автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Социально-культурное развитие кыргызского населения г. Бишкек в 80-х - начале 90-х годов (по материалам этносоциологического исследования)

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Исаева, Гульнара Бекбенбековна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Социально-культурное развитие кыргызского населения г. Бишкек в 80-х - начале 90-х годов (по материалам этносоциологического исследования)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-культурное развитие кыргызского населения г. Бишкек в 80-х - начале 90-х годов (по материалам этносоциологического исследования)"

казахским государственный национальный Р Г 15 ОД университет имени аль-фараби

1 8 MAP 1BSS

На правах рукописи

ИСАЕВА ГУЛЬНАРА БЕКЕНБЕКОВНА

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КЫРГЫЗСКОГО НАСЕЛЕНИЯ г. БИШКЕК в 80-х - НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ

(по материалам этносоциологического исследования )

Специальность 07.00.07 - этнология

АВТОРЕФЕРАТ' диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Алматм - 1996

Работа выполнена при исторического факультета Национального университета

кафедре археологии и этнологии Кыргызского Государственного

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор А.А.Асанканов

Официальные оппоненты : докгор исторических наук М.С.Муканов

кандидат исторических наук К.А.Сакенова

Ведущая организация - Отдел археологии и этнологии Института

истории Национальной Академии Наук Кыргызской Республики

Защита состоится " И " /.■.-' 1996 г. в_

часов на заседании специализированного совета К 14.А.01.26 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.07 - этнология - при Казахском Государственном Национальном университете имени Аль-Фараби (480121, г. Алматы, проспект Аль-Фараби, 71)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского Государственного Национального университета имени Аль-Фараби.

Автореферат .разослан " " /у;-/.; 1996 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук,, доцент

А.Б.Калышев

/-г'< ('V

ОБЩАЯ ХАРЛКТЁРЯСТШ РАБОТЫ

Актуальность темы. ГЬродская унифицированная и стандартизированная жизнь, совместное проживание с.представителями других этносов, насыщенность городов элементами культурно-бытовой среды вносит огромные изменения в традиционный социально-культурный облик этносов,

В то же время городская часть этносов, поскольку в городах сконцентрирован« образованные и интеллектуальные слои нации, впитывает в себя саыье лучшие черты собственной этнической культуры, а также других народов, "перерабатывая" и "аккумулируя" культурней фонд народа, потом "раздает" его широкой массе. Их образ жизни и поведение в сфере труда и культурной деятельности могут явиться ориентацией для остальной части этноса. Социально-культурный облик кцргызов, проживающих в городе Бишкек в этнологическом плане ранее не изучался.

В настоящее время зтносн, осваивая не только свой национальный, но и инонациональный культурный фонд, обогащают и свос культурнуо жизнь, что дает, толчок к их дальнейшему социальному и культурному развитию^. Изоляция этноса от других этнических групп тормозит его дальнейшее развитие. Изучение процесса освоения кыргызами национального и инонационального духовных богатств является актуальной темой для этнологической науки Кыргызстана.

• Важными условиями социально-культурного развития городского населения являются рост уровня народного образования, совершенст-

1 Бромлей Ю.8. Этнос и этнография. - М.. 1973. - С.74; Бром-лей Ю.В., Козлов В.И. К изучение современных этнических процессов в сфере духовной культуры народов СССР // Советская этнография (в дальнейшем - СЭ). - 1975. - » I. - С.9; Этнические процессы в современном мире. - М., 1987. - С.26.

вование социально-классовой структуры, изменение содержания труда, улучшение материального благосостояния и жилищных условий.

Большое внимание уделяется процессу активного применения кыргызского языка, которому придан статус государственного. В то же время уделяется внимание развитии языков других наций и народностей, проживающих в*Кыргызстане. Русский язык, который является языком межнационального общения, употребляется городскими кыргызами во всех сферах деятельности. В последнее время с развитием дружеских и дипломатических отношений с другими государствами большое внимание уделяется изучению иностранных языков. Одной из актуальных проблем в связи с этим становится изучение билингвизма и полилингвизма и влияние их на социально-культурное развитие кыргнзов.

Таким образом, в диссертации предпринята попытка исследовать проблему социально-культурного развития городских кыргызов, которая является многогранной и затрагивает все стороны общественной жизни - от социальных аспектов труда до культурной -жизни этносов.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в том, чтобы показать основные тенденции социально-культурного развития городских кыргызов на примере г.Бишкек, выявить процессы распространения культуры среди них-, а также степень приобщения к духовным богатствам и освоения их городскими, кыргызами. Дать анализ результатов потребления духовной культуры и установить соотношение национального и инонационального в этнокультурном процессе.

