автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова на петербургской сцене XIX - XX веков
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова на петербургской сцене XIX - XX веков"
На правах рукописи
Баканова Людмила Николаевна
«СНЕГУРОЧКА» Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА НА ПЕТЕРБУРГСКОЙ СЦЕНЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ: ДИНАМИКА РЕЖИССЕРСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
Специальность 17.00.01 - Театральное искусство
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
13 МАЯ 2015
Санкт-Петербург 2015
005569002
Работа выполнена на секторе театра Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Российский институт истории искусств»
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения Третьякова Елена Всеволодовна
Официальные оппоненты:
Злотникова Татьяна Семеновна, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры культурологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского».
Плахотина Татьяна Юрьевна, кандидат искусствоведения, ведущий редактор литературно-драматургической части Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского - Михайловский театр».
Ведущая организация:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова».
Защита состоится «28» мая 2015 г. в 17 час. на заседании диссертационного совета Д 210.017.01 в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства по адресу: 191028, г. Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 35, ауд. 512.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (Моховая ул., д. 34).
Автореферат разослан «2% 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор искусствоведения —. Некрасова И. А.
Начало XXI в. отмечено пристальным вниманием к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» со стороны отечественных режиссеров. Спектакли Д. Белова (2002, Москва), В. Раку (2002, Москва), А. Галибина (2004, Санкт-Петербург), Б. Морозова (Уфа, 2005), А. Степанюка (2006, Екатеринбург), И. Габитова (2012, Санкт-Петербург), В. Заржецкого (2013, Санкт-Петербург) показали, что сказочная, лирическая, поэтическая опера Римско-го-Корсакова ставит ряд специфических и общих для искусства музыкального театра проблем. Это принципы подхода к подобного рода материалу, приемы совершенствования режиссерской палитры, вопросы саморазвития театра, его реакции на эстетические запросы времени. Вместе с тем очевидно, что проблемы режиссерской интерпретации «Снегурочки» и ее зрительского восприятия обусловлены во многом недостаточным знанием сценической истории оперы. Специальные исследования на данную тему отсутствуют, отчего современные прочтения, предлагаемые театрами, лишаются фундамента традиции.
Одна из причин такого невнимания к «Снегурочке» со стороны отечественного театроведения кроется в укоренившемся мнении, что любимое произведение Римского-Корсакова, выражающее его творческое кредо и обладающее высочайшими художественными качествами, так и не получило достойного сценического воплощения. И постановки этой оперы Х1Х-ХХ вв. якобы явились лишь эмпирическими ступенями к созданию образцовых режиссерских работ, составивших так называемый золотой фонд оперной классики. Также отсутствие интереса театроведов к сценическим версиям «весенней сказки», с ее отвлеченно-фантастическим, идейно-нейтральным сюжетом, обусловлено якобы недостаточной актуальностью, второстепенной ролью в культурном континууме.
Накануне московской премьеры 2002 г. И. А. Коткина в обзорной статье1 предприняла попытку проследить и проанализировать историю постановок «весенней сказки» в Большом театре (А. И. Барцапа-1893, В. А. Лосского -1911, Н. С. Домбровского -1943, Б. А. Покровского - 1954, Б. И. Равенских- 1978). Издание к спектаклю 2004 г. А. Галибина2 содержало лишь перечень, хотя
1 Коткина И. А. Редкие улыбки Снегурочки. Опера Римского-Корсакова на сцене Большого театра // Н. А. Римский-Корсаков. «Снегурочка» [Постановка 2002 года: материалы к спектаклю]. М., 2002. С. 32-40.
2 «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Мариинского театра // «Снегурочка» [Текст]: [весенняя сказка в 4 д. с прологом: материалы к спектаклю]. СПб., 2004. С. 12—15.
и достаточно подробный, версий Мариинской сцены (О. О. Па-лечека- 1898, 1905, В. Э. Мейерхольда - 1917, П. С. Оленина-1923). На самом деле обращение к «Снегурочке» в Петербурге было более интенсивным, поскольку она ставилась не только в казенном императорском, но и в частных театрах, а затем и в Малом оперном. Но эти версии были незаслуженно забыты, хотя именно они задавали тон в динамике постановочных концепций «весенней сказки».
Диссертация посвящена восстановлению истории постановок «Снегурочки» в театрах Петербурга - Ленинграда, где были созданы наиболее существенные для жизни произведения в искусстве интерпретации. Это работы выдающихся режиссеров, чьи имена стали знаковыми для русской оперной сцены: О. О. Палечека (Мариинский театр, 1898, 1905), А. А. Санина (Народный дом, 1910), И. М. Лапицкого (ТМД, 1914), В. Э. Мейерхольда (Мариинский театр, 1917), Н. В. Смолича (МАЛЕГОТ, 1928), А. Н. Киреева (Малый оперный театр, 1947). Каждый из них в многоплановости произведения Н. А. Римского-Корсако-ва - А. Н. Островского находил близкий себе пласт: сказочную фанта-стику, лирическую поэзию, народно-обрядовую стихию. И именно эта многоплановость явилась благодатной почвой для творческого экспериментирования, поиска собственного стиля, режиссерских принципов и методов, имевших целью создание оперного спектакля, свободного от штампов, основанного на сценическом ансамбле и содержательном соединении всех компонентов музыкально-театрального зрелища.
Исследование охватывает период времени с 1882 (первая постановка в Мариинском театре) по 1947 г. Спектакль А. Н. Киреева явился рубежным в сценической истории «Снегурочки», так как последующие возобновления, 1958 (Киреев) и 1979 гг. (Т. М. Смирнова), не внесли кардинальных изменений в ее интерпретацию, а в переходные 1980-90-е «весенняя сказка» оказалась невостребованной и более двадцати лет не появлялась на сценах Ленинграда - Санкт-Петербурга.
В диссертации предпринята попытка с позиций современного театроведения проанализировать художественные и сценические особенности «Снегурочки» Островского и Римского-Корсакова. Также на основе обнаруженных архивных документов и материалов периодической печати реконструировать исторические оперные постановки как систему связей пространственных и времен-
ных частей, определить тип отношений и способ взаимодействия режиссера, дирижера, художника, актера и зрителя. Каждый спектакль рассмотрен в культурно-эстетическом контексте своего времени, сквозь призму становления отечественной режиссуры, оперной и драматической. Такой комплексный подход позволяет объективно определить место и значение петербургских постановок «весенней сказки» в истории русского музыкального театра и существенно расширить наши знания о векторах его развития.
Актуальность темы исследования обусловлена требованиями современной театральной практики, сходной по своей активности обращения к «Снегурочке» и по экспериментальному, порой эпатирующему, характеру ее прочтения с ситуацией конца
XIX - середины XX в. В связи с этим в отечественном театроведении назрела необходимость пересмотреть устаревшие представления о неполноценности, несамостоятельности версий той поры, заполнить существующие до наших дней лакуны в истории оперной режиссуры.
Объект исследования - отечественный оперный театр XIX-
XX вв.
Предмет исследования - сценическая история «Снегурочки» Н. А. Римского-Корсакова на петербургской - ленинградской сцене; спектакли О. О. Палечека, А. А. Санина, И. М. Лапицкого, В. Э. Мейерхольда, Н. В. Смолича, А. Н. Киреева.
Цель научной работы - воссоздать историю постановок «весенней сказки», определить их роль и значение в становлении и развитии русской оперной режиссуры, в истории отечественного музыкального театра в целом.
В качестве задач исследования выдвигаются следующие:
1. Определить особенности данной оперы с точки зрения заложенных в ней принципов театра Римского-Корсакова, с которыми приходится сталкиваться постановщикам.
2. Реконструировать спектакли О. О. Палечека, А. А. Санина, И. М. Лапицкого, В. Э. Мейерхольда, Н. В. Смолича, А. Н. Киреева, так и оставшиеся не зафиксированными в истории театра, на основе материалов прессы каждого конкретного времени и архивных документов.
