автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Насилие как социальный фактор: его генезис и эволюция
Полный текст автореферата диссертации по теме "Насилие как социальный фактор: его генезис и эволюция"
1 и ил
На правах рукописи
ЕМЕЛЬЯНОВА Юлия Павловна
НАСИЛИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР: Ь. О ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ
Специальность: 09.00.11-социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Саратов .1997
Работа выполнена в департаменте философских и социальных наук Севастопольского государетвэнного технического университета
НАУЧНой РУКОВОДИТЕЛЬ - доктор философских наук, профессор,
академик Международной академии интегративной антропологии
ОКОНСКЛЯ И.Б.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОППОНЕНТЫ - доктор философских наук, профессор,
академик PATH
КОЗИН Н.Г.
кандидат философских наук, доцент РОЖОВ В.П.
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИ Я - Поволжская академик государственной
службы
Защита состоится '£1" се^ШТрЛ 1997 года в 14.00. часов в диссертационном' Совете Д.063.74.05. по присуждению ученой степени доктора философских наук в Саратовском государственном университете им. Н.ГЛерныпевского /410071, г.Саратов,ул. Астраханская, 83, корп. IX, ауд. 406/
С диссертацией можно ознакомиться в Н аучной библиотеке Саратовского госуниверситета. ' *
Автореферат разослан "_" __1997 года
• Ученый секретарь даосертационного С овета Д.063.74.05.
доктар философских наук, профессор Б.И.МСКИН
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Акт^альность_те^_нсслв£ОРания. Накопление социального опыта привело к изменениям в практике общественных отношений и об-наругшло потребность в новых социально-философских теориях. В свою очередь это стало основанием для критического анализа и фундаментального пересмотра устаревших парадигм. Так, рассмотрение проблемы насилия в социальном процессе потребовало усилить внимание к поиску его онтологических оснований, что и легло в основу данного исследования.
* В течение тысячелетий силовые конфликты, насилие сопровождало становление социальности, служило существенным фактором её развития. В истории человечества насилие выступало в разных формах - более мягких (принуждение, давление) и жестких, вплоть до физического уничтожения. Насилие стало составлять существенный элемент бытия человека - его психологии, отношения к природе, становления общественных форм организации жизни. XX-й век актуализировал проблему насилия, так как созданная человеком техника насилия явно превысила меру биологической целесообразности, то есть сохранения целостности вида "Человек разумный",1-
Парадоксы сегодняшней практики человечества по организации самоуничтожения нередко заставляют исследователей проблемы насилия "закрывать" её с помощью перехода к пропаганде ненасилия или изучения какого-то одного из аспектов этой проблемы. На наш взгляд, это не есть реяение проблемы. Насилие слитком исторически значимый феномен на всех уровнях о'ытия человека, неотъемлемый элемент культуры. Это антагонистический способ жизнедеятельности, при котором затраты природных и социальных сил нередко превышают эволюционный выигрыш в движении к высшему социальному типу бытия. Становление будущего ненасильственного мира приводит к необходимости полнее осмыслить феномен насилия, усилить поиск
его онтологических оснований. Не приуменьшать и сужать, доводя изучение насилия до конкретных его проявлений, а углубиться в досоцлэльные области существования материи, используя в поэна-ниг методапрактачески всех наук, предназначенное для описания бытия человека.
Актуальность, научно-теоретическая и научно-прикладная значимость работы определяется необходимостью исследовать насилие наиболее полно, то есть представить его не только как страдание, уничтожение, смерть, но и как элемент механизма развития. Изучение поли насилия в организации Универсума доя*мо способствовать переосмыслению его значимости, а также снятию его негативных проявлений в социуме.
