автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Человеческое счастье как социокультурный феномен

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Шамсетдинова, Анжелика Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Человеческое счастье как социокультурный феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Человеческое счастье как социокультурный феномен"

На правах рукописи

Шамсетдинова Анжелика Петровна

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Специальность 09 00 11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

003167786

Работа выполнена на кафедре истории и философии науки ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Лукьянов Аркадий Викторович

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор,

Рахматуллина Зугура Ягануровна. кандидат философских наук, доцент Георгиади Татьяна Васильевна

Ведущая организация - Башкирский государственный медицинский

университет

Защита состоится «25» апреля 2008 года в 14 00 ч на заседании диссертационного совета Д 212 013 03 в Башкирском государственном университете по адресу 450074, Уфа, ул Фрунзе, 32, ауд 339

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета

Автореферат разослан «24» марта 2008 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук, профессор

С М Поздяева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена общественной потребностью гармонизации общего и отдельного интереса. Обществу не безразлично, какой вклад вносит в общее достояние его каждая отдельная единица, каковы условия и предпосылки стимулирования ее трудовой, социальной и творческой активности

В этом плане актуальным было бы нарисовать некий целостный идеал, к которому предназначено стремиться обществу Как известно, идеал есть сила, выстраивающая всю систему ценностных ориентация, без которых общество формироваться и развиваться не может Внутренним «двигателем» этой системы выступает желание счастья

Но счастье, субстанцией которого, очевидно, является свобода, с одной стороны, выступает как конечная цель человеческого рода, а с другой -цель конкретного общества, которое развивается тем успешнее, чем интенсивнее взаимодействуют образующие его «корпускулы» (индивиды, социальные группы, общности и тд) Однако данная интенсивность обусловлена далеко не в последнюю очередь определённым духовно-эмоциональным состоянием или особым счастливым расположением духа

Анализ некоторых особенностей протекания социальных процессов показывает, что система ценностных ориентации выстраивается далеко не на идее счастья Каждый человек стремится к счастью, тем не менее, он оказывается не в состоянии сказать, чего он, собственно, добивается, оставаясь в полном согласии с самим собой Происходит это, прежде всего по той причине, что счастье представляет собой идеал не разума, а воображения, т е покоится на эмпирических, земных основаниях. А современный мир - это во многом и виртуальный мир, мир «недовоплощённого» существования, понимания. Человек хочет понимания, но приносит ли оно ему удовлетворение, когда он уясняет скрытые пока что от него несчастья"?

Высказанный тезис обосновывается и той мыслью, что если бы идеей счастья исчерпывалась вся человеческая жизнь, то последнее стало бы невыносимой для тех, кому судьба отказала в богатстве, здоровье, карьере и т д, то есть в феноменальных обнаружениях счастья

Исследование счастья человека, постижение его отдельных элементов как источника позитивных качеств и свойств личности относится к числу традиционных тем в социальной философии и философской антропологии. Исходная позиция счастливого человека нам представляется как результат действия совокупности материальных и духовных, социальных и природных факторов, созидающих благоприятную социальную среду, в которой оказывается возможным достижение такого состояния.

Автор исходит из той теоретической предпосылки, что состояние счастья выступает основой для развёртывания многообразного социокультурного опыта, Последний позволяет субъекту расширить диапазон переживаемого бытия, выходить за пределы узкопрагматического духа и утилитарности к конечным границам ценностного ряда, гармонизировать собственный духовный мир с выработанными культурой духовными эталонами и идеалами счастья Феноменальное измерение счастья при этом оказывается связанным с ноуменальным измерением. Так, забота о собственном благополучии (здоровье, образовании, богатстве) до некоторой степени созидает более лучшие условия и для выполнения нравственного долга Кроме того, заметим, что социально-философский аспект проблемы исследования счастья, его достижения, касается анализа проблемы расширения границ и разнообразия способов человеческого бытия путём приобретения новых умений и реализации их в общественно ценной деятельности

Степень научной разработанности проблемы Различные аспекты счастья и счастливого человека исследовались представителями различных научных школ и направлений в качестве основополагающей антропологической и социальной проблематики

В целом доминирует позитивный смысл самого счастья и сопутствующих ему состояний, при этом оказываются преобладающими две точки зрения Первая - счастье выступает как одна из значимых целей состоявшегося бытия человека Вторая сводится к тому, что счастье выступает пределом завершенности и оправданности социальной и духовной жизни

Счастье, как философская идея, анализировалось в трудах античных мыслителей, средневековых авторов, в трактатах философов Возрождения, французского Просвещения, Нового Времени Так, Платон мыслит счастье как устремлённость человека к идеальному, «горнему» миру Но поскольку душа человека «вкушает земное, то от этих праздничных пиршеств, в которых, как говорят, заключается счастье, к ней много пристало землистого, каменистого, дикого»'

Аристотель говорит о том, что одни видят счастье в добродетели, другие - в рассудительности, третьи - в известной мудрости Другие полагают, что счастье - в соединении этих ценностей Сам Аристотель склоняется к той мысли, что счастье есть добродетель, «ведь добродетели как раз присуща деятельность сообразно добродетели»2 Таким образом, Аристотель понимает, что благо есть не просто вещь, а жизненный процесс, устремлённый к некоторой важной цели Счастье обретается в

'См Платон Собрсоч в4т ТЗ-М Мысль, 1994 -С 410

2См Аристотель Сочинения В4-хт Т 4 - М Мысль, 1984 -С 66

результате качественного удовлетворения высокоразвитых потребностей и может быть осмыслено лишь как определённый итог значительного периода жизни

Идея счастья человека получила обстоятельную разработку в немецкой классической философии Согласно И Канту, счастье определяется как цель и долг человека. «Собственное совершенство и чужое счастье» -такова формула долга3 И Г Фихте связывает достижение счастья с творческим трудом во благо человеческого рода Но речь при этом идёт о труде в духовном мире, который уже сам по себе обладает потенцией к самоопределению4

Г В Ф Гегель полагал, что счастье есть «абстрактная всеобщность содержания, которая только еще должна быть»5 Эта способность быть счастливым относится к ценности личности, поскольку человек, способный быть счастливым как раз благодаря своему примеру повышает ценность жизни и готовность признавать и осуществлять социально - этические ценности как таковые

К Маркс развивает ту мысль, что «в качестве безудержного стремления к всеобщей форме богатства капитал гонит труд за пределы обусловленных природой потребностей рабочего и тем самым создаёт материальные элементы для развития богатой индивидуальности, которая одинаково всестороння и в своем производстве, и в своем потреблении, и труд которой выступает поэтому уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности на место обусловленной природой потребности ставится потребность, созданная исторически»6

В противоположность философским интерпретациям переживания счастья большинства людей в эпоху техники часто ограничиваются удовлетворением собственных потребительских устремлений и материальными радостями При этом люди, захваченные потребительским духом, часто не обращают внимание на скудость условий существования других людей В сочинениях Й. Хейзинги дан анализ всеобщего ослабления способности суждения людей, снижения их критической потребности, ухода в иррационализацию действительности Выход из кризиса он видит в усилении игрового начала в культуре7 Игра есть то, что поддерживает идеал, устремления людей к лучшей жизни и справедливости, а следовательно к счастью

'См КантИ Собр соч В8т -М, 1994 -Т 6 -С 426

4 См Фихте И Г Факты сознания //Он же Соч в2-хт Т 2 -СПб Мифрил, 1993 - С 762

5 См Гегель ГВФ Энциклопедия философских наук Т 3 Философия духа -М Мысль, 1977 -С 323

6 Маркс К, Энгельс Ф Соч 2-е изд Т 46 Часть 1 -С 281

7 См Хейзинга Й Homo ludcns В тени завтрашнего дня / Пер с нидерл - М Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992 - 464 с

Исследование социокультурного контекста человеческой игры предполагает анализ трудов и наших отечественных философов и социологов В связи с этим вызывает интерес высказывание П А. Сорокина «Всякий прогресс, ведущий к уменьшению счастья или к увеличению страдания, - не есть прогресс»8 Подлинное прогрессивное духовное развитие возможно только в случае, если человек счастлив, в противном случае общественный порядок с неизбежностью подавляет личность, увеличивая степень напряжённости и неестественности жизни.

