автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
70-80-x годов (проблема художественного времени и пространства)

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Солеусов, Шемсидин Аслидинович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему '70-80-x годов (проблема художественного времени и пространства)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "70-80-x годов (проблема художественного времени и пространства)"

и г ц ОД

АХАДЗМЯ шк республики ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЖГЕРАТУРЫ югени рудаки

на правах рукописи УЛК 891.550.09-32

СОДЕХСЗ Ивмсидкн Аслидиноаич

ПОЭТИКА ЖАНРА ТДЕШСКОГО РАССКАЗА 73-80-х годов (проблема художественного времен« и пространства)

10.01.03 - Литературы стрел нового зарубс.^ья

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических науя

Дуванбе - 1997

Работа выполнена в Институте язкка и литература им.рудаки ЛЯ Республики Таджикистан

Наyv/.jü руководитель - акаде:.:лх АН Республики Тсдаи кистан, доктор филологически: •-лук ШЖУРОЗ М.Ш.

Oír кальки® оппоненты: доктор филологических наук, профессор ГКРОХ'В И.

кандидат филологических нау] доцент ИЖШВ И.

Зздудая организация - ТадкикскиЯ госледуниверсятег с. К.Дкураева.

Залита'состоится " f '/" 1997 г. в_ час;

на заседании диссертационного совета д 013.06,02 по за^;' диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Институте язкса и литературы н„.Рудаки АН Республики Таджикистан С73-Í025, г.Дуланбе, пр.Рудакн, 21).

С диссертацией мохно ознакомиться в библиотеке ííhc тута ганка и литературы им.Рудаки АН Республики Тадетккс:

Автореферат разослан " !У. " IS97 г.

Учений секретарь диссертационного соЕета

X. Ш0Д15ШШ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В связи с изменением социально-политической и духовной ииэни общества и благодаря освобождение от идеологического давления, таджикское литературоведение все более расширяет границы проблематики исследований, обращаясь к малоизученным вопросам поэтики, решение которых несомненно будет способствовать постижение художественной литературы с новых позиций. Предаетом внимания и исследований становятся как выявление и изучение законов развития литературы, так и- своеобразие творческой лаборатории писг.течя, раскрывавшего свежие, неизведанные гра':и его художественного мастерства. Результаты таких поисков'дают ценный материал для теоретических и практических выводов, в" первую очередь, о процессах литературного развития, эволюции жанров и образной системы.

В настоящее время в таджикской литературоведческой науке достаточно интенсивно изучается проблема поэтики, овнако ее границы и категории все еще точно не'определены. В связи с этюд исследователям необходимо, использул теоретический запас знаний современной науки и ее- практический опыт, бросить обновленный взгляд на таджикскую литературу советского периода.Этот призыв связан с уже не вызывающим возражений фактом перекоса з направлении исследований недавнего прсилого в сторону идеологических оцсиол литературы в ущерб ее художественно-эстетическому осмыслен-«.

Проблема художественного времени и пространства представляет собой наиболее малоизученный аспект поэтики художественного произведения. Несомненно, что исследование ке только речевых, но и других структурных моментов художественного текста позволит раскрыть цельный облик поэтики того или иного художника слова.

Изучение различных аспектов данной проблемы начиналось с основополагающих разработок .'<!.Бахтина*, Д.Лихачева*", М.С.Кагана^ и др. В 60-ТО-е года систематические и серьезные исследования эстетических и философских аспектов литературы способствовали белее глубокому постихеняэ концепции художественного времени и пространства в литературе..Свидетельством тому могут служить труды В.Шкловского, Й.Лотмаяа, И.К.Гея, А.Я.Гуревич,

О.Я.Ремеза, К.С.Мейлаха, Т.Л.Мотшгевой и др. Сообразуясь с характером определения Категория пространства и времени вышеперечисленными исследователями, мы условно разделим их на 3 группы. Первая группа дает оценку зтих качеств как категорий философских, обретающих определенный смысл в художественной ткани произведения. Отношение другой группы ученых к временной и пространственной категориям тождественно отноаениа к реальному времени и месту разворачиваемых событий. И, наконец, третья группа исследовать го 'Л придерживается концептуальных положений ¡¿.Бахтина, считая художественное время и пространство категориями эстетики и поэтики, продуктом художественного мышления художнжа. Конкретное выражение данная точка аренда получила в исследовании Г.Селепухова "Пространств лчо-ЕрЗмСНиая организация художественного произведения", в котором он отмечает, что"...художественное пространство и время - эте не физическое время и пространство, механически использованные, перенесенные в произведение искусстза, а именно внутренние элементы композиции произведения"^. Художественное время и пространство, являясь как бы одним из кирпичиков фундамента, на котором возводится творение художника, обретают важнейшую эстетическую значимость.

Отличие художественного произведения от исторической хроники заключается не только в характере изложения исторических фактов, сколько в охвате событийного материала, введенного в художественную ткань произведен;« и облеченного в эстетические ферш. Худогиик пропускает конкретное жизненное явление, исторические факты и воображаемые события сквозь призму своего художественно-эстетического видения, вводя их в просторы художественного времени и пространства, и в конечном итоге представляет своим читателям этот своеобразный сплав в форме художественного творения.

Проблема пространственного и временного целого в произве- ' дении не прошла и мимо внимания таджикских исследователей, так или ина^е занимающихся вопросами поэтики литературы прошлого и настоящего- М.Шукурова, Р.Хади-заде, Х.111ари£ова, К-Чиллаева, А.Хакимова, А.Набиева и др. Предаете« специального исследования она стала в диссертационных работах Ф.Хади-заде5 и А.Рахмонова®

Определяя жанровые приметы художественного произведения в пространстве и времени, ¿.Бахтин пишет, что "жанр и жанровые

эновидносгл определяются нменно хронотопом". Зтот аспект проемы, по нклеыу мк!Ю, привлекал наименьше. внимание ясслсдо-голеЯ.

Необходимость исследование поэтики таджикского рассказа -LXi-x годов а кснтоксте проблемы художественного времени '* остр&нства обусловлена двумя важными причинами. Во-первых, генное и прострзкотш'ное поля как »акровью категории в проведениях крупных прозаических форм, имеющих более ияреяпэ во-ютости для их художественного осэсенкя, изучены относительно ;рсбно. Менее леследет-'н этот вопрос в мальве прозаических :ка-IX - з рассказе, новелле и даг.о в повести. Во-оторьэс, к это-псбулдаст ингенсиший в последнее десятилетка npcrfcc откры-тадждаскими прозаиками х:ачрог.ьгх: возмстаост-2 рассказа. В осиленной прозо рассказ из кглгра "ученического", пробного для ;гик художников слова, превратился з isoíip, огкрквгящий боль; худсуестЕснно-эстсткческке просторы.

Изучение художественного времени а пространства в расска-: ¿..Яухо-ммадиеза, Кухзодв, С.Турсуна, Сорбопа, Б.Зируза, !гмадова, Бахмаиёра, _Дк.Аис$ирс>2а и др.. поэзолит вкя?.сть вну-ня:'л законы их раззлт:«, особенности псотпх-!, худог?с..»ещ1ко стет'итсскг.о моменты, оргашюуоздо повесгвовил-ло и вяктяо движение современной лреги к духовной и эстетической много-, .чнос?и. В hscto.íbjom диссертационном исследорв.чии расскатрк-тся поотика современного таджикского рассказа в аспекте ху-scrEñHHoro времена и пространства, опродсля?"";их по-своему деццст зволчции »"акра.

Цель и задачи исследования 'Основной задачей диссертации яется исследование поэтики тадаякскоро рассказа. Однако в делах одной работы невозможно дать описание всех мнигообрао-яспектов проблемы. Б связи с этим, наряду с обьшнкки вслро-и поэтики (композиция, сижетосложение, п, янципы характеркс-и персонажей и др.) здесь рассматривается, главным обрасом, наиболее малоизученный аспс :т - худокественное врем и про-энство в композиции таджикского рассказа ТО-60-х гг. Сате вижение проблемы подсказывается эволюцией данного канра, ес-гвенным движением художественной скстемы современной таджик-\ прозы, хотя это движение, разумеется, отнюдь не сводится >ко к наЕванной проблеме. Кроке того, в диссертации по сред-

стпом анализа поэтики твсрчоптна современных таджикских писате: лей осьек-аетсл процесс »озро.-хдекия традиций классической тид-жнкеке-перспдсткой прозы, подъем остетичес.'.ого мышления современных мастеров слова Решение оти.с вопросов даст возможность более чегго определить основные тенденции разг.иг:1Я хшра рассказа, его возмсхиости » охвате жкпн-гнных явлений и в раскрыли духоинсго мира ноаего современника.

