автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Место и роль национальной идентификации постсоветской Кыргызской Республики в политических процессах
Полный текст автореферата диссертации по теме "Место и роль национальной идентификации постсоветской Кыргызской Республики в политических процессах"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Кыргызский национальный университет им. Ж.Баласагына
Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Ельцина
Диссертационный совет Д. 23.12.015
на правах рукописи УДК. 323.1+342.1(575.2)
005056004
Халим НЕЗИХОГЛУ
МЕСТО И РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОСТСОВЕТСКОЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
23.00.02 — политические инсппугы, процессы и технологии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
2 9 КОЯ 2012
Бишкек-2012
005056004
Работа выполнена на кафедре мировой политики и международных отношений Дипломатической академии МИД Кыргызской Республики.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор политических наук, профессор Жоробеков Жолборс Жоробекович
член-корр. HAH KP, доктор философских и политических наук, профессор Артыкбаев Мэлс Табалдиевич
кандидат политических наук Молдалиев Орозбек АбдысЯламович
Ведущая организация:
Кыргызский государственный университет им. И.Арабаева,
кафедра философии и социально-политических дисциплин, г. Бишкек, 10 мкрн., ул. Камская 10А
Защита состоится 30 ноября 2012 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 23.12.015 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) политических и социологических наук при Кыргызском национальном университете имени Ж. Бйласагына по адресу: 720033, г. Бишкек, ул. Жибек-Жолу 347, корпус №8, ауд.400.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке КНУ имени Ж Баласагына по адресу: г.Бишкек, ул. Жибек-Жолу 347, корпус №8.
Автореферат разослан « 2с>» o\¿ 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат политических наук,
доцент ^ Дуйшеналиев Ч.Д.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. При рассмотрении политической системы в качестве естественного и общественного явления, непрерывное развитие которого обусловлено социокультурными обстоятельствами, научная экспликация особенностей национальной идентификации на фоне традиционного общества и модернизации в условиях глобализации, имеет архиважное эпистемиологическое значение.
В связи со сложной природой своего содержания и формы процесс модернизации национальной идентификации в условиях глобализации может вызвать ряд противоречивых обстоятельств. С одной стороны, данный процесс способен обострить религиозное, национальное, политическое и групповое противостояния, вызывая напряжения между этносами и нациями, а с другой, этот же процесс способствует усилению солидарности и сотрудничества между представителями различных народов и самых разных политических групп.
Проблема национальной идентичности является едва ли не основным смысловым ядром, определяющим стратегию модернизации кыргызской государственности в динамически меняющихся условиях третьего тысячелетия. Во многом это связано с крахом мировоззренческих моделей стран постсоветского геополитического пространства предыдущею исторического этапа, материачьными бедами, переживаемыми всеми странами бывшего СССР, в том числе значительной частью населения кыргызской национальности, проживающего не только в Кыргызстане, но и бывших республиках СССР и стран дальнего зарубежья, и экзистенциальным кризисам, перенесенным едва ли не всем постсоветским народом в ходе изменения его положения в системе мирового бытия.
В период полипиеской независимости в общественном мнении преобладают спорные дискуссии, разделяющие кыргызское общество на следующие противоречивые дихотомии. Некоторые авторы утверждают, что заимсовуя самые лучшие качества других этносов и народов (скажем, высокую культуру французов, отношение англичан к производству, аккуратность и педантичность немцев, отношение китайцев к земле, высокий дух японцев, рационализм европейцев и т.д.) можно пробудить национальную гордость кыргызое и возможно воспитать их национальный характер в соответствии с требованиями современности [Акаев А. Мы идем по пути, который называется третьим: Президент Республики Кыргызстан отвечает на вопросы главных редакторов газет «Слово Кыргызстана» и «Кыргыз туусу» // Слово Кыргызстана. - 1991: - 9 октября].
Ученые, занимающие национально-патриотическую позицию, утверждают, что кыргызам присущи врожденные и неповторимые политические и психические особеннотш, которые в корне не свойственны национальному характеру и социально-культурным структурам не только европейцев, чьи образ жизни и отношение к миру получили всестороннее отражение в научной литературе, но и другим народам по-соседству [Асанканов А. Кыргызы: рост национального самосознания. - Бишкек: Мурас, 1997.-С. 171; Ибраимов А. И. Кыргызыи их генофонд. - Бишкек, 1991. - С. 92; Кыргыз маданияты. - 1992; Исмашов А. И. Философия духа кыргызского народа. - Бишкек, 2002; Кулматов Н. Кыргызчылык. - Бишкек, 1994; Эркебаев А. Кекетейдун ашы, кеп чырдын башы. - Асаба. -1995.28-август7-
Аналогичные процессы осмысления собственной национальной идентичности, широкая полемика вокруг кризиса идентичности в условиях крушения Вестфальской системы международных отношений, краха биполярного устройства мира интенсифицировались и за рубежом. По заключению С. Хантигтона, «кризис национальной идентичности наблюдается повсеместно, то есть носит глобальный характер» [.Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М., 2004. - С. 35.].
Все это требует самостоятельного политико-философского анализа феноменов идентичности и идентификации в национальном и глобальном политическом процессах, переосмысления уже сложившихся интерпретаций понятий «этнос», «нация» и «национализм», что дополнительно актуализирует заявленную в диссертации тему исследования.
Связь темы диссертации с крупными научными программами и основными научно-исследовательскими работами. Тема входит в государственную программу Кыргызской Республики, а также в отраслевую программу плана кафедр политологии Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в определении эвристических возможностей научной интерпретации моделей национальной идентификации в Кыргызской Республике.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• поиск методологических и концептуальных основ научного анализа феномена национальной идентичности-,
• выявление логической и политико-социальной природы феномена национальной идентичности;
• краткий обзор литературы, посвященной научному анализу феномена национальной идентичности;
• в целях адекватного понимания особенностей в формировании национальной идентичности рассмотрение онтогенез и этническую историю кыргызов в качестве социокультурного детерминанта га национальной идентичности',
• выявление объективных детерминантов генезиса и эволюции национальной идентичности в современной Кыргызской Республике;
• анализ родо-племенной (клановой) идентичности кыргызов как основы их политической концептуализации;
• рассмотрение особенностей регионального уровня национальной идентичности кыргызов в условиях модернизации;
• проведение аналитических изысканий на предмет определения идеологии общенациональной идентичности постсоветской Кыргызской Республики, имеющей возможность адаптироваться современным условиям.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• в результате компаративистского институционально-политического анализа советских, постсоветских и зарубежных исследователей предложено новационное, оригинальное и комплексное понимание категорий «нация» и «идентичность», сочетающее преимущества ачьтернативных подходов национальной идентификации и идентичности в современной Кыргызской Республке;
• раскрыты научные основы исследования с помощью сравнения концепций идентичности, способные ответить на вопрос «что составляет основу национальной идентичности в Кыргызской Республике: этничность, общество или же они вместе!»;
• получен вывод о том, что проблема национальной иденпшчности должна быть обсуждена на государственном и общественном уровнях. При этом акцент сделан на то что, при анализе государственного уровня доминирует политика, направленная на формирование официальной нации, а при общественном уровне объектом внимания становятся особенности национальной идентичности между самими кыргызами, а также этническое отношение между этническим большинством (кыргызами) и меньшинством',
• в данной работе сделаны попытки описать типичные черты национальной идентичности кыргызов, а также показаны эксклюзивные и дополнительные ссылки на поиск моделей национальной идентичности, способные адаптироваться в условиях Кыргызской Республики. Мы уверены, что данная диссертация, основанная на анализе особенного и
многообразного в рамках исследованной проблемы, может внести определенный вклад в научные разработки по выбранной нами тематике.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Диссертационное исследование построено на сочетании двух принципиальных подходов к предмету изучения - научном и практическом осмыслении проблемы национальной идентификации.
