автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: "Записки кавалерист-девицы" Н.А. Дуровой и военная мемуарная литература I половины XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Записки кавалерист-девицы" Н.А. Дуровой и военная мемуарная литература I половины XIX века"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
п г и ОД
' 1 и и На правах рукописи
3 П 0 л! ю^ч-
ПРИКАЗЧИКОВА Елена Евгеньевна
"ЗАПИСКИ КАВАЛЕРИСТ-ДЕВИЦЫ" Н.А. ДУРОВОЙ И ЕОЕННАЯ МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА I ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Специальность 10.01.01 - русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации _ на соискание ученой степени кандидата: филологических наук
Екатеринбург - 1995
Райота выполнена В Уральском государственном университета ял»»Л.М.Горького на кафедре русской литературы и Фольклора филологического факультета
Научиий руководитель - доктор филологических наук
профессор Б.В.Блажео
»
Официальные оппоненты - доктор филологических иаук
профессор Ю.М.Проокурипа
кандидат филологотооких паук, доцопт Т.Н.Маркова
Ведущее учреждение - Челябинский государственный
университет
Защита состоится " /Э"___199Ь г. в час,
па заседании дисоертадионного совета Д 003,78.03 по защите диссертаций на соисканло учопой степени доктора филологических наук при Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете 'ш.Л.Ы.Горького / 020033, г.Екатеринбург, 1>-03, пр.Лешша.б!, комната 248).
С диссоргацлен мокно ознакомиться к научной библиотеке Уральского государственного университета
Автореферат разослан " "' октчбря 1995 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук.
профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
Акт^альнасть_темы_иссладевания.Мемуарная проза традиционно считается одним из наиболее сложных видов литературы.Так,А.Ахматова называла мемуары "непроявленным жанром".Н.Шайтанов,развивая эт» определение писал о них как о жанре "ускользающем", "не имеющем твёрдых границ и правил".С одной стороны,мемуары находятся на стыке документальная и художественной традиций Сне случайно В.Г.Белинвкий назвал их "последней гранью в области романа"),но с другой оторо-ны, они принадлежат исторической науке.Исторический подход к мемуарной литературе долгое время доминировал в отечественной науке,и только в последние два десятилетия наметилаоь тенденция рассматривать мемуары в контексте общелитературного процесса.В результате достаточно подробно была изучена проблема влияния господствующих литературно-аютетических направлений ХУШ века на мемуарную прозу этого времени ( работы Г.и.Гюбиевой.Г.Г.Ёлизаватиной.А.Г.Тартаков-ского).Было отмечено также стирание непроходимой границы между "изящной" литературой и другими видами словесности в 30-е годы XIX века о началом господства в русской литературе реалистического метода изображения действительности (.Л.Я.Гинзбург).Утвердилось мнение о жанрово-типологичеокой близости между мемуарными произведениями и романом во II половине XIX века,что нашло своё воплощение в оу- ■ шествовании автобиографических художественных хроник (Г.Г.Елизаве-тина).
Между тем,практически не исследованным в этом плане остался пласт русской мемуаристики I трети XIX века,среди которой,как. это убедительно доказал А.Г.Тартаковокий,исключительно важное меото занимает военная мемуаристика,посвященная эпохе 1812 года.Поэтому, говоря о традициях развития русской мемуарной прозы описываемого периода,будет вполне естественно остановиться именно на анализе военной мемуаристики,тем более,что это был единственный вид мемуарной литературы,который мог появиться в печати,стать достоянием широквй читательской аудитории,а значит,оказать влияние .на литературно-зр-тетическоо сознание Ю- 30-х годов XIX века. 4
В последние Ю- 15 лет в отечественном литературоведении,пои-хологии,социологии резко возрос интерес к проблеме женского создания как псчхолого-эстетического феномена.В контексте этих интересов разрабатываются проблемы социальной и психологической адаптации женщин в современном "мужском" мире,этнические стереотипы же^ ского поведения,специфика женского языка и речи,Вн»»манча иоследо-
вателей привлекает и проблема женского художественного творчества. Можно вспомнить,к примеру.выход художественной серии "Дамский роман" .сборников произведений русских писательниц XIX века ( "Дача на петергофской дороге", "Степная барышня", "Сердца чуткого прозренье. . ".Определенный интерес вызывает женское мемуарное сознание, о чём свидетельствует появление сборника "Записки и воспоминания женщин ХУШ- I половины XIX вв.",неоднократное переиздание записок Екатерины П и Дашковой.
Однако по большому счету женская мемуаристика I половины XIX века ещё не становилась объектом критического изучения,не исключая "Записок" Н.Дуровой,авторы-исследователи которых ( А.Сакс,Е.Некрасова, Б.Смиреиский и др.) преследовали в своих работах достаточно узкие и специальные цели: воссоздание на основе "Записок"подлинной биографии Н.Дуровой,а также рассмотрение чх как образца патриотической литературы.
Наконец,учитывая обстоятельство,что одной из задач мемуарной литературы является отражение "духа эпохи",можно утверждать,что сама по себе проблема культурно-исторического менталитета'людей наполеоновской эпохи,нашедшая своё отражение в военной мемуаристике I половины XIX века,представляет специальный научный интерес.Она способствует лучшему пониманию самосознания поколения той эпохи,находящего своё отражение как в бытовом поведении людей того времени, так и в литературном процессе.Актуальность подобного рода работ была подтверждена монографией Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре", Объектом_исследования в диссертации помимо "Записок кавалерист-девицы" Н.Дуровой стал широкий пласт русской и зарубежной военных мемуаристиК'Л половины XIX века,начиная от таких известных произведений,как "Письма русского офицера" Ф.Глинки,'"Военных записок" Д. Давыдова, "Мемуаров" А.Коленкура и кончая такими .подчас неизвестными даже военным специалистам, мемуарами,ка:с "Записки" Н.Андреева, "Рассказы.." М.Петрова,записки М.Комба,Г.Рооса,де ла Флиза и др. При рассмотрении вопроса о специфике женского мемуарного сознания были использованы женские мемуарные источники,посвященные теме наполеоновских войн,такие как "Запчскц актрисы" Л.Фюзиль,"Записки герцогини Абрантес", "Записки графини Эдлинг", "Воспоминания графини Шуазель-Гуфье", "Записки" А.Золотухиной.
