автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков: историко-философский анализ

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Блинова, Светлана Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Проблема семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков: историко-философский анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков: историко-философский анализ"

На правах рукописи

Блинова Светлана Анатольевна

Проблема семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков; историко-философский анализ

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Специальность - 09. 00. 03 - история философии

005062097

Москва 2013

005062097

Работа выполнена на кафедре философии Московского государственного областного университета

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Песоцкий Владислав Анатольевич (Московский государственный областной университет)

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Чернавин Юрий Александрович

(Московский государственный юридический университет им. О.Е.Кутафина)

доктор философских наук, профессор Аринин Евгений Игоревич

(Владимирский государственный университет имени Александра и Николая Столетовых)

Ведущая организация: Военный университет Министерства обороны

Российской Федерации

Защита состоится «6» июня 2013 года в 15 часов на заседании Диссертационного совета по философским наукам Д 212.155.08 при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, Москва, ул. Радио, д. 10-а

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, Москва, ул. Радио, д. 10-а, с авторефератом диссертации также на официальном сайте ВАК РФ: http: //vak.ed.gov.ru/

Автореферат разослан « 30 » апреля 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, доцент

Бондарева Я.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Современный исторический этап, который многие представители гуманитарных наук называют в культурологическом аспекте постмодернистским и технотронным, ставит перед человечеством проблему выбора сценария дальнейшего развития. В этих условиях феномен семьи переживает серьезный кризис. Его суть и назначение нуждаются в глубоком осмыслении, выявлении базовых семейных ценностей, особенностей современных семейно-брачных отношений, обеспечивающих существование семьи как формы самоопределения и самоутверждения человека в его духовном и материальном бытии.

В глубинной сущности семья является носителем отечественной традиции духовности, проявляющейся во всем спектре бытия нашего общества и личности. Духовность внутреннего мира человека выражает его родовую сущность, определяет содержание и сущность жизненного пространства личности, выступает конструктивным моментом ее социального поведения и способом самореализации. В семье, как универсальном феномене, человек может раскрыть весь свой внутренний потенциал. Ценности семьи представляют собой важный элемент культуры и являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков. Семья есть важнейший институт их исторической трансляции. Исходя из этого, актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, необходимостью историко-философского осмысления основных проблем семьи, выявления причин развития кризисных явлений данного социального института и определения возможных сценариев его развития;

во-вторых, потребностью понимания истоков отечественной культуры, осознания духовного смысла семьи и брака, сохранения

традиционных семейных ценностей как составляющих системы онтологических координат, встраиваясь в которые отдельная человеческая жизнь может обрести смысл своего существования. С точки зрения основных принципов человеческого бытия (целостность, любовь к ближнему, единство, пол и т.д.) семья открывает возможность не только продолжения рода, но развития индивидуального сознания и личности, поскольку является условием и возможностью выхода за пределы себя самого к другому, расширения сознания личности, обретения полноты бытия;

в-третьих, важностью включения в современное поле историко-философских научных исследований недостаточно изученных идей и концепций, позволяющих глубже осмыслить феномен семьи в ретроспективе его развития, что невозможно осуществить без специального внимания к периоду отечественной философии, заявленному в теме диссертации.

Проблема семьи стала особенно актуальной для России с конца 1990-х годов в связи с глобальной переоценкой социальных ценностей, так или иначе обусловленных новыми культурно-историческими реалиями. В этих условиях понимание семьи только в качестве социального института сужает ее значимость до одностороннего качества нормативной единицы социума. Наряду с пониманием семьи как социального института, предметом философского анализа может стать проблема семьи как особой формы бытия человека. При подходе с таких позиций семья может быть рассмотрена в диалектическом синтезе философско-религиозного, аксиологического и социального аспектов содержания этого феномена в рамках историко-философского анализа.

В русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков была создана духовная традиция понимания семьи и ее ценностей. Осмысление наследия русских религиозных философов

данного периода способствует раскрытию сущности феномена семьи, что позволяет акцентировать внимание на онтологических основах бытия личности и общества.

Степень разработанности темы диссертационного исследования Литература, посвященная исследованию проблемы семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков, связана с постижением метафизики пола и любви. Проблемы пола, любви и семьи в русской религиозной философии тесно связаны.

В.П. Шестаков выделяет в развитии отечественной мысли о любви, поле, семье два направления: философско-платоническое (Вл. Соловьев, Н.Бердяев, Л.Карсавин, З.Гиппиус, Б. Вышеславцев и др.), связанное с возрождением и переосмыслением идей платоновского эроса, и ортодоксально-богословское (П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Лосский, И.Ильин), ориентированное не на античную теорию Эроса, а на средневековый «каритас» (сострадание, милость, жалость) и связанный с ним комплекс идей христианской этики, относящийся к семье, браку.

Первое направление, по мнению В.П.Шестакова, обосновывало концепцию индивидуальной любви, идею воссоздания с помощью любви целостности человеческой личности, преодоления эгоизма, нравственного возрождения человека на почве гармонизации духовного и телесного начал.

Представители ортодоксально-богословского направления, с точки зрения исследователя, рассматривают любовь как родовой процесс, процесс слияния всех любящих с божественной сущностью1.

А.Н. Филькин исследует философские концепции пола, любви и семьи в русской религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX

1 Русский Эрос, или Философия любви в России /Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков; Коммент. А.Н.Богословского. - М.: Прогресс, 1991. - С. 14-15.

5

веков, выделяет формы обоснования русской религиозно-философской мыслью половой любви в браке как нравственного подвига2.

Проблематика пола, как составная часть проблематики семьи, в русской философии конца XIX - начала XX веков активно разрабатывается О.В. Рябовым3. В своих трудах исследователь

анализирует метафизику пола в отечественной философии, основное внимание уделяя философии женственности.

Систему взглядов на семью как метафизическую категорию раскрывают работы, связанные с исследованием пола в философии В.В. Розанова.

По мнению И.Н. Петраковой, разработка В.В. Розановым философии пола изначально связана с изучением мыслителем проблем семьи и брака4. Пол во всех его проявлениях для философа выступает реальностью не только материальной, но и духовной, в нем духовное и плотское соединяются и объединяются, сплетаясь неразрывно. И это единство устроено Богом, сотворено им, и таковым должно быть5.

Исследуя истоки обращения В.В. Розанова к теме пола, семьи, И.А. Едошина приходит к убеждению, что эта тема родом из детства философа и напрямую связана с его жизненным путем от «неладной» и, очевидно, несчастливой родительской семьи к счастливой и «настоящей» своей, из чего и вытекает такое внимание философа к вопросам семьи и его представление о семье как самой аристократической форме жизни, как пути к счастью6.

1 Филькин А.Н. Метафизика пола в русской философии конца XIX - начала XX

века: Автореф. дис. канд. филос. н. -М., 1996,- С.11-15.

3 Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. -Иваново, 1999.

4 Петракова И.Н. Проблема пола в философии В.В. Розанова: Автореф. дис. канд. филос. н. - М., 2008.-С. 14.

5 Там же,- С. 16.

6 Едошина И. А. Мономиф Василия Розанова// Философские науки - №11. - 2006. -С.38-44.

