автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Эволюционные идеи в естественнонаучном направлении русского космизма

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Терехов, Сергей Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Эволюционные идеи в естественнонаучном направлении русского космизма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Терехов, Сергей Васильевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ В РУССКОМ КОСМИЗМЕ.

1.1. Возникновение эволюционных идей в космической философии К.Э. Циолковского.

1.2. Формирование эволюционных идей в трудах А.Л. Чижевского.

1.3. Развитие эволюционных идей в научном наследии

В.И. Вернадского.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ РУССКИХ КОСМИСТОВ.

2.1. Идеи эволюции в космической философии К.Э. Циолковского.

2.2. Анализ эволюционных представлений в творчестве А.Л. Чижевского.

2.3. Эволюционизм В.И. Вернадского и философия русского космизма.

2.4. Эволюционные идеи русского космизма и современная научная картина мира.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Терехов, Сергей Васильевич

Эволюционные воззрения представляют собой мощное направление развития современной мировоззренческой и научной мысли человечества. Современный эволюционизм представляет собой мировоззрение, рассматривающее окружающую действительность с точки зрения развития. В основе эволюционных представлений лежат идеи единства мира, всеобщности движения, существования единых фундаментальных законов мироздания, что выразилось в попытках создания масштабных концепций мирового процесса развития, охватывающего всю природу: неживую, живую, космос.

В настоящее время, когда исчезает гармония взаимоотношений человека с окружающим миром, порождая глобальные кризисные явления в природе, резко усиливается интерес к вопросам, связанным с осмыслением перспектив существования человеческого общества. Преодоление любых кризисов требует от человечества критической, конструктивной самооценки, переосмысления всего накопленного научно-технического и социокультурного опыта, что с необходимостью предполагает возврат к философскому наследию прошлого. В этом контексте особое значение имеет обращение к глубокому и всестороннему изучению тех эволюционно-философских идей, которые были высказаны и обоснованы в философии русского космизма в конце XIX - начале XX веков.

Актуальность исследования. Одним из основных результатов интенсивных философских поисков последних десятилетий является становление новой научной парадигмы, базирующейся на принципе глобального эволюционизма как ведущем методологическом принципе современной науки. Эволюционный подход к изучению явлений природы, применяемый в биологии, в последние годы активно распространяется на многие другие сферы научного познания. В этом плане представляют интерес идеи, развиваемые рядом учёных, принадлежащих к естественнонаучному направлению философии русского космизма. В трудах К.Э. Циолковского, A.JI. Чижевского и В.И. Вернадского эволюционные представления впервые осознанно выступают в качестве базиса оригинальных философских концепций, указывая реальные перспективы становления принципиально нового - эволюционного мировоззрения.

Актуальность исследования эволюционно-философских идей космизма обусловлена несколькими моментами.

Во-первых, вопрос о происхождении всего многообразия явлений окружающей действительности всегда имел большое значение для научного сообщества. Поиск причин, порождающих и преобразующих космический порядок, характерен для мировой философской мысли на протяжении всего периода её формирования. Исследование эволюционных идей мыс-лителей-космистов позволит указать ещё один важный аспект взаимодействия (и качественного своеобразия) русской и мировой философии.

Во-вторых, эволюционная проблематика помогает лучше понять естественную природу самого человека, его неразрывную связь с окружающим миром и, в результате, осознать истинный смысл и предназначение человеческого существования. Проблема бытия человека и его отношения к окружающей действительности давно встала в центр философской рефлексии, и от особенностей предложенных решений во многом зависит эффективность современного знания, его востребованность и значимость.

В-третьих, изучение эволюционно-философских взглядов К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского позволяет выявить глубинные основы, объединяющие естественнонаучный материализм и русскую религиозную философию, наиболее ярко проявляющиеся именно при анализе базовых эволюционных категорий (единства мироздания, всеобщности движения, непрерывности эволюционных преобразований, цикличности процесса развития и др.), понять причины отхода ряда представителей естественнонаучного направления философии русского космизма от последовательного рационализма и их интереса к иррациональной (а в случае К.Э. Циолковского - и религиозно-философской) проблематике.

Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена не только концептуальными достоинствами самого русского космизма, как социокультурного явления, но и внешними по отношению к нему причинами. Таких причин, по крайней мере, три. Это, во-первых, вступление человечества в космическую эру, когда сама Вселенная превращается в поле активной деятельности человека, во-вторых, возникшая в последние годы в науке необходимость поиска новых подходов к изучению эволюционного процесса, приводящая к появлению новых (синергетическая концепция глобального эволюционизма) и более глубокому изучению уже имеющихся (неодарвинизм, русский космизм) взглядов на данную проблему, и, в-третьих, имеющее сейчас место возрождение традиций русской философии "серебряного века" (антропологическая проблематика исследований, идея всеединства и др.).

Степень разработанности проблемы.

Становление эволюционных представлений непосредственно связано с зарождением идеи единства материального мира и всеобщности движения. Формирование этих представлений обусловлено накоплением конкретных физических, биологических и медицинских сведений, мировоззрениями, характерными для различных исторических эпох, и историей общественных отношений на разных этапах развития человеческого общества. Идеи единства Вселенной, вечного движения и закономерности явлений - величайшие завоевания человеческой мысли.

Процессы глобализации, отчётливо проявившие себя в конце XIX и особенно в первой половине XX столетия, окончательно вывели идею прогностического характера развития человечества за пределы нашей планеты. В русской же философии для её реализации к этому времени уже существовала исторически разработанная культурно-теоретическая база в рамках философии русского космизма. Кроме того, сложившиеся обстоятельства стимулировали необходимость практического решения целого ряда задач общепланетарного диапазона, прежде всего экологического характера. Это заметно активизировало внимание к естественнонаучному направлению русского космизма, основоположниками и ведущими представителями которого традиционно считают К.Э. Циолковского, Н.А. Умова, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и некоторых других отечественных учёных. Для их творчества характерна натурализация теоретического сознания и попытки создания целостных учений о мире, благодаря которым современная наука обогатилась фундаментальными представлениями о взаимозависимых в масштабах всей планеты изменениях органического мира и окружающей его абиотической среды, о единой комплексной оболочке в масштабах всей планеты (В.И. Вернадский); о связи биологических и психических сторон земной жизни с физическими явлениями космоса (А.Л. Чижевский); об антиэнтропийной сущности жизни, о творческой природе человека (Н.А. Умов); о неизбежности выхода человечества в космос и распространении разумной жизни во Вселенной (К.Э. Циолковский). Разработанные ими учения представляют собой оригинальные варианты теоретических построений перспективного характера в поисках закономерностей эволюционного процесса во Вселенной.

Начиная со второй половины XX века, представители как философского, так и естественно-технического знания, стараясь разобраться в механизмах регулирования взаимодействия между людьми и средой обитания, ещё более энергично стремятся сохранить космическую ориентацию научных изысканий. Прежде всего необходимо отметить пионерские исследования Н.Д. Кондратьева1 по циклической эволюции и П.А. Сорокина2

1 Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия: Материалы ко II Междунар. кондратьев. конф. (Санкт-Петербург, 15-17 марта 1995 г.) / Науч. ред. [и авт. вступ. ст.] Яковец Ю. В.; [Введ. Л. Абалкина]. - М.: МКФ, 1995.

2 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ, отношений ! Пер. с англ. В.В. Са-пова - СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманитар. Ин-та, 2000. по социокультурной динамике. После работ А.А. Богданова1 и JI. Бертау ланфи быстрое развитие получили методы системного анализа. Применение к идеям системодинамики математического аппарата позволило поо строить прогностические модели глобального развития (Д.У. Форрестер, Д.Х. и Д.Л. Медоуз,4 Н.Н. Моисеев,5 В.А. Егоров6 и др.). Появились первые исследования по применению концептуального аппарата теории самоорганизующихся систем - синергетики к анализу эволюции социоэкологиче-ских систем (С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий,7 Е.Н. Князева,8 JI.B. Лесков,9 А.П. Назаретян,10 и др.).

Проработка отечественными учёными идеи прогнозирования социальных процессов с учётом космических перспектив развития человечества осуществляется на основе четырёх различных подходов: научно

1 Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х книгах.: Кн.1\2. - Москва: Экономика, 1989.- 304X351.

2 Берталанфи JI. Общая теория систем // Системные исследования: Ежегодник. -М.: Наука, 1969.