ЦЕ5ДУ®1°м_^£Слезования в диссертации стал процесс развития русской военной мемуарной литературы I половины XIX века с выходом на
'пролему её стилевого анализа,а также проблема типологии женской мемуарной литературы и специфика культурно-исторического менталитета людей наполеоновской эпохи,
Формулируя тему диссертации, мы преследовали цель дать анализ жанрово-стилевого своеобразия "Записок" Н.Дуровой с выходом на проблему стилевого развития мемуаристики I половины XIX вока,через рассмотрение специфических черт "Записок" Н.Дуровой и других женских мемуаров того времени выстроить типологию женской, мемуарной прозы и её отличий, от мужской мемуаристики,а также проанализировать культурно-исторический менталитет людей наполеоновской эпохи чзрез призму мемуарного сознания авторов записок.
Данная" цель конкретизируется в следующих задачах :
- проанализировать основные направления стилевого развития русской мемуарной литературы I половины XIX века ;
- рассмотреть "Записки" Н.Дуровой в контекста стилевого развития русской мемуарной литературы и ответить на вопрос,как отражается на них основная закономерность этого развития—проблема влияния на мемуарные произведения литературно-эстетических принципов, которыо господствовали к тому времени в художественной прозе ;
- выявить типологию женской мемуаристики I половины XIX века и выделить основные черты,составляющие её специфику ;
- исследовать специфику культурно-исторического менталитета людей наполеоновской эпохи и рассмотреть в его контоксте особенности военной психологии Н.Дуровой,что позволит по-новому подойти к проблеме феноменальности характера "кавалерт.ст-дев«цы" .доказав его историческую обусловленность и несвод«мость к комплексу "людей лунного света" В.Розанова или к концепциям З.Фрейда.
У5^Ц92_новизна_исслб£ован51Я связана с том,что н нём по-сущест-ву впервые в отечественном литературоведении делается попытка проанализировать основные этапы стилевого развития русской военной, мемуаристики I половины XIX. века о выходом на проблему романтического моделирования действительности как основного .эстетического принципа, организующего мемуарное повествование в эпоху 20- 30-х годов XIX веки.Это позволило диссертанту по-новому подойти к жанрово-отн-левой природе "Зшт'Сок" И.Дуровой. Автор диссертации обосновывает причини,позволяющие рассматривать женскую мемуаристику как самостоятельный класс мемуарных источников и анализирует специфику женского мемуарного сознания эпохи,предложив использовать для характерно-
тики различий,существующих между мужской и женской мемуаристиками, посвященными темз наполеоновских войн,термины "экстравертивной" и "чнтровертивной" ме^уаристик.Наконец,диссертант па основе изучения широкого пласта мемуарных источников I половины XIX века даёт целостный анализ специфики культурно-исторического менталитета военного сословия! наполеоновской эпохи,что также не становилось объектом подробного исследования в отечественной филологической науке.
Методолог^ческ^и.основ^ диссертации составили работы по поэтике мемуарной литературы А.Г.Тартаковского.Г.Е. Гюб'»евой,Г.Г.Елиэаве-тнной.Л.Я.. Гинзбург.При изучении традиций классификации мемуарных источников в отечественном литературоведении и историографии были учтены методологические подходы, представленные в трудах С.С.Дмитриева, Л. И'. Деревиной Д. Х.Крусс а, А. Л. Курнос ова, В. С. Голубцова, В. М\Стре-льского и других.Относительно проблем культурно-исторического менталитета эпохи использованы плодотворные идеи,высказанные в работах Ю.М.Лотмана.В каждой из глав диссертации использован свой инструментарий. исследования: в I главе— традиции биографического и стилевого анализов, во II главе— традиции системно-типологического и психологического анализов,в III главе—традиции чсторико-генети-ческого и культурологического анализов.
Практаческая._значимость работы состоит в том,что её результаты могут быть использованы в исследованиях,посвященных изучению литературного процесса I половины XIX века,при подготовке спецкурсов и спецсеминаров,посвященных поэтике мемуарного жанра,а также в учебной и методической литературе,посвященной анализу специфики культурно-исторической ситуации в России и в Европе в I трети XIX века.
¿0Е£$ация Eä^Z^-Основные положения диссертации обсувдалнсь на заседании кафедры русской литературы и фольклора Уральского государственного университета ( ™кжь 1995 года),па научных конференциях "ДергачевскнО чтения - 91!" и "Дьргачевскне чтения - 9V,нашли отражение в публикациях С см, список).
Ст£хкт£ра_и_объём_дгссертации Диссертация состоит из введения, трёх глав,заключения и списка использованной литературы.Содержание изложено на страницах машинописного текста,список литературы включает наименовании.
ОСНОВНОЕ СОДЕРМП^Е РАЬОТЧ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования,ана-
лизируется степень её изученности,определяются цель и задачи работы,её научная новизна.Подробно анализируются причини,позволившие поставить в центр исследования "Записки кавалерист-девицы" H.A. Дуровой.Здесь же анализируются причины недостаточности имеющихся в отечественной научней традиции классификаций мемуарных источников для определения специфики мемуарного сознания Н.Дуровой.Автор диссертации обосновывает своё понимание специфики культурно-исторического менталитета военного сословия наполеоновский эпохи.
Ü£E5§ü-EM§5ä "Записки кавалерист-девицы" Н.А.Дуровой и стилевое развитие русской мемуарной литературы I половины XIX века" открывается рассмотрением проблемы влияния господствующих литературно-эс-тетичеекчх направлений опохи на развитие мемуарной литературы ХУШ века.Новый этап развития русской мемуарной литературы был связан о. эпохой наполеоновских войн.В это время в мемуарных произведениях начинает с необходимостью господствовать принцип:предмет изображения диктует стиль и манеру повеотвования.В соответствии с этим принципом, если в поле зрения момуариота попадает "чувствительная" тема, то вполне естественно выглядит обращение к сентименталистекой традиции,если мемуарист повествует о "высоком" предмете,то в записках начинает преобладать классицистическое начало,если предметом изображения в мемуарах становятся пороки общества,то на помощь автору мемуаристу приходят традиции русской просветительской сатиры ХУШ века.В результате записки начинают представлять собвй синтез различных стилевых традиций от классицизма до' сентиментализма включительно.Этой "стилевой мвзаике" во многом способствовал сам жанр военных офицерских записок,ориентированных на изображение реальных событий действительности.При этом мемуарист должен был не просто прекрасно владеть всеми известными к тому времени С 10-е годы XIX века)стилевыми манерами письма,но и уметь искусно синтезировать их, чтобы создать органически целостный текст,проникнутый пафосом героического служения Отечеству.По большому счету подобный синтез был под силу только людям,профессионально занимающимся литературным твор--чеством, таким как ф.Глинка или И.Лажечников.
