автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Идентичность человека в контексте проблемы начала жизни в биоэтике

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Сидорова, Татьяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Идентичность человека в контексте проблемы начала жизни в биоэтике'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Сидорова, Татьяна Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ПЕРВАЯ

ГЛАВА. Идентичность человека в меняющемся мире

1.1 Философско-антропологические стратегии идентичности.

1.2 Тело как фактор конструирования идентичности.

1.3 Устранение тела в мерцающей идентичности.

ВТОРАЯ

ГЛАВА. Биоэтика как разновидность антропологического знания

2.1 Биоэтика в дискурсе современного антропологического кризиса.

2.2 Эпистемологические особенности биоэтики.

2.3 Концепты биоэтики.

ТРЕТЬЯ

ГЛАВА. Антропологический смысл проблемы начала жизни в биоэтике

3.1 Граница начала жизни как предмет согласования.

3.2 Идентификация человеческого в проблеме статуса эмбриона.

3.3 Преобразование форм любви, сексуальности и родительства в технологиях искусственного воспроизводства.

3.4 Идентичность человека в проекте либеральной евгеники.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Сидорова, Татьяна Александровна

Актуальность темы исследования

Использование вспомогательных репродуктивных технологий, обостренное внимание сообщества к моральной неоднозначности проблемы абортов, регулирования рождаемости, перспектива репродуктивного и терапевтического клонирования, допустимости либеральной евгеники через широкое распространение преимплантационной диагностики эмбрионов — эти и другие события, инициируемые медициной, создают своеобразный контекст бытия современного человека, характеризующийся системной проблематизацией его идентичности. За последние десятилетия в мире появился принципиально новый пласт проблем, - обозначим их как биоэтические, - который имеет беспрецедентный характер по охвату вовлеченных в их обсуждение. Без преувеличения можно говорить о том, что попытки клонирования могут быть сравнимы по значимости, разве что с появлением в нашей жизни инопланетян. Когда-то Кант говорил о невозможности ответить на вопрос о том, что такое человек, поскольку нет никакой другой сущности, которую можно было бы с ним сопоставить. Сегодня человек такую сущность пытается создать, экспериментируя со своим телом, органами, способом своего воспроизводства, своей самостью, границами своего существования, моральными порядками, которые определяли эти границы. Возникновение вопроса об идентичности человека в контексте биотехнологических преобразований поднимает глубинную метафизическую проблему о специфичности бытия человеком. Драматичные ситуации, изучаемые биоэтикой, неизменно возвращают нас к вопросу о том, кто мы как люди, какова основа нашего самоудостоверения, нашего равенства самим себе, т.е. идентичности. Мы живем в эпоху, когда общезначимые моральные оценки становятся результатом процедурных согласований, нравственный цензор в сознании человека утрачивает объективную основу, относительно которой устанавливаются критерии нашего выбора.

Сегодня мир глобальным делает не только глобальная экономика и коммуникация, но и глобальные проблемы экологии, ядерной угрозы, терроризма (в том числе и биотерроризма). Заметим, что все эти проблемы имеют определенный статус по отношению к человеку: касаются его как члена конкретного сообщества, потому и разрешаются на уровне (меж)государственного регулирования. Биоэтические проблемы обращены непосредственно к личностному моральному выбору, поэтому реакция на создаваемые биомедициной прецеденты совершенно иная. Конвенциональное решение об отключении жизнеподцерживающей аппаратуры у пациента, находящегося в коме или голосование по вопросу разрешить или запретить семейной паре зачать эмбрион с целью получения донорских клеток для лечения их ребенка, делают многих участниками гласного или неозвученного диспута по поводу вопроса о самом себе как человеке, о собственной природе. В рамках биоэтики сложились механизмы регулирования сложных коллизий, порождаемых новыми медицинскими технологиями, однако и их применение провоцирует дискуссии. Что с нами происходит, если мы начинаем достаточно произвольно устанавливать границы жизни в соответствии с моральными позициями, одержавшими верх в дебатах? Наука предоставила возможности человеку регулировать границы своей жизни, но не берется ответить на вопросы, встающие вслед за использованием новых возможностей. Постановка проблемы