3 Форрестер Д.У. Антиинтуитивное поведение сложных систем. В кн. Современные проблемы кибернетики. - Москва: Знание, 1976. - 9-25 е.; Форрестер Д. У. Мировая динамика. - Москва: Наука, 1978. - 165 е.; Forrester J.W. Industrial Dynamics. -Pegasus Communications, 1961. - 479 и др.

4 Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. - М.: Прогресс, Пангея, 1994.-304 с.

5 Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность // Вопросы философии. 1989, № 8. - с. 52-56; Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Мол. Гвардия, 1990. - 351 е.; Моисеев Н.Н. Проблема возникновения системных свойств // Вопросы философии. 1992. , № 11. - с. 25-32, и др.

6 Егоров В.А. Магия как система на стыке Науки и Искусства // VI Международный форум по информатизации, Материалы IV Конгресса "Общественное развитие и общественная информация", секция: Информация, системы, фундаментальные науки. -М.: МГИФИ, МАИ, 1997.-е. 86-90.

7 Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. 2-е изд. - М.: Эдиториал УРСС, 2001 - 288 е.; Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Синергетика - теория самоорганизации: идеи, методы, перспективы. - М., 1983 и др. о

Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии, 1998. № 4. - с. 138-143; Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 1994 - 236 с. и др.

9 Лесков Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации // Общественные науки и современность, 1998. № 3. - с. 149-160; Лесков Л.В. XXI век: виртуальные сценарии // Россия и современный мир, 1998. № 4. - с. 54-67 и др.

10 Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. - М., 1990; Назаретян А.П., Лисици-на И. А. Критический гуманизм versus биоцентризм // Общественные науки и современность, 1997. № 5 - с. 149-158.

1 2 рационалистического (В.В. Казютинский, В.В. Рубцов, А.Д. Урсул,

B.C. Троицкий3), религиозно-рационального (В.М. Липунов,4 С.И Сухо

5 6 7 нос ), абстрактно-философского (Э.В. Ильенков, А.А. Силин, А.В. Несте-рук8) и социально-философского (В.А. Кутырев,9 Е.А. Магницкая,10 А.С. Мамзин11). При этом все предлагаемые концепции индивидуализированы (личностный принцип в них выделяется особо) и крайне рационалистичны. Признавая зависимость будущего человечества от космоса, авторы связывают ценностные ориентиры либо с процессами развития земной цивилизации, либо с процессами, в которых учитывается возможность наличия иных разумных систем во Вселенной. В обоих случаях вновь создаваемая система эволюционных представлений не является принципиально новым достижением научной мысли, а представляет собой углубленную переработку выдвинутых ранее эволюционных идей, большая часть из которых принадлежит русским мыслителям - космистам. В итоге, разделяя мнение В.М. Мапельман, мы вынуждены заключить, что "попытки прора

I Казютинский В.В. Глобальный эволюционизм и научная картина мира // Глобальный эволюционизм. -М., 1994. - с. 140-149.

Рубцов В.В., Урсул А.Д. Проблема внеземных цивилизаций. Философско-методологические аспекты. Кишинев, 1984.

Троицкий B.C. Развитие цивилизаций и физические закономерности // Проблема поиска внеземных цивилизаций. М., 1981. - с. 5-29; Троицкий B.C. К вопросу о населенности Галактики // Астрон. журнал. 1981. Т. 58. N 3. - с. 1121-1130; Троицкий B.C. Научные основания проблемы существования и поиска внеземных цивилизаций // Проблемы поиска жизни во Вселенной. М., 1986. - с. 5-20.

4 Липунов В.М. Научно открываемый Бог, Земля и Вселенная, 1995. № 1, 37.

5 С.И.Сухонос Взгляд издали. // Знание-сила, 1981. №7, - с. 31-33; С.И.Сухонос Масштабное измерение Вселенной // Альманах "Логос Вселенной". - М.: Из-во Белые Альвы, 1999,-с. 50-79.

6 Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

7 Силин А.А. Концепция развития в естествознании и философии // Философские науки, 1997. № 2. - с. 137-151.

Нестерук А.В. Финалистский антропный принцип, его философско-этический смысл // Астрономия и современная картина мира. - М.: ИФРАН 1996. - 247 с.

9 Кутырев В. А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). - М: "ЧеРо", 1999. - 230 с.

10 Магницкая Е.А. Творческая интерпретация Космоса. - М.: Российская академия музыки, 1996. - 156 с.

II Мамзин А.С. Проблема взаимосвязи организации и исторического развития в современной биологии // Проблемы взаимосвязи организации и эволюции в биологии. -М.: Наука, 1978. ботки социальных параметров космического будущего человечества в современной отечественной философской литературе чрезвычайно бедны".1

Следствием сложившейся на сегодняшний день ситуации явилось активное обращение отечественных исследователей к творческому наследию философов-космистов, многие идеи которых в полной мере могут быть восприняты только с позиций современной науки. Однако смыслы, которыми наполняется феномен космизма, часто "размыты" и метафоричны, что порождает многочисленные споры вокруг этого круга проблем. Космизм часто сводят к какой-нибудь одной идее. Например, под космизмом понимают: 1) специфическое "миросозерцание" или "мировосприятие", при котором осознаётся единство всего со всем (JLB. Голованов, О.Д. Куракина2); 2) распространение "космической точки зрения" на человечество, его прошлое и будущее, которое мыслится в одних случаях как мировоззренчески выраженная идея единства человека и космоса, в других -как идея выхода человека в космос, сопровождаемого активным преобразованием природы космоса и человека (А.Д. Урсул3, В.В. Казютинский4); 3) мировоззренческую идею "активной эволюции" человека и мира, направляемой разумом, когда космическая экспансия человечества оказывается частью этой программы (С.Г. Семёнова5); 4) "последнее слово философии техники" (В.А. Кутырев6)

Каждый из названных подходов к пониманию космизма имеет своих сторонников. Избирая определённый смысл космизма в качестве эталонного, они выявляют в русской философии XIX-XX веков соответствующие

1 Мапельман В.М. "Космическая этика" К.Э. Циолковского // К.Э. Циолковский. Космическая философия. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - с. 385.

2 Голованов JI.B. Куракина О.Д. Космизм // Русская философия: словарь. - М.,

1996.

Урсул А.Д. Человечество, Земля, Вселенная. - М.,1997.

4 Казютинский В.В. Космизм и космическая философия // Освоение космического пространства - прошлое, настоящее, будущее. - М., 1999. - с. 139-147.

5 Семёнова С.Г. Русский космизм // Русский космизм (Антология философской мысли). - М., 1993. - с. 3-33.

6 Кутырев В.А. Естественное и искусственное // Борьба миров. - Нижний Новгород, 1994. ему идеи и представления. Это, разумеется, не обеспечивает строгости в реконструкции феномена космизма, но позволяет проанализировать его с разных точек зрения. К настоящему времени проделана большая научно-исследовательская работа по изучению мировоззренческо-методологической проблематики как русского космизма в целом (B.C. Стёпин,1 А.И. Алёшин,2 Ф.И. Гирёнок,3 Л.Ф. Фесенкова,4 А.А. Оносов,5 В.Н. Дёмин,6 А.В. Суслов,7 и др.), так и отдельных его представителей (J1.B. Лесков,8 В.В. Казютинский,9 В.М. Мапельман,10С.Г. Семёнова,11 Г.П. Аксёнов,12 К.А. Томилин,13 А.В. Лапо,14 А.А. Шаронова,1 Т.В. Климова,2

1 Стёпин B.C., Кузнецова Л.Ф. Современная картина мира, русский космизм и диалог культур "Восток-Запад" // Философия русского космизма. - М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - с. 5-25.

2 Алёшин А.И. О феномене "русского космизма" // Философия русского космизма. - М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - с. 26-51.

3 Гирёнок Ф.И. Русские космисты (Из цикла "Страницы истории отечественной философской мысли") - М.: Знание, 1990. - 62 с.

4 Фесенкова JI.B. Русский космизм сегодня // Русский космизм и современность: Сб. ст. / Отв. Ред. Л.В. Фесенкова. - М.: ИФРАН, 1990.

5 Оносов А.А. Идея социальной организованности в русском космизме: Авто-реф. дис. канд. филос. наук. - М., 1994.

6 Дёмин В.Н. Философские принципы русского космизма: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. - М., 1996.

7 Суслов А.В. Нравственные основания русского космизма: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1999.

8 Лесков Л.В. Феномен человека по К.Э. Циолковскому // Тр. XXX-XXXI чтений, посвящ. разраб. науч. наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция "К.Э. Циолковский и филос. пробл. освоения космоса". Вып. 1. - М., 1998. - с. 3-22 и др.