Далее автор диссертации подробно анализирует стилевую специфику "Писем.." Ф.Глинки и "Походных записок.." И.Лажечникова.В результате он приходит к выводу,что в них встречается чередование трех ролевых масок образа автора,которым соответствуют три стиля повествования. Это, во-первых,образ-маска чувствительного путешественника,
во-вторых,образ гражданина-патриота и,наконец,ролевая модель поведения сатирика-бытоописателя,высмеивающего пороки общества.
-В целом,говоря о стилевой разнородности мемуарных источников второго десятилетия XIX века,необходимо отметить,что именно в них впервые в русской прозе наметилась тенденция к стиранию четких границ между эстетическими канонами различных литературных направлений. Выступая в контексте материала,несущего в себе противоположный эстетический заряд,классицистический или сентнменталистскмй отрывок,или отрывок,выполненный в традициях просветительской сатиры,невольно вступал с ним в контакт,осущыствлялся органический синтез, обеспеченный единством личностного биографического начала автора-мемуариста, несмотря на множество его стилевых лиц-масок.Для первой четверти XIX века процесс стирания четких границ между различными литературно-эстетическими направлениями за счет их одновременного функционирования в границах одного текста,представляющего собой жанрово-однородное целое,объединенное образом биографического автора-мемуариста,имел большое значение,так как способствовал созданию предпосылок для появления единого нормативного языка русской прозы.
С 20-х годов XIX ввка на стиль мемуарных произведений начинает оказывать влияние эстетическая система романтизма.На смену ролевому поведению автора,зависящему от объекта повествования в тексте, приходит традиция моделирования образа автора и окружающей его действительности, которая уже не зависит напрямую от предмета изображения в записках.Романтическое моделирование осуществлялось на уровне сюжетно-композчционного построения мемуаров и на уровне авторской самохарактеристики и характеристики других персонажей записок, оно определяло пути создания романтической образности,диктовало выбор лексики,отражалось г интонационно-синтаксическом построении фраз.
Б качестве примера подобного рода романтического моделирования ь мемуарах автором диссертации рассматриваются "Военные записки" Д.Давыдова,в которых он освещает самые "выигрышные" страницы своей биографии,одухотворенные "честолюбием изящным,поэтическим".Романтическое моделирование личности автора в записках Д.Давидова— ото попытка перенести лирического героя своей гусарской поэзии в мемуарную прозу,осознание себя "самой поэтической фигурой русской армии".Романтическое моделирование даот себя знать и при характе-
риот«ка других героев "Военных записок",абсолютное большинство которых представляет собой образцы "идеальных воинов",романтически-возвышенных натур,оно даёт себя знать в характеристике быта и бытия эпохи,овеянной духом романтической героики.
Военная мемуаристика I трети XIX века в полной мере открыла ценность конкретного фактографического материала в противовес отвлеченным рассуждениям,всевозможным моральным сентенциям,описаниям красот местностей,многочисленным экскурсам в историю описываемого края, что било так характерно для жанра сентименталистского путешествия, на которое,прежде всего,ориентировались авторы записок.
Однако мало констатировать открытие ценности фактографического материала как такового.Гораздо важнее проанализировать основные виды функционирования факта в структуре военных записок этого периода. В диссертации делается вывод,что конкретный факт действительности функционирует в тексте записок в трёх ооновных видах.Во-первых, он мог облекаться в "стилевые одежды" того или иного литературно-эстетического направления,например,драпироваться в условно-высокопарные одежды классицизма,если речь шла об образцах героического поведения "храбрых россов".Во-вторых,факт сам по себе мог быть свободен от какой-либо специальной литературной обработки,особенно в том случав,когда его содержание составляло описание ужасов войны. Однако этот "натуралистический" (с точки зрения литературной традиции эпохи) материал находился в окружении материала,литературно переосмысленного, и приобретал в соответствии с этим дополнительные эстетические функции.Третий вид функционирования факта в текста мемуаров характеризуется тем,что "правда голого факта"'представляет собой своеобразную эстетическую и этическую концепцию автора,который том самим полемизирует с устоявшимися в художественной литературе традициями изображения войны.
В качестве примера записок,в которых факт функционирует именно в этом плане,могут бить рассмотрены "Записки" Н.Муравьева.В этом произведении практически исчезает деление действительности на действительность , достойную быть запечатленной на бумаге,и "низкий быт", которой обычно прятали от посторонних глаз,отсутствует тенденция рассматривать фактографический материал в качестве вспомогательного для лучшей реализации автором своих литературно-эстетических замыслов.Сюжет записок начинает диктоваться самой жизнью,а не априорно существующим авторским замыслом изобразить действительность в
чувстзительных,героических или трагических тонах.В лапидарных, "неукрашенных" строках мемуарного текста Н.Муравьева отчетливо проявляется зарождение новой реалистической манеры русской прозы,которая предполагала отказ от прямых авторских деклараций или обширных риторически-возвышенных монологов героев и реализовала себя через систему образов,композицию текста,искусство детдли.была связана с проблемой литературного подтекста.
Признание эстетической ценности фактографического материала способствовало появлению в 30~е годы XIX века так называемого "свободного" мемуарного стиля повествования,в котором органически сочетались элементы,принадлежащие к различным литературно-эстетическим системам.При этом "высокий" стиль доминирует в тех случаях,когда автор повествует о событиях,для изображения которых сложилась определенная литературная традиция.¡3 том случае,когда речь "дет о личном опыте автора (иго поведении на "поле чести".взаимоотношеним с солдатами и т.д.),то повествование ведется в реалистической манере при полном отсутствии как"х-л"бо литературных условностей и с широким введением в текст мемуарного произведения всевозможных.бытовизмов и "прозаизмов".При этом отмечается,что "низкий" стиль ужа не воспринимается автором как самоценный и автономный по отношению к остальному тексту языковой пласт.Он входит на равных в структуру мемуарного текста,оказывает влияние на общую проблематику записок,их фабулу и сюжет,подсказывает способы лучшего раскрытая образов героев.Этот процесс по времени своего протекан-я совпадает с началом господства в русской литературе нового реалистического метода изображения действительности.
