняшнего дня эпос изучался в основном на базе фольклористики; во-вторых, по отдельным проблемам "Манаса" в исследованиях филологов накоплен богатый опыт, на который может опираться любой исследователь; в-третьих, манасоведение - составная часть общесоветской фольклористики.

Одним из наиболее актуальных вопросов манасоведения яв-

ляется проблема генезиса эпоса. Она в настоящее время является одной из самых кардинальных, т.к. с ней связаны как вопросы киргизской исторической фольклористики, так и аспекты этногенеза и этнической истории самого народа.

Возникновение эпоса как формы общественного сознания связано со спецификой исторической ситуации и внутренними закономерностями развития общества. При этом мы исходим из положения К.Маркса и Ф.Энгельса о том, что "сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, -а бытие людей есть реальный процесс их жизни..."1 Эпос зарождается именно тогда, когда возникает потребность в определенном выражении мыслей, чувств, проблем и образов.

По мнению таких видных исследователей-манас оведов как В.М.Жирмунский, М.О.Ауэзов, Р.З.Кыдырбаева и др., киргизский эпос прошел все стадии эпической эволюции и сложился он в эпоху раннего средневековья в условиях появления зачатков раннефеодального строя, поэтому отражает современную ему действительность и идеологию, присущую данной исторической формации.

В дореволюционный период проблемы генезиса и эпохи сложения эпоса "Макас" рассматривались в трудах В.В.Радлова, венгерского ориенталиста Г.Алмаии. В советский период они были в центре внимания тюрколога П.Фалева, который сопоставлял его данные с материалами орхоно-енисейских рунических памятников. В дальнейшем проблемы генезиса эпоса затрагивались в исследованиях 30-80-х гг. нашего столетия, например, в работах К.Рахматуллина, М.Богдановой, Б.М.Юнусалиева, П.Н. Беркова, И.Шерспока, А.Медетбекова, И.А.Батманова, Э.Абдыл-даева, М.Машрова, С.Мусаева, Р.Сарыпбекова, М.Борбугулова и др., опиравшихся на различные по характеру источники: исторические, этнографические, лингвистические, археологические и др.

Следует отметить, что среди исследований фольклористического характера заметное место принадлежит трудам Р.З.Кы-дырбаевой, которая на основе широкого круга источников рас-

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т.З.- С.25.

- 7 -

сматривала вопросы генезиса эпоса "Манас"' в непосредственной связи с проблемами этногенеза, истории и культуры народа.Она рассматривает вопросы сложения, развития и исторической эволюции эпоса на более широком фоне - от раннеэпических форм до расцвета, от сложения мифологических представлений до оформления монументально-классического произведения.

Изучение литературы показало, что в филологических исследованиях существует несколько гипотез по генезису эпоса: первая - эпоо возник в У1-Х вв., и процесс этот связывается с историческими событиями эпохи, выражаясь словами В.В.Бар-тольда, "киргизского великодержавия" (основные сторонники такой гипотезы - П.Фалев, М.О.Ауэзов, К.Рахматуллин, А.Медет-беков, И.А.Батманов, Р.З.Кыдырбаева, И.Шерстюк, Р.Сарыпбеков); вторая - эпос возник в 1Х-Х1 вв., т.е. в период борьбы киргизов с кара-китаями;(Б.М.Юнусалиев); третья - возникновение эпоса относится к Х-ХП вв., т.е. к эпохе караханидов (сторонником является Э.Абдшщаев); четвертая - возникновение эпоса датируется ХУ-ХУШ вв., т.е.- эпохой Ойротско-Джунгарских ханств (сторонники - В.М.Жирмунский, А.К.Боровков, Л.К.Климович, в 60-е годы его поддерживал и Э.Абдшщаев); наконец, пятая - связывает возникновение эпоса с мифологической основой (такой позиции придерживались В.В.Радлов, Г.Алмаши, П.Н. Берков, М.Мамыров, М.Борбугулов и др.).

