автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
А.Д. Михайлов в революционном движении 1870-х - 1880-х годов

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Пелевин, Юрий Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'А.Д. Михайлов в революционном движении 1870-х - 1880-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Пелевин, Юрий Александрович

ВВЕДЕНИЕ

1, Обзор источников .•.••••••••.

2. Историография

ГЛАВА I. А.Д. МИХАЙЛОВ В "ЗЕМЛЕ И ВОЛЕ"

1. Становление "Земли и воли". Участие А.Д. Михайлова в выработке программных и организационных основ "Земли и воли"

2. Казанская демонстрация

3. Саратовское поселение землевольцев. А.Д. Михайлов среди раскольников

4. Агитационная деятельность А.Д. Михайлова среди рабочих

ГЛАВА П. "ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ" НА ПЕРЕЛОМЕ, РОЛЬ

А.Д. МИХАЙЛОВА В ПЕРЕХОДЕ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ

1. Начало революционного политического террора

2. Полицейский разгром центра "Земли и воли" и восстановление его А.Д. Михайловым

3. Исполнительный комитет "Земли и воли" и группа "Свобода или смерть"

4." Липецкий ж Воронежский съезды

ГЛАВА Ш. А.Д. МИХАЙЛОВ В "НАРОДНОЙ ВОЛЕ"

I. Политическая программа ИК "Народной воли"

2. Влияние А.Д. Михайлова на организационные принципы "Народной воли"

3. Конспиративная деятельность А.Д.Михайлова

4. Покушения на Александра П.

5. Арест. Следствие. Суд. Смерть в равелине

ГЛАВА 17. ЛИЧНОСТЬ И ВОЗЗРЕНИЯ А.Д. МИХАЙЛОВА

1. А.Д. Михайлов - человек и революционер

2. Общественно-политические представления

А.Д. Михайлова.

3. Организационные принципы А.Д. Михайлова

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по истории, Пелевин, Юрий Александрович

Революционное народничество занимает видное меото в истории пореформенной России. Разночинские революционеры утвердили себя и в теоретической поставноке важных социальных проблем и в реальной жизни. Осмысление отечественной истории невозможно без знания этого общественного течения. Поэтому большую значимость преобретает изучение деятельности одного из лидеров этого направления - Александра Дмитриевича Михайлова, который находился на острие политической борьбы своего времени и являлся организатором двух самых мощных революционных обществ второй половины ИХ века - "Земли и воли" и "Народной воли". В.Н. Фигнер точно и верно сказала об исторической роди А.Д.Михайлова: "Его мировоззрение и жизнь, это - страница революционного движения 1876-84 годов. Кто хочет узнать ту эпоху, должен изучать Александра Дмитриевича Михайлова"*. Кроме этого, исследование его общественной деятельности, устремленной к социализму, заслуживает в наши дни пристального внимания в связи с направленностью многих зарубежных стран по некапиталистическому пути развития. Демократические партии и руководители этих стран нередко придерживаются мелкобуржуазной, крестьянской идеологии, во многом сходной с русским народничеством. Подобное сопоставление может обогатить научные представления о закономерностях развития популистичбской идеологии такого рода и явилось бы стимулом для новых исследований

I Фигнер В.Н. Александр Дмитриевич Михайлов. Поли. собр. соч., в 7 томах, т. 5, М., 1932, с. 261.

А.Д.Михайлов прошел существенные этапы разночинского освободительного движения - от заключительной стадии "хождения в народ" до расцвета и упадка "Народной воли". Он как бы олицетворил в себе процесс перерождения революционного народничества. Поэтому тема настоящего исследования благодатна для постановки самых актуальных и важных проблем освободительного движения 1870-х - 1880-х годов. Главной из них стала проблема перехода бунтарского народничества к политической борьбе за свободу народа. Этот коренной вопрос рассматривается нами в конкретной связи с идейной эволюцией А.Д.Михайлова. Подобная ориентация темы диссертации вызывает целый ряд проблем, требующих своего комплексного решения: выявления теоретических основ и практики "Земли и воли" и "Народной воли", с одной стороны, а с другой, выяснение революционной деятельности и народнической доктрины самого А.Д.Михайлова и его социологических, политических, экономических воззрений, а также его представлений об организационных и конспиративных принципах подполья.

Предложенная проблематика вполне правомерная и не только потому, что воззрения и деятельность А.Д.Михайлова остались мало изучены, несмотря на обилие связанной с ним литературы, но еще и потому, что ни в дореволюционной, ни в советской исторической науке вообще не делалось попыток выявить идейные взгляды отдельных револвдионеров-народников, принимавших участие в землевольческом и народовольческом движении. Решение поставленных проблем позволит сделать свежие наблюдения об эволюции народнической идеологии в годы 2-ой революционной ситуации и расширит наши представления об освободительном движении пореформенной России.

I. Обзор источников

Пожалуй, ни об одном из революционеров-народников нет такого богатого исторического материала как об Александре Дмитриевиче Михайлове.

Основной группой источников настоящего исследования является публицистическое наследие самого А.Д.Михайлова. Большой интерес представляют его "Автобиографические заметки"*, написанные за несколько месяцев до ареста в феврале 1880 г. "Заметки" были опубликованы в Женеве народовольцами-эмигрантами еще при жизни автора и снабжены подробными комментариями Л.А.Тихомирова. Б этих записях А.Д.Михайлов сжато описал саше главные момента своей жизни и революционной деятельности. Начав е раннего детства, он оборвал "Заметки" расколом "Земли и воли": народовольческий период не стал предметом его повествования. Записки А.Д.Михайлова ценны как редкий и достоверный источник его первых шагов на революционном поприще и участие в землевольческом движении.

Самый главный и наиболее объемный источник по изучению революционной деятельности А.Д.Михайлова - это его следственные показания^. Он поставил целью воссоздать в них всю историю народнического движения 1870-х годов, дать ему свое объяснение

1 Михайлов А.Д. Автобиографические заметки. - На родине, Женева, 1883, № 3; Перепечатки: Александр Дмитриевич Михайлов. -Предисловие В.Бурцева. Ростов н/Д, 1907; Михайлов А.Д. Автот-биографические заметки. - В.кн.: Прибылова-Корбе А.П. и Фигнер В.И. А.Д.Михайлов. М.-Л., 1925. Впоследствии мы будем ссылаться на последнее издание. Показания.А .Д.Михайлова. на.следствии. - В-.кн.: Прибылова-Корбе А.П. и Фигнер В.И. А.Д.Михайлов. М.-Л., 1925. и оценку. Его публицистические записки, оформленные как показания, были обращены отнюдь не к жандармским следователям, а к русскому народу. "Я пользуюсь ныне представившимся случаем,-писал А.Д.Михайлов, - дать отчет русскому обществу и народу"*. В его показаниях очень мало имен (главным образом, уже осужденных или умерших к тому времени), нет описания конкретных революционных фактов, участником и свидетелем которых он был. Начальник С.-Петербургского губернского жандармского управления далее (СПб Е2У) с прискорбием констатировал: "Вообще же в своих показаниях Михайлов решительно отказывается называть фамилии кого бы то ни было из революционных деятелей, кроме изр вестных правительству и уже осужденных" . Сам А.Д.Михайлов в своих показаниях утверждал: "Я не буду удовлетворять любознательность криминалиста - он не найдет полезных для себя указаний на имена, числа, адреса и т.п. мелочи. Цель моя, по-прежнему, дать в свою очередь некоторую дань истории своими сведео ниями, как современника и деятеля"0. Следственные записки А .Д .Михайлова не только важнейший документ его общественной деятельности, но и богатейший материал по всему революционному разночинскому движению, "не знающий себе равного по своей ценности"4. В настоящее время ни один историк революционного народничества не может в своих исследованиях обойтись без след

1 Показания.А.Д.Михайлова на следствии« . - В. кн.: Прибылова-Корбе А.П. и Фигнер В.Н. А.Д.Михайлов. М^-Л., 1925, с. 81.

2 ЦГАОР, ф.Ю9 (ф.Ш отделения), Зэ ксп., 1880. г.,. д.751, ч.1, л.50. Донесения начальника Спб. ОТ" Министру внутренних дел за № 5979 от 30 декабря 1880 г. Показания А.Д.Михайлова на следствии, с. 144.

4 Колосов Е.Е, /Кузьмин Д./. Казанская демонстрация 1876 г. и Г.В .Плеханов. - Каторга и ссылка, 1928, № 5, с. 22. ственных показаний А.Д.Михайлова.