Моральные коллизии, которые возникают при применении новых технологий преобразования жизни, вовлекают философию с ее богатым концептуальным и методологическим арсеналом в новый антропологический поворот. В ситуации, когда моральные основания выбора в их конвенциональном варианте оказались под сомнением, задача философии заключается в том, чтобы снова обратиться к положению человека в мире и основаниям его самоопределения. Нужно исследовать трансформируемые в современных биотехнологиях структуры, которые лежат в основании нашей самоидентификации, способности быть самими собой, быть человеком и в качестве человека - быть.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идентичность человека в контексте проблемы начала жизни в биоэтике"

Эти выводы могут быть рассмотрены как проблематичные. Однако ответ на главный вопрос данного исследования представляется обоснованным и раскрытым с достаточной степенью полноты. Привлечение разнообразных материалов в качестве аргументации выдвинутых положений показывает широкий контекст, в котором он рассматривался. Этот ответ можно сформулировать следующим образом. Вопрос об идентичности становится главным антропологическим вопросом вследствие стремительно меняющихся условий самопонимания человека, испытывающего влияние разнообразных практик преобразования его тела и его самосознания. Тождественность, обретаемая в опытах с Иным себе, демонстрирует способность человека допускать возможность существования в различных измерениях своего Я. Важно обозначить пределы, до которых модификации идентичностей возможны. Способность соблюдать меру была и остается мудрость человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги диссертационной работы, следует отметить, что анализ, обсуждаемых в биоэтике практик, связанных с началом жизни стал способом антропологического исследования трансформирующейся идентичности человека в мире биогенетических рисков.

В первую очередь были выявлены особенности философско-антропологического анализа идентичности в различных стратегиях осмысления сущности человека. Были выбраны концепции Дж.Локка и П.Рикера в качестве образцов, принадлежащих к различным стратегиям. В этих концепциях выделены такие основания самоидентификации как автономия, отношение к другому как проявление ответственности, телесность, нарратив и темпоральное единство как формы выражения целостности жизненной истории. Эти основания рассматриваются как релевантные для биоэтического анализа, поскольку представляют идентичность человека как единство тождества и различия, телесного и духовного, индивидуального и социального.

Отдельно рассмотрена роль телесности как фактора конструирования идентичности на основе темпорального единства жизненной истории человека и нарратива как формы выражения этого единства. Описание способов устранения тела, позволило выделить черты формирования идентичности в меняющемся мире и показать специфику кризиса идентичности в условиях наступления на телесное в самости человека.

На материале биоэтики было показано, как кризис идентичности преломляется в плюральных способах осмысления основного антропологического вопроса.

Предложенный вариант экспликации проблемы начала жизни в биоэтике в логике развития новых репродуктивных технологий, послужил способом исследования трансформации идентичности в узловой точке бытия человека — сфере его родо-видового воспроизводства.

Итак, теперь мы можем резюмировать основные результаты в изучении проблемы, которая была обозначена в начале исследования и зафиксировать особенности изменения идентичности человека в контексте биоэтической проблемы начала жизни в понятии «мерцающей идентичности».

1. В диссертации показано как вопрос об идентичности выступает квинтэссенцией фундаментальной проблемы единства человека. Выявленные в концепциях Локка и Рикера темпоральная структура жизненного опыта и роль Другого, с которым приходит в дискурс идентичности проблема моральной ответственности и подлинного Я, отражают целостный и одновременно дискретный характер идентичности человека.