Второй параграф посвящен анализу работ историко-этно-графического характера.

Историографический анализ указанного круга исследований следует начинать с сочинения "Маджму ат-гаварих" ("Собрание историй"), составленного между ХУ-ХУ1 вв., в нем имеется ряд сведений о самом герое эпоса - о Манасе. Материалы этого памятника свидетельствуют о том, что, во-первых, ряд сюжетов эпоса базировался на подлинно исторических событиях, во-вторых, отдельные сюжеты его сложились задолго до фиксации их в таджикском сочинении.

В историографии эпоса дореволюционного периода видное место занимают труды Ч.Ч.Валиханова, в которых представлены интересные соображения по вопросам сложения и развития эпоса.

Необходимо подчеркнуть, что всестороннее изучение эпоса, сбор и публикация основных текстов его развернулись в

советское время. К этому времени относятся основные манасо-ведческие работы. Из числа таких исследований проанализированы работы Б.Солтоноева, А.Н.Бернштама, С.М.Абрамзона, А.Т.Та-гирджанова, В.А.Ромодина, А.Х.Маргулана, А.М.Мокеева, О.К.Караева и др. Выясняется, что установление времени сложения эпоса - наиболее трудная задача. Определились следующие позиции:

первая, связывающая возникновение эпоса с периодом политического подъема киргизов на берегах Енисея-Орхона (между У1-Х вв.), такой позиции придерживались А.Н.Бернштам, А.Х. Маргулан, 0.К.Караев;

вторая.датирующая эпос 1Х-Х1 вв., т.е. с борьбой киргизов с кара-китаями (киданями), последователем такой позиции является Б.Солтоноев;

третья, датирующая эпос с ногайлинской и калмыцкой эпо хами, сторонниками ее являются Ч.Ч.Валиханов, С.М.Абрамзон, А.М.Мокеев и др.

Все это говорит о том, что эпос "Манас" чрезвычайно многослоен. Следует отметить, что специфика фольклорных, особенно эпических произведений такова, что их трудно датировать какими-то конкретными годами, даже десятилетиями.

Отдельные сюжеты "Манаса", по нашему мнению, сложились на основе событий периода "кыргызского великодержавия", т.е. в У1-Х вв. Ибо с момента появления киргизов на политической арене в УТ в., по оценке Тюркского каганата, мощного государства в Центральной Азии того времени, они стали претендентом на политическое гегемонство. Восточные тюрки стремились покорить и разгромить киргизов на их же территории.

Анализ текста "Манас" показывает, что рунические надписи испытали в какой-то мере влияние стиля и поэтики народного эпоса. Это влияние проявляется в оплакивании усопшего, напоминая кошоки, арманы и песни-жалобы - жанры и формы, характерные для эпического повествования.

В эпосе "Манас", на наш взгляд, глубже показаны гсруппы фактов, относящихся к У1-ГХ и Х-ХП вв. Можно предположить, что эпос в это время особенно интенсивно развивался - рос, обогащался, становясь действенным оружием воспитания-членов рода, племени в духе героики и воинственности.

В составе эпоса "Манас" довольно многочисленны изображения исторических событий, относящихся ко времени пребывания киргизов в области Тянь-Шаня.

С переселением"енисейских киргизов на Тянь-Шань процесс формирования эпоса продолжался, он пополнялся новыми сюжетами последующих исторических событий, происходивших уже на территории Тянь-Шаня и Семиречья. Так сохранились в эпосе следы событий эпохи правления караханидов в Х-ХП вв. С введением новых исторических фактов и явлений происходили смещения названий и терминов.

В 40-х годах ХП века кидани завоевали весь Туркестан. Их господство длилось до начала ХШ века. Эти изменения в политической жизни региона также отразились в эпосе "Манас".