Укоренённость в
общественном сознании и практике насильственных методов организации жизни человечества вызывает большой интерес исследователей. Сложился круг авторитетных специалистов в этой области -отечественных и зарубетых, внимание которых привлекают различные формы насилия - политического, экономического, психологического, преступления против личности, терроризм. Об этом пишут Буева Л.П., Волкогонов Д.А., Гилинский Я.И., Губин В.Д., Гусейнов A.A., Денисов В.В., Замковой В.И., Киреев Г.Н., Рассол В., Тойнби А., Тоффлер А., Фулбрайт А. и другие, при отсы отззчг.я на вопрос: "Какое бывает насилие, и к каким последствия?.! оно ведет?" На наш взгляд, ото недостаточно полный, односторонний подход,не вскрыващий сущностные, глубинные пласты столь распространенного социального явления. Нам представляется важным ответить и на другой вопрос: и4то есть насилие в мире человека, включенного в развивавшийся Универсум, и каковы его перспективы в культуре?" При этом вы придерживались той точки зрения, согласно которой человек - это не локальный элемент и случайный эпизод эволюции,
высшее звено единого закономерного мирового процесса, обраэо-анного необходимой последовательностью физической, химической i биологической форм материи. Это интегральное социальное еуще-:тво, вкличащее в себя бесконечный сплав качеств всех предше-¡твуищкх уровней развитая Мира (Вернадский В.И., Тейяр де Шарлей II., Орлов Ü.Ü., Васильева Т.С., Коблов А.К., Оконская Н.Б., зарг O.A., Козин Н.Г. к другие). 3 :/иро, где человек возник и ¡ущестзует, он является элементом необходимым и фундаментальным, способным стать наиболее концентрированным выражением онтологических основ Мира, их вьгзгои* еоплощением. Насилие в социальной практике при таком ракурсе рассмотрения проблемы предполагает наличие аналогов силового взаимодействия разрушавшего, подавляющего, убивающего действия и на досоциальных ровнях материи.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования - углубить представление о социальном насилии, обогатить содержанке этого понятия, найти его онтологические предпосылки и попытаться создать концептуальное обоснование изучения проявлений насилия в социуме.
Для реализации пострчлекной цели выдвинуты следуйте задачи:
1. Дать характеристику насилие как феномену не только социальному, но и эполоционно значимому, проанализировав для этого его роль -а функции в процессе самоорганизации неживой и живой природы.
2. Обосновать на достаточно широком эмпирическом материале универсальность насилия как неотъемлемого фактора развертывания глобального естественного отбора.
3. Проанслизипонать роль насилия в процессе антропссоотоге-
неза.
4. Дать списание наиболее ярко вырякшэдцх феноменов соци-
аяьного насилия: в социальной иерархии, в организации трудовой деятельности, в историческом процессе.
5. Дать прогноз будущего: уйдет ли насилие'из социальной практики?
Объектом исследования являются все известные современной науке формы двикения матзрии.Непосредственным предметом исследования стали силовые взаимодействия материальных: объектов от физической до социальной реальности.
Теооетич^киг£и_и j/етодолог^^__
являются основополагающе идеи классиков философской мысли в области онтологии, гносеологии и социальной философии, а также работы исследователей лроолем эволюционизма, создающие целостную непротиворечивую интегративную систему представлений о мире и рассматривающие силовые взаимодействия в неживой и отвой природе (Амбарцумян В.А., Афанасьев В.Г., Богданов A.A., Вернадский В.И., Волькенштейн М.В., Камшилов,М.И., Моисеев H.H., Пригокин И., Стенгерс И., Тейяр де Шарден П., Тимофеео-Ресов-
I
ский Н.В., Шмальгаузен И.И., Эйген М. и др.).
Работа современник отечественных ученых в области антро-посоциогенеза дали материал для изучения роли насилия в процессе выхода человека на магистраль развития (Алексеев В.П..Андреев И.Л., Ефимов D.T., Завадский K.M., Поршне я Б.Ф., Рог.;н-_ ский ri.ri. и др.).
