автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Антиномии диалогического дискурса

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Орлова, Мария Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Владивосток
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Антиномии диалогического дискурса'

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Орлова, Мария Юрьевна

лава 1. Генезис диалогической идеи.

1. Становление идей диалогизма в современной философии.8

2. Диалогические категоризации.15

3. Диалогический дискурс.29

4. Традиции в интерпретации диалога.47 лава 2. Смысловое пространство диалогического дискурса.

1. Смысловые антиномии как архитектоцщса. иалогического пространства.;.107

2. Диалог в дискурсе общения и коммуникации.159

3. Диалог как коммуникативный режим.181 аключение.187

Список литературы.191 3

ВВЕДЕНИЕ

Едва ли не общей идей всей современной гуманитаристики является понимание того, что человечество может существовать только как коммуникативное сообщество. Следовательно, в методологическом и теоретическом плане особую важность приобретают вопросы об архитектонике смыслового пространства коммуникации и ее режимном воплощении, о диалоге как «идеальном типе» общения и его конструктивных особенностях.

Многообразие существующего внимания к диалогической проблематике получает свое воплощение в таких терминах, как «диалогистика» -специфическая область междисциплинарного научного интереса, и «диа-логизм» - «парадигма гуманитарного знания». Исходя из диалогических идей, характеризуются особенности современного мышления, развивается герменевтическая и феноменологическая методология, формулируются новые возможности изучения человеческого бытия, разрабатываются практики гуманитарных наук. «Диалогический взрыв» в гуманитаристике ознаменован и тем фактом, что одновременно сосуществуют и развиваются (в значительной степени параллельно и независимо друг от друга) различные интерпретации одних и тех же понятий, соотносимых с диалогом. Их взаимное и некритичное использование характеризуется разночтениями, противоречиями и отсутствием ясного понимания смыслового пространства диалога. Очевидны многозначность и неопределенность использования самого термина «диалог», широко употребляемого в столь различных контекстах и интерпретациях, что диалог одновременно «считы-вается» и как способ художественного моделирования, и как форма коммуникации и межличностного общения, и как необходимое условие «подлинных» взаимоотношений и духовной связи, и как этическое основание человеческого жизнебытия. Таким образом, смысловой континуум диалога простирается от простого признания его особого культурно-лингвистического значения до утверждения диалогичности имманентным свойством человеческого бытия. В итоге, диалог как базовое понятие остается неопределенным, и проблема выявления уровней его понятийного и смыслового пространства носит очевидный и сущностный характер.

Таким образом, проблемная область исследования обозначается как смысловое пространство диалога. В нашем исследовании мы подходим к освещению данной проблемы с точки зрения понимания диалога как идеального типа всякой коммуникации, который никогда не находит полного выражения в социо-культурной реальности. Отсюда главное внимание мы будем уделять антиномиям диалога - тому смысловому напряжению, которым, собственно говоря, и живет диалог.

Степень разработанности проблемы.

Проблема диалога, возрожденная в конце XIX в, как проблема языка (В.Гумбольт, В. Дильтей), в философии XX века рассматривается как в ряду общефилософских проблем, так и как самодовлеющая проблема.

В русле общего движения теоретической мысли о коммуникативных основаниях человеческого бытия сформировались концептуальные взгляды на диалог:

- как специфический способ общения людей в реальной жизни (Л.С.Выготский, А.А.Ухтомский, С.Л.Рубинштейн, Ю.Хабермас, Т.А.Флоренская, А.У.Хараш и др.), как метод художественного моделирования в искусстве (М.М.Бахтин, В.С.Библер, П.С.Гуревич, В.А.Подорога, Ю.М.Лотман, Л.М.Баткин, М.Холквист, Р.Грюбель, Е.Томсон),

- как условие нравственно-ценностного отношения личности к другому, к миру и бытию (К.Ясперс, М.Бубер, Г.С.Батищев, П.Вермес, Р.Рубишек, Э.Левинас, Б.Вальденфельс),

- как центральное понятие «языковых» теорий (Л.Витгенштейн, К.-О.Апель, Ю.Хабермас и др.).

Широко представлены современные философские изыскания, содержательным ядром которых является проблема диалога. Каждый из ис5 следователей диалога предлагает свое понимание, свою концептуальную логику и приоритеты в рассмотрении связи диалога с различными формами социальной жизни и человеческого бытия, расставляя свои акценты в понимании и описании диалога.

