автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Этическое учение Н. К. Рериха

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Трофимова, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Автореферат по философии на тему 'Этическое учение Н. К. Рериха'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Этическое учение Н. К. Рериха"

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи ТРОФИМОВА Елене Александровна

УДК 17.03

ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Н.К.РЕРИХА Специальность 09.00.05 - .этика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских мук

Ленинград -

Диссертация выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики философокого факультета Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета.

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор В.Г.ИВАНОВ

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

доцент Ю.В.ЛИННИК

кандидат философских наук, доцент В.А.ПЕТРИЦКИЙ

Ведущее учреждение - Ленинградский государственшй педагогический институт им.А.И.Герцена

Защита диссертации состоится 1990 г. в

/У часов на заседании специализированного совета К 063.57.38 по присувденда ученой степени кандидата философских наук в Ленинградском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете по адресу: 199164, Ленинград, Менделеевская линия, 5, Философский факультет, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им.А.М.Горького Ленинградского государственного университета.

Автореферрт разослан '$£" _1990 г.

Учегл;; секретарь глеи!улп:'игован!гого совета, кенлцздт. ф:иосо$еких наук,

.-гцент 3. А. Аполлонов

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТН

- - , ¡Актуальность исследования. Непреходящ инторео к тем не-' .'„_: достаточно изученным именам к истории отечественной мысли и культура, которые не только призывали к изучению внутреннего, тлубинно-творческого потенциала человека, но я в развертывании своих дарований напоминали о радости духовно-просвотлен-лой жизни и об ответственности людей за судьбы Зеши и Культуры. Среди других имя Николая Константиновича Рериха /1874194?/ является и наиболее известным и няимэнее изученным одновременно. • Мечта о гуманных отношениях мзяду людьми, странами и на- : родами одухотворяет все творческое наследие Н.К.Рериха и его семьи. Н.К.Рерих известен во всем миро не только как замечательный. художник и литератор; но и как педагог, мыслитель а общественный деятель. Всем/известна общественная деятельность Н.К.Рериха по охране культурных ценностей, нашедшая воплощение в идее "Знамени Мира" и "Пакта Рериха",.'поломанного в основу Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Актуальность исследования о исцеляется теоретически и : практически значением проблемы человека, ставшей сегодня одной из главных в наука и культуре, остротой глобальных проблем человечества, насущной потребностью выработать экологическую этику и пересмотреть антропоаантристоки высокомерное я потребительское отношение к природа. Решениэ всех этих задач невозможно без позитивного усвоения гуманистических идей, со- ' держащихся в различных культурах. Феномен семьи Рерихов практически опровергает догмы европоцентризма и азиацентризма с . их утверждениями об абсолютной противоположности Запада и Востока. Интерес к общественной жизни развивающихся стран, стремление, к мирному диалогу с ними, делают особо актуальными попытки изучения к осмысления религиозно-философских учений Востока.

: . Особо актуальным на современном этапе развития культуры становятся стремление Н.К.Рэриха найти общечеловеческие ценности в традициях народов. Востока и Запада и соединять деятельное начало европейской культурней градации с присущим во-

сточной мысли созерцательным мироотношекиеы, интересом к глубинным слот внутреннего юра человека.

Степень разработанности проблемы. 0 Рерихе-художнике существует богатая литература как в нашей стране, так и sa Рубеком. О Рерихе писали такие'его знаменитые современники как Л.Андреев, В. Балтрушайтис, А.Беяуа, Д-Еурдж, М.Волошин, А.М. Вэрький, Д.Неру, С.Редхакршнзн, А.Ремизов, В.Стасов, Р. и А. Тагоры и да. О Н.К.Рерихе шсали А.Гвдши, Э.Голлербах, Ж. Дювернуа, Боев.Н.Иванов, С.Маковсний, А.Мантель, Е.А.Москов, ¿.Ростиславов, Н.Селиванова, С.Эрнст и др. Васоко оцэнивая роль Рериха как художника и общественного деятеля, исследователи, по существу, не касались фипооофско-этичоских оснований его творчества. Учение Рериха,о красоте я культуре рассмотрено в трудах Р.Я.Рудзитаса. В своем многотомном исследовании

A.И.Клязовский воспринял учение Живой Этики как контуры нового йшропощшания.

