автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Динамика художественных форм в творчестве В. М. Шукшина
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Илюшина, Ольга Владимировна
Введение.
Глава 1. К проблеме динамической целостности журнальной подборки
В.М. Шукшина.
Глава 2. От журнальной подборки к сборнику.
§ 1. Сборник «Сельские жители» в свете критической рецепции.
§ 2. Региональное и общенациональное пространство и их роль в организации сборника «Сельские жители».
§ 3. Сборник «Характеры» (1973 г.).
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Илюшина, Ольга Владимировна
Актуальность диссертационной работы обусловлена потребностью изучения динамики художественных форм В.М. Шукшина в процессе их становления и трансформации. На наш взгляд, такой подход позволит снять многие противоречия в определении разных этапов творчества писателя и даст возможность выявить генезис и типологию различных жанровых образований в художественном мире писателя.
Объектом исследования является собственно литературное творчество Шукшина, рассмотренное в контексте эпохи и в соотнесении с эстетическими взглядами писателя. Предмет - многочисленные подборки рассказов Шукшина, опубликованные в «толстых» литературных журналах 1960-70-х гг. («Новый мир», «Октябрь», «Наш современник», «Сибирские огни» и др.), сборники «Сельские жители» (1963 г.) и «Характеры» (1973 г.).
Материалом исследования послужили подборки шукшинских рассказов в контексте журнальных материалов периодических изданий и авторские сборники Шукшина, публицистика, интервью, заметки, наброски, современная писателю критика.
В диссертационном сочинении системообразующие элементы выделены только в первом авторском сборнике «Сельские жители» (1963 г.) и итоговом -«Характеры» (1973 г.). Сборники «Там, вдали» (1968) и «Земляки» (1970) не анализируются, так как при всем их индивидуальном построении, на наш взгляд, в них воплощены те же принципы формирования единства, которые выявляются нами в первом прижизненном и одном из последних авторских сборников. Издание рассказов Шукшина «Беседы при ясной луне», вышедшее в год смерти писателя, по объему и «рыхлой» структуре представляет собой не сборник, а избранное, созданное в разные годы.
Изучая динамику художественных форм в аспекте категории целостности, в своем исследовании мы употребляем термин «цикл» в отношении к журнальным подборкам шукшинских рассказов. Однако нас будет интересовать цикл не в его основном жанровом значении, мы используем принятую в современной науке оппозицию цикл - циклизация, где циклу как жанровому термину, обозначающему авторскую заданность структуры, противопоставлен процесс объединения элементов, стремящийся стать целостностью, но таковым не являющийся . В зрелом творчестве В.М. Шукшина представлены циклы с авторской заданностью структуры («Из детских лет Ивана Попова», «Внезапные рассказы»). Цикл, являющийся жанровым образованием, обладает объединяющей его структурные элементы, развертывающейся центральной концептуальной идеей, сквозными мотивами, общим настроением. Каждая из частей, включенных в цикл, обладает двоякой функцией, являясь эстетически самодостаточным текстом и частью целого, в контексте которого у произведения появляются дополнительные смыслы, разрушающиеся при изъятии элемента из целостности жанрового образования. Авторские циклы В.М. Шукшина исследованы в работах С.М. Козловой [101 ] и Т.Л. Рыбальченко [174]. Анализируя движение в прозе Шукшина от журнальной подборки к сборнику, мы исходим из декларированного самим автором и подтвержденного шукшиноведением принципа единства всего творчества писателя. По мнению В.М. Шукшина, «рассказчик всю жизнь пишет один большой роман» [242, с. 291]. Художественная форма в шукшинском творчестве соответствовует авторскому мирообразу: «Жизнь представляется мне бесконечной студенистой массой - теплое желе, пронизанное миллиардами миллиардами кровеносных переплетений, нервных прожилок. Беспрестанно вздрагивающее, пульсирующее, колыхающееся. Если художник вырвет кусок этой массы и слепит человечка, человечек будет мертв: порвутся все жилки, пуповинки, нервные окончания съежатся и увязнут. Но если погрузиться всему в эту животворную массу, - немедленно начнешь - с ней вместе - вздрагивать. Мы используем также термин «мини-цикл», введенный Л.Е. Ляпиной в ее работах, посвященных анализу лирических циклов 1840-60-х гг., в которых исследователь делает попытку представить универсальную классификацию циклических образований не только с точки зрения темы, но и с учетом их величины. пульсировать, вспучиваться и переворачиваться. И умрешь там» [249, с. 466467]*.
Нам представляется интересным и перспективным в дальнейшем проанализировать динамику художественных форм в их усложнении и становлении: от журнальной подборки к роману и киносценарию. Однако в рамках нашего исследования, в связи с определением конкретной цели такой аспект лишь намечен.
Выявленная учеными особенность - «перетекание» в творчестве Шукшина одной художественной формы в другую - впервые упоминается в статье критика В. Гейдеко, написанной по поводу раннего авторского сборника «Сельские жители» и фильма «Живет такой парень», опубликованной еще в 1965 году [43]. В. Гейдеко утверждал, что фильм вскрыл многое незамеченное в рассказах, на основе которых создавался киносценарий. Благодаря этому герои художественных произведений ярче выделились, идея углубилась. На единство шукшинского творчества обратил внимание Л.А. Аннинский. Основополагающими работами для исследований идейно-тематических, жанровых, видовых взаимосвязей произведений писателя по праву можно считать статью Н. Лейдермана [139] и монографию В.Ф. Горна [48]. Один из первых авторитетных исследователей прозы Шукшина В.Ф. Горн ввел понятие «развертывающейся динамической целостности» [48, с. 217]. Современный этап развития шукшиноведения позволяет изучить характер целостности прозы писателя, особенности его творческой эволюции, сквозные образы, мотивы, символы. Е.В. Кофанова [107], применяя методику структурного анализа, рассматривает творчество писателя как органически целостную художественную систему на материале произведений В.М. Шукшина и их сценических постановок. Опираясь на программные положения, предложенные В.Ф. Горном, утверждавшим, что целостность творчества В.М. Шукшина реализуется в глубоком родстве и существенных взаимосвязях всех элементов его художественной системы, Е.В. Кофанова стремится осмыслить внутренние
В диссертационном исследовании ссылки осуществляются на издание произведений В.М. Шукшина в процессы в искусстве художника на основе комплексного изучения его творчества. Проза, кинодраматургия, театр В.М. Шукшина рассматриваются в единстве его идейно-эстетических взглядов, жанровой специфики, стиля, проблематики. Предпринятая Е.В. Кофановой попытка проследить процесс взаимодействия жанровых элементов шукшинской художественной системы отражает новые тенденции в осмыслении творчества писателя.
