автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Влияние религии на делинквентность как междисциплинарная проблема
Текст диссертации на тему "Влияние религии на делинквентность как междисциплинарная проблема"
? I
г J
г
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи
ТИХОНРАВОВ Юрий Владимирович ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ
КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА
(методологический анализ)
Специальность 09.00.06 - Философия религии
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
V
Научный руководитель^-доктор философских наук, профессор Яблоков И.Н.
Москва 1998
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ..................................................................С.З
ГЛАВА I.
СООТНОШЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ И ПРАВОВЫХ
НОРМ......................................................................С. 13
1.1. Требования закона и религиозные убеждения в условиях конфессионального господства................................С.14
1.2. Взаимодействие религиозных и правовых норм в условиях религиозного плюрализма и религиозной свободы.....................................................................С.38
ГЛАВА II.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ПРЕСТУПНОСТЬ.........................С.67
2.1. Основные подходы к проблеме влияния религии на противоправное поведение в рамках криминологии..........С.67
2.2. Делинквентность, связанная с религией.................С.74
2.3. Проблемы религиозной профилактики противоправного поведения............................................................С. 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................С Л22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................СЛ36
ПРИМЕЧАНИЯ..........................................................С Л 52
ВВЕДЕНИЕ
Будучи мощнейшими регулятивными системами, религия и право оказывают безусловно сильное влияние на социально значимое поведение людей. Это влияние часто одинаково по силе, однако далеко не всегда оно имеет одну и ту же качественную направленность.
ТЕМА настоящей работы - отношение религии к противоправному поведению. При этом, хотя противоправное поведение включает в себя как более терпимые в обществе проступки (административные правонарушения), так и уголовно наказуемые преступления, в центре нашего внимания будут именно последние в виду их особой общественной опасности. Применение специальных религиоведческих познаний в правовой сфере, как будет показано, наталкивается на ряд сложностей и требует очень серьезных усилий, которые вряд ли будут оправданы при разрешении административно-правовых проблем. Последние вполне могут быть осмыслены в рамках собственно правоведения1. Более серьезные правонарушения - деликты, то есть противоправные деяния в гражданско-правовой сфере, - являются уже тем предметом, который может быть выделен в особую область применения религиоведения. Вместе с тем, поскольку рассматриваемая нами тема еще недостаточно разработана и не обладает соответствующей дифференцированностью, целесообразно освещать отношение религии к противоправному поведению в целом, делая при этом акцент на наиболее значимую составную такого поведения, то есть на преступления.
АКТУАЛЬНОСТЬ представляемого исследования на фоне небывалого для России всплеска религиозной активности самого разного рода, а также острой дискуссии по поводу принятия нового закона «О свободе со-
вести и о религиозных объединениях», не вызывает сомнений. Эта актуальность обусловлена следующими положениями.
1. В условиях религиозного плюрализма все большее признание получает идея свободы вероисповеданий, что создает почву для злоупотреблений этой свободой.
2. Современная социальная ситуация в мире характеризуется одновременно как невиданным ростом преступности, так и мощным подъемом старых и порождением все новых религиозных движений; причем и то, и другое перешагивает государственные границы, обретая международный характер.
3. Сегодня растет судебная практика по делам, так или иначе связанным с религией. Речь идет об уголовных преступлениях по религиозным мотивам, о спорах по поводу оскорбления религиозных чувств и т.п.
4. На фоне общего роста преступности криминальная активность, связанная с религией, еще не играет значительной роли, однако данный вид преступности явно набирает силу, о чем свидетельствуют многочисленные потрясшие мир случаи («Храм народов», «Ветвь Давидова», «Аум синрикё», всевозможные сатанистские группы и т.д.).
5. Новые религиозные движения, характер и направленность которых не всегда открыты не только для широкой общественности, но и для специалистов-исследователей, приобретают сегодня угрожающую мощь, обладая сотнями тысяч последователей из разных (в том числе и преступных, и привилегированных) слоев общества и в разных странах мира, сложной, разветвленной и хорошо отлаженной (чуть ли не военной) орга-низациеи, более чем солидной финансовой, хозяйственной и пропагандистской базой (включая десятки газет и журналов, радиостанции и телеканалы), а в ряде случаев - оружием (легальным или нелегальным).
6. Как и все другие виды криминальной активности, преступность, связанная с религией, приобретает все более сложный характер; для борьбы с ней требуется привлечение квалифицированных специалистов в данной области. Сегодня уже достаточно часто для расследования различных преступлений привлекаются такие «нетрадиционные» специалисты, как психологи и искусствоведы. В расследовании преступлений, связанных с религией, представителям правопорядка уже зачастую не хватает соответствующих познаний. Данный пробел могут заполнить профессиональные религиоведы, ориентированные на решение процессуальных задач.
