автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему: Мемуары как источник культурологического исследования
Полный текст автореферата диссертации по теме "Мемуары как источник культурологического исследования"
Б ОД , ц ДЕЛ «98
ГОЛОВИНА ТАТЬЯНА ИЛЬИНИЧНА
МЕМУАРЫ КАК ИСТОЧНИК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
24.00.02 - историческая культурология
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук
Санкт-Петербург 1998 г.
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургской Государственной Академии Культуры.
Защита состоится 22 декабря 1998 г. в 14 часов па заседании Диссертационного Совета Д. 092.01.03 в Санкт-Петербургской Государственной Академии Культуры по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д.2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской Государственной Академии Культуры.
Автореферат разослан 20 ноября 1998 г.
Научный руководитель - доктор философских наук,
профессор С.Н. Иконникова.
Официальные оппоненты - доктор философских наук,
профессор В.В. Селиванов.
- кандидат педагогических наук, профессор М.А. Ариарский
Ведущая организация - Санкт-Петербургская
Государственная Академия Театрального искусства.
Ученый секретарь Диссертационного Совета
1. Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Радикальные изменения общественной и государственной жизни России имеют неоднозначные последствия. Складывается новая система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры. Исчезает чувство культурной изоляции, возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Во многом заново осваивается духовный потенциал минувших эпох, который входит составной частью в непосредственный процесс функционирования культуры в России. Феномены прошлого освещаются историками культуры с современных позиций.
В период социальных реформ возникает потребность общества в произведениях биографического жанра, создающих и реконструирующих образ эпохи. Расширяется культурный репертуар мемуаристики, в который органично вписываются разнообразные сценарии жизни и формы самовыражения. Феномен биографического сознания, обусловленный историко-культурологическим аспектом развития общества, фиксирует и проявляет скрытые стороны жизни художника.
Произведения мемуарного жанра являются источником исследования различных наук: истории, литературоведения, психологии, социологии, философии, культурологии. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе, в которой личность является носителем культурных качеств, субъектом духовной деятельности.
С возникновением мемуарного жанра появилась необходимость исследовать человека в многообразном контексте его жизнедеятельности. Изучение роли личности в истории культуры в широком диапазоне значений укрепляет методологические ориентиры исторической культурологии, включающие в себя сравнительно-исторический анализ, моделирование, герменевтический подход и диахронический метод.
Исторические судьбы русского балета от его зарождения в России до наших дней закономерно и органично легли в основу отечественной культуры. Искусство балета не замкнулось на своих традициях, своем прошлом, оно слилось с динамикой культурных явлений российской действительности. В контексте культуры России балет вышел за пределы собственно культурного процесса в узком смысле и охватил более широкую область социокультурных явлений.
Проблема введения балетной мемуаристики в культурно-исторический контекст, как закрепленный результат духовной и практической деятельности ведущих мастеров искусства, имеет
огромное значение. Балетная мемуаристика представляет собой некую микромодель творческой жизни в ее реальном развитии, игнорирование которой приводит к утрате духовной целостности, дисбалансу процессов изменения и сохранения культуры.
Изучение мемуаров деятелей балета, пик творчества которых пришелся на рубеж Х1Х-ХХ вв., позволяет полнее оценить коренной перелом в общественном сознании и культуре в начале XX века.
Важно отметить, что воспоминания деятелей русского балета, большинство из которых после 1917 года жили в эмиграции, особенно интенсивно начали публиковаться в России с 1990 годов, и этот процесс продолжается до настоящего времени.
Анализ феномена восприятия эпохи деятелями балета возможен только при детальном изучении их воспоминаний.
Историческая эпоха исследуется с точки зрения полноты анализа социокультурной ситуации и с позиций историзма. В отношении изучения рубежа Х1Х-ХХ вв. только в последнее десятилетие обозначился свободный от идеологической предрасположенности подход. Исследование позволяет ввести в культурологический контекст ряд памятников балетной мемуаристики.
Многие выдающиеся деятели русского балета создавали интересные произведения мемуарного жанра, рассказывая о себе, своем творчестве, современниках, событиях художественной жизни, встречах. Балетные мемуары поражают информативностью, стилевым разнообразием и, самое главное, эмоциональной насыщенностью, оказывая благотворное воздействие на формирование эстетических взглядов.
Актуальным является целостное и методологически обоснованное исследование феномена балетной мемуаристики в социокультурном контексте жизни России Х1Х-ХХ веков.
Степень разработанности проблемы: общим вопросам, затрагивающим сферу истории художественной культуры России XIX - начала XX века, посвящены труды Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, К.НЛеонтьева, В.С.Соловьева. Современный взгляд на историко-культурные процессы изложен в исследованиях М.А.Ариарского, С.Н.Артановского, А.Ф.Замалеева, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Д.С.Лихачева, С.Т.Махлиной, А.И.Новикова, Г.А.Праздникова, В.В.Селиванова, Э.В.Соколова, В.А.Щученко.
В области исторической культурологии проблемы биографического метода освещались в трудах М.М.Бахтина, О.Шпенглера, Г.Зиммеля, Х.Г.Гадамера, Ю.М.Лотмана.
Обоснованию биографики как гуманитарной отрасли знания посвящены работы Г.О.Винокура, А.Л.Валевского, М.Г.Ярошевского, Б.С.Мейлаха, Э.Ю.Соловьева, В.Б.Голофаста.
Литературоведческая и историческая наука большое внимание уделяла изучению мемуаристики. В работах П.П.Пекарского, Н.Д.Чечулина, П.А.Зайончковского, Л.Л.Гаранина, Г.Е.Гюбиевой,
A.А.Курносова, С.СДмитриева, Г.Г.Елизаветиной, В.С.Голубцова, С.С.Минц. , А.Г.Тартаковского и др. намечены основные проблемы жанра, систематизированы литературные и исторические мемуары, дана их классификация. Многие аспекты анализа жанра получили должное научное освещение. Однако не весь мемуарный пласт, в частности, воспоминания творческих деятелей, был достаточно изучен. Исследование И.Ф.Петровской "Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII - начала XX века" наметило темы для дальнейших разработок.
Анализ балетной мемуаристики в общем историко-культурном контексте потребовал обобщить, интегрировать большое количество различных точек зрения. В диссертации использованы работы ведущих историков, теоретиков, критиков балета: А.А.Плещеева,
B.Я.Светлова, А.ЯЛевинсона, Л.Д.Блок, М.В.Борисоглебского, Ю.А.Бахрушина, Ю.И.Слонимского, В.М.Красовской, М.А.Ильичевой, В.М.Гаевского, Г.Н.Добровольской, Е.Я.Суриц.
Выделение .балетной мемуаристики из общего литературного потока позволяет концептуально определить роль данного жанра в культурно-историческом процессе духовного развития общества.
Цель диссертации состоит в определении научного потенциала мемуаров как источниковедческой базы историко-культурологических исследований.
Теоретические задачи исследования:
• определить соотношение объективных и субъективных особенностей мемуаров как источника культурологических исследований;
• рассмотреть мемуары в контексте истории русской культуры;
• выявить этапы исторической эволюции мемуарного жанра как способа трансляции духовного наследия в русской культуре;
• проанализировать особенности и виды балетной мемуаристики;
• исследовать мемуары как опыт самопознания личности и способ биографической реконструкции ритмов жизни и творчества;
• дать сравнительный анализ воспоминаний, дневников, автобиографий, писем и других документов мемуарного жанра;
• ввести в научный оборот архивные и рукописные материалы.