В Государственном историческом музее нам удалось разыскать "Тюремные тетради" А.Д.Михайлова* - первостепенный источник по изучению общественно-политических, экономических и организационных взглядов революционера. "Тюремные тетради" представляют собой черновики и конспекты его выступлений на суде. Анализируя внутреннее положение России и условия общественной жизни своего поколения, А.Д.Михайлов подводит читателя к мысли

0 неизбежности тех методов борьбы, к которым в конце концов пришла "Народная воля". Из материалов "Тюремных тетрадей" наиболее интересна "Записка о развитии идей социализма в России в 1870-1880-х годах", которая писалась им не позднее 15 февраля 1882 года, во время "Процесса 20-ти". Как мы уже упоминали, Александр Михайлов не был литератором: свои убеждения о необходимости радикального переустройства общества он утверждал от-нвдь не публицистическими средствами, а активной революционной борьбой. Выявленную "Записку" можно считать пока единственной известной статьей А.Д.Михайлова. Именно благодаря этой рукописи мы можем в большей степени выяснить его социологические и политические представления. Для понимания идейныз поисков А.Д. Михайлова для нас важна оставленная в "Записке" характеристика российского общества как политически забитого и граждански бесправного^ и убеждение в необходимости революционной борьбы за политические свободы и социализм3. Красной нитью через всю "За

1 ГЙМ-ОПИ,.ор.282-(ф. Музея революции), оп.1, д.396, л.239-265. А.Д.Михайлов. "Тюремные тетради". Автограф.

2 Там же, л.239. То же.

3 Там же, л.240. То же. писку" проходит его заветная идея об "экономической и административной самостоятельности народа, о народоправии - "естественном - традиционном праве человеческих обществ"*.

Тюремные тетради" также включают "Заметки об обвинительном акте по "Процессу 20зти", "Примечания к обвинительному акту по "Процессу 20-ти", "Проект речи на "Процессе 20-ти" о несправедливости царского судопроизводства", "Проект заявления на "Процессе 20-ти" и "Записка о первом опросе подсудимых на Процессе 20-ти". В этих рукописях революционер обращает внимание на неточности и подтасовки официальных обвинителей. Вместе с тем уточняет или по новому раскрывает некоторые события, связанные с деятельностью "Земли и воли" и "Народной воли". Например, А .Д .Михайлов сообщает новые сведения о совещании землевольцев по поводу предложения А.К.Соловьева совершить покушение на Александра П. Дает крайне интересную характеристику Н.В.Клеточникову, которая расходится с установившейся в историографии высокой оценкой этого агента "Народной воли". Также заслуживают внимания косвенные указания Михайлова на организационные принципы народовольцев. В "Тюремные тетради" еще входят "Заметки о Липецком съезде и программе ИК "Народной воли", их мы подробно проанализировали при публикации в "Советских архивах"2.

Большое источниковое значение имеют письма А.Д.Михайлова. Их стал собирать после Октябрьской революции ПЛ.Щеголев, в

1 ГИМ.ОПИ, ор.282 (ф. Музея революции), оп.1, д.396, л.240. А.Д.Михайлов. "Тюремные тетради". Автограф.

2 Пелевин Ю.А.-А.Д.Михайлов о Липецком съезде и программе Исполнительного комитета "Народной воли" - Советские архивы, 1982, № 5.

1925 г, он "приобрел в Москве за 250 рублей большую серию писем А.Д.Михайлова* к родителям за 1875 и последующие года"2, позднее он пополнил свое собрание и в 1933 г. издал книгу -"Письма народовольца А.Д.Михайлова"2. П.Е.Щег^рЪ не всегда был точен в археографической работе: некоторые письма атрибутированы неверно, например, на странице 29 он приводит письмо А •Д.Михайлова к родителям с датой "23 марта 1869 г."? в афтог-рафе же, хранящемся в Историческом музее - дата "12 мая 1869 г."4 Историк включил не все письма революционера, извести ные к тому времени: в его издания не вошли два письма, опуб линованных раньше Н.С.Валком0. Кроме этого, нам удалось найти шесть неизвестных писем А.Д.Михайлова, пять из них мы опублис 7 ковали0, одно до сих пор пока еще нет.

Письма Александра Михайлова, отличавшиеся удивительной искренностью, незаменимый источник при изучении периода формирования его характера и складывания его политических воззрений.

Значение писем А.Д.Михайлова верно определил В.И «Невский: "Соб8 рание писем - и стория роста" .этого удивительного

1 ЦГАЛИ, ар.П85~(ф. В.Н.Фигнер),-оп.1, д.675, л.48об. Письмо А .И .Прибыловой-Корбы. В .Н .Фигнер, 25 марта 1925. Автограф.

2 Письма народовольца А.Д.Михайлова. Собирал ПЛ.Щеголев. М., 1933.

3 Там же.

4 ГИМ ОПИ, ф.282 (ф. Музея революции), оп.1, д.396, л.47-47об. Письмо А.Д.Михайлова родным. 12 мая 1869 г. Автограф.

5 Архив "Земли и воли" и "Народной воли!1. Ред. и предисловие С.М.Валка. М., 1932, с.92-95, 258-261. Пелевин Ю.А.Новые материалы о. народовольцах А.Д.Михайлова, А.П.Прибыловой-Корбе и Л.А.Тихомирова. - Вестн.Моск.ун-та. Сер.8. История, 1979, № 3, с.65-72. Продолжение сносок см. след. стр. человека и одного из самых выдающихся революционеров. Для характеристики среды, из которой выходили революционеры, письма также богатейший материал"*.

Из опубликованных документальных источников следует остановиться на программных материалах революционных народнических организаций 1870-80-х годов. Программа "Земли и воли" долгое время была известная историкам только в мемуарных и следственных перессказах ее членов. Лишь в 1930 г. С.Н.Валк, издавая архив землевольцев - народовольцев, опубликовал с орир гиналов программные документы "Земли и воли" - Первую программу (1876-1877 гг.) и Вторую (1878 г.). Последняя сохранилась в двух редакциях с пометами А.Д.Михайлова. Программа народовольческого Исполнительного комитета (далее ИК) сразу же после ее составления была напечатана в третьем номере "Народо ной воли", а позднее неоднократно переиздавалась0. Но ее рукописный подлинник до сих пор не разыскан. Для нас эти программные документа важны в первую очередь в связи с тем, что Александр Михайлов принимал самое активное участие в их выработке и полностью разделял на определенных этапах своей жизни их цели и задачи.

7 ЦГАОР, ф.Ю2 (ф. Департамента полиции), 3 д-во, 1881, д.8, л,195а - 195а об - 1956 - 1956 об.

8 В цитатах места, выделенные авторами разрядкой или курсивом, . в диссертации напечатаны или также в разрядку или подчеркнуты.

1 ГЕЛ ОР, ф.384 (ф. В.И .Невского)-, картон 5, ед.хр.6, л.1.

B.И.Невский. Отзыв в изд. "Каторга и ссылка" о рукописи "Письма народовольца А.Д.Михайлова". 3 июля 1932. Автограф.

2 Архив "Земли и воли" и "Народной воли", с. 53-63. Далее мы-будем ссылаться на последнюю публикацию: Революционное народничество 70-х годов.XIX.века. Т.2. Под ред.

C.С.Волка. М.-Л., 1965, с, 170-183.

Для характеристики его революционной деятельности и политических взглядов мы также привлекаем в своем исследовании периодику "Зевали и воли"1 и "Народной воли"2, на которую Михайлов оказывал руководящее влияние и которую постоянно контролировал .

Из судебно-следственных документов необходимо выделить изданные ВЛ.Богучарским материалы "Процесса 20-ти"? "Изучение истории революционного движения 70-х годов, - по мнению М.Г.Седова, - немыслимо без источников этого процесса"4. Кроме того, для нас важно, что именно на этом судебном разбирательстве рассматривалась политическая борьба А.Д.Михайлова, охватывающая весь период существования старого ИК "Народной воли". Первостепенный интерес представляют сведения о Липецком и Воронежском съездах, а также о пропаганде среди рабочих и студенческой молодежи. К сожалению, В.Я.Богучарский не имел в своем распоряжении некоторых важных документов процесса, не смог их включить в свою публикацию: в его сборнике отсутствуют "Приговор" Особого присутствия Правительствующего сената, разбиравший это дело и стенографический отчет о судебном следствии, который в свое время настойчиво разыскал также Революционная журналистика 70-х годов. Предисловие ВЛ.Богучарского. Спб, 1907, о

Литература партии "Народная воля". М., 1930.