Е.В. Барабанов, также пытаясь выяснить причины обращения В.В. Розанова к проблематике семьи, пола, приходит к выводу, что эта тема возникла у В.В. Розанова из необходимости «защитить» ценность семьи в связи с событиями его собственной жизни, а через поиск безусловной «священной субстанции семьи» философ пришел к мысли о том, что этой субстанцией является пол, который представляет собой всеобъемлющий жизненный принцип, теистическое и космологическое жизнеполагающее начало7.

Рябинина Т.В. рассматривает учение о семье в философии В.В. Розанова как часть его метафизики пола. Ключевая для мыслителя категория пола организует теорию семьи, онтологию и историософию Розанова, придавая тем самым его учению цельный характер. Исследователь отмечает, что коренной основой брака мыслитель признает плотское вожделение. Главную причину кризиса семьи философ усматривает в утрате мужчиной и женщиной традиционных принципов половой идентичности, и преодоление его возможно только при условии возвращения женщине ее традиционной роли - жены и матери8. Рябинина Т.В. приходит к заключению о том, что В.В. Розанов, развивая заложенную B.C. Соловьевым идею андрогинного преображения пола, преодоления половой раздробленности, видит решение проблемы в семье. Только в семье возможно единение физиологическое и духовное, преображение плотского единства в союз духовный .

В.К. Пишун и C.B. Пишун трактуют философию пола, семьи В.В. Розанова как констатацию принципиальной невозможности примирения «Я» с самим собой, как утверждение того, что в каждом

7 Барабанов Е.В. В.В. Розанов/Е.В. Барабанов//В.В. Розанов Уединенное. В 2-х т. Т. 1.-М.: Издательство «Правда», 1990.-С.12.

8 Рябинина Т.В. Философия любви и пола в наследии русских мыслителей конца XIX - нач. XX веков: Автореф. дис. канд. филос. н. - Мурманск, 2002. - С.13.

9 Там же. - С. 17.

человеке есть «мужское» и «женское», они несоединимы, а их борьба непримирима, потому что необходима для «разжигания чувственной страсти» в целях скрепления семьи10.

В работе Корольковой Е.А. дается анализ проблематики семьи, пола в творчестве В.В. Розанова, рассмотрены метафизический, социальный, антропологический и психологический аспекты пола, раскрыто понимание В.В. Розановым религиозного смысла семьи.11

А.Н. Николюкин трактует философию семьи В.В. Розанова как утверждение гуманизма, человечности семейной жизни12, уникальности каждого человека в любви, как обращение к ценностям любви и семьи.

Л.И. Новикова, исследуя философское наследие В.В. Розанова, утверждает, что розановское видение семьи выступает основой социальной связки и как метафизической основой бессмертия человеческого рода, бессмертия Бога и мира13. Л.И. Новикова видит в философии семьи

B.В. Розанова идеи, которые могут быть реализованы в педагогической практике современной школы, и, прежде всего, его представление о ценности семьи и семейного воспитания14.

Е.В. Свирская, анализируя антропологическую концепцию В.В. Розанова, включающую в себя философию семьи, указывает на то, что, с точки зрения философа, человек несет в себе пол как метафизическую сущность, и семья, как и пол, традиционна, мистична, так как для ее возникновения необходимо «вмешательство Божие». Именно через семью, по мнению исследователя, В.В. Розанов испытал опыт обогащения, семья

|0Пишун В.К. «Религия жизни» В. Розанова/В.К. Пишун, C.B. Пишун. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1994. - С.88-89.

" Королькова Е.А. Русская философия: В. Розанов и метафизика пола: текст лекции / ГУАП. СПб., 2006.

12 Николюкин А.Н. Розанов/А.Н. Николюкин. - М.: Молодая гвардия, 2001. -

C.344.

13Новикова Л.И Повседневность и семья как воспитательное пространство (философско-педагогическое кредо В.В. Розанова)/ Л.И. Новикова// Педагогика.-2003,-Xs6.-C.71.

14 Там же. С.68.

открыла ему путь к пониманию высших духовных ценностей. Е.В. Свирская раскрывает понимание В.В. Розановым семьи как ступени к Богу15.

Исследование становления и развития проблематики семьи в отечественной социологии принадлежит Е.В. Кожевниковой. Автор рассмотрела генезис социологии семьи в России, определила методологически значимые основания ранних социологических школ и направлений, разрабатывавших проблематику семьи, выявила своеобразие исследования семьи в отечественной дореволюционной социологии, проанализировала вклад отечественных социологов в проблематику семьи в дореволюционный период16.

Исследования Ю.Ю.Черного, А.Б.Федуловой, И.Ю.Соловьевой, К.А.Рейтера связаны с анализом отдельных аспектов семейной проблематики в истории русской философии второй половины XIX -первой половины XX веков.

Ю.Ю. Черный проанализировал степень влияния установок и ценностей Н.А.Бердяева на формирование его теоретических представлений о поле и любви, раскрыл суть и основные его идеи по преобразованию биологического пола и существующих форм брака и семьи17.

Основу исследования А.Б Федуловой составляет ценностный подход к проблемам семьи и ее взаимодействию с социальными структурами и государством. Автор рассматривает семью и семейные ценности в процессе исторического развития с точки зрения специфики изменений в эволюционном развитии общества и государства, анализирует основные

15Е.В. Свирская. Проблема семьи в философской антропологии В.В. Розанова.//Содержание и технологии образования.- 2008,- №3. С. 1-4.

16 Кожевникова Е.В. Становление и развитие проблематики семьи в отечественной социологии: Автореф. дис. канд. филос. н.-Саратов, 2005.- С.9-21.

"Черный Ю.Ю. Философия пола и любви Н.А.Бердяева: Автореф. дис. канд. филос. н. - М., 1998,- С.6-23.

методологические подходы к рассмотрению специфики ценностей и ценностных ориентаций в современных социальных и философских науках18.

В рамках исследования проблематики семьи И.Ю.Соловьева обращает внимание на разработку проблемы до-семейных отношений в наследии H.A. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, B.C. Соловьева19.

К.А. Рейтер указывает на аксиологический характер исследований проблематики семьи русскими философами Серебряного века: B.C. Соловьев рассматривал в качестве объекта изучения материнскую любовь, человеческую любовь в целом; H.A. Бердяев уделял особое внимание изучению духовной природы семьи; В.В. Розанов, акцентируя свой интерес на вопросах пола, предложил ввести свободу развода, чтобы сохранить «здоровое функционирование семьи»20.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в работах отечественных исследователей рассмотрены отдельные аспекты проблемы семьи в русской философии обозначенного исторического периода, а также взгляды на семью некоторых представителей русской религиозной философии (В.В.Розанова, Н.А.Бердяева) в контексте философии пола и любви. Однако целостный философский анализ осмысления проблемы семьи отечественными религиозными философами второй половины XIX — первой половины XX веков в современных исследованиях не представлен.

Между тем наследие русских религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX веков позволяет раскрыть содержание взглядов на семью в отечественной религиозной философии

"Федулова А.Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: Автореф. дне. канд. филос. н - Архангельск, 2003.- С.6-8.

19 Соловьева И.Ю. Стабильность семьи как социально-философская проблема. Автореф. дис. канд. филос. н. - Воронеж, 2004.-С.6.