Особый характер целостности прозы Шукшина исследуется в работах В.Ф. Горна [48], С.М. Козловой [101], А.Д. Хуторянской [219], О.В. Тевс [197], А.И. Куляпина [116], Т.Л. Рыбальченко [174] и др. Работы ученых посвящены различным аспектам, однако выводы свидетельствуют об объективной логике анализа шукшинской прозы. Однако динамическая целостность художественного мира писателя, как правило, лишь констатируется, в большинстве современных статей и монографий она описывается как статичная. В 1998 г. издательство АТУ выпустило сборник научных статей «Творчество В.М. Шукшина как целостность», в котором получил дальнейшее развитие тезис В.Ф. Горна о «развертывающейся динамической целостности» [48, с. 217]. В этом издании реализовалось восприятие шукшинского творчества как функционирующей целостности: «Познать целостность творчества Шукшина - значит в определенных категориях, мысленных конструкциях выразить сущность объективированного продукта - текстов творчества; понять внутренние связи компонентов целостности творчества: идейно-философского и художественного, писательского, режиссерского и актерского, деятельностного (творчество как самое деятельность) и продуктного (тексты творчества), литературно-художественного, публицистического, кинематографического, театрального; выявить динамику смыслов творчества: идейно-философского и нравственного, эстетического и общественно-политического, экзистенциального и персоналистического и т.д.; осмыслить зависимость творчества от динамики социально-исторического процесса в России и восприятия творчества человеком» [109, с. 4]. С методологической
Алтайском книжном издательстве [239 - 241, 243, 249]. точки зрения познание целостности творчества Шукшина «одномоментно невозможно в принципе» [109, с. 4]. Однако в силу жанра - сборник статей -проблема динамической целостности представлена фрагментарно.
В литературоведении оформился взгляд на шукшинское творчество как на синтетическое явление, открытое в контекст культуры. В ряде работ (В.В.Дубровской [61], В.Д. Наривской [154], И.А.Калининой [78], Т.Г. Плохотнюк [161]) проза Шукшина рассматривается в мифопоэтическом аспекте. Речь идет пока о тех или иных мифологемах в отдельных произведениях писателя, возникает необходимость системного исследования архаических схем мифопоэтического мышления.
Ведущим направлением стало исследование творчества Шукшина в контексте русской классики (А.Е. Базанова [14], Е.И. Конюшенко [104], А.И. Куляпин [116, 120], О.Г.Левашова [120, 128-130, 132-135], П.Маркин [146]). В связи с проблемой творческого эксперимента в шукшинском творчестве появился новый аспект исследования элементов модернизма и постмодернизма в произведениях писателя.
Спектр точек зрения, существующий в шукшиноведении, подтверждает мысль соавторов статьи «Творчество В.М. Шукшина как функционирующая целостность: проблемы, поиски, решения» Е.В. Кофановой, JLA. Кощей,
A.A. Чувакина: «Вместе с тем вряд ли с позиций сегодняшнего дня можно признать, что творчество Шукшина - это только творчество, взятое в его функционировании в культуре 80-90-х, ровно как и в культуре 60-70-х гг. Шукшинское творчество - это сама творческая деятельность и вся совокупность текстов творчества в соотношении со всей совокупностью вторичных текстов в его динамике. Таким образом, картина творчества Шукшина как функционирующая целостность исторически изменчива. В соответствии со сказанным, например, представление о творчестве Шукшина как художественной целостности создают и версия JI.A. Аннинского, и версия
B.Ф. Горна, и версия Е.В. Кофановой, взятые в их противоречивом отношении друг к другу и к творчеству Шукшина как объекту» [109, с. 9].
Среди работ современного шукшиноведения необходимо выделить монографию А.И. Куляпина «Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина» (исследователь обратил внимание на необходимость изучения журнальных публикаций писателя, в связи с концепцией своей научной работы представил анализ некоторых журнальных подборок и циклов Шукшина), статьи С.М. Козловой [101] и Т.Л. Рыбальченко [174], в которых акцентировано внимание на циклах В.М. Шукшина, отражающих творческий синтез художника, на своеобразии их формы в художественном мире писателя. Монография и статьи Т.А. Снигиревой [185-187], как и вышеперечисленные работы, предопределили тему, методы, перспективы настоящего диссертационного исследования.
Программными для диссертации стали работы М.М. Гиршмана, В.И. Тюпы, Ю.М. Лотмана, посвященные проблеме целостности текста. По мнению М.М. Гиршмана, «целостность - это качественная характеристика любого, в том числе и эстетического, организма. Она указывает на его возможности сосредоточенно отражать в своей внутренней жизни единство, развитие и глубинную неделимость мира в целом. На этом основывается способность организма к саморазвитию и его автономность, проявляющаяся в том, что все внешнее созидательно воздействует на него лишь постольку, поскольку становится элементом этого внутреннего саморазвития» [47, с. 53]. Целостность - это некое общее единство и связанность, предполагающие определенную суверенность входящих в него элементов. Системность - более узкое понятие, образование, включающее в себя представление о более тесных, структурно и типологически обусловленных связях и их функционировании. Анализируя художественные формы писателя XX в., мы сталкиваемся с иным, чем это принято в классическом искусстве, взглядом на целостность и системность эстетического объекта. В современной культуре целостность строится на принципах, не свойственных классической эстетике, поскольку воплощает принципиально иную художественную картину мира с характерными для нее расколотостью и фрагментарностью, ассоциативностью, незавершенностью (открытостью), отсутствием логичности и упорядоченности.
Приведенный обзор наиболее важных работ, прямо или косвенно апеллирующих к функционированию художественной системы Шукшина, свидетельствует о необходимости исследования генезиса и типологии различных жанровых и нежанровых образований в творчестве писателя.
Научная новизна диссертации заключается прежде всего в изучении специфики движения от журнальных публикаций к сборникам в системе шукшинского творчества, изнутри складывающейся, динамической системы художественных форм, трансформации жанров. В диссертации предпринята попытка уточнения вопроса о своеобразии жанровых форм Шукшина, раскрытия их художественного многообразия. Исследование процесса вхождения В.М. Шукшина в «большую» литературу, изучение критической рецепции современников писателя и анализ основных тенденций шукшиноведения последних десятилетий позволили представить прозу Шукшина многоаспектно.
Цель данной работы - проследить динамику художественных форм в 1960-70-х гг. в аспекте движения от журнальной подборки к сборнику. При осмыслении процесса формирования художественных форм в прозе писателя нами учитываются разные точки зрения на шукшинское творчество, принадлежащие редакционным коллегиям журналов «Октябрь», «Новый мир», «Наш современник» и современной Шукшину критике, рассматриваемые в контексте эпохи. Историко-литературный контекст «прочтения» прозы Шукшина корректируется, дополняется точкой зрения современного шукшиноведения.