Объект исследования. Мемуары в истории русской культуры в многообразии типологических особенностей.
Предмет исследования. Мемуары деятелей русского балета на рубеже Х1Х-ХХ веков.
Основная гипотеза. Введение в научный оборот произведений мемуарного жанра значительно расширяет источниковедческую базу
исторической культурологии; балетная мемуаристика способствует сохранению духовного наследия в более полном объеме, раскрывает роль личности в историко-культурном процессе.
Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные работы по философии, теории культуры, исторической культурологии, истории русской художественной культуры. В данном исследовании культура рассматривается как система взаимодействия различных форм и видов творческой деятельности человека, создания духовных ценностей и реализации способностей и талантов. Культура является основой отбора исторических документов и фактов для биографической реконструкции жизни личности и воссоздания духовного облика эпохи.
Методы исследования:
• исторический - обоснование места и роли мемуаристики в конкретной социокультурной ситуации рубежа Х1Х-ХХ веков;
• биографический - определение ритмов жизненного пути личности;
• социологический - определение роли социальной среды и ее влияния на жизнь и творчество деятелей балета;
• искусствоведческий - выявление особенностей творчества как основного вида профессиональной деятельности;
• психологический - рассмотрение процесса самопознания личности на основе отношения к творчеству.
Эмпирическую базу исследования составили 255 произведений мемуарного жанра деятелей искусства. Из них 23 рукописи и 232 печатных издания, отражающие художественную жизнь России.
В работе использованы материалы фонда Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея Академии Русского балета им.А.Я.Вагановой.
Основное внимание было сосредоточено на мемуарах Т.Карсавиной, М.Кшесинской, В.Нижинского.
Научная новизна исследования состоит:
• в определении роли и места мемуаров как источника историко-культурологического исследования, позволяющего более полно представить объем и содержание культурного наследия;
• в выявлении этапов эволюции мемуарного жанра в истории русской культуры, расширении диапазона и видов мемуарной литературы;
• в анализе мемуаров деятелей русской культуры, восстановлении многих черт их духовного облика и творческой судьбы;
• в раскрытии специфики ритмов творчества Т.Карсавиной, М.Кшесинской, В.Нижинского, О.Спесивцевой на основе анализа воспоминаний;
в изучении мемуаров как опыта самопознания личности, отношения к творческим успехам и неудачам, воссоздания духовной атмосферы эпохи;
в введении в научный оборот архивных материалов, писем Т.Карсавиной, В.Нижинского, О.Спесивцевой.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Мемуары являются ценным источником историко-культурологического исследования, в котором личность выступает как современник исторической эпохи, свидетель и непосредственный участник событий, способный передать будущим поколениям духовную атмосферу эпохи, ее символы и ценности, противоречия и драмы.
2. Эволюция мемуарного жанра в истории русской культуры связана с ростом самосознания личности, стремлением отразить свою причастность к историческим событиям и свое отношение к ним.
3. Мемуары, как форма самопознания личности, открывают возможность их авторам выразить себя, реализовать творческий потенциал, построить свой "культурный космос". В мемуарах находит свое выражение фундаментальная человеческая потребность сделать значимой свою жизнь, соотнести ее с историей, внести порядок в жизненные впечатления и отношения.
4. Мемуары артистов балета - неотъемлемая часть истории русской художественной культуры. В ее текстах выявляются духовно-нравственные, художественно-эстетические ценности, личные потребности и интересы.
5. Мемуары дают новое, нередко неожиданное, освещение особенностей жизни и творчества, опровергают многие стереотипные суждения и считавшиеся бесспорными утверждения современников, способствуют восстановлению исторической правды и устранению искажений в биографии.
6. Воспоминания раскрывают мир личной культуры, круг друзей и увлечений. Особое значение имеет анализ в мемуарах ритмов жизни и творчества, раннего старта в профессии и ранней кульминации творческой карьеры, за пределами которой остается еще долгий жизненный путь. Эти особенности ритмов творчества проанализированы на основе биографических материалов выдающихся деятелей русского балета Т.Карсавиной, В.Нижинского, М.Кшесинской, О.Спесивцевой.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении истории русской культуры, культурологии, истории балета; для составления новых программ и учебных пособий, в дальнейших научных исследованиях по исторической культурологии.
Апробация основных научных положений диссертации была произведена на научных конференциях: "Роль русского балета в художественной культуре России начала XX века" (1997); "Наука и культура русского зарубежья" (1997); V Международная конференция "Ребенок в современном мире: Права ребенка" (1998).
Материалы диссертации были использованы при чтении курсов лекций по истории культуры и истории русского балета в Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой.
Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов; заключения, списка используемой литературы; 3-х Приложений, в которых приводится список опубликованных и рукописных мемуаров деятелей русской культуры; фотографии; письма.
Основное содержание диссертации:
Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цель и задачи исследования, выявляется научная новизна и практическая ценность.
В первой главе "Мемуары как предмет научного исследования" анализируется историография изучения мемуаров в истории и социологии, литературоведении и психологии, философии и исторической культурологии. Выявляются исторические этапы становления и развития мемуарного жанра в истории русской культуры; определяются особенности и виды балетной мемуарной литературы..
В первом параграфе "Историческая эволюция мемуаров в русской культуре" отмечается, что развитие жанра было особенно интенсивным в периоды нарастания социальной напряженности, вследствии этого, необходимости выражения личного отношения к историческим событиям. Смена социально-политической ситуации, вовлечение личности в процесс культурно-исторического осмысления эпохи способствовали возникновению в общественной среде потока мемуарной литературы.
Не менее важным импульсом развития мемуаров был рост самосознания личности, стремление зафиксировать особенности собственного положения в мире, проанализировать степень реализации способностей и талантов, выявить мотивы творчества, отношение современников к достижениям и неудачам.
Единство этих двух аспектов мемуарного жанра создает основу для его использования в историко-культурологическом исследовании.
Особое значение для истории культуры имеет изучение взаимоотношения личности и истории, воссоздание атмосферы творческого поиска, стиля и образа жизни, круга общения, отношения к успехам и неудачам. Реконструкция жизни личности в мемуарах - это своеобразное "воскрешение" прошлого, память о тех людях и
событиях, которые создавали душевный и духовный мир человека. Отпечатки той жизни сохраняются в бесценных документах: воспоминаниях и автобиографиях, письмах и дневниках, записных книжках и конспектах, пометках на книгах и надписях,, на фотографиях, черновых набросках и даже платежных счетах. По этим мозаичным осколкам можно воссоздать "рисунок" прошедшей жизни и представить ее в истории культуры в более полном объеме.
Ю.М.Лотман справедливо называет труд по реконструкции жизни личности в истории "археологией культуры" и "биографией души", в которой выявляются скрытые механизмы творчества, заблуждения и разочарования, поиски и тревоги.
В структуре исторической культурологии мемуары рассматриваются в широком диапазоне значений: как способ сохранения культурного наследия; как средство трансляции текстов культуры; воспроизведения уникальности человеческой индивидуальности и создания творческого портрета.