Не менее мощным и эмоциональным пластом в эпосе "Манас" является описание калмыцкого засилья. Период "калмыцкой войны", отмечал В.М.Жирмунский, в особенности ХУ1-ХУП вв., явились определяющими для окончательного оформления исторического сшета "Манасй".

Что касается обилия элементов военной демократии в канве эпоса, то это объясняется тем, что процесс сложения раннефеодальных отношений у киргизов шел чрезвычайно медленно, когда старые институты долго сохраняли свои позиции. Об этом свидетельствуют, в частности, отдельные сюжетные линии. Например, Манас, будучи ханом киргизов, не обладал полнотой власти над всеми соплеменниками: ему непосредственно подчиняются лишь 40 чоро (дружинников). Такой же момент отражен в сюжетной линии эпоса "Поминки по Кокетаю".

.Таким образом, многослойность эпоса доказывается, наравне с хронологическими данными, и реалиями этнографического характера.

Вторая глава."Эпос "Манас" в изучении вопросов этнической и военно-политической истории и исторической, ономастики киргизского народа" состоит из трех параграфов.

В первом параграфе анализируются исследования по вопросам этногенеза, этнической истории и этнокультурных связей. Изучение этих вопросов - одна из важных проблем в историографии дореволюционной истории Кыргызстана. Однако такие исследования были малочисленными и после 1956 г., когда во

- 10 -

Фрунзе состоялась Всесоюзная сессия, посвященная проблеме этногенеза киргизского народа. Было признано, что киргизы как народность сложились из двух этнических компонентов -центральноазиатского и местного, т.е. среднеазиатского. В рекомендациях указывалось на отсутствие точной локализации центральноазиатского компонента, В принятом решении также подчеркивалась необходимость систематизации данных, содержащихся в фольклоре.

Воссоздание истории народов, не имевших значительных письменных памятников, возможно путем привлечения так называемых "косвенных" источников, в том числе сведений различного рода преданий, памятников героического эпоса и языковых данных. В этом плане актуальность приобретает и привлечение информации эпоса "Манао".

• Вопрос о соотношении данных исторического фольклора и реальной действительности является одним из основных вопрое сов источниковедения. Существенную роль при этом играет жанр фольклорного произведения. Разные жанры несут в себе разную степень достоверности, т.е. различную "меру историзма" (В.М. Жирмунский) описываемых событий. Так, различна "мера историзма" в поздних исторических преданиях и в былинном эпосе. Например, сказания об Идиге и ногайских богатырях обладают относительно большей исторической достоверностью, они даже уточняют летописные данные и "служат своего рода рекордом соответствия эпического предания историческим фактам" (В.М. Жирмунский). Мера же историзма других эпических произведений, в особенности таких, как "Манас", видимо, несколько иная, значительно меньшая. К подобному выводу в своих исследованиях; посвященных русским былинам, приходит и В.Я.Пропп. Вместе с тем, как он указывал, и былины содержат исторические реалии, и поэтому в их изучении важно сотрудничество историков и фольклористов.

Материалы эпоса "Манас" были использованы в той или иной мере при разработке вопросов этногенеза и этнических связей киргизов с другими народами в работах Б.Солтоноева, Б.Джамгерчинова, С.М.Абрамзона, А.Хасанова, Л.В.Гребнева, В.А.Ромодина, Б.О.Орузбаевой, А.М.Мокеева и др.

