автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: "Штерн" как тип информационного иллюстрированного еженедельного журнала
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Штерн" как тип информационного иллюстрированного еженедельного журнала"
На правах рукописи
Гущнна Анна Игоревна
«ШТЕРН» КАК ТИП ИНФОРМАЦИОННОГО ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО ЖУРНАЛА
Специальность 10.01.10 - журналистика
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
2 6 СЕН 2013
Москва-2013
005533660
Диссертация выполнена на кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Научный руководитель: доктор филологических наук,
профессор кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Вороненкова Галина Федоровна
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор
Высшей школы перевода МГУ имени М.В. Ломоносова Миронова Надежда Николаевна
Ведущая организация: университет (СПбГУ)
кандидат исторических наук, обозреватель отдела внешней политики газеты «КоммерсантЪ» Черненко Елена Владимировна
Санкт-Петербургский государственный
Защита диссертации состоится ГО 2013г. в часов на
заседании диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: Москва, 125009, ул. Моховая, 9, ауд. 103
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27
Автореферат разослан «//7> 2013 г.
Z)
'¿Н— /X
Ученый секретарь диссертационного совета, Кандидат филологических наук, доцент ' / ' В.В. Славкин
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Реалии и перспективы функционирования печатных СМИ в условиях жесткой конкуренции на современном медиарынке - тема, которая в течение последних двух десятилетий не теряет актуальности и является предметом интереса многих исследователей. В условиях интернетизации медийной сферы, господства онлайновых СМИ, их восприятия аудиторией как основного источника информации об актуальных событиях и явлениях традиционные газеты и журналы вынуждены постоянно бороться за выживание, переосмысливать собственные концепции, находить новые средства привлечения внимания читателя.
Кроме того, место и роль бумажных изданий в современной системе СМИ во многом определяются усиливающимся процессом концентрации, такими трендами как слияние и поглощение на медиарынке. Как справедливо отмечают исследователи, владельцы растущих медиахолдингов и корпораций в стремлении превысить норму прибыли зачастую ставят финансовые интересы превыше информационных, поощряют развитие сервисной журналистики, а также стандартизацию, таблоидизацию журналистских материалов1. Эта тенденция, безусловно, оказывает специфическое влияние на облик и содержание ведущих газет и журналов с богатыми традициями и историей, к числу которых принадлежит и германский журнал «Штерн». На наш взгляд, исследование, посвященное формам и методам борьбы авторитетного бумажного издания за читателя и тиражи, его попыткам приспособиться к реалиям современного медиарынка, сегодня является актуальным. Особый интерес в этом отношении представляют информационные иллюстрированные журналы, поскольку в их распоряжении богатый и в то же время специфический «арсенал» средств
1 Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца XX столетия 1995 - 2000 гг - М ■ Ичч 1 Моск. ун-та, 2003.-С. 174-175 '
подачи материалов, удержания внимания аудитории,
формирования и поддержания определенного имиджа (значительную роль играет богатство визуального компонента, находящегося в органическом единстве с текстом).
Выбор «Штерна» в качестве объекта данного исследования представляется оправданным. Этот информационный
иллюстрированный еженедельный журнал много лет оправдывал свое название, считаясь «звездой» германского медиарынка и составляя достойную конкуренцию аналогичным по типу изданиям. Менее чем через двадцать лет после первого выхода в свет в 1948 г. он сумел увеличить тираж до 1,9 млн. экз. В 1970-е гг. «Штерн» успешно конкурировал с многообразием развлекательных телепрограмм, популярность которых вытеснила с рынка некоторые схожие по тематике и оформлению иллюстрированные журналы (среди них -американский «Лайф», по образцу которого был создан «Штерн», и германский «Квик», долгое время составлявший ему серьезную конкуренцию). В 1983 г. наступил переломный момент в развитии «Штерна»: многие постоянные читатели разочаровались в журнале, т.к. опубликованные на его страницах дневники Адольфа Гитлера оказались грубой подделкой. Основатель журнала Генри Наннен покинул редакцию, «Штерн» потерял солидную часть тиражей, и уже не смог вернуться к прежней славе.
В период с 1983 по 2012 гг. «Штерн» занимал определенную нишу в системе СМИ Германии; значительных изменений типологических параметров в данный период отмечено не было. Научный интерес к данной теме был во многом вызван проектом модернизации журнала, первые результаты которого читатели увидели в марте 2013 г. Произошла кардинальная перестройка важнейших типологических параметров «Штерна», остававшихся практически неизмененными в течение нескольких десятилетий, что побудило нас сформулировать
следующую гипотезу. Фундаментальная трансформация «Штерна», датированная 2012-2013 гг., явилась не только попыткой найти перспективные пути развития, но и признаком формирования нового направления в современной журнальной периодике, в частности - в типологической группе информационных иллюстрированных еженедельников общего интереса. К чему пришел «Штерн», миновав многолетний путь развития, и какую роль он играет в системе СМИ и общественной жизни Германии в настоящее время? Какое влияние на облик и содержание журнала оказал период трансформации 2012-2013 гг. Как строится совместная деятельность печатной и онлайновой версий «Штерна»? На эти вопросы мы попытались ответить в данной работе.
Отметим, что в диссертации сознательно сделан акцент на некоторые особенно яркие, отмеченные значительными изменениями в концепции и облике журнала, периоды.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В период с 1948 по 1958 гг. произошла первая кардинальная трансформация журнала «Штерн» как типа издания. Первоначально выпущенный в августе 1948 г. еженедельник для образованной молодежи в конце 1950-х гг. приобрел абсолютно иное жанрово-тематическое наполнение, превратившись в информационно-развлекательный журнал для массовой, преимущественно женской аудитории.
2. 1960-е гг. можно характеризовать как пору расцвета «Штерна», поскольку именно в тот период его тираж увеличился до 1,9 млн. экз., а типичные выпуски были фактически перенасыщены разнообразными по жанровой принадлежности и тематике публикациями. На положение «Штерна», с одной стороны, значительно повлиял процесс концентрации на медиарынке Германии, в ходе которого журнал стал частью процветающего холдинга «Бертельсман». С другой стороны,
значительную роль в продвижении бренда журнала сыграла незаурядная личность основателя и главного редактора «Штерна» Генри Наннена. Популярность издания существенно снизилась лишь в 1983 г., когда многие постоянные читатели потеряли доверие к «Штерну», узнав, что опубликованные на его страницах дневники Адольфа Гитлера на самом деле являются подделкой.
3. Обладая множеством признаков массового издания (яркие фотографии крупного формата, большой выбор развлекательных рубрик и материалов о «звездах», ориентированных на не слишком образованного читателя и пр.), «Штерн» в то же время тяготел к регулярному освещению важнейших событий в политике и экономике, преуспел в расследовательской журналистике, и в результате зарекомендовал себя как прогрессивно-либеральный журнал, зачастую настроенный критически по отношению к власти.
4. В середине 2012 г. начался период комплексной модернизации «Штерна», который фактически не завершился до сих пор. Его результаты отразились в кардинальных изменениях ключевых типологических параметров журнала: архитектоники и дизайна номера, жанрово-тематического своеобразия, языка текстов. Одной из главных целей журнала в период модернизации 2012-2013 гг. является расширение состава аудитории, сформировавшегося в предыдущие несколько десятилетий (мужчины и женщины со средним достатком в возрасте от 40 до 49 лет), привлечение более молодых и успешных читателей.