Рабочая гипотеза автора заключается в том, чтобы выявить социальную компоненту идеи счастья человека и, таким образом, глубже раскрыть связь между феноменальным, социокультурным миром и ноуменальным, духовным миром, который развивается и в конечном счете оказывает влияние на формирование гармоничных общественных отношений В данном отношении для автора диссертации имели большое значение труды как современных зарубежных, так и отечественных философов В сочинениях Ж -П Сартра, А Камю, Э Левинаса идея счастья рассмотрена в контексте проблемы свободы

Различные аспекты проблемы счастья и счастливого, справедливого, достойного образа жизни рассматриваются в сочинениях С Ф Анисимова, А В Алексеева, В А. Андрусенко, М М Бахтина, В И Букреева, П П Гайденко, Б С. Галимова, Д И Дубровского, А А. Ивина, Э В Ильенкова, Р Р Ильясова, А Ф Кудряшева, В А Лекторского, А В Лукьянова, Г Г. Майорова, Л.А. Микешиной, Д А Нуриева, ЗЯ Рахматуллиной, ФС Файзуллина, В.Н Финогентова,

Н П. Французовой, А Н Чанышева, Л А. Ширяева, В Н Ярской-Смирновой

Социокультурные аспекты идеи счастья анализировались А А Вальковым, Ю Б Неталимовым, И М. Орешниковым,

Ф Б Садыковым, Н.А, Сурковой (Шергенг), В С Хазиевым, ЕН Шапинской

Осмысление взаимоотношения духовного и социального я в контексте идеи человеческого счастья составило бы в данном плане достаточно актуальный пласт самой проблемы свободы В данном отношении на диссертанта повлияли труды Н А Бердяева, Б П Вышеславцева, Г Ланца, А Ф Лосева, С Л Франка, Б В Яковенко, И А Ильина

Однако идея соотношения свободы и счастья человека всё еще недостаточно полным образом получила свое осмысление, особенно в социокультурном контексте Несмотря на все идейное богатство и многообразие существующих подходов к исследованию счастья как

8 Сорокин ПА Человек Цивилизация Общество Пер с англ -М Политиздат, 1992 С512

социально-этической категории, её функционального поля, в настоящее время все ещё пока отсутствуют работы, специально посвященные анализу соотношения феноменального и ноуменального (трансцендентального) уровней счастья человека Социально-философский пласт этой сложной проблемы задаёт специфику предлагаемого здесь исследования.

Объект исследования - стремление к счастью, которое пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности и постоянно находится в эпицентре социальных и духовных потенций человека

Предмет исследования - счастье как социокультурный феномен Цель диссертации заключается в раскрытии социально-эвристического потенциала и социокультурного контекста идеи счастья, которая обнаруживается наиболее полным образом в тот момент, когда счастье рассматривается с точки зрения идеи соотношения его социального и духовного измерений

Данная цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач

• отталкиваясь от той идеи, что нравственность невозможно построить на таком зыбком основании, каким является стремление к счастью, выявить социальные основания духовного образа жизни,

• , исследовать социально-эвристический потенциал существующих

концепций счастья,

• на основе ретроспективного анализа теорий счастья, содержащихся в древнегреческой и немецкой классической философии, исследовать проблему идентификации социально-этического образа счастья,

• рассмотреть социокультурный контекст идеи достижения счастья и счастливого образа жизни, что в свою очередь предполагает.

а) исследование социально-философского облика «праздного человека» в условиях традиционного и постградиционного обществ,

б) анализ возможностей развлекательных ресурсов индустрии увеселений и развлечений

Методологическая основа диссертационного исследования В

качестве данной основы выступает трансцендентальный метод, согласно которому нравственные отношения не исчерпываются идеей счастья, которое есть прежде всего социокультурный феномен В отношении счастья невозможен никакой императив, который предписывал бы человеку, общественному коллективу совершать то, что делает их счастливым, поскольку счастье - не идеал разума, а воображения и связано, таким образом с эмпирическим, социокультурным бытием

При этом автор исходит из признания современной социокультурной ситуации как ситуации перехода от социоцентрической модели организации социальной формы жизни к эгоцентрической, от

коллективных форм духовной жизни к индивидуальным, а от них к персональным

В основе диссертации лежит диалектическая концепция самодвижения духовной субстанции Счастье достижимо лишь в том случае, если человек, принимая то или иное жизненно важное решение, исходит в конечном счете не из соображений внешнего порядка, а исключительно из повеления долга. Для того, чтобы не совершалось обратного, человек наделён совестью - удивительной способностью самоконтроля

В диссертации использованы фундаментальные философские принципы всеобщей связи и развития, системный принцип, принципы анализа и синтеза, единства логического и исторического, принципы самодвижения и самоорганизации, позволяющие представить философскую идею счастья как некий единый организм, объединяющий материальное и духовное измерения

Научная новизна диссертации заключается в исследовании счастья как социокультурного феномена, связанного с ноуменальной сферой человеческой свободы Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту

• обосновано, что обществу, как и государству, далеко не безразлично то, какой вклад в общее материальное и духовное достояние вносит его отдельная единица, какие условия при этом стимулируют её труд,

• обнаружено, что хотя нравственное общество практически невозможно выстроить на идее счастья, тем не менее, общее (трансцендентальное) и отдельное (феноменальное) не противостоят друг другу, а достигают единства в идее нравственного долга, гармонизирующего разум и воображение;

• доказано, что лишь то общество является наиболее перспективным, если государство проявляет заботу о расширении границ и разнообразии способов бытия людей, создаёт предпосылки дом развития сущностных сил человека (к числу этих сил относится надежда на счастье),

• выявлено, что духовно богатая индивидуальность обладает способностью преодолевать фальшивые формы счастья, поскольку она всестороння и универсальна как в своём производстве и воспроизводстве, так и в своем потреблении.

Теоретическое и практическое значение диссертации.

Теоретическое значение диссертации определяется ее направленностью на различные аспекты сосуществования человека и человека, человека и общества, человека и государства, выявления социокультурного смысла данного взаимодействия в процессе социального становления индивид стремится расширить мир своих эстетических и нравственных эмоций,

которые связаны с новыми, интенсивными видами трудовой деятельности В этом плане результаты, полученные в диссертации, позволят более полнее изучить воздействие на личность различных культурных представлений данного общества

Практическое значение исследования заключается в возможности создания не только спецкурсов, связанных с разработкой различных тем социальной философии и, главным образом, темы формирования ценностей и ценностных ориентация, но и практических рекомендаций для государственных институтов и учреждений, поскольку государству далеко не безразлично, какой трудовой вклад вносит в общее достояние каждая его отдельная единица, а тем самым является счастливой

Результаты работы найдут своё применение в процессе разработки конкретных предложений и программ деятельности социальных институтов, а также при чтении учебных курсов по философии истории, социальной философии, культурологи, этики и некоторых иных гуманитарных дисциплин

Апробация работы Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе «Массовое сознание в России современное состояние и тенденции изменения» (Комсомольск-на-Амуре, 15 ноября 2006 г), «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении» (Уфа, декабрь 2006 г), «Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан история и современность» (Уфа, декабрь 2006 г).