ОБЪЕКТОМ исследования являются те изыскания, которые проводились отечественными и зарубежными религиоведами, теоретиками права и криминологами по проблемам влияния религии на противоправное поведение. Как будет показано ниже, данные изыскания сформировали целый ряд направлений, каждое из которых предлагает свой подход к рассматриваемой теме.
ПРЕДМЕТ настоящей работы определяется специфическим характером взаимоотношений между религией и правом. Религия интересует правосудие с точки зрения ее влияния на поведение людей в обществе. Те или иные моменты поведения правонарушителя традиционно рассматривают такие дисциплины, как теория права и криминология. Такие дисциплины, как конституционное, гражданское, административное, уголовное, уголовно-исполнительное право, хотя и касаются проблем реализации свободы совести, однако оставляют без внимания именно специфику поведения и особенно его связь с религиозными убеждениями.
Поскольку предметом настоящей работы является именно влияние религии на поведение, здесь не могут не рассматриваться проблемы свободы совести и законодательства о религиях. Это отдельная большая тема, требующая особых религиоведческих и, конечно же, правовых иссле-
дований, однако ее нельзя обойти, освещая связь религии с противоправным поведением. Данная проблема сегодня чрезвычайно волнует общественность, представителей правопорядка, а также законодателей в нашей стране. Вместе с тем, направленность представляемой работы состоит в том, что решение очень многих религиозно-криминальных и тому подобных проблем лежит не в сфере законодательства и, в частности, каких-либо особых ограничений свободы вероисповеданий, но в сфере судебной практики и вообще практики работы правоохранительных органов (оперативно-розыскной, следственной, профилактической деятельности и т.п.).
ЦЕЛЬ работы состоит в том, чтобы ответить на вопрос: как возможно включение в сферу религиоведения проблемы влияния религии на противоправное поведение. Очевидно, что данная проблема должна изучаться религиоведами, однако на сегодня практически нет ни одной научной работы, в которой профессиональный религиовед специально рассматривал бы влияние религии на противоправное поведение. Из-за этого остается нерешенным целый ряд существенных предметных и методологических проблем; правоведы же, сталкивающиеся с этими проблемами, не в состоянии их преодолеть без целостной концепции религии.
Выявление и обоснование возможности и необходимости теоретического и практического сотрудничества религиоведения и правоведения следует провести на двух познавательных уровнях этих наук - теоретическом и социально-психологическом. Первый уровень соответствует взаимодействию теории религии с теорией права, второй - социологии и психологии религии с криминологией. Общим стержнем подобного взаимодействия является проблема влияния религии на противоправное поведение, характеризуемая тем, что она может рассматриваться как в абстрактном, так и в прагматическом аспектах.
ЗАДАЧИ представляемого исследования подчинены последовательному движению по указанным структурным уровням междисциплинарного взаимодействия.
На теоретическом уровне необходимо определить наиболее общие характеристики проблемы, что включает в себя:
1) анализ взаимоотношений религии и права в условиях конфессионального господства;
2) рассмотрение взаимодействия религиозных и правовых норм в условиях религиозного плюрализма и свободы вероисповедания.
Благодаря такому анализу мы получаем возможность представить проблему взаимодействия различных определяющих начал социально значимого поведения во всех возможных контекстах, что позволит перейти к содержательному рассмотрению обобщенных данных непосредственного социологического и психологического наблюдения за таким поведением, находящихся в сфере криминологии.
Изучение криминологической проблематики предполагает раскрытие широкой панорамы подходов, сформированных в рамках различных социологических и психологических школ. Решение данного вопроса включает в себя:
1) общую систематизацию существующих версий существа отношений между религиозностью и делинквентностью;
2) рассмотрение аргументов в пользу социально-профилактических и антикриминальных возможностей религии;
3) анализ феномена преступности, так или иначе связанной с различными формами религиозности.
Система поставленных задач соответствует структуре познания проблемы. В правоведении влияние религии на делинквентность исследуется на двух уровнях - теоретико-правовом и криминологическом. Теория пра-
ва рассматривает нормативный состав религии и права и различные формы их взаимодействия, отвлекаясь при этом от эмпирических особенностей поведения, свойственного носителям этих норм. Данные особенности являются объектом криминологического изучения, пользующегося методами социологии и психологии.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ представляемой работы берут свои истоки из указанных уровней изучения проблемы. Как уже указано, религиоведение может взаимодействовать с правоведением на нескольких уровнях, благодаря тому, что обе дисциплины в своей сложной структуре имеют сходные элементы. Так, существуют философия религии и философия права, теория религии и теория права, социология религии и социология права, психология религии и юридическая психология, феноменология религии и феноменология права; и в религиоведении, и в правоведении существуют антропологические разделы. Кроме того, существуют, собственно, смежные предметы - законодательство о религиях (в том числе система соответствующих международных договоров), конфессиональное право (в том числе, например, каноническое право христианских церквей или мусульманский ал-фикх, индусское право и т.д.), религиозные концепции государства и права. Вместе с тем, насущным представляется «наведение мостов» между религиоведением и такими сугубо юридическими науками, как теория права и криминология.
