автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Нигилизм как специфическая форма деструктивности

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Павельев, Роман Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Нигилизм как специфическая форма деструктивности'

Текст диссертации на тему "Нигилизм как специфическая форма деструктивности"

/■) / ' , у У

// У ' г ' <

й/^7 / ( /

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ

на правах рукописи

ПАВЕЛЬЕВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ

НИГИЛИЗМ КАК СПЩИФЖЕСКАЯ ФОРМА ДЕСТРУКТИВНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

специальность 09.00.11 - Социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

/

\

1 I

; I

Г у : ,1/ 'ч

Л'*' Научный руководитель :

д. ф . н. , профессор Шимиы Н.Д.

Воронеж 1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ с. 1

I. СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ НИГИЛИЗМА с. 11

1. Консервативное общество с. 12

2. Общество структурной перестройки с. 27 II . ЛИЧНОСТНЫЕ МОТИВАЦИИ НИГИЛИЗМА с. 53

1. Феномен бессознательного стимула

деструктивности с. 53

2. Сущность и мотивы деструктивности с. 62 III. НИГИЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ

ДЕСТРУКТИВНОСТИ с. 82

1. Нигилизм как способ самореализации с. 83

2. Роль идеологии в нравственном оправдании нигилизма с. 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.127

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА с.131

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Современные тенденции развития общества придают проблеме нигилизма особое звучание. Неприятие социальной действительности, в разнообразных формах утверждающееся сегодня во многих сферах человеческого бытия,, актуализирует проблему теоретического и социально-философского осмысления нигилизма, выявления его социально-психологической сущности,

Сложившаяся традиция исследования феномена нигилизма кар: правило предполагает обращение к этической стороне вопроса. Подобный подход был доминирующим в философии периода XIX - нач. XX века. Особое видение проблема нигилизма приобрела во взглядах советских исследователей, отдавших приоритет конкретно-историческому, классово-идеологическому началу в содержании данного явления. Однако реальная практив: а исторического развития в целом убедительно показала бесперспективность одностороннего подхода в: выявлению всего спектра причин, вызывающих нигилистическую активность. Сегодня настоятельной необходимостью стало не только формирование единого подхода, синтезирующего многообразные формы философского и теоретического опыта, но и поиск общих, глубинных и универсальных мотиваций, запускающих механизм нигилистического отрицания бытия.

Очевидно, что истоки нигилизма заложены в противостоянии социального и индивидуального, в конфликте социальной среды с представлениями, потребностями и качествами, присущими конкретному индивиду или определенной "социально-ущемленной" группы. Основной характеристикой современного

нигилизма становится его Непосредственная, взаимовоздейст-вующая связь с психической конституцией отдельного человека и общества в целом. Нигилизм становится частью человеческой структуры, ее alter ego, психосоциальным элементом, несущим огромную опасность для всего общества. Поэтому очевидно, что исследуя современный нигилизм, необходимо прежде всего обратиться к первоистокам, к его деструктивной природе и тем факторам, которые непосредственно влияют на процесс как зарождения, таг: и трансформации глубоко личных деструктивных переживаний в акты социально активного нигилистического экстремизма.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В философской литературе, начиная с середины XIX века, неоднократно предпринимались попытки выявления основных форм нигилизма. Тема нигилизма в той или иной степени звучала в работах Ф.Ницше, С.Кьеркегора, О.Шпенглера, М, Хайдеггера, Х.Ортеги-и-Гассета, К.Ясперса, А.Камю, Е.Роуза, С.Розена, В.Крауса, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, и других философов. Эти труды внесли существенный вклад в разработку проблемы. Однако, авторы ограничивали свой анализ рассмотрением преимущественно морально-этических аспектов, исследуя нигилизм как сложившееся явление и практически не касаясь причин его возникновения.