2. Анализ тела как фактора конструирования идентичности позволил сделать вывод о том, как на основе представлений о теле формируется индивидуальный опыт и социальные связи, представляющие модусы самости. Изменение роли тела в самоидентичности происходит под влиянием различных техник, использующих живое тело как артефакт и объект для преобразования. Утрата тела выявляет феномен мерцающей идентичности - сложную, противоречивую, и в то же время, плодотворную ситуацию современного самопонимания человека.

3. В диссертационном исследовании показано, что биоэтика, возникает в ситуации кризисного состояния человека, порождаемого развитием биотехнологий. Обращаясь к предельным формам человеческого существования: смерти, рождения, болезни, преобразования тела, она становится разновидностью антропологического знания. Концепты биоэтики открывают возможность изучения трансформации оснований самоидентичности.

4. На примерах различных способов манипулирования в начале человеческой жизни было показано, что в современном обществе происходит конвенциональный пересмотр важнейших человеческих самоидентификациий и таких форм бытия человеком как граница начала жизни, статус доличностного существования, сексуальность, семейные связи, полоролевые стереотипы, контингентность природных свойств и равенство всех людей в этой контингентное™.

5. Исследование проблемы начала жизни на материале биоэтики позволило сформулировать главный тезис диссертации: среди противоречивых и изменчивых образцов современного опыта биотехнологические манипуляции в сфере репродукции ускоряют трансформацию самопонимания человека через преобразование телесности, изменение социальных связей и формы познания человека как живой самости. Биоэтика фиксирует радикальное преобразование идентичности человека в связи с масштабным биотехнологическим вмешательством в процессы, связанные с началом жизни человека. Концепт «начала жизни» выявляет релятивный «мерцающий» характер конструирования идентичности человека.

 

Список научной литературыСидорова, Татьяна Александровна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. АбушенкоВ.Л. Идентичность.// Интернет ресурс. http://infolio.asf.ru/Philos/Postmod/identichnost.html

2. Апель К-О. Понятие первичной взаимоответственности как предпосылка планетарной макроэтики./ Философия без границ. М., 2001

3. Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001

4. Арьес Ф. Человек в зеркале смерти. — М., 1992

5. Бартко А.Н., Михайлова Е.Н. Биомедицинская этика. — М.,1995

6. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002

7. Бек У. Общества риска. На пути к другому модерну. М., 2000

8. Бергсон А. Материя и память.// Бергсон А. Собр. Соч. в 4-х т. Т.1. М., 1993

9. Бергум В. Моральный опыт беременности.// Человек, 2000, №2

10. Бердяев А.Н. О назначении человека. -. М., 1993

11. Беседкина Н. Предмет нормативно-правового регулирования зачатия и вынашивания плода.// Право и жизнь, 2005, №84 (7)

12. Биомедицинская этика. Под ред. Покровского Б.В. М., 1999

13. Биотехнология и этика. Реф. обзор ИНИОН М., 1998

14. Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы. Материалы круглого стола.// Вопросы философии, 1992, №10

15. Биоэтика: реальность человека. Проблема человека в современной медицине и философской антропологии. Учебно — методическое пособие. М., 2005

16. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под ред. Юдина Б.Г. М., 1998

17. Брек И. Священный дар жизни. М., 2004

18. Бутовская М. Тайны пола. — Фрязино, 2004

19. Вальденфельс Б. Мотив Чужого. Минск, 1999

20. Введение в биоэтику. Под ред. Юдина Б.Г., Тищенко П.Д. М., 1998

21. Верещагин В.Ю. Антропологическое знание: естественнонаучные и социогуманитарные аспекты.// Науки о человеке в современном мире. СПб, 2002, Ч.З

22. Верещагин В.Ю. Лекции по философии человека. Ростов-на-Дону, 1998

23. Вишневский АГ. Воспроизводство детей и общество. — М., 2002

24. Власихин В. Крузены против департамента здравоохранения штата Миссури. Контрацептивы, аборт и кончина в коматозе по разрешению Верховного Суда США// Российская юстиция, 2000, №10