Для осуществления цели диссертант поставил перед собой следующие задачи:

- показать изменения социально-классовой структуры городского кыргызского населения;

- проследить рост и особенности образовательного уровня городских кыргнзов как основного показателя культурного развития;

- выявить не только количественные стороны уровня культуры, но и в какой степени потребленная культура усваивается, впитывается в сознание людей, становится их достоянием, формирует их как личность;

- показать сохранение интереса городских кыргызов к традиционным формам материальной культуры, а также соблюдения ими народных обычаев и обрядов;

- дать аналйз развития этноязыковых процессов среди городских кыргызов и формирование кыргызско-русского двуязычия (и многоязычия).

Степень изученности проблемы. Проблема изучения городско- „ го населения в историографии этнологии возникла с конца 60-х годов, что было связано с тем, что города превращаются в преобладающий тип поселения, где сосредотачиваются основные социально-культурные учреждения*. •

Первое репрезентативное этносоциологическое исследование городского населения, в котором рассматривались вопросы духовной культуры горожан, было проведено сектором социологических исследований Института этнографии АН СССР в Татарской АССР в 1967-1969 гг.2.

* Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Использование анкетно-статистичес-ких данных при изучении города // СЭ. - 1968. - № 3; Они же. К вопросу о классификации городского населения при этнографическом изучении города // СЭ. - 1970. - № 2; Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР программа, методика и перспективы исследований); Вопросы методики этнографических и этносоциологических исследований. -- М., 1970; Ыоногарова Л.Ф. Комплексная типология городов Таджикской ССР в свете проблем этнической моэаичности их населения // СЭ. - 1972.. 6; и др.

** См.: Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР. - М., 1973.

Второй этап комплексного этносоциологического исследования

по программе "Оптимизация социально-культурных условий развития

и сближения наций в СССР" был осуществлен Институтом этнографии

АН СССР в 1972-1975 гг. в Молдавской, Грузинской, Эстонской ССР

и РСФСР. Результаты этого исследования получили наиболее полное

освещение в этносоциологических работах^. В 1976 г. группой эт-

носоциологов Института археологии и этнографии АН Армянской

ССР было проведено этносоциологическое исследование населения ■

о

Еревана, материалы получили отражение в монографии .

Логика исследования, методические средства, последовательность его проведения подробно изложены в специальных работах по ■х

ЭТНОСОЦИОЛОГИИ .

Б анализе материалов массового исследования городского кыргызского населения Бишкека все эти работы оказали большую методологическую и методическую помощь.

Социально-культурное развитие городских кыргызов в этносо-циологическом аспекте в нашей республике не изучалось. По данной проблеме имеется ряд работ, однако они написаны без использования этносоциологического материала, рассматривают отдельные категории граждан и охватывают только отдельные города. Еолее '

Современные этнические процессы в СССР. - М., 1977; Опыт эг-но-социологического исследования образа жизни (по материалам Молдавской ССР). - М., I960: Социологические очерки о Советской Эстонии. - Таллин, 1979; Дробинева JI.M. Духовная общность народов СССР: Историко-социологический очерк межнациональных отношений. - И., I9ÖI; Социально-культурный облик советских наций (Ло материалам этносоциологического исследования) . - М., I9Ö6; ГЪродское население Тувинской АССР: Опыт социологического исследования. - Новосибирск, 19ÖI.

^ Население Еревана (Этносоциологическое исследование). - Ереван, 1966.

о

Арутюнян К). В., Дробижева JI,M., Кондратьев B.C., Сусоколов A.A. Эгносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. - М., 1984; Русские: этиосоциопогичвскмб очерки. — hi. ,

того, эти работы написаны свыше 20 лет назад а традиционном этнографическом плане^.' Автор в них рассматривает такие вопросы, как материальный быт, прикладное искусство, семейно-брачные отношения, культурную жизнь шахтеров Кыргызстана, уделяя особое внимание вопросам формирования рабочего класса в каменноугольной промышленности республики.

Более поздней работой, в которой были использованы материалы этносоциологического исследования, является небольшая о

работа С.И.КаракеевоЙ , в которой на примере городской семьи рассматриваются некоторые вопросы прогрессивного изменения социально-брачных отношений у кыргызов, а также их культуры и быта.

