автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Проблемы функциональной направленности и жанрового становления телевидения Ирака

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Аббас Джасим Хусейн
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Проблемы функциональной направленности и жанрового становления телевидения Ирака'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы функциональной направленности и жанрового становления телевидения Ирака"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Факультетлфцугвлистики Кафедра истории дГарубруно^.лдгвратуры и печати

/ С ' пРавах рукописи

АББАС ДЖАСИМ ХУСЕЙН

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЖАНРОВОГО СТАНОВЛЕНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ ИРАКА

10.01.10 - журналистика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1993

Работа выполнена на филологическом факультете Воронежского ордена Ленина государственного университета имени Ленинского комсомола.

Научный руководитель - кандидат филологических наук,

доцент И.Л.Лазарев

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор В.М.Белкин;

кандидат филологических наук П.Н.Мик^ьский

Ведущая организация - Унивсрситзт Дружбы народов км. Плтриса Лумумбы

Л ■• Ш

Защита диссертации состоится " ' -_ 1993 г.

на заседании специализированного совета по журналистике Д.053.05.10 в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 103009, г. Москва, Моховая, 20. .

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета журналистики М1У.

$

Автореферат разослан _ 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета . кандидат исторических наук, старыйл научный сотрудник

На протяжении последних десятилетий Ближний Восток - одна из "горячих" точек планеты. Как отмечает З.Кувалдин, "нестабильный арабский мир раздирают бесчисленные внутренние противоречия - религиозные Фундаменталисты против секуляристов, шиитн против суннитов, богатые нефтедобывающие страны против бедных, модернизированные политические режимы против полуфеодальных монархий, американофилы против европеистов и т.д. .

Индустриально развитые страны имеют большое влияние нч государства Ближнего Востока, сдерживают их самостоятельное развитие, не торопятся гасить взрывоопасную ситуацию в регионе.

Важнейшим условием обретения независимости стран Ближнего Востока является целеустремленная и конкурентоспособная деятельность средств массовой информации. А.X.-Г.Ибрагимов, анализируя современное состояние СМИ на Ёлижнем Востоке, указывает на заметное расширение аудитории прессы, телевидения и радио. Он обращает внимание на то, что "особенно большие успехи достигнуты в развитии ТВ и радиовещания"*'. Отсюда ясно, какое большое значение приобретает изучение функционирования ТЗ в странах арабского Востока, в частности, в Ираке.

■ Помимо вышесказанного, актуальность темы исследования определяется той ролью, которую играет телевидение

^Кувалдин В. Долгое эхо короткой войны//Международная' жизнь. 1991, июнь. С.24.

^Ибрагимов А.Х.-Г. Средства массовой информации арабских стран//Вестн.Моск.ун-та. Сер.10 (журналистика), 1984. II? I. С.49.

в современной Ираке, а также недостаточной теоретической разработкой вопросов, связанных а различными аспектами телевизионного вешания в странах Ближневосточного региона.

События последнего десятилетия чрезвычайно осложнили как политическую, так и экономическую ситуацию в стране, негативно отразились на социальной и культурной сторонах жнзни общества. Для осмысления этих событий исключительно ваяна роль средств массовой информации, особенно т-дезиде.чкя. "сходи из этого, мы избрали объ-

N

ектом нашего исследования телевизионное вецание Мрака з период с 1980 по 1990 годы.

Предметом нашего исследования являются тематическая и функциональная направленность иракского телевидения, а также специфические особенности его информационных и аналитических жанров. Современное состояние телевидения Ирака дает возможность провести исследование как на экспериментально-эмпирическом, так и на теоретическое уровнях: к настоящему времени накоплен определенный практический материал, дающий возможность для теоретического обобщения.

Практическая^значимость диссертации состоит в том, что основные ее положения могут быть использованы в непосредственной- практической деятельности телевизионными журналистами Ирака и других арабских стран. Рекомендации, выработанные автором, помогут им ориентироваться в правильном выборе тех или иных информационных или . аналитических Еанров, в формировании программ. Помимо этого, материал, содержащийся в исследовании, может

стать основой спецсеминара, для студентов, специализиру-.ющихся в области телевизионной журналистики.

