автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Социальный капитал современной диаспоры в контексте культурных изменений: на примере армянского сообщества Саратовской области

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Захарян, Инара Эдвардовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Социальный капитал современной диаспоры в контексте культурных изменений: на примере армянского сообщества Саратовской области'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальный капитал современной диаспоры в контексте культурных изменений: на примере армянского сообщества Саратовской области"

На правах рукописи

Захарян Инара Эдвардовна

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ СОВРЕМЕННОЙ ДИАСПОРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: НА ПРИМЕРЕ АРМЯНСКОГО СООБЩЕСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Специальность 22.00.06 - Социология культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

О 5 СЕН 2013 005532734

Саратов 2013

005532734

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна

Официальные оппоненты: Аникин Леонид Сергеевич

доктор социологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Чернышевского», заведующий кафедрой социологии коммуникаций

Мокни Константин Сергеевич

доктор социологических наук, профессор, Балаковский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», заместитель директора

Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Волгоградский

государственный университет»

Защита состоится «19» сентября 2013 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, корп. 1, ауд. 319.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.».

Автореферат разослан « -49 » августа 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

В.В. Печенкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых подходов к изучению социокультурных последствий миграции, особенностей существования этнических сообществ. Многочисленные миграции, являющиеся неотъемлемым условием существования современного общества, привели к образованию новых групп населения, неизбежному постоянному взаимодействию этнических сообществ, выработке адаптационных стратегий, основанных на доступных мигрантам связях. Помимо процессов, связанных с политическими, экономическими и социокультурными последствиям», миграции вызывают качественные изменения внутри этнического сообщества, связанные с необходимостью адаптации, преодоления сложных жизненных ситуаций и достижения благополучия. В качестве приоритетного ресурса, используемого приезжими на начальных этапах включения в общество, выступают связи внутри группы, основанные на родственных, земляческих отношениях, общей этничности. Социальный капитал сообщества становится гарантированным механизмом доступа к социокультурным благам, он предопределяет возможные адаптационные стратегии, пути решения проблем и включения в общество. Однако возникает ряд противоречий, обусловленных, с одной стороны, ограниченностью внутренних связей, необходимостью выйти за пределы группы с целью включения в принимающее общество, с другой, - стремлением сохранить этнокультуру.

Этнические сообщества формируются на пересечении социокультурных пространств, соответствующих культурным образцам принимающего общества и собственной ценностной системы, что определяет смешение повседневных практик, приводящее к образованию качественно новой идентичности. Социокультурные изменения, связанные как с травматическим опытом переселения, так и с проживанием в инокультурной среде, прослеживаются на протяжении нескольких поколений мигрантов, в частности примером смешения этнокультурных практик является полуторное поколение мигрантов. Процессы трансформации ценностной системы, культурного заимствования, утраты элементов этноидентичности принимают неизбежный характер, отражаясь на целостности сообщества. Стремление к сохранению этнокультуры находит выражение в сознательном конструировании этничности, трансляции семейно-исторической памяти, ее визуализации, организацию деятельности национально-культурного объединения, направленной на воспроизводство идентичности. Диаспора характеризуется наличием внутренних связей, которые становятся ресурсом для её представителей, открывающим доступ к социокультурным и экономическим благам, связей между поколениями, обеспечивающими функционирование этнической группы в пространстве региона. Исследо-

вание социального капитала диаспор обладает особой важностью в аспекте выявления роли общинных связей в социальной интеграции.

Степень разработанности темы. Социальный капитал стал одним из инструментов для изучения общества, приобретая трактовки, отражающие различные подходы к исследованию социальных проблем. Концептуализация социального капитала связана с работами П. Бурдье, который определяет его как потенциальный ресурс, связанный с обладанием устойчивой сетью отношений. Теория Дж. Коулмана, согласно которой социальный капитал характеризуется как ценность, предоставленная социальной структурой акторам, позволяет выявить значения диаспоральных связей в преодолении проблем мигрантами, использовании для достижения собственных целей. Вопросы, касающиеся существования норм и доверия внутри сообщества, исследуются на основе теории Р. Патнема.

Идеи Дж. Тернера относительно существования уровней функционирования социального капитала лежат в основе обозначения макро-, мезо- и микроуровней социального капитала диаспоры. Вопросы классификации форм капитала затрагиваются X. Иссером, который выделил личностный капитал акторов и капитал, предоставляемый обществом индивидам. Социальный капитал как реальный или потенциальный ресурс рассматривается в работах П. Боргатти, К.Джонса и М.Г. Эверета.

Доверие как один из основополагающих принципов накопления социального капитала этнического сообщества рассматривается, исходя из идей М. Пелдема, Ф. Фукуямы. Проблема ограниченности социального капитала сообщества показана в работах Р. Флорида. Роль социального капитала в образовании этнических меньшинств показана В. Кастильоне, М. Фенне-ма и Дж. Тилли. А. Портес подчеркивает зависимость социального капитала от включенности индивида в социальную структуру. В рамках сетевой теории (Р. Берт, М. Грановеттер, Н. Лин) становится возможным изучение социального капитала как ресурса в контексте межличностных отношений, сети отношений.

Среди российских ученых значительный вклад в развитие социального капитала внес В. Радаев, связывающий обладание капиталом с членством в группе. В плоскости повседневной жизни роль социального капитала обозначена Р. Роуз. Анализ феноменов российского общества с применением концепции произведен в трудах Е. М. Аврамовой, Г. Градосельской, Л. Колесниковой, А. Конькова, В. Римского, П. Шихирева. Типология зарубежных подходов представлена Л. Стрельниковой, методы и перспективы изучения социального капитала рассматриваются О. Демкиным. В основе изучения аспектов социокультурных изменений - теория социокультурной динамики П. Сорокина, подчеркнувшего роль культурных факторов в социокультурных изменениях, идеи Н. Смелзера о зависимости культурных перемен от овладения новыми знаниями и ценностями. Сравнение «традиционного» и «современного» представлено в рамках теории Фр.

Тенниса, с точки зрения идей М. Мид о типах культурной преемственности возможно изучение изменений в межпоколенческом срезе.

