автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Археология в жизни и творчестве Н. К. Рериха
Текст диссертации на тему "Археология в жизни и творчестве Н. К. Рериха"
Ж ~ Ж?-о
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ
На правах рукописи
Лазаревич Ольга Вячеславовна
АРХЕОЛОГИЯ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. РЕРИХА
07.00.06 - археология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель -академик В.И. Молодин
Новосибирск -1999
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................................................4
ГЛАВА I. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Н.К. РЕРИХА
В РОССИИ................................................................................................................................................................21
$ 1. Изучение памятников каменного века..............................................................27
$ 2. Изучение курганных могильников............................................................................35
$ 3, Изучение жальничных погребений..........................................................................55
$ 4. Изучение городищ и поселений....................................................................................68
$ 5. Археологические источники, принципы их изучения и
интерпретации..............................................................................................................................................78
$ 6. Этнографическое исследование культуры русского
населения...............................................................:................................86
ГЛАВА П. ИССЛЕДОВАНИЕ Н.К, РЕРИХОМ КУЛЬТУРЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ........................................................................................................................96
$ 1. Археологическое исследование культуры Центральной
Азии..............................................................................................................................................................................98
$ 2. Этнографическое исследование культуры Центральной
Азии......................................................................................................................................................122
$ 3. Деятельность Н.К. Рериха в рамках Института
«Урусвати»..............................................................................................................................................................133
ГЛАВА Ш. АРХЕОЛОГИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ТВОРЧЕСТВЕ Н.К.РЕРИХА...................................................143
$ 1. Проблема соотношения науки и искусства....................................................144
$ 2. Наука в художественном творчестве........................................................................160
♦ $ 3. Археология в поэтическом и театральном творчестве................173
ГЛАВА IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.К. РЕРИХА ПО ОХРАНЕ
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ......................................................177
Стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 199
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................... 206
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ........................................................................ 227
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ...................................................................... 228
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ...................................................................... 231
ВВЕДЕНИЕ
Академик живописи Николай Константинович Рерих - выдающийся художник, создатель около семи тысяч картин, рисунков и эскизов декораций, философ-мыслитель, автор более двух десятков книг и сотен статей, ученый-исследователь, посветивший жизнь изучению истории, археологии, культуры, философии и религии народов Европы, Азии и Америки, талантливый педагог, активный общественный деятель, гуманист, внесший значительный вклад в дело охраны культурных ценностей, пропаганды достижений науки и культуры, распространения знаний.
Духовные устремления Н.К. Рериха, его философское мировоззрение, соединенные с даром художника и поэта, создали некое пространство, объединенное идеями Красоты, Мира, Культуры, Добра и Человечности, которое Леонид Андреев, по праву, назвал «Державой Рериха». В воззрениях Николая Константиновича было много общего со взглядами философов всеединства - B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, а также натурфилософов - А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского и К.Э. Циолковского [1]. Однако, гениальность Рериха как ученого заключается еще и в том, что у него сложился свой взгляд на мир, который основывался не только на последних достижениях развивающейся науки, но включал в себя весь богатейший опыт, выработанный в течение многих тысячелетий поколениями наших предков. Мировоззрение Рериха - это мировоззрение Синтеза. Необходимо отметить, что идея Единства, идея Взаимовлияния проходила сквозь все творчество Н.К. Рериха. Наиболее полно она выражена в знаке, предложенном им для Красного Креста Культуры, представляющем собой три едва соприкасающихся круга внутри окружности, что означает; «Прошлое, Настоящее и Будущее в кольце Вечности». Символ этот имел корни очень древние и был необычайно широко распространен в искусстве разных времен и народов начиная с эпохи каменного века [63]. В нем исследователь видел всю сконцентрированную мудрость человечества. К каким бы
проблемам ни обращался ученый, он рассматривал их сквозь эту призму триединства. Особенно большое внимание Н.К. Рерих уделял объединению, во благо всего человечества трех основных столпов, на которых, по его мнению, зиждется здание Культуры - искусства, науки и религии. Всем своим творчеством, с ранних его этапов, Рерих доказал возможность подобного соединения, сведения воедино в «их индивидуальной и совместной службе человечеству» [219, с. 46], раскрывая в Знаке еще одну, не менее важный семантический компонент - единение науки, искусства в религии в культурном пространстве. Только в объединении, считает Рерих, путь прогресса и окончательное овладение человека этой триадой будет «высшим уровнем спирали достижений» [219, с. 46].
