автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Протестные настроения в молодежной среде СССР (1965 - 1985 гг.)

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Бурнос, Владимир Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Протестные настроения в молодежной среде СССР (1965 - 1985 гг.)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бурнос, Владимир Алексеевич

ВВЕДЕНИЕ.3

РАЗДЕЛ 1. Общественно-политическая ситуация в СССР и развитие протестных настроений в молодежной среде.24

РАЗДЕЛ 2. Политический протест и движение молодежи за обновление общественно-политической жизни .61

РАЗДЕЛ 3. Инновационный потенциал молодежи в формировании культурного пространства и борьбе за духовную свободу.123

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по истории, Бурнос, Владимир Алексеевич

Актуальность темы определяется рядом важных обстоятельств.

Во-первых, становление основ гражданского общества и правового государства, являющееся важнейшей задачей развития России, требует полноценного обеспечения демократических прав и свобод граждан, прежде всего, ограниченной лишь законом возможности свободно выражать и отстаивать свое мнение, пусть даже и не совпадающее с общепринятым.

Во-вторых, в условиях оформления новой системы вызовов, возникших перед Российской Федерацией на рубеже XX-XXI веков и связанных с модернизацией ее социально-экономического и политического строя, с вступлением страны в стадию перехода к информационному обществу, с процессами глобализации, предъявляющими особые требования к качеству общественной культуры, важнейшее значение приобрела задача воспроизводства новых поколений, ориентированных на демократические ценности, отличающихся свободой и широтой социального мышления. Такие поколения выступают как важнейший элемент развития и прогресса. В этом смысле продуманная и исторически оправданная молодежная политика государства имеет приоритетное значение.

В-третьих, нужно учитывать, что как во всемирной истории, так и в истории России молодежь, ее протестные движения нередко играли важную политическую и культуро-преобразующую роль, что особенно актуализирует их значение в современном российском обществе эпохи масштабных реформ во всех сферах общественно-политической и культурной жизни.

Историография. Всю историографию по проблеме исследования можно условно разделить на два периода. Первый из них относится к 60-м - концу 80-х гг., второй начинается с конца 80-х и охватывает эпоху радикально - либеральных реформ, вплоть до нынешнего дня. Каждый из этих двух периодов имеет свои сущностные характеристики.

Характерными чертами первого периода было господство коммунистической идеологии и соответствующих ей подходов в объяснении политических, культурных и иных явлений. Главной особенностью историографии первого этапа является отражение в публикациях в основном достижений и успехов в деле социалистического строительства, что определялось провозглашением концепции «развитого социализма». Ориентация на оценку «негативных» сторон советской действительности как «пережитков», трудностей роста советского общества сыграла отрицательную роль, лишив обществоведов возможности полного и всестороннего изучения причин происходивших в обществе процессов.

Вместе с тем, нужно признать, что в 60-80-е годы был накоплен определенный материал, позволивший «стартовать» исследованиям перестроечного времени, в которых можно проследить вызревание предпосылок предстоящего отказа от марксистко-ленинской методологии и расширение списка тем подвергавшихся обсуждению.

В целом, общие работы, относящиеся к этому времени полны оптимизма 1 , уверенности в поступательном и успешном развитии

1 См.: Иовчук М.Т. Культурно-технический подъем трудящихся и его перспективы в период перерастания социализма в коммунизм. - М., 1960; История Коммунистической партии и Советского Союза, - М., 1979; Развитой социализм: проблемы теории и практики - М., 1979; Струмилин С.Т. Проблемы социализма и коммунизма в СССР. - М., 1965; Косолапов Р.И. Печенев В.А. Марков B.C. Развитой социализм: проблемы теории и практики. М., 1979 и др. советской культуры, ее расцвете. Залогом этого виделись принципиально новые основы социалистической культуры, руководящая роль правящей Коммунистической партии. Соответственно, в 50-80-е годы активно проводились научные исследования, в которых рассматривалась государственная политика в сфере культурного строительства, а также сущность, состояние и содержание самой художественной культуры социалистического общества . Значительное внимание в литературе советского периода уделялось освещению деятельности партийных и комсомольских организаций по «руководству» творческой интеллигенцией3. Большое место в этих работах отводилось изучению совершенствования системы взаимодействия партийных и комсомольских организаций и творческих союзов.

Советское государство всегда уделяло много внимания воспитанию молодого поколения, и это находило отражение в общественных науках, в том числе и в исторических исследованиях4.

В 1960-1980-х гг. вышло много работ по проблемам развития молодой интеллигенции, идейно-политическому, нравственному и профессиональному воспитанию творческой молодежи5. Наряду с этим были подготовлены многочисленные исследования, в которых

2 Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. - М., 1977; Иванов А.В. Основные задачи культурного развития СССР на современном этапе. - М., 1963; Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. -Свердловск, 1974; Алексеев И.П. Советская культура и формирование нового человека. - М., 1967 и др.

3 Шилова Г.Ф. Идейно-воспитательная работа ВЛКСМ в условиях развитого социализма. М., 1976; Бородай А.Д. Работа комитетов ВЛКСМ с творческой молодежью: опыт, проблемы. М., 1980. и др.

4 Одинцов В.П. Социокультурное планирование и воспитание молодых рабочих. - М., 1975; Государство, право, молодежь. — М., 1985; Сулемов В.А. Союз молодых борцов. Теория, исторический опыт и современные проблемы комсомольского строительства. -М., 1982 и др.

5 Очерки истории Московской организации ВЛКСМ. - М., 1976; Очерки истории Ленинского комсомола Белоруссии. - Минск, 1975; В строю поколений. Очерки истории Красноярской организации ВЛКСМ. - Красноярск, 1978 и др. разрабатывалась тема деятельности творческой молодежи в отдельных видах искусства6 . Однако преобладающий парадный тон помешал авторам осветить те проблемы и трудности, с которыми встречались художники, литераторы, композиторы, их творческие организации, а также противоречия в их развитии и практической работе.

В контексте выполняемых «воспитательных» функций, в литературе периода «холодной войны» активно разрабатывались вопросы разоблачения западных авторов. В данной связи еще один блок исследований составляют монографии и статьи по проблемам зарубежного влияния на молодое поколение и критики буржуазной

-1 историографии по советской молодежи . Подобные работы зарубежных авторов, как правило, расценивались как фальсификации. Для данного исследования такие публикации советских авторов оказали серьезную помощь в понимании методов и средств, которые использовались западной пропагандой для идеологической обработки советской молодежи, в выяснении эффективности, степени успеха этой пропаганды, способов противодействия зарубежному влиянию.

В то же время, нельзя не заметить, что на практике в рассматриваемый период зарубежными исследователями был внесен большой вклад в изучение хрущевского периода8, в том числе протестных настроений в молодежной среде.

6 Молодые режиссеры советского кино: Сборник статей. — М., 1962; Колесников Н.А. Сенчакова Г.У. Актеры и роли: Очерки о молодых артистах кино - М., 1961 и др.

7 Караев Б.С. Зарубежная пропаганда исламского образа жизни и ее влияние на молодежь - М., 1991; Хорунжий Г.Ф. Несостоятельность буржуазных фальсификаций социального облика и общественной роли советской молодежи. - М., 1983; Федотов Г.Т. Молодежь и соверменная идеологическая борьба - Киев, 1979; Лазарев С.М. Несостоятельность буржуазных фальсификаций социалистического образа жизни молодежи -м., 1985 и др.

8 Brzezinski Z., Huntington L.S. Political Power: USA / USSR. London. 1964; Leonhard W. The Kremlin since Stalin. London, 1962; McLauley M. Khrushchev and Breznev as Leaders.

