автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Нелинейное развитие: онтологический анализ

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Анисимов, Никита Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Нелинейное развитие: онтологический анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нелинейное развитие: онтологический анализ"

На правах рукописи

М'ШЩЛегё

Анисимов Никита Сергеевич

Нелинейное развитие: онтологический анализ

09.00.01 Онтология и теория познания по философским наукам

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

11 ДЕК 2013

005543491

Саратов —2013

005543491

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Позднева Светлана Павловна

Официальные оппоненты:

Стеклова Ирина Владимировна, доктор философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», профессор кафедры «Философия»

Хаджаров Магомед Хандулаевич, доктор философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», заведующий кафедрой философии науки и социологии

Ведущая организация:

ФГБУН «Институт философии РАН»

Защита диссертации состоится «27» декабря 2013 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.09 при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, XII корпус, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Автореферат разослан «25» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Листвина Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Поиск универсальных законов развития природы и социума был и остается важнейшей проблемой философии, естественных наук, истории, социологии, политологии. Существуют великие концепции развития природы, такие как теория эволюции Дарвина или релятивистская космология, основанная на теории относительности А. Эйнштейна. Существуют и великие теории социального развития, такие как марксизм, обусловившие не только становление гуманитарной мысли, но и реальные общественные трансформации. Современные представления о мире были бы невозможны без диалектики Гегеля, обнаружившего общие законы развития физических, социальных, исторических, ментальных систем. Фокус исследования процессов развития в разные периоды смещался от анализа универсальных трендов и характера развития как такового до изучения значимых этапов развития отдельных систем. Если говорить о характере процессов развития, то классические философские и научные концепции традиционно выделяют как две основные возможности революционную и эволюционную, соединяющие все этапы любого развития некоторой траекторией, в классических представлениях спиральной или циклической.

Однако становление нелинейного мировоззрения, связанное с открытием во второй половине двадцатого века явлений детерминироваЕшого хаоса, самоорганизации, критичности и фрактальности, привело к необходимости переосмысления существующих философских представлений о мире вообще и о развитии, в частности, в результате чего сложилась постнеклассическая общенаучная парадигма. Сегодня уже ясно, что традиционные представления о развитии значительно упрощают действительность, а процессы развития оказываются гораздо более сложными, чем это казалось еще совсем недавно: в них постоянно возникают критические ситуации, сменяют друг друга процессы самоорганизации и хаотизации; они имеют траектории, не похожие на классические окружности и спирали. Основные идеи постнеклассических наук содержат в себе значительный эвристический потенциал, позволяющий исследовать законы нелинейного развития и отдельные его этапы, конституировать принципиально новые, постнеклассические, представления о нем, значительно отличающиеся от уже существующих.

На фоне неоспоримой значимости нелинейного развития удивительным кажется тот факт, что до сих пор не существует его последовательного онтологического исследования. Это обозначает необходимость серьезного онтологического анализа нелинейного развития, позволяющего определить его существенные свойства и отличия.

Междисциплинарного знания для решения всех этих задач явно недостаточно, необходимо философское осмысление. Все сказанное и определяет актуальность онтологического анализа феномена нелинейного развития.

Степень разработанности проблемы.

Философия традиционно содержит идеи развития и становления, учение о развитии определило существование значительных философских систем. Представления о развитии латентно укоренены уже в различных религиозных традициях: индуизме, буддизме, христианстве. В восточных религиях развитие обычно представлялось как круговорот вещей, явлений, процессов, в христианстве — как деградация, регресс.

В античной философии идеи развития можно усмотреть в учениях, описывающих образование Мира, возникновение порядка из хаоса, появление вещей из сочетания атомов. Элементы представлений о развитии появляются еще в досократических натурфилософских космогониях Гераклита, Анаксимандра, Эмпедокла и в атомизме Демокрита. Важнейшую роль в становлении идеи развития сыграли представления Гераклита. Именно Гераклиту принадлежат идея о всеобщей изменчивости, непрерывности развития, первые представления о законе противоречия, представления о развитии как о закономерном процессе. Всеобщая изменчивость осмысляется Гераклитом как результат внутренней раздвоенности вещей и процессов на взаимодействующие противоположности. Как идею развития можно интерпретировать и представления Анаксагора об устремленности всего к совершенству, о существовании бесконечного разнообразия вещей и явлений, возникающих благодаря разрушениям и взаимным превращениям гомеомерий. Некоторые коннотации с представлением о развитии некоторые исследователи обнаруживают и в учении Зенона о противоречиях, связанных с понятиями движения и множества.

У Платона представления о развитии выражены в виде способности Блага как онтологического совершенства создавать бытие. Аристотелю принадлежат первые попытки категориального осмысления идеи развития, которое реализуется в переходах потенциального бытия в актуальное.

Идея развития присутствует и в неоплатонизме в виде постулата о существовании эманации, направленного схождения высшей формы Универсума к менее совершенным (Плотин, Прокл), который затем поддерживается христианскими философами (Блаженный Августин, Фома Аквинский).

В эпоху Возрождения Джордано Бруно представил Единое Бытие состоящим из системы монад разной сложности, объединенных Мировой душой, формирующей и направляющей все. Николай Кузанский, рассматривая проблемы мироустройства, использовал античные и мистические представления о единстве противоположностей для

определения соотношения Бога и природы. Представления о развитии как о движении монад присутствует и в монадологии Лейбница.

Кант, исследуя процессы развития мысли, формулирует учение об «антиномиях», обозначающих противоречия в познании. Продолжая эти взгляды, И. Фихте в своем «наукоучении» формулирует «антитетический» метод выведения категорий.

Как постепенное восхождение природы по ступеням неорганического и органического мира описывает развитие натурфилософия Ф.Шеллинга, основанная на принципе единства всех сил природы, их внутреннего родства и связи, и представляющая природу единым развивающимся организмом, различные части которого являются результатами процесса последовательного усложнения.