Для изучения проявлений насилия в са«ой слоет-.ой системе -человеческом обществе - были привлечены работы философов, пси-ХОЛОГОР, социологов,историков, политологов, в такке отологов, физиологов, психиатров (Бетищен Г.С., Бехтерев B.Í.!., Вебар Ы., &:?кгй,л и., Кропоткин 11,, Леонтьев А.И., Маряузе Г., Павло» И.и., ¡¡зрсэнс Т., Соловьев Вл., Сорокин ¡1., Тойнби А. и др.).
рлбога. В ходе проведенного исследования
получены следующие результаты, имепщие научную новизну и энное«-мке на защиту:
- понимая социальную форму движения материк как своего рода универсальный интегратор содержания всего предшествующего развития катерки, автор рассматривает насилие не только как социальный феномен, а как универсальный фактор механизма отбора состояний систем ст физической до социальной реальности;
- насилие в природе сдерживает некоктро: ..руемый хаос новообразований, истсщащий систему, я создает возможность для безопасности, определенности, устойчивости существования целостности в усложняющемся мире; вместе с тем природное насилие приводит к росту сложности, разнообразив форм материальной организации, способствуя единству и кооперативное™ явлений материального мира;
- человек, будучи результатом развития мира, несёт в себе все формы и типы'Природного насилия в свёрнутом, концентрированно?/ виде;
- человек абсолютизирует насилие, помогающее ему упрощать многообразие жизни, и доводит насилие до того предела, когда оно начинает осознаваться как препятствие дальнейшему развитию социальности и доляно быть преобразовано в давление упорядоченности, системности, гуманности;
" - ликвидация актиэволвционных разрушительных типов насилия в социуме будет способствовать сужению сфер силового воздействия и на природу, что гармонизует их коэволюцию.
Выделены два вида (естественное, природное и социальное) и три типа насилия С 1,2,3 3:
I. Уничтожение до основания, до того предела, когда восстановление целостности объекта невозможно.
И. Ликвидация "верхних", более новых структур, что даёт
ь
возможность на базе старых, но претерпевших изменения, выйти ш новый качественный уровень развития (эволюционно ценный тип).
3. Консервация имею!цихся образований, специализация, стагнация, тупик: возможно для того, чтобы быть "берегами" магистральных форм.
Получении«
в ходе исследования результаты имеют методологическое значена для изменяя проявлений насилия в жизни человека. Они могут бы использованы в курсах социальной философии, философии культур: социологии, политологии, психологии. Данная работа позволяет рассматривать насилие в риду тех цс;л:сстсЛ'"ультуры,которые фо гарупт ответственное отношение человека к самому себе, своей д ятельности в мирз и её последствиям.
Основные идеи к положения проведенного диссертационного исследования изложены в выступлениях на науч ных конференциях и отражены в ряде научных публикаций. Диссер тация обсуждена и рекомендована к защите на заседании депорта мента философских и социальг-зс наук Севастопольского государст венного технического университета.
Ст2уктуга_пзбсты. Диссертация состоит из введения, двух глав, в какдой главе по три параграфа, заключения, а также бис лиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации анализируется степень разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, характеризуется его теоретическая методологическая основа, раскрывается научная новизна и г,рак?; ческая значимость работы.
ё-2§0Е22_Е2§2£ "Философский анализ досоциального нас или!
рассматриваются наиболее'общие - философские и нъучные основания решения проблемы насилия. Предпринимается попытка изучить проблему в историко-генетическом плане, упидеть в пёстром разнообразии фактов и явлений определенную закономерность,присущую организации универсальных структур Мира,, и терминологически обозначить её.
В первом параграфе "Онтологические основания насилия" укорененность в г.рироде силовых взаимодействий рассматривается как универсальный фактор изменения и развития материальных объектов и процессов, В научной карте мира выделяется одна из главных характеристик Вселенной как единой самоорганизующейся системы -её сложность, предполагающая иерархичность и соподчиненность различных уровней. В результате движения системы, оопрововдае-мого действием внешних и внутренних сил, появляется новое, как обобщение взаимодействия активных " пассивных элементов системы. Сопровождают взаимодействие различные формы-отбора и выбора будущих состояний системы. Поскольку выбор ограничен накопленными возможностями, система входит в одно состояние,тогда как другие тенденции сдерживаются или уничтожаются.
