автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Опыт осмысления христианской догматики в работах русских религиозных философов конца XIX - первой половины XX вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Голубев, Александр Юрьевич
Введение.
1. Философское учение о христианской догматике Вл.Соловьева.
1.1 Религиозно-догматические воззрения Вл.Соловьева.
1.2 Интерпретация Вл.Соловьевым догмата о Единстве Бога.
1.3 Философская обработка Вл.Соловьевым догмата о Триипостасности.
1.4 Философская интерпретация Вл.Соловьевым догмата о двуприродности Хрис-та.
1.5 Софиология Вл.Соловьева.
2. Структуризация и философское осмысление православной догматики В.Несмеловым и И.Поповым.
2.1 В.Несмелов и И.Попов о логической структуре догматики.
2. 2 Философская интерпретация В.Несмеловым и И.Поповым апофатико - катафатиче-ского основания догмата о "единстве Бога".
2.3 В.Несмелов и И.Попов о "равнозначной неравнозначности", как философской антиномии, лежащей в основании догмата о "Триипостасности Бога".
2.4 В.Несмелов и И.Попов о "единой двуприродности" как философской антиномии, лежащей в основании догмата о двуприродности Христа.
3. Догматические построения в философии С.Булгакова и П.Флоренского.
3.1 Философия и структура догматики в произведениях С.Булгакова и П.Флоренского.
3.2 Философский анализ С.Булгакова и П.Флоренског'о'догмата о Единстве Бога.
3.3 Философское осмысление С.Булгаковым и П.Флоренским догмата о триипостасности.
3.4 Критика П.Флоренским и С.Булгаковым концепции иезуанизма и их теория Софии.
4. Философия догматики ВЛосского.
4.1 Структура христианской догматики и основополагающие догматы с точки зрения В.Лосского.
4.2 Философия догмата о Единстве Бога В.Лосского.
4.3 Философское осмысление В.Лосским догмата о Триипостасности.
4.4 Философское исследование В.Лосским догмата о двуприродности Христа и природе Фаворского света.
5. Проблема постижения Абсолюта и традиция философского осмысления догматики в отечественной философии.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Голубев, Александр Юрьевич
Актуальность исследования
В последнее время в России заметно усилилось внимание к вопросам, связанным с религией. Появилась масса изданий, рассказывающих о различных религиях: от христианства до весьма экзотических, таких, например, как кришнаизм. Естественно, что отечественная философия не могла остаться в стороне от этого процесса. Появилось множество философских работ по христианству. В вузовские курсы по философии были включены произведения христианских авторов, особое место среди которых было уделено русским религиозным философам. Но, одновременно, продолжаются и споры о возможности существования религиозной философии как таковой. Разрешить этот вопрос пытаются как философы, так и теологи. Ответ на него имеет принципиальное значение и для нашей работы, поскольку в ней рассматривается философская интерпретация христианских догматов русскими религиозными мыслителями как часть мировой религиозной философии.
Для ответа на вопрос о возможности существования религиозной философии следует, сначала, рассмотреть историю "взаимоотношений" теологии и философии. Сделаем это на примерах платонизма и христианства.
Древнегреческая философия в лице досократиков и, затем, Платона довольно часто прибегала к мифологии, что отмечал в 7-й главе "Света невечернего" С.Булгаков: "Напряженнейшая философская спекуляция сменяется у него (Платона) мифом, отнюдь не занимающим случайное место в качестве литературного орнамента, но играющим определенную роль в развитии мысли, - иногда в форме мифа высказываются самые основные утверждения, имеющие значение необходимого аргумента (напомним учение об Эросе в "Пире", о сотворении мира в "Тимее" и "Политике", о небесном происхождении души в "Федре", о загробной жизни в ряде эсхатологических мифов в "Государстве", "Горгии" и др., о бессмертии в "Федоне")"(29, с.71).
Платон, на основании древнегреческого мифологии (этого своеобразного "священного писания" древних греков) и древнегреческой философии создает теологию. Это дает право С.Булгакову назвать его "философствующим богословом, т.е. догматиком, мифологом"(Там же, сс.71-72).
Позже неоплатоники (Плотин, Прокл), на основе этой теологии, создали "мифологическую догматику", многие положения которой войдут в христианскую догматику.