Вместе с тем, следует отметить, что в изучении "Манаса"

в качестве источника по истории этногенеза народа временами наблюдались колебания, признаки настороженности, связанные с различными политическими кампаниями в 1940-60 -х гг. вокруг фольклорного наследия. В этой обстановке исключением является, пожалуй, деятельность И.Б.Молдобаева, который впервые в историографии Средней Азии сделал попытку использовать материалы устного творчества киргизов в качестве историко-этно-графического источника по проблемам этнокультурных связей между народами региона.^ Этимологические наблюдения по данным эпоса способствовали выявлению фактов этнических связей киргизов с народами Южного Урала, в частности, с башкирами, а также уточнению вопросов этнической общности с народами Алтая-Саянского нагорья. Немаловажный интерес представляет освещение И.Молдобаевым вопросов этнических контактов киргизов с негюркскими народами центральноазиатского происхождения, например, с монголоязычными племенами. Материалы эпоса дали И.Б.Моддобаеву возможность поставить вопрос о возможных этнокультурных связях киргизов с проживающими западнее народами. В этом отношении интересным является изучение этнокон-фессионального названия "тарса" ("христианин" несторианского толка) в лексиконе эпоса.

Все это говорит о том, что материалы эпоса "Манас" могут служить важным источником при изучении этнической истории и этногенетических связей киргизов с народами Центральной Азии, в том числе Алтая-Саянского нагорья, Средней Азии, Казахстана, Южного Урала и др.регионов.

Наконец, невозможно не согласиться с мнением исследователя д том, что эпос "Манас" является источником по истории не только киргизов, но и других народов, находившихся с киргизами в этнокультурном и политическом контактах.

Во втором параграфе рассмотрены работы, посвященные военно-политическому прошлому кочевого киргизского общества по

I. См!: Молдобаев И.Б. Эпос'"Жаныш и Байыш" как истори-ко-этнографический источник.- Фрунзе: Илим,1983; Он же. Отражение этнических связей киргизов в эпосе "Манас",- Фрунзе: Илим, 1965; Он же. Эпос "Манас" как источник духовной культуры киргизского народа.- Фрунзе: Илим,- 1989.

- 12 -

данным эпоса "Манас".

Материалы "Манаса" о военно-политической жизни киргизов были использованы в отдельных исследованиях историков и фольклористов, в частности в работах В.В.Радлова, А.Н.Бернштама, С.М.Абрамзона, К.Рахматуллина, Ю.С.Худякова, И.Б.Молдобаева, К.Айдаркулова, Р.А.Бейбутовой и др.

В исследовании Р.А.Бейбутовой рассмотрены общие и конкретные вопросы военной лексики эпоса, как этнолингвистический источник проанализированы данные военно-административных титулов. Вопросы социальной структуры при "военной демократии" их отражение в военно-политических сюжетах эпоса затрагивались в работах К.Айдаркулова.

Материалы эпоса "Манас" активно -использована Ю.С.Худяковым при изучении им вооружения киргизов. Он отмечает, что эпос содержит немало реалий, связанных с военным делом, например, вооружением, структурой военной организации и особенностями военного искусства.

У киргизов, как и некоторых других тюркско-монгольских племен, существовала система формирования войска по десятичной системе, что доказывается как данными эпоса, так и другими свидетельствами.

Основу киргизского войска составляла легкая конница. А.Н.Бернштам считал, что с появлением в военной технике металлических лат, вызвавших к жизни тяжелый лук и стрелы с наконечниками, способными пробивать эти латы, у киргизов,как и других кочевников древности, начинают применяться части смешанных войск., действующих совместно с подвижной конницей.

Как известно, этнический состав киргизского народа является довольно сложным. Среди племен, образовавших киргизскую народность, имеются племена как тюркского, так и монгольского происхождения, вошедшие также в состав современных народов Саяно-Алтая и Средней Азии (алтайцев, тувинцев, хакасов, казахов и др.). Такой сложный этнический состав киргизов не мог не отразиться на их войске. Среди называемых в памятнике племен, принимавших совместное с киргизами участие в военных действиях, встречаются племена монгольского происхождения: дербен, нойгут, ойрот, калча и др., а также казахские племена аргын, уйшин и т.д.