Определенную помощь в разработке темы оказали этносоциоло-гические исследования^, освещающие ориентацию кыргызских юношей и девушек на рабочие специальности и на инженерный труд, а также их адаптацию на промышленных предприятиях.. •

Вопросы приобщения населения к культурным достижениям, а также освоения ими духовного богатства своего и других народов также не были изучены в исторической науке. Приобщение населе-

Мамбеталиева К. Быт и культура шахтеров-киргизов каменноугольной промышленности Киргизии. - Фрунзе, 1963; Она же. Семья и семейно-брачные отношения рабочих киргизов горной промышленности Киргизии. - Фрунзе, 1971.

^ Каракеева С.И. Современная киргизская городская семья. - . Фрунзе, 1981.

^ А.Асанканов. Некоторые вопросы подготовки национального рабочего класса и технической интеллигенции в Киргизии. - Известия АН Киргизской ССР. - 1990. - № I. - С.37-45; Он же. О факторах формирования Киргизского национального рабочего класса // Всесоюз.науч.сес. по итогам полевых этногр. и антропол. исслед. 1988-1989 гг.: Тез.докл. - Алма-Ата, 1990. - 4.1. - 2.9-10.

ния республики к чтению газет, а. также художественной литературы лишь затрагиваются в социологических работах*.

Первой попыткой изучения социально-культурного развития кыргызов республики на основе этносоциологического анализа, а

также использования исторических и этнографических методов ис-

2

следования явилась работа А.Асанканова . Работа содержит анализ социально-культурной жизни сельских кыргызов, а также их приобщения к художественной культуре и средствам массовой информации и освоения достижений национальной и инонациональной культуры. Однако социально-культурное развитие городских кыргызов в ней не рассматривается.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе впервые на конкретном этнологическом, в частности этносоциологи-ческом материале раскриваются проблемы формирования кыргызского городского населения, большое внимание уделяется распространению и проникновению культуры в среду городских кыргызов, роли двуязычия и многоязычия в их социально-культурном развитии. Ориентация и интересы городских кыргызов в области духовной культуры способствуют понимании проблемы соотношения национального и инонационального в их социально-культурном развитии. Кроме того, в научный обиход вводится значительное количество новых данных.

Объектом Исследования стало городское кыргызское население г.Бишкека. Выбор объекта исследования был обусловлен следующими причинами:

* Читатель и газета в зеркале социологии. - Фрунзе; 1990; Рахма-лиев Р. и др. Чингиз Айтматов в современном мире: автор - книга - читатель: Опыт социокультурного, и книноведческого исследования. - Фрунзе, 1989; Он же. Книга и мировой читательский процесс. - М., 1994.

^ Асанканов A.A. Социально-культурное развитие современного киргизского сельского населения. - Фрунзе, 1989.

В

- Бишкек был выделен особо как крупный город, сосредотачивающий 38%.всего городского населения республики. Имея сравнительно молодой возраст, более ста лет, является одним из крупных городов Средней Азии и самым крупным из 21 города республики. На I января 1955 г. в городе проживало 592,1 тыс.человек*;

- йгажек является столицей Кыргызской Республики, его политическим, экономическим, научным и культурным.центром. Он сосредотачивает на своей территории такие средства культурного развития, как театры, музеи, филармонию, издательства, учреадения науки, являясь центром развития духовной жизни нации, центром развития профессиональных форм национальной культуры.

Источники. Основным источником работы послужили материалы этносоциологического исследования кыргызского населения города Бишкек, проведенного в 1991 г. Были проведены три этапа исследования: выборка, опрос населения; обработка полученного материала на ЭВМ. В общей сложности бвло опрошено более .1000 кыргызов, проживающих в Бишкеке. В результате использования статистического материала (материалы переписи населения) были определены самые различные показатели, которые характеризуют социально-культурный уровень городского населения Бшкека. Была проведена выборка. Количественный состав анкетируемых определялся, в первую очередь, пропорционально составу населения города, а такие социального положения, образования, возргста и т.д. Опрос проводился в форме стандартизированного интервью. Выборка лиц, подлежащих опросу, проводилась по спискам избирателей в Ленинском, Свердловском, Октябрьском и Первомайском районах. Составление программы для ЭВМ и обработка материалов была осуществлена на кафедре програы-

* По данным городского комитета по статистике г.Бишкек, 1995.

мирования и лаборатории АСУ факультета информатики и прикладной математики Кыргосунивереитета.

Важным источником этносоциологического исследования являются данные переписей населения.

Другую группу источников составили материалы, полученные в результате стационарных полевых этнологических исследований, многолетних наблюдений, проводились беседы с информаторами, работниками культурно-просветительных учревдений.