Теоретическая основа исследования, состояние нг.уч-ной разработанности проблемы. Телевидение как сфера г.у>-налистской деятельности имеет много общего с другими

\

средствами массовой информации. Поэтому для нашего исследования весьма важны теоретические обобщения и разработки, содержащиеся в трудах таких ученых, как Я.Н.За-сурсжий, В.В.Ученова, К.И.Прохоров, Г.В.Колосов, Ю.А.Шерковин, В.П.Смирнов и др. Останавливаясь на специальных работах, посвященных телевизионному вещанию, следует отметить, что первые исследования, выделившиеся затем в самостоятельное направление, раскрыли, главным образом, его .эстетическую природу*.

Второе направление в исследовании телевидения составили работы, анализирующие отдельные жанры телепублицистики, закономерности построения 'телевизионных программ; методы работы телевизионного журналиста, социаль-

2

ную природу телевидения, его аудиторию .

1 ® См., напр.: Юровский А.Я. Специфика телевидения. -

М., I960; Саппак В.Е. Телевидение и мы. - Li., 1953; Вильчек В.В. Контуры. - Ташкент, 1967; Ильин Р.К. Изобразительные ресурсы экрана. - М., 1973, и др.

2

Еорецкий P.A. Информационные жанры телевидения.. -М., I960; Еорецкий P.A. Телевизионная программа. - К., 1967; Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - M.,197b; Барманкулов М.К. Журналистика для всех. - Алма-Ата,1979; Хелемендик B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры. - М., 1^77; Телевизионная аудитория: структура, ориентация, _ культурная активность. - Свердловск, 1973; Фирсов Б.М"Г" Пути развития массовой коммуникации. - М., 1977; Егоров В.З. Теория и практика советского телевидения. - М.,

. - 6 -

Ряд исследований, посвященных телевидению, имеется на арабской языке. В первую очередь следует назвать монографию Р.Бати "Еурналистика в Ираке" (Багдад, 1985), представляющую собой обзор журналистики Ирака, начиная с эпохи Османской империи (первый этап); второй этап -до принятия Конституции; третий этап - журналистика современной Республики Ирак. Монография Р.Бати явилась основным источником, из которого мы черпали сведения об истории журналистики Ирака.

Значение журналистики, роль журналиста, его ответственность перед обществом раскрываются в'монографии Аль Сайд Дяасима . "Принципы журналистики в изменяющемся аире" (Багдад, 1985). Эта работа представляет собой достаточно глубокое исследование принципов журналистики как в развивающихся, так и в высокоразвитых странах Запада.

В книге С.Лабиба "О работе арабского телевизионного вещания" (Багдад, 1984) рассматриваются роль и ответственность телевидения перед обществом, делаются обобщения методов планирования на телевидении, выявляются взаимосвязь и взаимодействие телевидения и образования. Автор подчеркивает тахже необходимость содружества арабских и развивающихся стран в целях совершенствования каналов массовой коммуникации, в частности, телевидения,

1980; Лазарев И.Л. Мастерство телевизионного яурналиста. - Воронеж, 1982; Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. - М., 1983; Багиров З.Г., Борецкий P.A., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики.'-- М., 1987,

и др.

а также анализирует отдельные телевизионные жанры.

Причины ирано-иракской войны, ее влияние на прессу, радио и телевидение раскрываются в монографии Ас ара Аскара Толь СМИ в ирано-иракской войне" (Багдад» 1966). Здесь же ев-тор анализирует телепередачи периода войны.

Подробное рассмотрение СИИ арабских стран, их функциональных особенностей содержится в исследовании С.Лабиб "О работе арабского телевизионного вещания". Здесь приводятся данные об уровне развития телевидения. К 80 годам в странах Ближнего Востока, в частностя Ираке, в котором находится институт по исследования работа ТВ арабских стран. • ■

Определенную поноец. в налей работа оказала диссертадти арабских журналистов, ¿.частности ираксках журналистов, которые зыцязалясь • на факультете журналистики Ш7.

Как ка видим, исследования, в кагора сяроко рассматривались бы пшроше особенности арабского телевизионного вещания, его функциональная направленность, совершенно недостаточно. И это вполне сбьлспгао, так кап телевигясгсгсз вещанпз стран Ближнего Востока находится сегодня га стадии осознания сеоих творческих возмогностей. Вместе с тен накопленный интересный и значительный эмпирический материал нуждается в теоретическсл • осмыслении.