Современные исследования диалога, составляющие концептуальную основу данного исследования, представлены философскими, культурологическими, социологическими и психологическими теориями, в которых 1 находит свое отражение смысловое пространство диалога. Это работы М.Бубера, Э.Левинаса, М.М.Бахтина, Г.С.Батищева, С.Л.Рубинштейна, А.А.Ухтомского, Л.С.Выготского, Г.-Г.Гадамера, М.Фуко, Ю.Хабермаса, М.Хайдеггера, Э.Гуссерля, К.Ясперса, Ж.-П.Сартра, Ж.Деррида, А.Гильдебранда, В.А.Подороги, В.С.Библера, М.С.Кагана, ГТ.С.Гуревича, Н.К.Бонецкой, П.П.Гайденко, К.Г.Исупова, Т.А.Флоренской, М.Й.Вака, Л.А.Гоготишвили, Р.Рорти, Б.Каспера, П.Рубишека, Т.Лифинцевой, К.Кларка, М.Холквиста, Б.Вальденфельса, Н.Лумана и других исследователей,

Объектом настоящего исследования выступает собственно диалог как идеальный тип всякой коммуникации, а предметом - смысловое пространство диалога в основных формах своего проявления.

Цель исследования - выявление смысловой структуры (архитектоники) диалога. В соответствии с целью определены основные задачи:

- дать анализ развития диалогических идей;

- рассмотреть концептуальные взгляды на диалог и определить разночтения в его понимании в современной философии;

- определить смысловое пространство диалога как проблемную область исследования;

- проанализировать возможности дискурсивного анализа смыслового пространства диалога;

- показать, что различные интерпретации диалога соотносимы с его архитектоникой;

- описать спецификацию диалога в контексте общения и коммуникации;

- указать на атрибутивные признаки диалога как режима.

Методологические основания определяются спецификой анализируемого материала на различных этапах исследования, которое осуществлялось в единстве историко-генетического, феноменолого-герменевтического и структурно-функционального методов.

С помощью историко-генетического метода рассматривается становление диалогических идей и концептов в русле общего движения теоретической мысли о коммуникативных основаниях человеческого бытия. Фе-номенолого-герменевтический метод обращает к вариативности интерпретаций диалога и позволяет определить их смысловые особенности. Одновременное использование герменевтики и элементов структурно-функционального анализа допускает возможность определения диалога как дискурсивной формации с целью выявления архитектоники диалога. В работе представлены также элементы семантического и сравнительного методов анализа, обусловленные локальными задачами исследования. Положения, выносимые на защиту.

1. Диалог конституируется базовой антиномией - Слово (Язык) и пространство «Я-Другой».

2. Существующая многозначность интерпретаций диалога связана с множественностью уровней его смыслового пространства.

3. Основным методом выявления смыслового пространства диалога является антиномия - сопоставление и столкновение различных философских позиций в проблемном поле его понимания.

4. Диалог - идеальная структура жизненного мира, инстанция понимающего бытия человека, проявляющая себя как поиски смысла (истины) посредством слова.

5. Диалог обозначает себя дискурсивно в различном режиме (общения и коммуникации) и на разных смысловых (архитектонических) уровнях (онтологическом, экзистенциальном, культурном, социальном). 7

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Данная работа может представлять интерес для специалистов в области теории, истории и практики коммуникации. Итоги работы дают возможность углубить и систематизировать современные представления о диалоге, проблематизировать дальнейшие его исследования, поставить вопрос о более корректном использовании понятия «диалог» в различных контекстах. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в педагогических целях: разработке учебных и спецкурсов в рамках философской антропологии, социальной философии, социальной психологии, культурологии, практико-ориентированных гуманитарных дисциплин. 8

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Антиномии диалогического дискурса"

Заключение

Сила и притягательность Диалога не в оригинальности его идей, метода или «системы», но в самой мысли о его возможностях.

Существующая понятийная совокупность диалогических постулатов, концептов, определений и категорий чрезвычайно многозначна. Но в целом смысловое пространство диалога всегда шире, чем предлагаемые рамки того или иного его определения, той или иной диалогической теории, того или иного исследовательского подхода. Он неизбежно включает в круг себя «границы», налагаемые теми или иными дефинициями, понятиями, категориями или концептами, и формирует свое многомерное и поли-фоничное смысловое пространство, включающее в себя в качестве «границ» онтологическую и онтическую формы, а в качестве своей смысловой архитектоники - онтологический, экзистенциально-антропологический, культурный и социально-институциональный уровни Смысла. Это неизбежно ведет (и находит свое отражение) в существующей многозначности и антиномичности интерпретаций диалога, его основных понятий и конструктов.

