автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Художественная интеллигенция Поволжья в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Баринов, Дмитрий Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Художественная интеллигенция Поволжья в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественная интеллигенция Поволжья в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945"

• • Г

САРАТОВСКИЙ ОРДЕНА .ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗЩЕШ ГОСУДАРИВЕННЬЁ' ЖФЕРСИТЕГ;. йм.Н.Г.ЧШ'МЩВСКОЗгб •-■:

Ь'а правах рукописи

БАШОВ ДйИфйЙ ЗзрйСйййЧ

Х7Д0ЕЗС132ИЙЯ Ш1ШНЕЕЩИ ПОВОЛЖЬЯ :.•;.•

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ 0Т2ЧЕС1ВШШ ВОЙНЫ 1941 - 1345 " .

(проблемы профессиональной гобшасгвенно-

политической'двятельностя)•• ®

Специальность 07.00.02,- отечественная история

' • О ■■ ■

. АВТОРЕФЕРАТ ' '

. диссертация яа соисканий ученой степени .. кандидата .исторических наук -

Саратов - 1291

/

Работа выполнена на кафедре историк СССР советского периода Саратовского, ордена Трудового Красного Знамавв государственного унизерситета ш,й,ГЛерНШ!свского.-

НаучккЙ руководитель - кандидат исторических наук,

доцент Данилов Б.Е.

Официальные оппонента*: доктор исторических наук,

профессор Храмков Л. В.

кандидат. исторических наук, - доцент Быкова В.А.

Бедушая организация - Волгоградский государственный

университет

Зашита состоится " О " - ^ $ 1991 г. в 14 Л

часов на заседании Специализированного Совета К.063.74.10. по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Саратовском ордена Трудового Краевого Знамеш Государственном университете ям.К.Г.Чернышевского по. адресу: 410601, г.Саратов, уд.Радищева,-41 ...корпус 4, зуд.- В 18.

С диссертацией можно ознакомиться в Каучкой библиотеке СГУ.

Автореферат раздан "^У" 1991 г.

о /

Учений секретарь

Специализированного Совета

кандидат исторических наук, :

доцзн? /Ртехав В.Ы./

I • ОНЦАЯ ХАЕАКТБШСШКЙ. РАБОТЫ

/Уктуачьность исследования. Повышение научного интереса к проблемам деятельности худояестванной интеллигенции в наши .пая связано с возрастанием роли представителей творческих профессий в перэлоглныэ, критические момента отечественной истории. Вопрос о деятелях культуры в 1941-1945 гг. является составной частью фундаментальной проблемы.об историческом мосте, особенностях деятельности интеллигенции на'различных'этапах развития советского общества. Вместе с тем недостаточное, поверхностное изучение деятельности художественной интеллигенции в Великой Оте-•честненной войне долгое время доминировало в исторических исследованиях. '.•'.'•

Отечественный исторический опыт доказал, что. способность на-цм защищать, свою езободу и независимость во многог.: определяется . зрелостью так называемого морального фактора. Хрестоматийным стало ленинское'утверждение о., том, что "во всякой зейне победа в конечном счете обуславливается состоянием духа тех масс, которые на поле'брани .пролазают свою кровь"*. От морального состояния ао~ маи, народа в' значительной степени 'зависел я асход минувшей-войны. 'Худонественная интеллигенция счграла з, военный период особуа роль в перестройке психологического состояния, подъеме боевого духа народа. . . ' • - '

Деятеля культуры, „несмотря на серьезные потери в результате, репрессий 30-х гг., смогли в 1941 г. обрести новое дыхание,„наполнить профессиональную, ■ военно-шефскую работу конкретным патриотическим . содержанием. Спектакли,1 "Окна ТАСС", лолитплакаты, стихотворения, поэмы, "публицистические статьи, очерки.псторлче- -схие регланы, массовые „песня , марши, сшфониа, дру&Ш произваде--' ния литературы и искусства иотао по праву считать своеобразной хроникой, летоглсью'В-ликой Отечественной войны. Многие зтйЯ произведений до сих пор пользуются большой популярностью,.

Сегодня особое .значение арЯдЭрйтйвт анализ' йгфчёеко;:, .общественной деятельности художев?Зййной йапраз- , лозной на достижение национального опянстве общества в бледные'' .периода его развития. На соврейзннбм ?тгае пероотрШи дёях'вла литературы'и искусства признаны рЬагагь ?адата 'босгмтййня у ли-деЗ патриотизма, нравственности, .культуры меяя.ада'бвалЬнЦх отношен ай,борьбы с нацЕжачйздам, пропагандировать адзк едШНб'гва,

I. Ленин В. И. Пой!.собр.соч.-,Т.4-Х.- *>. 121.

стайилшзации'а консолидация общества,. •

Рассмотрение деятельности художественной интеллигенции Лозолжья в военный период имеет и ясторико-краевэдческоа.воспитательное зааченио. К 1993 г. общественные организации страны планирует закончить поисковую работу до созданию всесоюзной Книги памяти. 8 февраля 1991 г, вшел Указ Президента СССР >пря-анаюшии. гуманнш актом занесение а Книгу памяти всех пропавших без веста в минувшую войну*. Сейчас. создаются • региональные книга намята в Саратовской, Волгоградской, Самарской 'областях,Татарстане. Поиск имея ■'представителей художественной интеллигенции Поволжья - также важная задача для местнкх историков и краеведов.