1У. еретические и кегодологичоские основы исследования» В те оре?ико-тетодояогачсском горло с->втор диссертации опирается на тосрот-.'.чьские я эете-чшеские эсмзрепля упен*« Запада и Востока, на исслерояаи'лл таких изеести!»? у^енчх-литерлтурог.ег»ов, ка.. М»Бпхтнн, Д.Янхачер, ¡О.-Яотмяц, М.Иукурсп, Снрус Шпыисо, Ибрагиг. ¡О.-чуеи !! др. В процессе работ» использовались научние дости;«еннл в области изучения пеэтики, истории и теории тадкикско-шфсиц-сной литературы, современной таджикской прозы.

' Объектом ксслолрсания послукили рассказы сопременных тад-кккских писателей 70-*0-х гг. - Ф.Мухаммадиева, Кухзода, С.Ту супа, Сорбеча, А.Спмадсва, Еахмалера и др.

Научная невидна ребсти оп. еделяется тчто впервые в лш жпкекем литературоведении предпринимается попытка сскетить еп,ну из наиболее сложных и малоизученных проблем - художественного срстг/, и пространства в контексте пеэтики каира рассказа. Это том более ргшю, чте в сосрекинкиг нсследовзн!»дх, посвященных разлячни! пепоктей развития таджикской прозы, не уделялось специального внимании основным тенденциям эволюции ее отдельных яанрев. Б диссертации впервые анализируются рассказа й.Мухамма-диева, Куузгпя, С.Турсуна, Сорбона, А.Самздсса, Дж.Ак сбиров я, Бахмллора, СыГ^'н и др. сквозь призму композиции кайра, д>_етсл сценка процесса его развития, связанного с худсжственнс-осте-гн»сскиин процессили времени.

' Практичяпкач ценность работы. Резу:.отаты и материалы иссле-доваш могут бить испольгоаани а дальнейших разработках г.робле! поэтики, а такта пр.«. составлении и чтении обгдих и специальных курсов по теории и истории таджикский литературы XX века, при ш писанки монографических рабаг и учебних пособий пс "Истории литературы XX века", доя дальнейшего изучен'.м творчества современных таджикских художников сясЕа,

Апробиум работы. Диссертация оЗсуядена и реке:.(ензс!н:на к

:4ите в отделе современной таджикской литературы и литературных наей (28 марта 151:7 г., пр. !.'с0) и на секции литературоведения рного сопет.а Института языка и литературы ш.Рудаки АЛ РГ ?. сдраяя 109'? г., пр. ,тВ). Отделью» положения работа ншли ос отражение в публикациях и вида научных статей, список то-« приводится а конце автореферата.

Структура цнссертгиулн. Работа состоит из введении, двух а», вклзчзядах четчре раздела, зякл-очеккя и библиографии.

ссношок содкр'шик дяссйрглцдо

Во введении сйоснолываптсл актуальность избранной тел/ы, :сматряпастсн степень изученности проблемы, ставятс:' задачи и гатится основное теоретические принципы, к.,герыми руксводст-нался гззтор диссертации в ходе споил изысканий. >

Первая гдрва - "Простралстпеннее я ппег.'еинее нелое геяея ч

'.скате" - яоипятдепа исследопгл;го йдаРло-остспигеских проявле-

I категорий художественного пространства и ирсиени и композиции

:окаоа. Поскольку художественное прсстранстро и ером являот-

срсдой обитания героя произведения, пилатель, в соответствии

¡сбствонноИ кокцептуады: .": пекгцией, моте? сз^-зать 5 у сре-

в различных фермах н видах, образуя в композиции рассказа

дай временно.'} и пространственный кентинум. Дзучеш:е пос.такя,

■сказа 70-83-х гг. с то'ьси зрения худс.-.-.естЕеннсго пространства

рекенл дает возможность показать творческие поиски тацжякекгсе

заиков, эволюцию этого дачра, ого достижзк;у и возиоуиости.

ширение идейие-естетнчески.'с границ жзнра связано с именами

их худог-лико» слова, как П.Т^чйе, Ф.Мухеммадуев и др. Кая от-

аст ¡а.Шукурсв,"...50-е и 60-е года мо.чио считать. началом но-

»10

о этапа развития рассказа .

Движение рассказа в сторону обновления егч идеГньк и худо-гвенннх позиций, все более усиливаясь, с. ¿собствовпло рагши-рашых тенденций в современной тадтасской прозе. Поиски не-з повлияли не только на лог ику, жанревоь своеобразие, ксм-одео произведений малой прозы, но и на подхода к содержат«» явственного образа, характера, его духовного состояния, вну-шего мира.

Обращаясь активнее к проблемам нравственно-этического, фг.-зфского плана, нежели к социяльно-политичэским ¡-ли прояивод-

- б -

ствекным {.кшс ото было прежде), рассказ все более проникает в тайны человеческой души, в ее нравственные поиски. Эта ваччач тенденция связана с естественным процессом усиления взаимодействия классических и овременньа повествовательных традиций, синтеза национальных литературных традиций и современных образ но-эстетических черт. "Никакой сторонний опыт не может быть зо спридат органически, если для него нет родной почвы, никакое инонациональное влияние не может вызвать к жизни новое литературное ншы:..:с, о сл.'' зто влияние к „• имеет точек соприкосно гения с национальным художественны;.! опытом, с собстгенной логи кой развит ют данной литературы"? Об. зрение к классическому нас ледиа дает возможность выявить своеобразие направления развита повествовательных форм в современной таджикской прозе.

В диссертации освещаются основные этапы эволюции жанра ра> сказа в литературе современного периода. И следует признать не только то вл&.'ниа, которое оказали на этот процесс традиции классической таджикской прозы, но и рель и значение переводов ! публикаций рассказов русских писателей Л.П.Чехова, А.М.Горькоп к других.

Эти два фактора явились свсего реда стимуляторами стаиовж ния .1 развития нового реалистического рассказа в послеоктябрьский период таджикской литературы. Именно они, от и факторы, сы: ради важную рель в формировании тгланта таких худохнигэв слова, как X.Карим, П.Толис. Правда, нельзя не отметить преобладания публицистичности в их произведениях, что во многом определяло« социально-политической агмосферой того времени.

После сО-х гг. с появлением в литературе новых тем и проблем, а также с изменением художественно-эстетического мышления ррслиряются жанровые гран;щы литературы, обновляется система ее образов. Рассказ все больше поворачивается лицом к морально-этическим, философским вопросил бьггкя. Художественное решение этих вопросов требовало ногах подходов к восприятия жизненных явлений, своих приемов и принципов сгазштоолсзяеная, композиционной система,-ЖЕнрезого обновления.

Бее более глубокое постижение внутреннего облика современников, художественней исследование ¡различных граней окрукаю^егс :«ра через судьбы мыслящих неординарных героев не могли не сгр£ зпться и на поисках фермы, которая обладает способностью полно и художественно ярко передать содержание поставленных проблем.

Наглядным примером этого явАяется рассказ О.Муха\:мядиева "Третья ночь"("И!п5!1 саввум"), герой которого Сур^т Наккоа разкызля-«•ч над нравственней сутья текого человеческого чувства, как ров-"сть.^и над его порой пзстад&нними последствиями в человеческой cy.ri.beci Свое порсстворэд-ле писатель начинает с создания огг деленной временной и пространственной плоскости, где разворачивается действие рассказа и в которой жвут его герои. Психологический. рассказ ФЛуха^гадпевг. иьфв^ает определению нравственкг.э идеи через структуру сомнения героя, Интерес к изображэшго мира эмоций объединяется сс. етрсмленкзм раскрыть мыслительный прочнее, происходящий в сознания человека. Событийное время и пространство в рассказе (хирургическое отделение в больнице; '"ре'"'<я долгая зимняя ночь) обозначены кеккртгно. Однако ¿меционально-об-разный рассказ пациента больницы о пауке и скорпионе усиливает эмоциональна напряженность произведен;« и влилет на его структуру, пода;мая рольное время и пространство до уровня художественных категорий. С пемо'цьч хронотопа "дорога" азтер как бн зиводаг в авиздние воспоминания героя рассказа, влияя и на с»:лзт-э-композиционную органио&цио произведения Коли попытаться сраз-*ить способы построения пространственного мира такимл ти.ггел№и, <ак Ф.Муха"мзд::ев, X.Карим, П.Толис, Р.Джатил и др., то нзльэк

заметить тех существенных сдвигов, потерь® преизооли о русска->е в сторсну усовершенствования образней систш-'ь! и структуры .та>-)а.

Обращаясь к расскасам-ЗС-и, 40-х, 50-х гсд в, М.ШукуроБ пи-;ал: "3 ?тот период было пап;'спне довольно много рассказов, по ;орсших среди них было мяло". ч на самом деле, подавляющее ;сяьшинство рассказов тех лот отличали схонатигм, погерхксстнсе . яяетостроекие и бледные односторонние характеры. Такое полсяа-:ие веяой объяснялось многими причинами объективного и субх-екти-ного плена. Литература была вьиуздена оцен>..)ать явленья ¡монп позиций господстьующей идеслсгии, что не могло не отразиться а ее худокзствонно-эстстическ л уровне. Б результате утверхда-тся преобладание примитивного реализма и вульгмного соцкслоги-ма, ограничивавших реалистическое направление поисков художни-ов слова. Эти процессы в существенной мере отразились и в тад-иксхом рассказе тех лет.

