автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социокультурные аспекты формирования смысложизненной ориентации личности

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Антюхова, Елена Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Социокультурные аспекты формирования смысложизненной ориентации личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Антюхова, Елена Юрьевна

Введение

Глава 1. Характер взаимодействий человека с эко- и социокультурным окружением в процессе самополагания личности

§ 1.1. Модели миропорядка и способы отношения человека к миру

§ 1.2. Проблема поиска смысла жизни в контексте взаимодействия 33 человека с миром

§ 1.3. Диалог и монолог в моделях мира

Глава 2. Смысложизненная ориентация личности как ключевой компонент механизма взаимодействия человека с миром

§ 2.1. Смысложизненная ориентация в системе установочных образований личности

§ 2.2. Сущность, структурно-содержательные характеристики и актуализация смысложизненной ориентации личности

Глава 3. Социокультурные аспекты формирования смысложизненной ориентации личности

§ 3.1. Социализация как процесс конструирования личностью картины мира

§ 3.2. Модели социализации: теоретико-методологический и социокультурный аспекты

§ 3.3. Социокультурная коммуникация как механизм процесса социализации: режимы конструирования личностью картины мира

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Антюхова, Елена Юрьевна

Актуальность темы исследования. В контексте глобальных мировоззренческих и методологических трансформаций, которые происходят сегодня во всех сферах культуры, особую актуальность приобретают стоящие перед человеком смысложизненные вопросы, связанные с выработкой им определенного отношения к окружающей действительности, способов взаимодействия с ней и стратегий самополагания. Необходимость качественного преобразования культурных регулятивов взаимодействия человека с природой, обществом и другими людьми продиктована такими деструктивными, чреватыми драматическими последствиями тенденциями сегодняшнего мира, как глобальный экологический кризис; межгосударственные и межнациональные конфликты с применением военной силы; вспышки религиозной, этнической и расовой нетерпимости; культурный империализм; угроза международного терроризма.

В этом контексте особое значение приобретают механизмы интерференции личностных и экосоциокультурных детерминант, которые предопределяют тот или иной результат разнообразных контактов человека со средой. Исследование данных механизмов дает возможность разносторонне проанализировать закономерности сложных процессов взаимовлияния человека и социоприродных комплексов, в рамках которых протекает его жизнедеятельность. Кроме того, научный анализ означенных проблем позволяет инициировать поиск новой модели взаимодействия человека с его природным и социокультурным окружением в условиях повышенных рисков и непредсказуемых последствий все возрастающего влияния антропогенных и техногенных факторов.

Решение вопроса об эффективных способах выживания и воспроизводства человека в сложноорганизованной жизненной среде предполагает всестороннее осмысление комплекса факторов, влияющих на выработку оптимальных адаптивных стратегий личности в рамках современной цивилизации. Это дает возможность выявить и проанализировать корреляционные механизмы, способствующие не только корректировке характера взаимодействия человека с окружающей действительностью, но и формированию его смысложизненных ориентаций, от которых сегодня во многом зависит как будущее общества, так и будущее самого человека.

Степень научной разработанности проблемы. Смысложизненные вопросы, связанные с выработкой человеком эффективных механизмов взаимодействия с окружающей действительностью, традиционно находились в эпицентре специально-научной и философской рефлексии. Философы Античности (Аристотель, Платон, Гераклит, Демокрит, Эпикур и др.), Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский), Просвещения (Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо и др.), Нового времени (Г. Гегель, И. Кант, Ф. Ницше, JI. Фейербах, Ф. Шеллинг, И. Фихте, К. Маркс и др.) решали вопрос о роли и месте человека в мире в соответствии с мировоззренческими установками, доминировавшими в культуре современной им исторической эпохи. Проблема способов связи между элементами в системе «человек-мир» не утратила своей актуальности и на текущем этапе культурно-исторического процесса. В XX веке осмысление типов отношения человека к миру и сопряженных с ними моделей взаимодействия наиболее активно осуществлялось в рамках таких течений философской мысли как экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, X. Ортега-и-Гассет и др.), персонализм (H.A. Бердяев, Б.П. Боун, Э. Мунье, Д. де Ружемон, Ж. Лакруа и др.), философская антропология (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер, А. Портман и др.). Важно отметить, что и в отечественной философской мысли эта проблема получила глубокую разработку в трудах, прежде всего, представителей религиозного (Н.Ф. Федоров) и сциентистского (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Г. Холодный, H.A. Умов и др.) направлений русского космизма, а также в созвучных пафосу идей космистов концепциях философов русского религиозного возрождения (B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, H.A. Бердяев и др.).

