Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Теория литературы, текстология Специальность ВАК РФ: 10.01.08

Свободные мотивы в эпическом произведении

Коробкова, Анна Анатольевна — Москва, 2009

Очевидна прямая связь между разграничением теоретиками формальной школы (Б.В, Томашевский, В.Б. Шкловский и др.) фабулы и сюжета («художественной конструкции»3), с одной стороны, и указанной типологией мотивов, с другой. Внимание к «сюжету», к подробностям, к тому, как именно введены в повествование и изображены события, влекло за собой и особый...

Стилевые тенденции в творчестве писателя

Лихтарович, Вадим Анатольевич — Москва, 2009

В этих и других определениях общим оказывается трактовка стилевых тенденций как относительно самостоятельного феномена, обозначающего часть стилевой системы. Значит, стилевые тенденции представляют собой один из видов стилевых единств наряду со стилем произведения, стилем писателя, стилем направления и т.п...

Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма

Беляева, Ирина Сергеевна — Москва, 2009

Предпринятое нами исследование впервые рассматривает взаимодействие комментария и текста не с точки зрения его традиционной, поясняющей функции, которая присуща комментарию по определению, но с точки зрения его функционирования в качестве художественного элемента текста, реализующего в каждом конкретном случае тот или иной тип фик-циональности...

Формально-содержательные модификации моностиха в русской литературе XX века

Конюхова, Людмила Николаевна — Москва, 2009

На протяжении всего XX столетия развития русской литературы к моностиху обращаются представители самых разнообразных направлений и течений. Моностих приобретает всё большую популярность, становясь не только устойчивым явлением печатной литературы, но и примером эстрадного выражения авторской мысли, средством общения и представления своего...

Вариативность рок-поэзии

Ярко, Александра Николаевна — Тверь, 2008

Традиционно понятие вариативности в филологии связывается с фольклором. Фольклористика же понимает под вариативностью «способ проявления культурного наследия, передаваемого по памяти в устной форме»' Однако если рассматривать вариативность шире, как способность произведения порождать варианты, а также как бытование произведения в вариантах, то...

Гипертекстуальные формы и функционирование их единиц в русской литературе XX - начала XXI века

Федорова, Наталья Антоновна — Санкт-Петербург, 2008

Начиная со второй половины 90-х в России, и чуть раньше за рубежом, можно отметить всплеск ишереса к становящейся все более популярной сети Интернет, меднаисклсству и компьютерным артефактам В тгои связи наблюдается увеличение интереса исследователей к функционированию текст в новой среде, а, следовле шно к дпгиталыгым способам репрезешации...

Гротеск как тип художественной образности

Дормидонова, Татьяна Юрьевна — Тверь, 2008

Литературный гротеск как форма художественного мышления возник одновргменно с литературой и, вероятно, будет существовать столько же, сколько она будет существовать Гротеск развивался во времени, и вместе с тем развивалось представление о том, что есть гротеск Гротеск - не архаика литературы. И в современной (в том числе и отечественной...

Метатекст в постмодернистском литературном нарративе

Баринова, Екатерина Евгеньевна — Тверь, 2008

Несмотря на востребованность понятия в литературоведении, МТ пока не стал предметом целостного монографического изучения Вместе с тем, сам феномен метатекста описывается и анализируется гораздо чаще, и далеко не всегда с использованием самого термина Так, речь может идти об «авторском повествовании в повествовании», «автометатекстуальности...

Нарратология современной беллетристики

Крижовецкая, Оксана Михайловна — Тверь, 2008

Современная беллетристика - явление, безусловно заслуживающее внимания исследователей в силу той роли, которую оно играет в словесности конца XX - начала XXI века При этом современная беллетристика есть факт не только литературы (литературный факт), но и - шире - культуры (факт культуры) В отличие от классики, которая формирует канон литературы...

Опыт границы и язык границы

Мельникова, Ирина Марковна — Самара, 2008

Актуализация опыта границы становится специфической особенностью художественной культуры XX века. В искусстве происходит трансформация опыта границы в языки границы, адекватные сознанию человека XX столетия. Феномен границы, переживаемый то как источник нового, то как предел, привлекает внимание не только философов, культурологов и искусствоведов...