Учитывая основные тенденции ат-левого развития русской военной мемуарной прозы,можно по-новору взглянуть на жанрово-ст" левую природу "Записок" 11.Дуровой,и случае с которыми мч имеем дело со струк турно неоднородным образованием,представляющим ообои крайнюю степень проявления традиций романтического моделирования действительности.Пирвпя часть I главы "Записок" (до ухода Н.Дуровой в армию) представляет собой попытку создан'-я романтической автобиографической повести.Именно здеоь в наибольшей мере реализуется установка автора ни. романтическое моделирование.Па практике это выражается в том, что Н.Дурова сознательно исключает из "Записок" вс;;,что не укладывается в нужную для неё схему деиств"ТечьноеТ" (изменяет свой возраст,убирает "сторил своит- неудачного замужества и, рожде-
ния у неё сына).От романтической традиции берут своё начало многие сюжетные линии и обрисовка характеров действующих лиц "Записок".
Приступая к анализу других частей "Записок",посвященных описанию её военной службы( вторая часть I главы и II глава),автор отмечает, что в их основе лежит ужо не романтический вымысел,но подлинный дневник.который будущая писательница вела в 1807- 181^ годах. Однако и тут Н.Дурова не стремится к строгому соблюдению правды фактов,предпочитая прибегать к приему умолчания или же прямей дезинформации читателя всякий раз,когда .эти события вступают в противоречие с той интерпретацией действительности,которую хотела бы внушить мемуаристка своим современникам.Так,она ничего не говорит, об официальных поисках "кавалерист-девицы",которые были предприняты правительством в 1807 году,очень осторожно и туманно повествует о причинах своего перехода в Литовский уланский полк,остановившись в "Дополнениях..." на романтической версии объяснения этого факта-любви к ней дочери полковника Павлищева)Ольги.Она обходит молчанием факт своего странного производства в поручики в мае ISI2 года как оскорбительный для её гордости.очень скупо и кратко рассказывает о своём девятимесячном отпуске в 1812- 1913 годах,настаивая на существовании оправдательных для неё писем М.Кутузова.К.Дурова не называет основной причины,заставившей её подать в отставку,полностью исключает из "Записок" все обидные для неё события 1816- 1821' годов, сгязанные с попыткой вновь -определиться на военную службу или же выхлопотать себе пенсию "по бедному состоянию".
Словом,она исключает всё, что не вписывается в рамки созданного ею мифа о "кавалерист-девице".Все эти обстоятельства позволяют гов®-рить о "Записках" Н.ДуровоЯ как о произведении,занимающем промежуточное положение между собственно мемуарами как специфическим жанром документолыш-художественной литературы и чисто художественным произведением.
Несмотря па известную свободу дневниковых форм в "военных" частях "Записок",Н.Дурова всё же не соблюдает в полной мере "чистоту" жанра.Так,она включает в "Записки" написанную к этому времени повесть "Павильон" и "Рассказ татарина",Помимо этих совершенно самостоятельных художественных произведений,генетически восходящих к "Запискам" и объединенных с ними образом автора-повествователя,в тексте записок присутствует множество художественных включений новеллистического типа,которые,не образуя самостоятельных рассказов,
продставляют собой боковыо ответвления от основной линии повествования.Во всех этих случаях происходит непринужденный переход от стиля мемуарного описания к стилю художественного повествования. Причины подобной структурной неоднородности "военных" частей "Записок" связаны,во-первых,со спецификой, творческого пути Дуровой-писательницы,а во-вторых,- с общей традицией развития- русской мемуаристики,в соответствии с которой ценность мемуарного источника определялась количеством конкретного фактографического материала,вводимого мемуаристом в повседневный читательский обиход.
Автор диссертации делает вывод, что "новеллы" ¡¡.Дуровой являются в большинстве случаев реализацией, первого вида функционирования факта в тексте мемуарных источников,который был обозначен выше как облечение факта "стилевой одеждой," того ил« иного литературно-эстетического направления.То обстоятельство,что Н.Дурова была писателем-романтиком по преимуществу.обеспечило преобладание в этих "новеллах" романтического колорита.
"Записки кавалерист-девицы" Н.А.Дуровой и-типология женской мемуарной литературы I половины XIX века" начинается с признания недостаточности двух существующих' традиций классификации мемуарных источников для понимания специфики "Записок" Н.Дуровой. Автор диссертации предлагает дополнить существующие классификации, положив в оснолу различия,существующие между мужской и женской ме-муаристикам'?, посвященными эпохе наполеоновских войн.При этом автор диссертации исходит из положения,что раз "Записки1! Н.Дуровой являются, наиболее ярким образцом женской мемуаристики,вторгающейся в сферу мужского кемуаротворчества С описание военных действий),то именно э них наиболее отчетливо представлены черты отличий между этими двумя типами мемуарной литературы.
Для определения различий,существующих между "Записками" Н.Дуровой и большинством военных записок I половины XIX века,диссертант предлагает использовать термины '¿нт^оверт^г-ная " экстравертивная мемуаристика.Интровортивная установка как нельзя лучше характеризует состояние жонщины-мемуаристкп.которая в силу тех или иных причин вынуждена оставить привычное для неё поле деятельности (семья, дом)и "вторгнуться" в чуждый для неё "мужской" мир высокой политики, военных действий,дипломатических интриг. "Чуждая" территория обуславливает свой стиль поведения- яанкнутость.яеланче уйти в себя, оборонительную позицию по отношению к возможной экспансии со стороны
внешнего "мужского" мира.