В наиболее законченном виде классические представления о развитии выражены в философии Гегеля, за которым справедливо признана огромная заслуга превращения идеи развития в основополагающий философский принцип; оформления идеи развития в фундаментальную категорию онтологии и гносеологии; формулировки универсальных законов развития. Гегель применил представления о развитии к явлениям духовного мира, материального мира, к истории, постулировал, что развивается практически все, и показал, как это происходит.

Особую роль идея развития сыграла в марксизме. По Марксу, материя постоянно движется и развивается, а законы ее развития — это и есть законы диалектики. Марксистская теория развития целиком основана на принципе всеобщего единства и взаимосвязей и объявляет направленное, закономерное, необратимое развитие атрибутом природы и общества.

Философские представления о развитии оказали огромное влияние на построение значимых эволюционных теорий в естествознании и в социальных науках. Благодаря идее развития возникли великие эволюционные теории в биологии: эволюционная концепция Ж.-Б. Ламарка, теория эволюции Дарвина, синтетическая теория эволюции. Хорошо известно и мальтузианство, основанное на представлениях о социальном развитии как борьбе за существование. Широко распространены по сей день и идеи синтетической теории эволюции Г. Спенсера, перенесшего представления о биологической эволюции на неорганический мир и социум. Практически во всех этих теориях при выведении законов и анализе механизмов биологической или социальной эволюции явно или неявно используются законы и принципы диалектики.

Представления о направленном развитии напрямую связаны с принципом детерминизма, гарантирующим определенность будущего в процессах развития. Детерминистические учения в античности разработали Демокрит, Аристотель, Эпикур, стоики. В Новое время последовательный детерминизм отстаивали Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Б. Спиноза. В классической немецкой философии Кант обосновал детерминизм тем, что причинность есть одно из тех

необходимых и общих представлений, по которым наш

разум строит мир явлений. А. Шопенгауэр вывел закон причинности как «закон достаточного основания бывания», полагая, что все мировые перемены предполагают другие, им предшествующие

Детерминизм как методологическое основание традиционно включался и в естественнонаучные парадигмы. Усилиями Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона была конституирована механистическая картина мира, в основе которой лежало понимание природы как единой детерминированной системы, внутренне устойчивой и упорядоченной, а для ее описания широко использовался строгий формализм дифференциального и интегрального исчисления. Определенность будущего при таком рассмотрении предполагалась нормой научного познания.

Существенно изменило представление о развитии открытие и исследование явлений самоорганизации и детерминированного хаоса. Исследования И. Пригожина, Г. Хакена, М. Эйгена, И. Стенгерс, Э. Лоренца, Д. Рюэля, Ф. Такенса привели к представлениям о значимости нелинейного развития. В работах B.C. Степина, В.И. Аршинова, С.П. Курдюмова, E.H. Князевой, Г.Г. Малинецкого, В.Г. Буданова, Д.И. Трубецкова, В.В. Афанасьевой было показано, что нелинейное развитие является универсальным и закономерным феноменом, описывающим многие природные и социальные процессы, показана связанная с нелинейным развитием принципиальная непредсказуемость будущего.

Значительный вклад в становление представлений о развитии внесли работы философов Саратовской школы Я.Ф. Аскина, С.П. Поздневой, Г.В. Яковлевой, К.А. Мартыновича.

Анализ всех представленных работ позволяет констатировать отсутствие последовательного онтологического анализа нелинейного развития в современной философии и задает основную проблему настоящего исследования: на основе традиционных представлений о развитии и результатов исследования нелинейного развития в постнеклассических науках выделить существенные свойства нелинейного развития как универсального онтологического феномена.

Объект исследования: нелинейное развитие как бытийный феномен.

Предмет исследования: существенные онтологические свойства нелинейного развития.

Основная цель и задачи исследования.

Цель исследования — создание системы онтологических представлений о феномене нелинейного развития.

Реализация выдвинутой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Выделить основные представления о возможном характере развития и его существенных свойствах в философской традиции.

2. Проанализировать сущностные отношения категории «развитие» в системе основных категорий классической онтологии; выделить категориальное основание онтологического описания характера и механизмов развития.

3. С помощью онтологического анализа определить существенные характеристики нелинейного развития, отличающие его от линейного, циклического и эволюционного; сформулировать постнеклассические онтологические представления о нелинейном развитии.

4. Определить соответствие постнеклассических онтологических представлений о развитии и представлений классической диалектики; выделить онтологические основания постнеклассической интерпретации ее законов.

5. Показать эвристическую ценность полученных онтологических представлений о нелинейном развитии для анализа развития социальных и экономических систем.

Научная новизна исследования заключается в конституировании системы онтологических представлений о нелинейном развитии. Результаты, заключающие в себе научную новизну исследования, состоят в следующем:

1.Определено, что классические представления о развитии включают в себя циклическое повторение; образование сложного из простого в результате взаимодействия; эманацию; «развертывание» возможностей; эволюцию; траекторией развития при этом оказывается окружность, прямая или спираль.

2. Выяснено, что в системе классических онтологических категорий отношение <<развитие»-«движение»-«время» определяет характер (траекторию) развития, а отношение «развитие»-«возможное»-«действительное» — внутренние механизмы (способы реализации) развития.

3. Выделены существенные онтологические свойства нелинейного развотия: поливариантность, обратимость, кризисность, закономерность хаотических этапов, неоднозначность прогрессивного и регрессивного, неопределенность будущего; показано, что постнеклассическая онтология нелинейного развития с необходимостью включает в себя представления о мультистабильности, аттракторах, бифуркациях и кризисах, самоорганизации, хаосе, фрактальных траекториях.

4.Показано, что в общем случае нелинейное развитие не описывается законами классической диалектики, выделены онтологические и категориальные основания постнеклассической интерпретации ее законов, связанные со сложностью и многообразием процессов нелинейного развития и адихотомичностью постнеклассических представлений о нем.