вания является деятельность художественной- интеллигзндйи шести областей и одаой.автономной республики Среднего и Нижнего Поволжья* в годы-Великой Отечественной войны (1341-1945).' Повол-аье приобрело'в' это время статус крупнейшего•экономического, .. политического, культурного центра страны. Между указанными регионами Поволжья в .'предвоенный период сложились четкие экономп- . чесое,. межнациональные, культурные связи, -что предопределило рассмотрение края как единого административно-территориального, социально-культурного организма в 1941-1945 гг. Б теслом сотрудничестве развивались в Пс-есдкье в военный период процессы культурного строительства, деятельность местной художественной ин-' теллкгенции, ряда которой в начале.войны пополняли эвакуированные творческие ссязы, учревденяя искусств Москвы, Ленинграда, ряда столиц "соазакх республик, * • . •

. Учитывая обшеаркяятьй термин "художественная интеллЕген-цгя" и наличие в.поволжском регионе крупного контингента гвор- -ческих работников, автор счел целесообразны?.! классификацию я рассмотрение в диссертации деятельности в 1941-1545 г^.четырех

■ I. См.: Указ Президента СССР от 8 февраля. 1991 г.//Известия.-

9 ¿евр. ■ ■ ; ,■-."'-.■

2. Астраханская, Куйбышевская (Самарская),Пекзенская.Саратов-сккя; Сталинградская (Волгоградская), Ульяновская Области, Татарская АССР ТССР Татарстан)... \

- 3. Художественная интеллигенция - социально-профессиональная группа лвдей квалифицированного умственного труда, занятых созданием худозествешшх ценностей. К ней относятся латера.'оры, .'кашзозктора,. художники,, армсты, режиссеры, журналиста,'твор-ческхе работник;? сшдств массовой информации /Чм.: Советская . . катзллнге.,Цйя.. Словарь - справочник.- М.,1967.- С.215/.

групп деятелей культуры: I) театральгта работников, 2) союзов писателей (поэты, драматурги, журналисты),. 3) мастеров изобра-' затедьного искусства, 4) союзов композиторов и музыкальных коллективов "(филармонии, концертно-эстрадные боро,. хоры, .ансамбли песни и пляски, госдирки). -

Историография проблемы. В историографии исследуемой прсслемы необходимо выделить хронологически чаифе этапа: I) IS4I-I945 гг.; 2) 1945 - середина 50-х гг.; 3) середина SD-x-. середина 80-х■гг.;^середнна 80-х - начало 90-х гг. Каждый из них отразил основные черты обтего состояния исторической науки в стране в данное время. . . • •

На первом этапе (1941—1945 гг.) историческая литература имела преииушественно агитационно-пропагандистский и информационный характер. Это бит- небольшие публицистические статьи,очерки в центральной и местной периодической печати, ставите затем основой первых брошюрсборников по. истории Великой Отечественной войны*-« Их целевая установка была, предопределена необходимости моральной мобилизации народа, определением роли художественной ' интеллигенции в войне, злаченая произведений литературы и искусства в общественно-политической адзнв отралк. Эти работы спссоб-'отвовали накоплению фактического материала о деятельности худо- ' явственной интеллигенции Поволжья в исследуемый период. . . На изучение проблемы на втором этапе (1945 - середина 50-х гг.-) наложили отпочаток общие негативные черти советской г.стот рвографии того времени, в том,число - ограниченность исследования облем тыла в войне. В ряда исторических очерков второй половины 40-х ~ начала 50-х гг. информация о деятельности творческих коллективов в военный' .;ериод 6iuia, крайне, оку.змоП". Отдоль-нши примерами ограничивался показ вклада художественно;? Интел -лягеицли в создание Фонда обороны и в первых диссертациях, по-свяленных в основном одному сюжету * материальной пзможя трудя-

1. См.: Юраго М., Холопова А. Все для победы.-Саратов,1942; ЮрагО М. Всенародная помогав фронту.-Саратов, 1944; Ярославский Е.М. Советская.интеллигенция в Великой Отечественной войне,-Куйбышев, 1У44; Кафтанов С. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне.- М.Д945; fflap?fеев М. Татария в годы Великой Отечественной войны.//25 лег Татарской АССР (1920-1915).-. Казань, 1945 и др.

2. См.: Минц И.М. Великая Отечественная война советского на-Ьода.-М, ,1946.-С. 37-39: Крутиков А. Великая Отечественная война Советского Совза.-M.,x9l7v»C.25-26; Наякшзн К.Я. Культурное зз^оительотво в Куйбышевской, области за 30 лаг.- Кувбыснв,1947.

шихся Бово^ья фроцту^. .Таким.образом, долгое время проблема как на союзник, так и на региональной уровне оставалась мало-. изученной.

, На рубежо 50-.60-Х гг. в нашей историографии на?летшгась тенденция преодоления слабого освещения проблем советского.тала в военный период. 3 контекста общей проблематики тыла принимала очертания и проблема деятельности художественной штеллкген-

странн в 1241-1945 гг. Дгш третьего этапа историография проблемы (середина 5С-х - середина 80-х гг.) стали характерна болыре многообразие и разноплановость исследований.'Но в эти годы также не бш достигнут надлежащий уровень объективности, историки обходили острые проблемы. Замалчивая реальные процессы 30-х гг., они теряли ясгжшое место военного периода в жиз-*нй советской интеллигенция, .кйк времени-духовного подъема я напряженного творчества. В целях четкой систематизации историческую литературу этого периода необходимо разделить на четыре группы: I) конкретно-историческую; 2) историко-парткйную; 3)ис-торико-бйографяческую и автобиографическую; 4) исторкко- культурную или литературе,- м искусствоведческую. . . Новкй рубеж в изучении проблемн а отечественной историографии связан с появлением работ Л.В.Максаковсй*\ в которых впервые в научный оборот были введены интересные документы центральных архивов. Главное достоинство исследования Я.В.Максансвой заключается в том, что она определила и раскрыла основные направления деятельности художественной интеллигенции РСФСР в военный, период, рассматривая ее главным образом как самостоятельную творческую'силу. Зта же .задача -. показ советских деятелей литературы.и искусства как субъекта культурно-идеологической, военно-шефской - работы на фронте к в тгяу в 1941-1945 гг. - отча-

I См.; Ивлзв А.П. Патриотической двякение трудящихся Ульяновска в годы Великой Отечественной войны.- Лис.... каяд.ист.на-ук,- Ульяновск, 1950; лшии С.П. Патриотизм трудящихся Казани

в года Великой Отечественной войну Советского Союза,- Дис____

канд.наук,- Казань, 1952; Колчкн Б.А. Коммунисты Пензенской области в борьбе за мобилизацию масс на помошь фронту в период' Великой Отечественной войны. - Дкс.... канд.ист.наук.- М.,1955.