Признав универсальность отбора как мехгчзма становления закономерностей, который "отсекает","выжигает" (Курдюмов С.П.) всё "лишнее" и сужает, углубл, канализирует процессы в природе, мы можем предположить и универсальность насилия как элемента механизма глобального естественного отбора.
жллософским основанием решения проблемы насилия стало по ложение диалектики об отталкивании как активной стороне движения материи (притяжение - пассивно). Отталкивание, притеснений, разрушение, несвобода, насилие в этом случае предстают как активное начало жизненного процесс«. Введение категорий "связь" и "взаимодействие", понимаема как отражение противоречит« про-
цэссов, помогает конкретизировать указанной положение диалектики: во вгтимодейсттях, всеобщей связи вещей как атрибутивном сь Лстве материи, превалирует взаимная зависимость над взаимной независимостью.
По мере р&эвортывания эволюционного процесса происходит непрерывное структурное усложнение к информационное насыщение -уплот "зние материальных образований. Уплотнителем и выступают силовые взаимодействия элементов субстрата взаимодействия, что позволяет представить насилие функцией субстрата. В то не время естественное насилие выполняет и функцию охраны и стабилизации бытия целостности. Разнонаправленные и различные по мое^ сило-зые взаимодействия привода!- к сокращении распространенности (с количественной стороны) или объёма материи при переходе от низших её ступеней к высшим. Но в то же время многократное количе-стпнное^преобладание "подавленной" низшей формы и позволяет высшему стать более сложным, "омертвив"■ (Орлов В.В.) подавляющую честь возможностей развития предедлцих форм материи. .
Иерархичность, организованность, сложность - это положительный итог эволюции Вселенной,- который достигнут в результате борьбы противоположных нач л - сил разрушения и созидания. , Попытка соединить знание о хаосе и сотворении в космогоническом мире и в человеке (Бубер И.) - это, в конечном итоге, попытка-снять негативные проявления насилия в социуме.
"Досоциальнов насилие в абиотической и биотической среде" доказывается, что доеоциальное насилие,осуществляемое как избирательное взаимодействие материальных объектов в лроцессе отражения, приводит к многообразию видов тавого, целостности биосферы, наконец - к появлению интеллекта, способного к информационному моделированию мира. Роль естественного насилия в отом процессе неоднозначна: с одной сто-
II ^
роны, оно сдерживает развитие некоторых физико-химических процессов, видов живого, с другой стороны, способствует эволюции • определенных классов материальных объектов.
Рассматривая мир некипой природы, мы обнаруживаем, что естественное насилие выявляет здесь законы абиотического взаимодействия, заставляющие абиотические тела вступать во взаимодействие по соответствию, рождая новые тела, и направляющие химические изменения к образовании прочных, энергоёмких, но лабильных химических связей. В процессе форктерования органического мира появляется молекула ДШ, и она являет собой пример действия естественного насилия: т ней естественные ограничения- в виде жесткости нуклеотидних отношений открывают и безграничные возможности вариаций состава и структуры этих соединений.
Развитие химической формы .материи, "экспансия жизни" (Шар-ден П.) ограничивается изначальной лимитированностью жизненного пространства и ресурсов земной природы. Интегрированный физико-химический уровень становится "низеей" основой живого организма, подчиняется его законам, "командам" "высшего" - биологического. Организм токе существует в поле природного насилия: постоянные его конфликты со средой, активный поиск стресс- в то же время й поддерживают организм в рабочем состоянии. Возможность сохранения и развития сопровождается потерей бессмертия,при этом механизм сочетания наследственной изменчивости с естественны" отбором, увеличивая число видов кивогс. приводит к дифференциации живого в результате "давления жизни" и "давления смерти".Но, что особенно важно, элиминация, насилие в живом происходит не как уничтожение вообще, что присуще со1мальной практике, а как уничтожение конкретного со свойствами устаревающего, слабого, тупикового, чрезмерно специализированного, чрезмерно размножающегося.