Результаты диссертации обсуждались на методологическом семинаре «История и философия науки» (руководитель - профессор ДА Нуриев) Основные идеи и выводы диссертационного исследования, ее концептуальный замысел изложены автором в пяти публикациях общим объёмом 1, 5 п л

Диссертация обсуждена на кафедре «Истории и философии науки» Башкирского государственного университета и рекомендована к защите 26 мая 2007 г, протокол № 4

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка литературы, состоящего из 240 наименований Общий объем диссертации - 142 страницы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении даётся обоснование проблемы исследования, раскрывается ее актуальность, степень научной разработанности, определяется объект и предмет исследования, формулируются его цель и

задачи Выявляется методологическая основа исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, приводятся данные об апробации

В первой главе «Теоретико-методологический аспект исследования счастья как философской универсалии» исследуется социально-эвристический потенциал существующих концепций счастья, развернут социально-этический образ счастья и проанализирована проблема его идентификации

В первом параграфе «Соииаяьно-эвристический образ счастья» автор останавливается на той мысли, что образ счастья был дан в различных философских концепциях Уже один этот факт говорит о том, что счастье, наряду с другими универсалиям (любовь, свобода, надежда и т д) связано с пониманием назначения человека, его смысла жизни

Диссертант анализирует пифагорейские представления о счастье, сочинения древнегреческих материалистов и идеалистов По мнению Аристотеля, человеческая природа как таковая заключает в себе лишь наши способности к нравственному поведению, мышлению и познанию Реализация данных способностей зависит от свободной воли человека Добродетели есть приобретаемые свойства души и ума Если их упражнять, то они превращаются в «натуру», привычку души», в «характер», а человека такого склада называют добродетельным

По мнению Аристотеля, добродетель - это такое благо, без которого человек не в состоянии достичь искомого счастья, блаженства Стремление к счастью в данном отношении есть, несомненно, важнейший мотив человеческой жизни и, как признаёт И Кант, в определенных пределах он вполне морален. Однако в этике дело состоит как раз в установлении данных пределов, для чего требуется принцип, несводимый к стремлению к счастью9

Прежде чем более глубоко исследовать идею счастья, диссертант обращает внимание на тот момент, что если бы этой идеей «исчерпывалась» вся человеческая жизнь, то последняя стала бы невыносимой для тех, кому судьба отказала в счастье.

Здесь мы хотим показать, что нравственные отношения невозможно выстроить на таком основании, каким является идея счастья Действительно, хотя любой человек стремится достичь счастья, он, тем не менее, не в состоянии определённо и в полном согласии с самим собой сказать, чего он, собственно, хочет, что ему нужно Желание противоречиво При всём многообразии воплощений желания философию интересуют две основные взаимоотнесённые, но различные формы его

9См ХеслеВ Гении философии Нового времени Пер А К Судакова-М Наука, 1992 -С 92

существования, в которых желание выступает как1 1) внутреннее достояние субъекта, качество его личности, главный вектор его самореализации, 2) отношение между людьми, в узком смысле желание есть отношение между желающим и тем, кого желают В широком смысле речь идёт о социальной жизни желания вообще, его культурном авторитете.

Человек жаждет богатства, но, сколько забот, зависти и ненависти он может вследствие этого навлечь на себя Он желает знаний и понимания, но принесут ли они ему удовлетворение, когда он узрит скрытые пока что от него несчастья? Человек мечтает о долгой жизни, но кто поручится, что она не будет для него долгим страданием"? Он желает, по крайней мере, самому себе здоровья - но как часто слабость тела удерживала его от распутства и т д Итак, в отношении счастья невозможен никакой императив, который в строгом смысле этого слова предписывал бы совершить то, что делает человека счастливым Это происходит потому, что счастье есть идеал не разума, а воображения, так что покоится на эмпирических, феноменальных социальных основаниях Плюс ко всему следует заметить, что определение желания счастья как ценностной задачи отражает важнейшую функцию желания - функцию целеустремлённости, анализ которой требует представления желания как определённого социального отношения

Итак, счастье человека связано с желанием лучшего будущего Но само желание противоречиво Люди могут находиться в «сердечных» отношениях друг с другом и, тем не менее, разорять друг друга Чего хочет один человек, того же хочет и другой9' При таких условиях трудно отыскать какой-то закон, который правил бы всеми Дело в том, что счастье - не чисто ноуменальный, духовный дар; счастье есть прежде всего дар земли, и необходимо стремиться к тому, чтобы в этой социальной жизни установить отношения, основанные на началах справедливости. Определённую помощь в этом, по мнению диссертанта, оказывает государство Оно сдерживает эмоции человека, умеряя их, но государство закладывает предпосылки к тому, что бы сделать продолжительнее наше желание Не случайно И Кант развивает ту мысль, что «чем больше предмет удален от чувства, в результате чего избегается пресыщение как необходимое следствие полного удовлетворения животной потребности»,10 тем стабильнее наше желание счастья

Люди зачастую не могут договориться между собой, счастливая цель весьма неопределённа, средства её достижения чрезвычайно зыбки, многое зависит от общественного мнения, которое весьма непостоянно Никто не может принудить другого быть счастливым так, как он хочет, каким образом он представляет себе благополучие других людей

10См КантИ Собрсоч ВВт -М, 1994 -Т 8 -С 76

И

Но счастье и нравственный закон не абсолютно противостоят друг другу Не следует стремиться лишать человека притязаний на счастливую жизнь И забота о собственном благополучии в некотором отношении выступает как долг, хотя бы потому, что благополучие (здоровье, богатство, образование) создает более лучшие условия для выполнения долга, а отсутствие жизненных благ искушает нарушить наш долг Тем не менее, содействие своему счастью все же не может быть моральным принципом Не следует при этом забывать о том, сколь относительны человеческие представления о счастье и как опасно насиловать волю Других

Во втором параграфе «Социально-этический образ счастья и проблема его идентификаиии» на основе исследования трудов стоиков, сочинений арабо-мусульманских философов, проводится та мысль, что существуют следующие составные элементы социально-этического образа счастья 1 Счастье - это почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни 2 Счастье человека заключается в том, чтобы следовать такой идее, которой можно без колебания безраздельно посвятить себя Добродетель - составная часть счастья 3 Счастье состоит в духовном богатстве личности Но субстанцией духа выступает свобода В данном отношении счастлив только свободный человек Но свободный есть тот, кто ни на что не надеется и ничего не боится 4 Счастье заключается в осознании своего жизненного предназначения, своего смысла жизни Оно есть призвание человека

Высшее счастье, согласно Л.Н Толстому, даётся человеку тремя вещами, трудом, самоутверждением и любовью Представления Льва Толстого о счастье в его ранних дневниках очень важны Счастье, как делание добра для других, осуществляет связь индивидов и переход индивида к социуму Индивид необходимо становится социальным субъектом и стоит на перепутье добра и зла, совершая свой основной, экзистенциальный выбор Л Толстой отрицал всю современную ему культуру на том основании, что она не делает человека счастливее, тогда как обычное счастье не делает его добродетельнее Согласно Толстому несчастье творит добродетельного человека, добродетельный человек становится счастливым, а «счастье делает порочным»11 Таким образом, существует два рода счастья - людей добродетельных и людей тщеславных12 Второй тип счастья происходит «от судьбы» и подвержен силе саморазрушения Таково обладание славой и богатством13

"См Толстой Л Н Собр соч Т 19 Дневники 1847-1894 гг -М Художественная литература, 1965 -С 60

12 См Там же

13 См Там же

Эгоистическая жажда счастья привычнее и обычнее, тем более в условиях, когда «одна из главных пружин социальной жизни деньги»14 Прежде всего Толстой подчеркивает важность самого стремления к счастью Для него «влечение плоти и души человека к счастью» есть «единственный путь к понятию тайн жизни»15 За счет этого душа развивается16

Инстинкт жизни сопоставим с переживанием счастья Это общий источник всех типов сознания и всякой позитивной, творческой деятельности Счастье близко к понятию и переживанию смысла жизни. Осмысленность сродни ценности Это составная часть счастья как такового Счастье допускает самоценность самого духа нравственного подъема, без его связи с моралью и смыслом жизни счастье совершенно бессильно Поэтому и порочное действие, акт садизма и тому подобное может переживаться как счастье Индивид может привязать себя к обществу и через порок, полагая порочным само общество и оправдывая тем самым себя. Своё частное поведение он оправдывает через «причастность к целому»