2. Максакова Л.В. В рядах воюшего парода /Из история совет-с кой культуры в годы ВеликойЧЗтсчсственной вой нн. 194I-1945/. ~ и., 1885; Она же. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны,- ш., 1"У77.

стя решалась в исторических очерках В.М.Савельева й В. Д. Саввина

В 70-80-е гг. усилился интерес историков .к двум .'взаш,;освя-заннш проблемам: "партайноо руководство интеллигенцией" я "ху-дожествонная интеллигенция и война". Появились кандидатские .цяс-сертациз, написанные на основе -архивных ■ документов союзных,ав-, тсяокных республик, отдельных регионов стран;."". С так называемых ясторикс-паргя2ных'лозяцяй-специально рассматривалась проблема в монографии B.C.'¿емвтоьа'5, которая претендует на сбобаш- ' шзе опыта партийного руководства деятельностью художественной интеллигенции СССР в-военный' период.

Специальное изучение отдельных сторон деятельности художест-' зонной интеллигенции .'Поволжья в -военно период было начато в 70-80-е'тг,-прежде.-всего' в'ряде исследовании, монографий Д.П.Ван-»анова и Л.В.-Храмкоза^. Нарастание профессионального интереса к проблеме мохно лрсследатьв. работах-Д. II. Ванникова, где автор подводит некоторые итоги культурно-шефской работы црешушествен-но саратовской художественной- интеллигенции вд фронте я в тнлу? 3 контексте деятельности ггестнкх Советов рассматривал работу творческих. союзов, учреждений искусств в масштабах•всего Поволжского региона Л.В.Храмкса6.-Д-цалом значение-исследований Д.П.Ва-

■I. См. : Савельев 3.М., Саввин Б.П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне.- М.,-1974; Савельев"В.М. Советская интеллигенция в.Еелякой Отечественном Е1Йне.-М..1381.

2. маян В.Н. деятельность парторганизаций Верхней. Болта по руководству интеллигенцией в. .годы Великой Отечественной войны.~ дне.. ..канд.иет.кэук.-- Л, ,1575; Ахунова Р.?. Советская-йнгйллй-гонцяя Узбекистана в года Великой Отечествйеной . войны.*- Две.-... кбвд.яст.нзу«:.- -Ташкент, 1975;.Дзкитишвили Е.Д* Участие творческой аителлйгеяцйи Груйвй з .Великой.Отечестьнннсй войне Советского Союза,- Лис...-.••■какд.зст.нэук,- Тбилиси, .1580

3. йеиегов-В.С. Партийное..руководство деятельностью хУдсже^ ' ственной интеллигенции в годи Великой Отечественна! 'вбйчи«: д ■' ■ Вооонаж,' 1985. ' .-.-.-- Л...- • • • •

4. Ззнчзнев Д.П. ВоёшШ- годы П6ё<шая Саоатов, 130: Еанчинов Д.П., Шабанбв.НЛ!. СаратовпрйфЬоятовой город (1941-Га45).- Саратов,1985| Хсамксв-Л.В; Совету депутатов геуд5-•дихся Поволжья в годы БщШой* Отечественной Ш-ш 1941-1345",- . . Саратов,1373; Он же.: Во аш Победи (деятельность йветйк Советов Яовачяья в'годы Великой. ОтеЧвственкМ ве&ш <-Саргтэа, 1978;»Трудящиеся КуйбкшвЕСКоЗ обяаетг 2.-годы Ьелайбй -Отечестаен-кой войны (1Ш-1Й5).- £уйбыгав,1&35.

5. Еаячанов Д.П. Меняна годы Поволжья...--С.Ш-13а;Ся же. Саратов - •птазфронтоБой £брод...--,С.31-?5; 77-112,.

в. С и.:. Храгяксв'Д.З. Советн депутатов тотдэдзхся Позяегеья б годы Великой .Отечественной война...-42Л51-207;• Ск же. Во и?лг Победа..С.156-203,

нчинова и Я.Б.Храмкова состоит в том, что они рассматривали деятельность худояествонвой интеллигенции во многом как субъект • культурно-идеологической, обш-стБешю-солитической работы,определяла ссновяке, .группы и г.яавныЬ направления, содержаниедеятельности творческих работников' Йевайяьв » военный первой.'

Креме того, тема, затрагивалась в обиих,работах по истории' . отдельных•адавкистратявно-территорлальных образований края,. е очерках по истории местных парторганизаций и немногочислеинт . диссертациях о деятельности.культурно-просветительных учреиде-

. Переход к четвертому- этапу изучения проблемы (середина 60-х-зачалс 90-х' гг.) был,предодределед новы«! отношением в условиях перестройки-к- иалоязученайм проблемам истории-Верксй Отечественной-в'о!ны; месту зудожеотЕённой интеллигенции х критические, переломные периода советской истории. На рубеже 80-х-30-х гг. появилась первые статьи, исследования, посвяшенные- проблемам . причин моральной неготовности страны к отражению агрессий»роли тЕорчйс:с:а работников в перестройке сознания, духовной мобилизации народа в начале гоаньл. В конце 80-х 1т. непосредственно па проблеме пашкиэн ряд каидк,датских диссертации^.

3 целом анализ отечественной научной литературы по'проблеме показал,что.з больней степени изучены отдельные, направления во-

1. Красавян B.C.. Всенародная лсмошь героическим-защитникам 'Ст£лгйтоада.//йз гсгоргя партийных- организаций Поволжья.-Волго-'

• гтэад, 1567.- 0.127-148; Храмкова Н.Я. Деятельность культурно-

ггомгвигеаимашс учреждений Среднего Боэолжьй по укреплению тн-ла б период Вадикси,Отечественной войны (1941-19451.- Дяс,.. . " ганд. ист. наукКуйбыиев, 1974; Ванчвнов Д. П. Саратовское По- • зелгхье-в годы Великой 1/гачеетпевяой войны 1841-1345.. Кст-срича-ск::й очерк.- Саратов, 1976; Гильманон З.И, Татарская АССР в Be- • лгг.сл Отечественной войне (I94I-I945).- Казань,. 1977 и др. •

2. Сакеоноз. A.M. Память'минувшего,- События, люди, история,- -Ж, 1Йз8; Познер 3.S, Зоёнз а искусство.//Вслсшшая войну.Со-. г.етг::о-а?.:ер21!йГчс.кай диалог.- И. ,Iv90; Панов. Б. П. Ото. было Ii.,tv'5ù; КршеЕ'Г.А.- В огав -тагелых испытаний.//История СССР.