Западные авторы придерживались точки зрения на феномен «протестующей» молодежи как на следствие недостатков советского социализма, и оценивали неформалитет, как вызов Системе. В отношении альтернативной молодежной культуры у западных специалистов царило убеждение в том, что она полностью импортируется с Запада. Основой этого тезиса выступала теория конвергенции, которая применительно к культурной проблеме означал усвоение молодежью социалистических стран некой общей для всех «молодежной культуры», под которой подразумевалась культура Западная, что не вполне соответствовало реальному положению дел.

В контексте исследований, появлявшихся в рамках рассматриваемого периода за рубежом, следует особо выделить публикации в зарубежных журналах, выходивших в 60-80-е гг. на русском языке. В то время, как авторы, печатавшиеся в Советском Союзе, были ограничены в выборе тем и направлений исследования, авторы, помещавшие свои статьи в зарубежных изданиях, самое пристальное внимание уделяли всему, что происходило нового в Советском Союзе. При этом внимание акцентировалось именно на «негативных» сторонах этого нового, необходимо учитывать при работе с материалами этих изданий.

Автором тщательно проработаны многолетние подшивки журналов «Время и мы», «Студент», «СССР Внутренние противоречия», «Мосты», «Новый журнал», «Возрождение», «Континент». Публикации в этих журналах посвящались и молодежным субкультурам9, истории появления

London. 1982; Crankshaw Е. Khrushchev. London 1969; Tucker R. The Soviet Political Mind. London. 1972; 1961; Linden C. Khrushchev and Soviet Leadership. 1957-1964. Baltimore, 1966.

9 Фашизм в СССР // Страна и Мир. Мюнхен, 1984. программных документов, и течений общественной мысли, противоречивших официальным установкам10, альтернативной культуре11 и многим другим вопросам.

В целом, даже учитывая антисоветскую ангажированность западных авторов, следует признать их заслуги в развитии темы, которая в рамках советской историографии в целом была подчинена довольно жестким идеологическим стандартам.

В частности, это в полной мере заметно на примере разработки советскими исследователями 50-80-х гг. религиозной проблематики. Здесь они были особенно категоричны в выводах и суждениях. Так, утверждалось, что религия, поскольку ликвидированы ее корни, не имеет в СССР никакого будущего, что отмирание религиозного мировоззрения неизбежно и исторически предопределено.

1 ^

Особенно агрессивны в этом плане работы 60-х гг. " В последующем, в 70-80-е годы, ноты нетерпимости в отношении «религиозных пережитков» несколько ослабли, однако общий вектор

I 'Х исследований не изменился . Особый блок публикаций составляли при этом исследования, призванные сформировать негативный имидж церкви и священнослужителей, убедить общественность в несовместимости

10 Устав нравов Скурлатова // СССР. Внутренние противоречия. 1982. № 6; Янов А. Русская идея в «молодогвардейском исполнении // СССР. Внутренние проитворечия. -1986, вып 15; Идеальное государство Геннадия Шиманова//Синтакцис. - 1978, № 1.

11 Московский авангард. // Время и мы. - 1978, № 27.

12 Батыгин В.Е. Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии. - Киев, 1966; Струмилин С.Г. Строительство коммунизма и преодолении религиозных пережитков. — М., 1966. и др.

13 Барменков А.И. Свобода совести в СССР. - М., 1986; Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве.- М., 1977; Общество и религия. - М., 1967; Бычатин В.Е. Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии; Клочков В.В. Закон и религия; Окупов А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание и др. облика советского человека и «пережитков прошлого»14. Безусловно, это мешало объективному рассмотрению проблемы, определяло заданность выводов, и не давало возможности дать реалистическую прогностику развития религиозного мировоззрения.

В то же время предпринимались серьезные попытки выяснить социальные корни религии, причины сохранения и уровень религиозности населения в стране. В процессе исследования уровня религиозности и успехов атеистической пропаганды происходило накапливание знаний о каналах воспроизводства религиозного мировоззрения, формах и методах работы церковников с населением и в том, числе с молодежью15.

Отчасти полезной для исследования поставленной научной проблемы оказалась также довольно обширная литература по вопросам развития межнациональных отношений.

В советское время они рассматривались в соответствии с партийным положением о возникновении в стране новой «национальной общности» - советского народа. В связи с этим национальный вопрос в советском государстве был объявлен решенным. Соответственно, острые противоречия в национальных отношениях замалчивались16. Вместе с тем, в публикациях данного плана содержится некоторая информация и о

14 Вадимов В. Агрессия без выстрелов — Куйбышев, 1981; Веселов В.И. Накипь. -Донецк, 1980; Чертков А.Б. Крах. - М., 1968; Владимиров А.Л.За ширмой святости. -М., 1981; Разговор начистоту. -М., 1979.

15 Акинчиц И.И. Анализ религиозности молодежи и некоторые аспекты ее атеистического воспитания. - Минск, 1971; Мандрыгин JI.B. Внутренний мир верующего и причины религиозности — М., 1965; Кудряшов Г.Е. Атеизм и молодежь. - Чебоксары, 1968; Огрызко И.И. Атеистическое воспитание подрастающего поколения. - JL, 1964; Молодежь и атеизм. Сборник статей под редакцией И.А. Галицкого. - М., 1971 и др.

16 Грошев И.И. Сущность национальной политики КПСС. - М., 1982; Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. — М., 1972; Развитие национальных отношений в СССР. - М., 1986; Развитие национальных отношений в СССР.-М., 1986 и др. проявлениях межнациональной розни, рассматривавшихся в качестве «отдельных недостатков» и нерешенных проблем.

Второй период в развитии отечественной историографии проблемы характеризуется общей «сменой вех» в общественных науках, в том числе и в подходах к изучению социокультурных и духовно-нравственных феноменов и их истории. Прежде всего, необходимо выделить работы общего характера, дающие новую картину исторического полотна 50-60-х

17 гг .

Исследования начального этапа второго периода во многом определялись синдромом «эффекта маятника», вызванного разрушением старой идеологии, в том числе и основных исторических концепций. В условиях глубокого идейного кризиса, обусловленного радикальным пересмотром прежней системы ценностей, стало модным отрицать все позитивное, что, безусловно, имело место в советский период истории, и через призму восторженного преувеличения, нередко некритично, смотреть на многогранное явление сопротивления тоталитаризму. В то же время выходили взвешенные работы, в которых делались попытки объективного рассмотрения опыта прошлого.

Лишь ближе к концу 90-х гг. произошел постепенный отхода от черно-белой трактовки истории СССР. Трудности и издержки проводимых реформ, ориентированных на модернизацию общества, позиция Запада занятая в отношении постсоветской России заставили пересмотреть свое отношение к прошлому.

В это время в литературе продолжалось активное рассмотрение проблем государственного культурного строительства в Советском Союзе,

17 Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945 - 1964 гг. - М., 1993; Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917 - 1991. - М., 2001; Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945 - 1991. - М., 1998 и др. и достижений и трудностей развития культуры на различных этапах советской истории, тех условий развития культуры, которые существовали при советской власти, и которые в определенной мере ограничивали свободу человека и негативно сказывались на его творчестве 18 . Красной строкой проходила сквозь общий массив публикаций тема сопротивления тоталитаризму со стороны творческой интеллигенции 19 . Весомый вклад в разработку отечественной историографии противостояния власти и творческой интеллигенции, развития инакомыслия в СССР, в изучение условий, подготавливающих будущие либеральные реформы в стране, был внесен А.Б. Безбородовым, А.А. Королевым, В.К. Криворученко и рядом других исследователей20.

Естественно, что публикации 1990-х гг. - начала нынешнего столетия отличались критическими оценками, вскрытием неозвучивавшихся ранее проблем в области молодежной политики, что было, как уже отмечалось, следствием снижения влияния коммунистической идеологии и расширения доступа к раннее недоступным, или мало доступным архивным документам. К числу таких работ относиться научно значимая коллективная монография «Поколение

21 застоя» .