На наш взгляд, проблематика различения смысловых уровней диалога является весьма актуальной. Это связано, во-первых, с широким распространением идеи диалога в социо-культурном контексте и «диалоговой» практикой гуманитарных дисциплин, во-вторых, - с отсутствием достаточного уровня рефлексии по отношению к смысловому пространству диалога и различения его конструктивных и смысловых особенностей.

Для нас чрезвычайно существенно, что диалог со всеми своими многоликими и разносторонними модификациями - от теолого-экзистенциального толкования М.Бубера, эстетико-нравственно-культурологических исследований М.М.Бахтина до социально-языковой прагматики и коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса - представляет собой «идеальную дискурсивную совокупность».

188

Описание способов построения дискурса и основных этапов анализа его смыслового поля предоставило нам возможность обозначения «диалогической дискурсивной формации» и определение диалога как «дискурсивного (коммуникативного) режима».

Диалогический дискурс - это нечто большее, нежели просто пространство, где располагаются «тексты-о-диалоге», «диалогические дискурсивные формации», «диалоговые» предметы и субъекты высказываний и «коммуникативные режимы». Диалогический дискурс характерен не только существованием единого привилегированного предмета - Диалога - но тем, как дискурсивная практика в его пространстве формирует свои новые смысловые объекты. Эти новые дискурсивные формации - грани архитектоники диалога - основываются на совокупности устанавливаемых отношений между инстанциями их появления и разграничения. И если нам удалось показать, что определение диалога как дискурсивного (коммуникативного) режима обрело «свое» место в смысловом пространстве диалога, не разрушая его целостного смыслового единства, то мы достигли цели и задач нашей работы.

Смысловое пространство диалога, образованное целостной совокупностью различных его интерпретаций, существует благодаря отношениям тождества - антиномии между «текстами-о-диалоге». Существенно, что антиномичность дискурсивного пространства является также и структурным элементом концептуальной архитектоники Диалогического Дискурса, имплицитно проявляющей себя в его интерпретациях.

Отсюда следует, что использование метода антиномии как способа дискурсии смыслового пространства диалога позволяет определить антиномичность как структурную особенность его архитектоники.

Различение уровней архитектонического пространства Диалога как Целого Смысла всего лишь констатирует тот факт, что, в силу равной обоснованности опытом, особенностями «перцептивной позиции» и концептуальной логикой того или иного исследователя - все интерпретации

189 диалога как разделенные антиномии должны быть оценены как относительно истинные и проблемно - в оговариваемых пределах - отождествлены друг с другом на определенных архитектонических уровнях. Учет подобных равновеликих, дополняющих и противоречащих друг другу «дискурсивных опытов» как определенных архитектонических уровней помогает «продвигаться» к безграничному бесконечному целому - Смысловому пространству диалога.

Антиномичная организация диалогического дискурса посредством различных способов определения совокупностей высказываний, не отметая установленных традиций в его интерпретации, дала нам возможность «конституировать такие дискурсивные совокупности, которые, будучи несокрытыми, вместе с тем, оставались невидимыми» (135, С. 31).

Конструктивным условием Диалога является антиномичность Слова и пространства отношений «Я - Другой». С одной стороны, диалог принадлежит речи, существует только в речи (слове, тексте); с другой - для диалога как минимум необходимы Двое, потому что диалог - это всегда поиск себя в Другом и полагание Другого в себе.

Антиномия диалога вырастает из главного условия возможности человеческого общения - Понимания - и воплощена в традиционного диало-гизме в идее «третьего». С позиций условия возможности (смысла) диалога «третье» есть приоритетное - это инстанция онтологически понятой Истины. И в этом контексте (и в первом приближении) диалог можно определить как режим согласования смысла ради достижения истины, как совместный (со-бытийный) поиск, отражаемый различными модусами бытия. Именно поэтому мы фиксируем «проекцию» диалога на нескольких уровнях (планах) его смыслового пространства: онтологическом, экзистенциальном, культурном и социально- институциональном.

В строгом смысле диалог есть коммуникативный режим, позволяющий обеспечить «паритет» Слова (Языка) и Другого и достаточно эффективно «включить» все регистры диалога.

190

По сути диалог как коммуникативный режим принадлежит совместному поиску смысла (истины). Одновременно этот режим может быть представлен как целая дискурсивная формация (констелляция) всего того богатства, которое содержит в себе человеческое общение.