9 Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского в контексте русского космизма // К.Э. Циолковский. Космическая философия. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.-с. 403-427.

10 Мапельман В.М. "Я хочу привести вас в восторг . от ожидающей вас судьбы" (Космическая этика К.Э. Циолковского) // Новое в жизни, науке и технике. Сер. "Этика", 1991. № 4. - с. 3-47; Мапельман В.М. Соотношение нравственности и разумности, добра и истинности в творчестве К.Э. Циолковского // Тр. XXV чтений, посвящ. разраб. науч. наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция "К.Э. Циолковский и филос. пробл. освоения космоса". - М., 1994. - с. 57-63 и др.

11 Семёнова С.Г. Николай Фёдоров. Творчество жизни. - М., 1990.

12 Аксёнов Т.П. О научном одиночестве Вернадского // Вопросы философии, 1993. №6.-с. 74-87.

13 Томилин К.А. Вокруг нас трепещет пульс Вселенной: А.Л. Чижевский // Философия русского космизма. - М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - с. 164-180.

14 Лапо А.В. Миры Вернадского: от кристалла до ноосферы // В.И. Вернадский: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2000. - с. 7-28.

Н.В. Самсонова,3 С.В. Кофанов,4 Э.В. Панков5 и др.). Показательно, что идеи русского космизма в последние десятилетия активно развиваются зарубежными учёными. Особое удовлетворение вызывают исследования творческого наследия В.И. Вернадского, которые проводят Ж. Гринвельд,6 В.Э. Крумбайн,7 Дж. Лавлок,8 Г. Левит,9 Дж. Хатчинсон,10 Д. Холлуэй11 и др.

Основной причиной возрастания популярности космической философии в научном мире, на наш взгляд, является смена естественнонаучных парадигм - становление глобальноэволюционной картины мироздания. Этот процесс, тщательно анализируемый мировым научным сообществом (например, в работах Ф. Капра,12 Э. Ласло,13 И. Пригожина, И. Стенгерс14 и др.), требует использования всего диапазона интеллектуальных достижений человечества. Преимущество же философии русского космизма в том,

1 Шаронова А.А. Формирование философских взглядов К.Э. Циолковского: Ав-тореф. дис. . канд. филос. наук. -М., 1989.

2 Климова Т.В. Методологические основания концепции биосферы В.И. Вернадского: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -М., 1992.

3 Самсонова Н.В. Космизм A.J1. Чижевского: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -М., 1996.

4 Кофанов С.В. Космическая философия спасения К.Э. Циолковского: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -М., 2000.

5 Панков Э.В. Философско-мировоззренческая концепция Н.А. Умова: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Орёл, 2001.

6 Grinevald J. Sketch for a History of the Idea of the Biospere // Gaia, the Thesis, the Mechanisms and the Implications / Eds. P. Bunyard, E. Gold smith. Waderbridge: Quintrell & Co. Ltd, 1988. P. 1-32.

7 Krumbein W.E., Lapo A.V. Gaia in Action. Science and living Earth // Ed. P. Bun-yard. Edinburgh: Floris Books, 1996. P. 115-134.

8 Lavelock J.E. Prehistory of Gaia // New Scientist. 17 July 1986. P. 51.

9 Левит Г., Крумбайн В.Э. Грюбель Р.Г. Пространство и время в работах В.И. Вернадского // В.И. Вернадский: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2000. - с. 746-754.

10 Hutchinson G.E. The Biosphere // Scientific American. 1970. Vol. 223, N 3. P. 353.

11 Холлуэй Д. В.И. Вернадский и атомная энергия // Очерки истории естествознания и техники. 1989. Вып. 36. - с. 30-37.

12

Капра Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей // Один мир для всех.

М., 1990. 1

Ласло Э. Новое понимание эволюции. Вступление в глобальную эру // Один мир для всех. - М., 1990.

14 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. -М., 1986; Prigogine I., Stengers I. La nouvelle alliance: Metamorphose de la science. P., 1981. что идеи космической эволюции, места и роли в ней разумных существ, изначально являются здесь фундаментом для всех остальных теоретических (а часто и практических) разработок. Однако изучение эволюционных представлений космизма проводится на сегодняшний день недостаточно эффективно. Эволюционные идеи, несмотря на единодушное признание их научной значимости, входят в круг интересов исследователей только в качестве вспомогательного материала при рассмотрении футурологических

1 2 прогнозов мыслителей-космистов (В.В. Казютинский, А.Д Московченко, В.П. Ярышкин3 и др.). Целостный же их анализ, предпосылки которого намечены в работах С.Г. Семёновой4 и Л.И. Василенко5, пока, к сожалению, отсутствует. Нижеследующая работа представляет собой попытку комплексного изучения мировоззренческих концепций ряда представителей естественнонаучного направления космизма с глобальноэволюцион-ных позиций, что даёт возможность говорить о её научной новизне и актуальности в условиях современного научного поиска.

Целью диссертации является систематический анализ эволюционных идей, предложенных в философском наследии русских мыслителей-космистов К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского, определение их взаимосвязи и особенностей, а также места и роли эволюционных представлений русского космизма в становлении современной естест

1 Казютинский В.В. Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации. // Философия, наука, цивилизация. - М., 1999. - с. 337-348, Казютинский В.В. Космизм, космонавтика, и перспективы цивилизации // Тр. XXVIII чтений, посвящ. разраб. науч. наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция "К.Э. Циолковский и филос. пробл. освоения космоса". - М.: Ин-т истории естествознания и техники, 1995.

2 Московченко А.Д. Русский космизм: автотрофность и человек будущего. Метод. пособие. - Томск: ТОО "Знамя мира", 1996.

3 Ярышкин В.П. Новая концепция человека. Русский космизм. Феномен пульсирующего бессмертия личности. - Ижевск, 1998.

4 Семенова С.Г. Активно-эволюционная мысль Вернадского // Прометей. М., 1988. Т. 15.-с. 221-248.

5 Василенко Л.И. Космизм и эволюционизм в русской религиозно-философской традиции // Философия русского космизма. - М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - с. 290-302. веннонаучной картины мира. Реализация данной цели обусловливает решение следующих основных задач:

- выявить основные эволюционные идеи в творчестве К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского и указать их историко-философские, культурно-исторические и теологические основания в контексте формирования мыслителями общей позиции в решении ключевых эволюционно-философских проблем;

- проанализировать ведущие эволюционные идеи, выдвигаемые К.Э. Циолковским, А.Л. Чижевским и В.И. Вернадским в качестве базовых постулатов развиваемых ими эволюционных представлений, определить взаимосвязь этих идей и положение в философских системах авторов;

- показать место и значение эволюционных идей К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского (характеризующих космологические, биологические и социальные процессы во Вселенной) в современной научной картине мира.

- проанализировать проблему человека, рассматриваемую в творчестве К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, и В.И. Вернадского и показать, что человек является главным фактором мирового эволюционного процесса;

- обосновать правомерность рассмотрения эволюционно-философского наследия К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского в качестве самостоятельного научного направления (эволюционной концепции русского космизма), предшествовавшего современным теориям, действующим в рамках глобальноэволюционного подхода к изучению явлений окружающей действительности (синергетике, системному подходу и т.д.).

Объектом данного исследования являются философские взгляды К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского. Предметом исследования при этом становятся эволюционно-философские идеи К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского, их теоретические источники, место в философской системе авторов, а также взаимоотношения с ведущими эволюционными концепциями, разрабатываемыми в рамках доминирующего в современной науке глобальноэволюционного подхода.

Методологическая основа исследования. Методологическую базу исследования составляет историко-философский подход, опирающийся на традиции всестороннего, комплексного анализа работ представителей зарубежной и отечественной философской мысли, а также метод системного анализа, позволяющий глубже раскрыть различные аспекты творчества К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского, связанные с философским осмыслением онтологических, гносеологических и этических проблем взаимоотношения Вселенной и человека, в их целостности и взаимосвязи. Наряду с историко-философским, использовались сравнительно-исторический, историко-генетический и конкретно-исторический подходы, направленные на реконструкцию эволюционной концепции рассматриваемых мыслителей. При анализе историко-философского материала использовались принципы сравнительного анализа, системности, конкретности.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в рассмотрении философских идей К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского, характеризующихся целостным космологическим подходом и футурологической проблематикой, в контексте эволюционных оснований и перспектив их творчества.