Второе рождение Н.К.Рериха на родине состоялось в 1957 году после возвращения на родину сына художника известного востоковеда Ю,Н.Рериха. Рериховеденяе 60-х - нач.70-х годов развивалось ь искусствоведческом и биографическом русле (А.Д.Алёхин, И.Ф.Беликов, В.Н.Булгаков, А.Н.Зелинский, В.Кемвнов, Л.В. Короткина, В.И.Княаава, Е.Полакова и др.). В ,70-х - нач.80-х годов многогранностью личности и наследия Н. К. Рериха и его семьи заинтересовались исследователи разных специальностей: археолога, фольклористы, медики, литературоведы, естествоиспытатели (В.Н.Волкова, Е.И.Гостезва, В.Г.Казначоев, С.И.Карпова,

B.Е.Ляричов, Е.П.Маточкин, А.П.Окладаиков, В.Ы.Сидоров и др.). Публикации этой поры отразили шогограннооть наследия Рериха и уточнили малоизвестные детали его биографии (Е.Александров, М.М.Богуславский, П.Ф.Беликов, Л.В.Короткина, М.И.Полевая, В.М.Сидоров, Е.Г.Сойни, Д. В. Шапошников! и др.). Из работ, слуб-ликозглшых е этот период наиболее валкими для философского осмысления наследия Н.К.Рерчхя явились статьи Ю.ВЛинника и В,В. Мантятова, a такхе диссертационные исследования Короткикой Л.В., Сядорсвн В.М., .Сойнч ЕЛ'. Рериховеденяе конца ?0-х -нач. 80-х годов, ряЗотаюяее г ололошх условиях, рассматривало тпсрчосгво Реркхя без прояснения его глубинной сопричастности Учению Лпоп Эц'ки. Почтя совсга-. вилял us поля уреяш исоле-

доватеяей образ Е.И.Рерих - "ведущей" творческих начинаний Н.К.Рериха. В конце 00-х годов ситуация в рвриховедегаш меняется к лучшему: постепенно и осторожно вводятся Учение Живой Этики, болъыее внимание исследователей привлекает личность Е.И.Рерих (Ю.М. п С.Ю.Ключниксш, Л.В.Шапошникова, В.М.Свдо-ров и др.). В советской философской литературе кроме вышеупомянутых статей вопрос о философоко-этических взглядах Н.К.Рериха специально не рассматривался.

Анализ основных этапов развития реркхозедения подвел кэс к необходимости заполнить образовавшийся здесь пробел:сделать' 'попытку исследования этического учения Н.К.Рериха в совокупности с философскими взглядами мыслителя-художника. Это п составило главную цаль диссертации, которая определила следунцие задачи исследования: сделать реконструкцию этического учения Н.К.Рериха,-исследовать мировоззренческие и культурно-исторические предпосылки и истоки его этики, выявить характерные особенности присущего ему способа мыслительной деягаиьности, раокрыть'сшсл и этическое содержание основных образов, метафор,' символов, идей, ценностей и целей учения, сделать попит-' ку выявить позитивное содержание Живой Этики в сзете насущных проблем современности.

Методологическую и теоретическую оонову диссертации составом работы К.Маркса по истории культуры, философии, его ранние работы по про 1ла,там гуманизма, труды русских, советских и зарубежных философов, содержащие принципиально вагаше поло- -жонда по рассматриваемым прсблекам. Бсльшое значение дая диссертанте вмели труда советских философов, этиков, культурологов и историков культуры:- С.С.Аверинцева, С.С.Батенина, Г.С. Батшцева, М.М.Бяхтгшга, В.В.Еычкова, Г.Д.Гачвва, П.П.Гайденко, Я.З.Галосовкера,:Л.Долгополова, ЮЛГ. Давыдове, О.Г.Дробницкого,

A.Ф.Замалееза, В.Г.Ивакова, Д.А.Кйкнадэе, В.П.НЬйяякова, М.С. Кагана, З.М.Кэкабадзе, Д.СЛихачевя, А.Ф.Лосева, ЗО.В.Лшника,