Одним из важных источников исследования явились документы Центрального Государственного Архива (ЦГА) Кыргызстана, а также материалы республиканской и городской периодической печати.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что представленные в ней новые материалы и сделанные на их основе выводы могут быть учтены при составлении планов социально-культурного развития и оценки состояния трудовых ресурсов города Бишкека,при'осуществлении практических мероприятий по целенаправленному регулированию и управлению культурой, для прогнозирования дальнейшего развития этнокультурных и этноязыковых процессов в городской среде. Материалы диссертации могут быть' использованы в дальнейших научных исследованиях города- различными специалистами, а также при подготовке лекций, учебной литературы. •

Апробация- работы. Основные положения и идеи диссертации нашли отражение в сообщениях на Всесоюзной и республиканских научных конференциях "Межнациональные проблемы и конфликты: поиски путей их решения", посвященных 60-лети» университета, памяти А.Хасанова, 100-летию Саякбая Каралаева, на научных конференциях аспирантов КГОУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновываются выбор темы, ее актуальность и научная значимость. Определяются цели и задачи исследования, проводится анализ существующей литературы, т.е. степени изученности и разработанности темы, раскрывается объект исследования, даются описание источников исследования и структура работы.

В первой главе - "Изменение социально-классовой структуры городского кыргызского населения" - дается характеристика социального развития современного кыргызского населения Бишкека, динамики и пути повышения их. уровня образования, развития системы народного образования г.Бишкек.

До конца 80-х годов занятость кыргызов в общественном производстве постепенно растет. Так, если в 1979 г. число кыргызов г.Бишкек, занятых в общественном хозяйстве, составляло 42,то в 1989 г. -.44,3$. Особенно увеличивается представительство кыргызов в отраслях непроизводственной сферьт. Проблема занятости кыргызского населения в индустриальных отраслях г.Бшкек остается очень острой.

Мотивы выбора профессии городскими кыргызами. Так, больше половины опрошенных выбрали эту профессию потому, что она им нравится. Конкретное решение в выборе профессии.городские кыргы-зы принимают и под воздействием школы, сверстников, друзей. 15$ горожан выбрали ее, так как считают перспективной, т.е. дает возможность самоутверждения, гарантирует стабильное будущее и положение в обществе. Чем выше уровень образования и квалификации опрашиваемых, тем меньше случайные обстоятельства и мотивы оказывают влияние на выбор профессии.

Образовательный уровень городских кыргызов постоянно рас-

тег. Особенно возрос удельный вес лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование, а также сократилось число лиц, имеющих незаконченное среднее образование. По количеству лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее общее образование, городские кыргызы опережают русское население г.Бишкек, но значительно отстают по подготовке специалистов со средним специальным образованием. Это свидетельствует о слабой ориентации городских кыргызов на учебные заведения, готовящие кадры для промышленности. Дня городских кыргызов характерна высокая престижность высшего образования.

Во второй главе - "Культурная жизнь городских кыргызов" -освещаются проблемы изменения культурно-бытовой среды горожан, показана интенсивность культурной жизни городских кыргызов, их культурные ориентации, степень их приобщения к художественной литературе, к средствам массовой информации, киноискусству, музыке, театральному искусству, а также получила отражение традиционная культура городских кыргызов.

Определенным образом на устойчивость' традиционной культуры оказывают влияние повышение уровня образования и общей культуры населения, процессы урбанизации усилений культурных контактов. Около половины опрошенных городских кыргызов ответили, что соблюдают все кыргызские обряды, обычаи и традиции ("той", "ащ", "келин алуу", "кыз узатуу1'. Лучше знают и реально придерживаются . обрядов и обычаев горожане старшего и преклонного возраста.

Народные обряды и обычаи соблюдают городские кыргызы вне зависимости от социально-профессионального статуса респондентов.

Распространенность традиционных праздников, в быту во многом зависит от наличия в культуре популярных календарных праздников таких, как например, "Нооруз" (что в переводе означает - новый

день, весенний праздник), который отмечается 21 марта в день весеннего равноденствия. Этот праздник был утвержден Указом президента Кыргызской Республики.

.Религия сегодня-воспринимается городскими кыргызами не только как элемент духовной жизни, но и как форма традиционной культуры и в этом своем качестве уже - как символ этнической принадлежности, как этноинтегрируиций признак. Опрос показал, что роль.религии среди городского кыргызского населения заметно возрастает. Так, среди опрошенных кыргызов 42,8% ответили, что нужно брать положительные стороны религии, 39%> опрошенных считают, что религия полезна и 20% горожан относятся к ней безразлично. Большое количество опрошенных отметили, что празднуют "Курман-айт?' и 'Орозо-айт" без религиозных ритуалов.