Существует несколько моделей исследования мемуаров: хронологическая - воспроизводит жизненный путь от рождения к смерти; функциональная - описание этапов профессиональной деятельности; социологическая - представление жизни личности как отражение событий эпохи; психоаналитическая - выявление скрытых комплексов, страхов и эмоциональных стрессов, влияющих на поступки и отношения.
Культурологическая модель анализа мемуаров исследует эволюцию этого жанра в истории культуры; тематику и культурную семантику описываемых событий, мотивов творчества и духовных ценностей. Особое значение имеют мемуары для изучения процесса самопознания личности, описания ритмов творчества, отношения к трудностям и испытаниям.
Однако важно иметь в виду, что мемуары всегда достаточно субъективны, в них выражается жизненная позиция автора, его симпатии и антипатии, предвзятость и тенденциозность, идеологические установки и личная ограниченность. Рассматривая мемуары как источник культурологического исследования, необходимо принимать во внимание соотношение объективного и субъективного, временного и вечного, достоверного и случайного, идеализацию жизни и чрезмерного возвышения собственной личности, пессимистические или оптимистические оценки жизненного пути.
Но это не умаляет достоинств мемуаров как чрезвычайно ценного документа духовного наследия, который спасает от забвения и вносит новые штрихи к портрету творческой личности.
Устойчивыми признаками мемуарного жанра являются фактография, описание отношения к событиям и людям, погружение в прошлое, субъективность авторской позиции.
В истории культуры отмечена тенденция постоянного расширения репертуара .воспоминаний, появления новых сценариев описания жизни и творчества, создания образа эпохи.
В истории русской культуры написание мемуаров имеет давнюю традицию. Элементы жанра ("памятно-биографические" фрагменты в летописях, житиях, поучениях, "хождениях") фиксируются уже в древнерусской литературе. В работах отечественных дореволюционных ученых П.Пекарского "Русские мемуары XVIII века" (1855), А.Галахова "Мемуары первой половины XVIII века" (1863), Н.Чечулина "Мемуары, их значение и место в ряду исторических источников" (1891), М.Пыляева "Записки русских людей первой половины XIX века" (1890); и современных исследователей С.С.Минц- , А.А.Курносова, А.Г.Тартаковского, В.С.Голубцова, М.М.Черноморского начало бытования мемуарного жанра в России относится к концу XVII - началу XVIII вв. Произведения XVII в. (например, "Житие протопопа Аввакума), в основе повествования которых лежат личные воспоминания, все-таки еще имеют жанровые и содержательные ориентиры в системе старой агиографии. В начале XVIII века, в контексте культурно-исторических изменений в России, мемуарный жанр складывается окончательно, становится достаточно популярным, обретает видовую структуру. Значительными произведениями этого периода являются записки А.А.Матвеева, А.Т.Болотова, А.И.Бибикова, Е.Р.Дашковой, А.В.Храповицкого, Г.Р.Державина и другие.
Популяризации данной формы произведений способствовало распространение идей французского и немецкого Просвещения. Центральным моментом произведений становится процесс осознания себя как личности. Знаток русской мемуаристики XVIII века Н.Д.Чечулин отмечал, что "расшевеленная умственная деятельность, вид массы новшеств, вошедших в жизнь, наталкивали на сравнение старого и нового, при сравнении являлось желание записать, сохранить для самого себя и близких лиц то, что было прежде и что все более изменялось"1. Автор перестает быть просто рассказчиком, он становится главным действующим лицом повествования. Отличительной чертой мемуаров XVIII в. является их нередко узко семейное назначение, ориентированность только на близких потомков.
Начало XIX века - новый поворот в создании мемуаров, рассчитанных на публикацию. Воспоминаниям придается статус общественной значимости. Х1Х-Й век в мемуаристике начинается с того, что дает второе (печатное) рождение мемуарам XVIII века. Это было время перехода от абстрактно-просветительских схем в
1 Чечулин Н. Мемуары, их значение и место в ряду исторических источников. - СПб, 1891. - С.9-10.
объяснении прошлого к историзму. Важным рубежом для мемуарного жанра стал 1812-ый год. Он усилил чувство причастности каждого отдельного человека, независимо от его сословного положения, к жизни Отечества, и тем самым по-новому осветил опыт личного участия в истории.
Во второй половине XIX в. многие писатели обращались к мемуарному жанру (С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.И.Герцен и многие другие).
В XX веке сложилась многообразная по форме и всеобъемлющая по содержанию мемуарная литература. Она разделилась на два потока: воспоминания о различных периодах жизни в СССР, об участии в революционных событиях, войнах, пятилетках и других общественных движениях. Эти мемуары издавались в сериях "О жизни и о себе", "Военные мемуары", "Литературные мемуары".
Второй поток воспоминаний относится к культуре Русского Зарубежья и до 80-90-х годов был практически не известен российскому читателю, ибо эта литература находилась под запретом в спецхране.
Теперь возникла реальная возможность объединить "Две России", восполнить пробелы в историко-культурном наследии. Мемуарная литература донесла до нас "эхо" Серебряного века, драматические судьбы изгнанников, их творческие искания и человеческие отношения. Достаточно назвать опубликованные вначале за рубежом, а ныне и в России воспоминания Ю.П.Анненкова, Н.А.Бердяева; Н.Н.Берберовой, А.Н.Вертинского, З.Н.Гиппиус, Н.И.Ильиной, П.Н.Милюкова, И.Г.Одоевцевой, Ф.А.Степуна, Ф.И.Шаляпина и многих других. Биографии многих деятелей культуры отражены в энциклопедическом словаре "Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции" (М., 1997).
Мемуары являются источниками в исторической культурологии, ибо восстанавливают реальный, хотя и весьма противоречивый образ эпохи. Ценность мемуаров определяется их конкретностью, отражением личного отношения автора к себе, своему ближнему и дальнему окружению, творческим поискам, историческим событиям. Но при этом всегда необходимо иметь в виду возможность субъективного подхода.
В традиции русской духовной культуры особое значение придавалось ведению дневников, записных книжек, переписке. Считалось важным записывать свои впечатления о событиях и встречах, обращаться к самоанализу черт характера и поведения, отмечать творческие удачи и просчеты, размышлять о событиях и своем отношении к ним. Весь этот материал необычайно интересен для историка культуры.
В диссертации особое внимание уделяется воспоминаниям деятелей русского балета, в которых воссоздан драматический период их жизни и творчества на рубеже веков.
Во втором параграфе "Особенности балетной мемуаристики". Исследуется история развития жанра и его основные формы, влияние на творческий процесс и духовное становление личности, анализируются архивные фонды и материалы.
История развития балетной мемуаристики относится к середине XIX века. Многие воспоминания артистов балета были написаны "по горячим следам", содержали интересные оценки жизни и творчества, но приходили к читателю со значительным опозданием.
В жанре мемуаристики выделились две основные формы подачи материала: рукописная и печатная. Непосредственность передачи материала отличает рукописные воспоминания. Печатные издания, адресованные массовому читателю, нередко подвергались цензуре, что отражалось на структуре и смысловой композиции самого произведения.