5. Показано, что постнеклассические онтологические

представления о нелинейном развитии позволяют адекватно описать сложные социальные, экономические и культурные процессы в категориях «самоорганизация», «социоатграктор», «бифуркация»,

«детерминированный хаос», «фрактальность» и предполагают возможность выбора благоприятного направления развития, обозначают ограниченность линейных и циклических моделей социального и экономического развития.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость проведенного исследования определяется необходимостью онтологического анализа нелинейного развития как универсального бытийного феномена; значимостью построения системы постнеклассических онтологических представлений о нелинейном развитии. Построение онтологической концепции нелинейного развития позволяет исследовать особенности развития физических, биологических, социальных, культурных нелинейных систем и может служить основанием для их онтологических и гносеологических исследований.

Теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

- в сфере высшего профессионального образования в качестве теоретического основания для учебных курсов и спецкурсов по онтологии и теории познания, социальной философии, философии синергетики, истории, экономики.

- в научных разработках, посвященных исследованию общих свойств развивающихся систем различной природы.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что на основе выявленных онтологических свойств нелинейного развития могут быть разработаны конкретные модели и проекты управления развивающимися нелинейными социальными, экономическими, политическими, культурными системами и созданы социальные технологии эффективного развития. Результаты диссертационного исследования могут быть практически использованы в работе историков, социологов, политологов, экономистов, культурологов.

Методологическую и теоретическую основу работы составляет вся совокупность познавательных методов, традиционных для онтологии и теории познания: анализ, синтез, системный и исторический подходы, позволяющие выделить, систематизировать и классифицировать традиционные и современные представления о развитии, создать онтологическую концепцию нелинейного развития.

Важное место в работе занимают принципы и методы постнеклассической философской парадигмы. Принцип нелинейности позволяет учитывать сложную нелинейную природу различных развивающихся систем. Принцип поливариантности дает возможность принимать в рассмотрение различные концепции развития и рассматривать

различные варианты развития. Принцип критичности дает основание предполагать возможность качественных изменений структуры развивающихся систем. Принцип адихотомичности предполагает снятие жестких категориальных оппозиций при онтологическом анализе нелинейного развития. Принцип существования всеобщих обратных связей позволяет оценить нелинейное развитие с учетом многочисленных связей развивающихся систем с внешним окружением.

В работе использовались также герменевтические методы, дающие возможность интерпретировать представления о развитии в философской традиции.

В работе используются принципы и методы синергетики и нелинейной динамики, позволяющие описать развитие как нелинейный феномен, рассмотреть его во всей совокупности внутренних и внешних обратных связей.

Так как развитие является общенаучным феноменом, то в качестве фактуальных оснований для его онтологического анализа используются результаты исследований конкретных наук: классической механики, теории колебаний, синергетики, нелинейной динамики, теории бифуркаций, теории катастроф, истории, социологии, экономики, политологии.

В теоретическую основу работы входят труды известных отечественных и зарубежных философов, социологов, специалистов в области синергетики и нелинейной динамики.

Характер и степень научной новизны проведенного исследования отражают основные положения, выносимые на защиту:

1. В философской традиции развитие представляется в виде: 1) циклического повторения (Эмпедокл, Гераклит); 2) образования сложного из простого в результате слияния (Анаксагор, Демокрит, Дж. Бруно, Г. Лейбниц); 3)эманации, связанной с регрессивным схождением от совершенного к несовершенному (неоплатонизм, схоластика); 4) последовательного «разворачивания», проявления возможностей, движения от актуального к потенциальному (Платон, Аристотель); 5) диалектического усложнения, включающего в себя революционные и эволюционные этапы (Г. Гегель, марксисты). Классическое диалектическое представление о развитии возводит последнее в ранг всеобщего онтологического и гносеологического принципа, а существенными свойствами развития объявляет однонаправленность, необратимость, непрерывность, прогрессивность или регрессивность, определенность будущего.

2. Категория «развитие» входит в систему основных категорий онтологии, образуя сущностные связи с категориями «бытие», «время», «движение», «количество», «качество», «возможность», «действительность», «причина», «следствие», «случайность», «необходимость». Характер развития, его траектория, определяется

отношением категории «развитие» к категориям «время» и «движение». Классические представления о возможном характере развития ограничиваются покоем (изображаемом во времени точкой), наращиванием количества (изображаемом во времени прямой), циклическим развитием (изображаемом во времени замкнутой кривой), эволюционным, или квазициклическим, развитием (изображаемом во времени спиралью), и не включают в себя более сложных вариантов. Возможные механизмы развития определяются отношением категорий «возможное»-«действительное», описывающим развитие как «разворачивание» возможностей, как актуализацию возможного в физической или социальной реальности. Классическое описание механизмов развития в категориях «возможное»-«действительное» не учитывает всей онтологической сложности нелинейного развития.

3. Постнеклассический онтологический анализ позволяет выделить в качестве существенных свойств нелинейного развития поливариантность, обратимость, кризисность, закономерность хаотических этапов, неоднозначность прогрессивного и регрессивного, неопределенность будущего. Постнеклассическая онтология нелинейного развития включает в себя представления о мультистабильности (множественности возможных состояний), существовании различных аттракторов, закономерности бифуркаций, кризисов и катастроф, процессов самоорганизации и детерминированного хаоса. Траекторией нелинейного развития в общем случае является сложная кривая или фрактальное множество, не описываемые классическими представлениями. Сложность траекторий нелинейного развития не позволяет определить его этапы как прогрессивные или регрессивные. Поливариантность, критичность и хаотичность нелинейного развития обуславливают его принципиальную индетерминированность.

4. Законы классической (гегелевской) диалектики не описывают всю сложность и разнообразие процессов нелинейного развития. Постнеклассическая интерпретация законов диалектики своим онтологическим основанием имеет существенные свойства нелинейного развития, а категориально фундируется адихотомичностью противоположных в классике онтологических категорий «количество-качество», «возможное-действительное», «случайность-необходимость», «причина-следствие», «порядок-хаос», «прерывность-непрерывность». Адихотомия парных онтологических категорий обусловлена многократными превращениями в процессах нелинейного развития возможного в действительное; обратимостью нелинейных процессов; вырождением и накапливанием качеств в нелинейных системах; существованием в них детерминированного (упорядоченного) хаоса и самоорганизации (случайно возникающего порядка); фрактальными (прерывно-непрерывными) траекториями нелинейного развития. Постнеклассические представления о полионтичности бытия требуют для

адекватного онтологического описания механизмов развития

добавления в отношение категорий «возможное»-«действительное» категории «виртуальное».