Поставленная цель предопределила ряд конкретных задач диссертации:
1. Исследовать «механизм» формирования шукшинских журнальных подборок рассказов.
2. Определить их место в концепции «толстого» журнала. В стихийно складывающихся эстетических особенностях увидеть характер творческих закономерностей.
3. Сопоставить авторское и редакторское видение произведений писателя. Проанализировать особенности критической рецепции, позволяющие осмыслить драматизм шукшинского процесса становления.
4. Дать не только количественные характеристики типологии подборок шукшинских рассказов, опубликованных в периодических изданиях, но и качественные (принцип их организации).
5. Исследовать движение художественных форм от журнальных подборок произведений Шукшина к авторским сборникам. Показать пути трансформации жанровой системы в шукшинском творчестве, оформившиеся в процессе этого движения.
6. Осмыслить специфику взаимодействия отдельных рассказов в рамках шукшинского сборника, выявив «циклообразующие» факторы: соотношение национального и регионального, бытового и бытийного.
Методологическую основу исследования составили:
1. Историко-функциональный метод, который позволяет не только исследовать функционирование художественного произведения в пространстве современной писателю эпохи, но и осмыслить особенности его «жизни в веках».
2. Рецептивный подход, с помощью которого исследуется спектр различных оценок и характер восприятия шукшинского творчества в разные культурно-исторические эпохи и различными «рецепиентами».
3. Структурно-семиотический метод с использованием элементов мифопоэтики (в связи с тем, что в исследуемом материале отмечается наличие устойчивых архетипических элементов). В диссертации использовано понятие текста, сформулированное представителями тартуско-московской структурно-семиотической школы Ю.М. Лотманом, В.Н. Топоровым, В.В. Ивановым. В аспекте диссертационной работы прежде всего важно представление о тексте как о системе, открытой в контекст мировой культуры.
Соответственно с логикой исследования строится композиция работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех приложений (публикации шукшинских рассказов в периодических изданиях, состав сборников «Сельские жители» (1963 г.) и «Характеры» (1973 г.)).
Во введении обосновываются актуальность предпринятого исследования, методология и методика анализа, выбор аспекта, характеризуются цели и задачи, структура работа, кратко излагается история вопроса.
В первой главе «К проблеме динамической целостности журнальной подборки В.М. Шукшина» исследуются типология и принципы организации журнальных подборок рассказов (в числе которых встречаются такие художественные формы, как «мини-цикл», цикл), сформированные редколлегией того или иного издания самостоятельно или совместно с автором.
Во второй главе «От журнальной подборки к сборнику» описаны элементы, организующие единство крупной художественной формы, выявлены те модели организации целого, которые были найдены в предшествующих сборнику журнальных публикациях рассказов Шукшина. В этой главе представлен анализ разных принципов организации раннего сборника «Сельские жители» и позднего «Характеры».
В первом параграфе «Сборник «Сельские жители» в свете критической рецепции» дано осмысление современными писателю критиками появившейся в шукшинском творчестве крупной художественной формы.
Во втором параграфе «Региональное и общенациональное пространство и их роль в организации сборника «Сельские жители» исследуется динамическая модель пространства, соответствующая образу «сдвинувшегося» мира.
Третий параграф «Сборник «Характеры (1973 г.)» посвящен исследованию системообразующих элементов итогового единства рассказов, явившегося результатом зрелого творчества писателя.
В заключении подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшего научного поиска.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Стихийно складывающиеся эстетические особенности журнальных подборок рассказов В.М. Шукшина позволяют выявить творческие закономерности, реализующиеся впоследствии в авторских сборниках.
2. Найденные в журнальных публикациях модели расширения структуры при создании сборника изменялись, но основные принципы организации сохранялись и интегрировались в составе более крупного целостного образования. Перерастание журнальных подборок в модель сборника сопровождается усложнением композиционного единства, проблематики, философской концепции Шукшина.
3. Движение художественных форм от журнальных подборок рассказов В.М. Шукшина к авторским сборникам свидетельствует о постоянной трансформации жанровой системы писателя.
4. Возможно выделение таких художественных форм, как журнальные циклы (они отражают процесс объединения элементов, обусловленный спецификой шукшинского творчества и особенностями формирования единства журнального номера, стремящегося стать целостностью, но таковым не являющегося) и циклы в их основном жанровом значении с авторской заданностью структуры. Сборники В.М. Шукшина предстают своеобразными крупными циклическими образованиями и новыми художественными формами.
5. Основным системообразующим элементом сборника «Сельские жители» становится динамическая модель пространства, соответствующая образу воссозданного писателем «сдвинувшегося» мира. Индивидуальная социально-философская концепция Алтая в
Заключение научной работыдиссертация на тему "Динамика художественных форм в творчестве В. М. Шукшина"
Заключение
В настоящее время шукшиноведение представлено целым рядом солидных концептуальных работ. Однако в большинстве своем они посвящены исследованию «дальнего» контекста творчества писателя: изучению связей с фольклором, традициями классической литературы, эстетикой постмодернизма. Проблема становления художественной системы В.М. Шукшина в рамках современной ему эпохи по существу остается мало изученной. Поэтому, на наш взгляд, обращение к первым публикациям рассказов Шукшина в литературных отделах «толстых» журналов позволяет полнее осмыслить логику его творчества. Во взаимодействии с редколлегиями журналов разных идейно-эстетических направлений отразился объективный процесс становления писателя и его жанровой системы. Учитывая синтетический характер творчества Шукшина, мы отмечаем, что ведущей тенденцией в нем все же является движение от рассказа (малой эпической формы) к сборнику (более крупному художественному единству).
В проведенном исследовании мы стремились представить многоаспектный анализ шукшинских подборок, созданных редколлегиями того или иного журнала, в стихийном формировании увидеть рождение основных эстетических принципов созидающегося художественного единства. Как известно, сам Шукшин осмыслял все свое творчество как некий единый роман. Художественный мир писателя запечатлел в себе противоречивость личности создателя, поэтому его «единый текст» (целостный, диалогичный) оказался сродни эпохе, культуре XX века, самому автору, многогранно воплотившему оппозиции города - деревни, своего - чужого, культуры - природы. Выявление и анализ типологии журнальных подборок рассказов В.М. Шукшина позволили проследить как от элементарных единств до создания органичных «мини-циклов» формируются эстетические принципы шукшинской прозы и осознаются автором в ходе творческой рефлексии как концептуальные. В представленной работе исследуется не только имманентная организация внутритекстового пространства, но и соотношение шукшинских произведений и контекста журнала и, в целом, эпохи. Изучив и момент вхождения писателя в литературу (первые публикации рассказов Шукшина в «толстых» журналах), и дальнейшее взаимодействие автора «Сельских жителей» с периодическими изданиями, мы выявили, во-первых, что «Октябрь», «Новый мир», «Звезда», «Наш современник» способствовали оформлению эстетических взглядов писателя на разных этапах его становления. Во-вторых, «своего» журнала у писателя по существу так и не оказалось, т.е. полного совпадения идейно-эстетических взглядов редколлегии и Шукшина не было, что и обусловило трагический разлад писателя с его эпохой.