Теоретическое значение работы определяются многоуровневым характером изучаемого феномена - национальной идентификации и многоплановостью его функционирования, что потребовало применения междисциплинарных-подходов, синтезирующих достижения философии, политологии, истории и психологии, Исследования в целом базируются на таких гносеологических .принципах, как логико-рефлексивный подход в сочетании с проблемно-контекстуальным, принципах историзма, диалектического соотношения общего, особенного и единичного, целостности и взаимодополнительности. Работа содержит попытку решения некоторых оюжных дискуссионных проблем, в том числе о соотношении этничности с другими социокультурными факторами, концептуализирующимися в национальной идентичности кыргызов и институционализирующимися в деятельности общественно-политических объединений и государственной стратегии Кыргызской Республики.
В практическом плане значение диссертации обусловлено необходимостью серьезного исследования факторов развития и динамику этнокулътуры современных кыргызов, что способствует объективных возможностей выбора наиболее подходящих и безопасных вариантов сохранения и развития национальной идешпичноспш в условиях глобализации и вестернизации. В общем, теоретические подходы и выводы, предложенные диссертантом могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов, чтении лекционных курсов по политологии, политической социологии, истории политических учений, геополитике, этнополитической конфликтологии и этнологии, а также в анализе и прогнозировании конкретных культурно-цивилизованных обстоятельств.
Основные положения, выносимые на защиту. На основании результатов исследований выносятся следующие выводы:
1. Проблема национальной идентификации возникает на основе обособления определенной социальной общности от других и имеет возможность научной концептуализации. Национальная специфика имеет формы субъективизации и объективизации.
Субъектиеизированной формой национальной специфики является национальное самосознание этнической общности, т.е.- чувство
определенной этнической группы и рациональное понимание ею своей принадлежности, а также наличие представлений о свойствах и качествах, связанные с историческим прошлым нации, «привязанность» к определенной территории, уважительное отношение к духовным ценностям своего народа, диалектического взаимодействия и взаимосвязи между национальным и этническим самосознаниями. В свою очередь, этническое самосознание является составной частью национального ,• самосознания.
2. Объективизированная форма национальной специфики проявляется в национальном характере, являющейся совокупностью внешних особенностей ментальности и социального поведения, которые и обособляют определенную социальную общность от других. В данной работе сделаны попытки восприятия национального характера как совокупности идей, интересов, ценностей, чувств, настроений, отражающих место нации в пространстве и времени, понимания специфику национального языка, ее психологических особенностей, нравственности и религии, так как нация, являясь субъектом истории, проходит стадии возникновения, становления, развития, торможения, дисперсии, кризиса.
3. Национальная идентификация - это многоуровневый процесс обособления замкнутых на себя мировоззренческих установок субъекта (индивидуального либо коллективного) и их последующее отождествление с идеальной интерпретационной моделью прошлого, настоящего и будущего по ряду аскриптивных, географических, социокультурных, политико-правовых, экономических и других цивилизационных признаков (субидентичностей), конслпуированных самобытным пониманием генезиса нации и иерархизированных специфическим идеократическим регулятивом и императивом, позволяющим рассматривать национальную идентичность как интегральное состояние многовекторного процесса.
4. В связи с тем, что модель национальной идентичности, Кыргызстана была развита на основе советской национальной политики, для полноценного понимания элементов, способных определить характер и образовать содержание национальной идентичности современной Кырщзской Республики, предприняты попытки глубокого анализа различных стадий исторической эволюции национальной идентификации, особый акцент сделан на советское наследие, которое оказало огромное влияние на специфику национальной идентификации современного кыргызского социума.
5. Национализм является идеологизированной формой выражения и политической практикой реализации идентичности. В зависимости от механизма конституирования и концептуализации содержание различные
версии национализма содержание национальной идентичности современной Кыргызской Республики образуют такие важнейшие компоненты, как полиэтнизм, евразийская геополитическая ориентация, своебразный симбиоз архетипа тенгрианства и ислама, демократический тип политико-правовой организации, кыргызский и русский языки как универсальное средство общегосударственной коммуникации, наличие родоплеменного, регионального и общенационального уровней социально-политической идентификации как детерминанта природы нации и ее характера.
6. В отличие от политически стабильных стран, на фоне глобализации, сопровождающейся навязыванием западных ценностей незападным народам, необходимым условием процесса сохранения позитивных качеств и свойств национального характера кыргызов является пробуждение национальной гордости, что обуславливает возрождение древних и глубоко содержательных ценностей духовной культуры, позволяющие увазкюпельного отношения к представителям данной этнической общности. Диссертант согласен с теми авторами, согласно которым на основе формирования новых ценностных приоритетов должны лежат духовные традиции и позитивные элементы номадической культуры кыргызов.
Личный вклад соискателя. Диссертантом внесен определенный вклад в проблематику исследования национальной идентичности в постсоветской Кыргызской Республике, а также ее места и роли в политических процессах.
Диссертация Халима НЕЗИХОГЛУ - это квалифицированное политологическое исследования особенностей роли и места национальной идентификации в постсоветском Кыргызстане.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на расширенных заседаниях кафедры мировой политики и международных отношений Дипломатической Академии Кыргызской Республики, кафедры «Политологии и государственно-муниципиальной службы» Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева, кафедры философии Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына и рекомендована к защите.
Полнота отражения результатов диссертации в публикациях. Основные положения диссертации отражены в 11 публикациях соискателя (1 из которых опубликованы зарубежом), которые докладывались на научной конференции молодых ученых Вестник Казахского национального педагогического университета имени Абая» (Алматы, 2006), «Вопросы истории Кыргызстана» (Бишкек, 2007), «Alatoo Academic Studies, International Ataturk Alatoo University Publication» (Бишкек, 2008,
2010, 2011), «Реформа. Кыргыз-Турк «Манас» Университеты» (Бишкек, 2010), «Республиканский научно-теоретический журнал - Наука и новые технологии» (Бишкек, 2011), «Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета» (Бишкек, 2011), «Вестник Кыргызского государственного университета им. Арабаева» (Бишкек, 2012).
Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой изложения материала и включает в себя введение, 3 главы, состоящие из 7 параграфов, заключение, список литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и основные задачи исследования, определяется методологическая база, раскрывается научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ» отражены методологические основы научного анализа феномена национальной идентичности и на уровне концептуальной рефлексии исследованы место и роль данного феномена в политических процессах.
