автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Культура модернизма и постмодернизма
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Венкова, Алина Владимировна
Введение.
Глава 1. Философско-эстетические основания авторской картины мира в модернизме и постмодернизме.
1.1. Теоретико-методологические и философско-эстетические основания понятия «авторская картина мира».
1.2. Осмысление проблем авторства и рецепции в философии и эстетике модернизма.
1.3. Постмодернистская философия и эстетика о проблемах творчества и художественного восприятия.
Глава 2. Социокультурные основания авторской картины мира эпохи модернизма и постмодернизма.
2.1. Модели взаимодействия автора и адресата в социокультурном измерении.
2.2. Художник и публика. Статус произведения искусства.
Глава 3. Креативно-творческое и художественно-коммуникативное измерения авторской картины мира эпохи модернизма и постмодернизма.
3.1. Место адресата в творческом методе художника.
3.2. «Имплицитный» автор и адресат. Коммуникативные структуры художественного произведения.
Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Венкова, Алина Владимировна
Работа посвящена исследованию проблем авторства и рецепции в культуре модернизма и постмодернизма. Модернизм и Постмодернизм понимаются как этапы развития и типы современной культуры. В задачи работы входит рассмотрение позиции творческого субъекта по отношению к предполагаемой аудитории, особенностей художественного общения, понимания места, целей и задач искусства, отношения к проблемам авторства и рецепции в обществе (куда включаются как социологические, так и эстетико-рецептивные аспекты).
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления свойств, характеризующих процессы обмена художественной информацией между автором и адресатом в современной социокультурной ситуации. По мнению большинства ученых, постмодернизм как явление в искусстве и господствующий тип "умонастроения переживает в настоящее время заключительна »$й|>д своего развития. В связи с этим, во всех областях гуманитар нойр знания предпринимаются попытки подведения итогов развития постмодернистской культурно-эстетической модели и всего художественного процесса XX века. Активно обсуждаются варианты возможной трансформации постмодернизма в новую культурную формацию. Среди получивших наибольший резонанс: возвращение к незавершенному «проекту» модерна 1
Ю.Хабермас) , формирование «Второго модерна» (Х.Клоц) , развитие гуманистической экологической эстетики или эстетики среды3, провозглашение искусства жизни наиболее актуальной формой художественной практики4. Упомянутые тенденции объединяет убежденность в исчерпанности проблематики постмодернизма и выполнении данным типом культуры своего исто
1 Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект.//Вопросы философии. - 1994. — № 4. - С.40 - 52.
2 Klotz Н. (Hrsg.) Die Zweite Moderne. Eine Diagnose der Kunst der Gegenwart. - Miinchen: Verlag C.H.Beck, 1996.
3 Обсуждению этой проблематики посвящен 145 выпуск «Kunstforum International» за 1999 год Kunstforum International - 1999. - Bd. 145, Juli-September.
4 Kunstforum International - 1998. - Bd. 142, Oktober-Dezember. Lebenskunstweiic (LKW). рического и эстетического предназначения, что неизбежно должно повлечь за собой переход к новой культурной формации.
Особую важность приобретает в настоящее время задача сравнительной характеристики двух этапов развития современной культуры, а также определение хронологических и смысловых границ и отличительных особенностей обоих. Значимой представляется динамика изменения взглядов на круг проблем, имеющих непосредственное отношение к вопросам авторства, рецепции и художественного общения. К ним относятся: проблема целостности субъекта и места человека в мире, свободы творчества и социальных рамок, индивидуальной неповторимости и программной вторичности, креативности жеста в противовес тавтологичное™ авторского высказывания, профетической и гедонистической функций искусства и др. Представляет интерес выявление причин радикального изменения представлений о роли художника в обществе, о смысле творчества, о месте, целях и задачах искусства в пространстве культуры.
Актуальным представляется круг проблем, связанных с возможностью художника влиять на характер восприятия публикой создаваемых произведений, способность реципиента понимать авторский замысел и обогащать его собственными смыслами и значениями. С механизмами восприятия авторского высказывания как отдельным индивидом, так и более широкой аудиторией, связан процесс формирования у художника и публики единой картины мира, основанной на сходстве мировоззрения, мировосприятия и мироощущения.
Учитывая сложность и многообразие факторов, определяющих специфику художественного общения, его изучение должно строиться с учетом процессов, происходящих на разных уровнях - духовной и материальной культуры, на уровне социума, творческого метода художника и отдельно взятого произведения. Такой подход дает возможность составить целостное представление об особенностях взаимодействия автора и адресата в эпоху модернизма и постмодернизма, а также на примере данного круга проблем продемонстрировать специфические особенности описываемых типов культуры.
Объект исследования: культура модернизма и постмодернизма.
Предмет исследования: формы взаимодействия автора и адресата в культуре модернизма и постмодернизма (в духовной, социальной и художественно-эстетической сферах).
