автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Персонификация информации на российском телевидении: профессионально-этический аспект

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Шипова, Екатерина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Персонификация информации на российском телевидении: профессионально-этический аспект'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шипова, Екатерина Васильевна

1. Введение.

2. Глава I. Персонификация информации: основные характеристики, история и развитие на отечественном телевидении.

§ 1. Персонификация информации на советском телевидении

1950- 1980-е гг.).

§ 2. Персонификация информации в теории журналистики.

§ 3. Эволюция персонификации информации на телевизионном экране (1990 гг. - наст, время).

3. 3.

Глава II. Выразительные средства персонификации информации на телевидении.

§ 1. Выразительные средства телевидения и их влияние на процесс персонификации.

§ 2. Анализ персонифицированной роли телеведущих (на примере программ различных телеканалов, посвященных одной «теме дня»).

4. Глава III. Профессиональная этика тележурналиста.

§ 1. Правовой и этический аспекты профессиональной деятельности тележурналистов.

§ 2. Взаимовлияние персонификации и этики: профессиональная ответственность тележурналиста.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Шипова, Екатерина Васильевна

Некоторые современные исследователи склонны считать, что «вся зрелищная культура (радио, телевидение, кино, эстрада, политические шоу) построена на персонификациях - приписывании другому человеку определенных свойств».1

Телевидение в настоящее время является одним из самых зрелищных СМИ. Совмещая в себе все из возможных выразительных средств - текст, графику, речь, пластику и мимику, и, конечно же, «движущееся изображение», соединяя все это искусством монтажа звукового и видеоряда — телевидение создает яркую, красочную, выразительную среду для персонификации своего «главного героя»: «лица в кадре», доверенного лица, — телевизионного коммуникатора.

Одним из первых телевизионных исследователей, подметивших тенденцию к персонификации на отечественном телевидении, был Владимир Саппак. В своей книге «Телевидение и мы» он перечисляет и характеризует некоторые из свойств, позволяющих говорить о персонификации телевизионной информации: документальность телевидения, импровизационность и интимность телевизионного общения человека в кадре с телезрителем . Это те «киты», на которых зиждутся основы персонификации и кредита доверия телеаудитории к телевизионному коммуникатору.

Именно поэтому, несмотря на относительно недолгую историю существования и развития телевидения, оно стало для многих одним из самых, а нередко и самым авторитетным источником информации. Тому, что прозвучало с телеэкрана, привыкли безоговорочно верить целые поколения. И хотя с начала демократических процессов в нашей стране и

1 Исаева И.М. Как менеджеру выбрать свой имидж // Вестник ИТЦ ТИСБИ, 2003. С. 25

2 Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы. - М., 1985. С. 57. провозглашения гласности прошло уже 20 лет, аргумент «сказали по телевизору» остается одним из самых веских для очень большого числа людей. Именно это свойство телевидения - способность вызывать доверие — позволило сделать телеэкран инструментом манипулирования общественным мнением, сознанием людей.

Уже более десяти лет все мы являемся свидетелями или участниками революционных преобразований в области телевещания. Телевидение становится не только всеобъемлющим по охвату средством, оно превращается в метод осмысления действительности. Оно беспредельно расширило горизонты обозримого мира, создало принципиально новую электронную реальность, находящуюся вне административных и национальных границ. Именно телевидение сегодня определяет способ мышления миллионов людей, существующих в глобальном информационном пространстве. Влияние телевидения, как социального фактора, стремительно возрастает по мере его совершенствования. Телевидение становится ведущей формой социальной деятельности, предоставляющей человеку возможность в течение короткого времени получить набор социальных возможностей и моделей поведения, отличный от реально доступного.

На телевидении - и именно в силу персонификации информации и общения, усиленных визуализацией, - слово может становиться поступком. Отмечая эту тенденцию, В.Д Мансурова считает, что наиболее ярко она проявляется в период «социального динамизма и обострения социальной неоднородности», когда «существенно возрастает перформативность роли журналиста, которая проводится <.> не только в публичной саморефлексии, но и в доведении этой рефлексии до объективированного 3 социального результата .».

3 Мансурова В.Д. «Культ личностей»: интерсубъектная коммуникация как системообразующий фактор современных СМИ // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. Часть IX.-М., 2001. С. 7.