НсвыЙ этел развития рассказа, связанный, в перву» очередь,

с обновлением критериев художественно-эстетического освоения •'действительности, гачинается с творчества П.Толиса и Ф.Мухачма-дпева. Эти писатели смола отказываются от ааблонных, избитых конфликтов, схематизм? т социологизации образов» следуя путем углублен;« в духовный мир человека со всеми его сложностями и противоречиями.

Острый, легкотекуцнй ©озет уступает место новым сложным моделям пространстванно-времэнного изображения человека. В рассказе "Проспект Ксд'.'ра"("Хиёбсни Нодир") ФЛухахмадаева хронотоп "проспект" является главной отправной точкой творческой кон-г,опции автора и играет зажнуо связугпу» роль в композиции произведения. В этом рассказе и художественное время ("восход солнца"), и врекл историческое ("февраль 1044 г."), и воображаемое вреет ("ллть лет назад", "осень следующего года"), будучи взаи-мссвпзекн'-гмя, усложняет сожетнс-ксмлозициоцную организацию про-игч^дения 1 '.сатель выбирает из кизнн героя только те моменты, кот.рке под влиянием смешения границ времена и пространства изменяют личгуп и социальную жизнь героя. Эти новаторские поиски Ф..'.!.уха>,мадиева получает свое п. одолжение в творчестве Кухзода, Ссрбсна, С.Турсуна, А.Самадова, Д::.Лкобирова, А.Райиова, Вах-манёс ц С.Рахима и Др., сиграв значительною роль в усовершенствовании сюмотнс-комлозациснной форм» произведения. Эти писатели сссгдотс ¡-венно своему таланту и у' ^анк> развития худсгственного ;,'=гллени;1 дали телчек к обновлению такого ва-тного жанра прозы, как рассказ, содержащего в себе сгрсмные возможности идейно-зегеткчеекого охвата В результате появляются произг.еден"я

малой фермы,- кичек не уступающие роману и повести по своим ху~ дотествснно-содсрж&тельным достоинствам. Мы имеем в виду рассказы Кухзода "Итог у.ини" Сносили укр"), С.Турсуна "Домбра", "Ве-ль.п гол>-;ь" ("Кабугари са^ед") Сорбона, "Гордость жащнны'Ч "Ру-рурп' зал") Б.Ьируза, "Уахрух" А.Самадова, с:»»^:" (."Дуди иасрат") Бахиансра, "Воскресшая в памяти" ("Аз ёд/,0, аз ёд-хэ") Сайра. Для этих писателей человек - это микрокосмос. Как форма осмысления га!они, хулеадственккй образ воплоцавт в себе вс.е, что есть в самой кизил: человек, характер, рлре.+'.иввнял, поведение , обстоятельства и т.д. Герой рассказа Кухэоцы "Итог -м-лни" Аку&дбсЯ в сэсем внутреннем [/.знологе как бы перелистывает страницы своей г:/,::-уа от начала до конца и приходит к нелегкому

для себя вы оду, что растратил свою яшзнь но бесполезные дела. у,'доиественное время и пространство соециняэтся в композиционной

'руктуре произведения з другими ее элементами, благодаря чеку офа:' Ахмапбод становится еще более емким и трагическим. Автор соединяет прошлое и будущее героя через раздумья о том птол, <:;,:; ценного пути, к которому он пришел.

Ахмадбой нгЛяпдает, как ветер разбрасывает во все стороны олавмие гелтке. листья, и проецирует эту печальную картину нэ свою жизнь.^ Автор связывает ярошлсе я настоящее своего героя дзрез изображение и исследование судьбы героя. Путем образен:« { памяти, которая имеет способность оценивать прошлое, искать в юм уроки для сегодняшнего л будущего, служит' мерой челсвече-:ксй жизни, достигается смещение разновременных событий. Таким :бразом, художественное время - ото мера освоения яизни. Измэне-[ие порядка повествования, временной теши- зрения на события вы-¡ывает изменение в глубине осмыслен« изображенного.

Желание создавать яркие, выразительные хграктеры э жанре ассказа, имежчего ограничения пространственнонррекенного харся-ера, вынуждает писателя отказаться сг пространного пс;е'-всвс-ил и уделять бсльае внимания нравственыс-ф'/лс-.^^скда, вопроса1; мовеческого бнггм. Многие художники слова хал к наиболее убедм-гльному способу решения этлх вопросов о^раца-огся к создатпо Зиазоп умудренных жизненным опытом стариков.

В рассказе С.Турсуна "Домбра" во главу угла ставится пробле-I ценности мастерства и таланта. Автор создает образ сгар1 .'о гловека, который не владеет мастерством игры на домбре, но яв-[ется искренним и преданным цеи.ггелем этого искусства.1^ Эле-:кты художественного времени и пространства помогает худехм.иу чсазать своего героя в разных жизненных обсто: ?ельствах и в ра~ ые моменты движения его души. В процессе раскрытия какте-то аней характера персонажа время в рассказе сужается и ощуг;;гет-через такие выражения, как "в начале прои- ого года", "семь т назад" и др. Если б рассказе Кухзода образ Ахмадбоя подает-больше в простри; к-тзекной форме, то в произведении С.Турсуна эактер героя раскрывается с помощыз временных пластов. Б рас-азе "Золотой мост" ("Пуля зяррин") Сорбона художественное гре-и пространство являются и действенной формой авторской яоэи-•I, н структурным фактором, формирующим композиц.а произведения.

В рассказах последних лег, особенно в творчестве Бахманёрр, Сай';а, М.Ахмадова, Д.Солеха, Сь-й^ара в первую очередь бросачугся в глаза их етруктурнс~коппозиционные элементы. В творчестве £'.Му-хаммэдиева и его послр',ователсй спределенные жизненные коллизии или перипетии судеб героев избираются в качестве воплощения ав-торск-ого рачысла в зависимости от концептуальной позиции художника. В рассказах же Сайфа и Бахманёра творческая концепция склапдт>ае?ся непосредственно ил гарчсничнкх вгаимоотнсленлй категории про\".еки и пространства. Возьмем, ч призеру, рассказа Бах-мя.нёра "Напевы дороги" (' ¿амз&ча^ои рс^") и "Расставание и привет" (" ПидрУДУ пайнеч") СаЙ^а. В каждом из этих произведекнй извечная тема борьбы между жлонья и смертью раскрывается через пространственнее и временное целее горел в форме обраянс-ь'стафо-рических коллизий. В диссертации рассматривается также своеобразие пространственно-временной формы образов жешцин, юношества и дет; Следуе1. отметить, что за кэвдьзд литературным типом в какой-то мере закрепилась определенная модель пространственно-временной характеристики, ссотретсгвуадой его духовным и нравственна.! представлениям.

Окидывая взглядом истсри'О литературы советского периода, Н0:а!0 выделить ряд венских типов, !>с»'0{ке отвечают духовном и социальным потребностям общества по своей жизненной и духовной сути. В рассказе Б.^иоуза "Стеруха-ч-нора" ("Чимор-кьу.ггпр") мы видим три типа ?;ен"|нн, которые отличаются 'друг от друга своими, призу,'.¡ими только и.', спсйствши х-'.рактера. Ото сача старуха Чинара, Рукия и Лзиза-апа. "Угловое здание", "край двора", "порога" и др. ксчяенентн пространства - вот та ковпозициенкия срока, в которой разворачивается действие рассказа, Ерекэклке хв моменты повествования способствует постепенному постихепно взгляде- , представлений и в конечном итоге внутреннего мира героинь. В свеем рассказе "Гроза" ("Раъду барк") ^.Турсун размклляет о противоречиях женской натуры, Б образах .'.(ахбубы и Хамиды писатель пытается разобраться в потеках и дзикудих силах таких свойств человеческой натурк, как верность ивацаны и ляЗовь и препенноегь муташн. Художественно« реление этой нравствегаой проблемы происходит в двух временных пластах. Один не них - ото вссл-лмнадил героев (вреня студенчества Гайрата и Махбуйы, три года Ж1зни у Аслака и Хе.мидц) и рторой временной фок - нкнесизс

положение героев рассказа.

Нерушение хронолопгчесной последовательности событий о рас-„/азе продиктовано идейно-художественным замыслом писателя, ко- • торый стремится к осмысления так называемых "вечных вопросов" -.духовности и бездуховности,- гармонии личности, бытия. Интер .¡но, . что для построения конкретной модели образа писатель не углубляется в мельчайшие битовые'подробности, что потребовало бы ведения повествования в равномерно протекающем временном пространстве. Фабульное время рассказа расширяется воспоминаниями "героев, придавал, . динамизм всему повествованию п прямолинейно растянуто:.! темпа.