4. Выявить в интерпретациях «весенней сказки» черты господствующих эстетических тенденций и художественных стилей того или иного времени, определить внутри общих процессов
авторскую индивидуальность и режиссерский метод каждого постановщика.
5. Проследить динамику сценических концепций «Снегурочки».
Методологическая база. Исследование проводилось на основе методов изучения драматургии и спектакля, выработанных ленинградской-петербургской театроведческой школой. В связи со спецификой предмета (оперный театр) также были использованы методы изучения музыкальной драматургии. Контекстуальный подход в рассмотрении явлений основывался на классических методах изучения истории искусства - сравнительно-историческом и культурно-историческом.
Научная новизна. Для исследователей русского оперного театра постановочная сфера все еще остается на периферии внимания. Крайне редки работы, рассматривающие сценическую историю произведений. Театральная биография «Снегурочки» впервые стала предметом научного осмысления. Для реконструкции петербургских спектаклей, большая часть из которых находилась в забвении, было собрано большое количество архивных документов и материалов периодической печати, прежде не востребованных историками оперного театра и теперь вводимых в научный оборот. Важен также новый аналитический взгляд на динамику постановочных концепций «весенней сказки» в контексте развития отечественной режиссуры, музыкального театра и культуры в целом на протяжении большого исторического периода.
Теоретической базой диссертации явились
- научные труды по теории театра и драмы Ю. М. Барбоя, Б. О. Костелянца, С. В. Владимирова3;
- исследования историков драматического и оперного театра: Н. С. Пивоваровой, В. И. Максимова, Л. С. Овэс, А. А. Гозенпуда, Б. В. Асафьева, М. Л. Мугинштейна4;
3 Барбой Ю. М. К теории театра. СПб., 2008; Костелянец Б. О. Драма и действие. Лекции по теории драмы. М., 2007; Владимиров С. В. Действие в драме. 2-е изд., доп. СПб., 2007.
4 Пивоварова Н. С. История русского драматического театра от его истоков до конца XX века. М., 2011; Максимов В. И. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма. Трагические формы в театре XX века. СПб., 2014; Асафьев Б. В. Об опере: Избранные статьи. Л.,
— работы, посвященные фундаментальным проблемам культуры конца XIX - первых десятилетий XX в.: Р. Вагнера, Ф. Ницше, В. С. Соловьева, А. Ф. Лосева, Н. А. Бердяева, Е. Г. Трубец-ковой5 и др.
Литературу вопроса можно разделить по направлениям: 1) искусствоведческий анализ оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»; 2) сценические воплощения произведения; 3) персоналии.
1. Оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова неоднократно становилось предметом изучения отечественных искусствоведов. Их исследования в большинстве случаев относятся к области музыкознания. Но А. А. Гозенпуд, описывая работу композитора над оперным либретто, и А. И. Кандинский, изучавший образную сферу произведений Римского-Корсакова, отмечали черты его сценического видения, нередко становясь на позиции театроведения. В фундаментальном издании 1953 г., вышедшем к юбилею Римского-Корсакова, и Кандинский, и Гозенпуд, а в первую очередь Д. Б. Кабалевский6 настаивали на приверженности композитора к реалистической школе. Однако в работах Б. В. Асафьева, А. В. Оссовского, И. И. Лапшина7, рассматривавших образный
1976; Художники сцены. СПб., 2004; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX в. 1873-1889. Л., 1973; Егоже. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. Л., 1975; Мугинштейн М. Л. Хроника мировой оперы, 1600-2000: в 3 кн. Кн. 2. Хроника мировой оперы, 18511900. Екатеринбург, 2012.
5 Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978; Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб., 2005; Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991; Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 2008; Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: в 2 т. Т. 2. М„ 1994; Трубецкова Е. Г. Распад форм и/или рождение новой эстетической парадигмы? // Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы XX века: Антология. М., 2003. С. 33-46.
6 Гозенпуд А. А. Из наблюдений над творческим процессом Римского-Корсакова // Римский-Корсаков: исследования, материалы, письма: в 2 т. М., 1953. Т. 1. С. 145-251; Кандинский А. И. О музыкальных характеристиках в творчестве Римского-Корсакова 90-х годов // Там же. С. 79-144; Кабалевский Д. Б. Римский-Корсаков и модернизм // Там же. С. 17-78.
7 Асафьев Б. В. Н. А. Римский-Корсаков. 1844-1944 // Асафьев Б. В. Избранные труды: в 5 т. М., 1954. Т. 3. С. 171-224; Его же (Глебов И.). Римский-Корсагав. Опыт характеристики. Пг., 1922; Оссовский А. В.
мир опер Римского-Корсакова с философско-эстетической точки зрения, отмечалась символистская сущность его мироощущения. На этом же настаивают современные исследователи И. А. Сквор-цова и М. Л. Мугинштейн8, находя черты стиля модерн в творчестве композитора. Его стремление к синтезу искусств привело к созданию музыкальной драмы, отличной от концепции Р. Вагнера, что отмечал сам Римский-Корсаков. И первым ее образцом, по форме и по содержанию, стала «Снегурочка»9.
Эту оперу нельзя рассматривать' в отрьюе от пьесы А. Н. Островского. Труды Н. П. Кашина, Ю. В. Лебедева, Т. К. Шах-Азизовой10 посвящены истории создания «весенней сказки», ее фольклорным истокам и непростой сценической судьбе. Процесс трансформации драмы в оперу, сказки в миф зафиксирован в исследованиях Е. А. Ручьевской и А. Ф. Некрыловой11.
Н. А. Римский-Корсаков (некролог)// ОссовскийА. В. Музыкально-критические статьи (1894-1912). Л., 1971. С. 279-283Лапшин И. И. Н. А. Римский-Корсаков // Неизданный Иван Лапшин. СПб., 2006. С. 141-215.
8 Скворцова И. А. Новые стилевые веяния в эпоху Римского-Корсакова. Стиль модерн // Наследие Н. А. Римского-Корсакова в русской культуре. К 100-летию со дня смерти композитора. М., 2009. С. 167-175; Мугинштейн М. Л. «Снегурочка» // Хроника мировой оперы, 1851-1900. С. 260-263.
9 Римский-Корсаков Н. А. Вагнер и Даргомыжский. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма // Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки (1869-1907). СПб., 1911. С. 143-165; Его же. Снегурочка - весенняя сказка (Тематический разбор) // Там же. С. 181-200.
10 Кашин Н. П. «Снегурочка». Весенняя сказка в 4 д. с Прологом А. Н. Островского (Опыт изучения) // Всесоюзная б-ка им. Ленина. Труды. Сборник IV. М., 1939. С. 69-101; Лебедев Ю. В. К сценической истории «Снегурочки» А. Н. Островского // А. Н. Островский и русская литература. Кострома, 1974. С. 78-82; Шах-Азизова Т. К. Реальность и фантазия: «Снегурочка» А. Н. Островского и ее судьба в русском искусстве последней трети XIX и начала XX века // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века: Идейные принципы. Структурные особенности. М., 1982. С. 219-263.
11 Ручьевская Е. А. Руслан Глинки. Тристан Вагнера. Снегурочка Рим-с ко го-Корсакова: Стиль. Драматургия. Слово и музыка. СПб., 2002; Некрылова А. Ф. Фольклорные элементы «Снегурочки» // Петербургский театральный журнал. 2004. № 3. С. 134-137.