Зрелость писателя Шукшин связывает с появлением сборника, поэтому важным этапом его творческой эволюции становится первый авторский сборник «Сельские жители». В представленной работе для нас было важно показать формирование писателя через движение от журнальной подборки к сборнику. Хотя многие принципы организации сборника были найдены в предшествующих и параллельных ему публикациях отдельных рассказов Шукшина в периодике, в «Сельских жителях» представлено единство иного уровня. Авторская установка на новый характер единства сказалась в переработке отдельных рассказов, вошедших в сборник. Вслед за редколлегиями, часто игнорирующими хронологический принцип расположения рассказов, Шукшин воплощает в сборнике ассоциативный и конструктивный характер единства. «Циклообразующими» элементами в «Сельских жителях» является пространственно-временная организация сборника и региональная основа мирообраза. Пространство в «Сельских жителях» подвижно, оно то сужается до границ крестьянского дома, то разрастается до регионального или национального. Региональная основа мирообраза во многом определила светлое настроение сборника, общность портретных и психологических черт героев.
В исследовании предпринята попытка представить единство сборника с позиций историко-литературного и историко-функционального подходов. С одной стороны, описывая характер единства «Сельских жителей», мы используем исследования ученых конца XX - начала XXI в., с другой стороны, нами изучается логика критического дискурса 1960-1970-х годов. Это позволяет сделать вывод, что Шукшин во многом опережал время, поэтому не был понят критикой своей эпохи («прозрения» отдельных критиков не меняют общей картины).
Своеобразие поздних произведений показано на примере итогового сборника «Характеры». Анализ подборок, опубликованных в период с 1963 по 1974 гг., дает объективный материал для исследования новых объединяющих рассказы принципов, появившихся в зрелом творчестве писателя, что подготовило создание структурно и содержательно более сложного единства, чем ранний сборник «Сельские жители». Сборник «Характеры» складывался, как и «Сельские жители», через апробацию авторских моделей в журнальных «мини-циклах» 1969-1973 гг.
Анализ двух сборников Шукшина, во многом определивших начало и конец творчества писателя XX в., позволяет выявить следующие закономерности: во-первых, Шукшин, как писатель лейтмотивный, оказался верен основным своим темам и проблемам, с разной степенью глубины воплощая черты национального характера. Во-вторых, поздний Шукшин значительно отличается от автора «Сельских жителей», воплотив иную, более трагическую и диалектичную картину мира. Сборник «Характеры» стал особым единством, открытым в контекст не только русской, но и мировой культуры и литературы, что явилось, на наш взгляд, сознательным творческим принципом Шукшина.
Изучив в своей работе движение от «малых» («мини-циклов») художественных форм к «крупным» (сборникам), мы признаем этот процесс универсальным не только для словесного творчества Шукшина, но и для его кинематографа. Поэтому указывая перспективы работы, считаем важным и актуальным дальнейшее исследование движения и формирования разнообразных жанровых и нежанровых единств в прозе писателя. Тем более,
Список научной литературыИлюшина, Ольга Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Аверьянова НА. Показатели временной протяженности в рассказах В.М. Шукшина// Провинциальная экзистенция. Барнаул, 1999.
2. Алексеев М. Очень талантливо// Москва, 1964, № 1.
3. Апибаева С.А. Рассказы-портреты Василия Шукшина// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
4. Андрианов А. Еще раз о «странных» героях Василия Шукшина// Молодая гвардия, 1973, № 10.
5. Анисимов К.В. К типологии художественного пространства в романе Г.Д. Гребенщикова «Чураевы» (1 часть)// Литература Сибири: традиции и современность. Красноярск, 1996.
6. Анисимов К.В. Круг идей и эволюция сибирской прозы начала XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 1998.
7. Аннинский Л. Василий Шукшин и его герой// Московский комсомолец, 1968, 27 декабря.
8. Аннинский Л. «Любавины» в наследии В.М. Шукшина. Комментарий к роману//Шукшин В.М. Собр.соч.: В 6-т. Т. 1. М., 1992.
9. Аннинский Л. Нечто о состоянии жанров// Литературная Россия, 1964, 7 августа.
10. Аннинский Л. «Шукшинская жизнь»// Литературное обозрение, 1974, № 1.
11. И. Аннинский Л.А. Путь Василия Шукшина// Аннинский Л.А. Тридцатые -семидесятые. М., 1978.
12. Апухтина В.А. О сатире В. Шукшина// Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997.
13. Апухтина В.А. Проза В. Шукшина. М., 1986.
14. Базанова А.Е. Традиции русской классической литературы (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков Щедрин, А.П. Чехов) в прозе В.М. Шукшина: Автореф. дис. . канд филол. наук. М., 1986.
15. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994.
16. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике// Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
17. Белая Г. Антимиры Василия Шукшина// Литературное обозрение, 1977, №5.
18. Белая Г.А. Парадоксы и открытия Василия Шукшина// Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.
19. Белов В.И. Лад (Очерки о народной эстетике)// Белов В.И. Повести. Рассказы. Очерки. М., 1989.
20. Биличенко H.A. Герой Шукшина в оценках критики// Русская литература, 1980, № 2.
21. Бодрова Л.Т. Имя у Шукшина// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
22. Бодрова Л.Т. Короткий рассказ В.М. Шукшина как литературный феномен// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
23. Бондарчук С. Первородство// О Шукшине: Экран и жизнь. М., 1979.
24. Бровман Г. Необыкновенное в обыкновенном// Бровман Г. Проблемы и герои современной прозы. М., 1966.
25. Бровман Г. Правда исторического оптимизма. По страницам художественной прозы 1963 года//Москва, 1964, № 1.
26. Бровман Г. Речь идет о характере// Наш современник, 1968, № 7.
27. Булгаков С.Н. Философия Имени. СПб., 1998.
28. Бурков Г. Живой Шукшин// Шукшинские чтения. Барнаул, 1984.
29. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека// Театр, 1992, № 6.
30. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. О двух типах художественного пространства и времени в рассказах В.М. Шукшина// Филологические науки, 1984, № 4.
