автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблемы развития русского очерка 70 - 80-х годов XIX века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Дзюба, Светлана Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Смоленск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблемы развития русского очерка 70 - 80-х годов XIX века'

Текст диссертации на тему "Проблемы развития русского очерка 70 - 80-х годов XIX века"

СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Дзюба Светлана Юрьевна

Проблемы развития русского очерка 70-80-х годов XIX века. Письма "Из деревни" А. Н. Энгельгардта

10.01.01. Русская литература Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор^Зльин В. В.

Смоленск 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................4

ГЛАВА ПЕРВАЯ. РАЗВИТИЕ РУССКОГО ОЧЕРКА В 70-е ГОДЫ XIX ВЕКА

1.1. Общая характеристика литературного движения в 70 годах XIX века........................................12

1.2. Очерк как литературный жанр.........................22

1.3. Социально-экономический очерк и использование в нем научных знаний в освещении экономического положения народа..........35

1.4. Социально-психологический аспект экономической жизни России в очерках

70-х годов XIX в..................................................42

1.5. Проблема народа и интеллигенции

в очерках 70-х годов XIX в...................................47

ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПИСЕМ "ИЗ ДЕРЕВНИ"................................................52

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПИСЬМА "ИЗ ДЕРЕВНИ". ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

3.1. Индивидуальность социально-идейной и литературной позиции А.Н.Энгельгардта в изображении крестьянства

пореформенной России..............................................81

3.2. Особенности образной системы цикла очерков-писем "Из деревни"...............................................112

3.3. Своеобразие сюжетно-композиционной структуры очеркового цикла А.Н.Энгельгардта. Особенности речевых характеристик и

изобразительно-выразительных средств..........................142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................165

ИСТОЧНИКИ ТЕКСТОВ

а) Тексты А. Н. Энгельгардта....................................170

б) Источники художественных текстов.......................171

Литература.............................................................173

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Жизнь и творчество А. Н. Энгель-гардта до сегодняшнего дня весьма редко выступают в качестве объекта историко-литературного, литературно-теоретического, общего научно-исторического анализа. Не считая одной работы П. Я. Нечу-ятова1, ряда статей в журналах, литературных альманахах и сборниках и нескольких страниц в общих историко-литературных обзорах, вышедших в течение века со дня смерти писателя, можно констатировать, что содержание и значение его трудов оказались практически забытыми.

Между тем можно без преувеличения сказать, что А. Н. Энгель-гардт, талантливый ученый, исследователь и практик, публицист, общественный деятель, был одной из самых заметных фигур своего времени. Вот как писали о нем современники: "Своим личным примером и писательством, своим двадцатидвухлетним хозяйством и опытами он без всякого преувеличения двинул среднерусское хозяйство на совершенно новый путь, создал ему те нравственные, культурные и научные основания, которые русское земледелие вдруг потеряло по-

■л

еле реформы 1861 года" .

Разумеется, немалую роль этой популярности у современников сыграло то, что А. Н. Энгельгардт был уникальной личностью, высоко духовным и интеллектуальным человеком. Сын крупного землевла-

1 Нечуятов П.Я. Александр Николаевич Энгельгардт. Очерк жизни и творчества. -Смоленск, 1957-72 С.

Волобуев П.В., Данилов В.П. Предисловие//Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем 1872 - 1887. - М: Мысль, 1987.-С. 3.

2 Шарапов С. А.Н.Энгельгардт и его значение для русской культуры и науки: Публичная лекция. - СПб., 1893,- С.7.

дельца, он закончил военную академию, серьезно занимался химией, основав одну из первых в России частных химических лабораторий, возглавлял кафедру химии в Александровском лицее. За причастность к студенческим волнениям был выслан в деревню. И вот тут блестящий петербургский профессор не становится в оппозицию к жизненной ситуации, а досконально и глубоко изучает доселе незнакомый ему мир, находит новую почву для приложения своих сил, создавая русскую агрономическую науку, занимаясь становлением хозяйства и развитием деревни. Энгельгардт издает труд "Химические основы земледелия", а вслед за ними начинают выходить в "Отечественных записках" его письма «Из деревни».