3 Процесс 20-ти народовольцев в. 1882 году. С предисловием и примечаниями ВЛ.Богучарского. Ростов н/Д /1906/.

4 Седов. М.Г. Обзор материалов политических процессов второй половины XIX в. -В кн.: Источниковедение истории СССР XIX - начала XX в. МГУ, 1970, с.202.

В.Л.Бурцев*. Нам удалось выявить эти недостающие документы** и привлечь их к своей работе.

Важным мемуарным источником о деятельности А.Д.Михайлова в "Земле и воле" являются воспоминания М,Р.Попова3, одного из Учредителей этого общества.

М.Р.Попов оставил уникальные сведения о программных и организационных основах "Земли и воли" и о знаменитом Совещании основного кружка по поводу покушения А.К.Соловцева на Александра П. В воспоминаниях М.Р.Попова есть крайне интересные страницы, посвященные А.Д.Михайлову, мемуарист пишет о нем с большим уважением, отмечая его "редкие организаторские способности", "неисчерпаемую энергию"4 и работоспособность. М.Р.Попов верно отметил, и это подтверждается другими историческими материалами, что Александр Михайлов одним из первых заговорил на петербургских сходках о пересмотре программы "Хождения в народ" и выдвинул теоретические положения, которые впоследствии и легли в основу программы "Земли и воли".

1 Бурцев В. "Процесс 20-ти*; - Былое, Ростов ц/Д., 1906, вып.1 (1900-1902), с. 73.'

2 ЦГАОР, ф.П2, оп.1,. д.512, л.380-386. Приговор ОППС по процессу 20-ти" 15 февраля.-Печатный; там же, л.317-354 об. Протокол-судебного разбирательства на "Процессе 20-ти". 9-15 февраля 1882. Рукописный.

3 Попов М.Р. Записки землевольца. Редакция, вступительная статья и примечания Й.А. Теодоровича. М., 1933.

4 Там же, с. 142, 150.

5 Там же, с. 61.

Чрезвычайно важные сведения о землевольческой деятельности А.Д.Михайлова мы находим в воспоминаниях О.В.Аптекмана*. О.В.Аптекман был членом-основателем революционной организации "Земля и воля" и близко знал Александра Михайлова. Его воспоминания отличаются точностью изложения фактов. Мемуарист рисует А.Д.Михайлова не только одним из практиков "Земли и воли"2, но и идейным руководителем организации. О.В.Аптекман подчеркивает, что идейная убежденность А.Д.Михайлова "не уходила в мелочи, а всегда схватывала суть вопроса, общее и единое в массе конкретных, частных явлений. Зорко следя за тем, чтобы строго выполнялись членами организации все частные дробные функции, возложенные на них, он шесте с тем ни на минусу не упускал из виду общей направляющей линии и системы всего дела, во всей его совокупности. И никогда он не отступал от этого"3.

Деятельность А.Д.Михайлова в "Народной воле" наиболее полно показана в воспоминаниях известной народоволки В.Н.Фигнер. Ее оценки лвдей и событий отличаются редкой для мемуаристов справедливостью и объективностью, к тому же, по свидетельству Г.А.Лопатина, "память на события, имена и даты были у ней. просто изумительная"4. Это делает мевдуары В.Н.Фигнер незаменимыми в работе над политической биографией А.Д.Михайлова. АптекманО.В. Общество - "Земля и воля" 70-х годов. По личным воспоминаниям. Пг., 1924.

2 Там же, с. 215.

3 Там же.

4 ГЛМ РФ,ф-(ф. В.Я.Богучарского),-оп.1, д.530, листы не нумерованы. Письмо Г.А.Лопатина В.Л.Бурцеву. 14'окт.1906 г.Автограф.

Кроме большого раздела об А.Д.Михайлове в книге "Запечатленный труд"1» она написала две биографии А.Д.Михайлова: "Александр Дмитриевич Михайлов" и "Александр Михайлов - народоволец"^ .

Работая несколько лет в подполье вместе с А.Д.Михайловым, В.Н.Фигнер прониклась к этому человеку бесконечным уважением. И память о нем хранила всю жизнь. Под пером В.Н.Фигнер А.Д.Михайлов встает перед вами мужественным и несгибаемым революционером, опытным руководителем "Народной воли". "Такой закон-ченый и цельным тип, - пишет В.Н.Фигнер, - не мог не пользоваться громадным влиянием как на самое организацию, так и на лиц, стоящих вне её, и его авторитет был так же велик между товарищами, как и среди посторонних. Узкие рамки русской жизни не дали ему возможности развернуть свои силы в широком масштабы и сыграть крупную роль в истории, но в революционной Франции ХУШ века он был бы Робеспьером"4.

Противоречивое отношение вызывают воспоминания Л.А.Тихо мирова . Л.А.Тихомиров - член Распорядительной комиссии Исполнительного комитета "Народной воли", идеолог народовольческого движения.

После распада "Народной воли" в эмиграции, написал бро Фигнер В.Н. Запечатленный труд. Воспоминания в двух томах. ТТ. 1-2. М., 1964. Она же. Александр Дмитриевич Михайлов. Полн.собр.соч. в 7 томах. Т.5. М., 1932, с. 221-262. Она же. Александ Михайлов - народоволец. Там же, с. 262272.

4 Она же. Запечатленный труд. T.I., с. 229-230. Воспоминания Льва Тихомирова. Предисловие В.И.Не веко го. Вступительная статья В.Н.Фигнер. М.-Л., 1927. шюру "Почему я перестал быть революционером?"1, подал прошение о помиловании на высочайшее имя и в 1889 г. вернулся в Россию, отдав свое перо на службу самодержавию. Свои воспоминания о революционной деятельности Л.А.Тихомиров писал, будучи ренегатом, и хотя в письме к В.Л .Бурцеву он заявлял о своей беспристрастности при работе над мемуарами ("Я ведь црос-то рассказываю, без осуждения, без прославления, а описываю не избегая даже и мелких подробностей"*), в них все-таки много тенденциозного. Л.А.Тихомиров пытался выставить революционеров людьми без настоящих нравственных идеалов, необразованными и лишенных большой внутренней жизни, а их революционную деятельность занятием бесполезным и несбыточным. Но вместе с тем события, которые он описывает вполне достоверно, противоречат его пристрастным обличениям. Да зачастую и в самих характеристиках ладей, которые были ему дороги, звучит подлинное сочувствие и сопереживание. М.Ф.Фроленко писал о "Воспоминаниях Льва Тихомирова": "Когда он /Л.А.Тихомиров - вставка Ю.П./ вспоминает, что он отошел от революции и должен ее хаить, он употребляет тогда и подходящие выражения, но начавши рассказывать, забывает это, и у него если выбросить эти враждебные выпады, получаются иногда очень хорошие картины. Например, описание паспортной системы, характеристики Ал.Мио хайлова, Плеханова, Зунда , организации последнего периода. В конце концов выходит, что А.Мих/айлов/ по Тихомирову все Тихомиров.Л.А. Почему я перестал быть революционером. Париж, 1888.

2 ЦГАЛИ, $.75 (ф. В.Л.Бурцева), оп.1, д.32, л-. 12 об. Письмо Л.А.Тихомирова В.Л.Бурцеву. 18 января 1907 г. Машинопись. о Революционная кличка А.И.Зунделевича. таки очень и очень выдающаяся личность"*. Мы не можем сбрасывать со счетов мемуарное наследие Л.А.Тихомирова, знавшего о революционном движении 1870-1880-х годов, быть может, больше, чем кто-либо другой. Но, используя фактологическую сторону его писаний, мы должны тщательно проверять его сообщения другими источниками.

Ценным источником по народовольческой деятельности АД. л

Михайлова являются мемуары А .П .Прибыл овой-Карбы , человека близкого ему и хорошо знавшего его в этот период. На страницах её воспоминаний Александр Михайлов предстает "одним из главных основателей партии и одним из самых выдающихся её деятелей"®.