5. Постнеклассические онтологические представления о нелинейном развитии обладают значительным эвристическим потенциалом в описании сложных социальных и экономических процессов. В постнеклассическом рассмотрении социум как целое и отдельные его подсистемы представляются нелинейными неравновесными открытыми саморазвивающимися системами, для которых типичными оказываются процессы самоорганизации и детерминированного хаоса, различные бифуркации и кризисы, фрактальные траектории. Существенной характеристикой нелинейного развития социума являются поливариантность и мультистабильность, обуславливающие возможность выбора оптимального направления развития социальных и экономических систем. Социальные и экономические кризисы при подобном рассмотрении представляются закономерными этапами нелинейного развития социальных и экономических систем, синергетическое исследование которых позволяет дать рекомендации по их преодолению. Постнеклассические представления о нелинейном развитии социума вносят коррективы в известные классические и неклассические социальные модели.

Степень достоверности и апробация результатов.

Достоверность полученных результатов определяется последовательным анализом значительного числа философских и естественнонаучных концепций развития, соответствием полученных результатов известным современным результатам социальных и естественных наук, а также философских исследований, непротиворечивостью полученных в работе выводов.

Основные положения и выводы, полученные в ходе работы над диссертационным исследованием, представлены в выступлениях автора на заседаниях кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. По содержанию исследования автором сделаны доклады и научные сообщения, представлены тезисы выступлений на региональных, общероссийских и международных научных конференциях: международной научно-практической конференции «Город и наука: анализ рискогенных территорий» (декабрь 2009 г., СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов); Международная научно-практическая конференция "Город и здоровье: аспекты взаимодействия" (Саратов, 17-18 апреля 2012 г.), IV Всероссийская (заочная) научная конференция «Россия 2030 глазами молодых ученых» (сентябрь - ноябрь 2012 г., 29-30 ноября 2012 г.), XV Международная конференция "Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии") Всероссийской научной конференции «Человек в условиях

модернизации современного общества» (ноябрь 2012 г., СГТУ

им. Ю.А.Гагарина, Саратов); IX Всероссийских Пименовских чтениях (декабрь 2012 г.), Конференции молодых ученых СГУ (Саратов, февраль 2013 г.), Международной конференции «Постмодерн и постнеклассика» (Саратов, 13 мая 2013 г.). По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, в том числе три статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК, монография, статьи в научных сборниках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, излагается основной замысел работы, дается характеристика степени научной разработанности, отмечаются проблемные аспекты изучаемого вопроса. Определяются объект и предмет, цель и задачи, теоретико-методологические основания работы. Излагаются научная новизна и положения, выносимые на защиту, дается оценка теоретического и практического значения диссертации, представляется ее апробация.

Первая глава диссертации «Развитие как фундаментальная философская категория» посвящена онтологическому анализу классических философских представлений о возможных видах, направлениях и механизмах развития.

В первом параграфе «Идея развития в философской традиции» проводится сравнительный анализ представлений о развитии в античной философии, средневековой философии, философии Нового Времени, немецкой классической философии, марксизме, русской религиозной философии.

Показано, что в античной философии существуют несколько принципиально разных представлений о развитии. В натурфилософии Эмпедокла и Гераклита развитие понимается как циклическое повторение характеристик всего существующего, связанного с повторением процессов образования и уничтожения мировых сущностей. При этом формируются представления о развитии как единстве и борьбе противоположных начал и единстве и связи всех протекающих в природе процессов.

В атомизме Демокрита и учении о гомеомериях Анаксагора развитие представляется как последовательное соединение простого в сложное, возникают представления о связи развития и механического движения. Позже это представление повторяется в учении о монадах Дж. Бруно и монадологии Г. Лейбница.

В философии Платона и Аристотеля развитие определяется как «разворачивание» возможностей в реальное бытие, проявления Блага, актуализация потенциального, оформление бесформенного. При этом возникает концепция онтологически сложного развития, представление об актуализации потенциального как механизме развития.

В неоплатонизме (Платон, Прокл) и в христианской традиции развитие связано с понятием «эманация», которая понимается как истекание, схождение Совершенства к несовершенному материальному миру, как регресс и деградация. Это представление поддерживается в гностицизме и в схоластике.

В философии Гегеля развитие приобретает статус всеобъемлющего принципа бытия и познания, окончательно формируется учение о единстве и борьбе противоположностей как активного начала развития, формулируются законы диалектики. Взгляды на развитие как на единство и борьбу противоположных началах, как атрибут всего существующего лежат в основе марксизма и великих эволюционных теорий естествознания (Ч. Дарвин, Г. Спенсер), приводят к становлению эволюционизма как общенаучной классической парадигмы.

В русской религиозной философии представления о развитии связаны с принципом всеединства. В. Соловьев первым формулирует представление о Хаосе как одном из борющихся начал мироздания. Борьба Хаоса и Абсолютного Единства творит тело Вселенной, обуславливает разнообразие и связи всего существующего.

В параграфе показано также, что классические представления о развитии с необходимостью предполагают представления о детерминизме, о предусловленности и предопределенности будущего всех развивающихся систем, в связи с чем обсуждаются взгляды на детерминизм И. Ньютона, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Лейбница, И. Канта, А. Шопенгауэра, Г. Гегеля.

Показано, что как результат классических представлений утверждается однонаправленность, необратимость, непрерывность, регрессивность или прогрессивность всех возможных процессов развития, определенность будущего любых развивающихся систем.

Второй параграф «Развитие в системе фундаментальных категорий онтологии» посвящен анализу отношений категории «развитие» с основными категориями классической онтологии.

Показано, что анализ категориальных отношений позволяет определить возможный характер развития в классических представлениях, его возможные траектории и механизмы развития.

