Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Специальность ВАК РФ: 17.00.04

Творчество Луиса де Моралеса в контексте духовной культуры Испании XYI века. Проблемы взаимодействия живописи и религиозно-мистической литературы

Калугина, Елена Октябрьевна — Санкт-Петербург, 2014

Луис де Моралес, прозванный современниками «Божественным», являлся одним из самых самобытных испанских художников XVI столетия. Однако, уже последующее поколение критически относилось к творческому наследию мастера, считая его манеру архаичной. Хотя в дальнейшем имя живописца не было забыто, подлинное открытие Моралеса относится к XX веку...

Художественная диорама как вид искусства

Дружинин, Алексей Александрович — Москва, 2014

Для решения поставленных задач потребовалось рассмотреть все периоды развития диорамы от истоков ее появления в 1820-е годы и до середины XX века. Именно эти временные рамки дают необходимое представление о данном виде художественного творчества, его эволюции, предоставляют возможность сделать выводы обобщающего характера. Особое внимание уделено...

Художественная жизнь Алтая во второй половине XX века по материалам местной периодической печати

Артёмова, Александра Николаевна — Барнаул, 2014

В ходе работы над темой исследования привлекались справочные издания. Во втором томе «Энциклопедии Алтайского края» (1997) собраны обобщенные сведения о создании и деятельности главного печатного органа, освещающего, в том числе, события культурной жизни края - газеты «Алтайская правда». В биобиблиографическом словаре в двух томах «Художники...

Шведские ковры и декоративные полотна XX - начала XXI в.

Широковских, Маргарита Сергеевна — Санкт-Петербург, 2014

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологий и дизайна...

Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова: истоки, становление, опыт преемственности традиций в народном искусстве

Горожанина, Светлана Валентиновна — Москва, 2013

Следующий этап учебно-производственной деятельности абрамцевской мастерской (1900-е - 1910-е гг.), тесно взаимосвязанный с художественными мастерскими московского губернского земства в Сергиевском посаде, поисками путей взаимодействия с местными традиционными промыслами, остался вне поля зрения исследователей...

Акоп Овнатанян и ранний армянский живописный портрет

Хачатрян, Нелли Александровна — Санкт-Петербург, 2013

Многозначность исторической роли раннего портрета была, безусловно, несоразмерна возможностям конкретного жанра. Тем не менее, он попытался взять на себя принципиальные проблемы формирующейся светской традиции. В связи с этим исследовать процесс становления светской армянской живописи, осмыслить многочисленные аспекты проблематики переходной...

Вазопись древнего Коринфа

Букина, Анастасия Геннадьевна — Санкт-Петербург, 2013

Вазопись греков возникла как закономерный этап в развитии большой керамической традиции древнего мира. В той его части, которую населяли народы, так или иначе оказавшие влияние на формирование античной цивилизации и ее художественной культуры -речь может идти о регионе Южной Европы, Средиземноморья и прилегающих областей Ближнего Востока, обжиг...

Воплощение античных космологических концепций в культовом зодчестве Древней Греции и Рима

Поляков, Евгений Николаевич — Барнаул, 2013

Настоящее исследование посвящено истории зарождения космологического направления в культовом зодчестве Древней Греции и Рима. А также архитектурной реализация старинного постулата «Храм - модель вселенной»: «Было время, когда вселенную, в самом деле, представляли в виде колоссального храма, основание которого - адская бездна, а крыша — небеса, где...

Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек

Порчайкина, Наталья Викторовна — Красноярск, 2013

Изучение поставленной проблемы представляется необходимым и с позиций межкультурной коммуникации, для теории и практики художественно-экспозиционной деятельности важно аккумулировать существенно отличающийся друг от друга опыт мировых и российских выставочных площадок. Анализ экспозиционной деятельности в европейских странах актуален для...

Дармштадская колония (1898 - 1914) и взаимодействие искусств в эпоху модерна: от идеи к реализации

Григораш, Алена Владимировна — Москва, 2013

Значительное место в работе отведено обзору различных теорий в немецком искусстве XIX века, связанных с взаимодействием искусств, в контексте их влияния на художественных процесс. Также в работе уделено большое внимание предпосылкам возникновения Дармштадской колонии как художественного объединения и особенностям художественной и выставочной...