В разные годы первооткрывателями мемуаров становились историки и теоретики балета, имеющие доступ к рукописным источникам. Одними из первых были опубликованы воспоминания балетмейстера А.П.Глушковского о музыкальной жизни Москвы 18121820 годов, о петербургском Театральном училище и балетной труппе (1798-1810), о балетмейстере Шарле Дидло и его балетах (1856). В первой половине XX века русские и советские издательства опубликовали: "Театральные воспоминания" К.Скальковского (1902), Мемуары М.Петипа (1906), "Пережитое" О.Преображенской (1914), "Записки балерины Санкт-Петербургского большого театра 18671884" Е.Вазем (1937), "Моя работа в балете" Е.Люком (1940), "Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии" И.Вальберха (1948). В 1954 вышли воспоминания Р.Захарова "Искусство балетмейстера", в 1956 г. издана книга знаменитого балетмейстера М.Фокина "Против течения"; сборник воспоминаний, посвященных балерине Анне Павловой, в 1958 - сборник, посвященный Агриппине Яковлевне Вагановой. 60-70-е пополнили библиографию балетной мемуаристики новыми изданиями воспоминания Ф.Лопухова "Шестьдесят лет в балете" (1966), Т.Вечесловой "Я - балерина" (1964), М.Михайлова "Жизнь в балете" (1966). В 1971 году впервые вышел сборник статей, материалов и воспоминаний о М.И.Петипа, в котором опубликованы его мемуары и дневники (1903-1905 гг.). В этом же году вышла "Театральная улица" Т.Карсавиной. В 70-е - 80-е годы появились монографии об известных балеринах и танцовщиках современности: М.Ильичевой "Ирина Колпакова" (1979), М.Константиновой "Екатерина Максимова" (1982), В.Красовской "Никита Долгушин" (1985), НЗозулиной "Алла Осипенко" (1987) и др.
В книге Ю.Слонимского "Чудесное было рядом с нами" (1984) даны творческие портреты мастеров балета тех лет, воссоздана история хореографических исканий. Огромный фактический материал собран в сборнике "Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество" (1984). Московскому балету посвящены воспоминания С.Холфиной "Вспоминая мастеров московского балета" (1990). В 90-х годах продолжилось издание балетной мемуарной литературы.
В 1992 году возникло издательство "APT", опубликовавшее воспоминания многих деятелей искусства, живших в эмиграции. Российский читатель получил возможность подробнее ознакомиться с малоизвестными страницами жизни и творчества С.Дягилева, В.Нижинского, М.Кшесинской, Л.Мясина, С.Лифаря, узнать подробнейшую историю русского балета за рубежом. Огромный пласт в истории балета, русской культуры был открыт в последние годы. Были изданы мемуары: М.Кшесинской "Воспоминания" (1992), Н.Тихоновой "Девушка в синем" (1992), С.Григорьева "Балет Дягилева" (1993), С.Лифаря "Дягилев и с Дягилевым" (1994), "Дневники Вацлава Нижинского" (1995), Л.Мясина"Моя жизнь в балете" (1997) и другие.
Уникальные материалы находятся в Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, среди них коллекция рукописей и документов, насчитывающая более 2,5 тысяч единиц хранения. В основном мемуарные материалы сосредоточены в личных фондах.
Наиболее крупным является фонд инспектрисы Петербургского театрального Училища В.Лихошерстовой. В документах представлены имена исполнителей: А.Бекефи, Е.Вазем, П.Гердта, А.Горского, Л.Егоровой, Т.Карсавиной, Ф. и М.Кшесинских, Н.Легата, А.Павловой, М.Петипа, Л.Иванова. Персональное собрание О.Спесивцевой, включающее в себя личный архив балерины до 1919 года, а также большое количество ее писем в последующие годы; фонд А.Вагановой; фонд Ф.Лопухова; фонд Т.Вечесловой; фонд А.Осипенко; Б.Шаврова; Г.Комлевой. В Российской "национальной библиотеке в отделе рукописей хранятся письма и рукописи Т.Карсавиной, В.Нижинского. В музее Академии Русского балета им.А.Я.Вагановой находятся рукописи выдающихся деятелей русского балета Костровицкой B.C., Франгопуло М.Х., Улановой Г.С. и др., фотографии, предметы балетной атрибутики.
В параграфе делается вывод о том, что историю балетной мемуарной литературы нельзя рассматривать в отрыве от огромного массива мемуаристики в целом. Личность и индивидуальность занимают центральное место в произведениях исследуемого жанра, определяя тем самым новые перспективы развития человека в рамках социального и культурно-исторического процесса.
В третьем параграфе "Виды балетной мемуарной литературы и создание образа личности" рассматривается типология воспоминаний как формы самоанализа; выявляются особенности биографических текстов и их достоверность; возможности мемуаров в возвеличивании или принижении значения личности артиста балегга.
Классический балет по праву считается национальным достоянием культуры России. Поэтому вполне понятен тот интерес в нашей стране и в мире к различным аспектам сценического творчества. Особое значение имеет своеобразие личности артиста балета, мастерство создателя и исполнителя образа в спектакле, его пластика и эмоциональность. Наряду с техникой движений, которая является результатом ежедневного и напряженного труда, актер должен иметь источник вдохновения "внутри себя", давая свободу творческому импульсу. Это накладывает отпечаток на личность актера, оказывая влияние на манеру и стиль исполнения. Искусство балета предполагает владение множеством ритмических языков, обладающих особой символикой и эмоциональной насыщенностью. Кроме того, реализация творческого замысла предполагает психологическую сосредоточенность, процесс "вхождения" в образ, освобождения от повседневных забот и волнений. Состояние гармонического равновесия и одновременно эмоционального подъема тесно связано с успехом.
Именно поэтому столь интересны воспоминания артистов балета, раскрывающие "тайны и секреты" мастерства, позволяющие проникнуть в творческую лабораторию, прикоснуться к источнику вдохновения и признания.
Проанализируем некоторые особенности видов мемуарного жанра. При всей схожести они имеют существенные различия.
Дневник предполагает каждодневные записи. Это наиболее простой вид мемуарной литературы, с точки зрения историзма -фактически точный. Записи ведутся изо дня в день и поэтому здесь фиксируются практически все события. Нет той избирательности, как в случае с автобиографиями или воспоминаниями. В дневнике фиксируется информация, моделирующая систему передачи "я - мне". Эта автокоммуникативность не создает дистанции, временной отстраненности от событий, их осмысления. Временная граница определяет авторскую позицию и оценку в анализе происходящих событий. Принцип синхронизации положен в основу передачи информации.
Дневник - это самый "интимный" вид мемуарной литературы. При печатании издатели чаще всего сталкиваются с проблемами нравственного порядка: имеют ли они право выставлять на публичное обозрение жизнь знаменитого человека, прежде скрытую им же самим
от окружающих; не произойдет ли изменение или переоценка ценностей?
Большинство балетных мемуаров написаны в форме воспоминаний, отличительной чертой которых является выборочное отражение действительности, как правило, наиболее ярких моментов творческой жизни автора..
Автобиография является неотъемлемой частью биографии. В настоящее время биографика приближается к статусу отдельной дисциплины. Ее предмет - биография как фиксированная модель воспоминания о культурно-исторических событиях. Основной проблемой этой дисциплины является соотнесение героя и его биографии, персонажа и повествователя.