Один из возможных подходов к анализу механизмов взаимодействия человека с миром лежит в плоскости изучения структурно-содержательного и функционального аспектов системы установочных образований личности, при помощи которой человек встраивается в свое изменчивое окружение. Гипотезы о существования явления, названного впоследствии социальной установкой, высказывались философами с незапамятных времен. В частности ярким подтверждением тому служит труд Ф. Бэкона «Новый органон» (1620 г.). Считается, что само понятие «установка» впервые было использовано в науке в 1862 году Г. Спенсером, который в своей работе «Первые принципы» развивал идею о существовании духовной установки (Attitude of mind). С конца XIX века установка стала одним из самых востребованных теоретических конструктов, прежде всего, в общей и социальной психологии. В научной литературе достаточно широко освещались и психологический (J1. Ланге, П. Козелев, Г. Мюллер, У. Шуманн, JI. Дж. Мартин, А. Брунсвинг, Г. Оллпорт, У. Келлер, К. Левин, Д. Миллер, Л. Турстон, Д.Н. Узнадзе, A.C. Прангишвили, Ш.А. Надирашвили, Д.А. Чарквиани, А.Г. Асмолов и др.), и социально-психологический (У. Томас, Ф. Знанецкий, М. Смит, Дж. Брюнер, Т. Ньюком, М. Шериф, И. Кентрилл, Ф. Хейдер, Д. Крич, Р. Крачфильд, Ф. Балачи, А. Гринвальд, H.A. Надирашвили, В.А. Ядов, А.Г. Асмолов и др.) уровни абстрактно-теоретического анализа установок личности. В рамках социологического подхода определенный интерес представляют концептуальные построения П.А. Сорокина касательно взаимосвязи между доминантным типом культуры и поведением индивида в социуме.

В отечественной теории установки велась разработка высших уровней системы диспозиций личности, связанная с синтезом таких понятий, как «смысловая установка», «мировоззренческая установка», «социальная ориентация», «смысложизненная ориентация» и т.д. Однако культурологический срез проблемы установочных образований личности как ключевого компонента механизма взаимодействия человека с миром, предполагающий всестороннее исследование факторов формирования и актуализации этого механизма в широком эко- и социокультурном контексте, не получил еще адекватной современным культурным реалиям разработки.

Актуальность проблемы и степень ее научной разработанности обусловливают выбор объекта и предмета данного диссертационного исследования, определяют его задачи и цель.

Объектом исследования является характер взаимодействий человека с жизненной средой в процессе самополагания личности.

Предметом исследования является система социокультурных факторов, влияющих на формирование смысложизненной ориентации личности в процессе ее исторической актуализации.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и проанализировать наиболее значимые факторы и социокультурные детерминанты формирования смысложизненной ориентации личности.

Основные задачи исследования:

1) Проанализировать влияние различных моделей миропорядка на способы и характер отношения человека к миру.

2) Исследовать смысложизненную ориентацию личности в качестве ключевого компонента механизма взаимодействия человека с миром, обеспечивающего практическую актуализацию и социокультурную реализацию этого взаимодействия.

3) Провести сравнительный анализ типов смысложизненной ориентации личности.

Теоретико-методологические основания исследования.

Комплексный характер исследования обусловил привлечение значительного числа концепций, послуживших для автора методологическим ориентиром.

При исследовании проблематики взаимоотношений человека с миром автор опирался, прежде всего, на теоретические схемы, разработанные в рамках экзистенциального (К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет и др.), персоналистского (Э. Мунье), философско-антропологического (М. Бубер) течений философской мысли, а также на идеи Э.Дюркгейма; М. Вебера; А. Швейцера; Г.С. Батищева. В ходе исследования способов мироотношения диссертант также использовал ряд концепций, выработанных в рамках психоаналитического подхода (Э. Фромм).

Концептуальные разработки, полученные с позиций синергетического взгляда на мир такими авторами как Г. Хакен, И. Пригожин, И. Стенгерс, В.И. Аршинов, М.С. Каган, С.П. Курдюмов, E.H. Князева, В.В. Василькова, стали важным теоретико-методологическим основанием исследования проблемы типов связи между элементами в системе «человек-мир». Циклические и волновые теории культурно-исторического развития также получили применение в рамках данной работы (П.А. Сорокин, A.M. Шлезингер-младший и др.).

Особое теоретическое значение для исследования взаимодействий человека с его жизненной средой имеет междисциплинарная экоантропоцентрическая парадигма социального познания и социального синтеза, разработанная Т.М. Дридзе с опорой на идеи выдающихся мыслителей в различных областях научного знания, ставших и для диссертанта неоценимым теоретическим источником. Это, прежде всего, работы В.И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена; Н. Виннера; Ч. Морриса; А. Тоффлера; Т. Куна; К. Лоренца, Ф. Боаса, Э. Холла, Дж. Трейджера; JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ч. Осгуда, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна; А. Бергсона; Ф. Соссюра, Э. Косериу, Э. Бенвениста и других исследователей, приверженных идее интегративного взгляда на мир.

Проблематика смысла жизни отражена в трудах классиков мировой философии, начиная с античности и до настоящего времени. Особый интерес для диссертанта представляли смысложизненные поиски представителей русской философской мысли: E.H. Трубецкого, А.И. Введенского, С.Л. Франка, В.В. Розанова.

Для исследования установочных образований личности автор привлекал концептуальные разработки У. Томаса и Ф. Знанецкого, идеи представителей грузинской школы теории установки (Д.Н. Узнадзе, A.C. Прангишвили, Ш.А. Надирашвили, Д.А. Чарквиани и др.), а также деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов и др.).