Рейтер К.А. Современная российская семья как транслятор культурных ценностей: Автореф. дис. канд. филос. н.- Волгоград, 2005.- С.5.

как процесс становления и развития целостной системы, глубже определить и понять семейные ценности. Важно философски осмыслить это наследие с позиций определения подходов к преодолению кризиса семьи в современном обществе.

Актуальность данной проблемы и недостаточно представленный в научной литературе анализ целостного, поступательного движения отечественной религиозной философской мысли о семье второй половины ХЕХ - первой половины XX веков в единстве философско-религиозного, аксиологического и социального аспектов предопределили тему диссертации.

Объектом диссертационного исследования выступает семья как конкретно-исторический и универсальный феномен в его философском измерении.

Предмет исследования - специфические аспекты проблемы семьи в представлении русских религиозных философов второй половины XIX -первой половины XX веков.

Цель исследования заключается в историко-философском анализе становления, содержания и развития философских взглядов русских религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX веков на проблему семьи.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить особенности формирования и развития системы взглядов на семью в истории русской религиозной философской мысли обозначенного периода;

- выделить методологические основания исследования проблемы семьи в отечественной религиозной философии второй половины XIX — первой половины XX веков;

- выявить специфику понимания отечественными религиозными философами сущности семьи (философско-религиозный аспект);

рассмотреть ценности семьи, выработанные русскими религиозными мыслителями второй половины XIX - первой половины XX веков (аксиологический аспект);

- вычленить особенности осмысления проблемы семьи в обществе, государстве, семьи как социального института, понимания семейно-брачных отношений и места их в обществе в отечественной религиозной философии обозначенного периода (социальный аспект);

- исследовать эволюцию идей отечественных религиозных философов второй половины XIX — первой половины XX веков, определить значимость этого учения в развитии философской мысли о семье.

Теоретические и методологические основы исследования

Содержание историко-философского анализа предполагает использование методов диалектического, герменевтического, рациональной реконструкции, применение законов и категорий диалектики.

Диссертант руководствуется также общефилософскими принципами и методами исследования: детерминизма, системности, всесторонности, конкретности исследования, единства исторического и логического.

Теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных религиозных мыслителей второй половины XIX -первой половины XX веков: Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, Н.А.Бердяева, Л.П.Карсавина, Б.П.Вышеславцева, С.Н.Булгакова, Н.О.Лосского, И.А.Ильина, Г.И.Шиманского,

С.В.Троицкого, В.В.Зеньковского.

При выявлении философско-религиозных предпосылок формирования взглядов на семью в истории русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков использовано философское наследие Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского.

Важную роль в определении идейно-теоретических предпосылок и условий формирования системы взглядов на семью в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков сыграли философские трактаты Платона, Аристотеля, Т.Кампанеллы, Я.Беме, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, Б.Мандевиля, Ш.Монтескье, Д.Юма, Ж.Ж.Руссо, Ш.Фурье, И.Канта, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегеля, Фр.Баадера, Ф.Энгельса, С.Кьеркегора, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

Исследование развития идей отечественных религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX веков по проблеме семьи опирается на труды современных отечественных мыслителей М.С.Мацковского, Т.А.Гурко, И.С.Андреевой, А.В.Гулыги, митрополита Антония Сурожского, Т.А.Флоренской, Е.А.Морозовой, Б.В.Ничипорова, прот. Александра Шмемана, Н.Ф.Козырева, А.И.Антонова, В.М.Медкова, С.А. Сорокина, И.В.Бестужева-Лады.

Структура диссертационного исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении дается обоснование актуальности темы, осуществляется анализ степени разработанности проблемы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, выделяются методологические и теоретические основания исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации «Предпосылки формирования концепции семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой

половины XX веков» содержит предпосылки и условия формирования концепции семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков.

В первом параграфе первой главы «Философско-религиозные предпосылки формирования взглядов на семью в истории русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков» рассматриваются философско-религиозные основания воззрений на семью в русской религиозной философии обозначенного периода.

В содержании первого параграфа выделяются несколько аспектов в выявлении философско-религиозных предпосылок формирования взглядов на проблему семьи в русской религиозной философии. Первый из них связан с библейским осмыслением семьи.

Второй касается теологической традиции рассмотрения проблемы семьи в наследии богословов и философов Иоанна Златоуста, Августина Аврелия, Фомы Аквинского.

Третий связан с отечественной духовной традицией видения семьи в памятниках древнерусской литературы — «Поучении» Владимира Мономаха и «Домострое» Сильвестра.

Выделенные аспекты, по мнению автора, составляют философско-религиозную традицию воззрений на семью и являются концептуальной основой разработки духовных оснований семьи в отечественной религиозной философии второй половины XIX — первой половины XX веков.

Во втором параграфе первой главы «Идейно-теоретические предпосылки и условия становления и развития концепции семьи в истории русской религиозной философии второй половины XIX — первой половины XX веков» исследуются труды Платона, Аристотеля, Т.Кампанеллы, Я.Беме, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Р.Декарта, Г.В.Лейбница, Б.Мандевиля, Ш.Монтескье, Д.Юма, Ж.Ж.Руссо, Ш.Фурье, И.Канта,

И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегеля, Фр.Баадера, Ф.Энгельса, С.Кьеркегора, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше с позиций подходов к осмыслению проблем семьи. Выделяются две основные исследовательские традиции в истории философии, условно называемые «традицией Платона» и «традицией Аристотеля». Определяются особенности отечественной традиции во взглядах на семью и ее ценности.

Во второй главе диссертационного исследования «Основные аспекты взглядов на семью в русской религиозной философии второй половины

XIX - первой половины XX веков» изложена авторская концепция семьи в русской религиозной философии второй половины XIX — первой половины

XX веков в единстве трех аспектов: философско-богословского, аксиологического и социального.

В первом параграфе второй главы «Философско-религиозный аспект в отечественном религиозном философском осмыслении семьи» раскрываются философско-религиозные основания сущности семьи, связанные с осмыслением цели семьи, ее сущности и предназначения в воззрениях русских религиозных философов второй половины XIX -первой половины XX веков.

Во втором параграфе второй главы «Аксиологический аспект анализа проблематики семьи в русской религиозной философии» установлены и классифицированы семейные ценности, выработанные отечественными религиозными мыслителями второй половины XIX -первой половины XIX веков/Система семейных ценностей, отраженная в русской религиозной философии указанного периода, содержит вневременные с точки зрения исторического процесса ценности, которые определяют суть феномена семьи.

В третьем параграфе второй главы «Социальный аспект воззрений на семью в отечественной религиозной философии» определены особенности осмысления проблемы семьи в обществе, государстве, семьи

как социального института, анализа семейно-брачных отношений и места их в обществе в отечественной религиозной философии обозначенного периода.

Три аспекта осмысления проблемы семьи (философско-религиозный, аксиологический и социальный) в русской религиозной философии второй половины XIX — первой половины XX веков образуют концептуальное единство и дают понимание сущности феномена семьи.