История жизни, как считает А.Л.Валевский, - это история объяснений. Процесс получения знаний о биографии - это система стратегий, схема объяснений. Биографические знания можно получить только в процессе реконструкции. А.Л.Валевский разработал подробную структуру, включающую поступок и ситуацию. Именно здесь запечатлена индивидуальность личности; биографический факт; биографическое объяснение (жизненный курс, аналитическая работа) и др. -Аспекты, рассматриваемые Валевским А.Л., несомненно распространяются и на автобиографию.
Автобиографический контекст присущ всем мемуарам. В них внимание сосредоточено, в первую очередь, на себе самом, своей жизни и образуют магистральную линию в творчестве, а затем на тех людях, которые создают окружение. Вполне понятно, что собственные отношения и переживания находятся в центре, в них выражено стремление личности к самопознанию, а также желание запечатлеть опыт своего участия в исторических событиях.
Следует отметить, что в воспоминаниях нередко проявляются субъективизм и завышенная самооценка собственных возможностей, стремление создать легенду и миф о своей жизни и творчестве. Иногда этот "имидж" соответствует реальности и затем закрепляется в творческом портрете, становится частью культурного наследия. Но бывает и так, когда возникает ложный образ, искажающий облик-личности, выделяющий второстепенные черты и несправедливо принижающий значение таланта.
В творческом портрете в художественной форме воссоздается образ как целостное отражение индивидуальности, неповторимости "лица" и внешнего облика, способа общения и характера, манер поведения и личного обаяния.
Элементы творческого портрета пронизывают всю балетную мемуаристику и служат раскрытию образа современника.
Искусство балета всегда вызывало чувство восторженного поклонения и преклонения перед талантами. Поэтому так часто
возникали мифы и легенды о жизни и творчестве "звезд" и кумиров публики, вызывая желание больше узнать об этом человеке. Этим объясняется читательская популярность воспоминаний.
Особый интерес представляют письма как эпистолярный жанр. Они вносят новые штрихи к портрету творческой личности, раскрывая черты характера, способ вести диалог, настроения и переживания. Переписка, обычно сохраняемая в рукописях и в личных архивах, может внести немало новых черт в описание жизни и творчества.
Таким образом, балетная мемуаристика дает огромный и до сих пор еще мало изученный материал, способствующий более глубокому изучению художественной культуры России и судьбы ее талантов.
Во второй главе "Мемуары как опыт самопознания личности" анализируются проблемы соотношения личности и индивидуальности в мемуарной литературе; социокультурная динамика ритмов жизни и творчества в воспоминаниях; отражение в мемуарах истории творческой жизни личности.
В первом параграфе "Личность и индивидуальность в мемуарной литературе" рассматриваются особенности творческой судьбы, отношение к успеху и забвению, зависти и покровительству, столь обычных в актерской среде.
Основное свойство любой мемуаристики - это стремление героя осознать и воссоздать историю своей личности, показать собственную исключительность. Момент самоутверждения и саморазоблачения является ключевым.
Общее научное определение личности включает индивидуальные особенности, способности, темперамент и др.
Каждый мемуарист раскрывает свою личность и индивидуальность по-разному, выстраивая своего рода микромодель культуры.
Исследования в области балетной мемуаристики не должны ограничиваться только внешней фактологической стороной жизни артистов балета, необходим концептуальный, диалектически обусловленный анализ различных сфер деятельности художника.
Балетные мемуары воссоздают процесс постижения своего жизненного (индивидуального) и профессионального "я".
Творческая самореализация личности есть длительный процесс самостоятельного осознания себя в контексте культуры. Индивидуальные свойства являются проявлением одного целого (образа художника), по-разному реализующиеся в отдельные периоды его жизни.
У художника существует избирательное отношение к действительности. Эмоциональность дает возможность более определенно выразить себя, свою сущность - быть не только отображающим, но и отображаемым. Замысел, попадающий в
резонанс с личностными и индивидуальными особенностями человека, активизирует творческое начало художника.
Новые публикации в балетной мемуаристике зачастую освобождают от схематизма изображения известных деятелей культуры, помогая исследователям проникнуть в духовный смысл жизненных этапов, понять мотивацию тех или иных поступков, уточнить индивидуальные характеристики. И здесь кроется огромнейший материал для изучения личности и индивидуальности творческого человека в контексте культуры.
Во втором параграфе "Ритмы жизни и творчества в воспоминаниях" рассматривается и анализируется определенный тип биографии артистов балета. Понятие жизненных биоритмов человека ввел в научный обиход Н.Я.Пэрна. Он установил узловые точки жизни, по достижении которых личность переходит на качественно новую ступень. В результате исследований ученый установил, что эти точки, в среднем кратны 7 годам. Особенно он выделил периоды жизни людей в возрасте 7, 14, 20, 28, 35, 42, 50 лет. Н.Пэрна подошел к вопросу изучения биографий людей искусства с позиции классификации периодов их творчества. Он считал, что на интенсивность и характер творчества художника влияют социальные условия, общественные и бытовые изменения. Изучение биографий артистов балета подтверждает определенные закономерности выводов Н.Пэрна и выявляет новые тенденции.
Балет, как всякое искусство, имеет свою профессиональную специфику.
Сложная разноуровневая структура профессионально важных качеств артистов балета базируется на морфологических и психомоторных качествах, во многом определяемых природными особенностями человека. Это объясняет и тот факт, что уже в XVIII веке в сфере профессиональной подготовки артистов балета сложилась система отбора. Танец претендента оценивался с точки зрения двух критериев: технического и художественного. Технический был также важен, как и эстетический. Эмоциональная сфера - важная составная часть психофизической организации индивида. Биологические ритмы служат чутким барометром состояния артиста. Существует во всех биографиях повторяемость: наличие в рамках единого жизненного цикла разных фаз, стадий и периодов развития. Это раннее начало профессионального образования: учеба начинается с 8-10 лет. Ощутив себя избранным, ученик хореографической школы всегда стремится к достижению успеха. Огромные физические нагрузки с раннего детства. Техника достигается тренингом. Отсюда и отсутствие свободного времени на общение с детьми вне своего балетного круга. Раннее начало карьеры (16-17 лет), раннее достижение успеха, раннее испытание славой. В 18 лет артист может
стать звездой. И ранний уход со сцены. Балет - искусство молодых. Проблема в убывающем порядке: закат карьеры, уход со сцены в возрасте 37-40 лет, когда в других профессиях - это расцвет творческих сил. В своих воспоминаниях Т.Карсавина прослеживает свои творческие ритмы, биографическая последовательность фактов и событий сопровождается размышлениями о творческих ритмах артистов балета. Балетная профессия накладывает свой определенный отпечаток и на личную жизнь артистов. Определенные трудности возникают в семейной жизни.
У мужчин-танцовщиков существовали свои проблемы, касающиеся сексуальной ориентации, особенно проявившиеся в балетной среде в начале XX века. Известный исследователь И.С.Кон связывает изменение половой ориентации прежде всего с радикальной ломкой традиционной системы половой стратификации. Особое место в культуре начала века, как на бытовом, так и на философско-эстетическом уровне, занимает и проблема сексуальной ориентации.