Диссертационная работа предполагает исследование социального капитала этнического сообщества, в связи с этим возникает необходимость анализа источников, касающихся особенностей проживания этнических групп в условиях миграции. В исследовании использованы работы, посвященные трактовке категории диаспора (У. Сафран, X. Тололян, Г. Шеф-фер). Часть работ посвящена классификации этнодифференцирующих признаков (Р. Кинг, К. Пэригаард, Ж. Тощенко, А. Христу, Т. Чаптыкова).

Конструктивистский подход к анализу этничности представлен Б. Андерсоном, Э. Геллнером, В. Малаховым, В. Тишковым. Ф. Барт вводит понятие культурной границы, поддерживаемой этническими маркерами, направляющими социальную жизнь, влекущими ожидаемое поведение, отношения. X. Бхабха исследует вопрос образования культурных гибридов, предрасположенности сообществ к смешению, обусловленной их «пористостью»; проблема гибридизации анализируется в работах Ж. Питерса. В рамках конструктивистской теории рассматриваются особенности проявления идентичности (Р. Барт, Р. Брубейкер).

Исследования этнических сообществ получили развитие как в зарубежной литературе, так и у представителей российского научного сообщества. К. Киссау, Л. Моралес, Л. Джорба, О. Хангер рассматривают повседневную жизнь мигрантов, стратегии адаптации, транснациональные связи, объединяющие приезжих с членами семьи, оставшимися на родине. В. Мукомель, И. Кузнецов, помимо теоретических вопросов, анализируют особенности проживания этнических групп в российском социально-культурном пространстве.

Армянская диаспора стала предметом исследований Э. Мелконяна, В. Дятлова, Е. Фирсова. К. Мокин в результате исследования, проведенного среди представителей армянского сообщества Саратовской области, приходит к выводу о существовании определенных категорий приезжих, принадлежность к которым определяет адаптационные стратегии мигрантов. Н. Шахназарян делает акцент на повседневной жизни представителей армянского сообщества, ею рассмотрены вопросы, затрагивающие стратегии выживания, формирование новых идентичностей. Н. Нагиб на основе анализа фотоархива армянских мигрантов показывает роль визуальных материалов в передаче семейной памяти. Проблема функционирования коллективной памяти разработана М. Хальбваксом, П. Нора.

Концепция социального капитала является в настоящее время одной из актуальных категорий анализа социальных проблем, существуют разработанные теории социального капитала. Социальные феномены требуют более глубокого анализа, разностороннего исследования, чему может способствовать рассматриваемая концепция. Этнические сообщества не являются исключением. Интерес представляют процессы, происходящие внут-

ри группы, мотивы выбора стратегии адаптации, механизмы сохранения культурной памяти, этнокультуры в условиях миграции. Возможности изучения данных аспектов предоставляет концепция социального капитала. Требуют внимания вопросы, касающиеся причин конструирования этнических сообществ, факторов их развития, процессов, происходящих внутри группы: реконструкция и гибридизация идентичности, соотношение сплоченности и «проницаемости», готовности к принятию норм и ценностей извне.

Цель диссертационного исследования заключается в определении роли социального капитала этнокультурной диаспоры в процессе формирования и сохранения сообщества на примере армянской диаспоры г. Саратова. На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:

- систематизировать теоретические подходы к определению социального капитала, на основе теорий выявить особенности социального капитала этнического сообщества; исходя из конструктивистской концепции этничности, рассмотреть характерные черты современных этнических сообществ, факторы их образования и существования в социально-культурном пространстве региона;

- проанализировать стратегии адаптации, механизмы воспроизводства семейно-исторической памяти, проблему гибридизации этнической идентичности полуторного поколения, сохранения традиционных норм в условиях миграции, используя материалы биографических интервью с представителями армянской диаспоры г. Саратова;

- на основе экспертных интервью с сотрудниками «Армянской общины Саратовской области «Крунк»» определить роль социального капитала национально-культурного объединения в процессе включения мигрантов в социокультурное пространство региона, реконструкции этнической идентичности;

- опираясь на результаты опроса, выделить формы социального капитала, способствующие решению первоначальных проблем, которые возникают вследствие переезда; сравнить особенности социального капитала двух поколений армянских мигрантов г. Саратова;

- по материалам фото-интервью выявить образы, символы, которые представители диаспоры соотносят со своей этнической группой.

Объектом диссертационного исследования является социальный капитал современной этнической диаспоры. В качестве предмета выступают формы проявления социального капитала диаспоры в контексте культурных изменений.

Основная гипотеза исследования. В условиях социокультурных изменений социальный капитал становится фактором сохранения этнокультуры, диаспоры в иноэтнической среде, что основано на взаимном признании собственной этничности ее представителями. Межличностные связи выступают в качестве источника поддержки, используемого мигрантами б

на первоначальных этапах проживания в регионе. Сохранение этнической культуры представителей диаспоры происходит в рамках семьи за счет воспроизводства культурных практик. Несмотря на сохранение элементов традиционного семейного уклада в семье, идентичность полуторного поколения приобретает черты гибридности. Социальный капитал, предоставляемый национально-культурным объединением, ограничен в связи с отсутствием отлаженного механизма взаимодействия с мигрантами и культурно-просветительской направленностью деятельности.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты авторского исследования, включающего:

1. Данные анкетного опроса двух поколений мигрантов, проведенного с целью сравнения социального капитала двух поколений мигрантов (N=120, 2012, Саратов). Обработка данных осуществлялась с применением статистического пакета SPSS.

2. Данные анализа биографического интервью в семьях диаспоры по проблеме реконструкции этнической идентичности и выбора стратегий адаптации и экспертного интервью с сотрудниками национально-культурного объединения «Армянская община Саратовской области «Крунк»» (N=17, 2011-2012, Саратов).

3. Материалы фото-интервью с представителями армянского этнокультурного сообщества г. Саратова (N=7, 2012, Саратов).