' Центральной фигурой киргизского общества на протяжении многих веков являлся военачальник - баатыр. Социальное значение этой фигуры менялось в своих оттенках, хотя в основе оставалось неизменным. На более ранних этапах развития военачальник еще не был облечен властью вождя племени или рода. Его роль усиливается лишь в период военных столкновений и набегов. В мирное же время полнота власти принадлежала совету - родовым старейшинам, которые устанавливали порядок перекочевок, судили и наказывали провинившихся. Баатыр выделяется своими личными качествами, храбростью, воинской доблестью, но власть его была ограниченной.

Эпос "Манас" запечатлел в себе переходный этап от первоначального положения военачальника-батыра к тому моменту, когда он становится доминирующей силой в социальной верхушке общества. Представляется, что этот переходный этап наиболее близок к тому состоянию общества, которое принято называть военной демократией.

Неограниченной властью и правом, единолично решать важные дела пользуется только военный предводитель - хан.

Если говорить о фигуре самого Манаса, то противоречивость его социального облика как бн аккумулирует в себе сложность общественных отношений отражаемой эпосом исторической эпохи.

Описываемые в "Манасе" войны по своему характеру делятся на две группы: войны с целью отражения нашествия внешних врагов и походы против враждебных сил.

О каких бы войнах ни шла речь, первоочередной деталью в эпосе выступают их причины. Главной причиной оборонительных войн в эпосе являются обычно действия эпических врагов с целью захвата киргизских земель, разорение их населения, походов - освобождение родной земли предков (поход Манаса с Алтайских гор на Ала-Тоо) или предотвращение угрозы нашествия врагов (поход против "одиннадцати дуу-ду", "Великий поход" и др.).

В заключение отметим, что эпос "Манас" содержит в себе богатый материал по проблеме военно-политического развития и может стать важным источником при изучении многих аспектов военного дела и искусства киргизов.

В последнем параграфе подвергаются краткому анализу некоторые исследования, содержащие небольшие сюжеты или отдельные наблюдения по исторической лексике - ономастике эпоса "Ма&ас".

Отдельные этюды по анализу ономастики эпоса встречаются в исследованиях М.О.Ауэзова, В.М.Жирмунского, В их наблюдениях ставились вопросы о необходимости специальной разработки вопросов ономастики памятника, так как это весьма важно в плане накопления дополнительного материала для всестороннего осмысления генезиса самого "Манаса".

Более целенаправленное изучение ономастики эпоса "Манас" велось в плане разработки проблем киргизской антропонимики, топонимики, этнонимики. В этом отношении определенный вклад внесли Б.Солтоноев, С.М.Абрамзон, М.О.Ауэзов, А.Н.Бернштам, Б.Джамгерчинов, Б.О.Орузбаева, И.Б.Молдобаев, А.М.Мокеев, У.Джусупахматов, А.Боронов, Р.Сарыпбеков, М.Машров, Р.А.Бей-бутова и др.

Из разработок этих авторов особый интерес для нас представляют те исследования, в которых рассматривались вопросы происхождения и этимологии собственного имени Манаса.

Впервые вопрос об имени Манас был затронут М.О.Ауэзовым. Он подчеркивал значительную роль имени главного героя в уточнении спорных вопросов, прежде всего генезиса самого памятника. "Отсутствие имени Манас,- пийет М.О.Ауэзов,- в.скудных исторических сведениях не должно нас смущать. Манас, как мы полагаем, был главным полководцем или ажо, завоевавшим Бе'й-Тин; умер он в 847 году. Лингвистически имя Манас должно означать либо наименование божества из пантеона шаманства, либо, что вернее, оно связано с манихейством, широко распространенным в ту пору в Средней'Азии".1

Обращаясь к данному вопросу, А.Н.Бернштам также сделал ряд интересных выводов. Его суждение перекликается с положениями М.О.Ауэзова. Он отмечает,' что Манас - это титул киргизского предводителя IX- века, и он непосредственно связан с вероучением манихейства.