В отечественной традиции исследования нигилизма следует выделить работы Ю.Н.Давыдова "Эстетика нигилизма" (М.,1975), "Этика любви и метафизика своеволия" (Н.,1989) и монографию А.И.Новикова "Нигилизм и нигилисты" (Л., 1972). В последней раскрываются (насколько это было возможно в рамках известной идеологической системы) социальные и, час-

тично, психологические истоки нигилистических реакций, характеризуются основные стадии процесса становления нигилиста как социально- активного типа. Тем не менее, работа А.И.Новикова не дает ответа на многие вопросы, относящиеся к осмыслению нигилизма кар; целостного социального феномена. К тому же выводы, содержащиеся в ней, чрезмерно политизированы и "жестко привязаны" к классово-антагонистическим противоречиям.

На наш взгляд, любое сужение таг;ой многоаспектной темы как нигилизм до анализа конкретной проблематики, не в состоянии дать полного представления кал?: о причинах возникновения нигилистических настроений, так и о механизме их выхода в социальную практику. Только системно-комплексный подход, опирающийся на в: онкр е т ко - ис т ор ич е ск ую основу и учитывающий причинно-следственную связь социальных и личностных мотиваций в поведении людей, способен изобразить объективную картину такого сложного явления как нигилизм.

Данная работа посвящена поиску и анализу глубинных и универсальных истоков и мотиваций нигилизма, которые, на наш взгляд, коренятся в деструктивности в психологических реакциях на социальную неадаптивность и невостребованность.

Среди ученых, исследующих психологические истоки антисоциальной деятельности, особая роль принадлежит З.Фрейду и его ученикам - А.Адлеру и К.Юнгу» Интересные размышления на э т у т ему пре дл аг ае т 3.Фромм.

Социальный аспект рассмотрен нами на основе работ О.Тоффлера, Б.Чалидзе, В .Н. Келасьева, А.А.Горелова, А.И.Китов а, М.Я.Корыеева, П. С.Кузнецов а, П.Бергер а, З.Даммана, К.Кеннистона, Е.Анчел, З.Баумана и др.

Ценные идеи относительно генезиса нигилизма (в контексте исследований его идеологической составляющей) содержатся в р абот ах П. С, Гуревича, А. Ф. Лосев а, К. Хюбнер а.»

A. С, Кравеца, М.В.Яковлева, Б.Ф.Поршнева, А.К.Уледова.

Выявление специфических особенностей развития нигилистических тенденций в истории России основывалось на изучении трудов таких философов и писателей как Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков, В.В.Розанов, В.П.Вышеславцев, В.С.Соловьев»

B.И.Иванов, А.Белый, С.А.Левицкий, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, а также теоретиков нигилизма Д.Писарева, П.H.Тк ачева, H.В.С околов а и др.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Основная цель диссертации состоит в исследовании социально-психологической природы нигилизма, а также выявлении его места и роли в процессе социально-исторического развития. Б диссертации делается попытка комплексного анализа взаимосвязи специфиче ских социально-политических, экономических, психологических и духовно-этических причин, активизирующих данное явление.

Достижение поставленной цепи требует постановки и решения следующих задач:

- рассмотрение нигилизма как элемента деструктивности. И в этой связи;

а) типологизации социальных условий, детерминирующих разрушительные, деструктивные тенденции в обществе;

б) выявления общих и специфических (психологических) причин дестр уктивности;

в) раскрытия внутренней связи между саморефлексией личности и социальной реальностью;

- исследования механизмов трансформации индивидуальном (или массовой) деструктивности в нигилистические формы;

- констатации особой,, ключевой роли идеологии в процессе формирования нигилиста как социально-активной,, но негативно заряженной личности; ^

- определения нигилизма как одного из способов преодоления (посредством отрицания абсолютных ценностей и условий "несовершенного мира") экзистенциального кризиса и восстановления адекватного личностным притязаниям уровня внутренней оценочной шкалы и социального статуса., т.е. - специфического способа самореализации личности;

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Постановка вопроса о нигилизме как идеологически детерминированной форме деструктивности обусловлена нетрадиционным подходом к интерпретации происхождения и развития данного явления.

