автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Взаимовлияние эстетических свойств фактуры изделий из древесины и технологических аспектов их обработки

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Сергеева, Вера Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Взаимовлияние эстетических свойств фактуры изделий из древесины и технологических аспектов их обработки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимовлияние эстетических свойств фактуры изделий из древесины и технологических аспектов их обработки"

На правах рукописи

Сергеева Вера Владимировна

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ФАКТУРЫ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ИХ ОБРАБОТКИ

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

00345 С^ии

Москва 2008

003457300

Работа выполнена в Ижевском государственном техническом университете

Защита диссертации состоится 25 декабря 2008 г. в 12 часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.119.04 при Московском государственном университете приборостроения и информатики по адресу: 107846, г. Москва, ул. Стромынка, д.20.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУПИ

Автореферат разослан 24 ноября 2008 г.

Научный руководитель:

- доктор технических наук, профессор Черных Михаил Михайлович

- доктор технических наук, профессор Зимин Юрий Анатольевич

- кандидат технических наук, доцент

Рыбицкий Петр Николаевич Вятский государственный университет

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Ученый секретарь диссертационного совета, д.т.н., профессор

М.Л. Соколова

Общая характеристика работы

Актуальность работы. Древесина обладает комплексом полезных для человека свойств - высокими эстетическими и экологическими показателями, достаточной прочностью, обеспечивающей функциональную надежность конструкций при сравнительно низкой средней плотности. Значение коэффициента конструктивного качества (Байер В.Е. и др.) - отношения предела прочности к плотности - у древесины равно 0.8, что существенно выше, чем у стали (0.5).

Древесина широко используется в строительстве, производстве мебели и художественных изделий, сувениров и другой продукции.

Фактура древесины - характер поверхности материала, ощущаемый зрительно и осязательно - является, как и фактура других материалов, основным средством эстетической выразительности внешнего вида изделия наряду с величиной, формой и цветом.

Признаками фактуры являются рельефность, блеск и рисунок (Айрапетов Д.П., Байер В.Е., Куманин В.И., Соколова М.Л. и др.). Наименее изученным из признаков является рисунок — распределение различимых невооруженным глазом неровностей на поверхности изделия. С развитием производства роль фактуры, как средства эстетической выразительности, возрастает. Инновационные технологии обработки древесины, такие как воздушно-абразивная обработка (Поярков A.B., Лукьянова Н.Г. и др.), браширование -обработка поверхности древесины щетками — и др. позволяют создавать на поверхности древесины уникальный рельефный рисунок, соответствующий её текстуре (текстурированную древесину), имитирующую эффект естественного старения. Существенно расширяются возможности декорирования изделий из древесины и 'выбора вариантов дизайна изделий. Для эффективного использования возможностей новых технологий в дизайне изделий актуальна систематизация сведений" о фактуре древесины и других материалов и детализация фактуры по признаку «рисунок».

Из известных способов формирования текстурированной древесины -

естественного старения, химического травления, воздушно-абразивной обработки и браширования - первые три существенно ограничены либо производительностью, либо экологическими требованиями, либо размерами изделий.

Наиболее перспективным способом оформления текстурированной древесины является браширование. Но отсутствие научных рекомендаций по использованию брашированной фактуры в дизайне, сведений о взаимосвязи эстетических возможностей браширования с технологическими режимами, породой древесины и инструментом затрудняет широкое внедрение этого прогрессивного способа обработки в производство. Отмеченное обосновывает актуальность исследования эстетических возможностей браширования.

Цель работы: Расширение возможностей совершенствования дизайна художественно-промышленных изделий из текстурированной древесины.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. Разработка классификации фактуры материалов, детализированной по признаку «рисунок», и на её основе классификации фактуры древесины.

2. Определение численных значений параметров упорядоченного рисунка фактуры, соответствующих качественному изменению его восприятия.

3. Исследование взаимосвязи эстетических свойств фактуры древесины и технологических факторов браширования.

4. Разработка практических рекомендаций по выбору фактуры для художественных изделий из древесины и проектированию технологических процессов браширования.

Научная новизна:

1. Разработана классификация фактуры материалов, детализированная по признаку «рисунок» в зависимости от взаимного расположения неровностей, технологии обработки, геометрии фактурообразующих элементов и текстуры материала. На её основе предложена классификация фактуры древесины, учитывающая особенности строения материала и технологии обработки.

2. Характер упорядоченности метричного рисунка фактуры определяется соотношением и, характеризующим взаимное расположение соседних фактурообразующих элементов, численно равным отношению шага между соседними элементами ряда к шагу между рядами элементов. При и меньших 1.22 рисунок воспринимается рядами, а при больших - пятнами.

3. Эстетическая выразительность рельефа рисунка на древесине при брашировании зависит от свойств древесины, а именно от соотношения плотностей поздней и ранней древесины годичного слоя. При значении соотношений плотностей равном 2.24 (сосна) достигается высокая степень выразительности, при 1.4 (дуб) рисунок недостаточно выражен, а при 1.1 (береза) - не выражен.

4. С увеличением выхода инструмента глубина рельефа возрастает до определенного значения, затем убывает по причине сошлифовывания поздней древесины. Наибольшая глубина и выразительность рельефа достигается при выходе инструмента от 1.0 до 2.5 мм, числе оборотов в минуту 3000 - 3500, подаче свыше 3 м/мин, угле захвата подающего валка более 16 градусов.

Практическая полезность:

1. Знание восприятия фактуры потребителем облегчает дизайнеру выбор рисунка фактуры на стадии проектирования без изготовления опытных образцов, что сокращает сроки и затраты на проектирование и производство.

2. Установленные взаимосвязи между эстетическими свойствами текстурированной древесины и технологическими факторами браширования позволяют управлять технологическими процессами обработки с целью достижения заданного качества эстетических свойств поверхности изделий.

3. Предложенная модернизация деревообрабатывающего станка КСМ может быть использована в производстве.