31. Ведина Т.Ф. Словарь личных имен. М., 1999.
32. Ведина Т.Ф. Словарь фамилий. М., 1999.
33. Ветловская В.Е. Славянофильская концепция народа и Шукшин// Славянофильство и современность. СПб., 1994.
34. Викулов С. Смерть не уступила ни дня (25 лет без В. Шукшина)// Наш современник, 1999, № 10.
35. Викулов С. Человек на земле// Статьи и воспоминания о Василии Шукшине. Новосибирск, 1989.
36. Власенко А. Труд поэзия!// Октябрь, 1964, № 12.
37. Волков H.A. Авторская позиция как циклообразующий фактор (на материале цикла В.М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова»)// Провинциальная экзистенция. Барнаул, 1999.
38. Воробьева И.А. В.М. Шукшин как выразитель региональной языковой культуры русского народа// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1994.
39. Воробьева И.А. Вариативность антропонимов в рассказах В.М. Шукшина как отражение антропонимической вариативности в речевой коммуникации// Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997.
40. Воробьева И.А. Коннотативные и экспрессивные свойства топонимов в произведениях В.М. Шукшина// Творчество В.М. Шукшина. Поэтика. Стиль. Язык. Барнаул, 1994.
41. Воробьева И.А. Топонимы в художественном тексте В.М. Шукшина// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
42. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. М., 1996.
43. Гейдеко В. От описаний к осмыслению (заметки о современном рассказе)// Сибирские огни, 1965, № 3.
44. Гивенс Дж. Особенности реализации экзистенциалистских идей в прозе В.М. Шукшина// В.М. Шукшин философ, историк, художник. Барнаул, 1992.
45. Гивенс Дж. Экзистенциалистские начала в прозе В.М. Шукшина// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
46. Гинзбург В. Ученическая тетрадь в коленкоровом переплете// О Шукшине: Экран и жизнь. М., 1979.
47. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М., 1991.
48. Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, 1981.
49. Гребенщиков Г. Письма к друзьям («Жизнь Алтая», 1912-1913 гг.). Цикл корреспонденций подготовлен к печати Т.Г. Черняевой// Барнаул, 1995, №4.
50. Гребенщиков Г.Д. Алтайская Русь. Историко-этнографический очерк// Приложение к газете писателей Алтая «Прямая речь», декабрь 1990.
51. Гребенщиков Г.Д. Большой сибирский дедушка. Из личных встреч с Г.Н. Потаниным// Литературное наследство Сибири. Т. VII. Новосибирск, 1986.
52. Гребенщиков Г.Д. Чураевы: Роман, повести, рассказы. Иркутск, 1982.
53. Григорьев В. Исцеление добротой// Комсомольская правда, 25 сентября 1963.
54. Гринберг И. Широкое дыхание рассказа// Нева, 1968, № 8.
55. Гришаев В. «Я родом из деревни.». Материалы к биографии// Шукшинские чтения. Барнаул, 1984.
56. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь фамилий. Нижний Новгород, 1997.
57. Гусев В. Искусство Шукшина и тезисы критика// Гусев В. Испытание веком. М., 1982.
58. Даль В. Толковый словарь: В 4-х т. М., 1989.
59. Добренко Е. Уроки «Октября»// Вопросы литературы, 1995. Вып. 2.
60. Долбилова С.В. Образные средства создания портрета в рассказах и повестях В.М. Шукшина// Провинциальная экзистенция. Барнаул, 1999.
61. Дубровская В.В. «Алеша Бесконвойный»: опыт мифологизирующего прочтения рассказа Шукшина// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
62. Дуров А.А. Трансформация традиционного образа дурака в прозе В.М. Шукшина: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ставрополь, 1996.
63. Емельянов Л. Василий Шукшин: Очерк творчества. Л., 1983.
64. Емельянов Л. Единица измерения. Заметки о прозе Василия Шукшина// Наш современник, 1973, № 10.
65. Жданова О.П. «Штрихи к портрету» героев В.М. Шукшина// Провинциальная экзистенция. Барнаул, 1999.
66. Жеребцов Б. О сибирской литературной традиции// Сибирский литературно-краеведческий сборник/ Под ред. М.К. Азадовского и Г. Гольдберга. Вып. I. Иркутск, 1928.
67. Жилина Н.П. Образ времени в рассказах В.М. Шукшина// Провинциальная экзистенция. Барнаул, 1999.
68. Жилина Н.П. Предметный мир в рассказах В.М. Шукшина// «. Горький, мучительный талант». Барнаул, 2000.
69. Забелин П.В. Философское наследие Г. Гребенщикова (поиски Василия Чураева)// Культурное наследие Алтая. Барнаул, 1992.
70. Залыгин С. Послесловие к публикации повести В.М. Шукшина «А поутру они проснулись.»// Наш современник, 1975, № 6.
71. Золотусский И.П. Час выбора. М., 1976.
72. Иванов В.В., Топоров В.Н. Птицы// Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-т. Т.2. М., 1997.
73. Идашкин Ю. Шаги к горизонту. От поиска к открытию. Или повторение пройденного?.// Комсомольская правда, 16 декабря 1967.
74. Илюшина О.В. К вопросу о роли национального и регионального в формировании коммуникативной категории целостности раннего сборника «Сельские жители»// Язык прозы В.М. Шукшина. Теория. Наблюдения. Лексикографическое описание. Барнаул, 2001.
75. Илюшина О.В. К проблеме динамической целостности творчества В.М. Шукшина (на материале раннего сборника рассказов «Сельские жители»)// Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении. Новосибирск, 2001.
76. Илюшина О.В. К проблеме художественной целостности журнальной подборки рассказов В.М. Шукшина «Они с Катуни»// Язык и культура Алтая. Барнаул, 2001.
77. Илюшина О.В. Особенности пространственно-временной организации сборника рассказов В.М. Шукшина «Сельские жители»// «.Горький, мучительный талант». Барнаул, 2000.
78. Калинина И.А. Мифологема «круг» в рассказе В.М. Шукшина «Верую!»//В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
79. Камянов В. Живут себе парни.: Проза: Молодой герой В. Шукшина//' Литературная газета, 7 июня 1967.
80. Канторович В. Новые типы, новый словарь, новые отношения: (О рассказах В. Шукшина)// Сибирские огни, 1971, № 9.
81. Карпова В.М. Талантливая жизнь: Василий Шукшин прозаик. М., 1986.
82. Карпова Г.И. Мотив «русского духа» в повести-сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов»// Провинциальная экзистенция. Барнаул, 1999.
83. Керлот Х.Э. Словарь символов. Мифология. Магия. Психоанализ. М., 1994.
84. Клитко А. «Обыкновенный случай» и «необыкновенное происшествие»// В мире книг, 1974, № 9.