Именно этот цикл очерков принес А. Н. Энгельгардту всероссийскую известность, создал в пореформенной империи своеобразное духовное течение, пусть не такое мощное, как народничество, но оказавшееся во времени гораздо более жизненным. "Кто не помнит того впечатления, которое произвели эти письма? Впервые, среди условной добровольной лжи, которая заполняла литературу о деревне, по-

с* и

слышался могущественный, правдивый и совершенно трезвый голос. С беспощадностью и резкостью живого и страстного человека, в ярких художественных образах, сверкающих юмором и иронией, обличал и осмеивал Энгельгардт, сложившиеся городские взгляды на деревню и книжные предрассудки"1.

Так же высоко оценивается общественная значимость писем «Из деревни», обусловленная глубиной и прогрессивностью взглядов писателя, и в наши дни: произведение приобрело общественную значимость с момента своего появления не только потому, что его автор обладал известным именем и даром слова, но прежде всего и главным

1 Шарапов С., А. Н.Энгельгардт и его значение для русской культуры и науки. -Публичная лекция. - СПб, 1893. - С. 23.

образом потому, что эти письма показывают жизнь пореформенной деревни в ее реальности, с ее острейшими противоречиями, запутанными проблемами. Нарисованная в письмах картина вызывала (и вызывает сейчас) полное доверие и потому, что автор был в деревне не сторонним наблюдателем, хотя бы и преисполненным "заботой о мужике", а непосредственным и активным участником деревенской жизни - сельским хозяином, вкладывающим в свое дело все научные знания, организаторские способности, недюжинную энергию"1.

Однако не только актуальностью тематики, верностью социального анализа и привлекательностью общественной позиции автора объясняется внимание современников к письмам «Из деревни»

А. Н. Энгельгардта (к сожалению, сегодня этот цикл широкому читателю практически неизвестен). Очерки цикла представляют собой образцы подлинно литературной, художественной публицистики, которая создана человеком, обладающим даром слова и высоким художественным талантом. Автор писем успешно апеллировал не только к умам, но и к чувствам читателей, создав своеобразный и яркий образный мир. Действительно, за внешне ненавязчивым изложением и анализом фактов такого "прозаического" предмета, как сельское хозяйство, возникает образ времени, образ пореформенной российской деревни, бывшей тогда главным узлом противоречий, средоточием раздумий, чаяний и надежд целого поколения.

Недаром письма «Из деревни» так горяко и глубоко были восприняты читателем. По мере и после их публикации в Батищево поехала молодежь, чтобы учиться жить и хозяйствовать на земле. Этот цикл сразу выдвинул А. Н. Энгельгардта в число наиболее известных в России публицистов. Уже тот факт, что в течение 10 лет (с 1872 по

1 Волобуев П. В., Данилов В. П. Предисловие//Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872-1887.-М, 1987,- С. 3.

1882 год) его очерки публиковались в "Отечественных записках", говорит о многом.

Художественная публицистика и журналистика вообще была важнейшим идейным фактором 70-х - 80-х гг. XIX века, а "Отечественные записки", возродившиеся в 1868 г. с переходом в руки Н. А. Некрасова, - важнейшим печатным органом, занимавшим ведущее место в русской литературе и публицистике. Н. Некрасов и М. Салтыков-Щедрин привлекли в журнал лучших авторов того времени: М. Вовчок, В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка, А. Островского, Ф. Решетникова, Г. Успенского и др. М. Салтыков-Щедрин намечал пути превращения литературы в общественную силу. И именно он в марте 1871 г. просит А. Н. Энгельгардта подготовить ряд статей, "сопоставив современное положение помещичьих и крестьянских хозяйств сравнительно с таковым же до 1861 года"1. "Отечественным запискам" было особенно важно знать, как новое экономическое состояние "ложится на жизнь народа", как живет народ, "не имея разумных данных, которые могли бы питать эту жизнь, давать ей элемент возможности развития". Уверенность редактора, что очерки Энгельгардта займут достойное место на страницах "Отечественных записок", полностью оправдалась. "Очерки Энгельгардта были созвучны щедринским "Письмам из провинции" по своему демократическому пафосу, по тону уважительного разговора с мужиком, по проникновенной характеристике социального и нравственного облика крестьянина"2.