25. Воропай Т.С. В поисках себя: Идентичность и дискурс. Харьков, 1999

26. Гарджикурбанова П.А. Страх и ответственность. Этика технологической цивилизации Ганса Йонаса.// Этическая мысль. Вып.4. М., 2003

27. Гегель Энциклопедия философских наук. Соч. т.З, М., 1977

28. Гидденс Э. Трансформация интимности. — СПб, 2004

29. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии.// Философия хозяйства. Альманах центра общественных наук экономического факультета МГУ — 2001, №1

30. Голод С. Сексуальность, тендер и семья.// Человек, 2004, № 4,5

31. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак J1. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.,1999

32. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. — М., 2000

33. Гуревич П.С. Проблема целостности человека. М., 2004

34. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. СПб., 1998

35. Дуденкова И.В. Диссер.канд. филос.наук. М., 2002

36. Дэниеле К. Что следует знать детям о своих родителях.// Человек, 2000, №3

37. Ефимов Ю.И., Верещагин В.Ю. Философия человека как проблема науки.// Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002

38. Жижек С. Возвышенный субъект идеологии. М., 1999

39. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII XX вв.). - М., 1997

40. Иваева Э.А. Проблемы реализации репродуктивных прав человека в Российской Федерации на примере суррогатного материнства. Дисс. .канд. юрид. наук. М, 2004

41. Исаев Д. Долг общества перед «особым» человеком.// Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002

42. Истомина Л.Б. Роль и значение медицинского права в сфере охраны здоровья населения.// Вестник новых медицинских технологий. 1999, №2

43. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики технологической цивилизации. — М., 2004

44. Киркегор С. Страх и трепет. М.,1993

45. Клонирование человека.//Известия, 1998, №10

46. Клонирование человека. Вопросы этики. ЮНЕСКО, 2004

47. Ковалев М.И. Право на жизнь и право на смерть.// Государство и право, 1992, №7

48. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998

49. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: конвенция оправах человека и биомедицине. — Страссбург, 1996

50. Коновалова JI.B. Прикладная этика. М., 1998

51. Корсак К.С. К вопросу о нормативах ВРТ и участии РАРЧ в их разработке.// Проблемы репродукции, 2004, №6

52. Круткин B.JI. Онтология человеческой телесности. Ижевск, 1993

53. Крылова Н.Е. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект.// ВМУ, сер.11, право, 2002, №2

54. Курило Л.Ф. Право родиться// Человек, 1995, №4

55. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечность. — М., 2000

56. Лейбниц Соч. в 4-х т., Т.1. М., 1982

57. Летов О.В. Проблемы медицинской этики в 20 в.// Философия в XX веке. Сб. обзоров и рефератов в 2-х. ч., М., 2001

58. Липовецки Ж. Эпоха пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб., 2001

59. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Соч. в 3-х т., т.1. — М., 1985

60. Малахов В.М. Неудобства с идентичностью./ «Скромное обаяние расизма» и другие статьи. — М., 2001

61. Макеева И.М. Социальные последствия и этические проблемы медицинских вмешательств в репродукцию человека. М., 2001

62. Макинтайр А. После добродетели. — М., 2000

63. Малеина М.Н. О праве на жизнь.// Государство и право, 1992, №2

64. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995

65. Медицина и права человека. М., 1992

66. Медицина, этика, религия, право. М., 2000

67. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992

68. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия, СПб., 1999

69. Мерло-Понти М. Знаки. СПб., 2001

70. Михель Д.В. Тело. Территория. Технология. Саратов, 2000

71. Михель Д.В. Воплощенный человек. Западная культура, медицинский контроль и тело. — Саратов, 2000