. - 1Э91.- "fi-'À; Тстднвс вопросы истории: Поиски. Размышления. лсхи2 езгляд на события и факти.- к. ,1991; Кашо 'Отечество .Огшт пс..'ип-зчвсксп ectov.î«.-T.2.- lî. ,I£9I и др. . • . 3. 'л^ачдековв С .-А. Художественная интеллигенция Казахстана е года великой ОтвчествешоЛво2нк.~ Дас.... канд.кст.наук.-А-сла-А та, 'ISS7; Вогдавдйа ft.B. Худокествекння иитетлигенцуя . - ?осточяс.й Сибири г.-.период .-Великой'Отечественной войны.- Дис.... кззшаст.Баук.- Нэку тек, IS8?;. Герасимова- II. П. Патриотическая деятельность московских театров в'года Вашсой Отечественной. во1:£Ь",-' д/jc.,.. к.аяд.нст.наук.-. M., 1938. •'.

енно-шефской, агитационно-пропагандистской работа художественной, интеллигенции Поволжья, традиционные источники сбора материальных средств в Фонд об .ронн, даны ебшпе контуры ее провессионадь-ной деятельность'. Однако.специальной работы о художественной интеллигенции Поволжья в годы войны нет..Кроме того, в изучения темы существует ряа неразработанных,.малоизученных неправлен-!]:' и вопросов:

- недостаточно внимания уделено исследования йестп творческих работников в общественно-политической жкзйя СССР 1ГЧ1~1?15 гг.;

- практически не изучены масштаба мобилизации деятелей культуры Поволжья в Красную Ашго, их участие в боевых действиях на фронтах еойвы;

- не исследованы тюлносаьга процессы эвакуации в Поволжье творческих союзов, учреждении искусств, итоги я значение их деятельности для региона в военный период;

- в исторической.литературе почти кет специальных работ

о профессиональной деятельности художественной интеллагеацгл: Поволжья з изучаемый период. Эта проблема нашла отражение в основном в литературо- и изкуствоведческих исследованиях 70-х -80-у годов1;

- фактически не затронуты вопросы. совершенствования специфических для деятелей культуры Поволжья форм в методов тоон;:о-шефской и обооонно-маг.совой работы.

Цель и задачи исследования. Актуальность тог.:к и состояние ае научной разработки определили цель и задачи работа, Целт " Исследования является комплексное изучение про гекс;;ен ной и общественно-политической деятельности худоясстиоянК'. -.«;-■ теллигенции Поволжья в период Великой Отечественной цо^кк (15111945). Для достижения указанной доли идогя'гаатсл слс-дуч^я* задачи:

- раскрыть перестройку организационной, мюрчнскоИ, воеш:г<-шофской работы худокесгиснной ютоялэх'оюг.ш Поволжья ь р^ц.-х-период войны;

I. См.: История музыки народов СССР,- Т.С. /11X1—19-]5/.- Й., 1972; КуМныегскиа опорный: страницы «с-гори:: КуЛбжл-.ексго '-'¡ат-а оперы п балета. ,- Куйбшюв, 1У31; Изобразительное аскусстьс. светской Татарии. - М.,1983г Савин О.М. Йонз-з лктертгурься.-Сяратов, 1984; йлялова И.И. твато ш.Г.Камала. Очорк.а. ?.сгор:*з.--Казань,;. 1386; Яорман Р.Н. Литоратуркое краеведение./Лз истоохз литературной жизни Татарии и Башкирии периода Великой Сгечеет-венной войны./ - Уфа,-ХВо? 2 др.

- показать роль творческих работников региона в моральной мобилизации армвя и народа, в I84J.-I842'гг.;

- определить" масстабы процесса эвакуации в Ловолкье творческих союзов, учреждений искусств страны, итоги и значение их деятельности для региона в ьоеннкй период;

~ исследовать спацгфичэскве особонностд, сильные стороны п , недостатка, эволюции форм, содержания профессиональной'деятельности художественной ::ктеллпгенцки Поволгая в 1943-1945 гг.;

- раскрыть основные направления в своеобразие, показать втогк V. значение культурно-шефской, оборонно-массовой работы деятелей литературы и искусства Поволжья в годы войны.

jjcjojffl иловую бдзу исследования составили четнре группы источников: I) архивные документы, 2) публикаций периодической 'печатя, 3) сборника документов и материалов, 4) мемуарная литература.

■ Основной фактически« материал почерпнут автором из фондов Центрального государственного .архива Октябрьской революции, .высших органов государственной власти и государственного уп-•равлёния'СЦГАОР). СССР, Центрального государственного архива литературы ,е искусства (ЦГАЛИ) СССР, Центрального государственного архива (ИГА) ТАССР, государственных архивов Астраханской (ГААО), Волгоградской (ГАВО), Куйбышевской (ГАКО), БензенскоЕ (ГАЛО), Саратовской <ГАС0), Ульяновской (ГАУО) областей1.

. В фондах указанных архивов представлен широкий, круг документов: нормативное акты Комитета по делам искусств.при СНК. СССР, отчеты, инструкции, справки, переписка и другие материалы областных.отделов искусств, творческих коллективов, отдельных деятелей культур« Поволжья в I94I-I945 гг. Значительная часть материалов по теме относится к I94I-ICM3 гг., по периоду же I944-1945 гг. - докумептоп немного.■Очевидна также диспропорция в изучении различию; направлений деятельности художественной интолллгенции, В. документах преимушественно рассматривается военно-шефская, гораздо меньше профессиональная работа деятелей культуры. Неравномерно отражена деятельность основных, групп художественней интеллигенции, йрньй приоритет отдан работе тэат-,___ ' ч- . ■ "

I. Всего автором изучены материалы 42 фондов '9 архивов, кяогие Ü3 которых вводятся, в. адучннй оборот впервые.

рольных коллективов,: а с'ойзам писателей,- композиторов, художников лосвяшен в ос.ювном неподнкй фрагментарный материал.

