Диссертации по культурологии, автореферат и диссертация на тему Историческая культурология Специальность ВАК РФ: 24.00.02
Агинские дацаны как памятники истории культуры
Жамсуева, Дарима Санжиевна — Улан-Удэ, 2000Все эти работы необходимы для того, чтобы получить представление об общих основах развития буддийской конфессии агинских бурят, о которой лаконично сказано в монографии «Ламаизм в Бурятии XVIII- нач. XX в.» - как о «тенденции некоторого культового обособления агинских дацанов», тяготения к традициям монастыря Лавран в Амдо (Агинский дацан) и к...
Америка глазами Ч. Диккенса
Садыхова, Лала Гуламовна — Москва, 2000Рассматривается динамика (трансформация во времени) диккенсовских образов восприятия США, - на основе сравнения описаний непосредственных впечатлений - с образами отсроченного по времени (воспроизводимого) восприятия, а также...
Археологические памятники IX-III веков до н. э. горных районов Алтая как культурно-исторический источник
Марсадолов, Леонид Сергеевич — Санкт-Петербург, 2000Относительная географическая изолированность Саяно-Алтая и широкие межплеменные связи его населения способствовали развитию своеобразных культур, обусловленных спецификой хозяйственного и религиозного развития. Антропологический материал из горных районов Саяно-Алтая был изучен и опубликован рядом исследователей (Дебец, 1948; Руденко, 1953, 1960...
Архетипы и бессознательное в теории и практике европейского сюрреализма
Довгая, Юлия Валентиновна — Москва, 2000Культуре, возвысившей человека над всем остальным миром благодаря его сознанию, представители сюрреализма противопоставили культуру, порожденную коллективно-бессознательным, заложенным в человеческой психике с древнейших времен, культуру, вернувшуюся к нам из далекого первобытного прошлого вместе со своими праобразами и мифами, обогащенную на...
Буряты
Нимаев, Даба Дамбаевич — Улан-Удэ, 2000Важность и необходимость этногенетических изысканий обусловлена также тем, что с их результатами в немалой степени связано положительное решение ряда других вопросов в области материальной и духовной культуры того или иного этноса. Очевидно также, что территория формирования бурят - Прибайкалье - издавна являлась своеобразной контактной зоной...
Буряты: этногенез и этническая история
Инмаев, Даба Дамбаевич — Улан-Удэ, 2000Важность и необходимость этногенстических изысканий обусловлена также гем, что с их результатами в немалой степени связано положительное решение ряда других вопросов в области материальной и духовной культуры того или иного этноса. Очевидно также, что территория формирования бурят - Прибайкалье - издавна являлась своеобразной контактной зоной...
Верхнеубинское старообрядчество рудного Алтая
Романова, Наталья Ивановна — Кемерово, 2000Что особенно важно, растет число прихожан в общинах. Наиболее интенсивно (в российском масштабе) развиваются в последнее время два направления староверия - Русская Православная Старообрядческая Церковь -(Белокринницкая иерархия, австрийская вера) - РПСЦ и Древлеправославная Поморская Церковь. Действуют Федосеевский и Беглопоповский...
Взаимоотношения философии и искусства в истории культуры: историографический и методологический аспекты
Куксова, Юлия Борисовна — Санкт-Петербург, 2000Прежде всего, самим характером проблемы. Сложившаяся ситуация почти неизбежна при обращении к «вечным» темам: при кажущейся «затертости» они принципиально неисчерпаемы...
Взаимосвязи религии и исскусства "горлового пения" в этнокультурной истории Саяно-Алтая
Ултуграшева, Надежда Торжуевна — Абакан, 2000Особое внимание уделяется изучению музыкального фольклора -"горлового пения" (тув. - хоомей; хак. - хай; алт.- кай) и фольклорных традиций, связанных с народными праздниками и обрядами, играми, в системе этнической культуры хакасов, тувинцев, алтайцев и других народов Саяно-Алтая. При этом социодинамика исторического развития традиционной...
Влияние Олимпийского движения на развитие мировой культуры: исторический и современный аспекты
Бородина, Елена Александровна — Нижневартовск, 2000В различного рода справочных изданиях и научных публикациях, как правило, дублируется рассмотрение структуры культуры через призму наличия в ней духовных и материальных элементов. Само определение культуры (ставшее одним из наиболее традиционных) собственно предполагает выделение только этих двух сторон, двух способов ее существования...