Апробация материалов. Результаты исследования докладывались на Международной научно-технической конференции «Современные проблемы конструирования и производства художественных изделий из древесины» (Архангельск, 2006), Всероссийской научно-технической конференции «Наука

- производство - технологии — экология» (Киров, 2007), в рамках Международной конференции «Технические университеты» на I форуме молодых ученых (Ижевск, 2008), XIY Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современные техника и технологии СТТ 2008» (Томск, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Технология художественной обработки материалов» (Иркутск, 2008), научных семинарах кафедр «Технология промышленной и художественной обработки материалов» ИжГТУ (2006-2008) и «Компьютерный дизайн», МГУПИ (2008).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ, в которых отражены основные результаты и положения диссертации, в том числе 2 статьи в рецензируемых научных журналах по перечню ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии из 63 наименований. Объем работы составляет 96 страниц машинописного текста, включая 75 иллюстраций и 8 таблиц.

Краткое содержание работы Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается её научная новизна и практическая значимость.

В первой главе выделено значение фактуры как средства эстетической выразительности изделий и широкое использование её в проектировании вещей предметной среды. Отмечается, что на протяжении всей эпохи развития пластического искусства, фактура подчеркивала замысел мастера в раскрытии содержания художественного произведения, и лишь в некоторых случаях являлась средством декорирования вплоть до 19 - начала 20 вв., когда в ряде направлений формалистического искусства она становится самодостаточной. Возрастают декоративные свойства фактуры, а также появляется необходимость использования её в функциональных целях. Фактура

б

становится одним из основных показателей внешнего вида изделия, наравне с величиной, формой и цветом (С.А. Васин, А.Ю. Талащук и др.).

Каждый материал характеризуется определенной фактурой. Н.М. Ильин по фактуре все материалы делит на природные (дерево, металл, камень, кожу и др.), и производные, полученные соответствующей обработкой за счет соединения отдельных частиц (искусственный камень, стекло, древесноволокнистые материалы, ткань и др.). В природных материалах целесообразно выделить два вида фактур: естественную, образованную в природных условиях, и искусственную, созданную в результате технологических процессов обработки поверхности. В производных материалах фактура может быть только искусственной.

На основе анализа неровностей поверхностей различных материалов разработана классификация, включающая эстетическую (фактуру) и техническую (рельеф, шероховатость) характеристики неровностей, совокупность признаков, определяющих фактуру (т.е. рельефность, блеск и рисунок), наличие взаимосвязи признаков с их численными значениями.

Во второй главе предложена классификация фактуры материалов по признаку «рисунок». Рисунок фактуры может быть обусловлен взаимным расположением неровностей, технологией обработки, геометрией повторяющегося элемента и текстурой материала. Соответственно выделены четыре группы фактур (рис. 1).

В первой группе фактуры рисунок определяется взаимным расположением неровностей, которые по виду упорядоченности могут быть хаотичными и упорядоченными, по степени насыщенности - плотными, средней плотности и редкими. Неровности могут восприниматься как отдельными элементами (точками, пятнами) не организованными в определенном направлении, так и организованными в ряды (полосы) (Сомов Ю.С., Квасов A.C. и др.) параллельные, наклонные, пересекающиеся, волнообразные и пр. Во второй группе название фактур соответствует технологической операции (полированная, кованная и др.), в третьей - названию декоративного элемента

фактуры (круговая, гонтовая я др.), и в четвертой фактура определена как тексту рированная, рельефный рисунок которой соответствует рисунку текстуры материала.

КЛАССИФИКАЦИЯ РИСУНКА ФАКТУРЫ

Группы р и с у н к а

I

По взаимному расположению неровностей

По технологии обработки изделия

3 По геометрий фаетурообразующего элемента А По текстуре материала

ф а т у р ы 1_

Соответствует названию повторяющегося элемента Тскстури" реванша

Рис. 1. Классификация фактуры по признаку «рисунок»

Упорядоченный рисунок фактуры из всех его видов является наиболее «математизированным», пригодным для формализации. Формализация восприятия упорядоченного рисунка фактуры целесообразна при автоматизированном проектировании объектов дизайна и обосновании выбора технологии станочного воспроизводства фактуры.

В главе рассмотрено восприятие упорядоченного рисунка фактуры в зависимости от упорядоченности неровностей и степени насыщенности ими поля рисунка.

Исследование проведено на графических моделях рисунка фактуры, представляющих собой выполненную на формате А4 систему точек (пятен) с изменяющимся по геометрической прогрессии в направлениях осей хиу {рис. 2

а) шагом между точками. Каждой точке модели с координатами у, соответствует определенный метричный рисунок фактуры, что позволило исследовать с помощью одной модели широкий ряд соотношений метричного рисункй.

Восприятие рисунка в поле формата модели определяли с помощью трафарета с отверстием. В методике учтено влияние на восприятие эффектов установки в восприятии и последействия фигуры (Гиппенрейтер Ю.Б. и др.). Результаты обработаны с помощью ПО CorelDRAW и MS Excel.

-к« 1,

а б

Рис. 2. а- области рисунка фактуры, воспринимаемые: 1-1, Ы1,1-Ш — соответственно редкими, средней плотности и плотными горизонтальными рядами; П-1, Н-П, П-Ш - соответственно редкими, средней плотности и плотными вертикальными рядами; Ш-1,111-11. 1П-Ш - соответственно редкими, средней плотности и плотными пятнами (массивом). Границы между областями рисунка, воспринимаемыми: /'- пятнами и горизонтальными рядами, 2'-пятнами и вертикальными рядами, 3 - редким и средней плотности рисунком, 4 - средней плотности и плотным рисунком; б -зависимость восприятия упорядоченного рисунка фактуры пятнами уот соотношения шагов и

Корреляционно-регрессионный анализ показал наличие зависимости между восприятием рисунка v и взаимным расположением элементов (рис. 2 б), а именно соотношением шагов и = т/п, где т - шаг между соседними элементами ряда, а я — шаг между рядами элементов, что позволило установить

численные границы перехода количественных значений соотношения и в качественно новое восприятие. Так при и > 1.22 рисунок воспринимается пятнистым, при и < 1.22 - организованным в ряды, а при и = 1.22 имеет место равновероятное восприятие рисунка фактуры пятнами и рядами (V = 0.5).

Значению и = 1.22 соответствуют линии 1' и 2'на рисунке 2, а. Слева от линии 1' рисунок воспринимается горизонтальными рядами, справа от линии 2' - вертикальными рядами, а в промежутке между линиями 1' и 2' - пятнами.