Метаморфозы происходят не только на внешнем уровне (например, замена дикторов ведущими программ или смена имиджей экранных персонажей), но и на глубинном, когда коммуникатор, осознавая свои возможности и социальную роль, стремится использовать свое положение для достижения каких-либо целей. Чаще всего эти цели выходят за рамки просто информирования или попытки сделать анализ того или иного факта или события. Современный телевизионный журналист стремится к воздействию на процесс формирования общественного мнения, манипулированию им. И один из главных способов осуществления этого -обретение популярности. Электронные средства массовой информации в широком масштабе используются как каналы, по которым массовому потребителю информации указывается объект интереса. А журналист — ведущий или репортер, «предъявляющий» телезрителю популярное лицо, является инструментом внедрения в сознание аудитории клишированных образов его рациональной и эмоциональной оценки. Однако не факт, что при этом журналисты исходят из собственных убеждений. Нередко они просто профессионально выполняют поставленные перед ними задачи.

Актуальность темы. Одной из наиболее проблемных и актуальных в современной практике СМИ является тема этики профессиональной деятельности. Эта проблема персонифицирована, так как этика является нравственной категорией и основывается на личных позициях и убеждениях каждого человека, независимо от рода его деятельности. При этом массовый характер воздействия журналистики, особенно телевизионной, придает этой теме особую значимость.

В данном исследовании рассматриваются особенности основных журналистских профессий на телевидении - ведущего и репортера - с точки зрения индивидуальности их образов и изменения их персонифицированной роли с момента появления этих профессий до настоящего времени.

Состояние научной разработанности темы. При всем многообразии публикаций научного и публицистического характера о проблемах персонификации информации исследовательский опыт в этой сфере представляется далеко неполным, так как затрагивает лишь отдельные аспекты проблемы. В диссертациях С.Ю. Агапитовой, М.А. Бережной, Г.Н. Беспамятновой, Д.Е. Братышева, М.Е. Венковой, Т.Г. Добриневской, И.В. Корневой К.В. Маркелова, Г.В. Перипечиной, О.А. Сусской4 рассматриваются различные вопросы деятельности телевизионных ведущих, их имиджа, экранного и речевого образа.

Этические проблемы журналистского творчества наиболее разносторонне представлены в работах Г.В. Лазутиной, Г.С. Мельник, С.А. Муратова, Б.М. Сапунова, М.И. Шостак, А.А. Юркова.5 В этих и других исследованиях анализируются как общие, так и частные вопросы профессиональной этики, рассматриваются нравственные критерии журналистской деятельности, в том числе в работе на телевидении.

К сожалению, тема персонификации информации на телевидении в ее историческом развитии не являлась предметом специального изучения ни в одной из названных работ.

Научная новизна. Исходя из состояния исследованности темы, в представленной диссертации эволюция персонификации информации

4 Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ: Эволюция и современное состояние (на материале телевидения Ленинграда - Санкт-Петербурга. - СПб., 2003; Бережная М.А. Телевизионный ведущий в контактной передаче (на материалах Ленинградского телевидения 1985-1988 гг.). - Л., 1989; Беспамятнова Г.Н. Языковая личность телевизионного ведущего. - Воронеж, 1994; Братышев Д.Е. Создание имиджа телевизионного ведущего: Технология моделирования персонифицированного образа ведущего телевиз. программ. - М., 1998; Венкова М. Е. Персонификация в телевизионной журналистике. - М., 1982; Добриневская Т.Г. Особенности деятельности телевизионного журналиста в различных типах коммуникативных процессов. - Минск, 1992; Корнева И.В. Телевизионное пространство и его виртуальные образы (Из опыта отечественного телевидения 1990-х годов). - СПб, 2002; Маркелов К.В. Профессиональная мотивация как фактор становления личности журналиста. - М., 1998; Перипечина Г.В. Экранный образ тележурналиста: методика формирования. - М., 1998; Сусская О.А. Телевизионный коммуниатор: специфика и проблема речевого общения. - Киев, 1990.

5 Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М., 1999; Мельник Г.С. MASS-MEDIA: Психологические процессы и эффекты. - СПб, 1996; Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. - М., 1997; Сапунов Б.М. Этика и культура работника телевидения. - M., 1991; Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. - M., 1999; Юрков А.А. Этика журналистского творчества. -СПб., 2003. рассмотрена в профессионально-этическом аспекте. Этим определился иной подход к разработке темы персонификации информации на телевидении. В работе проведен анализ тенденции персонификации на отечественном телевидении от появления первых ярких индивидуальностей среди ведущих в 1950-е гг. до наших дней. Рассмотрены выразительные средства персонификации телевизионной информации, приведены и обоснованы позиции взаимосвязи и взаимовлияния персонификации информации и этических аспектов ее подачи на российском телевидении. В исследовании выдвинут и обоснован тезис о том, что роль ведущего информационной программы на современном телевидении является отражением общих тенденций состояния журналистики в меняющихся политических условиях. И если прежде во главу угла ставился профессионализм телевизионного журналиста, его способности и умение подготовить качественный материал, то сейчас на первый план выходят этические аспекты работы журналистов и, в частности, телеведущих и репортеров.

Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды в области теории журналистки таких авторов как

B.М. Горохов, В.В. Егоров, С.Г. Корконосенко, Г.С. Мельник, Р.Д. Копылова,

C.А. Муратов, М.И. Шостак, Г.В. Лазутина, А.А. Юрков, О.Р. Самарцев, Б.М. Сапунов. Для расширения теоретической сферы в исследования были использованы также примыкающие к теме диссертации работы психологов, социологов и филологов, таких как Н.Н. Богомолова, И.М. Дзялошинский, С.К. Рощин, Л.Н. Федотова, Б.М. Фирсов, В.И. Здоровега и др.

Методы исследования. При разработке темы диссертационного исследования применены общенаучный метод познания, формальнологический и структурно-функциональные методы, а также

- филологический метод (анализ телевизионных текстов рассматриваемых в работе передач: речевое поведение ведущего в монологической речи и во время интервью, используемые стилистические приемы и методы речевого воздействия);

- критический анализ и обобщение научной литературы;

- сравнительный анализ (обобщены выводы включенного наблюдения, использованы результаты социологических опросов);

- интервьюирование, практический сбор информации, представленный в приложении беседами с известными телевизионными журналистами.

Цели и задачи исследования - исследовать различные аспекты персонификации информации и связанную с ними эффективность деятельности телевизионных коммуникаторов (ведущих информационных и информационно-аналитических программ, а также, журналистов, корреспондентов и репортеров) - тех, кто вольно или невольно осуществляет идеологическое влияние на массового зрителя. Стремление средств массовой информации, и в особенности электронных, выступать в роли так называемой «четвертой власти», и вполне успешный опыт СМИ в формировании общественного мнения, когда массовому потребителю информации указывается объект интереса и внедряются клишированные образы его рациональной и эмоциональной оценки, приводит к постановке следующих задач:

- анализ деятельности тележурналистов в разные периоды истории отечественного телевидения для выявления основных тенденций персонификации информации в современной тележурналистике;

- рассмотрение технологии журналистского творчества в области информационного вещания; использования различных форм и методов персонификации телевизионной информации (выразительные средства телевидения, речевое воздействие и манипуляция, техника ведения интервью и т.п.);

- исследование этических проблем в деятельности телевизионных журналистов, связанных с отменой цензуры, декларированием свободы слова и собственно с процессом персонификации информации;

- анализ возможностей и условий формирования личной этической позиции ведущих и репортеров при создании телепрограмм.

Эти цели достижимы при объединении теоретического и практического материала по изучаемому вопросу, его анализе и формулировании научно-методических рекомендаций практического характера.

Объект исследования. Личность телевизионного коммуникатора в процессе эволюции персонификации информации на разных этапах развития российского телевидения.

Предмет исследования. Персонификация телевизионной информации, ее трансформация в разные периоды развития российского общества в зависимости от задач тележурналистики (профессионально-этический аспект).

В данном исследовании предпринята попытка оценить степень и последствия влияния так называемых «лиц телеэкрана», прежде всего, ведущих информационных и информационно-аналитических программ и репортеров, на восприятие аудиторией телевизионной информации. Затронуты некоторые аспекты профессиональной деятельности телевизионных коммуникаторов - представителей тех телевизионных профессий, прямой задачей которых является осуществление непосредственно коммуникации, диалога со зрителем. В рамках диссертации рассматриваются нравственные принципы деятельности телевизионных журналистов, этические проблемы журналистского творчества, возможности их решения, и проблема свободы слова во взаимосвязи с этическими аспектами деятельности телевизионных журналистов.

Хронологические рамки диссертации - с 50-60-х гг. XX в. по 2005 г. -обусловлены неразрывным единством содержания телевизионных передач с личностями их авторов и ведущих. Более детальному анализу подвергнут период с начала 90-х гт. прошлого века до настоящего времени. Наиболее полный анализ эволюции персонифицированной роли телевизионных журналистов возможен при рассмотрении изменения этой роли в разные исторические периоды.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность использования диссертации и ее основных выводов для дальнейшей научной разработки поставленных в исследовании задач.