Научная новизна работа состоят в том, что в научный обо-» рот впервые вводится достаточно обширный катер:?—

ал передач иракского телевидения, на широко« историческом фоне дается динамичная картина функционирования телевидения Ирака. Впервые в теории яурналистики проводится многоуровневый анализ передач информационных и аналитических жанров иракского телевидения.

Целью диссертации является обобщение положительного опыта иракских журналистов в создании информационных и публицистических программ, внесение посильного вклада ч сазсаоотку теории и практики телевизионного вещания Ирака.

X

Осуществляя эту цель, автор ставит перед собой следующие конкретные задачи:

- выявить некоторые закономерности развития СМИ •

;Ирака (информационное агентство, печать, радио, телевидение); : » -

- исследовать роль телевидения в современном иракском обществе, во-первых, как одного из основных источников информации; во-вторых, как одного из факторов, регулирующих и отражающих жизнь иракского общества; проанализировать на основе практики иракского телевидения основные жанровые формы информационных и публицистических передач;

- охарактеризовать и систематизировать, исходя из функциональных особенностей, наиболее интересные и оригинальные программы иракского телевидения.

Такая постановка целей и задач диссертации определяет ее структуру.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении рассматривается современная ситуация •в Ближневосточном регионе, характеризуется место к рель Ирака в современном арабском икре*, что непосредственкг влияет на состояние прессы, радио и телевидения. ,~.авак краткий очерк исторического развития Ирака, мы о брега с-к внимание на то, что на территории страны на протяжении ее истории складывались, развивались и приходили в упадок различные цивилизации, оставившие глубокий след в мировой культуре.

Во введении говорится о важнейших проблемах образования и культуры в современном иракском обществе, раскрываются предпосылки возникновения средств массовой информации в Ираке. Останавливаясь на телевизионном вещании Ирака, мы обращаем внимание на одну из главных его специфических особенностей - влияние мусульманской культура и традиций, имевших.глубокие корни и большое значение для жизни населения, отражавшихся не форме и содержании 'телевизионных программ.

Во введении мы обосновываем актуальность темы, научную новизну исследования, его практическуо значимость; определяем объект, предмет, цели и задачи исследований; раскрываем теоретическую основу диссертации; анализируем степень изученности проблем и ояксываеи основные положения, предлагаемые к заекге.

Легзая глава - "Становление и развитие скстеиь средств :;асс020й информации Ирака* - состоит из сестк параграфов.

Б пегзои параграфе характеризуется основные функции средств массовой информации. Функции СМИ многообрзз-

ны. Это информация и пропаганда, идеологическое воздействие, распространение и популяризация знаний, влияние на художестве !-нут культуру, развлечение и отдых и т.п. В то же время функции всех СМИ едины. В диссертации указывается на своеобразное "разделение труда" между печатью, радио и телевидением, говорится о "перераспределении обязанностей" между ними в последние годы. СМИ распространяют информацию, основываясь на своих, только им присупих специфических свойствах, где главное различие состоит в способе передачи информации, который оп-' ределяется конкретной знаковой системой. Мы подробно характеризуем информационную функцию СМИ, останавливаемся на проблемах идеологического воздействия, которое включает в себя такие важные компоненты, как пропаганда, агитация, политическое воздействие, экономическое образование и т.п. Нельзя не отметить тот факт, что в Ираке, где СМИ в основном принадлежат государству, функция идеологического воздействия проявляется болез"отчетливо, так как основной задачей радио, печати и телевидения является распространение политики правящей партии ВМС.

Помимо воспитательной, образовательной, организаторской функций, в первом параграфе обращается внимание также на культурно-рекреатиЕную функцию, подчеркивается, что- каждое С.1И имеет свои специфические особенности в выполнении этой функции..

Во втором параграфе дается общая характеристика системы средств массовой информации Ирака. С учетом

исторических фактов выделяются следующие периоды развития СМИ в Ираке: первый период - до 1963 года; второй период - с 1963 по 1979 года; третий период - 80-е годы, годы ирано-иракской войны; четвертый период (до последних событий: кувейтского кризиса, экономической блокады Ирака) - период послевоенного строительства. В параграфе дается характеристика СМИ каждого из названных периодов. ^

В третьем параграфе рассматривается и анализируется возникновение, развитие и современное состояние прессы Ирака. Здесь же перечисляются и характеризуются основные периодические издания, выходящие в Ираке.