Восприятие рисунка фактуры по степени насыщенности напрямую зависит от формата рисунка. Границы между областями восприятия определяются

отношением = где а - сторона квадрата, образующего формат рисунка, е = е

и в области рядов и расстоянию между соседними элементами в области пятен. При IV < 2.4 рисунок воспринимается редким, при 2.4 < \\> < 4.5 - средней плотности и при м > 4.5 - плотным.

Значения н», равные 2.4 и 4.5 соответствуют линиям 3 и 4 на рис. 2, а, которые представляют собой дуги окружностей с центром в начале координат.

Исследовано влияние размера элемента на восприятие упорядоченности элементов и степени их насыщенности. Показано, что на восприятие упорядоченности размер элемента не оказывает существенного влияния. Так при изменении диаметра в 3 раза (с 3 мм до 1 мм) величина и, соответствующая равновероятному восприятию рисунка пятнами и рядами (у = 0.5), изменяется с 1.22 до 1.03, т.е. не более чем на 20%.

Размер элемента в большей степени влияет на изменение восприятия степени насыщенности рисунка. При том же изменении диаметра элемента (с 3 мм до 1 мм) радиус дуги окружности, разделяющий области редкой и средней плотности, уменьшается на 35%, а средней плотности и плотной - на 65%.

В третьей главе предложена классификация неровностей поверхности древесины. Выделены две составляющие неровностей - эстетическая (фактура) и техническая (шероховатость). Из признаков классификации фактуры

ю

древесины наиболее изучены рельефность (Айрапетов Д.П., Байер В.Е. и др.) и блеск (Уголев Б.Н., Рыбин Б. М., Хлоптунова Ю. В. и др.).

По степени рельефности неровностей в соответствии с Шахнельдян Б.Н. и Загаринской JI.A. выделены две группы поверхностей - ровные и рельефные, а в каждой группе две подгруппы - гладкие и шероховатые. Численные значения глубины рельефа, соответствующие качественному изменению зрительного восприятия фактуры, приняты по Конягиной Т.В., Черных М.М.

По степени блеска фактура классифицирована как матовая и глянцевая, а глянцевая подразделена на шелковистую, муаровую, искристую и др. в соответствии с текстурой древесины.

Предложена классификация неровностей на изделиях из древесины по признаку «рисунок» (табл. 1), в соответствии со свойствами древесины и технологиями её обработки.

В главе рассмотрено влияние материала на восприятие упорядоченного рисунка фактуры. На образцах из древесины дуба с тангенциальным распилом оформили с помощью трехкоординатного станка с ЧПУ «Снайпер-8» углубления, образующие рисунок, соответствующий рисунку на графических моделях (гл. 2). Методика исследования и обработки результатов соответствовала рассмотренной в гл.2.

Установлено, что по характеру упорядоченности различая в расположении соответствующих границ областей восприятия рисунка в графическом исполнении и в материале не превышают 15%. Имеющиеся расхождения в границах объясняются различным восприятием в двумерном и трёхмерном пространствах, влиянием текстуры и других факторов. Поскольку у древесины, сложного по строению и фактуре материала, смещение границ восприятия не велико, то результаты исследования, полученные на графическом рисунке, можно рекомендовать для оценки восприятия фактуры других материалов, используемых в производстве художественных изделий.

и

Таблица 1

Классификация фактуры древесины по признаку «рисунок»

Название

Значение

Рисунок

Группа Название фактуры

1. Рисунок обусловлен взаимным расположением неровностей 1.1 По упорядоченности Хаотическая

Упорядоченная

1.2 По степени насыщенности Плотная (сплошная, массив)

Средней плотности (переходная)

Редкая (рассредоточенная)

1.3 По направлению Без определенного направления

Полосатая

Сетчатая

Круговая

Волнистая

2. Рисунок обусловлен технологией обработки изделия Колотая

Тесанная

Резная

Тисненная

Пиленная

Строганная

Шлифованная

Полированная

3. Рисунок обусловлен геометрией повторяющегося элемента Название фактуры соответствует названию повторяющегося элемента (гонтовая, круговая и др.)

4. Рисунок обусловлен текстурой древесины Текстури-рованиая Естественно состаренная

Травленная

Воздушно-абразивно обработанная

Брашированная

Ят„,

мгш

до 1600*

до 40**

до 20**

менее 20**

* — по ГОСТ 7016-82

** - по Степанову Б.А.

Четвертая глава посвящена изучению фактуры брашированной древесины.

Для исследования была разработана экспериментальная установка на основе модернизированного деревообрабатывающего станка КСМ (рис. 3). Станок дополнительно оснастили автоподатчиком STEFF 2068, частотным преобразователем TOSHIBA VF-S1), а также расширили рабочий стол и увеличили в нем отверстие под инструмент.

Заготовка

Рабочий стол

Автоподатчик STEFF 2068

Рис.3. Экспериментальная установка для браширования

Шайба Гайка

Деревообрабатывающий станок КСМ

Частотный преобразователь TOSHIBA VF-S11-4075PL

Исследования проведены на трех типовых группах пород древесины: хвойных - сосне и ели, лиственных кольцесосудистых - дубе, лиственных рассеянососудистых - липе и берёзе ко знатно-сух ой влажности (8-12%). Кроме того, использовали древесину свежесрубленной сосны с влажностью 71%, Размеры всех образцов составляли 1000x100*20...40 мм. Шероховатость не превышала 100 мкм. Естественный рисунок на поверхностях образцов

соответствовал тангенциальному и радиальному распилам.

В качестве инструмента использованы щётки металлические и синтетические с полимер-абразивным и нейлоновым ворсом. Металлические щетки применяли для формообразования рельефа (черновой обработки), синтетические - для устранения микронеровностей на рельефе (чистовой обработки). Параметры используемых щёток представлены в таблице 2. Производитель - фирма ОБВОКЫ (Германия).

Таблица 2

Параметры используемых щеток

Материал Диаметр ворса й, мм ....... Плотность набивки Р, ворс/см* Вылет ворса, мм Диаметр щётки Д мм Диаметр отверстия вала (20тву мм Длина щетки 5, мм

0.35 156* 30

Металл 57** 30

0.2 107.5 30

0.5 56.8 24 150 32 140

Полимер-абразив 1 20 15

Нейлон 0.6 61.2 32

* - далее по тексту - жесткая щетка ** - далее по тексту - мягкая щетка

Схема браширования представлена на рисунке 4, где А - выход щетки над плоскостью стола, мм; V-подача заготовки, м/мин; Ж - скорость резания, м/с; а — угол захвата заготовки валком автоподатчика, град; Ь — величина перекрытия заготовки валком автоподатчика.