В параграфе анализируются и сопоставляются биографии Т.Карсавиной(1885-1978), В.Нижинского(1889-1950), О.Спесивцевой (1895-1991), М.Кшесинской(1872-1971). Начало биографий у всех похожее: потомственные балетно-театральные семьи, театральная школа, Мариинский театр. Общая категория - успех. Две труппы -Мариинская и дягилевский "Русский балет" - делили славу с Т.Карсавиной, В.Нижинским, О.Спесивцевой. Творческие ритмы знаменитых артистов катастрофически коротки. Не все могли психологически выдержать огромные физические и моральные нагрузки.
В параграфе делаются выводы о том, что изучение группы художников в определенной системе биографий позволяет выявить общую картину творческого процесса, понять смысл творчества. Сопоставление этапов их жизненного пути, обнаруживающих общность судеб, выявляет совокупность индивидуальных черт как признак определенной творческой среды.
В биографическом сознании формируется представление о том, какой жизненный путь человека можно считать удавшимся, завершенным, полноценным. Зачастую трудно понять: эпоха формирует художника, или художник изменяет ее посредством утверждения новых способов мироощущения и быта. Мемуаристика артистов балета представляет бесценный источник для изучения реальной ткани культурной эпохи, постижения тайны творчества, истории души. Открывается еще одна неизвестная страница истории культуры, восполняется пробел в духовном наследии нации.
В третьем параграфе"Мемуары как история творческой жизни личности" исследуются воспоминания Т.Карсавиной, В.Нижинского, М.Кшесинской, М.Фокина, А.Бенуа, С.Лифаря. Предметно-
изобразительная функция слова выявлет общие эстетические взгляды личности. Определяется характер устанавливаемых взаимоотношений между собой и действительностью. Автор воспоминаний избирательно расставляет акценты в своей биографии. Первоначально воспоминания многих деятелей балета публиковались за рубежом: в 1930 году в Лондоне вышли воспоминания Т.Карсавиной, в 1936 году, там же,, издан дневник В.Нижинского, в 1960 году в Париже воспоминания М.Кшесинской.
Балерина Т.Карсавина, по мнению многих историков балета, воплощала рациональное начало. Эта рациональность свойственна и ее мемуарам. Воспоминания ее написаны ровно, благожелательно по отношению к коллегам по искусству, достаточно объективно. Она пытается взглянуть на происходящие события со стороны, свое "я" перенести в структуру "она", чтобы отбросить излишнюю субъективность.
Т.Карсавина в книге "Театральная улица" ведет читателя по пути своей судьбы, описывая четыре фазы творческой деятельности.
Т.Карсавина строит свои мемуары от малого к большому, через незначительное событие: встречу, реплику или ссору она подходит к какому-то историческому отрезку; высказывая свое мнение не категорично, а достаточно корректно, описывает событие, давая возможность самому читателю делать выводы. Воспоминания отличаются стройностью композиции, четким хронологическим делением на главы с короткими аннотациями, строгостью и логичностью стиля, огромным фактическим материалом. Все это придает им статус важнейшего исторического документа о периоде истории русского балета с конца XIX века до 20-х годов XX века.
Иной вид балетной мемуаристики - "Дневники Вацлава Нижинского". Они обнажили духовный процесс сложной внутренней жизни танцовщика накануне его душевной болезни, индивидуальные психологические мотивы общественного поведения В.Нижинского, специфику его ментальности, отношение к миру и Богу. Даже беглый обзор открывает читателю человека, отличающегося от созданного усилиями современников и историков балета "мифа" о "Боге танца". Истерзанная, усталая душа живет воспоминаниями о прошлых успехах, размышлениями о мире и Боге. Он летописец своей жизни, обладающий острой наблюдательностью, восприимчивостью к миру, большой долей эгоизма, зачастую чувствующий себя пророком, пытающийся "подправить" свою биографию и в то же время пишущий о вещах малоприятных, равно как и о разных мелочах. Художник познает не свое, реальное "я", насколько это возможно, а некое придуманное "я", созданное им самим. Важная тема дневников -психическое расстройство В.Нижинского. По мере развития болезни она занимает все большее место в тексте и контексте.
С точки зрения биографического объяснения факта, дневники
B.Нижинского - ярчайший пример создания артистом своей легенды. Его жизнь более, чем кого-либо из его коллег, оказалась в зависимости от сил судьбы.
М.Кшесинская в своих "Воспоминаниях" предстает неким хронографом, точно отмечающим года, факты, события. Ее воспоминания больше напоминают автобиографию, где главное не "они", а "я", моя жизнь, мои встречи, мои друзья.
Ольга Спесивцева сама о себе не писала. Образ, творческий и человеческий, возникает из воспоминаний других, проследивших все шаги ее балетной карьеры. Творческий портрет балерины написан многими ее современниками: АЛевинсоном, А.Долиным, Ю.Слонимским, Н.Тихоновой, А.Шайкевичем, В.Богдановым-Березовским.
Достойное место в балетной мемуаристике занимает имя
C.П.Дягилева. Все авторы воспоминаний, пишущие о балете начала XX века, давали свои оценки деятельности С.Дягилева. По количеству воспоминаний о нем он превзошел даже В.Нижинского. Последние публикации помогли добавить новые краски в описание колоритной и противоречивой фигуры великого импресарио.
Заслуги С.Дягилева перед русским искусством отметил художник А.Н.Бенуа в своих воспоминаниях. Более субъективно, по отношению к С.П.Дягилеву, высказывался хореограф М.Фокин, но, несмотря на полемический запал своих мемуаров ("Против течения"), он точно раскрыл механизм, которым пользовался Дягилев для создания своей легенды в истории русского и мирового балета.
В параграфе делается вывод о том, что все мемуаристы, обращаясь к истории своей жизни или творчеству другого человека, описывают историко-культурную ситуацию, создавая историческую преемственность времени. Не всем им удается избежать тенденциозности, обожествления личности. Содержательные и литературно-стилевые особенности мемуаров только подчеркивают позицию автора, его мировоззрение, отношение к проблемам бытия, взглядам на пережитое. Мемуары являются той основой, на которой выстраивается историческая персонология личности.
В Заключении подводятся основные итоги работы, в соответствии с поставленными задачами намечаются перспективы дальнейшего изучения. Предпринятое исследование балетной мемуаристики - это попытка рассмотреть историко-культурный процесс с точки зрения целей, потребностей и задач современности, это стремление найти некую универсальную точку зрения, открыть иные стороны самопознания личности, зафиксировать отношение к новой реальности.
Балетная мемуаристика - это своеобразная форма фиксации культурного наследия, восполнение пропусков и умолчании в культурно-историческом контексте эпохи начала XX века.
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях
1. Ольга Спесивцева: Взгляд из настоящего // Наука и культура рус.заруб: Сб. науч. тр. СПбАК. - СПб., 1997..- 0,3 п.л.
2. Имя в истории // Вест. Академии Русского балета им.А.Я.Вагановой. -СПб., 1998.-0,2 п.л.
?. Балетное образование в России: Специфика "балетного" детства// Тез. док. и сообщ. III Межд. конф. "Ребенок в современном мире".-СПб.,1996. - 0,2 п.л. I. Права детей в закрытых учебных заведениях: На материале Академии Русского балета им.А.Я.Вагановой //Тез. док. и сообщ. V Межд. кон. "Ребенок в современном мире: Права ребенка",- СПб., 1998. - 0,1 п.л.