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках специальности 22.00.06 - Социология культуры, тема исследования соответствует п. 2. Культура и социальные взаимодействия. Социальные функции культуры; п. 3. Социальная структура общества и культурные различия; п. 6. Социальная динамика культуры. Социальные механизмы преемственности и инноваций в культуре; п. 7. Проблема субъекта культурных изменений, п. 14 Культурная социализация и самоидентификация личности Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротиворечивыми теоретическими положениями, сформулированными на основе обоснованных социологических теорий, результатов количественного и качественного исследования, корректным применением оснований социологии культуры, соотнесением с данными исследований отечественных и зарубежных ученых и научных коллективов.

Научная новизна диссертации заключается в постановке, обосновании и решении задач анализа социального капитала современной диаспоры в контексте культурных изменений и может быть сформулирована в следующих позициях:

- по-новому обоснована роль диаспоральных связей в процессе проживания сообщества в условиях миграции на основе ключевых концепций социального капитала и конструктивистских теорий этничности;

- на основе материалов биографического интервью осуществлена авторская интерпретация роли межпоколенческих связей в процессе реконструкции этнической идентичности, рассмотрена проблема формирования гибридной идентичности;

- по данным экспертного интервью проанализирована деятельность национально-культурного объединения в контексте работы с мигрантами, обозначены перспективные пути развития;

- новые данные, полученные в результате опроса, позволили выделить формы проявления социального капитала двух поколений мигрантов;

- впервые к исследованию вопроса восприятия диаспоры ее представителями применен метод фотоинтервью.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили концепции социального капитала П. Бурдье, Дж. Коулмана, Р. Патнэма, Ф. Фукуямы, сетевой подход в определении социального капитала Р. Берта, М. Грановеттера, Н. Лин, конструктивистская теория этничности Б. Андерсона, Э. Геллнера, В. Малахова, В. Тишкова, концепция культурной гибридности X. Бхабха, идея об уровнях социального капитала Дж. Тернера. Роль и значение коллективной памяти в процессе сохранения этнической культуры рассматривается, исходя из идей М. Хальбвакса, П. Нора. Теоретические рамки исследования проблемы включенности мигрантов в принимающее общество составили работы М. Астоянц, И. Рос-сихиной. Социальный капитал как одна из социологических концепций позволяет проанализировать процессы взаимодействия, взаимовлияния индивидов, социальных систем. Методология нарративного анализа, использованного при анализе биографического интервью, представлена в работах Е. Мещеркиной, Е. Ярской-Смирновой. Анализ визуальных данных основан на идее П. Штомпки о фотографии как методе исследования, теории фотографии Р. Барта, исследовании семейного фотоархива Н. Нагиб. Сбор и анализ данных произведены в соответствии с инструментарием прикладного исследования, разработанным И. Девятко, В. Ядовым.

В ходе теоретического и эмпирического социологического исследования получены следующие основные результаты, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:

1. Социальный капитал диаспоры рассматривается как фактор, который обусловливает формирование и устойчивость этнического сообщества. Современная диаспора характеризуется как сообщество, проживающее вне исторической родины, представляющее собой сети формальных и неформальных связей, основанных на общей этничности. Этничность выражена в осознании членами группы собственной принадлежности к ней, принадлежности других членов к «своему» сообществу. Социальный капи-8

тал этнической группы в социокультурном пространстве региона находит выражение в следующих формах: межличностные связи, связи, предоставляемые национально-культурной организацией, межпоколенческие связи.

2. Анализ результатов опроса показал преобладающую роль межличностных связей при выборе места жительства мигрантов (более половины опрошенных первого и полуторного поколения), диаспоральные связи характеризуются как ресурс поддержки при решении проблем на первоначальных этапах проживания в регионе, они являются наиболее эффективными при поиске путей заработка (43 и 36% опрошенных из первого и полуторного поколения соответственно). Наиболее часто у приезжих возникают трудности с получением гражданства (более трети опрошенных обоих поколений), оформлением регистрации (28% старшего поколения, 17% молодежи), при этом они преодолевают сложности самостоятельно. В процессе проживания утрачивается ресурсность внутридиаспоральных отношений, мигранты приобретают связи за пределами этнической группы, которые предоставляют дополнительные возможности, доступ к социально-культурным, экономическим благам.

3. Конструирование этничности рассматривается как результат воспроизводства культурных кодов, коллективной памяти, «рассказывания» прошлого, обращения к историческим событиям и объединяющим мифам в повседневности семьи и в контексте работы национально-культурного объединения. Однако в результате приобщения к отличающимся друг от друга ценностным системам, принятия новых норм этническая идентичность полуторного поколения принимает черты гибридности. Это ведет к образованию качественно новых форм идентичности, приемлемых в обоих сообществах и способствующих как сохранению этнокультурных ценностей, так и благоприятной адаптации и самореализации в принимающей среде. Гибридизация идентичности становится показателем снижения степени преемственности социокультурных норм этнической группы в условиях миграции.

4. Реконструкция этнической идентичности происходит в повседневности семьи благодаря межпоколенческим связям, обеспечивающим взаимодействие представителей двух поколений мигрантов. В рамках семьи транслируются этнокультурные ценности, исключающие влияние инокультурных элементов. Следование традиционным представлениям прослеживается в сохранении после переезда принятого в семье распределения тендерных ролей и системы воспитания (более чем у половины опрошенных), отрицательном отношении к межэтническим бракам (более 70%). В качестве механизмов реконструкции идентичности в пространстве семьи выступают семейно-историческая память, визуализация памяти, воссоздание привычной среды. Элементы гибридной идентичности в большей степени прослеживаются у представителей полуторного поколения, для которых характерно преимущественно приобщение к конфигуративным пространствам культуры, соответ-

ствующим полиэтническому обществу региона, представленному в большинстве институтов, в том числе в образовательных.

5. Национально-культурное объединение является институциальным путем включения в принимающее общество. Среди направлений деятельности общины культурно-просветительская является приоритетной, поскольку нашла поддержку со стороны представителей молодого поколения, участвующего в развитии общины. Национально-культурная община воспринимается как транслятор традиций, социальный капитал общины востребован преимущественно в контексте национально-культурной деятельности, возможности общины не используются большинством мигрантов. Общине свойственна неформальная закрытость, связанная с разницей диалектов, устойчивостью уже сложившегося окружения. В качестве перспективы развития деятельности обозначены участие в социальной жизни сообщества, установление связей с социальными службами.