Но именно эта, литературно-художественная, сторона писем "Из деревни" совсем выпала из поля зрения исследователей. Количествен-

Смирнов В.Б. Литературная история "Отечественных записок" (1868 -1884). Пермь, 1974.-С. 122.

2 Там же, С. 122

но небогатый анализ творчества Энгельгардта сводился, в принципе, к одному: выяснить, в чем он был прогрессивнее, а в чем сходился в позициях по отношению к крестьянству с "народническим утопизмом". Причем и тут немногочисленные исследования творчества Энгельгардта не изобилуют серьезной аргументацией, поэтому интерпретация одних и тех же художественных фактов разными авторами кажется достаточно произвольной.

Так, например, П. В. Волобуев и В. П. Данилов, задаваясь вопросом, что же в воззрениях А. Н. Энгельгардта было собственно народническим, отмечают, что в анализе деревенской жизни автор писем выступает как подлинный ученый. Положительным ("ненародническим") моментом они считают и его горячую защиту коллективного земледелия. Зато надежды на приход в деревню молодых интеллигентов и возможность миновать капиталистические отношения названа утопической. В. Б. Смирнов, напротив, усматривает махровый утопизм в защите коллективного земледелия, т. е. общины, и показывает, как от письма к письму происходит "укрепление народнических верований, усиление социологического романтизма", что "вызывает изменения и в художественном методе Энгельгардта, ослабляя силу реалистической кисти".1

Между тем как идейная позиция, так и литературно-художественные подходы, изобразительные приемы автора писем были глубоко индивидуальны, несмотря на некоторые соответствия взглядам как народников, так и их оппонентов. Представляется, что именно эта индивидуальность и достойна более пристального изучения.

Степень научной разработанности темы. По истории созда-

1 Смирнов В. Б. Литературная история "Отечественных записок" (1868-1884)-Пермь, 1974.- С. 122

ния писем «Из деревни» накоплена значительная литература. Среди трудов и публикаций молено выделить монографии и статьи И. А. Васильева, Б.Ф. Егорова, В. В. Ильина, C.B. Касторского, М. Левитина, В. А. Мыслякова, П. Я. Нечуятова, Н. И. Соколова, Г. А. Школьника и др. В то же время необходимо отметить, что подробного анализа именно литературно-художественных особенностей творчества А.Н. Энгельгардта нет ни в одной из рассмотренных нами работ. Этот вывод предопределяет актуальность настоящего диссертационного исследования.

Научная новизна исследования. В качестве самостоятельной темы исследования впервые становятся литературно-художественные особенности писем «Из деревни» А. Н. Энгельгардта. Автором предпринята попытка комплексного и сравнительного анализа социально-идейной позиции А. И. Энгельгардта в изображении крестьянства пореформенной России, особенностей образной системы цикла, своеобразия сюжетно-композиционной структуры очеркового цикла, особенностей речевых характеристик и изобразительно-выразительных средств.

Объектом исследования является цикл очерков А. Н. Энгельгардта, известных под названием писем «Из деревни».

Предметом исследования являются литературно-художественные особенности писем «Из деревни», рассматриваемые под углом проблемы развития русского очерка 70-80-х годов XIX века в целом.

Целью данного исследования является литературоведческий анализ творчества А. Н. Энгельгардта и выявление особенностей его публицистики в сравнении с работами современников. Для осуществления указанной цели определены следующие задачи:

установить степень изученности, расширить круг источников исследования проблемы;

рассмотреть научно-критический анализ наиболее значительных публицистических произведений 70-80-х годов XIX века;

провести сравнительный анализ литературно-художественных особенностей писем «Из деревни» А. Н. Энгельгардта и отдельных произведений некоторых из его современников;

на основе комплексного решения поставленных задач сформулировать и предложить общие выводы на предмет определения степени вклада А. Н. Энгельгардта в литературно-публицистический процесс конца прошлого столетия.