В четвертом параграфе второй главы «Исторические судьбы и тенденции развития концепции семьи, сформированной в отечественной религиозной философии второй половины XIX — первой половины XX веков» исследовано развитие идей русских религиозных философов второй половины XIX — первой половины XX веков о проблеме семьи и определена значимость этого учения в развитии современной философской мысли о семье.

В заключении формулируются теоретические выводы, полученные в результате исследования, раскрывающие содержание положений, выносимых на защиту, подчеркивается значимость проведенного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования Научная новизна диссертационного исследования определяется спецификой подхода к исследованию проблемы, акцентированными аспектами, постановкой задач, полученными результатами. В качестве конкретных элементов новизны выступают следующие положения:

1. Выделены особенности формирования и развития системы взглядов на семью в истории русской религиозной философской мысли обозначенного периода.

2. Определены методологические основания исследования проблемы семьи в отечественной религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков.

3. Выявлена специфика понимания отечественными религиозными философами сущности и цели семьи.

4. Вскрыты и обобщены ценности семьи, выработанные русскими религиозными мыслителями второй половины XIX - первой половины XX веков.

5. Установлены особенности осмысления проблемы семьи в обществе, государстве, семьи как социального института, понимания семейно-брачных отношений и места их в обществе в целом в отечественной религиозной философии обозначенного периода.

6. Исследована эволюция идей отечественных религиозных философов второй половины XIX — первой половины XX веков, определена значимость этого учения в развитии современной философской мысли о семье.

Обоснование положений, выносимых на защиту 1. Особенности формирования и развития системы взглядов на семью в русской религиозной философии второй половины XIX — первой половины XX веков были обусловлены рядом социальных, культурно-исторических и традиционных детерминант.

В отечественной религиозной философии рассматриваемого периода в основу взглядов на семью положена философско-религиозная традиция осмысления семьи и ее ценностей. В этой традиции супружество рассматривается в соответствии с идеей всеобъемлющей духовной и глубоко интимной любви, как союз мужчины и женщины, изменяющий основу в нравственной природе человека, в живой и чистой любви и

знаменующий собою благодатно-таинственный союз Христа с Церковью. Мужчина и женщина есть две части одного целого и в онтологическом смысле едины. В Библии брак есть стремление к совершенству, полноте бытия, полному метафизическому вышеличному единению в одном существе. Мужской и женский пол (половинки единой человеческой сущности) достигают своей полноты в семье, в единении друг с другом при содействии божественной благодати.

Философско-религиозная традиция постулирует истину о двуединстве человека, реализуемом в брачном союзе мужчины и женщины как равносущных, соединенных любовью ипостасей. Брак есть таинство человеческой природы, дело творческой божественной премудрости, создавшей человека в виде половой пары и соединившей мужа и жену в «плоть едину». Семья есть «тайна великая» (Апостол Павел). Семья есть форма брака, которая воспроизводит из века в век основные нравственные ценности в их вечной сущности: вера, любовь, целомудрие, святость, церковное благословение, духовное и плотское единение мужа и жены, родительство, стремление жить по заповедям Божиим, почитание родителей, любовь к ближнему, милосердие, терпение, смиренномудрие, труд.

Существом брачного союза определяется характер семейно-брачных отношений, который есть воплощение деятельной любви: муж есть глава жены и семейства, несет ответственность за сеМью, жена — помощница мужу, находится в повиновении у него. Муж и жена несут ответственность за воспитание детей перед Богом. Обязанности детей — уважение к старшим, послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

Философско-религиозная традиция , осмысления проблемы семьи явилась концептуальной основой разработки духовных оснований семьи в отечественной религиозной философии второй половины ХЕХ - первой половины XX веков и тесно связана с предпосылками и условиями

становления и развития воззрений на семью в русской религиозной философии обозначенного периода.

В истории философского осмысления семьи условно можно выделить два потока мысли, исходящих от традиции Платона (мифологическая теория) и традиции Аристотеля (рационалистическая теория). Платон развивает взятую им из мифологии идею творения человека как андрогина. Распавшиеся половинки целого существа ищут друг друга. Брачная любовь, по Платону, есть влечение к целостности, возвышающее человека к изначальному совершенству. В супружеском союзе, семье человек обретает целостность. Цель семьи — обретение целостности бытия. Семья, по Платону, - это метафизическая категория. К сторонникам идеалистической теории в западноевропейской философии условно можно отнести Я.Беме, Б. Мандевиля, Ш. Фурье, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В. Гегеля, Ф. Баадера, С. Кьеркегора.

Аристотель рассматривает семью в системе мирского жизнеустройства, трактуя ее как экономический институт, домохозяйство. По Аристотелю, цель семьи, брака - продолжение рода, деторождение. Аристотель подчиняет интересы личности и семьи интересам государства, рассматривает вопросы, связанные с отношениями в семье с точки зрения рациональности. Этих воззрений на цель семьи придерживались Т. Кампанелла, М. Монтень, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Ш. Монтескье, Д. Юм, Ж.Ж. Руссо, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, И.Баховен, Мак-Леном, Л.Морган, К.Маркс, Ф.Энгельс. Рационалистическая теория в осмыслении целей семьи в западноевропейской философии представляется преобладающей.

Русская религиозная философская мысль обращается к теме семьи, любви, брака, настойчиво пытаясь понять их духовный смысл. Отечественная религиозная философия семьи тесно связана с традициями западноевропейской философии, но, в отличие от западных философов,

русские религиозные мыслители связывали основания семьи с духовной культурой человека, с религией, с поиском духовных семейных ценностей.

Отечественные религиозные мыслители второй половины XIX — первой половины XX веков развили идею Платона об андрогинной сущности любви и семьи как предельного ее выражения, положив в основу воззрений на семью философско-религиозную традицию осмысления семьи и ее ценностей.

2. Наиболее значимые направления исследования семьи в отечественной религиозной философии второй половины XIX — первой половины XX веков прослеживаются в философско-религиозном, аксиологическом и социальном аспектах.

Философско-религиозный аспект исследования проблемы семьи связан с осмыслением цели семьи, ее смыслом и предназначением; восходит к библейскому пониманию сущности семьи и духовным традициям воззрений на семью в мировой философии.

Аксиологический аспект анализа проблематики семьи связан с осмыслением семейных ценностей в русской религиозной философии второй половины ХЕК - первой половины XX веков.

Социальный аспект воззрений на семью связан с пониманием проблемы семьи в обществе, государстве, семьи как социального института, с осмыслением семейно-брачных отношений и места их в обществе в целом.

Рассмотрение в единстве философско-религиозного, аксиологического и социального аспектов анализа семьи значительно расширяет и углубляет диапазон восприятия проблемы семьи, позволяет раскрыть глубокие духовные основания семьи, брачно-семейных отношений, семейных ценностей.