Цель исследования: выявление места адресата в авторской картине мира эпохи модернизма и постмодернизма.
Задачи исследования:
• обосновать необходимость введения понятия «авторская картина мира», продемонстрировать эвристические возможности использования данного понятия для рассмотрения проблем авторства и рецепции в пространстве современной культуры (эпохи модернизма и постмодернизма);
• произвести сравнительную характеристику моделей художественного общения, форм авторства и рецепции, свойственных указанным типам культуры XX века;
• рассмотреть теоретико-методологические, философско-эстетические подходы, установки художественной критики по отношению к проблемам обмена художественной информацией в смысловом поле автор - произведение - адресат;
• проанализировать творческие системы художников, наиболее полно представляющие модернистский и постмодернистский типы творчества, с точки зрения отношения художника к предполагаемому адресату;
• рассмотреть отдельные произведения искусства описываемых периодов с целью выявления коммуникативных структур, определенным образом направляющих процесс восприятия и формирующих различные типы рецептивного ответа.
Степень научной разработанности проблемы. В теоретико-методологическом аспекте проблема обмена художественной информацией в коммуникативном поле автор - произведение - адресат освещена в работах представителей структурализма и семиотики (Ф. Де Соссюр, Ч.Пирс и Я.Моррис, Р.Якобсон, А.Ж.Греймас, К.Бремон, Ж.Женнет, Ц.Тодоров,
М.Риффатер), постструктурализма (Ж.Деррида, Ж.Делез, Ж.Бодрийар, Ж.Лиотар, М.Фуко, Ж.Лакан, поздний Р.Барт, Ю.Кристева, Ф.Гваттари, П. Де Ман, X. Блум), герменевтики и феноменологии (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Г.Гадамер, В.Дильтей, П.Рикер, Р.Ингарден, М.Дюфрен, М.Мерло-Понти), рецептивной эстетики (Г.-Р.Яусс, В.Изер, Р.Варнинг, Х.Вайнрих, Г.Гримм). Социологический срез данной проблемы разработан в трудах Т.Адорно, Г.Маркузе, В.Беньямина, Н.Лумана, А.Хаузера, З.Баумана, П.Бурдье, П.Франкастеля и др.
Философско-эстетическое осмысление проблем авторства и рецепции в культуре модернизма содержится в работах Т.Адорно, Г.Маркузе, Х.Ортега-и-Гассета, Ю.Хабермаса, Ж.-П.Сартра, А.Камю, К.Гринберга, Р.Фрайя, Р.Краусс и др. С точки зрения постмодернистской философии и эстетики данная проблема исследована в трудах Р.Барта, М.Фуко, Ж.-Ф.Лиотара, Ж.Бодрийара, Ж.Деррида, Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Ю.Кристевой и др.
Большое значение имеют работы по психологии художественного творчества и эстетического восприятия (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Т.Липпс, В.Воррингер, Р.Арнхейм, А.Потебня, Л.Выготский и др.), а также новейшие разработки проблемы художественной рецепции, осуществленные в трудах отечественных ученых (Я.П.Якобсон, Н.В.Рождественская, В.Л.Дранков, Д.Н.Абрамян и др.).
В отечественной литературе отсутствуют комплексные исследования, посвященные проблемам художественного общения как феномена культуры. В равной степени не существует монографий, целиком посвященных процессам создания и восприятия художественных произведений в эпоху модернизма и постмодернизма. Отдельные разработки этой проблемы содержатся в исследованиях М.Липовецкого «Русский постмодернизм»5, В.Курицына «Русский литературный постмодернизм»6, М.Эпштейна «Постмодерн в Рос
5 Лиловецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики). - Екатеринбург: Уральск, гос. пед. университет, 1997. - 317 с.
6 Курицын В. Русский литературный постмодернизм. - М.: ОГИ. 2000. - 288 с. сии. Литература и теория»7, С.Батраковой «Художник XX века и язык живописи»8. Среди других работ, не затрагивающих культурную проблематику рассматриваемых эпох, но ориентированных на многостороннее изучение проблем художественного общения, можно назвать книгу С.Раппопорта «От художника к зрителю»9, где в основу исследования положен семиотический подход и монографию Е.Добренко «Формовка советского читателя»10, опирающуюся на разработки социологии и рецептивной эстетики.
Научная новизна работы состоит в попытке проанализировать феномены авторства и рецепции в широком историко-культурном контексте в период модернизма и постмодернизма с опорой на понятие авторской картины мира. Данная категория позволяет выявить внутренние связи между процессами, происходящими на различных уровнях культуры (духовном, материальном, художественном) с привлечением таких модусов культурного сознания как мировоззрение, мировосприятие, мироощущение. Подобный подход к анализу феноменов культуры дает возможность проследить динамику изменений, происходящих на протяжении одного столетия в процессах творчества, художественной рецепции и функционирования произведений искусства в социокультурном пространстве. Методология исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования сформирована с опорой на труды представителей зарубежной и отечественной эстетики, философии, культурологии, искусствознания и литературоведения, где освещаются проблемы авторства, эстетического восприятия и художественного общения.