5. Одним из следствий модернизации явилось формирование оригинальной системы приемов подачи материала, привлечения и удержания внимания читателя, основанной на специфическом взаимодействии визуального компонента и языка текстов. Современный «Штерн» интенсивно общается с читателем «образно», на языке
дизайна. При этом язык текстов также отличается выразительностью, эмоциональностью, метафоричностью.
6. Сетевое представительство «Штерна» - сайт http://www.stern.de - эффективный инструмент продвижения бренда издания. Онлайновая редакция журнала осуществляет постоянный контакт с читателями, обеспечивая расширение целевой аудитории, а также оказывает значительное влияние на поддержание и повышение популярности печатной версии «Штерна».
Научная новизна исследования проявляется в двух аспектах. Во-первых, настоящая диссертация - первое исследование на русском языке, которое содержит не только общие сведения об историческом развитии журнала «Штерн» и его современной типологической принадлежности, но и результаты детального комплексного анализа таких важнейших типологических особенностей издания как жанрово-тематическая палитра, структура и визуальное оформление выпуска, язык текстов. Следует отметить, что анализ вышеперечисленных явлений был проведен на базе оригинального эмпирического материала, и в ходе исследования автору удалось уточнить научные представления о специфике освещения важнейших событий социально-политической жизни Германии на страницах одного из ведущих журнальных изданий, а также об особенностях фирменного стиля «Штерна».
Во-вторых, российскими медиатеоретиками пока не был изучен последний этап трансформации «Штерна», который начался в 2012 г. под руководством заместителя главного редактора Доминика Вихманна, впоследствии был ознаменован его переходом на должность главного редактора и фактически не завершился до сих пор. Данный этап позволяет характеризовать «Штерн» как тип информационного иллюстрированного журнала с оригинальным сценарием развития, который, на наш взгляд, указывает на некоторые значимые тенденции в развитии журнальной периодики Германии и печатной прессы в целом.
Цель настоящего исследования - комплексная характеристика журнала «Штерн» как представителя типологической группы информационных иллюстрированных еженедельников общего интереса на различных этапах существования, определение его места и роли в системе современных журнальных изданий Германии.
Для достижения данной цели в ходе исследования предполагается выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс эволюции «Штерна» как типа информационного иллюстрированного журнала в период с 1948 по 2000-е гг.;
2. Выявить ключевые периоды исторического становления и развития «Штерна»;
3. Изучить важнейшие типологические параметры «Штерна» на этапе комплексной трансформации (модернизации) 2012 - 2013 гг.:
- архитектоника и дизайн выпуска
- жанрово-тематическая палитра
- язык текстов;
4. Дать характеристику текущим результатам трансформации «Штерна» (на основе анализа выпусков за период ноябрь 2012 г. - июль 2013 г.);
5. Проанализировать структуру и содержание онлайновой версии «Штерна» (Ьцр://\уулу. stern.de) и исследовать ее функции по отношению к печатной версии издания в контексте трансформации (модернизации) 2012-2013 гг.;
6. Изучить основные направления деятельности журнала «Штерн» как социального института.
Объект исследования - германский информационный иллюстрированный еженедельный журнал «Штерн». Предметом исследования является процесс развития и трансформации издания на
различных этапах существования, его становление и функционирование в контексте типологической принадлежности.
Состояние и степень научной разработанности темы. Последними и наиболее актуальными работами, посвященными особенностям функционирования и развития еженедельников общего интереса в Германии, являются диссертация Е.В. Черненко на тему «Образ постсоветской России в немецком еженедельном иллюстрированном журнале «Шпигель»2 и исследование Л.В. Санковой «Фокус» в системе журналов общего интереса Германии (анализ концепции и контента)»3. Поскольку «Штерн» был создан по образцу одного из популярных еженедельников США, важную роль в работе над диссертацией также сыграло изучение трудов А.Л. Коровиной, Г.А. Головановой и А.Н. Бурмистенко, посвященных типологическим особенностям американских журналов4.
В детальном изучении исторического процесса создания и развития журнала автору помогла монография учёного-германиста ЮЛ. Орлова «Печать ФРГ»5. Из нее удалось почерпнуть множество фактов об эволюции концерна «Грунер унд Яр» и становлении «Штерна» как коммерческого предприятия. Неоценимую помощь в изучении развития • журнала на современном этапе оказали работы профессора Г.Ф. Вороненковой: монография «Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (национальное
2 Черненко Е.В. Образ постсоветской России в немецком еженедельном иллюстрированном журнале «Шпигель»: Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - 7.00 09 -историография, источниковедение и методы исторического исследования Санкова Л.В. «Фокус» в системе новостных иллюстрированных еженедельников Германии (анализ
концепции и контента): Канд. дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук -10.01.10. - журналистика. М., 2010.
4 Бурмистенко А.Н. Американский информационный еженедельник «Тайм» как тип пропагандистского издания. - Автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата исторических наук - 7 00 10 История науки „ техники (история журналистики). - М„ 1973; Голованова Г.А. Американский журнал «Ридерс Дадшкест» как тип пропагандистского издания и его место в системе массовых буржуазии журналов л л Г АвТОреф- на «»искание ученой степени кандидата филологических наук. - М„ 1970- Коровина А±пРТРИКаНСКИИ бурЖуаЗНЫЙ ^недельник «Пэрейд» как тип массового пропагандист кого шданГ Автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата филологических наук - М 1978 >"Дания-
Орлов Ю.Я. Печать ФРГ. - М.: Издательство Московского университета, 1970 "
своеобразие средств массовой информации Германии)»6 и учебно-методическое пособие «СМИ в XX веке: крутые виражи истории»7. Уточнению и расширению научных представлений о современной ситуации на рынке периодических изданий Германии помогло исследование A.A. Литвиненко «Газеты Германии в XXI веке: от кризиса к модернизации»8.
Более основательной разработке темы способствовало изучение исследований Я.Н. Засурского9, Е.Ч. Андрунас, С.И. Беглова10, E.JI. Вартановой Л.В. Шарончиковой12, а также трудов М.И. Лукиной13, Г.Г. Щепиловой14, A.A. Тертычного15, М.И. Макеенко16. Теоретическим подспорьем в ходе анализа типологических характеристик немецких иллюстрированных журналов стал коллективный труд российских медиатеоретиков «Типология периодической печати» под ред. М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской17, некоторые исследования М.В. Шкондина18, посвященные типологии газет и журналов в российской медиасистеме, а также работа М.И. Шостак «Еженедельник как тип издания»19.
Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Издательство Московского университета, 2011. 640 с.
Вороненкова Г.Ф. СМИ в XX веке: крутые виражи истории. Учебно-методическое пособие. M факультет журналистики МГУ, 2008.
' Литвиненко A.A. Газеты Германии в XXI веке: от кризиса к модернизации. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011.
j Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика 1990-2007. - М.: изд. МГУ, 2007
^ Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель.-М.: изд. МГУ, 2002.