Первый параграф «Логическая и политико-социальная природа феномена национальной идентичности» посвящен анализу идентичности, социокультурной идентичности и их уровней.
Основным признаком и природой человеческих общностей, позволяющих различать их от других подобных является национальная идентичность. В связи с этим в данном параграфе основное внимание уделено феномену национальной идентичности, а также ее основным элементам и понятийно-категориальному аппарату.
В научной литературе имеется многочисленные определения нации и концепции национальной идентичности, соответственно, определенные отношения к ним. Сделан вывод о том, что идентичность является важнейшей составной частью субъективной реальности. В ходе исследования убедились, что как любая субъективная реальность, идентичность находится в тесной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости с обществом и формируется только под влиянием социальных процессов. Когда-то вырвавшись из общего как особенное, идентичность поддерживается, изменяется или заново возрождается благодаря общественным отношениям. Сощальные процессы, связанные со становлением и функционированием идентичности, обусловлены социальной структурой. Или же, наоборот, идентичности, порожденные взаимоотношениями между индивидуальным сознанием и
социальной структурой, способны определять настроение социальной структуры.
Общность, обозначенная терминам "этнос", связанная с языковыми и культурно-бытовыми особенностями, а также группой людей, которым присуща • общее самосознание, историческая память, называется этничностью. Окружающая природная среда, относительная территориальная обособленность, количество представителей общности (этнической общности) и. связь общности с родственными макроэтническими структурами, эндогамия, направленность и уровень социального и культурного развития, трудовые и профессиональные традиций, " язык — все они имеют • права называться этнодетерминирующими факторами, присущие данному историческому периоду. Этнодетерминирующие факторы, взаимодействуя с такими основными детерминантами социально-исторического развития как способ производства материальных и духовных благ, обуслоавливает стабильность общности в качестве этноса, ее историческую особенность и этническую специфику. Переходя с поколения в поколение сами этнические моменты превращаются в механизм преемственности социального развития этноса.
В отличие от других социально-исторических общностей, рассмотрение нацию в качестве формы социального бытия личности позволило нам определить конкретную роль нации в становлении личности и ее социализации. Принадлежал системе исторических общностей1 осуществляя социальные • функции личность может стать субъектом специфических социальных связей.
В первой половине 90-годов XX века несмотря на наличие определенных различий в определении национальной иденпшчноспш, в структуру разработанных и систематизированных концепций по данной проблематике, введен ряд общих элементов. В диссертации в качестве такого элемента названо равноправие граждан для концепции гражданской идентичности, а для этнической идентичности названа общность территории, языка, религии, традиций, привычек и т.д. Помимо них, сделан вывод о том, что для подавляющего множества предложенных концепций гражданская национальная идентичность присуща западным, а этническая национальная идентичность — восточным странам.
Во втором параграфе «Краткий обзор литературы по феномену национальной идентичноспш» подробно анализированы идеи человека о самом себе и сущность и содержание понятий «этническая идентификация». «национальное самосознание», «национальный характер», «менталитет», « образ жизни нации», встречающиеся в
научной литературе в качестве базовых подходов и концепций в изучении самосознания человека, так как ему присуще познание самого себя как представителя определенного социума или группы "мы". Здесь дифференциация самого себя с той или иной социальной общностью по принципу «мы» - «они» приводит к идентификации с данной общностью. В связи с этим в социологии этническую идентичность " понимают как составляющую часть социальной идентичности.
Ученые выделяют два принципиальных смысла нации в Новое время: 1) отношения, построенные на политико-правовом единстве, известном под названием гражданства, в рамках которого нацию составляет коллективный суверенитет, основанный на общей политическом участии [Гоббс Т. Избр. соч. В 3-хтг. - М., 1987; Гольбах П. Система природы. Избр. соч. — М., 1963; Локк Д. Избр. соч. В 3-хтг. - М., 1987; ЛоккДж. Опыт о человеческом разуме. - М., 1936; Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. — М., 1955 и т.д.], и 2) отношения, проистекающие из органического и естественного социокультурного единства, в рамках которого в нацию включаются все те, кого предположительно связывают общие язык, история или культурная идентичность в более широком понимании [Гегель Г. Работы разных лет. - М., 1971. - Т.2; Гегель Г. Философия истории. - М., 1934; Гердер И. Т. Идеи к философии истории человечества. — М., 1977; Гете И. В. Избранные философские произведения. - М., 1964; Sakwa Richard and Weber Mark. "The Commonwealth of Independent States, 1991-1998: Stagnation and Survival", Europe-Asia Studies, vol.51, no.3, (May 1999) и т.д.].
Первый тип нации исторически характерен для Великобритании, Франции, . США, Нидерландов, Швейцарии, второй - Германии, стран Восточной Европы, России. В основе западного понимания нации лежит аксиоматика либерализма, основанная на рациональном свободном выборе и лояльности, преданности граждан государству, восточного -органицизм, иррациональность, преданность народу, имеющая культурную основу Кон).
К разновидностям восточного типа нации зачастую относят и социалистический патернализм как идеал отношений между подданными и государством в условиях государственного социализма (К. Вердери). Смешение и наложение подобных значений в политике всякий раз заводит в тупик исследователей, если сами они мыслят под нацией что-то одно. Любые го этих (или иных) значений либо их некая комбинация могут использоваться в рамках определенной традиции употребления термина «нация», то есть его содержание нельзя определить простым допущением.
Во второй главе «НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И
ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» проведен научный анализ на предмет того, что благодаря своим существеннньт и специфическим признакам, отличным от других этнических общностей, этническая группа может иметь свое национальное самосознание и политическую менталъность.
В первом параграфе "Этническая история и особенности политического менталитепш кыргызов" опираясь на теорию пассионарности Л. Н. Гумилева [Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1994.] и работам других современных кыргызстанских исследователей [Аалиева Г.К. Кыргыздардын онгогенези менен этникалык тарыхындагы пассинардуулук мамилеси // Гуманитарные проблемы современности. Научные труды молодых ученых. - Вып. 13. -Бишкек: Институт философии и политико-правовых исследований НАН КР, 2011; Аалиева Г. К Улупук муноздун саясий жана социалдык-экономикалык озгечелуктеру // Гуманитарные проблемы современности. Научные труды молодых ученых. - Вып. 13. - Бишкек: Институт философии и политико-правовых исследований НАН КР, 2011; Аалиева Г. К Улупук муноздун этнопсихикалык озгечелуктеру // Гуманитарные проблемы современности. Научные труды молодых ученых. - Вып. 13. -Бишкек: Институт философии и политико-правовых исследований НАН КР, 2011] проведено концептуальное исследование исторических детерминантов этнической и политической менталъности кыргызов, относящихся к одним их древних народов мира.
Этноним «кыргыз» являясь первым и древним тюркским этнонимом на страницах мировой истории, имеет огромнейшее значение для поиска ответов на вопросы: кто такие кыргызы? Откуда они? Куда они идут? Под влиянием каких факторов сформирован их политический характер? А также для познания их онтогенеза или для создания их «автобиографии» и «автопортрета».