72. Монин А. Душа генетически не обусловлена.// НГ-наука, 1997, №1

73. Мунье Э. Манифест персонализма. М, 1999

74. Нанси Ж.-Л. Corpus. М., 1999

75. Неретина С.С. Смерть как условие бессмертия: этические парадоксы.// Истина и благо: универсальное и сингулярное. М., 2002

76. Никитаев В.Новый гуманизм: субъект против индивида (размышления над «Эрой индивида» Алена Рено)// Логос, 2003, №3

77. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994

78. Огурцов А.П. Реальность культуры и культурный концепт.// Постижение культуры. -М., 2001

79. Островская И.В. Медицинская этика. М.,2001

80. О человеческом в человеке. — М, 1998

81. Платон. Собр. соч. Т 1. М.,1994

82. Поттер Р.«Биоэтика мост в будущее». — Киев, 2002

83. Православие и проблемы и биоэтики. — М, 2001

84. Проблемы биоэтики./ Реферативный сб. ИНИОН. Под ред. Юдина Б.Г. М., 1993

85. Проблема человека в западной философии. М., 1988

86. Психология самосознания. Самара, 2003

87. Пулмэн Д. Достоинство человека, боль и страдание.// Человек, 2001, №3

88. Радченко М.В. Г.С. Демидова Новые репродуктивные методики как причина конфликтов в брачно-семейных отношениях.// Судебно — правовая реформа. Итоги и перспективы. Оренбург, 2002

89. Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. -СПб., 2002

90. Рикер П. Повествовательная идентичность.// Вопросы философии, 1998, №7

91. Рикер П.Время и рассказ. Т 1. М.,2000

92. Розанов В. Уединенное. М., 1999

93. Сальников В.П., Старовойтова О.Э., Никитина А.С. Биомедицинские технологии и право в третьем тысячелетии. М., 2003

94. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. — М., 2001

95. Сеннет Р. Падение публичного человека. М., 2003

96. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001

97. Силуянова И.В. Искушение клонированием. Человек как подобие человека. М., 1998

98. Силуянова И.В. Этика врачевания. Современная медицина и православие. М., 2001

99. Смирнов С.А. О судьбе антропологии в философии XX века./ Науки о человеке в современном мире. СПб., 2002, 4.1

100. Соболев Р.В. Этические аспекты исследований в репродуктивной медицине./Антология биоэтики. Киев, 2003

101. Суббота Н.П., Грищенко В.И., Комарова Т.В. Создание «этического минимума» в биомедицине с позиций нормативных актов Украины./ Антология биоэтики, Львов, 2003

102. Судо Жак Аборт// Интернет ресурс http://www.kcn.ru/religion/catholic/invitro

103. Сухих Г., Репин В. Медицинская эмбриология: от вещества и клеток к существу личности./ Медицинская этика, религия и право. М.,1999

104. Тищенко П.Д. Биовласть в эпоху биотехнологий. М., 2001

105. Тищенко П.Д. Концепт и наука «другого модерна».// Постижение культуры. Вып. 11 -М., 2001

106. Тищенко П.Д. Дано мне тело.// Человек, №3, 1990

107. Тищенко П.Д. Феноменология смерти и самоидентичность человекаА

108. Тищенко П.Д. О философском смысле феноменов здоровья и болезнь/Здоровье человека как предмет социально-философского познания. М., 1989

109. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики// Вопросы философии, 1992, №3

110. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. СПб., 2002

111. Трубина Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в современной философии. Екатеринбург, 1995

112. Трубина Е.Г. Рассказанное Я. Отпечатки голоса. Екатеринбург, 2000

113. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. — М., 1987

114. Турен А. Возвращение человека действуещего. — М., 1998

115. Уиклер Д. и др. На грани жизни и смерти. Краткий очерк современной биоэтики в США.- М„ 1989

116. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: этика, религия, наука. Рыбинск, 1997

117. Фаврова О., Кулакова О. Биоэтичекие проблемы генной терапии.// Медицинское право и этика 2002, №4

