автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Специфика проявления конфликтности и деструкции в религиозной жизни общества

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ним, Евгения Генриевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Специфика проявления конфликтности и деструкции в религиозной жизни общества'

Текст диссертации на тему "Специфика проявления конфликтности и деструкции в религиозной жизни общества"

о

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Ним Евгения Генриевна

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ И ДЕСТРУКЦИИ В РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Специальность - 22.00.06 - социология духовной жизни

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор Ю.Е. Растов

Барнаул, 1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы анализа

конфликтности и деструкции в сфере религии 13

1.1. Многомерность и полифункциональность религии 13

1.2. Религия в контексте конфликтности и социальной деструктивности 38

1.3. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа анализа религиозных конфликтов и социальной логотерапии аномалий религиозности 72

Глава 2. Религиозная конфликтность и деструкция (по материалам социологических исследований религиозности

в г. Барнауле) 96

2.1. Гипотезы и методы эмпирического исследования

религиозной конфликтности и деструкции 96

2.2. Конфликтологические типы религозности 111

2.3. Экспертные модели религиозной деструкции 140

Заключение 156

Библиографический список 162

Приложения 174

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

В последнее десятилетие российское общество характеризует не только экономический, политический и социальный кризис, но и кризис ментальности, утрата социокультурной идентичности. Лишенные прежних идеалов и ориентиров, россияне устремились к «трансцендентному», пытаясь духовно уцелеть посреди катастрофических сдвигов и трансформаций, сделавших зыбким социальное бытие. Религиозный ренессанс, начавшийся в российском социуме в первой половине 90-х гг., - следствие этой ситуации. Он неизмеримо обогатил духовную жизнь общества, но в то же время породил множество различных проблем.

Наиболее важной из них является рост конфликтного и деструктивного потенциала религиозной сферы. Это выражается в учащающихся конфликтах приверженцев различных вероисповеданий, конфронтации религиозных и светских структур, интенсивном распространении в российской конфессиональной среде новых религиозных движений (НРД) с деструктивной направленностью. Религиозные конфликты, нередко сопровождаемые проявлениями агрессии, насилия и нетерпимости, несомненно, способствуют дальнейшему повышению уровня социальной напряженности в нашем обществе. В этих условиях изучение дезинтегрирующего влияния религии с целью его минимизации имеет серьезную практическую значимость.

К сожалению, часто главная роль в оценке тех или иных религиозных движений и групп принадлежит не специалистам в области религиоведения, социологии, психологии, культурологии, права, а лицам, далеким от науки, чьи суждения определяются, скорее, их эмоциональным настроем и личными мировоззренческими ориентациями. Попытки решения проблемы гармонизации религиозной сферы без привлечения специалистов и проведения серьезных научных исследований могут привести к усугублению разногласий на религиозной почве и нарушениям фундаментальных прав человека. Активное участие российских ученых в

обсуждении данной проблематики необходимо и в силу ее слабой разработанности на теоретическом уровне. Анализ аномалий, возникающих в духовном измерении жизни социума, нуждается в концептуальных «инструментах», с помощью которых возможна более глубокая и тонкая дифференциация подобных феноменов.

В этом контексте ( когда есть социальный «заказ» со стороны общества и научный - со стороны социогуманитарной отрасли знания) исследование конфликтности и деструкции в сфере религии представляется чрезвычайно своевременным и актуальным.

Степень научной разработанности проблемы

Обозначенный выше круг проблем разрабатывается многими специалистами в сфере духовной жизни общества, однако различные «сектора» этого круга исследованы в разной степени: одни - достаточно глубоко и полно, другие - эскизно и фрагментарно. Но даже освоенные «участки» этого проблемного поля со временем могут превращаться в «terra incognito».