2. Если о первой постановке «Снегурочки» в 1882 г. на Ма-риинской сцене достаточно подробно написано в исследовательских трудах А. А. Гозенпуда по истории русского оперного театра12, то о последующих версиях имеются лишь разрозненные и, в основном, краткие сведения. Статьи Б. В. Асафьева13, который внимательно следил за сценической жизнью этой оперы, раскрывают, главным образом, эстетические воззрения композитора, образную и музыкальную суть самого произведения и довольно скупо характеризуют спектакли. Г. Д. Исаханов14, рассказывая о И. М. Лапицком в проблемной статье, посвященной оперной режиссуре, лишь мельком упоминает «Снегурочку». Об этой версии ТМД фрагментарно сообщается в монографии Р. В. Арабаджиу15. В объемном труде Н. М. Кинкулькиной16 о жизни и творчестве А. А. Санина «весенняя сказка» представлена как одно из звеньев в длинной цепи его спектаклей. О постановке 1917 г. в Мариин-ском театре только И. Д. Гликман17 кратко упоминает в своей исследовательской работе, посвященной В. Э. Мейерхольду. Сценические версии «Снегурочки» советской поры в театроведческих трудах вообще не рассматриваются.
3. Среди исследовательских жанров в области оперного театра самыми популярными остаются персоналии. Именно в работах, посвященных творческим портретам режиссеров, дирижеров, артистов, художников, можно получить представление об их стиле и методе работы, о способе существования в роли, а порой найти информацию о спектакле. Так, в монографиях Н. Д. Волкова и А. К. Гладкова18 о В. Э. Мейерхольде, В. Киселева и Е. В. Третьяковой19 о Н. В. Смоличе, М. Д. Слуцкой об А. Н. Ки-
12 Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX в. 1873-1889; Его же. Русский оперный театр между двух революции 1905-1917.
13 Асафьев Б. В. «Снегурочка» (Академический театр оперы и балета) // Асафьев Б. В. Об опере: Избранные статьи. С. 166-168.
14 Исаханов Г. Д. Далекое близкое. Призрак оперного режиссера // Театр. 2007. № 30 (декабрь). С. 134-152.
15 Арабаджиу Р. В. Судьба примадонны. Кишинев, 1989.
16 Кинкулькина Н. М. Александр Санин: Жизнь и творчество. М., 2001.
17 Гликман И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр. Л., 1989.
18 Валков Н. Д. Мейерхольд: Материалы к биографии. В 2 т. М.; Л., 1929. Т. 1; Гладков А. К. Мейерхольд. В 2 т. М., 1990.
19 Киселев В. Николай Васильевич Смолич // Мастера Большого театра: Народные артисты СССР. М., 1976. С. 272-283; Третьякова Е. В.
рееве20 представлены многочисленные материалы о творческой биографии режиссеров, отражены их постановочные искания и художественные принципы. Но о «Снегурочке» в этих работах не упоминается, в отличие от исследований Н. М. Растопчиной о Ф. М. Блуменфельде и Р. И. Власовой о К. А. Коровине21, где этому произведению уделяется достаточно внимания, поскольку работа и дирижера, и художника над «весенней сказкой» стала событием не только в их собственной сценической практике, но и в истории оперного театра.
Самыми информационно насыщенными являются актерские персоналии. А. П. Григорьева, рассказывая о Е. К. Мравиной, очень подробно описывает исполнение ею роли Снегурочки и, в то же время, категорически отрицает заслуги постановщика О. О. Палечека. Наоборот, А. А. Гозенпуд, указывая на уникальность Берендея И. В. Ершова, отмечает уважительное отношение артиста к «учителю сцены». В очерке о жизни и деятельности П. 3. Андреева Д. Н. Лебедев подчеркивает значение образа Мизгиря в творческой эволюции певца, исполнявшего эту партию в разных режиссерских версиях. В. М. Богданов-Березовский видит причину успеха спектакля А. Н. Киреева в блестящей, психологически проработанной трактовке роли главной героини Т. Н. Лавровой22.
Материал научной работы составили мемуарные издания, дневники, письма, речи автора оперы, создателей, участников и свидетелей ее сценических воплощений23. Основное внимание
Н. В. Смолич - главный режиссер МАЛЕГОТа // Оперная режиссура: история и современность. СПб., 2000. С. 121-150.
20 Слуцкая М. Д. А. Н. Киреев. Заметки к творческой биографии // Оперная режиссура: история и современность. С. 168-174.
21 Ростопчина Н. М. Ф. М. Блуменфельд. Монографический очерк. Л., 1975; Власова Р. И. Константин Коровин. Л., 1969.
22 Григорьева А. П. Е. К. Мравина. Материалы к биографии. М., 1970; Гозенпуд А. А. Иван Ершов. Жизнь и сценическая деятельность. Л., 1986; Лебедев Д. Н. Павел Захарович Андреев: Очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1971; Богданов-Березовский В. М. Т. Н. Лаврова. Л., 1950.
23 Ршккий-Корсаков //. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1980; Направник В. Э. Э. Ф. Направник и его современники. Л., 1991; Теля-ковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1903-1906. Санкт-Петербург. М., 2006; Левик С. Ю. Записки оперного певца. М.,
было уделено поиску и анализу статей в периодической печати, архивных материалов: документов, режиссерских планов, фотографий, афиш.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в курсах лекций по истории русского театра XIX-XX вв., положены в основу дальнейших научных работ по истории отечественного музыкального театра, применены в практической деятельности постановщиков.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были представлены на V Всероссийской научно-практической конференции «Современное искусство в контексте глобализации» (2012, Санкт-Петербург); международном форуме «От русского "Серебряного века" к "Новому Ренессансу"» (2012, Санкт-Петербург); международной научной конференции «Документирование театрального наследия», посвященной 90-летию Российской государственной библиотеки искусств (2012, Москва); Всероссийской научно-методической конференции «STUDIUM: педагогика высшей школы» (2013, Санкт-Петербург); научной конференции к 190-летию со дня рождения А. Н. Островского (2013, Санкт-Петербург); аспирантской конференции «Произведение искусства и адресат: принципы взаимодействия» (2013, Санкт-Петербург); одиннадцатых Международных научных чтениях «Театральная книга между прошлым и будущим» (2014, Москва).
Обсуждение диссертационного исследования проходило на заседаниях сектора театра Российского института истории искусств.
Структура. Диссертация состоит из введения, пяти гнав, заключения, списка литературы (206 наименований). Общий объем диссертации составляет 209 страниц.
Во введении обосновывается актуальность и новизна темы, ее научная и практическая значимость, формулируются цели и задачи исследования, определяется методология.
1962; Его же. Четверть века в опере. М., 1970; Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896-1939. М., 1976; ПохитоновД. И. Из прошлого русской оперы. Л., 1949; Санин А. А. Переписка. Статьи. Воспоминания. М., 2002; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. Л., 1984.
Глава первая. Философско-эстетические основы и драматургические особенности «Снегурочки» А. Н. Островского и Н. А. Римского-Корсакова. Премьера 1882 года.
Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1881) по одноименной пьесе А. Н. Островского (1872) явилась, по мнению Б. В. Асафьева, «откровением, и как литературное и как музыкальное произведение»24. В сфере ее образов и смыслов отразились не только авторские мировоззренческие позиции, но и настроения, философские взгляды, эстетические и этические идеалы, господствовавшие во второй половине XIX в. в России и в Европе. Интерес к национальной истории и традициям, преклонение перед природой, культ красоты, любви, гармонии, явившиеся результатом поиска первооснов мира, привели к популярности пантеистических, языческих настроений и вызвали стремление к мифологическому, космическому обобщению.
А. Ф. Некрылова определяет сюжет «Снегурочки» как «чистой воды мифологию, увиденную сквозь толщу веков, понятую и обработанную художниками XIX столетия»25. А. Н. Островский в «весенней сказке», с одной стороны, как бы подытоживал наблюдения и размышления, заключенные в созданных им до 1872 г. исторических драмах. С другой стороны, драматург-бытописатель в этой пьесе встал на путь поэтического мифотворчества. «Снегурочка» -мечта об идеальном миропорядке, для поддержания которого необходима жертва: героиня, олицетворявшая девственное целомудрие, должна была погибнуть от «горячего сердца», от «огня любви». Противопоставление языческого духа христианству Т. В. Москвина назвала одним из конфликтов творчества писателя26.