6. Исследование методом фото-интервью показало, что в понимании представителей этнической группы диаспора выражается в символах, событиях, играющих роль объединяющего мифа, несущих в себе травматический опыт, консолидирующий членов группы независимо от места их происхождения, возрастной категории. В социокультурном пространстве региона мигранты создают свое символическое поле, включающее памятники, сооружения религиозного, повседневного характера.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в неуменьшающемся интересе исследователей к концепции социального капитала, который применяется для изучения особенностей функционирования различных систем. Исследование может быть рассмотрено в качестве расширения предметного поля концепции социального капитала. Выводы диссертационного исследования способствуют пониманию процессов, происходящих внутри этнической группы, адаптационных стратегий, особенностей реконструкции идентичности, и, как следствие, — сохранению сообщества в инокультурной среде. В рамках концепции социального капитала возможно выявление качественно новых свойств современной диаспоры, проявляющихся в уровнях и формах социального капитала. Диссертационное исследование позволяет определить одну из проблем многонационального общества в рамках концепции социального капитала, расширяя предметное поле самой концепции и социологической теории. Теоретико-методологические аспекты темы применены в разработке курсов, спецкурсов по общей социологии, социологии культуры, социальной антропологии, этносоциологии. Кроме того, возможно использование результатов исследования для разработки программ социокультурного развития этнических групп, направлений деятельности национально-культурных объединений.

Апробация. Основные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на городских, научных, междуна-/

ю

родных научно-практических конференциях, семинарах: Международной научно-практической конференции «Общероссийская и национальная идентичность» (Пятигорск, 2012), семинаре «Социология социальной политики: между академическим интересом и общественным запросом» (Москва, 2012), Международной научно-практической конференции «Социальная работа в поликультурном обществе» (Ижевск, 2011), Российской научной конференции «Социальное время культуры: культурная политика и социальная память» (Саратов, 2011), городской научной конференции «Современное общество перед лицом социальных и гуманитарных проблем» (Саратов, 2010), на курсах «Миграционные процессы и миграционная политика» (Москва, 2011).

Публикации. По теме диссертационного труда опубликовано 9 научных работ общим объемом 4,5 п.л., в том числе три публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации включает введение, три главы (шесть параграфов), заключение, список использованной литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, анализируется степень разработанности проблемы, формулируются цели и задачи, определяются объект и предмет, представлены положения, отражающие новизну исследования, теоретические и эмпирические основы диссертации, обоснована теоретико-практическая значимость работы. В первой главе «Социальный капитал диаспоры в рамках ключевых подходов социологии культуры», состоящей из трех параграфов, представлен анализ теоретических и практических подходов к трактовке и пониманию социального капитала современного этнического сообщества. На основе концепций социального капитала определяются особенности, формы проявления, уровни существования социального капитала диаспоры, анализируются концепции, возможности их применения к рассмотрению социального капитала этнического сообщества, в рамках каждого из подходов выявляются особенности социального капитала диаспоры.

Диссертантом к исследованию этнической группы применяются идеи П. Бурдье о коллективном характере социального капитала, предоставляющим дополнительные привилегии в силу «гарантированное™ общим именем. Сети связей рассматриваются как полезные отношения, направленные на дальнейшее использование с целью получения «выгоды». Исходя из идей П. Бурдье, диссертант приходит к выводу о создании сети связей представителей диаспоры за счет принадлежности к группе, которая обеспечивает мигрантов ресурсами, обусловливающими характер их действия, выражающегося в оказании поддержки, содействии в решении вопросов обоснования в регионе. Развитие концепции продолжается в теории Дж. Коулмана, согласно которому социальный капитал зависит от вовле-

11

ченности актора в структуру. В качестве формы социального капитала выделяется норма как критерий поддержания коллектива, автором рассматривается роль социальный капитал в процессе развития молодого поколения. Указанные идеи применяются диссертантом в характеристике социального капитала этнической группы. Как проявление нормы определяются совокупность типов поведения, традиций, характерных для этнической ценностной системы, социальный капитал семьи влияет на трансляцию эт-нокультуры, сохранение этничности в условиях миграции.

Автор акцентирует внимание на теории Р. Патнэма, согласно которой социальный капитал соотносится с социальными сетями, нормами взаимодействия и доверия. Подчеркивается склонность людей к организации неформальных образований, что позволяет им развивать и расширять свои социальные связи и, как следствие, - повышать качество жизни, уровень доверия. Уровень социальной солидарности и социального капитала ставится в зависимость от этнического многообразия. Накопление социального капитала внутри группы препятствует возможности интеграции в обществе, противоречит формированию «гражданственности». В качестве одной из основ образования социального капитала обозначается доверие (Ф. Фукуяма). Социальный капитал, выраженный в общепринятых нормах и ценностях, характеризуется как результат наличия доверия в группе. Факторами создания социального капитала могут выступать общая религия или этническая принадлежность, общий травматический опыт, рождающий понимание и доверие между индивидами.

Автором рассматривается сетевая теория социального капитала, основные положения которого используются при анализе межличностного капитала. В рамках теории М. Грановеттера указывается значение этничности в установлении «слабых связей», которые предоставляют дополнительные возможности достижения собственных целей. Ограниченность «сильных связей» приводит к выходу за пределы группы, поиску новых знакомств. Доступность социальных благ обусловлена позицией, которую индивид занимает в общественной структуре (Н. Лин). Социальный капитал определяется как обладание знакомствами, которые могут быть полезны при возникновении необходимости подключения к решению проблем кого-либо (Р. Берт). Понимание социального капитала выводится через функции, выполняемые им (А. Портеса и П. Ландолт), которые связываются со способностью капитала осуществлять контроль, поддержку, быть источником благ. Классификация форм и уровней социального капитала этнического сообщества приводится в соответствие с идеями X. Иссера, Дж. Тернера.