Четвертый параграф посвящен анализу роли, задач, структуры и значения правительственного информационного агентства Ирака (ИНА), т.е. главного информационного органа страны. ИНА видит свою задачу в том, чтобы содействовать лучшему ознакомлению народов с жизнью друг друга, развитию их взаимоотношений дружбы-и взаимопонимания, упрочению мира и безопасности.

В пятом параграфе освещается зарождение, становление и развитие иракского радиовещания. Здесь сообщается, что радио Ирака вещает по трем программам: "'Радио Багдада", "Голос наро—' да" и "Волна", дается характеристика кавдой из программ, определяется структура радиовещания страны. В шестом же параграфе рассматриваются особенности развития кинематографа в Ираке, оценивается его роль, направление и тематика.

Анализу предпосылок возникновения телевидения в Ираке посвящен седьмой параграф. Появление телевидения в арабском регионе в первую очередь обусловлено измен»-

нием общественно-политической жизни - получением арабскими странами независимости. "Теперь, когда на экономику наочх государств не оказывает подавляющего влияния иностранный капитал, пояьилась потребность в таких СМИП, которые, наряду с государственным аппаратом, стали бы регуляторами экономического и социального переустройства лизни молодых арабских стран"*. В этих условиях самим популярный средством массовой информации стало те-«еоидение, отодвинув прессу и радио, передачи которого являются самыми неприхотливыми в режиме потребления.

ч,

Расцвету арабского телевидения способствовали два фактора: первый (и самый важный) - большой процент неграмотности населения и в то же самое время потребность □ироких масс в информации. Телевидение было необходимо для решения социальных, экономических и культурных проблем, стоящих перед государством.

Вторая глава - "Проблемы функциональной направленности телевизионного вещания Ирака" - состоит и? пяти параграфов.

В первом параграфе рассматриваются специфические особенности телевизионного вецакия, его место в системе средств массовой информации. К настоящему времени телевидение занимает лидирующее положение в системе СМИ Ирака. Однако.это положение не является стабильным, поскольку все каналы массовой информации конкурируют между собой, обращаясь к одной и той же аудитории. И в то же время все они, интегрируя между собой, не взаимо-

^лабиб С. О работе арабского телевизионного вещания. - Гагдад, 1984. С.74 (на арабск.яз.).

- 13 -

действуют, а взаимопроникают и вэаимодополняют друг друга. Роль интегрирующего фактора отведена телевидению, так как оно обладает колоссальной степенью воздействия на общество и личность. "Информируя о важных событиях общественной, экономической и культурной жизни, телевидение служит и средством воспитания, и средством развлечения, и .средством обучения - как создатель оригинальных телевизионных сообщений, и, кроме того,' как распространитель произведений кино, театра, музыки, литературы" . Важнейшая функция телевизионной журналистики -в том, чтобы отражать общественное мнение и в то же время оказывать постоянное, непрерывное влияние на него. Наряду с техническими возможностями, особенностями изобразительно-выразительных средств и языка, определяющим в специфике телевидения оказываются условия восприятия аудитории. Теоретики придерживаются такой классификации свойств телевидения: I. Вездесущность. 2. Экранность. 3. Симультанность. 4. Программность. В исследовании проводится анализ современной трансформации этих свойств. Вездесущность телевидения позволяет человеку приобщиться к нему, не покидая домашнего очага, т.е. психологически телевизионный зритель не выключен из будней. Существует прямая зависимость между техническими новшествами у проявлением свойства вездесущности: расширяющаяся сеть ретрансляционных линий и связанных между собой передатчиков позволяет охватить телевизионным вещанием

^Юровский А.Я. История советской телевизионной журналистики. - Ы., 1982. С.7.

самые дальние районы любс1 страны. Кроме того, производство телевизионных приемников и материальное состояние людей позволяют иметь его практически всем желающим. Колоссальные возможности открываются перед телевидением е связи с мировыми тенденциями развития техники видео.

Вторая особенность - экранность телевидения - способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком, что позволяет воспринимать телевизионные образы непосредственно=чувственно, поэтому они доступны самой широкой аудитории. Однако представление о том, что в коммуникативном плане изображение не требует владения специальным кодом, не совсем верно. Изображение - не просто механическая копия с объекта, а язык. Язык телевидения - это синтез трех знаковых систем: вербальной, изобразительной, музыкальной. В передачах сочетаются понятийно-логическая и образно-чувственная системы познания.