В рамках зарубежной и отечественной науки существуют следующие направления исследований, связанные с проблематикой религиозных конфликтов:

- теоретическое осмысление интегрирующих и дезинтегрирующих общество функций религии ( К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Бэлла, П. Бергер, Н. Луман, Р. Мертон, С. Хантингтон), реализуемое и в исследованиях религиозной ситуации в России (A.A. Нуруллаев, H.A. Трофимчук, Ю.П. Зуев, Ф.Г. Овсиенко);

- анализ роли религиозного фактора в этнических конфликтах, в частности, в России и странах СНГ ( М.П. Мчедлов, В.Н. Рагузин, A.A. Нуруллаев, JI.A. Баширов, Т.А. Кудрина, Л.С. Рубан, М.А. Олимов ), Югославии ( Г. Паверс, 3. Изакович ), Польше (Р. Блобаум), Северной Ирландии (Дж. Фалтон), странах Азии и Африки (Р. Гауффин, К. Pao, А. Шарма, Д.Б. Малышева);

- изучение религиозной мотивации социально-политических конфликтов и движений социального протеста ( H.H. Покровский, Е.Б. Черняк, В.Н. Добреньков, A.A. Радугин, Д.Е. Фурман, М.И. Одинцов, Ю.Г. Коргунюк );

- исследование религиозных конфликтов в семьях ( A.A. Скородумов, В. Дифендорф);

- анализ проблемы веротерпимости и перспектив диалога религий в поликонфессиональном обществе ( Дж.Э. Вуд, С. Феррари, Дж. О Донелл, Р. Хаммель, А. Сковронек, Б. Фаликов, В. Шохин);

- разработка темы религиозного экстремизма - его содержания, форм и путей преодоления ( В.Н. Арестов, Б.И. Гальперин, А.И. Клибанов, Т.В. Бузова, JI.H. Салаев, H.A. Ванюшин и др.).

Важно отметить, что в рамках российской социологии религии большинство из указанных направлений находятся в стадии формирования. Фактически, отсутствуют как теоретико-методологическая база изучения конфликтности в религиозной сфере, так и эмпирические исследования данного феномена. Собственно социологических работ, посвященных целенаправленному анализу религиозных конфликтов, считанные единицы ( в основном, эта проблематика рассматривается религиоведами, политологами, историками и журналистами). Главное внимание при этом уделяется локальным во времени и пространстве религиозным конфликтам, что усиливает ощущение дефицита теоретических разработок в данной области.

Исследования «деструктивных культов» как разновидности НРД начались в США и странах Западной Европы в 70-х гг. 20-го в.; спустя два десятилетия они стали актуальными и для российских социологов. Вопросы методологии анализа НРД обсуждаются в работах Е. Баркера, Т. Роббинса, Р. Циприани; типологии «нетрадиционных религий» предложены Т. Роззаком, М. Новачуком, Е.Г. Балагушкиным, Б.З. Фаликовым, A.B. Зубовым и др. Исследуется специфика деятельности НРД в разных социокультурных контекстах: в США (Е. Баркер), Франции (Ф. Терре), Германии (Г. Шмидхен), Италии (Г. Амброзио), Японии (X. Хардакре, С. Шимазоно), постсоциалистических странах (Т. Доктур, Ж. Лажняк), России (Л.Н. Митрохин, H.A. Трофимчук, Л.И. Григорьева, Л.С. Ембулаева, В.К. Пинкевич, А. Ровнер). Социально-психологические предпосылки и функции нетрадиционной религиозности раскрыты К. А.

Богославской, И.Е. Задорожнюк, Т. Доктуром, Б.З. Никифоровой.

В последнее время среди российских исследователей - социологов, философов, психологов, психиатров, юристов - развернулась острая дискуссия о деструктивном характере НРД и необходимости общественного контроля за их деятельностью (Э.Г. Филимонов, J1.H. Митрохин, В.А. Богданов, В.Т. Лисовский, Н.А.Трофимчук, В.Г. Бивол, В.М. Лысенко, Ю.И. Полищук, Ю.С. Савенко, E.H. Волков, А.И. Хвыля-Олинтер, Ю.А. Сошин, A.B. Логинов, В. Бочкарев). В процессе обсуждения данной проблематики углубляется поляризация мнений, обусловленная политической и идеологической ангажированностью ряда ученых, различием методологических позиций и методик исследования социально-психологического влияния НРД на своих приверженцев, чрезвычайной сложностью, противоречивостью и новизной самого исследуемого феномена. В этих обстоятельствах возрастает ценность теоретических и экспериментальных разработок, позволяющих составить целостное представление о проявлениях деструкции в сфере религии.