Бакнш историческим источником диссертации являются публикации периодической печати"®-. Осибо 'олелует выделить местную • прессу Поволжья военных лет: областные, районные, ведонстррн-нке газеты. В н;г-г освещалась-работа творческих коллективен, основные произведения литературы я искусства, сообщалось о культурно-шефских мероприятиях, патриотических инициатива? дел?ел ей культуры. В то же время газетные материалы ¡«.сеют своя недостатки. В публикациях есть расхождения фактических данных; сведения, отчетов отдельных творчесох коллективов, организаций иногда противоречивы и отрывочны. Только в сопоставлении с другим:; источниками периодическая печать Поволжья 1341-1945 гг. , как историческим источник, может выполнить полноценную роль в настоящем исследовании. '' '

В диссертации использованы и свидения сборников документов и материалов. Эти издания гмега в основном исторпко-пзрткйнк характер, а включенные в них документы можно классифицировать по трем группам: а) докладные записки, отчеты творческих союзов, зчрекдений культуры, областных отделов искусств в местна-обкомы ЬКП(б); б) справки, письма отделов агитацек к яропапш-и. обкомов партии во Всесоюзный Комитет искусств; в) решения,по- ■ становления, директивы-обкомов ЕКД(б) Поволжья 'но работе отдельных творческих коллективов и организаций*'.

Интересным источником, дополняющим к уточнявшим офядолышд дань., и о деятельности художественной интелглнгвппкк Погслкья в годы войны', является мемуарная литературе. Прпктачосясо- значение для диссертации имели кузейнне фонды, бесезк автора с' деятелями культурк - очевидцами и участниками'описурзеккх событии.

1. Всего автором в дяссертзтшп З'сппльяолапн кдгеюглг центральных а ыестких газет 1Э41-19У1 гг. издания.

2. См.: Астраханская партийная организация в годы Ыл:ггс.г Отечественно;; лойиы 1^1-1Т>45. Сборник документах! 'и магс-ркяяог. - Астрахань, 196^; Культурное строительство в Титамя 1941-2970, Докувднты и материалы: Культурное строительство в Волгоградской области IВЦ-1980. Сборник документов и материалов - Т.П. -Волгоград, 1981; Культурное строительство в Куйбывескс'": области. 1336-1977., Сборник документов, л катерна-топ.~

2ЧВ2; Культурное строительство в Саратовском Поволжье.дскум»?.-тн к материалы.- ~ч.Л (I'Л 6-194 5).- Саратов, 1В'68; Культурное строительство в РСФСР» Документы к материал к.- Т,Ш.-М.,1&Б9 и др.

Научная новизна;и практическая еначямость исследования определяется, тем, что избранная тема до сих пор не. была предметом специального изучения в исторической науке. 3 настоящей •работе впервые.: ■■ • .

1. Предпринята попытка комплексного исследования всех сторон, направлений профе сс гональкой, общественно-политической деятельности основных, групп' художественной интеллигенции целого региона в военный период.

2. На основе анализа широкого крута.новых источников,' доказаны обшие и специфические условия- перестройки работы художественной интеллигенции региона в 1941-1942 гг.; характерные только для Поволжья формы, метода творческой, военно-шефской, оборонно-массовой работы деятелей культуры в 1943-1945 гг.

3. Показана конкретная роль творческих работников страны

в целом, Поволжья в частности; в преодолены "синдрома благодушия", изменении общего сознания, психологического состояния нации в начале войны. ..

4. Поставлена проблема о крупной мобилизации художественной -•интеллигенции Поволжья в артю в первый период войны; дана общая оценка,этой мобилизации в рамках целого регйона.

5. Поволжье рассматривается не только как традиционно политический, экономический центр, но и как крупный культурный регион СССР военных лет. Определены.масштабы эвакуации в Поволжье творческих союзов, учреждений искусств страны; раскрыто содержание, подведены итоги их профессиональной и общественной деятельности в. пределах этого региона.

6. Определена и обоснована .периодизация деятельности худо-' явственной интеллигенции,Поволш>я в военный период.

7. Обращено внимание на представителей творческих профессий, ■ деятельность которых не была, ранее предметом изучения в годы войны (цирковые коллективы, ансамбли-песни я пляски Поволжья).

Материалы диссертации могут быть использованы в учебно« процессе при чтении лекциошшх курсов-по отечественной истории,, историографии Великой.Отечественной войны, спецкурсов по исто. рая края, областей Поволжья в 1941-1945 гг., при написании сту-; дентами дипломных и курсовыхаработ, создании обобщающих исследований по историикультурного строительства в регионе. Данные диссертации могут быть полезными дая профессиональной, педаго- ■ гической,деятельности представителей художественной интеллигил-

цая rio курсу теории а истории литературы и искусства в военный период. ~

Апробация работы. Диссертация обсуждена 2 ишй 1991 на кафедре истории СССР советского периода Саратовского гос- • университета им.Н.Г.^ерншевс.чого, По теме диссертации автором сделаны доклады на университетских; научных конференциях 19891991 гг. Содержание исследования нашло отракснио в 5 опубликованных статьях обида объемом 1,3 л.-л? •

Структура диссертации. Работа- состоит из введения, двух глав,-. загшзчёуия, " списка использованных источников и литературы, приложений.-- -

- СХШСВН02 С0Д2РлШЗ РАБОТЫ

Во- вваддн'/.а обоснована актуальность-темы, охарактеризованы степень ее изученности и используемые источники, сформулированы цели и задачи исследования, определены объект и региональные/ рамки диссертации. .. «> -"- •'

В первой глава "Деятельность художественной интеллигенции' Поволжья'в яерввй период Великой Отечествейиой. войны (IS4Í-1942)" анализируется изменение .характера.работы.деятелей культуры по сравнении с предвоенным лёрводом,'доказывается содержание их профессионального труда и воонно-шсфской работы в 1941- ' 1912 годах. ■'-'•-: '/'-.