Проведенный дискурсивный анализ Диалога отнюдь не ограничивает его смысловое пространство, и осуществленный опыт не может считаться ни окончательным, ни единственно возможным. Наше исследование - это лишь выполнение некой предварительной работы, которая предоставила нам возможность выявить некоторые архитектонические отношения, осмыслить изначально установленные (тем или иным мыслителем, той или иной научной традицией) интерпретации диалога, ибо «дискурс скрыто располагается в том, что уже сказано. Это «уже-сказанное» - не просто произнесенная фраза или уже написанный текст, но, напротив, нечто «ни-когда-не-сказанное», - бесплотный дискурс, невнятный, как дуновение.» (135, С. 27).

191

 

Список научной литературыОрлова, Мария Юрьевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во между нар. ун-та бизнеса и управления, 1996. - 566 с.

2. Антология феноменологической философии в России. Т. 1. — М.: «Логос», 1997.-512 с.

3. Антропова Н.К. Проблема диалога в русской философии конца XIX -начала XX вв.: Автрореф.дис.док.философ.наук.-Екатеринбург, УГА-ХА, 1999 г.-25с.

4. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. - № 1. - С. 76-92.

5. Баканурский Г.Л. Религиозно-философская концепция М.Бубера// Вестник МГУ. Серия VI11. 1968. -№ 3.

6. Батищев Г.С. Деятельностный подход в плену субстанциализма // Дея тельность: теории, методология, проблемы М.: «Политиздат», 1990. -С.169-176.

7. Батищев Г.С. Найти и обрести себя // Вопросы философии,-1995.-№ 3-С. 103-109.

8. Батищев Г.С. Неисчерпаемые возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: «Политиздат», 1990. - С. 21-34.

9. Батищев Г.С. Не деянием одним жив человек // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: «Политиздат», 1990. - С. 317-330.

10. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии.- 1995.-№3.-С. 110- 129.

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: «Худ. литер.», 1975.-504 с.

12. Бахтин М.М. Дополнения и изменения к «Рабле»// Вопросы философии. 1992,- № 1,- С. 134-164.

13. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М„, 1986,192

14. Бахтин М.М. К философиии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. М.: «Наука», 1986. - С. 80-161.

15. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М.: «Алконст», 1994.- 172 с.

16. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: «Худ.литер.»., 1990. - 543 с.

17. Бахтин М.М. Тетралогоия. -М.: «Лабиринт», 1998. 608 с.

18. Бахтинский тезаурус. Материалы и исследования: Сб.ст. / Под ред. Н.Д.Тамарченко, С.Г.Бройтмана, А.Садецкого М.: Российск. гос. гу-манит. ун-т, 1997. - 183 с.

19. Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура. (Идея культуры в работах М.М.Бахтина) // Одиссей: Человек в истории. М., 1989. - С.26-52.

20. Библер B.C. История философии как философия (к началам логики культуры)//Историко-философский ежегодник/Отв.ред. Н.В.Мотрошилова. М.: «Наука», 1989. - С. 39 - 55.

21. Библер B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. -№6. -С.31-42.

22. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. -М.: «Прогресс», «Гнозис», 1991 176 с.

23. Библер B.C. От науконаучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: «Политиздат», 1990. - 413 с.

24. Библер B.C. Сознание и идея // Философско-психологические предположения Школы диалога культур / Под ред. В.С.Библера. М.: РОС-СПЭН, 1998. - С.94-98.

25. Библер B.C. Сознание и мышление // Философско-психологические предположения Школы диалога культур / Под ред. В.С.Библера. М.: РОССПЭН, 1998.-С.13-87.

26. Бляхер Л.Е. Философские основания культурологического моделирования социальных процессов (Актуализация парадигм М.М.Бахтина): Дис. канд. философ, наук. Хабаровск, 1994. - 131 с.193

27. Богатырева Е.А. Драма диалогизма: М.М.Бахтин и художественная культура XX века. М.: «Школа культурной политики», 1996. - 136 с.

28. Богатырева Е.А. М.М.Бахтин: этическая онтология и философия языка // Вопросы философии. 1993. - № 1. - С. 51-58.

29. Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб.: «Лань», 1999. - 224с.

30. Бонецкая Н.К. М. Бахтин и идеи герменевтики // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации / Сост., ред. ЬС.Г.Исупов. СПб.: «Але-тейя», 1995.-С. 32-42.

31. Бонецкая Н.К. М.М. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. 1993. - № 1. - С.89-93.

32. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Институт психологии РАН, 1995. - С.28-41.

33. Бубер М. Два образа веры. М.: «Республика», 1995. - 464 с.

34. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция. Философский альманах. 1991. / Под ред. В.И.Мудрагея. М.: «Политиздат», 1992. - С. 294-370.

35. Вак М.И. Диалог путь к истине: Дис.канд.филос.наук.- М., 1994.-141с.

36. Вальденфельс Б. Мотив чужого: Сб. пер. с нем./ Науч. ред. А.А.Михайлов; отв.ред. Т.В.Щитцова. -Мн.: «Пропилеи», 1999. 176 с.

37. Василюк Ф.Е. Я и Ты: истина неравенства // Московский психотерапевтический журнал. 1994. - № 4. - С. 94 - 96.

38. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. - 133 с.

39. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. - № 2. -С. 67-120.

40. Власова Т.В. Структура смыслообразования в пространстве углубленной коммуникации: Автореф.канд.философ.наук.-Владивосток, 1999-29с.

41. Воробьев С.В. Проблема диалога в философии Э.Левинаса: Автореф. дис.канд. филос, наук Минск, 1992. - 20 с.194

42. Выготский J1.С. Психология развития как феномен культуры. М.Воронеж: Ин-т практической психологии, «МОДЭК», 1996. - 512 с.

43. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного.-М.: «Искусство», 1991.- 367с.

44. Гадамер Г.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М.: «Прогресс», 1988. 704 с.

45. Гадамер Г.- Г. Человек и язык // От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Мн.: «Менск», 1997. -133 с.

46. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: «Республика», 1997.-495 с.

47. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. - № 6. - С. 3-14.

48. Гайденко П.П. Философия культуры Карла Ясперса // Вопросы литературы. 1972. - № 9. - С. 64-92.

49. Гарднер К. К философии третьего тысячелетия: Бахтин и другие // Философские науки. 1994. - № 1 -3.

50. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: «Мысль», 1975. - 452 с.

51. Герт В.А. Общение как основа индивидуализации человека (методологический аспект исследований): Автореф. дис. канд. философ, наук. -Свердловск, 1982. 22 с.

52. Гоготишвили Л.А. Варианты и инварианты М.М.Бахтина // Вопросы философии. 1992. - № 1. - С. 11 5-132.

53. Гринцер Н.П. Языковое учение Платона в контексте идей Витгенштейна//Вопросы философии. 1998. - № 5. - С. 98-105.

54. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.: «Ольга», 1996. - 287 с.

55. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М.: Российск. гос. туманит, ун-т, 1998. - 191 с.

56. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: «Прогресс», 1985. -462 с.195

57. Гуревич П.С. Экзистенциализм Бубера // Квинтэссенция. Философский альманах. 1991 / Под ред. В.И.Мудрагея.- М.: «Политиздат», 1992.-С.371- 377.

58. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Санкт-Петербург: «Наука», 1998.-316 с.

59. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. - № 3. - С. 101 - 116.

60. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. 1991. - № 1. - С. 13 - 21.

61. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: «Сагуна», 1994.-357 с.

62. Диалог и коммуникация философские проблемы (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1989. - № 7. - С. 3 -27.

63. Диалог о диалогике // Вопросы философии. 1992. № 12. - С. 139-149.

64. Дискурс самопонимания. Владивосток: Изд-во ДВГМА, 1997. - .206 с.

65. Дейк ван, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: «Прогресс», 1989. - 311 с.

66. Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. СПб.: «Алетейя», 1999. -208 с.

67. Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. - М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. - 480 с.

68. Делез Ж. Различие и повторение. Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. -384 с.

69. Демидов А.Б. Основоположения философии коммуникации и диалога // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995. - № 4. - С. 5 -35.

70. Диалог: теоретические проблемы и методы исследования. Сборник научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН, 1991.-157 с.

71. Зайцева З.Н. Мартин Хайдеггер: Язык и Время // Разговор на проселочной дороге: Сб. пер. с нем./ Под ред. А.Л.Доброхотова. М.: Высшая школа, 1991. - С. 159-177.196

72. Интенциональность и Текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: «Водолей», 1998. - 320 с.

73. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.: «Политиздат», 1988. - 319 с.

74. Кант И. Критика чистого разума. Спб.: ИКА «Таймаут», 1993 - 472 с.

75. Кожеурова Н.С., Уровни философского диалога // Философский поиск.- 1997. № 3.-С.108-111.

76. Кудашов В.И. Роль диалогичности сознания в самодетерминации личности: Дис. канд. философ, наук. Красноярск, 1995. — 135 с.