Н. А. Римский-Корсаков, не сразу оценивший и осознавший мифологическую подоплеку пьесы, во втором прочтении проникся пантеистическими настроениями Островского и в созданной одноименной опере усилил направленность жанра, по словам Е. А. Ручьевской, «в сторону эпоса, обряда, мифа»27. Компози-
24 Асафьев Б. В. «Снегурочка» в Большом театре II Асафьев Б. В. Об опере. Избранные статьи. С. 164.
25 Некрылова А. Ф. Фольклорные элементы «Снегурочки». С. 134.
26 Москвина Т. В. Бог в творчестве А. Н. Островского. Христос и Ярило. Эволюция религиозных мотивов от «Семейной картины» до «Грозы» И http://seance.rU/n/14/kniga-v-zhurnale. 9 сентября 2013 г.
27 Ручьевская Е. А. Руслан Глинки. Тристан Вагнера. Снегурочка Рим-ского-Корсакова: Стиль. Драматургия. Слово и музыка. С. 232.
тор, автор и соавтор либретто своих 15 опер, с разрешения драматурга убрал описательные длинноты, облегчил многосложный стих, сократил бытовые элементы, сведя до минимума социальную проблематику, усилил драматургическую функцию хора. Римский-Корсаков представил жизненный уклад берендеев как непрерывный обряд заклинания природы - от проводов Масленицы до встречи Ярилы-Солнца. Действующие лица - не столько реальные или сказочные персонажи, сколько носители мифологической идеи, образы-символы. Музыкальная драматургия оперы построена на постоянном балансировании между фантастикой и реальностью, между «очеловеченной» природой и утопическим миропорядком страны берендеев. В «Снегурочке» явлена, как выразился А. Ф. Лосев, высшая степень гармонии личности с миром - так называемое «музыкальное ощущение любви и природы», где нет «грани между космическим и реально-человеческим»28.
Стремление к полному слиянию музыки и текста привели Римского-Корсакова, подобно Вагнеру, к поиску новых сценических средств и форм, к синтезу искусств. Оставив в «Снегурочке» номерную структуру, композитор добился сквозного действия путем широкого применения лейтмотивов не только в оркестровой ткани, но и, в отличие от Вагнера, в вокальных партиях. Благодаря непрерывному тематическому развитию, отражающему психологическую трансформацию героев, а также общему движению к солнцу и теплу, «несценичная» «весенняя сказка» Островского, первоначально задуманная как феерия и совмещавшая в себе речи, пение и пляски, преобразилась в музыкальную драму.
В «Снегурочке» проявились характерные черты драматургии и театрального видения композитора: лирико-эпический склад мышления, сдержанность, уравновешенность общего действия, спокойное чередование эпизодов, отсутствие острых столкновений, отказ от внешнего драматизма и эффектов, сосредоточение на внутренней жизни героев. Это произведение, как и другие оперы Римского-Корсакова, представляет собой многоплановую композицию, где лирические линии отдельных действующих лиц, построенные на психологической разработке, органически
28 Лосев А. Ф. О музыкальном ощущении любви и природы (Ктридцати-пятилетию «Снегурочки» Римского-Корсакова) // Музыка. 1916. № 252 (2 апреля). С. 211,216.
переплетаются с музыкальными картинами природы и народного обрядового быта. По мнению А. И. Кандинского, подобное стремление к многостороннему воплощению сюжета указывает на приверженность Римского-Корсакова к русскому реалистическому искусству29. Однако специфика содержания, настроений, чувствований и образов «Снегурочки» характерна для эстетики театра символизма в эпоху модерна. Это и тема весны, связанная с пробуждением, обновлением, и роковое предчувствие гибели, и любовное томление, превращающееся, как выразился М. Л. Му-гинштейн, в «языческий гимн эросу»30. Это и особое ощущение времени - тяготение к статике, проявившееся, по выражению Б. В. Асафьева, в длительной «весеннести»31 (действие в опере, в отличие от драмы, захватывает лишь самое начало лета).
В своей концепции музыкальной драмы, основанной на синтезе искусств, Римский-Корсаков, не умаляя значения слова, настаивал на приоритете музыки. В момент создания «Снегурочки» визуальная часть его мало занимала. Однако композитору была свойственна популярная на рубеже Х1Х-ХХ вв. синестезия, сказавшаяся в хрупкой, прозрачной оркестровке «весенней сказки», в «звукосозерцании»32, передающем дрожание воздуха, пение птиц, благоухание цветов; в широком использовании тонально-цветовой палитры. Рассматривая «весеннюю сказку» с точки зрения этого особого способа чувственного переживания, А. Ф. Лосев находил в музыке оперы «скульптурность, живописность, архитектурность»33, что указывало на необходимость при сценическом воплощении «Снегурочки» равноценного участия декорационной составляющей.
Но Императорский театр 1880-х гг. был не готов понять и оценить глубину смыслов, подтекстов, стилистики музыкальной драмы Римского-Корсакова. «Снегурочка» 1882 г. оказалась первым оперным спектаклем при новом директоре императорских
29 Кандинский А. И. О музыкальных характеристиках в творчестве Римского-Корсакова 90-х годов. С. 80.
30 Мугинштейн М. Л. Хроника мировой оперы. 1851-1900. С. 261.
31 Асафьев Б. В. «Снегурочка» (Весенняя сказка) // Асафьев Б. В. Об опере: Избранные статьи. С. 171.
32 Римский-Корсаков Н. А. Снегурочка - весенняя сказка (Тематический разбор). С. 200.
33 Лосев А. Ф. О музыкальном ощущении любви и природы. С. 202.
театров И. А. Всеволожском, поклоннике французского театра и особенно балета. Он сам занимался художественно-концептуальной частью, поскольку в тот период в обязанности режиссера (Г. П. Кондратьев) входило лишь управление артистами хора и массовки. Опера была поставлена в жанре господствовавшей в то время волшебной феерии с использованием типичных приемов эклектики. Специально написанные декорации М. А. Шишкова и М. И. Бочарова не соответствовали характеру музыки и национальным традициям, так же как и костюмы. Автор эскизов М. К. Клодт одел героев Древней Руси в экзотические наряды скифов, скопированные с ваз в Эрмитаже. При этом некоторые действующие лица выступали в греческих туниках и средневековых костюмах. В неудачных, по мнению критики, балетных номерах (постановщик А. Н. Богданов), призванных усилить фееричность «Снегурочки», было задействовано большое количество танцоров и введены дополнительные персонажи, например, Хме-лиха в образе греческой вакханки. Некоторым певцам (В. И. Рааб, А. А. Бичуриной, М. А. Славиной, И. П. Прянишникову) удалось создать неординарные образы, но об актерском ансамбле в то время речь не шла. Несмотря на прекрасную звучность и слаженность оркестра под управлением Э. Ф. Направника, Римско-го-Корсакова не устроили в его исполнении метрономическая ровность, эмоциональная сухость и купюры. К 90-м годам XIX в. «Снегурочка» исчезла из репертуара Мариинского театра, потому что требовала совершенно нового подхода к постановке.
Гл:ш-.1 вторая. Начало русской оперной режиссуры: версии О. О. Палсчека 1898 и 1905 годов.
К середине 1890-х гг. назрела необходимость осмыслить музыкальные, образные и смысловые подтексты «весенней сказки», что и сделал Н. Ф. Финдейзен в своей статье «Тематизм оперы "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова»34. Видимо, эта попытка искусствоведческого анализа, а также возобновление (1896) реформаторской постановки «весенней сказки» С. И. Мамонтова 1885 г., спектакль Большого театра (1893) и триумфальные гастроли Московской частной оперы в Санкт-Петербурге (1898) подготовили почву для возобновления оперы на Мариинской сцене, но с новыми декорациями, исполнителями и режиссером -
34 Русская музыкальная газета. 1894. № 6-11.