3. Специфика понимания отечественными религиозными философами сущности и цели семьи определялась как:

- достижение полноты бытия, восполнение целостности человека, духовное рождение, телесное преображение, гармонизация чувственного и духовного, стремление к бессмертию, богоподобию. Цельность человеческой личности восстанавливается истинной любовью. Устремленность человека к горним высотам в любви является основанием восстановления изначальной цельности человека в семье. Образ Божий, по которому создан человек, относится к истинному единству мужского и женского сторон человеческого существа. Восстановление образа Божия в человеке возможно через нравственное восхождение в семье (В.Соловьев, Н.Бердяев, ПФлоренский, С.Булгаков, Н.Лосский, Г.Шиманский, В.Зеньковский, С.Троицкий);

- преодоление смерти через восстановление единства поколений, стремление к бессмертию, богоподобию (Н.Федоров);

- единение в любви, преодоление эгоизма, конечное и совершенное воплощение любви на земле (Н.Федоров, В.Соловьев, Н.Бердяев, Б.Вышеславцев, П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Лосский, И.Ильин, Г.Шиманский).

Смысл семьи в русской религиозной философии обусловливалась ее целью и предназначением, которые состояли в следующем:

- семья - это благословенный Богом союз мужчины и женщины (Н.Федоров);

- это не «институт» гражданского общежития, а «установление, от самого Бога имеющее начало» (П.Флоренский);

- семья есть духовный очаг, первоначальная ячейка духовности, первооснова Родины (И.Ильин);

- в семье осуществляется «малая церковь», в этом возвышенный религиозный смысл семьи (В.Зеньковский);

- образ семьи является образом полноты, завершенности, совершенства жизни (Н.Федоров, В.Соловьев, Н.Бердяев, Б.Вышеславцев,

П.Флоренский, СБулгаков, Н.Лосский, И.Ильин, Г.Шиманский, В.Зеньковский, С.Троидкий).

Доминирующая идея в системе взглядов на семью - идея гармонизации духовной и чувственной любви, отраженная в двух направлениях - философско-платоническом (В.Соловьев, Н.Бердяев) и ортодоксально-богословском (П.Флоренский, С.Булгаков) - обретает целостность, завершенность в философской рефлексии проблемы семьи Б.Вышеславцева, И.Ильина, Г.Шиманского, В.Зеньковского, где представлен синтез, соединение двух направлений отечественной религиозной философской мысли о семье. В основе этого синтеза лежит постулат о единении полов в любви супружеской как высшем выражении любви, как способе познания божественной сущности.

4. Семейные ценности, выработанные отечественными религиозными мыслителями второй половины XIX— первой половины XIX веков, представляют собой некий симбиоз философско-религиозного и социального аспектов.

В русской религиозной философии создана духовная традиция осмысления ценностей семьи, раскрыта их многоплановая сущность: вера (В.Соловьев, Н.Бердяев, Б.Вышеславцев, П.Флоренский, Г.Шиманский); верность (Г.Шиманский); целомудрие (Н.Федоров, Н.Бердяев, П.Флоренский, Г.Шиманский, В.Зеньковский); единобрачие (П.Флоренский, В.Зеньковский); святость (Б.Вышеславцев); мужественность, женственность (Л.Карсавин), заботливость, взаимное уважение, терпение, жертвенность, самоотвержение, снисходительность, благочестие, чадородие, многочадие (Г.Шиманский); родительство (В.Зеньковский); супружеская любовь как предельное, полное единение мужчины и женщины (Н.Федоров, В.Соловьев, Н.Бердяев, Л.Карсавин, Б.Вышеславцев, П.Флоренский, Г.Шиманский, В.Зеньковский).

Данная система ценностей включает в себя тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные философско-религиозный и социальный аспекты. Философско-религиозная составляющая в системе ценностей восходит к традиции осмысления семьи, ее сущности и предназначения и включает в себя духовные основания семьи, ценности духовные (веру, святость, целомудрие, верность, единобрачие, благочестие, жертвенность, самоотвержение, чадородие, многочадие, любовь как предельное единение мужчины и женщины в семье). Социальный аспект рефлексии проблемы семьи определяет ценности, которые воспроизводятся и реализуются в сфере семейно-брачных отношений (мужественность, женственность, заботливость, взаимное уважение, терпение, снисходительность, родительство).

5. Определение социальной роли и места семьи в русской религиозной философии второй половины XIX- первой половины XX веков было связано с нравственной основой и пониманием семьи как единицы общества, части отечества, как способа восстановления нравственной целостности человека в отношении преемственности поколений.

Государство не рассматривалось как средство подавления и упразднения семьи, в единении они призваны были исполнять единый нравственный закон. При этом государство не только должно было поддерживать семью как факт существования, но и направлять ее в формировании единого нравственного начала.

Что касается отношений общества и семьи, то они не противопоставлялись друг другу, а призваны были обеспечить полноту жизни человека, исполнение нравственного закона во благо всех. Семья должна была представлять нравственную норму общества.

Осмысление семейно-брачных отношений в русской религиозной философии обозначенного периода основывалось на библейском

понимании союза мужчины и женщины как таинства, как единения в любви.

Отношения в семье базировались на взаимной любви. Прочность семейно-брачных отношений зависела от способности родителей ко взаимной духовной любви. Семья как остров духовной жизни несла образ матери, воплощающей любовь, милость и защиту, и образ отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Отношения родителей и детей должны строиться на чувстве благоговения, почитании родителей детьми. Обязанностью детей являлось послушание. Нравственное состояние человека определялось его отношением к родителям. Долгом каждого человека считалось сохранение и преумножение памяти рода. Социальное единство семьи определялось принципом «все за одного и один за всех». Укрепление связи с родителями, наращивание знаний о своих предках такова была суть проявления любви в семье.

6. Преодоление кризисных явлений современной семьи видится на пути возрождения и сохранения понимания семьи как духовного очага, базисных семейных ценностей, традиционной иерархии брачно-семейных отношений, идущих от отечественной культурной традиции, что возможно сделать на базе конструктивного восстановления духовных основ семьи, получивших свое развитие в идейно-теоретическом наследии отечественных философов второй половины XIX — первой половины XX веков.

В современной социокультурной ситуации, когда очевидными стали признаки кризисного состояния семьи в различных брачно-семейных сферах (цели и назначения семьи, добрачного поведения, родительства, брачно-семейных отношений), как никогда актуальна необходимость формирования фундаментальных ценностей семьи, идущих от отечественной культурной традиции, созидаемых русской религиозной философской мыслью второй половины XIX - первой половины XX веков,

в числе которых: вера, верность, добрачное целомудрие, единобрачие, святость жертвенность, благочестие, женственность, мужественность, отцовство, материнство, родительство, многочадие, смирение, послушание, почитание детьми родителей, взаимопонимание, взаимное уважение, взаимопомощь, любовь. Исходная и конечная цель семьи -духовное восхождение. Семья есть таинство любви и единства как способ исполнения человеком своего предназначения. Сущность этого таинства -духовное и телесное преображение человеческой природы в семье.

Игнорирование российским обществом и государством духовных и нравственных аспектов явилось причиной постепенного разрушения современного института семьи.

Государственные программы поддержки семьи в настоящее время нацелены на материальные, количественные показатели функционирования семьи, на наращивание социальных ценностей. На первый план выходят проблемы материальной обеспеченности семьи. Однако качество семьи, связанное с духовной составляющей, в данных программах не рассматривается. Вопросы смысла и назначения, духовных основ семьи (философский аспект проблемы) не находят отражения в содержании программ сопровождения семьи.