Ролики автоподатчика

Рис. 4. Схема обработки заготовки

Изучали влияние породы древесины, параметров инструмента (см. табл. 2) и элементов режима резания - h, V, W, и а на эстетические свойства фактуры -рельефность, блеск и рисунок.

Исследовали как макронеровности — глубину рельефа (Rmmax), так и микронеровности - шероховатость на рельефе (Rm 'тса). Параметры неровностей поверхности Rwmax и Rm 'тах определяли в соответствии с ГОСТ 17016 - 82 и ГОСТ 15612-85. Глубину рельефа измеряли индикаторным глубиномером ГИ-100, а шероховатость - микроскопом двойного типа МИС-11.

Блеск оценивали визуально, выделяя глянцевые и матовые текстурированные поверхности.

Эстетичность рисунка фактуры брашированной древесины оценивали визуально методом экспертных оценок, отмечая отчетливо выраженный рельеф, соответствующий текстурному рисунку поверхности, и слабо выраженный, а также наличие дефектов.

Установлено, что эстетическая выразительность рельефа зависит от породы древесины, а именно от соотношения плотности поздней и ранней древесины годичного слоя. Наилучшие результаты получены на древесине сосны (имеющей соотношение плотностей 2.24), более низкие - на древесине дуба (соотношение составляет 1.4), а на древесине березы (соотношение равно 1.1) рельеф, соответствующий текстурному рисунку тангенциального распила, не выражен (рис. 5 а - в, рис. 6). Поскольку наиболее высокие эстетические свойства в результате браширования приобретает сосна, влияние инструмента и элементов режима резания изучали на этой породе древесины.

Обработка влажной древесины ведет к появлению мшистости и ворсистости (рис. 5 г).

а б в г

Рис. 5. Вид рельефного текстурного рисунка брашированной древесины, тангенциальный срез: а - сосны; б - дуба; в - березы; г - с в еж ее рубле иной

сосны

С увеличением выхода инструмента глубина рельефа сначала увеличивается, при некотором значении выхода глубина достигает наибольшей величины, а при дальнейшем увеличении выхода глубина рельефа уменьшается (рис. 6) из-за вышлифовывания поздней древесины, образуются подпалины.

0.5 1 1,5 2 ь, мм

- - рельеф отчетливо выражает текстурный рисунок, высокие эстетические свойства

обработанной поверхности

---. рельеф слабо выражает текстурный рисунок, низкие эстетические свойства

или наличие дефектов

Рис. 6. Зависимость глубины рельефа Яттах от выхода щетки А для различных

пород древесины

Наиболее высокие эстетические свойства рельефа соответствуют средней части линии 1, где отчетливо выражен текстурный рисунок. В начале кривой 1 (пунктирный участок) рельеф слабо выражает текстуру древесины, а в конце (второй пунктирный участок) - нарушается рисунок текстуры из-за вышлифовывания (разрушения) поздней древесины и образуются подпалины.

Характер зависимости глубины рельефа от величины выхода инструмента сохраняется независимо от жесткости щетки (рис. 7). Отмечено, что щетки с диаметром ворса 0.5 мм оказались чрезмерно жесткими и не дали положительных результатов из-за вышлифовывания поздней древесины. Наиболее глубокий рельеф при отсутствии дефектов получен на щетках с малой жесткостью (с малыми диаметром ворса и плотностью набивки).

—----рельеф отчетливо выражает текстурный рисунок, высокие эстетические свойства

обработанной поверхности

— — — - рельеф слабо выражает текстурный рисунок, низкие эстетические свойства

или наличие дефектов

Рис. 7. Влияние выхода щетки И и ее жесткости (с/, Р) на глубину рельефа Ят„шх

Из рисунка 7 следует, что высокие эстетические свойства брашированной древесины сосны соответствуют диапазону глубин рельефа от 400 до 1200 мкм.

Существенное влияние на глубину рельефа и его эстетическое восприятие оказывает скорость резания IV. Поскольку непосредственное измерение скорости резания затруднено из-за изгиба в процессе обработки ворса щетки, а

наружный диаметр щеток был одинаковым, скорость резания оценивали опосредованно через число оборотов щетки в минуту /.

Установлено, что при числе оборотов меньшем 2200 - 2300 в минуту образующийся рельеф недостаточно выражает текстуру древесины из-за малой его глубины (не превышающей 0.3 мм (рис. 8)), что связано с низкой величиной кинетической энергии ворсинок щетки, недостаточной для интенсивного разрушения ранней древесины. С увеличением числа оборотов до 2800 - 2900 в минуту глубина рельефа достигает 0.4 мм и рельеф становится достаточно выраженным. Наиболее глубокий и выражающий текстурный рисунок рельефа образуется при 3400 - 3500 об/мин. При более высокой частоте вращения начинает разрушаться поздняя древесина и при 4300 - 4400 об/мин процесс браширования начинает переходить в шлифование, при котором разрушаются как ранняя, так и поздняя древесина.

Кт т„, мм ■—

0,6.......

0,5

0,4.......

0,3

0,2

0,1 ........

о — 1000

———- - рельеф отчетливо выражает текстурный рисунок, высокие эстетические свойства

обработанной поверхности — — — - рельеф слабо выражает текстурный рисунок, низкие эстетические свойства или наличие дефектов

Рис. 8. Зависимость глубины рельефа Кттах от числа оборотов щетки/при различной величине подачи V

Следует отметить, что глубина рельефа зависит как от числа оборотов, так и от подачи. С увеличением подачи до определенного значения глубина

Сосна; Металл, щетка <1= 0.35 мм и Р- 156 ворс/см /) = 1мм; сг = 30°

Подача V, м/мин:

1-7.5 (О) 2 - 3.6 (♦)

1500 2000 2500 3000 3500 4000 / об/мин

рельефа возрастает, затем убывает (рис. 9). Получение фактуры брашированной древесины с высокими эстетическими свойствами обеспечивалось при подаче не менее 3 м/мин.