Основное предпочтение отдается герменевтико-феноменологическому методу (Э.Гуссерль, Г-Г.Гадамер, В.Дильтей, П.Рикер, Р.Ингарден, М.Дюфрен и др.) с опорой на лежащую в его основе категорию опыта. Данная категория рассматривается в контексте методологической перспективы, обо
7 Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. - М.: Издание МЭлинина, 2000. - 368 с.
8 Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо. - М.: Наука, 1996. - 176 с.
9 Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. -М.: Советский художник, 1978. - 237 с.
10 Добренко Е. Формовка советского читателя. - СПб.: Академический проект, 1997. - 320 с. значенной в работах Ф.Ницше, А.Бергсона, А.Камю, Ж.-П.Сартра, М.Мерло-Понти, Ж.Батая, М.Фуко, М.Бланшо, ЖЛ.Нанси, Ж-Ф.Миле, где опыт понимается как непосредственная онтологическая данность, форма вхождения человека в мир, обнаруживающая себя на различных уровнях и в различных формах человеческой деятельности.
В работе используются сравнительно-исторический, контекстный, текстологический методы анализа, а также методологические подходы, предложенные представителями «констанцской школы» рецептивной эстетики (Г.Р.Яусс, В.Изер, Х.Вайнрих, Р.Варнинг, Г.Гримм и др.), в работах которых осуществлена попытка синтеза методов различных гуманитарных наук с целью выработки единого междисциплинарного подхода к решению проблем авторства и рецепции.
При разработке понятия «авторская картина мира» используются положения, выдвинутые в работах зарубежных философов: М.Хайдеггера, М.Вебера, О.Шпенглера, К.Ясперса, К.Г.Юнга, Э.Гуссерля, Г.-Г.Гадамера и др., а также отечественных ученых: А.Я.Гуревича, М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, Л.М.Баткина, Б.С.Мейлаха, П.В.Соболева, А.Н.Леонтьева, В.Ф.Петренко, Г.К.Щедриной и др.
В рамках исследования историко-культурной ситуации модернизма и постмодернизма рассмотрены философско-эстетические основания данных типов культуры, особенности художественной жизни в пространстве мира искусства. В качестве источников при осуществлении сравнительной характеристики творческих систем представителей модернизма и постмодернизма в искусстве использованы критические статьи, программные выступления, манифесты и художественная практика таких направлений как: абстракционизм, дадаизм, концептуализм, сюрреализм, поп-арт, симуляционизм, акцио-низм, искусство апроприации. Критически рассмотрены теория и практика театра абсурда и театра жестокости, литературный и пластический постмодернизм, изучены и сопоставлены, с целью выявления заложенных автором и реализуемых реципиентом коммуникативных структур, отдельные произве9 дения и художественные тексты, являющиеся репрезентативными для указанных типов культуры.
Теоретическая ценность работы заключается в попытке обосновать необходимость введения и использования понятия «авторская картина мира» для исследования механизмов создания и восприятия художественных произведений в широком историко-культурном контексте; осуществлении сравнительной характеристики культурного сознания модернистской и постмодернистской эпохи сквозь призму процессов, происходящих в сфере обмена художественной информацией между автором и его предполагаемой аудиторией.
Практическая ценность работы
Результаты исследования и его фактический материал могут быть использованы при составлении вузовских курсов, ориентированных на проблематику изучения культуры современности, а также при разработке спецкурсов, посвященных проблемам авторства и рецепции.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, и библиографии, включающей 167 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Культура модернизма и постмодернизма"
Заключение
Обнаружившийся в культуре модернизма и постмодернизма неодинаковый характер и конкретно-образное наполнение форм вхождения человека в мир определили различную окраску опыта субъекта модернистской и постмодернистской картины мира. Характер культурных процессов, параметры и структура жизненного мира носителя культурного опыта двух рассматриваемых эпох оказали непосредственное влияние на сложение авторской картины мира и форм присутствия предполагаемого адресата в системе авторских ожиданий.
Категория опыта, лежащая в основе авторской картины мира, позволяет не только реконструировать жизненный и эстетический горизонт творца, но очертить поле возможного взаимодействия художника и реципиента. Конкретно-историческая наполненность опыта определяет изменение параметров общекультурной и авторской картины мира от эпохи к эпохе. Использование категории авторской картины мира позволяет обнаружить и описать определенные исторические формы опыта, как художественного, так и экзистенциального, отрезки его развития, внутри которых тот или иной набор структур и конфигураций сохраняет относительную устойчивость. Намеченный подход раскрывает условия и возможности перехода от одной конфигурации опыта к другой, позволяет выявить механизм смены «эпох» или «парадигм» опыта, отследить трансформацию форм видения и моделей творчества как внутри одного типа культуры, так и в исторической перспективе.