О. О. Палечеком. Однако художественная концепция вновь была продиктована Всеволожским, для которого этот сезон оказался последним на посту директора. Он по-прежнему трактовал «Снегурочку» как волшебную «русскую феерию» и стремился поразить публику еще более эффектным внешним оформлением и пышно поставленными балетными сценами. Критики сравнивали новую версию со спектаклем С. И. Мамонтова - В. М. Васнецова и упрекали художников П. Б. Ламбина, А. С. Янова, К. М. Иванова и автора костюмов Е. П. Пономарева, традиционно работавших бригадным способом, в безвкусице, бесстильности и фальши. Те же слова можно было отнести и к хореографическим номерам, сочиненным А. В. Ширяевым.
Режиссер версий 1898 и 1905 гг. О. О. Палечек, чех по национальности, любил творчество Чайковского и композиторов «Могучей кучки». Его экспликация «Снегурочки», содержащая ремарки Римского-Корсакова из либретто, схемы расположения декораций, рисунки мизансцен массовки и солистов, порядок (по пунктам) всех изменений на сцене, свидетельствует о глубоком проникновении в замысел композитора. Особо выделены моменты, связанные с освещением. В результате детальной режиссерской проработки самый трудный в сценическом отношении эпизод таяния Снегурочки, по замечаниям критиков, с технической стороны был выполнен прекрасно. Палечек, «учитель сцены» и «заведующий массами», требовал осмысленной игры не только от хора, но и от солистов. Он утверждал, что «мысль дает выражение лица, мимику, жест. Мысль окрашивает слово и звук, сообщая фразе должное выражение''»35. Поистине звездный состав солистов, опиравшихся на достижения драматического театра рубежа веков, - одно из главных достоинств постановок «Снегурочки» Палечека. Впервые в рецензиях 1898 г. появились слова об исполнительском ансамбле (М. И. Долина - Лель, Л. Г. Яковлев - Мизгирь, Е. К. Мравина - Снегурочка). В возобновленной версии 1905 г. критики зафиксировали сложный момент внутреннего перерождения главной героини (А. Ю. Боль-ска). Главным качеством Берендея И. В. Ершова явилось сочетание старости с молодостью души. До и после постановки 1905 г. подобного Берендея Мариинская сцена не знала. Эмоциональное
35 Цит. по: ПохитоновД. И. Из прошлого русской оперы. С. 122.
прочтение партитуры «Снегурочки» Ф. М. Блуменфельдом, стоявшим за дирижерским пультом в спектаклях 1898 и 1905 гг., было непривычно для критики, но оно более соответствовало замыслу композитора и тенденциям времени.
На основании проведенного изучения постановок О. О. Па-лечека можно сделать вывод: несмотря на видимую успешность его версий, отмеченных попытками найти новое сценическое решение «весенней сказки», осмыслить действие, оживить музыкальную трактовку, качественно изменить работу артистов по созданию образов, опера не смогла получить достойного воплощения в Мариинском театре из-за царящих там рутинных порядков и зависимости от вкусов двора, дирекции и публики. И все же спектакли Палечека - это начало процесса изменений общей картины оперного дела, становления отечественной режиссуры в музыкальном театре.
Глава третья. Постановочные искания на альтернативных сценах.
Только после смерти композитора А. А. Санин и И. М. Лапиц-кий продолжили, но на альтернативных императорской сценах, попытку О. О. Палечека реформировать оперный театр, включить все его составляющие в постановочный процесс, подчинив единой идее. Последователи К. С. Станиславского, они привнесли в музыкальный театр опыт и традиции МХТ и создали два разных спектакля: весеннее сказочное действо в стиле модерн и народную музыкальную драму.
Первый раздел. Гимн Аполлону А. А. Санина (1910, Народный дом). «Снегурочка» - первая оперная постановка Санина на отечественной сцене. Это произошло в мае 1910 г., через 10 лет после премьеры «весенней сказки» в МХТ, где он являлся сорежиссером Станиславского, контролировал работу всего театрального механизма, занимался постановкой массовых сцен. В октябре 1909 г. А. Н. Бенуа призвал современников создать своим творчеством гимн восходящему солнцу - Аполлону36. «Снегурочка» Римского-Корсакова, с ее гимном красоте и Яри-ле-солнцу, оказалась программным сочинением, отражающим эстетические идеалы модерна. И открытие оперной антрепризы в
36 Бенуа А. Н. В ожидании гимна Аполлону // Аполлон. 1909. № 1 (окт.). С. 7. '
Петербургском Народном доме под руководством Н. Н. Фигнера именно этим произведением - в режиссуре А. А. Санина - стало знаковым. О весенней атмосфере преобразования и возрождения в новой постановке сообщали практически все рецензии. Образы детства, сказочной фантазии «Снегурочки» МХТ преобразились в трактовке Санина на сцене Народного дома в обобщенный образ молодости.
Режиссер, названный современниками «баталистом», «поэтом толпы»37, начал создание нового вида оперного спектакля, где все составляющие подчинены единому замыслу, с массовых сцен, занимающих четверть партитуры «Снегурочки». Стремясь оживить толпу, включить ее в общее действие и сделать равноправным участником спектакля, он требовал от каждого артиста осознанного движения. Впервые в истории постановок «весенней сказки» наиболее выразительными оказались по-новому ми-зансценированные массовые эпизоды, и фантастические, и обрядовые. Критикуемую рецензентами чрезмерную активность артистов на сцене Санин объяснял своим особым проникновением в стихию музыки любимого композитора. Постановщик бережно относился к партитуре, считая ее первоосновой спектакля, знал ее тонкости, корректировал звучание оркестра. При этом в музыкальную ткань оперы Санин добавил оригинальные тембры (старинные трещотки для созыва толпы). Детализация, осмысление каждой фразы стали общими принципами работы с солистами Санина и дирижера А. В. Павлова-Арбенина. Впервые критики, анализировавшие выступление артистов Народного дома (Н. И. Глебовой, Т. И. Сабанеевой, Л. А. Андреевой-Дельмас, П. Л. Карповой, Л. Ф. Савранского, Н. М. Барышева), оценивали не только их вокальные, но и актерские возможности, коллективное стремление раскрыть идею спектакля.
Режиссер держал также под контролем хореографическую и сценографическую части. Световое оборудование было обновлено. Декорации для «Снегурочки» были частью подобраны старые, частью написаны новые (художник, предположительно, К. П. Цыгвинцев), но их объединили многочисленные атрибуты в виде языческих значков и мотивов. Характерная для эпохи мо-
37 Дрон. Нечто о режиссере Санине. Статья / корректура (гранки) с авторской правкой и пометами Н. В. Дризена. Конец сентября - начало октября 1909 г. // ОР РНБ. Ф. 263 (Н. В. Дризен). Оп. 1. Ед. хр. № 368.
дерна стилизация, проявившаяся и в декорационном решении, и в рисунке мизансцен, явилась отличительной чертой спектакля.
В качестве вывода можно отметить следующее: А. А. Санину удалось в «Снегурочке» подчинить все части спектакля единой идее и разрушить стереотипы казенной сцены, связанные с трактовкой этой оперы как идиллической феерии. Зрителям Народного дома было представлено весеннее сказочное действо в стилистике модерна, где каждая из многочисленных деталей постановки была продумана режиссером и органично вплетена в общий концептуальный орнамент.