В 1925 г. АЛ.Прибылова-Корба и В.Н.Фигнер издали сборник исторических материалов, посвященных А.Д.Михайлову. "Этот сборник до сих пор является непревзойденным и незаменимым сводом источников по нашей теме. Здесь впервые были опубликованы следственные показания Александра Михайлова и ряд его писем. Здесь же были переизданы его "Автобиографические заметки" и воспоминания Г.В .Плеханова, О.В.Аптекмана, а также инициаторов сборника - А.П.Прибылевой-Корбы и В.Н.Фигнер. Книга была задумана с целью далеко идущей: запечатлеть в памяти потомков образ выдающегося революционера и напомнить русскому народу, "что было время, когда он внушал сочувствие лучшим людям России,

1 ЦГОЛИ, ф.П85, оп.1, д.891, л.1т2 об. МЖФроленко. Воспоминания Л.Тихомирова. /Отзыв/ б.д. Автограф. Прибылева,Карба А.П. "Народная воля". Воспоминания о 1870--1880-х гг„ М., 1926; Она же.Памяти А.Д.Михайлова. - В кн.: Народовольцы. Сб.Ш. М., 1931.

3 Там же, с. 22.

4 Прибылева-Корба А.П. и Фигнер В.Н. А.Д.Михайлов. Л.-М., 1925. когда любовь к нему воодушевляла его друзей на подвиг и тяжелый путь испытаний"

Мы попытались охарактеризовать только самые главные источники по данной теме. В работе их включено значительно больше, о например, опубликованные материалы по "Процессу 16-ти" , вос

Я Д 5 поминания Г.В. Плеханова , М.Ф. Фроленко , H.A. Морозова , 7

О.С. Любатович , В.И. Иохельсон В.П. и других.

В данном исследовании широко использованы архивные материалы. Например, большой интерес представляют неиспользовавшиеся в исторической литературе следственные показания Г. Гольдено берга , в которых он приводит неизвестные сведения о Липецком съезде и об организационных принципах "Народной воли" в период ее становления.

1 ЦГАЛИ, ф.П85, оп.1, д.675, л.40об-41. Письмо А.П. Прибыле-вой-Корбы В.Н. Фигнер. 7 декабря 1924 г. Автограф.

2 Процесс шестандцати террористов (1880 г.). Спб., IS06.

3 Плеханов Г.В. Воспоминания об А.Д. Михайлове. Соч., т.1. М., 1925.

4 Фроленко М.Ф. Собр. соч., в 2-х томах. Под ред. и с прим. И.А. Теодоровича. М., 1932.

5 Морозов H.A. Повести моей жизни. Мемуары, тт. 1-3. М. ,1961.

6 Любатович 0. Далекое и недавнее. Ред. В. Невского и П. Анатольева. М., 1930.

7 Иохельсон В.И. Перше дни "Народной воли". Пб., 1922.

8 ЦГШЛ, ф. 1351, оп.1, д.4319, л.16-19. Протокол ib I допроса Г.Д. Гольдёнбёрга от 6 мая 1880 г. Автограф.

В диссертацию также включены выявленные нами воспоминания H.A. Морозова о землевольческом Исполнительном Комитете * о и A.B. Якимовой о "Груше свобода или смерть" . Мемуары были написаны в альбоме, посвященном 50-летию возникновения "Народной воли" и предназначавшегося для Музея революции при Всесоюзном обществе политкаторжан и ссыльно-поселенцев. Настоящие архивные материалы представляют значительную ценность, так как о землевольческом Исполнительном Комитете и подчинявшейся ему группе "Свобода или смерть" известно очень мало. Свидетельства H.A. Морозова и A.B. Якимовой о составе, структуре, задачах и целях этих народнических обществ для нашего исследования крайне важны и необходимы, так как Александр Михаилов не только входил в этот комитет, но и был инициатором и одним из руководителей этой организации.

Большую ценность представляют не вводившиеся ранее в научный оборот письма члена ИК "Народной воли" А.П. Прибылел

Вой-Корбы к В.Н. Фигнер . Этот эпистолярный источник расширя

1 ИМ ИЗО, ин. № 83000/ЙУ1 17552, л. 1-1об. H.A. Морозов. Воспоминания об ЙК ""Земли и воли". 26 января 1929 г. Автограф

2 ГИМ ИЗО, ин. $ 83000/ИУ1 17552, л. 1-1об. A.B. Якимова. Воспоминания о группе "Свобода или смерть". 24 декабря 1928 г. Автограф

3 ЦГАЛИ, ф.П85 (ф. В.Н. Фигнер), оп.1, д.675, л.138. Пись-' ма А.П. Прйбылёвой-Корбы к В.Н. Фигнер. 16 января 19П

20 февраля 1936 г. Автографы. ет наши представления об организационной и руководящей роли А.Д. Михайлова в революционном народническом движении. Благодаря письмам А.П. Прибылевой-ЗСорбы нам удалось, например, выяснить, что одним из авторов народовольческого устава был А.Д. Михайлов, что именно он являлся инициатором покушения на Александра П из сырной лавки на Малой Садовой, а также важные факты, связанные с его революциооной деятельностью.

В диссертации использовано значительно большее архивных материалов, которые мы не можем из-за недостатка места проанализировать в настоящем кратком обзоре источников. Это статьи, рецензии, мемуары и письма революционеров 18701880-х гг.: М.Е. Ошаниной, A.B. Якимовой, Н.Я. Морозова, /

М.Ф. Фроленко, A.B. Прибылева, Л.Ф. Бердникова, JT.A. Тихомирова, В.Н. Фигнер, А.П. Прибылевой-Корбы, P.M. Боград-Плеха-новой, Л.Г. Дейча, Я.В. Стефановича, Н.К. Буха, Л.Н. Гартма-на, А.И. Иванчина-Писарева, О.В. Аптекмана, Н.И. Сергеева и других. А также архивные. документы государственных органов власти Российской империи: Ш отделения Собственной его имераторского величества канцелярии, 3 экспедиции (далее 3 отд.), Депертамента полиции (далее -ДП), Губернских жандармских управлений (далее - ГЖУ). Особого присутствия правительствующего сената ( далее - ОППС), министерства внутренних дел (далее - МВД), министерства юстиции (далее -МЮ), С.-Петербургского военно-окружного суда (далее - Спб.ВОС) и других. В диссертации использованы материалы следующих архивохранилищ: Архив Академии наук СССР (далее - ААН), Архив Дома Г.В.Плеханова (далее - АДП), Государственный архив Орловской области (далее ГАОрл.О), Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина: Отдел рукописей (далее - ГБЛОР), Государственный исторический музей. Отдел письменных источников (далее - ГИМОПИ), Государственный литературный музей. Рукописный фонд (далее - ГЛМРФ), Государственный музей революции в Ленинграде (далее - ГМР в Лгр.), Государственная публичная библиотека им. М,Е.Салтыкова-Щедрина. Отдел рукописей (далее - ГПБ ОР), Государственная публичная историческая библиотека. Библиографический отдел (далее - ГПИБ-БО), Институт мировой литературы им. М.Горького Академии наук СССР. Отдел рукописей (далее - ЙМЛИОР), Институт русской литературы Пушкинский дом) Академии наук СССР. Отдел рукописей (далее -ИРМ ОР), Ленинградский государственный исторический архив (далее - ЛГИА), Центральный государственный архив древних актов (далее ЦГАДА), Центральный государственный архив литературы и искусства (далее - ЦГАЛИ), Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и государственного управления СССР (далее - ЦГАОР), Центральный государственный военно-исторический архив СССР (далее - ЦГВИА), Центральный государственный исторический архив СССР (далее - ЦГИА), Центральный государственный исторический архив города Москвы (далее - ЦГИАМ).

2. Историография

При разработке историографии проблемы для нас руководящей основой стали работы классиков марксизма-ленинизма. К.Маркс и Ф.Энгельс, в одно время с которыми жил А.Д.Михайлов, горячо поддерживали борьбу русских революционеров с царизмом и рассматривали народничество 1870-18о-х гг. как "передовой отряд революционного движения в Европе"*. В январе 1878 г. Ф.Энгельс писал: "В общем мы имеем налицо все элементы русского 1789 года, за которым неизбежно последует 1793 год. А раз уже дело дойдет до революции в России - изменится лицо всей Европы"2.

К.Маркс и Ф.Энгельс связывали вопросы революционного движения в России с возможностью некапиталистического развития слаборазвитых стран. К.Маркс высказывал предположение, что русская община может послужить "точкой опоры социального возрождения России"3. Но только в том случае, если диктатура пролетариата укоренится в развитых европейских странах. "Если русская революция, - утверждал К.Маркс, - послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического разви а " тия" . Однако, тщательное изучение в течение многих лет пореформенной России привели К.Маркса и Ф.Энгельса к заключению, что страна полностью вступила на капиталистический путь раз

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.19, с. 325.