Лидерство, власть являются переживанием «особенности высоты» в форме счастья Вообще, чем примитивнее переживание счастья, тем оно нереальнее Человек нуждается в обществе, поскольку только в нём возможен его личный путь к счастью, но чем больше число людей в обществе, тем труднее быть действительно счастливым - счастья для всех всегда не хватает. Чем шире сообщество, которое автор вслед за Ф Тённисом не отождествляет с «обществом», тем острее стоит вопрос как личного, так и общественного счастья

Во второй главе «Социокультурный контекст идеи достижения счастья и счастливого образа жизни» автор исследует социально-философский облик «праздничного» человека традиционного и нетрадиционного обществ, развлекательные ресурсы увеселений и развлечений

В первом параграфе «Соииально-философский облик «праздничного человека» традиционного и посттрадиционного обществ» автор анализирует праздник как социокультурное явление Праздник выражает освобождение, хотя бы на время праздничного действия, от «правды жизни», привилегий, норм, запретов, социального неравенства, бесперспективности обыденного жизненного сценария

Метафизически человек перерождается для новых, отличных от обыденных человеческих отношений Само выражения «праздничный человек» как человек веселый, способный радоваться жизни, вступающий в

14 См Там же -С 118

15 См Там же -С 111

16 См Там же - С 112

неформальные отношения, указывает, что праздность выступает модальностью счастья

При этом человек временно выходит за рамки социальной нормы, но данный выход понимается автором как контролируемая им самим временная девиация, приводящая его сознание в измененное состояние Как иллюстрацию при этом следует рассмотреть феномен «чёрного юмора» - сочетание парадоксального с логическим, смешного с драматическим, социального с асоциальным Его цель - не только испугать, но и рассмешить слушателя, показав ему скрытые, тайные стороны действительности

В настоящее время заметно обнаруживается снижение интереса молодых людей к счастью. Отношение к познавательной деятельности как к легкомысленному занятию, а к человеку с этих позиций как к одушевлённой, послушной игрушке внешних обстоятельств, становится значимым явлением молодёжной субкультуры, которое активно пропагандируется средствами массовой информации как атрибут якобы свободного человека Конечно, сегодня явно недостает серьезного, адекватного самой сложности жизни отношения

Одну из причин данного явления можно усмотреть, как уже указывалось, в значительной разинтегрированности социальных и духовных процессов Связь между отдельными явлениями во многом опосредована и не выступает как линейная, определенные ее моменты лишь предполагаются как действительные Картина социального мира в духовном мире индивидума во многом не соответствует объективно сложившейся действительности Сознание современного человека во многом искажено сегодня действием противоречивых симуляционных проектов, продукцией отрасли воспроизведения виртуальной реальности как части активной реальности сознания. Разумеется, даже в самбм инновационном обществе наличествуют отдельные попытки, связанные с проявлением крайности в стремлении восстановить и реконструировать старые культурные традиции, актуализировать прежние формы социального опыта без учёта общей социокультурной ситуации

В этом смысле вполне логично привести редко цитируемый тезис Э Берна, который, признавая важность межличностной игры при отчуждении человека от человека, писал- «К счастью, свободная от игр человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений (выделено мною - А Ш), приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым

равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений»'7

Счастливое состояние как состояние подлинной душевности и открытости сознания может быть и должно стать естественным, без второго плана и условности, т е способом исключительно единичного бытия, самоценного в этом состоянии и автономного от социального окружения Такие взаимоотношения должны выступать мерилом человечности и доверительности, предельной доступности «Я» для самого себя и другого.

Сделаем вывод Наличие праздника не обязательно коррелирует с соответствующим состоянием духовного мира личности Даже в традиционном обществе наблюдается дифференциация отношений людей к самому празднику Праздник выступает лишь одним из условий праздности Само состояние праздности человека вовсе может не быть связано с праздником Но праздник как социальный факт выступает условием для формирования особого, торжественного бытия человека, предпосылкой для создания собственной радости и счастья.

Во втором параграфе «Развлекательные ресурсы индустрии увеселений и развлечений» диссертант отмечает, что в настоящее время потребитель отождествляет во многом жизненные реальности с реальностями преднамеренно сконструированными, при этом производится подмена действительности При явном диссонансе отдельных составляющих человеческого «Я» индивидум становится способным к непредсказуемым для окружения действиям Масса людей начинает «биться» между крайними проявлениями «Я», между отрицанием своего внешнего «Я» и непринятием своего внутреннего, реального «Я»

Следовательно, игровая свобода, не обеспеченная нравственными регуляторами, превращается в произвол, обречена на девальвацию и переходит в противоположность, в форму рабства, в зависимость от собственного порока, человек превращается в игрушку собственных, необузданных страстей и не может быть счастливым В человеке высвобождаются темные, инстинктивные силы, которые присутствуют под слоем сознательных структур, временно, тем не менее прорываясь на поверхность и сметая все разумные формы человеческого поведения и действия

В этой связи многими исследователями в области истории, культуры, антропологии18 многократно описывался феномен «пира во время чумы»,

" Берн Э Игры, в которые играют люди Люди, которые играют в игры - СПб-М «Университетская книга», ACT, 1996 - С 49

18 См, к примеру Букреев В И Нормативная система (духовный мир человека) Монография -Екатеринбург Изд-воУрГЮА, 1999 -224с

во время которого активно воспроизводится псевдосчастливое состояние, состояние подчеркнутой неестественной радости

Сущность данного феномена сводится к следующему каждый раз, когда прежняя социокультурная система в целом начинает приходить в упадок или же люди осознают, что сами находятся на последнем пределе возможностей просто жить, то человек предается как можно большему количеству удовольствий Он стремится не просто казаться счастливым, а заявить себя в качестве целенаправленно празднующего жизнь и одновременно умирающего существа В таком случае формируются типы «прожигателей жизни», мотов, растратчиков Они целенаправленно уничтожают накопленные финансовые, материальные, духовные и психологические ресурсы в расчете на обретение радости и удовольствия

Само ощущение конечности как экзистенциального акта коренным образом меняет поведение человека В данном отношения отдельные феномены культуры, посвященные действию людей в катастрофических, явно гибельных, граничащих с гибелью ситуациях, пользуются повышенным вниманием исследователей Что будет делать человек, если завтра бой, в котором его шансы выжить нулевые, если спустя два часа каюту затопит; если эта встреча с женщиной для мужчины последняя в его жизни

Следует также отметить, что нормативистика «абсурдного человека» тотально безбрежна, превращена современной эпохой в «дурную бесконечность норм» Следовательно, индустрия развлечений выполнить функцию демпфера при социальных катаклизмах Она может принять в своё «чрево» миллионы обездоленных, духовно угнетенных людей и создать им иллюзию собственной полноценности посредством регулярного вбрасывания новых символов, восстанавливающих на время целостность человека с самим собой и с социальной средой Утешением людям в жестоком мире служат суррогаты счастья в виде иллюзии любви, свободы, независимости

В заключении параграфа делаются следующие выводы 1 Функционирование культуры как социального регулятора определяется единством двух противоположных процессов культуры общества и культуры личности, которые могут быть прямо противоположными и рассогласованными Культура личности задает предметно-практическое отношение к действительности, в основе которой находятся освоенные и воспроизведенные ценности (в том числе и ценности счастливого образа жизни)

Само счастье для индивида, в конечном счете, идентифицируется различно как гармония, как иллюзия, как суррогатное замещение, как симуляция При всех вариантах стремление быть, казаться счастливым

неистребимо в человеке Этим и объясняется многообразие отдельных модальностей его проявления

В Заключении в сжатой форме сформулированы основные идеи, обоснованию которых посвящено настоящее диссертационное исследование, обозначены перспективы дальнейшей разработки указанной проблематики

Основное направление, которое автор намерен развивать в дальнейшем, заключается в исследовании социального измерения идеи счастья, что предполагает более глубокий анализ соотношения феноменальной (культурной и ноуменальной (духовной) сторон человеческой деятельности

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора

1 Шамсетдинова А П О роли позиционного знания в управлении образовательным процессом / АП Шамсетдинова // Социально-гуманитарные знания. - 2007.№ 8. - С. 98-106 (в соавторстве с Е Ю. Бикметовым, А В Лукьяновым)

2 Шамсетдинова А П Высокодуховная личность и массовое сознание // Массовое сознание в России современное состояние и тенденции изменения Материалы Всероссийской заочной электронной конференции Комсомольск-на-Амуре, 15 ноября 2006 г / Под общ ред Р Л. Лифшица - Комсомольск-на-Амуре. Изд-во АмГПГУ, 2007 - С. 147-149 (В соавт с А В Лукьяновым и В Ю Лыткиной).