77. Куликов В.Б. Бубер: мистическая традиция и новаторство // Культуры в диалоге / Человек. Культура. Философия. Вып. 1. Екатеринбург: Ур-ГУ. 1992.-С. 115-125.

78. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М.: «Гнозис», 1995.- 192 с.

79. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека: Сб. пер. с фр.- СПб.: «Высшая религиозно-философская школа», 1998. 265 с.

80. Лифинцева Т.П. Проблема человеческого существования в религиозном экзистенциализме М.Бубера: Дис.канд.филос. наук. М., 1993. - 130 с.

81. Лотовая Е.С. История и диалог: формы соответствия // Философский поиск. 1997,- № з - С. 112-114.

82. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера- история. М.: «Языки русской культуры», 1996. - 464 с.

83. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры. Труды по знаковым системам. — Тарту, 1989. Вып. 23. - С. 3-17.197

84. Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории // Западная теоретическая социология 80-х годов. М.: ИНИОН, 1989.

85. Мальченкова В.А. Основные категории нравственной философии М.М.Бахтина: Автореф.дис.канд. философ, наук. Саранск, 1995. - 18 с.

86. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: «Прогресс», 1990. - 366 с.

87. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема /7 Вопросы философии. 1990. - № 10.-С. 3-18.

88. Мартин Бубер Карл Роджерс: диалог // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 4. - С. 67-94.

89. Мартин Хайдеггер и философия XX в. / Сб.докладов. Мн.: «Менск», 1997. - 200 с.

90. Махлин В.Л. Бахтин и Запад // Вопросы философии. 1993. - № 1. -С.94-114.

91. Молчанов В. Одиночество сознания и коммуникативность знака // Логос. 1997.-№ 9.-С. 5-24.

92. Моррис Ч.У. Основание теории знаков // Семиотика. М.: «Прогресс», 1983.-242 с.

93. Назарчук А.В. Этико-социальные доктрины К.-О.Апеля и Ю,Хабермаса (Анализ методологических оснований): Дис.канд.философ.наук. М., 1996,- 138 с.

94. Назарчук А.В. Язык в трансцендентальной прагматике К.-О. Апеля // Вопросы философии. 1997. - № 1. - С. 69-75.

95. Назинцев В.В. Мыслитель Бахтин и теоретик Хайдеггер // М.Бахтин и философская культура XX века (Проблемы бахтинологии): Сб.научных статей / Отв.ред. К.Г.Исупов. СПб.: РГПУ, 1991. - С. 102-112.

96. Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998. - 896 с.198

97. Огнев А.Н. Философия как форма коммуникации: Автореф. дис. канд. философ, наук. Самара, 1995. - 19 с.

98. От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Мн.: «Менск», 1997. - 276 с.

99. Перлина Н.К. Михаил Бахтин и Мартин Бубер: проблемы диалогового мышления /У М.Бахтин и философская культура XX века (Проблемы бахтинологии): Сб. научных статей / Отв.ред. К.Г.Исупов. СПб.: РГПУ, 1991.-С. 136-152.

100. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: «Просвещение», 1994.-659 с.

101. Подорога В. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. -М.: «Ad Marginem», 1995. 427 с.

102. Подорога В.А. Выражение и смысл (Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX- XX вв.: С.Киркегор, Ф.Ницше, МХайдеггер): Дис. док. философ, наук. М., 1992. - 353 с.

103. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. М.: «Наука", 1993. - 320 с.

104. Померанц Г. Диалог культуры миров. Лики культуры. Т. 1. М.: «Юрист», 1995.-527 с.

105. Поппер К. Логика и рост научного знания.-М.:«Прогресс», 1983,-606с.

106. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. -№10. -С. 65-75.

107. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / Под ред. В.А.Подорога, А.Б.Зыкова, И.С.Вдовина и др. М.: «Наука», 1989. - 256 с.

108. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК «Петраполис», 1978.-880 с.

109. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М.: «Медиум»., 1995. - 412 с.199

110. Розин B.M. Философия и методология: традиции и современность // Вопросы философии. 1996. - № 11. - С. 57-64.

111. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Спб.: «Питер», 1999 -720 с.

112. Рубинштейн C.JI. Человек и мир.-М.: «Наука», 1997. 191 с.

113. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: «Политиздат», 1985. - 174 с.

114. Рыбакова Н.А. Духовные экзистенциалы и коммуникативные свойства личности: Дис. канд. философ, наук. -М,, 1996. 160 с.