£ первом параграфе исследуется всесторонняя перестройка форм, . организационной, творческой работы художественной интеллигенции Поволжья в первый период войны. В начале войны возникла "острая, необходимость s воспитаний, в народа ненависти..к. захватчикам, .;•■;''_ ибо в это врем •оказывались. крупные предвоенные просчеты напей -.. лрогагонды^ приведшие в. значительней'- степени .к благодушию» мо--.'-.' ральаоЗ неготовности лэдей к-отражение агрессии. После подпяса-'. яия советсис-герианских договоров 133Э'г. в СССР былв фактиче-скл запрещены ан-Хйфашистсяая,".аги'тёдйя я -пролагзнда. В чаотнос-' та, по указания 'Л. fi. Сталина t в104Ог. были запрещены. 4200 про-' изведений-литературы а йскусстМ -<_ïA-част]$'<Ъ5ивго чясйнЬ : в ко?орнх имелись антаФашстскке мотивы"*. ■

Б*ковнх условиях, предстояла перестройка взглядов, сознания; . деятельноста и -самой художественной;'/интеллигенции. Слолность .

I. См.-. ЦШИ СССР.- -Ф.ЭБ2. -0а.З;ДЛ2й.Д.14'; Д.ХсЗ. ДЛ9:

перестройки'состояла в том, что в'ЗО-е годы профессиональная работа деятелей культура была предметом постоянного контроля и вмешательства со стороны партийао-государствонннх структур охрены с'целью градация ей-нужно! идеологической направленности. " Тем не мензе в начале еоини, при сохранении общего контроля 'со сторокы политических., идеологических организаций, ежовой"цен-т зурн, не было -преянвЗ мелочной опеки, последовало частичное раскрепощение, общая активизация творческой деятельности уудо-зествйнко! интелаигенпаа., "Война била"'благом ... Ляда вздохнула свободнее и бросились в торнило борьбы... Стала ска-зшзатьоя .закалка характеров, героизм,., готовность к крупному, отчаясаому, небывалому", - лисал сб зтом времени З.Л.Пастернаа^

^ 3- диссертации показано, что икнувшая война была ве только столкновением крупнейших армий мара, состязанием двух экономик, но и противостоянием разных философий, двух громоздких.пропагандистская... машин, от.работы,которых зависело многое, особенно в начале :зсйни. Поэтому первый, период войны предопределил агитационно-пропагандистский характер произведений литературы и ' искусства.; Б творчестве деятелей, культуры стали преобладать . произволения военной тематики так называемых малых форм (проло-гй-обозрения, стихи, очерки, публицистические статьи, пьесы, агитплакаты,' массовые песни и' др.)."

.'.. Исследование позволило коснуться .проблемы крупной мобилизации творческих работников Поволжья в' Яраскую Аршш в начале войны. Анализ приказов адаинкстрадаи по учреждениям культуры о мобилизации, гг. РККА. своих сотрудников показал, что более 50$ призывников -первого периода войны пришлось на X октября - 31 де-. кабря 1941 г.2 - егшй- сложный -для страны период Московской битвы. 3 диссертации утверждается, что из-за репрессий 1337-1938-гг. клалафацироэакнкс Еоенйкх специалистов," некомпетентности нааего яоиждэьадвя. всех уровней-, в начала войны, на передовой оказаний* ичо'"яв видные' деятели, культура, чем. была ослаблена и работу ряда творческих союзов, учреждений искусств Поволжья. '.

^ I. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго.//Собр.соч.- Т.Н.- М.,1390.-0.5& 9-560, • . ■ .

й. Подсчягако автором по материалам: ЦГАЛИ СССК.Чг.5£:2.0л.З. ■

Во втором параграфе рассматривается работа в Поволжье в первый период Бойни эвакуированных, деятелей- культуры. Эвакуация художественной интеллигенции Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии в Поволжье приобрела массовый характер в основном з октябре-декабре 1941 г., когда сюда было переведено около £0 от общего числа работавших в регионе в 1941-1952 гг. творческгу союзов и учреждений.искусств*. Б первый период войны в Поволжье работали Большой театр Союз а ССР, ЖАТ ем.К.Го] ^ького. Аюскс вокал госконсерватория км.П.ИЛайковского, ТИТИС вм.А.ВЛогеачар-ского,.Союз писателей СССР и другие ведущие творчзские коллективы, организации, учебнне заведения страны.

Надо оетлетзть, что серьезные организационные изменения государственной сети учреждений культуры Поволжья произошли во многом из-за эвакуации в регион в 1941-1942 гг. видных деятелей литературы я искусства. Данные ряаа документов, исследований, баоед с известны?.!« работниками искусства1 Поволжья позволили автору говорить о проблема "культурной оккупации", которую трудно оценить однозначно. С одной стороны, ведущим деятелям советской культуры необходимо было создать должные условия для нормальной творческой работы.- С другой стороны, по свидетельству некоторых современников, шел определенный "процесс вктеснснг.г" эвакуированными деятелями литературы и искусства моетннх учре^-дзний кулмурч. Иногда интересные творческие коллективы Поволжья прекращали работу (временно или постоянно) из-за передачи-своих помешений, сценических плсшздок приезжей художественной интс .чгенцяи. Так помещение Саратовского 2Ша занял ЖАТ вы, М.Горького^, .отдельные .татарские театры и й-иларнсняя уступали свои основные здания в-Казани столичным'коллегам и .работал:1 в первый период войн), и провинциальных городах 7АССР". В 1943 гг. на сцене Куйбышевского опорного театра проикутеотиениг. работала, труппа Большого театра4. Тем не мои ее.-пребывание в

1. Подсчитано автором-по материалам: ЦГА ТАССР. •;>. Vi«*,.