B.З.Мантатова, Э.С.Марнарняа, А. В. Михайлова, К.Г.Мяяо, М.К.Ма-мярдатвлли, В.Н.Медуеьа, Ю.Б-Перово, К.С,Петрова, В.А.Подоро-.ги, В.А.Петрвдкого, К. А. Сввогяна, Ю.М.Сзрабьянова, Г.Ю.Стерни-на, А.И.Титаренко, ВЛ.Укодовой, И. Т.Фролова, О.П.ЯеликоэоЛ, Н.3.Чзвчзвадза и др. •

Большую помощь диссертанту оказали работа по проблемам

русского космизма и космизации культуры (Л.Н.Ваоилешсо, ф.И. Наренок, Ь.П.Казначеев, Г.С.Семенова, А,Д.Урсул и др.) и воо-токоведчеокие исследования (Н.В.Айаев, Г.Ы.Бонгард-Левин, П.А.Гринцер, А.II.Зелинский, Е.В.Завадокая, Н.И.Конрад, B.C. Костючегасо, А.Д.Лв-шаи, В.В.Малявин, B.C.Семенцов, Б.Л.Смирнов, А.А.Ткачева, В.Н.Топоров, И.П.Чашлева, В.К.Шохин в др.).

Основными источниками диооертации являются книги учения Жявой Этшш, публикации, картины, о тихи, пьеса, публицистика, письма, дневники Н.К.Рериха, работы Е.И.Рерих, работы и выступления их оыноаей ЮЛ1. и С. Н. Рерихов.

Научная новизна исследования определяется решением поставленных задач и заключается в философско-этическом анализе творческого наследия Н.К.Рериха:

на основе изучения источниковедческого материала предпринята попытка реконструкции этического учения Н.К.Рериха средствами концептуального анализа. Учитывая метаморфозы "эйдооа" и "логоса" в наследии Рериха приходилось осуществлять понятий-но-логичеокую конкретизации обра зно-миметического содержания;

уточнение иоточниковедческих аспектов привело к необходимости прояснить специфику феномена оемьи Рерихов, выявить глубинную связь духовного наследия Рерихов с традицией "духовного наставничества". Это позволило по новому взглянуть на роль Н.К.Рериха в русской культуре, углубить понимание значимости наследия оемьи Рериха в развитии культурного диалога между Востоком и Западом, выявить роль семьи в философско-этическом творчестве;

выявлен свойственный Рериху "эстетически-художественный" или "поэтиаирундий" способ мыслительной деятельности, являющийся своеобразной реакцией на чрезмерную гнооеологизацию различных областей культуры;

ярко выраженная синтезируюцая тенденция философии Рериха, ярче всегс ироквиштяся з сращении философии, поэзии, искусство, "мудрости", религия, разрушает понимание философии как йв-TOHOi.'jicft диощ;г,л1:кы. Рерих задает ситуацию гегерочомнооти фи-сглзытук- во многом с ьозпратом в мифа-ноэти-

кото?;-

шла* сны оонагиые сьиачоьые моду си с./цествовв'.шд архаического ь гьорчрс:?? !1.К. Гегкха;

-

сделана попытка экспликация тех неявных онтологических и гносеологических предпосылок, из которых исходил Н.Н.Рерих,показана интенция Рериха-даслителя к чувственно-пространственной артикуляции идей, к их "опацизлизации";

идея "Синтеза", выотупащая лак общая тенденция мироощущения Н.К.Рериха рассмотрена на онтологическом, гносеологическом, эстетическом, социально-культурологическом и этическом уровнях;

рассмотренная со стороны своей направленности, синтезирующая тенденция философии Рериха выявляет свою жизнетворческую; нравственную устремяенность;

произведенный анализ мировоззренческих и культурно-исторических предпосылок этического учения II.К. Рериха показал,что Рерих интересовался, по преимуществу, такими филосэфско-этдче-скими учениями, котерне стремились синтезировать зачастую противоположные принципы культур Востока и Запада: неоплатонизм, гностицизм, манихейство, раннее христианство и др.; .