Вартанова E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран. - М.: Аспект'пресс, 2003. и Шарончикова Л.В. Пресса Франции в меняющемся мире (1944-2004 гг.).'- М.: изд. РИЦ ИСПИ РАН 2007 и Лукина М.И. Технология интервью. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс 2005
Щепилова Г.Г. Реклама в СМИ: история, технологии, классификация. - м!: Издательство Московского университета, 2010.
^ Тертычный A.A. Жанры периодической печати. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс 2011
Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца XX столетия 1995 - 2000 гг - М ■ Изл-во Моск. ун-та, 2003. "
" Типология периодической печати : Учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов О А Воронова м др.; Под ред. М.В. Шкондина, ЛЛ. Реснянской. - М.: Аспект Пресс 2009
Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы
Ätr™ Т™!:ВеСТНИК Московского университета. Серия 10, Журналистика, 2003; Шкондин М.В. Средства массовой информации: типологические характеристики - М 2004
Шести МЛ. Еженедельник как тип издания. Учебно-методическое пособие д/студентов факультетов и
отделении журналистики гос. университетов.-Изд. Моск. Университета 1986
Информацию об исторических периодах, связанных с развитием «Штерна», мы почерпнули из монографии Н.В. Павлова и A.A. Новикова «Внешняя политика ФРГ от Аденауэра до Шредера»20, а также из справочных изданий об истории ФРГ. Сведения об общих тенденциях развития современной зарубежной журналистики удалось найти в ряде научных статей, опубликованных в журнале «Вестник Московского университета». В ходе изучения такого типологического параметра как визуальное оформление номера мы во многом опирались на основные положения исследований профессионалов в области журнального бизнеса Дженни Маккеу21 и Джона Морриша22, а также авторитетного специалиста по дизайну журналов Криса Фроста23.
Что касается работ немецких исследователей, то среди них следует выделить монографию Херманна Майна (Hermann Mein) «Средства массовой информации в Германии»24. Развитию журнального рынка ФРГ и в частности журнала «Штерн» после Второй мировой войны посвящен сборник статей, составленный немецкими учёными Лутцем Хахмайстером (Lutz Hachmeister) и Фридеманном Зирингом (Friedemann Siering)25. Монография Юргена Вильке (Jürgen Wilke) «СМИ и журналистика в истории и современности»26 и исследование Клаудии Мает (Claudia Mast) «ABC Журналистики»27 явились ценным
20 Павлов Н.В., Новиков A.A. Внешняя политика ФРГ от Аденауэра до Шредера. - М, ЗАО «Московские учебники - СиДиПресс», 2005.
" Маккеу, Дженни. Все о журналах / Дженни Маккеу; науч. ред. пер. М.С. Кострюкова, Д.П. Абрикосов-
[пер. с англ. О.С. Щеголева]. - М.: Издательский дом «Университетская книга», 2012.
Морриш, Джон. Издание журнала: от идеи до воплощения / Джон Морриш; н'ауч ред пер Е M Фотьянова [пер. с англ. Д.В. Ковалёвой, Е.М. Фотмвовой]. - М.: Издательский дом «Университетская книга», 2012. г
" Фрост, Крис. Дизайн газет и журналов / Крис Фрост; науч. ред.пер. О.И. Рожнова; [пер. с англ M В Лапшинов]. - М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012.
Майн X. Средства массовой информации в Германии. - Изд. Земельный центр политического просвещения, Берлин, 2000.
V D!f Hem" Jouma>f К* Hite der deutschen Presse nach 1945. Herausgegeben von Lutz Hachmeister und Friedemann Siermg. Verlag C.H. Beck. oHG, München, 2002.
brlene2009aSSenmedÍen JOUmalÍSmUS in und Gegenwart. Gesammelte Studien. - edition lumière
" Mast, Claudia. ABC des Journalismus. Ein Leitfaden für die Redaktionsarbeit. Konstanz: UVK Verlagsgesellschaft mbH, 2008.
источником сведений о современном медиаландшафте Германии и, в частности, о положении информационных иллюстрированных еженедельников на германском медиарынке. Сборник научных статей под редакцией немецкого исследователя Михаэля Вольфа Томаса (Michael Wolf Thomas) «Портреты немецкой прессы»28 помог автору диссертации как в изучении истории издания, так и в определении перспектив развития «Штерна». Значительным подспорьем для исторического анализа процесса развития «Штерна» до 1983 г. стали труды известных журналистов и историков Херманна Шрайбера (Hermann Schreiber) «Генри Наннен. Господин «Штерна»29 и Вольфа Шнайдера (Wolf Schneider) «История Грунер унд Яр»30. В ходе анализа важнейших типологических параметров «Штерна» значительную роль сыграло исследование Беттины Калтенхойзер (Bettina Kaltehäuser) «Размышления у киоска: влияние оформления обложек политических журналов общего интереса на розничные продажи»31. Для изучения особенностей языка текстов в «Штерне» мы использовали труды немецких лингвистов Ульриха Шмитца32 (Ulrich Schmitz) и Харальда Бургера33 (Harald Burger).
В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы исследования: исторический анализ, обобщение, традиционно-описательный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, структурный анализ, лингвистический анализ, метод наблюдения. Последний метод был задействован в третьей главе, в ходе исследования динамики изменений повестки дня на сайте журнала
Thomas M.W. (Hrsg.) Porträts der deutschen Presse. - Verlag Volker Press, Berlin 1980
30 Schreiber H. Henri Nannen. Der Herr vom Stern. Wilhelm Goldman Verlag, München 2001
31 Schneider W. Die Gruner und Jahr Story. Ein Stück Deutsche Pressegeschichte. München/Zürich, 2000 Kaltenhäuser B Abstimmung^ Kiosk: Der Einfluss der Titelseitengestaltung politischer Publikumzeiischriften
auf die Emye Verkaufanlage. - Deutsche Universitäts-Verlag / GWV Fachverlage GmbH, Wiesbaden 2005
Schmitz, Ulrich Sprache in Modernen Medien. Einführung in Tatsachen und Theorien, Themen und Thesen -Erich Schmidt Verlag GmbH und Co., Berlin, 2004.
r^' Jj™ Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. -
Walter de Gruyter GmbH und Co. KG. - Berlin, 2005.
«Штерн» и процесса взаимодействия редакции с читателями в режиме онлайн.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что сведения, собранные и систематизированные в ходе исследования, позволяют уточнить научные представления об истории и современном состоянии средств массовой информации Германии, прийти к лучшему пониманию процессов функционирования и закономерностей развития германских журнальных изданий. Данные материалы могут быть использованы преподавателями вузов в учебном процессе при проведении лекций и семинаров по курсам «История зарубежной журналистики», «Современные зарубежные СМИ», «Медиасистемы», в модуле «Страноведение и медиаландшафт» (Германоязычный регион: Германия, Австрия, Швейцария и Бенилюкс), а также в рамках курсов, посвященных истории и современному развитию периодической печати ФРГ. Результаты исследования могут представлять интерес для медиатеоретиков и журналистов, которые специализируются на проблемах европейских СМИ, а также для издателей, выпускающих или планирующих выпуск аналогичных по типу журналов в России.