3 Шамсетдинова А П Псевдопраздность как антитеза счастливого мировосприятия / А П. Шамсетдинова И Проблемы социокультурного бытия в национального измерении Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО -Уфа РИЦБашГУ, 2007 -С 192-194

4 Шамсетдинова АП Социальный образ счастья и проблема его идентификации в философских учениях древнего мира / А П Шамсетдинова// Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан история и современность - Уфа РИЦ БашГУ,2008 -с 137-143

5 Шамсетдинова АП Социально-этический образ счастья и проблема его идентификации / А П Шамсетдинова // Научное обозрение - М Наука2007 -№ 1 -С 123-125

6 Шамсетдинова А П Ф Б Садыков о роли субъективного в становлении

справедливого общества / А П Шамсетдинова // Философия в XXI Онтология, творчества и гуманизма - Уфа- РИЦ БашГУ, 2008 - С 1619 (В соавторстве с А В Лукьяновым, Р Г Исмагиловым)

Шамсетдинова Анжелика Петровна

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021319 от 05 0199 г

' Подписано в печать 24 03 2008 г Бумага офсетная Формат 60x84/16 Гарнитура Times Отпечатано на ризографе Уел печ. л 0,99 Уч.-изд л 1,12 Тираж 100 экз Заказ 203

Редакционно-издателъский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул Фрунзе, 32

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул Фрунзе, 32

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Шамсетдинова, Анжелика Петровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СЧАСТЬЯ КАК ФИЛОСОФСКОЙ УНИВЕРСАЛИИ

§ 1. Социально-эвристический образ счастья.

§ 2. Социально-этический образ счастья и проблема его идентификации.

ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ИДЕИ ДОСТИЖЕНИЯ

СЧАСТЬЯ И СЧАСТЛИВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

§ 1. Социально-философский облик «праздничного человека» традиционного и посттрадиционного обществ.

§ 2. Развлекательные ресурсы индустрии увеселений и развлечений.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Шамсетдинова, Анжелика Петровна

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена общественной потребностью гармонизации общего и отдельного интереса. Обществу не безразлично, какой вклад вносит в общее достояние его каждая отдельная единица, каковы условия и предпосылки стимулирования её трудовой, творческой активности.

В этом плане актуальным было бы нарисовать некий целостный идеал, к которому предназначено стремиться обществу. Как известно, идеал есть сила, выстраивающая всю систему ценностных ориентаций, без которых общество формироваться и развиваться не может. Внутренним «двигателем» этой системы выступает желание счастья.

Но счастье, субстанцией которого, очевидно, является свобода, с одной стороны, выступает как конечная цель человеческого рода, а с t другой - конкретное общество развивается тем успешнее, чем интенсивнее взаимодействуют образующие его «корпускулы» (индивиды, социальные группы, общности и т.д.). Однако данная интенсивность обусловлена далеко не в последнюю очередь определённым духовно-эмоциональным состоянием или особым счастливым расположением духа.

Следует учитывать тот момент, что принадлежность к чувственно-воспринимаемому миру часто делает человека игрушкой внешней привязанности. Но как лицо, стремящееся к миру абсолютных, непреходящих ценностей, человек наделён свободой. Эти миры не диаметрально противоположны друг другу, а определённым образом взаимодействуют. Мир свободы содержит основание природного мира. В то же время ноуменальный характер человека (когда превыше всего ставится нравственный долг) лежит в основе его феноменального характера. В' данном отношении совесть, как способность самоконтроля, предохраняет от служения ценностям чисто внешнего порядка.

Анализ некоторых особенностей протекания социальных процессов показывает, что система ценностных ориентаций выстраивается не на идее счастья. Каждый человек стремится к счастью; тем не менее, он оказывается' не в состоянии сказать, чего он, собственно, добивается, оставаясь в полном согласии с самим собой. Происходит это, прежде всего, по той причине, что счастье представляет собой идеал не разума, а воображения, т.е. покоится на эмпирических основаниях. А современный мир - это во многом и виртуальный мир, мир «недовоплощённого» существования, понимания. Человек хочет понимания, но приносит ли оно-ему удовлетворение, когда он уясняет скрытые пока что от него несчастья?

Высказанный тезис обосновывается и той мыслью, что если бы идеей счастья исчерпывалась вся человеческая жизнь, то последняя стала бы невыносимой' для тех, кому судьба отказала в богатстве, здоровье, карьере и т.д., т.е. в феноменальных обнаружениях счастья.

Тем не менее, изучение человеческого счастья как социокультурного феномена, соотнесение его с трансцендентальным, «родовым» общечеловеческим интересом, является актуальным, поскольку счастье всё же не резко противостоит нравственному закону. «Собственное совершенство и чужое счастье», - такова, по Канту, окончательная формула долга1. Ориентация на здравомыслие и человечность — это то, что должно лежать в основе развития гармоничных общественных отношений.

Исследование счастья человека, постижение его отдельных элементов как источника позитивных качеств и свойств личности относится к числу традиционных тем в социальной философии и антропологии. Исходная позиция счастливого человека нам

1 См.: Кант И. Соч. В 8 т. - М., 1994. - Т. б. - С. 426. представляется как результат действия совокупности материальных, духовных, социальных и природных факторов, созидающих благоприятную социальную среду, в которой оказывается возможным достижение такого состояния.

Автор исходит из той теоретической предпосылки, что состояние счастья выступает основой для развёртывания многообразного социального опыта, Последний позволяет субъекту расширить диапазон переживаемого бытия, трансцендировать за пределы узко-прагматического духа и утилитарности к конечным границам ценностного ряда, гармонизировать собственный духовный мир с выработанными культурой эталонами и идеалами счастья. Феноменальное измерение счастья при этом оказывается связанным с ноуменальным измерением. Так, забота о собственном благополучии (здоровье, образовании, богатстве) до некоторой степени созидает более лучшие условия и для выполнения нравственного долга. Кроме того, заметим, что социально-философский аспект проблемы счастья, его достижения, касается анализа проблемы расширения границ и разнообразия способов бытия путём приобретения новых умений и реализации их в общественно ценной деятельности.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты счастья и счастливого человека исследовались представителями различных научных школ и направлений в качестве основополагающей антропологической и социальной проблематики. В целом доминирует позитивный смысл самого счастья и сопутствующих ему состояний, при этом доминируют две точки зрения. Первая - счастье выступает как одна из значимых целей состоявшегося бытия человека. Вторая сводится к тому, что счастье выступает пределом завершённости и оправданности жизни.

Счастье, как философская идея, анализировалось в трудах античных мыслителей, средневековых авторов, в трактатах философов Возрождения, французского Просвещения, Нового Времени. Так, Платон мыслит счастье как устремлённость человека к идеальному, «горнему» миру. Но поскольку душа человека «вкушает земное, то от этих праздничных пиршеств, в которых, как говорят, заключается счастье, к ней много пристало землистого, каменистого, дикого»1.