Теория социализации представлена очень широко в специально-научной литературе. Данная проблематика в диссертационном исследовании освещалась с позиций психоаналитического подхода (Ф. Фрейд), аналитической психологии (К.Г. Юнг), позитивистского подхода (Э. Дюркгейм), структурно-функциональной теории (Т. Парсонс), символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блюмер), гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), социологии знания (П. Бергер, Т. Лукман), а также с опорой на работы отечественных исследователей по теории социализации (И.С. Кон, А.И. Ковалева и др.).

Тема коммуникации получила развитие в данной работе на базе исследований в рамках, прежде всего, экзистенциального (X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс), герменевтического (Г.-Г. Гадамер, Э. Бетти), диалогического (М. Бубер, М.М. Бахтин, Г.С. Батищев) подходов к осмыслению данного социокультурного феномена. Особое значение в диссертации придается семиосоциопсихологической теории коммуникации, разработанной Т.М. Дридзе.

Научно-теоретическая новизна заключается в том, что:

1. Осуществлен культурологический анализ смысложизненной ориентации личности как результата самополагания субъекта в контексте его взаимодействия с эко- и социокультурным окружением.

2. В рамках переосмысления тезиса о том, что социализация и социокультурная коммуникация могут быть рассмотрены в качестве ключевых факторов формирования смысложизненной ориентации личности как установочного образования, выявлены типология моделей социализации и сопряженные с ней режимы конструирования картины мира в коммуникации.

3. Обоснованы и исследованы идеальные типы смысложизненной ориентации личности, проведен сравнительный анализ их мировоззренческих доминант, изучен механизм актуализации этих доминант в социокультурном контексте.

Положения, выносимые на защиту:

1) Проведенный в диссертации историко-философский анализ позволяет условно выделить три алгоритма отношений человека с миром: модель мира с абсолютизацией средового компонента в системе «человек-мир» («средоцентрированная»); модель, признающая высшую ценность за отдельным индивидом по сравнению со всем остальным миром («индивидоцентрированная»), и, наконец, находящаяся в процессе становления новая мировоззренческая парадигма, акцентирующая неразрывную связь человека с миром («человекосредовая»).

2) Проблема отношения человека к миру в человеческом измерении предстает как проблема смысла человеческого существования. Общая концепция жизни человека, его отношение к ней и к миру в целом актуализируются в практической жизнедеятельности через смысложизненную ориентацию личности, являющуюся установочным образованием высшего уровня диспозиций личности и рассматриваемую нами как ключевой компонент механизма взаимодействия человека с его эко- и социокультурным окружением.

3) В содержательном плане смысложизненная ориентация личности представляет собой персонализованную форму картины мира, сложившейся в обществе на определенном этапе его жизнедеятельности. Трехчленная типология моделей миропорядка и сопряженных с ними способов отношения человека к миру позволяет говорить о трех типах мировоззренческих доминант содержания смысложизненной ориентации личности: признание аксиологического приоритета среды, рассмотрение отдельного человека в качестве высшей ценности по сравнению со всем остальным миром или же акцентирование ценности тех процессов, которые протекают между человеком и его эко- и социокультурным окружением как равноправными партнерами.

4) Формирование мировоззренческих доминант содержания смысложизненной ориентации личности происходит в процессе социализации, осуществляемом преимущественно в рамках определенной модели социализации, направленной в целом на формирование востребованного на данном этапе в социуме типа личности с присущим ему способом отношения к природе, обществу, другим людям и самому себе. Исходя из этого мы предлагаем рассмотреть три модели социализации: «средоцентрированную», «индивидоцентрированную» и «человекосредовую».

5) Социокультурная коммуникация является одним из ключевых аспектов формирования смысложизненной ориентации личности и рассматривается нами как механизм процесса социализации. Режим трансляции и усвоения текстуально организованной смысловой информации определяет режимы конструирования картины мира в коммуникации. Они обозначены нами как «индоктринация», «плюрализм интерпретаций» и «диалог».

6) В рамках данного исследования монолог и диалог рассматриваются, прежде всего, как способы отношения к миру, выходящие за рамки только лишь коммуникативно-познавательной деятельности. Диалогическое отношение в отличие от монологического трактуется преимущественно как субъект-субъектное отношение, предполагающее равноправие и равнозначность всех его участников, демонстрирующих взаимную направленность в режиме открытости миру.

7) Предложенная в диссертации трактовка монолога и диалога дает нам основание, опираясь на представленный в работе материал, рассматривать смысложизненные ориентации со средоцентрированной и индивидоцентрированной мировоззренческими доминантами как монологически ориентирующие субъекта в мире, а смысложизненную ориентацию с человекосредовой мировоззренческой доминантой - как ориентирующую субъекта на диалог с миром. 8) Проведенный в исследовании сравнительный анализ монологического и диалогического типов смысложизненной ориентации личности позволяет определить, какие содержательные блоки смысложизненной ориентации личности формируются на том или ином этапе ее социализации, и каким ведущим модусам социокультурной активности индивида они соответствуют, а также проследить взаимосвязь между мировоззренческой доминантой установочных образований личности и ее образом жизни.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выявление ключевых социокультурных факторов формирования смысложизненной ориентации личности дает возможность наметить основные подходы к осмыслению такой важной проблемы современного социокультурного процесса как выработка эффективного механизма взаимодействия человека с миром, позволяющего оптимизировать влияние общества на экосистему и повысить результативность социально и культурно значимых жизненных стратегий индивидов в современных условиях. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для создания учебных курсов по актуальным проблемам культурологии, культурной и социальной антропологии, по теории социализации и коммуникации, по вопросам культурно-исторической психологии.