18 Куропаев А.Е. Очерки интеллигенции России: В 2 ч. М., 1995; Лихачев Д.С. Декларация в защиту прав культуры // Российский обозреватель. 1996. № 6; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992; Каграманов Ю. Демократия и культура. // Новый мир. 1997. № 1; Другими глазами. (К 20-летию выставки московских художников-авангардистов) // Столица. 1994. № 37. и др.

19 Старикова Е. Заметки запоздалого читателя. (О русской «эмигрантской» литературе) // Октябрь. 1991. № 3; Козинцев А. Придворные диссиденты и «погибшее поколение». О судьбах литературного поколения 70-х годов. // Наш современник. 1991. №3. и др.

20 Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1995; Королев А.А. Диссидентство и молодая творческая интеллигенция: К проблеме духовных истоков современных радикально-либеральных реформ. // Социальные реформы в России: теория и практика. Вып. 2. - М., 1996.

21 Бузаров А.А, Вознесенская Л.О., Терновой О.И. Поколение застоя. — Майкоп, 1992.

В особый блок надо выделить литературу по истории диссиденства в СССР в 40-80-х гг. Такие исследователи как Алексеева JL, Лукин Ю.Ф., Данилов А.А., Королев А.А. немало сделали для приращения исторического знания, ликвидации «белых пятен» истории и пониманию социального смысла советского инакомыслия22. Во всех работах этого направления можно найти интересный и большой материал по теме предпринятого исследования.

Пожалуй, в наибольшей степени молодежный аспект в инакомыслии представлен у Прищепы А.И." . Однако все вышеуказанные авторы не занимались разработкой собственно молодежной темы, в силу чего из поля их зрения выпадали сугубо молодежные формы протестной активности.

Отдельный блок составляют работы, специально посвященные самодеятельному молодежному движению в СССР. Здесь следует выделить таких авторов как Силина Т.Д., Калакутин Д.Л., Давыдов С.Г.24, которые сделали предметом изучения все многообразие неформального молодежного пространства на определенных временных отрезках.

Особенно интересна монография Давыдова С.Г. давшего общую картину развития молодежной самодеятельности во второй половине 40-первой половине 80-х гг. XX века и попытавшегося осмыслить ее как социальный феномен. К безусловным научным заслугам автора

22 Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вермон, 1984; Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период 1917-1991 гг. Уфа, 1995; Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001.

23 Прищепа А.И. Инакомыслие на Урале (середина 40-середина 80-х гг.). Дисс.докт. ист наук. Екатеринбург, 1999.

24 Давыдов С.Г. Неформальная молодежь: от Сталина до Горбачева. М., 2001; Калакутин Д.Л. Деятельность молодежной оппозиции в СССР (1945 - I960). Дисс.канд. ист. наук. Курск, 2000; Силина Л.В. Настроения советского студенчества в послевоенный период (1945 - 1964 гг.). Дисс.канд. ист. наук. М., 2002. относиться тщательная проработка документов ведущих архивов, введение в научный оборот новых документов.

Следующий блок представляют публикации по альтернативной культуре советской молодежи25. Как правило, многие работы этого направления неакадемичны, написаны в свободной, увлекательной манере. Однако, историографическая ценность их весьма велика. Они существенно дополняют материалы монографий и диссертаций в вопросах понимания внутреннего мира тех, кто видел окружающую реальность сквозь призму «своей» культурной парадигмы, понять мотивы их деятельности, устремления, в целом их жизненное кредо.

Надо сказать, что некоторые из авторов дают глубокий анализ состоянию и сущности феноменов «второй культуры», как, например, это

26 удалось сделать Гнедовскому М .

Довольно много публикаций были посвящены развитию художественного и литературного творчества в эпоху «оттепели»27, таким массовым культурным феноменам как авторская песня" , поэтическое движение 50-х - начала 60-х гг.29, модные музыкальные жанры, например,

25 Крохин Ю. Профили на серебре. Повесть о Леониде Губанове. М., 1992; Новая волна русская культура и субкультура на рубеже 80-90-х гг. М., 1996 и др.

26 Гнедовский М. Майк, или секретная лаборатория российского рок-н-ролла // Россия. Москва-Венеция, 1998.

27 Богданова А. Музыка и власть: постсталинский период. М., 1995; Гульченко В. Между «оттепелями» // Искусство кино. 1991. № 6; Морозов А.Н. Поколение молодых: Живопись советских художников. - М., 1989; Жидков B.C. Культурная политика и театр. М., 1995. и др.

28 Андреев Ю.А. Наша авторская.История, теория и современное состояние самодеятельной песни - М., 1991; От костра к микрофону. Из истории самодеятельной песни в Ленинграде - СПБ., 1996; Румянцев С.Ю. Любительский музыкальный театр: Авторская песня и самодеятельное художественное творчество в СССР: очерки истории (конец 1950-х - начало 1990-х годов). Под редакцией.: Л.П. Солнцевой, М.В.

Юнисова - СПб, 1999.

2,0

Иванов Б. В бытность Петербурга Ленинградом // Новое литературное обозрение. 1994. № 7; Констриктор Б. Из истории самиздата // Лабиринт. 1991; Крохин Ю. Профили на серебре. Повесть о Леониде Губанове. М., 1992. an джаз . Данные книги и журнальные статьи обращались к тем вопросам и аспектам культурной жизни страны, которые не имели должного освещения, или же вообще замалчивались ранее, показывали судьбы отдельных творческих личностей, целых культурных явлений.

1990-е годы были отмечены выходом публикаций по отдельным видам альтернативной культуры. История движения художников — нонконформистов освещалась, в частности, в публикациях Махровой Г. Гуревича Л.Ю. Синявина И. и других31.

Много внимания уделялось изучению феномен рок-музыки"Среди пишущих на эту тему авторов выделяется Троицкий А., признанный о'? специалист по нон-конформистской молодежной музыке . Его работу выгодно отличает комплексное освещение истории этого культурного феномена, и введение в оборот большого фактического материала по рок-группам, политики официальных структур в отношении самодеятельного молодежного творчества. Внимание исследователей привлекла также бардовская песня34, ее место в общем контексте неформальной культуры, особенности ее как жанра самодеятельного творчества.

30 Сегодня он играет джаз, а завтра.//Родина. 1992. № 11-12.

31 Махрова Г. Запретные краски эпохи. СПб., 1988; Гуревич Л.Ю. Неофициальные художники 70-х: время натиска// Звезда. 1998. № 8; Художники и коллекционеры. (Из истории неофициального искусства л Ленинграде. 70-е гг.) //Декоративное искусство СССР. 1989. № 8; Синявин И. Глас. Л., 1991; Художники и коллекционеры (Из истории неофициального искусства в Ленинграде 70-е гг.) // Декоративное искусство СССР. М„ 1980. №8.

32 Козлов А. Рок: истоки и развитие. М., 1998;Козлов А. О нынешней ситуации в современной рок-музыке // Рок в СССР. М., 1998; Кушнир А. Дискретная энциклопедия рок-самиздата // Контр/культура. 1991. № 3; Рок-культура глазами социологов. Свердловск, 1989; Рыбин А. Кино с самого начала. Смоленск, 1992 и др.

33 Троицкий А. Рок в СССР. М., 1991. л!

Клявина И.И Авторская песня как феномен молодежной субкультуры в России 1950 — 1960 гг. Дисс. канд. культ, наук. - Кемерово , 2002; Бирюкова С.С. Б.Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде. Дисс. канд. иск. наук. - М., 1990; Аннинский Л.А. Барды - М.: Согласие, 1999, и др.

Особое место в блоке занимает литература по конкретным молодежным субкультурам 60-80-х гг. общесоюзного и регионального

35 значения . В ряду подобных работ интересна книга Файка А.П., дающая сопоставление «идеологии» зарубежных и советских хиппи.

Самостоятельный блок исследований образуют труды по социально ориентированным видам общественной активности населения Обращение авторов к этому аспекту бытия советского общества расширило и углубило представления о целях и задачах, которые ставились активистами движений по охране природы, культурного наследия Родины, помогло определить роль и место этих и других инициатив в общей палитре социокультурной жизни государства.