I. Ауэзов М.О. Киргизский героический эпос "Манас" // Мысли разных лет.- Алма-Ата, 1961.- С.496.

- 15 -

Мифической генеалогии Манаса посвящены работы М.Мамыро-ва и М.Борбугулова. Р.Сарыпбеков, выдвигая выводы, близкие к мнениям М.О.Ауэзова и А.Н.Бернштама, этимологию имени Манас связывает с буддийской религией, и считает, что слово Манас санскритского, т.е. индоевропейского происхождения.

Таким образом; относительно происхождения и этимологии имени эпического героя Манас, существуют различные точки зрения.

Некоторые интересные наблюдения дают сравнение с материалами древнеиэркских рунических надписей, в которых имеются так называемые "героические имена". Как показывают данные других тюркоязнчных эпических памятников, имена главных героев всегда носили смысловую нагрузку.

В то же время вопрос осложняется тем, что имя Манас -это не простое человеческое, хотя и геройское имя. Может быть здесь прослеживаются и отголоски прежних тотемистических верований. Во-первых, на это намекает то, что сразу после рождения Манаса его нарекают кабыланом (леопардом), жолборсом (тигром). Далее к этим определениям прибавляются арстан (леЗ, сырттан (гиена), кек жал (сивогривый волк). Во-вторых, небезынтересен и тот факт, что до недавнего времени киргизы, нарекавшие новорожденного любым именем, не исключая имен и пророков, никогда не называли своего сына Манасом. Следовательно, как отмечал С.Мусаев, Манас был для киргиза настолько священным именем, что назвать кого-либо его именем было бы просто кощунством. Поэтому вполне возможно, что более перспективными станут в будущем поиски корней и смысла имени (слова) Манас в самой тюркской действительности.

Ни один из исследователей не отрицал древности происхождения эпоса "Манас", следовательно, и имени основного героя. Хотя в отношении его датировки существуют различные суждения. В.М.Жирмунский писал, что древнейший пласт эпоса относится к У1-ИУ вв. К этому пласту восходят образы Манаса, Джолоя и С айкал, Кожожаша, Тештюка и др. Эта гипотеза ученого заслуживает особого внимания. Все исследования, касающиеся эпоса "Манас", относят происхождение и действия главного героя произведения к периоду древней истории киргизского народа, а

- 16 -

точнее ко времени политического подъема государства Енисейских киргизов в У1-1Х вв.

Поэтому, опираясь на приведенные в диссертации факты, считаем бесспорным происхождение имени Манас в непосредственной связи с историческими событиями указанного периода из истории киргизов. Следовательно, прототипом эпического Манао-баатыра был,возможно, тот реальный исторический богатырь, который был предводителем киргизов при разгроме уйгуров в 840 г., завоевавший столицу уйгурского каганата г.Орду-Балык.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы и определены возможные направления на будущее.

Становление и развитие киргизского героического эпоса 'Манас" происходило в ходе сложной и многовековой истории народа. На наш взгляд, основное ядро эпоса, его важнейшие и первоначальные эпизоды отражают события У1-ХП вв. ■ Эти события связаны, с одной стороны, с исторической эпохой "кыргызского великодержавия" (первая пол.ГХ-нач.Х вв.), их борьбой с уйгурами за политическое господство в Центральной Аззщ, с другой стороны,- взаимоотношениями караханидских (притянь-шаньских) тюркских народов с кара-кытаями (киданямя). Сходство имен героев эпоса и некоторых исторических личностей, живших в этот период (хотя мы и далеки от мысли отождествлять их в прямом смысле слова), позволяет датировать время сложения основных пластов эпоса "Манас" указанными широкими хронологическими рамками. При этом, конечно, имеется в ввду период сложения ранних пластов и центральных эпизодов эпоса, ибо в нем прослеживаются как более ранние (до У1 в.), так и сравнительно поздние (ХУ-ХУШ вв.) наслоения, отражающие различные явления и события из истории киргизского народа на обширном регионе его обитания.