Уникальным качеством телевидения является его .си-мультанность, одновременность действия, события и отражения его на экране. В этом заключается третья особенность телевизионного вещания. Она обнаруживается только в процессе прямой передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, т.е. в настоящее время. В работе рассматриваются достоинства и недостатки прямого эфира.

И все же наиболее важным качеством телевизионной журналистики следует признать программность. В современной теории тел визионной журналистики принято говорить с программировании (планировании) как науке, включающей

множество интегрирупцих между собой факторов. К ним относятся: учет запросов, интересов, адресной дифференциация, разных '-ровней восприятия, социально-демографической характеристики зрительской аудитории; динамика расположения передач во времени, т.е. учет смены контингента зрителей в будни, особенности просмотра в выходные дни, фактор сезонности; необратимый характер восприятия, ситуация выбора в условиях многопрограммного вещания; целенаправленное распределение материала в определенные программные структуре; учет психофизиологических особенностей восприятия; приучение зрителей к целенаправленному избирательному подходу в просмотре передай.

Второй параграф пссвяцен анализу особенностей функционирования иракского телевидения, сложившихся под влиянием определенных исторических условий общественно-политического, религиозного и культурного характера. Работа иракского телевидения, материальные и технические, а также отчасти и творческие его возможности находят отражение в планирования его деятельности. В даннсу параграфе мы рассматриваем некоторые (наиболее значп-ьие) направления в развитии планирования на телевидении. Н няч относятся: развитие социальной сфер! деятельности человека, его духовной культуры, распространенно религии и т.д.; внимание к крестьянскому населенно; пропаганда арабской культура; использование достахениЯ зарубежной культура; увеличение возможностей ТВ в использования учебных програ^. В данной глаза приводится таблица программы передач на I день, которая даее конкретное представление о характера и содержании передач и распределения га по Ерагега. По

рактеру реализуемое функвдм передал и телевидения Ирака мояно распределить на три группы: I) выполнявшие идеологическу» фун*-шю, 2) вшгалнящие оргвкизаторскув функции, 3) выполняицие культурн о-рекрвативнув функции.

В третьем параграфе подробно рассматривается идеологичв-свая функция иракского телевидения, а также дается характеристика основных циклов я программ, реалиэупцкх «ту функция.

В Ираке телевидение приыодхежит государству, которое воз» главяяет партия ЁмС. иовтому СМИ, к в тон числе телевидение, являстся как бы инструментом для распространения идей парил, ее политики как внутри страны, так в на международном уро>> не.

Направления идеологической работ телевидения шагообрав-ны: воспитание ноякямаеков грамоты населения, вкономгаееков образование, щимшинш к единству иракского народа* укршн^ вне веры в будущее, воатвше у граадан яабви к Родине, б*» иаииаго и пи няни к ■сиу « культуре стран*, огрею зам к меру ■ TJU

проводимой телевидением Kpnimî пропаганда ■ вяявшея, ифцви рованке, ваиштанае я просвеэевяе аддитецжм м др.

5 Ираке, как в ю всем иусулммпнгипи мире, бооцв роль играет религия, инл ницншш ниши фактором идеи mwnini ■ и ri i воздействия. Партия ЕМС щдщ в решат œaro шминиго для сб&есгва (особенно в вопросах морали и нравепевпея), пяицг ратания тех кля невк зедот ^йшпчешш) воздевствш! jfftff— веется с ее пшгяцыв, использун дев этих саней телевидение.

Мы проанализировали ряд передач, осуществляющих идеологическую функцию на телевидении Ирака, выявили их характер, особенности и методы идеологического воздействия. Подробно были изучены программы, освещапцие экономические проблемы, а также передачи, которые носят религиозный характер, воспитывают та^-кие нравственные качества, как любовь к ближнему, уважение к старости, трудолюбие, терпимость. Их темы разнообразии: история и теория религии, отношение религии к политике, к экономке, рассмотрение правовых вопросов и т.д. Кроме того, на теле» - видении Ирака существует целая сеть передач, адресование определенной группе населения. Мы приводки кратное их описание.

В четвертом параграфе исследуются передачи иргдского телевидения, выполняющие организаторскую функцию, которая является одним из наименее изученных аспектов деятельности телевидения. Однако она расценивается как одна из самых главных проблем сегодняшнего дня.