115. Савинова Е.Ю. Карнавализация и целостность культуры // М.Бахтин и философская культура XX века (Проблемы бахтинологии). Сб.научных статей / Отв.ред. К.Г.Исупов. СПб.: РГПУ, 1991. -С. 61-66.

116. Сагатовский В.Н. Онтология и семиотика диалога // Философский поиск. 1997. -№ 3. - С.105-107.

117. Самосознание европейской культуры XX века. М.: «Политиздат», 1991.-366 с.

118. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. П.С.Гуревич. М.: «Прогресс», 1988. - С. 207-228.

119. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм// Сумерки богов. - М.: «Политиздат», 1990. - С. 319-345.

120. Ситченко JI.A. Человеческое общение в интерпретациях современной западной философии: Критический анализ. Киев: «Наукова Думка», 1990.- 112 с.

121. Славская А Н. Гуманистические аспекты понимания и интерпретации // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: «Наука», 1995.-С. 83-95.

122. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов B.C., Филатов В.П. М.: «Политиздат», 1991. - 414 с.200

123. Современный философский словарь / Под общей ред. В.Е.Кемерова. -Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск.: «Панпринт», 1998. 1064 с.

124. Сотонин К. Словарь терминов Канта. Казань, 1913.

125. Социокультурное пространство диалога М.: «Наука», 1999.- 221 с.

126. Тишин А.И. Общение: философское исследование структуры: Авто-реф. дис. док. философ, наук. Бишкек, 1996. - 34 с.

127. Тулмин С. Человеческое понимание. М.: «Прогресс», 1984. - 327 с.

128. Тюпа В.И. Архитектоника эстетического дискурса // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации / Сост., ред. К.Г. Исупов. СПб.: «Алетейя», 1995.- С. 206-217.

129. Ухтомский А.А. Избранные труды / Под ред Е.М.Крипса. Л.: «Наука», 1978.-358 с.

130. Философия человека: проблемы и решения. Сб. статей / Под. общ. ред. В.А.Степановича. Брест: БрГУ, 1996 . - 194 с.

131. Философия эпохи постмодерна. Сб. пер. и реф. / Под ред. А.Р.Усмановой. Мн.: Изд-во ООО «Красико-принт», 1996. - 194 с.

132. Флоренская Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. - С. 136-162.

133. Флоренская Т.А. Слово и молчание в диалоге // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996. - № 1. - С. 49-62.

134. Фуко М. Археология знания. К.: «Ника-Центр», 1996. - 208 с.

135. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб: «Acad», 1994.-405 с.

136. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: «Наука», 1992.-245 с.

137. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. -1989. №2.-С. 35-40.

138. Хайдеггер М. Бытие и Время. М.: «Ad. Marginem», 1997. - 452. с.201

139. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб: Изд-во НОУ «Высшая религиозно-философская школа», 1998. - 301 с.

140. Хайдеггер М. Время и Бытие: Статьи и выступления. М.: «Республика», 1993.-447 с.

141. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер.с нем. / Под ред. А.Л.Доброхотова. М.: «Высшая школа», 1991. - 192 с.

142. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Новая технократическая волна на Западе. Сб. ст. и пер. / АН СССР, Ин-т философии. Сост. П.С.Гуревич. М.: «Прогресс», 1986. - С. 67-84.

143. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики (Введение) // Вопросы философии. 1989. - № 9. - С. 116-163.

144. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. П. С. Гуревич. М.: «Прогресс», 1988.-С.314- 356.

145. Хайдеггер М. Поворот // Новая технократическая волна на Западе. Сб. ст. и пер. / АН СССР, Ин-т философии. Сост. П.С.Гуревич. М.: «Прогресс», 1986.-С. 85-92.

146. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: «Гнозис», 1993.-464 с.

147. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследовании коммуникативных воздействий // Психолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А.А.Бодалева. М.: НИИ ОПП АПН СССР. - С. 216-227.

148. Человек как объект философского и социогуманитарного знания: Сб. науч.трудов / Отв.ред. В.Ю.Верещанин. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1988.- 219с.

149. Черный Э. Греческая грамматика. Ч.П.- М., 1979. 176 с.202

150. Шачин С.В. Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса: Дис.канд.филос.наук. СПб, 1996. - 135 с.

151. Шевченко Е.С. Диалектика дискурса и текста в современной социокультурной парадигме: Автореф. дис. канд. философ, наук. — Владивосток, 1997.-22 с.

152. Шердаков В.Н. Г.С.Батищев: в поиске истины, пути и жизни // Вопросы философии. 1995. - № 3. - С. 95-102.