Гуманистические традиции русского просвещения в царкосельском лицее первой четверти XIX века
Михайлова, Людмила Борисовна — Санкт-Петербург, 2000Обращение к истории Царскосельского Лицея первой четверти XIX века, названного «золотым веком» этого учебного заведения, не только способствует выявлению лучших достижений русского воспитательного и образовательного опыта предшествующих поколений, но и проясняет современную духовную ситуацию...
Гуманистические традиции русского просвещения в Царскосельском лицее первой четверти XIX века
Михайлова, Людмила Борисовна — Санкт-Петербург, 2000В своем стремлении обрести устойчивые ценности и ориентиры современная культура обращается к истории. Процесс «реставрации», позро-ждения культурного прошлого, начатый сравнительно недавно, связан не только с необходимостью напомнить о богатейшем культурном наследии Отечества, ко и возвратить забытые имена, неизвестные сочинения и великие духовные...
Динамика пространственно-временной локализации бурят внутренней Монголии КНР
Бороноева, Дарима Цыбиковна — Улан-Удэ, 2000Этнические группы, проживающие в отрыве от материнского этноса, функционируют, как правило, в отличных, чем на основной территории расселения, природно-географических, социально-политических, этнокультурных условиях, и потому их этническое развитие протекает несколько иным образом, отличаясь интенсивностью, направленностью этнокультурных...
Евразийский контекст формирования мифопоэтической модели мира в традиционной культуре Алтая
Гекман, Лидия Павловна — Барнаул, 2000Попытка анализа архаических мифологий напоминают сюжет мифа о Вавилонской башни. Понять логику и систему кодированной информации невозможно; можно лишь говорить о большей или меньшей степени приближения и ускользающей истине. Столетия человеческой истории сохраняют сакральность древних текстов и канонизируют их, несмотря на то, что «семантика...
Евразийский ренессанс музыкальной культуры калмыков
Кутушова, Клавдия Владимировна — Краснодар, 2000Ориентация на синтез, универсализацию и гуманизацию знаний о му-¡ыкальной культуре Калмыкии помогла проследить развитие различных элементов в жанровом разнообразии музыкального творчества, сформировавшихся на разных этапах исторического развития народа...
Закономерности развития художественной культуры финно-угорских и тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья
Розенберг, Наталия Абрамовна — Санкт-Петербург, 2000Соединение двух этих миров и придало столь своеобразный облик Волжской Булгарии, сложившейся как торгово-ремесленное государство, имевшее, одновременно, высокоразвитое земледелие. Один лик этого государства неизменно и всегда был обращен к Востоку, с которым булгары были связаны генетически, другой — к торговым партнерам, а порою и военным...
Золотая монета в России XV-XVII веков
Ширяков, Игорь Владимирович — Москва, 2000Приступая к определению задач, следует отметить, что до на-ала XVIII в. Россия не располагала собственной добычей золота серебра. Потребность в них страны обеспечивалась импортом, драгоценные металлы ввозились в Россию из Европы и Азии глав-ым образом в виде монет: стандартизированные по оформлению, робе и весу монеты было легче сбыть, чем слитки...
Идеи К. Леонтьева в культуре Серебряного века
Ковешникова, Наталья Алексеевна — Москва, 2000В этот период, как никогда ранее в культуре России, была продемонстрирована та «всемирная отзывчивость» русской души, о которой говорил Ф.М. Достоевский. Эпоха Серебряного века черпала вдохновение во всех культурных эпохах, далеких и близких, во всех стилях искусства, необычайно сильно было внимание к новейшим течениям западноевропейской мысли...
Исторический характер формирования норм национальной культуры как системы социализации индивида
Кириловская, Елена Викторовна — Абакан, 2000Особая роль в процессе снятия противоречий между народами, между индивидом и социумом принадлежит духовной культуре, нормативный характер которой определяет деятельность индивидов в данной культурной общности и подчиняет ее определенным, общепринятым правилам, создавая вокруг индивида своеобразный, "защитный пояс", сформированный и...
Кабардинский театр в истории художественной культуры Северо-Кавказского региона
Кумахов, Мухадин Лялушевич — Санкт-Петербург, 2000Процессы активного переосмысления прошлого и настойчивого поиска новых смысложизненных перспектив непрерывно идут во всех этнических республиках России. Результаты этих процессов далеко неоднозначны. В политическом плане они уже привели к значительной суверенизации республик, к формированию этнических правящих элит; в экономическом плане - к...