им

0.8 0.7 0,6 0,5 0.4 0.3 0,2

Сосна; Металл, щетка с/ = 0.2 мм 1= 3450 об/мин; а = 30°

•й

8 V, м/мин

——— - рельеф отчетливо выражает текстурный рисунок, высокие эстетические свойства

обработанной поверхности — — — - рельеф слабо выражает текстурный рисунок, низкие эстетические свойства или наличие дефектов

Рис. 9. Зависимость глубины рельефа Яттал от подачи V

Угол захвата а определяли косвенно. Он связан с величиной перекрытия заготовки валками автоподатчика Ь зависимостью:

4гяь-1}

втаг =-,

Л

где Л — радиус валка автоподатчика.

Установили, что область значений величины перекрытия заготовки I, обеспечивающих качественную обработку, находится в диапазоне от 3 до 13 мм (рис. 10). Соответствующий диапазон изменения угла захвата составляет от 16 до 36 градусов включительно. При значениях Ь меньших 3 мм обработка сопровождается вышлифовываниями и подпалинами, при этом заготовка начинает сдвигается в поперечном направлении из-за недостаточной силы прижима. При значениях больших 13 мм заготовка упирается в валок автоподатчика и для ее проталкивания требуется прикладывать дополнительное усилие.

0.6 4 4 у,'„У,,...^■ ............

0.5 : /

0 4 I Область рабочих ■

I значений Ь

0.3 ..........■ ■ .......

■I

0,2 | ...... ................

0 1 ...........|........ Металл, щеткаИ'0.35 мм и Р~ 156 ворс/см'

' I г Л = 1мм; (я 3450 об/мин; У=7.5мУмин

oJ ...........................

3 5 10 13 15 1_, мм

- рельеф отчетливо выражает текстурный рисунок, высокие эстетические свойства обработанной поверхности — — — - рельеф слабо выражает текстурный рисунок, низкие эстетические свойства или наличие дефектов

Рис. 10. Область допустимых значений величины перекрытия заготовки £

Исследовали возможность уменьшения шероховатости на рельефной поверхности, и как следствие, увеличения блеска за счет чистовой обработки. Изменение шероховатости Ят'тах на рельефе при обработке полимер-абразивной щеткой представлено на рисунке 11. Показано, что шероховатость ранней древесины уменьшается в большей степени, чем поздней, причем наименьшее значение 11т'тах соответствует той же величине выхода инструмента И, что и при черновой обработке. Значение скорости подачи V, равное ее значению при черновой обработке, также является достаточным для получения высоких эстетических свойств фактуры брашированной древесины.

Видимое уменьшение шероховатости как на ранней, так и поздней древесине годичного слоя соответствует средним частям линий 1 и 2. Наблюдается глянцевый блеск. Пунктирные участки в начале кривых означают видимое наличие шероховатости на рельефе, а пунктирные участки в концах кривых — образование подпалин.

Rm'mn, UKM---;-----:-.---,

500 ^ ; Сосна; f= 3450 об/мин; ст= 30°

400 4

4

4

О -I-;-,-----

0,5 1 1,5 2 2,5 ti, ми

• видимое уменьшение шероховатости, глянцевый блеск — — — - видимое наличие шероховатости, матовый блеск или наличие дефектов

Рис. 11. Зависимость шероховатости Rm 'тах на рельефе от выхода полимер-абразивной щётки h: 1 - ранняя древесина, 2 - поздняя древесина

Обработка нейлоновой щеткой не дала положительных результатов.

В пятой главе приведены практические рекомендации по выбору породы древесины, элементов режима резания и оборудования для браширования. Приведен сравнительный анализ технологии браширования с воздушно-абразивной обработкой древесины.

Брашированием предпочтительнее обрабатывать хвойные породы древесины.

На эстетические свойства брашированной древесины в первую очередь влияет ее порода. Кроме того, на рельефность и блеск существенно влияют технологические факторы. Рельефность преимущественно зависит от режима резания при черновой обработке, а блеск - от материала щётки, используемой при чистовой обработке.

Кроме оборудования, рекомендованного производителями (R 300/2, (Италия), ССД-300 (Россия) и др.), для браширования можно использовать имеющиеся на предприятиях деревообрабатывающие станки КСМ, модернизировав их.

В главе показано, что браширование превосходит воздушно-абразивную

обработку по степени блеска, производительности и равномерности получаемого рельефа текстурного рисунка.

Основные результаты и выводы:

1. Разработана классификация фактуры материалов, детализированная по признаку «рисунок» в зависимости от взаимного расположения неровностей, технологии обработки, геометрии фактурообразующих элементов и текстуры материала. На её основе предложена классификация фактуры древесины, учитывающая особенности её строения и технологию обработки.

2. Метричный рисунок фактуры, образованный фактурообразующими элементами, по характеру упорядоченности воспринимается рядами при значении отношения и, шага между соседними элементами ряда к шагу между рядами элементов, меньшем 1.22 и пятнами при значении и большем 1.22.

3. Выявлено, что эстетическая выразительность рельефа рисунка на древесине при брашировании зависит от соотношения плотностей поздней и ранней древесины годичного слоя, т.е. от породы древесины. При значении соотношений плотностей равном 2.24 достигается высокая степень выразительности, при 1.4 рисунок недостаточно выражен, а при 1.1 - не выражен.

4. Наиболее высокие эстетические свойства достигнуты на древесине сосны в диапазоне глубины рельефа от 400 до 1200 мкм.

5. На глубину рельефа преимущественно влияют элементы режима резания при черновой обработке. Наибольшая глубина рельефа достигается при выходе инструмента от 1.0 до 2.5 мм, числе оборотов в минуту 3000 - 3500, подаче от 3 м/мин, угле захвата подающего валка от 16 градусов.

6. Наиболее высокая степень блеска достигается при использовании для чистовой обработки полимер-абразивных щеток с выходом от 1.0 до 2.5 мм.

Основное содержание диссертации изложено в следующих работах:

1. Классификация неровностей на изделиях из древесины [Текст] / М.М. Черных, А.И. Пьянков, В.В. Базилевских // Материалы Международной научно-технической конференции «Современные проблемы конструирования и производства художественных изделий из древесины». - Архангельск, 2006. -С. 172-176.