Показывая в истории героев несколько временных пластов, относящихся к разным этапам их изш, писатель '■•бсга^асЛ' и "свою ху-дояоетвеннум палитру в изображении внутреннего мира героев, углубляет психологизм произведения, усложняет его структуру.

Подобный способ создания худояеетоенного образа мозио увидеть в рассказах "До будущего гоцз" {'То соли дкгар") Б.Фируза, "Старик" ("ГЬфамард") Сорбона, "Разбитые тени" ("Сеяной впшаста") Д-г.Аксб'.'рсвп, "За окном" ("Аз паск тиреяа") М.Курбана и др. Эволюция временного и пространственного целс.'О образов )*енг-н в рассказах последних лет является прямым отдаление.. процесса формирования героя современной таджикской литературы.

Если духовный мир стариков, проживи/" долгу» яизиь, определяется разуш-пниямя о прожит!« годах, способность» извлекать из них нравственные уроки, слуяпть мерей поведения и поступков для ншеаней молодежи, а мир жеэдии в рассказах стременных писателей пелен лпбви и негэдости, красоты и дуэевной теплоты, надегкд н разечарозаний, то молодое поко; кие стоит еще на пороге выбора своего жизненного пути, еще только формирует нравственные критерии и моральные ценности.

Проблема формирования личности в современном обществе яв.тя-гтея благодатней почвой для худо?®стЕ9!Шо-э статической рердизалип позиции художника. Отказавшись от столь актуального в недавнем прошлом в нетей литературе и искусстве образа героя-пронзводст-зенника, писатели поили более трудным, ко закономерным путем исследования человеческой души со всеми ее достоинствами к недос-ратками, определения места героя на пересечении огромного мира, ззаимсогнеяениЯ личности с природой, с обществом, с окрухдащм. • .!иро::. Художественная реализация этих проблем происходит на фоне

активных поисков ноьых жанровых форм, сюжетов, ксшозиционных приемов, в частности, категорий художественного времени и пространства как способов раскрытия характера.

Рассказы таких та " лкскях писателей, кал Кухзод, С.Туреун, Сорбсн, А.Семацов, Сайр, Бахманёр, Сайдар, можно отнести к ряду интеллектуальных образцов ханра, способствовавших его идейно-эстетической эволэции. В цикле рассказов А.Самадова. "Площадь" ("Майцсн") центром протяжения писательского интереса становится проблема фсрмярооан'ия чух-' 'него мира соь^емешоЯ молодежи. Авторски позиций хулездика отчетливо выракеиа в рассказе цикла "11л о-с(а"ь". Образ ребенка, делающего первь, яагк по земле, обретает с:?.'.гсл'1час<1'Л оттенок. Ксгца ребенок спотыкается о камень, лежачий на его %утп, copju.¡о матери начинает биться сильней от чувства тоезеги зя ияа."

Образ плс::;аци в композиции рассказа такте несет на себе метафорическую нагряну. Плогцадь - это пространственный и временной мир, через который пройдет каждый человек, падая и поднимаясь, познавая всю сложность и красоту окружалдего мира.

Е рассказе 'Танец бабупки" ("Рак,си мог«*') Л.Сямадов композиционно объединяет разные временное пласты, используя прием временного с;.й'т;?ния." Но центром, в котором еосредоточени главнее проблем;; сэ.ссказа, является время молодости ¡шреонаяа. Токим образом, проалое и наетсядее,, переплетаясь мС*ду собой, иллюстрируют мысль рассказчика, о «'"-сцекности человеческого бития, о связи времен и поколений, с вз&имоотнопениях проаяого, настоящего и бупудего.

Болыдая часть рассказов цикла предстаедяет собой бытовые рассказы, имсьзие распространенна к эх в тадкнксхо-персидск^й литературе проптах веков, тал и в современней европейской литературе, пытовой рассказ не приемлет престранного повествования, детальных подробностей и описаний, раэвзрнуого сижета, что объясняется ограниченным объемом малых ганров. Пространственный и временной мир, в котором живут герои произведения, требует конкретных и кеньг* фор;: выражения. Однако художественное исследование у./зни в битовом рассказе е^е не достигло высокого эстетического урсег-ы. Дсстаточно отметить, ч,-с простота стиля, вернее стилевое упрощение, s рассказах идя детей и юношества доведено авторами до такого состояния, что бывает тпу.до отличить худогаствениуо печь от обычной, разгавг :.;эй. Наглядным примером могут служить рассказы

сборника Тора за горой" ("Кух, аз паси к ух,").

Справедливости ради следует сказать, чт , среди современных ;иссказов можно вкдеяить и такие, которые могут стать объектом ■мвего исследования в аспекте избранной проблемы - художественное пространство и время кед элементы создания образов современников. Здесь мы юнеем в виду рассказы "!«!ой лучший друг" ("Хубтв-экн «,ураи ман") А.Бахори. "Обида" ("Ргнцка") Б.Фируза, "Мотылек" ("Парво.!а")А.Истада, "Старый дехканин" ("Де^они пир") А.Аоиза.

Б таджикских' рассказах 70-BJ-x гг. наблюдаэтся попытки создания сложных многогранных характероа в ограниченных paiiKs.r хан-за, чго мо.шо считать одним из наиболее важных и интересных набавлений худстествешьк поисков в литературе тех лет. Хууксет->енный образ и способы его вогогогэния в произведении в сэответзт-;ки с идейно-эстетической когцепциой писателя ниии свое выражг-ше и в появлении образа времени в композиционно-структурной фор-га рассказа. В диссертационной работе исследуется проблема соэда-1ия характеров в рассказах 70-Ш-х годов в аспекте худояествешс-•о пространства и времени. Современные таджикские прозаики, обра-■ивзгаеся к изображение.внутреннего мира г°рол, создает не забыв с еще характеры, подобные тем, которые мы встречядм в расс. азах 'День похорон усто Окила" ("Рузи дяфнн усто Oipu"), "Проспект Но-i ра" {"Хиёбони Нодир") Ф.Мухекмадиева. Сущность художественного ремени и пространства заключается в тому что оно есть художественнее виратлнне меры практической и духовной деятельности челове-а. В рассказе "Одинокий человек в горах" ("На"-' якка дар кух,") ухзоца категории времени и пространства являются Б&едкми ц>актс-ами целостности образа Гвфура.

Образ дороги в произведении не имеет ни большой, ни малой . ространственной протягкенности, эта дорога "извилиста и трудна", ройдя ее с большим трудом, Гафур познает, что такое одиночество, никакие писателя к раскрытия характера гер л во всей его слея-ге-ти сказывается в возрастании роли скжетно-ксмпозиционной органи-сции произведения. Достндгннг композиционно»! целостности расскя-а способствует хронотоп дороги, подч^'шчэцнйсл авторской задаче ознать ход ¡кисни, увидеть ее сложность и многогранность.

Категория времени в произведении является л действенной форой выражения авторской позиции, и структурам фактором, фсрш-зу-цим композицию. Bpei-'отая и пространственная категории позволяют начителько шире изобразить героев, их внутренний мир, взаимоотнс-

шеши с другими лодьми, что повышает художественный уровень образа. Гафур стремится за короткий промежуток времени успеть сделать множество ваяных дел. В связи с этим, автор рассказа уплотняет во времени этг ' момент жизни героя, придааая философский смысл концепции времени в произведении.

В рассказе С.Турсуна "Завещание" ("Васият") на первый алан выдвигается образ !1укры» раскрывающийся постепенно, шаг за шагом, по мере повествования. Образ временя здесь так же, как и худокз-ственнке'.обрати рассказа, находится с п стоянном движении. Следует отмзтить, что достаточно распространенны-! явлением в композиции современных рассказов является возрастание удельного «оса воспоминаний. Это касшзтся и вышеупомянутого рассказа С.Турсуна "Завещанне". Время действия рассказа завориается со смерть» матери Нукры, однако художественное время получает продолжение в воспоминаниях героини. Временные пласти в произведении дают возможность пнсатс:гю создать иногогрошше запоминающиеся образы. Рассказы Бакмшёра привлекают наше внимание, именно с точки зрения изобразйния художественного времени как одного из существенных факторов целостности художественного об- аза.

Если в рассказав Кухзсда, Сорбона, С.Турсуна, А.Самадова, Д-к.Ак бирова, А.Рабиева художественное время является одним из воянейаих элементов целостности художественного образа, то в произведениях Еахмонёра значительную ; аяь в сюжетной канве играет пространственная категория образа. Сам Сармадцех, подобно Макоя-де Гарсия Маркеса и Кошачьему городу Лас Из становится местом удивительных и занимательных историй и сказок. Писатель рисует в своих рассказах образ селения, в котором взаимоотношения людей, их поступки, представления, их речь и мьели искренни и естественны. В основе рассказов Б&хмалвра лежит соотношение пространства и личности, взаимасвязаннасть которое настолько сильна, что ке-возмегмо представить их друг без .друга. Что касается временных функций в рассказе, то они играют ведущую роль в развитии судьбы героя. Это достаточно ясно можно заметить в,рассказе "Голубые снега Сярмаддехч" ("Барфх;ои кайуди Сарм^ддех,"). Ограничивая временное пространство произведения, автор сводит его к одному моменту, реэивиеиу судьбу Бобо Яэдона.