показана связь рериховокой идеи "Синтеза" -о основными ик-туициями русской философской традиции;

показана многослойно'сть текста Учения Живей Этики, выявлена цвето-свето-коомичнооть образно-символического ряда учения;

специфика учения Живой Этики прослеживается на пути синтеза традиционного и современного, "логосоцвнтричности" европейской мысли и восточной "идеационноста", показана свяеь Елвой Этики с традициями русского космизме;

выявлен совершенный 8ивой Этикой радикальный стказ от <' антропоцентризма в морали?

сделана попытка прояснить подлинно гуманистический смысл основных этических идей, принцтагоэ, ценностей учеяия;

преодоление антропоцентризма в жрали рассмотрено как вы- ( ход чатовечеотва на новый уровень развития гуманизма, как создание предпосылки формирования акэлогичесдоЗ этики.

В процессе работы автор использовал .полузабытые и малоизвестные источника, а также неопубликованные материалы из архивов Латвийского общества Рериха, архива А.П.Хойдока, К.П.Ради-кова.

Практическое значение работы

Диссертационное исследование, обобщая материал,, накоплен-

. - 8-

шй в рериюведвшш, ыожэт принести пользу в ходе дальнейшего философского иооледовавия творчестве Н.К.Рервхв в духовного наследил всей его оемья, ивучеиия продлен этики и языка морали, Исследование ыохет способствовать развитие дальнейшего зваишпоншаквя народов СССР я Шдаи.

Материалы диссертации могут быть использованы в практике нравственного, эотетичеокого в худояественного воопитания.прп чтении лекций по философии, эстетике, атаке, истории философии, в спецкуроах по проблемам культура, человека и педагогики.

Апробация работы. Диссертация обоукдена на кафедре теории культуры, этики и бсгетики фшсософского факультета Ленинградского государственного университета. Результаты выполненного исследования отражены авторш в оеюг научных публикациях. Основные идеи в вывода исследования налагались в выступлениях, стендовых докладах в тезисах на следующих конференциях: I Прибалтийские чтеюш молодых ученых (Ленинград, 1986}, Конференции молодых ученых философского факультета ЛГУ (Ленинград, 1986), У Межвузовская конференция-молодых ученых "Развитие фундаментальных и прикладных исследований"(Ленинград, 1987), Научно-практическая конференция, посвяденная 113-й годовщине оо дня рождения Н. К. Рериха (Йзвара, 1987), УЩ Всесоюзные чтения молодых ученых "Молодежь и творчество: социально-фшюсоф-ские проблемы" (Москва, Химки, 1968), Научно-практическая конференция "Диалектика социального познания и управления"(Улан-Уда, 1988), Научно-практический семинар "Творческое наследие семьи Н.К.Гериха и гуманизация международных отношений" (Москва, 1988), П Йзвьрокая научная конференция, посвященная 60-летию института "Урусвети" (Извара, 1088}» Общественная конференция, посвященная ПО-летот со дня рождения Е.И.Рерих"Куль-турное '"и философское наследие семьи Рерихов* (Новосибирск, ' 1909), IX Всесоюзные философские чтения молодых учени. "Философия иотсрии: диалог культур" (Москва, Улики, 1989).

Материалы диссертации испальзов здесь автором при проведе-шш семинаров и чтешш лекцк» по курсам "Маркснстско-деягаская фвлосфда"» "^арксггтско-денияскак эстетика" в Леяикгредоком ". 1тенерно«стройтед>но{/ институте, "Марксиотско^ленлнокая заике", "Нц'лргя этических /чекей" ко йедооофском факультете ЛГУ.

- -

Структура работа. Диссертация состоит из введения, двух глаз, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность и практическая значимость темы диосертации, характеризуется отепень разработанности проблемы, формируются цели и задачи исследования, определяется научная новизна и практическая значимость его результатов.

В глава I "Н.К.Рерих как мыодитвль". сделана попытка впервые в отечественном и .зарубежном рериховаденш охарактеризовать Н.К.Рериха как мыслится и показдть возможность и правомерность самой этой характеристики.

В первом параграфе "Феномен Рерихаг эйдос и логос на пути к Синтезу" выявлено глубинное родство творчества Н.К.Рериха о традицией "духовного -наставничества". Уточнение источниковедческих аспектов наследия Рериха привела к необходимости прояснить специфику "феномена" семьи Рерихов, проявляющуюся в творческом содруиестве и сотрудничестве всех членов семьи.