Апробация диссертации и полученных в ней результатов. Основные идеи и положения настоящего исследования излагались в докладах на научной конференции «Коммуникативные стратегии на пороге XXI века», проходившей в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова 26-27 января 1999 года, а также на Второй международной научной конференции «Язык и культура», состоявшейся в Москве 17-21 сентября 2003 года в Российской академии наук. Материалы диссертации использовались в преподавательской деятельности диссертанта при чтении курсов лекций по теории и истории культуры, а также по теории коммуникации.

Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурные аспекты формирования смысложизненной ориентации личности"

Заключение

В философской литературе уже не раз отмечалось, что мироощущение людей начала XXI века имеет много общего с умонастроениями начала века XX, о которых К. Ясперс писал, что «даже без отчетливого знания людей нас не покидает ощущение, что они живут в момент, когда в развитии мира достигнут рубеж, который несоизмерим с подобными рубежами отдельных исторических эпох прошлых тысячелетий. Мы живем в духовно несравнимо более богатой возможностями и опасностями ситуации, однако, если мы с ней не справимся, она неизбежно превратиться в наиболее ничтожное время для оказавшегося несостоятельным человека» [189, С.300].

Сегодня особую актуальность приобретают стоящие перед человеком смысложизненные вопросы, связанные с выработкой им определенного отношения к окружающей действительности, способов взаимодействия с ней и стратегий самополагания. Необходимость качественного изменения культурных регулятивов взаимодействия человека с природой, обществом и другими людьми продиктована как деструктивными тенденциями сегодняшнего мира в целом, так и реалиями трансформирующегося российского общества, в котором остро стоит проблема повышения результативности социально и культурно значимых адаптивных стратегий индивидов в современных условиях. Решение вопроса о выживании и воспроизводстве здорового, интеллектуально и эмоционально развитого человека в здоровой жизненной среде в контексте их органической связи и интерференции предполагает всестороннее осмысление механизма взаимодействия человека с миром и комплекса факторов, влияющих на формирование и актуализацию этого механизма в социокультурной среде.

В качестве ключевого компонента механизма интеграции человека в социокультурный контекст в диссертации рассматривается смысложизненная ориентация личности как результат самополагания субъекта в процессе его взаимодействия с эко- и социокультурным окружением. В диссертации обосновывается новый подход к изучению смысложизненного полагания человека в культуре как к открытому, незавершенному процессу, который только вероятностно может подвергаться со стороны общества и других субъектов корреляции. На основе анализа способов связи между структурно -содержательными элементами в системе «человек - социокультурная среда» в работе представлена типология моделей социализации и проанализированы способы конструирования картины мира в коммуникации, позволяющие исследовать особенности формирования и актуализации смысложизненной ориентации личности в различных культурных контекстах. Предложенная в диссертации модель социализации - «человекосредовая» - заключает в себе потенциал возможного изменения направленности активности и смысложизненных устремлений личности в современной социокультурной практике.

В качестве механизма социализации в диссертации анализируется социокультурная коммуникация, ориентированная на воспроизводство, трансформацию и трансляцию определенных систем мировидения, миропонимания и, следовательно, смысложизненных устремлений субъекта. Отслеживание и интенциональный анализ смысловых доминант текстов, транслируемых через различные коммуникативные каналы (средства массовой информации, художественная литература, интернет и т.д.) в культуре, могут способствовать, с одной стороны, построению прогнозов относительно формирования той или иной мировоззренческой доминанты картины мира (а, значит, и смысложизненной ориентации личности) в процессе коммуникации, а с другой стороны, повышению эффективности воспроизводства личностного типа, способного вырабатывать в современных условиях оптимальные жизненные стратегии, от которых сегодня во многом зависит как будущее общества, так и самого человека.

 

Список научной литературыАнтюхова, Елена Юрьевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи: статьи и очерки. М., 2000. - 266 с.

2. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. - М.: Институт социологии РАН, 1999. - 136 с.

3. Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. 1999. - №3. - с. 15-23

4. Анисимов О.С. Диалог как средство формирования культуры мышления в управлении и исследовании развивающегося мышления. М.: Ассортимент, 1995.-76 с.

5. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы)// Психологический журнал. 1999. - том 20, №3. - с. 5-17

6. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М.: ИФРАН, 1999.-200 с.

7. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. - 151 с.

8. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. Соотношение понятия установки в общей и социальной психологии// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - с. 143 - 163

9. Ахиезер A.C. Диалог как основа современного философствования // Социокультурное пространство диалога. -М.: Наука, 1999. с. 33 -58

10. Ахиезер A.C. Социокультурные механизмы циклов культуры// Искусство в ситуации смены циклов: междисциплинарные аспекты исследованияхудожественной культуры в переходных процессах/ Отв. Ред. Хренов Н.А. -М: Наука, 2002.-е. 116-136

11. Баснна Е.З., Насиновская Е.Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности// Вестник Московского Университета. Серия психология. 1977. - № 4. - с. 33 - 40

12. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. Спб.: Изд-во РХГИ, 1997.-464 с.

13. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира / Отв. ред.: Арнольдов А.И., Кругликов В.А.; АН СССР. Ин-т философии. М.: Наука, 1987. - с. 90 - 135

14. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. - М., 1979. -318 с.

15. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Собрание сочинений, т.2. М.: Из-во «Русские словари», 2000. - с. 9-175

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979.-424 с.

17. Бергер Г., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Изд-во «Медиум», 1995. - 323 с.

18. Бергсон А. Творческая эволюция/ Пер. с франц. М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. - 384 с.

19. Бердяев Н.А. Творчество и объективация /Сост. А.Г. Шиманского, Ю.О. Шиманской. Мн.: Экономпресс, 2000. - 304 с.

20. Бубер М. Диалог// Два образа веры. М.: ООО «Фирма «Издательство Аст», 1999.-е. 122-155

21. Бубер М. Проблема человека // Два образа веры. М.: ООО «Фирма «Издательство Аст», 1999. - с. 202-301

22. Бубер М. Я и Ты //Два образа веры. М.: ООО «Фирма «Издательство Аст», 1999.-е. 24-111

23. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория соц. самоорганизации). Спб.: Издательство «Лань», 1999.-480 с.

24. Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни// Смысл жизни: Антология. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. -с. 93-123

25. Вебер М. Избранные произведения: Перевод с немецкого. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

26. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 367 с.

27. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебрянного века. -М.: Прогресс-Традиция, 2001.- 472 с.

28. Герменевтика: история и современность: (Критич. очерки). М.: Мысль, 1985.-303 с.

29. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //Социологический исследования. 1991. - №4. -с. 72-78

30. Грунт Е.В. Проблема смысла жизни в истории западноевропейской философии (от античности до XIX века). Челябинск, 1996. - 192 с.

31. Грунт Е.В. Смысл жизни как проблема европейской философии: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1997. - 42 с.

32. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры // Избранные труды. Том 2. Средневековый мир. М. - Спб.: Университетская книга, 1999. - с. 17-251

33. Гуревич А.Я. Культура Средневековья и историк конца XX века // История мировой культуры. Наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение. М., 1998. - с. 211-318

34. Гуревич П.С. Антропологический ренессанс//Феномен человека: Антология. М., 1993. - с. 3-23

35. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогнозирование в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000.-191 с.

36. Джохадзе Д.В. Философия античного диалога. М.: Изд-во АО «Диалог-МГУ», 1997. - 223 с.

37. Диалектика общения: гносеологические и мировоззренческие проблемы / Отв. ред.: Батищев Г.С., Пружинин Б.И.; АН СССР. Ин-т философии. М., 1987.-125 с.

38. Диалог в философии: традиции и современность. Спб.: Из-во С. -Петерб. Университета, 1995. - 192 с.

39. Дридзе Т.М. На пороге экоантропоцентрической социологии //Общественные науки и современность. 1994. - № 4. - с. 97 - 103

40. Дридзе Т.М. Прогнозное социальное проектирование: от жизненных ресурсов человека к социальным ресурсам общества// Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы, 1994 -с. 12- 43

41. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью//Социологические исследования. 1998. - № 10. - с. 44 -50

42. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996. - №3. -с. 145-152

43. Дридзе Т.М. Социокультурная коммуникация: текст и диалог в семиосоциопсихологии// Социокультурное пространство диалога. М.: Наука, 1999. - с. 58 -78

44. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984. - 267 с.

45. Дридзе Т.М. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании// Общественные науки и современность. 1994. - № 1.-е. 131 -138

46. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. 2000. - № 2. - с. 20 -28

47. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая парадигма в социальном познании и социальном управлении // Человек. 1998. - №2. - с. 95-106

48. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. Издательство «Наука», Москва, 1977.-334 с.

49. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А.Б. Гофмана. М.: Наука, 1990. - 575 с.

50. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд // Западноевропейская социология XIX начала XX веков/ под. ред. В.И. Добренького. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.-е. 366- 389

51. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования. Минск: Университетское, 1988. - 125 с.

52. Идея морали: теория, норма, смысл («круглый стол») // Человек. 1997. -№2.-с. 16- 88

53. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. -Киев: Наук, думка, 1988. 187 с.

54. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 315 с.

55. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.

56. Камю А. Бунтующий человек / Пер. с фр.; Общ. ред., сост., предисл. и примеч. А. Руткевича. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. - 416 с.

57. Князева E.H. И личность имеет свою динамическую структуру // Мост (СПб). 2000. - № 37. - с. 21-24

58. Князева E.H. Мыслить синергетически значит мыслить диалектически // Актуальные вопросы диалектики: (Историко-философский аспект). М.: Кафедра философии РАН, 2000. - с. 113-117

59. Князева E.H., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. С.-Петербург: Алетейя, 2002. -414 с.

60. Ковалева А.И. Социализационная норма в современном российском обществе: Автореф. дис. д-ра социолог, наук. М., 1997. - 32 с.

61. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М., 1996. - 222 с.

62. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.

63. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967 - 382 с.

64. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива) М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. -270 с.