118. Фихте И. Сочинения, т.1, - СПб., 1993

119. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М, 1993

120. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993

121. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. — М., 2004

122. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? — М„ 2002

123. Хабермас Ю. Влечение другого. СПб., 2001

124. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000

125. Хабермас Ю. Понятии индивидуальности./ О человеческом в человеке. М., 1998

126. Хайдеггер М. Время и бытие. М.,1993

127. Хоружий С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя./ Междисциплинарные проблемы психологии телесности. М.,2004

128. ХоружийС.С. К антропологической модели третьего тысячелетия.// Философия науки. Вып.8 М., 2002

129. Хоружий С.С. Азбука истины// Искусство кино, 2004, №9

130. Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства: критика пессимизма и оптимизма.- М.,1998

131. Хен Ю. Евгенический проект: «рго» и «contra». — М., 2003

132. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности.// Вопросы философии, №10, 1994

133. Шевченко А.А. Соотношение биологического и когнитивного как предмет биофилософии.// Интерент ресурс http://www.vsma.as.ru/~alex/st5.html

134. Швейцер А. Благоговение пред жизнью. М., 1992

135. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994

136. Шибутани Т. «Я-концепция»/ Психология самосознания. — Самара, 2003

137. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М,1996

138. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и будущем.// Вопросы философии. 2004, №2

139. Юдин Б.Г. Мораль, биология, право.// Вестник президиума РАН. 2001, №9

140. Юдин Б.Г. Статус эмбрионов человека.// Человек, 2004, №2

141. Ach J. Revalidierung der „Natiirlichkeit". Uber das Klonen von menschen.// Ethik und Unterricht Edition ethic kontrovers, 2002, №10

142. Barkhaus A. Korper und Identitat. Voriiberlegungen yu einer Phanomenologie des eigensinnigen Korpers./ Tanz Politik Identitat. — Hamburg, 2001

143. Beck U., Beck-Gernscheim E. Das ganz normale der Liebe. — Frankfurt, 1990

144. Berg G. Neue Reproduktionstechniken — zwischen Hilfe bei unfreiwilliger Kinderlosigkeit und Technisirung der Fortpflanzung./ Verkorperte Technik Entkorperte Frau.- Frankfurt New York, 2002

145. Bundesarztekammer: Rechtlienien zur pranatalen Diagnostik von Krankheiten. Berlin, 1998

146. Dreier H. Lebensschutz und Menschenwurde in der bioehtische Diskussion/ Bioehtik und Menschenwurde Miinster Hamburg - London, 2002

147. Dreier H., Huber W. Bioethik und Menschenwurde: Ethik & Gesellschaft. Miinster, 2002

148. Duden В. Der Frauenleib als Offentlicher Ort. Miinchen, 1991

149. Duden B. Die Gene im Kopf der Fotus im Bauch. Historisches zum Frauenkorper. -Hannover, 2002

150. Duwell M., Hubenthal C., Werner M. Handbuch Ethik. Stuttgart, 2002

151. Duwell M., Mieth D. Ethik in der Humangenethik. Tubingen, 1998

152. Engels E.-M. Die Herausforderung der Biotechniken fur Ethik und Antropologie./ Die biologische Machbarkeit des Menschen. Berlin, 2001

153. Fox Keller E. Das Leben neu denken. Miinchen, 1998

154. Genetische Diagnostik vor und warend der Schwangerschaft Nationaler Ethikrat — Berlin, 2003

155. Gesetz zum Schutz von Embryonen (Embryonenschutzgesetz EschG).// In der Fassung der Bekanntmachung vom 13. Dezember 1990 - BGB1.1

156. Gesetz zur Sicherstellung des Embryonenschutzes im Zusammenhang mit Einfuhr und Verwendung menschlicher embryonaler Stammzellen (Stammzellgesetz — StZG).// Bundesgesetyblatt Jahrhang, 2002 Teil 1, № 42