Второй раздел. Народная музыкальная драма И. М. Ла-пицкого (1914, ТМД). И. М. Лапицкий в реформировании оперного дела не ограничился отдельно взятыми постановками, как Санин, а создал в 1912 г. свой театр - Театр музыкальной драмы. Апологет идей Станиславского, Лапицкий выбрал в качестве главной эстетической доктрины стремление к художественной правде. Категорически отвергая оперную условность, режиссер выдвинул в «Снегурочке» на первый план все глубоко человеческое. По мнению критиков, постановка получилась ультрареальной, доля фантастики доведена была до минимума. Сказочная «Снегурочка», истолкованная в таком ключе, потеряла свою поэтическую наполненность, но вызвала интерес публики новизной интерпретации, к чему, собственно, и стремился постановщик, объявивший войну всякой традиции. В основе этого спектакля, как и других работ Лапицкого, лежала целостная идейная концепция, определявшая как общую трактовку, музыкальную и сценографическую, так и трактовку отдельных ролей, что позволило, несмотря на ряд промахов, поставить «весеннюю сказку» в жанре исповедуемой театром музыкальной драмы. Режиссер рассматривал «Снегурочку» как древний славянский миф о природном круге бытия, основой которого является «"триптих" - солнце, урожай, жизнь», а музыку ее - как «гимн вечной, радостной, без конца обновляемой жизни»38.
Главной особенностью этой версии стало принципиально новое отношение к слову. Режиссер и музыкальный руководитель театра М. А. Бихтер призывали исполнителей в пении отталкиваться от реальной речи и рассматривать вокальную строку как единый слиток слова-звука. На практике это приводило к не-
38 Левин. Записки оперного певца. С. 682.
обычной ритмической акцентировке (например, основной колоратурный лейтмотив Снегурочки распадался натри, не связанные друг с другом, фразы) и к изменению темпов. Но нетрадиционная трактовка партитуры «весенней сказки» оказалась первой попыткой представить музыку и драму на равных, в подлинном синтезе. Хотя руководители ТМД при наборе солистов отдавали предпочтение молодежи, стремясь воспитать «поющих артистов», критики только Л. Я. Липковскую ставили на один уровень с постановкой. Певица, ранее исполнявшая роль Сне1урочки в Мариин-ском театре, сумела убедительно, в четыре этапа (в соответствии с планом режиссера и его помощницы С. Д. Масловской), передать преображение главной героини. Пришедший в ТМД в 1915 г. Л. В. Собинов, певший Берендея с 1903 г. в Большом театре, принял трактовку Лапицкого, совместив в образе царя реальные, человеческие, и символические качества: мудрого правителя, покровителя искусств и жреца культа красоты.
Лапицкий считал душой спектакля ансамбль в целом, поэтому вместе с Бихтером добивался и от хористов, наряду с естественным пением, осмысленного сценического поведения, без оплядки на дирижерскую палочку. Поскольку балет был принципиально исключен из ТМД как инородное тело, артистам приходилось еще и танцевать, правда, не всегда удачно (пляска птиц на премьере совсем не получилась). Работавший с артистами над пластикой, хотя и недолго, Адольф Аппиа был единомышленником Лапицкого (и, видимо, оказал влияние) в вопросе сценографии, считая необходимым подчинение ее режиссерскому замыслу и художественным требованиям актера. В декорационном оформлении «Снегурочки», проект которого традиционно был предложен самим постановщиком бригаде художников (один из которых, предположительно, П. Н. Шильдкнехт, автор костюмов -П. К. Степанов), отсутствовала привычная «большая» живопись, но использовались новинки сценической техники (световое оборудование, кинопроектор).
Изучение спектакля ТМД позволяет сделать вывод, что И. М. Лапицкий поставил «Снегурочку» как народную музыкальную драму, со сквозным действием, отказавшись от «большой живописи» и традиционного балета. «Весенняя сказка» ТМД, как и большинство спектаклей этого уникального театра, явилась результатом совершенно нового режиссерского подхода к постановке. Впервые Лапицкий работал в тесном контакте с дириже-
ром Бихтером, добиваясь равноправного положения в оперном спектакле музыки и слова, выявляя новые смыслы драмы и меняя привычное звучание партитуры. Их уникальный творческий союз стал образцом взаимоотношений для последующих поколений режиссеров и дирижеров.
Глава четвертая. «Снегурочка» В. Э. Мейерхольда (1917, Мариинский театр).
Данная постановка до сих пор оставалась мало изученным фактом в творческой биографии режиссера. В знаменитом спектакле Станиславского 1900 г. Мейерхольд не был задействован, но посещал все репетиции, так как его привлекали эстетика и условная сказочность «Снегурочки» А. Н. Островского. Создав в провинции Товарищество новой драмы, в репертуар Тифлисских гастролей (сезон 1904/1905 гг.) режиссер включил «весеннюю сказку», поставленную в традициях МХТ. В 1915 г. В. А. Теля-ковский решил возобновить «Снегурочку» в Мариинском театре в декорациях и костюмах К. А. Коровина. Режиссером был выбран Н. Н. Боголюбов, но тот задержался на долгое время на юге, застигнутый революционными событиями. Мейерхольду, поставившему в Мариинском театре с 1903 по 1917 г. пять опер, после октябрьского революционного переворота срочно поручили взять на себя возобновление «Снегурочки». Режиссер в тот период ценил сложившиеся в Мариинском театре исполнительские и постановочные традиции, строившиеся на иллюзорности, зрелшцности, и стремился их не разрушить, а переосмыслить. В предельно короткие сроки Мейерхольд смог скорректировать и скоординировать все составляющие оперного действия. Судя по рецензии на этот спектакль (Г. Н. Тимофеева), он работал по присланному в 1916 г. из Москвы режиссерскому плану В. А. Лос-ского, обнаруженному в РГИА39. Также Мейерхольд опирался в своем сценическом решении на партитуру, что было характерно для него в это время. Дирижировал оперой ученик Римского-Кор-сакова Н. А. Малько, у которого творческий союз с режиссером сложился еще во время постановки «Каменного гостя» А. С. Даргомыжского (январь 1917 г.).
39 Монтировка оперы «Снегурочка» [Экспликация В. А. Лосского, Москва, 9/У, 1916] // РГИА. Ф. 497 (Фонд Дирекции Императорских театров). Оп. 18. Ед. хр. 643. Л. 51-54.
Готовые декорации и костюмы Коровина, воспринимавшего музыку «Снегурочки» как «трогательнейшую поэму русской природы!»40 и отразившего это видение в своих работах, оказались концептуальной доминантой постановки. Выполненное художником для «весенней сказки» в Большом театре (1911) сценическое оформление сгорело при пожаре 1914 г. В сохранившихся в РГИА заверенных Теляковским документах Коровин обязался перед Дирекцией Императорских Театров предоставить к 1 ноября 1915 г. декорации к опере Римского-Корсакова «Снегурочка» (из семи картин) в Большой театр, с них же сделать «повторные, приблизительно такие же декорации, с некоторыми изменениями в размерах для Петроградского Мариинского театра»41. Но в связи с задержками в отправлении материалов и денег из Петербурга в Москву и обратно работы были закончены только в 1916 г. Пейзаж, самая сильная сторона коровинского творчества, присутствовал во всех актах, кроме второго. И каждый раз это был новый художественный образ, непосредственно связанный с одной из основных идей оперы - с мечтой о неиссякаемом источнике жизни и животворящем тепле. Эту идею Коровин, чутко следуя музыке Римского-Корсакова, последовательно проводил от картины к картине. Костюмы, списанные с подлинных мордовских, колористически вливались в общий декоративный ансамбль. Коровин оформил практически все оперы Римского-Корсакова, но «Снегурочка» явилась одной из самых больших удач художника, подлинным выражением сути и духа оперы. Лирический национальный тон декораций отразился на трактовке образов сложившимся на прежних спектаклях исполнительским ансамблем (М. В. Коваленко, М. Б. Черкасская, К. И. Пиотровский, П. 3. Андреев), на характере «святая святых» Императорского театра - балетных сцен. А. В. Ширяев, к 1917 г. имевший уже большой опыт изучения и интерпретации народных танцев, сумел приблизить хореографические номера к фольклорной основе.
Премьера прошла 14 декабря 1917 г. «Снегурочка» оказалась весьма востребованной в момент смены политических формаций, когда интеллигенция искала выход, или забвение, в мире, приду-
40 Вестник. В мастерской у К. А. Коровина // Московская газета. 1910. 18 окт.