Аристотель говорит о том, что одни видят счастье в добродетели, другие - в рассудительности, третьи - в известной мудрости. Другие полагают, что счастье — в соединении этих ценностей. Сам Аристотель склоняется к той мысли, что счастье есть добродетель; «ведь добродетели как раз присуща деятельность сообразно добродетели» . Таким образом, Аристотель понимает, что благо есть не просто вещь, а жизненный процесс, устремлённый к некоторой важной цели. Счастье обретается в результате качественного удовлетворения высокоразвитых потребностей и может быть осмыслено лишь как определённый итог значительного периода жизни.

Средневековые мыслители пытались осмыслить счастье человека в тесной связи с идеей Божественной субстанции. При этом, по мнению Августина, воля участвует во всех актах познания, а счастье есть энергийно-волевой процесс. «Человек, - говорит Августин, — испытывает страдания ровно настолько, насколько поддаётся им»3. Следовательно, и счастье человека, сопряжённое со страданиями, зависит от его воления. По мнению Фомы Аквинского, счастье, как блаженство, составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно состоит в самой превосходной человеческой деятельности, в деятельности теоретического разума, в познании абсолютной истины, т.е. Бога. Главная цель государства - в

1 См.: Платон. Собр.соч. в 4 т.: Т. 3. - М.: Мысль, 1994. - С. 410.

2 См.: Аристотель. Сочинения. В 4-х т.: Т. 4. - М.: Мысль, 1984. - С. 66.

3 См.: Антология мировой философии: В 4 т. - М., 1969. - Т. 1. Часть 2. - С. 594. содействии общему счастью. Государство призвано способствовать тому, чтобы сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни и имели для этого необходимые блага1.

Номиналистическая традиция философской мысли Средневековья в истолковании счастья отталкивалась от идеи разума. Так, П. Абеляр полагает, что вера в счастье имеет в качестве своей предпосылки понимание. Всякое знание - это счастье и не может быть враждебно высшему Благу2.

Оригинальной представляется социальная этика суфиев, их попытка решить проблему достижения счастья. Достичь счастья можно путём нравственного очищения «сердца». Влюблённые суфии видели своё счастье в страдании («горении») тела в огне Любови к Истине и смятении («опьянении») души в момент общения с Богом или добровольно обременяли себя альтруистическими благодеяниями в пользу других, часто в ущерб самому себе3.

Деятели эпохи Возрождения (Леонардо Бруни Аретино. Марсилио Фичино, Джордано Бруно) развивали ту мысль, что счастье присуще, скорее, действию воли, чем действию интеллекта. Так, об этом говорит М. Фичино4.

Леонардо Бруни Аретино подчёркивает, что в термине «счастье» сходится и чернь, и просвещённые люди5. Но как бы то ни было, эпоха

1 См.: Фома Аквинский // Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5.

2 См.: Антология мировой философии. - М., 1969. -Т. 1. Часть 2. - С. 794-808.

3 См.: Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. - М.: Наука, 1965. - С. 269; Янгузин А.Р. Социально-философские аспекты генезиса суфизма: Монография. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. - С. 101.

4 См.: Антология мировой философии: Возрождение. - Минск: Харвест; М: ООО «Издательство ACT», 2001.-С. 249.

5 См.: Там же.-С. 43.

Возрождения акцентирует ту мысль, что счастье связано прежде всего с темой достоинства человека, его свободы. Сила человека и всё его счастье - в безграничной любви к бесконечному. Человек счастлив, когда возвышается над размеренной повседневностью.

Философия французского Просвещения исходила из той мысли, что счастье человека достигается в тот момент, когда устраняется пропасть между бедными и богатыми. Социально-этический образ счастья выражен в идее равенства как требования здравого смысла. При всём расхождении во взглядах, и Ф. Вольтер, и Ж.-Ж. Руссо, и Д. Дидро, и П. Гольбах, и Ж.О. Ламетри исходили из той идеи, что счастье связано с процессом усиления положительных сторон в человеке. Но для этого необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду.

Идея счастья человека получила обстоятельную разработку в немецкой классической философии. Согласно И. Канту, счастье определяется как цель и долг человека. «Собственное совершенство и чужое счастье» - такова формула долга1. И.Г. Фихте связывает достижение счастья с творческим трудом во благо человеческому роду. Но речь идёт о труде в духовном мире, который уже сам по себе обладает потенцией к самоопределению2.

Гегель полагал, что счастье есть «абстрактная всеобщность содержания, которая только ещё должна быть»3.

Эта способность быть счастливым относится к ценности личности, поскольку человек, способный быть счастливым как раз благодаря своему примеру повышает ценность жизни и готовность признавать и осуществлять этические ценности как таковые.

1 См.: Кант И. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1994. - Т. б. - С. 426.

2 См.: Фихте И.Г. Факты сознания // Он же. Соч. в 2-х т.: Т. 2. - СПб.: Мифрил, 1993. - С. 762.

3 См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1977. - С. 323.

На ранних этапах истории напряжённые виды деятельности не воспринимаются личностью как благо (отсутствуют потребности к процессу их осуществления). Для формирования социально ценных потенций человека необходимо осуществлять определённого рода стимуляцию, которая включала бы элемент прямого или косвенного принуждения. Так, оценивая историческое значение капитализма под углом зрения развития сущностных сил человека, К. Маркс развивает ту мысль, что «в качестве безудержного стремления к всеобщей форме богатства капитал гонит труд за пределы обусловленных природой потребностей рабочего и тем самым создаёт материальные элементы для развития богатой индивидуальности, которая одинаково всестороння и в своём производстве и в своём потреблении и труд которой выступает поэтому уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности. на место обусловленной природой потребности ставится1 потребность, созданная исторически»1. Развитие социальной сущности человека, выражающееся, таким образом, в изменении характера его потребностей, связывается здесь с принуждением к труду. Именно в результате данных общественных условий человек встаёт перед необходимостью совершенствования разнообразных интенсивных форм деятельности.

В противоположность философским толкованиям счастья переживания счастья большинства людей в эпоху техники часто ограничиваются удовлетворением собственных потребительских устремлений и материальными радостями. При этом люди, захваченные потребительским духом, не обращают внимание на скудость условий существования других людей. В сочинениях Й. Хейзинги дан анализ всеобщего ослабления способности суждения людей, снижения критической потребности, ухода в иррационализацию действительности.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Часть 1. - С. 281.

Выход из кризиса он видит в усилении игрового начала в культуре1. Игра есть то, что поддерживает идеал, устремления людей к лучшей жизни и справедливости.

Исследование социокультурного контекста человеческой игры предполагает анализ трудов и наших отечественных философов^ и социологов. В связи с этим вызывает интерес высказывание П.А. Сорокина: «Всякий прогресс, ведущий к уменьшению счастья или к увеличению^ страдания, — не есть прогресс».2 Подлинное прогрессивное развитие возможно только в случае, если человек счастлив, в противном случае общественный^ порядок с неизбежностью подавляет личность, увеличивая степень напряжённости и неестественности жизни.

Наша рабочая гипотеза заключается в том, чтобы , выявить трансцендентальную компоненту идеи счастья человека и, таким образом, глубже раскрыть связь между феноменальным, социокультурным миром и ноуменальным, духовным миром, который развивается и в конечном счёте оказывает влияние на формирование гармоничных общественных отношений. В этом отношении для нас имели большое значение труды как современных зарубежных, так и отечественных философов. В* сочинениях Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Левинаса идея счастья рассмотрена в контексте проблемы свободы . Различные аспекты проблемы счастья и счастливого, справелдивого, достойного образа жизни рассматриваются в работах С.Ф. Анисимова, П.В. Алексеева, В.А. Андрусенко, М.М. Бахтина, В.И. Букреева, П.П. Гайденко, Б.С. Галимова, Д.И. Дубровского, А.А. Ивина, Э:В. Ильенкова, - P.P. Ильясова, А.Ф. Кудряшева,

1 См.: Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Пер. с нидерл. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - 464 с.

2 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - С.512.