Доходные дома в структуре крупных городов Западной Сибири

Тарасова, Юлия Игоревна — Новосибирск, 2013

Доходный дом возник в центральной части городов европейских государств (Англия, Франция и др.), а также крупных городов России (Санкт-Петербург, Москва и пр.), где архитектурно-пространственные и художественно-декоративные решения такого жилого дома были связаны с особенностями планировочной структуры каждого города и спецификой формирования его...

Жанровая живопись Великого княжества Финляндского (1809-1917) как художественный феномен

Суворова, Лариса Владимировна — Москва, 2013

Актуальной проблемой данного исследования явился вопрос объективной оценки связи финской и русской культур, с выяснением сложности их характера и типологических различий, а также изучение влияний европейских художественных школ на процесс формирования финского национально-романтического искусства. Это было некое синтетическое стилевое мышление...

Живопись 1890-1930-х годов из коллекции Государственного музея революции как визуальный феномен реконструкции революционной эпохи

Епишин, Андрей Сергеевич — Москва, 2013

Джексон" и А. Дж. Коэн12. Данные исследования осмысляют опыт художественной жизни, с середины XIX века и до Октябрьской революции 1917 года, а также затрагивают вопросы о степени влияния политических, социальных и культурных условий этого периода па развитие русского изобразительного искусства...

Житийные циклы митрополита Алексия в русском изобразительном искусстве конца XV-XVII вв.

Назарова, Галина Андреевна — Москва, 2013

Свидетельства почитания митрополита Алексия нашли отражение в посвящениях храмовых престолов, летописях, редакциях жития святого, в том числе лицевых списках, а также в монументальной живописи, иконописи, лицевом шитье и произведениях прикладного искусства. Внимание к святителю было обусловлено той ролью, которую сыграл митрополит Алексий в...

Западные и южные врата собора Рождества Богородицы в Суздале как памятник русской художественной культуры конца XII - первой трети XIII века

Манукян, Анна Михайловна — Москва, 2013

Особо следует отметить специфическую художественную выразительность «золотой наводки», с её сиянием линий и пятен, которое вызывает ассоциации с символикой божественного света. Изучаемый ансамбль - самый ранний и самый крупный среди целой вереницы русских произведений, исполненных в этой технике...

Иконография "гротесков" в монументально-декоративном убранстве русских интерьеров XVII - первой трети XIX века

Уркитис, Анна Юрьевна — Санкт-Петербург, 2013

В работе изучаются основные, ключевые моменты развития иконографии гротесковых композиций в убранстве русских интерьеров XVII - первой трети XIX века. Гротесковые композиции рассмотрены на широком поле сопоставлений изобразительных форм, композиционных приёмов и схем пространственного решения в процессе смены стилистических эпох. Гротесковый декор...

Иконография полубожественных музыкантов в скульптуре Аджанты, Эллоры, Аурангабада

Воробьева, Дарья Николаевна — Москва, 2013

Вычленение образов, связанных с музыкальной тематикой, из всего скульптурного убранства скальных храмов представляется целесообразным, прежде всего, благодаря важной роли музыки и танца в ритуале трёх религий, распространённых в Индии в изучаемый в работе период - буддизма, индуизма и джайнизма. Связь пластических искусств и музыки в...

Иконография святого Александра Невского

Мироненко, Дмитрий Геннадьевич — Санкт-Петербург, 2013

Иконография св. Александра Невского объединяет обширнейший художественный материал, который представляет собой значительный пласт отечественной культуры, активно видоизменяющийся на протяжении почти шести веков, начиная с XVI века и до настоящего времени. Изучение и анализ смысловых и композиционных программ этого культурного наследия могут...

Иконописание в Петербурге на рубеже XX-XXI веков

Трапезникова, Анастасия Сергеевна — Санкт-Петербург, 2013

На протяжении Нового времени петербургское иконописание развивалось, в основном, на базе академического искусства западноевропейского происхождения, а с начала XX века характеризуется обращением к византийским и древнерусским истокам. Преемственность художественной практики данного региона, таким образом, становится еще одним звеном исследования...

Иконостасы храмов Центральной России XVIII - начала XX века

Лазарева, Татьяна Вячеславовна — Санкт-Петербург, 2013

Иконостасы и на протяжении XIX столетия редко становились предметом изучения для искусствоведов, иконостасы и их образы лишь упоминаются в рамках освещения епархиальной жизни, в ХХ-ом авторы собирают сведения о сохранившихся и утраченных храмах и иконах...