Подход представляемой работы свободен от нравственных оценок той или иной религии, поскольку позитивное право, регламентирующее поведение человека в конкретных обществах, само по себе может быть как нравственным, так и безнравственным. И тот факт, что какая-то конкретная религия, будучи принятой человеком, заставляет его преступать нормы какого-то конкретного позитивного права, еще не свидетельствует о том, что данная религия является принципиально «преступной» религией.
Законы некоторых обществ мы, с точки зрения нашей собственной культуры, можем считать бесчеловечными, и если какая-то религия толкает людей в таких обществах нарушать эти законы, то мы не можем не сочувствовать им. Однако каково бы ни было содержание законов, они всегда выполняют в обществе одни и те же функции, являясь мощнейшим регулятором поведения человека в обществе, в большинстве случаев основанном на силе государственного принуждения. И если религия, которая также обладает регулятивными функциями, способна в ряде случаев противостоять праву и даже побеждать его, это может существенно характеризовать воздействие религии на поведение человека в обществе.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ не может быть оценена однозначно. Основная проблема состоит в том, что по данной теме существует огромное количество публикаций, весьма разнообразных по своей корректности в отношении религии, по степени идеологической ангажированности, наконец, по степени научности. Приходится признать, что значительное число подобных текстов далеки от соответствия необходимым требованиям. Так, криминальная и криминогенная деятельность различных религиозных групп неоднократно привлекала внимание прессы самого разного рода2, однако журналисты, как правило, не дают себе особого труда вникать в суть освещаемой ими проблемы, а фактическую сторону дела излагают зачастую весьма тенденциозно и ангажировано, поэтому к их материалам по рассматриваемым вопросам следует относиться более чем осторожно. Весьма часто современные публикации чересчур эмоционально реагируют на злобу дня, без всяких стеснений выполняя социальный заказ тех или иных социальных институтов. При этом нарушаются не только нормы научности, но и нормы элементарной корректности, что уже граничит с нарушением непосредственно правовых норм3.
Наряду с этим существует весьма обширная научная традиция изучения воздействия религии на поведение в правовой сфере. Данная традиция опирается, прежде всего, на фундаментальные работы мыслителей, создавших влиятельные концепции и в науках о религии, и в науках о праве. К таким авторам мы можем отнести Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса, М.Вебера, Э.Дюркгейма, Р.К.Мертона, Б.Малиновского, П.А.Сорокина, З.Фрейда. Их работы послужили источником для формирования основных направлений изучения религии в аспекте ее влияния на противоправное поведение. Эти направления подробно будут рассмотрены во второй главе настоящего исследования. Теория Гегеля оказала существенное влияние на развитие теоретико-правовой мысли в данной сфере - от К.Штюбеля (начало 19 в.) до современного американского автора Г.Бермана.
В отечественной литературе выделяется фундаментальная работа дореволюционного автора С.В.Познышева4. В послереволюционное время отечественные теоретики права развивали марксистский подход к рассматриваемым проблемам. В рамках этого подхода создавались как общетеоретические (И.И.Бражник, А.И.Виноградов, Р.Р.Галиакбаров, Г.Р.Гольст, Н.А.Новиков, Ф.М.Рудинский, В.Н.Савельев и др.), так и специальные работы, посвященные отдельным религиозно-правовым системам (Н.А.Крашенинникова, В.И.Кычанов, Л.Р.Сюкияйнен).
Следует особо отметить, что существует сложившаяся в советское время отечественная традиция криминологического изучения влияния религии на делинкветность. В ряду авторов, относящихся к данной традиции, стоят такие ученые, как М.М.Шейнман, П.М.Таланов, Э.Е.Рожецкая, А.А.Могилевский, Е.П.Ким, В.В.Клочков, В.Н.Фадеев.
В последние годы было проведено два специально-правоведческих диссертационных исследования, посвященных отношениям религии и
права: работа Г.П.Лупарева «Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ» (М., 1992) и А.С.Ловинюкова «Административно-правовая охрана свободы совести» (М., 1994).
НОВИЗНА настоящего исследования состоит в следующем:
1) рассмотрена методологическая проблема взаимодействия религиоведения с юридическими науками; показано, что философия религии может и должна стать мировоззренческой и теоретико-методологической основой правовдеческих исследований влияния религии на делинквент-ность, а правоведение, в свою очередь, является весьма ценным, хотя пока еще мало использующимся, источником эмпирического материала для религиоведения;
2) осуществлен систематический обзор основных подходов к религии в рамках правоведения; на основе анализа литературы показано, что в правоведческом рассмотрении указанной проблемы господствуют те направления научной мысли, которые получили свое развитие и в науках о религии - гегельянство, марксизм, веберианство, фрейдизм, функционализм;
3) впервые в отечественной науке подробно рассматривается западная традиция криминологического изучения влияния религии на противоправное поведение; данная традиция представлена почти сотней книг и ст