Выход из кризиса семьи видится не только в рамках реформирования социально-экономического уклада общества, но в создании и реализации целостной государственной программы развития семьи, содержащей помимо материальной и мировоззренческую основу функционирования семьи, систему духовных семейных ценностей.

Суть государственной фундаментальной поддержки и стабилизации семьи может состоять в следующем:

- Возрождение традиций, духовных ценностей российской семьи.

- Восстановление понимания семьи как духовного очага.

- Развитие воспитательного потенциала семьи, восстановление в сознании родителей традиционной ценности брака, семьи, престижа и незаменимости, сущностного понимания материнства и отцовства.

- Формирование мировоззренческой базы института семьи, издание и выпуск специальных пособий по проблемам цели и назначения семьи, семейных ценностей, внутрисемейных отношений.

- Разработка целостной концепции семейного воспитания, отвечающей традиционным духовным и культурным ценностям.

- Разработка и реализация программ, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи, разработка прогнозов развития семьи.

- Формирование на федеральном и региональном уровнях фондов поддержки семьи.

- Усиление роли средств массовой информации по освещению духовно-нравственных проблем современной семьи.

- Использование средств массовой информации, рекламы в пропаганде и формировании семейного образа жизни на основе ценностей отечественной культурной традиции.

- Раскрытие и пропаганда уникальности и значимости семейной жизни для личности.

- Разработка содержания научно-популярного лектория по организации здорового образа жизни семьи.

- Восстановление традиций и развитие инноваций в семейном воспитании детей и подростков.

- Содействие формированию интереса людей в изучении своего генеалогического древа и помощь им в этом изучении.

- Гармонизация семейного и общественного воспитания детей.

- Формирование качеств семьянина у школьников в системе обучения и воспитания школы.

Разработка концепции семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков - одна из самых глубоких и самобытных в истории мировой философской мысли, расширяющая представление о путях постижения духовного смысла семьи.

Теоретическое и практическое значение работы

В теоретическом плане положения и выводы диссертации могут способствовать более успешному проведению обобщающих исследований по проблеме семьи в русской философии. Данное исследование может послужить предпосылкой для осмысления духовно-нравственных проблем современного российского общества в целом, проблем духовных оснований семьи и жизни отдельного человека.

Обобщения и выводы, сформулированные в диссертации при исследовании проблемы семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков, имеют не только теоретическую, но и практическую значимость. Основные положения историко-философской трактовки проблемы семьи могут найти применение при решении конкретных исследовательских задач историко-философского свойства, способны служить основой последующих исследований по широкому кругу историко-философских, религиозно-философских, экзистенциальных, нравственных, духовных проблем. Полученные в ходе исследования выводы способны найти применение при разработке программ (различного уровня общности и различной отраслевой направленности), нацеленных на преодоление кризисных явлений в демографической сфере, при решении проблем семьи и детей в современном российском обществе. Данные положения и выводы могут быть также использованы в общих и специальных курсах по философии,

истории русской религиозной философии, культурологии, этике, а также при разработке новых общих и специальных курсов и учебных пособий.

Основные положения диссертационного исследования нашли

отражение

в следующих публикациях автора: Статьи в ведущих рецензируемых журналах:

1. Семья и ее ценности в истории русской философии второй половины XIX - первой половины XX столетий. // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - № 3-4. - 2007. С. 115-122.

2. Теологический аспект осмысления проблемы семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков. // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - № 3. - 2012. С.62-69.

Статьи в иных печатных изданиях:

3. Ценности семьи и их формирование в системе духовно-нравственного воспитания учащихся // Инновационная и экспериментальная деятельность в образовательных учреждениях: практика работы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции (12 марта 2008 г.). - Владимир. ВИПКРО.- В 2-х ч., 2008. ч. II - с. 8-11.

4. Роль семьи и семейных ценностей в духовно-нравственном становлении личности // Свеча - 2006. Истоки X: религия и личность в прошлом и настоящем. Т. 14. Владимир, ВлГУ, 2006.С. 64-66.

5. Педагогическое сопровождение семейного воспитания учащейся молодежи. // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи. Материалы международной науч. конф. 6-8 декабря 2005 г. Ч. I. - Ярославль: 2005. - С. 62-63.

6. К вопросу о семье и семейных ценностях в отечественной культурной традиции. // Образование и духовность: перспективы XXI века. Материалы

Всероссийской науч.-практ. конф. 18 мая 2006 г. Ч. I. - Владимир: 2006. -С. 26-32.

7. К вопросу о семейном воспитании в контексте отечественного философского наследия. // Воспитание успешно, если оно системно: Материалы первых всероссийских педагогических чтений (с международным участием), посвященных творческому наследию ЛИ. Новиковой (г.Владимир, 23-25 января 2006 г.) / Под редакцией A.B. Гаврилина, H.JI. Селивановой, И.Н. Поповой - Владимир - М., - 2006. Ч 2.

- С. 84-86.

8. Ценность как ключевая категория духовно-нравственного воспитания. // Воспитание в контексте междисциплинарного подхода: Материалы вторых всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию Л.И. Новиковой (г. Владимир, 12-16 октября 2009 г.) / Под ред. A.B. Гаврилина и Н.Л. Селивановой. - Владимир - М.: Изд-ль И.Шалыгина. -2009. - С.131-134.

9. Семья и ее ценности в отечественной культурной традиции. // Взаимодействие школы, семьи и церкви в духовно-нравственном развитии общества в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: сборник материалов V Образовательных чтений Центрального федерального округа. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. - С.105-107.

Учебно-методические материалы:

10. Методические рекомендации по работе с семьей в рамках модели «школа

- семья».- Владимир: ВИПКРО, 2005. - 32 с.

И.Трансляция русской культуры в семье. Методические рекомендации по работе с семьей в рамках системы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. // Наша школа. Педагогическая мастерская:

Опыт и проблемы духовно-нравственного воспитания (региональный аспект). Выпуск 5. - Владимир, 2007. - С.47 - 61. 12.Программа «Семья» в системе духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. - Владимир: ВИПКРО, 2008. — 20 с.

Подписано в печать: 30.04.2013 г. Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Печать офсетная. Формат бумаги 60/84 i/16. Усл. п.л.2. _Тираж 100 экз. Заказ №51._

Изготовлено с готового оригинал-макета в Издательстве МГОУ 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10 а.

 

Текст диссертации на тему "Проблема семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков: историко-философский анализ"

московский государственный областной университет

На правах рукописи

04201357767

БЛИНОВА Светлана Анатольевна

ПРОБЛЕМА СЕМЬИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКОВ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 09. 00. 03. - История философии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный консультант доктор философских наук, профессор Песоцкий Владислав Анатольевич

Москва- 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................3

Глава I.

Предпосылки формирования концепции семьи в русской религиозной

философии второй половины XIX- первой половины XX веков.......17

1.1. Философско-религиозные предпосылки формирования взглядов на семью в русской религиозной философии второй половины XIX -первой половины XX веков....................................................17

1.2. Идейно-теоретические предпосылки становления и развития концепции семьи в русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков...........................................34

Глава П.