Утверждается, что самой близкой по сущности к категории «развитие» является категория «движение». Связь этих категорий дает возможность определить развитие как движение, обусловленное определенным законом и приводящее к качественным изменениям. Исследование связи категорий «развитие», «движение» и «время» позволяет показать, что все возможные в классике виды развития ограничиваются следующими вариантами: покой, линейное развитие, циклическое развитие, развитие по спирали. Траекториями таких видов развития служат соответственно точка, прямая, окружность или эллипсу, спираль.

Анализ отношения категорий «развитие», «причина», «следствие» приводит к определению классического развития как последовательной, однонаправленной разворачивающейся из прошлого в будущее цепочки причинно-следственных отношений.

Исследование связи категорий «развитие», «возможность» и «действительность» приводит к осознанию существования принципиально разных онтологических уровней бытия, актуального и потенциального. Такое представление позволяет онтологически классифицировать различные возможности и исследовать механизмы процессов развития. Изучение актуального уровня бытия позволяет получить информацию лишь о процессах, происходящих в настоящем в актуальном, чувственном мире, о реалиях. Наиболее вероятные возможности почти «наблюдаются» реальности, их реализация с большой вероятностью предсказуема. Но, несмотря на такую «видимость», даже реальные возможности существуют не в актуальном, а в потенциальном бытии. Возможности, же далекие от реализации, не видимы в реальности, и оценить их можно, только зная структуру бытия потенциального. Реализовываться могут разные возможности, их актуализация зависит от условий, существующих не только в реальности, но и в потенциальном бытии. Эта реализация всегда соответствует переходу возможности из потенциального бытия в реальное. Но реальность сложна, ее условия постоянно меняются, и реализовываться могут разные возможности. Возможности могут и менять свои качества: превращаться из реальных в далекие от реальности, и наоборот. Это делает онтологические уровни потенциального бытия подвижными, динамичными, маловероятная возможность в любой момент может стать более вероятной, перейти на более близкий к реальности уровень. При этом реализация возможности может зависеть не только от реальности, но и от других возможностей, ждущих своей реализации. Это означает, что даже в классических представлениях развитие, несмотря на свою закономерность, может происходить по-разному, существуют различные варианты развития. Показано, что только на потенциальном уровне можно исследовать скрытые механизмы развития, как раз и обуславливающие всю его сложность.

Во второй главе «Онтология нелинейного развития» анализируются существенные особенности нелинейного развития, конституируется система онтологических представлений о нем, определяется эвристический потенциал представлений о нелинейном развитии для исследования процессов развития социальных систем.

Первый параграф «Нелинейное развитие: существенные особенности» посвящен исследованию основных онтологических свойств нелинейного развития.

Показано, что существенными характеристиками нелинейного развития являются поливариантность, обратимость, критичность, неопределенность будущего. Поливариантность нелинейного развития, во-

первых, определяется принципиальной

мультистабильностью нелинейных систем, необходимым существованием в них множества возможных состояний. Реализация одного из возможных состояний определяется структурой, внутренними параметрами самой нелинейной системы и многочисленными ее обратными связями с внешним окружением. В зависимости от внутренних и внешних условий реализовываться могут разные состояния. Существование многочисленных и разнообразных бифуркаций в нелинейных системах приводит к смене одного состояния другим. Совокупность этих нелинейных феноменов и приводит к существованию множества возможных направлений нелинейного развития.

Существование многочисленных бифуркаций, кризисов и катастроф в нелинейных системах приводит к качественным изменениям состояния, к резким изменениям, поворотам, скачкам развития. Все это делает нелинейное развитие принципиально кризисным феноменом, критичным по отношению к внешним и внутренним условиям. Кризисы нелинейного развития — вещь закономерная, неизбежная, необходимая, но не отрицательная, поскольку означает необходимую для последующего успешного развития качественную перестройку системы.

Обратимость нелинейного развития определяется типичными возвратами к прежним состояниям, поворотам вспять. Неопределенность будущего при нелинейном развитии является принципиальной и обуславливается его критичностью и необходимым существованием в нелинейных системах детерминированных хаотических состояний. Неопределенность будущего делает процессы нелинейного развития в принципе непредсказуемыми.

Поливариантность, существование множества бифуркаций, обратимость, хаотичность нелинейного развития приводит к тому, что его траекторией в общем случае является сложная кривая, не описывающаяся классической геометрией или фрактальное множество. Столь сложная траектория нелинейного развития приводит к невозможности адекватного описания возможных этапов в категориях «прогресс» или «регресс».

Адекватное описание процессов нелинейного развития достигается только в системе категорий «самоорганизация», «детерминированный хаос», «аттрактор», «бифуркация», «устойчивость-неустойчивость», «фрактальность».

Второй параграф «Законы нелинейного развития» посвящен постнеклассической интерпретации законов гегелевской диалектики.

Показано, что обнаруженные существенные свойства нелинейного развития не соответствуют представлениями о развитии классической диалектики и являются онтологическим основанием для их возможных интерпретаций. Категориальным фундаментом постнеклассической интерпретации диалектики является снятие дихотомии онтологических категорий.

Непредсказуемость результирующего качества, влияние

внутренних и внешних нелинейных связей, процессы «накапливания» качеств, «слияния» качеств и «обмена» качествами, «вырождение» качеств, характерные для нелинейных систем приводят к необходимости интерпретации закона перехода количественных изменений: количественные и качественные изменения находятся в сложной взаимозависимости; накапливаться (плавно меняться) могут не только количественные изменения, но и качественные; скачкообразно могут меняться не только качественные, но и количественные изменения; одинаковые количественные изменения могут приводить к возникновению разных качеств, и наоборот; и количественные, и качественные изменения могут быть непредсказуемыми; качество может меняться в результате слияния разных качеств или обмена.

Нелинейность, существование обратных связей приводят к адихотомичности классических противоположностей, в результате в процессах развития нелинейных систем участвуют как классические пары борющихся противоположностей, так и комплексные, синтетические образования из противоположностей, адихотомии; Поэтому постнеклассическая интерпретация закона единства и борьбы противоположностей предполагает существование закона взаимодействия дихотомий и адихотомии.