Эмпирическая основа работы - оригинальные печатные выпуски журнала «Штерн» за период с 1948 по 2013 гг. (выборочно), а также материалы онлайновой версии еженедельника, опубликованные в период с 2006 по 2013 гг. В процессе изучения последнего (на сегодняшний день) этапа трансформации журнала был проведен сопоставительный анализ материалов выпусков, датированных 2012 и 2013 гг. (№№ 4, 12, 42, 43 2012 г. и №№ 12, 13, 29, 30 2013 г.).
Апробация диссертации. Результаты исследования обсуждались на кафедральных и научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008 - 2013 гг.) и «Средства массовой информации в
современном мире. Молодые исследователи» (СПбГУ, 2013 г.), а также на конференциях, лекциях и семинарах в Свободном Российско-Германском институте публицистики.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Логика, структура и содержание диссертации были определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объём диссертации -211 стр.
Во введении даётся характеристика исследуемой проблемы, обосновываются актуальность темы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, формулируются проблема, гипотеза, основная цель и задачи исследования, дается характеристика теоретико-методологической и эмпирической базы. Введение также содержит информацию о степени научной разработанности темы и апробации результатов исследования.
В первой главе - «Эволюция журнала «Штерн» как типа издания» - рассматривается исторический процесс становления и развития «Штерна»: от иллюстрированного журнала, • созданного по образцу популярного американского издания «Лайф» до информационного иллюстрированного еженедельника, входящего в одну типологическую группу с германскими журналами «Шпигель» и «Фокус». В данной главе предлагается следующая периодизация исторического развития «Штерна»:
1. 1938 - 1939 гг.: недолговечное функционирование иллюстрированного журнала с аналогичным названием и логотипом в период Третьего Рейха;
2. 1948 - конец 1950-х гг.: зарождение «Штерна» под руководством Генри Наннена; первый этап эволюции, итогом которого стала смена
типологической принадлежности: журнал перестал ориентироваться на интеллектуальную молодежь, его аудитория стала более массовой и преимущественно женской;
3. Начало 1960-х - 1983 гг.: период расцвета «Штерна» под руководством Генри Наннена, постоянное расширение жанрово-тематической палитры, тираж около 2 млн. экз.;
4. 1983 г. - 2012 гг.: публикация поддельных дневников Гитлера, уход Генри Наннена из редакции, период кризиса на медиарынке;
5. 2012 - 2013 гг.: комплексная модернизация журнала, трансформация ключевых типологических параметров.
В первом параграфе - «Создание журнала «Штерн» и его генезис как типа издания» - дается краткий экскурс в историю становления и развития журнального рынка ФРГ после Второй мировой войны, а также рассказывается о формировании типологической группы информационных иллюстрированных еженедельников общего интереса, выявляются роль и место «Штерна» в системе печатных СМИ Германии второй половины XX в. Предпринимается попытка выявить совокупность факторов, способствовавших стремительному повышению популярности журнала и проследить за процессом эволюции издания в первые три десятилетия его существования. Автор приходит к заключению, что Генри Наннену в стремлении приспособиться к конкурентным условиям медиарынка удается выйти за рамки классического формата информационного иллюстрированного еженедельника. В «Штерне» конца 1950-х гг. выпуск фактически состоял из развлекательных материалов, богато иллюстрированных публикаций о моде и стиле, захватывающих историй из жизни знаменитостей; содержание журнала было ориентировано преимущественно на женскую аудиторию. Анализ последующих этапов эволюции журнала выявил следующие тенденции: в 1960-е гг. в «Штерне» был существенно усилена информационная составляющая, а в
1970-е гг. журнал «взял курс» на превращение в классический журнал новостей, аналогичный по типу «Шпигелю».
Во втором параграфе - «Штерн» после ухода Генри Наннена (1983 - 2012 гг.)» - исследуются особенности функционирования «Штерна» после ухода его создателя и идейного вдохновителя. Предпринимается попытка изучить особенности трансформации структуры и содержания номеров после скандала, связанного с публикацией поддельных дневников Гитлера, который серьезно повредил репутации издания и способствовал значительному снижению тиражей. Автор анализирует типологические особенности выпусков журнала в 1990-е гг. и на рубеже XX и XXI вв.
Вторая глава — «Типологические особенности журнала «Штерн» на современном этапе» - содержит результаты сопоставительного анализа номеров «Штерна», вышедших в свет до начала этапа активной трансформации журнала (январь - ноябрь 2012 г.), и выпусков, относящихся к периоду комплексной модернизации (март - июль 2013 г.).
В первом параграфе - «Архитектоника и дизайн номера» — исследуются характерные изменения структуры номера, особенности визуального оформления, основные принципы расположения заголовков и фотографий в период модернизации журнала.
Во втором параграфе материалы «Штерна» классифицируются согласно жанровым особенностям, выделяется ряд приоритетных для издания жанров, анализируется эволюция жанровой палитры в период модернизации журнала.
В третьем параграфе предпринимается попытка классифицировать основные темы и проблемы, освещаемые на страницах «Штерна», рассматриваются эволюционные изменения тематического наполнения выпусков на этапе модернизации. Проведенный в данном параграфе анализ позволил заключить, что
период комплексной трансформации оказал значительное влияние на тематическую палитру журнала: в частности, отмечено усиление новостной составляющей, практически нивелируемой в начале 2012 г.
Четвёртый параграф посвящен изменениям, коснувшимся языка текстов в «Штерне» на этапе модернизации. Проведен сравнительный лингвистический анализ десяти текстов в жанрах новостной заметки, информационной корреспонденции, портретного очерка, репортажа и интервью (пять из них опубликованы в номерах, вышедших в свет с января по ноябрь 2012 г., а другие пять - в период с марта по июль 2013 г.).
В пятом параграфе - «Семья «Штерна» и печатные приложения» - речь идёт о применении распространённой для медиарынка ФРГ стратегии: усиление бренда путём создания группы изданий под его «крышей». Аналогичную группу с логотипом в виде белой звезды на красном фоне, входящую в концерн «Грунер унд Яр», называют «семьей «Штерна». В данном параграфе анализируется состав этой «семьи» с определением места и роли каждого входящего в нее журнала34.
Третья глава - «Онлайн-версия «Штерна» - состоит из четырёх параграфов. В ней проводится комплексный анализ stern.de - сайта журнала «Штерн», созданного в 1995 г., рассматриваются характерные особенности его структуры и содержания, оценивается его роль в процессе развития издания.
В первом параграфе - «Структура и содержание онлайн-версии» - автор изучает основные принципы функционирования сайта stern.de, исследует особенности его архитектоники и навигации. Также предпринимается попытка изучения ракурса текущей картины событий и явлений, предлагаемом посетителю \уеЬ-представительства «Штерна».
Из 63 журналов, издаваемых «Грунер унд Яр» в Германии, в «семью «Штерна» входят шесть изданий общего интереса: «Надо» («Nido»-,™, гнездо), «Неон» («Neon»), «Вина!» («VivaTSíXw» «Гезунд Лебен» («Gesund Leben» - «Здоровая жизнь»), «ФотоФаф„ > (tfotoÄ) ( ^
Динамика изменений в рейтинге «новостей часа» на главной странице отслеживалась в течение трех дней.