Отсутствие у Рериха систематизированного кискурсивно-до-гйческого. изложения основ. своей философии и этики, разно как и причаотность Рериха к искусству не. может рассматриваться как аргумент против его философичности. Шоль Рерихе быаа задана 'пониманием целостности культурой её творческого субъекта и определила опытничэский характер его.этического учения. Абстрактности, безликой теоретичности о ее,сухими определениями Рерйх противопоставил в своих литературных произведениях многоцветные метафоры и символы, как бы продолжающие зритель-кий ряд картин Рериха. Язык литературных произведений Рериха, не подвластный гнету схем и опрэделенпй, приобретает ггошоти- ; ческк-суггеотивный аспект .пророчески-проповеднических вещаний. Выявлен "эстетически-художеотвенны?", "поэтизирующий" харак- . тер присущего Рериху способа шоллтельной деятельности. Этическое учетае Рериха возникло как своеобразная реакция ня чрезмерней сшгетгягам . современной цйвкяйзацйп и совпало с онтологическим поворотом в мировой философии, а также с ие- -однократно предпргнитлашшися попыткам восстановить утрачен-1ше екмзолн культуры. Поворот от чрезмерного гносеалогизка к

- 10 -

агаве поведения проявился для Рерихов как "путь к Воотоку", как приятие "восточного" типе этического сознания. Особенно сильно ориентализм проявился в книгах 2ивой Этики или Агни-Йоги. Обилие ориенталиотских терминов в тексте учения образует как бы временные разрывы цепи коммуникаций - "лакуны", выступающие как споооб проявления "несоизмеримости" культур -комцуникантов и одновременно как творческая задача для читателя. Вводится понятие "этическая лакуна", к выявлению которых в восточных культурах и было обращено внимание оеш>а Рерихов.

Основный конституирующим принципом мировоззрения Рериха, воплощающим как "эйдетическое", так и "логическое" начало его философии, является принцип "Синтеза". Понятие "творческий синтез* выступает не только как одна из ведущих идей философии Рериха, но и как сознательный принцип жизнеосуществления, аизнетворчества, проявившийся в культурном универсализме U.K. Рериха и его семьи. Стираясь на традицию, восходящую к исканиям немецких романтиков, труда Д.Рёскина, У.Морриса, Рерих противопоставляет разъединяццеыу страны и народы принципу цивилизации, объединявдий людей принцип Культуры, Именно приобщение к культуре способно, но мнению Рериха, восстановить целостную природу человека и помочь ему обрести утраченный сшсл жизни. В публицистике Рериха целокупное, синтетичеокоо интуитивно-художественное постижение культуры преобладает над'её дискурсив-ш-логическям анализом. Рерих предстает перед нами, скорее как мыслитель проблема тик, чем систематик. Рериховская идея внут- -реннего осознания формы синтеза перетекает в идею выработки i "внутреннего человека", в идею нравственного сшосовершенство-. вания личности. Идею синтеза можно рассмотреть также как по- . питку преодолеть расхождение идеала и исторической практики. Культура выступает как хранитель общечеловеческлх изиячально-истюашх смыслов, как форма бытия вечного. Культура в гаком поьльшгаш несет в себе некую нормативность, зачасту» она выполняет й'нкцую нравстьенного императива, предлагая уже готовую меру вечного. Цдея Синтезе, выступаюдо? как общая тенденция л мироощущении и худо.ч ее тр энной практике начала И века мокет бить -рисомотрона в-разних аспектах: в онтологическое, гносеологическом, эотегиче-зкеи, этическом, социзлию-иультурологиче-