41 Переписка с К. А. Коровиным в связи с написанием им декораций к опере «Снегурочка» // РГИА. Ф. 497. Оп. 8. Д. № 294. Л. 266.
манном Островским и Римским-Корсаковым: «Мечта художника стала действительностью, а действительность отпала, как тяжелый кошмар. Мы в счастливой стране Берендеев, вде царствует свобода и красота»42.
В итоге можно сделать вывод, что эта постановка, включавшая в себя элементы версий Палечека и Лосского, не явилась режиссерским открытием Мейерхольда. Но она сломала традицию феерической интерпретации произведения Римского-Корсакова на Мариинской сцене, представив «Снегурочку» в жанре русской сказочной оперы. Декорации и костюмы Коровина, со всей полнотой отражавшие национальную основу и лирическое многообразие музыки Римского-Корсакова, оказались близки взглядам Мейерхольда и Малько и определили концепцию всего спектакля.
Глава пятая. Спектакли Малого оперного театра.
Первый раздел. Игровое обрядовое действо Н. В. Смолима (1928). В советское время площадкой для творческих поисков стала сцена бывшего Михайловского театра. 23 апреля 1928 г. премьерой «Снегурочки» Академический Малый оперный театр отметил свой десятилетний юбилей и двадцатилетие со дня смерти Н. А. Римского-Корсакова. Режиссер постановки Н. В. Смолич занимал последовательную авангардистскую позицию, проявлявшуюся в осознанном экспериментальном характере постановок, в протесте против традиционного искусства, в отказе от реалистически-натуралистического подхода, в стремлении к созданию новых сценических форм и языка, превративших Малый театр в «лабораторию советской оперы», а по определению Е. В. Третьяковой, в «лабораторию современного музыкального спектакля»43. К «Снегурочке» Смолич обратился в перерыве между знаковыми постановками опер Э. Кшенека: «Прыжок через тень» (21 мая 1927 г.) и «Джонни наигрывает» (13 ноября 1928 г.). Эти спектакли явились своеобразной декларацией сложившегося творческого метода режиссера - продолжателя традиций условного театра
B. Э. Мейерхольда.
По убеждению Смолича, тонко чувствовавшего музыку и детально изучившего партитуру, в «Снегурочке» народная песня
42 Тимофеев Г. Н. Возобновление «Снегурочки» // Наш век. 1917.16 дек. (28). №15.
43 Третьякова Е. В. Н. В. Смолич - главный режиссер МАЛЕГОТа.
C. 133.
переплетена с «фольклорными элементами деревенского быта и эпосом языческой мифологии». Поэтому эта опера должна «не просто петься, а играться, как и по сию пору в наших деревнях играются песни, носящие на себе следы языческих обрядов»44. Он поставил «весеннюю сказку» как условное игровое действо, насыщенное многочисленными древнерусскими языческими обрядами, основываясь на монтажном принципе чередования сцен. Активная действенность берендеев была поддержана приближенной к естественному народно-песенному сказу манерой исполнения (хормейстер А. Ф. Бауэр). Яркости и живости народных сцен способствовала также работа балетмейстера А. И. Чекрыгина (ученика А. В. Ширяева), искусно использовавшего в хореографии спортивно-акробатические приемы. Репетиционную работу с исполнителями (Р. Г. Горская, П. П. Болотин, С. В. Баташов, К. В. Кузнецова, П. И. Засецкий, Е. А. Сабинина) Смолич строил на принципах студийности в союзе с дирижером С. А. Самосудом, последователем М. А. Бихтера, упрощая характер образов, заостряя актерскую игру.
В таком же условном ключе была решена и сценография, оказавшаяся на первом месте и подвергшаяся после премьеры наибольшему обсуждению. Многоплановые конструктивистские декорации М. П. Бобышова, словно наспех вырубленные мужицким топором из дерева или камня, критики сочли несоответствующими характеру музыки Римского-Корсакова. Смолича, считавшего одной из причин неуспеха предыдущих версий «Снегурочки» несовершенство сценического воплощения сказочной сферы, привлекали новые, возможности театральной техники. Масштабные архитектурные и пейзажные конструкции поместили на сравнительно небольшую площадку вращающегося круга, что еще больше усиливало неправдоподобность, условность изображаемого. Также были использованы подвижные транспаранты, киносъемка. Главной же находкой в оформлении оказался свет. Впервые за сценическую историю «Снегурочки» постановщики обратили внимание нахромоскопию Римского-Корсакова и решили сделать его цветовую партитуру зримой, используя современную осветительную аппаратуру.
44 Смолич Н. В. Постановщик о спектакле // «Снегурочка». Опера Н. А. Римского-Корсакова. Сборник статей. М.; Л., 1928. С. 26.
Новый спектакль мог, в конечном счете, стать, по выражению критики, «зрелищем» или «ревю», если бы экспериментальные фантазии Смолича не сдерживались главной, организующей, составляющей оперного спектакля - музыкой. Дирижеру, глубоко уважавшему законы партитуры, и режиссеру, нарушавшему ради эксперимента законы жанра, удалось в «Снегурочке» добиться действия, которое оказалось соритмично в оркестре и на сцене.
Результатом рассмотрения версии 1928 г. стали выводы о том, что «весенняя сказка» явилась очередным шагом Смолича, Самосуда и Бобышова к созданию авангардистского синтетического спектакля. Постановщики стремились объединить на равных условиях музыку, драму, живописную и строенную декорацию, танец, цвет, свет, кино. И все же сценографическая сторона оказалась приоритетной, поскольку открывала новые технические возможности для создания сказочной атмосферы. Смолич, работая в союзе с Самосудом по законам условного театра, поставил «Снегурочку» как игровое народно-обрядовое действо, построенное
на принципах монтажа.
Второй раздел. Лирическая поэма А. Н. Киреева (1947).
Возникший в 1947 г. со стороны музыкальной и театральной научной общественности интерес к личности и творчеству Н. А. Римского-Корсакова был во многом обусловлен приближающейся сороковой годовщиной со дня его смерти. В январском номере газеты «Вечерний Ленинград»45 сообщалось о большой работе НИИ театра и музыки по изучению творческого наследия великого русского композитора: была закончена монография А. В. Оссовского «Н. А. Римский-Корсаков. Учитель, мыслитель, человек», подготовлен к печати сборник воспоминаний детей и внука композитора, установлено шефство над домом-музеем в Тихвине, открыта квартира-музей в Ленинграде. Малый оперный театр откликнулся на предстоящую годовщину новой постановкой «Снегурочки». В трудный послевоенный период среди других произведений композитора эта опера, с ее темой любви, красоты, весеннего обновления и продолжения жизни, была как нельзя кстати. Недаром в первой музыкальной передаче на Ленинградском радио в прямом эфире блокадной весной 1942 г. исполнялась именно «Снегурочка».
45 Наследие великого композитора. Материалы о Н. А. Римском-Корса-кове // Вечерний Ленинград. 1947. 12 янв. (№ 10).
Работа А. Н. Киреева, автора версии 1947 г., была отмечена, по свидетельству рецензентов и коллег, настоящим знанием и пониманием музыки, поскольку он получил специальное образование в Ленинградской консерватории как пианист и оперный режиссер. «Снегурочка» стала первой большой самостоятельной работой молодого постановщика на сцене профессионального театра. Режиссерские устремления Киреева в «весенней сказке» не были направлены на поиск новых смыслов или экспериментальных форм. Да и в исторических условиях 1947 г. это было практически невозможно. Исходя исключительно из музыкального текста, постановщик сосредоточил свое внимание на глубинной проработке характеров, что произошло впервые за многолетнюю сценическую историю этой оперы, и трактовал ее как лири-ко-психологическую поэму.