157. Graumann S., Schneider I. Verkorperte Technik Entkorperte Frau /Biopolitik und Geschlecht Frankfurt - N-Y 2003

158. Haker H. Die Schopfugen des Geschopfs./ Ethik in der Praxix Kontroversen. — Miinster — Hamburg London, 2003

159. Haker H. Menschenwurde im Kontext der gagenwartigen bioethischen Debatte.// Die Philosophin, 2002, №25

160. Haker H. Genetiesche Beratung und moralische Entscheidungfindung. Tubingen, 1998

161. Haker H. Moralische Identitat. Literarische Lebensgeschihten als Medium ethischer Reflexion. Tubingen, 1999

162. Haker H. Ethik der genetischen Frtihdiagnostik. Sozialethische Reflexionen zur Verantvortung am Beginn des menschliechen Lebens. Paderborn, 2002

163. Haker H.Prolegomena zum Selbst-Verhaltnis zwischen Cyberspace und genetischer Kontrolle./ Biofakte Versuch iiber den menschen zwieschen Artefakt und Lebenswesen. -Paderborn,2003

164. Haraway D. Die Neuerfindung der Natur. Primaten, Cyborg und Frauen. Frankfurt am Main - New York, 1995

165. Jonas H. Lasst uns einen Menschen klonieren./ Jonas H. Technik, Medizin und Eugenik. Frankfurt am Main, 1985

166. Kettner M. Neue Formen der verspaltene Elternschaft //Aus Politik und Zeitgeschichte. B. 27, 2001

167. Koch H.G. Fortpflanzungsmedizin im europaischen Rectvergleich.// Aus Politik und Zeitgeschichte, B. 27,2001

168. List E. Grenzen der Verfugbarkeit. Die Technik, das Subjekt und das Lebendige. Wien, 2001

169. Maier B. Ethische Probleme der Pranataltherapie — Berlin, 1998

170. Meyer T. Moderne Elternschaft — neue erwartungen, neue Anspriiche.// Aus Politik und Zeitgeschichte. В 22 23, 2002

171. Nusslein-Volgardt K. Wann der mensch ein Mensch? Embryologie und Genetik im 19. und 20. Jahrhundert. — Heidelberg, 2003

172. Paul-Morgan K. Schones neues Baby schone neue Mutter schone neue Welt// Die Philosophin 2002, №25

173. Schweidler W. Zur Analogie des Lebensbegriffs und ihrer bioethischen Relevanz. / Menschenleben — Menschenwiirde. Interdisziplinares Symposium zur Bioethik. Munster -Hamburg London, 2003, Band 3

174. Stammzellenforscheung und therapeutisches Klonen. Vossenkuhl W. (Hrsg), Gottingen, 2002

175. Stolz A. Grundrechtaspekte kiinstlicher Befruchtungmethoden/ Lebensbeginn durch Menschenhand Probleme kunstlicher Befruchtungstechnologien aus medizinischer, ethischer und juristischer Sicht. Graz, 1985

176. Wie bestimmt man der „Moralischen status" von Embryonen?/ Lenzen W. (Hrsg.), -Paderborn, 2004

177. Wiegerling K. Privatheit als submedialer Bereich vom totalitaren Anspruch der Medien./ Realitat maBgeschneidert - schone, neue Welt fur die Jugend? - Berlin, 2002

178. Wimmer R. Zum verhaltnis von Anthropologic und Ethik/ Interdisziplinare Ethik. Grundlagen, Methoden, Bereiche. Freiburg (Schweiz) - Wien, 2001

179. Woopen C. Praimplantationsdiagnostik und selektiver Schwangerschaftabbruch. — Frankfurt am Main, 1999

180. Woopen C. Fortpflanzung zwischen Naturlichkeit und Kiinstlichkeit Zur ethischen und anthropologischen individueller Anfangsbedingungen.// Reproductionsmedizin 2002, №5