3 См.: Камю А. Избранное. - М., 1969; Левинас Э. Избранное: Трудная свобода - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН); Sartre J.-P. L'erte et le n^ant. - Paris, 1948.

В.А. Лекторского, А.В. Лукьянова, Г.Г. Майорова, Л.А. Микешиной, Д.А. Нуриева, З.Я. Рахматуллиной, Ф.В.Файзуллина, В.Н. Финогёнтова, Н.П. Французовой, А.Н. Чанышева, Л.А. Ширяева, В.Н. Ярской-Смирновой.

Социокультурные аспекты идеи счастья анализировались А.А. Вальковым, А.И. Мазаевым, Ю.Б. Неталимовым, И.М: Орешниковым, Я.В: Парусимовой, Ш.М. Рахматуллиной, Ф.Б. Садыковым, Н.А, Сурковой (Шергенг), О.Н. Сущенко, B.C. Хазиевым, Е.Н. Шапинской.

Осмысление взаимоотношения трансцендентального и социального субъекта в контексте идеи человеческого счастья составило бы в этом плане достаточно актуальный пласт самой проблемы свободы. В данном отношении на диссертанта повлияли труды Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, Г. Ланца, А.Ф. Лосева, С.Л. Франка, Б.В. Яковенко, И.А. Ильина1.

Однако идея соотношения свободы и счастья, человека всё ещё недостаточно получила своё осмысление, особенно в социокультурном контексте. Несмотря на всё идейное богатство и многообразие существующих подходов к исследованию счастья как социально-этической категории, её функционального поля, в настоящее время ещё пока отсутствуют работы, специально посвящённые анализу соотношения феноменального и ноуменального (трансцендентального) уровней счастья человека. Социально-философский пласт этой сложной проблемы задаёт специфику предлагаемого здесь исследования.

1 См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. - М., 1990; Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. - М., 1914; Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего // Вопросы философии и психологии, кн. 112. - М., 1912; Яковенко Б.В. Жизнь и философия Иоганна Готлиба Фихте. - Санкт-Петербург: Наука, 2004. -255 е.; Ланц Г. Свобода и сознание (К столетию со дня смерти Фихте). // Логос, 1914. - Т. I, вып. 1; Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.; Политиздат, 1991.-525 с.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает стремление к счастью, которое пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности и постоянно находится в эпицентре жизненных потенций человека.

Предмет исследования - счастье человека как социокультурный феномен.

Цель диссертации заключается в раскрытии социально-эвристического потенциала и социокультурного контекста идеи счастья, которая обнаруживается наиболее полным образом в тот момент, когда счастье рассматривается с точки зрения идеи соотношения его социального и духовного измерений. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач: -;

• отталкиваясь от той идеи, что нравственность невозможно построить на таком зыбком основании, каким, является стремление к счастью, выявить социальные основания духовного образа жизни;

• исследовать социально-эвристический потенциал существующих концепций счастья;

• на основе ретроспективного анализа теорий счастья, содержащихся в древнегреческой и немецкой классической философии, исследовать проблему идентификации социально-этического образа счастья;

• рассмотреть социокультурный контекст идеи достижения счастья и счастливого образа жизни, что в свою очередь предполагает: а) исследование социально-философского облика «праздничного человека» в условиях традиционного и посттрадиционного обществ; б) анализ возможностей развлекательных ресурсов индустрии увеселений и развлечений.

Методологическая основа диссертационного исследования. В качестве данной основы выступает трансцендентальный метод, согласно которому нравственные отношения не исчерпываются идеей счастья, которое есть прежде всего социокультурный феномен. В отношении счастья невозможен никакой императив, который предписывал бы человеку, общественному коллективу совершать то, что делает их счастливым, поскольку счастье - не идеал разума, а воображения и связано с эмпирическим, социокультурным бытием.

При этом автор исходит из признания современной социокультурной ситуации как ситуации перехода от социоцентрической модели организации социальной формы к эгоцентрической, от коллективных форм духовной жизни к индивидуальным, а от них к персональным.

В основе диссертации лежит диалектическая концепция самодвижения духовной субстанции. Счастье достижимо лишь в том случае, если человек, принимая то или иное жизненно важное решение, исходит в конечном счёте не из соображений внешнего порядка, а исключительно из повеления долга. Для того, чтобы не совершалось обратного, человек наделён совестью - удивительной способностью самоконтроля.

В диссертации использованы фундаментальные философские принципы всеобщей связи и развития, системный принцип, принципы анализа и синтеза, единства логического и исторического, принципы самодвижения и самоорганизации, позволяющие представить философскую категорию счастья как некий единый организм, объединяющий материальное и духовное измерения.

Научная новизна диссертации заключается в исследовании счастья как социокультурного феномена, связанного с ноуменальной сферой человеческой свободы. Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

• обосновано, что обществу, как и государству, далеко не безразлично то, какой вклад в общее материальное и духовное достояние вносит его отдельная единица, какие условия при этом стимулируют её труд;

• обнаружено, что хотя нравственное общество практически невозможно выстроить на идее счастья, тем не менее, общее (трансцендентальное) и отдельное (феноменальное) не противостоят друг другу, а достигают единства в идее нравственного долга, гармонизирующего разум и воображение;

• доказано, что лишь то общество является наиболее перспективным, если государство проявляет заботу о расширении границ и разнообразии способов бытия людей, создаёт предпосылки для развития сущностных сил человека (к числу этих сил относится надежда на счастье);

• выявлено, что духовно богатая индивидуальность обладает способностью преодолевать фальшивые формы счастья, поскольку она всестороння и универсальна как в своём производстве и воспроизводстве, так и в своём потреблении.

Теоретическое значение диссертации определяется её направленностью на различные аспекты сосуществования человека и человека, человека и общества, человека и государства. В процессе социального становления индивид стремится расширить мир своих эмоций, которые связаны с новыми, интенсивными видами труда. В этом плане результаты, полученные в диссертации, позволят более полно изучить воздействие на личность различных культурных представлений данного общества.

Практическое значение исследования заключается в возможности создания не только спецкурсов, связанных с разработкой различных тем социальной философии и, главным образом, темы формирования ценностей и ценностных ориентаций, но и рекомендаций- для государственных институтов и учреждений, поскольку государству далеко не безразлично, какой трудовой вклад вносит в общее достояние каждая его отдельная единица, а тем самым является счастливым

Результаты работы найдут своё применение в процессе разработки конкретных предложений и программ деятельности социальных институтов, а также при чтении учебных курсов философии истории, социальной философии, культурологи, этики и некоторых иных гуманитарных дисциплин.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в выступлениях автора на следующих конференциях: «Массовое сознание в России: современное состояние и тенденции изменения» (Комсомольск-на-Амуре, 15 ноября 2006 г.), «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении» (Уфа, декабрь 2006 г.), «Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: история и современность» (Уфа, декабрь 2006 г.). Результаты диссертации обсуждались на методологическом семинаре «История и философия науки» (руководитель - профессор Д.А. Нуриев). Основные идеи и выводы диссертационного исследования, её концептуальный замысел изложены автором в шести публикациях общим объёмом 1,5 печ. л.

Диссертация обсуждена на кафедре «Истории и философии науки» и рекомендована к защите 26 мая 2007 г., протокол № 4.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка литературы, состоящего из 240 наименований. Общий объём диссертации - 142 страницы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Человеческое счастье как социокультурный феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении диссертации можно подвести следующие; итоги и сделать выводы.

Расширен и углублён анализ общечеловеческой, (трансцендентальной) и социальной проблемы счастья, что позволило раскрыть истоки формирования личностного, ценностного отношения к собственной жизни. Через эпохи проходит стремление человека к полной реализации личной свободы. С одной стороны, выражена тенденция к . эмансипации, эгоцентризму и индивидуализму, с другой - тенденция* возрастания взаимной зависимости, сохранения равновесия в стремительно; усложняющейся социальной жизни. Обе эти тенденции взаимосвязаны*., имеют, собственные специфические формы проявления в различных социокультурных средах. Эти тенденции обуславливают формирование личностного ценностного отношения со стороны единичной личности, которая находит свое предельное выражение в стремлении стать, счастливой.