Д.¡50.1.44: ГАКО. Ф. Р.-¡¿844. Ол. 4. iU .Л. 5; rAUO.S'.lJCk.Or.J .Л.5£. ЛЛЗ- ГА110. Ф.Р.-2355. 0П.1.ДЛ6.Л.1; ГлАО. Ф.оЮО. ОпЛ.Д.В. Л. 17 об.; то. Ф.634.,- Оп.1 .Д.1674..Л.З.

2. См. Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в vom Великой Ссе-чоственнсй войны... - С.72- •

'¿. См.: Caбяьэяное Г.С.- По ?аконам дружбы а брчтетаа. Вээдмс-помошъ народов СССР в культурном строительство- в годы Бчликой Отечественной. войны и послевоенного,восстановления народного хозяйства.- Казань, 19/4.- С. 147,

А...См.;. ГАКО. 4>.Р.-2844. ttu4. 2L2. 13.17-18.

куации в Поволжье еидных деятелей отечественной культуры оценено автором в целом положительно по раду, важных пргчян, подробно изложенных в диссертации.

. £ третьем параграфе выявляются основные направления, содержание военно-шефской работы художественной интеллигенции Поволжья в 1941-1942 гг. Б диссертации показано, что шефская работа деятелей, культуры над армией имела к 1941 г. хорошие традиции, свою историю. Но в.отличие от довоенного периода, когда она носила в основном эпизодический характер и на нее накладывал отпечаток дух "казенного оптимизма", в годы Великой Отече-: стаеннсй войны шефская работа стала неотъемлемой частью всей патриотической деятельности и духовней потребностью художественной интеллигенции. О размахе культурно-шефской работы в пер--вй?. ндазод войны свидетельствуют данные архивов.. Если в 1938 г. было проведено 13890 шефских концертов, в 1340 - 35000, то за год войны (июнь, 1.941 ишь 1942). творческие коллективы, организации., учрекдегшя искусств провели в воинских частях на фронте и в тцлу, л госпиталях, призывных пунктах более 150000 конвертов и спектаклей"*-.

Период перестройки на военный лад предопределил и наиболее в фиктивную, оптимаданую форму культурно-шефской, работы художественной интеллигенции - концертно-эстрадную бригаду. В диссертации определена основные виды, показана.специфика, масштабы, итоги работы фронтовое артистических бригад Поволжья в первый период войны; выявлена система организации и управления в центре я'на местах всей культурно-шефской-работой художественной • интеллигенции региона.

Во второй, главе "Художественная 1&теллйгенцмя Поволжья в период коренного перелома и на заключительном этапе войны (19431945)" рассматрив.аются главные направления, содержание ¡показываются специфика,, итоги и значение .профессиональной, военно-шефской , оборонно-массовой работы деятелей культуры Поволжья в 1943-1945 гг..

. В яервом парагусуе речь идет о качественном изменении характера, содержания творческой,деятельности художественной интеллигенции Поволжья в указанный период. Эволюция творчества новол-хгепих деятелей литературы и искусства в 194-5-1945 гг. была опре-

I. Си.: ЦГА0Р СССР.. «.5508. 0п.З.Д.З,;£.1,

делена рядом ванных факторов:. I). изменением обстановки-на советско-германском фронта и экономического положения СССР в 1943 г.; 2) накоплением в первый период войны опыта профессиональной работы; 3} тасаш сотрудничеством творческих союзов, учреждений искусств региона с эйакуировакнвма деталями■культуры в.1941 -1942 гг.

После побед в Сталинградской а Курской битзах была значительно отодвинута линия, фронта от Яоволхь'я - ближайшего оперативного тыла.действушей армии в первый Период войны. К рубежу 19421943 гг.. относительно стабилизировалась -экономика, вырос гос-5адаот страны. С 1943. г. ассигнования на-"социально-культурные.. лероприятпя" -з РСФСР постоянно увеличивались и составила за этот год .13,666. млрд.руб., а з' 1944 --.уже 17,986 млрд.руб., что 1а 31,4$ больше предыдущего года-*-. Поело образования а .1943 г. ¡амостоягедьных Астраханской а .Ульяновской областей были сфорг шроваяы еще два сбластяах отдела искусств^. С 1943 г. начала «останавливаться государственная сеть театров, %зыкёльных, онцертао-острадных организаций, учрелдений Поволжья. Таким бразем, в этот период созрела своеобразные военно-полатическлр, кономические предпосылки культурного строительства.в регионе.

В диссертации прослежена тенденция постепенного пэрехода . творчестве деятелей культуры от агитационно-пропагандистских роазв&депий (характерных для первого периода войны): я новой рманистичеегеой тематика в искусстве. Автор конкретно, рзссмат-авает эволкщиэ творчества четырех групп художественной .интеда згенщзи, представленных в исследовании. Проанализированы з многочисленные, разноплановые произведения литературы н й'й-гсотва; выявлены неординарные, специфические фоты й- мзТбды ■ ¡орчаской работа театральных коллективов., мастэров азЬбрйзи» шьного искусства,.союзов пасатолей,- деятелей ^зыкалыюй. • •льтуры Поволжья в указанный аеридд* ; *

В годы войны художШ&вйной аитэллёгёйцй! Йбватя удаваясь на только повышать й55фвеся.ональнуй.!шала4якаций,'но а . ушзствлять подготовку новых творческих- кадров. В 1Э43-Н45 ■ да».при;опорных и драМатачасках театрах. Саратова, Казаки,"

15'

2. См.: ГАУО. Ф-Р.~217в. 0п.1.Д.13.1.Ц; д.24;Л;30;0,яюкй горяи Астоаханакой областной ергакязэцаа КПСС.- Волгоград, з5.~ С.421.