Методологической основой диссертации явились научные принципы и методы диалектического познания. Автор стремился к строгому соблюдению требований объективности, всесторонности, историзма. Использовалась система методов литературно-исторического анализа: конкретно-исторический, логический, сравнительно-литературоведческий, проблемный и др.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в диссертации выводы могут быть использованы в процессе разработки спецкурса по творчеству А. Н. Энгельгардта; при составлении спецкурсов по истории народничества; при обновлении курсов по истории русской литературы XIX века; в работе научных, литературно-художественных и общественных организаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех основных глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка

и

использованной литературы и источников.

Апробация работы. По данной теме автором опубликованы следующие статьи:

1. Дзюба С. Ю. А. Н Энгельгардт и Г. И.Успенский //Проблемы художественного мира русской литературы. Филология и методика: Первый аспирантский сборник. - Смоленск, 1998. -С. 12-17.

2. Дзюба С. Ю. А. Н. Энгельгардт и Н. В. Шелгунов: письма "Из деревни" и "Очерки русской жизни "//Смоленский ареал славянской письменности и культуры. - Смоленск, 1997. - С. 54-60.

3. Дзюба С. Ю. Особенности образной системы писем "Из деревни" А. И. Энгельгардта - Смоленск: СГУ, 1999.-24 с.

4. Дзюба С. Ю. Особенности речевых характеристик писем "Из деревни" А. И. Энгельгардта//Проблемы художественного мира русской литературы. Филология и методика: Первый аспирантский сборник-Смоленск, 1998.-С. 7-12.

ГЛАВА ПЕРВАЯ РАЗВИТИЕ РУССКОГО ОЧЕРКА В 70-е ГОДЫ XIX ВЕКА 1.1. Общая характеристика литературного движения в 70 годах XIX века

Литература 70-х годов XIX века продолжала идейные и эстетические традиции 60-х годов, хотя и представляла собою принципиально новое явление. В воспоминаниях передовых людей той поры оно осталось как время, которому была присуща поразительная противоречивость: оно умело вселять в мыслящих людей высокую веру в историческую значительность личного самоотверженного действия и в то же время обнаруживало утопичность и наивность многих убеждений. Не случайно один из активнейших деятелей народовольческого движения, П. А. Кропоткин, скажет о трагических условиях, в которых заявляло о себе молодое поколение семидесятников: "Встречался ли прежде когда-нибудь в истории подобный пример, чтобы горстке молодежи пришлось одной выступить на бой против такого могучего врага - оставляемой и отцами и старшими братьями - тогда как эта молодежь только приняла горячо к сердцу и пыталась осуществить в жизни умственное наследие самих этих отцов и братьев? Велась ли когда-нибудь где-нибудь борьба при таких трагических условиях"1.

Виднейшие деятели литературы постоянно обращались к эпохе 40-х годов, когда общественное сознание впервые предприняло целенаправленную попытку определить свои отношения с народом и

1 Кропоткин П.А. Записки революционера. - М.: Мысль., 1966. - С. 71.

в характере этих отношений увидеть те или иные перспективы исторической судьбы России. В 1869 году вышла новая книга А. В. Станкевича "Т. Н. Грановский. Биографический очерк", и М. Е. Салтыков-Щедрин тотчас откликнулся на ее издание статьей "Один из деятелей русской мысли"1, в которой рассмотрел судьбу деятелей русской мысли в различные эпохи, выделяя прежде всего сквозные, объединяющие начала.

Но недостаточность и невозможность прежних идеалов, прежней веры, которыми жила литература предыдущих десятилетий, ощущается писателями 70-х годов с предельной остротой.

В литературной критике 1870-х годов шла сложная борьба идейно-эстетических течений. Рядом с революционно-народнической литературно-критической мыслью развивались литературные идеи легального и либерального народничества. Продолжала также действовать публицистика и критика революционных просветителей, сложившаяся в 1860-е годы под влиянием идей Чернышевского и Добролюбова. Наконец, развернулась критика и журналистика буржуазно-либерального и реакционного направления.

Если 1861 год был ознаменован программной статьей Чернышевского «Не начало ли перемены?», то наступивший в конце 60-х годов новый э