Общность взглядов философов всеединства и Рериха выражалась также и в том смысле, который они вкладывали в такие фундаментальные понятия как «культура» и «цивилизация». Остановимся на них подробнее, ибо они являются основополагающими при рассмотрении научной деятельности Николая Константиновича, так как всестороннее изучение материальной и духовной культуры человечества на огромном пространстве трех континентов являлось делом всей его жизни. Обращаясь к проблеме «культура-цивилизация» Рерих пишет: «Культура есть почитание Света, Культура есть любовь к человеку, Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений... Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце» [122, с. 41]. Но, прежде всего, ученый определяет культуру как работу духа, явление вечное и неистребимое: «Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура как истинная духовная ценность бессмертна» [122, с. 41]. Опыт ученого-исследователя подсказывал Рериху, что «могут быть различные степени и методы ее (Культуры - О. Л.) выявления, но в существе своем она незыблема, и, прежде всего, живет в сердце человеческом» [123, с. 11]. Однако, изучение прошлого человечества приводит Н.К. Рериха к мысли, что несмотря на
прямую противоположность Культуры и цивилизации, они все же представляют собой целостную структуру, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи, то гармонично переплетаясь, то сближаясь, то расходясь с основной характеристикой культуры какого-либо народа в целом.
Актуальности. Объективной потребностью археологической науки на сегодняшний момент, при наличии множества научно-исследовательских центров и археологических школ, является осмысление наследия ученых XIX-XX веков. В связи с этим, в 80-90 годах появляются обобщающие труды по истории отечественной археологии (A.A. Формозов [217, 218], В.Ф. Генинг [24], Г.С. Лебедев [59]). Однако, несмотря на то, что в них есть упоминание о деятельности Николая Константиновича как ученого-археолога, эти сведения далеко не в полной мере проливают свет на ту огромную роль, какую он, на самом деле, сыграл в отечественной науке. Кроме того, в настоящее время в археологии возрос интерес к научным разработкам данного периода на территории Сибири (A.B. Жук [34], В.И. Матющенко [66]), ибо многие идеи и методы исследования были введены в науку именно в XIX-нач. XX вв. Немалый вклад в исследования памятников археологии Южной Сибири был сделан и Н.К. Рерихом, но также не был отражен в работах данных авторов. Вследствие этого, появление нашей работы обусловлено идущим процессом переосмысления наследия отечественных археологов этого времени.
К настоящему времени накоплен огромный вещественный археологический материал, и с каждым годом его количество растет. В ряде случаев назрела необходимость приведения имеющихся археологических источников в систему. Несмотря на обилие методов, разработанных на сегодняшний день, и до сих пор вызывающих у ученых-археологов споры и дискуссии, эта проблема остается нерешенной. На этом фоне, очень важным, на наш взгляд, является обращение к творчеству Н.К. Рериха, обладавшего поистине энциклопедическими знаниями, позволявшими исследователю проводить параллели между древними культурами
различных территорий (порой даже различных континентов) и делать выводы об их контактах и взаимовлиянии.
Рассмотрение любой культуры - от каменного века до современности - Рерих основывал на своих философских и культурологических взглядах, что нашло свое отражение и в системе отбора археологических источников. Будучи скрупулезным, педантичным ученым, Николай Константинович считал, однако, что вещи сами по себе не могут выразить мысли и чувства людей, их создавших, то есть отразить культуру в широком смысле этого слова как работу духа, души В этой связи, на фоне теоретических споров, ведущихся учеными-археологами, о понятиях «культура», «археологическая культура», «цивилизация» и т.п., осмысление наследия Н.К. Рериха становится все более актуальным. Таким образом, данная работа не только позволит в определенной степени углубить источниковедческий анализ археологического материала, но и приблизиться к решению некоторых теоретических проблем археологической науки
Несомненную актуальность данное исследование представляет в плане аккумуляции и осмысления в сводной работе научного наследия Н.К. Рериха, связанного с археологией.
Научная новизна. Гений Рериха был настолько своеобразным, всеобъемлющим, цельным и гармоничным, что он, по замечанию Теодора Хеллина, не мог не оставить бессмертной печати на времени, в котором он жил, одновременно являясь «голосом эпохи», ее знаменем и совестью. Сегодня о Николае Константиновиче Рерихе написаны сотни книг, очерков, статей, посвященных различным аспектам его творчества - художественным, литературным, философским и научным. Однако, следует отметить объединяющую их особенность: весь разнообразный материал -описание находок, наблюдения, размышления, замечания, проблемы, поднимаемые выдающимся ученым-исследователем, - касающийся археологии, представлен авторами неполно и отрывочно. Биографии жизни и деятельности Н.К. Рериха,
созданные различными авторами, отдельные статьи и очерки современников и исследователей творчества художника, философа, писателя, лишь констатируют факты раскопок, обозначая только основные вехи пути становления Николая Константиновича как ученого-археолога. До сего дня по существу нет специальной обобщающей работы, посвященной роли археологии в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Вследствие этого, научная новизна диссертации заключается в том, что нами впервые подготовлено специальное исследование, посвященное научной деятельности Н.К. Рериха в области археологии и смежных научных дисциплин, изучающих прошлое человечества, роли археологии, этнографии, эпосоведения в жизни и творчестве ученого.