Нарушения преемственности развития, возвраты к прежним состояниям, существование фрактального роста приводят к необходимости постнеклассической интерпретации и закона отрицания отрицания: нелинейное развитие предполагает возможное отсутствие преемственности, повторяемости на новом этапе черт предыдущего, возврат к прежним состояниям и в общем случае не описывается спиралью.

Показано, что в процессах нелинейного развития переход возможности в действительность, реализация возможности, оказывается не единственным необратимым актом, как это представляется в классике, а динамическим процессом их взаимопревращений. Дихотомия возможного и действительного при этом снимается.

Третий параграф «Нелинейное развитие социума» выявляет эвристический потенциал представлений о развитии для анализа процессов развития социальных и экономических систем.

Показано, что существующие представления о развитии социума как циклическом или эволюционном процессе являются недостаточными для описания нелинейной социальной динамики.

Сам социум представляется нелинейной неравновесной открытой системой, в которой чередуются упорядоченные и хаотические эатапы развития. Адекватное описание нелинейные социальные процессы могут получить только в постнеклассических категориях «самоорганизация», «детерминированный хаос», «социоатграктор», «бифуркация»,

«фрактальность». Такой формализм позволяет описать процессы генезиса, становления, трансформаций социальных и экономических систем, возникающие в них революции и кризисы.

Показано, что циклические модели социального развития (Маркса, Кондратьева, Фримена, Жугляра) не справляются с описанием социальной и экономической сложности развития, которая может быть интерпретирована как существование социальных странных аттракторов.

Утверждается, что постнеклассические онтологические представления о развитии обладают значительным познавательным потенциалом, позволяющим исследовать законы развития социума как целого и отдельных социальных структур. Существенной характеристикой нелинейного развития являются поливариантность и мультистабильность, обусловливающие возможность выбора оптимального режима развития нелинейных социальных систем. Постнеклассическая концепция нелинейного развития вносит существенные коррективы в известные классические законы и модели, оставляя за собой право и возможность исследования всей сложности законов развития реального социума.

В Заключении диссертации подводятся общие итоги исследования, формулируются выводы и намечаются перспективы дальнейших исследований по теме.

По теме диссертационного исследования опубликовано 8 научных работ.

Публикации в изданиях, входящих в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук:

1. Анисимов, Н.С.. Постнеклассический детерминизм и возможность социальных прогнозов / Н.С. Анисимов // Философия образования. — 2012.-Т. 45. — Вып 6. — С. 56—64.

2.Анисимов, Н.С. Нелинейное развитие: онтологический анализ / Н.С. Анисимов // Вестник Поволжской Академии государственной службы, —2012.-Т. 34, —Вып 1. —С. 138—142.

3. Анисимов, Н.С., Афанасьева, В.В. Нелинейное развитие социума; постнеклассический анализ/ Н.С. Анисимов, В.В. Афанасьева // Власть.. — 2013 — Вып. 1.. — С. 68—72.

Монографии:

4.Анисимов Н.С. Онтология нелинейного развития: Монография / Н.С. Анисимов // Москва: Издательство «Буки-Веди», 2013. -132 с.

Публикации в других изданиях:

5.Анисимов, Н.С. Нелинейное развитие как онтологическая идея / Н.С. Анисимов // Диалог культур в глобальном обществе риска. —

Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2013. — С. 14—19.

6. Анисимов, Н.С. Синергетическая методология исследования процессов нелинейного общественного развития / Н.С. Анисимов // Человек в условиях модернизации современного общества. — Сборник научных трудов. —Саратов: Издательство СГТУ, 2012. —С.80—84.

7. Анисимов, Н.С., Афанасьева, В.В. Современный нелинейный социум и критичность развития / Н.С. Анисимов, В.В. Афанасьева // Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития. — Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2012. — С. 103—112.

8. Анисимов, Н.С. Нелинейное развитие в контексте теории рисков/ Н.С. Анисимов // Город и здоровье: аспекты взаимодействия. Сборник научных статей. Под редакцией Е.В. Листвиной, В.В. Афанасьевой. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2012. — С. 87—94

Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Подписано в печать 14.11.2013.

Гарнитура Times. Печать Riso. _Усл. печ. л. 1,00. Тираж 100 экз. Заказ 0446_

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии ИП «Экспресс тиражирование» 410005, Саратов, Пугачёвская, 161, офис 320 9 27-26-93

 

Текст диссертации на тему "Нелинейное развитие: онтологический анализ"

ФГБОУ «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»

На правах рукописи

О 4201455815

Анисимов Никита Сергеевич

Нелинейное развитие: онтологический анализ

09.00.01 Онтология и теория познания по философским наукам

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Позднева С.П.

Саратов — 2013

Оглавление

Введение..........................................................3

Глава 1. Развитие как фундаментальная философская категория.......16

1.1. Идея развития в философской традиции............................16

1.2. Развитие в системе фундаментальных категорий онтологии...........35

Глава 2. Онтология нелинейного развития........................... 57

2.1. Нелинейное развитие: существенные особенности....................57

2.2.3аконы нелинейного развития.......................................89

2.3. Нелинейное развитие социума.....................................108

Заключение.......................................................129

Список литературы................................................132

Введение

Поиск универсальных законов развития природы и социума был и остается важнейшей проблемой философии, естественных наук, истории, социологии, политологии. Существуют великие концепции развития природы, такие как теория эволюции Дарвина или релятивистская космология, основанная на теории относительности А. Эйнштейна. Существуют и великие теории социального развития, такие как марксизм, обусловившие не только становление гуманитарной мысли, но и реальные общественные трансформации. Современные представления о мире были бы невозможны без диалектики Гегеля, обнаружившего общие законы развития физических, социальных, исторических, ментальных систем. Фокус исследования процессов развития в разные периоды смещался от анализа универсальных трендов и характера развития как такового до изучения значимых этапов развития отдельных систем. Если говорить о характере процессов развития, то классические философские и научные концепции традиционно выделяют как две основные возможности революционную и эволюционную, соединяющие все этапы любого развития некоторой траекторией, в классических представлениях спиральной или циклической.