В попытке экспликации тех неявных онтологических в гносеологических предпоошюв, из которых исходил Рерих, диссертант приходит к пониманию того, что Рерих-мыслитель принадлежит к традиции, которая пытается преодолеть противоположность материализма и идеализма путем снятия установки новоевропейской философии на первенство гносеологии над онтологией. Введение принципа тождества материи и духа пороадает иерархичеокое видение мира (принцип Иерархии). "Эстетически-художественный" стиль мыслительной деятельности Рериха связан с деавтономиаа-цией философии. Рерих задает ситуацию гетерономноети философствования, связанную во многом о уходом в мифо-подтачдекий космос. Быть философом по Рериху, означает, прежде воего, быть достойным человеком.. В диссертации выявлены ооновные модусы существования архаического в творчестве Рериха: архаика как условие существования человечества я человека, как основа человеческой культуры и бытия субъекта культуры, как задание-проект. Архаическое включается Рерихом в культурное творчество человечества. Ситуация рефлексии на архаику, как исток истории, еще не разделенной на Восток а Запад, задает нетрадиционные формы ее постижения (интерес к сновидениям, видениям, экстатическим состояниям, творческим "озарениям", "предельным" состояниям че- 1 ловеческого сознания, о которыми классическая философия не работала).

Показан космологический характер онтологических предчувствий Рериха. В отличив от.западноевропейской философии, в ко- \/ торой идеальный космос определялся через понятия ума, через рефлексию, сшслообращеяность, у Рериха акцент сделан на идеальном Ксгмосе, на воле, на монЛ чувств, порыва, на духовном устремлении. В философии Рериха мы сталкиваемся .о приоритетом интуитивного постижения идеи над дискурсивным способом ее развертывания. В этой онтологической линии утверждается, что только то обладает смыслом, что имеет пространственно-чувственную артикуляцию: важную роль приобретает ориентация на размерность, ритм. Понятие (оакральное, а не профанкое) должно бить способно выразиться в пространственно-чувственной форме: слово учения "спацивлизируется".'

Во втором параграф "Культурно-исторические и мировоззренческие предпосылки этического учения Н.К.Рергаса" в попыт-

• - '12-

ке рассмотреть этическое наследие Рериха в* контекоте мировой культуры и философии, диссертант выделяет два вида связей: типологический н генетнчеокие. Показано, что духовное наследие Рериха вобрало в оебя элементы различных философских и культурных традиций, которые зачастую, одухотворенные художеотван-ныы геннеи Рериха, обретают в его творчестве как бы вторую жизнь. Диссертант делает акцент на рассмотрении почти не изученной в нашей литературе связи этического учения Рериха о западноевропейской и отечественной этическими традициями. Обра s мозаики выступает эмблемой историко-философской концепции Рериха: в диссертации показана метаисторичность от-

ношения Рерихе к историко-философскому процессу.

Исследование материала писем и работ H.H. и Е.И.Рерих демонстрирует никогда не порывавшуюся связь семьи Рерихов о отечественной духовной традицией. Показана связь рериховской здей Синтеза о основными шпуициямк русской философской мысли (идеей "соборности", славянофилов, метафизикой всеединства В.С.Соловьева, "проективной* програымой русского космизма). В развития идей ненасилия, нравственного совершенствования человека, в стремлении выявить общечеловеческие основания шровых религий, . в попытке разрешить нравственным способом противоречие между конечным и бесконечным в человеке диссертанту видится глубинное созвучие атаки Рериха и этики Д.Н.Толстого.

В стремлении сделать "образы' видимого" средством для пе-т редачи внутреннего опыта, в символизации нравственных переживаний, в "теургическом" томлении, в понимании обращенности философии, понятой как."путь",- кцелостноцу человеку', в идее аиз-нестроительства проявились крепкие связи этического учения < Н.К.Взриха с символизмом,

(Стремление найти абсолюише начала морали,. выявить её ■ онтологические основания, "вселенский" охват мышленияj универсализация нравственного критерия, вера в высокое предназначение человека роднят втику Рериха о втичесярм учением В.С.Соловьева. Стремление Рериха мыслить вселенную, как органическое единство, проявляющее оебя в Красоте, воплотилось в образе Матери Мира, синтезирующем учения о женском начале миро здания, взятом из" древних материнских культов и обогащенном идеями гностицизма и русской софиологии.

Произведенный анализ показывает, что Рериха интересовали, по преимуществу, такие философские течения, которые стремились синтезировать зачастую противоположные принцигга культур Востока и Запада: неоплатонизм, гностицизм, манихейство, раннее христианство. В творчестве Рериха отозвались идеи Оригена Сапокатаотаоиси, оубординационизм, вдея бесконечного множества миров и др.), "келейного иоихазма", умного делания, важнейшие мотива русского подвижничества (подчинение внешней аскезы "внутреннему устроению", углубленное самопознание, призвание харитативного слуаения шру и др.).