Переводческая традиция хакасских сказаний о богатырях

Ахпашева, Наталья Марковна — Москва, 2008

Исследователь находит, что по отношению к истории и развитию межэтнических культурных взаимосвязей на территории Сибири целесообразно проследить гснсзис этой переводческой традиции, дать оценку ее общему результату, сопоставить индивидуальные достижения и предложить некоторые рекомендации последующим поколениям переводчиков. В плане социальной...

Поэтика метаромана

Зусева, Вероника Борисовна — Москва, 2008

Источники. Основные источники - два вершинных и, на наш взгляд, наиболее репрезентативных образца жанра метаромана в русской и французской литературах XX века: «Дар» В. Набокова (1938) и «Фальшивомонетчики» А. Жида (1925...

Проблема границы в постмодернистском романе

Тарнаруцкая, Елена Петровна — Самара, 2008

Мы, как и П.Во, считаем, что, изучая поэтику постмодернистского романа, мы изучаем то, что придает идентичность роману в целом. Поэтому необходимо понять роль, которую в репрезентации идентичности романного жанра играет тот аспект художественной формы, логики и культурного сознания, который называют границей...

Становление субъективности в русской прозе XVIII века

Аржанов, Алексей Павлович — Самара, 2008

В ситуации формирования индивидуально ориентированного искусства в условиях ограничений, накладываемых на субъективность «эйдетической поэтикой» самоопределение субъективного начала начинается на «я»-границах (в том числе «я» субъекта эстетической деятельности), которые оформляются благодаря «другому», в его отношении ко мне, и наоборот...

Традиционный сюжет об Амуре и Психее в свете исторической поэтики: теоретический аспект

Котариди, Юлия Георгиевна — Москва, 2008

В современном литературоведении существует немало определений традиционных структур «вечные тигты», «вековые образы», «мировые», «странствующие», «международные», «бродячие сюжеты», «сверхсюжеты...

Художественная словесность и реальность

Местергази, Елена Георгиевна — Москва, 2008

Степень изученности темы можно определить как невысокую Об этом прежде всего свидетельствует отсутствие (за редким исключением) в литературных словарях и энциклопедиях необходимых статей, относящихся к рассматриваемой проблематике, отсутствие соответствующих разделов в многочисленных авторских и коллективно созданных «Теориях литературы», а также...

Внешность литературного героя как художественная ценность

Подковырин, Юрий Владимирович — Кемерово, 2007

Выделение внешности как особого понятия, связанного с определенной областью художественной реальности, не предпринималось в литературоведении Вместе с тем такой шаг представляется актуальным, так как позволяет объединить явления, которые в литературоведении, как правило, рассматриваются разрозненно, в отрыве друг от друга - «портрет», «одежда...

Жанровые процессы в поэзии российских немцев второй половины XX-начала XXI вв.

Зейферт, Елена Ивановна — Караганда, 2007

Жанр и этническая (этнокультурная) картона мира благодаря своему органичному сходству (оба умозрительных, исторически сложившихся явления представляют собой системные совокупности элементов как определенные образы мира) гибко сопрягаются и взаимодействуют Обладая интерэтническими характеристиками, жанр является категорией, назначение которой...

Комическое начало в художественном стиле Достоевского. Ранние произведения

Солотчин, Сергей Георгиевич — Москва, 2007

Отмеченная одноплановость во взгляде на творчество Достоевского переходит в массовое сознание Адекватность же восприятия произведений литературы предполагает не только соответствие уровней образования писателя и читателя, полноты знания идей предшественников и их выражения, но и воспитание на общих духовных ценностях, в единстве взглядов на жизнь...

Композиционная роль текста в тексте в произведениях Достоевского: библейские цитаты в романе "Братья Карамазовы"

Гумерова, Анна Леонидовна — Москва, 2007

В романе «Братья Карамазовы», начиная с эпиграфа, очень часто используется структура «текст в тексте» Все произведения Достоевского содержат множество отсылок к предшествующим текстам, но они органично вживлены в текст, так что построение текста не кажется искусственным Однако при этом цитаты из предшествующих текстов не теряют своего своеобразия...