Пореход от физиче~чого уровня организации материи к биологическому приводит к закономерному усложнению механизма отражения, к возникновению психики, сознания. Человеческий мозг как сложнейшая материальная система воплощает в принципах своей организации и деятельности всеобщие структурные принципы организации материи в целом. Мысль, её логи;<и возникли из "логики"физических, химических и биологических процессов и обусловлены аксиомой стественного отбора, кнтеллект - г>то многоуровневая система; в которой информация "нижних" этакой, заданная эволюцией, оказывг. .т существенное влияние на становление образов и способа поведения человека. Одной из главных его функций является ооеспечение надетого поступления в организм свободной энергии при минимуме затрат, что упрочает гомеостазис носителя интеллекта, движет его в направлении реализации родовой программы развития. Интеллект, вероятно, генетически обусловлен как инструмент агрессии и насилия, способный вырабатывать эффективные стратегии для нападения и защиты, при эт.-м в нём псе виды и формы естественного насилия представлены в свёрнутом, концентрированном состоянии.
В_тдетьем_пппагп{1фе "Насилие в процессе онтропосоциогенеза" рассматривается процесс становления человека, шедший под воздействие:/, внутренних и внешних сил. Потенциальные возможности организмов неоантропов (нежесткость, неспециализированность, то есть универсальность их телесной организации) позволили процессу самоорганизации через отбор и применение насилия вывести предлвдеЯ на новый качественный уровень - социальный.
Аитропоеоциогенез - это проявление новой фермы материи,процесс преврацения низшего в высшее, когда усиливается специфика высшего и законы его существовали становятся господствующими. Социальное появляется как отрицание высшего биологического, как
13 l/
разрешение конфликта между старк-м биотически и нароздавщжлся но-
социальным. Конфликт разрешается после появления и упрочне-№Я новых структур мозга, ответственных по слотный анализ и синтез внешних и внутренних сигналов, речи, а в конечном счете ианированиз и оценку собственных действий.
Новые, более сложные структуры мозга в процессе' отбора нл~ тенают превалировать над старыми (простыми), оказывать п них давление, преобразующее влияние, сдеркиват» кивотнкз рефлексы, природа словно замкнула, ограничила развитие других форм жизни, цав свободу развитии Разума.
Как установила школа И.П.Павлова, вторая сигнальная ссте-vsa оказывает постоянную отрицательную индукцию на первую,побуждает индивида к самонасилига и насилию над другими. Эта нейрофизиологическая система взаимного отторманивания и побуждения тех или иных действий предшествует зозмогности появления обществе»«-чкх отношений, так как сникает внутривидовую борьбу у неоантропов, ведет к отказу от индивидуальной биологической эволюции и способствует "интеллектуальной стратификации" (.'.'омсеев H.H.).
Возникнув, первобытный коллектив оказывает насилие над неспособными (в силу телеснчх или психических признаков) " совместному труду и социальному общению индивидами. Сопельный отбор вытесняет самостоятельное функционирование естественного отбора. Человек виходит к свободе социального развития, осуществив ''г->р-вичноз насилие с^оооды над ... естестч ,.Г* (Мамапдаквкли М.).Horum спосооом жизни человека становится г.реаоразованке и силовое изменение среды: интеллект способствует выходу насилия вовне -г» труд, общение, войны, эксплуатацию - туда, где предела насилию долгое время не было. Изменение функций насилия (усиление' его разрушительной стороны в ущеро созидательной) привело к тону, что люди стали единственным видом, систематически практику-
ющим взаимное умерзцлек"?. Естественное насилие в физико-химических и биологических процессах проще по содержанию, чем социальное, но гармоничнее, в нём лучше "поставлена" управляемость частей по отношению к целому, к природе как таковой. Социальное насилие становится искажением.функций природного насилия как инструмента естественного отбора.