У городских кыргызов довольно устойчивым являются национальные предпочтения в пище. Традиционным является приготовление национальных блюд по праздникам ("той", "аш"),-по поводу прихода гостей, торжеств. ■ Однако большая часть городских кыргызов готовит такие блюда регулярно,-в повседневной жизни.

Говорить вообще об исчезновении у горожан интереса к национальной материальной культуре нельзя. Так, большая часть среди опрошенных городских кыргызов имеет дома различные предметы традиционного быта и культуры (шырдак, туш кийиз, ала кийиз, комуэ, боз уй, тешек, сандык, таар, килем).

Предметы традиционного народного быта и культуры, воспринимаемые как символы этнической принадлежности, являются индикаторами этнического самосознания.

Лазеты и журналы как источники социально-политической и культурной информации занимают ведущее положение. 65% опрошенных мужчин и 54% женщин регулярно обращаются к чтению газет и журна-

лов, треть мужчин и 42^ женщин читают редко, и незначительное число мужчин и женщин вообще не читают периодическую печать. Постоянно обращаются к чтению периодики граждане среднего возраста. Редко читает молодежь в возрасте 16-20 лет (55%). Вообще не читает газеты и куриалы почти треть горожан в возрасте 60 лет и старше.

Постоянно смотрят телевизор 65% опрошенных горожан Бишкека, редко - треть опрошенных и вообще не смотрят телепередачи незначительное количество кыргызов. Постоянно смотрят телевизор молодежь, редко - кыргызы в возрасте 60 лет и старше, а также 50-59 лет.

Радиопередачи слушает большая доля городских кыргызов. Наиболее активными слушателями радио являются городские кыргызы, имеющие высшее и среднее специальное образование, что связано с необходимостью быть в' курсе последних событий;

Возрастной фактор является определяющим в отличие от других, когда рассматривается вопрос о частоте посещения кино.

Наблюдается слабое приобщение городских кыргызов к чтению, редкое обращение к книге. Из всего опрошенного кыргызского населения постоянно читают только 33,9$, редко- - 66$. Наиболее активными читателями являются люди в возрасте 26-29 лет и 30-39 лет. Реже читают молодые горожане, а также люди преклонного возраста. По мере возрастания уровня образования и квалификации чи- ' тателей растет число обращающихся к книге.

ГЬродские кыргызы в первую очередь предпочитают читать произведения кыргызских национальных писателей.

ГЬродские кыргызы слушают как народную, так и профессиональную музыку. Наибольшей популярностью среди горожан пользуется эстрадная музыка. Затем следует народная музыка, концерты ме-

лодистов, музыка акынов-импровизаторов. И небольшое количество опрошенных любят музыку современных профессиональных композиторов. ГЪродские кыргызы достигли широкой осведомленности о произведениях крупных музыкальных форм, таких как опера и балет.

Место театра в культурной жизни городских кыргызов можно проследить по посещаемости его горожанами. Из всех опрошенных 4£$ мужчин и 40% женщин вообще не ходят в театр, пятая часть всех опрошенных мужчин и женщин бывает в театре раз в год. 10$ мужчин и 17% женщин - раз в полгода. Театр не занимает много времени в культурном досуге городских кыргызов, в отличие от радио и телевидения.

В третьей главе - "Языковое поведение городских кыргызов" -исследуется речевое поведение городских кыргызов в основных сферах жизнедеятельности: производственной, семейной, культурной и др. Показаны факторы распространения, тенденции развития и социально-культурные последствия кыргызско-русского двуязычия и многоязычия в различных половозрастных и социально-профессиональных. группах. Велика роль русского языка в приобщении городских кыргызов к культурным достижениям.

Для языковой жизни кыргызского населения Бишкека характерен высокий уровень сохранение языка своей национальности в качестве родного. Так, по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г,, 97,% кыргызов Бишкека считают родным язык своей национальности. Доля лиц, свободно владеющих русским языком, среди них достигает 83,3$. Городские кыргызы на работе говорят на обоих языках (кыргызском и русском) и на- русском языке. Дома большая часть опрошенных говорит на кыргызском языке, около четверти опрошенных говорят на обоих языках, остальные - на русском. Общение дома на русском языке характерно в первую очередь для кыргызской молодежи.