Результаты анализа содержания сайта позволили заключить, что на сайте уменьшается число материалов аналитических жанров и одновременно становится больше сервисных публикаций с практическими советами, инструкциями и рецептами на все случаи жизни. Важнейшую роль в развитии онлайн-версии журнала играет развлекательный компонент. Его многообразию способствует развитие онлайновой версии «Штерна» как мультимедийного пространства: текстовые материалы сопровождаются эффектными фотогалереями, разнообразной анимационной инфографикой, видеоматериалами и каталогом компьютерных игр.
Во втором параграфе - «Взаимодействие онлайн-версии «Штерна» с аудиторией» - изучается процесс трансформации сайта издания как платформы для обмена мнениями и самовыражения пользователей.
Онлайновое пространство также рассматривается в качестве эффективного инструмента для коммуникации с аудиторией и привлечения новых читателей, в т.ч. с использованием социальных сетей. Выявлены две основные функции социальной сети Facebook.com как средства продвижения бренда «Штерна»: компенсация отсутствия на сайте stern.de опции комментирования материалов и поддержание неформального контакта с редакцией. За несколько лет существования страницы журнала на портале Facebook.com редакция «Штерна» неоднократно меняла формат общения с аудиторией. Так, была предпринята попытка полностью отказаться от текстовых публикаций и перевести общение с пользователями Фэйсбука в формат видеообращений.
В социальной сети Twitter.com, которая выполняет функцию дайджеста журнала, подписчик «Штерна» может бегло просмотреть
заголовки и лиды материалов, -которые были опубликованы на сайте несколько часов назад, и даже в предыдущие несколько дней - и, выбрав конкретную публикацию, «уйти» по ссылке на портал stern.de.
В третьем параграфе - «Социальные проекты «Штерна» -исследуется роль еженедельника «Штерн» как социального института с множеством направлений общественной деятельности и целой группой партнёров из числа крупных некоммерческих общественных организации (21 из них находятся за рубежом, 8 - в Германии). Особое внимание уделяется работе благотворительного фонда «Штерна» («Stiftung Stern»35), основанного Генри Нанненом в 1973 г. Доказывается, что одним из принципов работы журнала на современном этапе остается активное участие в общественной жизни, готовность оказывать материальную помощь нуждающимся, а также вовлекать аудиторию в масштабные просветительские акции.
В предлагаемой диссертации три приложения. В Приложении 1 собраны наглядные визуальные материалы: фотографии обложек различных выпусков, исследуемых в работе рубрик, разделов и конкретных материалов. Приложение 2 состоит из таблиц, позволяющих сопоставить тиражные показатели информационных иллюстрированных еженедельных журналов «Штерн», «Шпигель» и «Фокус». Приложение 3 выполняет функцию глоссария и содержит списки блогов на stern.de с описаниями и цитатами из некоторых записей. В него также входит список всех главных редакторов «Штерна».
Заключение. В данном исследовании была предпринята попытка дать комплексную характеристику журналу «Штерн» как представителю типологической группы информационных иллюстрированных еженедельников на различных этапах существования. В ходе работы над диссертацией была изучена история становления и функционирования
35 http://www.stern.de/stiftung/
журнала с 1948 г. до настоящего времени. На основе полученных сведений нам удалось выстроить определенную периодизацию существования «Штерна» как типа издания и выделить наиболее значимые, поворотные этапы его развития. Важным представлялось определение социально-экономических факторов, которые обусловили необходимость фундаментальной трансформации журнала, качественное изменение его ключевых типологических параметров.
На наш взгляд, результаты проведенного исследования в целом подтверждают предложенную выше гипотезу. Проект модернизации журнала, который, как уже отмечалось ранее, стартовал в середине 2012 г. и достиг кульминации в марте 2013 г., не только является одним из ключевых этапов развития «Штерна», но и указывает на новую тенденцию развития группы информационных иллюстрированных журналов Германии, формирование новой традиции в системе германской журнальной периодики.
Следует отметить, что более ранние этапы трансформации «Штерна» характеризовались преобразованием отдельных параметров: менялся шрифт заголовков, расширялась и сужалась тематическая палитра, появлялись и исчезали новые рубрики. Редакцией было предпринято немало попыток выработать уникальную систему средств и приемов презентации публикаций различной тематики и привлечения внимания читателей.
Комплексная трансформация и модернизация журнала 2012-2013 гг., на наш взгляд, явилась своеобразным итогом многолетней работы по усилению бренда издания. «Штерну» удалось создать такого рода систему, выработать новаторский подход к подаче материалов и доказать на практике его эффективность. Уникальность сегодняшнего облика и содержания журнала базируется на специфическом единстве визуального оформления и текстовой составляющей. С одной стороны, значительное повышение уровня интерактивности журнала и выработка
четкой неизменной структуры придают «Штерну» несомненное сходство с онлайновыми изданиями. С другой стороны, логика построения контента в «Штерне» в 2013 г. не ориентирована полностью на Интернет-СМИ. «Штерн» сохраняет традиции печатного издания: большое количество фотографий крупного формата, обилие эссе и очерков значительного объема, более сложный язык текстов с использованием специфических выразительных средств и пр. Следует отметить, что коммуникация с читателями в «Штерне» идет на двух уровнях: помимо выразительного текстового языка журнал активно задействует визуальный язык, язык образов, который формирует фирменный стиль издания.
Изучение единства визуального и текстового языка в «Штерне», анализ особенностей структуры, дизайна, верстки типичного выпуска, позволяют сделать некоторые выводы об изменении роли и места информационного иллюстрированного еженедельника в системе СМИ Германии. В период, когда Интернет-издания являются основным источником информации, в особенности для аудитории моложе 35 лет (отметим, что привлечь данную категорию читателей было одной из главных целей проекта модернизации «Штерна»), информационные иллюстрированные еженедельные журналы уже практически не воспринимаются читателем как источник свежих фактов об актуальных событиях и явлениях. «Штерн» является примером еженедельника, который в определенной степени выполняет функцию арт-объекта.
Об этом свидетельствует, в частности, повышенное внимание руководства издания к фотографии: редакция не просто выбирает качественные иллюстрации для очередного выпуска, а ведет активную работу по продвижению в массы искусства фотографии, представляет читателю талантливых фотографов, уделяя особое внимание молодым дарованиям. Кроме того, оригинальность верстки, то, как журнал «играет» с белым пространством на полосе, как причудливо порой
меняются ритм издания и плотность (соотношение между текстом и иллюстрациями) страниц, позволяет с большой долей вероятности утверждать: изданию, безусловно, важно, что будет читать его аудитория, но то, как выглядит материал, каким видит его читатель, имеет для «Штерна» особенное значение.
Результаты сопоставительного анализа жанрово-тематической палитры «Штерна» до начала этапа модернизации и в период его кульминации показали, что в «новой жизни» журнал охотнее и чаще опирается на мировую новостную повестку и более подробно рассказывает о том, что волнует общественность как во всем мире, так и в пределах Германии. Что касается характера освещения значимых социально-политических событий, то здесь определяющую роль играют публикации в таких жанрах как очерк, эссе, интервью. Основной формой отражения действительности в «Штерне» являются истории конкретных людей, написанные выразительным эмоциональным языком, с очевидным стремлением создать иллюзию общения с героем, будь то звезда кино, известный политик или бывший тюремный заключенный. Еще одна особенность, характерная для жанрово-тематического наполнения «Штерна» в 2013 г., - возросшее количество материалов сервисной тематики, направленных на то, чтобы помочь читателю сориентироваться в мире товаров и услуг.