Во второй,главе "Социальное насилие: формы и перспективы" исследуютс.. наиболее значимые фор\,ы социального насилия и дается оценка его перспектив в развитии социальности.
"Насилие в социальной иерархии" с помощь« иерархического подходе сбсснспыгссгся', что ссхр-асиие социальной целостности благодаря иерархичности достигается в человеческом обществе насилием над индивидами и социальными группами, над растущим богатстве • человеческих сущностных сил.Прин-цип соподчинения, свойственный социальной организации высших животных и предлюдей и реализующийся как в основном влияние, во взаимоотношениях людей искажается и приводит к укоренению методов и приёмов открытого физического и психического насилия. Это в определенном отношении ухудшает состояние социальной целостности, углубляет естественные противоречия социума, одерживает индивидуальное развитие его "членов, а в конечном итоге - ход социального прогресса.
Этология свидетельствует, что иерархия в сообществе животных стабилизирует элементы в системе, а естественное насилие выступает как консервация взаимоотношений со средой для регуляции популяционного гомеостазиса. Определенное место на иерархической лестнице достается индивиду (особи) в силу его половых, возрастных и морфофизиологических особенностей. Подчеркивается исследователями роль лидера, в"котором фокусируются эволюыион-но-значимце качества, способствующие сохранению сообщества и
его процветанию. И чем ближе животные (морфологически) к чело-зеку, тем более иерархичность исключает открытое столкновение л насилие, уничтожающее физически. Доминирование и влияние во-гака проявляется в особенной структуре внимания, в поддержке группой его действий, в ритуализации поведения» п )дчеркивавщего значение вожака.
Иерархичность и стабильность структур в сообществах живот-шх связывается со структурной дислокацией психологических фун-сций в мозге. Функционирование структур мозга унифицировано для !сех млекопитающих и не связано с высшими аспектами деятельно-:ти мозга.Образование типов взаимодействий индивидов (особей) и шутренние способы оаспределения социальных ролей имеют и тон-:ие психофизиологические предпосылки, объяснимые с помощью сие-гемного подхода: свободным релаксеционным структурам со сложным говеденибм (популяция, стадо) свойственна асимметричность взаи-юдействий, которая обусловливает асимметричность взаимоотноше-гий, и любой, самый эпизодический контакт дифференцирует всту-[ающих в него индивидов на водителя и ведомого; Внешние воздей-твия и глубинные внутренние подсознательные детерминанты,опре-;еляющие структуру соподчинения в сообщества., животных, пред-тавляют собой примитив силового воздействия. Антропологический актор приводит к эволюции насилия. Развитие мышления влечет за обой усложнение взаимоотношений и разрушение сложившихся есте-твенных форм иерархического соподчинения. Зоди: льство у жи-отных модифицируется в сознательно организованную деятельность ласти. Власть осуществляет принуждение и насилие, спчраясь на стественную неоднородность положения людей, иерархизированность еловеческих самопроявлений, но при этом ломается ценнейаая тен-енция субстрата иерархии - выделять из своей среда элитную асть для сохранения и процветания целостности (формальнее и не-
.
формальное лидерство перестают совпадать), Эволюция форм насилия в структуре иерархии приводит к изменению её объективной .шячимости: у «»потных предков человека иерархия способствует сохранении индивидуальных жизней г осуществлению родовой программ, у человек.'! - чаще приводи'г к разрузшгию родового потенциала к физическому уничтожению его носителей.