В случае с экстравертивными мемуарами основной задачей,стоящей перед автором.было осознание своего места в историческом процессе. На первый, план выходит историческое самосознание личности,возвышение "я" личного до "Я" общенационального,стирание границ мевду "я" и "мы",когда калций. участник исторических событий чувствует себя одновременно вершителем судеб целого мира.Именно в этом заключается пафос записок 'i'.Глинки и И.Лажечникова,А..Раевского и В.Штейнге-ля,Д.Давыдова и И'. Арнольди.В этих мемуарных источниках очень сильна тенденция к созданию собственной концепции военной действительности, опирающейся на рассказ о ключевых события« 1812 года.Все эти события становятся; предметом оживленной полемики.Мемуаристы полемизируют с другим- авторами военных записок,со сложившейся к атому времен" традицией освещения, тех «ли других фактов истории,стремясь продемонстрировать свою максимальную осведомлённость.В то же время чрезмерный "нтзрес к собственной личности рассматривается авторами мемуаров чуть ли Н" как недостаток военных записок.
Подобный подход к изображению действительности полностью отсутствует в "Записках" Н.Дуровой,в которых,напротив,преобладает стремление рассказать о своём собственном "я",волею судеб попавшем в гущу важнейших исторических событий своего времени.Цель записок менее всего заключается в том,чтобы запечатлеть для современников и потомков опыт своего участия в «сторическом бы,т}»и отечества. Н.ДуроЕой. гораздо важнее рассказать,как в исторических событиях принимала участие женщина.
3 женских мемуарах ли'.ностность превращается в намеренную субъективность по отношению к внешнему миру,полемическая избирательность восприятия которого служит лучшему раскрытию внутреннего- ми-1 ра самой мемуаристки.При этом женщины,как правило,стремятся дать в записках концепцию своой жизни-судьбы,не разделенной, четко на жизнь общественную и государственную,описание которой приветствуется,и на жизнь личную,частную,о которой мемуарист стыдливо умалчивает,как это происходит в мужских мемуарах.Для реализации своих, замыслов мемуаристки могут ориентироваться не только на традиции современной для них литературы,но и на'литературные традиций предшествующих эпох,например,на традицию литературного жития,превращающегося под их пером в автобиографическую исповедь.
В качестве примера женских мемуаров,ориентированных на агио-.
графнческую традицию,рассматриваются "Своеручные- записки" ¡¡..Долгорукой и "Воспоминания" А.Лабзиной.Делается вывод,что подобная сосредоточенность на проблеме своей собственной судьбы,попытка "построить" концепцию собственной жизни неоспоримо свидетельствует,что пробуждение личностного самосознания в мемуарной литературе ХУШ века наиболее ярко давало себя знать именно в жонской мемуаристике,в которой частная жизнь человека впервые становится предметом пристального изучения.
Далее автор диссертации рассматривает,как традиция субъективно-личностной концептуальности в изображении действительности,дает себя знать в мемуарах Екатерины II,а.Дашковой,А.Золотухиной,Р.Эдлинг и Н.Дуровой.При этом отмечается.что самые яркие образцы субъективно-личностной концептуальности дают женские мемуары,несущие на себе отпечаток романтического моделирования действительности вроде "Записок" Н.Дуровой.В этом случае происходит органический синтез традиций,идущих от общей психологии женского творчества,с эстетическими традициями романтизма,На практике это реализуется в создании произведений с ярко выраженным субъективно-личностным началом.
В "Записках" Н.Дуровой мы постоянно сталкиваемся с поисками мемуаристкой своего настоящего "я",своей подлинной человеческой сущ-ности.так вак.став "мужчиной" и "офицером",она не перестала быть женщиной-дворянкой по своему сознанию и мировоззрению и никогда не чувствовала себя абсолютно заключенной в жесткие рамки военной иерархии и дисциплины.
Приступая к анализу специфических черт женского мемуарного сознания,автор диссертации отмечает,что изначальная "невписанность" женщин в систему мужских служебно-гооударственных отношений позволила им формировать у себя остраненный взгляд на события окружающей их действительности.В то врем$ как мужчина всегда был с необходимостью вписан в историческое бытие эпохи,вплоть до полного отождествления "я" мемуариста с "мы" других людей,при котором "я" последовательно расшифровывалось как русский ( француз,немец,швейцарец), военный гусар,кавалергард,улан) ,дворянин (офицер, чиновник, придворный).женское сознание,будучи более автономным по отношению к окружающей действительности,позволяло мемуаристке смотреть на события "с высоты птичьего полёта",отторгать и не принимать "мукскок" мир,продолжая жить по своим законам в любых условиях воин,революций,социальных потрясений.Остраненность как черта женского немуар-
ного сознания ярко проявляется не только на примере "Записок" Я. Дуровой,женщины постоянно действующей в мужской сфере бытия и оценивающей её со специфически женской точки .зрения,но и в записках А.Золотухиной, Л.Фюзнль, Д'Абрантес.
Невписапность женщин в логику мугакого государственного мира • приводила к осознании мемуаристками независимости своего положения, .отказу от необходимости преклонения перод высокопоставленными липами,определяла практику героически-свободного поведения мемуаристок перед лицом "сильных мира сего".Далее автор диссертации рассматривает примеры "свободного стиля" женского поведения в мужском, мире,нашедшие своё отражение в мемуарах С.Шуазель-Гуфье,Р.Здлинг,д'Абран-тес,письмах М.Волковой 1812 года и,конечно, в "Записках" Н.Дуровой.
Водной чертой оценки людей в женских мемуарах является традиция изображения их как частных лиц,вне зависимости от их подвигов на поло брани или заслуг,приобретенных на государственном попдище. При таком взгляде на лпдей мнение мемуаристок может оказаться прямо противоположным об/цепринятому.Чменно в этом контексте следует рассматривать оценки деятелей,собравшихся на Венском конгрессе в "Записках" Р.Эдлинг «ли оценки Н.Дуровой генерала М.Милородовича » графа Л.Аракчеева.
Специфический подход к изображению людей в женских мемуарах проявляется гакже в оценка людей,разумеется мужчин,с точки зрения их соответствия «диадам рыцарского поведения. Мемуаристки,как правило,очень чувствительны к исполнен"» мужчинами норм светского этикета по отношению к дамам.Они дотошно фиксируют в своих записках тон,манеру разговаривать,обхождение,поклоны и т.д. со стороны мужчин, то есть те мелочи цивилизованного общежития,которые почти никогда не фиксируются в мужских мемуарах.Подобный подход свойственен не только женщинам "дамам" (Л.Фючиль,С.Шуазель-Гуфье и др.),но'и "офицеру Александрову" (.Н.Дуровой.), для которого знание мужчинами, норм светского этикета часто оказывается решающим обстоятельством при формировании им окончательного мнения о них.