Государственность кыргызов и процесс исторического становления кыргызского этноса имея дислоксаъный характер, происходили на огромных просторах, включающих в себя территории Восточного Туркестана, Южной Сибири, Монголии, Семиречья, Тецир-Тоо (Тянь-Шаня), Памира и Алая. Кыргызы пережили многочисленные миграции с Восточного Тецир-Тоо (Тянь-Шаня) в направлении Эне-Сай (Енисей) и Миц-Суу, или Миц-Озвн (Минусинск) Минусинска через СевероВосточную Монголию, оттуда сновав сторону Жети-Суу (Семиречья) и Тецир-Тоо (Тянь-Шаня). Среди ученых отсутствует единое мнение на точное количество таких миграций и переездов.
Несмотря на то, что влиянием выше названных объективных исторических факторов кыргызы активно взаимодействовали с другими народами и заимствовали элементы их культуры, кыргызскому этносу
присущи своебразные, неповторимые, уникальные этнический характер, самосознание, идентичность, ментальность, культура, неповторимый архетип, система ценностей, механизмы управления и способы ведения хозяйства, сформированные в ходе кочевого уклада жизни.
Предки кыргызов прекрасно освоили механизмы создания государства и систему управления страной в кочевых условиях. Кочевые империи Евразии, основанные на ханской власти, в том числе Кыргызский каганат, созданный в 1Х-Х веках в Центральной Азии, имеют весомое место в мировой истории. Конечно, как сказано в работе, они стали причиной кровавых сражений и разрушительных войн, ведущих к геноциду целых племен и народов, гибели и уничтожению прекрасных долин и культурных сооружений. Но несмотря на это кочевники занимают особое место в исторических процессах всего мира, так как взаимоотношения между кочевниками и оседлыми народами породили новые формы образа жизни и новые технологии, обусловили возникновение новых этнических групп, новых этнокультурных и политических общностей.
Познавательная деятельность традищонного общества несмотря на разнообразные свои формы, она всегда опирается на традиции, их канонам и нормам, сформированные в рамках той или иной культуры. Одной из исторических особенностей правового сознания кыргызов являются широкое применение норм адата и узкое применение законов шариата как источников права в течение длительного исторического времени. Адатом называется совокупность неписанпых правил поведения, возникшие в результате многочисленного применения в обществе в качестве традиции и санкционированные государством.
В дореволюционном Кыргызстане бии и манапы осуществляли управленческие и судебные функции, а также защищали честь и достоинство рода и племени опираясь на нормы адата. Это значит, что если на Западе право было связано с письменностью (конституция, легализация, официальность, специализация и т.д.), специальным знанием, общенароднымобсуждением (демократический принцип) то на Востоке, в том числе у кыргызов, право опиралось на свод исписанных правил, сохранившихся в общественном сознании в виде обычаев или традиций, а также на тоталитарную власть бия или манапа, у которых не было специальных правовых знаний или юридически^ специализаций.
В кыргызском обществе человек не имел почетного стапгуса свободного гражданина полиса как на Западе, а был покорным, покладистым орудием баев и манапом, будучи их вассалом или подданым. На Востоке природа человека, в основном, понималась фукнционально, что стало причиной восприятия непокорного бунтаря,
выступающего против властимущих в качестве "плохого", а покладистых - "хорошего" («айткандын созу жаман, ыйлагандын козу жаман»). Подобное интровертное мировоззрение привело к переоценке ценностей в понимании основных проблем философии, связанные с человеком и личностью.
Благодаря исследованиям антропологов жизнь примитивных экзотических народов предстала перед нами во всем ее напряженном ритульном экстазе, где политическое необычайно экспансивно и эксцентрично, постоянно самоутверждается в новых динамичных формах. Даже сфера сакрального у примитивных народов полна «революционных» мифов и произведений устного народного творчества, призывающих к восстаниям и ниспровержениям власти.
Исторические процессы, отражающие политический характер кыргызов и сторонники динамического подхода доказали, что любой экзотический ритуал примитивных, для европейцев, племен и народов можно рассматривать как средство выражения социально-политического конфликта и его преодоления в ходе утверждения единства общества. Именно по этой причине кыргызам, которым удалось выгнать 2 своих ненавистных Президентов в начале XXI века и максималистам в политической антропологии удалось постепенно убедить общественность в своей правоте, и сегодня вслед за Аристотелем мы можем повторить: человек по природе своей есть существо политическое.
Во втором параграфе «Родо-племенная (клановая) идентичность кыргызов как основа их политической концептуализации» подрвергнуты научному анализу политические традиции, госпоствующие в кыргызском обществе и связанные сродо-племенной идентичностью.
Этнический состав кыргызов, состоящий из элементов тюрского и монгольского происхождения, которые во время нашествия Чингизхана и монголов прибыв с Востока, были ассишированы с местными тюрксими племенами. Уже в XVI веке, как и более позднее время, кыргызские племена делились на правое крыло (он канат) плевое крыло (сол канат), своего рода теменные конфедерации и сегодня кыргызские племена находятся на пути в направлении трансформации в этнонацию. Таким образом, у кочевых народов и этносов, большую роль играла родоплемённая организация. Род состоял из линиджей - однолинейных родственных групп, происхождение которого ведется не от мифического, а от реально существующего предка, еще более мелкой этнической ячейкой являлась большая патриархальная семья, которая по необходимости распадалась на малые индивидуальные семьи. На смену этим структурам
формировалась кочевая разновидность патронимии - бир атанын балдары - дети от одного отца - семейно-родственная группа.
На взгляд А. Жусупбекова, О. Тогусакова и других современных кыргызстанских исследователей Щжусупбеков А. К, Тогу саков О. А. Родоплемениые идентичности кыргызов - социально-философский анализ // К1г§Б1ап. РгоЫету МШто-л^е 1 Броксгпо-роШусгпе. - В \ згкек-\Varszawa, 2011], с которыми мы полностью солидарны, использовгшие иностранных терминов «линидж», «патролинидж», «патронимия» сильно запутывает классификацию родоплеменных образований и их структур. Методологически более корректным, видимо, будет анализировать общее у этносов, и оперировать обгцепринятыми категориями близких по образу жизни, находящихся в одной фазе исторического развития, такие как, например, кочевые народы Центральной Азии (кыргызы, казахи, туркмены, каракалпаки, алтайцы, монголы, хакасы, тувинцы, буряты, калмыки, кочевые узбеки м уйгуры и др.).
Семейно-родственные группы кыргызского типа «бир атанын балдары» встречаются у большинства вышеперечисленных кочевых этносов. Причем даже в наши дни, особенно в глубинке, родоплеменная идентичность и такая соответствующая форма этнической организации существует, и играет весьма важную роль во время похорон, поминок и свадеб. Она в той или иной степени «работает» при подборе кадров, выдвижении и выборах в депутатский корпус всех уровней, тюремной и криминальной иерархии (мафиозные кланы или группировки). Сказывается эта форма и в том, что в ряде сел существует несколько кладбищ, и каждая семейно-родственная группа хоронит своих членов только на них, чужаков сюда не пускают. Более того, те члены этих групп, которые не принимают участия в общинных мероприятиях, не вносят определенные материальные средства в обилую родовую кассу, могут быть не допущены для захоронения после своей смерти или членов своей семьи на этих кладбищах. Все это в комплексе еще раз подчеркивает феноменальную консервативность и живучесть родотеменного уровня этнической идентичности бывших номадов.