Сама христианская догматика является частью христианской теологии. Теология, в 4 свою очередь, создавалась на основе Священного Писания с помощью древнегреческой философии (поэтому слова Мартина Лютера о том, что теология - это платонизм, танцующий на костях христианства, не только красивый афоризм). Можно сказать, что теология появилась из древнегреческой философии, подобно многим наукам, как отрасль знания, изучающая Священное Писание. Однако, отличие ее от этих наук состоит в том, что "классическая" христианская теология (т.е. теология, примерно, до X в.) неразрывно связана с философией , являясь ее частью, поэтому и провести демаркацию между философией и этой теологией можно весьма условно - по предмету изучения
Но необходимо отметить, что в дальнейшем богословские положения стали "канонизироваться", а философия становилась все более светской. И, если на Западе, все-таки получила развитие схоластика (уже, перефразируя Лютера, как аристотелизм, танцующий на костях христианства), то на Востоке богословская мысль стала отказываться от разрешения догматических вопросов. В результате на Востоке, в большинстве, стала господствовать традиция написания богословских книг в виде "цитатников" из отцов церкви.
Однако, постепенно, западная философия стала проникать и в Россию, где в XVIII веке появилась духовно-академическая философия, для которой, по словам В.Зеньковского, "задачей . является либо раскрытие и "осмысление" содержания веросознания ("Fides quaerens intellectum"), - либо "оправдание" веры или "согласование" ее с началами философии" (Зеньковский В."История русской философии", т.П, ч.1, СПб, 1991 г., с.102).
Основателем духовно-академической традиции философии можно назвать Ф.Голубинского. Также, по мысли В.Зеньковского, к ней относятся и учения В.Кудрявцева, архим. Феофана (Авсенева), П.Юркевича, В.Несмелова, М.Тареева, М.Каринского, митр.Антония (Храповицкого), Н.Дебольского, П.Флоренского. Но этот список не является полным, поскольку само понятие духовно-академической философии подразумевает гораздо более широкий круг учений. Так В.Зеньковским были проигнорированы историки церкви, которые именно в это время начали очень серьезно заниматься созданием целостной философии истории христианства и христианской теологии. Здесь следует отметить заслуги
B.Болотова и А.Спасского. Среди неназванных философов следует указать И.Попова,
C.Булгакова и В.Лосского.
Все эти русские мыслители, которые "были одержимы замыслом раскрытия христианской истины в "форме" философии"(57, т.П, ч.1, с. 10), не безуспешно пытались вернуть православную теологию в лоно философии, естественно уже не платонической, а современной им.
Такова, вкратце, история древнегреческой и христианской теологий и их связь с философией. Но эта история, конечно, не окончательно отвечает на принципиальный вопрос о 5 возможности существования религиозной философии, особенно той ее части, которая занимается догматикой. Как пишет С.Булгаков: "Главное опасение, которое рождается при этом у принципиальных ее противников состоит в том, что здесь подвергается опасности, страдает свобода философского исследования и, так сказать, философская искренность, убивается, таким образом, главный нерв философии, создается предвзятость, заранее обесценивающая философскую работу"(29, с.78).
Сам С.Булгаков пытается опровергнуть эту точку зрения, утверждая, что догматика -такой же предмет рассмотрения для философии, как и любой другой. Конечно, надо учитывать то, что религиозные философы, занимающиеся догматикой, философствуют, уже зная "результат" своего философствования, но, во-первых, философия весьма часто обосновывает уже известные результаты, а, во-вторых, "философские догматы" весьма часто и иногда очень существенно расходятся с теологическими.
Точка же зрения Хайдеггера, отрицавшего религиозную философию (по его словам -"деревянное железо") на том основании, что философия должна заниматься философскими проблемами, а теология - теологическими, может быть верна только для западной традиции, где есть схоластика, одновременно являющаяся и теологией, и религиозной философией. Для Востока же был характерен другой подход к философии, к которому сейчас отечественная философская мысль пытается вернуться. Он высказан М.Громовым и В.Мильковым, на основе анализа произведений древнерусских авторов, в "Идейных течениях древнерусской мысли": "Она (философия) понималась полисемантично: как всеохватывающее познание мира, как вершина человеческого опыта, как жизнестроительное учение, как мастерство экзегезы (выделено авт.), как умение отстаивать исповедуемые идеалы, как высшая духовная ценность, как стремление глубоко и необыденно мыслить" (43, с.26).
Исходя из вышесказанного можно заключить, что религиозная философия является полноправной частью философии, которая занимается философским осмыслением вероучений и, как отмечалось выше, в России ее системную разработку вели представители духовно-академической философии.
Главной задачей, которую решали русские религиозные философы, обращаясь к догматике, была задача, стоящая перед философами во все времена - попытка объяснить наш чувственный мир, "согласовать" наши ощущения с нашими рациональными построениями. Зенон, скептики во главе с Секстом Эмпириком, Аристотель, реалисты и номиналисты, Гегель - только те, кто непосредственно занимался разрешением проблем взаимоотношения бытия и сознания, опосредованно же ей занимались все.