Однако становление нелинейного мировоззрения, связанное с открытием во второй половине двадцатого века явлений детерминированного хаоса, самоорганизации, критичности и фрактальности, привело к необходимости переосмысления существующих философских представлений о мире вообще и о развитии, в частности, в результате чего сложилась постнеклассическая общенаучная парадигма. Сегодня уже ясно, что традиционные представления о развитии значительно упрощают действительность, а процессы развития оказываются гораздо более сложными, чем это казалось еще совсем недавно: в них постоянно возникают критические ситуации, сменяют друг друга процессы самоорганизации и хаотизации; они имеют траектории, не похожие на классические окружности и спирали. Основные идеи постнеклассических наук содержат в себе значительный эвристиче-

ский потенциал, позволяющий исследовать законы нелинейного развития и отдельные его этапы, конституировать принципиально новые, постнеклассические, представления о нем, значительно отличающиеся от уже существующих.

На фоне неоспоримой значимости нелинейного развития удивительным кажется тот факт, что до сих пор не существует его последовательного онтологического исследования. Это обозначает необходимость серьезного онтологического анализа нелинейного развития, позволяющего определить его существенные свойства и отличия. Междисциплинарного знания для решения всех этих задач явно недостаточно, необходимо философское осмысление. Все сказанное и определяет актуальность онтологического анализа феномена нелинейного развития.

Степень разработанности проблемы

Философия традиционно содержит идеи развития и становления, учение о развитии определило существование значительных философских систем. Представления о развитии латентно укоренены уже в различных религиозных традициях: индуизме, буддизме, христианстве. В восточных религиях развитие обычно представлялось как круговорот вещей, явлений, процессов, в христианстве — как деградация, регресс.

В античной философии идеи развития можно усмотреть в учениях, вписывающих образование Мира, возникновение порядка из хаоса, появление вещей из сочетания атомов. Элементы представлений о развитии появляются еще в досо-кратических натурфилософских космогониях Гераклита, Анаксимандра, Эмпе-докла и в атомизме Демокрита. Важнейшую роль в становлении идеи развития сыграли представления Гераклита. Именно Гераклиту принадлежат идея о всеобщей изменчивости, непрерывности развития, первые представления о законе противоречия, представления о развитии как о закономерном процессе. Всеобщая изменчивость осмысляется Гераклитом как результат внутренней раздвоенности вещей и процессов на взаимодействующие противоположности. Как идею развития можно интерпретировать и представления Анаксагора об устремленности всего к совершенству, о существовании бесконечного разнообразия вещей и явлений, возникающих благодаря разрушениям и взаимным превращениям гомеомерий.

Некоторые коннотации с представлением о развитии некоторые исследователи обнаруживают и в учении Зенона о противоречиях, связанных с понятиями движения и множества.

У Платона представления о развитии выражены в виде способности Блага как онтологического совершенства создавать бытие. Аристотелю принадлежат первые попытки категориального осмысления идеи развития, которое реализуется в переходах потенциального бытия в актуальное.

Идея развития присутствует и в неоплатонизме в виде постулата о существовании эманации, направленного схождения высшей формы Универсума к менее совершенным (Плотин, Прокл), который затем поддерживается христианскими философами (Блаженный Августин, Фома Аквинский).

В эпоху Возрождения Джордано Бруно представил Единое Бытие состоящим из системы монад разной сложности, объединенных Мировой душой, формирующей и направляющей все. Николай Кузанский, рассматривая проблемы мироустройства, использовал античные и мистические представления о единстве противоположностей для определения соотношения Бога и природы. Представления о развитии как о движении монад присутствует и в монадологии Лейбница.

Кант, исследуя процессы развития мысли, формулирует учение об «антиномиях», обозначающих противоречия в познании. Продолжая эти взгляды, И. Фихте в своем «наукоучении» формулирует «антитетический» метод выведения категорий.

Как постепенное восхождение природы по ступеням неорганического и органического мира описывает развитие натурфилософия Ф. Шеллинга, основанная на принципе единства всех сил природы, их внутреннего родства и связи, и представляющая природу единым развивающимся организмом, различные части которого являются результатами процесса последовательного усложнения.

В наиболее законченном виде классические представления о развитии выражены в философии Гегеля, за которым справедливо признана огромная заслуга превращения идеи развития в основополагающий философский принцип; оформления идеи развития в фундаментальную категорию онтологии и гносеологии;

формулировки универсальных законов развития. Гегель применил представления о развитии к явлениям духовного мира, материального мира, к истории, постулировал, что развивается практически все, и показал, как это происходит.

Особую роль идея развития сыграла в марксизме. По Марксу, материя постоянно движется и развивается, а законы ее развития — это и есть законы диалектики. Марксистская теория развития целиком основана на принципе всеобщего единства и взаимосвязей и объявляет направленное, закономерное, необратимое развитие атрибутом природы и общества.

Философские представления о развитии оказали огромное влияние на построение значимых эволюционных теорий в естествознании и в социальных науках. Благодаря идее развития возникли великие эволюционные теории в биологии: эволюционная концепция Ж.-Б. Ламарка, теория эволюции Дарвина, синтетическая теория эволюции. Хорошо известно и мальтузианство, основанное на представлениях о социальном развитии как борьбе за существование. Широко распространены по сей день и идеи синтетической теории эволюции Г. Спенсера, перенесшего представления о биологической эволюции на неорганический мир и социум. Практически во всех этих теориях при выведении законов и анализе механизмов биологической или социальной эволюции явно или неявно используются законы и принципы диалектики.