В качестве одной из разновидностей родоплеменной идентичности, в настоящей работе, был назван трайбализм. Именно такой подход позволяет наряду с функционированием отдельных кыргызских племен и родов говорить о консолидированности кыргызской общности. Сложность структуры кыргызского этноса, заключающейся в многочисченности племенных и родовых подразделениях, позволила выжить кыргызам как единой общности в условиях внешних угроз, трудностей и внутренних противоречий. Трайбализм же, в свою очередь, способствовал дезинтеграции тенденций единой этнической общности.
Поэтому, позитивизм родоплсменной организации общества распространяется лишь на нормальную родоплеменную идентичность, отличную от негативной родоплеменной идентичности, каковой является трайбализм.
В третьей главе «СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННОГО
КЫРГЫЗСКОГО ОБЩЕСТВА» собраны материалы, раскрывающие некоторые вопросы национальной идентичности в условиях вестернизации и процессам приспособлениям современным реалиям.
В первом параграфе "Региональный уровень национальной идентичности кыргызое в условиях модернизации" сделаны попытки научного исследования некоторых вопросов национальной идентичности на примере приспособления государств так называемых традиционных обществ современным условиям.
Модернизация традиционных обществ является закономерным явлением, обусловленное рядом весьма сложных и противоречивых, объективных и субъективных обстоятельств. Под влиянием определенных ситуаций однородые, монолитные традиционные общества стремясь приспособить свои обычные образ жизни и поведение современности, тем самым все более подвергаются процессам модернизации.
Стратегические испытания в Центральной Азии, связанные с англорусским противостоянием, в научной литературе известны под названием "большая игра". Г1о словам Хуга Сетон-Ватсона "Завоевание Средней Азии царской армией полностью оправдало себя как прогрессивный феномен, так как оно не только спасло регион от опасности оставления его под правлением Британской империи, но и оно имеет огромную и позитивную заслугу в ускорении общественной эволюции местного населения, скачкообразно переходившее от феодализма к социализму через капитализм, а также поспособствовало созданию его связи с высококачественной культурой "великого русского народа"... Данный аргумент стал фундаментальной основой аргументов оправдания всех колониальных империй".
Варианты, различенные в диссертации оповещают о разнообразии конкретных путей развития колониальных стран, о многообразном характере противостояния и приспособления постколониальных государств к изменяющимся обстоятельствам. Несмотря на отмеченные различия, современным традиционным обществам, возникшим после деколонизации, присуща общность по условиям и последствиям своего развития. Для Кыргызской Республики данная общность, в диссертации,
наиболее подробно определена несколькими пунктами, обусловленными политическими традициями СССР.
Этническим общностям присущи всевозможные архаические формы культуры политических отношений, такие как родовой гегемонизм, сепаратизм и этнические патронажноу-клиентальные связи (семейно-родстеенные, клановые, родовые, пчеменные, земляческие). Именно этот фактор может дестабилизировать этнического социума, в результате чего становится невозможным не только применение определенной технологии формирования политического имиджа по отношению к этому социуму, но и установление определенной связи с ним.
Региональное обособление по диагонали Север-Юг, отличных друг от друга по языковым, религиозным и традиционным особенностям, можно рассматривать одним из важных компонентов в истории развития национальной идентичности кыргызов.
По нашему мнению, в кыргызском обществе коллективная этническая идентификация происходит не по религиозному, а по языковому признаку. На уровне отдельного человека факторы и их составные части, обуславливающие идентификацию, зависят от конкретных обстоятельств, в частности от социального происхождения, образования, возраста, места проживания и т.д. Так, например, в некоторых ситуациях принадлежность к исламу может превосходить. родо-племенную или гражданскую идентификацию, а в других случаях родо-племенная идентификация намного выше по уровню нежели принадлежность к исламу.
Как показано в диссертации, следующая волна, которая изменила социальное самочувствие южного региона, связана с российскими деньгами. Рост мировых цен на нефть и газ до заоблачных высот, привело к стремительному росту российской и казахской экономики. Соответственно заработные платы тоже сильно возросли и кыргызские трудовые мигранты стали переводить на Родину больше денег. Только в 2007 году сумма внешней инвестиции, направленной кыргызскими трудовыми мигрантами в Кыргызстан составила более 1,5 миллиарда долларов США. А поскольку большинство кыргызских трудовых мигрантов (по оценке Ж. Сааданбекова - 90%) южане, то и основную часть этой валюты получили их родственники на Юге.
Финансовая волна, исходящая из России, заметно улучшила социальное самочувствие южного региона и породила психологический подъем. Но эту финансовую волну подняли не прежняя или нынешняя кыргызская власть. Ее породили рост цен на нефть и кыргызские трудовые мигранты, потом и кровью зарабатывающие в чужой стране пропитание для своих семей.
Еще предки кыргызов знали, что единство народа губит лишь несправедливость власти. От них кыргызам осталась проверенная временем кыргызская мудрость: «Туура бийде птууган жок, тууганчыл бийде ыйман жок» («Для хорошего правителя нет (в народе) родственников, а для выделяющего родственников нет совести»). По этой причине власть должна относиться справедливо ко всем своим гражданам, де деля их на «своих» и «чужих», и ни для кого не делать исключений. А политики, собирающие в правительстве и парламенте своих родственников и друзей, власти не достойны. Как и те, кто использует лозунги «Юг против Севера» и «Север против Юга». Отвергая таких лозунгов и их авторов, не избирая таких политиков, мифам о регионализме можно положить конец.
В советское время региональная обособленность, или этнические разногласия были под жестким контролем государства и коммунистической партии, а также регулировались ими. Однако, с обретением суверенитета слабость государственных институтов превратила региональный уровень национальной идентичности в дестабилизирующего общество фактора.
Региональные мифы кыргызской политики призваны убедить людей в существовании непреодолимых противоречий между северными и южными кыргызами. Но, к счастью, кыргызы — один го древнейших народов мира, имеющий богатый исторический опыт. Они прекрасно понимают, что Север и Юг — два крыла птицы и без одного из них она не может летать. Убедить, будто кыргызский избиратель скорее под держит коррупционера и демагога, если он земляк, чем порядочного человека, рожденного в другой области или районе; убедить, будто южная и северная части половины одного народа и единой страны не в состоянии жить и общаться друг с другом; убедить, будто два крыла одной птицы должны летать по отдельности... - не всегда соответствуют действительности.
В связи с тем, что политическая наука Кыргызской Республики очень нуждается в концепциях этнонациональной идентичности, третий параграф "Идеология общенациональной идентичности постсоветской Кыргызской Республики, способной приспособиться современным условиям" посвящен острым вопросам политической солидарности в контексте современных политических условий и развития политической системы общества, а также идеологическим аспектам этнической и национальной идентификации.