Основной проблемой, стоящей перед философией, была проблема Абсолюта (Бога) и в данном пункте религия и философия нашли самую важную точку соприкосновения. Гегель, 6 например, вообще считал, что Бог является единственно достойным предметом для рассмотрения философии, которая, в данном случае, совпадает с религией воедино. Но, по нашему мнению, есть некоторая разница в подходах религии и философии к разрешению проблемы Абсолюта, которая заключается в том, что Бог религии не является объектом свободного изучения, скорее Его можно назвать предметом "догматического изучения", т.е. Бог религии может познаваться только в границах, определенных догматикой. Философия познает Абсолют свободно.
И в первом, и во втором случае есть свои сильные и слабые стороны. Так, в богословии можно постоянно уточнять и улучшать определения, связанные с Богом, но в то же время невозможен поиск принципиально новых определений. В философии же наоборот: возможен поиск новых определений, а уточнение и улучшение уже существующих отходит на второй план.
В этом отношении весьма любопытным представляется суждение об Абсолюте христианских философов. В общем, католические схоластики подходили к разрешению проблемы Абсолюта (Бога) как философы-аристотелики, учитывающие догматические положения; протестанты, которые занимались проблемой Абсолюта, как "чистые" философы.
Русские религиозные философы несколько иначе взялись за разрешение тех противоречий, которые возникают в нашем разуме при осмыслении понятия Абсолюта. Они сделали это, исходя из христианской догматики. Конкретизации результатов их осмысления будет посвещена отдельная глава диссертации, однако сразу следует пояснить, что весь разбор ими христианской догматики в остальных главах опосредованно посвещен решению именно этой философской задачи. Это же является и основным доводом, согласно которому можно говорить о рождении и существовании в русской религиозной философии конца XIX - первой половины XX века традиции философского осмысления догматов с целым рядом присущих ей особенностей. Следует также отметить, что все философы, о которых пойдет речь, за исключением Вл.Соловьева, являются представителями духовно-академической философии.
Долгое время этот пласт в русской философии оставался практически неисследованным. В советское время это не делалось по идеологическим соображениям, поэтому сейчас актуальным является восполнение этого пробела, тем более, что многочисленные работы современных авторов, посвещенные русским религиозным философам конца XIX - первой половины XX в.в. практически не затрагивают проблему философии христианской догматики и проекции разрешения догматических проблем на разрешение философских.
Актуальным это исследование делает также то, что без исследования "догматического" уровня в трудах русских религиозных философов крайне сложно достичь действительно адекватного историко-философского понимания столь сложного и многопла7 нового культурного явления, как русская религиозная метафизика конца XIX - первой половины XX вв.
Степень разработанности проблемы
В России исследования догматики проводились, в основном, русскими философами, занимавшимися религиозной философией с XIX века. Первые фрагментарные попытки философского анализа догматики встречаются у славянофилов (Ю.Самарина, А.Хомякова). В основном они были связаны с догматической полемикой с католиками. Также фрагментарные рассуждения на эту тему встречаются и у более поздних авторов: Н.Бердяева, Б.Вышеславцева, В.Зеньковского, В.Иванова, И.Ильина, Л.Карсавина, А.Карташева, В.Розанова, С.Трубецкого, Г.Федотова, Г.Флоровского, С.Франка, Л.Шестова. Однако, систематическую философию догматики разработали только несколько авторов: Вл.Соловьев, В.Несмелов, И.Попов, С.Булгаков, П.Флоренский и В.Лосский. Ими были выделены наиболее важные, с философской точки зрения, догматы и дана их философская интерпретация. Ими же была проделана и наиболее важная работа в этой области: на основе догматической философии создана своеобразная теория Абсолюта.
В советское и постсоветское время количество исследований православной философии отечественными авторами значительно снизилось. Тем не менее в работах С.Аверинцева, В.Бычкова, А.Доброхотова, Д.Лихачева, А.Лосева, Г.Майорова, С.Хоружего, архиепископа Владимирского Сергия (Н.Спасского), архиепископа Михаила (Мудъюгина), архимандритов Алипия и Исайи, протопресвитера Михаила Помазанского, диакона Андрея Кураева не только развиваются новые своеобразные подходы к исследованию христианской догматики, но и учитывается опыт ее осмысления русскими религиозными философами второй половины XIX - первой половины XX вв. Однако работ по непосредственному исследованию философии догматики, так же как и работ исследующих философию догматики русских авторов, так и не появилось. И в настоящее время в произведениях абсолютного большинства как церковных, так и нецерковных авторов разговор ведется о догматике в целом, без классификации догматов по степени важности для догматики и без рассмотрения философских аспектов понимания того или иного догмата, хотя эта работа была проделана русскими философами "серебряного века".
Цель и задачи диссертационного исследования
Целью данной работы является анализ и осмысление опыта христианской философии догматики в работах русских авторов для более полного понимания их философии Абсолюта.