В главе раскрываются роль и значение этничности в процессе формирования сетей связи, приведено понимание этничности в рамках конструктивистской теории этничности, этничность рассматривается как инструмент пользования ресурсами сообщества. В начале параграфа диссертант

анализирует теоретические основы появления термина этничность, обращается к основным теориям этничности. Уделяется внимание трактовке категории «диаспора» (М. Шеффер, X. Тололян), проблеме дефиниции, признакам, позволяющим определять этническое сообщество как диаспору (У. Сафран, Ж. Тощенко, Т. Чаптыкова). Поздние определения диаспоры приводят к пониманию ее как формы поведения (В. Тишков), формальных или неформальных связей (В. Дятлов). Автор приходит к трактовке термина диаспора, соответствующей концепции социального капитала.

Основываясь на идеях Б. Андерсона и Э. Геллнера, автор анализирует механизмы конструирования этничности в инокультурной среде. Формирование и сохранение этнической группы возможны благодаря тому, что каждый ее представитель причисляет себя к группе и воспринимается как носитель конкретной ценностной системы. Объединяющим фактором является культура, которая понимается как система идей, знаков, связей, способов поведения и общения, в частности говорится о важной роли языка в процессе консолидации сообщества. Помимо культуры, поддержание общности обусловлено историческим прошлым, религией. Этничность понимается как сознательно создаваемый конструкт, используемый для достижения личных целей, преодоления трудных жизненных ситуаций, контроля, зависящий от позиции, занимаемой в структуре общественных отношений (В. Малахов).

Во второй главе «Социальный капитал мигрантов как механизм включения в общество и воспроизводства социальной памяти этнической группы» дается анализ эмпирического материала, направленного на выявление роли социального капитала институтов адаптивных и интегра-тивных процессов, социального капитала семьи как механизма сохранения этнокультуры. На основе экспертного интервью, проведенного с представителями Армянской общины Саратовской области «Крунк», автором выделяются направления деятельности организации, содействующие включению мигрантов в общество региона. Организация характеризуется как возможный ресурс, доступный членам этнического сообщества, способствующий включению мигрантов в социокультурное пространство региона на легальных условиях.

Община является проводником к правительственным структурам, связанным с легализацией в обществе (получение гражданства, оформление документов), расширяет социальные связи, занимаясь реализацией культурных программ в интернатах города. По Уставу цель общины обозначена как совместная деятельность членов Общины по защите общих интересов, развитию духовного, культурного, нравственного и делового потенциала армян Саратовской области. Реальная практика деятельности членов общины показывает приоритетность культурно-просветительской работы, задача которой обозначается как сохранение культурных традиций, сплочение армян, проживающих на территории региона. Автор приходит к вы-

воду о приоритетности данного направления, что обусловлено поддержкой его развития со стороны полуторного поколения мигрантов, активных членов объединения. Объединение признается неформально закрытым институтом в силу разницы в культурных кодах членов сообщества, автор говорит о существовании определенной степени недоверия, которое может привести к ослаблению социального капитала внутри группы, к разобщенности этнической группы. В качестве перспектив развития общины автор выделяет работу с социальными службами, увеличение объема социального капитала институтов, расширение возможностей по работе с вновь прибывшими мигрантами.

Определяется значение межпоколенческого капитала в сохранении этнокультуры, ценностной системы, этничности в полуторном поколении мигрантов, по материалам биографического интервью выявляются стратегии реконструкции семейно-исторической памяти, обосновываются понятия первого и полуторного поколения мигрантов. Нарративный анализ интервью позволяет выявить элементы прошлого (Е. Рождественская, В. Семенова), сохранившиеся в настоящем, несмотря на смену культурных пространств, жизненные истории способствуют моделированию идентичности (П. Рикер). Ключевая роль в реконструкции идентичности отводится социальной памяти, развивающейся под влиянием семьи, религии и социальной группы через языковые структуры, повседневный жизненный опыт.

Семейно-историческая память находит выражение через индивидуальную память (П. Нора), которая проявляется в организации домашнего пространства, вещной среды, визуализации памяти. Домашнее пространство наделяется символами, отсылающими мигрантов к событиям из прошлого, травматическому опыту, объединяющему членов семьи совместным переживанием. Воплощением семейной памяти становится вещная среда, организованная из «привезенных с собой» предметов или «новых», сознательно включаемых в домашнее пространство. Вещная среда воссоздает семейный капитал, включающий воспоминания, семейный порядок, традиции, ценности, нормы.

Автор заключает, что путем визуализации памяти происходит приобщение полуторного поколения мигрантов к семейно-исторической памяти, посредством чего транслируется идентичность, которой обладают старшие. Первое поколение характеризуется как носитель этнической культуры, идентичности, трансляция которой возможна через межпоколенческий связи в пространстве семьи. Следуя идее Хоми Бхабха о культурных гибридах, диссертант анализирует гибридизацию идентичности второго поколения. Обсуждаются причины возникновения гибридной идентичности, которые находятся в практиках смешения культур — традиционной, получаемой в семье, в общении с носителями этничности, и предлагаемой принимающим обществом. Диссертант отмечает результат культурного взаимодействия - формирование качественно новой идентичности, наблюдает-

ся накопление капитала преодоления (Р. Патнэм), приносящего дополнительные связи, ресурсы поддержки.

В третьей главе «Формы социального капитала армянской диаспоры: тенденции развития» приводятся результаты эмпирических исследований - опроса и фото-интервью. На основе данных опроса автор выделяет формы социального капитала, пути преодоления сложных жизненных ситуаций, сравнивает результаты по двум поколениям. Применив метод фото-интервью, автор анализирует понимание явления «диаспора» членами этнического сообщества, выявляет коды, применяемые для презентации диаспоры. В главе представлен анализ эмпирического исследования, проведенного среди двух поколений мигрантов. Анкетирование направлено на определение ресурсов поддержки, взаимопомощи в условиях миграции, степени сохранения этнокультуры у первого и полуторного поколения приезжих, культурной преемственности, значения национально-культурной общины для мигрантов.