Современный таджикский рассказ все более углубляется в поиски ярких, полнокрепных образов, расцвечивает сегодшглтл прозу

всеми цветами радуги. Такие писатели-рассказчики, как Кухзад, С.Турсун, Сорбон, А.Самэдов, С.Рахим, Б-хманёр, Дк.Акобироп и другие делают все, чтобы довести созданные ими характеры до уровня художественного образа. Усиленно национальных черт в характере героя, который органично вписался в художественное время и пространство, явилось выражением активь^х поисков решения таджикскими писателями нравственло-эстетическкх задач с позиций духовных потребностей народа, подъема его национального самосознания.

Вторая глава диссертации - "Пространство и время и художественное видение писателя"- посвящена тиф о образующим функциг- ка-те1^рии ремени и пространства.

Возникнув в воображении писателя, художественное время и пространство формируются и развиваются до уровня художественного образа и реализуются в конце концов в жанровой структура произведения.

1р остр глет венная и временная категории является важнейшим формообразующим фактором в художественной ткани произведения. Очевидно, что если в композиционной структуре произведения какоР-то ее элемент окажется не та».., где ему необходимо быть, то вре-мег'ая и пространственная категории, как и идейно-худ оке ст венные достоинства произведения, патеря.ит свои целостность и гармоничность.'

Пластичность, подвидаость пространственно-временной форш в литературе служат в конечном счете всестороннему, более полному и глубокому раскрытию содержания произведения. Но отсюда вытекает и другое качество художественных пространства и времени: они всегда наделены этическим, идейно-эмоциональным значением, чего не. мояет бить с физическим временем и пространством.

В данной главе диссертации большое внимание уделяется жан-рообразуюцкм особенностям Художественного времени и пространства. Изучение отого аспекта проблемы дает возможность прояснить многие вопросы диачектики процес'ч художественного отражения, взаимоотношений субъекта и объекта, содержания и формы з творческом воображении художника, Г.Н.Панкевич выделяет три ступени взаимосвязанности категорий времени и пространства в комле художеит-эеннсго произведения - реат.ъное, перцептуальное ч концептуальное эремя и пространство. Эти три фо^мы временной и пространственной ¡ятегорий, будучи неразрывно связанными между собой,1 является

своего рода фундаментом, на котором Формируется и развивается процесс худож ственного творчества.

В диссертации на основе анализа рассказа Б.Насриддинова "Забота о завтрашнем дне" (Тами фар до") прослеживается процесс перехода событийного пространства в категорию пространства художественного. Время здесь является другой формой хронотопа и обретает в композициии рассказа эстетическую ценность.

В те*- произведениях, где временное пространство носит концептуальный характер, его гранили нередко очерчиваются начиная с заглавия или с начала. В качестве примера можно привести рассказы "День похорон усто Окила" ("Рузк дефни усто О^ил", "Третья ночь" 'ТИаби саввуу") Ф.Мухаммадиева, "Полдень" ("Нисфирузй"), "Ночь в дороге" ("ОЬбе дар р05{") С.Турсуна, "Наступал рассвет" ("Суб>; ме-дамид")А.Самадова, "Время цветения ромашки" ("Вацти гуля бобула") Бахманёра и др. Лишь очертив временные границы произведения, писатель приступает к повествованию. Здесь художественное время обретает кокцептуалы.^й характер и открывает возможности для осуществления творческого замысла писателя.

Доугая грань проблемы - соотношение художественного времени и пространства с событийным временем и пространством. Худозсест-венное отражение окружающего мира, как результат наблюдений писателя, их осмысление, а затем воплощение многогранных .реалий жизни в структуре произведения, требует от писателя мастерства и таланта. Г.В.Степанов, объясняя процесс воплощения замысла художественного произведения, выделяет три его основных этапа: действительность, смысл и текст. Художественное время иМространство, так ■ не как и другие элементы формы и содержания художественного произведения, проявляются через художественный образ, который, в свою очередь, возникает на почве реального времени и пространства. Степень его отражения связана с вну рижанровыми возможностями художественного произведения.

На основе сравнительного анализа рассказов "ЛЗ-ОО-х годов с рассказами 30-40-х годов в диссертации рассматриваются творческие поиск!" Ф.Мухвммадиева и его сподвижников. Появление этого талантливого писателя на литературной арене способствовало обнопению литературы как г точки зрения содержания, так и ее формы. Кок отмечает М.Шукуров,"творческие поиски Ф.Мухаммадиева и его последователей вдохнули новую жизнь в форму таджикского рассказа".22

Обративыись к сложным, противоречивым вопросам жизни, современные прозаики способствовали усовершенствованию пространственной и временной формы современного рассказа. В рассказе "Письмо друга" ("^актуби дуст") Ф.Мухаммадиева композиция произведения основывается на одном-едарственном письме Амона, друга центрального персонажа рассказа. Писатель изображает внутренний ••ир Хайдарджана и Сер ох он, их мысли и раздумья, используя для этого два временных пласта. Время действия рассказа - 18 сентября - сам рассказчик обозначает конкретно. Что касается художественного времени, то сно переплет "втея в композиции расс аза со временем рассказчика и временем происходящих событий. О точк : зрения писателя, время не только единица измерения, но и один из заятед факторов формирования личности. Сорохсн только по прошествии какого-то времени начинает осознавать, что лобовь Хайдара я ней на самом деле искреннее к чистое чувство, идаахо в своч время е..а этого не поняла. Мастерство рассказчика и форма психологического швлиза деят возможность объединить в единое целое специфику. художественного образа, внутренние и внешние элементы структуры сюжета и пространственную и временную формы композиции про-из! щения. Заслуга О.Мухаммвдиева заключается в том, что он усложнил способы взаимодействия времени и пространства в композиции рассказа, повернув процесс развития жанра от изображе! т шаблонных, бытовик явлений в сторону глубокого элолиза нравственно-философского духовного развития современного человека.

Идейно-художаствегоше поиски современных таджикских писателей-рассказчиков способствовали подъему уровня интеллектуального анализа явлений ткрухюкцей действительности. Появление в литературе таких молодых писателей-прозаиков, как С.Рахим, Б ах манер, Дк.Дко-биров, М.Солох, дало нее :й толчок литературному развитию. Вклад этих писателей в процесс.расширения внутрюглгшовц/: возможностей рассказа огромен. Если в рассказах Ф.Мухаммадиева, Кухзода, С.Тур-суиа, Сорбона, А.Сакадиаа. Б. Фируэа в основе сютата лежат одно или два события, определяющие время и »исто'действия, то в произведениях Сай$п, Еахманёра и других писателей этого поколения худо-тествсншо дет »ли и временная и пространственная- ..атегории способствуют появления у слов я -образных осоСениост' Ч, что усиливает {¡илоссфскуа направленность рассказов. В рассказе Бахманёра "Шозо" событие, связанное со смертью Шошо и его матери я конкретизирующее

время действия, обретает метафорический смысл: "Стало меньае звезд на земл^, но их стало больше на небе". Другой пример -рассказ С.Рахима "Воскресшая в памяти" ("Аз ёд^о, аз ёодо"). В нем воссоздается картина жизни героев во время войны и после нее и делается вто через образ бабушки Хиромон, которая всегда в движении, в делах, в заботах.^® Образное изобретение времени и пространства в композиции этих рассказов дает возможность авторам, раскрыв гличеекие грани жанра, расширить его идейно-смысловые возможности. Особенности жанрообразования художественного времени и пространства е^е более ярко можно наблюдать в рассказе С.Турсуна "Отец" ("Ладар"). Отношения отца и сына составляет нс-оуо творческую концепции писателя, которая складывается в ходе . наблюдений за жизнью жителей сзла.^ Художественное пространство, в первую очередь, хронотоп дороги, является в композиции рассказа и содержательным, и формообразующим фактором. Содержательная функция: хронотопа заключается в том, что с уходом героя из селения В город, в дусе отца просыпаются воспоминания, и он, размил-ляя о вопросах человечности, гуманности, > взаимоотношениях отцов к детей, приходит к философским выводам. Формообразующий же фактор сакман с такими пространственными деталями, как селение, горы, Хайробод, который, соединяя события разных временных пластов, образует в композиции произведения единый конткнум времени и пространства. Способы раскрытия временных и пространственных категорий в композиции рассказов Кухзода, А.Самадова, Сорбона, Б.Фируза, К.-Мирэоева, А.Рабиева, Дж.Акобирсва также имеот свои особенности. В произведениях этих писателей обращают на себя внимание разнообразные методы соединения в композиции временны* и пространственных форм. Конкретизация и уплотнение художественного времени и пространства'представляют собой яркий и выразительный сдособ воплощения творческих н_..1ерений художника, поступков и действий героев. В композиции рассказа Кухзода "Накануне праздника Навруз" ("Арвфак Навруз") временные и пространственные проявления наблюдаются с начала и до конца. Сюжетно-композиционная организация рассказа основана на трех временных пластах, которыми являются событийное время (накануне праздника Навруз)^ художественное вр^мя (прошедавя ночь), философское время (на протяжении »тих лет)?7 Проникая 8 мир размышлени* Миробида, автор создаст явное и скрытое временное пространство, каждое из которых со-

отвзтствует определенное дуй зон ому состоянии героя. Внутренний драматизм сияет а дает возможность автор,, уплотнять время и пространство в произведении.