Как казывает повседневная практика, основная модель общенациональной идентичности кыргызов госудаврственного уровня тесно взаимосвяза с политикой русификации таких великих держав как
царская Россия и СССР. В отличие от Восточной Европы, оказавшей под влиянием советского правления после Второй мировой войны, государства Центральной Азии и Кавказа еще в ХУШ-ХГХ веках были завоеваны царской Россией и в течение достаточно длительного исторического времени находились под бдительным контролем русской власти. В результате распада Советского СоУоз'а ъ декабре 1991 года возникло несколько новых суверенных государств на пост-советском геополитическом пространстве. В связи с тем, что эти республики более 70 лет были зависимы от Москвы, некоторые устойчивые традиции советского времени не могли исчезнуть мгновенно. Известные, в советское время, политические традиции, в определенной степени, являются логическим продолжением царской колониальной, эпохи. Сказанное подтверждает, что в централъноазиатском регионе более полтора века господствовала колониальные системы таких великих империй, как царская Россия и Советский Союз.
Относительно к другим экс-советским республикам, Кыргызстан является самым удобным местом исследования политических наследий '' советской эпохи. Советское наследие, как направляющий параметр, образующий и формирующий общественный феномен, оказало глубокое влияние на почти аспекты жизнедеятельности кыргызского общества. Поэтому, совершенно невозможно понимание кыргызского этноса без обращения на советскую историю его развития, так как советская эпоха стала основным детерминантом формирования' национальных представлений, идентификации, самосознании и других факторов' общественного сознания. Исходя из сказанного, в данной диссертации этническая идентификация, нациостроителъные процессы, гражданственность, мультикультурализм и плюрализм, нщионализм, этническая толерантность, этническое меньшинство и другие понятия в современном Кыргызстане проанализированы через призму советского наследия.
Согласно теории марксизма-ленинизма коммунизм может создать гомогенного, единого советского государства только путем отчуждения, ликвидации всех национальных различий. Хотя данная идея должна была применяться ко всем советским национальностям в одинаковой степени, феномен Ното БоуеОсиз подразумевал ассимиляцию всех! государств; входивших в состав СССР, с русской культурой. В административных аппаратах советской власти в качестве официального пршнавался только русский ЯЗЫК. ■ \ -
Как и другие советские республики, советское кыргызское общество, также было образовано на основе доктрины марксизма, которая оказала чрезвычайное влияние на национальную Особенность и
этнические своебразия кыргызов. Советский опыт обусловил формирование уникальных условий в постсоветских обществах и породил параметры этнической идентификации в бывших советских республиках, котрые в корне отличаются от этнической идентификации в других государствах.
В условиях независимости, учет многонационального и многоэтнического состава республики, многоконфессиональность общества как дополнительные особенности при создании общенациональной идеологии, порождает вопрос о том, что поддержать ли ее все население Кыргызстана? Учитывая все эти тонкости, мы считаем, что в условиях Кыргызстана, прежде чем создать национальную идеологию, целесообразно создать государственную идеологию, что может способствовать созданию условий для развития многонационального населения Кыргызстана и прогрессу кыргызстанского общества.
В диссертации предложены следующие рекомендации по поводу идеологии общенациональной идентичности в постсоветской Кыргызской Республике:
1. Анализ понятия «этнонациональная идентичность» нуждается в многоплановом контексте', в социальной психологии, социальной антропологии, символическом интеракционизме, в феноменологии, в этнологии, культурологии и в политической науке.
2. С политологической точки зрения следует признать то, что идентичность важна с позиции ее этнонациональной составляющей, так как национальная идентичность имеет такую социально-политическую функцию, в основе которой объединяющее этносы начало, связанно с достижением общей для всего государства цели. В диссертации определено, что функциями этнической идентичности являются: функция культурной отличительности, оборонительная, защитная, адаптивная, внутригруппового к межгруппового взаимодействия.
3. Невозможно сформировать идентичность общенационального уровня без государственной и национальной идеологии. В этой связи в качестве основной цели государственной идеологии определено, что национальная идентичность призвана сделать население страны однородным в плане достижения цели, пропитать общими интересами и представлениями, обеспечил, социальное согласие, обеспечить единство государства и народа, формировать политическое сознание.
4. Анализировать этнонациональные идентичности в разных странах следует путем компаративистского анализа, который отражает специфику этнонациональной идентичности через призму отдельных стран, для этого необходим новый глубокий аначиз и новая современная
трактовка. Это способствует решению важных вопросов и в первую очередь, исследованию вопроса этнонациональнои идентичности, этнокультурного взаимодействия с другими этносами в различных странах. Позитивный опыт необходимо глубоко проанализировать и использовать в Кыргызской Республике для формирования собственной идеологии этнонационалъной идентичности.
5. Основными целями государственной идеологии и этнополитики являются обеспечение межэтнического согласия, взаимопонимания, дружбы между этносами, консолидация вокруг кыргызского народа всех граждан страны для укрепления независимости страны. Актуальными факторами для государственной идеологии и этнополитики Кыргызской Республики выступают:
• межэтническая интеграция населения Кыргызской Республики;
• межэтническая консолидация (объединительные процессы для этнических групп, ведущие к образованию новой этнической общности);
• сохранение и развитие этнокультурной и конфессиональной идентичности граждан страны;
• консолидация граждан Кыргызской Республики на основе гражданской идентичности.
6. На современном этапе развития кыргызстанского общества очевидна необходимость этнонационалъной идентичности, которая представляет собой ориентир самоидентификации, основанный на национальном самосознании, с совокупностью ценностей, устремлений, идеалов этноса, его понимания своей истории и своего места в мире, является духовной составляющей народа страны, духовной основой общества. Национальная идентификация имеет определенную стадию, на которой идет выработка объединяющего общество идеала. Значимой категорией любой нации является самосознание общества.
7. В Кыргызстане сохраняется высокий уровень этнической толерантности. Толерантность религиозных объединений, этнических групп в Кыргызской Республике свидетельствует о традиционности данной ценности для кыргызского общества, она характерна для общества всегда, а не только в случае возможности возникновения конфликта. Толерантность в Кыргызстане - следствие высокой духовной, нравственной культуры и ответственной роли кыргызского народа. Такие политические ценности, как уважение других взглядов и мыслей, признание интересов, отношение к оппонентам как к партнерам, взаимопонимания между этническими группами, взаимоуважения между конфессиональными группами - главные формы отношений при формировании этнонационалъной идентичности.
8. Сталкиваясь с различными аспектами социокультурной интеграции этнических групп, кыргызстанская политическая действительность нуждается в концепции гражданской солидарности и национальной идентичности. Этнонациональная идентичность утверждается, прежде всего, через . обеспечение гражданской солидарности, систему образования и. воспитания,;через формирование уважения этносов к символам, к . государственному языку, через культурное пространство. Этнонациональная идентичность - модель мирного сосуществования этносов Кыргызской Республики, поэтому отношения между этническими группами не сводятся исключительно к поискам «своих» - «чужих», а определяются взаимодействием, взаимообогащением, культур живущих рядом людей иных этнических групп, при консолидирующей роли кыргыского народа.
Северный регион Кыргызстана действительно быстрее развивался в советский период. Но не из-за того, кто и когда находился у руля республики, а по объективным причинам. Социально-экономический, технологический и культурно-образовательный рост проходил под влиянием цившизационных волн из более развитой России. Интенсивная российская колонизация стала главной причиной, по которой северная часть Кыргызстана (особенно Фрунзе-Бишкек, прилегающие территории Чуйской, Иссыккульской областей) опередили в развитии южные районы страны.