Воспроизводство ценностных ориентации, использование национального языка, приобщенность к этнокультуре подтверждают сохранение этнокультурной идентичности в полуторном поколении мигрантов. Повседневное общение не ограничивается этнической группой, возникает вероятность инокультурных влияний со стороны не только этнического большинства, но и иных этничностей, проживающих в области. Распределение тендерных ролей после переселения остается неизменным, однако некоторые представители женской части сообщества наравне с мужчинами участвуют в материальном обеспечении семьи, что не соответствует традиционным взглядам. Мигранты прибегают к смене профессиональной ориентации, что обусловлено необходимостью получения быстрого заработка. Автором определяются категории трудностей, с которыми сталкиваются приезжие, стратегии решения проблем, приоритетность диаспоральных связей.

Анализируется восприятие диаспоры ее представителями, раскрывается значение кодов, заключенных в фотоснимках. На основе анализа фотоматериала возможно получение скрытых смыслов общественных явлений (П. Штомпка). Фотографии, предоставленные участниками исследования, затрагивают национально-культурный аспект деятельности общины, мероприятия, периодически собирающие членов этнической группы, изображают деятелей культуры армянской этнической принадлежности, известных по всему миру. Немалое значение придается историческим событиям, превратившимся в объединяющий миф, знакомый большинству представителей диаспоры, отражающий травматический опыт народа. Диссертант выделяет категорию культурных кодов как символов отражения этнической культуры, консолидирующий членов диаспоры. Указывается ограниченность понимания диаспоры как сообщества, объединенного единой культурой.

В Заключении диссертации проводится обобщение результатов теоретического и эмпирического изучения рассматриваемых проблем, формулируются теоретические выводы. В Приложении представлены таблицы по результатам исследования, инструментарий и списки информантов, фотоматериалы.

Основные результаты работы изложены в публикациях автора: В изданиях, рекомендованных ВАК Мииобрнауки РФ

1. Захарян И.Э. Национально-культурное объединение как институт инклюзии мигрантов (на примере «Армянской общины Саратовской области «Крунк») / И.Э. Захарян // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11. №2. С. 221-234.

2. Захарян И.Э. Социальный капитал как концепция исследования современной диаспоры / И.Э. Захарян// Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. № 4. С. 230-236.

3. Захарян И.Э. Особенности и последствия международной миграции: исследовательские концепции и перспективы изучения / И.Э. Захарян // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10, № 1. С. 127-132.

В материалах российских и международных конференций

4. Захарян И.Э. Репрезентация этничности в пространстве города [Электрон, ресурс]/ И.Э. Захарян // Социальное развитие города: дизайн инноваций: по материалам международной научно-практической конференции. Саратов: Изд-во СГТУ, 2013. С. 43-46 (CD-ROM).

5. Захарян И.Э. Социальный капитал этнического сообщества в процессе сохранения этноидентичности второго поколения мигрантов / И.Э. Захарян // Общероссийская и национальная идентичность: материалы Международной научно-практической конференции, 19-20 апреля 2012 г. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. С. 265-270.

6. Захарян И.Э. Идентичность интеллигенции в контексте культурных изменений (на примере жизненной истории армянских мигрантов) / И.Э. Захарян // Наша социология 2011: Исследовательские практики и перспективы: сб. статей. М.: РГГУ, 2011. С. 214-222.

7. Захарян И.Э. Профессиональная и трудовая адаптация мигрантов как одно из направлений социальной работы в регионе / И.Э. Захарян // Социальная работа в поликультурном обществе: материалы Международной научно-практической конференции 30-31 мая 2011. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. С. 169-173.

8. Захарян И.Э. «Смирились с новой жизнью»: ретроспективная идентичность в жизненных историях двух поколений армянских мигрантов Саратовской области / И.Э. Захарян // Власть времени: социальные границы памяти / под ред. В.Н. Ярской и Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011. С. 193-206.

В других изданиях

9. Захарян И.Э. Современная этнокультурная диаспора: социальный капитал и этничность / И.Э. Захарян // Поволжский торгово-экономический журнал. 2013. № 3 (31). С. 124-130.

Захарян Инара Эдвардовна

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ СОВРЕМЕННОЙ ДИАСПОРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: НА ПРИМЕРЕ АРМЯНСКОГО СООБЩЕСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Автореферат

Подписано в печать 09.08.13

Бум. офсет. Усл. печ. л. 1,0

Тираж 100 экз. Заказ 110

Саратовский государственный технический университет

410054, Саратов, Политехническая ул., 77 Отпечатано в Издательстве СГТУ. 410054, Саратов, Политехническая ул., 77 Тел.: 24-95-70; 99-87-39, e-mail: izdat@sstu.ru

Формат 60x84 1/16 Уч.-изд. л. 1,0 Бесплатно

 

Текст диссертации на тему "Социальный капитал современной диаспоры в контексте культурных изменений: на примере армянского сообщества Саратовской области"

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ СОВРЕМЕННОЙ ДИАСПОРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: НА ПРИМЕРЕ АРМЯНСКОГО СООБЩЕСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Специальность 22.00.06 - Социология культуры

На правах рукописи

04201361 620

Захарян Инара Эдвардовна

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Ярская-Смирнова Е.Р.

Саратов 2013

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3

Глава 1. Социальный капитал диаспоры в рамках ключевых подходов социологии культуры.......................................................................................................................................13

1.1.Теоретические подходы к трактовке социального капитала этнического сообщества.. 13

1.2. Этничность как основа формирования социального капитала........................................29

Глава 2. Социальный капитал мигрантов как механизм включения в общество и воспроизводства социальной памяти этнической группы......................................................44

2.1. Социальный капитал формальных институтов: роль национально-культурной общины в процессе инклюзии мигрантов................................................................................................44

2.2. Социальный капитал семьи: ретроспективная идентичность в жизненных историях

двух поколений мигрантов.........................................................................................................63

Глава 3. Формы социального капитала армянской диаспоры: тенденции развития............84

3.1.Социальный капитал двух поколений мигрантов: постоянство и перемены..................84

3.2 Фото-интервью: социальный капитал и этничность в «изображениях диаспоры»........99

Заключение.................................................................................................................................108

Список использованных источников.......................................................................................111

Приложение 1.............................................................................................................................125

Гид интервью с представителями первого поколения мигрантов........................................125

Приложение 2.............................................................................................................................128

Гид интервью с представителями полуторного.....................................................................128