Результаты работы могут быть применены в учебном процессе при создании методических программ и учебных пособий, для подготовки курса лекций, спецкурсов и практических занятий со студентами. Знакомство молодых журналистов с проблематикой данной работы поможет им полнее понять специфику творчества тележурналиста, форм и методов персонификации информации, а также ее позитивных и негативных сторон, определить нравственные ориентиры в будущей профессиональной деятельности.

Возможно использование положений диссертации для научных дискуссий с теоретиками журналистики и организации обсуждения поставленных в исследовании вопросов с журналистами-практиками.

Структура работы. Для более обоснованного подхода к проблеме трансформации роли телевизионного журналиста в зависимости от исторического контекста его профессиональной деятельности, в первой главе определяется понятие «персонификации информации». Информация, как наиболее общая категория, выражающая собой все формы и средства сообщений о состоянии и процессах, происходящих в мире, получаемая аудиторией посредством телевидения, рассматривается через личность коммуникатора, его персонифицированный образ, созданный экранной реальностью. Таким образом обосновывается актуальность проблемы персонификации информации.

Значимость этого явления начала осознаваться с середины прошлого века, когда телевидение становится самым динамично развивающимся средством массовой информации, и в обществе осознается его роль как средства политического влияния на зрителя.

Роль личности журналиста на телевизионном экране меняется одновременно с обществом, его идеологическими установками, а также с ростом технических возможностей в сфере телевещания. В исследовании рассматриваются этапы персонификации информации на отечественном телевидении, первые признаки которой проявились еще в советскую эпоху.

В настоящее время персонификация информации представляется процессом, широко распространившемся в современном российском телевизионном вещании. Характерной чертой российского телевидения является целенаправленное влияние на массовое сознание и формирование общественного мнения в соответствии с политикой канала. Персонифицированный образ телевизионного коммуникатора — наиболее подходящая фигура для выполнения этих задач. Чтобы добиться максимального эффекта своей деятельности тележурналисты используют различные приемы, выразительные средства, речевые тактики.

Во второй главе исследуются речевое поведение телеведущих и выразительные средства языка телевидения, персонифицирующие информацию. Ключевой фигурой, «носителем» образно-выразительных средств является телевизионный коммуникатор с его неповторимыми внешностью, манерой поведения в кадре, дикцией, тембром голоса, мимикой и жестами, особенностями речевого поведения, жизненной позицией, логикой анализа и подачи материала. Все телевизионные коммуникаторы, персонифицируя информацию, используют те или иные выразительные средства, в большей или меньшей степени. При этом один и тот же факт, одно и то же событие, анализируемое и «подаваемое» телезрителю различными коммуникаторами, может приобрести совершенно разные звучание, значимость, позитивность и негативность оценки. На примере информационных и информационно-аналитических программ, взятых в контексте двух «тем дня» — ареста Михаила Ходорковского и энергетической аварии в Москве - показывается, как одно и то же событие обретает совершенно разное, иногда даже полярное звучание в различных программах в зависимости от точки зрения ведущего, журналиста, редакционного коллектива. Именно последний нередко стоит за информацией, звучащей в телеэфире.

Проведенный анализ подтверждает, что для того, чтобы донести до зрителя именно ту позицию, которой придерживается коммуникатор (свою личную точку зрения либо «заказанную»), используется широкий спектр выразительных средств — речевое воздействие, речевая манипуляция, монтаж, общая драматургия программы, выбор темы и приглашенных гостей, логика построения телеинтервью. Одно и то же событие может приобрести совершенно разное, иногда даже полярное звучание в различных программах в зависимости от точки зрения ведущего, журналиста - коммуникатора. Стремление к самовыражению или донесению «заданной» точки зрения подчас приводит к тому, что телекоммуникатор «забывает» об интересах аудитории, об этике и морали журналистской профессии. Поэтому особое значение приобретает соблюдение телевизионными ведущими норм профессиональной этики.

Поэтому в третьей главе рассматриваются нравственные принципы деятельности телевизионных журналистов, этические проблемы журналистского творчества, возможности их решения, и проблема свободы слова во взаимосвязи с этическими аспектами деятельности телевизионных журналистов. В диссертации, с помощью предшествующих теоретических исследований в области профессиональной журналистской этики, проанализирована взаимосвязь между этическими представлениями телевизионного журналиста (в частности, ведущего и репортера), и его персонифицированной ролью в процессе коммуникации.