2 Там же, с. 124.

3 Там же, т.35, с. 137.

4 Там же, т.19, с. 305. вития*. И в этом принципиально расходились взгляды классиков марксизма-ленинизма и деятелей революционного народничества, в том числе А.Д.Михайлова.

С возникновением "Народной воли" симпатии К.Маркса и Ф.Энгельса были полностью на ее стороне. К.Маркс в письме к Женни Ланге спрашивал её: "Следила ли ты за судебным процессом против организаторов покушения в С.-Петербурге? Это действительно дельные лвди, без мелодраматической позы, простые, деловые, героические . В 1879 г. Ф.Энгельс в одной из своих статей с воодушевлением писал, что в России "движение, кажется, вот-вот вспыхнет. Агенты правительства творят там невероятные жестокости. Против таких кровожадных зверей нужно защищаться как только возможно, с помощью пороха и пуль. Политическое убийство в России единственное средство, которым располагают умные, смелые и уважающие себя лвди для защиты против агентов неслыханно деспотического режима"3. Вместе с тем Ф.Энгельс отнюдь не имел ввиду привносить практику русского народничества в политическую борьбу рабочих партий Западной Европы и, ясно видя ошибки разночинских революционеров, вполне определенно писал: "Разделять их иллюзии мы вовсе не обязаны"4. --- Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1951, с. 221.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.35, с. 147.

3 Там же, т.19, с. 158.

4 Там же, т.22, с. 451.

В литературном наследии В.И.Ленина революционному народничеству уделено значительное место. В его работах нет упоминаний о А.Д.Михайлове, но В.И.Ленину был хорошо известен этот крупный руководитель и организатор народнического подполья. По авторитетному свидетельству Н.К.Крупской, В.И.Ленин всегда отзывался о нем с большим уважением* и, высоко ставя его конспиративную деятельность, приводил в пример молодым социало демократам "старого народовольца"*.

Рассмотрим общие положения ленинской концепции революционного народничества. В.И.Ленин выделял в нем следующие характерные особенности: "I) Признание капитализма в России упадком, регрессо м. 2)Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общинной артелью и т. п. в частности. 3) Игнорирование связи "интеллигенции и юридико-политичвских учреждений страны с материальными интересами определенных общественных классов"3. Характеризуя условия появления народнической доктрины, В.И.Ленин подчеркивал, что она сложилась "в эпоху, когда мелкобуржуазный характер крестьянского хозяйства совершенно еще не обнаружился, когда практическая сторона доктрины была чистая утопия, когда народники резко сторонились от либерльного "общества" - "шли в народ"4.

1 Крупская Н.К. Воспоминания о Ленине. М., 1968, с. 18.

2 Она же. Ленин как организатор партии, -г В кн.: Н.К.Крупская о Ленине. Сборник статей и выступлений. М., 1965, с. 120.

3 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.2, с. 528-529.

4 Там же, т.1, с. 413.

Общим для всех революционных народнических программ было стремление "поднять крестьянство на социалистическую революцию против основ современного общества"^.

В.И.Ленин неоднократно обращался к опыту народнической организации 1870-х годов - "Земле и воле". Разрабатывая организационные принципы РСДРП, он указывал в работах "Что делать?" и "Шаг вперед, два шага назад" на превосходную организацию землевольцевЙЗ.ИЛенин подверг тщательному анализу революционную деятельность "Народной воли". "Народовольцы сделали шаг вперед, перейдя к политической борьбе, - писал он, - но связать ее с социализмом им не удалось0. дрИ отсутствии массового революционного движения народовольцы сужали, по мнению В.И.Ленина, политическую борьбу с самодержавием до заговора, что совершенно непростительно революционерам, действующим в пролетарский период4. В поздних работах В.И.Ленина с одобрением отмечал, что лишенное общественной поддержки народовольческое "движение привело к отчаянной схватке с правительством горстки героев, к борьбе за политическую свободу. Благодаря этой борьбе и только благодаря ей, положение дел еще раз изменилось, правительство еще раз вынуждено было пойти на уступки"^ .

Делая предварительные выводы следует сказать, что В.И.Ленин, критически относившийся к наследию революционных народников, горячо поддерживал их борьбу с остатками крепостничества

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, с. 272.

2 Там же, т.5, с. 442-443.

3 Там же, т.9, с. 179.

4 Там же, т.2, с. 459.

5 Там же, т.5, с. 39. и с самодержавием. "Социал-демократа десятки раз твердили, что они вовсе ш выкидывают за борт все народничество. № утверждал он, - а выделяют из него и признают своими его революционные , его общедемократические элементы"*.

Первые работы, в которых говорится о революционной борьбе А.Д.Михайлова, принадлежали самим народовольцам. Они стали выходить еще до его смерти, когда он мужественно боролся за свое существование в Петропавловской крепости. В марте 1882 г. в "Прибавлении к Л 8 "Народной воли" А.Д.Михайлов был назван "основательным теоретиком" народовольческого движения. В 1883 г. вышел эмигрантский народовольческий журнал "На родине", посвященный Александру Дмитриевичу3. Здесь были опубликованы его "Автобиографические заметки", о которых мы уже говорили, и воспоминания о нем Г.В.Плеханова. В редакторском предисловии А.Д.Михайлову была дана высокая оценка как революционеру и человеку. Тогда же в приложении к "Календарю "Народной воли"4 была помещена его фотография рядом с портретами П.А.Лаврова, Н.Г.Чернышевского, А.И.Герцена и других крупных идеологов народничества. После его смерти "Группа старых народовольцев" поставила в пример современникам революционную устремленность "А.Михайлова, одного из самых выдающихся организаторов Испонительного комитета" . Из - жандармских и консервативно-охранительных сочинений,

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.6, с. 119.

2 Прибавление к №8 "Народной воли". - В кн.? Литература партии "Народной воли", с. 182.

3 "На родине", Женева, Вольная русская типография, 1883, ЯЗ.

4 Календарь "Народной воли" на 1883 г. Женева, 1883.

5 "С родины на родину", Женева, 1893, ЖЗ, с.149. пожалуй, надо назвать "Хронику социалистического движения в России", составленную товарищем министра внутренних дел Н.И. Шебеко*. Изданная в 1890 г. на французском языке, "Хроника" должна была служить делу реабилитации перед западным общественным мнением русского произвола и полицейских репрессий.

А революционеры же конечно выставлялись "бандитами" и "жестор ними существами". В связи с этим А.Д.Михайлов был представлен в резко негативном свете. Впрочем, даже жандармский историк вынужден был заметить, что Александр Михайлов был "провидением партии" и ее душой3. Подобного отрицательного отноше . • - г« ния к деятельности А.Д.Михайлова, как нехарактерной для верноподданического русского народа, придерживались все историки официально-правительственного лагеря: Н.Голицын4, С.Татищев^, Ф.Гиляров^ и др.

Из общих исследований либеральной историографии следует выделить книгу В.Я.Богучарского /Б.Базилевского, псевдонимы В.Я.Яковлева/ о "Народной воле"^ и "Земле и воле"3, где уделе

1 /Шебеко Н.И./. Хроника, социалистического движения в России. 1878-1887 гг. М., 1906.

2 Там же, с. 347.

3 Там же, с. 221.

4 /Голицин H.H./. История социально-революционного движения в России. I86I-I88I. Спб, 1887.

5 Татищев С.С. Император Александр П, т.П. Спб, 1903.

6 Гиляров Ф. Пятнадцать лет крамолы, т.1, ч.1, М., 1883. Богучарский В.Я» Из истории политичэской борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX века. Партия. "Народной воли", ее происхождение, судьбы и гибель. М., 1912.

3 Он же, Активное народничество семидесятых годов. М., 1912. но место и А.Д.Михайлову.

Общая идея В.Я.Богучарского сводилась к тому, что народовольчество, как крайне революционное течение, возникло в результате того, что самодержавное правительство, неспособное обеспечить прогресс русского общества, неоправданно жестоко подавляло демократическое движение.

Входивший в молодости в народовольческие кружки В.Я.Богу-чарский впоследствии стал убежденным либералом-конституционалистом. Он считал, что формы борьбы "Народной воли" нехарактерны для русского освободительного движения. Отдавая должное энергии, выдержке и самопожертвованию народовольцев, В.Я.Бо-гучарский старался тем не менее умалить значение и размах "Народной воли" и свести ее до деятельности Исполнительного комитета, члены которого представлены историком как очень активные и деятельные революционеры. В связи с этим В.Я.Богучар-ский представил А.Д.Михайлова как руководителя Исполнительного комитета, излишне преподнятым героизированым.