К элементам новизны данной диссертационной работы следует отнести следующие положения:

- в результате проведённого анализа научного и философского наследия К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского в их творчестве выделены эволюционные идеи, среди которых ведущую роль играют представления о единстве мироздания, космической сущности жизни, непрерывности биологической и социальной эволюции человечества, циклическом характере эволюционного процесса во Вселенной и др.

- выявлены историко-философские и культурно-исторические взаимосвязи эволюционных идей К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского и философско-мировоззренческих учений восточной и западной философской мысли. Изучение влияния классического буддизма, древнегреческого атомизма, пифагореизма и неоплатонизма, пантеизма Дж. Бруно и Н. Кузанского, монадологии Г. Лейбница и философии жизни А. Бергсона на философские концепции К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского позволило раскрыть их оригинальную структуру и объяснить причины появления иррациональных представлений у отечественных учёных, широко известных своими естественнонаучными достижениями;

- проанализирована система эволюционно-философских идей, развиваемых К.Э. Циолковским, А.Л. Чижевским и В.И. Вернадским, определён общий круг проблем интересовавших учёных и оригинальные подходы к их разрешению, указаны место и роль каждой предложенной идеи в учении автора и их теоретическая значимость для философии русского космизма в целом. Определены взаимосвязи и различия эволюционных идей в работах разных авторов и указано наличие внутри естественнонаучного направления философии русского космизма различных представлений о мировом эволюционном процессе.

- показан существенный теоретический и методологический вклад эволюционных идей русских мыслителей-космистов в формирование современной научной картины мира. Изучены представления К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского послужившие отправной точкой для развития таких важных отраслей современной науки как космонавтика, гелиобиология, биосферология и др. Указана взаимосвязь естественнонаучных и философских воззрений в трудах каждого из учёных.

- проанализирована антропологическая проблематика философского наследия К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского. Раскрыты специфические для каждого автора подходы к пониманию сущности человека, его положения в развивающемся мире. Выявлена общая трактовка предназначения человека как главного гаранта прогрессивных эволюционных преобразований во Вселенной, развитие которой на разных этапах всегда носило управляемый характер.

- обоснована правомерность выделения эволюционно-философской концепции русского космизма в качестве самостоятельного направления, предшествовавшего современным концепциям, разрабатываемым в рамках парадигмы глобального эволюционизма. Выявлена связь эволюционной концепции русского космизма и эволюционно-синергетического подхода современной науки, проявляющаяся как при анализе ключевых понятий синергетики: хаос, нелинейность, бифуркация, аттрактор и т.д., так и в ряде развиваемых современной наукой представлений: антропный принцип, концепции коэволюции, ноосферогенеза и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, во-первых, позволяют наметить пути более развернутого и глубокого изучения творческого наследия К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и В.И. Вернадского в целом, во-вторых, могут служить основой последующих исследований по широкому кругу эволюционно-философских проблем вообще, и, в-третьих, могут быть использованы в лекционном курсе по истории русской философии, а также при разработке новых общих и специальных курсов, учебных пособий по философии и истории науки.

Апробация исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на ряде международных, межрегиональных и межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференций.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры логики, философии и методологии науки Орловского государственного университета.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эволюционные идеи в естественнонаучном направлении русского космизма"

Выводы, полученные в исследовании, не исчерпывают всей проблемы изучения философского наследия русских космистов. Всесторонний анализ философии русского космизма в целом, наряду с концептуальным рассмотрением учений отдельных его представителей, должен сыграть значительную роль в деле формирования нового целостного мировоззрения. Современный человек, по нашему мнению, должен ощущать себя соразмерным космосу, ответственным за него, воспринимая Землю и всю Вселенную, как свой личный дом. Это не абстрактная установка, а понимание реальной значимости даже одной личности в мире. Такое воспитание должно быть не идеологией, а осознанием внутренней целесообразности всех землян - гарантии их будущего, всеобщей и личной безопасности, возможности дальнейшего самосовершенствования.

Предложенные выводы могут быть более тщательно разработаны в дальнейших историко-философских исследованиях творческого наследия русских космистов. Необходимость таких исследований обусловлена, с одной стороны, потребностью в осмыслении своеобразия русской философии как основы национальной самоидентификации, а с другой стороны, продиктована стремлением использовать накопленный мировоззренческий потенциал на практическом уровне.

Развиваемый нами эволюционный подход к изучению философии русского космизма предопределён современными условиями существования человеческой цивилизации, когда выросшее в результате научно-технической революции антропогенное воздействие на природу привело к необратимым её изменениям. Вместе с тем, ускорение эволюции общества обеспечило условия для коллективной работы в планетарном масштабе в целях устойчивого развития. В сложившейся ситуации изучение эволюционных идей мыслителей-космистов должно способствовать появлению но

165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всесторонний анализ эволюционно-философских идей естественнонаучного направления русского космизма, проведённый на примере научного наследия наиболее выдающихся его представителей К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского, подтверждает сложность и неоднозначность осмысления эволюционной проблематики в рассматриваемом направлении русской философской мысли. В результате проведённого исследования нами было установлено, что русский космизм является одной из первых концепций, предвосхитивших современное понимание единства и целостности мироздания как неотъемлемого условия прогрессивного развития человеческой цивилизации.

В диссертации подчёркивается, что эволюционно-философские представления русских мыслителей-космистов носят потенциальный, предвосхитительный характер. Они, по нашему мнению, являются не только актуальными, но и, в определенной степени, универсальными, позволяя вкладывать в себя разнородное содержание. Очевидно, что мысли-тели-космисты выделяли главное из того, что нужно современному социуму, а именно: глобальное, целостное понимание проблем и необходимое ответственное соучастие единого человечества в жизненных процессах. Следует отметить, что они заявляли об этом много десятилетий назад. Сегодня, на наш взгляд, очевидна востребованность реконструкции эволюционно-философских построений русского космизма, которая могла бы дать постиндустриальному информационному обществу необходимую перспективность.

Проведенный нами анализ историко-философской литературы показал, что в качестве основных предпосылок к формированию эволюционно-философских идей в работах К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского выступили наиболее перспективные и оригинальные научно-философские и религиозно-мистические концепции как западной, так и восточной цивилизации. Важнейшие эволюционные представления, характеризующие качественное своеобразие философии русского космизма в ряду наиболее выдающихся достижений мировой философской мысли, разрабатывались отечественными мыслителями на пути синтеза мистических традиций восточной философии и западного рационализма в онтологии и гносеологии, а также жёсткого авторитаризма Востока и либерализма Запада в социальных учениях. Это привело к появлению иррациональных представлений в мировоззренческих концепциях К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского, что обусловило во многом дискуссионный характер полученных выводов. Но именно такие воззрения позволили мыслителям сформулировать важнейшие эволюционные идеи космизма: единства и целостности мироздания, незавершённости единого процесса биологической и социальной эволюции на нашей планете, цикличности эволюционного процесса во Вселенной и др.

По нашему мнению, в работах К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского оказались удачно совмещены базовые положения ведущих религиозных доктрин и идеалистических концепций с выдающимися достижениями в области материалистического естествознания, что делает их творчество весьма привлекательным в условиях современного поиска единой и непротиворечивой концепции мироздания. С этой точки зрения, эволюционные идеи мыслителей-космистов, неразрывно связывающие, ранее разрозненные, представления о постепенном характере непрерывных эволюционных преобразований и цикличности глобального процесса развития Вселенной, содержат в себе большой потенциал для дальнейшего использования, как в философских, так и в естественнонаучных исследованиях.

Эволюционная проблематика, доминировавшая в философско-мировоззренческих концепциях К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского, на наш взгляд, способствовала обращению учёных к общему кругу вопросов и во многом предопределила тесную взаимосвязь и преемственность развиваемых ими представлений о космической сущности жизни, восходящем развитии мира и человека, о роли познающего разума во Вселенной. Исходя из этого в диссертации обосновывается целостный подход к изучению эволюционных идей рассматриваемых мыслителей как компонентов единой эволюционно-философской концепции русского космизма. В результате реализации такого подхода появились принципиально новые возможности для комплексного и унифицированного анализа широкого класса эволюционных представлений философов-космистов, позволившие не только охарактеризовать уникальность и своеобразие каждой конкретной идеи К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского или А.Л. Чижевского, но и оценить совокупное влияние идеологии космизма на процесс научного поиска в XX веке, обосновать широкое распространение и интенсивное развитие этих идей в работах как отечественных, так и зарубежных учёных.