Изменчивость конкретно-исторического наполнения авторской картины мира при сохранении субъективной окраски опыта дает возможность проследить динамику социокультурных процессов в антропологической перспективе. Субъективность автора и реципиента описывается на нескольких уровнях, соответствующих строению авторской картины мира - социокультурном, специфически творческом, художественно-коммуникативном. Рассмотрение проблем взаимодействия автора и адресата не только в пределах одного слоя, но и в вертикальном измерении позволяет выявить механизмы взаимовлияния и взаимопроникновения тенденций, характеризующих культурные явления различного порядка.
Два основных этапа развития культуры XX в. - модернизм и постмодернизм определили формирование соответствующих типов авторской картины мира, обладающих качественным своеобразием и устойчивым набором черт. Сравнительная характеристика авторских картин мира эпохи модернизма и постмодернизма позволила выявить специфику художественной практики, процессов обмена художественной информацией в коммуникативном поле автор - произведение - репрезентационный контекст (система институтов-посредников) - адресат.
Авторская картина мира эпохи модернизма характеризует устойчивостью позиции субъекта, занимающего центральное положение в творческом универсуме. Автор, как создатель уникальных художественных миров, стремится формировать восприимчивость, эстетическое чутье и параметры жизненного горизонта реципиента. Модернизм формирует представление о художнике как о гении, признавая наличие за миром видимых явлений мира сущностей, который может быть проявлен средствами искусства. В модернизме складывается миф о сильной творческой личности, пересекающей границы запретного, культ свободы, субъективных и индивидуальных проявлений, установка на жизнетворчество, признание ценности сублимационных процессов, понимание творческой деятельности как создания несуществующего, расширения эстетического и жизненного горизонта.
Модернистское восприятие может быть определено как катарсическое, направленное на очищение рецептивных возможностей предполагаемого адресата от неподлинных образов, навязываемых обществом, историей и миром повседневности. Катарсис становится в эстетической программе «высокого модернизма» основной коммуникативной категорией эстетического опыта. Проходя через различные уровни идентификации, среди которых наиболее существенной оказывается негативная идентификация, построенная по принципу отрицания, адресат искусства приобретает новый опыт, определяющий его образ мышления и формы вхождения в мир.
Основной творческой интенцией является поиск и освоение универсальных моделей художественного творчества и восприятия, универсального, стремящегося к совершенству художественного языка.
Авторская картина мира постмодернистской эпохи отражает господствующие в культуре процессы децентрализации, демифологизации и десакрализации исторических и социальных явлений, плюрализма культурных и жизненных стилей, свободного обмена информацией.
Представления об авторстве формируются под влиянием распространенных в эстетике представлений о символической «смерти автора», когда фигура автора - целостного субъекта творчества заменяется коммуникативным полем, образованным универсумом текстов. Категория «текста», имеющего открытую к достраиванию структуру, сменяет в постмодернизме понятие «произведения» как завершенного целого. Под влиянием этих процессов авторская функция понимается как вторичная, производная от текста, художественного и жизненного контекста. Автор выступает своеобразным переписчиком, каталогизатором, манипулятором смыслами, стирая различия между массовым и элитарным, высоким и низким, культурно означенным и повседневным. Эта модель поведения получила наименование «автор-двойной агент» (Л.Фидлер), а принцип творчества - «двойное кодирование» (Ч.Дженкс).
Для постмодернизма характерна потеря экспрессивной составляющей авторской функции и замена ее концептуальным пониманием авторства. Роль художника, сводится к выработке концептуального решения творческого жеста. Присутствие автора в большей степени обнаруживается на уровне идеи, а не материальной ткани произведения.
Девальвация авторской функции определяет возвышение роли реципиента - активного соучастника процесса выстраивания смысла культурных явлений. Эпоха постмодернизма может быть с полным правом вслед за
М.Фуко названа эрой «рождения читателя». Активизируя потенции, скрытые в произведении, реципиент оказывается единственным достоверным участником процесса художественного общения, компенсируя неясность смыслового строя «культурного текста» и размытость инфраструктуры репрезента-ционного контекста.