Б заключении главы автор диссертации анализирует ещё три характерна черты жзнского мемуарного сознания,подтверждаемые ссылками на конкретные примеры.взятые из мемуарных источников.Do-первых,это отражение п мемуарах "тщеславия слабого пола" всякий раз,когда женг щннпм удаётся доказать своё принципиальное'равенство с мужчинами в той сфере действительности,которая исконно считалась привилегией
(,ильного пола.Во-вторых,это пристальное внимание к тем второстепен ¡гым деталям и подробностям быта,которые,как правило,но задерживались в мужском сознании и мужской памяти.Наконец,в-третьих,в жен-оких мемуарах гораздо раньше,чем в мужских,утвердилась свободная композиционная форма повествования,когда воспоминания строятся не по строго хронологическому принципу,но по принципу "как вспомнилось, так и вспомнилось".Отсюда проистекают частые хронологические перестановки событий,действует закон хронологической ретроспекции о целью создания целостной картины прошлого,позволяющей автору мемуаров проявить свою неповторимую индивидуальность в есьещении событий действительности.
1сй1'ья_ыава "Культурно-исторический менталитет людей наполеоновской эпохи и "Записки кавалерист-девицы" Н.А.Дуровой открывается обоснованием тезиса,что культ доблести и героизма,свойственный людям наполеоновской эпохи,оказал своё влияние на специфику женского сознания.Это позволяет по-новому взглянуть на феномен "кавале-риот-девицы" Н.Дуровой,констатируя наличие у неё многих точек соприкосновения о менее знаменитыми своими современницами.
Далее автор приступает к анализу специфики культурно-исторического менталитета людей наполеоновской эпохи,подробно останавливаясь на причинах,позволивших ей остаться в памяти поколений самой яркой и блестящей эпохой в истории Рвссии и Ьвропы XIX века.При этом привлекаются свидетельства современников и потомков того времени (учёных,литераторов,общественных деятелей,военных).среди которых А.Герцен и В.Тынянов,Ф.Булгарин и Л.Толстой,П.Вяземский и В.Афанасьев,С.Волконский и Д.Давыдов,М.Лермонтов и А.Пушкин.Анализируя причины формирования резкой антитезы между "наивными временами Ми-лорадовичей,Давыдовых,Пушкиных" СЛ.Толстой) и "прозаическим,осенним царствованием Николая" СА.Герцен) ."железной зимой" (Ф.Тютчев) русской истории,диссертант характеризует образ "идеального" героя наполеоновской эпохи с его культом "ритуального буйства",рисовкой, удалью и молодечеством,которое проявлялось не только в бытовом поведении людей того времени,но и переносилось ими на поле брани,о чём красноречиво свидетельствует русская поэзия Ю- 20-х годов,многочисленные исторические анекдоты эпохи и,конечно,многочисленные мемуарные источники.Далее автор диссертации обосновывает существование различий между людьми поколения Н.Дуровой и Д.Давыдова и поколением деклбристов,которые исторически и психологически принадле-
жалм уже к другому типу людей.,чем поколение Н.Дуровой.Разность культурно-исторических менталитетов этих поколений даёт себя знать и в отношении к политической деятельности,и в отношения к дуэлям,и в оценке личности Наполеона. Бонапарта.
Важной чертой времени,во многом определившей лицо наполеоновской эпохи,бил культ героической античности,воспринимавшейся людь-'ми того времени.в качестве второй действительности.Этот культ проникал во все сферы человеческого бытия:в политику и моду,в искусство и в сферу бытового поведения.Без знания античности трудно (если гообще возможно!)понять психологию и практику- поведения людей того времени,старающихся! жить по её героическим образцам,которые стремились спроецировать на свою жизнь сюжеты античной истории и искусства,ещё раз "проиграть" античность в современности.При этом каждое античное имя являлось своеобразным культурным кодом,за которым стояла соответствующая- ситуация.Знание этого кода обеспечивало читателю или зрителю данной сцены правильное понимание сюжетной ситуации и способы её моделирования в конкретную жизненную^ ситуацию современности.Автор диссертации отмечает,что дух героической античности буквально "пронизывает" военную; мемуаристику наполеоновской эпохи за счет постоянного отождествления деяний и лиц современности с деяниям» и лицами греко-римского прошлого.
Античные ассоциации и сравнения во множестве присутствуют и в "Записках" Н.Дуровой.Причём если в мужских военных мемуарах эти ассоциации относятся в абсолютном большинстве к сфере военной действительности, придавая ей возвышенно-героический колорит,то в "Записках" Н.Дуровой реалии античной культуры составляют необходимый элемент авторского восприятия, мира в целом,йхватывая сферу быта так же. подробно и основательно,как и сферу героического военного бытия.
Второй важной чертой культурной жизни эпохи было всеобщее увлечение театром.При этом театр,так же как и античность,воспринимался людьми как изначальная модель для реальной жизни.её идеальный образец.Для поколения начала XIX века мысль и чувство,изначально оформленные в литературную;цитату.подтверждаемые и утверждаемые авторитетом театрального искусства,были совершенно естественны и привычны,не неся- никакой негативной маркированности.Более того,они воспринимались кок единственно возможные для! человека образованного, -вписанного в культурный контекст эпохи.Множество примеров, вэяггых из военных: мемуаров эпохи,подтверждают практику театрального повв-
дения людей наполеоновской эпохи.В контексте этих воззрений можно рассматривать интерпретацию поступка Ф.Ростопчина с Верещагиным б "Записках" П.Вяземского.описание героической гибели П.Знгельгардта в "Походных записках" И.Лажечникова.оценку поьедокия полковника Гё~ тальса и поручика Серюга в "Военных записках" Д.Давыдова.Традиция театрализации действительности даёт себя знать и в "Записках" Н.Дуровой, которая зачастую воспринимала её через призму трагедий Ж.Ра-оина или В.Озерова.