85. Клитко А. Осмысление каждодневности// Сибирские огни, 1972, № 7.
86. Ковский В. Сверяя с действительностью. (Современная русская проза и проблемы культуры)// Вопросы литературы, 1971, № 5.
87. Кожевникова H.A., Николина H.A. Язык и стиль цикла В.М. Шукшина «Из детских лет Ивана Попова»// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
88. Кожинов В. Ценности истинные и мнимые// Литературная газета, 31 января 1968.
89. Кожинов В. Язык искусства// Литературная Россия, 25 сентября 1964.
90. Козлова С.М. Автомашина// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
91. Козлова С.М. Мирообразующая функция точки зрения в одноименных рассказах А.П. Чехова и В.М. Шукшина «Горе»// В.М. Шукшин -философ, историк, художник. Барнаул, 1992.
92. Козлова С.М. Политические «апокрифы» В.М. Шукшина («Крыша над головой» и «Штрихи к портрету»)// Творчество В.М. Шукшина: Проблемы, поэтика, стиль. Барнаул, 1991.
93. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул, 1992.
94. Козлова С.М. Региональная концепция национального возрождения в прозе В.М. Шукшина// Творчество В.М. Шукшина. Поэтика. Стиль. Язык. Барнаул, 1994.
95. Козлова С.М. Самолет// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
96. Козлова С.М. «Сельские жители»// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
97. Козлова С.М. Судьба народной песни в прозе В.М. Шукшина// Культурное наследие Алтая. Барнаул, 1992.
98. Козлова С.М. Творческий метод как проблема// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
99. Козлова С.М. Техника// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
100. Козлова С.М. Философия и поэтика природы в прозе В.М. Шукшина// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
101. Козлова С.М. Цикл «Внезапные рассказы». К проблеме творческого синтеза// Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997.
102. Комаров С.А. Сатирическая повесть для театра «Энергичные люди» В.М. Шукшина в контексте русской комедии// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
103. Конюшенко Е.И. Шукшин и Достоевский// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1997.
104. Корнешов Л. Между прошлым и будущим// Комсомольская правда, 18 января 1976.
105. Коробов В.И. Василий Шукшин. М., 1984.
106. Кофанова Е.В. Проблема художественной целостности творчества В.М. Шукшина: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1997.
107. Кофанова E.B. Феномен Василия Макаровича Шукшина (к проблеме творческого метода)// Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтиа. Стиль. Барнаул, 1997.
108. Кофанова Е.В., Кощей J1.A., Чувакин A.A. Творчество В.М. Шукшина как функционирующая целостность: проблемы, поиски, решения// Творчество В.М. Шукшина как целостность. Барнаул, 1998.
109. Кощей JI.A. Об исследовании философских взглядов В.М. Шукшина по его рассказам (методологический аспект)// В.М. Шукшин -философ, историк, художник. Барнаул, 1992.
110. Крячко Л. Бой «за доброту»// Октябрь, 1965, № 3.
111. Крячко Л. Суть и видимость// Октябрь, 1966, № 2.
112. Кузьмина Э. Прочная основа// Новый мир, 1964, № 4.
113. Куляпин А.И. Времена года// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
114. Куляпин А.И. Движение// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
115. Куляпин А.И. Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина. Барнаул, 2000.
116. Куляпин А.И. Психоаналитический код в рассказах В.М. Шукшина// Творчество В.М. Шукшина. Поэтика. Стиль. Язык. Барнаул, 1994.
117. Куляпин А.И. Рассказ В.М. Шукшина «Беспалый» в свете психоанализа// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
118. Куляпин А.И. Рассказ В.М. Шукшина «Сураз». Эхо интертекстуальности// В.М. Шукшин философ, историк, художник. Барнаул, 1992.
119. Куляпин А.И., Левашова О.Г. В.М. Шукшин и русская классика. Барнаул, 1998.
120. Куравлев Л. Как березы.// О Шукшине: Экран и жизнь. М., 1979.
121. Кущевский И.А. Не столь отдаленные места Сибири// Русские очерки. Т. II. М., 1956.
122. Лакшин В. Пути журнальные// Новый мир, 1967, № 8.
123. Лакшин В.Я. «Новый мир» во времена Хрущева: Дневник и попутное (1953 1964). М., 1991.
124. Лакшин В.Я. Твардовский// Лакшин В.Я. Вторая встреча: Воспоминания, портреты, статьи. М., 1984.
125. Лебедев А. Называл второй матерью. Страницы биографии Василия Шукшина//Правда, 17 июля 1989.
126. Лебедев Е. Чувствовал он человека// О Шукшине: Экран и жизнь. М., 1979.
127. Левашова О.Г. Герои-лгуны в творчестве Ф.М. Достоевского и В.М. Шукшина// Актуальные проблемы филологии. Барнаул, 1998.
128. Левашова О.Г. Игровое начало в рассказах В.М. Шукшина// Творчество В.М. Шукшина. Поэтика. Стиль. Язык. Барнаул, 1994.
129. Левашова О.Г. «Крепкий мужик» // Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
130. Левашова О.Г. Мотив «игры» и метафора «жизнь театр» в рассказах В.М. Шукшина// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
131. Левашова О.Г. Образы самозванцев в творчестве Ф.М. Достоевского и В.М. Шукшина// «. Горький, мучительный талант». Барнаул, 2000.
132. Левашова О.Г. Рассказ В.М. Шукшина «Капроновая елочка» и рождественский рассказ// Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997.
133. Левашова О.Г. Рассказ В.М. Шукшина «Солнце, старик и девушка» в аспекте толстовской традиции// «Вечные» сюжеты русской литературы («Блудный сын» и другие). Новосибирск, 1996.
134. Левашова О.Г. Традиция «живых цифр» Г.И. Успенского в рассказе В.М. Шукшина «Ноль-ноль целых»// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1994.
135. Левашова О.Г., Сигов В.К. Шишков Вячеслав Яковлевич// Энциклопедический словарь-справочник «Творчество В.М. Шукшина». Подготовительные материалы. Барнаул, 1996.
136. Левашова О.Г., Черняева Т.Г., Никитина М.Г. Литературная жизнь Алтая// История Алтая. Часть I. Барнаул, 1995.
137. Лейдерман Н. Мироздание по Шукшину// Урал, 1982, № 3.
138. Лейдерман Н. Трудная дорога возвышенья (О новых произведениях Василия Шукшина)// Сибирские огни, 1974, № 8.
139. Лейдерман Н.Л. «. Душа болит?. Хорошо!» (О героях Василия Шукшина)// Лейдерман Н.Л. Та горсть земли.: Литературно-критические статьи. Свердловск, 1988.