Постмодернизм разрушает катарсическую оптику модернизма, девальвируя и профанируя, механизмы рецепции, настроенные на восприятие «высокого искусства». Рецептивная деятельность характеризуется ситуативно-стью, вариабельностью, интенсивностью, поверхностностью, ироничностью. По отношению к предполагаемому адресату художник выступает как «автор события переживания», выстраивая произведение как продолжение жизненного контекста, стирая границы между искусством и жизнью. Преимущественный способ восприятия, определяемый авторской интенцией, может быть вслед за К.Шерпе определен как «осколок сердца», кратковременный, но отличающийся повышенной яркостью опыт проживания
Осуществленный с помощью категории авторской картины мира анализ проблем авторства и рецепции в культуре эпохи модернизма и постмодернизма позволяет говорить об эвристической ценности данного понятия для исследования многомерных культурных явлений синтетического характера. Будучи открытым аналитическим инструментом, авторская картина мира позволяет исследовать конкретные формы проявления авторской функции и воспринимающей активности носителей культурного опыта той или иной эпохи. В силу этого, при сохранении параметров строения авторской картины мира, их содержательное наполнение в зависимости от рассматриваемого типа культуры может быть различным, что позволяет использовать данную категорию для исследования широкого спектра культурных явлений современности, требующих соединения скрупулезного, основанного на знании конкретных фактов, анализа, с более высоким уровнем общекультурных обобщений. Сочетание вертикального поуровнего исследования с горизон
213 тальным аналитически-описательным подходом открывает новые возможности систематизации уже имеющихся и обнаружения новых фактов творческой самореализации художника, новых семантических перспектив и интерпретационных процедур, выявляющих конфигурации культурного опыта той или иной эпохи. Включенность фигуры предполагаемого адресата в систему авторских ожиданий, рассмотренную сквозь призму авторской картины мира, позволяет придать конкретную предметную направленность процессу исследования авторской функции. При этом, указанный аспект не является приоритетным при использовании данного аналитического инструмента, позволяющего менять угол рассмотрения в зависимости от конкретных исследовательских задач, что подтверждает вариабельность скрывающихся за ним эвристических возможностей.
Список научной литературыВенкова, Алина Владимировна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Авангард - поставангард, модернизм - постмодернизм: проблемы терминологии // Вопросы искусствознания. - 1995. - № 1-2. - С. 41 - 83.
2. Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология. Пер. с англ. - Екатеринбург: Деловая книга, Бишкек: Одиссей, 1997. - 320 с.
3. Андреева Е.Ю. Американский поп-арт. 1961 1965 // Рассказы о художниках. История искусства XX века. - СПб.: Академический проект, 1999.-С. 86- 133.
4. Андреева Е.Ю. Джексон Поллок: между текстурой и метафизикой // Рассказы о художниках. История искусства XX века. СПб.: Академический проект, 1999. - С. 42 - 85.
5. Андреева Е.Ю. Фотография и объект // Вопросы искусствознания. 1997. - № 2. - С. 563-572.
6. Андреева Е.Ю. Энди Уорхол: писатель и философ // Рассказы о художниках. История искусства XX века. СПб.: Академический проект, 1999.-С. 134-170.
7. Арто А. Театр и его двойник. М.: Мартис, 1993. - 190 с.
8. Барт P. Camera lucida. М.: Ad Marginem, 1997. - 223 с.
9. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. -М.: Прогресс, Универс, 1994. 616 с.
10. Ю.Батай Ж. Внутренний опыт. СПб: Аксиома, Мифрил, 1997. - 366 с.
11. П.Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо. М.: Наука, 1996. - 176 с.
12. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. - № 3.
13. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - С. 9 -191.
14. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. -М.: Медиум, 1996. 239 с.
15. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 1998. - 384 с.
16. Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания: Пер. с англ. -Екатеринбург: Изд.-во Урал, ун-т, 1998. 352 с.
17. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. -327 с.
18. Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. - 172 с.
19. Бодрийар Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. - 318 с.
20. Бурдье П. Чтение, читатели, ученые, литература // Бурдье П. Начала. -М.: Socio-Logos, 1994. С. 167 - 177.
21. Бутенко И.А. Читатели и чтение на исходе XX века: социологические аспекты. М.: Наука, 1997. - 140 с.
22. Велып В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. -№ 1 - С. 109 - 136.
23. Виала А. Рождение писателя: Социология литературы классического века // Новое литературное обозрение. 1997. - № 25. - С. 7 - 23.
24. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. 704 с.
25. ГерманМ.Ю. 1920 1930. Живопись. - М.: Советский художник, 1998.
26. Герман М.Ю. Снова об искусстве 30-х. Некоторые вопросы истории и анализа // Вопросы искусствознания. 1995. - № 1. - С. 99 - 126.
27. Гессе Г. О чтении книг // Гессе Г. Письма по кругу: Художественная публицистика. -М.: Прогресс, 1987. 395 с.
28. Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993 - 374 с.
29. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. - 184 с.
30. Дали С. Дневник одного гения. М.: Искусство, 1991. - 269 с.
31. Деготь Е. Террористический натурализм. М.: Ad Marginem, 1998. -223 с.
32. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. - 298 с.
33. Делез Ж., Гватари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990 -107 с.
34. Деррида Ж. Голос и феномен. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.
35. ДерридаЖ. О грамматологии. М.: Ad marginem, 2000. - 511 с.
36. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб: Академический проект, 2000. -428 с.