"Насилие в организации трудовой деятельности" роль шн'шшл раскрывается в исторических формах организации труда как саморазвивающегося процесса. Обосновывается предположение, что насилие постоянно сопрововдает процесс труда.; то отчуждает и разрушает индивидуальную и общую способност: 1С "руду« тС' с»/стсю? старью фор;»'и я ыотсды организации труда, чтобы дать возможность развиться новым формам и растущим способностям. Исторический процесс, являясь процессом индивидуаль-• ого развития людей, обеспечивается и осуществляется ценой колоссального расточения сил отдельных индивидов. Но усложнение, обогащение сущности человека, происходящее вопреки социальным
I
"помехам", приводит и к сопершенствовамш форм организации труда, к постепенному снятию наиболее грубых, изощренных видов насилия.
История труда рассматривается в параграфе как ряд последовательно возникших и в какой-то мере сосуществующих этапов: фoJ мирование сутпностных сил, их развертывание, наконец, овладение силами природы - достижение ноосферы. Отмечается объективация социальной трудовой деятельности, орудийная опосредованность ч< ловяхп и природы, которая, возможно, и сформировала чувство от средонпниости при использовании чужого трудп как начала эксплу; тлции человека. Вместе с процессом разделения труда это обеспечило гигантский прогресс, нэ он был оплачен ограничением развития суг^остнкх сил чслэчека, отчуждением его от возможности вс(
стороннего раскрытия индивидуальности.
Анализируется деформация характера субъектно-объектных от-•ноаений, когда труд любого участника процесса труда перестает быть самодеятельным. Отмечается, что собственность (частная или монопольная) в определенной мере предполагает ограничение свободы отношений меязду людьми, ограничение и обеднение диалога человека с миром. Человек-собственник часто пытается увеличить свой мир не путем его опредмечивания и распредмечивания (труд, познание), а "мертвым" способом, с помощью насилия - отбирая,захватывая, разрушая уже созданное. Подчеркивается, что принудительны-;! тип труда приводит к разрушению организма не только п результате упрощения функций человека, но и из-за чрезмерного использования энергетического потенциала организма. Образуется такая форма общественного прогресса, когда развитие небольшой группы людей идет за счет превращения в природный базис' труда основной массы населения, что обусловливает сохранение иерархии простого и сложного труда, прямое угнетение биологии человека, невостребованноеть уникальности каждого индивида, потерю смысла самоотдачи его з труде.
Особенно ярко все эти моменты насилия над рэдовс.Ч способностью человека проявились в период индустриальной стадии капитализма, когда организация труда.привола к низведению условий существования рабочих нике допустимого физиологического и психологического уровня. Но тогда яе начался, и процесс снятия, уменьшения эксплуатации в её наиболее грубкх формах, впервые появилась возможность многостороннего развития способностей и потребностей человеха.
¿_тпетьэм_пяпэг£эфе "Социальное насилие в историческом-процессе" обосновывается предположение, что насилие является важнейшим элементом самоорганизации социальной материи. Разру-
/
шктельное, насильственное, трагическое в истории - необходимый момент ее развертывания. Созидание нового общественного порядка и нового общественного целого возможно только через лернод дисгармонии, .хаоса, разрушения, отбора нового направления развития. На это "безличное" насилие, обусловленное артефактами человеческой деятельности, накладывается субъективное, организованное насилие, меняющее естественные алгоритмы отбора,абсолютизирующее формы своего вмешательства, поскольку оно помогает упрощать и "укрощать" многообразие природного и социального миров.
Насилие может быть положительным явлением в "шкних",древних облает;:;: катерли - там, где уничтожение одних классов объектов ложится в основание рождения других, например, в физико-химических процессах. На магистрали развития и особенно в социальной форме материи насилие в его разрушительно-затратных формах выглядит антиэволюциокно. Социальное насилие культивирует разрушительную часть противоречий, всеобщей борьбы противополонностег сообщающих реальности её динамичность, и недооценивает главную идею диалектики - плюрализм противостоящих противоположностей. Идея борьбы раздувается в ущерб идее единства и гармонии, а в концепции мироздания недооцениваются природные параметры жизни общества, природные основы сущности человека.