140. Лейдерман Н.Л. Рассказ Василия Шукшина// Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982.
141. Лесневский Ст. Вячеслав Шишков рассказывает. (Неизвестное письмо автора «Угрюм-реки»)// Литературная Россия, 17 ноября 1972.
142. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.
143. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Таллинн, 1992.
144. Мамедсупиева С.М. Некоторые особенности передачи плана прошлого в языке рассказов В.М. Шукшина («Из детских лет Ивана Попова»)// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1994.
145. Маркин П. Путь к человеку: Традиции Ф.М. Достоевского в творчестве В.М. Шукшина// Алтай, 1987, № 1.
146. Марченко А. Из книжного рая.// Вопросы литературы, 1969, № 4.
147. Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (1905 1914). М., 1991.
148. Мисюрев A.A. Легенды Горной Колывани. Барнаул, 1989.
149. Митин Г. Закон есть закон// Литературная Россия, 13 декабря 1963.
150. Митин Г. Любви порывы// Литературная Россия, 19 июня 1964.
151. Митин Г. С чем пришел Шукшин?// Московский комсомолец, 1967, 13 сентября.
152. Московкина Е.А. Психопоэтика прозы В.М. Шукшина: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 2000.
153. Наривская В.Д. Мифопоэтика киноповести В. Шукшина «Калина красная»// Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997.
154. Неупокоева Л.Ф. Литературные традиции в рассказе В.М. Шукшина «Охота жить»// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1989.
155. Новиков Вл. Заскок// Знамя, 1995, № 10.
156. Новоселов А.Е. Беловодье: повести, рассказы, очерки. Иркутск, 1981.
157. Овчаренко А.И. Советская художественная проза семидесятых годов// Социалистический реализм на современном этапе его развития. М., 1977.
158. Он похож на свою родину: земляки о Шукшине. Барнаул, 1989.
159. Пищальникова В.А. Особенности менталитета жителя сибирской деревни, выявляемые в анализе речевых характеристик героев Шукшина// Творчество В.М. Шукшина. Поэтика. Стиль. Язык. Барнаул, 1994.
160. Плохотнюк Т.Г. «Стенька Разин»// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
161. Плохотнюк Т.Г., Сидорова А.Ю. «Домашнее» пространство в сборнике рассказов В.М. Шукшина «Сельские жители»// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1997.
162. Попов И. Брат. (Письма В. Шукшина)// Шукшинские чтения. Барнаул, 1984.
163. Предания и сказы Западной Сибири/ Записи и коммент. A.A. Мисюрева. Новосибирск, 1954.
164. Проза В.М. Шукшина как лингвокультурный феномен 60-70-х годов. Барнаул, 1997.
165. Пряхина A.C. Родословная В.М. Шукшина. Бийск, 1998.
166. Пьецух В. Я и прочее. М., 1990.
167. Рассадин С. Постоянная прописка// Юность, 1964, № 8.
168. Рассказ В.М. Шукшина «Срезал»: Проблемы анализа, интерпретации, перевода. Барнаул, 1995.
169. Регионального проблемы// Словарь-справочник «Творчество В.М. Шукшина». Проспект. Барнаул, 1995.
170. Румянцева О. Говорить правду, только правду// О Шукшине: Экран и жизнь. М., 1979.
171. Рыбальченко Т.Л. Проекция на роман A.C. Пушкина «Евгений Онегин» в повести В.М. Шукшина «Калина красная»// Провинциальная экзистенция. Барнаул, 1999.
172. Рыбальченко Т.Л. Текст и письмо в художественном мире В. Шукшина// Творчество В.М. Шукшина как целостность. Барнаул, 1998.
173. Рыбальченко Т.Л. Циклизация. Цикл рассказов// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
174. С разных точек зрения: Избавление от миражей: Соцреализм сегодня. М., 1990.
175. Сахаров В. Школа прозы: Заметки о современном рассказе// Литературная Россия, 5 апреля 1974.
176. Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. М., 1999.
177. Сиркес П. Подтверждение родства (В. Шукшин. Рассказы. Журнал «Новый мир», № 7, 1970)//Наш современник, 1971, № 6.
178. Скворецкая Е.В. О текстообразующей роли собственных имен в рассказах В.М. Шукшина//Провинциальная экзистенция. Барнаул, 1999.
179. Скоп Ю. Образы. Конспекты по собственной истории// Статьи и воспоминания о Василии Шукшине. Новосибирск, 1989.
180. Скубач O.A. Город// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
181. Скубач O.A. Дом// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
182. Скубач O.A. К семантике образа героя-путешественника в произведениях В.М. Шукшина// Творчество В.М. Шукшина как целостность. Барнаул, 1998.
183. Смелков Ю. Что могло бы быть.// О Шукшине: Экран и жизнь. М, 1979.
184. Снигирева Т.А. Категория правды в эстетике В. Шукшина и «Нового мира» А. Твардовского// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
185. Снигирева Т.А. «Новый мир»// Энциклопедический словарь-справочник «Творчество В.М. Шукшина». Подготовительные материалы. Барнаул, 1996.
186. Снигирева Т.А. А.Т. Твардовский. Поэт и его эпоха. Екатеринбург, 1997.
187. Снигирева Т. А., Сметанина С.И. Жанрово-композиционные решения образа Степана Разина советской романистикой (А. Чапыгин «Разин Степан»; С. Злобин «Степан Разин»; В. Шукшин «Я пришел дать вам волю»)// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1989.
188. Стопченко Н.И. Театр и кинематограф Шукшина в России и за рубежом// Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
189. Твардовский А. Несколько слов к читателям «Нового мира»// Новый мир, 1961, № 12.
190. Твардовский А. По случаю юбилея// Новый мир, 1965, № 1.
191. Твардовский А.Т. Из речи на XXI съезде КПСС// Твардовский А.Т. Запас огня, залог тепла. М., 1983.
192. Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
193. Тевс О.В. «Орнитология» В.М. Шукшина// «. Горький, мучительный талант». Барнаул, 2000.
194. Тевс О.В. Семиотический аспект моделирования природы и социума в художественном мире В.М. Шукшина: Дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 1999.
195. Тихонов А.Н., Бояринова Л.З., Рыжкова А.Г. Словарь русских личных имен. М., 1995.
196. Толченова Н.П. Василий Шукшин его земля и люди. Литературные заметки. Барнаул, 1978.
197. Толченова Н.П. Слово о Шукшине. М., 1982.
198. Топоров В.Н. Пространство// Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-т. Т. 2. М„ 1997.
199. Топоров В.Н. Путь// Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-т. Т.2. М., 1997.
200. Топоров В.Н. Река// Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-т. Т.2. М., 1997.