37. Деррида Ж. Правдивость в живописи // Постмодернизм и культура. -М.: ИФАН, 1991.-С. 62-70.
38. Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество // Вопросы искусствознания. 1997. - № 2. - С. 547 - 557.
39. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985. -137 с.
40. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. - 240 с.
41. Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М.: Рик «Культура», 1993.-208 с.
42. Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. М.: Наука, 1984. - 360 с.
43. Ильин И.П. Между структурой и читателем. (Теоретические аспекты коммуникативного изучения литературы) // Теории, школы, концепции. Художественная рецепция и герменевтика. М.: Наука, 1985. С. 134-167.
44. Ильин И.П. Проблема читателя в современной критике восприятия // Современные зарубежные литературоведческие концепции (герменевтика, рецептивная эстетика). Реферативный сборник. М.: ИНИОН, 1983. -С. 56-67.
45. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд. иностр. литер., 1962. -572 с.
46. Иноземцев В.JI. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. 1998. - № 9. -С. 27-37.
47. Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда.- М.: Изд.-во «Гитис», 1992. 285 с.
48. Камю А. Избранные произведения. М.: Фабр, 1993. - 574 с.
49. Карцева Е.Н. Американский кинематограф 60-х 80-х гг. и проблема постмодернизма: Автореф. дис. док. искусствовед. -М., 1991.
50. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. - 239 с.
51. Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна // Новое литературное обозрение. 1998. - № 4.(№ 32) - С. 29 - 47.
52. Крючкова В.А. Социология искусства и модернизм. М.: Изобразит, искусство, 1979 - 216 с.
53. Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение.- 1995.-№11.-С. 197-223.
54. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2000. -288 с.
55. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М.: Русское феноменологическое общество, Логос, 1997. -174 с.
56. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» // Иностранная литература. -1994.-№ 1.-С. 56-59.
57. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // На путях постмодернизма. Сборник обзоров и рефератов. М., 1995. - С. 168 - 184.
58. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; С.-Петербург: Алетейя, 1998. - 160 с.
59. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург: Уральск, гос. пед. университет, 1997. - 317 с.
60. Лотман Ю,М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. С.-Петербург: Искусство-СПБ, 1998. - С. 14 - 285.
61. Маюпоэн М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. 1994. - № 2. - С. 67 - 74.
62. Ман П. де Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста: Пер. с англ. Екатеринбург: Изд.-во Урал, ун-та, 1999. - 368 с.
63. Манцов И. Китай близко // Искусство кино. 1999. - №3. - С. 83 -89.
64. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. -347 с.
65. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994. - 368 с.
66. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства (Опыт энциклопедического словаря). Ч. 1 2. - СПб., 2000. - 551 с.
67. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб., 1995. - 216 с.
68. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, Наука, 1999.-606 с.
69. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: Искусство, 1987. - 302 с.
70. Молчанов В. Художник-нонконформист в западной социологии // Художник и публика. Сб. науч. трудов. Л., 1981. - С. 144 - 148.
71. На путях постмодернизма. Сборник обзоров и рефератов. М., 1995. -187 с.
72. Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: AdMarginem, 1999. - 255 с.
73. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986. - 637 с.
74. Ницше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник. Мн.: Поппури, 1997 -704 с.
75. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость: Сборник. Мн.: Попурри, 1997. - 624 с.
76. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева. -М.: Acadenia, 1999. 640 с.77.0нуфриенко Г. Художник в мире западного арт-бизнеса. 80-е гг. // Вопросы искусствознания. 1994. - № 1. - С. 63 - 100.
77. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-588 с.
78. Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. 1998. -№ 7.-С. 3-13.
79. Петровская Е. Глазные забавы. М.: «Ad Marginem», 1997. - 176 с.81 .Подорога В. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem, 1995. - 426 с.
80. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX XX вв. - М.: Наука, 1993. - 320 с.
81. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995. - 339 с.
82. Подорога В.А. Философское произведение как событие // Вопросы философии. 1993. - № 3. - С. 9 -12.
83. Постмодернизм и культура. М.: ИФАН, 1991. - 138 с.
84. Постмодернизм и культура (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1993. - № 3. - С. 3 - 16.
85. Рассказы о художниках. История искусства XX века. СПб.: Академический проект, 1999. - 254 с.
86. Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен // Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993. - С. 189 - 193.
87. Рыклин М. Искусство как препятствие. М.: Ad Marginem, 1997. - 222 с.
88. Смирнов И. Бытие и творчество. СПб.: Corvus, 1996. - 188 с.
89. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. -М.: Интрада Инион, 1996. - 317 с.
90. Современные зарубежные литературоведческие концепции (герменевтика, рецептивная эстетика). Реферативный сборник. М.: ИНИОН, 1983 -184 с.
91. Современное искусствознание: методологические проблемы. М.: Наука,1994.-253 с.