Современная динамика человеческой субъективности всё больше выражается в процессе индивидуализации, и это носит характер антропологического сдвига, имеющего биологические основания.Новой индивидуальности должна соответствовать и новая социальность которая предполагает самостоятельное построение индивидом своих идейных, культурных и других связей, но без ущерба интересам дру гого: с точки зрения диалектики односторонняя свобода - нереалистична, нежизнеспособна. Гармонии интересов во взаимосвязях ин-
дивидов можно достичь при условии отхода от жестких схем-проек-гов при непрерывном обобщении нового социального опыта. Это ■ цзикенке к ковкм фермам демократии, к новым формам контроля над Зезопасностью существования социального целого: вместе с формированием самоорганизующейся общественной системы управление вклю-1ается в неё как регуляционный орган. Оно само в соответствии с отражением внешего мира или внутреннего состояния изменяется и :пособствует перенастройке, саморегуляции общества. Такую регу-шрующую деятельность можно сравнить с мыслительной деятельностью геловеческого мозга, з котором наряду с жесткими, постоянными, ?ействупт и гибкие, переменные звенья.
Социальное насилие, созданное человеческим Разумом, - это [асилие над субстратной базой системы - сущностными силам чело-1вка. Оно должно уйти из кизни общества. Кокет сохраниться наси-:ие-ограничение, способствующее сохранена® целостности системы :ш: "рамки" бытия гуманности. При этом независимость индивида .олжна контролироваться со стороны своей противоположности - все-бщей человеческой взаимозависимости.
Источник преодоления кризиса в виде глобального наступления асилия на культуру и цивилизацию - внутри системы человеческо-о сообщества. Оценив роль и функции насилия в природных процес-ах, человек может обрести уверенность, укрепить свою ориентация изменяющемся мире. Биосферный императив "стягивает" человече-кив индивидуумы в общество как единый социальный организм, ко-орый должен жить а гармонии с биосферой. Дп;; этого внутри сопельного ' оганизма должна быть достигнута гармония интересов, зуществлен ненасильственный социальный идеал. Ноаое осмысление эциальной и природне—космической сушости человека дол«ио спо-эбствовать я новому качеству его деятельности - сужению сфер 1ЛОВОГО воздействия с рязрузак^дага последствия»«.
Эскалация насилия, обнажившая его бытийную укорененность и заставляющая признать его определенную неустранимость, ценность в процессе эволюции, в то ке время привела к осознанию необходимости переориентации общественных идеалов в сторону их гуманизации,
В_заключенни подводится краткий итог исследования, показывается необходимость и пути дальнейшего изучения поднятых в работе проблем. Доказывается, что философское осмысление проблем насилия будет способствовать самоактуализации человека, формированию личности и духовной зрелости. Добровольно принимая на себя условия существования мира, человек учится обрэтать себя как существо, гармонично вписанное в мир, нивущее в согласии с природой, самим собой и другими людьми.
Основное содержание работы представлено в публикациях аз-тора: .
I» Современный научный материализм о роли насилия в эволюции человека Новые идеи в философии. -Пермь, 1УУЬ. В-соавторстве с Оконской Н.Б. - 0,2 п.л.
2. К вопросу о взаимосвязи социального и биологического в социальной эволюции // Человек как обгекг интегрзтишюй антропологии. -Севастополь, 1УУ.Ь. - 0,35 п. л.
3. Насилие и духовность // Материалы международной конфвр^н цни. -Киев, 1996. -0,1 п.л.
4. Античность и современность как этапы развития взаимоотношений человека и природы // Античный мир и мы. -Саратов, 1996. -0,1 п.л.
Ь*!Преодоление культа насилия - насущная задача мяшего общества // Вестник Сев.ГО, Севастополь, 19У6, -0,25 п.л./
б.Несияие как феномен культуры // Пути самопознания лично-«к. -Сйвестопог.ь, 1927. -0,5 п.л.