Оргянизаторская деятельность иракского телевидения реализуется в двух направлениях: I) социально—политическом, 2) культурно-развлекательном и рекламе,

В своей организаторской деятельности телевидпиз опирается на связь со'зрителем. Теоретика телевизионной журналистики выделяют 6 форл связи: I) "эпистолярная" (редакционная почта), 2) "мгновенная" (использование телефона), 3) конференция телезрителей (обсуждение работ- ТВ по программам, циклам, редакциям, отдельным передачам), 4) консультации и совместная подготовка передач

с авторским активом, 5) анкетирование, 6).оценка прессы (статьи, рецензии, обзоры,, заметки). Все эти способы связи существуют .между аудиторией и телевидением в Ираке. Кроме того, в Ираке существует еще и такая форма, как конкурсы. й

В принципе практически каждая передача в той или иней степени выполняет функцию организатора. Но существуют передачи, в котррых эта функция является одной «о основных. шЫ подробно останавливаемся на анализе пе~ редач такого плана, выделяем основные этапы организационной работы телевидения в ходе подготовки таких передач. Содержательная и формальная стороны передач определяют их жанровые особенности. Это, в основном, бес.е-да, интервью, пресс-конференция, зоторьз дополняются предварительно подготовленным видеоматериалом.

Телевидение^является организатором в деле как выявления различных,социальных проблем, так и их разрешения, что сближает ТВ с жизнью, делает его эффективным средством воздействия на социально-политическую жизнь обще-* ства. Деятельность "ЕВ, его организаторские,возможности, направленные на разрешение конфликтов и проблем простых граждан, имеет и моральный аспект, что ставит ТВ на путь гуманизации, обращения к человеку. -

Характеристика программ и передач иракского'телевидения, реализующих культурно-рекреативную функцию, содержится в пятом .параграфе. Как уже отмечалось, телевидение играет большую роль в распространении и развитии • нудьтуры и искусства, в духовном развитии общества. Мы выделяем основные направления культурно-рекреативной

деятельности телевидения: распространение культуры и искусства; популяризация произведений искусства; создание своих специфических для ТВ культурных ценностей, собственно телевизионных произведений; накопление информации по культуре и искусству. Основной задачей указанной деятельности иракского телевидения является повышение .культурно-образовательного уровня населения, приобщение к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры, а также"удовлетворение потребности в отдыхе и разрядке^ Особенностью реализации:этой функции на телевидении Ирака является то, что оно стремится влиться в общий культурный процесс, не нарушая самобытности, и отражать его средствами ТВ, создавая при этом свои собственные произведения. В этом параграфе мы рассматриваем тематику культурно-рекреативной деятельности иракского телевидения, анализируем отдельные передачи и циклы, передач. К группе программ, осуществляющих культурно-рекреативную функцию, мы относим и спортивные передачи, которые информируют о достижениях и новостях спорта, а также пропагандируют здоровый образ жизни.'

Третья глава - "Жанровые особенности иракского телевидения" - состоит из четырех.параграфов.

■ В первом параграфе раскрываются структурные особенности телевидения Ирака. Здесь характеризуются программы телевизионного вещания, раскрывается инфраструктура иракского телевидения, анализируется роль отделсь.

Становление, развитие и современнее состояние информационных жанров иракского телевидения являются пре~~ ;гетом исследования, проведенного нами во зтот:с:.' парг.ггр-

- 20 -

фе. Коротко остановившись на характеристике первого этапа развития телевидения Ирака,.мы перешли к анализу телевизионных жанров как одного из важнейших компонентов телевизионных программ. В диссертации рассматривается теоретическая концепция информационных жанров ТВ и на основе этого проводится анализ одной из наиболее типичных информационных программ - "Ирак за неделю", в которой используется все многообразие информационных жанров= Мы остяияяливаемся на наиболее значимых аспектах типологизации телевизионных программ, в основу которой положены различные критерии: время передачи, степень популярности, специфика зрительской аудитории. Ко наиболее сложной является классификация по форме передач. Форма определяется прежде всего содержанием. В свою очередь, средства, с помощью которых реализуется это содержание, определяют форму. Если взять некоторые из этих средств в качестве критерия дифференциации передач, мы сможем выделить следующие типы про1'р_мм: I) по степени условности, 2) по типу, знаковой системы, 3) по степени творческой переработки телевидением жи-э-ненного материала. Из всего многообразия выразительных средств, используемых для создания телесообщений информационных жанров, можно^выделить, во-первых, такие, где основным ведущим средством передачи содержания является звучащее слово, и, во-вторых, где воспроизведение фактов, явлений, событий происходит, главным образом, посредством статичного и динамичного изображения, сопровождаемого музыкой или шумами. Таким образом, существует две группг информационных жанров: I) словесно-логические или "разговорные", 2) аудиовизуальные, ¡.'ы подробно рас-

сматриваеы разновидности информационных жанров, практикуемых на телевидении Ирака, раскрываем их особенности.