Диссертант останавливается также на влиянии на духовное наследив семьи Рерихов Е,П.Ела ва такой, Вивекананды, Рамакриш-ны, А.Гхоша и др. '

Во второй главе "Еивая Этика: содержание и сшол" рассмотрены основные черты и особенности учения Живой Этики, показан гуманистический сшол основных ее идей, принципов и положений.

В первом параграфе "Слова, образы, штафорц" прояонены те методологические принципы, которые лежали в основе прочтения диссертантом текста учения. Как невозможно свести художественное произведение к его сугубо эксплицитному значению, так невозможно свести олова, образы и метафоры Живой Этики к одно- ' значному смыслу и прочтению. В процесса реконструкции этического учения автору диссертации хотелось избежать двух основных ловушек десимволизации: сведения символа к банальной самоочевидности и к его научнотсциентистсксму истолкованию. Попытка ввдалить в анализе структурную многослойность текста учения . позволяет лучше прояснить смысл и содержание ЕивоЙ Этики, показав. невозможность растворения в понятиях сшол слов, образов, метафор, символов.

Существенным является тот факт, что в Кивой Этике создан особый языковый слоЧ, который наводит на "эзотерическое" истолкование текста. Символы Ийвой Этики, воплощая единение человека и природа, являют собой стремление почувствовать и зримо выявзть сокровенные, вэрбально не кошуницируеше глубинше пласты сущего.

Видным, по шешю диссертанта, является тот факт, что взаимодействие текста с жизненна»® поступками и исканиями того, к ковд отот текст обращен, создает предпосылки рапикреняя

-1*' - .

коннотативно-смыелового поля учения. Включённость текста в процесс жнзнетворчеотва читателя является важнейшим средством приращения смысла учения.

В попытке.реконструкции зтичеокого учения следует учитывать проявленную в тексте устремленность к синтезу "логосоцент-ричности" европейской мысли и восточной "идеационности", традиционного и современного.

Попытка философского понимания текота учения связана не только о установлением специфики его понятийного и образно-символического рядов, но и с анализом предпосылок самого философе твовашм. В текотах учения проовечивает отказ от традиционного для классической западной рациональной философии метода подхода к самосознанию, как "прозрачной" очевидности,целиком и полностью поддающейся рефлексивной процедуре. Кивая Этика рассчитана на разные уровни восприятия в эависимооти от имеющегося в человеке нравственно-духовного опыта. Текст учения, подобно ряду текстов древнеикдийокой фшгооофш обладает свойством сашрефлективности, т.е. содержит в себе сведения о принципах и возможностях его понимания. Обилие восточных терминов и символов, отличавдихся своей многозначностью, провоцируют' читателя на вневербельные способы их понимания, апеллируя к способности "визуализации" слова и постижения его смысла в акте "прозрения". Почти каждому ударному слову Хивой Этики можно подобрать чувственно-зримый эквивалент.

Второй параграф "Идеи, ценности, цели" с учетом специфики ■ . текотовцх особенностей Живой Этики рассматривает проблему кос- . газации и экологизации морали, проблему гдщвстЗенного совершенствования человека в контекстеего жнзнетворчеотва. '

Диссертант выявляет "космософийнооть" и цвето-свето-косми- ' ческую тональность учения Живой этики. В связи с этим особый интерес приобретает рассмотрение материала под углом'зрения соотнесенности категорий "видимое-невидимое". Показано, что зрению в учении придается не столько антропологический,сколько метафизически-философский, и даже этический смысл: "увидеть" -значит понять и оценить, значит отличить добро от зла, истину от иллюзии. Развивая наблюдательность, обостряя внимание к миру зримого, Еивая Этика переходит к развитию особой установки интуитивного, целостного нравственно-духовного видения,пре-

ображавдего днань человека.