Текст диссертации на тему "Мемуары как источник культурологического исследования"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи
ГОЛОВИНА ТАТЬЯНА ИЛЬИНИЧНА
МЕМУАРЫ КАК ИСТОЧНИК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Специальность 24.00.02 - историческая культурология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук
Санкт-Петербург I х 1998
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................ 3
Глава 1. МЕМУАРЫ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ................................................... 12
1.1. Историческая эволюция мемуаров
в русской культуре................................................... 12
1.2. Особенности балетной мемуаристики................... 29
1.3. Виды балетной мемуарной литературы
и создание Образа личности................................... 47
Глава 2. МЕМУАРЫ КАК ОПЫТ САМОПОЗНАНИЯ
ЛИЧНОСТИ.............................................................. 79
2.1. Личность и индивидуальность в мемуарной литературе................................................................ 79
2.2. Ритмы жизни и творчества в воспоминаниях......... 93
2.3. Мемуары как история творческой жизни личности................................................................... 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................. 156
ЛИТЕРАТУРА....................................................................... 161
Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные изменения общественной и государственной жизни России имеют неоднозначные последствия. Складывается новая система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры. Исчезает чувство культурной изоляции, возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Во многом заново осваивается духовный потенциал минувших эпох, который входит составной частью в непосредственный процесс функционирования культуры в России. Феномены прошлого освещаются историками культуры с современных позиций.
В период социальных реформ возникает потребность общества в произведениях биографического жанра, создающих и реконструирующих образ эпохи. Расширяется культурный репертуар мемуаристики, в который органично вписываются разнообразные сценарии жизни и формы самовыражения. Феномен биографического сознания, обусловленный историко-культурологическим аспектом развития общества, фиксирует и проявляет скрытые стороны жизни художника.
Произведения мемуарного жанра являются источником исследования различных наук: истории, литературоведения, психологии, социологии, философии, культурологии. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе, в которой личность является носителем культурных качеств, субъектом духовной деятельности.
С возникновением мемуарного жанра появилась необходимость исследовать человека в многообразном контексте его жизнедеятельности. Изучение роли личности в истории культуры в широком диапазоне значений укрепляет методологические ориентиры исторической культурологии, включающие в себя сравнительно-исторический анализ, моделирование, герменевтический подход и диахронический метод.
Исторические судьбы русского балета от его зарождения в России до наших дней закономерно и органично легли в основу отечественной культуры. Искусство балета не замкнулось на своих традициях, своем прошлом, оно слилось с динамикой культурных явлений российской действительности. В контексте культуры России балет вышел за пределы собственно культурного процесса в узком смысле и охватил более широкую область социокультурных явлений.
Проблема введения балетной мемуаристики в культурно-исторический контекст, как закрепленный результат духовной и практической деятельности ведущих мастеров искусства, имеет огромное значение. Балетная мемуаристика представляет собой некую микромодель творческой жизни в ее реальном развитии, игнорирование которой приводит к утрате духовной целостности, дисбалансу процессов изменения и сохранения культуры.
Изучение мемуаров деятелей балета, пик творчества которых пришелся на рубеж Х1Х-ХХ вв., позволяет полнее оценить коренной перелом в общественном сознании и культуре в начале XX века.
Важно отметить, что воспоминания деятелей русского балета, большинство из которых после 1917 года жили в эмиграции, особенно интенсивно начали публиковаться в России с 1990 годов, и этот процесс продолжается до настоящего времени.
Анализ феномена восприятия эпохи деятелями балета возможен только при детальном изучении их воспоминаний.
Историческая эпоха исследуется с точки зрения полноты анализа социокультурной ситуации и с позиций историзма. В отношении изучения рубежа Х1Х-ХХ вв. только в последнее десятилетие обозначился свободный от идеологической предрасположенности подход. Исследование позволяет ввести в культурологический контекст ряд памятников балетной мемуаристики.
Многие выдающиеся деятели русского балета создавали интересные произведения мемуарного жанра, рассказывая о себе, своем творчестве, современниках, событиях художественной жизни, встречах. Балетные мемуары поражают информативностью, стилевым разнообразием и, самое главное, эмоциональной насыщенностью, оказывая благотворное воздействие на формирование эстетических взглядов.
Актуальным является целостное и методологически обоснованное исследование феномена балетной мемуаристики в социокультурном контексте жизни России Х1Х-ХХ веков.
Степень разработанности проблемы: общим вопросам, затрагивающим сферу истории художественной культуры России XIX - начала XX века, посвящены труды Н.А.Бердяева, В.В.Розанова, К.Н.Леонтьева, В.С.Соловьева. Современный взгляд на историко-культурные процессы изложен в исследованиях М.А.Ариарского, С.Н.Артановского, А.Ф.Замалеева, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Д.С.Лихачева, С.Т.Махлиной, А.И.Новикова, Г.А.Праздникова, В.В.Селиванова, Э.В.Соколова, В.А.Щученко.
В области исторической культурологии проблемы биографического метода освещались в трудах М.М.Бахтина, О.Шпенглера, Г.Зиммеля, Х.Г.Гадамера, Ю.М.Лотмана.
Обоснованию биографики как гуманитарной отрасли знания посвящены работы Г.О.Винокура, А.Л.Валевского, М.Г.Ярошевского, Б.С.Мейлаха, Э.Ю.Соловьева, В.Б.Голофаста.
Литературоведческая и историческая наука большое внимание уделяла изучению мемуаристики. В работах П.П.Пекарского, Н.Д.Чечулина, П.А.Зайончковского, Л.Я.Гаранина, Г.Е.Гюбиевой,
A.А.Курносова, С.С.Дмитриева, Г.Г.Елизаветиной, В.С.Голубцова, С.С.Минц, А.Г.Тартаковского и др. намечены основные проблемы жанра, систематизированы литературные и исторические мемуары, дана их классификация. Многие аспекты анализа жанра получили должное научное освещение. Однако не весь мемуарный пласт, в частности, воспоминания творческих деятелей, был достаточно изучен. Исследование И.Ф.Петровской "Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII - начала XX века" наметило темы для дальнейших разработок.
Анализ балетной мемуаристики в общем историко-культурном контексте потребовал обобщить, интегрировать большое количество различных точек зрения. В диссертации использованы работы ведущих историков, теоретиков, критиков балета: А.А.Плещеева,
B.Я.Светлова, А.Я.Левинсона, Л.Д.Блок, М.В.Борисоглебского, Ю.А.Бахрушина, Ю.И.Слонимского, В.М.Красовской, М.А.Ильичевой, В.М.Гаевского, Г.Н.Добровольской, Е.Я.Суриц.
Выделение балетной мемуаристики из общего литературного потока позволяет концептуально определить роль данного жанра в культурно-историческом процессе духовного развития общества.
Цель диссертации состоит в определении научного потенциала мемуаров как источниковедческой базы историко-культурологических исследований.
Теоретические задачи исследования:
• определить соотношение объективных и субъективных особенностей мемуаров как источника культурологических исследований;
• рассмотреть мемуары в контексте истории русской культуры;
• выявить этапы исторической эволюции мемуарного жанра как способа трансляции духовного наследия в русской культуре;
• проанализировать особенности и виды балетной мемуаристики;
• исследовать мемуары как опыт самопознания личности и способ биографической реконструкции ритмов жизни и творчества;
• дать сравнительный анализ воспоминаний, дневников, автобиографий, писем и других документов мемуарного жанра;
• ввести в научный оборот архивные и рукописные материалы.