Другим историком, близким к историографическому направлению В.Я.Богучарского, был А.А.Корнилов. Секретарь ЦК партии кадетов, он представлял собой "классический" облик буржуазного либерала"* и по собственному признанию "не имел никакой прикосновенности ни к какому революционному делу"2. Для него в равной мере были неприемлемы и самодержавное правительство и революционеры3. По мысли историка "правительство как будто Левандовский А.А. Из истории.кризиса русской буржуазно-либеральной историографии. А.А.Корнилов. МГУ, 1982, с. 25.

2 ААН СССР, ф.489 (ф. В.И.Семевского), оп.З, д.366, л.боб. Письмо А.А.Корнилова В.И.Семевскому от Г.Ш.1303. Автограф.

3 Корнилов А. Курс истории России XIX века, ч.Ш. М., 1918, с. 219. нарочито заботилось создать своими мерами обширные кадры революционных деятелей"*, которые; в свою очередь, способствовали укреплению реакционного курса самодержавия. А по сути и те и другие были далеки от насущных задач общественного развития страны. В системе таких представлений АД.Михайлов проходит в сочинениях А.А.Корнилова как мало примечательная фигура - один из вожаков террористической группы2.

Сходное отношение к А.Д.Михайлову мы можем найти и у таких революционных либеральных историков, как С.Г.Св&тиков^,

А Я

Л.Барриве* и Б.Б.Глинский .

Только в советское время в 1925 году появилось специальное историческое исследование, посвященное А.Д.Михайлову -это книга М.И.Клевенского "Александр Дмитриевич Михайлов"^.

М.М.Клевенекий сотрудничал во Всесоюзном обществе политкаторжан и ссыльно-поселенцев. Подготавливая архивные материалы для "Био-библиографического словаря деятелей революци7 онного движения в России, он тщательно изучил в архиве Департамента полиции тогда еще не опубликованные следственные Корнилов А. Общественное движение при Александре П (18551881). Исторические очерки. М., 1909, с. 193.

2 Там же, с. 257. Сватиков С.Г.-Общественное движение в России (1700-1895). Т.1, Ростов н/Д, 1905.

4 Барриве Л. Освободительное движение в царствование Александра П. М., 1909. Глинский Б.Б. Революционный период русской истории 18611881 гг. Т.2. СПб., 1913. Клевенский М. Александр Дмитриевич Михайлов. М., Госиздат, 1925.

7 1БЛ0Р, ф.369 (ф. В.Д.Бонч-Бруевича), картон 391, д.8, л.2. Клевенский М.М. Автобиография. Позднее 1935. Машинопись. показания А.Д.Михайлова. Он кратко изложил событийную канву деятельности А.Д.Михайлова, но понимание г его как революционера и, вообще, понимание революционного народничества у М.М.Клевенекого было, на наш взгляд, неверно. Он рассматривал революционных народников через призму современных событий и, нарушая историческую перспективу, упрекал их в том, в чем они не могли быть повинны в силу условий своего времени. Это был главный недостаток большинства исторических исследований 20-х годов о разночинском периоде освободительного движения, что вызывало возражения оставшихся в живых народников. Например, Н.С.Тютчев предостерегал: "Было бы величайшей ошибкой с овременными глазами смотреть на события и условия той эпохи и оценивать их так, как мы оценивали бы их, как современныеКонцепция М.М.Клевенекого по существу сводится к тому, что революционные народники, и А.Д.Михайлов в том числе, отнюдь не помышляли о социализме, а боролись за буржуазную революцию. Бесспорно, что народнический социализм был утопичен, но он и не мог быть другим, а, во-вторых, самодержавие стояло на пути всякого демократического развития России, в том числе и к социализму, и его надо было уничтожить, что и поставила своей целью "Народная воля". Неудивительно, что кри-га М.М. Клеве некого вызвала отрицательную реакцию у старых народовольцев. А.П.Корба, может быть, слишком резко писала: "Некий господин М.Клевенский написал книженку, которую назвал

1 IMP в JIrp, ф.2./рукописно-печатный фонд/инв. № 13920, л.18; Тютчев Н.С. Централы при Александре П. Лекция, прочитанная в Музее революции. 10 мая 1922. Автограф.

А.Д.Михайлов". По-ноему, написана она бездарно и неинтересно"1.

В книге М.М.Клевенекого есть некоторые неточности и натяжки. Серьезное возражение вызывает его отношение к следственным показаниям А.Д.Михайлова, задуманные революционером как отчет русскому народу о своей борьбе за его счастье. Других возможностей донести до общества, объяснить ему цель своих поступков и побуждений у А.Д.Михайлова не было. Поэтому неправомерно утверждение М.М.Клеменского, что "довольно странен способ "отдавать отчет обществу и народу" через руки жавдар-мов и прокуроров , что это было ошибкой А.Д.Михайлова, которую революционер сам якобы готов был признать3. Несмотря на отрицательные стороны, книга М.М.Клеве некого представляет определенный интерес для историка. Не надо забывать, что это было первое исследование, посвященное А.Д.Михайлову.

Через год после книги М.М.Клеве некого вышла брошюра К.Н.Берковой "А.Д.Михайлов"4. Изданная в "Дешевой библиотеке журнала "Каторга и ссылка", эта популяризаторская работы была рассчитана на самые широкие рабоче-крестьянские массы, как и все издания данной серии, она должна была служить подсобным материалом для преподавателей-обществоведов и работников клубов, библиотек, изб-читален. при проведении бесед по исто

1 ЦГАЛИ, ф.1185 /ф. В.н.Фигнер/,.опл, д.675, л.45* Письмо А.ПЛрибылевой-Корбы В.Н.Фигнер. 10 февраля 1925. Автограф.

2 Клеве некий М.М. Александр Дмитриевич Михайлов, с. 80.

3 Там же, с. 81.

4 Беркова К.Н. А.Д.Михайлов. М., 1926. рико-револвдионным сюжетам"^. К.Н.Беркова не проводила какой-либо специальной исследовательской работы, она изложила в простой и безыскусной форме основные факты революционной деятельности А.Д.Михайлова, отметив его "крупную роль в революо ционном движении 70-х годов. Серьезного научного значения работа К.Н.Барковой не представляет.

Этими двумя брошюрами исчерпываются отдельные исторические работа, посвященные А.Д.Михайлову. За последующие 50 с лишним лет не вышло ни одной специальной монографии, ни одной статьи об этом крупнейшем революционере®.

В то же время советские историки революционного народничества, не занимаясь специально изучением революционной деятельности А.Д.Михайлова, постоянно подчеркивали его большое влияние на революционное движение 1870-1880-х годов.

В 1961 г. была издана книга П.С.Ткаченко о народнической организации "Земля и воля"4- самая крупная и полная монография в советской литературе по данной проблеме. Показывая зем-левольцев как революционный авангард, пытавшийся поднять в стране крестьянскую демократическую революцию, историк отводит в этой борьбе видное место А.Д.Михайлову. П.С.Ткаченко считает Александра Михайлова значительным теоретиком революционного движения и анализирует первоначальный и окончательный ва Издательство Всесоюзного общества политиче ских.каторжан и ссыльно-поселенцев. Каталог изданий. 1921-1931. М., 1931, с. 119.

2 Беркова К.Н. А.Д.Михайлов, с. 44. Правда изданы.две художественные книги о А.Д.Михайлове Элксберг.Я. .А.Михайлов. М., 1935 и Давыдов Ю*-Завещаю всем братья. Повести об Александре Михайлове. И., 1975.

4 Ткаченко Л.С. Революционная народническая организация "Земля и воля" (1876-1879 гг.). М., 1961. рианты программы "Земли и воли" в сопоставлении со следственными показаниями революционера*.

В.Ф.Антонов в работе, посвященной всему русскому революционному народничеству, постоянно держит в поле своего внимания революционную деятельность А.Д.Михайлова.

Историк совершенно верно считает его "фактическим руковоо дителем "Земли и воли"" и мастером конспиративного дела, который "довел его до возможного в тех условиях уровня о совершенства" . Говоря об агитации землевольцев среди рабочих, В.Ф.Антонов отмечает, что А.Д.Михайлов, "и здесь оказавшийся ведающимся организатором, был душой "рабочей группы""4. Автор исследования справедливо подчеркивает, что А.Д.Михайлов встал одним из первых в этот период на путь политической борьбы с царизмом и явился инициатором созыва Липецкого съезда и образования "Народной воли", в которой играл ведущую роль .