0 учета об "огне"-символе Лпш-йоги-оемантика которого виравдет соединение законов и принципов "видимого" и "невидимого" миров - ярко проявился синтез этики и космологической онтологии, подкрепленный учением о тождестве микро- и макрокосмоса. Показан осуществляемый в Еивсй Этике поиск соответствий между проблемами морали и основными законами космогене-зиса. Диссертант проясняет те трудности в парадоксы, к которым приводит космологическая этика (учение о карме и свободе). Если Живая Этика смогла выявить в целом глубинную овязь индивида о космосом (учение о чакрах, о психической энергии), то учение о карме и признание закона перевоплощения заслонили возможность видения человека в его истории; человек, ооглаоио учению, приходит в мир, смысл которого, во многом, уже пред-задан. Важным средством изменения, "изживания" своей кармы является нравственное самосовершенствование личности как важнейший механизм жизнетворчества. Агни-йога содержит учение о "дисциплине духа", об "этическом" упражнении, о равновесии челове- ^ ческих качеств на пути устремленности к духовнооти, не достижимой без осознания блага, обязанности добротворчеотвя и терпения. Именно добротворчество космично, аволкционно и являет- ' ся естественным выражением жизни, в отличие от несубстанциально мыслимого зла, понимаемого как разрушение, разложение,' антипод "огня". Обретение индивидом духовности ставит перед пш < новые смысложизненные перспективы. Лишь воспитание качества ; "ч&товечностн" -дает возможность личности включиться в универ- | сальное отношение ко »сему миру. Идея безусловной ценности всех форм лизни, окончательна И бескомпромиссный приоритет общечеловеческих ценностей, установление отношения сотрудничества с природой, космосом дают возможность рассматривать 1и-вую Этику 1зк важны*! источник становления экологической зпш:, этики "ноосферного" типа, преодолевающей антропоцентризм и тем сакш выводящей человечество на новый уровень развития гуманизма.

В зашгочскии "Гумднизк этики Н.К.Рериха" призаденп кратче итоги исследования, .токяэан духовного наследия семьи Рерихов, указаны перспективы дальнейшей разрзЛони теш.

- Ш- . ^ ..'"

По теме диооертации опубликованы штедувдие работы:

1. Метаморфозы традиционного и современного в этическом наследии Рерихов // Вторая йаварская„ научная конференция,поев. 60-летию института "Урусвати", 8 окт.1988. Извара. Ленинград: 13ШТ АН СССР.-С. 16-18. ■

2. К методологии исследования этических взглядов Н.К.Рериха // Республиканская научно-теоретическая конференция молодых ученья и специалистов по общественным наукам, поев. 70-летию ВЛКСМ. Рига, 24-25 ноября, 1988. - С.83-85.

3. Творчоотво Н.К.Рериха как источник формирования экологического мышления // Социальная экология и оинтез научных знаний/Тезисы докладов реопубликанокой конференции г.Юрмала, . 13-14 дек. 1988. Рига: Институт философии и права, 1368. -0.131-135. .

4. Н.К.Рерих:, идея нравственной целостности субъекта творчества // Молодежь и творчество:.оодаальяогфилософсхие проблемы. Ч.П. Методологические вопрооы творчества. Научное и техническое творчество. Художественное творчаство/Твзисн шетушге-. ний участников УШ Всесоюзных чтений молодых ученых. Мооква, май, 1968. Москве: философское общество СССР, ЦК ВЛКСОД, ВКШ ври' 1Щ МКСМ. - С, 238-240. ..

.5. Н.К.Рерзх: творчество кок ведущее начало жизни // <3и-лооофвя и.духовйая жизнь общества. Тезисы докладов и. сообщений. Научная конф.кол.ученых, Ленинград, 27-28 июня, 1939.. • Л.: Наука, ленинградское отд., 198Э. - С.73-75.

6.' Учеяие Зивой Этики: слйваиобразы // Матерь 'Атак Йоги/Материала конференции, цосв.ПО-леп® со дач рождения В.И.Геркх, 1969 год/Отв.ред.Ю.М.Кткшшков. Новосибирск; сиб, отд.изд-ва "Детская лит.". 1989. - С.166-185.

7. Идея творчеокого синтеза в юфовооприятии Н.К.Рериха/ Проблеш социально-гуманитарного знания. История и оовремея-нооть/Отв.ред.Перов Ю,В. Ленинград: ЛГУ, 1969. - С. 95-106.