Наряду с исследованием протестных проявлений в сфере массовой культуры, в 1990-е годы заметно продвинулось также изучение политически ориентированного протеста молодежи.

В частности, в работах конца-80-х - 90-х гг. был совершен серьезный прорыв в переосмыслении истории религии, государственной политики в отношении церкви, религиозности в среде молодежи37.

Религиозная тема стала подниматься в контексте работ, освещавших историю инакомыслия в СССР . В рамках изучения

35 Файк А.П. Люди «Системы» мироощущение советских хиппи // Социс. 1989. № 1; Из архивов Ленинградской контркультуры 1970 гг. // Пчела. СПб., 1996-1997 и др.

36 Приступко В.А. Исторический опыт советского государства и общества по вовлечению студенческой и учащейся молодежи в решение народнохозяйственных задач посредством движения студенческих отрядов. (1959-1990 годы). Дисс.канд. ист. наук. - М., 1998; 30 лет движения: неформальное природоохранительное молодежное движение в СССР факты и документы. - Казань, 1993 и др.

37 Алексеев В.А. Штурм небес отменяется - М., 1991; Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX в. - М., 1994; Васильева О.Ю. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. - М., 1994; Кашеваров А.Н. Государство и церковь: Из истории взаимоотношений советской власти и Русской православной церкви 1917 - 1945 гг. - СПб., 1995; Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность — Симферополь, 1991. религиозного диссиденства происходило выявление реальных причин конфликта властных структур и церковников - диссидентов, форм и методов, с помощью которых происходило отстаивание населением своих прав и свобод, проводился анализ динамики религиозных движений.

Особый пласт исследований составляют труды, посвященные анализу деятельности религиозных объединений в регионах39 и истории отдельных конфессий40. В них вопрос о религиозной жизни в стране ставится шире, чем написание истории религиозного диссиденства.

Совершенно иного рода публикации, радикально пересматривающие прежние подходы, вышли в свет в 1990-е гг. и по национальной проблематике 41 . Некоторые из них посвящались молодежному аспекту в национальных движениях42.

Следующий блок составляют статьи и книги по молодежному, и не только, самиздату43. К сожалению, автору удалось обнаружить лишь те

38 Королева JI.A. Диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг. - Дисс.канд. ист. наук. - М., 1999; Давыдов С.Г. Неформальное движение советской молодежи: от Сталина до Горбачева. - М., 2001; Прищепа А.И. Инакомыслие на Урале (середина 1940 - середина 80-х гг.). Дисс.докт. ист. наук. - Екатеринбург, 1999.

39 Клюшина J1.B. Деятельность религиозных организаций Пензенской области во второй половине 1940-первой половине 1960- х гг. - Дисс.канд. ист. наук. - М., 2004.

40 Никольская Т.К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905 - 1991 гг. Дисс. канд. ист наук. - СПб., 2003; Шкаровский М.В. Русская православная церковь и религиозная политика Советского государства в 1939 - 1964 гг. Дисс.докт. ист наук.-СПб, 1996.

41 Калинина К.В. Национальные отношения в СССР: история и современность - М., 1991; Права и статус национальных меньшинств в бывшем СССР - М., 1993; Национализм, национал- сепаратизм и русский вопрос// Отечественная история. -1993, №2.

42 Суша А. Как начиналось молодежное движение // Молодежный ренессанс. — М.: Наука, 1990; Дроздов B.C. Память и русское национальное движение // Неформальная волна.-М., 1990.

43 Колымагин Б. Из истории самиздата // Новое литературное обозрение. 1994. №7; Иванов Б. В бытность Петербурга Ленинградом // Новое литературное обозрение. 1994. № 7; Митин журнал (по материалам рукописных журналов) - М., 1990; По страницам самиздата // составитель К.Г. Мяло - М.: Молодая Гвардия, 1990; Даниэль А. Самиздат: поиски определения // Карта - 1994, № 5 и др. публикации, в которых освещены вопросы возникновения и развития самиздатовской традиции только в Москве и Ленинграде.

Наиболее обстоятельно история самиздата изложена у Кривулина

В.44.

Автору изучение публикаций этого блока дало понимание специфики взаимоотношений государства и интеллектуальных слоев советской молодежи в исследуемой период.

В целом, отмечая серьезные заделы по теме исследования, следует признать, что требуется дальнейшая работа по созданию цельной картины социокультурной и духовно-нравственной жизни общества в 1965-1985 гг.

Исходя из этого цель работы - изучение протестных настроений в среде советской молодежи в 1965-1985 годы.

В соответствие с поставленной целью сформулированы частные задачи диссертационного исследования:

- исследовать особенности влияния общественно-политической ситуации в СССР на развитие протестных настроений в молодежной среде;

- показать разнообразие протестных настроений молодежи в процессе ее культурного самоопределения и борьбы за духовную свободу;

- выявить критические точки молодежного протеста, связанные с движением молодежи за обновление общественно-политической жизни.

Методологическая основа. В исследовании предпринята попытка достоверно и объективно, с современных позиций, отрешившись от односторонности и зашоренности, от различных идеологических установок и догм, истолковать основные вехи и направления изменений, происходивших в молодежной среде в годы «застоя». По мере своих возможностей автор добивался живого, краткого и содержательного

44 Кривулин В. «37» «Северная почта» (По материалам конференции 30 лет независмой печати 1950-80 гг. - СПб 25-27 апреля 1992 г.). 1993. Сб. Самиздат. изложения большого потока событий, фактов и характеристик лиц эпохи застоя в жизни советской страны.

В работе над диссертацией применен сравнительно-исторический метод исследования, который включает в себя принцип историчности, периодизации проблемы, конкретный и сравнительный анализ, позволяющий выявить общее и особенное в восходящем развитии истории.

Наряду с этим, теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность идей, относящихся к диалектико-материалистическому пониманию теории и истории. Эволюция молодежного протеста рассматривается в хронологических рамках 19651985 годов, во взаимосвязи, взаимообусловленности общественных явлений и исторических событий. Все политические и культурные процессы и события раскрываются автором в исторической последовательности на общеисторическом фоне.

Одна из особенностей использованной автором методологии заключается в использовании герменевтического метода, который требует толкования исторических фактов не только с хронологических, но и «сущностных», смысловых позиций. Автор стремился выявить все факторы, влиявшие на развитие протестных настроений в молодежной среде. Среди них не только политические, но и социально-психологические особенности общества, народные традиции, личностные ориентиры, образовательный и культурный уровень и т.д.

В целом, методологическую основу диссертации составили общенаучные методы, опирающиеся на диалектическое понимание исторического процесса, накопленное общественное знание, строгое следование принципу историзма. В исследовании применялись историкосистемный, логический, сравнительно-исторический, историко-типологический методы.

Хронологические рамки исследования охватывают эпоху 19651985 годов, представляющую собой самостоятельный, завершенный период в истории СССР, в целом, и в развитии протестных настроений в молодежной среде — в частности. В это время, в условиях так называемого «застоя», произошли значительные изменения в психологии советской молодежи, оформились различного рода альтернативные движения, явившиеся своеобразной реакцией молодежи на формализацию общественной жизни.

Источниковую базу исследования составляют опубликованные и архивные материалы. В процессе работы автором привлекались документы РГАСПИ, РГАНИ, ГАРФ, ЦАОДМ, ЦД «Мемориал». В РГАСПИ использовались материалы фонда ЦК ВЛКСМ, комитета молодежных организаций. Они дают представление об особенностях комсомольской работы с молодежью разных социальных слоев, профессий, деятельности ВЛКСМ по противодействию отклоняющемуся от принятых норм поведению молодежи, а также о протестных настроениях в молодежной среде.

В РГАНИ автором привлекались документы общего, административного и идеологического аппарата ЦК КПСС, пленумов ЦК КПСС (Ф. М-1, М-3). Существенно помогли в выстраивании архивного корпуса источников документы коллекции рассекреченных документов (Ф.89).