Персонифицированность этичности творчества телевизионного коммуникатора представляется автору исследования двоякой проблемой. С одной стороны, она возникает именно за счет персонификации информации, т.е. тогда, когда телевизионный ведущий высказывает мнение «от себя», при этом зачастую не в достаточной степени основывая его на всестороннем анализе фактов и выдавая личную позицию за «истину в последней инстанции». С другой стороны, персонифицированность, субъективность журналистского творчества в системе координат профессиональной этики предполагает такую же субъективную, личную ответственность журналиста за высказанное им в телевизионном эфире слово.

Таким образом, процесс персонификации информации на телевидении породил проблему персональной ответственности журналистов за влияние, которое они оказывают на свою аудиторию.

Важным дополнением к данному исследованию являются мнения и позиции известных журналистов и телевизионных критиков относительно аспектов, форм и методов персонификации информации, норм профессиональной журналистики и ее соблюдения, высказанные в интервью автору данного исследования (полный текст интервью приведен в приложениях).

Многие аспекты исследования основаны на личном опыте работы автора как в качестве телевизионного ведущего и репортера, преподавателя кафедры радио и телевидения, а также в качестве продюсера социально-ориентированных медиакампаний, составной частью которых является организация производства телепрограмм с участием ведущих и репортеров.

15

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Персонификация информации на российском телевидении: профессионально-этический аспект"

Заключение

Мы живем в эпоху массовых информационных потоков, и чтобы передачи телевидения стали живее, непринужденнее, доверительнее, нужно учитывать все особенности, которые влияют на восприятие информации зрителем.

В контексте многих высказываний о телевидении речь идет, как правило, о людях, которых можно считать «лицами» телевидения. Они стоят за большинством сообщений разного характера, предъявляя свое лицо в качестве личной подписи под тем, о чем они говорят с экрана. Таким образом обезличенной информации не существует. Информация всегда персонифицирована. Мы сами ее персонифицируем, когда возникает потребность, поэтому информация всегда неотделима от личности.

Каждый представитель зрительской аудитории формирует свой собственный образ того или иного журналиста, которого ему демонстрирует экран. Этот образ становится неотъемлемой частью сообщаемой информации, а смысл и суть информации, получаемой аудиторией, благодаря телевидению, находятся под влиянием личности того, кто ее озвучивает. Вследствие этого одно и то же событие обретает совершенно разное, иногда даже полярное звучание в различных программах в зависимости от точки зрения ведущего, журналиста - коммуникатора. И, несмотря на то, что важным, если не определяющим звеном в телевизионном процессе является информационная политика, которую определяет государство, личность или канал, очень значимым является такой фактор, как популярность ведущего, рейтинг его программы.

Журналисты могут сами определять и климат вещания, и восприятие мира. Люди, которых зритель видит, слышит, оценивает - ведущие различных программ, репортеры, дикторы служат инструментом формирования общественного мнения. И поскольку телевизионная информация имеет массовый характер, невозможно недооценивать степень влияния личности телевизионного коммуникатора.

За более чем 50 лет телевидение прошло период развития персонификации информации - от появления первых ярких образов телевизионных ведущих, персонифицирующих телевизионное сообщение только за счет неординарности, специфичности собственной личности до внедрения в телевизионный процесс специальных технологий формирования общественного мнения, убеждения, манипулирования. Наиболее заметные качественные изменения происходили в период перестройки, когда общественные процессы вызвали формирование новых стилистических жанров на отечественном телевидении и выдвинули личность журналиста-коммуникатора на первый план, позволили ему выражать свою гражданскую позицию, поставили его в ранг социально и политически значимой фигуры, значительно повысили кредит доверия у телезрителей. Однако со временем выражение гражданской позиции превратилось в ее навязывание (журналисты основываются в этом на «заработанной» в период перестройки социальной значимости и стремлению к персонификации информации), а затем и сама гражданская позиция подчас подменяется заданной позицией властных и финансовых структур, которую коммуникаторы выдают за свою собственную.

Популярность современных «телезвезд» далеко не всегда обретается ими в силу высокой социальной ценности результатов профессиональной деятельности. Все чаще становится возможным получить популярность, а, следовательно, и влиятельность путем создания определенного имиджа, так называемой «раскруткой».