2. Базилевских, В.В. О фактуре материалов для художественных изделий [Текст] / В.В. Базилевских // Сборник материалов Всероссийской научно-технической конференции «Наука - производство - технологии — экология». -Киров,2007.-Т. 5.-С. 179-181.

3. Черных, М.М. Эстетика неровностей поверхности изделий в художественном материаловедении [Текст] / М.М. Черных, В.В. Сергеева // Дизайн. Материалы. Технология. -2008. -№1. - С. 22-25.

4. Sergeeva, V.V. Perception of systemic picture pattem [text] / V.V. Sergeeva // First Forum of Young Researchers. In the framework of International Forum "Education quality - 2008". - Izhevsk, 2008. - P. 264-267. (англ.).

5. Сергеева, B.B. Дефекты поверхности древесины после обработки брашированием [Текст] / В.В. Сергеева // XIY Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современные техника и технологии»: сб. докладов - Томск, 2008. - Т.З. - С. 530-531.

6. Черных, М.М. Восприятие системного рисунка фактуры [Текст] ! М.М. Черных, В.В. Сергеева // Дизайн. Материалы. Технология. - 2008. - №4. - С. 10-12.

Подписано в печать 21.11.08.Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Усл.печ.л 1,0 Тираж 100 экз. Заказ 128 Отпечатано в типографии Издательства ИжГТУ 426069, г. Ижевск, Студенческая, 7

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Сергеева, Вера Владимировна

Введение.

Глава 1. Фактура материалов.

1.1. Роль фактуры как средства эстетической выразительности изделий.

1.2. Виды фактуры материалов.

1.3. Классификация неровностей поверхности изделий.

Глава 2. Рисунок фактуры.

2.1. Группы рисунка.

2.2. Восприятие упорядоченного рисунка фактуры.

2.2.1. Влияние шага.

2.2.2. Влияние размера элемента.

Глава 3. Фактура древесины.

3.1. Классификация неровностей поверхности древесины.

3.2. Восприятие упорядоченного рисунка в материале.

Глава 4. Фактура брашированной древесины.

4.1. Методика исследования.

4.2. Влияние породы древесины.

4.3. Влияние элементов режима резания.

4.4. Влияние угла захвата заготовки роликом автоподатчика.

4.5. Влияние параметров инструмента.

4.6. Дефекты поверхности древесины при брашировании.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по искусствоведению, Сергеева, Вера Владимировна

Древесина обладает комплексом полезных для человека свойств -высокими эстетическими и экологическими показателями, достаточной прочностью, обеспечивающей функциональную надежность конструкций при сравнительно низкой средней плотности. Значение коэффициента конструктивного качества - отношения предела прочности к плотности - у древесины равно 0.8, что существенно выше, чем у стали (0.5) [1-3].

Древесина широко используется в строительстве, производстве мебели и художественных изделий, сувениров и другой продукции.

Фактура древесины — характер поверхности материала, ощущаемый зрительно и осязательно - является, как и фактура других материалов, основным средством эстетической выразительности внешнего вида изделия наряду с величиной, формой и цветом.

Признаками фактуры являются рельефность, блеск и рисунок [1-5]. Наименее изученным из признаков является рисунок - распределение различимых невооруженным глазом неровностей на поверхности изделия. С развитием технологий возможности фактуры, как средства эстетической выразительности, возрастают. Инновационные технологии обработки древесины, такие как воздушно-абразивная обработка [6,7], браширование -обработка поверхности древесины щетками - и др. позволяют создавать на поверхности древесины уникальный рельефный рисунок, соответствующий текстуре древесины, и получить так называемую текстурированную древесину [5], имитирующую эффект её естественного старения. Существенно расширяется выбор вариантов дизайна изделий. Для эффективного использования возможностей новых технологий в дизайне изделий актуальна систематизация сведений о фактуре древесины и других материалов и детализация фактуры по признаку «рисунок».

Из известных способов использования текстурированной древесины — естественного старения, химического травления, воздушно-абразивной обработки и браширования первые три существенно ограничены либо производительностью, либо экологическими требованиями, либо размерами изделий

Наиболее перспективным способом оформления текстурированной древесины является браширование. Но отсутствие научных рекомендаций по использованию брашированной фактуры в дизайне, сведений о взаимосвязи эстетических возможностей браширования с технологическими режимами, породой древесины и инструментом затрудняет широкое внедрение этого прогрессивного способа обработки в производство. Отмеченное обосновывает актуальность исследования эстетических возможностей браширования.

Цель работы: Расширение возможностей совершенствования дизайна художественно-промышленных изделий из текстурированной древесины.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. Разработка классификации фактуры материалов, детализированной по признаку «рисунок», и на её основе классификации фактуры древесины.

2. Определение численных значений параметров упорядоченного рисунка фактуры, соответствующих качественному изменению его восприятия.

3. Исследование взаимосвязи эстетических свойств фактуры древесины и технологических факторов браширования.

4. Разработка практических рекомендаций по выбору фактуры для художественных изделий из древесины и проектированию технологических процессов браширования.

Научная новизна: j

1. Разработана классификация фактуры материалов, детализированная по признаку «рисунок» в зависимости от взаимного расположения неровностей, технологии обработки, геометрии фактурообразующих элементов и текстуры материала. На её основе предложена классификация фактуры древесины, учитывающая особенности строения материала и технологии обработки.

2. Характер упорядоченности метричного рисунка фактуры определяется соотношением и, характеризующим взаимное расположение соседних фактурообразующих элементов, численно равным отношению шага между соседними элементами в ряду к шагу между рядами элементов. При значениях и меньших 1.22 рисунок воспринимается рядами, а при больших — пятнами.

3. Эстетическая выразительность рельефа рисунка на древесине при брашировании зависит от свойств древесины, а именно от соотношения плотностей поздней и ранней древесины годичного слоя. При значении соотношений плотностей равном 2.24 (сосна) достигается высокая степень выразительности, при 1.4 (дуб) рисунок недостаточно выражен, а при 1.1 (береза) - не выражен.

4. С увеличением выхода инструмента глубина рельефа возрастает до определенного значения, затем убывает по причине сошлифовывания поздней древесины. Наибольшая глубина и выразительность рельефа достигается при выходе инструмента от 1.0 до 2.5 мм, числе оборотов в минуту 3000 — 3500, подаче свыше 3 м/мин, угле захвата подающего валка более 16 градусов.