На наш взгляд, нигилизм является своеобразной, теоретически оправданной, производной деструктивности. Он выступает результатом взаимосвязи социально обусловленной негативной активности индивида и определенной идеологической системы. Только в том случае, когда сугубо личные деструктивные переживания и действия индивида приобретают массовый характер и четко выраженную политическую ориентацию, т.е. ползают теоретическое обоснование и оправдание, они принимают нигилистический,- разрушительный, по своей сути, характер .

В настоящем исследовании нигилизм рассматривается в качестве одного, из видовых проявлений деструктивности, для которого характерно наличие более или менее четко выражен-

ной идеологической и политической позиции. Как социально слровощ-'Хров энное состояние, нигилизм, получая идеологическое обоснование, становится способным приникать те или иные политические очертания, ориентированные, как правило, на разрушение традиционных ценностей человеческого бытия ,

Поскольку нигилизм представляет собой сложное, многогранное явление, задача исследователя заключается прежде всего в том, чтобы обнаружить его "предельные" основания, сущностные моменты, процесс самораскрытия которых порождает все многообразие нигилистических проявлений. Исследование нигилизма всегда сопряжено с известной трудностью прежде всего потому, что существует соблазн ограничится рассмотрением его внешних сторон, которые находятся на поверхности социальной жизни и поэтому доступны эмпирическому восприятию (например нигилистические тенденции в искусстве или политической практике) >

Разумеется, масштабность и многоаспектность феномена нигилизма диктует необходимость выявления специфических особенностей и механизмов данного явления в их философском, культурно-историческом, психологическом, идеологическом и политическом преломлении. Однако без определения сущностных, глубинных и всеобщих характеристик нигилизма, без их теоретического осмысления невозможно создать достаточно полную социально-философскую картину этого явления.

Нетодологической основой диссертации являются принципы объективности, конкретности и историзма. Сама специфика нигилизма как объекта исследования требует комплексного анализа, что предполагает сочетание социально-философского,

и с т ор ич е с к о г о и психологического подходов к решению заявленной проблемы. Феномен нигилизма в настоящем исследовании выполняет роль теоретического конструкта, отражающего противоречивую реальную действительность.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в следующем:

- выявляются типы социальных систем, в наибольшей степени генерирующие нигилистическую активность;

- дается интерпретация нигилизма как одного из специфических проявлений деструктивности, момент объективации которого в социальную практику обусловлен возможностями той или иной социально-политической системы удовлетворять социально-политические, экономические и экзистенциальные потребности общества и отдельного индивида;

- доказывается, что нигилизм, кар; реакция на неадекватные условия существования, становится одним из радикальных способов преодоления экзистенциального кризиса общества и личности;

- раскрывается особая роль идеологии в процессе формирования нигилиста как социально активного типа:

нигилизм инт-ерпре тируется как рационально-идеологически детерминированная и с анкционир об анная форма д е с тр ук т ив но с т и;

ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСтШЕ НА ЗАЩИТУ :

1- Чи"пт-т.тгизг'1? как общественно знэнимое явление,- становится активным и опасным в моменты социально-политического и экономического кризиса (вызванного как перестройкой, так и стагнацией социального устройства).

2. Нигилизм является одной из радикальных реакций на неприемлемые (с точки зрения отдельного индивида или соци-

альной группы) условия существования, которые оказываются не в состоянии удовлетворить всего спектра материальных и духовных потребностей, необходимых для продуктивной соди-аяьной самор е ализ ации личности.

3. Трансформация индивидуальной деструктивности в нигилистические акты непременно требует наличие адекватно (отрицательно) заряженного коллектива единомышленников и соответствующей идеологической системы.