Соответственно с целью данной работы предполагается решить следующие задачи исследования:
- на основе работ русских философов определить понимание ими догматики и возможностей ее философской интерпретации;
- выявить особенности трактовок догматических положений русскими мыслителями и связь этих особенностей с их общефилософскими позициями;
- дать характеристику философии Абсолюта русских философов.
Теоретическими и методологическими основами исследования являются историко-философский подход и методологические принципы современной философской и религиоведческой интерпретации.
Работа строится на основе исследования русской религиозно-философской традиции изучения догматики (прежде всего Вл.Соловьева, В.Несмелова, И.Попова, С.Булгакова, П.Флоренского и В.Лосского).
Научная новизна исследования
Новым в работе является исследование философии догматики в русской философии конца XIX - первой половины XX вв. как части мировой религиозно-философской мысли, изучающей проблему Абсолюта.
В диссертации впервые исследуются философские работы В.Несмелова и И.Попова, которые находятся в архиве МО РФ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ трудов крупнейших русских метафизиков второй половины XIX - первой половины XX вв. показал, что ими была создана своеобразная философская традиция интерпретации христианской догматики разрабатывающая теорию Абсолюта на основе синтеза традиций догматического богословия и определенных философских традиций (прежде всего - неоплатонизма).
2. Решающее значение в философии Абсолюта, развитой русскими мыслителями имеет методология философского анализа, а не догматических построений, что приводит часть из них к расхождениям с христианской догматикой.
3. Содержащийся в трудах русских метафизиков XIX - XX вв. опыт философско-богословского осмысления Абсолюта имеет существенную ценность для понимания русской и мировой философской мысли в этом отношении.
Научная и практическая ценность работы
Рассмотрение философии Абсолюта русских философов позволяет яснее понять подход православной философии к вопросу о Боге (Абсолюте). Для философии эта значимость заключается в раскрытии богатого пласта одного из ее разделов, который, только начав развиваться, был на долгое время забыт.
Понимание "логики" трактовки догматики и догматов русскими философами и их 9 проекция на философию Абсолюта поможет, в том числе, глубже разобраться в сути споров, ведущихся в области догматики между различными христианскими конфессиями, а также между философами и богословами по теме Бога (Абсолюта).
Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов и спецкурсов по истории философии и философии религии.
Апробация работы
Отдельные идеи диссертационного исследования докладывались автором на Всеармейской научно-практической конференции: "Управление, информация, качество - ключевые проблемы военной реформы" /Москва, 1996 г./, Сергиевских чтениях /Москва, 1998 г./ и на 1-й межрегиональной конференции-выставке "Информационные технологии двойного применения в системах управления", а также изложены в книге "Догматические споры с точки зрения философии", М., "ВОИН", 1998г. (10 а.л.) и в статье "Возможный подход к рассмотрению христианской догматики в контексте категории качества" (журнал "Проблемы общественного развития" № 1-2 за 1998 г., сс.43-48).
Структура диссертации
Структура и логика диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация изложена на 152 страницах машинописного текста и состоит из введения, пяти глав, содержащих 16 параграфов, заключения и списка использованной литературы (198 наименований).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Опыт осмысления христианской догматики в работах русских религиозных философов конца XIX - первой половины XX вв."
Заключение
В работе был проведен анализ основных положений русской религиозной мысли тех авторов, которые создали свои концепции философии православной догматики. Таковые концепции имелись у следующих авторов: Вл.Соловьева, В.Несмелова, И.Попова, С.Булгакова, П.Флоренского и В.Лосского. Раскрытие взглядов этих русских философов на христианские догматы позволило выделить то новое, что они внесли в философское осмысление догматов и догматики. Это позволило более полно понять их философию Абсолюта, что являлось целью работы. Для достижения этой цели были решены задачи исследования, поставленные во введении.
Во-первых, на основе работ русских философов, было определено понимание ими догматики и возможной ее философской интерпретации, что являлось первой задачей исследования.
Догматика русскими мыслителями понималась как основа не только богословия, но и всего мироздания, а значит и догматические положения должны рассматриваться и использоваться не только богословием, но и философией.
Философская интерпретация догматов отечественных авторов иногда отличается от канонической, поскольку в основание своего видения догматики они кладут не только Библию, но и другие источники. Философская обработка этих источников приводит наших философов к их своеобразным догматическим схемам и интерпретации догматов.
Второй задачей исследования было выявление особенностей трактовок догматических положений русскими мыслителями и связь этих особенностей с их общефилософскими позициями. В качестве особенностей трактовки ими догматических положений следует отметить, что состав основополагающих догматов у разбираемых авторов оказался одинаков, хотя определили они его "разными путями". Этими догматами оказались следующие:
- догмат о Единстве Бога (Бог как единственный, всепревышающий, непознаваемый и т.д.);
- догмат о Триипостасности Бога;
- догмат о двуприродности Христа.