65. Кудашов В.И. Диалогичность как форма бытия сознания: (Философские очерки) / Краснояр. высш. школа МВД и др. Красноярск, 1998. - 162 с.

66. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 192 с.

67. Кузнецова Г.В., Максимов J1.B. Природа моральных абсолютов. М.: «Наследие», 1996. - 128 с.

68. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород: Нижний Новгород, 1994. - 200 с.

69. Кутырев В.А. Человек в мире: типы смысложизненных ориентации // Общественные науки. 1990. - №2. - с. 119-133

70. Левинас Э. Время и другой; Гуманизм другого человека / Пер с фр. -Спб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. 265 с.

71. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.; Спб.: Университетская книга, 2000. -416 с.

72. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. - с. 251 - 261

73. Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно философской мысли. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. -160 с.

74. Малахов В.В. Смысл жизни и нравственное отношение к миру. М.: Знание, 1986.-64 с.

75. Мамардашвили М.К. Необходимость себя/ Лекции. Статьи. Философские заметки/ Под общей редакцией Ю.П. Сенокосова. М.: Издательство «Лабиринт». - 1996. - 432 с.

76. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев В.С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. М., 1972. - с. 28-94

77. Маркин В.Н. Жизненная позиция личности: идеологический и социально-психологический аспекты. М.: Мысль, 1989. - 171 с.

78. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб.: Евразия, 1999.-432 с.

79. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Спб.: Питер, 2003. - 352 с.

80. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства («круглый стол») // Социологические исследования. 2000. - №7. - с. 73 - 82

81. Матвеев Ю.И. Социальная ориентация личности. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун -та, 1990. - 155 с.

82. Моисеев H.H. Расставание с простотой. М.: «Аграф», 1998. - 480 с.

83. Моисеев H.H. Экологическое мировоззрение // Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. М.: Прогресс-Традиция. - с. 21- 30

84. Моральные ценности и личность //Под ред. Титаренко А.И. и Николаичева Б.О. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994. - 175 с.

85. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность / Отв. Ред. Чечулин A.A.; АН СССР. Сиб. отд-ние. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.-204 с.

86. Москаленко В.В. Социализация личности: (Филос. аспект). Киев: Вища шк., 1986.- 198 с.

87. Мудрик A.B. Социализация и смутные времена. М.: Знание, 1991.-78 с.

88. Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. - 142 с.

89. Мунье Э. Что такое персонализм? М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994. - 128 с.

90. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: «Мецниереба», 1974. - 170 с.

91. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность / АН ГССР. Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1987. - 364 с.

92. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического прогресса). Курс лекций. М.: Наследие, 1996.- 184 с.

93. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (Синергетика, психология и футурология). М.: ПЭР СЭ, 2001.-239 с.

94. Немировский В.Г. Смысл жизни: Проблемы и поиски. Киев: Политиздат Украины, 1990. - 223 с.

95. Олейников Ю.В. Экологическая обусловленность мировоззренческих трансформаций // Философия экологического образования / Под общей редакцией Лисеева И.К. М.: Прогресс-Традиция. - с. 30 - 49

96. Оллпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002.- 462 с.

97. Орлова Э.А. Динамика культуры и процессы социализации // Прогнозное социальное проектирование теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994. - с. 218 - 232

98. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Избранные труды. М.: Издательство «Весь мир», 2000. - с. 43 - 161

99. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Избранные труды. М.: Издательство «Весь мир», 2000. - с. 480 - 698

100. Парамонова С.П. Динамика морального сознания / Перм. гос. техн. ун-т. -Пермь, 1997.-209 с.

101. Парсонс Т. О структуре социального действия: Пер. с англ. / Под общ. ред. Чесноковой В.Ф., Балановского С.А. М.: Академический Проект, 2000. -879 с.

102. Петкова С.М. Смысложизненный интерес личности в отечественном типе культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997. -18 с.

103. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков: Изд-во «Основа» при Харьк. Гос. Ун-те, 1991. - 162 с.

104. Прангишвили A.C. Исследования по психологии установки. Тбилиси: «Мецниереба», 1967. - 340 с.

105. Прангишвили A.C. Психологические очерки. Тбилиси: «Мецниереба», 1975.- 111 с.

106. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 312 с.

107. Психологические исследования / Сборник/ Под ред. A.C. Прангишвили.- Тбилиси: Мецниереба, 1973. 403 с.

108. Реале. Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997. - 880 с.

109. Реан A.A. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000. -том 21, №3.- с. 88-95

110. Реймерс Н.Ф. Система потребностей человека: от анализа к конструированию среды жизни // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994. - с. 137-155

111. Резаев A.B. Парадигмы общения: взгляд с позиций социальной философии. Спб.: Изд-во С. - Петербург. Ун-та; Иваново: Полиформ, 1993. -210 с.

112. Рено А. Эра индивида: к истории субъективности. Спб.: Изд-во «Владимир Даль», 2002. - 472 с.

113. Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс-Универс, 1994. 479 с.

114. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология. -М.: Издательская группа «Прогресс Культура», 1994. - с. 19-65

115. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.-512 с.

116. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.-368 с.