92. Солодухина О.В. Концепции читателя в современном западном литературоведении // Теории, школы, концепции. Художественная рецепция и герменевтика. М.: Наука, 1985. - С. 212-239.
93. Социо-Логос постмодернизма. М.: Институт эксперимент, социологии, 1996.-236 с.
94. Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж.Деррида) // Вопросы философии. 1993. -№3.-С. 36-45.
95. Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века.- СПб.: Мифрил, 1994. 346 с.
96. Теории, школы, концепции: Художественная коммуникация и семиотика.- М.: Наука, 1986.-230 с.
97. Теории, школы, концепции: Художественная рецепция и герменевтика-М.: Наука, 1985.-288 с.
98. Теории, школы, концепции: Художественный текст и контекст реальности. -М.: Наука, 1977. 180 с.
99. Тупицын В. «Другое» искусства. Беседы с художниками, критиками, философами: 1980 1995 гг. - М.: Ad Marginem, 1997 . - 348 с.
100. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола // Искусство кино. 1998. - № 6,8.
101. Феноменология искусства. М., 1996. - 263 с.
102. Филиппов А.Ф. Ясность, беспокойство и рефлексия: к социологической характеристике современности // Вопросы философии. 1998. - № 8. -С. 38-58.
103. Философские основания эстетики постмодернизма (Научно-аналитический обзор). М., 1993. - 42 с.
104. Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика,1995.-400 с.
105. Фуко М. Герменевтика субъекта.// Социо-логос. Социология. Антропология. Метафизика. М.: Прогресс, 1991. - Вып. 1. Общество и сферы смысла. - С. 284 - 315.
106. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994.-406 с.
107. Фуко М. Что такое автор? // Лабиринт. Лит.-худ. журнал. 1991. - № 3. -С. 25-43.
108. Фуко М. Это не трубка. М.: Художественный журнал, 1999. - 143 с.
109. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект /У Вопросы философии.- 1994,-№4.-С. 40-52.
110. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. -М.: Республика, 1993. С. 41-62.
111. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. - 464 с.
112. Хаксли О. Писатели и читатели // Иностранная литература. 1998. -№4-С. 211 -224.
113. Шартье Р. Автор в системе книгопечатания // Новое литературное обозрение. 1995. -№ 13. - С. 188 - 214.
114. Шенле А. Теории фикциональности: критический обзор // Новое литературное обозрение. 1997. - № 27. - С. 41 - 53.
115. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. -479 с.
116. Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. -1998.-№32.-С. 5-15.
117. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. СПб.: Симпозиум, 1997. - С. 596 - 644.
118. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М.: Издание М.Элинина, 2000. - 368 с.
119. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф.- М.: РИК «Культура», 1993. 456 с.
120. Ямпольский М. Интернет или постархивное сознание // Новое литературное обозрение. 1998. - № 4.(№ 32). - С. 15 - 28.
121. Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000. - 287 с.
122. Яусс Х.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. - № 12. - С. 34 - 84.
123. Adorno T.W. Asthetische Theorie. Frankfurt am Main: Surkamp, 1993. -569 s.
124. Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. - 1189 p.
125. Barr A.H. Masters of modern art. New-York, The Museum of modem art, 1958.-240 p.
126. Barr A.H. Three generations of twentieth-century art. New York, The Museum of modern art, 1972. - 235 p.
127. Benjamin W. The Author as Producer // Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. - P. 483 - 489.
128. Bianchi P. Lebenskunst: Gastarbeit zwischen Kunst und Leben // Kunstforum International. 1998. - Bd. 142, Oktober-Dezember. Lebenskunstwerk (LKW). - S. 44 - 49.
129. Bianchi P. Real Life // Kunstforum International. 1998. - Bd. 143, Jahnuar - Februar. - S. 39 - 44.
130. Bianchi P. Das LKW // Kunstforum International. 1998. - Bd. 142, Oktober-Dezember. Lebenskunstwerk (LKW). - S. 50 - 61.
131. Deibert R.I. Parchment, Printing and Hupermedia. Communication in World Order Transformation. New York: Colambia University Press, 1997. - 329 p.
132. Die Rolle des Autors. Analysen und Gesprache. (Hrsg. von Schneider I.). -Stuttgart: Ernst Klett, 1981.-328 s.
133. Drucker I. Theorizing Modernism. Visual Art and The Critical Tradition. -New York: Colambia University Press, 1994. 201 p.
134. Duchamp M. The Richard Mutt Case II Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. - P. 248.
135. Fiedler L. Uberquert die Grenze, schlieftt den Graben. Maerz-Mammut: Maerz-Herbstein Texte, 1984.
136. Fischer-Lichte E. Die Entdeckung des Zuschauers. Paradigmenwechsel auf dem Theater des 20. Jahrhunderts. Tubingen, Basel: Francke, 1997 - 300 s.