Фонды ЦАОДМ (Ф. 478, 2903, 4013, 635, 6083) предоставили весьма ценный материал по студенческой молодежи и молодежи районов г. Москвы.

В ГАРФ сосредоточены дела по религиозным культам (Ф.Р-6991), использовавшиеся при исследовании участия молодежи в религиозных объединениях и диссидентском движении за права и свободы верующих.

ЦД «Мемориал» интересен коллекцией документов по истории инакомыслия новейшего периода в СССР.

Среди открытых публикаций следует, в первую очередь, указать на разнообразные партийно-политические и нормативно-правовые акты.45 Важным источником по теме исследования выступили партийные постановления, материалы съездов комсомола.46

Значительно дополнила источниковую базу мемуарная литература, включающая в себя воспоминания тех, кто находился по обе стороны идеологических «баррикад»47 и позволяющая с неформальной стороны взглянуть на эпоху.

Отдельную группу источников составляют выпуски издаваемой за рубежом «Хроники текущих событий». В них содержаться сведения о всех, выделенных в молодежном протестном движении молодежи течениях.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном рассмотрении протестных проявлений в среде советской молодежи в 1965 - 1985 гг., проведенном на основе широкого круга опубликованных и архивных документальных источников, и, прежде всего, богатого архивного материала, собранного автором в центральных архивах страны.

45 Молодежь и советское законодательство (Сборник документов). М., 1977; и др.

46 Документы ЦК ВЛКСМ по работе среди студенческой молодежи. М., 1967; Документы ЦК ВЛКСМ 1982. М„ 1983; и др.

47 Бобков Ф. КГБ и Власть. M., 1995; Осипов В. Три отношения к родине: статьи, очерки, воспоминания. Франкфурт-на-Майне, 1978; Буковский В. И возвращается ветер. Нью-Йорк, 1979; Амальрик Записки диссидента. М., 1991; и др.

Исследование показало, что протесты в молодежной среде были напрямую связаны с социально-экономической и внутриполитической ситуацией с СССР в годы «застоя». Нарастание трудностей и углубление противоречий между общественными потребностями и существующим политическим режимом, ограничение возможностей молодежи влиять на принятие важных решений, удовлетворять свои насущные потребности побуждали социально активную часть молодого поколения к самостоятельным поискам путей решения актуальных проблем времени.

Исследовав фактор внешнего влияния на молодежь СССР, автор установил, что в наибольшей степени это влияние ощущалось в культурной области и по силе побуждения к размышлениям и действиям уступало влиянию внутренних факторов, хотя в ряде случаев его внешнее обнаружение носило яркий, броский характер.

Проведенный анализ показал, что молодежные протесты второй половины 60-х — первой половины 80-х гг. органически связаны с предшествующим периодом истории, и что многие тенденции, берущие начало в 1950-60- х гг. нашли свое развитие в исследуемом периоде.

В диссертации доказано, что молодежные протесты были вписаны в контекст общей структуры движений несогласных с партийно-государственной политикой, однако молодежь выступала в этих движениях как самостоятельный субъект, более того, шла в авангарде событий.

Проведенный сравнительный анализ разных направлений протестной активности советской молодежи, позволил сделать вывод о ведущей роли, в вопросе изменения вкусов, установок и взглядов молодежи, неорганизованных форм альтернативной социализации.

В диссертации показано, что официальные структуры не смогли наладить позитивного диалога с неформальной молодежью в силу косности, догматичности подходов к работе с молодым поколением.

Анализ динамики развития протестных проявлений среди молодежи позволяет утверждать, что они имели тенденцию к увеличению многообразия. При этом основной социальной базой протестных явлений в молодежной среде выступала молодежь крупных городов.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют составить более полное представление о развитии протестных настроений в молодежной среде, о деятельности государственных органов по установлению контроля за данными процессами, об особенностях социализации молодого поколения в условиях огосударствления всех сторон общественной жизни в советском государстве.

Материалы диссертации могут использоваться в процессе разработки и реализации современной государственной молодежной политики, учитывающей историческую традицию развития молодежных протестных настроений в СССР, а также для подготовки научных и учебно-методических трудов, привлекаться в процессе преподавания в учебных заведениях. Материалы представленного диссертационного исследования могут быть интересны для педагогической общественности.

Апробация работы Основные результаты исследования изложены в печатных трудах соискателя, выступлениях на конференциях, докладывались на кафедре общегуманитарных и социальных дисциплин Института сферы социальных отношений. Они нашли применение в ходе учебного процесса в высшей школе.

Структура работы Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы и источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Протестные настроения в молодежной среде СССР (1965 - 1985 гг.)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенному исследованию, следует отметить, что развитие протестных настроений в молодежной среде отличалось наличием устойчивым ростом и социально-политической обусловленностью.

Укрепление командно-административной системы и ужесточение методов управления, начавшееся во второй половине 60-х гг., вело к тому, что общественное самоуправление свертывалось, а многие молодежные инициативы не получили своего воплощения в жизнь. Одной из наиболее существенных черт рассматриваемого периода стало также нарастание кризисных явлений в комсомоле. Курс на охват как можно большего числа молодых людей комсомольскими организациями вел к девальвации звания комсомольца. «Низовые» протесты по этому поводу игнорировались, и это обостряло отношения действительных активистов с властью, а у обычных комсомольцев укрепляло уверенность в формальности комсомольской работы. Примером такого формализма может служить вырождение такой формы индивидуального политического воспитания как «Ленинский зачет».

Свой вклад в развитие протестных форм молодежной активности внесло отчуждение молодежи от командно-административной системы, подрыв у нее уважения к распределению по труду, рост неверия в возможность что-то изменить.

Проведенное исследование позволило установить, что рассматриваемый период характеризуется углублением диспропорции между образованностью молодежи и возможностью реализации ее творческого трудового потенциала, что не могло не раздражать молодых специалистов. Трудовые начинания молодежи не получали развития из-за косности системы. Фактически молодежь была отстранена от процесса принятия важных решений. Следствием этого стало растущее недовольство молодежи своим материальным положением.

Изученные документы показывают, что системный кризис охватил и сферу культурной работы с молодежью. Ее формы и методы все меньше отвечали запросам времени. Молодежь выступала за расширение культурного поля, однако учреждения и органы культуры не стремились удовлетворять ее запросы. Не была довольна и молодая творческая интеллигенция, не находившая выход своей энергии, подвергавшаяся постоянной идеологической обработке и поставленная под мелочную опеку руководителей «от культуры».

Развитие протестных настроений в молодежной среде дополнительно катализировало то, что во второй половине 60-х - 70-е гг. происходило значительное наращивание пропагандистского влияния на советскую молодежь со стороны Запада. Особенно большое влияние оказывали на молодежь радиопередачи. Среди источников информации у молодых людей обязательно числился, по крайней мере, один западный. Автор показывает, что в исследуемый период среди молодежи получили распространение такие явления как «вещизм», желание престижного потребления. В молодежной среде все большую роль стали играть неформальные связи.

Автор на конкретных примерах показывает, что в условиях недостаточно полноценной идеологической насыщенности жизни молодежь стремилась реализовать себя в протестном движении. При этом, в частности, предпосылкой к ее участию в национальном движении выступали недостатки национальной политики в обеспечении развития культуры народов СССР, складывание в 70-х гг. в республиках национальной интеллигенции. Наряду с этим сохранялся и весь спектр проблем в отношениях государства и религии, а, следовательно, конфликтность носила перманентный характер.