Основные аспекты взглядов на семью в русской религиозной

философии второй половины XIX - первой половины XX веков

...............................................................................................53

2.1. Философско-религиозный аспект в отечественном религиозном

философском осмыслении семьи.....................................................54

2.2. Аксиологический аспект анализа проблематики семьи в русской религиозной философии........................................................78

2.3. Социальный аспект воззрений на семью в отечественной религиозной

философии.........................................................................92

2.4. Исторические судьбы и тенденции развития концепции семьи, сформированной в отечественной религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков.....................................107

Заключение..............................................................................129

Библиография..........................................................................139

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Современный исторический этап, который многие представители гуманитарных наук называют в культурологическом аспекте постмодернистским и технотронным, ставит перед человечеством проблему выбора сценария дальнейшего развития. В этих условиях феномен семьи переживает серьезный кризис. Его суть и назначение нуждаются в глубоком осмыслении, выявлении базовых семейных ценностей, особенностей современных семейно-брачных отношений, обеспечивающих существование семьи как формы самоопределения и самоутверждения человека в его духовном и материальном бытии.

В глубинной сущности семья является носителем отечественной традиции духовности, проявляющейся во всем спектре бытия нашего общества и личности. Духовность внутреннего мира человека выражает его родовую сущность, определяет содержание и сущность жизненного пространства личности, выступает конструктивным моментом ее социального поведения и способом самореализации. В семье, как универсальном феномене, человек может раскрыть весь свой внутренний потенциал. Ценности семьи представляют собой важный элемент культуры и являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков. Семья есть важнейший институт их исторической трансляции. Исходя из этого, актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

во-первых, необходимостью историко-философского анализа основных проблем семьи, выявления причин развития кризисных явлений данного социального института и определения возможных сценариев его развития;

во-вторых, потребностью осмысления истоков отечественной культуры, осознания духовного смысла семьи и брака, сохранения традиционных семейных ценностей как составляющих системы

онтологических координат, встраиваясь в которые отдельная человеческая жизнь может обрести смысл своего существования. С точки зрения основных принципов человеческого бытия (целостность, любовь к ближнему,, единство, пол и т.д.) семья открывает возможность не только продолжения рода, но развития индивидуального сознания и личности, поскольку является условием и возможностью выхода за пределы себя самого к другому, расширения сознания личности, обретения полноты бытия;

в-третьих, потребностью включения в современное поле историко-философских научных исследований недостаточно изученных идей и концепций, позволяющих глубже осмыслить феномен семьи в ретроспективе его развития, что невозможно осуществить без специального внимания к периоду отечественной философии, заявленному в теме диссертации.

Проблема семьи стала особенно актуальной для России с конца 1990-х годов в связи с глобальной переоценкой социальных ценностей, так или иначе обусловленных новыми культурно-историческими реалиями. В этих условиях понимание семьи только в качестве социального института сужает ее значимость до одностороннего качества нормативной единицы социума. Наряду с пониманием семьи как социального института, предметом философского анализа может стать проблема семьи как особой формы бытия человека. При подходе с таких позиций семья может быть рассмотрена в диалектическом синтезе философско-религиозного, аксиологического и социального аспектов содержания этого феномена в рамках историко-философского анализа.

В русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков была создана духовная традиция понимания семьи и ее ценностей. Осмысление наследия русских религиозных философов данного периода способствует раскрытию сущности феномена семьи, что

позволяет акцентировать внимание на онтологических основах бытия личности и общества.

Степень научной разработанности проблемы

Литература, посвященная исследованию проблемы семьи в истории русской религиозной философии второй половины XIX - первой половины XX веков, связана с постижением метафизики пола и любви. Проблемы пола, любви и семьи в русской религиозной философии тесно связаны.

В.П. Шестаков выделяет в развитии отечественной мысли о любви, поле, семье два направления: философско-платоническое (Вл. Соловьев, Н.Бердяев, Л.Карсавин, З.Гиппиус, Б. Вышеславцев и др.), связанное с возрождением и переосмыслением идей платоновского эроса, и ортодоксально-богословское (П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Лосский, И.Ильин), ориентированное не на античную теорию Эроса, а на средневековый «каритас» (сострадание, милость, жалость) и связанный с ним комплекс идей христианской этики, относящийся к семье, браку.

Первое направление, по мнению В.П.Шестакова, обосновывало концепцию индивидуальной любви, идею воссоздания с помощью любви целостности человеческой личности, преодоления эгоизма, нравственного возрождения человека на почве гармонизации духовного и телесного начал.

Представители ортодоксально-богословского направления, с точки зрения исследователя, рассматривают любовь как родовой процесс, процесс слияния всех любящих с божественной сущностью1.

А.Н. Филькин исследует философские концепции пола, любви и семьи в русской религиозно-философской мысли конца XIX - начала XX веков,

1 Русский Эрос, или Философия любви в России /Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков; Коммент. А.Н.Богословского. - М.: Прогресс, 1991. - С. 14-15.

выделяет формы обоснования русской религиозно-философской мыслью половой любви в браке как нравственного подвига.2

Проблематика пола, как составная часть проблематики семьи, в русской философии конца XIX - начала XX веков активно разрабатывается О.В. Рябовым.3 В своих трудах исследователь анализирует метафизику пола в отечественной философии, основное внимание уделяя философии женственности.

Систему взглядов на семью как метафизическую категорию раскрывают работы, связанные с исследованием пола в философии В.В. Розанова.

По мнению И.Н. Петраковой, разработка В.В. Розановым философии пола изначально связана с изучением мыслителем проблем семьи и брака4. Пол во всех его проявлениях для философа выступает реальностью не только материальной, но и духовной, в нем духовное и плотское соединяются и объединяются, сплетаясь неразрывно. И это единство устроено Богом, сотворено им, и таковым должно быть5.

Исследуя истоки обращения В.В. Розанова к теме пола, семьи, И.А. Едошина приходит к убеждению, что эта тема родом из детства философа и напрямую связана с его жизненным путем от «неладной» и, очевидно, несчастливой родительской семьи к счастливой и «настоящей» своей, из чего и вытекает такое внимание философа к вопросам семьи и его представление о семье как самой аристократической форме жизни, как пути к счастью6.

2Филькин А.Н. Метафизика пола в русской философии конца XIX - начала XX века: Автореф. дис. канд. филос. н. — М., 1996.- С.11-15.

3 Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. - Иваново,

1999.

4 Петракова И.Н. Проблема пола в философии В.В. Розанова: Автореф. дис. канд. филос. н.-М.,2008.- С.14.

5 Там же,- С. 16.

6Едошина И.А. Мономиф Василия Розанова// Философские науки - №11. - 2006. -С.38 -44.

Е.В. Барабанов, также пытаясь выяснить причины обращения В.В. Розанова к проблематике семьи и пола, приходит к выводу, что эта тема возникла у В.В. Розанова из необходимости «защитить» ценность семьи в связи с событиями его собственной жизни, а через поиск безусловной «священной субстанции семьи» философ пришел к мысли о том, что этой субстанцией является пол, который представляет собой всеобъемлющий жизненный принцип, теистическое и космологическое жизнеполагающее начало.7

Рябинина Т.В. рассматривает учение о семье в философии В.В. Розанова как часть его метафизики пола. Ключевая для мыслителя категория пола организует теорию семьи, онтологию и историософию Розанова, придавая тем самым его учению цельный характер. Исследователь отмечает, что коренной основой брака мыслитель признает плотское вожделение. Главную причину кризиса семьи философ усматривает в утрате мужчиной и женщиной традиционных принципов половой идентичности, и преодоление его возможно только при условии

о

возвращения женщине ее традиционной роли - жены и матери . Рябинина Т.В. приходит к заключению о том, что В.В. Розанов, развивая заложенную B.C. Соловьевым идею андрогинного преображения пола, преодоления половой раздробленности, видит решение проблемы в семье. Только в семье возможно единение физиологическое и духовное, преображение плотского единства с союз духовный9.