В.А.Твардовская в работе, посвященной народническим социалистическим взглядам, опровергла предвзятое мнение об "упадке или сплошном снижении уровня революционной и социалистической мысли "семидесятников"" и обосновала, что "практика народовольчества неотделима от идейного и теоретического поиска, суть которого состо-ла в изжитии анархо-бакунинского аполитизма". Вместе

1 Там же, с. 106, 108-П.

2 Антонов В.Ф. Революционное народничество. Пособие для учителей. М., 1965, с. 206.

З.Там же, с. 207.

4' Там же, с. 211, Г-V.

5 Там же, с. 221, 238. с тем автор подчеркивал утопизм русского народнического социализма* .

В подобном исследовании В.А.Твардовская не могла оставить в стороне общественно-политические воззрения А.Д.Михайлова. Мы совершенно согласны с ее утверждением, что револвди онер разделял "самые общие положения марксизма", настаивая на необходимости коллективного использования земли и промышленного производства. В.А.Твардовская также справедливо пишет, что народовольцы и А.Д.Михайлов "понимали невозможность осуществления социалистических требований без предварительного о свержения самодержавия, без введения политических свобод"0. Поэтому "социализм он считал отдаленной целью"4, сосредоточив все усилия на борьбе с самодержавной властью.

В книге М.Г.Седова о героической борьбе "Народной воли" также уделено большое внимание А.Д.Михайлову. Саше общие выводы исследователя состоят в том, что "исходным пунктом, всепоглощающей идеей борьбы народовольцев являлось стремление пробудить народ, поднять его на социальную революцию"^, но "социальное и экономическое развитие России в то время находилось еще на той стадии, когда жизнь не подготовила руководящего класса, способного возглавить борьбу с царизмом. Попытка же подменить "мощь класса силами революционной интеллигенции Твардовская В.А. Социалистическая мысль в России на рубеже 1870-1880-х годов. М., 1969, с. 236.

2 Там же, с. 104.

3 Там же, с. 153.

4 Там же, с. 160. Седов М.В. Героический период революционного народничества. (Из истории политической борьбы). М., 1966, с. 356. не могла дать положительного результата. Героизм одиночек не мог заменить усилий массы"^.

М.Г.Седов дает заслуженно высокую оценку А.Д.Михайлову и выделяет его даже из самой прославленной плеяды народовольцев: "Такие имена организаторов и конспираторов как А.Михайлов, А.Желябов, С .Перовская, Я.Ошанина, С.Халтурин и др., говорят сами за себя. Но даже среди этих выдающихся организао торов особое место занимал А.Михайлов . Постоянно отмечая его неиссякаемую революционную энергию, историк утверждает: "А.Михайлов, личность безусловно могучая, идеал революционного времени"®.

О "Народной воле" имеется еще одна солидная монография-С.С.Волка. Он пытался представить "Народную волю" "как конспиративную организацию бланкистско-ткачевского толка"4, стремящегося к захвату власти и декретированию сверху социалистических реформ. Из народовольческих лидеров близок к подобным тенденциям был А.И.Желябов в последний период своей революционной деятельности, поэтому, давая характеристики народовольцам, С.С.Волк все время выдвигает на первый план А.И.Желябова в качестве руководителя и организатора "Народной воли", а А.Д.Михайлова, отстаивавшего принцип народоправия, отодвигает в тень, что не соответствует реальному распределению руководства в Исполнительном комитете.

Вопросами поведения революционеров-народников на следствии и суде, а также карательной политике царизма посвящены Седов М.Г. Героический период революционного народничества. (Из истории политической борьбы). М., 1966, с. 362.

2 Там же, с. 362.

3 Там же, с. 176. 4 ,

4 Волк С.С. "Народная воля". 1879-1882. М.-Л., 1966, с.246. работы H.A. Троицкого *.0н показывает их мужественными и несгибаемыми борцами с деспотизмом,Одним из образцов этой борьбы для него является А.Д.Михайлов:его стойкое поведение в застенках саt модержавия и "глубоко партийное. выступление на "Процессе 20-ти"'

Из литературы последнего времени выделяется коллективная монография по второй революционной ситуации, написанная в Институте истории СССР. В ней разбирается революционная деятельность А.Д.Михайлова именно в том ракурсе, который больше всего нас интересует, - в переходе народников от "бунтарства" к "политике".

A. Д. Михайлов "в числе первых. уловил требования момента и, поставив интересы живого революционного дела выше идейного престижа, смело стал пересматривать программу, в составлении кото3 рой в свое время принимал участив" . В книге также подчеркивается его центральная роль в "Народной воли".

Из неисторических исследований следует выделить книгу

B.Д. Малинина о философских воззрениях революционных народников В ней автор уделяет внимание и Александру Михайлову, но собственно философского анализа его взглядов он не делает, ограничиваясь отдельными наблюдениями над социологическими и политическими представлениями А.Д. Михайлова.

В заключение хочется сказать, что в советской исторической науке давно созрела необходимость создать специальное научное исследование, посвященное Александру Дмитриевичу Михайлову -крупнейшему революционеру разночинского периода освободительного движения в России.

1 Троицкий H.A. "Народная воля" перед царским судом. Саратов, 1971; Он же. Царские суды против революционной России. Саратов,* 1976; Он же. Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма. 1866-1882гг. М., 1978.

2 Там же, с. 208.

3 Россия в революционной ситуации на рубеже 1870-1880-х годов. Коллективная монография. Отв. ред. Б.С.Итейберг.М. ,1983, с.261.

4 Малинин В.А.Философия революционного народничества.М.Д972.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "А.Д. Михайлов в революционном движении 1870-х - 1880-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За свою короткую жизнь Александр Дмитриевич Михайлов сумел в практической революционной деятельности сделать, быть может, больше, чем кто-либо другой из народников-разночинцев. Его революционные воззрения и представления о методах борьбы определялись социально-экономическим и политическим состоянием России 1870-1880-х годов. На достижениях и просчетах Александра Михайлова лежит явственный отпечаток его эпохи. Но "исторические заслуги судятся не потому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со I своими предшественниками" .

Одним из первых А.Д. Михайлов осознал необходимость строгой централизации и дисциплины для людей, пытающихся всерьез противодействовать самодержавию, и сумел создать революционные общества на подобных принципах, вложив в них весь свой незаурядный организаторский талант. Основы им были заложены в "Земле и воле", а завершены в "Народной воле", двух самых мощных революционных организаций допролетарского периода. Он первый ввел в русское революционное подполье детально разработанную систему конспиративных мер, которые обезопасили революционеров от репрессивных мероприятий государственного аппарата. Разночинцы 1870-х годов могли на протяжении многих лет успешно вести революционную работу благодаря в первую очередь конспиративной деятельности А.Д. Михайлова. Не умаляя заслуг

I Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 178. таких крупных народнических революционеров, как М.А. Натансон, А.Д. Оболешев, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, М.Ф. Фроленко и др. мы должны подчеркнуть, что фактическим руководителем и "Земли и воли" (на ее последнем этапе) и "Народной воли" был Александр Михайлов,

А,Д. Михайлов и революционеры его поколения первые в Росси начали открытую, организованную борьбу за социализм, пытаясь придать этой борьбе массовый, всенародный характер. Их страсное желание, социальной справедливости и перестройки русского общества по социалистическому типу, бесспорно, определили искания разночинской интеллигенции и отдельных представителей пролетариата. Однако в отсталой аграрной стране с подавляющим числом крестьянского населения А,Д. Михайлов оставался верным народнической доктрине А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, М.А. Бакунина, Н.К. Михайловского. Как крестьянский революционер, он видел залог успеха русского социализма в поземельной общине и в революционности крестьянства. Б этом была скрыта координальная ошибка - "в основе доктрины, - писал В.И. Ленин, лежало чисто мифическое представление об особом.укладе (общинном) крестьянского хозяйства: от прикосновения с действительностью миф рассеял

В период землевольческих поселений А.Д. Михайлов воочию убедился в инертности русского крестьянства и одним из первых поставил в "Земле и воле" вопрос о целесообразности агитации в деревне, перенеся центр революционной - активности в город, с его капиталистическим характером разш I Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. I, с. 286. тия, а в "Народной воле" уже фактически полностью отказался от агитации среди крестьян. В реальной действительности он стремился пробудить к действенной борьбе против царизма все слои населения, собрать в единый фронт всех, кто был способен на протест. И в этом, конечно, его положительный вклад в революционное движение. Важное значение также имеет пропагандистская деятельность А.Д. Михайлова среди пролетариата, которая способствовала зарождению революционных устремлений передовых рабочих.