Проведенное исследование также позволило нам сделать определенные выводы относительно сегодняшних читателей «Штерна». Состав аудитории журнала сегодня находится в стадии преобразования и расширения. Модернизация издания в 2013 г. направлена на то, чтобы круг читателей «Штерна» не ограничивался «Лизхен Мюллер», гражданами в возрасте от 40 лет и старше, интересы которых зачастую сводятся к собственному комфортному существованию. Сегодня журнал пытается завоевать более молодых читателей с активной жизненной позицией.
Активно способствует этому и онлайновая версия журнала, которая не является своего рода послушным сетевым зеркалом «Штерна», а предлагает читателю свой уникальный, отличающийся тематическим разнообразием контент. Как позволяют заключить результаты комплексного анализа представительства «Штерна» в Интернете, stern.de уже много лет обеспечивает комфортное и успешное существование печатной версии издания в цифровой, мультимедийной среде. На сайте «Штерна» активно рекламируются свежие выпуски, формируется и культивируется привычка аудитории к регулярному чтению традиционной формы журнала. Следует также отметить, что именно онлайновая версия создает условия для интенсивного взаимодействия «Штерна» с аудиторией, привлекая читателей к участию в социальных проектах, предлагая целый спектр разделов с высоким уровнем интерактивности и разнообразные возможности для самовыражения.
Неотъемлемой чертой современного «Штерна», как и во все периоды его существования, остается многофункциональность. Когда мы предприняли попытку определить роль и место «Штерна» в современной системе журнальной периодики Германии, а также его роль по отношению к читательской аудитории, представилось возможным присвоить журналу несколько возможных ипостасей.
Во-первых, уникальный развлекательный компонент, эмоциональный и выразительный язык текстов и оригинальный, специфический визуальный язык, существенно облегчающий коммуникацию с читателем, превращают журнал в средство для проведения досуга, могущее конкурировать не только со схожими по типу журналами, но и с телевидением, видеофильмами и прочими развлекательными медиа. Во-вторых, «Штерн» позиционирует себя в качестве друга и интересного собеседника, который способен познакомить читателя с большим количеством интересных людей и
поговорить не только об актуальных событиях и проблемах мирового значения, но и о бытовых трудностях, чувствах и семейных отношениях. В-третьих, «Штерн» по-прежнему выполняет функцию социального института. Количество благотворительных кампаний и проектов, которыми занимается фонд журнала, постоянно растет.
О дальнейших перспективах развития «Штерна» как представителя группы информационных иллюстрированных еженедельников пока судить трудно. Однако можно утверждать, что изученный нами журнал провел серьезную работу по модернизации внешнего облика и содержания, и результаты этой работы в настоящее время позволяют «Штерну» не только занимать стабильное положение на рынке журнальном рынке Германии, но и привлекать новых читателей и повышать тиражи. Следует отметить, что «Штерн» является образцом издания, которому удается поддерживать интерес общества к печатной периодике. На наш взгляд, «Штерн» способен стать одним из наиболее перспективных ориентиров для издателей, которые занимаются созданием и развитием аналогичных по типу журналов в России.
Публикации по теме диссертации:
1. Гущина А. И. Генри Наннен - создатель журнала «Штерн»//Электронный документ. - www.mediascope. - Выпуск № 1. -2012 г.// http://www.mediascope.ru/node/1030 (0,4 п.л.)
2. Гущина А.И. Аналитическое пространство в онлайн-версии журнала «Штерн»//Меди@льманах. - 2012 г. - № 2 (0,6 п.л.)
3. Гущина А.И. Особенности архитектоники номера в информационно-политических еженедельных журналах ФРГ (на примере № 1 2011 г. журнала «Штерн»)//СМИ Германоязычного региона: сборник статей германистов/под общ. ред. проф. Я.Н.
Засурского; отв. ред. и сост. проф. Г.Ф. Вороненкова. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. - С. 60 -82 (0,8 п.л.)
4. Гущина А.И. Главная страница онлайн-версии журнала «Штерн»: анализ «материалов часа»//СМИ Германоязычного региона: сборник статей германистов/под общ. ред. проф. Я.Н. Засурского; отв. ред. и сост. проф. Г.Ф. Вороненкова. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. - С. 83 - 100 (0,7 п.л.)
5. Гущина А.И. Личность на страницах немецких информационно-политических еженедельных журналов (на примере № 1 2011 г. журнала «Штерн»)//СМИ Германоязычного региона: сборник статей германистов/под общ. ред. проф. Я.Н. Засурского; отв. ред. и сост. проф. Г.Ф. Вороненкова. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. - С. 101 - 120 (0,8 п.л.)
6. Гущина (Фаизова) А.И. Особенности развития аналитического пространства в Интернет-изданиях Германии (на примере онлайн-версии журнала «Штерн»)//Материалы докладов XIX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов»/Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. [Электронный ресурс] - М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2012. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). (0,13 пл.)
7. Гущина (Фаизова) А.И. Особенности концепции журнала «Штерн»//Материалы докладов XIX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов»/Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. [Электронный ресурс] - М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). (0,13 п.л.)
8. Гущина (Фаизова) А.И. Освещение выборов в России и Германии 2008-2009 гг. в немецких иллюстрированных еженедельниках (на примере журнала «Штерн»)//Материалы докладов XIX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных
«Ломоносов»/Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. [Электронный ресурс] - М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM). (0,13 п.л.)
9. Гущина (Фаизова) А.И. Освещение российских и американских выборов 2008-2009 гг. в электронной версии немецкого журнала «Штерн»// Материалы докладов XIX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов»/Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. [Электронный ресурс] - М.: Издательство МГУ; СП МЫСЛЬ, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). (0,13 п.л.)
10. Гущина А.И. Своеобразие портретных очерков и интервью в журнале «Штерн»//Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи: Материалы XII международной конференции студентов и аспирантов (11-13 марта 2013 г.) / Под ред. М.А. Бережной; сост. Е.А. Королёв. - Спб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2013. - 608 с. (0,16 п.л.). Общий объем публикаций - 3,8 п.л.