Практическая полезность:

1. Знание восприятия фактуры потребителем облегчает дизайнеру выбор рисунка фактуры на стадии проектирования без изготовления опытных образцов, что сокращает сроки и затраты на проектирование и производство.

2. Установленные взаимосвязи между эстетическими свойствами текстурированной древесины и технологическими факторами браширования позволяют управлять технологическими процессами обработки с целью достижения заданного качества эстетических свойств поверхности изделий.

3. Предложенная модернизация деревообрабатывающего станка КСМ может быть использована в производстве.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Взаимовлияние эстетических свойств фактуры изделий из древесины и технологических аспектов их обработки"

Основные результаты и выводы

1. Разработана классификация фактуры материалов, детализированная по признаку «рисунок» в зависимости от взаимного расположения неровностей, технологии обработки, геометрии фактурообразующих элементов и текстуры материала. На её основе предложена классификация фактуры древесины, учитывающая особенности её строения и технологию обработки.

2. Метричный рисунок фактуры, образованный фактурообразующими элементами, по характеру упорядоченности воспринимается рядами при значении отношения и шага между соседними элементами ряда к шагу между рядами элементов меньшим 1.22 и пятнами при значении и большем 1.22.

3. Выявлено, что эстетическая выразительность рельефа рисунка на древесине при брашировании зависит от соотношения плотностей поздней и ранней древесины годичного слоя, т.е. от породы древесины. При значении соотношений плотностей равном 2.24 достигается высокая степень выразительности, при 1.4 рисунок недостаточно выражен, а при 1.1 - не выражен.

4. Наиболее высокие эстетические свойства достигнуты на древесине сосны в диапазоне глубины рельефа от 400 до 1200 мкм.

5. На глубину рельефа преимущественно влияют элементы режима резания при черновой обработке. Наибольшая глубина рельефа достигается при выходе инструмента от 1.0 до 2.5 мм, числе оборотов в минуту 3000 -3500, подаче от 3 м/мин, угле захвата подающего валка от 16 градусов.

6. Наиболее высокая степень блеска достигается при использовании для чистовой обработки полимер-абразивных щеток с выходом от 1.0 до 2.'5 мм.

 

Список научной литературыСергеева, Вера Владимировна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Байер, В.Е. Архитектурное материаловедение Текст.: Учебник для вузов / В.Е. Байер. М.: «Архитектура-С», 2005. — 264 с.

2. Айрапетов, Д.П. Архитектурное материаловедение Текст.: Учебник для вузов / Д.П. Айрапетов. М.: Стройиздат, 1983. - 310 е.: ил.

3. Художественное материаловедение по видам материалов Текст. / В.И. Куманин, JI.A. Ковалева, P.M. Лобацкая и др. ; под общ. ред. профессора Б.М. Михайлова. -М.: МГАПИ, 2005. 182 е.: ил.4. http://www.etskanzler.ru/misc/

4. Поярков, А.В. Дизайн текстурированных изделий из древесины Текст. / А.В. Поярков, М.М. Черных // Дизайн. Материалы. Технология. -2007.-№3.

5. Козырев, В.А. Фактура как средство художественной выразительности в учебной композиции Текст. / Козырев В.А. // В сб. Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве. — Л., 1973.

6. Ругне, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций) Текст. / В.Ф. Ругне, В.В. Сеньковский. М.: МЗ-Пресс, 2003.-252 с.

7. Проектирование и моделирование промышленных изделий Текст.: Учеб. для вузов / С.А. Васин, А.Ю. Талащук, и др.; под ред. С.А. Васина, А.Д. Талащука. М.: Машиностроение - 1, 2004. - 692с.: ил.

8. Жукова Л.Т., Ерцев В.П. Геммополихромия = К проблеме цветообразования в художественной обработке камня Текст.:моногр. / Л.Т. Жукова, В.П. Ерцев; ИПЦ СПГУТД. СПб, 2006. -166 с.

9. Квасов, А.С. Основы художественного конструирования промышленных изделий Текст.: учебн. пособие / А.С. Квасов М.: Московский автомеханический институт, 1989.

10. Устин, В.Б. Композиция в дизайне = Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие Текст. / В.Б. Устин. 2-е изд. уточненное и доп.-М.: ACT: Астрель, 2007.-239, [11] е.: ил.

11. Художественное проектировании Текст. /под ред. Б.В. Нешумова и Е.Д.Щедрина. -М.: Просвещение, 1979. 175 е., библ.

12. Зинкинд, М.С. Декоративно-облицовочные камни Текст. / М.С. Зинкинд. Л.: Недра, 1989. - 255с.: ил. (в т.ч. цв.).

13. ГОСТ 23342 91. Изделия архитектурно-строительные из природного камня Текст. - Взамен ГОСТ 23342-78; введ. 1992-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 1992. — 10с.

14. Современная художественная ковка Текст. / B.C. Ледзинский, А.А. Теличко, А.Г. Навроцкий, Ю.А. Зимин. М.: Металлургия, 1994. - 480 с.

15. Традиции и современность. Художественный металл России Текст. / О. Новоселова, А. Теличко; под ред. Е. Гавриченко. — М. : Металлургиздат, 2003. № 1 - 96 с.

16. Традиции и современность. Художественный металл России Текст. / О. Новоселова, А. Теличко ; под ред. Е. Гавриченко. — М. : Металлургиздат, 2003. № 2 - 96 с.20. http://www.metart.ru/abouttexturesl .htm

17. ГОСТ 1875 83. Кожа для одежды и головных уборов Текст. - Введ. 1985-01-01. -М.: Изд-во стандартов, 1985. - 34с.

18. Булгаков, Н.В. Меховое производство: Руководство по первичной обработке, выделке, крашению и белению мехов Текст. / Н.В. Булгаков. Екатеринбург: Каменный пояс, 1992.

19. Михаловская, М.О. Текстильные товары: учебн. для проф.-техн. уч-щ. Текст. / М.О. Михаловская. — М.: Экономика, 1990. — 191с.

20. Ильин Н.М. Эстетика товаров: уч. пособие Текст. / Н.М. Ильин. М.: ИНФРА-М, 2002. - 191с.