На основании данных догматических положений авторы строят свою философию Бога (Абсолюта).
Но русские философы, естественно, не ограничивались полубогословско-полуфилософской работой по осмыслению догматики и выявлению основополагающих ш догматов. Они выявили те противоречия, на которых зиждется каждый из этих догматов (это ими было сделано как в историко-философском, так и религиоведческом аспектах):
- противоречие, лежащее в основе догмата о Единстве Бога - противоречие между апофатикой и катафатикой;
- противоречие, лежащее в основе догмата о Триипостасности Бога - противоречие между равнозначием ипостасей и их неравнозначием;
- противоречие, лежащее в основе догмата о двуприродности Христа - противоречие между единством личности и двумя полноценными природами этой личности.
Необходимо отметить, что здесь, как и в случае со структурой христианской догматики, противоречия в догматах выявлены одинаковые, хотя и приходят к ним авторы (и формулируют их) по разному, что связано с их общефилософской позицией.
Однако, самым главным в работах, посвященных догматам и догматике, русских религиозных философов была та философия Абсолюта, которую они разработали на основе своей философии догматики.
В основу этой философии Абсолюта они положили те разрешения догматических противоречий, которые были ими сделаны при исследовании догматов:
- разрешению противоречия, лежащего в основе догмата о Единстве Бога было поставлено в соответствие разрешение проблемы возможности познания Абсолюта;
- разрешению противоречия догмата о Трехипостасности Бога - разрешение проблемы "механизма" познания Абсолюта;
- разрешению противоречия догмата о двуприродности Христа - разрешение проблемы качеств человека, необходимых для познания Абсолюта.
В целом же следует сказать, что русским философам удалось создать уникальную философию догматики, которая, в целом, оставаясь в православных рамках, тем не менее сумела использовать достижения как других христианских конфессий, так и нехристианских религий и философии и на основе ее создать своеобразную философию Абсолюта.
Отечественные авторы создали свою философию Абсолюта на основе своеобразно интерпретированной христианской догматики, но результат их философской работы оказался целиком скореллированным с канонической христианской догматикой. От вольных поисков Вл.Соловьева, через "более христианские" наработки В.Несмелова, И.Попова, С.Булгакова и П.Флоренского отечественная философская мысль пришла к православной интерпретации Бога (Абсолюта) у В.Лосского.
Т.о. русские религиозные авторы внесли существенный вклад в мировую философию Абсолюта, который предддставляет существенную ценность и вообще для понимания русской и мировой философской мысли. м
Список научной литературыГолубев, Александр Юрьевич, диссертация по теме "История философии"
1. Абеляр П. Теологические трактаты. М.:АО ИГ "Прогресс", "Гнозис", 1995.
2. Авва Евагрий. Творения аввы Евагрия. М., "Мартис", 1994.
3. Авдеев Владимир Борисович "Преодоление христианства", М., "Капь", 1994.
4. Амман А. "Путь отцов" (Краткое введение в патристику), М., "Пропилеи", 1994.
5. Анисимова Надежда Калустовна "Нехалкидонские церкви: идеология и деятельность", Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., Издательство Московского Университета, 1978.
6. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Издательство "Канон", 1995.
7. Апокрифы древних христиан. СПб.: Издательство Общества Ведической Культуры, 1992.
8. Архиеп. Василий (Кривошеин) "Преподобный Симеон", М., 1994.
9. Архиепископ Владимирский Сергий (Спасский Н.) "Беседы об основных истинах святой православной веры", СПб, АО "Санкт-Петербург", 1995.
10. Архиепископ Серафим (Соболев) "Новое учение о Софии премудрости Божией", София, 1935.
11. Архиепископ Филарет (Гумилевский) "Историческое учение об отцах церкви", М., "Паломник", 1996.
12. Архимандрит Алипий, архимандрит Исайя. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
13. Архимандрит Киприан (Керн Константин Эдуардович) "Патрология"., Париж,1996.
14. Бердяев Н.А. "О назначении человека", М., "Республика", 1993.
15. Бердяев Н.А. "О русской философии", Свердловск, Издательство Уральского университета, 1991.
16. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Издательство "Республика", 1994.
17. Бердяев Н.А. "Философия творчества, культуры и искусства", М., "Искусство",1994.
18. Бердяев Н.А. "Царство духа и царство кесаря", М., "Республика", 1995.19. "Библейская истина", М., 1992.
19. Блаженный Августин. "О граде Божием" М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
20. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М.:Издательство Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1994.