Целью нашей работы является всестороннее изучение деятельности Николая Константиновича Рериха в области археологии, этнографии, исследовании эпоса и фольклора народов, населяющих изучаемые им территории, ознакомление с методикой его исследований памятников археологии, деятельности Рериха по охране культурных ценностей. Кроме того, исследуется живописное творчество великого художника, вдохновение для которого автор картин черпал, прежде всего, в историческом прошлом человечества.
Для осуществления данной цели мы решали следующие задачи: были систематизированы все доступные на сегодняшний день сведения об археологических исследованиях Н.К. Рериха на территории России, Финляндии, стран Балтики, а также Азиатского континента - российского Алтая, Монголии, Китая, Индии и великой горной страны Тибета. Кроме того, руководствуясь мультидисциплинарным подходом, осуществляемым ученым при изучении культуры любой территории, помимо археологических источников, полученных Рерихом, мы проанализировали данные этнографии, эпосо ведения и фольклора, собранные Николаем Константиновичем во время раскопок, экспедиций и поездок, а также художественные
произведения Рериха, относящиеся к «исторической живописи» мастера, то есть те, в основу которых положен археологический, этнографический или эпический материал.
Источники, Основными источниками для написания работы послужили археологические отчеты Н.К. Рериха о раскопках, представленные ученым в Археологическую Комиссию и Императорское Русское Археологическое общество [256, 257, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 271, 272, 275]; его выступления на заседаниях ИР АО с докладами об исследованиях [248, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 273, 274, 276]; архивные материалы по археологии фонда Н.К. Рериха в Отделе Рукописей Государственной Третьяковской галереи [239, 240, 241, 242, 243, 244, 245]; научные статьи Н.К Рериха, посвященные изучению различных типов археологических памятников на территории северо-западных областей России, входивших ранее в состав Санкт-Петербургской, Новгородской, Тверской губерний, являвшихся частями Древней Новгородской земли. Кроме того, нами были использованы публицистические и литературные произведения Николая Константиновича (статьи, эссе, очерки), дневники Н.К. Рериха [127, 128, 129], путевые дневники экспедиций, в которых ученый и его соратники отражали каждодневную работу ученого-археолога [87, 202], а также делопроизводственные документы (Открытые листы на право раскопок, материалы по организации археологических экспедиций и передаче раскопочных коллекций в музеи [237, 238, 246, 247]), личная переписка и обращения к международным организациям. Источником по освещению деятельности Н.К. Рериха по охране культурного наследия является текст «Пакта Рериха». Раскрытие вопроса о взаимосвязи в творчестве Рериха искусства и археологии основывалось на изучении художественных произведений ученого [74, 75, 234], в основу которых был положен археологический, этнографический или эпический материал: картин, рисунков, эскизов театральных декораций, а также лекций «Искусство и археология» и «Художественная техника в применении к археологии», прочитанных слушателям Санкт-Петербургского Археологического Института.
Помимо этого, правомерным, на наш взгляд, было включение в круг источников по исследованию археологического наследия Николая Константиновича произведений членов его семьи - сына: Юрия Николаевича и жены Елены Ивановны, которые, безусловно, были единомышленниками и ближайшими сподвижниками его в деле изучения культур древних насельников, проводимых ученым в различных уголках земного шара.
Историографический обзор Многогранность личности Рериха и широта его кругозора поистине удивительны, не случайно поэтому научное, философское и художественное наследие Николая Константиновича стало, особенно в последнее время, объектом пристального изучения искусствоведов, историков науки и востоковедов. К настоящему времени опубликован уже значительный объем литературы, освещающей всевозможные аспекты творчества НК. Рериха. Эти исследования различны по глубине освещения и характеру раскрываемых проблем. В нашей работе мы практически не затрагиваем изучение различными авторами философских и эстетических изысканий ученого, ибо глубина освещения их Рерихом столь велика, что должно являться темой отдельного специального исследования.
Наиболее глубокому изучению подверглось художественное творчество Николая Константиновича, исследование которого начали еще его современники [9, 10, 18, 25, 26, 61, 62, 226, 228]. Несмотря на то, что большинство из них было художниками, они не могли не увидеть, что всю живопись Рериха насквозь пронизывает великая тайна истории. «Рерих весь прошлое... - пишет в своей статье Александр Мантель, - Я убежден, что Рерих любит прошлое не как определенную полосу того или иного периода истории.., а просто далекое, где больше простора его фантазии... У Рериха нет определенного, облюбованного им исторического периода, в картинах его мы видим и каменный век, и половецкий стан, и Александра Невского, в его церковной живописи видим тяготение к византийскому стилю» [62, с. 45]. Историчность художественных произведений мастера отмечает в очерке «У истоков
творчества» Степан Яремич: «Из всех русских художников, стремившихся к разгадке древнего мифа, только у одного Рериха находим полное освещение предмета, только в его произведениях иллюзия достигает предельной силы и полна непререкаемой у