В третьем параграфе мы исследуем передачи аналитических жанров на иракском телевидении, т.е. те, которые не только несут определенную информации, но являются более глубокие по содержания в силу анализа, соответствующего политике государства данного периода времени. В основе их лежат события, явления и факты действительности. Но основным методом отображения действительности является отбор и последующий анализ рэаяьних фактов, явлений, причем эти факта служат для журналиста средством доказательства его положений, суждений.

Аналитические ^анрн на иракском телевидении представлен беседой (дискуссионные передачи), обозревшем, очерком, журналом...

Особенности аналитических жанров иракского телевидения заключаются в том, что они очень идеологизированы. Несмотря на разнообразную тематику (культура, искусство, спор?, наука. . .) у них есть общая особенность: журналист не должен в своем анализе отклоняться от политического курса, намеченного государ*» зтвом.

Еыявляя специфические особенности аналитических панров гракского телевидения, мы останавливаемся на некоторых передачах, рассматриваем сценарные планы, этапы подготовки передач:! налитического яанра.

Четвертый naparaa5 — "Влияние социально-политических реа-:-:й я культурные традиций на формирование жанров ТВ Ира~ ¡t .

Мы ст/.таем, что любой жанр телевидения (так г.е, как о и прессы) имеет общие, приемке толь-

г.с ему черты, которые определенны и неизменны. Но вместе с тем каждый жанр приобретает свои специфические особенности на ТВ, которые формируются достаточно долгий период гремени и зависят от многих факторов: культурных традиций данной страны и региона в целом; религиозных особенностей и степени их влияния в обществе; уровня свободы журналиста, его зависимости от цензуры; уровня мастерства самого журналиста; уровня развития телевизионной техники.

Говоря о жанрах телевидения Ирака, правомерно ставить вопрос о соотношении национально-особенного и всеобщего в .конкретных традиционных формах.

Самым главным отличием (специфической особенностью) арабского телевидения в целом является влияние мусульманской культуры и традиций. Это. отражается, £ первую очередь, на форме и содержании жанров иракского телевидения. На жанры иракского телевидения большое -влияние оказывает высокий уровень политизации и идеологизации общества. Поэтому иракские журналисты в интервью и-репортажах стараются придерживаться.ограничений,-."заданных администрацией телевидения. ^

Поскольку ТВ Ирака существует уже не один десяток лет, сложилась дающая высокий уровень подготовки школа тележурналистов, имеющая свои специфические особенности: в изображении человека на ТВ; в опоре на традиции,

V

связи с религией и историей страны.

В заключении делаются следующие выводы: I. СМИ крака, пройдя сложный путь развития, вступили в период послевоенного строительства. Одним из

- 23 -

важнейших средств социально-политического управления обществом стало иракское ТВ.

2. При большом многообразии программ ТВ Ирака главной сферой его деятельности является информация, г 3. Поскольку ТВ в Ираке принадлежит государству, возглавляемому•партией БААС, оно является ее инструментом, и главные задачи и направления работы ТВ полностью контролируются.партией. Отсюда следует идеологическая направленность передач. ,

4. Организаторская деятельность ТВ Ирака реализуется в двух направлениях: I) социально-политическом, 2) культурно-развлекательном й рекламе.

5. Осуществляя культурио-рекреагивную функцию, ТВ Ирака использует достижения мировой культуры, сохраняя своеобразие традиционной национальной культуры.

6. Анализ информационных жанров показывает, что их развитие шло по традиционному пути: от простого к сложному.

7. Главная специфическая особенность сложившейся в Ираке телевизионной журналистики - опора на традиции, связи с религией и историей страны.

Заказ б6-93г., тирач 100 экз. ЛС'П НИИ АПК ЦЧР