поколения мигрантов................................................................................................................128

Приложение 3.............................................................................................................................131

Таблицы кодов интервью..........................................................................................................131

Приложение 4.............................................................................................................................142

Исследовательские анкеты.......................................................................................................142

Приложение 5.............................................................................................................................166

Таблицы распределения ответов респондентов по основным вопросам исследования.....166

Приложение 6.........................................................................................Г...................................180

Визуальные материалы фото-интервью..................................................................................180

Введение

Современное общество представляет собой полиэтническое образование, в рамках которого становится неизбежным постоянное взаимодействие различных этнических сообществ, обладающих изначально своей самобытной культурой, системой ценностей. Сегодня на территории Российской Федерации трудно выделить регион, отличающийся этнической однородностью, это связано, в первую очередь, с исторической особенностью страны - многонациональностью, определяющей с давних времен характер межкультурного взаимодействия.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых подходов к изучению социокультурных последствий миграции, особенностей существования этнических сообществ. Многочисленные миграции, являющиеся неотъемлемым условием существования современного общества, привели к образованию новых групп населения, неизбежному постоянному взаимодействию этнических сообществ, выработке адаптационных стратегий, основанных на доступных мигрантам связях. Помимо процессов, связанных с политическими, экономическими и социокультурными последствиями, миграции вызывают качественные изменения внутри этнического сообщества, связанные с необходимостью адаптации, преодоления сложных жизненных ситуаций и достижения благополучия. В качестве приоритетного ресурса, используемого приезжими на начальных этапах включения в общество, выступают связи внутри группы, основанные на родственных, земляческих отношениях, общей этничности. Социальный капитал сообщества становится гарантированным механизмом доступа к социокультурным благам, он предопределяет возможные адаптационные стратегии, пути решения проблем и включения в общество. Однако возникает ряд противоречий, обусловленных, с одной стороны, ограниченностью внутренних связей, необходимостью выйти за пределы группы с целью включения в принимающее общество, с другой, -стремлением сохранить этнокультуру.

Этнические сообщества формируются на пересечении социокультурных

у

пространств, соответствующих культурным образцам принимающего общества и собственной ценностной системы, что определяет смешение повседневных практик, приводящее к образованию качественно новой идентичности. Социокультурные изменения, связанные как с травматическим опытом переселения, так и с проживанием в инокультурной среде, прослеживаются на протяжении нескольких поколений мигрантов, в частности примером смешения этнокультурных практик является полуторное поколение мигрантов. Процессы трансформации ценностной системы, культурного заимствования, утраты элементов этноидентичности принимают неизбежный характер, отражаясь на целостности сообщества. Стремление к сохранению этнокультуры находит выражение в сознательном конструировании этничности, трансляции семейно-исторической памяти, ее визуализации, организацию деятельности национально-культурного объединения, направленной на воспроизводство идентичности. Диаспора характеризуется наличием внутренних связей, которые становятся ресурсом для её представителей, открывающим доступ к социокультурным и экономическим благам, связей между поколениями, обеспечивающими функционирование этнической группы в пространстве региона. Исследование социального капитала диаспор обладает особой важностью в аспекте выявления роли общинных связей в социальной интеграции.

Степень разработанности темы. Социальный капитал стал одним из инструментов для изучения общества, приобретая трактовки, отражающие различные подходы к исследованию социальных проблем. Концептуализация социального капитала связана с работами П. Бурдье, который определяет его как потенциальный ресурс, связанный с обладанием устойчивой сетью отношений. Теория Дж. Коулмана, согласно которой социальный капитал характеризуется как ценность, предоставленная социальной структурой акторам, позволяет выявить значения диаспоральных связей в преодолении

проблем мигрантами, использовании для достижения собственных целей.

4

Вопросы, касающиеся существования норм и доверия внутри сообщества, исследуются на основе теории Р. Патнема.

Идеи Дж. Тернера относительно существования уровней функционирования социального капитала лежат в основе обозначения макро, мезо- и микроуровней социального капитала диаспоры. Вопросы классификации форм капитала затрагиваются X. Иссером, который выделил личностный капитал акторов и капитал, предоставляемый обществом индивидам. Социальный капитал как реальный или потенциальный ресурс рассматривается в работах П. Боргатти, К.Джонса и М.Г. Эверета.

Доверие как один из основополагающих принципов накопления социального капитала этнического сообщества рассматривается, исходя из идей М. Пелдема, Ф. Фукуямы. Проблема ограниченности социального капитала сообщества показана в работах Р. Флорида. Роль социального капитала в образовании этнических меньшинств показана В. Кастильоне, М. Феннема и Дж. Тилли. А. Портес подчеркивает зависимость социального капитала от включенности индивида в социальную структуру. В рамках сетевой теории (Р. Берт, М. Грановеттер, Н. Лин) становится возможным изучение социального капитала как ресурса в контексте межличностных отношений, сети отношений.

Среди российских ученых значительный вклад в развитие социального

капитала внес В. Радаев, связывающий обладание капиталом с членством в

группе. В плоскости повседневной жизни роль социального капитала

обозначена Р. Роуз. Анализ феноменов российского общества с применением

концепции произведен в трудах Е. М. Аврамовой, Г. Градосельской, Л.

Колесниковой, А. Конькова, В. Римского, П. Шихирева. Типология

зарубежных подходов представлена Л. Стрельниковой, методы и

перспективы изучения социального капитала рассматриваются О.

Демкивым. В основе изучения аспектов социокультурных изменений -

теория социокультурной динамики П. Сорокина, подчеркнувшего роль

культурных факторов в социокультурных изменениях, идеи Н. Смелзера о

5

зависимости культурных перемен от овладения новыми знаниями и ценностями. Сравнение «традиционного» и «современного» представлено в рамках теории Фр. Тенниса, с точки зрения идей М. Мид о типах культурной преемственности возможно изучение изменений в межпоколенческом срезе.

Диссертационная работа предполагает исследование социального капитала этнического сообщества, в связи с этим возникает необходимость анализа источников, касающихся особенностей проживания этнических групп в условиях миграции. В исследовании использованы работы, посвященные трактовке категории диаспора (У. Сафран, X. Тололян, Г. Шеффер). Часть работ посвящена классификации этнодифференцирующих признаков (Р. Кинг, К. Пэригаард, Ж. Тощенко, А. Христу, Т. Чаптыкова).