Подводя итоги проведённого исследования можно заключить, что эволюционно-философская концепция русского космизма является попыткой интегрировать научный, рационалистический подход к изучению природы с философским осмыслением проблемы взаимоотношения эволюционной тенденции и статистического стремления природы к хаотическому равновесию. В современных исследованиях установлено, что такой синтез научного знания с философским, общекультурным анализом является характерным для постнеклассического (синергетического) мировоззрения.

Эволюционные идеи К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского, наряду с разработками других мыслителей-космистов, содержат в себе необходимые составляющие для формирования новой познавательной модели, создания новых принципов взаимодействия человека и природы. Проведённое исследование показало, что постановка актуальных мировоззренческих вопросов, активно разрабатываемых сегодня в рамках синергетики и традиционно связываемых с работами зарубежных ученых, была осуществлена много десятилетий назад в рамках русского космизма, что, в свою очередь, свидетельствует о несомненной мировоззренческой ценности и актуальности изучения философских воззрений отдельных его представителей.

 

Список научной литературыТерехов, Сергей Васильевич, диссертация по теме "История философии"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации М.: Владос, 1994.-336 с.

2. Аветисов В.А. Гольданский В.И. Физические аспекты нарушения зеркальной симметрии биоорганического мира // Успехи физических наук, 1996. Т. 166. №8. с. 873-891.

3. Аксёнов Г.П. Невышедшая книга неизвестное понятие: О предисловии В.И. Вернадского к сборнику "Живое вещество" // Вопросы истории естествознания и техники, 1997. №3. - с. 129-135.

4. Аксёнов Г.П. О научном одиночестве Вернадского // Вопросы философии, 1993. №6. с. 74-87.

5. Аксёнов Г.П. Третий синтез космоса // Философия русского космизма. -М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996-с. 181-196.

6. Акчурин И.А. Эволюция современной естественнонаучной парадигмы // Философия науки. Вып. 1: Проблемы рациональности / Отв. ред. Смирнов В .А. - М.: ИФРАН, 1995. - с. 147-163.

7. Алёшин А.И. О феномене "русского космизма" // Философия русского космизма. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - с. 26-51.

8. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М.: ИФРАН, 1999.

9. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика: эволюционный аспект // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. -с. 229-243.

10. Аршинов В.И., Климонтович Ю.Л., Сачков Ю.В. Естествознание и развитие: диалог с прошлым, настоящим и будущим // Послесловие к кн.: Прихожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. с. 406-422.

11. Асмус В.Ф. Античная философия: 3-е изд. - М.: Высш., шк., 1999. -400 с.

12. Ассеев В.А. Синергетика и философия о соотношении эволюции в физике и биологии // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. -с. 179-187.

13. Астафьев А.К. К вопросу о самоорганизации социальных систем // Синергетика и методы науки. СПб., 1998. - с. 410-411.

14. Астрономия и современная картина мира. М.: ИФРАН, 1996. - 247 с.

15. Балашов Ю.В. Идеи К.Э. Циолковского о "причине космоса" и современная космология // Тр. XVIII-XX чтений, посвящ. разраб. науч. наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция "К.Э. Циолковский и филос. пробл. освоения космоса". М., 1987. - с. 59-68.

16. Берман З.И. и др. История эволюционных учений в биологии. М.: Наука, 1966. -324 с.

17. Берталанфи JI. Общая теория систем // Системные исследования: Ежегодник. -М.: Наука, 1969.

18. Биофилософия / Отв. ред. А.Т.Шаталов. М.: ИФРАН, 1997. - 264 с.

19. Биоэтика: проблемы и перспективы / Отв. ред. А.П. Огурцов. М.: ИФРАН, 1992.-209 с.

20. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 448с.

21. Блинников JI.B. Великие философы: словарь-справочник. 2-е изд. -М.: Изд. корп. "Логос", 1997 432 с.

22. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х книгах.: Кн.1\2. Москва: Экономика, 1989.- 304X351.

23. Бодякин В.И. Куда идешь, человек? Основы эволюциологии (информационный подход) -М.: СИНТЕГ, 1998. 332с.

24. Буддизм. Четыре благородных истины. Серия "Антология мысли". Составитель Я. Боцман: М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000. - 992 с.

25. В.И. Вернадский: pro et contra / сост., вступ. ст., комент. А.В. Лапо. -СПб.: РХГИ, 2000 872 с. - (Русский путь).

26. Вайнберг С. Первые три минуты (Современный взгляд на происхождение Вселенной). -М.: Энергоиздат, 1981. 155 с.

27. Василенко Л.И. Космизм и эволюционизм в русской религиозно-философской традиции // Философия русского космизма. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996.-е. 290-302.

28. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Изд-во Лань, 1999.-480 с.

29. Введение в буддизм. Под. ред. Рудого В.И.: СПб.: Лань, 1999. -384с.

30. Вейль Г. Симметрия. М.: Наука, 1968. - 191 с.

31. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки (1922-1932 гг.). М.,Л.: Изд-во АН СССР, 1940. - 250 с.

32. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994. -669 с.

33. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. - 358 с.

34. Вернадский В.И. Избранные сочинения, т. 1,2. М.: Изд-во АН СССР, 1955.-616, 2. с.

35. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981.-359 с.

36. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.-270 с.

37. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / сост., вступ. ст., комент. М.С. Бастраковой, И.И. Мочалова, B.C. Неаполитанской. М.: Сов. Россия, 1989 - 704 с. - (Публицистика классиков отечественной науки).

38. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление кн.2. -М.: Наука, 1977. 192 с.

39. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в живой и неживой природе. М.: Наука, 1975 172 с.

40. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии // Труды биогеохим. лаб. -М., 1980. Т. 16.

41. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения.-М.: Наука, 1987.

42. Вернадский. В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения. — М.: Современник, 1993. — 685с.

43. Вигнер Е. Этюды о симметрии. М.: Мир, 1971. - 318 с.

44. Владимирский Б.М. Гелиобиология драма идей // Чижевский и образование: сборник научных трудов и материалов, посвященных исследованию научно-культурного наследия А.Л. Чижевского. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000. - с. 16-19.

45. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен. -Ростов-на-Дону, 1993. 190 с.

46. Волькенштейн М.В. Сущность биологической эволюции // Усп. физ. наук. Т. 143. 1984. с. 429-466.

47. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. М.: Наука, 1986.

48. Гаврюшин Н.К. Античный космос в творчестве К.Э. Циолковского // Вопросы истории естествознания и техники, 1989. № 4. с. 11-16.

49. Гаврюшин Н.К. историко-философские взгляды К.Э. Циолковского // Тр. IX чтений, посвящ. разраб. науч. наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция "К.Э. Циолковский и филос. пробл. освоения космоса". М., 1975. - с. 48-60.

50. Гаврюшин Н.К. Космический путь к "вечному блаженству" (К.Э. Циолковский и мифология технократии) // Вопросы философии, 1992. №6.-с. 125-131.

51. Гарднер М. Этот правый левый мир. М.: Мир, 1967. Серия "В мире науки и техники".

52. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989. -400 с.

53. Генкин И.Л. Энтропия и эволюция Вселенной // Астрономия, методология, мировоззрение. М., 1979. - с. 180-186.

54. Гивишвили Г.В. О "сверхсильном" антропном принципе // Вопросы философии, 2000. №2. с. 43-53.

55. Гиндлис Л.М. Антропный принцип: занимает ли человек исключительное место во Вселенной? // Глобальный эволюционизм. М., 1994.-с. 65-93.

56. Гирёнок Ф.И. Русские космисты (Из цикла "Страницы истории отечественной философской мысли") -М.: Знание, 1990. 62 с.

57. Гирёнок Ф.И. Экология, цивилизация ноосфера. М., 1987.

58. Гладышев Г.П. Термодинамическая теория эволюции живых существ -М.: Луч, 1996.-86 с.

59. Глобальный эволюционизм. М., 1994. - 150 с.

60. Голованов Л.В. Космический детерминизм Чижевского // Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятьях Солнца. Гелиота-раксия. -М.: Мысль, 1995.

61. Голованов Л.В. Куракина О.Д. Космизм // Русская философия: словарь.-М., 1996.

62. Гумилев Л.Н. Энтогенез и биосфера Земли. М., 1994. - 640 с.

63. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли "коэволюция природы и общества" // Вопросы философии, 1998. №8. с. 15-25.

64. Дарвин Ч. Происхождение видов / Пер и ввод. ст. К.А. Тимирязева. -М.: Сельхозгиз, 1952. 483 с.

65. Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. М., 1979.

66. Дёмин В.Н. Тайны биосферы и ноосферы. М.: Вече, 2001. - 464 с. (Великие тайны).

67. Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М., 1993.

68. Добронравова И.С., Ситько С.П. Физика живого как феномен постне-классической науки // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.-е. 187-206.

69. Дубровский В.Н. Рождение Вселенной из „ничего" // Мировоззренческая направленность преподавания естественных и технических дисциплин: Тез. докл. 2-й респ. науч.-методич. конф. 8-9 июня 1990 / Фрунзе, 1990.-с. 17-19.

70. Дубровский В.Н., Молчанов Ю.Б. Самоорганизация пространства-времени в процессе эволюции Вселенной // Астрономия и современная картина мира. М.: ИФРАН 1996. - 247 с.

71. Дубровский В.Н., Молчанов Ю.Б. Эволюционирует ли время, пространство и причинность? // Вопр. философии. 1986. № 6. С. 137-144.

72. Дудкина И.А. Циолковский: далёкий и близкий // Наука и религия, 1989. № 1. — с. 14-17.

73. Забелин И.М. Помпеи гениального ума: "Размышления натуралиста" В.И. Вернадского и современная наука // Новый мир, 1979. №4-с. 192-210.

74. Завадский К.М. Развитие эволюционной теории после Дарвина. (18591920-е г.г.). Л.: Наука, Л.О., 1973 - 423 с.

75. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебник для гуманитарных вузов. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. М.: Издательство Магистр, 1996. - 352 с.

76. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999. 544 с.

77. Зотов А.Ф. Новая формулировка антропного принципа? Комментарий к статье Г.В. Гивишвили // Вопросы философии, 2000. №2. с. 54-56.

78. Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия: Материалы ко II Междунар. кондратьев. конф. (Санкт

79. Петербург, 15-17 марта 1995 г.) / Науч. ред. и авт. вступ. ст. Яковец Ю. В.; [Введ. Л. Абалкина]. М.: МКФ, 1995.

80. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

81. К.Э. Циолковский в воспоминаниях современников. Тула.: Приок. кн. изд-во, 1983.-288 с.

82. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. -Новосибирск: Наука, СО, 1989. 248с.

83. Казначеев В.П., Яншин А.Л. В.И. Вернадский в настоящем и будущем //Новый мир, 1981. №12. с. 216-219.

84. Казютинский В.В. А.Л. Русский космизм и мировая культура // Чижевский и образование: сборник научных трудов и материалов, посвященных исследованию научно-культурного наследия А.Л. Чижевского. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000. - с. 221-225.

85. Казютинский В.В. А.Л. Чижевский как мыслитель // Духовное созерцание, 1997. №1-2. с. 91-104.

86. Казютинский В.В. Глобальный эволюционизм и научная картина мира // Глобальный эволюционизм. М., 1994. - с. 140-149.

87. Казютинский В.В. Космизм и космическая философия // Освоение космического пространства прошлое, настоящее, будущее. - М., 1999.-с. 139-147.

88. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского // Философия русского космизма М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. -с. 108-132.

89. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского в контексте русского космизма // К.Э. Циолковский. Космическая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - с. 403-427.

90. Казютинский В.В. Ценностные ориентации современного космизма и прогнозы будущего техногенной цивилизации. // Философия, наука, цивилизация. М., 1999. - с. 337-348.

91. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. 2-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 288 с.

92. Капра Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей // Один мир для всех. М., 1990.

93. Каширин В.И. Глобалистика и философия планетарного самосознания. Ставрополь, 1998. -126 с.

94. Клаузура ноосферы: (Тез. ста докл. на науч.-практ. конф. «Ноосфера— настоящее и будущее человечества») /Отв. ред. И.И.Мочалов. Ч. 1-2. М.: Ноосфера, 1988.

95. Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994 - 236 с.

96. Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика // Вопросы философии, 2001. №10.-с. 99-113.

97. Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии, 1998. № 4. с. 138-143.

98. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии, 1997. №3. с. 62-79.

99. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии, 1994. №2. с. 110-122.

100. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, 1992. №12. с. 3-20.

101. Кольченко И.А. Мыслитель // Впереди своего века. М., 1970. -с. 215-237.

102. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М.: Наука, 1994.-239 с.

103. Корочкин Л.И. Эволюционная теория: драма в биологии // Химия и жизнь, 1993. № 12. с. 44-49.

104. Кричевец А.Н. Об априорности, открытых программах и эволюции // Вопросы философии, 1997. №6. с. 79-91.

105. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М.: МФТИ, 1993.- 184 с.

106. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Синергетика теория самоорганизации: идеи, методы, перспективы. - М., 1983.

107. Кутырев В. А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М: "ЧеРо", 1999.-230 с.

108. Кутырев В.А. Естественное и искусственное // Борьба миров. Нижний Новгород, 1994.

109. Кэрри У. В поисках закономерностей развития Земли и Вселенной. -М.: Мир, 1991.-447 с.

110. Лапо А.В. Миры Вернадского: от кристалла до ноосферы // В.И. Вернадский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000. - с. 7-28.

111. Ласло Э. Век бифуркации. Постижение меняющегося мира // Путь, 1995. №7.-с. 3-129.

112. Ласло Э. Новое понимание эволюции. Вступление в глобальную эру // Один мир для всех. -М., 1990.

113. Левит Г., Крумбайн В.Э. Грюбель Р.Г. Пространство и время в работах В.И. Вернадского // В.И. Вернадский: pro et contra. СПб.: РХГИ,2000. с. 746-754.

114. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Наука в культуре. М., 1988. с. 82-99.

115. Лесков Л.В. XXI век: виртуальные сценарии // Россия и современный мир, 1998. №4.-с. 54-67.

116. Лесков Л.В. К.Э. Циолковский о будущем: взгляд из современности // К.Э. Циолковский. Космическая философия. М.: Эдиториал УРСС,2001.-с. 387-402.

117. Лесков Л.В. Феномен человека по К.Э. Циолковскому // Тр. XXX-XXXI чтений, посвящ. разраб. науч. наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция "К.Э. Циолковский и филос. пробл. освоения космоса". Вып. 1. -М., 1998. с. 3-22.

118. Лесков Л.В. Футурология К.Э. Циолковского и неклассическая прогностика // Тр. XXXI чтений, посвящ. разраб. науч. наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция "К.Э. Циолковский и филос. пробл. освоения космоса". М., 1998. - с. 96.

119. Лесков Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации // Общественные науки и современность, 1998. № 3. с. 149-160.

120. Липунов В.М. Научно открываемый Бог, Земля и Вселенная, 1995. № 1,37.

121. Лихачёв Д.С. Ответы на вопросы редакции журнала "Наука в СССР" // Наука в СССР, 1988. №2. с. 11-16.

122. Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

123. Магницкая Е.А. Творческая интерпретация Космоса. М.: Российская академия музыки, 1996. - 156 с.

124. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. Пер. с англ. М.В. Мины. Под ред. и с предисл. проф. В.Г. Гептернера. М.: Мир, 1974. - 460 с.

125. Македонов А.В. Учение В.И. Вернадского о диссимметрии геологических объектов // В.И. Вернадский и современность. М.: Наука, 1986. -с. 139-147.

126. Мамзин А.С. Проблема взаимосвязи организации и исторического развития в современной биологии // Проблемы взаимосвязи организации и эволюции в биологии. М.: Наука, 1978.

127. Манеев А.К. Субстанция, биопсиполе, бессмертие // Русский космизм (по материалам II и III Всесоюз. Федоровских чтений, 1989-1990 гг.). М., 1990. Ч. 1.С. 94-96.

128. Мапельман В.М. "Космическая этика" К.Э. Циолковского // К.Э. Циолковский. Космическая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - с. 370-386.

129. Мапельман В.М. "Я хочу привести вас в восторг . от ожидающей вас судьбы" (Космическая этика К.Э. Циолковского) // Новое в жизни, науке и технике. Сер. "Этика", 1991. № 4. с. 3-47.

130. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

131. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. М.: Прогресс, Пангея, 1994. - 304 с.

132. Менский М.Б. Квантовая модель мышления и эволюция // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. — М., 1994. с. 207228.

133. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. -М.: Наука, 1982. 240 с.

134. Моисеев Н.Н. Ещё раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии, 1998. №8. -с. 26-32.

135. Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и ^оперативность // Вопросы философии. 1989, № 8. с. 52-56.

136. Моисеев Н.Н. Проблема возникновения системных свойств // Вопросы философии, 1992. №11. с. 25-32.

137. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия) // Вопросы философии, 1991. №3. с. 3-28.

138. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии, 1990. №6. -с. 32-45.

139. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. Гвардия, 1990. - 351 с.

140. Моисеев Н.Н. Экологический императив // Коммунист, 1986. № 12. -с. 110-120.

141. Московченко А.Д. Русский космизм: автотрофность и человек будущего. Метод, пособие. Томск: ТОО "Знамя мира", 1996.

142. Мулдашев Э.Р. В поисках города богов. Трагическое послание древних. М.: АиФ-ПРИНТ, 2001.

143. Мулдашев Э.Р. От кого мы произошли? М.: АиФ-ПРИНТ, 2002.

144. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. М., 1990.

145. Назаретян А.П., Лисицина И.А. Критический гуманизм versus биоцентризм // Общественные науки и современность, 1997. № 5 с. 149-158.

146. Назаров А.Г. Открытие биосферы // Прометей. М., 1988. Т.Н. -с. 172-181.

147. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Изд. группа „Прогресс", 1993.-266 с.

148. Наука в зеркале философии XX века / Отв. ред. А.Н. Павленко. М.: ИФРАН, 1992.- 126 с.

149. Нестерук А.В. Финалистский антропный принцип, его философско-этический смысл // Астрономия и современная картина мира. М.: ИФРАН 1996.-247 с.

150. Николис Г. Динамика иерархических систем. Эволюционное представление. -М.: Мир, 1989.-488 с.

151. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990. -512 с.

152. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах.-М.: Мир, 1979.-512 с.

153. Новогрудский Д.М. Геохимия и витализм: (О "Научном мировоззрении" акад. В.И. Вернадского) // Под знаменем марксизма, 1931. №7-8. -с. 168-203.

154. Огурцов А.П. К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский // Тр. X чтений, посвящ. разраб. науч. наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция "К.Э. Циолковский и филос. пробл. освоения космоса". М., 1977.-с. 3-19.

155. Опарин А.И. Возникновение жизни на Земле. 3-е изд. М.: Изд-во АН СССР, 1957.

156. Основы философии: этапы развития и современные проблемы. История русской философской мысли: Учебное пособие. — М.: Изд-во Рос. экон. академии, 1995.

157. Пановкин Б.Н. Принципы самоорганизации и проблема происхождения жизни во Вселенной // Проблема поиска жизни во Вселенной. -М., 1986.-с. 60-63.

158. Перельман А.И. Закон Вернадского, природные воды, живое вещество и литогенез // Роль биогеохимических исследований в расширении минерально-сырьевой базы СССР. Л.: ВСЕГЕИ, 1986. - с. 5-11.

159. Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. М.: Ноосфера, 1991. - 82 с.

160. Поплавский А.Н. Специфика процессов самоорганизации природных объектов. Нальчик: Эльбрус, 1988. - 127 с.

161. Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука, Гл. ред.Ф-М лит., 1985. - 328 с.

162. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии, 1989. №8.-с. 3-19.

163. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991. №6.-с. 46-52.

164. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1994. -256 с.

165. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 312 с.

166. Роднянская И. Циолковский К.Э. // Философская энциклопедия. T.V. -М., 1970.-с. 466-468.

167. Рубцов В.В., Урсул А.Д. Проблема внеземных цивилизаций. Фило-софско-методологические аспекты. Кишинев, 1984.

168. Рудой В.И., Островская Е.П., Ермакова Т.В. и д.р. Введение в буддизм. СПб.: Изд-во "Лань", 1999. - 384 с.

169. Рудой В.И., Островская Е.П., Ермакова Т.В. Классическая буддийская философия. СПб.: Изд-во "Лань", 1999. - 544 с.

170. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии, 1995.№8. с. 63-72.

171. Рузавин Г.И. Синергетика и системный подход // Философские науки, 1985. №5. -с. 48-55.

172. Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 1. / Сост.: А.Л. Доброхотов, С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова. - М.: Изд-во "Кн. палата", 1993.

173. Русские философы (конец XIX середина ХХвека): Антология. Вып. 2. / Сост. С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова. -М.: Изд-во "Кн. палата", 1994.

174. Русский космизм и Ноосфера. М.: МФТИ, 1989.

175. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 386 е.: ил.

176. Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление? // Вопросы философии, 1989. № 8. с. 34-51.

177. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии, 1987. № 1. — с. 94-108.

178. С.И.Сухонос Взгляд издали. // Знание-сила, 1981. №7, с. 31-33.

179. С.И.Сухонос Масштабное измерение Вселенной // Альманах "Логос Вселенной". М.: Из-во Белые Альвы, 1999, - с. 50-79.

180. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.-349 с.

181. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. Ин-т философии РАН. -М.: Арго, 1994. 349 с.

182. Самсонов А.Л. На пути к ноосфере // Вопросы философии, 2000. №7. -с. 53-61.

183. Северцов А.Н. Собрание сочинений / Под общ. ред. И.И. Шмальгау-зена. Т.З: Общие вопросы эволюции. М.-Л.: АН СССР, 1945. - 530 с.

184. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М.: Изд-во Моск. унта, 1981.-318 с.

185. Седов Е.А. Эволюция и информация. -М., 1972.

186. Семенова С.Г. Активно-эволюционная мысль Вернадского // Прометей. М., 1988. Т. 15. с. 221-248.

187. Семёнова С.Г. Николай Фёдоров. Творчество жизни. -М., 1990.

188. Семёнова С.Г. Русский космизм // Русский космизм (Антология философской мысли). М., 1993. - с. 3-33.

189. Семенова С.Г. Понятие «прогресса» в русском космизме // Человек, космос, эволюция: (Традиции русской религиозной философии и современность). М., 1992. - с. 56-66.

190. Серебровский А.С. Некоторые проблемы органической эволюции. -М.: Наука, 1973.- 168 с.

191. Силин А.А. Концепция развития в естествознании и философии // Философские науки, 1997. №2. -с. 137-151.

192. Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998. - 439 с.

193. Синергетика: Сб. статей. -М.: Мир, 1984.-248 с.

194. Согрин В.В. Взлёт и крушение российских утопий // Общественные науки и современность, 1995. №3. с. 3-10.

195. Соколов Б.С. Предсказательная сила идей // Владимир Иванович Вернадский: Материалы к биографии /Сост. Г.П. Аксёнов/ М.: Мол. Гвардия, 1988. т. 15. - с. 5-9.

196. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ, отношений / Пер. с англ. В.В. Сапова СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманитар. Ин-та, 2000.

197. Стёпин B.C., Кузнецова Л.Ф. Современная картина мира, русский космизм и диалог культур "Восток-Запад" // Философия русского космизма. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996. - с. 5-25.

198. СытникК.М, Апанович Е.М., Стойко Е.М. В.И.Вернадский: Жизнь и деятельность на Украине. Киев: Наук, думка, 1988.

199. Тейяр де Шарден П. Феномен Человека. М.: Наука, 1987. - 240 с.

200. Тимирязев К.А. Краткий очерк теории Дарвина. 5-е изд. - М.: Сель-хозгиз, 1953. - 158 с.

201. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1977. - 301 с.

202. Томилин К.А. Вокруг нас трепещет пульс Вселенной: А.Л. Чижевский // Философия русского космизма. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1996.-с. 164-180.

203. Троицкий B.C. К вопросу о населенности Галактики // Астрон. журнал. 1981.Т. 58.N3.-с. 1121-1130.

204. Троицкий B.C. Научные основания проблемы существования и поиска внеземных цивилизаций // Проблемы поиска жизни во Вселенной. М., 1986.-с. 5-20.

205. Троицкий B.C. Развитие цивилизаций и физические закономерности // Проблема поиска внеземных цивилизаций. М., 1981.-е. 5-29.

206. Туровский М.Б., Туровская С.В. Концепция В.И. Вернадского и перспективы эволюционной теории // Вопросы философии, 1993. №6. с. 88-104.

207. Урсул А.Д. К.Э. Циолковский и проблема бесконечного прогресса человечества // Тр. V-VI чтений, посвящ. разраб. науч. наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского". М., 1972. - с. 40-49.