В рамках рассматриваемого периода продолжалось развитие многих явлений, зародившихся в 50-е — середине 60-х годов, в частности, таких как бардовская песня, самиздат. Самыми развитыми видами альтернативный культуры оставались литература и авангардизм в живописи. Как показало исследование, новым явлением в их функционировании было повышение активности в отстаивании свободы творчества посредством петиций, обращений к зарубежной общественности, создания всевозможных организационных объединений, к примеру, клуба независимых писателей «Беллетрист», «Свободного культурного профсоюза», объединившего усилия независимых поэтов, театралов, музыкантов и т.д.

В 70-е гг. в молодежной субкультуре появляются хиппи, воспринявшие эстетику западных «отцов-основателей», но переосмыслившие ее в духе русской ментальности. Естественно, что официоз традиционно отверг новое увлечение молодежи и начал борьбу с ним. Бурное развитие получило в конце 60-70-е рок-движение, охватившее миллионы подростков и молодых людей, создавшее свой мир ценностей, враждебный легальной культуре. Попытки выхолостить протестное содержание рока насаждением псевдороковых ВИА больших успехов не имели. Молодые называли рок своим главным музыкальным увлечением.

Автором показано, что в начале 80-х протестная молодежная культура обогатилась новыми составляющими: субкультурами металистов», «брейкеров», «панков», «фураг» и др., движением индеанистов, поклонников йоги, дзен-буддизма, карате.

В 80-е гг. бурно развивались также разнообразные досуговые формы молодежной протестной активности, что было обусловлено неудовлетворительной работой государственных структур, отвечавших за культурную работу с населением. На первом месте, как выявило изучение исторического материала, стояли стихийно возникшие дискотеки. Диско-музыка, позволявшая молодым без фронтального столкновения со «взрослыми» сохранять свое видение и мироощущение, захватила миллионы юношей и девушек. И лишь в самой отдаленной степени это явление курировалось официальными структурами.

Исследование показало, что молодежь 60-80-х гг. продолжала в массовом порядке (речь шла о миллионах) участвовать в религиозных обрядах. В 80-е гг. уровень религиозности молодежи оставался особенно высоким в местностях, где народные традиции, вера предков были наиболее крепкими. Это особенно было заметно в мусульманских регионах.

Продолжалось и ширилось начавшееся в середине 60-х гг. движение за права и свободы верующих. Молодежь принимала в нем самое деятельное участие. Из православных протестных организаций выделялись «Всероссийское Братство Пресвятой Богородицы» основанное в 1968 г. бывшим участником молодежной политической группы Хайбулиным, «Христианский семинар» Огурцова, созданный в 70-е гг. и охватывавший десятки студентов из разных городов. У сектантов самыми активными были молодые участники «Инициативной группы». При этом суды и преследования не могли сломить крепость их веры.

Спецификой конца 70-х - первой половины 80-х гг. было проникновение в СССР новых, хорошо «усваеваемых» ищущей новой духовной опоры молодежью культов: ваххабизма, «Международного общества сознания Кришны» и «Белого братства».

На основе общего роста протестных настроений советской молодежи возникали также политически ориентированные формы молодежного протеста. Социальной базой политической протестной деятельности молодежи являлись в основном учащиеся и студенты. Подавляющее большинство участников нелегальных молодежных объединений того времени стояло на «марксистско-ленинской» идейной платформе, и считало необходимым «поправить» советскую систему в соответствии с «истинным» марксизмом.

Автором установлено, что основными проявлениями протестной активности являлись попытки создания программных документов, письменной агитации населения, а также откровенное, честное обсуждение злободневных вопросов в легально созданных дискуссионных клубах, протестах против внешнеполитических акций СССР (ввод войск в Чехословакию и пр.). Анализ политического протестного молодежного движения показал, что молодежь стояла у истоков и активно «работала» в демократическом движении.

В то же время, автор не склонен преувеличивать значения политического протеста. В данной связи исследованием установлено, что центр тяжести в противодействии этому протесту со стороны власти смещался в сторону профилактических мер.

Проведенный анализ программ нелегальных политических организаций показал, что в 70-е гг. под влиянием разочарования в социализме ориентированная на политический протест молодежь отходит от социалистической идеи и обращается к поиску новых «основ». Интересен в этом плане опыт «Революционной партии интеллектуалов», лидер которой В.Н. Спиненко возвещал скорый приход к власти людей науки и строительство справедливого общества, а также «Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа», изучавшего творческое наследие Н.А. Бердяева.

У определенной части молодежи в условиях нарастания кризисных явлений в жизни советского общества отмечалось увлечение национал-социализмом, как силой способной навести порядок и дать народу социальную справедливость. Исследование показало, что обращение к фашистским идеям начиналось с игры, с увлечения нацистской атрибутикой.

Автором доказано, что главными тенденциями в политическом протестном движении молодежи конца 70-начала 80-х гг. были снижение влияния демократического движения на молодежь, некоторое оживление «социалистов» и выступления против вмешательства СССР в дела Польши и Афганистана, которые, однако, по интенсивности уступали протестным акциям предшествующего периода.

Молодежь требовала изменения не только политической системы, но и национальной политики советского государства. В Армении она выступала за возвращение в состав республики Нагорного Карабаха и Нахичеванской АССР, в крымско-татарском национальном движении боролась за возвращение на родину и сохранение народной культуры, в немецком национальном движении выступала за снятие с немцев ограничений, возможность развития своей культуры, разрешение выехать в ФРГ. Выезд в Израиль и «культурничество» занимали еврейскую молодежь. Прибалты стремились отстоять свое культурное пространство и не переставали думать об отделении от СССР. Русские задумывались о сохранении достояния прошлого и развитии «русской идеи». Претензии к национальной политике предъявляли и украинцы. Все эти требования не находили удовлетворения, что, естественно вызывало протесты националистически настроенной молодежи.

Автором показано, что формы участия молодежи в протестной деятельности национальных движений имели много общего. Общим было создание организаций культурнического направления, таких как группа «Шант» в Армении, создание и обучение в «ульпанах» - кружках по изучению иврита у евреев, клуб «Родина» и добровольное объединение «Россия» в русском национальном движении, этнографических кружков, краеведческих студенческих клубов у прибалтов. Общим для ряда национальных движений было и присутствие молодежного экстремизма: попытка угона самолета в ноябре 1982 г. братьями-немцами Шмид и Шуллером А., создание в 70-х гг. на Украине «Союза украинской молодежи Галиции» для строительства «самостийной Украины». Общим были также организация и участие в демонстрациях, написание и распространение листовок, самиздата.

Но были и особенности, определявшиеся целями и задачами самих национальных движений. Так, к примеру, только у евреев существовало системное движение «отказников». В то же время у крымско-татарской молодежи не возникало мысли об эмиграции, как, впрочем, и у молодых участников русского национального движения. В некоторых движениях националистическая деятельность молодежи переплеталась с религиозным чувством.

Молодежь дала национальным движениям лидеров и героев. Трудно переоценить вклад в истории национализма в СССР таких личностей, как М. Джемилев, П. Айрикян, Н. Щаранский, Р. Каланта.

Исследование показало, что участие молодежи в национальных движениях было активным на протяжении всего исследуемого периода, и отличалось высокой степенью интенсивности.

 

Список научной литературыБурнос, Владимир Алексеевич, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Из постановления VII пленума ЦК ВЛКСМ 26-27 февраля «Об улучшении идейно-воспитательной работы комсомольских организаций среди комсомольцев и молодежи»// Документы ЦК ВЛКСМ по работе среди студенческой молодежи. М., 1967.

2. Из постановления Секретариата ЦК ВЛКСМ от 15 августа 1984 г. «О мерах по повышению роли комитетов комсомола в работе с вокально-инструментальными ансамблями» // Документы ЦК ВЛКСМ 1984. М: Молодая Гвардия, 1985.-С. 198-200.

3. Из постановления Секретариата ЦК ВЛКСМ от 3 апреля 1968 г. «О роли комитетов комсомола Молдавии в организации свободного времени молодежи»// Документы ЦК ВЛКСМ. 1968 М: Молодая Гвардия, 1969. - С.204-211.