201. Топоров В.Н. Числа// Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-т. Т.2. М., 1997.
202. Тынянов Ю.Н. Журнал, критик, читатель и писатель// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
203. Тюрин Ю. Кинематограф Василия Шукшина. М., 1984.
204. Ульяшов П. Житейская арифметика и алгебра жизни// Литературная газета, 1973, 25 апреля.
205. Урбан А. С подлинным верно// Звезда, 1974, № 4.
206. Федин К. Неопубликованные письма// Литературная газета, 1979, 12 декабря.
207. Федосеева-Шукшина Л.Н. «Миленький ты мой.» (Беседа с Л.Н. Федосеевой Шукшиной о В.М. Шукшине/ Вела Е. Гаврилова)// Молодежь Алтая, 28 июля 1989.
208. Федосюк Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. М., 1996.
209. Флоренский П.А. Имена: Сочинения. М., 1998.
210. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
211. Хлебникова В.Г. Образ земли и жизнь сельских тружеников в творчестве В.М. Шукшина// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
212. Хомич Э.П. Функция притчи (опыт типологического исследования: «Три смерти» Л.Н. Толстого и «Как помирал старик» В.М. Шукшина)// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
213. Хомяков В.И. Образ печи в рассказах В.М. Шукшина// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1997.
214. Хомяков В.И. Традиции народной смеховой культуры в рассказах Шукшина// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1992.
215. Хонг Сан У. Художественные образы В.М. Шукшина в свете концепции человеческой жизни как «дороги»// «. Горький, мучительный талант». Барнаул, 2000.
216. Хуторянская А.Д. Картина мира в «малой» прозе В. Шукшина: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 2000.
217. Чалмаев В. Порыв ветра// Север, 1972, № 10.
218. Черносвитов Е.В. Деревня и город как символы жизни и смерти в прозе В. Шукшина// Дальний Восток, 1993, № 6.
219. Черносвитов Е.В. Пройти по краю. Василий Шукшин: мысли о жизни, смерти и бессмертии. М., 1989.
220. Чикин Л. Земляк и товарищ// Статьи и воспоминания о Василии Шукшине. Новосибирск, 1989.
221. Чмыхало Б. А. Региональные проблемы истории русской литературы: Автореф. дис. . докт. филол. наук. Екатеринбург, 1993.
222. Чмыхало Б.А. Н.М. Ядринцев и вопросы «сибирской литературы»// Очерки литературной критики Сибири. Новосибирск, 1987.
223. Чмыхало Б.А. Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин как теоретики «сибирской литературы» в 70-е гг. XIX в.// Развитие литературно-критической мысли в Сибири. Новосибирск, 1986.
224. Чудаков С. Один конфликт в одном кругу// Молодая гвардия, 1964, №5.
225. Чудакова М. Заметки о языке современной прозы// Новый мир, 1972, № 1.
226. Шишков В.Я. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.1,2. М., 1974.
227. Шкловский В.Б. Журнал как литературная форма// Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи воспоминания - эссе (1914 - 1933). М., 1990.
228. Штокман И. Знак умножения// Литературная газета, 11 сентября 1968.
229. Шубин Э. Большая жизнь и «малая проза»// Звезда, 1968, № 9.
230. Шубин Э.А. Основные тенденции современной новеллистики// Шубин Э.А. Современный русский рассказ. (Вопросы поэтики жанра). Л., 1974.
231. Шукшин В. Беседы при ясной луне: Рассказы. М., 1974.
232. Шукшин В. Земляки: Рассказы. М., 1970.
233. Шукшин В. Приглашение на два лица// Комсомольская правда, 1 января 1962.
234. Шукшин В. Сельские жители: Рассказы. М., 1963.
235. Шукшин В.М. Вопросы самому себе: Сб./ Вступ. ст. Л.А. Аннинского; Коммент. Л.Н. Федосеевой-Шукшиной, Л.А. Аннинского. М., 1981.
236. Шукшин В.М. Киноповести. Повести/ Сост. и коммент. В.Ф. Горна. Барнаул, 1986
237. Шукшин В.М. Любавины: Роман. Книга вторая. Рассказы./ Коммент. В.Ф. Горна. Барнаул, 1988.
238. Шукшин В.М. Любавины: Роман. Сельские жители: Ранние рассказы/ Сост. и коммент. В.Ф. Горна. Барнаул, 1987.
239. Шукшин В.М. Нравственность есть Правда: Сб. ст./ Сост. Л.Н. Федосеева-Шукшина; Вст. ст. Л.А. Аннинского; Коммент. Л.А. Аннинского, Л.Н. Федосеевой-Шукшиной. М., 1979.
240. Шукшин В.М. Рассказы/ Сост. и коммент. В.Ф. Горна. Барнаул, 1989.
241. Шукшин В.М. Собр. соч.: В 3-т./ Сост. Л. Федосеева-Шукшина; Предисл. С. Залыгина. М., 1984-1985.
242. Шукшин В.М. Собр.соч.: В 6-т./ Сост. Л. Федосеева-Шукшина; Предисл. С. Залыгина. М., 1992.
243. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти книгах / Сост. Л. Федосеева-Шукшина. М., 1998.
244. Шукшин В.М. Там, вдали: Рассказы, повесть. М., 1968.
245. Шукшин В.М. Характеры: Рассказы. М., 1973.
246. Шукшин В.М. Я пришел дать вам волю: Роман. Публицистика/ Сост. и авт. послесл. В.Ф. Горна. Коммент. Л.А. Аннинского и Л.Н. Федосеевой-Шукшиной. Барнаул, 1991.
247. Шукшин Василий Макарович (1929 1974): Библиографический указатель. Барнаул, 1994.
248. Щепина Т.Ю. Мотив движения в прозе В.М. Шукшина// В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Барнаул, 1994.
249. Щукин В.Г. Концепция Дома у ранних славянофилов// Славянофильство и современность. СПб., 1994.
250. Эльсберг Я. Быт и духовная жизнь // Литературная газета, 11 декабря 1968.
251. Эльсберг Я. С силой взрыва.// Литературная газета, 1973, 27 июня.
252. Эшельман Р. Эпистемология застоя. О постмодернистской прозе В. Шукшина. Russian Literature XXXV (1994). North Holland.
253. Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М., 1986.
254. Ядринцев Н.М. О литературе. Стихотворения. Воспоминания о Н.М. Ядринцеве. Письма// Литературное наследство Сибири. Т. V. Новосибирск, 1980.
255. Ядринцев Н.М. Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири//Литературное наследство Сибири. Т. 5. Новосибирск, 1980.
256. Ядринцев Н.М. Художественные и публицистические произведения. Воспоминания// Литературное наследство Сибири. Т. IV. Новосибирск, 1979.206