Технический прорыв, совпавший с изменениями в общественной жизни страны, вывел журналистику на новый качественный уровень. Эти изменения стали для СМИ поводом создания модели современной журналистики как «четвертой власти». Одним из следствий стремления представлять так называемую «четвертую власть» стало нарушение важнейшего принципа журналистики - принципа объективности.

Участие телевидения в выборах, использование авторитета популярных телеведущих в качестве предвыборной агитации положило начало общей тенденции на телевидении, которая заключается в целенаправленном влиянии на массовое сознание. Нередко функция средств массовой информации формирования общественного мнения трансформируется в прямое манипулирование сознанием и поведением аудитории. Таким образом, процесс персонификации информации на телевидении породил проблему персональной ответственности журналистов за влияние, которое они оказывают на аудиторию. В этой ситуации особое значение приобретает позиция журналиста-коммуникатора, которая представляется социально и этически оправданной.

Возникновение, и решение проблем профессиональной этики лежит в сфере персонификации информации. Персонифицированность этичности творчества телевизионного коммуникатора становится, таким образом, двоякой проблемой. С одной стороны, она возникает именно за счет персонификации информации, т.е. возможности высказывать мнение «от себя», при этом зачастую не в достаточной степени основывая его на всестороннем анализе фактов и выдавая личную позицию за «истину в последней инстанции». С другой стороны, персонифицированность, субъективность журналистского творчества в системе координат профессиональной этики предполагает такую же субъективную, личную ответственность журналиста за сказанное им в телевизионном эфире слово. Соблюдение этических и моральных норм телевизионными коммуникаторами является личным нравственным выбором каждого. Но современные тенденции в отечественной тележурналистике таковы, что нередко вынуждают журналистов руководствоваться в своей профессиональной деятельности не пониманием того, что журналистика — это искусство донести новое, сделать его достоянием всех, а корпоративными интересами, волей работодателей и владельцев СМИ, в том числе государства. Таким образом декларируемая свобода слова не имеет ничего общего с реальной свободой творческой деятельности журналиста.

Творческая свобода журналиста должна позволять строить деятельность СМИ без насилия над их природой. Проведенное исследование убеждает, что чем больше творческой свободы, тем более значимыми становятся проблемы нравственности в деятельности средств массовой информации.

Это приводит к выводу о том, что этические аспекты работы журналистов и, в частности, телеведущих и репортеров, в настоящее время выходят на первый план: профессиональные требования должны осознаваться журналистами в единстве с этическими, ведь подрыв кредита доверия является вопросом не только личной порядочности, но и престижа профессии.

177

 

Список научной литературыШипова, Екатерина Васильевна, диссертация по теме "Журналистика"

1. XX1.век начинается: Актуальные вопросы журналистики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2002. - 312 с.

2. Агапитова С.Ю. Информационное вещание на ТВ: Эволюция и современное состояние (на материале телевидения Ленинграда — Санкт-Петербурга) С.Ю. Агапитова. СПб.: «Роза мира», 2003. — 170 с.

3. Агзамов Ф.И. Журналистское исследование активности личности / Ф.И. Агзамов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. - 223 с.

4. Аксартова С. Российское телевидение: организационная структура, производство программ, аудитория / С. Аксартова, А.Г. Качкаева, Г.А. Либергал, Ф. Фоссато. М.: Интерньюс, 2003. - 112 с.

5. Антонова В. И. Информационные жанры газетной публицистики: Учебное пособие / В.И. Антонова. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1996. -63 с.

6. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988. - 338 с.

7. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом / В.Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1975.-408 с.

8. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики / Э.Г. Багиров М.: МГУ, 1987.-238 с.

9. Багиров Э.Г. ТВ-репортер / Э.Г. Багиров, Г.В. Кузнецов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 206 с.

10. Багиров Э.Г. Телевидение XX век: Политика. Искусство. Мораль / Э.Г. Багиров, И.Г. Кацев. - М.: Искусство, 1968. - 303 с.

11. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие / А.Н. Баранов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 358 с.

12. Барманкулов М.К. Зримое слово: Сегодняшнее и будущее телевизора / М.К. Барманкулов. Алма-Ата: Об-во «Знание» КазССР, 1986. - 16 с.

13. Барманкулов М.К. ТВ: деньги или власть? / М.К. Барманкулов. -Алматы: Казахстанн, 1997. 316 с.

14. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. — 314 с.

15. Барт Р. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1994. - 615 с.

16. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского, 1929: Записи курса лекций по истории русской литературы / М.М. Бахтин. М.: Ин-т мировой лит. им. М. Горького Рос. акад. наук Т. 2., 2000. - 798 с.

17. Безменова Н.А. Оптимизация речевого воздействия / Н.А. Безменова, В.П. Белянин, Н.Н. Богомолова. -М.: Наука, 1990. -239 с.

18. Белинский В.Г. Ничто о ничем. / В.Г. Белинский Собр. соч.: В 9-т.т. Т. 1.-М., 1976

19. Белинский В.Г. Собр. соч.: в 3-х т. Т. 1. / В.Г. Белинский. СПб., 1911.

20. Бережная М.А. Социальная тележурналистика / М.А. Бережная. СПб.: Роза мира, 2005. - 217 с.

21. Березин В.М. Теория массовых коммуникаций: Текст вводных лекций / В.М. Березин.-М., 1997.

22. Блинова Э.В. Психологические особенности телевизионного общения. Ч. 1. / Э.В. Блинова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. - 73 с.

23. Блинова Э.В. Психологические особенности телевизионного общения. Ч. 2. / Э.В. Блинова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. - 73 с.

24. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 127 с.

25. Большая Советская Энциклопедия в 30-ти т. Т. 10. М.: Советская энциклопедия, 1972. - 590 с.

26. Большая Советская Энциклопедия в 50-ти т. Т. 18. М.: Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1953. - 619 с.

27. Большая Советская Энциклопедия: 30-ти т. Т. 12. — М.: Советская энциклопедия, 1973. 623 с.

28. Борецкий Р.А. Журналист ТВ: за кадром и в кадре: (Основы профессионального мастерства). / Р.А. Борецкий, Г.В. Кузнецов. М.: Искусство, 1990. - 152 с.

29. Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики / Р.А. Борецкий, А.Я. Юровский. -М.: МГУ, 1966.-239 с.

30. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье: Ст. 1989 1998 / Р.А. Борецкий. - М.: Ин-т истории и соц. проблем телевидения, 1998. — 105 с.

31. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие / Б.Л. Борисов. М.: РГБ., 2004. - 617 с.

32. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации / Ю.П. Буданцев. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. - 111 с.

33. Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста / Р.Г. Бухарцев. М.: Мысль, 1985.-140 с.

34. Вакуленко К. Человек в кадре / К. Вакуленко. Киев, 1974. - 112 с.

35. Васильева Л.А. Делаем новости! / Л.А. Васильева. М.: Аспект Пресс, 2003.-188 с.

36. Васильева Т. В. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат / Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров. СПб.: Спец. лит., 2004. - 287 с.

37. Введение в психологию / Под ред. Петровского А.В. М.: Изд. центр «Академия», 1995.-493 с.

38. Вейнберга С.Х. Телевизионная журналистика. Телевизионные виды: Учебное пособие / С.Х. Венберга. Рига: Латв. гос. ун-т им. П. Стучки, 1988.-51 с.

39. Выготский Л. Психология искусства / Л. Выготский. М.: Изд-во Соврем, гуманитан. ин-та, 2001. — 209 с.

40. Гаймакова Б.Д. Мастерство эфирного выступления: Учебное пособие / Б.Д. Гаймакова, С.К. Макарова, В.И. Новикова, М.П. Оссовская. М.: Аспект Пресс, 2004. - 282 с.

41. Гальперин Ю.М. Текст как объект лингвистического исследования / Ю.М. Гальперин. -М.: УРСС, 2005. 137 с.

42. Гальперин Ю.М. В эфире слово / Ю.М. Гальперин. - М.: Искусство, 1977.-166 с.

43. Гальперин Ю.М. Человек с микрофоном / Ю.М. Гальперин. М.: Искусство, 1971.-271 с.

44. Гаспарян В.В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра (1990-95 гг.) / В.В. Гаспарян. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1995. - 127 с.

45. Гессен М. По жизни: Пособие по социальной журналистике / М. Гессен, М. Назари. М.: UNICEF, 2002. - 128 с.

46. Гибсон Д.Д. Экологический подход к зрительному восприятию / Д.Д. Гибсон. М., Прогресс, 1988.-461 с.

47. Глазкова С. А. Политические традиции в формировании имиджа (проблемы политического консалтинга) / С.А. Глазкова. — СПб: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2003.

48. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения: Учебное пособие для студентов вузов / Н.А. Голядкин. М.: Аспект Пресс, 2004. - 140 с.

49. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения / Н.А. Голядкин. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания ОСТР, 2001.-123 с.

50. Горохов В.М. Методы журналистского творчества: Учебное пособие / В.М. Горохов, Е.П. Прохоров, И.М. Дзялошинский. М.: Изд-во МГУ, 1982.-151 с.

51. Горохов В.М. Слагаемые мастерства / В.М. Горохов. — М.: Мысль, 1982.-160 с.

52. Греймс А. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка / А. Греймс, Ж. Курте. -М., 1983

53. Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера / Т.Э. Гринберг. -М.: Б.и., 1995.- 103 с.

54. Гуревич П.С. Приключения имиджа / П.С. Гуревич. — М.: Искусство, 1991.-219с.

55. Давтян C.J1. Правовые основы функционирования редакции: Учебное пособие / C.J1. Давтян. М.: Аспект Пресс, 2002. - 159 с.

56. Дворко Н.И. Профессия режиссер мультимедиа / Н.И. Дворко. -СПб.: Гуманитар, ун-т профсоюзов, 2004. - 158 с.

57. Дзялошинский И.М. Российская журналистика: свобода доступа к информации / И.М. Дзялошинский. М.: Комис. по свободе доступа к информ., 1996. - 267 с.

58. Дзялошинский И.М. Контроль гражданского общества за информационной открытостью власти: теория и практика / И.М. Дзялошинский. М.: Комис. по свободе доступа к информ.,1998. 135 с.

59. Дзялошинский И.М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции / И.М. Дзялошинский. — М.: Моск. центр Карнеги, 2001. — 30 с.

60. Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества / И.М. Дзялошинский. М.: Пульс, 2000.-48 с.

61. Дзялошинский И.М. Формы и методы работы журналиста с источником информации / И.М. Дзялошинский. М.: Пульс, 2001. — 40 с.

62. Дмитриев А .Я. Информационное телевидение / А.Я. Дмитриев, В.Н. Попантонопуло. Новосибирск: Наука, 1998.-348 с.

63. Дмитриев JT.A. Законы драматургии: Теория и метод творчества / JT.A. Дмитриев. М.: Диалог - МГУ, 1998. - 124 с.

64. Дмитриев JT.A. Тайны искусства: Законы телевизионной драматургии как законы творчества: Учебное пособие / JT.A. Дмитриев. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР, 1994. - 131 с.

65. Доценко E.JT. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. М. ЧеРо, 2000. - 328 с.

66. Егоров В.В. Телевидение и власть / В.В. Егоров. — М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР, 1997.-210 с.

67. Егоров В.В. Телевидение и зритель / В.В. Егоров. М.: Мысль, 1977. -196 с.

68. Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории / В.В. Егоров М.: Аспект Пресс, 2004. - 200 с.

69. Егоров B.C. Рационализм и синергизм / B.C. Егоров. М.: Совет, спорт, 1997.-308 с.

70. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия / Ю.А. Ермаков. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. - 203 с.

71. Жанры телевидения. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1967. 251 с.

72. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. М.: Наука, 1982.- 159 с.

73. Журавлев А.П. Звук и смысл / А.П. Журавлев. М.: Прсвещение, 1991. -160 с.

74. Журналист в поисках информации. М.: Галерия, 2000. - 111 с.

75. Журналист и информация: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Жиркова. -СПб.: СПбГУ, 1994.-67 с.

76. Журналист и общество: Учебное пособие / Под. ред. Г.С. Мельник. — СПб.: СПбГУ, 1993.-87 с.

77. Журналист и этика. Мнения журналистов в зеркале обследования кодекса профессиональной этики / Под ред. А. Рихтера — М.: Б.и., 1995. -16 с.

78. Журналист: российско-американские социологические исследования / Под ред. С.Г. Колесник. М.: Эслан, 1998. - 1975 с.

79. Журналистика 2003: Обретения и потеря, стратегии развития. Ч. 2. -М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, фак. журналистики, 2004. 328 с.

80. Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. Часть IX. МГУ. М., 2001.

81. Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Ч. IV. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, фак. Журналистики, 2001. - 61 с.

82. Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: Сб. тезисов научно-практической конференции. Ч. IV. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.-40 с.

83. Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: Сб. тезисов научно-практической конференции. Ч. V. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.-37 с.

84. Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: Сб. тезисов научно-практической конференции. Ч. VI. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.-41 с.85