21. Боэций "Утешение философией и другие трактаты", М., "Наука", 1996.
22. Боцис П.А. "Что такое православие ?", М., Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1995.
23. Булгаков С.Н. "Агнец Божий", Париж, 1933.
24. Булгаков С.Н. "Православие". М.:Издательство "Терра", 1991.
25. Булгаков С.Н. "Свет невечерний". М.:Издательство "Республика", 1994.
26. Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах, т.1, М., "Наука", 1993.
27. Бычков В.В. "Эстетика Отцов церкви", М., "Ладомир", 1995.
28. Воейков Николай."Церковь, Русь и Рим". Джорданвиль: Свято-Троицкий монастырь, 1983.
29. Вышеславцев Б.П. "Этика преображенного эроса", М., "Республика", 1994.
30. Габинский Григорий Аронович "Критика христианской апологетики", М., "Мысль", 1967.
31. Гегель "Философия религии", М., "Мысль", 1977.
32. Гелашвили А. "К философской критике религии", Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук, Тбилиси, Издательство Тбилисского Университета, 1970.
33. Герман I "Сказание о Церкви и рассмотрение таинств", М., "Мартис", 1995.
34. Гитт Вернер "Вопросы первостепенной важности", Бимфильд, "Логос", 1990.И
35. Глаголев С. "Задачи русской богословской школы", париж, "Символ", 1983, N10.40. "Гностики или о "лжеименном знании", Киев, "УЦИМ-ПРЕСС" "ИСА", 1996.
36. Григорий (епископ Нисский). Творения святого Григория Нисского, М., Типография Готье, 1861-1862 г.г.
37. Громов М.Н., Мильков В.В."Идейные течения древнерусской мысли", Спб, Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2001г.44. "Деяния вселенских соборов", СПб, "Паломник", 1996.
38. Диакон Андрей Кураев. "Все ли равно как верить ?", Клин, Издательство Братства Святителя Тихона, 1994.
39. Диакон Кураев Андрей. Традиция, догмат, обряд. Апологетический очерк. М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1995.
40. Доброхотов A.J1. "Категория бытия в классической западно-европейской философии", М„ 1986.
41. Донини А. "У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана)"., М., 1989.
42. Дудкин Виталий Яковлевич, Фурманов Юрий Рафаэлович "Критика новых тенденций буржуазной философской апологетики религии", М., "Знание", 1987.
43. Дулуман Евграф Каленьевич "Идея Бога", М., "Наука", 1970.
44. Евагрий Понтийский. Творения. -М.: Издательство "Мартис", 1994.
45. Евсевий Памфил "Церковная история", М., Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря", 1993.53. "Единый Бог в Троице поклоняемый", М., Издательство Московского Патриархата, 1995.
46. Ефрем Сирин "Творения", М., Издательство Московского Патриархата, 1993.
47. Жуков В.Н. "Проблема истины в православии", Нижний Новгород, Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 1993.14875. "Катехизическое изъяснение десяти заповедей Молитвы Господней и Символа Веры для народа православного", JI., "Альфа". 1991.
48. Кемман Лоуренс "Возможность поверить: Четыре рациональных подхода к проблеме существования Бога", М., "Имидж", 1991.
49. Керне Эрл Е "Дорогами христианства (История церкви)", М., "Протестант", 1992.78. "Классики мирового религиоведения", М., "Канон+", 1996.
50. Клеман Оливье "Истоки: Богословие отцов Древней Церкви", М., "Путь", 1994.80. "Кризис современной христианской апологетики", М., "Знание", 1981.
51. Крывелев Иосиф Аронович "Кризис в христианском богословии", М., "Знание",1969.
52. Крывелев Иосиф Аронович "История религий. Очерк в 2-х т.", М., "Мысль", 197576 г.г.
53. Крывелев Иосиф Аронович "Новейшие приемы религиозной апологетики", М. "Знание", 1971.
54. Кузанский П. Сочинения в 2-х томах., М., "Мысль", 1974.
55. Курбатов Георгий Львович "Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь.", Л., "Лениздат", 1988.
56. Лебедев А.П. "Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом", М., Спасо-Преображенский Ставропигиальный монастырь", 1994.
57. Ленцман ЯЛ. "Происхождение христианства", М., Издательство Академии наук СССР, 1958.
58. Леруа Эдуард "Догматы и критика", М.,1915.
59. Ли Витнэсс "Домострительство Божие", М., 1985.
60. Лосев.А.Ф. "Владимир Соловьев и его время". М.:"Прогресс", 1990.
61. Лосский В.Н. "Боговидение", М., Издательство Свято-Владимирского Братства,1995.
62. Лосский В.Н. "По образу и подобию". М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1995.149
63. Лосский В.Н. "Спор о Софии. Статьи разных лет", М., Издательство Свято-Владимирского Братства, 1996.