В общих чертах, состояние научной разработанности избранной диссертантом проблемы таково: а) конфликтность и деструкция в религиозной сфере российского общества малоисследованы; б) теоретико-методологическая и методическая базы для проведения подобных исследований практически не сформированы; в) результаты проведенных эмпирических исследований в данной области не поддаются корректному сопоставлению.

Все сказанное подтверждает актуальность изучения проблемы религиозной конфликтности и деструкции как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне.

Целью диссертационного исследования является разработка концептуальных и методических основ анализа конфликтности и деструкции в сфере религии, а также апробация их эмпирическим исследованием.

Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:

1) рассмотреть религию в контексте ее социальных функций и дисфункций;

2) выявить причины возникновения и особенности протекания конфликтов в религиозной сфере;

3) разработать систему критериев определения социальной деструктивнос-ти религиозных практик;

4) сформировать концептуальную и методическую основы анализа религиозной конфликтности и деструкции;

5) исследовать характер и уровень конфликтности приверженцев разных конфессий в г. Барнауле;

6) выявить и описать экспертные модели религиозной деструкции;

7) обозначить перспективы минимизации конфликтного и деструктивного потенциала религиозной сферы.

Объект исследования - религия как субъективный (личностный) и объективный (общественный) феномен. Предмет исследования - конфликтность и деструкция в религиозной сфере духовной жизни общества.

Теоретико-методологическая основа исследования

Методология исследования основана на сочетании принципов: а) системного и диалектического анализа социокультурных явлений; б) структуралистского и феноменологического подходов к изучению религии. Специфической особенностью исследования является его междисциплинарный характер, проявляющийся в синтезе социологического, психологического, конфликтологического и социально-философского уровней анализа.

Теоретическую основу исследования представляют идеи и концепции:

- зарубежных исследователей религии - социологов Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, Р. Мертона, П. Бергера, Т. Лукмана, Ч. Глока, Р. Старка, Н. Лумана; психологов Э. Фромма, К.Г. Юнга; антрополога В. Тэрнера;

- российских религиоведов - Е.Г. Балагушкина, П.С. Гуревича, Э.Г. Филимонова, Л.Н. Митрохина, Д.Е. Фурмана, И.Н. Яблокова, В.И. Гараджи и конфликтологов -А.Г. Здравомыслова, Ю.Е. Растова.

Особое теоретическое значение для исследования имеет концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека, развиваемая алтайской школой социологов под руководством С.И. Григорьева.

Эмпирическую базу исследования составили: 1) данные социологического исследования религиозной конфликтности и деструкции, проведенного диссертантом в 1997-1998 гг. в г. Барнауле; 2) вероучительная литература и религиозная периодика; 3) статистическая информация, предоставленная отделом регистрации и лицензирования религиозных и общественных организаций управления юстиции Алтайского края.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: а) логически непротиворечивой и комплексной теоретико-методологической основой исследования; б) последовательной операционализацией главных теоретических конструктов; в) применением адекватных методов сбора, обработки и осмысления полученной информации; г) наличием репрезентативной выборочной совокупности в проведенном эмпирическом исследовании.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1.Дано авторское определение понятия «религиозность».

2. Выявлены и описаны конфликтологические функции религии.

3. Из теорий ряда социологов, психологов, конфликтологов и антропологов диссертантом эксплицированы идеи, применимые к теоретическому и эмпирическому анализу религиозной конфликтности и деструкции.