Эпос "Манас" может служить ценным источником для изучения этнической истории и этнокультурных связей киргизов с другими народами. Анализ исследований, посвященных этому аспекту изучения эпоса, показывает, что киргизы имели этно-генетические связи со многими народами Средней Азии и Казахстана, Алтая-Саянского нагорья, Восточного Туркестана на

- 17 -

востоке и вплоть до Прикамья и Южного Урала - на западе.

Заслуживают внимания и сведения эпоса о военно-политической структуре кочевого киргизского общества. Данные о военном деле киргизов,"представленные в эпосе "Манас" являются существенным источником для определения эпохи возникновения и становления самого памятника. По нашему мнению, военная организация и особенности военного искусства, нашедшие отражение в "Манасе", указывают на то, что ранние пласты эпоса сложились в то время, когда были налицо пережитки военно-демократической структуры в раннефеодальной жизни киргизского общества.

Важным аспектом при осуществлении научных исследований по эпосу "Манас" являются вопросы, связанные с исторической ономастикой памятника. Хотя данная проблема является в целом малоизученной, имеющиеся научные труды свидетельствуют о важности использования материалов исторической лексики для разработки отдельных вопросов изучения самого эпоса, в том числе вопросов генезиса, происхождения и смысловой нагрузки личных имен героев, также о географической среде, где происходили описываемые события.

Несомненно, такой энциклопедически богатый источник,как эпос "Манас", требует многолетних комплексных изысканий. Невозможно охватить все проблемы и материалы в рамках одного диссертационного или монографического исследования. Наш опыт анализа историографического материала в одном направлении является лишь- попыткой начать изыскания в таком комплексном аспекте. Высказывания, сделанные по отдельным вопросам и по части ономастики или по семантике отдельных слов или личных имен, являются предварительными.

Всестороннее изучение исторического фольклора киргизов в дальнейшем в историко-этнографичеоком аспекте, несомненно, будет способствовать восстановлению малоизученных и полузабытых страниц-прошлого, тем самым внесет посильный вклад в возроадение культурного наследия киргизского народа.

Список опубликованных работ автора по теме диссертации:

I. Историко-источниковедческое изучение эпоса "Манас" в отечественной историографии //Бартольдовские чтения 1987 го-

да. Год восьмой. Тезисы докладов и сообщений.- М.,1987.- С. II0-III.

2. Из истории изучения эпоса "Манас" в XIX в. //Великий Октябрь и некоторые вопросы исторической науки. Тезисы докладов и выступи. на Межреспубл. науч.конф.молодых историков. 2122 мая 1987 г.- Фрунзе: Илим, 1987.- С.73.

3. К вопросу о народности эпоса "Манас" //Тезисы конференции молодых ученых исторического факультета.- Казань, 1987.- С.76-79.

4. Об использовании устного творчества в историческом исследовании //Тюркология.- 88: Тез.докл. и сообщ. У Всесоюзной тюркологической конференции 7-9 сентября 1988 г.Фрунзе: Илим, 1988.- С.473-475.

5. Хусаин Фаизханов и эпос "Манас" //Исторические чтения. Тезисы докл. и сообщ. на Межреспубликанской науч.конф. посвященной 75-летию член-корр.АН Кирг.ССР, профессора A.A. Хасанова.- Фрунзе, 1989.- С.55-58.

6. Источниковедческие особенности памятников фольклора как исторического источника в свете ленинской теории отражения //Теоретическое наследие Ленина и преподавание общёствен-ных наук в условиях революционной перестройки. Тезисы докл. респуб.научно-метод.конф. 27-28 апреля 1990 г.- Фрунзе: Изд-во КГУ, 1990.- С.130-132.

7. Новые данные о "Манасе" //Тезисы докл. научной конференции профессорско-преподавательского состава исторического факультета 17-18 января 1991 г.- Фрунзе: Изд-во КГУ, 1991.-С.32-34.