Для городских кыргызов характерно хорошее знание русского языка. Русским языком хорошо владеет в первую очередь городская кыргызская молодежь и люди среднего возраста, более образованная и высококвалифицированная часть населения. В то же время городские кыргвзы стремятся, чтобы их дети в совершенстве.владели родным языком.

В заключении формулируются основные итоги исследования.

Город Бишкек с его развитой промышленностью, различными учебными заведениями является базой социальных изменений. Социальные изменения личности влияют на ее национальные ориентации в культуре, на формы поведения, характер общения, национальные межличностные установки и т.д.

Занятость городских кыргызов в различных отраслях народного хозяйства города неравномерно. Они в большей степени заняты в неиндустриальных отраслях народного хозяйства, соответственно -умственным трудом. На выбор профессии оказывают воздействие среды, школа и семья.

Наблюдается тенденция к дальнейшему выравниванию социально-профессионального состава, темпов и направлений социальной мобильности кыргызского и русского населения г.Бишкек.

Социально-профессиональная структура городских кыргызов является одним из важнейших факторов, определяющих культурные и этнические процессы, происходящие в ее среде.

Влияние города на тенденции в области традиционной этнической культуры кыргызов неоднозначно. Образ жизни современных городских кыргызов унифицируется с общеевропейской культурой и исчезают традиционные формы культуры.

Народные обрады, обычаи соблюдают все городские кыргызы вне зависимости от социально-профессионального статуса респон-

дентов, но лучше знают и реально придерживаются обрядов и обычаев горожане старшего и преклонного возраста. Интерес к ценностям традиционно-бытовой культуры выступает у интеллигенции как часть этнического самосознания, выраженного у нее гораздо сильнее, чем у других социальных групп.

Религия сегодня воспринимается городскими кыргызами не только как атрибут духовной жизни', но и элемент традиционной культуры и как символ этнической принадлежности, как этноинтегрирую-щий признак. Они активно празднуют "Ороэо-айт" и "Куршн-айт".

У городских кыргыэов довольно устойчивым являются национальные предпочтения в пище. В их кавдодневном пищевом рационе заметна сильная ориентация на мясные и мучные продукты.

Предметы традиционного народного быта и культуры, воспринимаемые как символы этнической принадлежности, являются индикаторами этнического самосознания. Городские кнргызы имеют в домах различные предметы традиционного бьла и культуры (шырдак, туш кийиз, ала кийиз, комуз, боз уй, тешек, бейшик, саццык, таар, сайма, килем и др.).

В связи с сужением "зоны" этнической специфики у городских кыргызов* и с исчезновением многих элементов традиционной культуры все большее значение в их жизни приобретает их духовная культура. Она тесно связана с этническим сознанием, с одной стороны определяя его, с другой - находясь под его сильнейшим и непосредственным воздействием.

Ведущими в структуре культурного потребления городских кыргызов выступают в основном "домааиие" источники информации (телевидение, газеты, радио, книги и др.), далее следуют специализированные каналы инфдрмации - кинотеатры, библиотеки, театры и др. Для городской интеллигенции характерен иэбиратеяь-

ный подход того или иного источника социально-культурной информации. Они чаще посещают театры, кинотеатры, библиотеки, читают художественную литературу и газеты.

Анализ культурной деятельности также показал, что город- -ски9 кыргызы не ограничиваются только своей национальной культурой, но и приобщаются к достижениям инонациональной культуры, усваивая все прогрессивное, выработанное человечеством. Ориентация только на этническое в культурном потреблении присуща в основном группам горожан с низким уровнем квалификации и образования, У остальных же групп кыргызского населения при постоянном интересе к национальному культурному достоянию усиливаются и интернациональные установки в культурном потреблении.

На потребление культурной информации оказывают влияние наряду с материальной базой культурной среды Бишкека (как центра культуры) культурные традиции, определяющие большую или меньшую степень приобщения городских кыргызов к-тем или иным видам культурной деятельности. Степень приобщения к культурным ценностям определяется также образовательны.! и квалифицированным уровнем городского населения.

Во всех сферах культуры интенсивно используется двуязычие. Абсолютное большинство городских кыргызов читают художественную литературу, газеты и журналы, смотрят телепередачи, слушают радио, смотрят театральные постановки на обоих языках (на •кыргызском и русском). Распространение двуязычия способствует знакомству с культурными достижениями других народов, расширяет диапазон культурных ориентаций, обогащает культурный уровень городских кыргызов.