117. Сайко Э.В. О природе и пространстве «действия» диалога // Социокультурное пространство диалога. М.: Наука, 1999. - с. 9-33

118. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. -М.: Новый век, 2000. 196 с.

119. Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. М.: «Российская политическая энциклопедия» ( РОССПЭН), 1998.- 478 с.

120. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002.-496 с.

121. Ситниченко JI.A. Человеческое общение в интерпретациях современной западной философии (Критический анализ). Киев: Наук. Думка, 1990. -108 с.

122. Славская А.Н. Гуманистические аспекты проблемы понимания и интерпретации: (сб. ст.)/ Рос. АН, Ин-т психологии // Гуманистические проблемы психологической теории/ отв. ред. Брушлинский A.B. М.: Наука, 1995. - с. 83 - 96

123. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. - 199 с.

124. Соколов К.Б. Картина мира и искусство в периоды социальных перемен // Искусство в ситуации смены циклов: междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах/ Отв. Ред. Хренов H.A. М.: Наука, 2002. - с. 56-82

125. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства истины, этики, права и общественных отношений. Спб.: РХГИ, 2000. - 1056 с.

126. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции: Сб. науч. тр./ Под ред. М.Г. Плоховой и Ф.А. Фрадкина. М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1993.- 146 с.

127. Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 743 с.

128. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего: Избр. социал.-филос. публицистика/ РАН. Ин-т философии. М., 1996. - 175 с.

129. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. - 274 с.

130. Табачковский В.Г. Рефлексивные и нерефлексивные уровни мировоззренческого сознания: образ мира и мировоззренческая установка // Эвристические функции мировоззренческого сознания. Киев: Наукова думка, 1989.-с. 78-97

131. Табачковский В.Г. Человеческое мироотношение: данность или проблема? / АН Украины. Ин-т философии. Киев: Наук, думка 1993. - 175 с.

132. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса / Пер. с франц. М.: Айрис-пресс, 2002. - 352 с.

133. Теория установки и актуальные проблемы психологии: Надирашвили Ш.А. (отв. ред.) и др. / АН ГССР. Ин-т психологии им. Д.Н. Узнадзе. -Тбилиси: Мецниереба, 1990.-303 с.

134. Терин В.П. Массовая коммуникация; Исследование опыта Запада. М.: Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД РФ, Кафедра философии, 2000. - 224 с.

135. Тимченко Н.С. Смысложизненные ориентации как показатель социальной культуры личности (опыт социологического анализа проблемы): Автореф. дис. канд. социолог, наук. Барнаул, 2000 - 22 с.

136. Трубецкой E.H. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - с. 243 -489

137. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов: (По материалам зарубежных экспериментальных работ). JI.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1980. - 144 с.

138. Трусов В.П. Теория когнитивного диссонанса и ее критика: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1973. - 21 с.

139. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. -М.: Научный мир, 1998. 204 с.

140. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997.-440 с.

141. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 451 с.

142. Узнадзе Д.Н. Психология установки. Спб.: Питер, 2001. - 416 с.

143. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. 210 с.

144. Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни. К.: Символ, 1996. -416с.

145. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. - 1998. - №1. - с. 5-11

146. Философия экологического образования / Под общей редакцией Лисеева И.К. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 416 с.

147. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 640 с.

148. Флоренский П.А. У водоразделов мысли / Сочинения. В 4т. Т. 3 (1). / Сост. игумена Андроника (A.C. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (A.C. Трубачев) М.: Мысль, 2000. - 621, 1.с.

149. Фрадлина Е.М. Моральная культура общества: социально-философские аспекты: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Саратов, 1997. — 53 с.

150. Франк С.Л. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - с. 489 - 584

151. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

152. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Фолио, ACT, 2001.-624 с.

153. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Олимп, 1997. - 448 с.

154. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ./ Общ. ред. П.С. Гуревича. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. 256 с.

155. Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. / Общ. ред. и поел. В.И. Добреньков. М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

156. Фромм Э. Ситуация человека ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1998. - с. 443 - 482

157. Фуре В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. -Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000. 224 с.

158. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: АО «KAMI» Издательский центр, 1995. - 245 с.

159. Хренов H.A. Опыт культурологической интерпретации переходных процессов // Искусство в ситуации смены циклов: междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Отв. Ред. Хренов H.A. М.: Наука, 2002. - с. 4-56

160. Ценности, смыслы, поступки. Философско-психологический семинар // Человек. 1995. - №4. - с. 5 - 24

161. Цой JI.H. Конфликт как существенная характеристика социальных инноваций // Экстремальные ситуации, конфликт, согласие. М.: Академия управления МВД Россия; Институт социологии РАН, 1998. - с.28-37

162. Цой JI.H. Концептуализация диагностики и профилактики конфликтов / В контексте конфликтологии: диагностика и методология управления конфликтной ситуацией / Отв. Ред. Т.М. Дридзе, JI.H. Цой. М.: Изд-во института социологии РАН, 2001 - с. 110-135

163. Чарквиани Д.А. Информация, противоречие и смена социальных установок. Тбилиси, 1980. - 93 с.

164. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Редкол.: И.Т. Фролов и др.; Сост. П.С. Гуревич. - М.: Политиздат, 1991. - 462 с.

165. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. - 576 с.