В.К. Пишун и C.B. Пишун трактуют философию пола, семьи Розанова как констатацию принципиальной невозможности примирения «Я» с самим собой, как утверждение того, что в каждом человеке есть «мужское» и «женское», они несоединимы, а их борьба непримирима, потому что

7 Барабанов Е.В. В.В. Розанов/Е.В. Барабанов//В.В. Розанов Уединенное. В 2-х т. Т. 1. - М.: Издательство «Правда», 1990. - С. 12.

8 Рябинина Т.В. Философия любви и пола в наследии русских мыслителей конца XIX - нач. XX веков: Автореф. дис. канд. филос. н. - Мурманск, 2002. - С. 13.

9 Там же. - С.17.

необходима для «разжигания чувственной страсти» в целях скрепления семьи10.

В работе Корольковой Е.А. дается анализ проблематики семьи, пола в творчестве В.В. Розанова, рассмотрены метафизический, социальный, антропологический и психологический аспекты пола, раскрыто понимание В.В. Розановым религиозного смысла семьи.11

А.Н. Николюкин трактует философию семьи В.В. Розанова как утверждение гуманизма, человечности семейной жизни12, уникальности каждого человека в любви, как обращение к ценностям любви и семьи.

Л.И. Новикова, исследуя философское наследие В.В. Розанова, утверждает, что семью Розанов рассматривает как основу социальной связки и как метафизическую основу бессмертия человеческого рода, бессмертия Бога и мира13. Л.И. Новикова видит в философии семьи В.В. Розанова идеи, которые могут быть реализованы в педагогической практике современной школы, и прежде всего, его представление о ценности семьи и семейного воспитания14.

Е.В. Свирская, анализируя антропологическую концепцию В.В. Розанова, включающую в себя философию семьи, указывала на то, что, с точки зрения философа, человек несет в себе пол как метафизическую сущность, и семья, как и пол, традиционна, мистична, так как для ее возникновения необходимо «вмешательство Божие». Именно через семью, по мнению исследователя, Розанов испытал опыт обогащения, семья

10Пишун В.К. «Религия жизни» В. Розанова/В.К. Пишун, C.B. Пишун. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1994. - С.88-89.

иКоролькова Е.А. Русская философия: В. Розанов и метафизика пола: текст лекции / ГУАП. СПб., 2006.

12 Николюкин А.Н. Розанов/А.Н. Николюкин. -М.: Молодая гвардия, 2001. - С.344.

1 "2

Новикова Л.И Повседневность и семья как воспитательное пространство (философско-педагогическое кредо В.В. Розанова)/ Л.И. Новикова// Педагогика.-2003,-№6,- С.71.

14 Там же. С.68.

открыла ему путь к пониманию высших духовных ценностей. Е.В. Свирская

1 ^

раскрывает понимание Розановым семьи как ступени к Богу .

Исследование становления и развития проблематики семьи в отечественной социологии принадлежит Е.В. Кожевниковой. Автор рассмотрела генезис социологии семьи в России, определила методологически значимые основания ранних социологических школ и направлений, разрабатывавших проблематику семьи, выявила своеобразие исследования семьи в отечественной дореволюционной социологии, проанализировала вклад отечественных социологов в проблематику семьи в дореволюционный период16.

Исследования Ю.Ю. Черного, А.Б.ФеДуловой, И.Ю.Соловьевой, К.А. Рейтера связаны с анализом отдельных аспектов семейной проблематики в истории русской философии второй половины XIX - первой половины XX веков.

Ю.Ю. Черный проанализировал степень влияния установок и ценностей Н.А.Бердяева на формирование его теоретических представлений о поле и любви, раскрыл суть и основные идеи Бердяева по преобразованию биологического пола и существующих форм брака и семьи.17

Основу исследования А.Б Федуловой составляет ценностный подход к проблемам семьи и ее взаимодействию с социальными структурами и государством. Автор рассматривает семью и семейные ценности в процессе исторического развития, с точки зрения специфики изменений в эволюционном развитии общества и государства, анализирует основные методологические подходы к рассмотрению специфики ценностей и

Е.В. Свирская. Проблема семьи в философской антропологии В.В. Розанова.//Содержание и технологии образования.- 2008,- №3. С. 1-4.

16 Кожевникова Е.В. Становление и развитие проблематики семьи в отечественной социологии: Автореф. дис. на канд. соц. н. - Саратов, 2005.- С.9-21.

17Черный Ю.Ю. Философия пола и любви Н.А.Бердяева: Автореф. дис. канд. филос. н.-М., 1998,- С.6-23.

ценностных ориентаций в современных социальных и философских науках.18

В рамках исследования проблематики семьи Соловьева И.Ю. обращает внимание на разработку проблемы до-семейных отношений в наследии H.A. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Розанова, B.C. Соловьева19.

К.А. Рейтер указывает на аксиологический характер исследований проблематики семьи русскими философами Серебряного века: B.C. Соловьев рассматривал в качестве объекта изучения материнскую любовь, человеческую любовь в целом; H.A. Бердяев уделял особое внимание изучению духовной природы семьи; В.В. Розанов, акцентируя свой интерес на вопросах пола, предложил ввести свободу развода, чтобы сохранить «здоровое функционирование семьи»20.

Таким образом, в работах отечественных исследователей рассмотрены лишь отдельные аспекты проблемы семьи в русской философии обозначенного исторического периода, рассмотрены взгляды на семью некоторых представителей русской религиозной философии (В.В.Розанова, Н.А.Бердяева) в контексте философии пола и любви. Однако целостный, системный философский анализ проблемы семьи в осмыслении отечественными религиозными философами второй половины XIX - первой половины XX веков в современных исследованиях не представлен.

Становление и развитие целостной системы взглядов на семью в отечественной религиозной философии, определение семейных ценностей содержит наследие русских религиозных философов второй половины XIX - первой половины XX веков. Очень важно философски осмыслить это наследие с позиций определения подходов к преодолению кризиса семьи в современном обществе.

18 Федулова А.Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: Автореф. канд. филос. н. - Архангельск, 2003.- С. 6-8.

19 Соловьева И.Ю. Стабильность семьи как социально-философская проблема. Автореф. дис. канд. филос. н. - Воронеж, 2004.-С.6.

90

Рейтер К.А. Современная российская семья как транслятор культурных ценностей: Автореф. дис. канд. филос. н.- Волгоград, 2005.- С.5.

Актуальность данной проблемы и недостаточно разработанный в литературе анализ целостного, последовательного, поступательного движения отечественной религиозной философской мысли о семье второй половины XIX - первой половины XX веков в единстве философско-