Текст диссертации на тему ""Штерн" как тип информационного иллюстрированного еженедельного журнала"
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Факультет журналистики Кафедра истории зарубежной журналистики и литературы
На правах рукописи
04201362830
Гущина Анна Игоревна
«ШТЕРН» КАК ТИП ИНФОРМАЦИОННОГО ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО ЖУРНАЛА
Специальность 10.01.10- Журналистика
Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Г.Ф. Вороненкова
Москва-2013
Оглавление
Введение...................................................................................3
Глава I. Эволюция журнала «Штерн» как типа издания.....................................................................................15
§ 1. Создание журнала «Штерн» и его генезис как типа издания (1938 - 1983
гг.)............................................................................................................................16
§ 2. «Штерн» после ухода Генри Наннена (1983 - 2000-е гг.)....................40
Выводы к главе 1.........................................................................51
Глава II. Типологические особенности журнала «Штерн» на современном этапе......................................................................53
§ 1. Архитектоника и дизайн номера................................................65
§ 2. Жанровое своеобразие............................................................70
§ 3. Тематика и проблематика.........................................................76
§ 4. Особенности языка текстов......................................................83
§ 5. «Семья «Штерна» и печатные приложения....................................92
Выводы к главе II..............................................................................................96
Глава III. Онлайн-версия журнала «Штерн».................................97
§ 1. Структура и содержание онлайн-версии.....................................97
§ 2. Взаимодействие онлайн-версии «Штерна» с аудиторией.................113
§ 3. Социальные проекты «Штерна».................................................121
Выводы к главе III...........................................................................................127
Заключение...............................................................................129
Библиография...............................................................................133
Приложения...............................................................................152
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Реалии и перспективы функционирования печатных СМИ в условиях жесткой конкуренции на современном медиарынке - тема, которая в течение последних двух десятилетий не теряет актуальности и является предметом интереса многих исследователей. В условиях интернетизации медийной сферы, господства онлайновых СМИ, их восприятия аудиторией как основного источника информации об актуальных событиях и явлениях традиционные газеты и журналы вынуждены постоянно бороться за выживание, переосмысливать собственные концепции, находить новые средства привлечения внимания читателя.
Кроме того, место и роль бумажных изданий в современной системе СМИ во многом определяются усиливающимся процессом концентрации, такими трендами как слияние и поглощение на медиарынке. Как справедливо отмечают исследователи, владельцы растущих медиахолдингов и корпораций в стремлении превысить норму прибыли зачастую ставят финансовые интересы превыше информационных, поощряют развитие сервисной журналистики, а также стандартизацию, таблоидизацию журналистских материалов1. Эта тенденция, безусловно, оказывает специфическое влияние на облик и содержание ведущих газет и журналов с богатыми традициями и историей, к числу которых принадлежит и германский журнал «Штерн». На наш взгляд, исследование, посвященное формам и методам борьбы авторитетного бумажного издания за читателя и тиражи, его попыткам приспособиться к реалиям современного медиарынка, сегодня является актуальным. Особый интерес в этом отношении представляют информационные иллюстрированные журналы, поскольку в их распоряжении богатый и в то же время специфический «арсенал» средств подачи материалов, удержания внимания аудитории, формирования и поддержания
1 Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца XX столетия. 1995 -2000 гг.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.-С. 174-175
определенного имиджа (значительную роль играет богатство визуального компонента, находящегося в органическом единстве с текстом).
Выбор «Штерна» в качестве объекта данного исследования представляется оправданным. Этот информационный иллюстрированный еженедельный журнал много лет оправдывал свое название, считаясь «звездой» германского медиарынка и составляя достойную конкуренцию аналогичным по типу изданиям. Менее чем через двадцать лет после первого выхода в свет в 1948 г. он сумел увеличить тираж до 1,9 млн. экз. В 1970-е гг. «Штерн» успешно конкурировал с многообразием развлекательных телепрограмм, популярность которых вытеснила с рынка некоторые схожие по тематике и оформлению иллюстрированные журналы (среди них -американский «Лайф», по образцу которого был создан «Штерн», и германский «Квик», долгое время составлявший ему серьезную конкуренцию). В 1983 г. наступил переломный момент в развитии «Штерна»: многие постоянные читатели разочаровались в журнале, т.к. опубликованные на его страницах дневники Адольфа Гитлера оказались грубой подделкой. Основатель журнала Генри Наннен покинул редакцию, «Штерн» потерял солидную часть тиражей, и уже не смог вернуться к прежней славе.
В период с 1983 по 2012 гг. «Штерн» занимал определенную нишу в системе СМИ Германии; значительных изменений типологических параметров в данный период отмечено не было. Научный интерес к данной теме был во многом вызван проектом модернизации журнала, первые результаты которого читатели увидели в марте 2013 г. Произошла кардинальная перестройка важнейших типологических параметров «Штерна», остававшихся практически неизмененными в течение нескольких десятилетий, что побудило нас сформулировать следующую гипотезу. Фундаментальная трансформация «Штерна», датированная 2012-2013 гг., явилась не только попыткой найти перспективные пути развития, но и признаком формирования нового направления в современной журнальной периодике, в частности - в типологической группе информационных
иллюстрированных еженедельников общего интереса. К чему пришел «Штерн», миновав многолетний путь развития, и какую роль он играет в системе СМИ и общественной жизни Германии в настоящее время? Какое влияние на облик и содержание журнала оказал период трансформации 2012 -2013 гг. Как строится совместная деятельность печатной и онлайновой версий «Штерна»? На эти вопросы мы попытались ответить в данной работе.
Отметим, что в диссертации сознательно сделан акцент на некоторые особенно яркие, отмеченные значительными изменениями в концепции и облике журнала, периоды.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В период с 1948 по 1958 гг. произошла первая кардинальная трансформация журнала «Штерн» как типа издания. Первоначально выпущенный в августе 1948 г. еженедельник для образованной молодежи в конце 1950-х гг. приобрел абсолютно иное жанрово-тематическое наполнение, превратившись в информационно-развлекательный журнал для массовой, преимущественно женской аудитории.
2. 1960-е гг. можно характеризовать как пору расцвета «Штерна», поскольку именно в тот период его тираж увеличился до 1,9 млн. экз., а типичные выпуски были фактически перенасыщены разнообразными по жанровой принадлежности и тематике публикациями. На положение «Штерна», с одной стороны, значительно повлиял процесс концентрации на медиарынке Германии, в ходе которого журнал стал частью процветающего холдинга «Бертельсман». С другой стороны, значительную роль в продвижении бренда журнала сыграла незаурядная личность основателя и главного редактора «Штерна» Генри Наннена. Популярность издания существенно снизилась лишь в 1983 г., когда многие постоянные читатели потеряли доверие к «Штерну», узнав, что опубликованные на его страницах дневники Адольфа Гитлера на самом деле являются подделкой.
3. Обладая множеством признаков массового издания (яркие фотографии крупного формата, большой выбор развлекательных рубрик и
материалов о «звездах», ориентированных на не слишком образованного читателя и пр.), «Штерн» в то же время тяготел к регулярному освещению важнейших событий в политике и экономике, преуспел в расследовательской журналистике, и в результате зарекомендовал себя как прогрессивно-либеральный журнал, зачастую настроенный критически по отношению к власти.
4. В середине 2012 г. начался период комплексной модернизации «Штерна», который фактически не завершился до сих пор. Его результаты отразились в кардинальных изменениях ключевых типологических параметров журнала: архитектоники и дизайна номера, жанрово-тематического своеобразия, языка текстов. Одной из главных целей журнала в период модернизации 2012-2013 гг. является расширение состава аудитории, сформировавшегося в предыдущие несколько десятилетий (мужчины и женщины со средним достатком в возрасте от 40 до 49 лет), привлечение более молодых и успешных читателей.