В процессе анализа рассказов Кухзода, А.Самадова, Ссрбсна, Дя.Акобирова могло придти к выводу, что художественное время и пространство сказывают непосредственное влияние на композиционную целостность произведения, структуру повествования, на ого :хзчрозые особенности. В рассказах, где особенно ярко дается психологический анализ образов и явлений жизни, озцпцается влияние художественного времени , а структура повествования отличаемся спокойны - и неспешным течением.

Следует отметить, что аджнкские писатели-рассказчики создали в композиции своих произведений интересные временные и пространственны е модели, отразившие скрутащий Mira во всей слсжнсс-ти и противоречивости и открь: zko широкие возможности для формировали новых у.анроЕых ферм в современном таджикском рассказе. Творческие поиски Сорбона, Б.Фируза, С.Турсуна, Еахманёра, С.Ра-хяла М.Солеха и других укрепили зти процессы. Вышеупомянутые ху-дс.тники слева, отказавшись о. примитивного, поверхностного опи-с.-'-'я жизиектле явлений, переели к изебрадешм художественного времени и пространства в тесной взаимосвязи с личностью и деЯ-ствпт^дьнсстьв. Иесхотр.ч на ограниченные ремки канра, "здтг.икские писйгедя-рпсскаяч:кя об. ;wr«i в своих прояовэдекиях к ватней-'Л',« пооблекг« нравстосяно-фидософсхого и социального характера.

В диссертация в процессе исслсдсв«аг.'Д рассказов Бзхманора "Ponjf.x нздегда" ("'1.х:ман ният"), C.Paxnwa "Белый воробей" (Тун-чрзхя со! од"). :4.Солоха "Во^рг^нко" ("Бозгадт") ,К.Рустама "Чингисхан", HJixunnßna "Чинар" и др., выясняется, что тадглкскиз писатели сделали очень wi^o для обновления этого жанра л, соответственно, для рг^вития таджикской прозы в целом.

При анализе идейно-худотоственных функций и форм воплощения «атегсриЗ времени и пространства в таджикских рассказах особое ждаялио следует обратить на стилевые поиски художников слова, г:о и ста-то предметом подробного рассмотрения в напей диссертаци-знной работе.

Рл.ч-^л глзрн "Гс-н-ечц"7 к повествовательно?' форме изобрате-пи посвящен гроблемо Еоплоцения повествовательных идейно- худо-^стзен:шх и жанровых форм в таджикском расскязп.

Повествовательная форма изображения имеет давние традиции в тадаикской художественной прозе. Повествовательная форма занимала достаточно большое место и в прозе 60-х годов. С изменением содераания и проблематики тадаикской прозы и элементов ее поэтики меняются и ее жанровые формы, которые все более соотносятся с проблемами нравственного характера, с духовным обликом современного героя, В диссертации выделяются три способа художественного ловествовляия в современной таджикской прозе: повествование от имени рассказчика, рассказ от первого лица, внутренний монолог* В рассказе больше используется третья форма повествования - рассказ от имени третьего лица. Иранский ученый Джамол Мир со дж и -гыечьет преимущество повествования от первого лица именно в небольшом по объему произведении, что, на наш взгляд, достаточно 2а

спорно.

Б диссертации уделяется внимание особенностям стиля и поэтики повествовательных форм изображения, месту и роли рассказчика или разных рассказчиков в композиции произведения. Следует сказать, что повествовательная форма изображения соответствует каи-роЕой ^ироде рассказа. Такие рассказчики, как С.Турсун, Серб он, А.Спадов, ¿ахмтлёр, предпочитают данный способ изображения как наиболее подходящий для глубокого исследования окружаэцей действительности, конкретизации границ художественного времени и пространства и более полного раскрытия характера и деятельности героя. Привлекая внимание читателей к сути происходящих вокруг событий и явлений,. эти писатели вводят их в мир разнообразных чувств рассказчика, его мыслей-и раздумий. В рассказе Куг.зода "Хсрзамараэ" повествование начинается с определения временных и пространственных рамок композиции, которые охват! вот прошлое, настоящее и будущее "этого склона гор", о чем размышляет основной рассказчик, В композиции этого рассказа переплетается повествована автора-рассказчика о событиях в колхозе "Новая кизнь" и героя-рк.сскаэчика, а также диалоги, монологи персонажей, что играет значительную роль в организации временного и пространственного целого в сэжелю-хомпозиционной структуре произведения. Времл строительства новой жизни, борьбы против старых обычаев и обрядов, время освоения новых земель, кулачества и колхозов, время технической революций составляют достаточно большой вре знкой промежуток, од-к :э, согласно творческому замыслу автора, времекчее пространство в композиции рассказа уплотняется. Свободная повествовательная

манзра и достаточно сильнат публицистическая струя дамт возможность автору рассказа вместить обширнее временное и событийное; поля в рамки жанра рассказа, организуя все элементы пространственных и временных категорий в единое целое. Этот способ изображения мс;кио наблюдать в произведениях М.Ходжаева, С.Турсуна, Б. Насри.гданоэа, Б.Фируза, М.Надкл'лддинов»,, А.Рабиева и др.

Свободное перемещение действия рассказчиком во временном и пространственном полях является фактором возникновения различных повествовательных форм изображения и многоголосия композиционной структуры рассказа. С другой стсронг уплотнение временного промежутка автор - герой - читатель образует целостнуп картину прс • страногвеиной формы взаимоотношений меэду ними.

Повествовательная форма изображения имеет давние традиции в литературе про'длеэ. Зти традиции возроздаятся в современном таджикском рассказе в форме свободного повествования, что отличает мете , повествования в прозе 30-40-х годов от многоголосой композиции и свободного русла повествования современной тадшлкскоЯ про:. . В новелле "Враги" С"Душманон") С.Турсуна, рассказах "Козленок и мальчик" ("Еузрола па писирзк") Б.Фируэа, "Старик" ("П.:-ра^.-^рп,") Сорбсна. "Богатырь" ("Параной") А. Сам адова и других способ повествовательного изображения способствует усилению драматизма происходящих ссоитий и организации многоголос Я структуры повествования. 3 таких произведениях временная и пространственная связь прослеживается довольно отчетливо, как и границы временных и пространственных категорий, отчетливо прослеживаются и конкретные ссбиглйние олсмснти в пределах этих эстетических категорий.

Свободна-1 повествовательная манера получает все большее развитие в ссг-рс-мс-ннсм таджикском рассказе и открывает новые всзмся-¡остл для более полного -хвата проблематики прозы. Исследуя ск->у;.'х>»щух) действительность и личность современного героя на вро-«еином и пространственном фоне, писатели все больше оо'рсщаится к гравстг'ешю-зстетическим ' социольнш проблемам, открывая для чи-■ателеЯ новые грани округлого г о мира. О процесссм включения в ■труктуру повествования важных явлений жизни и усиления стилевых (оправлений в современной прозе меняется и сам рк_сказишс, что ;аст большие просторы для : сражения многс'сб^азн' ч; форм мирооцуцо-/д. Такие писатели-рассказчики, как С.Рахим, Вахманёр, Дд.Акоби-ов, Б.Абдурахмои, К.Давлат, М.Курбон, СаЙдар и другие сделали

серьезные пеги в этом направлении.

Способ свободного повествования, как одно из важных направлений в жанрообраэовании рассказа, находит все большее применение в творчестве молодых писателей.

Тенденция к психологической форме изображения. С 60-х годов в таджикской прозе получает развитие аналитическая, или вернее сказать, психологическая тенденция художественного отрезания, что, по пг J3K8HKD исследователей, подняло литературу на вовув ступень развития. Важной особенностью этого направления худй&е-ствеьного творчества является то, что писатели, отказаваись от поверхностного изображения .характеров и явлений действительности, ¿ce больпе обращаются к внутреннему миру личности, к глубоким размышлениям героя, к философ ско-нраастве;:нс>цу осмысления окружающей действительности.

3 диссертации выявляете -у-нсвы возникновения и развития метода психологического изображения на примере анализа рассказов й.Мухоммадкзва, Кухзода, А.Саыадова, А.Рабиева и других. Этот гроцесс, будучи связанным с направлением ь сторону ускленкя национал кого самосоанагия, дал толчок развитии социально-нравствен ного к духовного потенциала личности.