Работа с актерами явилась самой сильной стороной деятельности Киреева. Решающую роль в этом сыграло общение в период его творческого становления с певцом и режиссером Н. К. Печковским, утверждавшим, что «хорошо спетое - это уже хорошо сыгранное», «спетое с мыслью, окрашенное той эмоцией, которую дал композитор»46. Подобной позиции придерживался и дирижер спектакля Э. П. Грикуров, рассматривавший оперное пение как «сложный симбиоз: музыки, звукоизвлечения и действия, то есть актерского мастерства»47. На студийных спевках, напоминавших репетиции «за столом» Станиславского, постановщик и дирижер вместе с артистами искали нетрадиционные исполнительские решения. По-новому, как «поэтизация целомудренного девичества»48, был истолкован образ главной героини в исполнении Т. Н. Лавровой. В характере пылкой Купавы (Ф. Л. Ратнер) после жестокой обиды появилась теплота и проникновенность. Лель (В. А. Овчаренко) был трактован как «разухабистый»49 парень. По-настоящему поэтично, как отметили критики, Л. Е. Неверов сыграл мудрого, влюбленного в красоту царя—художника.
46 Киреев А. II. Воспоминания о Н. К. Печковском (Машинопись) // ЦГАЛИ. Ф. 197. Оп. 2. Д. 7. С. 10.
47 Грикуров Э. П. Воспитание молодого певца//КР РИИИ. Ф. 145. Оп. 1. Ед. хр. 2. С. 14.
48 Богданов-Березовский В. М. Т. Н. Лаврова. С. 18.
49 Энтелис Л. А. «Снегурочка». Премьера в Малом оперном театре // Смена. 1947.19 апреля.
Тонкое чувство юмора отличало исполнение ролей Бобыля и Бобылихи Ф. А. Бараевым и К. Ф. Комиссаровой. Выдающийся актерский ансамбль стал достижением постановки, так же как и сценический ансамбль в целом. Пение хора (под управлением Е. Д. Лебедева и А. Г. Мурина), мощное и стройное, дополнялось действенным участием в спектакле. Для массовых эпизодов режиссер, отталкиваясь от музыки, нашел простой и в то же время монументальный рисунок. В оркестровом исполнении, мягком и проникновенном, было непривычным изменение темпов, вызванное более пристальным вниманием музыкального руководителя к переживаниям героев.
Киреев, имевший и художественное образование, нашел поддержку своего лирического прочтения «Снегурочки» в легендарных декорациях Коровина, которые вместе с костюмами в 1934 г. были перевезены в МАЛЕГОТ (для постановки В. П. Шкафера) из ГАТОБа, где они лежали с 1926 г. без употребления. Спустя тридцать лет после премьеры в Мариинском театре они вновь явились концептуальным обрамлением спектакля, а их тончайшая, навеянная музыкой Римского-Корсакова нюансировка, общая колористическая направленность к теплу и свету в условиях камерной сцены Малого оперного получила более интимное звучание.
После исследования версии А. Н. Киреева можно сделать вывод о том, что его трактовка «Снегурочки» как лирико-психоло-гической поэмы в условиях того времени была, хотя и вынужденной, но актуальной. Главным ее достижением стал сплоченный ансамбль, сложившийся на совместных «спевках», где режиссер и его единомышленник дирижер Э. П. Грикуров вместе с артистами искали новые варианты исполнения, порою отвергая традиционные подходы.
В Заключении делаются выводы о том, что восстановленная в результате проведенных изысканий сценическая судьба «Снегурочки» оказалась полной режиссерских опытов и экспериментов, в процессе которых определились и получили развитие основные принципы и методы работы известных постановщиков-реформаторов. Их спектакли, доказавшие актуальность «весенней сказки» Островского и Римского-Корсакова, вошли в золотой фонд отечественного музыкального театра и способствовали его реформированию. Динамика режиссерских концепций, сложившихся на основе не только личного жизненного и духовного опыта постановщиков, но и культурно-исторических условий, отражает
процесс изменений толкования «намеков» и «уроков» «весенней сказки» и ее жанровых трансформаций. Это свидетельствует о неиссякаемых сценических возможностях «Снегурочки» и является залогом ее дальнейшей активной жизни в театре, что подтверждают многочисленные постановки начала XXI в. Сравнительный анализ современных интерпретаций с версиями Х1Х-ХХ вв. на петербургских и московских сценах представляется интересным материалом для дальнейшего научного осмысления.
Публикации по теме диссертации
в ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:
1. Баканова, Л. Н. «Снегурочка»: летние впечатления / Л. Н. Ба-канова // Музыкальная жизнь. - 2012. - № 8. - С. 41. (О, 1 п. л.)
2. Баканова, Л. Н. «Гимн Аполлону» Александра Санина: Постановка «Снегурочки» в петербургском Народном доме / Л. Н. Баканова // Музыкальная жизнь. - 2013. - № 4. - С. 76-78. (0,3 п. л.)
3. Баканова, Л. Н. «Снегурочка» И. И. Палечека: Начало отечественной оперной режиссуры / Л. Н. Баканова // Научное мнение.-2013,-№ 12.-С. 135-138. (0,4 п. л.)
4. Баканова, Л. Н. «Весенний поцелуй Снегурочки»: Постановка А. Киреева, Ленинградский малый оперный театр, 1947 год / Л. Н. Баканова // Музыкальная академия. - 2014. - № 1. -С. 94-97. (0,4 п. л.)
в других изданиях:
5. Баканова, Л. Н. «Мечты манящей воплощенье»: к 130-летию создания оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова / Л. Н. Баканова // Вестник СПбГУКИ. - 2011. -№ 3 (8). - С. 88-94. (0,7 п. л.)
6. Баканова, Л. Н. Театр Музыкальной Драмы И. М. Лапицко-го: к 100-летию создания / Л. Н. Баканова // Вестник СПбГУКИ. -2012. - № 1 (10). - С. 130-138. (0,9 п. л.)
7. Баканова, Л. Н. «Вдохновенная поэтическая страница» в творчестве И. М. Лапицкого / Л. Н. Баканова // Вестник СПбГУКИ. - 2012. - № 2(11). - С. 108-113. (0,6 п. л.)
8. Баканова, Л. Н. Старая сказка на новый лад, или парадоксы художественной образности в современном оперном театре / Л. Н. Баканова // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 3 февраля 2012 г. - СПб.: СПбГУП, 2012. - С. 128-129. (0,2 п. л.)
9. Баканова, Л. Н. Народная «весенняя сказка» Н. В. Смоли-ча / Л. Н. Баканова // Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение. - 2012. - № 4. - С. 3-11. (0,9 п. л.)
10. Баканова, Л. Н. Сценическая история «Снегурочки» Н. А. Римского-Корсакова / Л. Н. Баканова // Документирование театрального наследия: Международная научная конференция к 90-летию Российской государственной библиотеки искусств. Доклады, сообщения, публикации. - М.: «Новое издательство», 2013.-С. 313-323.(1 п. л.)
11. Баканова, Л. Н. Феномен «Снегурочки» А. Н. Островского и Н. А. Римского-Корсакова: философские контексты / Л. Н. Баканова // Вестник СПбГУКИ. - 2014. - № 1 (18). - С. 125-132. (0,8 п. л.)
12. Баканова, Л. Н. «Снегурочка)) Н. А. Римского-Корсакова: от модерна к постмодерну / Л. Н. Баканова // От русского «Серебряного века» к «Новому Ренессансу»: Сборник материалов международного форума к 80-летию С. М. Слонимского (4-7 апреля 2012 г.) / сост.; научн. ред. Р. Н. Слонимская, Р. Г. Шитикова. -СПб.: Ьеппех Согр.; МтЬш& 2014. - С. 406-410. (0, 5 п. л.)
Подписано в печать 19.03.2015 Формат 60x90 1\16 Бумага БуеЮСору. Усл. печ. л. 1,8 Тираж 100 экз.