Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02
А.И. Зилоти и его роль в рецепции творчества И.С. Баха
Изотова, Светлана Алексеевна — Саратов, 2015Одной из главных доминант этой деятельности в разные ее периоды была приверженность творчеству Иоганна Себастьяна Баха. Однако и данная тема еще не нашла достойного отражения в существующей литературе. Между тем, именно в концертах Зилоти впервые в России прозвучали многие из баховских сочинений. Он обращался к произведениям немецкого композитора...
Алеаторика как принцип композиции
Переверзева, Марина Викторовна — Москва, 2015В XX веке индетерминизм стал актуален в связи с развитием квантовой физики, исследованием спонтанных отклонений в движении атомов и электронов, феноменов самоорганизации и нелинейности, нерегулируемых биологических и физических процессов и другими открытиями. Все эти явления наблюдались и прежде, но теперь неопределенности и случайности ученые...
Базовые компоненты и профессиональная спецификация в творческой деятельности концертмейстера-пианиста
Калинина, Валентина Дмитриевна — Саратов, 2015Стремясь создать целостное представление о художественной деятельности концертмейстера, избирается тот особый ракурс исследования, который, с одной стороны, обеспечивает обладающее внутренним единством понимание ее базовых принципов, с другой стороны - позволяет более детально и многогранно осветить многие ее качества и специфические особенности...
Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры
Мурадян, Галина Викторовна — Ростов-на-Дону, 2015Предмет изучения составили исторические модели развития клавир-ного и фортепианного музицирования ХУ11-ХХ1 вв., отражающие жанрово-стилевые особенности сочинений, нормы обучения игры на инструменте и оценки обществом концертирующих артистов...
Гармонь в традиционной культуре казанских татар
Куйвинен, Пол Уолтер — Казань, 2015Объект и предмет исследования. Понять феномен гармони в татарской культуре и сделать значимые для будущих исследований выводы невозможно без движения от меньшего к большему - без обращения к локальной, этнически и территориально ограниченной традиции. Объектом исследования в настоящей работе является гармонная традиция казанских татар, проживающих...
Декламация в музыкально-сценических произведениях 30-х гг. XX века
Логунова, Дарья Викторовна — Новосибирск, 2015Проблема синтеза искусств и функционирования в этом синтезе художественного слова оказывалась в центре внимания искусствоведения на разных этапах истории культуры. В эпоху Просвещения Ж.-Ф. Мармонтель высказал мысль о влиянии речевого слова на развитие синтетических форм в искусстве. Он отмечал присущий человеческой речи синкретизм и видел в...
Деятельность концертмейстера балета
Лысцова, Лидия Анатольевна — Казань, 2015Профессиональный концертмейстерский комплекс со всей полнотой отражает характерную для хореографии связь искусства и обучения, искусства и воспитания. Обращение к историческому опыту балетного концертмейстерства исключительно важно для сохранения существующих в этой сфере живых традиций, представления о которых могут заметно расшириться за счет...
Дон Жуан как архетип
Горбачева, Наталья Сергеевна — Нижний Новгород, 2015Многоликий и многомерный образ Дон Жуана— при всей, казалось бы, разноплановой воплощенности в художественных опытах и исчерпывающей осознанности в теоретических рефлексиях — в настоящее время не только не утрачивает своей привлекательности, но значительно приумножает ее. Он активно репрезентируется в художественных текстах, а связанная с ним...
Духовно-музыкальная культура Петербурга конца XIX - начала XX века
Артемова, Евгения Георгиевна — Москва, 2015Выбор хронологического периода последней четверти XIX - начала XX века, ограниченный исследованием петербургской духовной музыки, обоснован рядом факторов. Прежде всего, в церковно-певческой культуре того времени духовно-музыкалыия культура Петербурга наименее изучена. Рубеж столетий (1880-1918 годы) вошел в историю церковной музыки как период...
Духовный концерт в творчестве северонемецких композиторов второй половины XVII века
Жданов, Виталий Андреевич — Москва, 2015Гораздо более подробно изучена органная музыка северной Германии, и именно в связи с ней сформировалось представление о северонемецкой композиторской школе, возникновение которой связано, с одной стороны, с влиянием Свелинка, с другой стороны, в связи с появлением инструментов особой конструкции в результате деятельности видных...