Чутко реагируя на развитие революционной мысли своего времени, А.Д. Михайлов один из первых среди народников 1870-х годов пришел к выводу о необходимости демократизации общественной жизни, установления конституции и гражданских прав. Он стал инициатором создания Исполнительного комитета "Народной воли", который, сделав шаг вперед в народнической идеологии, начал ожесточенную борьбу с царизмом за политические преобразования. Здесь мы видим заслугу Александра Михайлова в том, что он способствовал отмежеванию народничества от бакунинского анархизма и осознанию ближайших задач освободительного движения - требования народоправия и свержения деспотического самодержавия стали насущной задачей последующих поколений демократов.

Вместе с тем народовольческая деятельность А.Д. Михайлова не была свободна от целого ряда серьезных просчетов. Поставив конечной целью своей борьбы социализм, он неверно определил суммарную расстановку классовых сил в стране и роль государства в обществе, но, главное, он не освободился от народнического постулата о социалистических устремлениях крестьянства. При этих неверных общих представлениях он выработал ошибочные средства и способы достижения поставленного идеала. Последователь субъективной социологии П.Л. Лаврова и Н.К.Михайловского, А. Д. Михайлов переоценивал влияние отдельных ин-дивидумов на развитие социутла. Неподцержанные никакими слоями населения, народовольцы и Александр Михайлов в том числе, быг ли убеждены, что они только своими силами с помощью террора и захвата верховной власти уничтожат самодержавие. Михайлов по свидетельству Л.А. Тихомирова, "лелеял грандиозные проекты могущественной организации, которая должна была свергнуть правительство" После чего революционеры соберут Учредительное собрание, состоящее в большинстве из крестьян, которые и декретируют социализм.

В реальной действительности этот план был неосуществим. "Народная воля" углубила кризис самодержавия и явилась характерной особенностью второй революционной ситуации, но добиться конституционных форм правления и тем более введения социализма она не смогла. Причина этому не только в том, что группе революционной интеллигенции не под силу такие социальные изменения, но еще и в том, что крестьянство : ;, . ~ ратовало не за социалистические, а буржуазные реформы, которые оно и стало бы проводить в Учредительном собрании.

На практике А.Д. Михайлов, участвуя в народовольческом движении, способствовал развитию капиталистических отношений в России. По сути дела он оставался буржуазным демократом:

I Тихомиров Л. Заговорщики и полиция, с. 135. благие намерения быть социалистом не исключают буржуазно-демократической сущности" *

Деятельность народовольцев явилась великим уроком борьбы с самодержавием. Положительный и отрицательный опыт революционного народничества имел определяющее значение для последующей демократической интеллигенции и пролетарских революционеров. А жизнь самого Александра Михайлова дала пример мужественного протеста против бесправия народных масс и несгибаемой веры в торжество справедливости человеческих отношений. "Я рад. • •, что могу с чистым сердцем подойти к той таинственной двери, в которую уходит все человечество. Мелкие грехи и невольные ошибки искупаются чистою совестью ж Горнио лом страданий" , - писал он в тюремном застенке. "Меня в тя~ о желне минуты радует будущее Родины" "Я. доволен своей прошлой деятельностью и не раскаиваюсь в ней, потому что действовал по глубокому внутреннему убеждению. Прав ли я был, действуя так или ошибался - это покажет будущее"

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 9, с. 191.

2 Письма народовольца А.Д. Михайлова, с. 254.

3 ЦГАОР, ф. 102, 3 д-во, 1881, д.7, л. 195аоб. Письмо А.Д. Ми' хайлова роДным. 2 июля 1881 г. Автограф.

4 Письма народвольца А.Д. Михайлова, с. 148.

 

Список научной литературыПелевин, Юрий Александрович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ КЛАССИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

2. Маркс К. Письмо Женни Лонге, II апреля 1881 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 35, с. 153-154.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Предисловие ко второму русскому изданию "Манифеста Коммунистической партии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 304т305.

4. Энгельс Ф. Исключительный закон против социалистов в Германии. Положение в России. - Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 157- 158.

5. Энгельс Ф. О том как Пиндтер плетет небылицы. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 324-326.

6. Энгельс Ф. Послесловие к работе "О социальном вопросе в России". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 438-453.

7. Энгельс Ф. Рабочее движение в Германии, Франции, Соединенных Штатах и России. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т. 19, с. 122-124.

8. Энгельс ф. Письмо Вере Ивановне Засулич, 8 марта 1881 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 35, с. 136-137.

9. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. М.: Политическая литература, 1951. - 243 с.

10. Ленин В.И. Гонители земства и аннибалы либерализма. Полн. собр. соч., т. 5, с. 21-72.

11. Ленин В.И. Задачи русских социал-демократов. Полн. собр. соч., т. 2, с. 433-470.

12. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. Полн. собр. соч., т. 2, с. 505-550.

13. Ленин В.И. Рабочая и буржуазная демократия. Полн. собр.196соч., т. 9, с. 179-189.

14. Ленин В.И. Что делать? Полн. собр. соч., т. 6, с. 1-192.

15. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов. Полн. собр. соч., т. I, с. 125-346.

16. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. Полн. собр. соч., т. I, с. 347-534.1. ДОКУМЕНТЫ КПСС

17. Материалы ГОТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.

18. Материалы июньского /1983 г./ пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1983.

19. К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1970.

20. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС, от 31 января 1977 г. М.: Политиздат, 1977.

21. О 80-летии Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС от 31 марта 1983 г. Коммунист, № 6, с. 3-11.1. ИСТОЧНИКИ

22. Александр Дмитриевич Михайлов./Предисл. В. Бурцева. Ростов н/Д., 1907. 28 с.

23. Аптекман О.В. Общество "Земля и воля" 70-х годов./По личным воспоминаниям. Пг»: Колос, 1924. - 459 с.

24. Аптекман О.В. "Черный передел". В кн.: "Черный передел".: Орган социалистов-федералистов. - М.:П., 1923, с. 30-76.

25. Архив "Земли и воли" и "Народной воли". /Подготовили к печати и снабдили примечаниями В.Р.Лейкина и Н.Л.Пивоварская. Вступитепительные статьи А.П.Прибылевой-Корбы, Н.А.Морозова, М.Ф.

26. Фроленко и А.В.Якимовой. Редакция и предисловие С.Н.Валка.- М.: Из-во Всесоюз. о-ва политкаторжан и ссыльно-поселен-цев, 1930. 456 с.

27. Бакунин М.А. Постановка революционного вопроса. В кн.: Бакунин М.А. Речи и воззвания. - СПб.: Из-во Балашова, 1906, с. 81-103.

28. Бакунин М.А. Прибавление "А" к книге "Государственностьи анархия". В кн.: Революционное народничество 70-х годов XIX века./Под ред. Б.С.Итенберга. - М.:Л.: Наука, 1964, т. I., с. 41-53.

29. Бакунин М.А. Речь на конгрессе Лиги мира и свободы в 1868 г.- Избр.соч./С биографическим очерком ВЛеркезова. Пб.:М.: Голос труда, 1920, т. III, с. 91-114.

30. Бух Н.К. Воспоминания. М.: Из-во Всесоюзного о-ва политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1928. - 200 с.

31. Бух Н. Первая типография "Народной воли". Каторга и ссылка, 1929, & 8-9, с. 51т68.

32. Бычков А. Дело о революционных кружках в Киеве в 1879, 1880, 1881 гг. Летопись революции, 1924, № 2, с. 51-69.

33. Валуев П.А. Дневник. 1877-1884. П.: Госиздат, 1919. -293 с.

34. Волков Н. /Майнов И.И./ Из жизни саратовских кружков. -Былое, 1906, № 2, с. 7-14.

35. Воспоминания Льва Тихомирова./Предисловие В.И.Невского. Вступительная статья Е.Н.Фигнер. М.:Л.: Госиздат, 1927.- 516 с.

36. Голубев Я. Из воспоминаний старого землевольца. В кн.: Наш край.: Историко-революционный сборник царицынского ист-парта. - Царицын: Царицынский истпарт, 1924, с. 69-79.

37. Два письма Г.Гольденберга из Трубецкого бастиона./Сообщил36