В работе обоснована необходимость разграничения понятий «счастливый человек» и «псевдосчастливый человек».

В первой главе диссертации это разграничение выглядит как взаимодействие феноменальной (социокультурной) и, ноуменальной (трансцендентальной) сфер человеческой деятельности; Ноуменальная сфера не отделена непроницаемой стеной; от феноменальной. Хотя в отношении счастья невозможен императив, который предписывал бы общественному субъекту совершать то, что делает его счастливым, тем не менее, счастье, связанное с воображением человека, а значит, с эмпирическим бытием, не резко противостоит нравственному закону. Необходимо думать о счастье других и стремиться к собственному совершенству. Здравомыслие, здравый смысл и человечность — вот то, что лежит в основе развития гармоничных общественных отношений. Таким образом, хотя нравственное общество практически невозможно построить на идее счастья, общее-и отдельное не противостоят здесь друг другу, а достигают объединения в идее нравственного долга, гармонизирующего' разум и воображение.

Прослежен переход от ритуальных к рациональным и иррациональным стандартам свободного времяпрепровождения. При этом выявлены характеристики, придающие счастью особую структурную и организационную форму: как коммерциализация, индивидуализация, умиротворение и иллюзорность.

Обоснован тезис об амбивалентности счастливого человека: с одной стороны, он пребывает в состоянии гармонии с самим собой, в радости, но не насыщается^ этим состоянием; поэтому с другой - он испытывает постоянную неудовлетворённость самими этими состояниями.

Праздность» как производная праздника и игровых форм деятельности рассматривается как модальность счастья и связывается с различными формами человеческого сопереживания. Отмечено, что праздность вовсе не претендует на статус общего, она реализуется единично и соответственно конструируется как проект одного «Я». Само стремление к праздности напрямую зависит от богатства внутренней жизни человека, от уровня его личной духовной культуры.

Социально-философское понимание счастья, модальностей счастья может быть сведено к четырёхкомпонентной конструкции.

Первый - это регулятивный потенциал культуры, призванный привести в соответствие интересы личности и всего общества, государства и гражданина, социальной группы и личности. В связи с этим отметим, что обществу, как и государству, далеко не безразлично то, какой вклад в общее достояние вносит его отдельная единица, какие условия стимулируют её труд. Компонентами регулятивного потенциала выступают система социального контроля, экономические факторы, организационные формы, государственное и правовое регулирование, культурные стереотипы и традиции времяпрепровождения. Второй - это ресурсный потенциал самой личности, его возможности и потенции стать или казаться счастливым. Третий - это адаптивный потенциал уже наработанных практик, которые представляют возможности для адаптации индивидом новой для себя культурной среды через активное взаимодействие с ней. Целью такой адаптации является усвоение новой системы ценностей и ценностных ориентацией. Четвёртый - это компенсационный потенциал счастливого состояния, который возмещает, израсходованные силы и энергетические ресурсы личности. В этом потенциале можно выявить рекреативную, реабилитационную; гедонистическую, физическую составляющие.

Разумеется, можно констатировать, что нельзя отрицать полностью необходимость формирования культуры счастливого образа жизни как заслуженной награды за напряжённый труд, за результаты продуктивной социальной деятельности, как итог творческой деятельности, как одного из состояния реализации «Я». При таком подходе искусственная, намеренно навязанная псевдорадость не может длительное время удовлетворять подлинных запросов личности, не может полноценно воспроизводить телесный и духовный-потенциал личности.

Духовно богатая личность обладает способностью преодолевать фальшивые формы счастья, поскольку она обнаруживает себя всесторонним и универсальным способом, причём как в своём производстве, воспроизводстве, так и в своём потреблении.

Основное перспективное направление, которое, по мнению автора, следует развивать в дальнейшем, заключается в исследовании диалектики необходимости и свободы, феноменальной и ноуменальной сфер счастья. Лишь то общество перспективно, если государство проявляет заботу о расширении границ и разнообразии способов бытия людей. А это возможно, если создаются предпосылки для развития сущностных сил человека, среди которых стремление к счастью, надежда на счастье занимают важное место в системе его деятельности.

 

Список научной литературыШамсетдинова, Анжелика Петровна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Августин А. Исповедь: Пер. с лат. М.: МНПП "Гендальф", 1992. — 544 с.

2. Александров Е.М., Эрик Е.И. Современный преферанс. — Йошкар-Ола, 1994.-160 с.

3. Александрова Н.В. Новое измерение дворянской культуры (по мемуарным источникам второй половины ХУ111 первой трети XIX века) / Вестник Челябинского государственного университета. — 1991.-№ 1.-С. 51-60.

4. Аль-Газали, Абу Хамид. «Весы деяний» и другие сочинения: Пер. с арабского. М.: Издательский дом «Ансар», 2004.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Педагогика, 1996. 496 с.

6. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). -Оренбург, Оренбургский госуниверситет, 1995. 172 с.

7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988.-253 с.

8. Антология мировой философии: Возрождение. Минск: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 928 с.

9. Анцупов А .Я. Проблемы конфликтологии // Философские науки.-1996.-№1-4.-С. 75-81.

10. Аргайл М. Психология счастья / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -332 с.

11. Аристотель. Никомахова этика. I, 1, 1094 а 20-30 // Аристотель. Сочинения. В 4-х т.: Т. 4. -М.: Мысль, 1984.

12. Аристотель. Соч. в 4-х т.: Т. 1. С. 311. «Метафизика», гл. XII, 1072 в.

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.-424 с.

14. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Ф.Смирнова. М.: Педагогика, 1982. - 288 с.

15. Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание. Ростов-на-Дону: Феникс, ,1997. - 544 с.

16. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.-383 с.

17. Беркли. Сочинения. М.: Мысль, 1978. - 556 с.

18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.- М.: «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КНИГА»; ACT, 1996. -398 с.

19. Берримэн Дж. Психология и вы / Пер. с англ. Пермь: Стрелец, 1997.-264 с.

20. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Изд. Московской патриархии, 1992. — 1372 с.

21. Богданов А.А. Текстология. Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. М.: Экономика, 1989. - (Кн.1 - 304 е., Кн. 2-351 е.).

22. Болквадзе Н.М. Грузинское застолье: искусство тамады. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 144 с.

23. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова: Описание самим им для своих потомков: В 3-х т. — М.: ТЕРРА, 1993.

24. Бондаренко В.Н. Методологические принципы гносеологической концепции классического марксизма. — Уфа: Изд. Башк. ун-та , 1997. -106 с.

25. Бромлей Ю.В. Новая обрядность — важный компонент советского образа жизни // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР.-М., 1981.-С.5-28.

26. Бруно Дж. Диалоги: Пер. с ит. М.: Госполитиздат, 1949. - 552 с.

27. Бугера В.Е. Сущность человека. М.: Наука, 2005. - 300 с.

28. Букреев В.И. Нормативная система (духовный мир человека): Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. - 224 с.

29. Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х томах.- М.: Мысль, 1971.

30. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997. -336 с.

31. В часы досуга / Сост. И.Н. Крайнева- СПб: «Кристалл», 1996. — 544 с. '

32. Вальков А.А. Идея нации в свете русской социально-философской мысли. Уфа: РИО БашГУ, 1996. - 108 с.

33. Вахитов P.P. Идея дружбы в позднесоветском дискурсе (кинофильм «Д Артаньян и три мушкетера» как документ советской эпохи) // Нормативные основания культуры. Материалы региональной научной конференции. Уфа, 2001. - С. 72-77.

34. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.-704 с.

35. Вербовая Н.П. Искусство речи М.: Просвещение, 1977. - 123 с.

36. Вернадский В.И. О науке. Том 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997. -576 с.38,39.40,41,42,43,44,45,4647,48,49