4. КНИГИ, МОНОГРАФИИ, БРОШЮРЫ. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? М., 1992. - 299 с. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы.-М., 1991.-400 с.

5. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. -Вильнюс-Москва, 1992. 352 с.

6. Антисемитизм в Советском Союзе. Его корни и последствия. -Иерусалим, 1979.

7. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. - 303 с. Арсенкин В.К. Кризис религиозности и молодежь. - М., 1984. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: История и современность. - Симферополь, 1991. - 124 с.

8. Бордюгов Г.А. Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективные заметки об истории советского общества. М., 1992. - 352 с. Бородай А.Д. Работа комитетов ВЛКСМ с творческой молодежью: опыт, проблемы. -М., 1990. - 127 с.

9. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л., 1973. -200 с.

10. Бузаров А.Ш., Вознесенский Л.О., Терновой О.И. Поколение застоя. Майкоп, 1992. -139 с.

11. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990. - 383 с.

12. Вайль П. Генис А. 60-Е мир советского человека. М., 1988. - 358 с.

13. ВертН.И. История советского государства. 1990-1991. -М., 1992.-352с.

14. Галич А. Поколение обреченных. Франкфурт-на-Майне. 1974. - 304 с. Гефтер М. И. Из тех и этих лет. - М., 1991.-486 с.

15. Говрин И. Израильско-советские отношения. 1953-1967 гг. М., 1994. -336 с.

16. Гончарук Г.К. Роль комсомольского политического просвещения в формировании марксистско-ленинского мировоззрения молодежи. -Киев-Одесса, 1984 163 с

17. Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. М, 1994.-192 с.

18. Грошев И.И. Сущность национальной политики КПСС. М., 1982. -303 с.

19. Грошев И.И. Чечкина О.И. Критика буржуазных фальсификаций национальной политики КПСС. М., 1974. - 238 с.

20. Давыдов С.Г. Молодежная оппозиция в СССР в послевоенный период. -М, 1998.-173 с.

21. Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991.-Уфа, 1995. -103 с.

22. Дикий А. Евреи в России и в СССР. Нью-Йорк. 1968. - 208 с.

23. Дмитрук К.Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М, 1988.381с.

24. Доган М., Пеласи Д. Сравнительная политическая социология. М., 1994.-272 с.

25. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964 гг. М., 1993. - 200 с. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М. 1988.

26. Иконникова С.Н, Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970.

27. Ильичев Л.Ф. Очередные задачи идеологической работы партии. М., 1963.-78 с.

28. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства.-М., 1991.-214 с.

29. История СССР. Эпоха социализма (1917-1961 гг.).-М., 1964.-356 с.

30. Калинина К.В. Национальные отношения в СССР: История исовременность. —М., 1991.- 184.

31. Клочков В.В. Религия, государство, право. -М., 1978.

32. Ковалева А.И., Луков В.И. Социология молодежи. М., Социум. 1999.350 с

33. Козлов А. Козел на саксе. М., 1998. - 444 с. Козлов А. Рок истоки и развитие. -М., 1988 - 201 с.

34. Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 -начало 1980-х гг.). -Новосибирск, 1999.-416 с.

35. Колтанов Н.Г., Москвичев И.И., Рыков В.В. Актуальные проблемы изучения политической культуры студенческой молодежи. Бийск. 1997. -80 с.

36. Королев А.А., Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история и проблемы.-М., 1997.

37. Королева Л.А. История советского диссидентства (40-80-е гг.). М., 1998.-199 с.

38. Криворученко В.К. Наука о молодежи: история и политика. М., Социум. 1999.-205 с.

39. Крохин Ю. Профили на серебре. Повесть о Леониде Губанове. М., -1992.

40. Кузин. О.С, Трошева В. Неформалы: кто есть кто? М., 1990. - 271 с. Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М, 1972.

41. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М, 1982. -263 с.

42. Лазарис В. Диссиденты и евреи: Кто порвал железный занавес. Тель-Авив, 1981. - 179 с.

43. Леванов Е.Е. Автограф будущего. М., 1989. - 256 с. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. - М, 1989. - 224 с.

44. Лейбович О.Л. Реформа и модернизация в 1953-1964 гг. Пермь, 1993. -182 с.

45. Лисовский В.Т. Советское студенчество, социологические очерки. М., 1990.-304 с.

46. Лисовский В.Т. Что значит быть современным. М., 1993. - 219 с. Лукин Ю.Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР /20-80-е ГГ./.-М., 1992.-204 с.

47. Луков В.А. Молодежное движение в социалистическом обществе. М., 1987.-220 с.

48. Лучук Е.В. Неформальные проявления. Социальные источники неформального в жизнедеятельности личности. Севастополь, 199. 22 с. Деп в ИНИОН.

49. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994. -172 с.

50. Окулов А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. — М., 1976.-138 с.

51. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000. - 261 с.

52. Осипов В. Три отношения к родине: статьи, очерки, воспоминания. -Франкфурт-на-Майне, 1978. 220 с.

53. Очерки истории еврейского народа. Иерусалим, 1979. - В 2-х чч. Печенев В.А. Социалистический идеал и реальный социализм. - М., 1984.

54. Плаксий СИ. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1988. Плаксий СИ. Отклонение от норм социалистического образа жизни в молодежной среде: сущность и пути преодоления. М., 1986.

55. По страницам самиздата. Составитель Мяло Н.Г. и др. М., 1990. - 300 с.

56. Развитой социализм и кризис "советологии". М., 1982.

57. Развитой социализм: Сборник документов и материалов. М., 1984.560 с.

58. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985. Рок-культура глазами социологов. - Свердловск, 1989. - 62 с. Русланов. И. Молодежь в русской истории. - Фракфурт-на-Майне, 1972.-142 с.

59. Рыбин А.Р. Кино с самого начала. Смоленск, 1992. -Сафонов Н.С. Записки адвоката: Крымские татары. — М., 1990. - 98 с. Семичастный B.C. В партийном руководстве - источник силы и крепости комсосола. - М, 1958. - 46 с.

60. Сербии Е. Политические настроения советской армии в послесталинский период. -Мюнхен. 1956. 87 с.

61. Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против". Ленинград. 1990.

62. Синявин И. Глас. Ленинград, 1991. - 216 с.

63. Славкин. В. Памятник неизвестному стиляге. М., 1996.

64. Смирнов И. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока.1. М, 1994.

65. Советские немцы: История и современность. М., 1990. - 134 с.

66. Советский Союз глазами буржуазных советологов. М., 1987. - В 2-х тт.

67. Соколов В.И. Молодежное движение в России. Рязань, 1994. Солдатов В.А. XX съезд КПСС и задачи советской молодежи. Л., 1957. -44 с.

68. Старченко Е.Т, Пустельник И.О., Черныш Н.И. Молодежь: вехи социальной зрелости. Львов, 1988. - 264 с.

69. Степанов С.И. Атеистическое воспитание работающей молодежи. -М., 1965.

70. Комаров Е.Г. Политическая культура молодежи. М., 1986. - 156 с.

71. Стецовский Ю. История Советский репрессий. М., 1997. т. 2. - 433 с.

72. Сулемов В.А. Союз молодых борцов. -М, 1971. 303 с.

73. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М., 1986.

74. Федоров Г.Т. Молодежь и современная идеологическая борьба. Киев.979.-183 с.

75. Хоружий Г.Ф. Несостоятельность буржуазных фальсификаций социального облика и общественной роли советской молодежи. М., 1983. Цейтлин Ш. Документальная история евреев Риги. Израиль. 1989. -39 с.

76. Цыпин В. История русской православной церкви. 1917-1990.: учебник для православных духовных семинарий. М., 1994. - 254 с. Шинкарев В.И. Митьки. - М, 1990.

77. Ширяев Э.В. Алейников А.В. Новое в идейно-политическом воспитании молодежи. Ленинград, 1990. - 32 с.

78. Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М., 1990. Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917 1985 гг. М., РОССПЭН. 2001-766 с.

79. Щегорцев А.А., Щегорцев В.А. Советская молодежь: Эволюция политических взглядов. М., 1990. - 144 с.

80. Яковлев JI.C. Проблемы исторического опыта формирования молодогопоколения в СССР (1961-1986 гг.) Саратов, 1991. 187 с.

81. Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. Саратов, 1984. - 320 с.

82. Яницкий О.Н. Социальные движения. -М., 1971. -272 с.

83. Thornton S. Club Cultures. Music, Media and Subcultural Capital.

84. Cambridge: Polity Press, 1995.

85. Абрумова А. Неформалы глазами психолога // Аргументы и факты. -1988. № 8. С. 6-7.

86. Андреев Н. Куда идут молодые «неформалы» // Политическое образование. 1989. № 8. - С. 57-63.

87. Андреева И.Н. Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социум. 1989. № 4. - С. 48 - 56.

88. Антонов В. Неофициальное искусство: развитие, состояние, перспективы //Континент. Мюнхен, 1981. № 30. - С. 367 - 392.

89. Афанасьев В. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения // Рубеж. 1992 № 2. - С. 69-82.

90. Галицкая И.А. К вопросу об изучении религиозности молодежи // Вопросы научного атеизма. М., 1967. Вып.7.

91. Галкин А.А. Российский фашизм? // Социологический журнал. 1994. №9 2.-С. 17-27.

92. Глезер. А. 20 лет спустя // Континент. Мюнхен, 1976. № 6. Гнездовский М. Майк или секретная лаборатория российского рок-н-рола //Россия. Москва - Венеция 1998. - С. 179 - 196.

93. Голомшток И. Парадоксы Гренобльской выставки // Континент. -Мюнхен, 1974. № 1.-С. 191-210.

94. Громова И.Б. Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптативный механизм трансляции сациального опыта. // Социс. 1991. № 10. - С. 78 - 88. Гуревич Л.Ю. Неофициальные художники 70-х: время натиска // Звезда. 1998. №8-С. 201-203.

95. Гуревич П. Музыка и борьба идей // Молодой коммунист. 1987. - № 7. С. 82-88.

96. Даниэль А. Самиздат: поиски определения. // Карта. 1994. № 5. - С. 3-39. Даниэль А. Ю. Диссиденство: культура, ускользающая от определений Россия.- 1998.-С. 111-123.

97. Козлов. В.И. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос // Отечественная история. 1993. № 2. - С. 44 - 64.

98. Колымагин Б. Из истории самиздата // Новое литературное обозрение. -1994. №7.-С. 355-359.

99. Краснопевцев Л.Н. «Дело» молодых историков // Вопросы Истории. -1994. №4. -С. 106-135.

100. Кривулин В. Сергей Стратановскй: к вопросу о Петербургской версии постмодерна. // Новое литературное обозрение. 1996. № 19. - С. 261 -271.

101. Крючков П. Владелица луча // Родина. 2000. № 4. - С. 94-98. Кто и почему слушает металл // Аргументы и Факты. 1987. № 6. Кулаков В. А профессоров, полагаю, надо вешать // Новое литературное обозрение. - 1995, № 14. - С. 200 - 208.

102. Кулаков В. СМОГ: взгляд из 1996 года. // Новое литературное обозрение 1996.-С. 281 -292.

103. Кутиков А. Чтобы играть рок-н-рол, надо родиться свободным // Комсомольская Правда. 1998 27 февраля

104. Кушнир. А. Дискретная энциклопедия рок самиздата // Контркультура. - 1991. № 3. - С. 49-94.

105. Лазуткина А. Без права на убеждения // Учительская газета. 1990. № 17.

106. Леванов Е.Е. Самодеятельные объединения: истоки и тенденции развития // Глобус. 1988. № 3. - С. 20 - 25.1. МЕМУАРЫ

107. Гидони А. Солнце идет с Запада. Торонто, 1980. - 536 с.

108. Григоренко П. В подполье можно встретить только крыс. Нью-Йорк, 1981.-466 с.

109. Евтушенко Е. Волчий паспорт. М., 1998. - 572 с.

110. Мазус И. История одного подполья. М., 1998. - 353 с.

111. Марченко А.Т. Мои показания. Париж, 1969. - 369 с. М

112. Моргулис М. "Еврейская" камера Лубянки. Иерусалим, 1996. 224 с.

113. Новодворская В. По ту сторону отчаяния. М., 1993. - 268 с.

114. Туманова А. Шаг вправо, шаг влево. М., 1995. - 240 с.

115. Хейфец. М. Украинские силуэты. Сучастнисть, 1983. - 287 с.

116. Щаранский Н. Не убоюсь зла. М., 1991. - 386 с.

117. Прищепа А.И. Инакомыслие на Урале (середина 1940-х-середина 80гг.) Дисс.докт. Ист. наук. Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, 1999.

118. Давыдов С.Г. Инакомыслие в СССР в 50-е первой половине 60-х гг. Дисс.канд. ист. н. - М., 1996. - 262 с.

119. Кантемирова. СМ. Творческая молодежь России в 60-е гг. Дисс.канд. ист. н. -М., 1995.

120. Кондратьев. А.С. Общественно-политическое самодеятельное движение советского студенчества в середине 50-х 60-е гг. Дисс.канд. ист. н. -М., 1992.- 144 с.

121. Мацуев. А.Н. Опыт и уроки реализации молодежной политики в СССР. Дисс.канд. ист. н. М, 1992. - 180 с.

122. Бородай А. Д. Культурная политика в Советском обществе: формирование молодой художественной интеллигенции. Дисс.док. ист. н. М., 2000 - 464 с.

123. Гайнутдинов. О.А. Молодежная политика: история, опыт, современность. Дисс.канд. ист. н. М., 1991. - 199 с.

124. Запесоцкий А.С. Дискотека как форма организации досуга молодежи. Автореф. Дис.канд. пед. н. -Ленинград, 1986. 15 с.

125. РГАСПИ. Российский государственный архив социально-политической истории.

126. Ф. М-1, оп. 32, 34, 95 Отдел пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ.

127. Ф. М-1, оп. 42 Документы отдела комсомольских органов.

128. Ф. М-1, оп. 8, 35 Отдел рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ.

129. Ф. М-1, оп. 90 Отдел культуры ЦК ВЛКСМ.

130. Ф. М-1, оп. 39, 46 Отдел студенческой молодежи ЦК ВЛКСМ.

131. Ф. М-1, оп. 95 Документы отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ.

132. Ф. М-1, оп. 31, 45, 81 Общий отдел ЦК ВЛКСМ.

133. Ф. М-1, оп. 67, 88 Постановления Бюро ЦК ВЛКСМ и материалы к ним. Ф. М-1, оп. 7, 41 - Отдел учащейся молодежи ЦК ВЖСМ.

134. Ф. М-1, on. 6 Отдел комсомольских органов ЦК ВЛКСМ.

135. Ф. М-1, оп. 5 Стенограммы совещаний ЦК ВЛКСМ.

136. Ф. М-3, оп. 15 Всемирный фестиваль молодежи и студентов (г. Москва)

137. ГАРФ. Государственный архив российской федерации.

138. Ф. Р-6991, on. I Совет по делам русской православной церкви при1. Совете Министров СССР.

139. Ф. Р-6991, оп. 3,4- Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. Ф. Р-6991, оп. 6 Совет по делам религий при Совете Министров СССР.

140. ЦАОДМ. Центральный архив общественных движений г. Москвы. Ф. 478, оп. 2 - Партком Московского Государственного университета им. MB. Ломоносова. (1941-1952 гг.)

141. Ф. 478, оп. 3 Партком Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова. (1955 1960 гг.)

142. Ф. 478, оп. 4 Партком Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова. (1961 - 1966 гг.)

143. Ф. 478, оп. 6 Партком Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова. (1962 - 1970 гг.)