А что касается северной «экспансии» 20-70-х годов, то ее составляли не только государственные чиновники, но еще и врачи, учителя, инженеры, энергетики, агрономы. Они отправлялись за перевал не ради честолюбия и меркантильных интересов, а по указанию государства -поднимать отстающий южный регион. И, между прочим, со своей задачей справились - развили промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу Юга и подготовили себе достойную смену из местных кадров. Отрицать это сегодня могут только создатели политических мифов о северном заговоре против южан.
В условиях глобализации широко применяется интегративный подход, позволяющий исследование взаимосочетание этнической (Восток) и гражданской (Запад) моделей национализма, а также причины актуализации современных глобальных процессов. В данное время расширяется эмпирическая база разработки теоретических подходов по отношению классификации и определения критериев национальной идентификации, обосновывается идея о многогранности и сложности структуры национальной идентичности.
В предыдущем параграфе сказано, что в древней истории кыргызы создавали самостоятельные и вместе с другими
централыюазиатааши народами, множество государств и ханств, а также вложили определенный вклад в формировании определенных политтеских структур и процессов. Несмотря на это, современная Кыргыз Республика как суверенное государство с четко определенной государственной границей, властной структурой и государственной традицией, является исторической наследницей Кыргызской Советской Социалистической Республики. Только благодаря советской власти кыргызская общественность превратилась в урбанизированный регион, с новыми предприятиями, учреждениями, больницами, учебными заведениями заводами и фабриками. Согласно великому писателяю кыргызского народа Чингизу Айтматову «все трудности и препятствия советского времени подготовили нашу маленькую страну к таким неожиданным и мистическим возможностям, как статус государственности и признание мировым сообществом». После обретения суверенитета, чтобы восполнить пробел, возникший после падения коммунизма и оправдания молодого независимого государства, правящая элита автоматически начала поддерживать политику национализма в качестве новой идеологии. В общем, Кыргызская Республика как независимое государство, является основной политической базой сохранения национальной специфики современных кыргызов.
В заключении излагается формулировка ряда положений, полученных на уровне научной рефлексии и отражающих основные результаты исследования.
Основные содержания диссертации отражены в
следующих публикациях:
1. Незихоглу, Халим. Soviet Influence on National Identity and Ethnie Frelations in Kyrgyzstan [Текст] / Х.Незихоглу // Вестник Казахского национального педагогического ун-та им. Абая. - 2006. - № 2 (10). - С. 2531.
2. Незихоглу, Халим. Влияние Глобализации на Национальную Идентификацию и Различные Культуры [Текст] / Х.Незихоглу // Вопросы истории Кыргызстана. - 2007. - №2. - С. 85-90.
3. Незихоглу, Халим. Ethnie Identities in Kyrgyzstan: The Case of Russian Minority [Текст] / ХНезихоглу // Alatoo Academic Studies. Илимий-академиялык журналы. -2008. -№ 1, T. З.-С. 18-23.
4. Незихоглу, Халим. Виды Национальную Идентификации: На Примере Кыргызстана и Турции [Текст] / Х-Незихоглу // Реформа. Международный ежеквартальный научный экономический журнал. - 2010. -№ 1(45).-С. 70-74.
5. Незихоглу, Халим. Religion As An Element of National Identity in Kyrgyzstan [Текст] / ХЛезихоглу // Alatoo Academic Studies. Илимий-академиялык журналы. - 2010. - № 1, T.5. - С. 34-37.
6. Незихоглу, Халим. Prospects For Central Asian Integration [Текст] / Х.Незихоглу // Реформа. Международный ежекварталный научный экономический журнал. - 2010. - № 3 (47). - С. 5-9.
7. Незихоглу, Халим. Local-Oriented Identities in Kyrgyzstan [Текст] / ХЛезихоглу // Alatoo Academic Studies. Илимий-академиялык журналы. -2011.-№1, т. 6.-С. 21-25.
8. Незихоглу, Халим. Евразийство как элемент идентификации в Кыргызстане [Текст] / Х-Незихоглу // Республиканский научно-теоретический журнал. Наука и новые технологии. - 2011. - № 2. - С. 267268.
9. Незихоглу, Халим. Истоки национальной идентификации в предсоветский период [Текст] / ХЛезихоглу // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2011. - № 11, Т. 11. - С. 45-48.
10. Незихоглу, Халим. Кыргыздардын уруулук (клаццык) иденпуулугу алардын саясий концетуализациясынын негизи катары [Текст] / ХЛезихоглу // Вестник Кыргызского государственного универсшета им. Арабаева. - 2012. - № 3 - С. 186-196.
11. Незихоглу, Халим. Заманбап кыргыздардын челкемдук (решоналдык) иденттуулугунун социомаданий жана саясий езгвчвлуктеру [Текст] / ХЛезихоглу // Вестник Кыргызского государственного университета им. Арабаева. - 2012. - № 3. - С. 196-209.
Халим НЕЗИХОГЛУНУН «ПОСГСОВЕТШК КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫВДАГЫ УЛУТТУК ИДЕНТТУУЛУКГУН САЯСИН ПРОЦЕССГЕРДЕН АЛГАН ОРДУ МЕНЕН РОЛУ» 23.00.02 - саясий инсппупар, процесстер жана техиологпялар адистиги боюнча саясий илимдеринин кандидаты окумуштуу даражасым іодеїшп алуу учун жазылган днссертациясыньш РЕЗЮМЕСП
ІІспппі создор: иденттуулук, улупук иденттуулук, N - I (National Identity) феномени, урук, уруу, улус, этнос, улуг, нация, жалпылык, архетип, «биз-алар» архетиби, патриотизм, интеграция, националшм ж.б.
ІІзнлдооїгун объектнси: постсоветгик кыргыздар жат алардын улупук идентгуулугунун саясий процесстердега орду менен ролу.
Нзилдоонун непізпі максаты: Кыргызстандагы улупук иденттуулукгун моделдерин илимий шперпретащіялоонун эвристикалык мумкунчулукгорун аныкгоо.
Изнлдвенуп теориялык-методологиялык негизин улупук иденттуулук жана аньш саясий процесстердеш орду менен ролу тууралуу чет елкелуї:, ата-мекендик саясат гаануучулардын эмгекгери, идеялары жана жоболору тузет. Изнлдвв процессинде системалык, формаддык-лопжалык, тарыхый, компаративдик, ошондой эле экспертшк сурамжылоо сыягауу илимий методдор колдонулду.