64. Любак Анри Де "Парадокс и тайна церкви", М., 1988.
65. Майоров Г.Г. "Формирование средневековой философии. Латинская патристика", М., "Мысль", 1979.
66. Малиновский Н.П. "Догматическое богословие", Л., Издательство Ленинградской духовной семинарии, 1991.
67. Мартин Уолтер "Основы христианства", СПб, "Композитор", 1995.
68. Мельников Ф.Е. "Блуждающее богословие", М., "Из глубин", 1990.
69. Мень.А. История религии. В поисках пути, истины и жизни. М.: Издательство "Слово", 1991.
70. Мерзлюкин А.С. "Несколько слов о вере и Боге", Париж, 1967.101. "Мир Божий", N1, Ежеквартальный журнал, М., 1994.
71. Мистическое богословие. Киев, "Путь к истине", 1991.
72. Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) "Чем отличается православная вера от западных исповеданий", Джорданвиль, Свято-Троицкий монастырь, 1990.
73. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) "Православный катехизис", СПб, "Православная Русь", 1995.
74. Митрохин Лев Николаевич "Философия религии", М., "Республика", 1993.
75. Могила Петр "Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви Восточной", М., Издательство Московского Патриархата, 1996.
76. Морев Иоанн Васильевич "В защиту веры и особенно православной", Нижний Новгород, Издательство Нижегородской епархии, 1993.
77. Мороу Орд Л "Ясное представление о Боге", М., "Протестант", 1992.
78. Нагорная Людмила Корнеевна "Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX начало XX века)". Монография., Барнаул., Издательство Алтайского государственного университета, 1994.1.O
79. Настольная книга священнослужителя., М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1992., том 1.
80. Невелев Михаил Юрьевич "Концепция веры", М., "Прометей", 1989.
81. Несмелов В. "Догматическая система святого Григория Нисского", Казань, 1887.
82. Несмелов В. "К вопросу о философии в догматике", Казань, 1912.
83. Николаев Ю. "Возможно ли православное осмысление догматики?", М., 1917.
84. Норт Джеймс "История церкви от Пятидесятницы до нашего времени", М., "Протестант", 1993.116. "О божественности христианства (Православно-христианская апологетика)", М., "Казак", 1995.
85. Ориген. О началах,- Самара:"РА",1993.
86. Ориген против Цельса. М., "Истина и Жизнь", 1996.
87. Пареди Анджело "Святой Амвросий Медиоланский и его время", "Христианская Россия", 1991.
88. Плотин. Избранные трактаты. М.:"РМ",1994.
89. Познахирев Дмитрий Семенович "Критика идеи Бога и попыток ее обоснования", Краснодар, "Знание", 1983.
90. Помазанский Михаил. Православное догматическое Богословие. Новосибирск: Издательство "Благовест", 1993.
91. Попов И.В. "Философский подход к православной догматике"., Сергиев Посад,1916.151
92. Поснов М.Э. История Христианской церкви. Брюссель.: Издательство "Жизнь с Богом", 1964.
93. Преподобный Максим Исповедник. Творения. М.:"Мартис",1993.
94. Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. М.:Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993.
95. Прокл. Первоосновы теологии. М.:"Прогресс", 1993.
96. Протоиерей А.Соколов "Начальное наставление в православной христианской вере", СПб, 1991.
97. Протоиерей Александр Шмеман "Исторический путь православия", М., "Паломник", 1993.
98. Протоиерей В.Глиндский "Основы христианской православной веры", М., "Паломник", 1994.
99. Протоиерей Иоанн Мейендорф "Введение в святоотеческое богословие" (конспекты лекций), Нью-Йорк, 1985.
100. Протоиерей Ливерий Воронов "Догматическое богословие", М., "Хроника", 1995.
101. Протоиерей Феодор Зисис "О "православии" антихалкидонских монофизитов", М., "КНИСС", 1995.
102. Протоиерей ФомаХопко "Основы православия", Минск, "Полифакт", 1991.
103. Проф.Спасский А. "История догматических движений", М., "Новая книга", 1995.
104. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. М.:"РМ", 1994.143. "Ранние Отцы Церкви (Антология)", Брюссель, "Жизнь с Богом", 1988.
105. Рацингер Йозеф "Введение в христианство (лекции об апостольском символе веры", Брюссель, 1988.145. "Рациональность иррационального", Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 1991.
106. Розанов.В.В. В темных религиозных лучах. М.: Издательство "Республика",1994.
107. Роуз Серафим "Вкус истинного православия. Блаженный Августин, епископ Ип-понский.", М., Братство преподобного Германа Аляскинского, 1995.152
108. Сагарда Николай Иванович "Вера и жизнь христианская", М., "Паломник", 1996.
109. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения., М., Приложение к журналу "Вопросы философии", 1996.
110. Св.Афанасий Великий. Творения. М.:Издательство Свято-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.
111. Св. Василий Великий. Творения. СПб.:Издательство П.П.Сойкина,1911.
112. Св. Григорий Богослов. Творения. СПб.:Издательство П.П.Сойкина, 1911.
113. Св.Ириней Лионский. Творения. М., "Молодая гвардия", 1991.
114. Св.Иустин Философ и Мученик. Творения. М.: Университетская типография,1892.
115. Святой Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений. М.: Издательство "Златоуст", 1994, т.т.1-5.
116. Священник Михаил (Труханов) "Об истоках христианской веры", М., "Полит-графсервис", 1993.
117. Семенов Тян-Шаньский А. "Православный катехизис", Иркутск, "Восточное обозрение", 1991.
118. Словарь библейского богословия., Брюссель, "Жизнь с Богом", 1990.
119. Соловьев B.C. "Россия и Вселенская Церковь", Мн., "Харвест", 1999.
120. Соловьев.В.С. Собрание в двух томах. М.: Издательство "Мысль". 1990.
121. Соловьев.В.С. Собрание сочинений и писем в 15 томах. М, 1992.
122. Соловьева Оксана Львовна "Критический анализ проблемы веры в русском православии", Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Минск, Издательство института философии и права, 1987.5i
123. Тальберг H. "История Христианской церкви" М.:Издательство СП "Интербук",1991.
124. Тареев М.М. "Основы христианства", М., 1908-1910 г.г.167. "Творения древних отцов-подвижников", М., "Мартис", 1997.
125. Тертуллиан. Избранные сочинения. М.:"Прогресс", 1994.
126. Тихомиров JI.A. "Религиозно-философские основы истории", М., Редакция журнала "Москва", 1997.
127. Тони Лейн "Христианские мыслители", СПб, "Мирт", 1997.
128. Трубецкой.С.Н. Сочинения. М.:"Мысль", 1994.172. "Учение двенадцати апостолов", М., Издание учебно-информационного экуменического центра ап.Павла, 1996.
129. Федоров Н.Ф. "Философия общего дела", М., 1906-1913 г.г.
130. Федосик Виктор Анатольевич "Киприан и античное христианство", Минск, Университетское издательство, 1991.
131. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 томах., М., "Мартис", 1996.
132. Феодорит (епископ Кирский) "История боголюбцев", М., "Паломник", 1996.
133. Феодорит (епископ Кирский). Творения блаженного Феодорита, епископа Кир-ского. М., Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1906.
134. Фиолетов Н.Н. "Очерки христианской апологетики", М., Православное Благотворительное Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1992.
135. Флоренский П.А. Сочинения в 4-х томах., т.1, М., "Мысль", 1994.
136. Флоренский.П.А. "Столп и утверждение истины", т.1, М.:"Правда",1990.
137. Флоровский Г.Г. "Восточные отцы IV века", Париж, "YMKA-PRESS", 1990.
138. Флоровский Г.Г. "Восточные отцы V-VIII в.в.", Париж, "YMKA-PRESS", 1990.5к
139. Флоровский Г.Г. Отцы первых веков. Кировоград:Издательство "Без таемниц"1993.
140. Флоровский Г.Г. "Пути русского богословия", Вильнюс, 1991.
141. Франк C.JI. "Духовные основы общества", М., "Республика", 1992.
142. Франк.С.JI. Сочинения. М.: Издательство "Правда", 1991.
143. Хомяков А.С. Сочинения богословские., СПб, "Наука", 1995.
144. Хувер Арли "Дорогой Агнос: Письма в защиту христианства агностику", М. "Протестант", 1994.190. "Церковь и государство", М., Издание Сретенского монастыря, 1997.191. "Церковь Христова", Саранск, Мордовское книжное издательство, 1991.
145. Чертков А. "Раннехристианская философия и ее современная православная интерпретация", Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук, М., Издательство Московского Университета, 1971.
146. Шапошников А. "Краткое житие святого Стефана, архиепископа Сугдайи", Коктебель, 1994.
147. Шапошников Лев Евгеньевич "Православие и философский идеализм", Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1986.
148. Шахнович Михаил Иосифович "Тайна бога: Глобальные проблемы современности и модернизация идеи бога", Киев, "Политиздат Украины", 1990.
149. Шестов Лев. "Киргегард и экзистенциальная философия", М.,"Прогресс"-Тнозис", 1992.
150. Шестов Лев. Сочинения в 2-х томах. М., "Наука", 1993.
151. Шпет Г.Г. "Философские этюды", М., "Прогресс", 1994.