208. Урсул А.Д. Космическая философия К.Э. Циолковского и становление ноосферы // Земля и Вселенная, 1991. №6. с. 57-59.

209. Урсул А.Д. Человечество, Земля, Вселенная. М.,1997.

210. Фаддеев Е.Т. К.Э. Циолковский о бесконечном развитии Вселенной // Тр. V-VI чтений, посвящ. разраб. науч. наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция "Исследование научного наследия К.Э. Циолковского". М., 1972. - с. 26-39.

211. Фесенкова Л.В. Космизм и теософия (социально-культурные аспекты) // Тр. XXX-XXXI чтений, посвящ. разраб. науч. наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция "К.Э. Циолковский и филос. пробл. освоения космоса". Вып.1. М., 1998. - с. 23-42.

212. Фесенкова Л.В. Русский космизм сегодня // Русский космизм и современность: Сб. ст. / Отв. Ред. Л.В. Фесенкова. М.: ИФРАН, 1990.

213. Фесенкова JT.B. Утопизм Циолковского и традиции восточного мышления // Тр. XXVI чтений, посвящ. разраб. науч. наследия и развитию идей К.Э. Циолковского. Секция "К.Э. Циолковский и филос. пробл. освоения космоса". -М., 1994. с. 30-34.

214. Физика в системе культуры / Отв. ред. Ю.В. Сачков. М.: ИФРАН 1996.-231 с.

215. Философия науки. Вып. 1: Проблемы рациональности / Отв. ред. Смирнов В.А. М.: ИФРАН, 1995. - 325 с.

216. Флоренский К.П. В.И. Вернадский натуралист, естествоиспытатель // Бюл. Моск. о-ва испытателей природы. Отд. геол. 1963. т.38, №3 -111-119.

217. Форрестер Д. У. Мировая динамика. Москва: Наука, 1978. - 165 с.

218. Форрестер Д.У. Антиинтуитивное поведение сложных систем. В кн. Современные проблемы кибернетики. Москва: Знание, 1976. — с. 925.

219. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991.

220. Хакен Г. Синергетика.-М.: Мир, 1985.-419 с.

221. Хаксли Дж. Удивительный мир эволюции. Пер с англ. и предисл. Д. Сухарева. М.: Мир, 1971. - 110 с.

222. Хильми Г.Ф. Хаос и жизнь // В.И. Вернадский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000.-с. 451-455.

223. Хобринк Б. Эволюция. Яйцо или курица. М.: Мартис, 1993. - 108 с.

224. Холлуэй Д. В.И. Вернадский и атомная энергия // Очерки истории естествознания и техники. 1989. Вып. 36. с. 30-37.

225. Холодный Н.Г. К проблеме возникновения и развития жизни на Земле // Успехи современной биологии, 1945. Т. 19. №1. с. 65-78.

226. Холодный Н.Г. Мысли дарвиниста о природе и человеке. Ереван, 1944.

227. Циолковский в воспоминаниях современников. Тула: Приок. кн. изд-во, 1971.-336 с.

228. Циолковский К.Э. Грёзы о земле и небе: Научно-фантастические произведения: Тула: Приок. кн. изд-во, 1986. - 448 е.: ил.

229. Циолковский К.Э. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1962. -536 с.

230. Циолковский К.Э. Космическая философия М.: Эдиториал УРСС, 2001.-480 с.

231. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС, 1992. - 255 с.

232. Циолковский К.Э. Промышленное освоение космоса. М., 1989. -280 с.

233. Циолковский К.Э. Путь к звёздам. Сборник научно-фантастических произведений. М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 360 с.

234. Циолковский К.Э. Живая вселенная // Вопросы философии, 1992. № 6. -с. 135-158.

235. Циолковский К.Э. Общественная организация человечества (Вычисления и таблицы). Калуга, 1928.

236. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1991. - 512 с.

237. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: М.: Высш. Школа, 1981. 374 с.

238. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2001. - 703 с.

239. Человек, космос, эволюция: (Традиции: рус. религ. философии и современность). Сб. ст. / Отв. ред. Л.В. Фесенкова. М.: ИФРАН, 1992. -128 с.

240. Чижевский А.Л. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским М.: Мысль, 1999.-716 с.

241. Чижевский А.Л. Вся жизнь. М.: Сов. Россия, 1974. - 208 с.

242. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. Изд. 2-е. М.: Мысль, 1976.-368 с.

243. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1995. - 000 с.

244. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: годы дружбы с Циолковским: Воспоминания. -М.: Мысль, 1995. -715, 2. с.

245. Чижевский А.Л. Структурный анализ движущейся крови. М.: Изд-во АН СССР, 1959-476 с.

246. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924.

247. Чижевский А.Л., Шишкина Ю.Г. В ритме Солнца. М.: Наука, 1969112с.

248. Чижевский и образование: сборник научных трудов и материалов, посвященных исследованию научно-культурного наследия А.Л. Чижевского. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000. - 352 с.

249. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1976. 368 с.

250. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. 2-е изд. перераб. и доп. -Л.: Наука, Л.О., 1969. 493 с.

251. Шмальгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса. -М.-Л.: АН СССР, 1940. 231 с.

252. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. М.: Атом-издат, 1972,-88 с.

253. Эволюция, культура, познание / Отв. ред. И.П. Меркулов. М.: ИФРАН, 1996.-167 с.

254. Эволюция. -М.: Мир, 1981. 264 с.

255. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. вузов. 4-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 1998. -336 е.: ил.

256. Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. М.: Наука, 1987.

257. Яншин А.Л., Микулинский С.Р., Мочалов И.И. Слово о Вернадском // Наука в СССР, 1983. №6. с. 3-7.

258. Ярышкин В.П. Новая концепция человека. Русский космизм. Феномен пульсирующего бессмертия личности. Ижевск, 1998.

259. Bertalanff L. Von. The Theory of Open Systems in Physics and Biology // Science. 1950. Vol. 111. P. 23-29.

260. Forrester J.W. Industrial Dynamics. Pegasus Communications, 1961. P. 479.

261. Grinevald J. Sketch for a History of the Idea of the Biospere // Gaia, the Thesis, the Mechanisms and the Implications / Eds. P. Bunyard, E. Gold smith. Waderbridge: Quintrell & Co. Ltd, 1988. P. 1-32.

262. Hutchinson G.E. The Biosphere // Scientific American. 1970. Vol. 223, № 3.P. 3-53.

263. Krumbein W.E., Lapo A.V. Gaia in Action. Science and living Earth // Ed. P. Bunyard. Edinburgh: Floris Books, 1996. P. 115-134.

264. Lavelock J.E. Prehistory of Gaia//New Scientist. 17 July 1986. P. 51.

265. Prigogine I., Stengers I. La nouvelle allianse: Metamorphose de la sciense. P, 1981.

266. Диссертации и авторефераты

267. Дёмин В.Н. Философские принципы русского космизма: Дис. . д-ра филос. наук. М., 1996.

268. Дудкина И.А. Мировоззренческие проблемы в творчестве К.Э. Циолковского: Дисс. . канд. филос. наук. -М., 1983.

269. Кофанов С.В. Космическая философия спасения К.Э. Циолковского: Дис. . канд. филос. наук. -М., 2000.

270. Климова Т.В. Методологические основания концепции биосферы В.И. Вернадского: Дис. . канд. филос. наук. М., 1992.

271. Лыткин В.В. Философские взгляды К.Э. Циолковского и его отношение к атеизму и религии: Дисс. . канд. филос. наук. Л., 1989.

272. Оносов А.А. Идея социальной организованности в русском космизме: Дис. . канд. филос. наук. М., 1994.

273. Панков Э.В. Философско-мировоззренческая концепция Н.А. Умова: Дис. . канд. филос. наук. Орёл, 2001.

274. Самсонова Н.В. Космизм А.Л. Чижевского: Дис. . канд. филос. наук.-М., 1996.

275. Шаронова А.А. Формирование философских взглядов К.Э. Циолковского: Дис. . канд. филос. наук. -М., 1989.

276. Шевлоков В.А. Методологические основы исследования сложных самоорганизующихся систем: уровни и способы описания: Дис. . доктора филос. наук. Нальчик, 2000.

277. Суслов А.В. Нравственные основания русского космизма: Дис. . канд. филос. наук. -М., 1999.

278. Хорунжий А. В. Проблемы организации общества в творчестве К.Э. Циолковского: Дис. . канд. истор. наук. -М., 1992.i