Политические, социальные и экономические преобразования в республике, рост национального самосознания, вовлечение в обще-

ственную жизнь широких слоев кыргызского населения, стремление возродить свою культуру и язык способствовали увеличению объективной потребности городских кыргызов знать свой язык. В последнее время (с начала 90-х годов) с образованием суверенного государства Кыргызстан сильно возросла потребность изучения кыргызами иностранных языков.

В настоящее время в республике идет процесс возрождения во всех сферах общественной жизни и в этих условиях изучение социально-культурного развития городских кыргызов дает возможность прогнозирования его дальнейшего развития.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Внутренняя миграция и рост городского кыргызского населения Вгакека // Социально-культурный облик современного кыргыз-. ского населения. - Сб.ст. - Бишкек, 1995. - С.II.

2. Художественная литература в духовной жизни городских кыргызов // Социально-культурный облик современного кыргызского населения. - Сб.ст.- Бишкек, 1995. - С.19.

3. Кадровая политика и межнациональные отношения // Всесоюзная научная конференция "Межнациональные проблемы и конфликты: поиски путей их решения". - Тез.докл. - 4.1. - йгакек, 1991. -С.84.

4. К проблеме изучения социально-культурного развития городских кыргызов // У научная сессия аспирантов Кыргосуниверси-тета. - Тез.докл. - Бишкек, 1992. - С.86.

5. О национальном ра'бочем классе г.Бишкек // Научная конференция, посвященная 60-лэтию образования Кыргызского государственного университета. - Тез.докл. - Вып.2. - Бишкек, 1994. -

С.44.

6. Роль сельских мигрантов в формировании населения Бишкека на современном этапе // Научная конференция, посвященная 60-ле-гию образования Кыргызского государственного университета. -Тез.докл. - Вып.2. - Бишкек, 1994. - С.47.

7. О месте народной поэзии и эпоса в духовной культуре городских кыргызов (к 100-летию Саякбая Каралаева). - Алп Манас- , чы. - Тез.докл. - Бшкек, 1995. т С. 62.

Резюме

Б'пдкек каласындары кыррыз туриындарынын 80- жылдар мен 90-жылдардын басындары элеуметгЬс - мэдени дамуы (зтносоциологиялык. зерттеулердщ материалдары бойынша)

Кыршздардыц улттык сана сез!м1шц кайта ерлеу'| мен мемлекетпк тпуслс1зд|'кт111 калыптасуы жагдайьшда кыррыз кала тургындарьшыц зерггеу проблемасы да манызды мэселеге айналды. Калалык орта кыргыздардьщ уйрешшкп ем1р суру тэсшн езгертш, олардын дастурл! салт-турмысын жаца сипатка кеплрел! де, элеуметпк-мадени келбетш жанартады жэне кала кыргьпларынын жалпы кэаби мэдениетке уйлес>ч жузеге асады.

Б1здщ кыргыз кала тургындарын зерттеу1м1з каланын ецбек ресурстарыныц жай-куйш, халык шаруашылыгынын артурл1 салаларынъщ камтылуык, олеуметпк белсеилшкп, белши б1р мамандыкты та ад а уда, кадрлардын турактануынан керш ¡с табатын жумыска канагаттанбаушылыктьщ себептерш карастыруга мумкшнк берд). Бул кала тургындарынын элеуметпк КУрылымыныЦ непзп даму багытгарын айкъшдауга жэрдемдесед1 жэне оныц ;зр\ карай жылжуын болжауга жагдай жасайды.

Элеуметпк к.урылыс пен онын.даму декгейипц езгерютер! этнос ем!ршш экономикалык, мзде ни жэне баска салаларына, езге халыктармен ара карым-катынасынын сипатшга всер'т типзещ, свИт'ш осы аркылы ткелей этностык процестердщ барысына ел еул1 турде икпал ете;и.

Дэстурл1 этникалык. мэдениет саласындагы тепденцияларга каланын тнпзетш эсер1 б1ркелк1 емес, Б1р жагынан, каз1рп Бшкектщ тыныс-т1ршшпшц сипаты, оныц б1рк.алыпты мэдениет! мен кен аукымдапл ултаралык араласушылык мадениеттщ дэстурл'1 нысандарынын элсфеуше септтн типзед1. Екипш жагынан, мэдениегпц к,айсыб!р белллер! кеп улттык ортада этножакмнласудыц факторлары рстшде кабалдана отырып, символдык. ренк

туршде этникалык сала-сез)мнщ влшеу^ш! болуы мумкщ.

Кыррыэ кала тургындарынын дэстурл! мэдениетшщ турактылырына белпл1.б1р сипатта туррындардын бшм денгеЙ1 мен жалпы мэдениетш кетеру, урбанизация процестср1, эгномэдени байланыстардын кушекм эсер еге/и.