Жанровая модель сюиты для оркестра русских народных инструментов
Ромашков, Анатолий Анатольевич — Саратов, 2015В настоящее время репертуар оркестра русских народных инструментов включает в себя произведения разных стилей и жанров. Среди всего многообразия оригинальных сочинений для оркестра русских народных инструментов выделяется жанр сюиты. Устойчивая склонность композиторов сочинять музыку для оркестра русских народных инструментов преимущественно в...
Жанрово-стилевые параметры альтового концерта в творчестве композиторов Мангеймской школы
Дарда, Валерия Николаевна — Ростов-на-Дону, 2015Как известно, венские классики И. Гайдн, В. Моцарт и Л. Бетховен не писали концертов для альта с оркестром, тем актуальней становится творчество их предшественников, создавших основу классического репертуара инструмента, стоящего сегодня в одном ряду со скрипкой и виолончелью. Так, в общем контексте изучения предклассического периода в недавние...
Заимствованный материал в отечественном марше для военно-духового оркестра: оркестровые средства воплощения и особенности восприятия
Петропавловский, Андрей Владимирович — Саратов, 2015Марши с ЗМ занимают значительное место в репертуаре отечественных военно-духовых оркестров, которые достаточно часто исполняют их во время своих выступлений, в том числе и для аудитории, не связанной с военной службой. Одной из причин этого является их популярность среди массового слушателя не только в нашей стране, но и за рубежом, что...
Идеологическая рецепция музыкальной классики в раннесоветской и сталинской культуре
Раку, Марина Григорьевна — Москва, 2015Советская эпоха за последние десятилетия стала одним из наиболее притягательных объектов гуманитарных исследований. Однако, невзирая на активный интерес, проблематика, связанная с ней, не теряет научной актуальности. В частности, остается значимым изучение советской музыкальной культуры, история которой до сих пор не проанализирована во многих...
Исполнительская интерпретация фортепианной музыки
Дятлов, Дмитрий Алексеевич — Ростов-на-Дону, 2015Одним из самых заметных явлений художественного' творчества европейского ареала в последние двести лет является музыкальное исполнительство. Выделившись в эпоху музыкального романтизма в самостоятельный вид художественного творчества, музыкально-исполнительское искусство и в наши дни имеет огромное значение в культуре и вызывает постоянный...
Киевский распев в отечественной рукописной традиции второй половины XVII-XVIII веков
Кузькина, Анастасия Викторовна — Москва, 2015Киевский распев появился на Руси во второй половине XVII века. Это один из самых ярких, сложных и внутренне противоречивых этапов развития отечественной культуры, в том числе, музыкальной: время взаимопроникновения старого и нового, исконно русского и европейского. Отечественное церковно-певческое искусство этого периода, сохраняя издревле...
Книга Псалтирь и её отражение в творчестве композиторов XX века
Лозовская, Наталия Вячеславовна — Москва, 2015С дисс .¡ртацией можно ознако> шться в библиотеке и на сайте Российской акадел.ли музыки имени Гнеси шх http://www.gnesin-academy.ru/dissertation-annour.cement...
Мензуральная система как исторический тип западноевропейского музыкального метра
Гирфанова, Марина Евгеньевна — Казань, 2015Уже сам статус изучаемой исторической формы музыкального метра требует специального обсуждения. Периодизации истории западноевропейского музыкального ритма, предлагаемые Харлапом и Холоповой, расходятся именно по данному пункту...
Многокомпонентная система исполнительской техники как основа интерпретаторского творчества скрипача
Гвоздев, Алексей Владимирович — Новосибирск, 2015Несмотря на традиционное внимание специалистов к данной проблематике и существенные достижения в этой области, по сей день не исследован ряд сложных вопросов, требующих обстоятельного изучения. В частности, исполнительская техника скрипача как многокомпонентная, целостная система до сих пор не рассматривалась в широком контексте различных факторов...
Музыка в режиссуре Александра Сокурова
Уваров, Сергей Алексеевич — Москва, 2015Вопросы взаимодействия музыки и других видов искусств всегда представляли большой интерес для исследователей, поскольку изучение «синтетических» произведений позволяло не только увидеть новые качества, рождающиеся на пересечении двух разных сфер искусства, но и с непривычного ракурса взглянуть на внутреннее содержание каждого из компонентов в...