В рассказах психологического пл-на. движение характера и художественного образа познается на фоне различных временных пластов. Связь времен, исследование проолого и настоящего, видение будущего все больше обретает в коппозиции рассказов философсхо-зстатическую ценность. Наиболее интересными в р-см плаке являются рассказы "Проспект H один а* ("Хиёбсни Иодир") к "Дорога" С?ох,') О.Мухаммадиева. Автор рассказа "Дорога" постепенно, ваг за катом раскрывает слоеный внутренние мир батины, следует за ходом размышление а сфера, изменяя порядок повествования, временную точку ярения на события х усиливая тахш образом глубину осмысления изображаемого. Хронотоп дороги псмотает писателе привести в движение память героя, используя при.это* разные временные пласты. Свхет этого рассказа развивается на основе обычных, бытовых событие, ода&ко писатель размышляет о серьезных нравственных проблемах, с которыми сталкивается герои произведения. Сила чувств и мыслей Фахшш на временном фоне, охвативавдем дквь одау ночь в дороге, выэахена писателен с бодмпм кастерс в ом.

В диссертации к щюцесее «налива. рассказов утра до вечера" ("А» субг то вон*} С.Турсука, "Каравая" ("Корме") Сорбсиа,

"СложнкЯ человек" ("Одами мурахкоб") А.Рабкева выясняется, иго психологическое изображение в жанра рассказа все более усиливается и обретает новые свекие грани. Границы пространства я времени, огралхмлвзлсь рамками мира, тем нэ менее и» мевют все более углубленному проншшоьеняю во внутренний кяр современника. -В рассказа "Осьшшог"("Рудапо") А.Саме;-.»& образ врекеяи проецируется в образа Больного ^ловека и.нескотря ка ограничения этического пространства произведения, обретевт глубокий философский смысл. Выражение "Эй, дунёх бевафо", которое БояъяоЯ человек постоянно повторяет, раскрывает проходящее свойство временя V перепеку в гтдях.30 Автор создает здесь два. типа людей, чм представления и взгляды резко отлипавтея друг от друга, но здесь V главков - размывления о времени, о его нравственных уроках, бкь-г о дар я которш мгняется человек, В рассказах "Свекровь* ("Хуя-доман") Дх.Ахобирова, "Веси" "Тарозу") И.Курб^на, "Лпбовь * жизн " ("Иш^ ва зиндагй") Н.Вдгор* и других плодотворно используется психологическое изображение на фоне пространствекно-вр«-мешх-й структуры произведение. И спять, образ времени и пространства, являясь одним из наиболее, важных факторов какрово-кгаспо-зигчонной структуры произведения, играет большуп роль а раскры-. тии внутреннего мира героя.

Развитие психологической формы повествования в современной таджикской прозе способствовало освобождения композиционной структуры рассказа от ненужных, малозначительных деталей, обогатив ее идейно-эстетическую форму.

Тенденция к образно-микологической фооме. изображения. Продолжая повествовательные традиции литературы прошлого, молодые прозаики обновили стиль повествования своих великих предивствен-ннноэ. Исследуя творчес-ч® поиски таких писателей, как Бахманёр, С.Рахим, Дя.АксЛиров, Сайд&р, К.Рустам и ряд других, моано об--ратать внимание н» такой факт, что в современном рассказе поя- .. вилось свэжге направление, условно обозначенное нами как образно-мифологическое, ибо миротворчество к притчевость являются наиболее характерной чертой творчгского стиля представителей этого жанра.

Сем миф, будучи одной из форм вырагзнич художественности, признается современными нселедоьателями одним из наиболее древних элементов художественного произведения. Образное свойство и

в го те время простота и популярность используемого тсг.грь

профессионализма художниками слова, составляет своеобразие его художественной структуры. В рассказах Бахманёр а элементы миологии я фольклора, переплетаясь с художественной ткоиыэ произведения, расширяют временное и пространственное в идеи го, усложняют структуру характера,его смысл и содержанка» Композиционное построение рассказа "Дим скорби" ("Дуди х,аср&т") Бахманёра. основано ка ссбытн!' связанном с появлением дьма над могилой Парисо, о чем рассказывает мастер Шахах Ранда.01 Миф здэсь играет роль образного способа ыьжленйя, его структура в рассказе представляет художественную модель представлений героев о тахих философско-эстети-\„ских категориях, как жизнь, смерть,'любовь, чистота. В рассказа "Водяной конь" ("Аспи оби") Элементы времени и пространства органично валетЕятся в художественную ткань произведения, освещая в его кошозиционной структур новь», свежие грани. Сожэт рассказа "Белая локь" ("Дурури сафед") С.Рахиыа составляет полусказочная история, рассхазанная от имени рассказчика. С самого начала по-гествованкя временные и пространственные ( рмы проявляются в двк-кенкн "браза. Писатель усоверЕенствует традиционные иетоди повествования, в единое цолое все компоненты сюкетпо-к оппозиционной структуры рассказа,. Включения в сюжетную айву сков Больного человека и его споров с самим собой делает структуру произведения многоцветной, придает сшату увлекательный, занимательный характер. Автор вкднт красоту в хаздоя поступке героя и выражает это в образной прктчавой форме. Выражение "Была ночь или вечер", повторяющееся на протявзшы всего повествования, как и стрелки часов, которые заводит старик, обретает символическое значение, смысл которого сводился к быстротечност- человеческой жизни, подобно детской игре. Этот способ художественного воплощения философских вопросов и построьлия художественной модели человеческого бытия можнд увидеть в рассказах "Конец сказки"("Поён» вфеоиа") М.Суруша, "Серьги" ("Гуавора") К.Ыирзсева, "Сказка" ("Афсона") Муаззамы, "Беседа под вечер "("Су^батн да«и бе г ох,") Дх.АксиИрова. Эти писатели, вплетая а художественную ткекь м^а сказочные мотивы, усовервенсгвовгли жанровую композиции рг. .сказа, пытаясь гармонично объединить грененные и пространственные формы с целью философского осмыслен« сущности жи^—и человека, грелкц мкрь и космоса я обозначен/« места человека на папе сечении сели-

кого хомоттеехого пространства.

Тснпе!тц;«.я к философской форма иэоСуажеиия. Отголоски философской ферма изображения иояио увидеть в произведениях больоих и «алих форм прозаихов старшего поколений советского периода, однако зте направление набрало силу после 70-х годов, енгр&э больную роль в художественном решения проб.:эн социально-нравственного порядка. Ф.Мухажяадиев, Кухэод, С.Турсун, Сорбсн, А. Сам адов, Д".Акобироэ, К.Мкрзоев к другие писатели-рассказчики обращаются к общечеловеческим проблемам а связи с проблемами остросовремеи-Hi.il и: г ару. скин личности, поискал см>"-ла жизни, .борьбе добрг и эль в и ;е человека. Отсюда появление в литература произведен*? содержи;их в себе сильную философскую струю.

В современных таджик ских рассказах мы ацуч&ам все большее внимание х нравственно-философским проблемам, которые всегда играли важную роль в худотастве моя мшлену* иракских народов. Пи-сате и обращаются к поиском духовно-нравстветшх связей современных и презлых поколений, в определенной степени разорвали« в сс.-мекай период истории общества.

Исследуя социально-философсхиэ и нравственные аспекты лкч-ног-и, писатели создают художественную концепцию человека и общества, в которой история развития личности, характера я его духовно-нравственного потенциала занимают вавдое месте.

.. В диссертации в процессе анализа рассказов "Старание" ("Купца") Сорбона, "Случаи из жизни" ("Руйдод^ои зиндагй") КЛ'ирэоз-ва, "Сожжение книг" ("Китобсузй") Р.Аыонова, "Длада пут»" ("Масо-фаи рох,") Р.Хзди-заде и других выясняется, что художественное исследование нравственно-этических вопросов услоетяет к композщкю рассказа, в частности, ее временную и пространственную организация, что в своя очередь -тоид&от произведения философский смысл. Так, в рассказе С.Турсуна "Полдень" ("Нмсф'/руэй") вопрос о месте и духовном состоянии личности в обществе, о сложности человеческой души, о ее духогно-к-гветвегешх противоречиях становится предметом глубоких размшлеинй. Автор здесь изображает два тюха характеров, воплощенных ь персонажах рассхаэа - Эраджв к Хвмиде, чьи духовике и нравственные свойства реззо отлич1 тел друг от друга. Эрад*. отправивпись .в родное селслив, ра-мшляет в пут* о поступках и словах Xамида, о -.еловвчносги и бесчеловечности, о нравственном падении личности к его социальных и духовных по-

следствиях. Нравственные критерии героя рассказа не приемлют поступков др; га. Существенную рол в раскрытии духовного мира героя рассказа играет здесь хронотоп дороги. Размышления Эрадка приобретает философское звучание и раскрывают свой глубокий смысл во временном и пространственном поле, уплотненной по воле фантазии автора в соответствии с границам* жанра.