Куйбышева были открыты театральные студии; возобновили работу Саратовское театральное- училшае, театральный техникум м студия хореографии при Татарском государственном театре оперы и балета ' В 1343-1945 гг., в. отлачяе рс первого периода войны, начала-проявляться а^тайзограгавно-шшдйм. метода воздействия д®я толей кулмурй, вмешательство дертз&аого руководства страны в. творческие процессы в обществе. Во. второй полоЕине 1944. г. ,пос-лз Всесоюзного совещания историков (иай-июнь 1944 г.), вышла серия постановлений ЦК ВКП(б), в которых затрагивалась вопросы борьбы с "проявлениями национализма"- в,различных.регионах страны.' Так Постановлением ЦК от 9 августа 1944 г. была осуждена постановка Татарским государственным театром им.Г.Камала пьесы Н.Исанбета'"Идегай", как, ошибка националистического характера^. "Зта оценка пьесы была несомненно предвзятой й категоричной. Ь 1944-1945 гг,- ряд театров Поволжья (Каз.знский ВД'Т, Сталингрг ский драмтеатр,и, др.). вынуждены были "Согласовывать" свой репертуар с Главнш управлением театров-(ГУТ) СССР*. Возобновилась, как я в предвоенные годы, нападки в печати на видных препстпЕителеё художественной интеллигенции-(М.Зощенко, А.Ахматову, А.Германа к др.). Можно утверждать, что уже в этот период была,заложена основа для дальнейших гонений на деятелей литературы а искусства в послевоенные годы. . : "

Второй параграф лссряцен изучению военно-шефской а оборонно массовой работу художественной интеллигенции Поволжья в 19431945 гг. В .диссертации выявлены основные предпосылки расширения, совершенствования йефства деятелей литературы и искусстве ни фронте в в тылу. £ск?.ервых, в течение 1343 г. в регионе тле восстановление стара и создание новых учреждений культуры:чт< объективно способствовало формированию полноценных артистических бригад. Во-зторых, за первый период войг.к тзорческими ко; лектзваш Поволжья.дыд приобретен практический опнт военко-ша: ской рабо/ь. Б-трэтьах, в 1941-1544 гг. из армяк; была демобил; осваиа большая группахудо^е»^

■ I. С».: Щ'А ТАСОР. -Ф.260. Оп.2.Д.64.ЛД.2-5; ГА.С0. Ф, 2865.0, . 5.2.Л.9; йоштгаст.- ШЗ,- 3 окг. ,.1944.- 9 сент. •

2.-См.-: ЕШС в резолюциях,и решениях... - Т.6.- М., 1371.-С.1С6-134. ' ■

■ 3. Ш'АЛ СГХР...С.Э6Й. Сл .7, £.1247,-5.23.

участником.культурно-шефских мероприятий. В-четвертых, улучшилась б целом организация управления военно-шефскоЁ работой в центре и на местах.

Анализ автором архивных документов помог.выяснить и основные направления улучшения шефской-работы художественной"интеллигенции Поволжья в изучаемый периодi-'i) увеличение числа выступлений в^резервных, запасных воийбКй^'частях,. мобилизационных пунктах, госпиталях; 2) обновлеййе^репертуара, концерТных:!Ё^о?раж фронтовых артистических бригад-; оЗ) организация творческих отчетов учреждений искусств, отдельных деятелей "ультуры; 4) подготовка и проведение творческими работниками смотров'Красноармейской художественной '-а'/одеятель'нобТи; 5):популярйза^ш "положи-тельного опыта шефской работы^^»ТЬба^о^ШвЪвркой'^Й^шв' ' со стороны деятелей культуры военным •учебШГзаведенйям.вной'' '' организованным-суворовским, нахимовским училишам*.

В диссертации рассмотрены/содбр'ШШёУ йтоти^ специфические формы шефской работы художественной йнт'ёллй^'ёндЙ '¿егята '1<ё::' госпиталях, воинских: частях, ва*Ърстмв№1&ЩЪШ$вЫШТ-'Ъо£-\ хоэах, совхозах, ЮС; '

вой дисциплины, недостаточной подготовки некоторых артистических бригад. Поволжья б 1943-1944 гг.

Процесс создания Фонда обороны рассмотрен в диссертации не только как традиционно'-- добровольное проявление общенародного патриотического движения, но и как суровая необходимость военного времени. Б исследовании показаны как общие, так и . принте только Поволжью формы, источники образования Фонда обороны, конкретная материальная помощь фронту творческих союзов, учреждений искусств региона в военный период.

В заключении дается общая:оценка деятельности художественной ■интеллигенции Поволжья в годы Великой Отечественной'войны (I94I-I945); подчеркивается тесная связь деятелей литератур« - . и искусства с судьбой Отечества в переломные, критические моменты его истории. Автору представилось целесообразна« выделить ряд аспектов профессиональной, .ку%.турно-иедско.й работу художественной интеллигенции Поводяеь'я долото.,аериода, «^^потерявших актуальности и в ro^v ,,,; .vriorr.T

I. См. : ИГА0Р СССР. Ф.55С8. Сп.3.^4.ДЛ.Ч J3; i3J.

По теме диссертации опублвкованыследутаив работы: .

1. Баранов Д.Б.'. 15узн на молчали. /Саратовский драматвче- : ский театр даД.Мархса в года Великой Отечественной войны/. //Политическая агитация,- I9S9.- J6 13.- С.21-?4.

2. Баринов Д.Б. ЗЛершавым языком плаката... (СаратовскйЬ художники в годы Великой Отечвственнойвойнк).//Политический сойеселакк. - 1990. - № 3.- С.27-30.

3. Баринов Д.Б. Огненные; отроки. {Журналисты-волаачв на фронтах Великой Отечественной ,)//. Политический собеседник.-I98C. - % 8.- С. 19-22.

4. Барикой Д.Б. В едином строя. (Культурно-шефская работа художественной интеллигенции Ловолжы в период Великой Отечественной войны)//Политический собеседник.- 1990.- & 24.- С.25-28. ;

5. Баринов Д.Б., Творческая интеллигенция Саратова в первый период Великой Отечественной*войны (I94I-I942).// Вопросы ore-. . чествеаной-и всеобшей истории. Сборник статей молодых исторя-' коз Саратова.: йзд-§э. СГУ, IS9I. - C.68-S4. " / ' ■ ''