Конструктивистский подход к анализу этничности представлен Б. Андерсоном, Э. Геллнером, В. Малаховым, В. Тишковым. Ф. Барт вводит понятие культурной границы, поддерживаемой этническими маркерами, направляющими социальную жизнь, влекущими ожидаемое поведение, отношения. X. Бхабха исследует вопрос образования культурных гибридов, предрасположенности сообществ к смешению, обусловленной их «пористостью»; проблема гибридизации анализируется в работах Ж. Питерса. В рамках конструктивистской теории рассматриваются особенности проявления идентичности (Р. Барт, Р. Брубейкер).

Исследования этнических сообществ получили развитие как в зарубежной литературе, так и у представителей российского научного сообщества. К. Киссау, Л. Моралес, Л. Джорба, О. Хангер рассматривают повседневную жизнь мигрантов, стратегии адаптации, транснациональные связи, объединяющие приезжих с членами семьи, оставшимися на родине. В. Мукомель, И. Кузнецов, помимо теоретических вопросов, анализируют особенности проживания этнических групп в российском социально-культурном пространстве.

Армянская диаспора стала предметом исследований Э. Мелконяна,

В. Дятлова, Е. Фирсова. К. Мокин в результате исследования, проведенного

6

среди представителей армянского сообщества Саратовской области, приходит к выводу о существовании определенных категорий приезжих, принадлежность к которым определяет адаптационные стратегии мигрантов. Н. Шахназарян делает акцент на повседневной жизни представителей армянского сообщества, ею рассмотрены вопросы, затрагивающие стратегии выживания, формирование новых идентичностей. Н. Нагиб на основе анализа фотоархива армянских мигрантов показывает роль визуальных материалов в передаче семейной памяти. Проблема функционирования коллективной памяти разработана М. Хальбваксом, П. Нора.

Концепция социального капитала является в настоящее время одной из актуальных категорий анализа социальных проблем, существуют разработанные теории социального капитала. Социальные феномены требуют более глубокого анализа, разностороннего исследования, чему может способствовать рассматриваемая концепция. Этнические сообщества не являются исключением. Интерес представляют процессы, происходящие внутри группы, мотивы выбора стратегий адаптации, механизмы сохранения культурной памяти, этнокультуры в условиях миграции. Возможности изучения данных аспектов предоставляет концепция социального капитала. Требуют внимания вопросы, касающиеся причин конструирования этнических сообществ, факторов их развития, процессов, происходящих внутри группы: реконструкция и гибридизация идентичности, соотношение сплоченности и «проницаемости», готовности к принятию норм и ценностей извне.

Цель диссертационного исследования заключается в определении роли социального капитала этнокультурной диаспоры в процессе формирования и сохранения сообщества на примере армянской диаспоры г. Саратова. На достижение указанной цели направлено решение следующих задач:

- систематизировать теоретические подходы к определению социального

капитала, на основе теорий выявить особенности социального капитала

этнического сообщества; исходя из конструктивистской концепции

7

этничности, рассмотреть характерные черты современных этнических сообществ, факторы их образования и существования в социально-культурном пространстве региона;

- проанализировать стратегии адаптации, механизмы воспроизводства семейно-исторической памяти, проблему гибридизации этнической идентичности полуторного поколения, сохранения традиционных норм в условиях миграции, используя материалы биографических интервью с представителями армянской диаспоры г. Саратова;

- на основе экспертных интервью с сотрудниками «Армянской общины Саратовской области «Крунк»» определить роль социального капитала национально-культурного объединения в процессе включения мигрантов в социокультурное пространство региона, реконструкции этнической идентичности;

- опираясь на результаты опроса, выделить формы социального капитала, способствующие решению первоначальных проблем, которые возникают вследствие переезда; сравнить особенности социального капитала двух поколений армянских мигрантов г. Саратова;

- по материалам фото-интервью выявить образы, символы, которые представители диаспоры соотносят со своей этнической группой.

Объектом диссертационного исследования является социальный капитал современной этнической диаспоры. В качестве предмета выступают формы проявления социального капитала диаспоры в контексте культурных изменений.

Основная гипотеза исследования. В условиях социокультурных

изменений социальный капитал становится фактором сохранения

этнокультуры, диаспоры в иноэтнической среде, что основано на взаимном

признании собственной этничности ее представителями. Межличностные

связи выступают в качестве источника поддержки, используемого

мигрантами на первоначальных этапах проживания в регионе. Сохранение

этнической культуры представителей диаспоры происходит в рамках

8

семьи за счет воспроизводства культурных практик. Несмотря на сохранение элементов традиционного семейного уклада в семье, идентичность полуторного поколения приобретает черты гибридности. Социальный капитал, предоставляемый национально-культурным объединением, ограничен в связи с отсутствием отлаженного механизма взаимодействия с мигрантами и культурно-просветительской направленностью деятельности.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты авторского исследования, включающего:

1. Данные анкетного опроса двух поколений мигрантов, проведенного с целью сравнения социального капитала двух поколений мигрантов (N=120, 2012, Саратов). Обработка данных осуществлялась с применением статистического пакета SPSS.

2. Данные анализа биографического интервью в семьях диаспоры по проблеме реконструкции этнической идентичности ~ и выбора стратегий адаптации и экспертного интервью с сотрудниками национально-культурного объединения «Армянская община Саратовской области «Крунк»» (N=17, 2011-2012, Саратов).

3. Материалы фото-интервью с представителями армянского этнокультурного сообщества г. Саратова (N=7, 2012, Саратов).

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках специальности 22.00.06 - Социология культуры, тема исследования соответствует п. 2. Культура и социальные взаимодействия. Социальные функции культуры; п. 3. Социальная структура общества и культурные различия; п. 6. Социальная динамика культуры. Социальные механизмы преемственности и инноваций в культуре; п. 7. Проблема субъекта культурных изменений. п. 14 Культурная социализация и самоидентификация личности Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются непротивореч