4. Развита концепция жизненных сил человека, в частности, введены новые базовые категории («типы экзистенции», «источники и проводники жизненных сил») и реинтерпретированы прежние («жизненные силы», «аномалии субъектности»).

5. В новом контексте (заданном авторской трактовкой концепции жизненных сил) объяснены особенности возникновения, протекания и разрешения конфликтов в религиозной сфере.

6. Предложена система критериев определения социальной деструктивности религиозных практик.

7. Сформулированы принципы профилактирования и социально-психологической коррекции аномалий религиозности.

8. Сконструирована интегративная модель религиозности, параметры которой

кореллируют с конфликтными характеристиками верующих.

9. Разработан инструментарий эмпирического исследования конфликтности в религиозной сфере.

10. Выделены и описаны конфликтологические типы религиозности (по результатам исследования верующих восьми конфессий в г. Барнауле).

11. Реализован междисциплинарный подход к анализу феноменов религиозной конфликтности и деструкции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Влияние религии на личность и общество амбивалентно, что отражается в диалектической взаимосвязи ее социальных функций и дисфункций. В зависимости от уровня социальной реальности, функциональный модус религии меняется на дисфункциональный: то, что позитивно с точки зрения отдельной личности или группы, может представляться деструктивным для общества в целом ( и наоборот ). Проблема религиозной конфликтности и деструкции связана с различием в понимании сущности и форм реализации «религиозной» потребности разными субъектами социальной жизни.

2. В рамках концепции жизненных сил человека религия предстает одним из способов трансцендирования дуальности социального бытия. Спецификой этого способа обусловлены особенности возникновения, протекания и разрешения религиозных конфликтов как конфликтов абсолютных ценностей (ментальностей). В сравнении с другими социальными конфликтами, они характеризуются наибольшей длительностью и трудноразрешимостью.

3. Для изучения конфликтности в религиозной сфере можно применять интегративную модель религиозности, параметры которой кореллируют с характеристиками конфликтности верующих. Поскольку разные по содержанию модели религиозности имеют разный конфликтный потенциал, постольку уровень конфликтности каждой конфессии определяется тем, какая именно модель преобладает среди ее приверженцев.

4. Характер и уровень конфликтности верующих целесообразно измерять по

двум направлениям - конфликтогенности религиозного сознания и реального конфликтирования на религиозной почве. На «пересечении» трех признаков - модели религиозности, конфессиональной принадлежности и уровня конфликтности - могут быть выстроены конфликтологические типы религиозности.

5. Оценки деструктивности религиозных практик базируются на семи критериях: мировоззренческом, социокультурном, идеологическом, правовом, социальном, психологическом и медицинском. В действительности, любой из них может использоваться в направлениях как критики, так и апологии какой-либо религиозной группы. Деструктивность возникает в ситуации неадекватности разделяемой человеком религиозной практики его подлинным потребностям и возможностям (типу экзистенции).

Теоретическая значимость диссертационной работы

1. Раскрыта эвристическая ценность концепции жизненных сил человека в качестве теоретической основы анализа конфликтности и деструкции в сфере религии и, тем самым, перспектива ее применения в исследовании духовной жизни общества в целом.

2. Сформулированы положения, уточняющие проблемное поле социальной логотерапии и ее научный статус.

3. Доказана результативность конструирования «идеальных типов» религиозных феноменов для последующего их изучения на эмпирическом уровне (что позволяет преодолеть разрыв между теорией и практикой в исследованиях религиозности).

4. Продемонстрирована плодотворность синхронной реализации «субъективистского» и «объективистского» подходов к исследованию религии в контексте ее социальных функций и дисфункций.

5. Предложены критерии (и оговорены условия их адекватности) определения социальной деструктивности религиозных практик, позволяющие более тонко дифференцировать «нормальные» и «аномальные» проявления религиозности.

6. Сформирована концептуальная и методическая база для последующих социологических исследований конфликтности в религиозной сфере.

Практическая значимость диссе