166. Ширинянц A.A., Ширинянц A.C. Российская интеллигенция на рубеже веков: заметки о политической культуре. М.: Изд-во МГУ, 1997.- 160 с.

167. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе: Проблемы методологии и теории. М.: Наука, 1995. - 175 с.

168. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979.-227 с.

169. Шлезингер младший, А.М. Циклы американской истории: Пер с англ. и закл. ст. Терехова В.И. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.-688 с.

170. Этика: новые старые проблемы. М.: Гардарики, 1999. - 256 с.

171. Этциони А. Новое золотое правило. Сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией B.JI. Иноземцева. M.: Academia, 1999. - 640 с.

172. Эфиров С.А. Социальное согласие: утопия или шанс? М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002. - 104 с.

173. Юнг К.Г. Аналитическая психология / Пер. и ред. Зеленского В.В. -СПб.; МЦНК и Т «Кентавр» и др., 1994. 136 с.

174. Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. Руткевича А.М. М.: Renaissance, 1991.-299 с.

175. Юнг К.Г. К вопросу об изучении психологических типов // Психологические типы/ Пер. с нем. Лорие С., перераб. и доп. Зеленским В.; Под общ. ред. Зеленского В. Спб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995. - с. 595-608

176. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / Предисл. А.В. Брушлинского. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996.-336 с.

177. Юнг К.Г. Психологическая теория типов // Психологические типы / Пер. с нем. Лорие С., перераб. и доп. Зеленским В.; Под общ. ред. Зеленского В. -Спб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995. с. 624-644

178. Юнг К.Г. Психологическая типология // Психологические типы / Пер. с нем. Лорие С., перераб. и доп. Зеленским В.; Под общ. ред. Зеленского В. -Спб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995. с. 644-661

179. Юнг К.Г. Психологические типы (лекция, 1923) // Психологические типы / Пер. с нем. Лорие С., перераб. и доп. Зеленским В.; Под общ. ред. Зеленского В. Спб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995. - с. 608-624

180. Юнг К.Г. Психологические типы // Психологические типы / Пер. с нем. Лорие С., перераб. и доп. Зеленским В.; Под общ. ред. Зеленского В. Спб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995. - с. 4 - 594

181. Юнг К.Г. Символы трансформации. М.: ПентаГрафик, 2000. - 496 с.

182. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-е. 89-106

183. Яницкий О.Н. Система «человек жизненная среда» как объект социального воспроизводства // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М.: Наука, 1994. - с. 62-76

184. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. -М.: Республика, 1994. с. 288-420

185. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1994. - 1053 с.

186. Bandura, A. Social learning theory. Englewood Cliffs, N.J., Prentice-Hall, 1977.-247 p.

187. Blumer, H. Symbolic interactionism: Perspective and method. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1969. - 208 p.

188. Carter, R. E. Dimensions of moral education. Toronto: University of Toronto Press, 1984. - 215 p.

189. Festinger, L. A theory of cognitive dissonance. Stanford, CA: Stanford University Press, 1962. - 291 p.

190. Hovland, C.I. & Rosenberg, M.J. Attitude organization and change. New Haven: Yale University Press, 1960. - 285 p.

191. Kirschenbaum, H. A comprehensive model for values education and moral education// PHI Delta Kappan. June, 1992. - p. 771-776

192. Kohlberg, L. Moral stages and moralization: The cognitive-development approach // Moral development and moral behavior: Theory, research and social issues / T. Lickona (Ed.). -New York: Holt, Rinehart, & Winston, 1976. p. 31 - 53

193. Kohlberg, L. The philosophy of moral development. Moral stages and the idea of justice. San Francisco etc.: Harper & Row, 1981. - 441 p.

194. Lickona, T. The return of character education//Education leadership. -November, 1993.- 6-10 p.

195. Mead, G.H. Mind, self & society. From the standpoint of a social behaviorist. Chicago - Illinois, University of Chicago press, 1946. - 401 p.

196. Piaget, J. The moral judgment of the child. Harmondsworth: Penguin books, 1977. - 399 p.

197. Power, F.C., Higgins, A., and Kohlberg, L. Lawrence Kohlberg * s approach to moral education. N.Y.: Columbia University Press. - 1989. - 250 p.

198. Raths, L., Harmin, M., & Simon, S. Values and teaching: Working with values in the classroom (2nd ed.). - Columbus, OH: Charles E. Merril, 1978. - 225 p.

199. Rokeach, M. The nature of human values. NY: Free press; L.: Collier Macmillan, 1973.-483 p.

200. Sherif, M. and Hovland, C.I. Social judgment. Assimilation and contrast effects in communication and attitude change. New Haven - London, Yale Univ. Press, 1961.-218 p.

201. Skinner, B.F. Reflections on behaviorism and society. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice - Hall, 1978. - 209 p.

202. Thomas W.Y. and Znaniecki, F. The Polish peasant in Europe and America. Monograph of an immigrant group. Vol.1: Primary-group organization. Boston, Badger, 1918.-526 p.

203. Thomas W.Y. and Znaniecki, F. The Polish peasant in Europe and America. Monograph of an immigrant group. Vol.2: Primary-group organization. Boston, Badger, 1918.-589 p.