Представления о направленном развитии напрямую связаны с принципом детерминизма, гарантирующим определенность будущего в процессах развития. Детерминистические учения в античности разработали Демокрит, Аристотель, Эпикур, стоики. В Новое время последовательный детерминизм отстаивали Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Б. Спиноза. В классической немецкой философии Кант обосновал детерминизм тем, что причинность есть одно из тех необходимых и общих представлений, по которым наш разум строит мир явлений. А. Шопенгауэр вывел закон причинности как «закон достаточного основания бывания», полагая, что все мировые перемены предполагают другие, им предшествующие

Детерминизм как методологическое основание традиционно включался и в естественнонаучные парадигмы. Усилиями Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона была конституирована механистическая картина мира, в основе которой лежало понимание природы как единой детерминированной системы, внутренне устойчивой и упорядоченной, а для ее описания широко использовался строгий формализм дифференциального и интегрального исчисления. Определенность будущего при таком рассмотрении предполагалась нормой научного познания.

Существенно изменило представление о развитии открытие и исследование явлений самоорганизации и детерминированного хаоса. Исследования И. Пригожина, Г. Хакена, М. Эйгена, И. Стенгерс, Э. Лоренца, Д. Рюэля, Ф. Такенса привели к представлениям о значимости нелинейного развития. В работах B.C. Степина, В.И. Аршинова, С.П. Курдюмова, E.H. Князевой, Г.Г. Малинецкого, В.Г. Буданова, В.В. Васильковой, А. Б. Венгерова, К. Майнце-ра, Д.И. Трубецкова, В.В. Афанасьевой было показано, что нелинейное развитие является универсальным и закономерным феноменом, описывающим многие природные и социальные процессы, показана связанная с нелинейным развитием принципиальная непредсказуемость будущего.

Значительный вклад в становление представлений о развитии внесли работы философов Саратовской школы Я.Ф. Аскина, С.П. Поздневой, Г.В. Яковлевой, К.А. Мартыновича.

Анализ всех представленных работ позволяет констатировать отсутствие последовательного онтологического анализа нелинейного развития в современной философии и задает основную проблему настоящего исследования: на основе традиционных представлений о развитии и результатов исследования нелинейного развития в постнеклассических науках выделить существенные свойства нелинейного развития как универсального онтологического феномена.

Объект исследования: нелинейное развитие как бытийный феномен.

Предмет исследования: существенные онтологические свойства нелинейного развития.

Основная цель и задачи исследования.

Цель исследования — создание системы онтологических представлений о феномене нелинейного развития.

Реализация выдвинутой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Выделить основные представления о возможном характере развития и его существенных свойствах в философской традиции.

2. Проанализировать сущностные отношения категории «развитие» в системе основных категорий классической онтологии; выделить категориальное основание онтологического описания характера и механизмов развития.

3. С помощью онтологического анализа определить существенные характеристики нелинейного развития, отличающие его от линейного, циклического и эволюционного; сформулировать постнеклассические онтологические представления о нелинейном развитии.

4. Определить соответствие постнеклассических онтологических представлений о развитии и представлений классической диалектики; выделить онтологические основания постнеклассической интерпретации ее законов.

5. Показать эвристическую ценность полученных онтологических представлений о нелинейном развитии для анализа развития социальных и экономических систем.

Научная новизна исследования заключается в конституировании системы онтологических представлений о нелинейном развитии. Результаты, заключающие в себе научную новизну исследования, состоят в следующем:

1 .Определено, что классические представления о развитии включают в себя циклическое повторение; образование сложного из простого в результате взаимодействия; эманацию; «развертывание» возможностей; эволюцию; траекторией развития при этом оказывается окружность, прямая или спираль.

2. Выяснено, что в системе классических онтологических категорий отношение «развитие»-«движение»-«время» определяет характер (траекторию) разви-

тия, а отношение «развитие»-«возможное»-«действительное» — внутренние механизмы (способы реализации) развития.

3. Выделены существенные онтологические свойства нелинейного развития: поливариантность, обратимость, кризисность, закономерность хаотических этапов, неоднозначность прогрессивного и регрессивного, неопределенность будущего; показано, что постнеклассическая онтология нелинейного развития с необходимостью включает в себя представления о мультистабильности, аттракторах, бифуркациях и кризисах, самоорганизации, хаосе, фрактальных траекториях.

4.Показано, что в общем случае нелинейное развитие не описывается законами классической диалектики, выделены онтологические и категориальные основания постнеклассической интерпретации ее законов, связанные со сложностью и многообразием процессов нелинейного развития и адихотомичностью постне-классических представлений о нем.

5. Показано, что постнеклассические онтологические представления о нелинейном развитии позволяют адекватно описать сложные социальные, экономические и культурные процессы в категориях «самоорганизация», «социоаттрактор», «бифуркация», «детерминированный хаос», «фрактальность» и предполагают возможность выбора благоприятного направления развития, обозначают ограниченность линейных и циклических моделей социального и экономического развития.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость проведенного исследования определяется необходимостью онтологического анализа нелинейного развития как универсального бытийного феномена; значимостью построения системы постнеклассических онтологических представлений о нелинейном развитии. Построение онтологической концепции нелинейного развития позволяет исследовать особенности развития физических, биологических, социальных, культурных нелинейных систем и может служить основанием для их онтологических и гносеологических исследований.

Теоретические результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

- в сфере высшего профессионального образования в качестве теоретического основания для учебных курсов и спецкурсов по онтологии и теории познания, социальной философии, философии синергетики, истории, экономики.

- в научных разработках, посвященных исследованию общих свойств развивающихся систем различной природы.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что на основе выявленных онтологических свойств нелинейного развития могут быть разработаны конкретные модели и проекты эффективного развития различных социальных, культурных, политических, экономических систем. Результаты диссертационного исследования могут быть практически использованы в работе историков, социологов, политологов, экономистов, культурологов.

Методологическую и теоретическую основу работы составляет вся совокупность познавательных методов, традиционных для онтологии и теории познания: анализ, синтез, системный и исторический подходы, позволяющие выделить, систематизировать и классифицировать традиционные и современные представления о развитии, создать онтологическую концепцию нелинейного развития.

Важное место в работе занимают принципы и методы постнеклассической философской парадигмы. Принцип нелинейности позволяет учитывать сложную нелинейную природу различных развивающихся систем. Принцип поливариантности дает возможность принимать в рассмотрение различные концепции развития и рассматрив