Объект исследования. Мемуары в истории русской культуры в многообразии типологических особенностей.
Предмет исследования. Мемуары деятелей русского балета на рубеже XIX-XX веков.
Основная гипотеза. Введение в научный оборот произведений мемуарного жанра значительно расширяет источниковедческую базу исторической культурологии; балетная мемуаристика способствует сохранению духовного наследия в более полном объеме, раскрывает роль личности в историко-культурном процессе.
Методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные работы по философии, теории культуры, исторической культурологии, истории русской художественной культуры. В данном исследовании культура рассматривается как система взаимодействия различных форм и видов творческой деятельности человека, создания духовных ценностей и реализации способностей и талантов. Культура является основой отбора исторических документов и фактов для биографической
реконструкции жизни личности и воссоздания духовного облика эпохи.
Методы исследования:
• исторический - обоснование места и роли мемуаристики в конкретной социокультурной ситуации рубежа XIX-XX веков;
• биографический - определение ритмов жизненного пути личности;
• социологический - определение роли социальной среды и ее влияния на жизнь и творчество деятелей балета;
• искусствоведческий - выявление особенностей творчества как основного вида профессиональной деятельности;
• психологический - рассмотрение процесса самопознания личности на основе отношения к творчеству.
Эмпирическую базу исследования составили 255 произведений мемуарного жанра деятелей искусства. Из них 23 рукописи и 232 печатных издания, отражающие художественную жизнь России.
В работе использованы материалы фонда Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея Академии Русского балета им.А.Я.Вагановой.
Основное внимание было сосредоточено на мемуарах Т.Карсавиной, М.Кшесинской, В.Нижинского.
Научная новизна исследования состоит:
• в определении роли и места мемуаров как источника историко-культурологического исследования, позволяющего более полно представить объем и содержание культурного наследия;
• в выявлении этапов эволюции мемуарного жанра в истории русской культуры, расширении диапазона и видов мемуарной литературы;
• в анализе мемуаров деятелей русской культуры, восстановлении многих черт их духовного облика и творческой судьбы;
• в раскрытии специфики ритмов творчества Т.Карсавиной, М.Кшесинской, В.Нижинского, О.Спесивцевой на основе анализа воспоминаний;
• в изучении мемуаров как опыта самопознания личности, отношения к творческим успехам и неудачам, воссоздания духовной атмосферы эпохи;
• в введении в научный оборот архивных материалов, писем Т.Карсавиной, В.Нижинского, О.Спесивцевой.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Мемуары являются ценным источником историко-культурологического исследования, в котором личность выступает как современник исторической эпохи, свидетель и непосредственный участник событий, способный передать будущим поколениям духовную атмосферу эпохи, ее символы и ценности, противоречия и драмы.
2. Эволюция мемуарного жанра в истории русской культуры связана с ростом самосознания личности, стремлением отразить свою причастность к историческим событиям и свое отношение к ним.
3. Мемуары как форма самопознания личности, открывают возможность их авторам выразить себя, реализовать творческий потенциал, построить свой "культурный космос". В мемуарах находит свое выражение фундаментальная человеческая потребность сделать значимой свою жизнь, соотнести ее с историей, внести порядок в жизненные впечатления и отношения.
4. Мемуары артистов балета - неотъемлемая часть истории русской художественной культуры. В ее текстах выявляются духовно-нравственные, художественно-эстетические ценности, личные потребности и интересы.
5. Мемуары дают новое, нередко неожиданное, освещение особенностей жизни и творчества, опровергают многие стереотипные суждения и считавшиеся бесспорными утверждения современников, способствуют восстановлению исторической правды и устранению искажений в биографии.
6. Воспоминания раскрывают мир личной культуры, круг друзей и увлечений. Особое значение имеет анализ в мемуарах ритмов жизни и творчества, раннего старта в профессии и ранней кульминации творческой карьеры, за пределами которой остается еще долгий жизненный путь. Эти особенности ритмов творчества проанализированы на основе биографических материалов выдающихся деятелей русского балета Т.Карсавиной, В.Нижинского, М.Кшесинской, О.Спесивцевой.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении истории русской культуры, культурологии, истории балета; для составления новых программ и учебных пособий, в дальнейших научных исследованиях по исторической культурологии.
Апробация основных научных положений диссертации была произведена на научных конференциях: "Роль русского балета в художественной культуре России начала XX века" (1997); "Наука и культура русского зарубежья" (1997); V Международная конференция "Ребенок в современном мире: Права ребенка" (1998).
Материалы диссертации были использованы при чтении курсов лекций по истории культуры и истории русского балета в Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой.
Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть параграфов; заключения, списка используемой литературы; 3-х Приложений, в которых приводится список опубликованных и
рукописных мемуаров деятелей русской культуры; фотографии; письма.
Глава 1. МЕМУАРЫ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Историческая эволюция мемуаров в русской культуре
"Одна из величайших основ, на которых зиждется культура -память.. Культура передается из поколения в поколение, накапливается... Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно... История культуры - это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования" /121, 68/. Мемуаристика является неотъемлемой частью истории культуры, в состав которой входит и балетная мемуаристика. Не постигнув малого, не приобретешь опыта целого. Пропустив лишь эпизод из богатого наследия прошлого, мы уже ничем не заполним пробел нашей культурно-исторической памяти. Эпизод весьма интересный, поучительный, важный. Балетная мемуаристика - совершенно особая оригинальная составная часть мемуарного жанра русской как научно-исторической, так и художественной литературы в целом. Это отдельное культурное явление. С точки зрения системного подхода к изучению искусства (М.С.Кагана), в структуре семиозиса культуры балетная мемуаристика может быть представлена "художественно-инкрустированной знаковой системой, письменным текстом с образными вкраплениями" /86, 280/. Знаковые системы - языки культуры. Одна из задач культурологического анализа состит в том, чтобы установить, какие именно языки необходимы и достаточны ей для успешного функционирования и развития, и чем объясняется именно такой "набор" знаковых систем в семиозисе культуры.
"Мемуары - повествование о событиях, в которых автор мемуаров принимает участие или которые известны ему от очевидцев... Мемуары являются историческим материалом
первостепенной важности... Мемуары указывают пути, какими шло литературное развитие... представляют живую разностороннюю картину общественного быта, освещают умственный и нравственный склад общества и выясняют отношение общественного мнения к событиям, происходившим в описываемое мемуарами время" /225, 7/. Такое определение жанра мы встречаем в словаре Брокгауза и Ефрона. В Литературной энциклопедии 1934 г. дано следующее определение "мемуарам": "произведения письменности, закрепляющие в той или иной форме воспоминания авторов об их прошлом" /137, 382/. Краткая литературная энциклопедия (1967 г.) определяет мемуары: как воспоминания (от фр. memoire) - повествование в форме записок от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был" /108,159/.
Мемуары (в совокупности) дают широкую панораму культурной жизни эпохи, они сочетают в себе познавательное и эстетическое начало. Фактором эстетиче