Кыррыздын ултгык. мэдениетшщ кэмби нысандарынын пайда болу жэне КУнарлану процесс тшелей гурде кап а га жэне ец аддымен Бшкскке байланысты. Киргиз кала тургындаранын мэдени кызмет1 театрра, киногеатрларга барумен, мерз1мд1 баспасез бен квркем эдебиетп окумен, теледидар керумен жэне радио-хабарларды тындаумен влшекедк Сонымен катар кала кырпддары- тек ез'иик улттык мэдениетшен рана шектелмей буран косымша баска ултгардын мэденистийн жспспктерш де кабылдайды. Осы ретге интернационалдык бардарра мэдениеттщ улттык корыньщ даму дэрежеЫ, этномэдени байланыстардын. узактыры, букаралык акпарат куралдарыньщ даму денгсШ жэне т.б. сеидси факторлар да бeлгiлi б1р эсерш типзед(.

Когамдык-саяси жэне элеуметак-экономикалык езгерютер, ултгык са'на-сез1мнщ всу1, улттык мэденисттш озык дэстурлерш жангыртуга умтылыс кыррыздардын вз ана тшн бшуге деген объективт! кажеттипгш арттырура кемектеседк Сол себегт Бишкек каласынын тшд!к ем1рше взшщ ултты к ана тмш сактаудын жогары дэрежес! рстшдс оны ¡с жузаще менгеру тэн. Сонымен катар оларра костидшк, ен алдымен кырыздарра тищерш биту, сондай-ак баска халыктардыц да тищерш менгеруге умтылыс тан.

Сонымен, кыррыз кала туррындарыньщ эдеуметпк-мэдени дамуын зерттеу республикада корамдык ем1рдщ барлык саласында кайта ерлеу процеа журит жаткандыган, дэстурл! жэне жацашыл арналардыц тырыз уйлесу! жузеп асып отыррандыган кврсетедь

RESUME

The social and cultural development of the Kyrgyz popu -

lation in Bishkek city in the 80s and the beginning of

the 90a ( based on the materials of the ethnographic, and sociological investigation ).

In the conditions of rebirth of the Kyrgyz people's national consciousness and formation of the state's independence, the problem of investigation of the Kyrgyz urban population becomes very important. The urban environment changes the habitual way of life of the Kyrgyz people, transforms their traditional principles and gives them access to professional culture.

Our investigation of the urban Kyrgyz population has given us the opportunity to examine the state of the city'3 labour force, their employment in different branches of the national economy, social mobility, choice of this or'that profession, the reason of dissatisfaction with their work which is reflected in fluctuating labour force. All this will help to reveal the main directions of development of tbe urban people's social structure and to forecast its further de -velopment;.

The change of the social structure, the level of its development effects the economic cultural and other spheres of the people's life, the character of interaction with other peoples. These factors greatly influence the course of the ethnic process. '

The influence of the city on the peculiarities of development of traditional ethnic culture has- several meanings s on the one hand, the way of life of aodern Bishkek city its unified culture and wide international communication promote weakening the traditional forms of culture. On the other hand, different elements of culture in the conditions or multinational environment have been taken aa ethnointe-¡»rated factors and can have a symbolic meaning as the indicators of the othnic consciousness.

The rise in education level,the general culture of the population, the processes of urbanization and. increasing ethnocultural contacts influence in a certain way the stability or the traditional riiHure c;f the urban Kyrizyz.

The process of creation and. enrichment of professional forms of the Kyrgyz national culture is directly connected with the city and Bishkek city in particular. Cultural activity in the Kyrgys . urban population is measured by their attendance of theatres,cinemas , -joining the mass media. The urban Kyrgyz do not limit them -selves only to their national culture, they also display great interest in the achievements of other foreign cultures. And such factors as the degree of development of the national culture,the duration of ethnocultural contacts , the development of the mass media open the way to international culture.

Social and political , socio - economic transformations has : ceused a rise in the national consciousness,•There is a strive to a revival of the best traditions of the national culture which contributes to increasing the need of the Kyrgyz people to learn their native language properly.

In fact the Kyrgyz population of Bishkek city have a good coirt mand of their mother tongue. At the same time bilinguism and first of all Kyrgyz - Russian is characteristic of them. Besides, the Kyrgyz people try to learn the language of other peoples.

Thus, the investigation of social and cultural development of the urban Kyrgyz has shown that the process of rebirth in"all spheres of public life, intergration of traditional and innovational processes are under way now.