21. Базилевских, В.В. О фактуре материалов для художественных изделий Текст. / В.В. Базилевских // Сборник материалов Всероссийской научно-технической конференции «Наука производство - технологии -экология».-Киров, 2007.-Т. 5.-С. 179-181.

22. Справочник технолога-машиностроителя Текст.: в 2 т. / под ред. A.M. Дальского, А.Г. Косиловой, Р.К. Мещерякова, А.Г. Суслова. 5-е изд., исправл.-М.:' Машиностроение - 1,2003. —Т. 1: -912 е.: ил.

23. Шлифование металлов Текст. / под ред. JI.M. Кожуро. М.: Дизайн ПРО, 2000.-352 е.: ил.

24. Черных, М.М. Эстетика неровностей поверхности изделий в художественном материаловедении Текст. / М.М. Черных, В.В. Сергеева // Дизайн. Материалы. Технология. 2008. — №1. - С. 22-25.

25. ГОСТ 2789 73. Шероховатость поверхности. Параметры, характеристики и обозначения Текст. - Взамен ГОСТ 2789-59; введ. 1973-04-23; переизд. 1985-02. - М.: Изд-во стандартов, 1985. - Юс.: ил.

26. ГОСТ 7016 — 82. Древесина. Параметры шероховатости Текст. -Взамен ГОСТ 7016 75; введ. 1982-10-12. - М.: Изд-во стандартов, 1983.- 6с.: ил.

27. Шахнельдян Б.Н., Загаринская JI.A. Полиграфические материалы Текст. /: Уч. пос. для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во «Книга», 1988. - 327с., ил.

28. Черных, М.М. Эстетические и технологические показатели воздушно-абразивной обработки древесины Текст. / М.М. Черных, А.В. Поярков, А.И. Пьянков // Вестник ИжГТУ. Ижевск, 2007. - №1. - С. 45-49.

29. ГОСТ 30629 — 99. Материалы и изделия облицовочные из горных пород. Методы испытаний Текст. Введ. 2001-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 34с.

30. Соколова, M.JI. Металлы в дизайне Текст.: научн. изд. / M.JI. Соколова. -М.: /МИСИС/, 2003. 168с.

31. Конягина, Т.В. Количественная оценка фактуры древесины „Текст. / Т.В. Конягина, М.М. Черных. // В межвузовском сб. науч.-метод. трудов «Дизайн и технология художественной обработки материалов». М.: Изд-во МГАПИ, 2006. - Вып. 14. - С. 20-24.

32. Уголев, Б.Н. Древесиноведение и лесное товароведение Текст. / Б.Н. Уголев. -М.: «Академия», 2006.

33. Художественное проектирование Текст. М.: Просвещение, 1979 -340с.

34. Сомов, Ю.С. Композиция в технике Текст. / Ю.С. Сомов. М.: «Машиностроение», 1972. - 280с.i

35. Психология ощущений и восприятий: хрестоматия по психологии Текст. / под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.В. Любимовой, М.Б. Михалевской. 2-е изд., исправл. и допол. - М.: «ЧеРо», 2002. - 610с.: ил.

36. Теория информации и эстетическое восприятие Текст.: пер. с фр. Б.А. Власюка, Ю.Ф. Кичатова, А.И. Теймана; под ред. Р.Х. Зарипова, В.В. Иванова и др. М.: Изд-во «Мир», 1966. - 352с.: ил.

37. Офтальмология Текст.: учеб. / под ред. Е.И. Сидоренко. М.: ГЭОТАР - МЕД, 2002. - 408с.: ил - (серия «XXI век»).

38. Тимофеев, В.А. Краснодеревные работы Текст. / В.А. Тимофеев. М.: Трудрезервиздат, 1959.

39. Большая Советская Энциклопедия Текст. / гл. ред. A.M. Прохоров. -3-е изд. — М.: «Советская Энциклопедия», 1975. — Т.З. — 640 е.: ил.

40. Барадулин, В. А. Художественная обработка дерева Текст. / В. А. Барадулин. М., 1986.

41. Барташевич, А. А. Основы художественного конструирования Текст.: учеб. для вузов / А. А. Барташевич. Минск: Вышейш. шк., 1984. -225 е.: ил.; 20 см. -Библиогр.: с. 224.

42. Степанов, Б. А. Справочник плотника и столяра Текст.: учебное пособие для начального профессионального образования / Б. А. Степанов. -М.: «Академия», 2004.

43. Рыбин, Б.М. Технология и оборудование защитно-декоративных покрытий древесины и древесных материалов Текст. / Б.М. Рыбин. — М.: Изд-во МГУЛ, 2005.

44. Спортивно-охотничье оружие с маркой «Иж». Газовые пистолеты : католог Текст. Ижевск: Изд-во ГП «Ижевский механический завод», 1995.

45. Яцюк, А.И. Новый способ механической обработки древесины = Шлифование древесины абразивными кругами Текст. / А.И. Яцюк. -Львов: Вища школа, 1975.

46. Кислый, В.Е. Справочное пособие по деревообработке Текст. / В.Е. Кислый, П.П. Щеглов, Ю.И. Братенков и др. Екатеринбург: БРИЗ,

47. ГОСТ 2140 81. Классификация, термины и определения, способы измерения Текст. - Взамен ГОСТ 2140 - 71; введ. 1982-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 1982. - 111 е.: ил.54. http://www.starder.ru/

48. Ниппель, Ф. Мастеру на все руки Текст.: пер. с нем. / Ф. Ниппель. -М.: «Мир», 1993.56. http://derevo.dukon.ru/57. http://www.prostor-stanki.ru/stan95.html58. http://www.osborn-tool.ru/

49. ГОСТ 15612 85 Изделия из древесины и древесных материалов. Методы определения параметров шероховатости поверхности Текст. - Взамен ГОСТ 15612-78; введ. 1985-03-26. - М.: Изд-во стандартов, 1985.- 17 с.: ил.

50. Полубояринов, О.И. Плотность древесины Текст. / О.И. Полубояринов. -М.: Лесная промышленность, 1976. 160 с.

51. Поярков, А.В. Эстетика текстурированных изделий из древесины Текст.: дис. канд. техн. Наук / А.В. Поярков. М., 2007. - 11"1995.1. Т.З.-С. 530-531.