137. Fried M. Art and Objecthood // Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993.-P. 822-834.
138. Greenberg C. Art and Culture. London: Thames and Hudson, 1972. -302 p.
139. Greenberg C. Modernist Painting // Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. - P. 754 - 760.
140. Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne. Frankfurt am Main: Surkamp, 1996. - 450 s.
141. Hauser A. Soziologie der Kunst. Miinchen: Verlag C.H.Beck, 1988. -824 s.
142. Hess T.B. Pop and Public // Pop Art. A Critical History. Ed. by S.H. Madoff. Berkely, Los Angeles, London: University of California Press, 1997. -P. 100-102.
143. Huyssen A. Postmoderne eine amerikanische Internationale? // Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. - Hamburg: Rowohlts Enzyklopadie, 1993. - S. 13 - 44.
144. Iser W. Der Akt des Lesens: Theorie asthetischen Wirkung. Miinchen, 1976.-405 s.
145. Iser W. Der implizite Leser. Kommunikationsformen des Romans von Bunyan bis Beckett. Miinchen: Wilhelm Fink Verlag, 1979. - 420 s.
146. Jameson F. Postmoderne zur Logik der Kultur im Spatkapitalimus II Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. - Hamburg: Rowohlts Enzyklopadie, 1993. - S. 45 - 102.
147. Jauss H.R. Negativitat und Identifikation. Versuch zur Theorie der asthetischen Erfahrung II Positionen der Negativitat (Hrsg. von H.Weinrich). -Miinchen: Wilhelm Fink Verlag, 1975. S. 263 - 339.
148. Kelly M. Re-Viewing Modernist Criticism // Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. - P. 1088 - 1094.
149. Klotz H. (Hrsg.) Die Zweite Moderne. Eine Diagnose der Kunst der Gegenwart. Miinchen: Verlag C.H.Beck, 1996 - 245 s.
150. Krauss R. A View of Modernism // Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. - P. 553 - 569.
151. Maclean I. Reading and Interpretation // Modern Literary Theory. A Comparative Introduction. Ed. by Jefferson A. & Robey D. London: B.T.Bastford Ltd, 1991. - P. 122 - 144.
152. Moderne Literatur in Grundbegriffen. (Hrsg. von Borchmeyer D. und Zmegac V.) Tubingen: Niemeyer, 1994. - 471 s.
153. Pop Art. A Critical History. Ed. by S.H. Madoff. Berkely, Los Angeles, London: University of California Press, 1997 - 420 p.
154. Poetik der Autoren. Beitrage zur deutschsprachigen Gegenwartsliteratur. (Hrsg. von Liitzeler P.M.). Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1994.-345 s.
155. Poschardt U. Cool it II Kunstforum International. 1998. - Bd. 143, Jahnuar - Februar. - S. 105-112.
156. Raule G. Zur Dialektik der Postmoderne // Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. Hamburg: Rowohlts Enzyklopadie, 1993. -S. 128- 150.
157. Schapiro M. The Social Bases of Art 11 Art in Theory. An Anthology of Changing Ideas. Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. Oxford: Oxford University Press, 1993. - P. 506 - 510.
158. Scherpe K.R. Dramatisierung und Entdramatisierung des Untergangs zum asthetischen Bewustsein von Modeme und Postmoderne // Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. - Hamburg: Rowohlts Enzyklopadie, 1993. -S. 270 -301.
159. Schmid W. Das Leben als Kunstwerk // Kunstforum International. 1998. -Bd. 142, Oktober-Dezember. Lebenskunstwerk (LKW). - S. 72 - 79.
160. Sontag S. Against interpretation and other essays. New York: Dell cop., 1966.-304 p.
161. Vietta S. Der Begriff der Modeme // Vietta S.Die literarische Moderne: Eine problemgeschichtliche Darstellung der deutschsprachigen Literatur von Holderlin bis Thomas Bernhard. Stuttgart: Metzler, 1992. - S. 17 - 35.
162. Vietta S.Die literarische Moderne: Eine problemgeschichtliche Darstellung der deutschsprachigen Literatur von Holderlin bis Thomas Bernhard. -Stuttgart: Metzler, 1992. 391 s.
163. Voss D. Metamorphosen des Imaginaren nachmodeme Blicke auf Asthetik, Poesie und Gesellschaft // Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. - Hamburg: Rowohlts Enzyklopadie, 1993. - S. 219 - 250.
164. Weibel P. Probleme der Moderne Fur eine Zweite Moderne // Klotz H. (Hrsg.) Die Zweite Moderne. Eine Diagnose der Kunst der Gegenwart. -Mtinchen: Verlag C.H.Beck, 1996. - S. 23 - 41.
165. Zimmermann B. Publikum // Moderne Literatur in Grundbegriffen. (Hrsg. von Borchmeyer D. und Zmegac V.) Tubingen: Niemeyer, 1994. -S. 361-364.