Алынган жыйынтыктар жана анын жацылыгы: Аыор диссертациялык ишинде советтик, постсоветгик республикалардьш жана чет елкепук изилдеочулврдун эмгекгерине таянуу менен «улут» («нация») жана «иденттуулук» тупгунуктерунун ортосундагы ез ара алаканы аныкгоо аркылуу заманбап Кыргыз Республикасындагы «улупук иденттуулук» феномешшин спецификасыньш илимий маанайдагы аньпаамасы менен чечмелениши сунуш кылган; Кыргызстандагы улупук иденттуулукгун негизи этникалыкпы, коомдукпу же болбосо экеенун айкалышы жана синтезиби деген суроого жооп берууге жендемдуу болгон иденттуулукгун маанилуу концепцияларьш системалаштыруунун жардамы аркасында изиддеенун илимий непгздери ачыльш берилген; улупук иденттуулук тууралуу суроо мамлекетгик жана коомдук денгээдце талкууланышы керек деген корутунду жасадды. Мамлекеттик денгээддеги анализ кандайдыр бир расмий улупу калыптандыруу багытында жургузулген саясат, ал эми коомдук денгээл кыргыздардын арасындагы улупук иденттуулукгун езгечелугун, о.э. кепчулук (кыргыздар) жана азчылыкгардын ортосундагы эгаикалык мамилени туюндураарына басым жасалган; Кыргыздардын улупук идеттуулугунун типтуу белгилеріш суретгеп ошол эле убакытта, бул диссертация Кыргызстадцын шарттарында жашоого ынгайлуу болгон улупук идентгуулукгун моделин изилдееге эксклюзивдиктен баштап кошуучуга чейин шилтемелерин керсотет. Уникалдуу тармактьш ичинде маселенин ар турдуу елгвчалерун анализдеп, бул диссертация караппуу адабиятка кучтуу жана жаны салым кошмокчу
Нзилдоонун практнкалык мааниси: диссертациянын жыйышыкгары диссертант тарабьшан сунуш кылынган теорияльпс жоболор менен корутундулар этносоциаддык процесстер менен этномаданиятшн ар кандай енутгеру боюнча жургузулген илимий изилдеелерде, саясат таануу, социалдык философия, этносоциология, этнопсихолопм, этноконфликгология, челкем таануу (религиоведение) боюнча даре окуу процессинде, ошондой эле конкрёттуу маданий-щшилизациялык кьфдаалдарды прогноздоодо жана анализдоеде колдонулушу мумкун.
РЕЗЮМЕ
на диссертацию Халнма НЕЗИХОГЛУ на тему: «МЕСТО И РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОСТСОВЕТСКОЙ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ» на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.
00.02 - политические институты, процессы и технология
Ключевые слова: идентичность, национальноя идентичность, феномен N - I (National Identity), род, племя, народность, этнос, нация, общность, архетип, архетип «мы-они», патриотизм, интеграция, национализм, гражданский национализм, этнический национализм, трайбализм, регионализм и т.д. ж.6.
Объект исследования: кыргызы постсоветского периода и роль и место их национальной идентичности в политических процессах.
Цель исследования: выяснение эвристических возможностей научной интерпретации моделей национальной идентичности в Кыргызской Республике.
Методы исследования: Методологическую и теоретико-эмпирическую основы диссертационного исследования составляют труды, идеи и положения представителей отечественной и зарубежной политической науки национальной идентичности и ее месте и роли в политических процессах. В процессе исследования были использованы системный, формально-логический, исторический, компаративный методы научного анализа, а также данные экспертного опроса.
Полученные результаты и их новизна: Автор в представленной работе отмечает, что в результате компаративистского институциональнс-политического анализа советских, постсоветсик и зарубежных исследователей предложено новационное, оригинальное и комплексное понимание категорий «нация» и «идентичность», сочетающее преимущества альтернативных подходов национальной идентификации и идентичности в современной Кыргызской Республике; раскрыты научные основы исследования с помощью сравнения концепций идентичности, способные ответить на вопрос «что составляет основу национальной идентичности в Кыргызской Республике: этничность,. общество или же они вместе?»; получен вывод о том, что проблема национальной идентичности должна быть обсуждена на государственном и общественном уровнях При этом акцент сделан на то что, при анализе государственного ■ уровня доминирует политика, направленная на формирование официальной нации, а при общественном уровне объектом внимания становятся особенности национальной ■ идентичности между самими кыргызами, а также этническое отношение между этническим большинством (кьф1ызами) и меньшинством; в данной работе сделаны попытки описать типичные черты национальной иденшчности кыргызов, а также показаны эксклюзивные и дополнительные ссылки на поиск моделей национальной идентичности, способные адаптироваться в условиях Кыргызской Республики. Мы уверены, что данная диссертация, основанная на анализе особенного и многообразного в рамках исследованной проблемы, может внести определенный вклад в научные разработки по выбранной нами тематике.
Практическое значение исследования: теоретические подходы и выводы, предложенные диссертантом могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов, чтении лекционных курсов по политологии, политической социологии, истории политических учений, геополитике, этнополишческой конфликтологии и этнологии, а также в анализе и прогнозировании конкретных культурно-цивилизованных обстоятельств.
RESUME
of the dissertation research of Halim Nezihoglu on the topic: "The Place and Role of National Identity with regard to Political Processes in Post-Soviet Kyrgyz Republic" for the competition of scientific degree of the candidate of political science by the specialty 23.00.02 - political institutions, processes, and technologies
Key Words: identity, national identity phenomenon, clan, tribe, ethnicity, nationality, nation, civic society, 'we and other' perception, patriotism, integration, nationalism, civic nationalism, ethnic nationalism, tribalism, regionalism, etc.
Object of research: post-Soviet Kyrgyz nation and the role of their identity with regard to political processes
Research Objective: an analysis on national identity models in Kyrgyzstan and their applicability
Research Methods: the main sources are the scientific works of foreign or native scholars of political science in relation to national identity with regard to its role in political processes. Throughout the research process, systematic-analytical, theoretical, formal-logical, historical, and comparative analyses of the experts have been used
Findings and their novelty: the author in the dissertation work presents a conceptual clarification and scientific analysis of national identity in Kyrgyzstan within the light of the scientific works of the scholars in both Post-Soviet republics and the other countries and with a reference to the relation between the perceptions of 'nation' and 'identity'; systematization of different conceptions and patterns of identity and so finding out whether national identity model in Kyrgyzstan is ethnic-based, civic-based, or a synthesis of both; an emphasis on the need for a discussion of the issue at both state and societal level; a description of official nation-building policy at state level, a specification of unique elements of Kyrgyz national identity and its perception at societal level, and a portrayal of ethnic relations between the majority (the Kyrgyz) and the minorities; a definition of the most applicable national identity model in Kyrgyzstan by clarifying its defining elements and unique character. By analyzing different dimensions of the issue within such a unique framework and construction, the dissertation will be a fresh and novel contribution to the related academic literature.
Practical importance of research: the conclusive arguments and the analyses of the dissertation can be used in related scholarly works, researches, lectures, and social projects on different dimensions of ethno-politics and identity such as politics, social philosophy, ethno-sociotogy, ethno-psychologv, etlino-conflict analysis, and in seeking solutions for the settlement of ethnic conflicts.
Подписано к печати 29.10.12 Формат 60x84 1/16
Объем 1,7 п. л. Бумага о {¡сетная.
Тираж: 75
Типография ОсОО «Maxprint» 720021, г. Бишкек, ул. Курманжан Датки, 207 Тел.: (+996 312) 48-31-85 e-mail: maxprint@mail.ru