Для наполеоновской эпохи основной сферой приложит,к законое театрализации действительности была сфера военных действий с её кульминацией—сражением,- воспринимаемом в соответствии с законами драматического искусства: "сперва выставка лиц,потом игра страстей,а там развязка" (Наполеон).Автор диссертации доказывает,что названные элементы композиционной структуры неизменно присутствуют во всех военных мемуарах эпохи:у Д.Давыдова и Г.Росса,Ф.Глинки и Ц.Ложье.^.Ла-бвма и Р.Зотова,Л.Боссе и Н.Дуровой.
Сближению поля сражения с театральной сценой во многом способствовала блестящая военная 'форма того времени,вносящая в боевые действия, оттенок парадно-романтической красивости.уподобляя генералов, офицеров и даже солдат актерам на сцене.Чрезвычайно сильное эстетическое чувство по отношении к мундиру,который она носит,переживала Н.Дурова,считающая,что только это блестящее одеяние ей подлинно к диНУ'Краоота и блеск мундира составляли для неё дополнительную привлекательность ; :;щ;ной службы. Любопытным фактом в контексте парадно-театрального ьоап^иятя военной действительности является эстетическое восприятие двух самых щеголеватых людей той эпохи- начальника французской кавалерии,маршала И.Мюрата и генерала от инфантерии М.Милорадовича,- блестящая внешность которых неизменно находится в пол» зрения мемуаристов как русских,так и французских.Вообще,традиция театрально-эстетического отношения к внешности героя-полководца очень часто определяет отношение к самой личности военачальника, так как отсутствие героичеокой внешности воспринимается мемуаристаМи как первый признак неспособности генерала хорошо исполнять свои обязанности,бить способным увлечь за собой солдат в решающий момент битвы.
Важнейшей чертой военного мемуарного сознания Г половины XIX века была героизация действительности,культ военных подвигов и военной доблисти как средства достижения этих подвигов.При этом ав~
тор диссертации отмечает, что в эпоху Наполеона активно культивировался тип героизма,тесно связанный с проявлением безудержной лихой отваги, ежечасной риокоттоЯ игры со смертью.Именно таким аффектированным типом храбрости обладал Генерал М.Мчлорадович,что нашло прекрасное отражение в той характеристике,которую дают ему мемуаристы.
Культ героизма,свойственный людям наполеоновской эпохи,проявлялся в специфике восприятия смерти на поле боя как высшей награды честолюбию,находил своё отражение при характеристике военачальников, генералов и маршалов.Примеры героических деяний,совершаемых самими мемуаристами,их боерыми товарищами,полками в дивизиями,в которых они служили,постоянно встречаются на страницах мемуарной прозы как французской.так и русской.Этот пафос мужества и героизма являлся отражением принципа ""деального" поведения воина на поле битвы и выражался на практике в намеренной передаче батальных сцен в воэвышенно-геро"ческом ключе.Эти воззрения эпохи очень хорошо отражаются в "Записках" II.Дуровой, которая неизменно рассматривала неустрашимость как основное качество человеческой натуры,при котором нельзя предполагать никаких пороков в характере человека.
Последним важным моментом проявления культа героизма является, безусловное преклонение перед мужеством и доблестью неприятеля.Эта черта мемуарной литературы представляла собой отражение важной психологической особенности сознания людей наполеоновской эпохи—мысли о том,что храбрость и мужество как основа характера "детей Марса" являются общим достоянием человечества, а не представляют собой исключительную монополию той или другой противоборствующей стороны. Такой подход' во многом объяснялся спецификой воспгтания поколения, • ориентированного на героические образцы античности,воспринимаемой в качестве интернационального культурного наследия.
Следующей чертой,определяющей специфику культурно-исторического менталитета эпохи,был культ чести, традиция всспр"ятия войны как бла-. городно-героического деяния.В эпоху наполеоновских войн кодекс воинской чести находил своё отражение в бытовом поведении людей,определял пафос художественной литературы и мемуаров.Законы чести диктовали рыцарское отношение к пленному неприятелю,проявившему образцы мужества храбрости, то есть выступившему в роли "идеального" воина. Он- выражались п чувстве особого братства "детей Марса" независимо от снюм"пут1шх по.лит-'чесч;"х настроен"й.'.?то могло приводить на прак-
тике к установлению частных дружеских или приятельскгх отношений медду людьми,принадлежащими к различным военным лагерям и бывшими врагами на поле боя^ см.взаимоотношения Мюрата и Милорадовича.Мило-радовича и Себастиани).¿щё в большей степени идея братства людей независимо от того,к каким военно-политическим лагерям они принадлежат, проявлялась на примере взаимоотношений пленников и их победителей.Этому не мог не способствовать факт,что пленник-офицер в определенном смысле считался "собственностью" и "гостем" своего победителя.Так же как и в эпоху рыцарой.он должен был находить "покровителей" из числа офицеров неприятельской армии,которые взяли бы на себя труд заботиться о его насущных нуждах.Личное,частное благо-творительотво в обход официальных государственных каналов было традицией начала XIX века и вызывало со стороны облагодетельствованных ответное чувство—желание уплатить долг чести своим благодетелям. Подобных примеров можно привести очень много,и военная мемуаристика I половины XIX века дает возможность погрузиться в атмосферу этих человеколюбивых благодеяний.
В целом,можно сказать,что в подобных частных взаимоотношениях нашла своё воплощение идея всеобщего братства людей—естественное оледствме гуманистического духа эпохи.Человек того времени,как правило, ненавидел своих противников,равно военных или политических,только как абстрактную враждебную силу,не перенося своей ненависти на конкретных частных лиц,взаимоотношения с которыми строились на основе принципов гуманизма и взаимопонимания.Только в атмосфере подобного сознания мсгла возникнуть и воплотиться на практике идея "Капитанской дочки" A.C.Пушкина.В свате всего вышесказанного автор диссертации объясняет и комментирует многие эпизоды и сюжетные линии в произведениях 20- 30-х годов,посвященных событиям наполеоновской алохи.Речь идёт о повестях А.Бестужева-Марлчнского "Вечер на бивуа-ке"и Н.Бестужева "Русский в Париже в 1814 году",романе И.Загоскина "Рославлев, или Руоские в 1812 году",11.Греча "Черная женщина",Р.Зотова "Леонид,или Несколько дней из жизни Наполеона",Н.Коншина " "Граф Обоянский.илч Смоленск в I8C2 году".