5. Одним из следствий модернизации явилось формирование оригинальной системы приемов подачи материала, привлечения и удержания внимания читателя, основанной на специфическом взаимодействии визуального компонента и языка текстов. Современный «Штерн» интенсивно общается с читателем «образно», на языке дизайна. При этом язык текстов также отличается выразительностью, эмоциональностью, метафоричностью.
6. Сетевое представительство «Штерна» ~ сайт http://www.stern.de — эффективный инструмент продвижения бренда издания. Онлайновая редакция журнала осуществляет постоянный контакт с читателями, обеспечивая расширение целевой аудитории, а также оказывает значительное влияние на поддержание и повышение популярности печатной версии «Штерна».
Научная новизна исследования проявляется в двух аспектах. Во-первых, настоящая диссертация - первое исследование на русском языке, которое содержит не только общие сведения об историческом развитии
журнала «Штерн» и его современной типологической принадлежности, но и результаты детального комплексного анализа таких важнейших типологических особенностей издания как жанрово-тематическая палитра, структура и визуальное оформление выпуска, язык текстов. Следует отметить, что анализ вышеперечисленных явлений был проведен на базе оригинального эмпирического материала, и в ходе исследования автору удалось уточнить научные представления о специфике освещения важнейших событий социально-политической жизни Германии на страницах одного из ведущих журнальных изданий, а также об особенностях фирменного стиля «Штерна».
Во-вторых, российскими медиатеоретиками пока не был изучен последний этап трансформации «Штерна», который начался в 2012 г. под руководством заместителя главного редактора Доминика Вихманна, впоследствии был ознаменован его переходом на должность главного редактора и фактически не завершился до сих пор. Данный этап позволяет характеризовать «Штерн» как тип информационного иллюстрированного журнала с оригинальным сценарием развития, который, на наш взгляд, указывает на некоторые значимые тенденции в развитии журнальной периодики Германии и печатной прессы в целом.
Цель настоящего исследования - комплексная характеристика журнала «Штерн» как представителя типологической группы информационных иллюстрированных еженедельников общего интереса на различных этапах существования, определение его места и роли в системе современных журнальных изданий Германии.
Для достижения данной цели в ходе исследования предполагается выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть процесс эволюции «Штерна» как типа информационного иллюстрированного журнала в период с 1948 по 2000-е гг.;
2. Выявить ключевые периоды исторического становления и развития «Штерна»;
3. Изучить важнейшие типологические параметры «Штерна» на этапе комплексной трансформации (модернизации) 2012-2013 гг.:
- архитектоника и дизайн выпуска
- жанрово-тематическая палитра
- язык текстов;
4. Дать характеристику текущим результатам трансформации «Штерна» (на основе анализа выпусков за период ноябрь 2012 г. - июль 2013
г.);
5. Проанализировать структуру и содержание онлайновой версии «Штерна» (http://www.stem.de) и исследовать ее функции по отношению к печатной версии издания в контексте трансформации (модернизации) 20122013 гг.;
6. Изучить основные направления деятельности журнала «Штерн» как социального института.
Объект исследования - германский информационный иллюстрированный еженедельный журнал «Штерн». Предметом исследования является процесс развития и трансформации издания на различных этапах существования, его становление и функционирование в контексте типологической принадлежности.
Состояние и степень научной разработанности темы. Последними и наиболее актуальными работами, посвященными особенностям функционирования и развития еженедельников общего интереса в Германии, являются диссертация Е.В. Черненко на тему «Образ постсоветской России в немецком еженедельном иллюстрированном журнале «Шпигель»2 и исследование Л.В. Санковой «Фокус» в системе журналов общего интереса Германии (анализ концепции и контента)»3. Поскольку «Штерн» был создан по образцу одного из популярных еженедельников США, важную роль в
2 Черненко Е.В. Образ постсоветской России в немецком еженедельном иллюстрированном журнале «Шпигель»: Автореферат дис. 7.00.09. - историография, источниковедение и методы исторического исследования
3 Санкова Л.В. «Фокус» в системе новостных иллюстрированных еженедельников Германии (анализ концепции и контента): Канд. дис. 10.01.10. -журналистика. М., 2010.
8
работе над диссертацией также сыграло изучение трудов A.JI. Коровиной, Г.А. Головановой и А.Н. Бурмистенко, посвященных типологическим особенностям американских журналов4.
В детальном изучении исторического процесса создания и развития журнала автору помогла монография учёного-германиста Ю.Я. Орлова «Печать ФРГ»5. Из нее удалось почерпнуть множество фактов об эволюции концерна «Грунер унд Яр» и становлении «Штерна» как коммерческого предприятия. Неоценимую помощь в изучении развития журнала на современном этапе оказали работы профессора Г.Ф. Вороненковой: монография «Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (национальное своеобразие средств массовой информации Германии)»6 и учебно-методическое пособие «СМИ в XX веке:
п
крутые виражи истории» . Уточнению и расширению научных представлений о современной ситуации на рынке периодических изданий Германии помогло исследование A.A. Литвиненко «Газеты Германии в XXI веке: от кризиса к модернизации»8.
Более основательной разработке темы способствовало изучение исследований Я.Н. Засурского9, Е.Ч. Андрунас, С.И. Беглова10, Е.Л. Вартановой п, Л.В. Шарончиковой12, а также трудов М.И. Лукиной13, Г.Г.
4 Бурмистенко А.Н. Американский информационный еженедельник «Тайм» как тип пропагандистского издания. -Автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - 7.00.10., История науки и техники (история журналистики). - М., 1973; Голованова Г.А. Американский журнал «Ридерс Дайджест» как тип пропагандистского издания и его место в системе массовых буржуазных журналов США. - Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 1970; Коровина А.Л. Американский буржуазный еженедельник «Пэрейд» как тип массового пропагандистского издания. -Автореф. дис. на соискание учёной степени кандидата филологических наук. - М., 1978
5 Орлов Ю.Я. Печать ФРГ. - М.: Издательство Московского университета, 1970
6 Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Издательство Московского университета, 2011. 640 с.
7 Вороненкова Г.Ф. СМИ в XX веке: крутые виражи истории. Учебно-методическое пособие. М., факультет журналистики МГУ, 2008. - 140 с.
8 Литвиненко A.A. Газеты Германии в XXI веке: от кризиса к модернизации. M.: Товарищество научных изданий KMK, 2011.-171 с.
9 Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика 1990-2007. - M.: изд. МГУ, 2007
10 Беглов С.И. Четвёртая власть: британская модель. - M.: изд. МГУ, 2002
" Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - M.: Аспект Пресс, 2003
12 Шарончикова Л.В. Пресса Франции в меняющемся мире (1944-2004 гг.). - M.: изд. РИЦ ИСПИ РАН, 2007
13 Лукина М.И. Технология интервью. Учебное пособие. - M.: Аспект Пресс, 2005
Щепиловой14, A.A. Тертычного15, М.И. Макеенко16. Теоретическим подспорьем в ходе анализа типологических характеристик немецких иллюстрированных журналов стал коллективный труд российских медиатеоретиков «Типология периодической печати» под ред. М.В.
17 18
Шкондина и JI.JI. Реснянской , некоторые исследования М.В. Шкондина , посвященные типологии газет и журналов в российской медиасистеме, а также работа М.И. Шостак «