4. Б условиях затрудненной самореализации личности, нигилизм становится одним из способов самовыражения, актом "демонического творчества", зачастую бессознательным действием, деструктивное начало в котором преобладает над конструктивным.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Материалы диссертационного исследования дают новое понимание природы и сущностных характеристик нигилизма.» Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в прэктике социальных преобразований в России, так как в современной кризисной ситуации проблема преодоления антисоциальных, нигилистических тенденций весьма актуальна и общественно значима.

Идеи данной работы могут быть использованы в преподавании курсов социальной философии, истории русской философии, этики, культурологии, социологии и правоведения,

АПРОБАЦИЯ ТЕМЫ. Основные положения диссертации .апробированы на конференциях и симпозиумах разного уровня и опубликованы в следующих работах:

1. Радикализм как особенность российского менталитета // Россия на рубеже XXI века. (Материалы конференции. Вып. III).-Воронеж, ВГУ, 1995.

2. Актуализация православной доктрины в современной России // Традиции и обновление. Диалог мировоззрений. (Материалы международного симпозиума. 4.1.) - Н.Новгород, 1995.

3. Крепостное право .в России с точки зрения его исторической необходимости // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. (Межвузовский сборник научных трудов. Вып. III). - Воронеж, ВГЛА, 1996.

4. Теория "упадка нравов" в контексте кризиса современного российского традиционализма // Человек в научной и философской картине мира XXI века. (Тезисы докладов и выступлений Всероссийской научной конференции. 4,1} , - Курск,

ТЛГЧТЧ'Ч1 Г Ч ЛАУ

ги , iSso.

5. Дуалистичность образа власти в сознании русского народа // Народное мироосвоение: народный опыт, народная культура. (Тезисы докладов к XXIV академическому симпозиуму) . - Н.Новгород, 1996.

6. Адаптационный брейкдаун как следствие структурной перестройки в современной России //Социально-экономические проблемы преодоления кризисных явлений в переходной экономик е. - В ор онеж, ВГТА, 1996.

7. Роль радикальных настроений интеллигенции в России на рубеже XX века // Судьбы российской интеллигенции. (Материалы III Всероссийской научной студенческой конференции) . - Н.Новгород, 1996.

S. Деструктивные тенденции в современной России // Судьба России: альтернативы развития (Тезисы докладов XXV международного академического симпозиума}. - Н,Новгород, 1997,

ГЛАВА I

СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ НИГИЛИЗМА

Интерпретация нигилизма как социально спровоцированного и идеологически санкционированного образа мысли и действия, ставит перед нами задачу анализа типов социально-политических систем, в большей степени генериругощих деструктивные настроения в обществе.

Обращение к теме деструктивности в данном случае не случайно. Без определения общих, универсальных, сущностных признаков и истоков деструктивности довольно трудно понять природу самого нигилизма, ибо их общие, глубинно-психологические основания тождественны. На наш взгляд подобный подход необходим для того, чтобы в дальнейшем перейти на качественно новую ступень исследования - от общего в: частному и вскрыть момент и предпосылки перехода глубоко личных, индивидуальных деструктивных переживаний на категориально более высокий и социально значимый уровень общественного сознания. Причем задача данного этапа исследования заключается не в рассмотрении деструктивности как таковой, а в выявлении тех ее архитипических характеристик, которые имеют непосредственный выход и влияние на появление феномена нигилизма в его законченном виде. Социальный аспект играет в этом процессе ключевую роль.

Естественно, наименьший уровень деструктивности имеют системы, экономическое и политическое состояние которых позволяет своевременно и эффективно реагировать на появление дестабилизирующих социум негативных элементов. Это не означает что они полностью защищены от возможных деструктивных

рецидивов. Социальная структура настолько сложна и многообразна, что проследить конфликтные ситуации, например, на микроуровне межличностного общения практически невозможно. Позитивный потенциал динамично развивающейся системы скорее работает на макроуровне, отслеживая динамику роста негативный тенденций. Б силу этого, неизбежно присутствующие депрессивно-агрессивные состояния разряж