Через философское отражение явлений бытия молодке прозаики С.Рахим, Башаяёр, Ы.Солех, Ы.Сайд,ар, М.Курбон, Б.Абдурахмон усоверпенствуют жанровую кйяпозкцнх; рассказа, создавая коньи модели временных и пространственных категорий, которые, в свса очередь, являются продукте« отражения реальных явлений к событий.

В рассказах Ы.Солеха и С.Рахима художественное время и пространство являются важнейшими факторами выражэния национального самосознания человека, что ншвло свое выражение в нравоу^гюкх и мудрых изречениях, включенных в художествекнуя те&кь повествования.

В диссертаци.. на основе изучения произведений тадиссскюс писателей выявляются основные принципы философского отрадвния дейс-вительности, сосредоточенные на двух этапах развития таджикского _ассказа. Первый этап связан с развитием реалистического публицистжческого рассказа, в котором исследуются духовные и социальные противоречия действительности. Одаако на первом этапе эволюции данного »аира уровень художественного мышления писателей еще не так высок. На другой ступени философского отображения керужащего мира, связанной с творчеством более коло-дых писателей, важное место занимают сложные 'лзненные переплетения, взаимоотношения человека и природы, духовная связь про-влого и настоящего, проблемы будущего.

' В Заключении подведены основное итоги исследования:

I. Изучение таджикских расой юв Х-ЗЭ-х годов с позиций художественного временя м пространства показывает, что рассказ, >.ак наиболее демократичный по своей композиционной структуре жанр, расаирия свои внутрижанровью возможности в охвате язланий окр>.^аюцей действительности.

Откооенке писателей-рассказчиков к мыслям и раздумьем, к . нравК'ЕЗНЗЫм лскакиял современной личности, а так» к социальным ж духовным потребностям общества все более расширяются и усложняется, что не могло не повлиять на развитие временных я

рострвнствекных моделей.

Использование свободной формы повестэования и худотаственно-стетических возможностей других прозанчесхнх данроэ открывает дя ханра рассказа перспективы распир«нич временных и прост-анственных форм. Особенно это касается рассказа 60- годов, кода си,постепенно освобождаясь от очерковых свойств,усиливает воц образно-худоза ствекяка граня.

2. Свелио новаторски поисхи П .То л ига а Ф.Цухвмыаднева приели к создания такой временной и пространственной модели рас-наэа, которая наиболее точно и выразительно раскрывала духов-ый мир, раздумья и нравственные помехи современника. Это нал-авление нваяо свое продоязенке э творчестве Кухзода, С.Турсу-а, Сорбоиа, А.Сам адов г., К.Ынрзоова, Б.Фируза а других, стаз особой для появления и развития лкрнчэсдах, псяхологичзсйпх а онодогкчгскгос рассказов.

3. Если взглянуть на жянровнз фераа рассказа с позиций в рванного и пространственного целого героя, то нельзя не заметить озросшего уровня писательского мастерства современных прозаюсов создания временной и пространственной формы каждого тала героя итературы. Что касается таких писателей, кал Багианор, С.Рахкм, у аз зама л Й.Солех, то они активно вмешивается з процесс пове стоп ания рассказа, питаясь придать более разнообразные формы его грухтуре через использование ни$едопга, обр&зно-метофорических заме ит ов.

4. Современные таджикские писатели-рассказчики, следуя по утм сближения художественного образа с временным а пространст-зкным образе», расширяли ханровш границы рассказа, оказав, т&-<м образок, влияние на возроздение традиций циклизация данного мфа.

Категорий времени и пространства, кок композиционны!» прилип в современной таджикской прозе, подчиняются художественному ознанга жизни, многоаспектному раскрытии явлений окружающей дей-гвительности, внутреннего мира человека. Они во многом определится идейно-худохестаеннш замыслом произведения, мировоззрением гдежнкха, его стилем я манерой. Обраврние тадамхосих писателей столь сложным худотеетвенио-эстатичеогчи категорию« свидетвль-гвует 0 иироте их духовных и ХуД0Ж8СТВ(;вшх поисков, об их стре-

юом к фмософсхому осмысленно жизненных ямеяк«, к анализу мгогранного мира чвдовесесхоа дут.

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Бехткв M. Вопроси литературы к эстетики. - il.: Худое. лит.,

1975, сс.234-408.

2. Люсачзв Д.С. Поэтике, древнерусской литературы. - М.: Наука,

1973, сс.209-251.

3. Каген U.C. Пространство м время в искусстве кок проблема

эствтичэской науки.// В кн.: Ритм, пространство к брош в литературе к искусстве. - л.'.Наука, 1974, сс.26-39.

4. Селспухов Г. Пространственно-временная организация худокест-

венного произведения. // Философские науки, . 1964, Р I, с.65. 5» Хвди-аадэ Ф. Поэтика макана (новелл). Хомидуддкна Балхи

(опыт художественно-эстетического исследования

- АВД, Дуианбе, I99I,cc. II-20.

6. Рахыонов А, Концепция времени в таджикской прозе 70-£Ю-х гг.

- АВД, Душанбе, 1992, сс. 3-8.

7. Бахтин И. Вопросы литературы и эстетики, с. 235.

8. Шукуров 13. Таърлхи идабиёти советик то^шс, дар 6 ^ИВД* Н*^*

- Душанбе: Дониш, 19ЭЭ, с. 06.

9. Демцдчик Л.Н» Реалистическое обновление таджикской прозаиче-

ской традиции. - АДЦ, Душанбе, 1973, с.б. 10, Ыухашадиев Ф. Куллиёт, дар 5 ^илд. I.- Душанбе, 1990, с. 179.

11. Шукуров Н. Пазугу^ои тадцик,н бадей. - Душанбе: Ирфон, 1976,

с. 146.

12. Мухами«диев Ф. Куллиёт, н* с. 232.

13... Кухзод У. Pojjb пася агба. - Дуианбе: Ирфон, 1987, с.297.

14. Турсун С. Аз суб* то шш. - Душанбе: Ирфон, 1979, сс. 19-20.

15. Фируз Б. Пев аз вабн ару ей. - Дупскбе: Адаб, 1989, сс.12б-

135.

16. Турсун С. Дувозда^ ^икоя. - Душанбе: Ыаорхф, 1989, сс. 136,

145.

17. Самадов А. Ыайдок. - Дуианбе: Адиб, 1989, с. 118. 16. Кухзод ?. Ро^и паси агба, сс. 316-319.

19. Селеоухов Г. Пространственно-временная организация худогост-веиного произЕод>;к1И, с. 67.

20. Панкевич Г.Н. Простргнствекно-зремгкное отнесение я искусст-

ве.// В ни.: Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. - М.: Наука Д983, с. 2Э9.

21. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. - У.: Нарта, 1983,

с. 149.

22. Шукуров М. Таърчхи адабиёти созетии точ;:х, с.170.

23. Му^аммадиев 5, Куллиёт, ч. I, с.70.

24. Ба^манёр. Дуди ?,аергг. - Душанбе: Адиб, 1993, с. 174.

25. Разжим С. Аз ёдхо, аз ёдх;о. - Дуяакбе: Адиб, 1983, с.24

26. Турсуи С. Аз суб?; то в см, сс.62-66.

27. Кухзод У. Ро^к паси &гба, с.273.

28. ",емоли Мир с о дики. Адабиёти достснй. - Те^рон: Интиаороти ей-

фо, 1366 хи^., сс.235-237.

29. Му^аммадиев 0. Куллиёт, 4.1, сс.113-127.

30. Сачадов А. Рудапо.// Садои Сер^, 1900, » 8, сс.9-23.

31. Базр^'Ь^ . Дуди >;асрат, сс.2С1-203.

32. Разры С. Дуру?и са-ред.// Садои Нар;;, 1989, М2, сс.64-78.

33. Турсун С. Дузоздаз} ^икоя, со. 152-183.

Основные полозкк::ч диссертации отражены в следуглцих публикациях:

1. ^отучу^оя э^оди дар э^икояи муосир (Творческие поиск!,' в современном рассказе). - Садои Еар^, 1994, >55-8, сс.73-73.

2. Какри асрори Сорыэдде^ (Разгадка тайки Сгрмоддеха), - Адабиёт ва санъат, 1994, 7 июня.

3. Фо^еаи кнсон ва дарки бадеяк он (Трагедия человека и ее художественное описание). - ^умхурият, 1997, II января.

4. Созмони бадеик "Лангар"-к М .Со лег, (Худозвестагккый строй рассказа М.Солеха "Якорь"). - Ада£5, 1997, »7-8 (в печати).

^КАЗ*1605 $00 ОВьЕ.! П.Л.

ПчДПХАКи К ПЕЧАТЛ G9.05.97 г. ДУЛАНВЕ ПСРЪАЛ Т.Я0ГРА&Й