Последней важной чертой,характеризующей культурно-исторический менталитет эпохи,было органическое существование рядом с культом военных подвигов и культом чести "законов сердца", законов сострадания и чувствительности .Идеал чувствительного поведения проявлялся в мемуарной литературе при характеристике любого действующего лица
заш'сок—маршала,генерала,офицера.В то же время мужество,не облагороженное чертами высокого гуманизма,носящее оттенок свирепооти,подвергается в записках резкой критике.3талонное чувствительное поведение требовало в идеале гуманного отношения ко всем людям,будь то неприятель или мирные жители завоёванной страны.Жестокость,бесчувствие, любое отступление от канонов "чувствительного" поведения во время окстремальных условий грабежа и пожара во французских мемуарах (речь идёт о пожаре Москвы) представляется авторам записок страшным злом,искажающим истинную природу человека,"инстинкт человечности, от природы*заложенный в наших сердцах" (Гриуа).В русской военной мемуаристике главным объектом приложения принципов эталонного чувствительного поведения являются сцены спасения французов во время их гибельного отступления из России.
Жестокий финал Отечественной войны 1812 года подверг суровому Испытанию прирожденное,по мнению людей тоговремени,чувство чувствительности.Мемуаристы, как правило,переживают жесточайший нравственный кризис и испытывают нестерпимые муки совести от того,что повседневная практика этого ужасного отступления зачастую давала образцы совершенно иного поведения,искажала благородную природу человеческой души.Однако,несмотря на все ужасы отступления,мемуарийты не теряли своей веры в идеалы добра и гуманизма.Жестокие реалии действительности оказались не в состоянии разрушить веру человека на- . полеоновской эпохи в идеалы,мужества,чувствительности и чести.Это принципиально отличает культурно-исторический менталитет поколения 1800- 1810-х годов от менталитета людей Первой мировой войны,людей "потерянного поколения",для которых бесчеловечие и бессмысленность войны становилось решающим фактором, определившим их дальнейшее ра- . зочарование в жизни,невозможность найти себе места в этом безумном мире.
^.заключении работы подводятся "тоги и формулируются основные положения,выносные на защиту.
В первые два десятилетия XIX века именно военная мемуаристика становится местом столкновения различных стилевых традиций,генетически восходящих к литературно-эстетическим направлениям ХУШ века. В результате это приводит к созданию предпосылок для отирания четких границ между эстетическими канонами различных литературных на-. . правлений в границах определенного текста.Этому способствовало также наличие в рамках конкретного текста единого биографического об-
раза автора-мемуариста, чьё личностное начало,являясь организующим ртержнем мемуарного повествования, обеспечивает восприятие описываемой действительности через призму единого авторского мировосприятия.
Мемуарная литература 20-30-х годов испытала на себе влияние эстетических канонов романтизма,что отразилось на практике в существовании традиции романтического моделирования действительности,оказывающего своё влияние на сюжетно-композиционное построение мемуаров, характеристику персонажей,выбор дексикм,интонационно-синтаксическое ' построение фриз.Отражение в "Записках" Н.Дуровой принципов романтического моделирования действительности ставит их в промежуточное положение между собственно мемуарами как жанром документально-художественной прозы и художественным произведением.
Открытие ценности фактографического материала в военной мемуа-риотике 1810-1820-х годов позволяет объяснить практику существования в 30-40-х годах XIX века так называемого "свободного мемуарного стиля",в котором элементы "низкого" стиля являются необходимым отруктурнообразующим элементом текста,органически сосуществуя с ■"высоким" стилем парадно-героического описания подвигов "славных роооов",неизбежной данью культурно-историческому менталитету наполеоновской эпохи.
, Женская мемуаристика представляет собой совершенно особый по сравнению о мужскими мемуарами класс мемуарных источников.для которых характерец специфический взгляд на окружающий мир и на своё место а этом мире (анализ проводилоя на примере женских мемуаров I половины XIX века,прежде всего "Записок" Н.Дуровой).
Именно мемуарная литература даёт примеры наиболее четкого и последовательного отражения в ней специфики культурно-исторического менталитета эпохи.Это происходит за счет того,что её документально-худсжеотвенная природа при условии активного жанрообразующего личностного начала даёт возможность как нельзя лучше синтезировать на страницах мемуарного текста индивидуальное сознание автора-мемуарнс-ть.обусловленное неповторимой спецификой его личности,и черты культурно-исторического менталитета эпохи,оказавшие решающее влияние на формирование исторической психологии мемуариста.В ходе анализа был ¿ыделен целый опактр специфических черт,составляющих "ядро" исторической психологии поколения 1800- Г8Ю-х годов,которые,будучи рассмотренными ь органическом синтезе,создают неповторимый облик чело-
ве>са наполеоновских войн.Анализ мемуарных текстов о очевидностью показал,что даже одно произведение (в .данном случае "Записки" Н. Дуровой), оказывается в оостоянии аккумулировать в себе важнейшие черты культурно-исторического менталитета эпохи.А это позволяет по-новому взглянуть на сам "феномен" кавалерист-девицы,отказавшись .от изначального причислен-'Я её к уникумам,не имеющим черт соприкосновения с окружающими их людьми. «
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1.Творчество Н.А.Дуровой в контексте русской "женской" прозы I половины XIX века // Дергачевские чтения.Тезисы докладов и сообщений научной конференции.- Екатеринбург, 1992.- 0,1 п.д.-
2.Мифологемы Н.А.Дуровой в контексте мифологических интересов эпохи романтизма // Даргачевские чтения- 94.Русская литература:процесс национального развития и региональные особвннооти.-Тезисы докладов и сообщений научной конференции 27- 28 сентября 199'» г.-Екатеринбург, 1994.- 0,2 п.л.
3.йанровое своеобразие "Записок кавалерист-девицы" Н.А.Дуровой и их место в контексте военной мемуаристики I половины XIX века // Проблемы формы и содержания в языке у литературе,- Екатеринбург. 1995.- С.90-108- 1,1 п.л.
Подписано в печ. О О /(? &.ЗУ <56 №Е Ор-С Г ГИг2 -У Объем 11 0 Тир. ШО Зак. № Л23 Свердловск, К-83, пр. Ленина, 61. Типолаборатория УрГУ.