153. Шпет Г. Язык и смысл //Логос. 1998. - № 1. - С. 9 - 52.

154. Шпет Г. Хайдеггер М. История как проблема логики. М.: «Гнозис»,1995.-201 с.

155. Эмерсон К. Против закономерности: Соловьев, Шестов, поздний Толстой, ранний Бахтин // Бахтинология: Исследования, переводы, публикации / Сост., ред. К.Г. Исупов. СПб.: «Алетейя», 1995.- С. 117-131.

156. Ясперс К. Общая психопатология. М.: «Практика», 1997. - 1056 с.

157. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии. Т. 2. М.: «Академия»; СПб.: «Белый кролик», 1996. - 256 с.

158. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: «Республика», 1991. -528 с.

159. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. Сб. ст. и пер. / АН СССР, Ин-т философии. Сост. П.С.Гуревич. М.: «Прогресс», 1986. - С. 119-146.

160. Яусс Х.Р. К проблематике диалогического понимания // Вопросы философии. 1994. № 12. - С. 97-106.

161. Ячин С.Е. Культура критического разума. Владивосток: ДВГТУ,1996.-280 с.

162. Ячин С.Е. От экзистенциальной аналитики совести-вины к коммуникативно-рациональному этическому дискурсу // Философия, психология, теология вины. Владивосток: Изд-во ДВГМА, 1998. - 105 с.

163. Ячин С.Е. Феноменология сознательной жизни. Владивосток: «Дальнаука», 1992. - 203 с.

164. Ячин С.Е. Философские основания современного научного познания: Учеб. Пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1998. - 252 с.

165. Ячин С.Е. Человек в последовательности культурных и социальных форм своего бытия: генезис превращенной формы /7 Личность. Культура. Общество. 2000. - Т. 2, Вып. 1 (2). - С. 68-86.

166. Apel К.-О. Sprachpragmatik und Philosophe. Frankfurt, 1976.

167. Austin J. L. How to do thing with words. Oxford, 1962.

168. Axelrod Ch. D. Studies of intellectual break-through: Freud, Simmel, Buber. Amherst: University of Massachusets Press, 1979.

169. Buber M. Between Man and Man. New Jork : Macmillan, 1965. - p. 88.

170. Buber M. Urdistanz und Beziehung. Beitrage zu einer.philosophischen Anthropologie. Heidelberg, 1978. - s. 28.

171. Casper B. Das dialogische Denken. Freiburg: Herder, 1967.

172. Clark K., Holquist M. Mikhail Bakhtin. Cambridge (Mass.), London, 1984.

173. Diamond M.L. Martin Buber. Jewish existentialist. New York: Oxford University Press, 1960.

174. Jacob S. Zwischen Gesprach und Diskurs. Bern,Stuttgart: Haupt, 1985. -267 s.

175. Jaspers K. Philosophisches Woterbuch. 11 Aufl. - Leipzig, 1975. - Bd. 1. - S. 640 (цит. no 74)

176. Habermas J. Cricical Debates. Cambridge (Mass): MIT Press, 1982.

177. Habermas J. Erkenntnis und Interesse. Frankfuft am - Main, 1968.

178. Habermas J. Knowledge and Human Interests. London: Heinemann, 1971.204

179. Habermas J. Legitimation Crisis. Boston: Beacon Press, 1975.

180. Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. 1. London: Heinemann, 1984.

181. Habermas J. Teorie des kommunicativen Handels. 4 Aufl. - Frankfurt -am - Main: Suhrkamp - Verlag, 1987. - Bd 1,2. (цит. no 151)

182. Morson G.S., Tmerson C. Mikhail Bakhtin. Creation of Prosaics. -Stamford University Press. 1990.-p. 133.

183. Littlejohn Stephen W. Theories of Human Communication. Columbas: Merrill; Wadsworth Publishing Company. Belmont, California, 1978.-p. 627.

184. Roberts M. Poetics Hermeneutics Dialogics: Bakhtin and Paul de Man. // Rethinking Backtin. Evanston, Illinois, 1989.- p. 134.

185. Rorty R. Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton, N.Y.: Princeton Press, 1979. - p.360 - 377.

186. Roubiczek P. Existentialism: for and against. Cambridge: Cambridge University Press, 1966. - p. 140.

187. Todorov T. Mikhail Bakhtine: Le principe dialogique. Paris: Seuil, 1981. -p. 151.

188. The Philosophy of Martin Buber. La Salle.- Ill: Open Court, 1967.-p. 693.

189. Vermes P. Buber. London: Habban, 1988.